Роберт Силверберг отзывы

Все отзывы на произведения Роберта Силверберга (Robert Silverberg)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1282

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+23)»»

«Вертикальный мир»
–  [ 9 ]  +

AUGUSTIN, 10 января 2013 г. в 23:10

На фоне того, что мне известно из творчества Силверберга — необычный и бьющий в «колокола собора чувств» роман. Был номинирован на премию «Хьюго» в 1972 году.

Что будет, если? Если взять за основу высокотехнологичный мир, вывернувший наизнанку заповедь «Плодитесь и размножайтесь» ради поклонения контркультуре свободной любви, приправить его принципами социалистического мироустройства, где порицается всякая обособленность, и поддерживать хрупкое душевное равновесие масс с помощью наркотиков и психоинженерии. А то, что если 75 миллиардов раз сказать «мы счастливы», во рту слаще не станет!

С одной стороны, у Силверберга налицо типичный набор признаков жанра антиутопии, вкратце сводящийся к «хотели как лучше, а довели до абсурда все свои гениальные идеи», с другой стороны, множественность точек зрения разбивает зеркало этой типичности на остро ранящие сознание читателя осколки.

«Я не ощущаю ничего. Я заперт внутри самого себя». Оригинальное англоязычное название «The World Inside» («Мир внутри») подразумевает не только несколько прямолинейную аналогию с найденным переводчиком образом «Вертикальный мир», то есть, с образом романного мира, заключенного в рамки башен-небоскребов, «городских монад» («гонад»), иглами втыкающихся в «неба пустую грудь», и не только иерархическую структуру человеческого общества внутри самих гонад, где верхние уровни отведены властителям, и восхождение по карьерной лестнице осуществляется буквально — переездом на более высокий этаж. Это мир внутри каждой общественной единицы, рвущийся наружу из утопии счастливых приспособленцев. И что ни мир, то конфликт.

Автор не просто подает читателю точку зрения нового персонажа поочередно в каждой из частей, но постепенно вплетает их друг в друга через второстепенное окружение и доводит до бурного финала. И каждая из «миллионов замурованных в коробочки душ» может пожелать освободиться.

Социопрограммист Чарльз Мэттерн, усредненный благополучный житель вертикального сообщества, успевающий за один счастливый день пережить целую гамму неприятных ощущений; историк Джесон Квиведо, который не способен отказаться от «нравственных пережитков» прошлого и со страхом ждущий, что кто-то догадается о подавляемых им внутренних конфликтах; молодой программист-наладчик Майкл Стэтлер, подвергнутый быстрому и неотвратимому наказанию за недозволенную роскошь реализации своей тяги к приключениям вне башни; молодой Диллон Хримс, артист-уникум, музыкант оркестриона, под наркотиком представляющий себя псевдобогом вертикального бытия гонады; Сигмунд Клавер, еще почти мальчик, но уже золотой, — многообещающий способный лидер, однако же, не вынесший знания об истинной сути верховных администраторов, не нашедший исцеления от этого знания в местном варианте психотерапии, и не желающий прибегнуть к местному варианту стирания личности.

Силверберг – морализатор и богоискатель? Да. Не случайно всеобщее религиозное преклонение перед процессом неконтролируемого размножения (насмешка над извечным американским “more” в том числе), в гимнически-молитвенной форме возникающее в первой же истории, подвергается проверкам то носителем отчетливо выраженной традиционной точки зрения, отправленным автором на экскурсию по гонаде, то двумя «атавистами», желающими прилепится именно друг к другу, а не к любому и любой из трехкилометровой иглы в небеса, то административным и творческим столпами системы, не выдерживающими нагрузки обязательных ночных прогулок. Приспособившись к этому «дивному новому миру» парных сходок единения и сомы, человек так и не приспособился к отсутствию Бога истинного – подделок же Его предостаточно. И автор подводит к мысли, что тоскующей внутри человеческой душе освободиться собственными силами вряд ли удастся. Но тот, кто «не в состоянии совершить мистический прыжок в бесконечность», может совершить другой прыжок. Вот только куда именно?

Оценка : 10
«Торговцы болью»
–  [ 9 ]  +

Лэйла, 27 сентября 2011 г. в 21:32

Будущее описанное в рассказе более, чем реально. Вполне можно представить желающих посмотреть шоу, сопровождающееся реальными переживаниями героя, а именно болью, ощутить все вместе с героем. Только на данный момент техника еще пока не дошла. А так публичная казнь в эфире уже была: казнили Садама Хусейна и ведь смотрели многие, даже мне было интересно, да не ужели правда показывают. Каюсь, глянула одним глазком. Эти шоу захватывают. Вопрос в том, как их снимают. Шоу из рассказа аморально.

Самое главное пока это не задело тебя, ты можешь оказаться в стороне, но если заденет... Как главный герой, он сам снимал шоу, пока его не ранили. А когда пострадал, не захотел стать его героем...

Оценка : 8
«Вниз, в землю»
–  [ 9 ]  +

bvelvet, 04 июля 2011 г. в 15:39

Мощная книга, демонстрирующая «литературность» дарования Силверберга и его одержимость книгами Д. Конрада. Дело не только в использовании мотивов «Сердца тьмы» (путешествие в глубь враждебного мира, человек Курц, обитающий на далекой «фактории» и т.д.). Силверберг моделирует текст, используя конрадовские приемы, в том числе языковые (отмечу превосходный перевод, в котором сохранено ПОЧТИ все, что необходимо для адекватного восприятия текста. В целом пафос книги — единение разумов, но раскрывается довольно простая тема нетривиально. Есть много шокирующих сцен, несколько «взрослых», несколько размышлений о языке и сознании — отличный образец творчества замечательного писателя.

Оценка : 8
«Рукою владыки»
–  [ 9 ]  +

Гриф Рифт, 27 ноября 2010 г. в 19:28

Предстоящий выбор Диволла

оказался очень трудным! Сильверберг очень чётко описал проблему выбора, и рассуждения Диволла. Ведь на нём, как на начальнике экспедиции лежит ответственность не только за каждого члена своего экипажа, но и дипломатические отношения новой рассы с Землёй! Диволл на мой взгляд поступил очень мудро, а главное он руководствовался не родственными чувствами к Леонарду, а здравым смыслом и интуицей. Ведь когда перед ним предстал старый жрец Маркинцев, и рассказал капитану о том, что сделает народ с жрецом, если Диволл не отдст на суд своего племянника, стало просто жалко жреца, да дипломатическим отношениям мог настать конец! Вообщем я рад что всё закончилось так, как закончилось, но душевные метания капитана описаны, на мой взгляд, великолепно! Выбор- вот та сила, которая движет людьми, и попрой от выбора зависит, то какими отношения между двумя сторонами будут в даьнейшем!:cool!:

Оценка : 9
«Увидеть невидимку»
–  [ 9 ]  +

Sumy, 01 сентября 2010 г. в 10:44

Отчаянно ли положение «невидимки» ? А вы набейте холодильник продуктами , запаситесь стопкой книг , поставьте пару телевизоров и неделю проведите в одиночестве . Уверяю , к концу недели взвоете.

Оценка : 7
«Железный канцлер»
–  [ 9 ]  +

GBV, 25 января 2010 г. в 16:58

Хороший рассказ, не без иронии и морали. Люди всегда стремятся спихнуть свои нелюбимые обязанности кому-то другому, будь то даже жестянка с электронным мозгом. А когда что-то идёт не так, ещё и обижаются на жестокую судьбу.

В рассказе показана интересная ситуация, когда семья толстяков (как реальных, так и мнимых) оказалась в заложниках у своей же диетической программы в лице харизматичного кухонного аппарата по кличке Железный канцлер. Конечно, канцлер проявил недюжинные способности, чтобы принудить людей к диете, и в конце получилась трагикомическая ситуация, когда не знаешь, смеятся с положения заточенной семьи, или сочувствовать им.

Выводы по прочитанному можно сделать следующие:

— нельзя перепрограммировать роботов отвёрткой в домашних условиях;

— лучше самим сесть на диету, чем ждать, пока этим вопросом займётся кто-то другой;

— повнимательней смотрите за «умной» кухонной утварью — возможно, вы станете свидетелями зарождения новой цивилизации.

