Генрих Альтов отзывы

Все отзывы на произведения Генриха Альтова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 183

  Страницы: [1] 2  3  4 

«Икар и Дедал»
–  [ 24 ]  +

БорЧ, 27 марта 2011 г. в 19:41

Это, несомненно, самое романтическое произведение из всей советской фантастики, явно догматически классифицируемое как «рассказ». Это — песня в прозе, поэма, былина. Эти всего-то шесть страниц текста я перечитал несчётное количество раз ещё в школе и, ненароком, запомнил их наизусть.

Ближе всего к ней, на мой взгляд, «Песня о Буревестнике», убитая в нашем сознании её школьной зубрёжкой. Когда (целую жизнь назад) на школьном уроке подошла моя очередь наизусть читать «Буревестника» (а к моей букве «Ч» её можно было запомнить и со слуха) я сказал, что перепутал и выучил другое. Учительница — у которой от «Буревестника» явно была уже стойкая идиосинкразия — вяло сказала «...ну, давай» — и я стал читать «Икар и Дедал». Несколько человек в классе облегчённо вздохнули — урок был сорван.

Оценка : 10
«Легенды о звёздных капитанах» [Цикл]
–  [ 22 ]  +

eollin6, 20 апреля 2012 г. в 23:09

Давайте говорить прямо — романтика в фантастических произведениях частенько отдает фальшью. Сюскающие герои восторгаются какой-то лабуде на фоне умильно-прилизанных декораций.

Но к Альтову это не имеет ни малейшего отношения. «Легенды о звездных капитанах» — это романтика дальних дорог, подвига, человеческого гения, светлого будущего в самом светлом, незамутненном смысле. Этот короткий цикл рассказов стоит особняком даже в контексте фантастов — певцов оттепели. Это удивительно тонкая, поэтичная, хрупкая вещь. Наивная в своей чистоте. Но может ли абсолютное добро не быть наивным?

Это поющая, ликующая проза. И единственное сравнение, которое мне приходит на ум — это Горьковская «Песнь о буревестнике», которую, несмотря на усмешки любителей пнуть мертвого льва, я считаю одной из сильнейших вещей в русской литературе 20-го века.

Но весть, которую нес Альтов, была другой. Это была весть о эпохе победившего разума, чистом и справедливом мире, эпохе, ради которой стоило жить и умирать. И которую похоронили те, кто из всех вестей предпочитает «Биржевой вестник».

Я давно не перечитываю Легенды. Мне стыдно перед этими людьми. Ведь в том, что их никогда не будет, наверное, есть и моя вина. Ведь я тоже просто живу, плывя по течению, один из молчаливого большинства. Простите меня, звездные капитаны...

Оценка : 10
«Икар и Дедал»
–  [ 18 ]  +

Ron Giron, 06 декабря 2015 г. в 02:54

Очень поэтический рассказ, заставляющий верить в человечество. Собственно все три легенды о звездных капитанах едины — они образуют единый сплав — и тем более актуальны они сейчас — когда нам так старательно снова навязывают веру в «боженек»: «Рассказывают также, что в этом мифе титан, похитивший у богов огонь и отдавший его людям, был за это много веков прикован к скале. Утверждают даже, что похитителя звали Прометеем. Жалкая выдумка! Разве люди оставили бы того, кто принес им огонь! Они ополчились бы на богов. Кто может быть сильнее людей?» — это из другой легенды, об огненном цветке. Но как созвучна она легенде о Дедале и Икаре! Что же мы, люди, так не верим в себя? Ведь мы, а не «боженьки» создали этот мир, таков, какой он есть сегодня

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— да, в нем есть минусы, но есть и плюсы! Разве бог победил чуму? Или знание человеческое? Знание добытое потом и кровью?! Разве мистическая сила некоего бога подняла человека в космос? Да, пока еще не далеко, пока еще не к звездам — но подняла же! Пусть лишь на орбиту Земли, пусть лишь к Луне — но разве это так мало?! Путь этот труден — но мы можем его преодолеть.

Попы уверяют нас, что без молитв ничего не достичь — но врут лжецы! Чего достигли они, со своими молитвами, и чего достигло человеческое знание — безо всякого мистического влияния из вне, без ползания на карачках перед божествами, порожденными лишь незнанием? Да, конечно, были и среди ученых верующие — но никто, лучше Энгельса не ответил на это. Энгельс писал, в своей «Диалектике природы»: «Никто и никогда не обращался с богом хуже, чем верующие в него естествоиспытатели...», имея ввиду, что верующие ученые, такие как Ньютон, раз за разом, открывая все новые и новые законы природы, которые прекрасно действуют, безо всякого внешнего мистического влияния, сами того не желая, наносили все новые и новые сокрушительные удары по своему кумиру...

Так что же мы, люди, так мало стали верить в себя? Что же нам так стал необходим морок, придуманный древними пастухами, которые вообще ничего не знали, кроме как овец-то и пасти? Ответ понятен — не все люди стали людьми. Кое кому все еще выгодно, что бы люди были не людьми — а людишками. Что бы были не людьми — а рабами божьими — а следовательно и рабами тех, у кого хватает хитрости, от имени этого «бога» говорить... И есть те, кто в силу глупости и слабости своей им верит.

А это — даже не рассказ. Это гимн Человеку! Ради одного этого момента: «И тогда в глазах Дедала впервые вспыхнуло пламя. Это было всего лишь мгновение, но, подобно взрыву, оно преобразило Дедала. Ибо в это мгновение он почувствовал, что выше формул есть Жизнь, а выше Жизни — гордое звание Человека. И, рванув рычаг управления, он бросил свой корабль в пылающий смерч.» — я готов его перечитывать снова и снова!

«Легенды о звёздных капитанах» [Цикл]
–  [ 17 ]  +

glaymore, 23 августа 2012 г. в 11:42

Прекрасный цикл. Крайне нетипичный для советской НФ того периода.

Настоящая поэзия в прозе — красивая без слащавости, гордая без пафоса.

Очень трогательные рассказы о звездах и людях.

Уникальная попытка создать новую мифологию покорения Вселенной.

Название честно предупреждает — не надо искать здесь твердую НФ, это именно МИФЫ о капитанах, вместо флотского устава изучающих древние заповеди, борющихся с плазменными бурями, ищущих в межзвездной тьме свет Огненного Цветка

Это настоящая Литература с большой буквы, рассказывающая о Людях с большой буквы, свободных и смелых.

Да, местами наивная, детская, потому что в реальной жизни таких Людей не бывает и мир устроен намного грязнее и отвратительнее — но может ли легенда не быть наивной?

Как с этой прекрасной романтической книгой можно сравнивать поделия графоманов Колпакова и Парнова — понять не могу.

Оценка : 9
«Огненный Цветок»
–  [ 15 ]  +

Sawwin, 26 марта 2008 г. в 06:04

Ни до, ни после Генриха Альтова никто не осмеливался писать так. Как и полагается легенде, рассказ очень патетичен. Однако автору удалось избежать фальшивых нот, и рассказ читается до сих пор, как гимн человеку-победителю.

