Орсон Скотт Кард отзывы

Все отзывы на произведения Орсона Скотта Карда (Orson Scott Card)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 946

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 15 16 17 18 19   (+10)»

«Пропавшие дети»
–  [ 7 ]  +

Pavel KW, 02 сентября 2006 г. в 17:04

Рассказ действительно цепляет за душу. Автор пишет автобиографический вымысел и наверное поэтому начинаешь переживать и сочуствовать ему тот всей души. Рассказ хорош, рекомендую.

Оценка : 10
«Эндер Виггин» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

olga.sb, 13 марта 2022 г. в 22:59

Самая жестокая из всех школ — военная...

Можно ли понимать врага без того, чтобы полюбить его?

Цикл про Эндера — одно из самых сильных произведений, что я читала... Я бы даже сказала — убийственно сильных.

И совершенно не детский...

Ни разу мне не удалось перечитать/пересмотреть его без слез на глазах. Сюжетно первая книга про военную подготовку подростков в космосе для того, чтобы вести войну против инопланетной расы жуков. Однако смыслы там намного-намного глубже и приводят к мысли, что если постараться, то любую войну можно предотвратить. Невероятно тяжелая вещь, особенно последняя часть, когда Эндер понимает, какую ответственность на него свалили...

Фильм больше на визуальную составляющую давил, в книге же описывается, как нормального, умного парня сделали монстром, истребившим целую расу — Ксеноцидом. Про сильный характер и умение менять правила игры. Про то, как в конце оказалось самым важным не убить или быть убитым, а взаимопомощь, душевная щедрость и дружба. В фильме почти не раскрывают характеров остальных героев, а между тем каждый из них тоже обалденен. Чего только стоит Боб, который лишь слегка уступает по интеллекту Эндеру, а по изощренности мышления и превосходит! Не зря про него отдельный цикл есть!

Вторая книга про взрослого Эндера, который становится Говорящим от имени мертвых совершенно другая, хотя не менее крышесносная. Там дело происходит на планете, где колонисты пытаются установить контакт с цивилизацией разумных свиней. Никаких военных действий там нет. И если вы думаете, что Прибытие было классным,значит вы не читали Говорящего!

Да и вообще весь цикл невероятный! Там и разумный ИИ, и целая планета с ОКР и раздвоение личности.

И само собой невероятно глубокие темы написанные потрясающим языком.

Если боитесь военных тем, то просто сразу возьмите Говорящего. Или Тень Эндера — там почти шпионский боевик.

А лингвистам вообще к прочтению обязательно?

В общем, читать что-то у бесспорного гения — Орсона Скотта Карда просто обязательно!

Оценка : 9
«Пропавшие дети»
–  [ 6 ]  +

Sergio Blanc, 18 августа 2021 г. в 06:44

Я, как и рассказчик, очень не люблю читать истории, где жертвами становятся дети. Ну не могу я, отец троих детей, представлять страдания ребёнка, неважно с какой долей художественного мастерства и каким мастером слова это описано. Однако у Карда в этом тексте получилось всё «сделать правильно».

«Чёрная» рождественская история на фоне проблем понимания между родителями и детьми разворачивается в многодетной семье писателя, вынужденного переехать «на заработки». Мистически — психологический текст. Написано плавно, размеренно. И поэтому весь ужас ситуации вползает в тебя постепенно. И когда, наконец все ниточки сюжета оказываются завершены — до тебя начинает доходить истинный размах личной трагедии героев.

Финал истинно религиозен: осознание и прощение. Даже затрудняюсь, что из этой дихотомии поставить на первое место.

Читать, особенно тем любителям фантастики, кто уже обзавёлся семьями и детьми. Будьте внимательны к близким.

Оценка : 7
«Голос Тех, Кого Нет»
–  [ 6 ]  +

dxbckt, 06 мая 2020 г. в 14:53

Если (в большинстве) отзывы первой части разнятся от «просто великолепно» до «неплохо — можно почитать», то вторая часть (зачастую) вызывает куда более скромные оценки... И в самом деле — после великолепия первой части, где собрано все: очередная эпопея по спасению человечества, ГГ который не может не вызывать восхищение (даже без скидки на возраст), некая сверхраса «злобных пришельцев» и т.д и т.п.

Во второй же части нас ожидают... какие-то «маломерки из братьев по разуму лазающих по деревьям» (какие-то свиньи... прости господи!) т.е «свинксы» (не путать со сфинксом)). Далее непонятное испаноговорящее сообщество — которое больше похоже на секту, их скучные и (я б сказал) «интеллигентские заморочки по поводу и без», тлеющий конфликт с собратьями по разуму и (одновременно) с «департаментом по сношению с ИноПерешеленцами»)). В общем... немного непонятно и больше похоже на детектив, а не фантастическую сагу про «вечно живого героя» (которого сначала все превозносили как «спасителя человечества», а потом готовы «дружно запинать» уже всей Галактикой, за его «злобную агрессию» в отношении (не)дружелюбных собратьев по разуму (совершенную им в первой части). При этом все похоже напрочь забыли — что только одна мысль («об армаде этих ужасных чудовищ») совсем недавно вызывала обильное потение и прочие физхиологические реакции.

В общем все как всегда — забытых героев повергли в прах и обозвали подонками... Но «наш то друг» живее всех живых и занимается совсем не военным делом (в котором он мастер), а как раз наоборот, чем-то вроде «медиатора», который пытается понять глубину проблемы и все перспективы «мирного существования» двух рас на одной планете, по аккпомпанемент «угрозы новой войны» и... потребности в возрождении представителей (уже убитой им) расы!!!

В целом — такой подход несколько скучен но все же оправдан, поскольку после первой части у автора навряд ли получилась «вторая серия в том же духе». Нет конечно можно было бы нарисовать «еще одну войнушку» и новую победу, но все это было «бы уже не совсем то», из-за чего (всем) так нравится часть первая. Я же лично читал часть вторую чисто из-за ностальгических чуств (и не первый раз), однако могу сразу «честно предупредить» тех кто «еще нет» — что (вторая часть- «это Вам не То»)) Поэтому сразу советую поумерить свои претензии (в ожидании «блокбастера какого-нибудь «Звездного десанта»)) Увы... Вторая часть носит больше философский характер и повествует об изменчивой человеческой натуре, которая вечно чем-то недовольна и сама создает проблемы на своем пути на протяжении (и без того) своей короткой жизни...

P.S Да и эту книгу лучше всего читать при наличии продолжения... Иначе потом «все очарование» может исчезнуть))

Оценка : 9
«Голос Тех, Кого Нет»
–  [ 6 ]  +

Slink, 05 августа 2018 г. в 20:03

Это очень хорошая книга, но совершенно отличная от первой части — «Игры Эндера», собственно «Голос» рассказывает нам о событиях, которые происходят после войны с жукерами.

Вселенная в лице рода людского оплакивает истребление жукеров, некогда прославленный полководец и защитник — теперь считается чудовищем. Но роман совсем не об этом. Это история искупления Эндера и не только его. Скорее даже его искупление на последнем месте в сюжете.

Эндрю Виггин достиг просветления и является Голосом тех, кого нет, умерших. С любого уголка вселенной его могут призвать говорить об умершем человеке. И вот он отправляется на очередную планету.

Эндрю оказался отличным психологом, священником, лучшим другом, — никому из нас не помешал бы такой Голос. Он большую часть времени спасает людей, а не Говорит. И на одной из планет он находит себя и свое спасение.

В плане сюжета провисаний нет совершенно, события плавно вытекают одно из другого, читателю не дают расслабиться, но мне и не хотелось. Книгу я прочитал за 1 день, потому что поглотило и насытило от души.

С первой частью потяжелее, она была сумбурно-динамичная, сцены скакали с прошлого в будущее и было сложнее.

По стилю написания также отличается именно плавностью и умиротворённым, опытным взглядом на мир (герой вырос!) Отличная книга, ставлю заслуженную 8, потому что оторваться не мог.

Не стоит ждать каких-то боевых действий или появления старой команды Эндера. Это штука прям для души и отдыха после их войны.

Оценка : 8
«Игра Эндера»
–  [ 6 ]  +

Nataly_Li, 16 февраля 2018 г. в 20:44

Наткнулась на эту книгу совершенно случайно, когда в очередных поисках интересной фантастики просматривала всякие топы и рейтинги. Описание книги совсем не впечатлило — не люблю я книги ни о детях, ни о борьбе с не-гуманоидными расами, ну, не моё это. В общем, даже не знаю, что заставило меня начать её читать.

Книга приятно удивила. Спокойное, по сравнению с сильно-приключенческими космооперами, повествование, что можно было бы записать в минусы, но при этом затягивающее, с прекрасно выверенным литературным языком, живым описанием декораций и событий. Я прочла эту книгу года 2 назад, но до сих пор визуально помню бараки станций, где жили мальчики, их тренировочные залы, дом Эндера. В этом мастерство настоящих авторов — создать такую картинку, которая чётко реализуется в фантазии читателя и будет помниться ещё долго после прочтения романа. А ещё, конечно же, приятно порадовала психологическая составляющая текста, заставляющая не только переживать за героя, но и задумываться о глобальных ценностях.

