Сергей Игнатьев отзывы

Все отзывы на произведения Сергея Игнатьева



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 142

  Страницы: [1] 2  3 

«Цепочка»
–  [ 7 ]  +

Критопанк, 27 февраля 2016 г. в 12:16

Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2015 // Лучшая сетевая публикация. Малая форма

Это крутой Титул!!!

Достойная победа! Согласен полностью с уважаемым большинством! Если бы голосовал, то наверно отдал бы свой голос именно за это выдающееся произведение. Сергей Игнатьев, бесспорно, является одним из самых талантливых литераторов «кибертурнирной» волны. Имеется в виду последняя «пятилетка» бесчисленных сетевых конкурсов. Когда издатели стали, наконец-то, обращать внимание на тексты, пробивающие свой путь в суровых конкурсных баталиях, а не на всякую ботву, которую пользователи «ЛФ» оценивают «на меньше чем 6»! Такие расски должны отправляться в мусорки, а не на страницы Книг! Ладно, я увлекся и отплыл от темы отзыва…

Что же касается «Цепочки», то рассказ просто замечательный! В нем есть душа «лихих» девяностых, потери и разочарования этого прекрасного времени, его менталитет и восприятие… Оригинальная форма подачи и оригинальное наполнение текста. Сергей Игнатьев, с его безупречным литературным вкусом, делает всё отменно. Ищет новые актуальные тренды современной фантастики и без тормозов реализует их на конкурсных площадках. Поиск нового это один из отблесков настоящего таланта! Большинство же современных «типаписателей» пытаются выдать за брендовый наряд — старое тряпьё. Нужна ли современному читателю перепевка классических форм? В пекло перепевку! Современному обществу нужно что-то современное! И Сергей Игнатьев, как никто другой, понимает эти важные вещи. Да, его произведения стоят на фундаменте предшественников, но это не «старогостовский» литературный фундамент, это фундамент с «нанотехнологиями» Игнатьевского таланта, которые автор добавляет во все свои тексты.

Справка: «Цепочка» увидела «свет» осенью 2015 года на конкурсе «Рваная грелка». И уступила финалисту ( рассказу К.А. Териной «6,72») всего ноль баллов. Вот вы мне скажите, ноль это много или мало? Ради справедливости стоит отметить, что «6,72» один из лучших рассказов 2015 года! И не уступить ему даже балла это, я вам скажу, показатель отменности произведения. Тягаться на «Грелке» с К.А. Териной могут только профессионалы высшего эшелона (Бортникова, Картушов, Богуцкий, Сафин, Ясинская и др.) На «Грелке» самый естественный из естественных литературных отборов. Не верите? Поучаствуйте! Узнаете цену своего опуса. («Ой, а как же так? Ведь мама хвалила!»)

Прочесть «Цепочку» должен каждый передовой читатель современности. А когда она выйдет на страницах которые шуршат, то это будет огромным вкладом в современную фантастическо – психоделическую литературу уже «десятых»…

Оценка : 10
«Тоттен-штаффель «Уроборос»
–  [ 6 ]  +

starflear, 12 декабря 2013 г. в 12:08

Так, кто тут в цари (в смысле на отзывы) крайний? Значит, мой отзыв первым будет.

Он, прада (отзыв) наполовину относится еще и к другому рассказу инфернопольского цикла, но я и туда его напишу.

Расчерчен мой мир перекрестьями улиц.

И нет им начала, и нет им конца.

Рассадник предательства, гари и дури.

Здесь все продается – нельзя отрицать,

Отринуть, отвергнуть… вращается хаос

Над серою копотью выцветших крыш.

Здесь все продаются. И я задыхаюсь,

Вкушая плоды своей ловкой игры.

Нет места другого для душ-одиночек,

Покинувших рай, но не ввергнутых в ад,

И дни пролетают темнее, чем ночи,

И льется из уст моих пламенный яд…

Оценка : 10
«Шаги осени»
–  [ 5 ]  +

glupec, 06 июля 2008 г. в 11:50

Рассказ написан человеком, явно неравнодушным к Средневековью и литературе того времени (одни имена рыцарей — Кретьен и Гальфрид — чего стоят). Соответственно, атмосфера рассказ — под стать этому. Интересно только то, что в избитом сюжете «местные робингуды vs войска шерифа» автор выбрал позицию...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
солдата «войск шерифа»
(точнее, храмового ордена, но это уже детали). Тут — и попытка сказать «они тоже люди», и попытка взглянуть изнутри «как мы были неправы»... тут всё вместе, трудно сказать, какая идея главнее ;-)

Сам же Робин Гу... э-э-э... простите, Аргнист — так и не появляется на сцене (это, вероятно, было сделано специально, чтобы заострить внимание на «чужой» ему позиции рассказчика)... И — «осенняя тематика», тематика старения, уходящей эпохи (о чём я уже писал в отзыве на саму антологию).

В общем, изящная вещица. Не сказать, чтоб потрясала особой глубиной — но и вовсе неглубокой её не назовёшь. Написана красиво, язык хороший.

Оценка : 10
«Red Hat 3D»
–  [ 3 ]  +

Mierin, 31 января 2011 г. в 23:30

Думаю, что моя десятка здесь — единственная. Мне откровенно понравился текст. Гимн постмодернизма на свой манер, елы-палы. Вам надо темы — да она сквозит в каждом стилистическом отрывке. Автор издевается? Нет, автор играет. С читателем, со стилем, словами, с самим собой. Отличная вещь!

Оценка : 10
«8 эклеров, советское кино и 3 бетономешалки»
–  [ 2 ]  +

mykoster, 25 июня 2018 г. в 02:03

Как обычно автор уложил читателя на лопатки первым же предложением )

Замечательное погружение в советское светлое прошлое!

Оценка : 10
«Психея»
–  [ 2 ]  +

Silvester, 30 июня 2015 г. в 08:45

Сборник дочитал ещё не весь, но предчувствие, что это будет один из самых сильных рассказов в нём.