Оценка : 10
«Легенды о звёздных капитанах» [Цикл]
–  [ 14 ]  +

Ученик Дьявола, 05 января 2020 г. в 09:26

К этому сборнику не стоит подходить с мерками обычной научной фантастики, как это зачастую делают критически настроенные читатели. «Легенды о звездных капитанах» – это не фантастика, а именно легенды, эпос. Легенды светлой зари космической эпохи, когда люди не усмехались скептически, слыша в песнях слова «И на Марсе будут яблони цвести» или «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы», а были искренне убеждены, что вскоре «в космос будут летать по профсоюзным путевкам». Мы – поколение скептиков, и нам трудно понять образ мыслей тех лет. А он был таков, что клич «Кто может быть сильнее людей?!», брошенный Альтовым в рассказе «Огненный цветок», не подвергался никакому сомнению. В сказках и легендах прошлых веков подвиги совершали боги и титаны, великаны и феи, хитроумные иваны-дураки и благородные принцы. Но новое время требовало нового эпоса и новых героев – их и создал Альтов в «Легендах о звездных капитанах». Только его эпос устремлен не в прошлое, а в будущее. «А на Земле уже тогда жили свободные, гордые, смелые люди, – писал он. – И не было среди них трусов». Эти люди совершают вещи, столь же невозможные с точки зрения науки, сколь и чудеса в сказках прошлого: пролетают сквозь Солнце, добывают Огненные цветы из раскаленной лавы, ускользают от взрыва сверхновой. Да, конечно, если «поверить гармонию алгеброй», то любой из рассказов Альтова немедленно рассыплется в прах. Но стоит ли это делать? По-моему, нет. Лучше просто постараться прочитать их так, как читали когда-то – искренне и без стремления «препарировать до последней косточки». Тогда и впечатление будет совершенно иным.

Оценка : 8
«Богатырская симфония»
–  [ 14 ]  +

Sawwin, 26 марта 2008 г. в 19:30

Сюжет рассказа крайне наивен. На Землю возвращается автоматический зонд, а на его обшивке инопланетяне вырезали письмишко, адресованное людям. Ух ты! А как раскрыли робот-разведчик, то оказалось пуще того -- инопланетяне-то из антивещества! Во, оно как!

И всё же, есть в рассказе нечто, не позволяющее хихикнуть и забыть. Рассказ, особенно его первая часть, создаёт настроение. Заброшенный старый космодром -- создать этот образ через неполных два года после запуска первого спутника, могло только очень смелое воображение. И старик, который когда-то запускал отсюда первые ионолёты -- это вам не инопланетяне из антивещества, это настоящее.

Оценка : 5
«Легенды о звёздных капитанах» [Цикл]
–  [ 13 ]  +

ФАНТОМ, 23 августа 2012 г. в 12:58

Настоящая, высокая Поэзия.

Поэзия фантастики.

За простотой и сказочностью языка проступает неистребимая вера в Человека, вера в разум, в прекрасное и светлое будущее.

Недостижимое — теперь уже — будущее.

Оценка : 8
«Огненный Цветок»
–  [ 13 ]  +

Иприт, 06 января 2011 г. в 00:37

Своего рода предсказание мифологии будущего — очень интересная попытка. Альтов вообще неординарен, а в описании будущего космического так сказать фольклора в особенности. Респект

Оценка : 9
«Икар и Дедал»
–  [ 12 ]  +

amak2508, 18 апреля 2019 г. в 09:39

В наше прагматичное время клич «Пролетим сквозь солнце!» вызовет даже не оторопь, а скорее понимающую улыбку — «Лечиться надо!». А ведь действительно, было такое время — конец 50-х — начало 60-х, когда на волне всеобщего подъёма казалось — ещё чуть-чуть, ещё одно усилие и космос будет лежать у ног человека. Да и вообще — что такое косная материя, как она вообще может тягаться с силой человеческого разума и воли. Вот тогда и создавались такие красивые поэмы в прозе.

Сегодня и пафосное геройство Икара и Дедала, и сама идея демонстрации того, что человечеству под силу всё, отклика в душе читателя, естественно, уже не найдут — скорее лишь лёгкую грусть по тому наивному, навсегда ушедшему времени. А вот что в рассказе осталось и сейчас, так это красота слога да настоящий романтизм дальних космических дорог. Не очень конечно много, но вот это уже — навсегда....

Оценка : 5
«Легенды о звёздных капитанах» [Цикл]
–  [ 12 ]  +

неомут, 31 мая 2015 г. в 18:13

Да, писатель Альтов был не ахти какой. Написал немного, читать его было скучно даже тогда, в детстве. История с «Гриадным крокодилом» тоже его не украсила. Но цикл «Легенды о звездных капитанах» стал его лучшей, непревзойденной работой. Романтика? Поэзия фантастики? Да как ни назовите, но если спустя сорок лет после первого и единственного прочтения я помню мельчайшие детали прочитанного и состояние восторга, я снимаю шляпу и низко кланяюсь автору. После таких книг фантастика в твоей жизни остается навсегда.

Оценка : 10
«Огненный Цветок»
–  [ 12 ]  +

elent, 13 июня 2012 г. в 00:59

Чудесная поэма в прозе. Замечательный гимн людям. В детстве просто млела читая и перечитывая.

Оценка : 10
«Гадкие утята фантастики: Пятьдесят идей Александра Беляева»
–  [ 12 ]  +

Доктор Вова, 23 мая 2011 г. в 16:33

Посмотрите на время написания эссе. 1970-й год! Эссе просто великолепное! Автор настолько мастерски подошел к его написанию, что и рад был бы поискать неточности, но не получится. Проделана грандиозная работа и во второй части эссе подробнейшим образом изложены 50 идей А. Беляева. Я бы даже сказал — ИДЕЙ! Потому что за прошедшие (после написания эссе) 40 с лишним лет, какие-то из них уже стали реальностью! Я не буду останавливаться на том, какие именно, это и не так важно. Важно то, что Гений Беляева подарил человечеству Оооочень много идей, которые постепенно воплощаются в реальность! И спасибо Автору за эту статью!

Оценка : 9
«Огненный Цветок»
–  [ 11 ]  +

Darth_Veter, 27 декабря 2021 г. в 21:05

Оценивать произведения Альтова и Журавлевой на самом деле не так-то и просто. В таком далеком детстве я приходил от них в такой дикий восторг, что возникало непреодолимое желание бросить свою учебу в школе и немедленно отправиться в исследовательский космический полет куда-нибудь к Альфе Кентавра или Тау Кита. Для этой категории населения оценки творчества писателей были исключительно высокими, ибо оно никого не оставляло равнодушным. Каждый из мальчиков в ту пору мечтал стать космонавтом (эта фраза стала тогда своеобразным мемом). Но если судить с высоты своих лет, как повидавший жизнь взрослый человек, то сразу становятся видны все огрехи и недочеты созданных писателем произведений: они неоправданно-оптимистичны, противоречат научным постулатам и зачастую не в ладах с обычной логикой. Действительно, разве будет кто-то в будущем снаряжать СОТНИ экспедиций к далеким звездам, чтобы найти на их планетах какой-то совершенно мифический цветок?? Космос — это вовсе не парковая зона, где может прогуляться каждый желающий. Это мертвая и холодная пустота, убивающая всё живое не только радиацией, но и нереально-огромными расстояниями. Никто и никогда не сможет летать в нем, как герои «Легенд о звездных капитанах». Тем более, в одиночку, без всякой поддержки. Если судить со стороны здравого смысла, произведения данного типа — обычные сказки Нового времени, единственной ценностью которых является сам язык повествования — яркий, восторженный, насыщенный аллегориями и аналогиями, побуждающий к действию. Сказачность сюжета подтверждает и сам автор, называя своего героя Прометеем. Огненный Цветок — это аналог Олимпийского огня, который прежний Прометей выкрал, чтобы отдать его людям. И огонь и цветок — всего лишь символы человечьих надежд и устремлений. Такое иносказание превращает рассказы Альтова в самую настоящую поэтическую прозу, и все ее недостатки тут же становятся преимуществами. У взрослых рассказ, конечно же, вызовет в лучшем случае печальную улыбку, а вот молодежи он способен в буквальном смысле «сорвать башню». Вот за эти эмоции мы и любим подобную беллетристику.