Нет, книгу нельзя назвать идеальной, да и особо захватывающей её не назовёшь, но она... наверное, самым подходящим словом будет термин «качественная». Вот именно хорошая, качественная литература, по прочтении которой нет ощущения, что ты просто впустую тратил время.

Оценка : 7
«Пропавшие дети»
–  [ 6 ]  +

ivan2543, 21 декабря 2017 г. в 16:09

Прежде всего, написать подобный рассказ – это очень смело. Не каждый бы решился сделать персонажами мрачной мистической истории свою семью, да еще и писать о гибели собственного, пусть и вымышленного, ребенка. Конечно, Кард – верующий человек, а религия не одобряет бытовых суеверий, в это все дело. Многие бы на его месте просто побоялись бы публиковать такое произведение.

Понятное дело, для автора этот рассказ стал чем-то вроде психотерапии. Попыткой рассказать о трудновыразимых чувствах, переживаниях, связанных с воспитанием детей, рождением ребенка с ДЦП; попыткой как-то проанализировать свои страхи и чувство вины. В каком-то смысле это зашифрованная исповедь, в каком-то – урок всем родителям, но по большей части – крик души.

«Пропавшие дети» – это о том, как легко даже не заметить, что вы потеряли своего ребенка. О том, что нельзя ставить в свей жизни что-то выше интересов тех, кто тебе дорог, забывать о своих близких, в первую очередь – о детях. У отца работа, на матери хозяйство – и вот ребенка воспитывают не они, а улица, телевизор, Интернет. И можно не заметить, как рвется нить, связывающая формирующуюся, беззащитную перед жестоким миром личность с семьей, а то и с реальностью. И дезориентированный ребенок легко становится добычей злых сил.

Ближе к концу произведения оно приобретает оттенок святочного рассказа. Признаться, я не люблю святочных рассказов с трагической концовкой: я не атеист, но посмертная справедливость – слабое утешение. И хотя здесь нет никаких «ёлок у Христа», все намного жестче и реалистичнее, какие-то приторные, убаюкивающе-панихидные интонации все же начинают проскальзывать. Но с учетом вышесказанного, автора, конечно, трудно в этом упрекнуть. Писать о таком, имея за плечами нелегкий жизненный опыт, трудно и болезненно.

Итог: эмоциональная мистическая история-притча с элементами рождественского рассказа. Далекому от религии читателю может показаться нудновато-назидательной, однако содержит серьезное и важное предостережение для родителей. Не дайте вашим детям «пропасть» – ведь пропасть можно не только физически, но и духовно. А от этого не спасут никакие ограничения и консультации у психолога – только родительское внимание и искренняя любовь.

Оценка : 8
«Игра Эндера»
–  [ 6 ]  +

skorogovorka, 22 сентября 2017 г. в 05:58

Роман абсолютно не понравился из за своей явно русофобской направленности. Обычная идеологическая штамповка, где « великая» американская нация и их вассалы спасают мир, а русские за их «могучими» спинами пытаются захватить власть на земле. Ставлю три балла только за последние две главы.

Оценка : 3
«Соната без сопровождения»
–  [ 6 ]  +

Oleh_Gladky, 02 апреля 2017 г. в 12:00

Очень тонкий, атмосферный, проникновенный рассказ, приятный и одновременно отталкивающий при чтении. Несмотря на сложность, глубину сюжета, вполне легко читается.

Думаю, многим людям Соната без сопровождения нравится за его вдохновение и оптимизм. Как бы кто не интерпретировал концовку, и не воспринимал безысходность мира будущего, но именно жизнелюбие и оптимизм главное, что остается после прочтения этого рассказа. Одно из лучших произведений О.С.Карда.

Оценка : 10
«Соната без сопровождения»
–  [ 6 ]  +

yfnfkmz12041978, 07 марта 2017 г. в 15:03

В сборнике рассказов «Карты в зеркале (сказки и фантазии) О. Кард совсем другой.

Кристиан с рождения имел пометку «сверходаренность», которая стала ему приговором. Теперь он облачен в униформу, величавшей его единственным именем, которое было необходимо, — Власть. Он молча появлялся там, где требовалось его присутствие, и исцелял от «сумасшествия» ради сохранения «системы». «Системы», благодаря которой мир впервые в истории стал отличным местом для жизни. Практически для всех. Прямо шкурой чувствуешь ее животную всепоглощающую власть. Интересно; как долго просуществует цивилизация с таким устройством.

В конце концов, легкие увечья и лишения не излечивали «оступившихся гениев» от «сумасшествия быть свободными Творцами» и не возвращали обратно в «систему», тогда им давали униформу, и они тоже работали, исполняя закон. Ключи власти отдавали в руки тех, у кого было больше всего причин ненавидеть «систему», которую им полагалась блюсти. Сожалели ли они об этом?.

Мир — есть тюрьма строгого режима.

Оценка : 10
«Тень Эндера»
–  [ 6 ]  +

Velary, 01 сентября 2016 г. в 11:37

Считается, что эта часть цикла больше похожа на «Игру Эндера», нежели прямые продолжения, так что за чтение я бралась с энтузиазмом. И как же жестоко разочаровалась!

Во-первых, в романе совершенно нет динамики. Он состоит преимущественно из многословных размышлений Боба, и только в последних главах появляется наконец атмосфера оригинальной книги.

Во-вторых, постоянное восхваление ума Боба и его невероятных способностей раздражало. Да, он генетически изменён и всё такое, но меру надо знать.

В-третьих, почти детективное расследование происхождения Боба, линия, интересная сама по себе, в контексте романа казалась абсолютно лишней.

И наконец, изобилие туалетной темы и вообще физиологических подробностей временами просто вызывало отвращение.

Поставила дополнительный балл только за раскрытие некоторой подноготной событий «Игры Эндера».

Оценка : 3
«Дети разума»
–  [ 6 ]  +

SarmatUA, 16 февраля 2016 г. в 22:16

Книга неплоха, для тех кто любит эту сагу, но классной или добротной её назвать сложно. Она местами захватывающая, но местами, и к сожалению этих мест не очень-то и много, зато много нудных рассуждений. Поставил 7, лишь за то, что это часть саги, но если брать её как отдельное произведение, то 6 с натяжечкой. Также расстроило,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что тема десколады осталась не раскрытой.

Оценка : 7
«Эвмениды из общественной уборной»
–  [ 6 ]  +

Gourmand, 18 января 2015 г. в 04:58

Я недавно узнал, как называются такие люди — социопаты. ГГ прекрасно манипулирует людьми, используя их слабые точки. Не считается с желаниями других. Не верит ни в какие законы или мораль, превыше всего для него только собственные желания. Кто не верит, можете посмотреть в словаре. Социопат.

Отличный рассказ. И двусмысленная (для ГГ) концовка, которая добавляет ужаса в эту картину. Я не знаю, можно ли как-то социопата изменить, вылечить. Но уж точно не придуманными тварями из унитаза.

Слегка удивило поведение дочери. Как-то неправдоподобно, на мой взгляд. А может, я просто не смог поставить себя на её место. Или переводчик распоясался.

Но в целом, мощный жуткий рассказ.

Оценка : 10
«Игра Эндера»
–  [ 6 ]  +

RealSkif, 20 июля 2014 г. в 08:36

В преддверии выхода фильма по Игре Эндера решил прочитать оригинал. И тут меня с головой утянуло, давно не было так,что оторваться почти физически тяжело. Сам Эндер вышел колоритным персонажем, описание его подготовки заставляет глотать страницу за страницей. Но вот финал несколько смазывает впечатление и оставляет странное послевкусие. В нем нет накала,кульминации. Последнее сражение не ощущается финальным, оно вызывает все тот же ровный интерес, что и вся книга. Отчасти так и должно быть, сюжетно это объяснено, но тем не менее. Так же легкое недоумение вызывает ветка брата и сестры Эндера, которых вновь вызывают из сюжетного небытия в середине на пару страниц, и потом так же забывают до конца

Оценка : 9
«Фарфоровая саламандра»
–  [ 6 ]  +

Yazewa, 09 апреля 2014 г. в 06:32

Нет, не понравилась мне эта сказка. Не затронула никаких чувств. Даже в самую невероятную историю надо поверить, а здесь ненастоящее всё. Начиная с проклятия, так надуманно сформулированного. Никогда убитый горем человек не станет так странно выражаться; в сердцах он крикнет что-нибудь типа «Не видать тебе счастья», но уж никак не нечто с оборотами «пока» или «если», в этом есть заготовка. И в целом вся история очень надуманная и совсем неглубокая. ИМХО, конечно.

Оценка : 5
«Искупление Христофора Колумба»
–  [ 6 ]  +

Лoki, 31 марта 2014 г. в 08:31

Хороший роман. Без беготни, стрельбы и рукопашки чем в основном грешат отечественные авторы. Одна из самых правдоподобных попыток реализации альтернативной истории.

