Две Ёлки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Вертер де Гёте» > Две "Ёлки" (окончание)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Две «Ёлки» (окончание)

Статья написана 7 февраля 2020 г. 21:13

В 1927-28 гг. в СССР началась яростная антирелигиозная пропаганда, борьба с религиозными праздниками и их атрибутами, под горячую руку попала и рождественская ёлка, элемент религиозных предрассудков и буржуазный пережиток. На первой полосе 113-го, новогоднего, номера «Пионерской правды» за 1928 год, вышедшего с огромным заголовком «Пионеры не празднуют рождества», размещена карикатура, на которой хитрый «поп» ловит неразумного ребёнка на нарядную ёлочку, словно на крючок, об этом сообщает и подпись: «Слежу за рыбкой жадно я./ Вот ёлочка нарядная,/ Заместо червячка./ Ещё даю конфеты я./Авось, приманкой этою/ Поймаю простачка». Чуть ниже — обличительное стихотворение Евгения Крекшина под названием «Против ёлки», мол, «пахнущих ладаном ёлок не надо нам».

В 1935 году в стране возродили традицию отмечать Новый год с ёлочкой. И не просто возродили — а активно начали пропагандировать новые советские символы новогоднего праздника. Подключили и систему книгоиздания: красочные детские книги о Новом годе и новогодней ёлочке выпустили на разных языках народов СССР. К примеру, в 1938 году на эту тему вышли на идиш две книжечки еврейских советских поэтесс — «Ёлка» Двойры Хорол и «Ёлочка» Рахиль Баумволь. Наверное, довольно неожиданно для того времени, ведь старшим поколением ёлочка воспринималась всё ещё частью другой традиции — христианской.

Один из самых уважаемых редакторов «Детгиза» Эсфирь Эмден в 1940 году задумала антологию лучших коротких «зимних» произведений для детей, название напрашивалось — «Ёлка». Вообще, в собственном творчестве Эрбен зимний праздник играл важную роль — где-то через год выйдет её новогодняя сказка «В стране бабушки Куклы», явно написанная под влиянием «Синей птицы» Метерлинка, в канун 1943 года в «Пионерской правде» появится стихотворение «Новогодняя песня».

Эсфирь Эмден (Коссая)
Эсфирь Эмден (Коссая)

Если первую «Ёлку» с новогодним настроением связывало только несколько иллюстраций, то антология 1941 года была абсолютна концептуальной и полностью посвящалась теме зимы и Нового года.

Со времени выхода «Ёлки» Чуковского и Бенуа прошло более двух десятилетий, изменения в русской детской литературе и в искусстве детской книжной иллюстрации произошли грандиозные. Состав участников двух антологий это наглядно показывает, многие уехали (Моравская, супруги Пуни, Александр Бенуа, Анненков, Добужинский, Чёрный, Владислав Ходасевич, Чехонин), трое последних к 1941 году уже умерли в эмиграции; также ушли из жизни Горький, Брюсов, художник Замирайло, Репин, Натан (Моисей) Венгров, много сделавший для развития советской детской литературы, впал в немилость и сосредоточился на литературоведении. Но появились в детской литературе и новые звёзды — Самуил Маршак, Сергей Михалков.

Неизменными величинами, объединяющими два сборника остались лишь Чуковский и Алексей Толстой.

Чуковский представлен в антологии маленьким отрывком из «Крокодила» — «Как услышали про ёлочку слоны...» (Крокодил всё же появился в антологии «Ёлка», пусть и через пару десятилетий) и загадкой «Два коня у меня...»; Толстой — пересказом русской народной сказки «Морозко».

Другие хедлайнеры сборника — Маршак («Ёлка», загадки), Михалков («Ёлку вырублю в лесу...»), Зинаида Александрова — 4 стихотворения, в том числе — «Ёлочка» («Маленькой ёлочке холодно зимой...»), А. Кононов с рассказом «Ёлка в Сокольниках» о том, как Ленин играл с ребятами на ёлке, новый новогодний канон. Заметное место уделено классике — это шедевры Некрасова «Мужичок с ноготок» и «Не ветер бушует над бором...», отрывок Пушкина «Вот север, тучи нагоняя...», по два стихотворения от Блока и Фета, и переведённое Е. Благининой короткое стихотворение классика литературы идиш Ицхока-Лейбуша Переца (1852-1915).

Помимо Переца в антологию вошли и другие переводные авторы — азербайджанская поэтесса Мирварид Дильбази и советские еврейские писатели Лев Квитко и уже упоминавшиеся Хорол и Баумволь.

А. Кононов
А. Кононов
М. Дильбази
М. Дильбази
З. Александрова
З. Александрова

Вера (Двойра) Хорол
Вера (Двойра) Хорол
Лев (Лейб) Квитко
Лев (Лейб) Квитко
Рахиль Баумволь (Рохл Боймвол)
Рахиль Баумволь (Рохл Боймвол)

Но основным достижением антологии и лично Эмден, установившей истину, стала публикация «Ёлочки» Раисы Кудашевой, впервые главная новогодняя песня, долгое время считавшаяся народной, была опубликована под именем настоящего автора.

историческая публикация
историческая публикация
Р. Кудашева
Р. Кудашева

Рис. Н. Радлова:

К оформлению антологии вновь были привлечены отличные художники — Анна Давыдова, Иван Кузнецов, Михаил Поляков, и даже выдающиеся мастера книжной иллюстрации — В. Конашевич, Рачёв, Радлов. Рисунки хорошие, мне нравятся, но всё же в плане иллюстраций академичность «Ёлки» Эмден на голову уступает весёлой эклектике первой антологии. Пожалуй, лишь обложка Конашевича понравилась мне больше, чем обложка «Ёлки» — 1918.

Что касается содержания антологий, то произведения в «Ёлке» Эмден, конечно, — «зе бест оф» и работа составителя вызывает уважение, но что особенно ценно в «Ёлке» Чуковского — почти все произведения создавались специально для сборника и в результате заложили основы советской детской литературы.

рис. М. Полякова
рис. М. Полякова
рис. Н. Радлова
рис. Н. Радлова
рис. А. Давыдовой
рис. А. Давыдовой





957
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 февраля 2020 г. 21:19
Сначала запретили Рождество, а Новый год и не праздновали вовсе, 31 декабря и 1 января были рядовыми рабочими днями, обычные трудовые будни, не выходные дни. Через шесть лет стали праздновать Новый год, таким образом отстроились от Рождества.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2020 г. 21:25
В этом же номере «Пионерки» (в сети в свободном доступе) — призыв к пионерам и школьникам Москвы «не праздновать религиозных дней 25 и 26 декабря, а организовать в эти дни учёбу, перенеся дни отдыха на 31 декабря и 1 января».
 


Ссылка на сообщение7 февраля 2020 г. 21:40
Просить пионеры они могли что угодно, но нерабочими, праздничными днями были 1-2 мая, 7-8 ноября, и «кровавое воскресенье 9 января», совмещенный с днем смерти Ленина, 22 января. Всего три праздника-выходных было в 1930е.


⇑ Наверх