Приятного всем чтения :-)))

Оценка : 9
«Лорд Валентин» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Dragonfire, 21 января 2010 г. в 15:09

Прочитал первые три произведения из этого сериала. Не скрою, было интересно, я получил большое удовольствие.:-)

Но, к сожалению, это относится по большей части к «Замку Лорда Валентина», эта книга понравилась более всего. Меня завлекли красочный мир, подробно, интересно и мастерски прописанный,-главное достоинство романа да и всего сериала-главные герои, каждый из которых по своему интересен и в большей или меньшей степени тщательно исследован и прописан автором (хотя с психологией и характером, конечно, можно было ещё поработать), а также не слишком оригинальные, но представляющие интерес и завлекающие читателя сюжеты.:-)))

Менее всего меня впечатлила вторая часть, «Хроники Маджипура», представляющая собой скорее сборник рассказов и ставшая цельным романом благодаря лишь одному герою — Хиссуну. Три рассказа здесь мне очень понравились, остальные либо оставили противоречивые и не слишком приятные впечатления,:-( либо вообще разочаровали и вызвали крайнюю неприязнь.:-((( Как мне кажется, можно было несколько по-иному обыграть это своеобразное обучение и воспитание Хиссуна и подсократить в некоторых моментах, вместо которых можно было начать историю событий, описанных в «Понтифеске» уже здесь.

И вот тогда и следующий роман сериала получился бы, возможно, поинтереснее. То ли автору не хватило этого количества страниц, то ли времени, то ли желания, может быть, он уже немножко устал... Не получилось, как мне кажется, в полной мере описать то, что он задумал — слишком глобально он хотел развернуться, слишком масштабные действия и события захотелось ему затронуть, а это, как известно, задача очень и очень трудная...%-\

Но если бы, да кабы... В любом другом варианте это произведение уже не было бы таким. Возможно, оно понравилось бы ещё больше, а может быть, только проиграло бы... К тому же не дано нам менять что-то в прошлом! И кто мы такие, чтобы судить? Сначала надо спросить себя: а смогли бы мы написать, если не такое, то хотя бы что-то подобное, смогли бы мы охватить такие масштабы, объять необъятное?

Всё равно «Понтифекс Валентин» — интерсное и хорошее произведение, которое, как я думаю, лучше «Хроник», хотя и уступает «Замку». Да и «Хроники Маджипура», согласитесь, — далеко не полный провал, а очень даже милое, местами просто прекрасное, произведение, если говорить в целом. В итоге, моя оценка всему сериалу — 9, из-за парочки не очень хороших рассказов в «Хрониках».

Оценка : 9
«Валентин Понтифик»
–  [ 9 ]  +

Dragonfire, 21 января 2010 г. в 13:33

М-да... Это произведение меня немножечко разочаровало...:-( Прочитав «Хроники Маджипура», я надеялся, что в третьей части Силверберг вернётся к тому великолепию и величественности, к той продуманности и тщательности, что я увидел в «Замке Лорда Валентина». Но... что-то не получилось...

Автор поставил перед собой задачу, ещё более объёмную и трудную, чем в первой части. Он захотел описать не просто огромный мир, масштабы которого просто поражают! Ему понадобилось провести читателя не только через почти всю планету! Он решил описать ещё и глобальные события, происходящие на Маджипуре, затрагивающее всё и вся на планете! Даже все четыре ветви власти объединились, чтобы противостоять угрозе, исходящей от метаморфов!o_O

Но это стремление писателя к гигантизму многое испортилось. Потерялось то очарование этого потрясающего мира, что было в «Замке», не удалась попытка в полной мере описать огромные масштабы восстания метаморфов. А главный враг человечества по имени Фараатаа? Мне кажется, что получился не слишком хорошо прописанный герой. Он больше похож на маленького ребёночка, разозлившегося на взрослых из-за некупленной для него конфеты, чем на великого и ужасного злодея, наполненного священным гневом и желанием помочь своему народу.:-(((

Но хватит о недостатках... (Точнее об одном существенном недостатке — далеко не полной прописанности и подробности событий и мира.) Ведь в «Понтифеске» есть и достоинства. Это потрясающая атмосфера, полюбивщаяся лично мне по «Замку». Это любимые герои, с которыми приятно снова встретиться. И это, в принципе, довольно интересный сюжет, от которого у меня осталось приятное послевкусие, хотя и недолго длившееся.

В общем, моя оценка — 8, потому что не дотягивает до шедевра, но и не является абсурдом.:-)

Оценка : 8
«Абсолютно невозможно»
–  [ 9 ]  +

Ashaman, 18 января 2010 г. в 12:19

Это на сколько нужно быть упертым человеком, чтобы зная себя, даже не попытаться объяснить себе ситуацию?)

Идея забавная конечно, но уж как-то слишком легко герой смирился. С чего началась петля (откуда часы) не представляю и это немного напрягает. Отчего-то ко всяким временным парадоксам я отношусь особо критично, поэтому даже понимая, что для рассказа это не главное, мне это видится минусом.

Оценка : 7
«Увидеть невидимку»
–  [ 9 ]  +

Vargnatt, 25 мая 2009 г. в 20:18

А мне идея подобного заключения показалась абсурдной на всех уровнях. Кто же запрещает человеку читать, смотреть кино и ТВ, слушать музыку, ведь ни зрения, ни слуха у него не отнимали, не снижали его ай-кью. Да и голос не запирали в пыльном чулане — ходи декламируй, хотя тут и умом тронуться можно. Сиди себе спокойно дома, книжку строчи или за город удались, проблем с питанием у заключённых я не заметил. А вот свободные люди почему страдают: обходи клеёмённых стороной, не замечай, переходи на другую сторону улицы. Так кто для кого неудобства придумал?

Оценка : 7
«Железный канцлер»
–  [ 9 ]  +

aps, 28 апреля 2009 г. в 19:49

Впервые прочитал этот рассказ еще в Юном Технике и тогда он на меня не произвел сильного впечатления, Однако сейчас я понимаю, что это достойный представитель малой прозы. Ведь в нем нашлось место и «бунту» робота (причем он действует из самых лучших побуждений, заботится о здоровье своих хозяев и ради этого идет на любые меры, беря всю власть в доме в свои «руки»), и сатире на современного обывателя (которому уже даже лень следить за собой самостоятельно) и небольшое предостережение всему человечеству (власть в доме захватил робот, а если в масштабах Земного шара?). Если добавить к этому отличный авторский стиль, сдобренный некоторой толикой иронии и достойный перевод, то получим рассказ, который не даст от себя оторваться с первой до последней строчки.

Оценка : 9
«Долина вне времени»
–  [ 9 ]  +

olvegg, 26 апреля 2009 г. в 14:48

Известно, что Силверберг писал много и в основном плохо, по крайней мере до середины 60-х, когда он одумался и примкнул к «Новой волне», встав плечом к плечу с Желязны, Дилэни и прочими борцами с прогнившим прошлым. В конце 50-х он массово выпускал всякого рода коммерческую макулатуру (за исключением также немалого количества хороших рассказов), и «Долина вне времени» пожалуй хорошо иллюстрирует этот период его творчества. Приключения, приключения, и ничего кроме них! Совсем ничего. Помню, что читал оранжевый сборник и удивлялся, как такую откровенную халтуру мог написать автор философского «Человек в лабиринте», остро-политического «Лагеря Хауксбиль» и пронзительных «Ночных крыльев» (это помимо уже читанных к тому времени отличных рассказов).

Оценка : 6
«Пассажиры»
–  [ 9 ]  +

kkk72, 10 апреля 2009 г. в 22:44

Жутковатый рассказ. Нечасто даже в самых мрачных произведениях фантастов человечество оказывается в столь беспомощном состоянии, в столь полной зависимости от неизвестных существ. Попытки героев, несмотря ни на что, жить нормальной жизнью в те часы, которые готовы оставить им неизвестные захватчики, внушают уважение. Вот только зачем негуманоидам нужны человеческие эмоции? Рассказ производит сильное, но тяжелое впечатление.

Оценка : 7
«Плавание в Византий»
–  [ 9 ]  +

baroni, 30 марта 2009 г. в 22:27

Прекрасный импрессионистичесий рассказ Р.Силверберга, являющийся (наряду с «Крыльями ночи») настоящим украшением сборника. «Плавание в Византий» относится к такому роду литературных текстов, в которых главное — не сюжет, не персонажи. В подобных рассказах главное — это поймать авторскую волну, задышать в унисон с автором.