Мир богемно-хипстерско-фотографическо-неформальской среды переплетён с магическим реализмом и городской фэнтези настолько изящно, что начинаешь после прочтения косо поглядывать на окружающих.

Отличные, неплохо и со вкусом изображённые сцены орального секса. Тема нестандартности мышления и мозговых тараканов барышень из творческой среды раскрыта. Нравственный посыл произведения, конечно, спорный, как и у 90% рассказов из сборника, но мы не для того приобрели сие издание и тайком читаем его по вечерам, чтобы возмущаться о падении нравов.

Отдельное спасибо за

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
скорпиона

— интересный пример удачного нестандартного оформления прямой речи.

Оценка : 10
«Тоттен-штаффель «Уроборос»
–  [ 2 ]  +

Гиленур, 31 января 2015 г. в 01:26

Дался не легко,мысли ...Мысли гг сводили немного с ума....порой приходилось перечитывать некоторые моменты...но в тоже время достаточно необычный мир,хотя в какой то момент начинало казаться что карта вымышлененого мира как то связана с реальной.Чем то напомнило детектив в стиле стимпанк,как то так отложился он в моей голове.Вывод:прочитать дебютный роман проекта

Оценка : 10
«Зеркало воды»
–  [ 1 ]  +

strannik102, 04 декабря 2019 г. в 08:44

Гляжусь в тебя как в зеркало до головокружения...

И вновь сборник серии «Зеркало», и опять два новых для меня писательских имени: Софья Ролдугина и Сергей Игнатьев (по правилам этикета даму пропустим вперёд). Впрочем, имя Софьи Ролдугиной благодаря проекту «Зеркало» и группе «Проекты «Зеркало», «Аква», «Зеркальная волна»» всё-таки знакомо больше, так как в своё время с интересом прочитал и блиц-интервью с автором, и ответы на вопросы читателей в качестве дежурного автора (кстати сказать, именно чтение этих двух постов определило выбор именно этого, одиннадцатого сборника серии «Зеркало» в качестве призового и подарочного).

Сборник выстроен по уже ставшей классической для проекта «Зеркало» схеме: подзаголовком задаётся тема и парно публикуются рассказы под эту тему. Таким образом читатель получает возможность как бы получать и сравнивать творческий ассоциативный отклик авторов сборника на задаваемый каждым подзаголовком вопрос (как в известной игре в ассоциации).

Однако сразу нужно отметить, что выделить какого-то одного автора в качестве лидирующего невозможно. Потому что сборник в этом смысле получился весьма богатым и содержательным: богатым и на поджанры (от космической фантастики сквозь фантастику социальную и плавно переходя к фэнтези и сказкам), и на смысловую нагрузку, и на эмоциональные составляющие (причём лично для меня как для сенситива последнее было особенно значимым и ценным).

Вообще можно привести аналогию с красивым и напряжённым футбольным матчем: каждая играющая сторона прилагает максимум своих творческих стараний для победы в игре, а в итоге зрители рукоплещут морю удовольствия, от такого состязания полученным. Однако в нашем случае вот этого ощущения состязания и противоборства нет ни на гран, а скорее есть полное ощущение единой слитности повествования, как будто это авторский сборник одного мастеровитого писателя или же когда всё содержимое творилось тандемом авторов с постоянной сверкой написанного друг с другом — в результате весь сборник получился цельным, органичным и гармоничным.

Если всё же попытаться назвать наиболее полюбившиеся рассказы, то глядя в содержание могу сразу и без припоминаний, о чём там идёт речь, назвать:

— у Софьи Ролдугиной: «Та, что всегда возвращается» (вообще от этого рассказа как-то неуловимо-отчётливо навевает энергетикой Рэя Бредбэри, тонкой и щемящей), «Навья дорога», «Лисы графства Рэндалл» (очень красивая стилизация под старые английские сказки), «Глаз» (а я-то, старый дурак, думаю, чего это я всегда подбираю брошенные на улице игрушки!), «Болото», и офигительную романтичную повесть «Чашка кофе, Белый Лис» (тут, наверное, автор сделала реверанс в сторону Древней Японии с их кицуне);

— у Сергея Игнатьева: «Семь мгновений Ефима Зильбермана», «Девочка с ароматом полыни», «Цепочка», романтичный «Москва — Атлантида», обалденный и тоже немного бредбэриевский «Смородова горка» и впечатляющий заключительный рассказ (более тянущий на повесть) «Город чёрного снега».

Однако этот список вовсе не означает, что остальные произведения сборника хуже или слабее, просто эти запомнились больше. А какому-то другому читателю вполне могут больше понравиться совсем другие произведения — и это неважно, потому что ключевое слово здесь «понравиться».

При чтении нужно иметь ввиду, что у Софьи Ролдугиной в сравнении с Сергеем Игнатьевым более мягкий, романтичный, женственный стиль, тогда как у Игнатьева явно просматривается и рельеф мускулатуры и мужская жёсткость и порой категоричность. Однако вот это гендерное различие стилей вовсе не делает противоречивым и антагонистичным соседство в одной книге, но скорее наоборот, как в хорошей ладной дружной семье создаёт полное ощущение гармонии (не побоюсь повторить здесь это уже однажды приведённое выше определение).

Оценка : 10
«Мы с Космоспецстроя»
–  [ 0 ]  +

J.Owling, 22 января 2024 г. в 20:19

О простой и героической жизни наших людей на далеких планетах. С простыми и понятными любому радостями! Лидку обязательно надо звать, чтобы свадьба под далекими звездами и будущее в глазах малыша:)

Оценка : 10
«Тотопка.temp»
–  [ 0 ]  +

starflear, 03 августа 2012 г. в 14:01

Добрый, хороший расказ о простых человеческих ценностях. Можно приобрести бессмертие, но потерять при этом душу. А надо ли это — вот в чем вопрос.