Оценка : 10
«Игра Эндера»
–  [ 6 ]  +

seldon, 08 февраля 2014 г. в 13:42

Эту книгу взяла, потому что когда-то давно читала «Голос тех, кого нет». А это предыстория, вот и захотелось узнать, что было до. Обилие одарённых детей удивило, но в целом книга очень интересная. Не совсем понятно, как живут люди, жизнь будущего описана урывками, многое приходится додумывать. Но так как повествование не о том, неприятности это не делает.

Хочется отметить, что Эндер — это точка отсчёта. Поэтому автор на протяжении всей книги будет уделять остальным персонажам ровно столько, сколько они касаются главного героя. Если их нет для Эндера, то они исчезают из повествования. Даже его брат с сестрой.

Ещё, лично мне показалось мало одной книги. Дочитав, я поняла, что жукеры всё ещё непонятны, у колонистов впереди полная неизвестности галактика. Наверно, это можно считать заслугой автора, ему удалось создать такое ощущение. :)

Оценка : 9
«Игра Эндера»
–  [ 6 ]  +

ДрФрактал, 04 февраля 2014 г. в 11:41

В принципе книжка читается более-менее хорошо, однако, возникает не мало вопросов по сюжету повествования. Так не вполне ясно зачем писатель включил некоторые события на Земле и как-то соотнес их с событиями в космосе. Вызывают вопросы целесообразности включения в повествование некой гражданской войны. Зачем? Ну а сам сюжет несколько однообразен. Не самая лучшая книжка, а в фильме даже как-то четче и короче всё это проиллюстрировали. Может лучше фильм посмотреть?

«Седьмой сын»
–  [ 6 ]  +

gato loco, 15 января 2014 г. в 12:23

О существовании цикла об Элвине узнал сравнительно недавно, вычитав, что любимый альбом «Seventh son of a seventh son» англичан Iron Maiden навеян именно этим произведением. Конечно, тут же захотелось прочесть, чем же так вдохновлялись любимые музыканты. И на выходе могу сказать, что самое положительное в этой книге то, что она послужила отправной точкой для создания великого музыкального альбома. Как литературное произведение, «Седьмой сын» меня, к сожалению, не зацепил... Начало еще более-менее, но потом, с появлением Сказителя Блейка, в жизни очень отличающегося от своего воплощения в кардовской трактовке, сюжет начал отчаянно буксовать. Главный герой Элвин у меня не вызвал особых симпатий, за его дальнейшей судьбой лично мне следить не хочется, равно как и за альтернативным развитием Америки. Справедливости ради надо отметить, что сам текст написан неплохо и даже толково, со знанием дела, но вот сам сюжет обладает какой-то странной логикой, и всякие мелочи почему-то вызывают какое-то физическое неприятие лично у меня. Так что продолжать цикл не буду, во всяком случае пока. Но о знакомстве с ним не жалею.

Оценка : 6
«Игра Эндера»
–  [ 6 ]  +

Эрик Дрейвен, 12 января 2014 г. в 20:12

С головой погрузившись в хоррор и фэнтези, я уже года два не читал фантастических книг. Романом Карда я вернулся к жанру, когда-то любимому, но основательно подзабытому в последнее время. Уже несколько десятилетий человечество ведет войну с чуждой инопланетной расой — жукерами. Земляне уже отразили два нападения, но шансы отразить третье ничтожно малы. Единственная надежда — сверхгениальный ребенок Эндрю Виггин. Эндер. Третий ребенок в мире ограничения рождаемости. По закону семья может иметь не более двух детей. В самых исключительных случаях правительство дает разрешение на рождение Третьего. Эндер стал исключением из правил еще до своего появления на свет. И вот из этого шестилетнего мальчика нужно в довольно сжатые сроки воспитать непобедимого полководца, спасителя земной цивилизации. Вместе с другими талантливыми детьми, Эндер проходит обучение в Боевой школе, где день за днем они ведут игру, которая помогает раскрыть их таланты. Игру, которая учит быстро принимать решения и сражаться в самых трудных условиях. Не могу себе представить ребенка, способного пережить такой психологический кошмар, даже если он сверхгениальный. Еще несколько моментов в книге показались мне неубедительными, но этот роман тот самый случай, когда придираться нет желания. Умная, глубокая и довольно грустная история, которую я прочитал с большим интересом. Теперь надо посмотреть экранизацию, надеюсь не разочарует ))

Оценка : 9
«Игра Эндера»
–  [ 6 ]  +

Vladvik, 26 августа 2013 г. в 19:41

Ядовитейшая космоопера с детьми-гениями в главной роли, построенная по принципу то ли американских комиксов о супергероях, то ли классических трешевых аниме-сериалов – вот что такое «Игра Эндера». С одной стороны нисколько не реалистично, не всегда логично, а иногда и вовсе нелепо – с другой: чертовски, нет просто восхитительно захватывающе!

Главные герои – нечто иррациональное. Это дети? Нет, серьезно? С таким-то образом мыслей? Вот уж увольте! Однако и не взрослые точно. Взрослые тоже мыслят иначе. Так что очень даже возможно, что все путем, и дети-гении как раз такими быть и должны. Этакие супергеройчики. Бред, конечно, но мы и не такое видали, да и по ходу чтения на все это забиваешь. Анализировать такие книги дело пустое и ненужное. Главное – действие. Экшен, так сказать. Психологичность здесь тоже дело десятое: все терзания Эндера нужны скорее чтобы подхлестывать сюжет, чем для чего-то большего.

Много несуразиц и в политическом положении Земли. Черт еще с этими дьявольски гениальными Локи и Демосфеном, но вот картина мира болезненна до комичности. Угроза войны человеков с человеками, уж совсем несуразный Варшавский Договор, Лига, злобные русские – короче говоря, ахинея редкостная. Но, тем не менее, раздражения эта чушь почти не вызывает. Американцы любят пихать подобную ересь везде и всюду, и на это привычно закрываешь глаза.

Резюмируя, открою секрет получения от книги максимального удовольствия: читайте быстро и поверхностно. При всех своих отнюдь не малых пороках, книга затягивает, она интересна, динамична, написана легко и гладко, от нее не устаешь и проглатываешь за один-два присеста. Лично я получил от прочтения массу удовольствия. Чего и вам желаю.

Оценка : 8
«Советник по инвестициям»
–  [ 6 ]  +

god54, 24 августа 2013 г. в 09:24

Первое, что хотелось бы подчеркнуть особо, этот рассказ является вполне самостоятельным произведением и вполне достоин отдельного чтения, ибо содержит несколько красивых фантастических идей. Во-первых, это искусственный интеллект, обладающий знаниями помощника любого руководителя по всем вопросам, включая финансы и тайные операции. Эх, нам бы такого. И, во-вторых, интересной профессии, плакальщика или штатного тамады на похоронах. Кроме того, сюжет вполне увлекателен, красивая, пусть и упрощенная интрига, да, и написано неплохо.

Оценка : 7
«Смертные Боги»
–  [ 6 ]  +

ton-tan, 21 сентября 2012 г. в 17:09

Вчера в дороге прослушал рассказ в МДС, вечером начал читать Эндера (роман). Сегодня закончил (простите, случайно скаламбурил). Поначалу рассказ не понравился своей нелепостью. Инопланетяне успешно освоили человеческий язык, разобрались в человеческой культуре — и продолжают утверждать, что сами на такое неспособны. Эволюция, дескать, их в другую сторону увела. Ах, мы не можем позволить себе умереть, потому что... Но хотим, да-да, не сомневайтесь, просто если мы умрем, то... Вот же у вас, понаехавших-поналетевших, под носом способ решения проблемы лежит, вы этот способ в своих храминах на стенах поразвесили. Короче, не понравился мне рассказ и чуть было я не совершил огромную ошибку, когда собрался переключить трек, приняв долгую паузу Коппа за окончание книги. И тут — на тебе, старик, финал, все красиво. Ради финала стоило писать рассказ.

Но, прочитав Эндера, понял я еще, что автор в рассказе очень оптимистичен. Народ без письменности, народ без независимо существующей информационной культуры (не совсем, конечно, здания-то строили и жуки, и водоросли) в рассказе свободно общается с землянами. А в «Игре» все это приводит к ксеноциду. Конечно, причины отсутствия письменной культуры у жуков и у водорослей разные, в этом-то и суть, да. Но все-таки рассказ чрезвычайно упростил проблему контакта.

Это не традиционный НФ-рассказ. Это еще одна притча (хоть и в НФ-антураже). И думается мне, что надо было делать рассказ больше похожим на притчу. В духе «Сонаты без сопровождения», к примеру.