«Плавание в Византий» — своеобразная реминисценция, отсылающая читателя к самому известному одноименному стихотворению ирландского поэта У.Б. Йейтса. (Кстати, слегка перефразированные строки из этого йейтсовского стихотворения дали название прекрасному роману Кормака Маккарти «Старикам здесь не место»). Рассказ Силвербега (как и стихотврение Йейтса, как роман К. Маккарти) об обществе, в котором царит бешеный культ молодости. Старость перестала быть почтенной и уважаемой. Она выглядит банальной, смешной и постыдной — что-то навроде заболевания «неприличной» болезнью. В мире вечно молодых, остроумных, сексуальных героев Силверберга постареть — означает вычеркнуть себя из вечного круговорота развлечений и наслаждений, оказаться настоящим парией в обществе «вечно молодых».

К сожалению, «Плавание...» Йейтса не приведено в рассказе полностью. Отрывки из него (в перевод Е. Витковского) разбросаны по тексту рассказа. Мои рекомендации — не поленитесь, найдите и прочтите поэтическую версию «Плавания в Византий» ( и лучше — в переводе Ксении Голубович, наиболее точно передающей все смысловые нюансы стихотворения Йейтса) перед тем, как читать прозаический текст Силверберга. Это поможет вам поймать ритм, почувствовать нерв силверберговского рассказа.

Оценка : 8
«Счастливый день в году 2381»
–  [ 9 ]  +

StasKr, 18 декабря 2008 г. в 05:24

Рассказ писался в 1970 году, на гребне сексуальной революции, а поэтому тема «свободной любви» заняла центральное место в данном произведении.

Мир, в котором человечество живёт в гигантских небоскрёбах в тысячу этажей, а популяция homo sapiens приближается (или уже перевалила? не помню) к ста миллиардам человек. Главная цель людей – завести как можно больше детей. Семьи, с пятью-семью детьми считаются очень маленькими. Недаром, главный герой, выполняющий обязанности экскурсовода, истории упоминает о своих планах взять другую жену, потому что его прежняя супруга (которую он любит) стала бесплодной.

Читал этот рассказ, как впрочем и весь сборник, лет в одиннадцать или двенадцать. Не смотря на тему «свободной любви» и на лёгкий язык остался очень недовольным этим рассказом. Тогда я сформулировал для себя тезис, что человечество не должно уподобляться кроликам и тупо плодиться только ради увеличения популяции себе подобных. У нас должна быть совсем иная, более высокая цель. Хотя бы – познание мира и покорение космоса. Тезис, конечно, простой и отчасти наивный, но всё же именно вот из таких кирпичиков и складывается человеческое мировоззрение и характер.

Только из-за возникшего внутреннего противоречия с темой рассказа я его и запомнил.

Оценка : 6
«Книга черепов»
–  [ 9 ]  +

ceh, 07 октября 2006 г. в 15:22

На мой взгляд — один из лучших романов Силверберга, и один из лучших романов Новой Волны. Прежде всего — КАК — этот роман написан — прекрасный стиль, блестящий язык и отточенный слог. Плюс роман очень точен и психологически. А вот — О ЧЕМ — тут уже не все так просто, многим этот роман может показаться неприятным, или даже неприемлимым. Но это дело вкуса, и достоинства романа это не умаляет.

Оценка : 10
«Вертикальный мир»
–  [ 9 ]  +

Uldemir, 25 сентября 2006 г. в 01:05

Блестящая антиутопия и, на мой взгляд, один из лучших романов Силверберга. Жестко, цинично, правдиво. О том, что же собой представляют люди, чего стоят их жизни, каковы их мечты и стремления. Рекомендую, хотя и не всем…

Оценка : 10
«Вниз, в землю»
–  [ 8 ]  +

Makisima Shogo, 26 января 2022 г. в 22:34

2248-й год. На планету Белзагор, которая ранее являлась частью земных колоний, прилетает бывший сотрудник Компании Эдмунд Гандерсен, который ранее был здесь важной шишкой, ещё когда планета называлась Мир Холмана. Основным ресурсом планеты был, как я понял, яд местных змей, на основе которого производилось лекарство для регенерации конечностей. При укусе яд смертелен, а пить его можно, но это вызывает полнейший трип. Из-за антиимпериалистических настроений Компания покинула планету и предоставила ей полную независимость. Но небольшая кучка людей решила остаться здесь. На Белзагоре живут два вида разумных существ: нилдоры, очень похожие на огромных слонов с гребнем на голове и тройными бивнями, и сулидоры, похожие на коренастых, трёхметровых, покрытых шерстью приматов. Оставшихся на планете людей привлекает некий ритуал нилдоров, который, как утверждают эти разумные слоны, полностью обновляет тело и дух всякого разумного существа. Гандерсен, искренне раскаивающийся за своё участие в эксплуатации нилдоров землянами, хочет пройти обряд повторного рождения. Нилдоры разумны, имеют свой язык, у них есть представление о душе, но они не создали технической цивилизации, не строят зданий и не занимаются искусством – поэтому земляне были склонны воспринимать их как слонов и эксплуатировать их соответственно. Как выясняется позже, участие в ритуале связано с большим риском, ведь один человек, прошедший ритуал, превратился в немыслимое чудовище. Гандерсен отправляется в Страну Туманов, где и происходит обряд перерождения и куда направляются нилдоры со всего континента, когда приходит время их перерождения. Его пропускают с одним условием: он должен вернуть оттуда одного человека, совершившего некое преступление.

Для меня этот роман стал как бы “Аннигиляцией” Вандермеера на минималках. Вернее, не совсем на минималках, а скорее просто соответствующей стилю и ожиданиям времени написания романа – не такой загадочной и более понятной. Образ вечно мокрых и сырых джунглей, диковинные растения, светящиеся в темноте, паразиты, использующие живого человека как кокон для своих отпрысков, полуразрушенные станции Компании по всему лесу с гниющими крышами и вздувшимися полами, лежащий на кровати Курц (отсылочка к “Сердцу тьмы” Джозефа Конрада),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
превратившийся после обряда в жуткое чудовище
. Описание Силвербергом ужаса, который планета может вызвать у людей, вызывает мурашки и является одной из сильных сторон книги. Главный герой описан правдоподобно, он вызывает симпатию, но не лишён недостатков. Роман можно рассматривать как христианскую аллегорию, прекрасно иллюстрирующую боль вины и одиночества, желание искупления. Среди христианской символики – змеи, предлагающие снадобье, обещающее познание добра и зла. Силверберг изображает его питьё как великий грех, но его совершение приводит к пониманию необходимости перерождения. Я ставлю 9 из 10. Мой новый метод поиска годноты – ориентирование по класным винтажным обложкам ретро-изданий – приносит плоды.

Оценка : 9
«Хроники Маджипура»
–  [ 8 ]  +

glaymore, 10 июня 2021 г. в 09:28

Этот сборник рассказов явно написан для тех, кто (как я) считает, что мир, придуманный автором «Замка лорда Валентина», слишком велик для одной книги, и хочет больше узнать про Маджипур: про его историю и географию и населяющие его расы. Очень сильные, по-настоящему Силверберговские рассказы, полные гуманизма и любви к людям.

Оценка : 8
«Приход ночи»
–  [ 8 ]  +

eidenveis, 17 мая 2019 г. в 18:56

Попробую своим отзывом и впечатлениями дополнить мнения других читателей, которые довольно развернуто описали данное произведение. Скажу, что довольно приятно читать отзывы других читателей, особенно их мнения и вопросы к автору за некоторые, скажем так, ляпы или личное виденье развивающихся действий в результате планетарных изменений, которых никто не ожидал, кроме определенного круга людей. Вопреки некоторым мелким недочетам, которых по-истине мало, я бы сказал, что это одно из лучших произведений, которое я бы рекомендовал всем, кто начинает знакомиться с научной фантастикой. Многие скажут, что в сюжете сочится ручеёк, который там не нужен, но я скажу, что идея этого «ручейка» — это накаливание обстановки, чувство предвкушения предстоящих событий. До определенного момента автор даёт вам время подумать и пропустить мысль, что может не всё так плачевно будет и есть шанс, что общество одумается (благодаря разъяснениям астрономов), либо предпримет что-то. Возможно данная мысль не у всех проскочит, что в принципе и объяснимо по продвижению сюжета. Сюжет прихода ночи на планете, которая постоянно освещена довольно оригинальная. Первое, что мне пришло в голову — это эскимосы, которые живут на Земле, при том находясь в Калгаше и в его параллельной Вселенной. Все дело в том, что полярная ночь или день длятся довольно-таки долго около 6 месяцев, что не обычно для нас обыденных обитателей «нормальных» широт. Из прочитанного про эскимосов, могу сказать, что нормальный человек, в условиях полярных ночей или дней может сойти с ума, естественно есть и индивиды(маленький процент), которые могут пережить такое и приспособиться, заметьте, тут речь не идет о экстремальных температурах, а именно о количество солнца и не типичному биоритму.