---------------

РЕЗЮМЕ: пересказ старой легенды о Прометее с точки зрения эпохи завоевания межзвездных пространств. Посвящается романтикам 60-х годов прошлого века.

Оценка : 7
«Баллада о звёздах»
–  [ 11 ]  +

Sir Shorris, 20 июня 2020 г. в 18:01

С большим удовольствием продолжаю открывать для себя маленькие шедевры советской фантастики — популярные и значительные тогда, и практически забытые сейчас. На этот раз очередь дошла до совместного творения Г. Альтова и В. Журавлевой — повести «Баллада о звездах». Сразу скажу, что не являюсь большим поклонником Генриха Альтова, и знаком с его творчеством пока лишь по двум произведениям («Опаляющий разум», «Дедал и Икар»). А вот Валентина Журавлева наоборот — входит в десятку моих любимейших русскоязычных авторов и ее «фирменный почерк» я мгновенно узнаю. Трудно сказать (да это, наверное, и не нужно) чей вклад в это произведение был более значительным, но это тот самый случай, когда результат объединения творческих усилий оправдал все ожидания. «Баллада о звездах» — красивая, поэтичная и очень «человечная» повесть. И, пожалуй, наряду с «Астронавтом» — лично для меня это вершина раннего творчества Журавлевой. Каждая строчка в повести пронизана романтикой, одухотворенностью, жаждой открытий, стремлением к высоким моральным идеалам, готовностью к самопожертвованию... Для меня эта повесть стала одним из ярчайших символов фантастики 60-х, еще одной небольшой «энциклопедией человековедения», которую хочется буквально растащить на цитаты.

И самое примечательное в этом произведении то, что стандартные, на первый взгляд, для фантастики темы — парадокс времени, контакт — рассмотрены авторами гораздо глубже, с неожиданных ракурсов. Все обсуждается не умозрительно, а происходит прямо в реальном времени — здесь и сейчас.

Вот человек (в данном случае — один из главных героев повести, астронавт Шевцов) удаляется от Земли на субсветовой скорости. Он — единственный пилот, его присутствие на корабле необходимо и играет решающую роль. Для него полет займет несколько месяцев — на Земле за это время пройдет почти семнадцать лет. Он не выбирает — лететь или не лететь. Он уже летит... и смотрит на фотографию любимой девушки. С каждым часом, с каждой минутой время разделяет их все больше и больше. Вот она уже старше него... А что же будет через семнадцать лет? Этого времени достаточно, чтобы стать абсолютно чужими людьми. И на короткий миг появляется непреодолимое желание развернуть корабль обратно, пока еще можно что-то вернуть! Но он понимает, что от результата его работы зависит жизнь сотен людей и продолжает свой путь... Вот он — парадокс времени, здесь и сейчас, на своей собственной «шкуре».

Что касается вопросов контакта, то в «Балладе о звездах» (еще за год до публикации Лемовского «Соляриса», и за девять лет до Ефремовского «Часа Быка») авторами уже были сформулированы качества «первопроходца будущего», на чьи плечи упадет ответственность от имени человечества установить первый контакт с иным разумом, насколько бы необычным для понимания человека ни оказался этот разум. Буду цитировать по тексту:

1. «...нужно соблюдать величайшую осторожность, ибо даже хороший астронавт может оказаться плохим психологом».

2. «Да, мы привыкли — дурная привычка! — мерить на свой аршин. Мы представляем себе обитателей чужих планет либо как наше прошлое, либо как наше будущее. Чепуха! Там, где другие условия существования, там все идет по-другому...»

«...именно в эту минуту — мы смотрели друг другу в глаза — я понял, что существа эти не выше и не ниже человека по развитию. Они просто иные!»

3. «Человек будущего — поэт и ученый. Точнее — и то, и другое одновременно, ибо за какой-то гранью эти понятия сливаются...»

Помимо того, что Альтов и Журавлева таким образом «примиряют» физиков и лириков, представляя их составной частью гармоничной личности людей будущего, выдвигается новая категория ответственности человека — уже в космических масштабах:

«Это была ошибка. И первые же мои шаги на чужой планете были ошибочными. Как человек — я мог так поступать. Но как представитель человечества — нет и трижды нет!»

«Видящий мог сказать мне: «Вы, люди, хотите сделать нам добро? Но почему мы должны вам верить? Кто вы? Еще столетие назад — всего столетие назад — вы уничтожили два города придуманным вами оружием. Еще несколько десятилетий назад лучшие свои силы вы отдавали совершенствованию оружия. Пусть не все люди таковы. Но мы судим все человечество. Каждый из вас отвечает за то, что происходит на планете.»»

«Баллада о звездах» опубликована в 1960 году, прошло шестьдесят лет, скоро мы приблизимся ко времени действия повести, а все вопросы по-прежнему остаются открытыми...

А теперь — в свободной форме еще о нескольких моментах:

Произведение настолько красиво и талантливо написано, вызывает такую гамму эмоций и размышлений, что это нужно «увидеть собственными глазами». Невероятная достоверность происходящего... Я понимал, что вместе со скульптором Ланским сижу в зале Станции Звездной Связи и слушаю этот рассказ лично из уст Шевцова, как и подразумевалось по тексту. Слышу все интонации, малейшие оттенки в голосе — вот где писательское мастерство! А сама история о расе Видящих Суть Вещей... Вообще нужно сказать, что произведение просто «напрашивается» на экранизацию по всем параметрам. Оно изначально построено как фильм. И не случайно первое издание повести в журнале «Знание-сила» вышло с иллюстрациями легендарного Н. Гришина. Да, они немного наивные и «теплые-ламповые» по современным меркам, но в этих иллюстрациях чувствуется какая-то печальная, лирическая нотка... Они замечательно передают дух произведения и самой эпохи! Очень рекомендую читать именно в этом издании. Если Вы романтик, мечтатель и ценитель искусства, любящий книги со смыслом — эта повесть для Вас. И пусть коммунистическая составляющая никого не смущает — это неотъемлемая «фишка» советской фантастики! Единственное что — когда читаешь повесть, ощущаешь бездонную пропасть между нравами, целями и стремлениями той эпохи и современностью. И я говорю именно об общечеловеческих ценностях и качествах, которых сейчас очень не хватает...