Оценка : 7
«Гастролёр»
–  [ 6 ]  +

AlexR, 15 июля 2012 г. в 12:14

Довольно мрачный и жестокий рассказ. Читатель попадает в круг маргиналов из криминальных слоёв общества недалёкого будущего. Технологии дошли до того, что стало возможным, начиняя головы людей какой-то электронной хренью, превращать их в своего рода психических киборгов. В одних случаях это единственный способ сохранить человеку жизнь (как в ситуации с главным героем-рассказчиком), в других – способ сознательно изуродовать человека, например, превращая женщин в машины для удовлетворения извращённой похоти или,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как в случае заглавного персонажа, – делая из него безмозглое существо «в назидание другим».

Впрочем, за исключением такого фантастического допущения, описанный мир не так уж и отличается от современной реальности.

На таком безотрадном фоне единственным светлым пятном будут только постепенно возникающие между двумя главными персонажами странные отношения, которые – за неимением лучшего слова – приходится назвать дружбой.

Финал рассказа несколько скомкан и оставляет читателя в неопределенности:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
удастся ли главному герою осуществить свой план мести или нет.

Изложение ведётся от лица главного персонажа, специфический сленг которого, наверно, доставил немало трудностей переводчику. Но, похоже, А. Жикаренцеву удалось с ними справиться.

Оценка : 5
«Тень Эндера»
–  [ 6 ]  +

OldBones, 10 июля 2012 г. в 15:17

Возмутительный наглый обман. Я, конечнО, полагал, что эта книга будет перекликаться с «Игрой Эндера», но чтобы она настолько повторяла её?! Впервые я с таким в своей жизни столкнулся. Ну и объём — ладно бы Это было рассказом, но романом?..

За беспардонное впаривание тех же щей под видом другой книги — ставлю единицу.

Если читали «Игру Эндера» — эту книгу не читайте вообще, она не добавит к первой НИ-ЧЕ-ГО.

Резюме — НЕ ЧИТАТЬ.

Оценка : 1
«Дети разума»
–  [ 6 ]  +

ivan2543, 05 мая 2012 г. в 22:41

Приходится признать, что на четвертом романе автор выдохся. Увы, «ровностью» цикла я восхищался преждевременно – все-таки качество пошло на убыль.

Роман посвящен сотворенным сознанием Эндера копиям Валентины и Питера, а также совершенно случайно созданной жукерами компьютерной «богине» Джейн. Именно они, похоже. И являются теми самыми «детьми разума» — ведь они созданы в идеальном (в платоновском понимании) мире филот.

Сразу насторожил Эндер. Увидеть его уставшим от жизни и мечтающем о монастырском покое – для поклонника саги испытание не слабое. Правда, потом автор расставил все по местам – как выяснилось, Эндер болен, его истинной сущности приходится поддерживать существование трех тел одновременно, и поэтому над каждым из них нависла угроза гибели.

Эта интрига тоже разрешилась как-то странно. Выбор оставался только один – два из трех тел должны быть покинуты Эндером, то есть умереть или стать вместилищем другой «души» — айю. Кстати, термина «айю» я по предыдущей книге не помню – там и сами сущности-идеи и их сознания назывались «филотами». Больше похоже на косяк перевода, впрочем, если айю и вырезали из предыдущей части, то и правильно – незачем разводить лишних терминов для обозначения почти одних и тех же понятий.

Так вот, выбор был сделан рационально и жестко.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эндер прожил свою жизнь и упокоился в мире, здесь все понятно. Но относительно Вэл – как герои Карда, которые сочувствовали даже вирусу Десколады, когда были вынуждены его модифицировать генетически, практически уничтожив как вид, могли так спокойно изгнать из тела Вэл её сознание, освободив место для Джейн? Да нет, я не имею в виду, что это неправильный шаг — или Вэл, или Питер все равно должны были погибнуть. Но то, как поступил Миро – это поразительная жестокость. Что интересно, Кард обычно осуждает аморальные поступки героев, но Миро никакого осуждения, похоже, не вызывает – он почти счастлив и легко смиряется с тем, что место Вэл заняла его когда-то виртуальная подруга. То есть ситуация на мой взгляд куда более трагична, чем показано в романе. Или автор более циничен, чем мне всегда казалось. Отговариваться неполноценностью Вэл бессмысленно – Питер так и остался больше Питером, чем Эндером, значит, личности «детей разума» достаточно сильны.

Сюжетная линия Питера и Вань-Му интересна, но причинно-следственная связь между их действиями и спасением Лузитании несколько неочевидна, учитывая, что они только помогли уже существующей оппозиции. Впрочем, в целом их история убедительна, хотя на фоне политического и морального противостояния между Хань Фей-цы и его дочерью в «Ксеноциде» — меркнет. Отдельно отмечу занятный эпизод переговоров с «хранителем духа Ямато» — достаточно интересный и парадоксальный дипломатический «поединок».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Победа над командиром-фашистом, который вопреки приказу решил уничтожить планету, представлена слишком «комиксно». То есть противостояния духа не получилось, получился банальный мордобой. Оно, конечно, пистолет, как известно, делает доброе слово весомее, но как-то печально.

Самая главная проблема «Детей Разума» — этот роман, по сути – растянутый на несколько сотен страниц эпилог к «Ксеноциду». Единственная новая сюжетная линия – встреча с цивилизацией Десколадеров – так и не получила никакого внятного развития. Все остальные линии – старые, протянутые из «Ксеноцида».

Да, и как всегда – динамика повествования тонет в бесконечных диалогах, полных «воды». Оно, конечно, реалистичность и психологизм, все понимают, но кому интересно читать эти подробнейшие протоколы личных «разборок» и «кухонных» истерик? Мелодраматичности многовато, толку мало. Особенно поднадоели сложности отношений Эндера и Новиньи. Или вот, краткое содержание симптоматичного диалога: Миро: «Джейн, зачем мы продолжаем искать новые планеты, что мы ищем?». Джейн: «Спроси Вэл, она должна знать». Вэл: «Не знаю». Миро: «Разве Джейн тебе не говорила?» Вэл: «Нет». Миро: «Джейн, почему ты просила меня узнать у Вэл?». Джейн : «Я думала, она уже догадалась». В чем сакральный смысл этого диалога? Это суть, в оригинале «многабукав».

Достоинства книги:

местами – интересная философия;

достоверный психологизм (даже слишком достоверный (см. выше));

есть просто сильные эпизоды (их мало);

для фанатов – ближе концу много отсылок к «Игре Эндера».

Недостатки:

ничего принципиально нового в сюжете и мире;

очень, очень мутные диалоги.

Итог: Десколадеров, похоже, автор решил оставить «на сладкое» — если надумает когда-нибудь писать продолжение. Эндер умер – до здравствует Эндер? Главное, основным стимулом к продолжению саги не стали экономические соображения.

Оценка : 7
«Ксеноцид»
–  [ 6 ]  +

ulika81, 03 ноября 2011 г. в 08:53

Прочитала «эндеровскую» трилогию (Игру, Голос и Ксеноцид). Очень понравилось. Несмотря на то, что она относится к жанру фантастики, я бы скорее назвала эту триголию «психологической» и пронизаной гуманизмом, так как, главное в ней, по моему, не новые миры и планеты, и не космические войны, и даже не сами главные герои и какие -то философские идеи (это, по мне, скорее некий антураж), а взаимоотношения друг с другом разных людей в разных ситуациях с точки зрения человека, который понимает людей и сочувствует им.

Так что тем, кому не интересна психология людей (вообще или просто в данный момент времени), кто ждет от книг только захватывающих приключений, ясных объяснений мира и сюжета, громких событий и громких героев — не стоит читать эту трилогию.

Это старая как мир «песня» об индивидуальности и непохожести каждого человека (корни которой в семье, в детсве), о проблеме выбора и о том, как своим правильным или неправильным выбором, своими действиями (даже из самых лучших побуждений) человек может что — то сделать лучше, а может испортить, искалечив при этом и свою и чужие жизни.

Мне очень понравилось, что каждый основной персонаж в книги показан почти со всех сторон как с хороших, так и с дурных, и показаны причины развития этих качеств...   Очень благодарна автору за описание того, как развиваются взаимоотношения в семье Новиньи, семье, изначально построенной на лжи и гордости (пусть это семья и странная, и , возможно, кому — то покажется неправдоподобной)... Парадокс в том, что Новинья, всегда полагавшая, что действует из самых лучших побуждений...и из любви! (хотя, на самом деле причиной ее действий была не любовь, а гордость и упрямство (которое потом отражается в Кваре)), стала для своих детей в каком — то смысле виновницей их дурных качеств и, в итоге, большинства несчастий, постигших ее детей и ее саму...

Ну и Эндер. Он, конечно, главный герой (хотя действие и не кружится все время вокруг его одного), но все три книги пронизаны именно его отношением к жизни и к людям, поступки людей объясняются именно так, как объяснял бы их он, как он бы к ним относился... Это как про Джейн, которая появилась из-за Эндера, в каком — то смысле является его частью, но совершенно самостоятельна.

Оценка : 10
«Голос Тех, Кого Нет»
–  [ 6 ]  +

Buhrun, 26 сентября 2011 г. в 13:44

Всегда преклонялся перед скромным величием.