Этим я хочу сказать, что поведения людей вполне оправданы и присутствие религии в сюжете, как манипулятивного органа, который наводит порядок, является единственным «подорожником», который может излечить стадо безумных и безнравственных орд людей. Людей, которые в силу сложившихся условий потеряли рассудок, а некоторые полностью выпустили своих демонов на волю, оправдывая свое поведение безнадежным концом света.

Сплетение кусочков пазла от лица различных персонажей, которые представляют различные профессии обыграно очень занимательно. Постапокалиптические сцены понравились тем, что оставляют вас неравнодушными и заставляют сопереживать персонажам, которые попали в этот хаос безумия.

Особого философского смысла вы тут не найдете, кроме одной истины, что люди, потерявшие рассудок способны на непредсказуемые действия опасные для вашей жизни. Но ещё опаснее люди, которых до этого сдерживали массовое соблюдение принципов нравственности и морали, подкрепленные осуждением и наказанием за аморальные поступки в случае проявления своей темной эгоистичной личности.

Оценка : 9
«Человек в лабиринте»
–  [ 8 ]  +

stenny, 29 июня 2016 г. в 16:10

На мой взгляд, этот роман — то, чем мог бы стать «Солярис» Лема в руках человека «действующего», активного, а не философа, все проблемы решающего умозрительно в своей голове, сидя на «попе» в уютном кресле.

Происходит контакт с инопланетным разумом/существом, вследствие которого , как в Солярисе, все эмоции, которые внутри, т.е. подсознание, все мысли, ошибочное восприятие, чисто физическое неприятие какого-то человека становится явным, вытаскивается наружу в виде тактильных и прочих других ощущений, в отличие от лемовского овеществления подсознательных мыслей в материальных вещах.

С неким успешным завершением этой истории в «положительный баланс».

Человек, подобно «ужу» в «Сонате ужа» Ольги Ларионовой, боец, которому необходимо ощущать себя Личностью, уважаемой личностью, и непрестанно стремится преодолевать преграды, способствующие отъединению одной личности от человеческого социума. В итоге, у Силверберга, в отличие от героев Лема, Человеку дается пусть даже гипотетическая возможность «воздаяния», признания и у своих сородичей, и даже и сверхъестественных (инопланетных) существ.

Бороться и искать, найти и не сдаваться! — фраза, выгравированная на на кресте в память о погибшей экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу, на холме Обсервейшн, идея, характеризующая мотивы главного героя повести. И даже не его одного, почти каждый участник экспедиции в Лабиринт на Лемносе такой же «боец», ведущий сражение с ограниченностью человеческих возможностей и с давлением обстоятельств.

Автор создал совершенно фантастическую интригу, обрамил ее в жанр «твердой фантастики», автор поставил некую одну проблему (что если все мысли и эмоции человека будут явны, если каждый будет наивно честен и прямолинеен), однако автор мог бы для более четкой позиции и более «выигрышного сюжета», чуть-чуть сместить акцент на то, что герой не только стал мизантропом и человеконенавистником, а на то, что он не просто лег и сложил руки крестом на груди, а непрерывно действовал, робинзонничал в одиночестве, как траппер, правда без надежды на связь с другим, почти идеальным, высокоинтеллектуальным и технологическим обществом. Ситуация подобная Фенимору Куперу, ведь несмотря на явную симпатию Соколиного глаза к индейцам, он все-таки не считает их ровней белому человеку, считает «дикарями».

В общем, здесь интрига поворачивается так, что герой — один «белый» среди других современных, продвинутых, высокотехнологизированных дикарей с Земли.

Гимн первопроходцам и первооткрывателям.

Оценка : 10
«Вертикальный мир»
–  [ 8 ]  +

Groucho Marx, 25 июня 2016 г. в 14:23

«Вертикальный мир», как его назвали в русском переводе, это коммерческий НФ-роман, цинично эксплуатирующий тему сексуальной революции, как раз тогда, в начале 70-х, набиравшей обороты. Из романа понятно, что сам Силверберг, будучи в личной жизни человеком, мягко говоря, сексуально раскованным, теоретически не одобрял «разврат» — ибо посвятил обличению «сексуальной распущенности» довольно объёмную книжку, в которой, впрочем, почти ничего не происходит и которая распадается на несколько не связанных друг с другом рассказиков, каждый страниц на пять-десять. Но издатели требуют романы, рассказы продаются плохо, поэтому Силверберг соединил несколько рассказов под одной обложкой, влил в текст двадцать галлонов воды и сделал вид, что «Вертикальный мир» — роман.

Как во всех коммерческих «антиутопиях», социальный фон «романа» — полная глупость. Такой мир не может возникнуть ни при каких условиях, у него попросту нет генезиса, он придуман Силвербергом в процессе посасывания пальца. Почему, по какой причине население нашей планеты переселится в изолированные от внешнего мира вертикальные города? Каким образом обеспечивается технологическая стабильность подобных сверхсложных, но нефункциональных сооружений? Как возникла хаотичная и тоже нефукнциональная сексуальная культура, почему люди вообще придерживаются подобных неестественных, никогда не существовавших обычаев? Каким образом наш мир мог бы трансформироваться в эту «вертикальную» цивилизацию? Сильверберг не даёт даже намёка на ответ, похоже, он и сам этого не знает. Поэтому обличительная и предостерегающая ценность «Вертикального мира» равна нулю. Выдумать ужасный мир и обличить свою собственную выдумку, не имеющую отношения к реальности, на это много ума не надо. В конце концов, та же сексуальная революция, поднимавшаяся в 70-х, шла под лозунгом контрацепции и никак не способствовала росту населения — многодетные семьи, разорявшие родителей, имели место там, где про сексуальную революцию не желали слышать и по воскресеньям ходили в церковь. Но у Силверберга, вопреки логике и реальным фактам, именно секс-либертины размножаются буквально как кролики, а высокоморальные «носители духовных скреп» сдерживают рождаемость.

Ну, а сюжет романа настолько слаб и схематичен, что и ради приключений читать его не стоит. Силвербергу даже пришлось совместить нескольких главных героев, чтобы хоть как-то замаскировать отсутствие интриги и приключений — постоянно сменяемые главные герои создают иллюзию, будто в романе что-то происходит, хотя на самом деле действие топчется на месте. Это известный приём коммерческой беллетристистики, используемый именно в тех случаях, когда связный сюжет не вытанцовывается.

В заключение стоит добавить, что писатели 60-х годов, описывавшие ужасы перенаселённого мира, почему-то были уверены, что в будущем все жители планеты поголовно станут стремиться завести как можно больше детей и бездетность будут воспринимать как ужасное горе. Эти писатели всегда рассуждали так: «Да, я не хочу заводить детей, не нуждаюсь в такой обузе, предпочитаю свободные отношения со свободными женщинами, но все остальные, наверно, очень-очень в такой обузе нуждаются, спят и видят себя во главе маленького голодного стада собственных отпрысков» — и описывали этих выдуманных «других», не скрывая презрения к собственным фантазиям. В общем, антиутопии с перенаселёнными мирами — сплошная глупость, НФ-клише самого низкого пошиба. Исключения из этого правила есть («Стальные пещеры» Азимова и ещё кое-что), но все эти исключения относятся к НФ «золотого века», к периоду 30-50-х годов. В 60-70-е годы это уже трэш.

Оценка : 3
«Лагерь «Хауксбиль»
–  [ 8 ]  +

stenny, 02 июня 2016 г. в 15:09

сильно недооцененный автор.

Немного политики, немного фантастики, немного альтернативной истории и немного антиутопии.

Просто и гениально.Как у древних греков — все уравновешенно и изящно.

Эквилибриум.

«в Октябрьскую революцию можно сидеть на стуле и разговаривать, и все равно это будет возвышенно». М.Светлов. «Двадцать лет спустя» пьеса, которая еще упоминалась у Крапивина.

Произведения Силверберга всегда отличают совершенно оригинальные, нетривиальные идеи подходящие под понятие «НФ». Причем автор не увлекается эмоциональной риторикой, демагогией, агитацией и примитивной обывательской реакцией «а если взять такую дрянь», как у стивена Кинга.