Оценка : 10
«Алюминиевые херувимы»
–  [ 0 ]  +

ettawotta, 21 июля 2012 г. в 16:35

Вещи, написанные сердцем, встречаются в этой жизни реже, чем хотелось бы. Фантлабу повезло, одна из этих синих птиц залетела на конкурс. Ничего, что перышки немного топорщатся, зато голос идет от души.

Автор, спасибо и удачи!

Оценка : 10
«Электрическая весна»
–  [ 0 ]  +

Бамбр, 11 февраля 2012 г. в 23:41

«Я забыл на секунду — чтобы здесь был свет, ток должен идти по нам».

Б.Б.Гребенщиков

Текст вызвал сразу тысячу песенных ассоциаций. Сразу – песня. И не одна. Текст и идет легко – как песня. (Причем, явно ни Максим и ни Селин Дион, не смотря на прямые цитаты!) Сбивается текст-песня ненадолго, ближе к финалу – когда говорит главный злодей. Вот-вот была музыка – и тут какой-то урод встрял. Но все кончается хорошо – и снова музыка. Ритмичный, хороший, «музыкальный» текст, вызывающий массу ассоциаций. Которыми почему-то хочется поделиться в первую очередь.

Сначала, немного не в тему, вспомнился «Электрический пес» «Аквариума». Понятно почему.

Потом, по мере прочтения – очень много из «Кино», потому что там и «мы вышли из дома, когда во всех окнах погасли огни», и «я иду по городу в зеленом пиджаке», и «я люблю этот город, но так страшно здесь быть одному – и за красивыми узорами льда мертва чистота окна», и даже «эй, прохожий, проходи, эх, пока не получил».

Несомненно, «Пикник» — «Пить электричество», «Твое сердце должно быть моим» и даже ближе к финалу: «Мне нравится здесь – в Королевстве Кривых», — понятно почему.

«Девочка, живущая в сети» Земфиры, «Ассоль и Серый» «Зимовья зверей» и их же «Макросхема».

И все-таки, никуда без «Аквариума», причем очень отдаленные ассоциации, вроде: «Я инженер на сотню рублей, и больше я не получу, мне 25 и я до сих пор не знаю, чего хочу. Мне кажется, нет никаких оснований гордиться своей судьбой, но если б я мог выбирать себя, я снова бы стал собой». И еще почему-то: «Случилось так, что наши совесть и честь были записаны у нас на кассетах. Кто-то принес новой музыки, и нам больше нечего было стирать».

Butch: «Все, что о тебе надо знать – четыре-девять-пять, четыре-девять-пять».

И она же:

«Только не умирай,

Только живи еще.

Я без тебя – одна вторая…

Такой вот прямой расчет».

«Наутилус» — куда ж без него? Тут мне и «Я пытался уйти от любви…», и «Это так просто – я хочу быть. Всего лишь…»

И основной музыкальной темой через весь текст – «Девочка по городу» «Ю-Питера». Даже клип вспомнился, когда незадолго до финала музыка обрывается, и кажется, девочка попала под машину… Ан, нет – эта музыка будет вечной даже без замены батареек, и девочка продолжает идти, и музыка – играть.

В общем, читать было вкусно. Что-то там было с очепятками – кое-где встречали неправильные окончания, не отмечал, это легко правится.

Как-то за всеми этими восторгами мне немного по барабану было до идеи. А там что-то про искусственных людей, причем, кажется, не ограниченных Тремя Законами. И какой-то злодей – он вроде не человек, и от обычных людей собирается избавиться. А «Девочка-по-городу» — какая-то экспериментальная модель, в ней, в ее сердце – что-то вроде ключа, активирующего программу уничтожения человечества. Но вот в чем беда – у девочки золотое сердце. И оно научилось любить. И еще – у людей есть музыка… Кстати, Электроник вспомнился. Когда он в фильме заплакал. Не совсем то же самое, но… «Крылатые качели», опять же, и «Ты – человек», и из другого фильма, но тех же композитора и поэта «Прекрасное далеко»… В общем, не хочется пересказывать. Прочтите, сами решайте. Дивный текст. Даже попытки заставить меня услышать Максим и Селин Дион не помешали – я слышал другую музыку. Очень правильную.

По соответствию теме. Есть злой злодей, который мечтает уничтожить всех людей, эдакий робот Бэндер из «Футурамы», но вообще злой, а не только периодически об этом заявляющий. Есть «Девочка-по-городу», которая не человек, и к людям особой симпатии не испытывает… Да, она любит одного из них, но ведь любить и можно – одного. И, кстати, любовь – не дружба. Так что, девочка-робот никому из людей и не друг. Даже тому, одному, «инженеру на сотню рублей». А остальные? А остальные, оказывается, сочиняют музыку. И некоторые делают это так, как никакой машине недоступно. Так что да, тема тоже присутствует в полном объеме. «Дабовыми басами и стремительным брейкбитом драм-н-бейса».

Наверное, я сумбурен и не связен, но – понравилось, и все тут. И – музыка! Сейчас же все и переслушаю, что вспомнилось.

Оценка : 10
«Электрическая весна»
–  [ 0 ]  +

white noise, 10 февраля 2012 г. в 10:53

Автор – Автор, что же Вы со мной сделали? Где мое сердце теперь? В какой .zip или .rar упаковано? Где спрятано? На внутренней ли стороне век, или на обратной стороне Луны? Не важно, уже не важно. Важно то, что я – другой, и таким, как прежде, мне не стать. Благодаря Вам. Спасибо за Ваш рассказ. За то, что дали нам посмотреть на себя со стороны – на «мир одноглазых, повелевающих толпами слепцов». За то наконец, что не возненавидели этот мир, и пытаетесь его изменить. Пусть и песней-сигналом, пусть и не человеческим, пусть. Пускай все остается как есть – немым укором нам, нерешительным, убогим, но с никуда не подевавшимся чувством уязвленного самолюбия. Так нас, так – может, расшевелимся. Может, поверим наконец,что не поздно еще летать, и не поздно учиться любить. И что есть еще силы править этот мир. Спасибо Вам, Автор.