P.S. И, напоследок, один веселый момент. Альтов и Журавлева в этом произведении передали, по всей видимости, «зашифрованный привет» И. Ефремову, А. Казанцеву и братьям Стругацким, который без труда распознают многие любители отечественной фантастики. В повести есть эпизод, где главный герой — скульптор Ланской — вспоминает романы об астронавтах из наследия Земли, с которыми он ознакомился для создания скульптурной композиции. Среди них фигурировали: «Галактика Артемиды» («Туманность Андромеды» Ефремова), «Лунный путь» («Лунная дорога» Казанцева) и «Страна зеленых облаков» («Страна багровых туч» Стругацких).

Оценка : 10
«Регистр научно-фантастических идей и ситуаций»
–  [ 11 ]  +

мрачный маргинал, 06 марта 2012 г. в 15:14

Примечание «не опубликовано» вовсе не означает применительно к Регистру, что он не тиражировался. Копии, начиная с конца 1960-х, распространялись среди заинтересованных лиц и групп (писатели-фантасты, деятели КЛФ) — с целью пополнения ими базы данных. Есть факты, что копии Регистра (ещё при жизни основного автора идеи — Г. С. Альтшуллера, в 1980-е) несистематически рассылались и школьным преподавателям, — по запросу- как своеобразные методпособия по увлекательному преподаванию школьных дисциплин.

К началу 1990-х в Регистре было уже три тысячи страниц.

К сожалению, работа так и осталась незавершённой, авторство отдельных её разделов присваивалось, но, тем не менее, «Регистр» можно считать одним из основных дел жизни энтузиаста виртуозного изобретательства с применением методик развития интеллекта средствами фантастики.

Её, фантастики, здание представлялось Генриху Альтову как захватывающе-сложная многоуровневая постройка, законы развития которой можно постичь и использовать в разных отраслях творчества. Не только в НФ. Закономерности перехода на более высокие уровни воображения стимулировали «мозговой штурм», — с помощью Регистра можно было в коллективном сотворчестве придумать целый ряд новых Н-Ф идей (с таким применением Регистра работали, в частности, и участники секции фантастики в харьковском семинаре Ю. А. Никитина).

Недостаток Регистра, однако, заключался в том, что далеко не все литературные приёмы, составляющие фантастику, поддавались формализации. Огромный литературный массив остался за пределами, охваченными систематизацией. А сама эта работа осталась памятником эпохи «бури и натиска» в советской НФ, когда казались достижимыми и близкими многие горизонты творчества...

«Огненный Цветок»
–  [ 11 ]  +

god54, 23 декабря 2009 г. в 18:44

Поэтический гимн новому человеку, вышедшему на просторы Вселенной и раскрывающему ее тайны. Все это изложено по правилам построения легенд, словно поэзия в прозе.

Оценка : 5
«Икар и Дедал»
–  [ 11 ]  +

god54, 23 декабря 2009 г. в 18:20

Это даже не рассказ, это скорее некое аллегорическое возвышенное произведение в виде оды человечеству новой формации, самопожертвованию и радости победы. Фантастическая поэзия.

Оценка : 4
«Баллада о звёздах»
–  [ 10 ]  +

zotovvg75, 01 мая 2022 г. в 18:39

Начало повествования представляет собой романтическое вступление, своеобразное Intro по аналогии с музыкальной композицией, а вернее с балладой, коль уж это слово упоминается в названии повести. Дух романтизма фантастики шестидесятых годов прошлого века полностью проявлен в данном совместном произведении известных советских фантастов. Это наглядно выражено в основной канве сюжета: переплетение искусства и науки, родство творческого и научного поиска, муки духовных и интеллектуальных исканий-в этом смысле главные герои Ланской и Шевцов абсолютные побратимы. Авторы утверждают, что работа астронавта в звездном мире-думать и оружие звездоплавателя-мысль. Если бы Ланской мог, он бы поставил статую мысли, собственно для подобного замысла и послал его старый учитель на сеанс звездной связи.

Рассказ Шевцова представляет собой многоаспектную тематику проблемы фантастических межзвездных путешествий и контакта с внеземным разумом. Черная пыль одна из гипотетических опасностей ожидающих космонавтов в отнюдь не дружелюбном вселенском вакууме. И человек борется с этим коварным врагом, сплавив в единое целое силу мысли и силу техники. И кто знает на чьей стороне была бы победа, если на помощь Шевцову не пришла бы еще и вдохновенная сила искусства, выраженная в потрясающих стихотворных строчках и портрете близкого человека. Такими и должны быть люди будущего, гармонично использующие все заложенные в них способности.

Только такие натуры способны к контакту с внеземным разумом, к воплощенной способности понимания нечто принципиально иного с последующим установлением точек соприкосновения. Авторы блестяще описывают чужой мир, его призрачных обитателей с непостижимыми способностями и мышлением. Действительно, мы привыкли все мерить на свой аршин, приписывая своей природной сущности уникальность вершины возможной эволюции. Другой мир, другой Разум не всегда может быть лучше или хуже, он может быть просто иным по сути и упоминаемая в тексте инструкция не случайно требует особой осторожности и продуманности первого контакта.

Вообще в повести присутствует огромное количество тем для интересных размышлений: значение труда и праздности в развитии цивилизации, проблема высвобождения лучших качеств человека в противоборстве со злом, заявленная необходимость коммунистического социального строя в будущем человечества. Тут каждый может подумать и вынести свое суждение, в этом для меня заключена одна из ценностей советской научной фантастики. Любопытны и приводимые технические новинки грядущего, как например «кремниевый пожар» или способность таинственного шара проникать через материальные преграды. В общем авторы большие молодцы! И баллада о звездах заканчивается в унисон с Intro величественной Coda, позитивным финалом для всех романтиков и мечтателей!

Оценка : 9
«Богатырская симфония»
–  [ 10 ]  +

amak2508, 20 мая 2017 г. в 18:29

Красивый рассказ. Все еще красивый, несмотря на почтенный, более чем полувековой возраст, очевидную наивность и некоторую манерность. Впрочем, по поводу наивности и манерности — вполне может быть, что такая, несколько условная манера изложения, автором и задумывалась.

А вообще вещь удивительно атмосферная. Она прекрасно передает как дух тех 60-х, когда писался рассказ — дух народа-творца, народа-победителя, когда все казалось по плечу, а знания ценились дороже, чем личное благосостояние, так и удивительный дух того будущего, в котором двое встречают возвращающийся из дальнего космоса зонд-разведчик на заброшенном космодроме..

Также обращает на себя и язык рассказа — эдакий традиционно-классический, из тех времен, когда этому еще придавалось большое значение. Теперь, к сожалению, фантастику так больше почти не пишут — сегодня во главе всего только действие: побежал, ударил (рубанул, выстрелил), обнял (поцеловал, уложил в постель) и т.д....