Его идеи почти всегда «интеллектуальны», логичны и не рассчитаны на массовость психологичеких реакций и ожиданий. Он в некоторой степени элитарен, утончен. Как идея рассказа «Ловушка». Похож на китайскую притчу или иллюстрацию к какому-нибудь афоризму или приему.

Особенно эта изысканность проявляется в изящном округлом финале повести — крах синдикализма и «возврат контрреволюционеров».

Вот так обошлось без излишних слюней, надрыва, пафоса и милитаризма Хайнлайна.

Может эмоции не зашкаливают, но ситуация требует обдумать прочитанное.

возможно это гораздо полезнее, чем начитаться Хайнлайна и сгоряча пойти жечь покрышки и рвать арматуру из бетонных плит.

Оценка : 10
«Как мы ездили смотреть конец света»
–  [ 8 ]  +

stenny, 08 апреля 2016 г. в 13:06

У меня была такая идея, что с каждым новым вариантом Конца света связано какое-то действительно имеющее место быть реальное событие.

Т.е. Концов света было несколько и они корректировались в зависимости от воздействия тех или иных случайных факторов в режиме реального времени.

Одна пара наблюдала последствия аварии какой-нибудь АЭС, которая строится сейчас где-нибудь в Японии, другая — последствия разлива токсичных отходов, может быть именно их одинокий краб связан с репортажем о проникновении в систему озер США токсичных видов амеб?

Оценка : 10
«Охота на Катволде»
–  [ 8 ]  +

romanpetr, 04 апреля 2016 г. в 00:01

Очередной рассказ Р.Силверберга из «палповой» фантастики 50-ых годов приятно поразил по-сравнению с другими многочисленными «опусами» под заказ под бесконечными псевдонимами — мэтр довольно часто пописывал третьеразрядные произведения в журналы и издательства низкой и средней руки ради хлеба насущного. Этот рассказ , правда, также публиковался под именем Кэльвин Нокс, но получился довольно осмысленным, местами проникновенным, хотя без развлекательно-динамического повествования не обошлось.

На Катволд — пятую планету в системе Кавеера прибывает группа охотников за головами, прознав , что Галактическая Федерация не включила местных аборигенов — нуриллинов, которые внешне и физически схожи с людьми , в список разумных существ, а значит на них можно свободно охотиться и ... убивать! Предводитель группы Мердок нанимает местного проводника землянина Брэннона, осевшего более 10 лет на Катволде и лучше всех знавшего природу планеты и местных аборигенов. Бесцельное убогое времяпровождения и любовь к жизни заставляют того пойти на соглашение с убийцами, принять невероятно баснословный гонорар, и отвести тех в деревню нуриллинов , дабы те могли утолить свою кровавую ненасытность, и забрать 9 жизней из числа последних вымирающих аборигенов...Поход таит по себе в дороге неисчислимые опасности, но миссия должна быть выполнена, хотя Брэннон всячески этому противится, но сделать ничего не может. Оставшиеся люди в деревне за его поступок , за его предательство, третируют того всевозможными способами, но сама идея выдачи деревни нуриллинов не беспочвенна и не лишена мудрости. Вспоминаются классики Сомерсет Моэм, а также Ильф и Петров...

Потеря девяти жизней аборигенов и одной человеческой — главный герой считает свою жизнь также пропавшей — дает в будущем гораздо лучший результат для выживания нуриллинов: ведь остальные остаются жить дальше, а кроме того про этот случай в скором узнают «федералы» и аборигенов включат в список разумных, приостанавливая навеки желание уничтожать беспомощных и миролюбивых катволдян...

В целом очень удачное произведение с психологическим контекстом. Рекомендуется для чтения любителям Силверберга...

Оценка : 10
«Умирающий изнутри»
–  [ 8 ]  +

Goddara, 10 марта 2016 г. в 09:01

После прочтения осталось странное чувство — вроде собирался читать фантастику, а тут драма. Но я люблю драму. Писатель показывает нам жизнь одного человека, что волею судьбы стал обладателем сверхъестественного дара — телепатии. Вы когда-нибудь хотели читать чужие мысли? Я — очень. Теперь уже не очень. Что нам на самом деле может принести такой дар? Для Дэвида Селига он стал всем — и проклятием, и благословением. Когда автор показывает нам детство Дэвида, то мы видим, что он изучает окружающих изнутри, залезает в самые сокровенные уголки их души. Видимо потому его поведение оставляет желать лучшего, ведь он хочет узнать новые мысли окружающих, изучить их реакцию. Но это знание имеет и обратную сторону, ведь он не хочет чтобы кто-то из окружающих догадывался о том, что у него внутри ни малейшей степени. Ему не хочется открываться перед другими людьми, хоть он сам открывает их словно книгу. Но это лишь часть правды. Другая же её часть состоит в том, что Дэвид живёт за счёт чужих эмоций и чувств, замещая, частично, свои собственные. Но когда он начинает взрослеть, то начинает подсознательно сторониться своего дара, из-за ощущения вины за влезание в чужие души. И порой, как будто случайно, проговаривается окружающим о своих знаниях. На самом деле эта телепатия начала в какой-то момент его тяготить, он не в силах сдерживать эту тайну внутри, и, видимо, потому дар начинает покидать его. Однако Дэвида пугает жизнь нормального человека, что лишён этого дара, его пугает эта неизвестность. И потому он одновременно хочет остаться телепатом и перестать быть им побыстрее. Он не хочет этого тягостного угасания. Смерть всегда легче, когда она быстрая. А вот ощущать медленное угасание в себе чего-то, бывшего частью тебя — весьма мучительно. Потому он «умирающий изнутри».

Весьма красочно показаны второстепенные персонажи, что являются как бы противоположностями нашего героя, что получив этот дар, не смог ничего сделать со своей собственной жизнью, и с чувством вины за него. Эти персонажи раскрывают нам жизнь общества тех лет. Тут есть огромный негр-баскетболист, что не может даже толком говорить, не то что написать о произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Абсолютно безграмотный человек, одержимый нарциссизмом, и когда Дэвид попросил задаток за работу, просто скомкал купюру и бросил ему. Когда эссе уже готово, он отказывается платить за работу, видимо не понимая ни слова из написанного. Далее он проявляет себя обычным расистом, когда начинает оскорблять Дэвида с упором на его национальность, и вместе со своими друзьями-неграми избивает беспомощного человека, что был просто физически слабее любого из них. Тут надо понимать, что в США, негры любят говорить о расизме в их сторону со стороны «белых» и надо помнить о пропасти ненависти. Также и этот баскетболист считает, что теперь он может любого оскорблять и избивать, если он «белый». Ему всё равно какой это «белый». В романе присутствует и ещё один телепат — Том Никвист. Дэвид искал общества себе подобных, чувствуя отчуждённость от других людей. Но автор показывает нам, что телепат телепату рознь. И Том не думает, что влезать в мозг других людей преступление. По сути он абсолютно хладнокровный мерзкий пожинатель людских мыслей. И Дэвид Селиг однажды остаётся без этого «друга» и той, кого он однажды всё-таки полюбил. Эта девушка, чей образ будет преследовать Дэвида всю оставшуюся жизнь, была недоступна его дару, он не мог читать её мыслей. Быть может это отчасти и стало причиной его любви.

Автор постепенно и мягко, подводит нас в конце концов к мысли, что этот дар скорее проклятие. Жизнь Дэвида Селига не была разрушена этим даром, он даже не сумел её построить.В этом драма одного человека этого романа. Дар, разрушающий изнутри своим присутствием, а потом, уходя, высасывающий самую сущность обладающего им. Знаете что, не надо мне телепатии и вообще никаких « сверхспобоностей». Лучше стать кем-то своими силами, чем за счёт «счастливой» случайности.

Оценка : 10
«Дорога на закат»
–  [ 8 ]  +

god54, 21 июля 2015 г. в 18:16

В настоящее время самыми популярными произведениями в фантастике становятся постапокалиптические вещи. Каких только чудес мы там не читаем, особенно про еду. Порой сам себе задаешь вопрос, а что плохого в войне, глядишь начнем новую жизнь с нуля, праведную. Создается впечатление, что нас постепенно приучают к мысли о неизбежности апокалипсиса и его положительных аспектах. И лишь одно произведение бьет по голове наотмашь в свой правдивости — именно так и будет, ядерная зима не даст вырасти ничему на этой земле, бежать из города и заняться огородничеством не получится. Выход один съесть запасы в закромах Родины, а потом взяться друг за друга. Это аксиома всем кто так любит читать постапокалиптику и радуется ежедневным милитаристским выходкам своего правительства.