Оценка : 10
«Электрическая весна»
–  [ 0 ]  +

stewra darkness, 10 февраля 2012 г. в 07:24

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Какие там крылья за спиной у лабораторной крысы. Даже если она обучена ставить опыты на других.
— уже за одну эту фразу можно было поставить высокую оценку.

Но достойных мелочей хватает. Это атмосфера весны — новой, незнакомой. Это образ «весенней девочки», не обязательно электронной, возможно и человеческой. Не увидела я в рассказе роботов — только люди, две стороны человечества. Одни — венец вселенной, цари природы, единственные достойные. Другие — лабораторные крысы без крыльев, сами себя уничтожающие, неспособные видеть дальше собственного носа, думать шире собственной головы. Но по сути одно и то же. А разве не так в реальности? И настоящий человек — девочка , умеющая любить и верить. Независимо от наличия настоящего сердца, уровня интеллекта, цвета глаз, цвета кожи и места проживания.

Вот только мучает один вопрос: до каких пор люди будут не думать, а жевать кем-то разжеванные мысли. Неужели без фантазии писателя-фантаста собственных косяков и противоречий человеку не видно. И чтобы увидеть их — нужны толпы роботов, электрические девочки без сердца. Настоящей девочки мало будет? Раз так, то автор конкретно этого рассказа и другие авторы подобных литературно-фантастических произведений делают великое дело — не дают человечеству перестать думать.

Ах, да, тема. И тут автор не подвел, хоть и и расставил четко тематические акценты:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но если ты не особо любишь людей – это ведь не повод дать им превратится в коктейль «Grey goo paradise».

Только вот акценты эти все равно сместились:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кривое королевство. Королевство фальшивых зеркал. Мир одноглазых, повелевающих толпами слепцов.
— не узнаете? Это мы.))

Оценка : 10
«Red Hat 3D»
–  [ 0 ]  +

Demarko, 20 февраля 2011 г. в 16:36

Потрясающая пародия. Стилистика оригинальна. Очень сильно выделяется на фоне остальных рассказов. Его можно назвать «драйвовым».

В одном отзыве я писала, что не хватает «изюминки», так тут этого «изюма» — вагон и маленькая тележка.

По-моему, тема присутствут достаточно явно.

Конечно, не величайший шедевр современности, но для данного конкурса — самое оно.

Оценка : 10
«Семь мгновений Ефима Зильбермана»
–  [ 14 ]  +

Buhrun, 30 января 2018 г. в 02:13

Игнатьев — Дьявол.

Ничем иным не могу объяснить я той легкости и коварства, с которой овладевают мною его тексты.

Идите прочь, бесы!

Ну, что мне история жизни еврея-авиамоделиста? Умер Исаак и усы с ним.

Но они приходят ко мне, жалостливые бесы, скулят под окном, пьют молоко из миски кота, катаются со ската ванны, болтаются на маятнике бабушкиных часов.

«Почиииииитааааай ещееееееоооооо», — дудят бесы, трубят в фановую трубу, брякают дверной цепочкой.

И я читаю и читаю, и читаю вновь, проклинаю этого журавля Игнатьева, чертов халиф-аист, чего пишешь? Ну, разбился твой Кулибин, сдох, да и вообще был он из этих, заднеприводных, или не был, ой, соседи-сучаги, и слежка за ним, оказывается, была, да что же он там изобрел, твой Зильберман?

Утро красит окна лаком для ногтей.

Я невыспавшийся, всклокоченный, но тихий.

Унялись бесы, спят, рассовавшись по карманам халата.

Выхожу на балкон.

Мороз выхватывает изо рта голос, скрипит на зубах пересказом игнатьевских сонетов.

Я залезаю на перила. Ветер рукоплещет полами халата, бесы сонно кряхтят.

Делаю шаг.

И по небу, как по ступеням, иду ввысь.

Зильберман жив.

Оценка : 9
«Ловец тумана»
–  [ 10 ]  +

Somesin, 25 апреля 2014 г. в 20:41

Одних призывает таинственный клич рога из стенного шкафа, других – толпа коренастых рудокопов со всклокоченными бородищами и в капюшонах, третьих – колдовской меч, врученный ли духом озера, явившийся ли самостоятельно или вызывающе устроившийся в наковальне. Так или иначе, человеку свойственно быть недовольным занимаемым местом, человеку постоянно хочется иного. Способен ли ты разглядеть иное в стеклянной елочной игрушке – красном шарике?

Герой книги Сергея Игнатьева, Северин Демихов, — парень, каких много; с первых же страниц он показывается человеком заурядным во многих отношениях, однако – скажем так, сравнительно приспособленным к условиям современной жизни. Кажется, актуальным определением для таких нынче считается «офисный планктон».

Но едва выстучав затасканное определение, осознаешь, насколько неполным оно будет по отношению к этому персонажу в этих рамках. А ведь, положа руку на сердце, подвох чуешь еще при первых словах одноглазого старика в поезде, про которого Сева думает примерно так: «Голос звучал из-за грани. Голос звучал из глубин елочного шара.» Чуете, чем тут пахнет? Тут витает амбре дитяти пресыщенного века, развращенного обилием текстов и сложными паутинами смыслов, смыслов болезненных, изощренных, запутанных и оторванных от тверди. Тут пахнет даже не ироническим Фраем, нет; это безжалостный абсурд в духе Пелевина, острый нож сардонической ухмылки, вонзаемый в эскапистские переживания бесчувственной рукой жестокого и талантливого вивисектора!..

Впрочем, все мы крепки задним умом; но сразу-то подобное кажется всего лишь случайным перегибом с поэзией великолепного, как ни крути, слога автора. Настороженности не возникло, вот о чем я сейчас…

И дальше, после искусно срежиссированного кастанедовско-коэльовского фехтования бессмыслицей, история развивается не менее замысловато, не менее лукаво. С не менее гневной усмешкой.

По крайней мере, таково впечатление.