Оценка : 8
«Полигон «Звёздная река»
–  [ 9 ]  +

zotovvg75, 03 октября 2022 г. в 18:10

Вопрос поднимаемый здесь автором прост в своей формулировке, но труден в логическом и моральном разрешении. Собственно герои рассказа и пытаются найти выход в непростой проблеме выбора. Позиция максимальной целесообразности ученого схлестнулась с эмоционально-гуманными взглядами женщины, черствость лабораторного червя вступила в схватку с позитивным жизнелюбием. Доводы изобретателя безжалостны и точны, но только в пределах сферы его деятельности, женщина полностью обезоружила оппонента не только с моральной, но и с сугубо практической стороны.

Проблема выбора всегда сложна и двояка, я помню как она детально разбиралась у Стругацких в «Далекой радуге». Моральные устои безусловно важны, но прагматизм реальности всегда заставляет с собой считаться. Как же найти приоритеты, как определить точку опоры для обоснования судьбоносных решений? Тем и цене данный рассказ, что заставляет нас думать над подобными вещами. Практический труд ученого легко может превратиться в схоластику, несмотря ни на какие благие цели. Однотипные умственные установки затягивают в себя как в трясину и вот уже для главного героя личное счастье составляют не люди, а идеи, пусть даже и такие грандиозные, манящие за собой в область метафизики.

Но ведь самое главное-это Жизнь и наука должна быть направлена во имя Жизни. А ученый поступил совсем наоборот, сделав бесспорно значимый поступок самопожертвования, забыв при этом ради чего он это делает. Конечно, люди всегда трагически гибнут, по неосторожности, в несчастных случаях, это закон неумолимой статистики. Но когда трое размещены на ладони у всего человечества и человечество решает сжать ли ладонь в кулак и раздавит попавших в беду, либо спасти невзирая ни на что, то ответ наверное очевиден. Иногда несколько людей и олицетворяют собой всю цивилизацию, ее этику, философию, разумность.

Сказанное можно принять только за громкие слова, но вот сюжет этого великолепного рассказа, вот позиция автора и каждый в своем отзыве волен высказать и свою точку зрения. Для этого все и пишется, тем и замечателен наш сайт.

Оценка : 10
«Баллада о звёздах»
–  [ 9 ]  +

Darth_Veter, 26 декабря 2021 г. в 22:35

«Баллада о звездах» — самое крупное произведение Генриха Альтова и его жены. Сегодня оно кажется немного наивным и многословным, заполненным ненужной философией. Это легко объяснить: повесть писалась еще до полета Гагарина и предназначалась будущим космонавтам. Никто не знал, какими они будут, но всем хотелось, чтобы это были достойные представители нашей расы. Полной противоположностью современным российским туристам. Они верили в неизбежную победу коммунизма над силами мрака, несли в себе гуманистическую философию Объединенного Человечества и искренне верили в дружелюбие своих братьев по разуму. Пусть вас не удивляет, что они летали по Космосу в одиночку: в те далекие годы считали, что управление кораблем будут осуществлять весьма продвинутые автоматы, которые взьмут на себя функции штурмана, навигатора и моториста. Пилоту останется только чисто научная деятельность. Вот и капитан Шевцов полетел к Сириусу один. По пути ему пришлось «на ходу» решать сложную задачу «черной пыли», выедающей прочный корпус звездолета. А на самой планете, названия у которой не было, так же в одиночку он решал вопросы Первого Контакта с сирианами. Впрочем, человеку коммунистического Завтра было не привыкать разрешать подобные проблемы. Автор не говорит, что такой человек был абсолютно идеален (его ошибки тоже описаны), но верное мышление рано или поздно приводило его к правильному решению. Очень подробно описаны все размышления героя о смысле жизни, из-за чего процесс чтения произведения далек от развлекательного — скорее, это философские размышления автора о человеке будущего, о роли науки и техники в освоении дальних планет, о настоящих ценностях разумной жизни. Сириане — не просто иные по своему строению живые существа, они абсолютно ЧУЖДЫ земному разуму. Их эволюция проходила более мягко и комфортно, нежели наша: во многом природа помогала, расчищая им путь и отбраковывая враждебные организмы. Но в итоге получилась раса мирных иждевенцев, не способная к борьбе и трудностям. Если б не прилет Шевцова, они бы безропотно погибли, не сделав ни единой попытки изменить ситуацию себе на пользу. Тем самым автор показывает пользу враждебной среды, закалившей характер человека и научившей его сражаться за собственную независимость от нее. Люди — борцы и творцы, но не иждевенцы, утверждает автор. Таким было и его собственное кредо: практически всю свою сознательную жизнь он искал новые методы решения научно-технических задач, которые могли бы далеко продвинуть вперед прогресс нашего общества. Его теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — яркое тому доказательство. Ни до, ни после Альтова-Альтшуллера никто этим уже не занимался. Возможно, сегодня мы сами идем по пути этих самых сириан: в России отсутствуют все высокотехнологичные производства, а образование (в т.ч. и высшее) полностью переориетировано на ситуативно-коммерческую основу. Современная школа дает детям не знания, а МЕТОДЫ ДОБЫВАНИЯ знаний. Фактически, это самая настоящая профанация, каковую еще 200 лет назад описал Фонвизин в своем «Недоросле». Благодаря смартфонам и Интернету, детям уже не нужно думать, а достаточно просто найти уже готовый ответ среди имеющихся. Тестовый характер ОГЭ и ЕГЭ лишь подтверждает деградацию нашего образования в сравнении с советским. Инфантильность нынешней молодежи грозит «икнуться» нам уже в течение ближайших 10-20 лет. Мы, конечно, не вымрем, как сириане, но точно уж потеряем свой авторитет и значимость в этом мире. От компьютеров нас уже «оттерли» и недалеко то время, когда «ототрут» и от Космоса. Вот тогда великая страна перестанет быть великой и превратится в ту самую «Верхнюю Вольту с ядерной бомбой», о которой говорила ярая антикоммунистка Маргарет Тэтчер. Если это случится, произведения Альтова снова превратятся в настоящую фантастику. Но в этом случае это уже будет для нас полной катастрофой.

-------------

РЕЗЮМЕ: философское размышление о людях будущего, в одиночку осваивающих межзвездные перелеты. Рекомендуется ДУМАЮЩИМ читателям.

Оценка : 7
«Огненный Цветок»
–  [ 9 ]  +

vam-1970, 12 апреля 2019 г. в 09:15

Один из самых романтических сюжетов советской фантастики в эпоху соцреализма. Вот именно — соцреализм и фантастика — вещи несовместимые. Но сосуществовали...

Какой-то шарм рассказа- помнится до сих пор. Как нечто прекрасное и загадочное во Вселенной, которое и не может быть по требованиям соцреализма, но мечтать об этом не запрещается.

Оценка : 8
«Огненный Цветок»
–  [ 9 ]  +

Carex, 11 апреля 2019 г. в 23:11

Это такая фантастика, где совсем нет физики, и слишком много лирики. Даже приторно. По уровню пафоса сравнима с фильмом «Туманность Андромеды» (Вам, живущим в двадцатом веке. Вам, живущим в первом веке коммунистической эры — ПОСВЯЩАЕТСЯ). И хотя в рассказе про коммунизм ни слова, но вот эта вот романтика 60-х чувствуется в каждой фразе. Мне рассказ показался глупым и наивным. Представляет интерес только для историков фантастики.