Оценка : 7
«Маджипур» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

Yamada, 14 апреля 2015 г. в 14:59

Мне также очень понравился цикл, особенно первые два романа: «Замок лорда Валентина» и «Хроники Маджипура». Не соглашусь насчёт мнения о главном герое — Валентине. На мой взгляд, он не такой уж и слабый, разве что как политик. Также считаю, что он всё-таки личность. Не стоит забывать, что Валентин попал в такие условия, когда человек низвергается с самой вершины на самое дно. Была начисто изменена его внешность и стёрта память. К тому же ему противостояли колдуны из враждебной расы, которые узурпировали у него власть. Но, не смотря на всё это, Валентин, при помощи верных друзей, сумел вернуть себе и корону, и власть.

На мой взгляд, в этом цикле автор делает акцент не столько на личности главного героя (стоит заметить, что Хиссуне тоже вполне можно считать главным героем, наряду с Валентином) сколько на придуманном им мире — планете Маджипур. Сама планета, её обитатели, их быт, мировоззрение и проблемы, существующие на ней прописаны очень тщательно и чётко. Учитывая всё вышесказанное ставлю за цикл максимальную оценку.

Оценка : 10
«Мухи»
–  [ 8 ]  +

MarchingCat, 29 ноября 2014 г. в 19:57

Крайне жестокое, отталкивающее произведение. Ибо жестокость выглядит бессмысленной. Герой должен был транслировать чувства.. но почему именно такие как горе, отчаяние и так далее? В рассказе нет упоминаний что так в него заложили. Выбор самого героя? Он что, всегда был латентным садистом? Тогда почему вдруг замучился по возвращении совести?

Сложно такой рассказ оценивать. Впечатление он, безусловно, производит сильное. Тупо путём эпатажа. Но обоснований именно таких поступков автором предоставлено недостаточно и оттого всё выглядит именно как эпатаж ради эпатажа. Мне не понравилось.

Оценка : 5
«Ветер и дождь»
–  [ 8 ]  +

Famagusta, 11 декабря 2013 г. в 16:52

Убийственная ирония Силверберга о самоубийственной страсти человечества к уничтожению собственной среды обитания. Реаниматоры, впрочем, не слишком далеко ушли в этом деле от наших бестолковых современников. Наслаждаясь прекрасной картиной бардака устроенного их далёкими предками на Земле, они в азарте подымают пыль столбом, и она изящно ложится толстым слоем на поднятые из руин города. А тем, кто разбирается в искусстве как свинья в апельсинах, указывают на их место на галёрке (или на галере?). И поделом. Пусть не мешают творить и наслаждаться перформансом!

Эпиграфом к рассказу подошло бы высказывание Жванецкого: «Что с человеком ни делай, он упорно ползет на кладбище».

Аминь!

Оценка : 8
«Седьмое святилище»
–  [ 8 ]  +

AlisterOrm, 19 октября 2013 г. в 22:15

Лично я от всей души приветствую это начинание: идея написать новый рассказ о Валентине Маджипурском, очень интересном герое цикла Силверберга, греет душу. В нынешние времена (а в 2004 году я первым прочитал именно этот рассказ в сборнике) я с некоторым недоумением рассматриваю это сочинение... Почему?

Да, рассказ построен как детектив. Однако некоторая нелепость поражает: расследовать убийство туземного археолога едет... сам понтифик-император Валентин, владыка биллионов душ, живущих на Маджипуре. Представьте себе королеву Елизавету, расследующую убийство индийца? Абсурд для трэш-детектива. Но тем не менее, по Силвербергу, понтифик всё одно катиться в чёртов Велализьер, чтобы вновь подставить свою царственную башку под удары судьбы...

И, честно говоря, этот рассказ совершенно необязателен. В «Понтифике Валентине» уже всё сказано об уникальной личности пацифиста Валентина, о его тяге к равноправию всех народов Маджипуры. А здесь... Это же просто повторение уже пройденного. Хотя встреча с Валентином, скажу честно, меня обрадовала.

Оценка : 7
«Тихий вкрадчивый голос»
–  [ 8 ]  +

sanchezzzz, 13 октября 2013 г. в 15:24

Этот рассказ мог бы вполне подойти в качестве иллюстрации, расшифровки для пары-тройки пословиц/поговорок, придуманных людьми. Например, для «за всё в этой жизни нужно платить» или про то место, где обычно располагается бесплатный сыр. С самого начала ясно, что эта история не может закончиться хэппи-эндом, уж слишком всё красиво и сказочно выглядело. Но, несмотря на абсолютную угадываемость дальнейших событии и концовки, история получилась приятной и даже в какой-то мере захватывающей. Есть в ней нерв, напряжение и даже для лёгкой улыбки нашлось место. Плюс, как и тёзка – Шекли, — Силверберг очень удачно использует (а порой и просто выдумывает) разные словечки, о смысле которых догадываешься лишь интуитивно, вплетает их в повествование и ты безусловно принимаешь их как само собой разумеющееся. Думаешь, ну да, конечно, то, что нашёл и купил Робертсон не может быть ничем иным, как «вариостатом». И уж конечно ясно, что применение «квадратуры Вайна» вполне оправдано ситуацией и нарушением «дехрониксного интервала», да и «тригеминальное внушение» — это так просто, тем более можно обойтись без трепанации… Получилось весело, если бы не концовка. Может быть, слегка напрягает последний абзац, буднично рассказывающий об утре Робертсона, но я был к нему готов. Остаётся только надеяться, что то, что произошло однажды, уже неизменно, и он долетит до Америки…

Оценка : 8
«Пассажиры»
–  [ 8 ]  +

NHTMN, 26 декабря 2012 г. в 21:23

Хорошая самодостаточная новелла из тех времен, когда фантастика заменяла футурологию.

Довольно оригинальный подход к проблеме «контакта» — диалога культур и цивилизаций здесь нет, только диалог физический. Пришельцы-паразиты используют людей для удовлетворения своих потребностей, временно управляя их сознаниями и телами. Человечество вынуждено смириться, пытаться жить как прежде. Но теперь никто не может доверять другому...

В каком-то смысле, подобные пришельцы есть неплохая метафора алкоголя — меняют поведение, три дня на работе не появляешься, ничего потом не помнишь. Опять же — отчуждение в последствиях. Но это слишком специфическое толкование. Может быть мне стоит прекратить искать тайные смыслы и наслаждаться сюжетом и приятным стилем повествования?

Оценка : 8
«Лорд Валентин» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

primorec, 29 апреля 2012 г. в 04:59

Создать по-настоящему реальный и оригинальный мир, наверно, очень тяжело. Придумать историю и мифологию, географию, населить его обитателями, создать для них социальную систему и законы. Вдохнуть жизнь, так, чтобы в это верилось. Задача поистине нелегкая. А если этот мир огромен, такой, что может вместить все фантазии автора?

Таков Маджипур — гигантская планета, подобная тем Суперземлям, которые всего лишь несколько лет назад обнаружили ученые у далеких звезд. На Маджипуре все огромно — континенты и океаны, расстояния, леса и пустыни. Здесь есть место десяткам разумных рас с их традициями и культурой, невообразимыми технологиями и даже магией. И, несмотря на это, мир этот един. Он управляется четверкой правителей, разделяющих между собой разные ветви власти, и эта система существует неизменной долгие века, пока не наступает время Лорда Валентина.

В таком огромном мире история Валентина просто не может быть мелкой или незначительной. И поэтому события жизни героя тоже глобальны — с заговорами, множеством интриг, длинными путешествиями, эпохальными открытиями и исключительной любовной историей. Вернуть себе трон, разоблачив заговорщиков, а затем — подавить мятеж, изменить древние традиции и победить суеверия — огромные задачи для одного человека, для одной книги, и даже — для трех книг.

Глобальность и испортила, в результате, этот замечательный замысел. Автор смог оживить мир, но у него просто не хватило сил или вдохновения, чтобы заронить искру в героев и их дела. Вроде есть все: интрига и приключения, древние тайны и масса событий, романтика и любовь. Но... Путешествия по огромному миру слишком длинны и от этого события развиваются, как в замедленной киносъемке. Паузы между действиями заполняются описаниями, которые быстро приедаются, а взаимоотношения между героями, динамичные в начале, застывают в неизменности на многие страницы.