Жанр книги я бы условно назвал постмодернизмом, сколь мало бы ни говорила эта характеристика. Диалоги и сцены непрестанно отсылают нас к знаковым явлениям поп-арта («Это Те-на-бир!» — и ударом ноги сбросить посла с Башни… и ты, Леонид?!), мерцают диковинным коллажем из странного и необъясненного. Трудно сказать, какое направление фэнтези могло бы приютить расчехранную, всклокоченную мозаику вроде «Ловца тумана»… им просто не по пути. Они – наподобие солдат Вавилона, говорящих на разных языках, но сражающихся плечом к плечу.

Действие происходит в трех мирах, причем автор достаточно вольно трактует способы перемещения перед ними, неустанно множа то сенсационные открытия, приписываемые самозваным хаоситам, то отрицая самое основы сеттинга, как его очертили изначально.

Автор буен в изощрении и упражнении своего воображения, автор не желает знать предела и границы; автор! Бесконечная игра с сущностями, бесконечная борьба с принципом Оккама, беззаветная увлеченность множеством, которое не восхищает, но утомляет. Не то Муркок с его бесконечным разнообразием названий в принципе весьма схожих рас и в принципе идентичных явлений, не то скандинавские саги с перечислениями предметов и родовыми списками… не знаю. Подчас становится трудно дышать, глядя в книгу.

Все было бы ничего – а впрочем, не исключено, что и наоборот, все несказанно осложнилось бы, а то и окончательно растеклось бы по просторам, — кабы автор дал нам понять, кто таков этот самый гарпиль, в чем суть различий между Амофилами и Мясожуями, кроме цвета плащей.

Но нет. Так не получается. Названия и сущности множатся без ощущения конкретики, становятся неинтересными, становятся избыточными… и я не дам и полушки за то, что нету в этом того самого пелевинского умысла. По крайней мере, единожды автор упоминает, мол, магию в Альтере используют подчас для того, чтобы врагов со змеей на синем плаще убить во имя торжества людей с сомом на зеленом – или наоборот. Упоминает уничижительно. Упоминает свысока, и уж тогда трудно отделаться от ощущения, что он не шибко одобрительно относится к героической фэнтези с ее правилами и условностями.

Что убивает больше всего – это отчаянное, запредельное сопротивление книги. Воистину, «она сказала, что на улице не знакомится! Пришлось тащить в подвал…» Куда там! Когтями и зубами противится текст проникновению в собственную суть.

И очаровательным языком, пускай и подпорченным невычитанностью, опечатками, ошибками… языком, полным метафор, тропов, полным средств поэтической речи. И рваным изложением событий, переплетенным размышлениями героя по поводу оных и редкими, чаще всего замысловатыми сценами. И отсутствием в действиях и событиях полноценной логики: как обретает свои силы персонаж, когда он это успел, что за эмоции на деле властвуют над ним и Жанной, что за причины перемены этих чувств?

Книга читается как один большой, яркий, запоминающийся стих. И так же, как стих, — имеет серьезные проблемы с сюжетной техникой. В конце концов, поэзии не зазорно, не так ли?

Автор походя задевает острым ножом проблему срединной прослойки человечества, автор высказывает интересную позицию… но насколько же хватило этой темы, спросил я у себя, и так вроде бы начал разбираться в истоках неудовлетворенности текстом.

Здесь нет единой идеи. Здесь нет единого конфликта.

И сколько бы я ни был очарован мощью стилистики, она в одиночку не поднимает задачу такого масштаба, не выполняет как следует. Не удерживает.

Читая, словно бы присутствовал при вызывающем затаенное уважение непонятном эстетическом действе, в коем не многое понял, многим восхитился… но так ничего и не вынес оттуда. Да, это Пелевин.

Возможно, мне и самому придется перечитать текст не один раз. Возможно, в нем обретаются глубинные смыслы, отсылки, связи, которые семантически воплощают сущие глубины… все возможно.

Не знаю.

Субъективно – не могу сказать, что книга плоха. Но чтение ее требует работы, напряжения ума и души, и относиться к ней, как к легкому чтиву, — бесполезно.

Итог: неоднозначная, непокорная книга, бросающая вызов лично читателю.

Поэтичная и вычурная речь, хитроумная суггестия… все это способно оттолкнуть, оставить за бортом неподготовленного читателя. Книга запоминается, остается занозой в памяти. Книга не позволяет отвернуться от нее до конца. К ней непременно придется возвращаться.

Оценка : 9
«Семь мгновений Ефима Зильбермана»
–  [ 7 ]  +

Календула, 07 марта 2019 г. в 10:43

Рассказ о жизни чудаковатого изобретателя, личность которого показана через призму восприятия семи разных людей — одноклассников, друзей, родных, наблюдателей. Из этих небольших зарисовок складывается цельный образ человека умного, мыслящего нестандартно, талантливого изобретателя и мечтателя, человека одинокого, погруженного в свой собственный мир и грезящего полетом.

Семь микрорассказов характеризуют не только главного героя, но и рассказчиков — это абсолютно разные манеры речи и типы мышления, совершенно разные герои, образы которых ярко обрисованы только лишь речевыми характеристиками. Эта пестрая мозаика повествования нисколько не путает читателя — напротив, дает возможность проанализировать прочитанное и собрать пазл, увидеть за путаными воспоминаниями героев цельный образ человека не такого, как все, а потому не понятого и гонимого, человека против Системы, которого Система эта, однако, не стеснялась использовать в своих целях, ничего не давая взамен.

Удивительно тонкое и лиричное произведение, поданное в своеобразной манере.

Оценка : 9
«Маяк для Нагльфара»
–  [ 7 ]  +

Feanor Ajwen, 10 мая 2013 г. в 05:01

По сути весь рассказ одна большая развесистая клюква про нацистов-зомби и советских вампиров. Но эта «ягода» выращена довольно качественно.

Неплохой язык написания. Сюжет развивается динамично. Герои яркие.

Сердце радуется в момент гибели фашистских изуверов от оружия наших солдат.

Неплохой рассказ, почитать можно, скучно не будет.