Оценка : 4
«Легенды о звёздных капитанах» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

ii00429935, 18 июня 2018 г. в 20:24

Три романтические истории о покорителях космоса из очень далёкого будущего. И как верно замечено в классификации Фантлаба, эти люди уже не совсем люди.

Каюсь, я не смог проникнуться романтизмом и оптимизмом Генриха Альтова. Даже если воспринимать эту трилогию, как некую поэму в прозе, здесь очевиден перебор с пафосом. Персонажи Альтова лишены привычных человеческих имён, простых и понятных слабостей, а на подвиг они отправляются, как мы с вами утром на работу. Третья новелла, «Огненный цветок» представляет собой новую версию мифа о Прометее. Так вот, древнегреческому титану можно было сопереживать. Он в одиночку пошёл против богов и жестоко за это расплачивался. Сочувствовать звездным капитанам Генриха Альтова, извините, невозможно в принципе. Здесь остается только восхищаться и аплодировать стоя.

Оценка : 6
«Опаляющий разум»
–  [ 9 ]  +

Sawwin, 01 ноября 2015 г. в 08:40

Конечно, это не рассказ, сюжета и действия в нём как таковых, нет. Но и очерком данное произведение назвать нельзя, слишком уж заинтересовано, страстно пишет автор. Это особый жанр: произведения Генриха Альтова, повествующие о том, как делаются настоящие открытия. С восторгом читал в юности, с неослабевающим интересом перечитал сейчас. «Наскок Дон Кихота на ветряную мельницу — одно из самых результативных сражений в истории человечества» — замечательно!

Оценка : 9
«Сверхновая Аретина (Легенда XXV века)»
–  [ 9 ]  +

Sawwin, 09 января 2010 г. в 07:58

Когда-то именно эта легенда была для меня образцом фантастического рассказа. Сейчас я вижу и логические нестыковки, и некоторую наивность. Но главное осталось: красота, не впавшая в красивость, высокий стиль, чуждый патетики. И поэтому, всё равно -- десятка.

Оценка : 10
«Сверхновая Аретина (Легенда XXV века)»
–  [ 9 ]  +

god54, 23 декабря 2009 г. в 19:50

Красивая поэтичная легенда о еще одном подвиге звездного капитана. Легенда она и есть легенда и нечего в ней искать логические связи или нестыковки. Она написана для красоты, так ее и следует читать.

Оценка : 4
«Легенды о звёздных капитанах» [Цикл]
–  [ 8 ]  +

mshvez, 31 января 2020 г. в 00:53

Может, я чего не понял — по-моему, это не фантастика, а панегирик советским супер-героям-звездопроходцам. Прообразами которых стали мифологические персонажи Древней Греции. Много ура-патриотизма, много лозунгов, воспевания героев и их подвигов. Причем подвигов ради подвигов, без определенной цели. «Икар и Дедал»: а пролетим-ка мы сквозь Солнце! Зачем, чего ради? Где тут наука и фантастика, я не увидел. Для внеклассного чтения 10-летним школьникам из 1960-х годов это вполне подходит, а для современного прочтения, хотя бы в порядке знакомства с «ретро»-фантастикой советского периода — вызывает недоумение. Может это фельетон? пародия на западные комиксы про супер-героев? Тогда где же юмор, где ирония? Непонятно. Мимо кассы прошло. 5 баллов.

Оценка : 5
«Икар и Дедал»
–  [ 8 ]  +

Милена-я, 08 декабря 2015 г. в 10:46

Вот это настоящая высокая романтика. Не в том опошленном смысле, в котором это слово употребляется сейчас. Это чудесно, и весь цикл замечательный.

«Эффект Уорпа-Явича»
–  [ 8 ]  +

Mitson, 06 февраля 2014 г. в 11:14

Помню-помню этот рассказ! Я тогда учился в 5-м классе, мне выписывали «Пионерскую правду», я уже тогда «болел» фантастикой и у меня был тогда «Конструктор»! Эта гремучая смесь буквально «взорвалась», когда я прочитал этот рассказ. Во первых, я был поражен обилием фантастики в доме главного героя. Это для меня было самым фантастическим в рассказе. У меня, к сожалению, дома ничего подобного не было, и я в те времена перетряхивал все полки в школьной и городской детской библиотеках в поисках хоть чего-нибудь из фантастики. Но зато у меня был «Конструктор»!!! Металлический: платформы, пластины, балки, колесики с большим количеством отверстий; оси, куча болтиков и гаечек M4. И я увлеченно мастерил из всего этого башни, в надежде отыскать тот самый «эффект Уорпа-Явича». Пытался втянуть в игру «Кто выше?» младшего брата-второклассника, но у меня башни получались неизменно выше, чем у него, и каждый раз, взирая на свою более высокую конструкцию я радостно кричал: «Вот, это эффект Уорпа-Явича!», за что младший просто возненавидел этот «Конструктор» и какого-то там «Уорпа-Явича» :)

Сейчас, по прошествии многих лет, когда у меня у самого дома 2 шкафа с фантастикой, этот рассказ воспринимается несколько иначе. Но перечитал его с большим удовольствием. За прекрасные воспоминания из детства — 10 баллов!

Оценка : 10
«Икар и Дедал»
–  [ 8 ]  +

elent, 13 июня 2012 г. в 01:24

До сих пор перечитываю с восторгом. Так Поэтично о космосе и космонавтах никто и не написал.

Оценка : 10
«Богатырская симфония»
–  [ 8 ]  +

elent, 13 июня 2012 г. в 01:00

Звездолетчики — молодые, спортивные красавцы. Тогда это был канон. И показать старика — на это нужна была смелость. Прекрасный рассказ.

Оценка : 10
«Клиника «Сапсан»
–  [ 8 ]  +

pava999, 05 ноября 2011 г. в 12:33

Сразу видно, что Альтов — изобретатель. Столько фантастических идей! Гиперзрение, несколько памятей одновременно, бессмертие. Согласен с автором, если бы наука двигалась плавно, не было бы моральных и физических потрясений для человечества.

Оценка : 9
«Порт Каменных Бурь»
–  [ 8 ]  +

god54, 23 декабря 2009 г. в 19:42

Фантастическая гипотеза, которая облечена в форму рассказа, больше похожего на философское размышление, даже сюжет такой подобран, позволяющий человеку словно восстанавливать ход рассуждений другого человека, сделавшего открытие. В итоге рассказа, как такового нет, а идея довольно спорная...

Оценка : 3
«Полигон «Звёздная река»
–  [ 7 ]  +

Groucho Marx, 05 июня 2023 г. в 20:53

Рассказ заострён до притчевого уровня, пожалуй, даже до гротеска, когда жизнь одного человека оказывается напрямую связана с будущим человечества.

По-сути, это резкий выпад Альтова против индивидуализма, против противопоставления личности и коллектива. Вот, гениальная личность жертвует собой ради коллектива, а коллектив эту жертву отвергает во имя самой этой личности.