Перед замыслом, который не выпячивает себя, не кричит: «Эй, я гениален!» — а просто делает свою работу.

Говорит с нами о Главном.

Говорит о том, что есть человек

Рассказывает правду.

Пусть даже над могилой.

Есть несколько книг, прочитав которые я могу лишь глубоко поклониться автору.

Их развязка и финал заканчивают витраж. Последняя разноцветная деталь — и ты видишь всю картину в необычайной резкости и красоте.

Такая «Глубина в Небе» Вернора Винджа или «Имя Розы» Умберто Эко.

Их побратим — «Голос тех, кого нет» — вторая по логике повествования книга после «Игры Эндера».

3000 лет после Ксеноцида.

Эндер Виггин жив и Королева Улья по-прежнему с ним.

Имя Эндера стало нарицательным, равно как и прозвище Голос Тех, Кого Нет.

Убийца и Основатель новой религии.

Всего двое существ знают, что это — одно лицо.

Новая Лузитания.

Рядом с колонией людей живут свинксы — разумная, но нечеловечески странная раса.

Обжегшись на контакте с жукерами, земляне пытаются блюсти строжайшую контактную гигиену.

Никакого обмена знаниями и технологиями.

Но человеческое сердце выбирает иначе.

И вот уже Пипо — исследователь свинксов, добрейший человек, отец, учитель лежит на холме, распоротый от горла до таза, умерщвленный явно ритуальный образом.

Голосу Тех, Кого Нет приходит сигнал.

Девочка, которую отогрел теплом своей души Пипо, просит Говорить над его телом.

И Эндер понимает, что настало время поступков: идти, Говорить, решать.

Книга — из лучших!

Оценка : 9
«Королевский обед»
–  [ 6 ]  +

piglet, 19 июня 2011 г. в 11:11

Рассказ очень сильный, очень пронзительный и опять очень ОЧЕНЬ жестокий! Учитывая, как он пробрал, до самой глубины души, не могу не поставить высокий балл. Но никому бы не смогла рекомендовать к прочтению. Откуда вообще у Карда такая патологическая жестокость?(как у автора, я имею в виду) Поражает, что в классификаторе он периодически попадает в раздел «мягкой» гуманистической НФ, с ума сойти можно! И уж, конечно, ни одна из его сказок не годится для детского чтения! :-[

Оценка : 10
«Седьмой сын»
–  [ 6 ]  +

VAI, 16 июня 2011 г. в 23:20

То, во что ты веришь – добро или зло? Если происходит чудо – оно от Бога или от дьявола? Есть ли за религией исключительное право на чудеса – или колдовством тоже можно вызвать чудо? И если происходит сверхъестественное, это благодать божья или мерзкое творение колдунов? В этом мире сверхъестественного хватает. И тем более обостряются противоречия религии и язычества.

Мир этот – альтернативный. Смещены исторические факты, изменены некоторые названия, судьбы, география. Вообще-то не очень понятно, для чего: все эти отличия остаются просто фоном, о них рассказывают, о них упоминают, но среди действующих лиц их нет: не вошли в историю эти простые люди, налаживающие свою жизнь, владеющие колдовством и принимающие религию. Вполне симпатичные люди. И пока читаешь их историю, живешь с ними и переживаешь за них, все понятно и интересно. И даже обереги, заговоры и прочие премудрости не мешают, органично они как-то вплетены в этот мир. Но вот когда священник, проповедующий веру и науку, убежденный, что ничего сверхъестественного не бывает, начинает встречаться с какой-то потусторонней сущностью… Или когда мальчик понимает, что ему надо всю жизнь сражаться с еще одной, тоже потусторонней, дрянью… Ну скуку это нагоняет, увы.

Но есть в этой книге одно, совершенно не связанное с сюжетом, рассуждение, ради которого уже стоит эту книгу выделить и отметить – это обоснование понятия «американцы». Удивительно глубокое, оказывается, понятие, сильное и мудрое…

Оценка : 9
«Соната без сопровождения»
–  [ 6 ]  +

Vicca, 28 марта 2011 г. в 11:27

История о том, что можно лишить всего: инструмента, голоса, рук, но талант и великую силу созидания отнять нельзя.

Оценка : 10
«Игра Эндера»
–  [ 6 ]  +

wooldoor, 17 февраля 2011 г. в 23:49

С этой книги произошло мое знакомство с автором. Как то до этого не приходилось читать его книг. Очень приятно удивлён.

Написано живым языком, повествовательно, поучительно.

Присутствует несколько больше среднего количество диалогов, что к лучшему, так как находишься в постоянной близости с героями. Но также и «монологи» — диалоги самим с собой у главного героя, заставляют нас вместе переживать проблемы и все трудности.

Тяжёлые времена, тяжелая судьба, трудные испытания ждали впереди Эндера.

В очередной раз поднят вопрос и попытка сразу дать ответ о внеземном разуме и инопланетном вторжении. Где «иные» не подозревая, что есть более умные создания, без переговоров вступают в контакт и людьми в «виде борьбы» и постоянных стычек.

На протяжении прочтения книги Эндер переживает взросление, но взросление не как у нас, когда нам 11 у нас в голове машинки и игрушки. А взросление во взрослого (тавтологично звучит), ответственного не по годам человека — героя.

Итого ставлю крепкую 9-ку.

Книга совсем не однозначна, и многие моменты из неё можно прочитывать не однократно, и я не жалею о потраченном на неё времени.

Спасибо Орсону.

Оценка : 10
«Игра Эндера»
–  [ 6 ]  +

vgjdh, 07 февраля 2011 г. в 11:37

Роман «Игра Эндера» решил прочитать в связи с рекомендацией ФанЛаба (это я уже потом понял, что мне рекомендовался одноимённый рассказ, а не произведение, переработанное в роман). Но всё по порядку.

Начало романа немного заинтриговало, но чем дальше стал проникать в описываемый мир, тем сильнее проявлялось ощущение, что данное произведение устаревает. Вся конструкция сюжета держится на уже несуществующих постулатах. Варшавский договор – поставивший землю на крою гибели; компьютерные игры (бродилки) — при ежедневном их прохождении превращающих детей в супергениев тактики и стратегии; интернет – с помощью которого малолетки (хотя и чрезвычайно умные) становятся повелителями умов и правителями земли и т.д. и т.п.

А вот изюминка развязки, на которой строился рассказ, к концу романа стала не только очевидна, но и невозможно затянута. Так что автору пришлось срочно придумывать довольно бредовый финал о сказочно добрых Чужих, дважды пытавшихся уничтожить землю.

Оценка : 6
«Работы по спасению имущества»
–  [ 6 ]  +

197925, 13 ноября 2010 г. в 19:32

   Странное от рассказа остается впечатление. С одной стороны, произведение входит в антологию, связанную с постапокалиптическим миром, и здесь присутствуют намеки на это. С другой стороны, не совсем понятно, как жители США дошли до того состояния, которое описывает автор. Да и содержание рассказа оставляет желать лучшего. Как будто читаешь не полноценный рассказ, а краткое изложение большой повести, которую сжали до предела и выложили на суд читателей. После такого прочитать у данного автора что-то еще как-то не тянет. 8-)

Оценка : 3
«Обычная женщина»
–  [ 6 ]  +

Pupsjara, 18 января 2009 г. в 14:18

Замечательная женщина, для которой самое главное была забота о близких и которая привыкла уповать не на желания или судьбу, а всего добиваться своими собственными руками. Так что желания дракона ей были совершенно не нужны, но и здесь она проявила себя с наилучшей стороны. Жаль только, что людей таких очень и очень мало на белом свете.

Оценка : 7
«Театр Теней»
–  [ 6 ]  +

Дара, 28 сентября 2008 г. в 13:02

Очень слабенько. Событий вроде много, но все какое-то такое... недостоверное. Герои простенькие, без глубины. И постоянные повторы, когда в сотый раз объясняют почему Петра обратила внимание на Боба... это надоедает. И такого много. Такое ощущение, что книга писалась в отрыве от первых книг, уж очень не похожи на себя герои. Питер выглядит просто подростком, а как же все разговоры о великом Гегемоне? Родители Питера стали какими-то супер-гениями. Один Ахилл хорошо получился, этакий злой гений.

Политическая ситуация описанная Кардом немного неправдоподобная, даже для того времени когда писался роман. Или Запад всерьез считает Россию недостойной внимания? А так интересно наблюдать, как автор поделил мир. Жаль только, что выпускников Боевой школы так бестолково (в большинстве) использовали.

Но не смотря на все это читается легко, у Карда интересный легкий слог.

Оценка : 7
«Тень Гегемона»
–  [ 6 ]  +

Дара, 23 сентября 2008 г. в 22:18

А мне понравилось. Понравилось именно совершенно не скучной политикой. Увлекательно наблюдать как одно действие, одно слово меняет общественное мнение и весь мир. Любопытно было узнать, как устроились выпускники Боевой школы. И вообще интересно узнать, как Питер стал Гегемоном. А еще понравилось противостояние Боб-Ахилл-Петра. В принципе, к характеру Боба мало добавилось, а вот Петра и Ахилл, особенно Петра... Получилось совместить подростка-девочку и военного гения в одном совершенно живом персонаже.