Оценка : 9
«Ловец тумана»
–  [ 5 ]  +

Гиленур, 27 марта 2015 г. в 00:59

Вечная борьба между Хаосом и Равновесием,вот основной ключ всех повествований данного цикла.«Ловец Тумана» стал пятой книгой прочитанной в данном межавторском проекте.И с грустью замечу,что повторяется ошибка одного из романов этой серии,а именно за определённое количество страниц уложить весь сюжет.Итак приступим.

Часть 1.Москва.- Совсем немного Лукьяненко...

Начальные страницы любого романа,словно визитная карточка всего произведения.Тут либо тебя затягивает,либо со скучным видом откидываешь книгу.В своё время мне пришлось столкнуться с замечательной дилогией Ника Перумова «Алмазный меч,Деревянный меч»,пришлось нелегко продираться через появляющиеся сюжетные нити,которые словно фигуры в шахматной игре расставлялись по отведённым им местам.Но дело того стоило....

Сергей Игнатьев пошёл более лёгким путём,один герой-одна линия,шаг влево,шаг вправо расстрел. Он обрисовывает жизнь главного героя,через внутренние монологи,пусть это достаточно часто применяемый ход,но тут есть своя изюминка,а именно сленг ГГ.Довольно простой,не слишком занудный,из которого сразу понимаешь, что ГГ катастрофически не везёт.

Вроде всё стабильно,но тут в жизнь нашего персонажа врывается незнакомый старик,знакомство с привлекательной девушкой и вроде как перспективная работа.И нет бы дать насладиться этой новой жизнью герою.как всё рушиться в один вечер.События настолько ускорены...что на какой то миг думаешь,что из текста вырваны пара-тройка глав.При чём тут Лукьяненко спросите вы,тут достаточно вспомнить его дилогию «Черновик.Чистовик» (пересказывать нет смысла,кто читал,поймёт).Оценка первой части для меня не однозначна,словно не дали доесть кусочек вкусного пирога.

Часть 2.Хмарьевск.- Увидеть Хмарьевск и умереть...

Итак ГГ следует на двойник нашей бедной Терры(для не посвящённых,Терра-Земля).Причина по которой ГГ отправляется в параллельный мир до конца не понятна:любовь,долг или что-то среднее.

Первостепенная задача автора,когда он начинает описывать выдуманный мир,не упоминать слишком много фантастических сущностей,ибо придётся потом объяснять кто есть кто.Итак на ГГ словно снег на голову падает новый мир,при чём в роли ГГ оказывается и читатель.На 70 страницах нас заваливают огромным количеством сущностей,рас,и соперничающих кланов.Это всё сильно отвлекает,и даже смерть Гирбилина,получается не такая героическая,как хотелось бы.Больше обидно стало за финальную часть,которая смазалась за всеми этими Амофилами.... Оценка увы отрицательна,надо было сделать глоссарий что ли,тогда текст стал бы более понятен.

Часть 3.Шахрияр.-Северин...или одиночество мага

Не знаю,специально или нет, но автор практически перенёс в действие своего романа часть приключений Фесса,ГГ книг Ника Перумова.Мало того,что текст можно сравнить буквально по строчке,так и не понятно причём тут маг-хаосит Шахрияр.Можно было назвать эту часть например «ПУСТЫНЯ».

Не буду долго рассуждать,но оценивая эту часть скажу так,наверно это самая недоработанная часть романа.

Часть 4.Аррет.-Спасательный круг

Без всяких претензий лучшая часть романа..Автор словно вздохнул полной грудью.От первой и и до последней строчки читал на одном дыхании.Оценка такова-доел таки я свой вкусный пирог.

В заключении скажу так,в целом роман удачен.Легко читается,можно свободно его прочитать в независимости будите ли вы постигать этот цикл полностью.Книга не из тех,про которые говорят «прочитать и забыть».Она по своему интересна хотя бы стилем изложения. И главное не забывайте великую мудрость мастера Севера — «В конце концов,каждый по-своему справляется с волнением.А перед лицом неизбежности-все равны.

Оценка : 9
«Корни»
–  [ 4 ]  +

Buhrun, 21 января 2019 г. в 16:59

Беспредельно чудесный текст, одновременно программный и максимально четко презентующий читателю Автора:

— красота и уместность слога

— отличная альтернативная история

— искренняя любовь к Родине

— трогательные и душевные отсылки к десятку книг, фильмов и персоналий

— сильный патриотический пафос без фальши

Очень жаль, что этот текст незнаком широкому кругу читателей.

Выйди такой рассказ в 80 — мгновенно сделал бы автора величиной в фэндоме.

Восхищен.

Оценка : 9
«Девочка с ароматом полыни»
–  [ 4 ]  +

tsvoff, 12 сентября 2011 г. в 01:08

Объективно — лучший рассказ финала «Роскон-Грелки».

Одна проблема — это не фантастика. В рассказе нет фантдопущения. Сделать рассказчиком суть абсента (фею абсента) — это не фантдопущение, это поэтическая метафора.

Но как же красиво подана мораль, что алкоголь (особенно усиленный туйоном) рано или поздно заставит мужика перестать бегать по бабам!.. ;-)

Оценка : 9
«Шаги осени»
–  [ 2 ]  +

stimoridj, 03 ноября 2014 г. в 17:03

Самое сильное из произведений данного сборника. Взгляд от лица противников Вольного воинства. Нет плохих и хороших — есть стороны конфликта.

Оценка : 9
«Le general Hiver»
–  [ 2 ]  +

mizantrop86, 17 марта 2013 г. в 13:26

Весьма стильный и нестандартный (хотя бы декорациями) хоррор. Отличный язык.

Оценка : 9
«Время беглецов»
–  [ 2 ]  +

muravied, 25 июля 2012 г. в 16:01

Во время гражданской войны белые задержали подозрительного дядьку, который вёз на телеге здоровенный ящик. Как он сам уверял, внутри ящика знаменитая Уэллсовская машина времени...

Довольно интересная фантазия. Особенно мне ярко представился момент, когда умирающего профессора отправили на 1000 лет в будущее, а он появился на выжженой, безлюдной, постядерной Земле... Классный рассказ.