Альтов очень чётко обрисовал проблему, дав высказаться обоим сторонам в дискуссии и показал, что обе стороны и правы и неправы одновременно. Но он схитрил. В новелле не сказано, почему всё человечество так напряжённо жертвует свои ресурсы для решения конкретной научно-технической проблемы. Но можно догадаться, что от успеха и неуспеха эксперимента на полигоне «Звездная река» зависит само существование людей на планете. Например, известно, что Солнце в исторически обозримый период может превратиться в сверхновую или какие-то проблемы с земной корой или с климатом или ещё с какой-то приближающейся катастрофой, и надо спасать миллионы людей не метафорически, а буквально. Альтов об этом не пишет, он смягчает этот момент, но напряжение, которое стоит за миллионами глаз, устремлёнными на «Звездную реку», передано замечательно.

Оценка : 9
«Полигон «Звёздная река»
–  [ 7 ]  +

Darth_Veter, 01 января 2022 г. в 21:43

Очередной рассказ на моральные темы. Каковы они, люди ближнего будущего? Будет ли их мораль похожа на мораль современников или станет кардинально иной, как того требует прогресс и эволюция? Останутся ли на ключевых ее позициях такие понятия, как долг, честь и совесть? Перед главным героем рассказа подобная проблема встает во весь свой рост, ибо по воле обстоятельств ему придется выбирать между жизнью трех человек и осуществлением своей 17-летней мечты... Американская фантастика как-то быстро приучила нас к тому, что герои никогда не терзаются моральными угрызениями, ибо по умолчанию всегда поступают правильно. Возможно, там, за океаном, и на самом деле имеется целый класс людей, которые никогда не ошибаются. Но в нашей стране народ всегда шел к своей заветной цели через испытания и многочисленные жертвы. Таков уж наш восточный менталитет: чтобы взойти на гору, нужно истоптать не одну пару башмаков. Именно поэтому неназванный герой рассказа Альтова так сомневается в справедливости мнения большинства, предоставившего ему право последнего выбора. Его легко понять: они не знают всех подробностей проекта, не понимают его важности для будущих поколений, а всего лишь живут сегодняшним днем, который по своим масштабам никак не может сравниться с грядущими перспективами. Со стороны такое упорство может показаться странным и антигуманным, если вы сами никогда не создавали чего-то нового и важного. Такие люди мыслят другими категориями и жизнь отдельного человека теряет для них свою ценность, ибо на кону стоит благополучие целого народа (а может, и всей человеческой расы в целом). Так что не стоит судить этого человека строго, как это делает его недавняя знакомая. Щекотливость ситуации в том, что один из трех попавших в беду человек — ее собственный сын. Выходит, она тоже не совсем объективна. Абсолютной истины нет, сказал какой-то восточный мудрец, а есть только тот ее вариант, который мы выбираем на данный момент. И только тогда, когда выбор сделан, можно говорить о его моральной оценке. Прав ли был Кутузов, сдавая Москву французам? Ведь сдача столицы казалась многим настоящей катастрофой. И когда Кутузов предпочел чисто идеальному символу страны сохранение ее армии, общество начало проклинать великого полководца на все лады. Даже царь высказал ему свое неудовольствие. Но в итоге победа оказалась за русскими, и теперь уже общество почувствовало себя весьма неудобно — победителей не принято судить. Думаю, подобные выборы стояли и всегда будут стоять перед настоящими героями, и им придется делать свой нелегкий выбор, основываясь лишь на собственных представлениях о добре и зле, о вреде и пользе. Совсем как тому «витязю на перепутье» с картины Васнецова.

-------------

РЕЗЮМЕ: психологический этюд о трудности выбора между двумя возможностями. Человек как раз и отличается от буриданова козла тем, что он подобный выбор всё же делает.

Оценка : 7
«Порт Каменных Бурь»
–  [ 7 ]  +

Etamin, 25 октября 2020 г. в 20:42

И вот еще один рассказ классической советской НФ, запоминающийся, интересный по замыслу, с любопытными описаниями, но...

Рассказ содержит глубочайшие логические ошибки против всего нашего современного понимания структуры Вселенной.

1. Суперцивилизация пытается остановить расширение Вселенной и заставить галактики сближаться. Автор не знал (? — но мог бы посоветоваться хотя бы с космологами Московской школы или хотя бы изучить книги Зельдовича), что в сжимающейся Вселенной жизнь в ее известной нам форме невозможна. Так что суперцивилизация, возможно, пытается уничтожить живые существа во всех галактиках. Какой простор для фантазии!.. но увы.

2. Суперцивилизация пытается остановить расширение Вселенной и заставить галактики сближаться. А зачем? Чтобы проще и ближе было перелетать из галактики в галактику? А кому? Им самим? Тут-то и кроется ляп вселенского масштаба. Чтобы оказать воздействие в размерах Вселенной, суперцивилизация должна владеть так называемым «дальнодействием», т.е, в упрощении, иметь возможность мгновенно «дотягиваться» до самого края Вселенной. А коли так, на фиг им сближать отдельные галактики?

Кстати, туманность Андромеды сближается с нашей. Если не пролетит рядом, то спустя сколько-то миллиардов лет мало никому не покажется. Но это уже совсем другая история...

оценка 5 — только за приличный язык и любопытные идеи.

Стоит сравнить с потрясающим по глубине эссе Лема «Новая космогония» из сборника «Абсолютная пустота».

Оценка : 5
«Легенды о звёздных капитанах» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

Solnechnaja, 29 июня 2020 г. в 12:58

Двоякое впечатление осталось у меня от трёх небольших рассказов, составляющих цикл. С одной стороны, если воспринимать их как легенды далёкого будущего, то можно получить удовольствие от поэтичности стиля, аллюзий на античную мифологию и персонажей-героев, выполняющих свою героическую функцию. С другой – всё-таки стиль не настолько хорош, чтобы читать рассказы как поэзию в прозе, аллюзии поданы в лоб и переиначивают первоисточник ради неизбывного пафоса, а персонажи так же быстро забываются, как появляются на страницах.

Про научно-фантастическую составляющую даже сказать нечего, за исключением второго рассказа, «Сверхновой Аретины», который мне больше всех понравился. В нём есть какая-то общечеловеческая осмысленность поступков героев, а не чудовищный гуманистический пафос, убивающий все остальные. Если бы я прочитала эти рассказы в школьном возрасте, наверное, они бы оставили по себе светлые воспоминания, а сейчас вроде как и хочется проникнуться непоколебимой верой автора в Человечество с большой буквы, но прямота, наивность и даже агрессивность высказывания его полностью обесценивает.

Оценка : 5
«Богатырская симфония»
–  [ 7 ]  +

Kabasha, 06 февраля 2020 г. в 20:35

Легкий, лирично-романтический рассказ о взрослении, мудрости и меняющихся ценностях, в котором фантастика и ионные звездолеты играют лишь роль обертки. Все это могло произойти где угодно: летним вечером на скамейке в городском парке, в городской суете сентябрьского дня или безмятежной неге дачного участка на окраине мегаполиса…

Возвращение звездолета – это повод вспомнить прожитое, вернуться мыслями в прошлое, когда ты был молод, рядом была любимая женщина, а впереди… впереди планы, мечты, желания. А ведь вспоминать стоит не только при наличии повода, но и просто так, время от времени, чтобы на душе вновь стало теплее и уютнее.