После прочтения не пропало желание узнать, что стало с этими героями дальше.

Оценка : 8
«Тень Эндера»
–  [ 6 ]  +

Дара, 20 сентября 2008 г. в 12:49

Когда начала читать, подумала: Ура! Вернулась «Игра Эндера«! А оказалось, что это всего ли... Тень... Ожидала, что Эндер приоткроется с другой стороны, но он в данной книге всего ли второстепенный персонаж, вокруг которого крутиться весь мир.

Главный герой — Боб, маленький мальчик, история его короткой жизни местами кажется совершенно неправдоподобной, куда намешано куча всего одновременно. Но с другой стороны личность Боба получилась цельной и интересной. Описание Роттердама такие страшные своей реалистичностью, жестокостью жизни беспризорников. А вот жизнь Боба в Боевой школе, это как подложка к «Игре», второй слой. Да, местами интересно, да, местами забавно, да, местами невероятно. Из новых персонажей интересен Ахилл, очень целостный образ умного хулигана, а сестра Карлотта — это женский вариант полковника Графф. Окончание — очень эмоциональное, это первое слово, что приходит на ум.

В итоге получилось любопытное чтение, но к вселенной Эндера мало что добавлено. Надеюсь, что эта Тень вместе с двумя оставшиесями Тенями составит отдельную трилогию, описывающие события нераскрытые в «Игре» и последующих книгах.

Оценка : 8
«Тысяча смертей»
–  [ 6 ]  +

Din Tomas, 23 января 2008 г. в 09:09

Рассказ в целом неплох, но наполнен каким-то антирусизмом («проклятые русские, завоевали мир! Ну ничего, придет время, и они падут!»), что мешает его нормально воспринимать, даже с поправкой на время написания. Американцам не помешало бы на себя сейчас посмотреть… Конечно, понятно, что русские взяты скорее для примера и красного словца, чем из принципа, но осадок-то остается. Так что весь этот бунтарский пафос Джерри вызывает больше зевоту, а не сочувствие. Ну а сама любопытная идея с «тысячью смертей» разработана явно не до конца. В общем, я ожидал большего…

Оценка : 6
«The Mormon Sea» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

mitra, 15 февраля 2007 г. в 10:11

Наконец-то домучил. Книга скорее не понравилась, чем понравилась. При прочтении возникли некоторые трудности, даже хотел бросить, и связано это в первую очередь с теми идеями, которые хотел донести автор до читателей. Надо сказать, что ему это удалось — его основную идею я очень четко увидел. Я поставил бы высокий балл, если бы это была просто некая идея, взятая автором за основу, и мастерски выраженная, но... жизнь всегда оказывается проще. На самом деле за основную идею цикла Кард взял свое жизненное кредо. Вы спросите, о чем же идет речь? Вместо ответа приведу цитату самого автора:

«...Но это были другие люди. Эти парни были американцами, а не мормонами. Те из нас, кто вырос в мормонской среде.., лишь формально являются членами американского общества. Мы можем прикидываться таковыми, но всегда говорим на другом языке. Мы чувствуем себя в своей тарелке, лишь когда идем в ногу с такими же, как мы, божьими избранниками.»

После прочтения этого возникло неприятное чувство, что с твоим существованием всего лишь мирятся по необходимости...

Оценка : 4
«Сага о Вортинге» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Nog, 11 октября 2006 г. в 23:12

Замечательный цикл. Особенно это, конечно, относится к центральному роману, незаслуженно незамечаемому читателями, но и рассказы, особенно в «Капитолии», очень хороши.

Оценка : 9
«Жиртрест»
–  [ 5 ]  +

Gluckar, 16 января 2024 г. в 05:44

Интересный рассказ. Философский.

Мне нравится, что автор явно намеренно дистанцируется от вопроса, по поводу которого сломало копья немало любителей философии и фантастики — тождественна ли память личности? Если скопировать память в другое тело, переселится ли «я»? Равносильно ли «уничтожение оригинала в точке X и создание копии в точке Y» «переносу оригинала из точки X в точку Y»?

Я лично подозреваю, что ответ на все эти вопросы — «да». Само понятие «я» возникло в этой вселенной лишь благодаря памяти. Предполагать, что есть некое «истинное я», которое не есть «память», что ты можешь иметь воспоминания, которые истинны в смысле содержащейся там информации о событиях, но при этом не являются «твоими», — заниматься бесполезным умножением понятий.

Тем не менее я признаю, что истина малопроверяема. Пока невозможно даже мысленно представить эксперимент, который подтвердил бы или опроверг сие.

Поэтому мне нравятся авторы, которые решают вопрос оригинально или просто дистанцируются от него. Вот как Серая Зона в одном своём фанфике — там герой по ходу сюжета переселяется в другое тело, а потом представители встреченной сверхцивилизации говорят ему: «Э, нет, чувак. Ты не переселился в другое тело, ты просто копия. А чувак, с которого тебя скопировали, так и остался в прежнем теле или был уничтожен». Потом он встречается с другой сверхцивилизацией, которая, наоборот, держится противоположного мнения и постоянно путешествует из тела в тело методом уничтожения-и-копирования: «Мы считаем, что представители той первой расы придают слишком много значения материальному носителю». При этом герой по ходу сюжета так и не узнаёт окончательно, кто прав, истина остаётся неопределённой.

В этом вот коротком рассказике Карда вопрос «копия или оригинал?» вообще изящно обходится.

Потому что это не имеет особого значения, если подумать. Если взглянуть с альтруистической колокольни, то какая разница, «всего лишь копирование» происходит при наложении шапочки для снятия электрических потенциалов на голову Барта — или полноценное раздвоение? В любом случае один Барт, молодой и счастливый, выйдет наружу, а другого Барта ждёт плохая судьба. Об этом собственно и рассказ.

Эта метафора, вне сомнения.

Самосовершенствование так или иначе всегда оборачивается гибелью былых твоих версий, но иногда эта гибель особенно мучительна и трагична. Тут же герой нашёл способ «погибнуть, не погибая», продолжать жить прежним способом, избавляясь от последствий, но смерть его «прежних версий» стала в результате лишь ещё более мучительной.

Можно провести параллель с рассказом Тюлина «Они всегда так кричат». (Учёный изобретает машину для омоложения и лечения болезней, которая работает по сути как «центр оздоровления» в этом рассказе Карда. Ты входишь в левую кабину, из правой выходит твоя омоложенная выздоровевшая копия. Вот только по надуманным искусственным причинам процедуру эту нельзя проходить в бессознательном состоянии — и оставлять оригинал в живых тоже нельзя. Он должен всё испытать, а потом, уже осознавая, что по-прежнему находится в левой кабине и обречён, пережить смерть от автоматического аннигилятора. Рассказ Тюлина показывает изменения в психике людей, которые несколько тысяч раз практиковали такой способ «омоложения». Поначалу боясь остаться в левой кабине, постепенно они приходили к ощущению отсутствия риска и начинали считать себя везунчиками, «гип-гип-ура, я каждый раз оказываюсь молодой здоровой копией в правой кабине». И с каждым разом оставшийся в левой кабине оригинал кричал от ужаса всё громче и громче.)

Можно провести параллель с религиозным мировоззрением или некоторыми его изводами. (Кажется, говорят, что Кард был довольно религиозен. Не знаю, правда ли это, но вспоминается концепция Льюиса из «Расторжения брака», где автор философствует на тему вневременного статуса Загробной Вечности и на тему теоретической возможности того, что какие-то нынешние обстоятельства нашей жизни подстроены нашими же собственными душами уже из Загробного Будущего. Если это так, то их положение — ну, тех гипотетических загробных будущих душ? — смахивало бы на положение «А» из рассказа Карда.)

Может быть, всё намного проще, и я слишком много думаю.

В любом случае, рассказ интересный.

Оценка : 9
«Эндер Виггин» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

FixedGrin, 23 декабря 2023 г. в 05:52

С использованием заметки для Medium (https://shorturl.at/AJT38).

Те части цикла, которых не касались лапки соавтора Джонстона, я ставлю высоко, и в целом Эндерверсумом доволен больше, чем, например, оригинальной гексалогией Херберта о Дюне с ее довольно занудными «Детьми Дюны» и целибатно-ницшеанствующим «Богом-Императором Дюны». Откровенная баснопись началась, пожалуй, только с «Тени великана», а в «Бегстве теней» (так на русский перевели то, что должно было бы называться «Тени в полете») ее концентрация вплотную подобралась к медианной летальной дозе. Впрочем, еще и прежде смелость, с какой вундеркинды-выпускники Боевой Школы кроили земную геополитическую карту в альтернативной реальности, вызывала освежающе ехидную усмешку. С другой стороны, очень жаль, что смачную линию с широкомасштабным политтехнологическим троллингом в исполнении Питера и Валентины, очень созвучную нынешним «беспристрастным журналистским расследованиям» и скандалам вроде «вмешательства русских хакеров в выборы Трампа», фактически вырезали из экранизации «Игры Эндера» — надо полагать, за низкую визуальную ценность: по тем же причинам хакеры в голливудских пародиях на киберпанк обычно орудуют с трехмерными иконками под фаллостимуляцию, а не консолью и шестнадцатеричными дампами под четвертый ночной стаканчик кофе.