Оценка : 9
«Шаги осени»
–  [ 2 ]  +

Kairan, 16 ноября 2008 г. в 00:01

Пожалуй, лучший рассказ в сборнике «Хьервард».

Очень хорошо, что, взявшись писать о войне между Вольным войском Аргниста и рыцарями, и избрав сторону рыцарей, автор не перекрашивает сторонников Аргниста в черный цвет. В этой войне у всех оказывается своя правда.

Оценка : 9
«Алюминиевые херувимы»
–  [ 1 ]  +

SellerOfMiracle, 03 августа 2012 г. в 00:49

Рассказ цепляет за самую суть уже тем, что идет повествование как бы от твоего лица. Как бы сразу же и тут, и далеко там в прошлом – так проще, чтобы не сильно бояться. Так проще, чтобы не громко молиться, поддаваясь россказням суеверной бабки и механика. Хотя, оно часто так и выходит: чем ближе прикасаешься к смерти, тем труднее согласиться на ее взаимность…Нужно, чтобы болело — это как запрограммированный природою признак в тебе Жизни и несущихся ею изменений. К лучшему будущему, чем у тебя было до Войны? Возможно…хотя, лучше бы Этого и не было вместе с ее алюминиевыми херувимами. Тогда не было бы нужды в молитвах, чтобы стало проще идти по морозу с двумя ранеными на плечах.

Оценка : 9
«Алюминиевые херувимы»
–  [ 1 ]  +

tencheg, 22 июля 2012 г. в 14:33

Имхо, главный плюс этого рассказа — как раз та самая размытая грань между фантастикой и не-фантастикой, которая вводит в заблуждение критиков, самонадеянно заявляющих о непринадлежности текста к жанру.

По ходу повествования точка зрения сдвигается: от предельно детализированной, образной реалистичности (в которой персонаж, крестящий самолет перед вылетом, воспринимается как дань традиции/суеверию, не больше) к магическому сознанию, турбореализму (когда алюминиевые херувимы уже переросли из поэтического образа в действительность, не просто данную в ощущениях, но являющуюся поводом и мотивом для поступков ГГ). Герой меняется — как раз поняв и приняв существование иррационального/потустороннего. И почему этого не хочет понимать иной читатель — для меня загадка. Пожалуй, для тех, кто не видит здесь фантэлемента, «Сто лет одиночества» или рассказы Келли Линк тоже покажутся не-фантастикой.

Если писать о форме, то лучше всего здесь ритм — мне давно не попадалось рассказа, настолько тщательно ритмически организованного. Рубленые, четкие фразы — именно ими правильно говорить о войне. И уж тем более, о летчиках — воздушный бой «живет» очень быстро. Здесь ткань повествования гораздо лучше характеризует описываемую тематику, чем какие-то фактические детали.

Раскрытие темы идет несколько в лоб («слабость» христианских мотивов в сравнении с военной мощью), но вай нот. Главное, что именно в рамках темы идет изменение мировоззрения ГГ, то есть здесь тема — не сбоку припеку, а стержень рассказа.

Понравилось, что все «побочные» ветви сюжета (в частности, воспоминания героя) работают на основную идею, нет случайных деталей (пример: сцена с бритьем, когда стальному лезвию/исконно мужскому занятию противостоит ласка/женская рука; та самая сила слабых как она есть).

Единственное «но» (ответ на вопрос, почему от меня не 10) — текст временами балансирует на опасной грани между прозой и поэмой в прозе, поэтому форма иногда тянет на себя одеяло с содержания. С другой стороны, если бы было по-другому, рассказ потерял бы львиную долю своей магии.

Оценка : 9
«Электрическая весна»
–  [ 1 ]  +

ozor, 07 февраля 2012 г. в 16:35

Прекрасный рассказ, по моим впечатлениям — в пятерке лидеров. Огрехов мало, они несущественны. Быть может, многовато zip-ов.

Оценка : 9
«Алюминиевые херувимы»
–  [ 0 ]  +

Almeg, 23 июля 2012 г. в 19:44

Начитавшись хвалебных отзывов о стилистических достоинствах рассказа, первые пару страниц был в легком недоумении. Глаз постоянно спотыкался о стилистические шероховатости. (По стилистической выдержанности рассказу, конечно, далеко до «Света исходящего», он гораздо ближе к не до конца выдержанным «Запискам О великих и малых»). Но на третьей странице все шероховатости отошли на второй план. История настолько меня захватила, что чтение превратилось в одно сплошное удовольствие. Шероховатости стиля, неоправданные повторы, пафосные лозунги, чрезвычайно неорганично выпирающие из художественной ткани рассказа – я просто перестал обращать на всё это внимание. Композиционное совершенство рассказа меня просто заворожило…

Трактовка темы – одна из самых оригинальных на всем конкурсе. (По сравнению с трактовкой темы в «Алюминиевых херувимах», трактовка темы в том же «Свете исходящем» превращается просто в очередную пошлую притчу об Избранном). Тем не менее, трактовка очень и очень спорная…

Я – человек либеральных взглядов. Меня тошнит от имперской идеологии. Когда я слышу словосочетание «великая страна», моя рука тянется к пистолету. Я готов плюнуть на могилу Столыпина, когда слышу знаменитое: «Им нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Мне хочется ему ответить: свою великую Россию можешь засунуть себе в одно место, мне хочется всего лишь по-человечески пожить в той стране, в которой я родился – и всё. Да, я – эгоистичная тварь, мне плевать на величие страны, если оно покупается ценою человеческих страданий, мне плевать и на саму страну, которой плевать на меня… Но автор силой своего таланта, на время чтения рассказа, заставил меня поверить в то, что тоталитарное государство способно не только перемалывать человеческие судьбы, но и давать людям силы. Причем, речь идет именно о СССР, а не об абстрактной Родине. Дело вовсе не в девушке с холодными глазами и не в цветочках-лютиках...