В результате, действие, такое увлекательное в первой части, становится все более и более неспешным. Всего оказалось слишком много. И это притупляет интерес к этому необычному миру и неплохой в своей задумке истории.

Оценка : 7
«Вертикальный мир»
–  [ 8 ]  +

noizze, 27 апреля 2012 г. в 11:39

В очередной приступ своего интереса к антиутопиям я прочел очередные несколько романов этого жанра.

Удивительным образом для себя открыл и то, что у Сильверберга есть произведение из этой категории.

И какое!

Смелое, выверенное, острое. Вообще, совсем не ожидал от этого (очень хорошего, достойного!) автора романа в таком ключе.

И ни разу не разочаровался. У романа — своя, великолепно ощущаемая атмосфера.

Очень логичное, плавно развивающееся действие, связные линии сюжета.

Что интересно — обычно, когда говорят «антиутопия», сразу сравнивают с Оруэлловским «1984», а значит — тяжестью повествования, мрачностью атмосферы... Тут этого и в помине нет! Есть какая-то светлая грусть, все очень ярко, солнечно, прекрасно. Наверное, как прекрасны эти огромные дома в тысячу этажей, в которых живут главные герои.

И вся боль и соль этого произведения сконцентрирована уже в самом конце, в последних главах, когда у главного героя нет дороги назад, не смотря на то, что он очень хочет вернуться...

В общем — это знаковое для меня произведение в творчестве Сильверберга. Обязательно в будущем вернусь к этому роману и прочту его заново.

Оценка : 10
«Железный канцлер»
–  [ 8 ]  +

Александр Кенсин, 20 февраля 2012 г. в 02:10

Рассказ — обрушивающейся шквал.

Рассказ — выстрел, прозвучавший более, чем пятьдесят лет назад и очень актуальный и сегодня.

Впервые был прочитан в «мировском» сборнике «На дальних мирах».

И произвёл очень сильное впечатление.

Рассказ пугающий, яркий, о том, что будет с человечеством, когда оно превратится в общество потребления (к чему сейчас и идёт ((( ), о том как легко спихнуть всё на робота и что из этого выйдет.

Для меня рассказ в одном ряду с рассказом Роберта Шекли «Стоимость жизни».

Удивительно как авторы много-много лет назад придумывали ситуации, доведённые до абсурда....которые сейчас уже становятся нормой жизни.

Оценка : 10
«Будущие марсиане»
–  [ 8 ]  +

Sawwin, 15 июля 2011 г. в 07:26

Всё-таки, ранние рассказы Силверберга страдают одной и той же болезнью... Высасывается из пальца некая неестественная проблема, следом придумывается столь же искусственное решение этой проблемы, и всё выдаётся на гора в виде рассказа. Разбирать ляпы и несостыковки этого произведения попросту не хочется. Единственное достоинство -- общий гуманизм автора. Спасибо и на этом.

«Лагерь «Хауксбиль»
–  [ 8 ]  +

bvelvet, 02 января 2011 г. в 19:32

Редкий случай, когда фантаст «попадает» в своих предсказаниях в самую точку — правда, для другого пространства и времени. И книга, написанная про Америку возможного будущего для Америки 70-х, очень точно соответствует, на мой взгляд, российской действительности 21-го века. Только машину времени мы пока не изобрели — а так все элементы синдикализма в наличии. Единственный недостаток книги -неумение автора проникнуть в психологию СТАРОГО революционера. Здесь бы Саймак, положим, справился, но Саймак бы такой книги не написал — взгляды иные... В целом великолепно сколоченный роман, который читается с огромным удовольствием — но только при наличии интереса к социальным проблемам. Так что вполне подходящее чтение для аудитории «Эха Москвы»...

Оценка : 8
«Воспоминания Калинтэйна»
–  [ 8 ]  +

Dragonfire, 20 января 2010 г. в 11:22

Безусловно, понтифекс Ариок в силу своей экстраординарности и эксцентричности — один из наиболее запоминающихся героев «Хроник». Был ли он сумасшедшим и безумным, выставлял ли он себя на посмешище, потерял ли он рассудок за то время, что провёл в Лабиринте? Или же он действительно страдал, скучая по свету, живя во тьме, стремился к своей маленькой мечте, которая другим кажется пустяком, не заслуживающим внимания, и достиг её самым невероятным способом, ни на минуту не задумыаясь о мнении других?

Что ж, каждый отвечает на эти вопросы по-своему... Лично мне было жаль Ариока, когда я наблюдал за его мучениями в Лабиринте,:-((( и я искренне радовался, когда он обрёл-таки покой и счастье на Острове Сна!!!:-)

Оценка : 8
«На пятый год плавания»
–  [ 8 ]  +

Dragonfire, 20 января 2010 г. в 11:10

Довольно интересный рассказ о стремлении к мечте, к заветной цели, к поистине великой цели. И достичь этой цели можно, лишь приложив титанические усилия. Но, к сожалению, есть препятствия, которые преодолеть человеку не по плечу. И тогда остаётся лишь покориться судьбе и отступить...:-(

Видимо, в это и есть идея рассказа. Может быть, она не нова, не оригинальна, но зато интересна и красива. История мне понравилась, но не слишком впечатлила. По крайней мере, это не худшее, по моему, что есть в «Хрониках Маджипура»... Читать можно!;-)

Оценка : 8
«Слабак»
–  [ 8 ]  +

Ashaman, 18 января 2010 г. в 11:25

Есть две хорошие мысли, но они как-то слабо переплетаются. Да и мораль немного сомнительна. Вот если бы адапты превзошли свою неприязнь и помогли ему, это да. А так получается, что слабый но упертый «белый» уделал аборигенов. Честь ему и хвала, можно и дальше друг друга ненавидеть.

А физические мучения и правда поданы хорошо.

Оценка : 7
«Ночные крылья»
–  [ 8 ]  +

GBV, 10 января 2010 г. в 21:03

Превосходный роман, обаяние которого заключается не в каком-то закрученном или динамическом сюжете, а наоборот, в спокойствии, неторопливости развития событий. Большую часть книги занимает история старика-наблюдателя, работа которого по предупреждению атаки на Землю стала по объективным причинам неактуальной. В результате он отправляется в свободное путешествие, решает заняться тем, к чему всегда лежала душа, встречаясь по пути с интересными людьми (и не только людьми).

Вся глобальность описываемых событий, как это часто бывает у Силверберга, доносится до читателя только в конце: старик идёт к очищению, духовному и физическому, чтобы омолодиться и снова прожить свою жизнь, наблюдая по пути за картинами упадка Земли, принимая немало сложных решений, в том числе и в некотором роде предательство человечества, узнаёт много о других эпохах Земли, видит следы былого величия людей. А ведь вместе с ним благодаря вторжению инопланетян всё человечество проходит искупление за грехи своих славных предков, подводя черту под Третьим циклом и начиная Четвёртый, входя в него уже очищенным, с новыми надеждами и стремлениями. И в этой новой эпохе старику снова понадобятся его подзабытые навыки наблюдателя, а молодая воздухоплавательница обретёт более глубокий смысл жизни, чем просто полёты под луной.

Всё это описано просто превосходно: чувства людей, различные мелкие, но показательные эпизоды, подведение итога романа. Всё идёт, всё меняется, и человечество тоже не может всю историю придерживаться за одни идеи, традиции или страхи...

Оценка : 10
«Как мы ездили смотреть конец света»
–  [ 8 ]  +

Alexandre, 07 сентября 2009 г. в 15:49

Обыватели — это нормальные люди. Все мы в чём-то обыватели, просто одни чуть больше интересуются чем-то, а другие меньше. А третьи и вообще интересуются только футболом, но это не значит, что они принципиально хуже всех прочих.

Люди живут на своём месте в обществе, таких, которые вовсе не были бы нужны — очень мало. Человек, желающий посмотреть конец света, и не интересующийся убийством президента — это нормально. Многих ли в России всерьёз взволновала смерть президента Габона? Люди не отменили из-за этого ни походов в кино, ни вечеринок, которые уже были запланированы. А свиной грипп, которым нас уже давно стращают? Да мало ли ещё чего.

Так что обычная зарисовка из придуманного будущего, чем-то смахивающая на 451 по Фаренгейту Бредбери. Только у Бредбери это трагедия, а здесь — памфлет.