В относительно свежих изданиях цикла и приквелах Кард подверстал события своей вселенной под главную историческую последовательность, и теперь его Варшавский договор незамысловато именуется Новым (оглядываясь на события с времен майдановских до СВОрачивания глобальной экономики, это решение стоит признать еще более дурновкусным, чем в начале века, ибо нет сейчас у России противников в ЕС более заклятых, чем бывшие страны ОВД, кроме Словакии и Венгрии). Сходный прием использован у Пурнелла в спартанской дилогии Легиона Фалькенберга и Ширли в «Песне по имени Юность». Выход же фильма по «Игре Эндера» поспособствовал обильному дальнейшему разбуханию франшизы приквелами и интерквелами при посильной помощи Аарона Джонстона.

Я остался в полном восхищении от поступка Барри Лонгиера, расширившего мир «Врага моего» великолепным Талманом дракской расы. Потому первым долгом предложил бы в интерквелы «The Hive Queen» и «The Hegemon» — внутренние документы вселенной, упомянутые в «Игре Эндера», — хотя понимаю, что это категорический голливудский неформат. Хорошо хоть, скверные кассовые сборы экранизации, как и в случае финчеровской «Девушки с татуировкой дракона», отправили «Тень Эндера» тянуть резину в долгий ящик.

Только первая и, вполне заслуженно, наиболее успешная книга цикла, собственно «Игра Эндера», написана с позиции, максимально удаленной от мормонских воззрений Карда на природу, технологический прогресс и психосексуальность. Уже в «Говорящем от имени мертвых» миссионерский опыт автора выплывает из бразильских джунглей, а ближе к «Детям разума» протрептическая интонация становится труднопереносима. Если вы, как и я, продирались сквозь Эндерверсум с нарастающим трудом, посоветую на «Ксеноциде» остановиться и отдыха ради перейти к малоизвестному идейному первоисточнику — «Дзен-пушке» Баррингтона Бэйли, где впервые (мельком) заявлена методика игровой подготовки детей, не ведающих жалости к себе подобным и, часто, разницы между реальностью и фантазией, для космических битв.

Если нет, вы предупреждены: именно в «Детях разума» содержится наиболее мерзкий эпизод всей серии, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
молодого двойника Валентины Виггин с отвратительной, нечеловеческой жестокостью выгоняют из занятого ею — вернее, сотворенного воображением самого же Эндера — тела, чтобы освободить его для жукерской подружки сраженного виктимностью героя: всеблагого искусственного интеллекта Джейн.
Самое скверное, что позиция Миро,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
точно рассчитанными унижениями толкающего Валентину-Вэл к самоизгнанию из тела и слиянию с Джейн,
пользуется несомненной авторской поддержкой. На то Кард и последовательный гомофоб-олдфаг, не отличающий лесбиянок от гомосексуалистов. (Кстати, жаргонное прозвище инсектоидных чужаков buggers, совпавшее с жаргонным же обозначением гомосексуалистов, только после бурных протестов радужной публики заменили в экранизации на нейтральное formics, как это сделано и везде дальше в более новых книгах и комиксах по вселенной Эндера.)

А засада в том, что явление молодого двойника Валентины из подсознания Эндера вызывает жесточайший буттгурт не только у самой Валентины Виггин, немало поизносившейся в скитаниях с братом по космосу, но и у самого Эндера-Ксеноцида, по прихоти автора несказанно пораженного зримым доказательством факта, что детские воспоминания — самые прочные. Но отчего за три тысячи лет, разделивших события «Игры Эндера» и «Детей разума», биотехнология продления жизни и твикинга деструктивных биохимических процессов во вселенной Карда стояла на месте? Вероятно, ее развитие автор счел омерзительным или, точнее говоря, греховным? Если вам кажется, что мои слова противоречат охвату в три тысячи лет, то старый добрый парадокс близнецов к вашим услугам.

Впрочем, плохо не то, что лишь «Игра Эндера» в этом цикле достойна статуса мгновенной вечной классики НФ и космооперы, а уровень продолжений скачет, словно кот под валерьянкой. Плохо другое: чем дальше мы продвигаемся по траектории сближения нашей реальности с эпохой действия романов, тем больше на Земле наций и народов — кандидатов в расчеловеченные жукеры для ВПК федеральных империй, альянсов демократий и строго оборонительных военблоков, тем бойчее наливаются жизнью образы юных садистов за кулисами людской власти — сетевого инфлюэнсера Питера Виггина, метящего в Гегемоны всея Земли, и социопатичного военного гения Ахилла, истребляющего всех свидетелей своей детской слабости и унижений (но делает он это так, что с тем же успехом можно сбросить на залетевшую в кухню муху боеприпас ТЯО вместо того, чтобы приложить ее веником), — в противовес блекнущим и мятущимся гуманистам, неохотным героям межвидового/внутрирасового конфликта Эндеру, Петре и Бобу. Разница-то между Питером и Ахиллом лишь в том, кому из них История предначертала поджечь мировую войну, а кому — погасить. Причем не по соображениям совести.

Как сказал бы безымянный автор «Саги о Греттире» по сходному поводу, «я не вижу большого геройства в том, чтобы достать огонь, но не знаю, не обманет ли ваша плата ожиданий того, кто это сделает».

Оценка : 8
«Игра Эндера»
–  [ 5 ]  +

Sergio Blanc, 17 июня 2023 г. в 14:08

«Игра Эндера» — это роман с достаточно простым и избитым сюжетом.

Перенаселённой Земле угрожает насекомовидная цивилизация ЖУКЕРОВ. Земляне чудом останавливают первое нашествие разумных насекомых, и, чтобы недопустить второго нападения решили атаковать первыми.

Кто же поведёт землян к великой космической битве? Чтобы найти и воспитать великого флотоводца военные отбирали наиболее талантливых мальчиков и с раннего детства начинали развивать у них навыки боевого стратегического мышления.

Роман Карда об одном из таких мальчиков Эндере (Эндрю) Уиггине. О том, как он спас (хотя как оказывается и спасать-то особенно не нужно было!) Землю, так и не заметив, как военная игра превратилась с настоящее галактическое сражение. О том, чтобы так всё случилось, позаботились «милые» взрослые.

Этот текст о ребёнке, которого поставили в такие условия, что в нём начали развиваться качества характера, которые он совсем не хотел развивать — жёсткость до жестокости, непреклонность, безэмоциональность и т.д. Ему даже пришлось убивать, и убивать людей, детей, своих ровесников.

Казалось бы ничего необычного, текст как текст, роман как роман, но всё — по настоящему хорошее очень просто. Чувствуется авторский стиль, знание психологии, нормальное воображение. Очень мало лишнего. Достаточно оригинальный финал: Уиггин пытается возродить им же уничтоженную цивилизацию жукеров. Сорри за спойлер, но после двухсот с лишним отзывов, я, надеюсь, сказал, не очень много лишнего. Роман мне понравился. Тихо, спокойно, добротно и хорошо по стилю и деталям. Время на чтение потрачено не зря. И это радует.

Читайте и радуйтесь вместе со мной.

Оценка : 8
«Игра Эндера»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 13 ноября 2022 г. в 19:12

Сюжетный поворот здесь на уровне «Люк, я твой отец!», то есть, вроде, круто, с другой — мало кто уже не в курсе местной интриги. Так что главное удовольствие здесь получаешь от психологизма и местных моральных диллемах. Конечно, в целом всё очевидно, но всё равно мотивацию и эмоции персонажей автор передаёт очень правдоподобно и интересно. Да и описания «игр» радует.

Оценка : 9
«Игры на скоростном шоссе»
–  [ 5 ]  +

RebeccaPopova, 25 июня 2022 г. в 22:42

Этот небольшой рассказик Орсона Скотта Карда посвящен так называемой «дорожной ярости» — той самой дорожной ярости, которую часть мужского народонаселения в себе тайно поощряет, позволяя активизироваться в глубинах сознания этакому своеобразному мистеру Хайду. В самом деле, садясь в машину, человек словно попадает в другое измерение и раскрепощается, делаясь анонимным и безнаказанным. И вот тут наступает самое время «поучить хорошим манерам» недостаточно вежливых водителей.

Автор рассказа подошел к раскрытию темы творчески: он не просто «взял какого-то чувака» и показал, что сначала все у него получалось, но потом «что-то пошло не так», а применил интересную идею — сделал соперников по дороге разнополыми. И таким образом противостояние автолюбителей обострилось и перешло в более интересную плоскость.