Оценка : 7
«Третье тысячелетие»
–  [ 7 ]  +

volodihin, 23 декабря 2016 г. в 12:57

В сущности, четвертая (После Ефремова, Стругацких и Гуревича) развернутая советская утопия, притом в плане идей чрезвычайно богатая. Жаль, что вещь не закончена, но она и в таком, «рваном» виде производит сильное впечатление.

Оценка : 9
«Ослик и аксиома»
–  [ 7 ]  +

Gourmand, 26 марта 2015 г. в 07:17

Воспринимать рассказ в рамках «предсказания будущих технических открытий» было бы неправильно. Рассказ же совсем не об этом. Это история об изобретателях-одиночках, учёных-кустарях, «десанте науки» далеко впереди основного фронта. Рассказ «вспоминательный», лиричный. Школьные приятели, много лет не виделись. Но при этом даже сваренный на токах высокой частоты кофе играет на атмосферу, на образ этого замкнутого гения. И ослик. И радуга.

И Ада, одноклассница-фехтовальщица.

А техническая часть и не претендует, как я понял, на какую-то цельность. Прямо же в рассказе говорится — десантировалось десять, наука пошла по одному пути, значит, девять — неудачники, а один — опередил время.

Но забавно было прочитать о царивших представлениях тех лет на проблему межзвёздных экспедиций (или всё же перелётов?). Довольно радостная картина: человечество раздвигает горизонты и неудержимой массой расползается по Вселенной. Лодки-парусники, дирижабли-самолёты, корабли-ракеты. Кто летит, зачем летит — нет таких вопросов. Оптимистичная картинка.

В общем, прочитал я рассказ скорее как лирический, чем даже филоофский. А уж тем более не как фантастический или технический.

Оценка : 8
«К взлёту готов!»
–  [ 7 ]  +

elent, 13 июня 2012 г. в 01:43

Грусно, трогательно, прекрасно. Этот рассказ походя не прочитаешь. Он обязательно оставит свой след в душе.

Оценка : 10
«Сверхновая Аретина (Легенда XXV века)»
–  [ 7 ]  +

elent, 13 июня 2012 г. в 01:27

Романтизм, сам погибай, а товарища выручай — мы жили этим, поколение 70-х. А уж про 60-е и говорить нечего. Альтов своим созданием Легенд выделился из шеренги остадьных советских фантастов. Его ни с кем не спутаешь.

Оценка : 10
«Легенды о звёздных капитанах» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

witkowsky, 18 апреля 2012 г. в 15:43

Только издание 1961 года — по сути дела — «разрешило» Генриху Сауловичу «быть писателем». Сколько времени мурыжил рукопись Детгиз — пока кто-то не догадался дать ее «Клубу любителей научной фантастики» в Доме Детской книги (ул Горького, д. 43). Руководила им З. П. Смирнова, сестра писателя Н. П. Смирнова... но об этом в другой раз. Короче говоря, мнение школьников почему-то возымело действие, Альтшуллеру (Альтову) «разрешили» издать книгу, а нам, участникам ДДК, даже разрешили присудить (дважды) антипремию «Гриадный крокодил»... Полвека прошло с тех пор, и грустно думать, что писатели-фантасты будущего лишь едва-едва успели «прикоснуться» к этому детищу хрущевской оттепели.

Однако это все-таки было. Я не рискну сейчас перечитать эту книгу.

Но некое «право быть фантастом» дала мне именно она.

Полвека тому назад.

И теперь, когда на школьников. защищавших Альтова, льют грязь за то. что они посмели проявить хороший вкус и не купиться на краденую «Гриаду» Колпакова, жаль тех, кто понятия не имеет о том, чем была их борьба, и скольким из них она стоила жизни.

Оценка : 8
«Ослик и аксиома»
–  [ 7 ]  +

ааа иии, 21 января 2012 г. в 20:21

Классика. Спокойный пафос, без экшена, скрывающий истинные мысли рассказчик, остроумные идеи конспектом, нонконформизм... Мутаций, как утопии, рассказ не претерпел. Его даже не отрезало культурным барьером, как, из-за исторических реалий навечно неактуальные вещи хороших рассказчиков о фантастических изобретениях — Варшавского, Булычева, Сапарина... В прозе быта, лирике флэшбеков и взлетах концептуальной мысли Альтова чудится вневременное.

  Если строго, то приметы эпохи есть, но, парадокс, много не устаревшего. Не один Антенна зарабатывает «раз в пять меньше, чем мог бы, и работает раза в два больше, чем должен был бы». Массовое стереотелевидение всё еще ждем через четыре года. Если после всех ударов от евро-китайских мощностей и игровых приставок в уже почти снесенном московском «Детском мире» будут игрушки отечественного завода, то они, совершенно логично, должны быть больше похожи на полярное сияние, чем на Барби. Основа внедрения рециклинга — «зеленые» законы, а не то, что жаль выбрасывать морально устаревшее, однако определение вектора развития должно быть засчитано.

А вот замечание: «Наивные идеи оказываются художественно убедительнее, в них легче поверить» обернулось против автора. Слепленная из порошка слабеньким магнитным полем машина вынесет силовую нагрузку и ручонки, перепачканные пластилином? Архитектура, став живой музыкой, сгодится для жизни? Непрерывно перестраиваемый звездолет обеспечит безопасность? А КПД учли? Проблема совместимости поколений техники решаема? Вертушка Герона предсказала турбогенератор? Научная деятельность сводится к изобретательству? Не верится. Наивно.

  Изобретения и открытия, которые сильно опередили время, навечно остались в кунсткамерах. У ослика должна быть грустная морда.

«Икар и Дедал»
–  [ 7 ]  +

Иприт, 14 июня 2010 г. в 20:56

Интересен сам факт попытки создания эдакого Звездного эпоса — легенд Дальнего космоса, якобы появившихся в период освоения.

Оценка : 8
«К взлёту готов!»
–  [ 7 ]  +

god54, 23 декабря 2009 г. в 18:28

Очень грустный рассказ об искусственном интеллекте выброшенным людьми на свалку. Он помнит о перенесенных приключениях и всегда готов в полет. В литературе было несколько аналогичных рассказов и все трогают читателя своей лиричностью, в частности Биленкин «Создан, чтобы летать».

Оценка : 9
«Огненный Цветок»
–  [ 6 ]  +

Ctixia, 09 июля 2022 г. в 14:10

Космический пересказ легенды о Прометее из серии Альтовских «Легенд о звёздных капитанах». Не могу сказать, что мне такое очень нравится, но читать интересно. Патетика рассказа возвышена и героична, общая канва цикла безупречна соблюдена.

Кстати, не все знают, что Зевс и Прометей потом помирились.

Оценка : 7
«Икар и Дедал»
–  [ 6 ]  +

Ctixia, 20 мая 2022 г. в 22:36

Это уже не патетическая легенда, которой был рассказ из того же цикла «Сверхновая Аретина», это уже космический эпос о смелых и мужественных звездных капитанах, полетевших к Солнцу несмотря на все попытки их отговорить.

Очень поэтичная и, на мое искреннее удивление, интересная история. На такой маленький объем тут объяснено всё — как пришли к полету, как к нему готовились, как его осуществили чем закончилось. Очень понравился тандем капитанов, идеальный симбиоз ума и безбашенности.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3  4 



⇑ Наверх