Оценка : 6
«Вертикальный мир»
–  [ 8 ]  +

IgrOK, 16 августа 2009 г. в 21:39

Задумка — блеск. Мир тысяч гигантских сверкающих башен среди бесконечных фермерских полей. Религия, главная заповедь которой — «иди и размножайся». 75 миллиардов — население Земли. Секс везде и без ограничения. Инцест и гомосексуальность не преследуются, но и не поощряются. Очень тщательно выписанная жизнь общества.

Однако, зачем же было писать роман? Размер средней повести, как мне кажется, был бы здесь более уместным. А так — вышло как разбавленное водой хорошее вино. Поэтому, 9, а не 10.

Оценка : 9
«Два сапога — пара»
–  [ 8 ]  +

kkk72, 04 мая 2009 г. в 20:06

Замечательный ироничный рассказ Силверберга. Помню, как я впервые читал его еще в журнальном варианте в конце 80-х. Хитрый делец, владелец своеобразного зоопарка, показывающего землянам инопланетян, нарывается на еще более хитрого авантюриста. Замечательно описаны козни, которые они строят друг другу. Очень понравились и красочные описания инопланетян. Фантазия автора просто бьет ключом. Чудесный юмор. Рассказ стоит того, чтобы его прочесть. Может, в нем и нет глубины, присущей многим произведениям Силверберга, но уж удовольствие вы точено получите!

Оценка : 9
«Тихий вкрадчивый голос»
–  [ 8 ]  +

kkk72, 08 апреля 2009 г. в 23:05

Вот до чего все-таки многие рассказы Силверберга пересекаются с творчеством Шекли. Вот и эта история вполне бы могла принадлежать перу другого Роберта. Очень удачно описаны и главный герой, и его поведение после столь удачного приобретения. Но, как и следовало ожидать, рано или поздно, за все приходится платить. Идея, положенная в основу рассказа, не нова, но исполнена она с большим мастерством.

Оценка : 9
«Дорога на закат»
–  [ 8 ]  +

kkk72, 02 апреля 2009 г. в 19:46

Этот маленький рассказ вызвал бурю противоречивых эмоций. Во-первых, несколько искусственной кажется сама ситуация. Дело же происходит не в блокадном Ленинграде, окруженном врагами! Что мешало жителям мегаполиса попробовать перебраться в более богатые пропитанием места? Причем, желательно сделать это было заранее. Кроме того, как показывает опыт того же Ленинграда, даже в очень тяжелых условиях жесткая власть способна поддерживать определенный порядок и организовывать раздачу продуктов. Да и скрытых резервов питания: растения, домашние животные на самом деле не так мало. Отдельно хочу отметить явную несостоятельность взглядов автора на возможную продолжительность ядерной войны и ее последствия.

Во-вторых, главный герой вызывает только раздражение. Сильный, здоровый мужчина, бывший военный, оказывается совершенно беспомощным. Он трусливо бежит от людоедов, не пытается защитить других и дать злодеям какой-то отпор, не пытается даже бежать из города, а ждет своей участи покорно, как баран на бойне. Симпатии такой герой не вызывает, а его муки, душевные и физические, оставляют равнодушными.

Однако, в главном, предупреждение автора вполне оправдано. Сколь же тонким является налет цивилизации на большинстве наших сограждан! Сколь беспомощен нередко оказывается горожанин, обнаружив, что в кране нет воды, а в супермаркете продуктов! Сколь легко можно потерять голову от страха и животного желания выжить! Искренне надеюсь, что нам, читателям, никогда не придется оказаться в той ситуации, в которой оказался герой этого рассказа.

И еще — уж больно тяжелое впечатление оставляет этот рассказ и уж слишком безнадежна его концовка. Не думаю, что захочу его перечитать. Поэтому оценка — только 7.

Оценка : 7
«Папа и шимпанзе»
–  [ 8 ]  +

zmey-uj, 30 октября 2008 г. в 17:47

Рассказ помог мне утвердиться в убеждении: не стоит «привносить» религиозные идеи в сознание тех, кто еще не разбирается как следует в окружающем мире, будь то шимпанзе или дети. Сначала надо объяснить, что происходит с солнцем и луной, чтобы не возникало вопросов, умирают ли они, и желания ко всему приплести «боженьку». И только когда представления о реальности оформятся как следует, разум сам начнет рождать философские идеи — откуда мы и куда идем. Или не начнет — значит, так тому и быть.

Так что ученые все запутали гораздо раньше, не тогда, когда поведали, что люди могут умирать, а когда заявили, что существует бог. Кто знает, не появятся ли в следующих поколениях шимпанзе религиозные фанатики или воинствующие атеисты.

С другой стороны, это прекрасная рекомендация, как управлять общественным сознанием. Конечно, для этого не надо объяснять, что из чего состоит, вообще как можно меньше давать образования — тогда достаточно время от времени сообщать, чего именно хочет бог, а все стадо будет послушно следовать указаниям...

Впрочем, эмоционально рассказ действительно очень сильный. Шимпанзе трогательно наивны и этим даже симпатичнее людей.

Оценка : 9
«Вот сокровище…»
–  [ 8 ]  +

zmey-uj, 18 июля 2008 г. в 05:32

Сокровища действительно бесценны. Автор разумно ограничился описанием нескольких предметов — расскажи он больше, у читателей наверняка возникло бы чувство опьянения, так как даже краткое упоминание завораживает. Несомненно, ради этого не жаль рискнуть жизнью...

История напоминает сказку про «самое главное». Дали человеку ключ от сокровищницы, предупредили, что может взять всего и сколько захочет, но должен не забыть самое главное. Он зашел, а когда вышел, вспомнил, что ключ оставил внутри...

Оценка : 9
«Вверх по линии»
–  [ 8 ]  +

Nog, 26 марта 2008 г. в 22:06

Прежде всего роман порадовал местом действия – пусть Силверберг и не профессиональный историк, но средневековая Византия в его изображении получилась интересно и убедительно. Туры Службы Времени позволяют туристам (и читателям вместе с ними) посмотреть на самые разные периоды существования империи, от основания колонии Византий до захвата Константинополя турками, включая всё самое интересное между этими событиями. Непонятно, правда, проводятся ли туры в историю Турции – ничего невозможного в этом нет, но я не заметил ни единого упоминания о них. Впрочем, это незначительная деталь. Более интересен подход Силверберга к парадоксам времени – он описывает несколько, но объяснения им не даёт. Я предполагал, что их разгадка должна стать одной из движущих сил сюжета, но предположение моё не оправдалось. Либо же я что-то пропустил. Самым интересным из описанных парадоксов для меня был следующий: туристические группы путешествуют из разных годов, но в прошлом-то они оказываются в один и тот же момент, причём присутствуют там физически, могут общаться с другими людьми, взаимодействовать с ними и со всем окружением и даже погибнуть. А присутствуя в определённом месте в определённое время, они запросто могут не дать местным жителям присутствовать там. И таких групп ведь бесчисленное множество, особенно на популярных «маршрутах» вроде распятия Христа, так что они должны заполонить вообще всё пространство и этим самым всерьёз повлиять если не на сами события, то на людскую память о них. Ведь теоретически, если свидетелями какого-то события стали только пришельцы из будущего, то современники его попросту не заметят, а значит, и не запомнят, соответственно и в будущем никто об этом событии знать не будет… и не захочет на нём присутствовать. Где-то здесь, наверное, должна быть разгадка этого парадокса. Но я её пока не выделил.

Надо сказать ещё об одной вещи. «Вверх по линии» писалась в самый разгар сексуальной революции в США и мире, и этот факт явно повлиял на книгу – доля эпизодов, так или иначе связанных с сексом и эротикой, тут весьма велика. Впрочем, для Силверберга это не впервой – в молодости он подрабатывал, десятками штампуя порнороманчики. Однако нельзя не признать, что данная сторона не подчиняет себе остальные составляющие романа и вообще достаточно удачно вписана в происходящее.

И последнее. Перевод книги достаточно хорош, однако кое-какие моменты, вроде Блачерны вместо традиционного варианта Влахерны или династии Комниных вместо Комнинов, всё-таки несколько покоробили. Впрочем, чтению это почти не мешает.

Итог: весьма любопытный вариант хронооперы, написанный с явным интересом к теме и с любовью к Византии. Не скажу, что шедевр, но внимания определённо заслуживает.

Оценка : 8

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»   (+23)»»



⇑ Наверх