Вообще на протяжении рассказа отношения главного героя Стэнли с женщинами претерпевают изменения — ему словно перестает хватать драйва в обычном привычном формате, а если еще обратить внимание на его необычную манеру бормотать про себя триады из латинских слов, то становится понятен дополнительный нетривиальный смысл рассказа.

Отмечу, что каждый раз все слова в триаде — разные формы одного и того же латинского слова или хотя бы однокоренные слова.

В самый судьбоносный момент Стэнли произносит:

Veniebam. Veniam. Venies.

И тут на ум неизбежно приходит очень созвучное изречение на латыни от куда более известного персонажа — Гая Юлия Цезаря — изречение, которое звучит как

Veni, vidi, vici

и более известно нам в русском переводе — «Пришел, увидел, победил».

У Стэнли фраза имеет вид:

Veniebam. Veniam. Venies — это разные формы латинского глагола «прийти».

Если мы обратим внимание на второе слово, произнесенное Стэнли, то это будет — «Я приду».

Полная цитата звучит так:

«Когда он ее поймает, она будет знать, что делать. Эта будет знать. «Veniebam. Veniam. Venies». Он засмеялся своей шутке.

И вдруг резко оборвал смех, крутанул руль вправо, ударил по тормозам.»

Но в чем же состоит эта самая упомянутая тайная шутка?

Ее значение прояснил для меня мой англоязычный друг, читавший рассказ в оригинале.

Он выдвинул гипотезу, что, поскольку второе слово в этой латинской триаде означает на английском « I will come», что является каламбуром вульгарного, слэнгового выражения «to cum», то это означает ни много ни мало предвкушение героем предстоящей сексуальной разрядки...

...К сожалению, оказалось, что главный герой по многим параметрам все-таки не может сравниться с Юлием Цезарем как в грубой силе, так и в самообладании, и потому уже чисто теоретически обречен на поражение.

Оценка : 9
«Игра Эндера»
–  [ 5 ]  +

vorpol, 18 октября 2021 г. в 03:01

Тот редкий случай, когда и книга и фильм вышли на уровне.

Сюжет знают, наверное, все, так что отмечу что понравилось в книге.

Хотя повесть написана в 77-м, а роман в 85-м, в книге нет ахилесовой пяты фантастики 60-70-х, а именно ламповых суперкомпьютеров, фотонных звездолетов «Заря» (привет советской фантастике) и т.п. ахинеи. Роман почти не выдает даты своего написания (единственный момент про Варшавский блок автор переписал в 91-м). Ну а с некоторыми идеями, как то влияние на общество через социальные сети, Кард вообще опередил свое время. А как насчет идеи того, что под соусом борьбы с жукерами Международный Флот делает все, что хочет, и страны на время прекратили грызню? Замените жукеров на КОВИД, террористов, глобальное потепление и т.п. — вон он готовый рецепт тоталитаризма уже сегодня.

Взросление и «прокачка» главного героя в принципе напоминает современный жанр ЛитРПГ. Действия как Граффа, так и Эндера последовательны и почти не используются «рояли». Первая половина книжки немного нудновата, хотя и с «пасхалками» типа непокорной Польши (еще одно предсказание Карда в точку). Дальше сюжет начинает набирать обороты и ... и в конце читателя ожидает шикарнейшая развязка.

В целом, очень сильное и интересное произведение с небольшими некритичными огрехами.

Оценка : 8
«Седьмой сын»
–  [ 5 ]  +

Sergio Blanc, 23 августа 2021 г. в 20:08

Интересное и достаточно самобытное фэнтези. Фэнтези Дикого Запада, если позволите такое определение.

Нет ни безумного экшена, ни чудовищ (разве что в воображении героев), ни бешеной магической пляски — всё степенно, размеренно, неторопливо. У автора получился очень любопытный текст на стыке фэнтези, магического реализма и альтернативной истории. Через историю семьи переселенцев Миллеров (Мельников) преломляется история Америки и американцев времён становления государственности США. Дети — светлячки, обладающие паранормальными способностями; женщины — ведуньи, применяющие «колдовство» в кулинарии и охране жилища; мальчики и юноши, обладающие разными не совсем обычными дарованиями описаны очень выпукло и характерно. Буквально представляешь себе их воочию. Кард большой мастер слова. Читается легко и приятно. Неторопливо разворачиваемый сюжет буквально поглощает тебя. Ведь в нём есть место разным событийным планам. Это и обычные отношения внутри общины переселенцев и между членами многочисленной семьи Миллеров. И не очень обычная борьба между глобальным добром и злом. Добавляет яркости тексту органичное включение в ткань романа стороннего наблюдателя, летописца -Сказителя Блейка. Но заставляет всё это «петь и плясать» фигура Элвина Миллера — седьмого сына седьмого сына, образ которого получился у Карда весьма выразительным.

Читайте «зачин» цикла. Он стоит того, чтобы его прочесть. Любителям неспешного, бытового, драматического фэнтэзи адресуется.

Оценка : 8
«Тень Эндера»
–  [ 5 ]  +

Vladialivan, 13 августа 2021 г. в 16:18

По-прежнему некоторые идеи Карда меня очень раздражают. Автор явно любит историю, но вызывает недоумение его идея давать героям своих романов имена исторических персонажей. Улисс, Ахилл… Зачем это? С первого романа цикла этот тренд мозолил глаза: Локк, Демосфен… Интересно, сколько процентов читателей романа (один? три?) вообще помнят – кто это такие? А Гегемон, Полемарх… – автор серьезно думает, что этими древне-спартанскими терминами будут называть руководителей в будущем?

Сюжет книги построен вокруг некоего Боба, так сказать соратника Эндера, и события опять отбрасывают читателя во времена «Игры». Ну что можно сказать об этом? Иногда сюжет вроде бы захватывает, особенно злоключения Боба в Роттердаме, или его «исследования» вентиляционных систем Боевой Школы, и кажется вот-вот сейчас начнется… Многие авторы (и даже гораздо слабее Карда!) раскрутили бы интригу, держали бы читателя в напряжении до последней (по возможности) страницы, связали бы все нити повествования в один узел... Но Кард не таков, он не опустится до назойливой остросюжетности и примитивизма приключений! И в каждой последующей главе надежды на интригу тают, почти все разъясняется, раскрывается…

Под конец романа приходит понимание того, что это за литература. Это роман-фельетон! Не знаю, специально ли Кард выбрал такой жанр, или это бессознательные отголоски ранее прочитанных (возможно) им книг.

Очевидно, Кард – это явно «не мое», и комиксовый образ сестры Карлотты, этакого Джеймса Бонда в юбке, возможно у иного читателя вызовет восхищение. Но, то что действительно у меня вызывает отвращение, так это явная русофобская идеология, постепенно нарастающая к концу романа. Явно напрашивается заключение: бедные жукеры достойны сострадания, и слез и соплей, да и кто угодно заслуживает жалости, те же свинксы например, но только не русские!

Оценка : 3
«Певчая птица Микала»
–  [ 5 ]  +

Mishel78, 23 июня 2020 г. в 11:56

Если представить пение профессионального певца в виде вьющихся и опутывающих слушателя ветвей, то примерно такое же ощущение испытает читатель этого рассказа, с той лишь разницей, что вместо нот будут слова. Всё дело в том, что произведение о малолетнем певце, который оказался вовлечён в эпицентр дворцовых интриг при императорском троне, причём, далеко не по своему желанию.

В ходе чтения, когда сюжетный поворот вроде бы приоткрывал завесу тайны над тем, кто же всё-таки покушается на жизнь императора Галактики Микала, автор обманул меня не единожды. И только лишь в самом конце рассказа, когда уже кажется, что все детали сюжета показаны, Орсон Скотт Кард раскрывает настоящую подоплёку событий.

Также мне запомнилось, что громадная ответственность по управлению целой Галактикой в корне меняет отношение человека не только к власти, а ещё и к собственной жизни. Что поставить на карту: собственную жизнь или Империю? Автор раскрывает причины жестокости правителей, а также изнутри показывает всю тяжесть несения ответственности за жизни миллиардов людей.

Ну и, конечно, главный герой довольно объёмного рассказа — любимец Императора мальчик Ансет, прозванный певчей птицей, который не только обладает способностью управлять своим пением поведением человека, но и расшифровывать то, что кроется в голосе каждого, кого слышит. Довольно специфично и недвусмысленно показаны платонические любовные отношения между императором Микалом и придворной певчей птицей Ансетом. Каждый тиран имеет отдушину в своей неспокойной жизни — эта истина в рассказе раскрыта в полной мере.

Рассказ остросюжетный, поэтому читать его одно удовольствие. Присутствует и некоторая масштабность, показывающая общество далёкого будущего, а также, как я уже писал выше — множество интриг, которыми рассказ насыщен до предела. И фоном всему этому служит волшебный голос певчей птицы императора Микала...

Оценка : 9

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 . . . 15 16 17 18 19   (+10)»



⇑ Наверх