«Потому что кроме медалей, орденов, звездочек, васильков, одуванчиков и льда Ее глаз, есть что-то еще...»

Речь идет именно о той самой стране, в которой человек был всего лишь винтиком. Но это не очень удачное сравнение. Автор предлагает нам другое. Государство – не механизм, не машина, оно – организм, огромная туша, в которой каждый человек – всего лишь одно из мясных волокон в ней. Это страшнее, чем быть винтиком, винтик – это абстрактное понятие, а мясо – что такое быть мясом понимают все…

Это – не просто рассказ. Это реквием по той стране, в которой я родился – по все-таки разделанной в начале 90-х туше на карте мира. По той стране, для которой люди были отнюдь не пешечным, а самым настоящим живым пушечным мясом. По той стране, которая давала людям смысл существования. Делала их сильнее и, как это не парадоксально звучит, счастливее…

Спасибо автор, реквием удался на славу.

Оценка : 9
«Алюминиевые херувимы»
–  [ 0 ]  +

Рахметов, 21 июля 2012 г. в 00:38

Великолепно. Божественно. Божественный язык. Даже жалко, что такая мощная, богатая, раскованная речь тратится на унылейший сюжет про пилотов и фашистов. Чудо нельзя разбазаривать. Впрочем, уверен, у автора есть вещи и поинтереснее, и побольше. А пока даже остальные рассказы оцениваться не хочется, боюсь, буду пристрастен. Пойду-ка посплю.

Да, карта СССР и впрямь похожа на коровью тушу. Всегда это знал.

Оценка : 9
«Red Hat 3D»
–  [ 0 ]  +

bbg, 25 февраля 2011 г. в 20:50

Я читал этот текст и просто отдыхал. Мне не было нужды морщить лоб в попытках понять, а причем тут тема, а что это значит и вообще зачем это написано. Удовольствие получал! Даже несмотря на то, что часть ссылок и отсылок не смог опознать, а над половиной не успел задуматься, ведь текст тащил меня вперёд, как локомотив, нет, как компьютерная игрушка — с уровня на уровень.

Отличная штучка!

Оценка : 9
«Red Hat 3D»
–  [ 0 ]  +

Hermit, 02 февраля 2011 г. в 17:35

Две претензии:

1) к теме конкурса относится очень отдаленно и очень странным образом

2) а где хоррор? там просто обязан был быть хоррор. Что-то в духе Лавкравта или как у Геймана в «Запретных невестах...»

А вообще это конечно натуральное хулиганство, но хулиганство изящное и веселое.

Оценка : 9
«Москва — Атлантида»
–  [ -2 ]  +

Frogman, 24 марта 2024 г. в 22:05

Вот прямо хорошо! Отсылок море к Лавкрафту, особенно к его сонетам. Звездовей только там был.

Оценка : 9
«Зеркало воды»
–  [ 19 ]  +

Buhrun, 06 февраля 2019 г. в 20:30

Подобный сборник — явление выдающееся, что печально.

Потому что именно такими должны быть сборники рассказов. Много их должно быть, оригинальных и ярких, презентующих автора с разных сторон, дающих свободу и плацдарм для выпаса танков, артиллерии и разнокалиберной пехоты.

Зеркало рассекает авторов этого сборника, но оно же соединяет их в неком общем сиянии, так призма собирает свет в луч, так ручей собирается по капле в единый поток.

Проза Игнатьева исключительно самоценна. Это бесконечное смакование, фейерверки вкуса, оммажи теням, цитаты и копипаста из плейлистов автора.

Километраж описаний настолько велик, что можно трижды объехать верхом вокруг московской области только на еде, запахах, прикосновениях сукна к коже, кокардах, нюансах опохмелки коньяком, выделки кож и приготовления мидий в беконе.

Сергея в меньшей степени интересует история.

Его чаруют герои и их вписанность в сиюминутный пир красок.

Даже если это серая хмарь дождливого Лангедока или бытовые прописи изобретателя Зильбермана.

Игнатьев непоседлив, как щенок, и дотошен, как профессор криминалистики.

Погружение, нет, утопление в тексте — вот его творческая марка.

Сергей жаждет опрокинуть читателя в мире страстей и ощущений.

Герой — удобная перчатка для этого, фантастическое допущение — идеальный способ вырвать обыденность из-под читателя ловко и без монтажных склеек.

Это рассказы-феерии, Игнатьев — запойный писатель-алкоголик, где градус — это экзотичность идеи, а вкус — ее интимная близость к читателю, вкрадчивый или внезапный удар по всем органам чувств, чтобы напоследок, нокаутом, рассказать что-то особенное, иногда мелкое, деталь, виньетку, но точное, будто коронный выстрел снайпера.

Сюжеты у Сергея зачастую предельно просты, действие лишь салазки, чтобы доставить главное блюдо — чувства самого автора. Кажется порой, что Игнатьев пишет лишь для того, чтобы распахнуть перед читателем свою душу, закутать его в свой богатейший внутренний мир, как ребенка в тулуп, и не отпускать, тискать, рассказывать свои героиновые сказки с неизменным патриотическим вкусом.

Жанр, в котором творит Сергей я описал бы, как эмигрантский стон по восторженному советскому будущему. Прочтите «Корни» (Эру садовода), от нее я в самом бесконечном восторге — все поймете сами.

Софья — совсем иной автор.

Ее истории — аккуратное кружево, тонкая строчка, классические па, приятная мелодика. Которая может внезапно взорваться сценой неожиданного насилия, или сказка, в которой уверовал, что все будет хорошо, приведет к неизбывно острому краю: жена убита, ребенок растерзан, но есть шанс на спасение, и ты, ты должен решиться на рывок, но он не вернет утраченного, зато позволит отомстить.

Мне кажется, что рука Сони настолько привыкла к крупной форме, что рассказы ее тянутся туда же, требует продолжения, кричат: «Эй, я только затравка, глянь, еще 500 страниц, как с куста!»

Сергей — декадент, юноша с болезненным румянцем, нет-нет, сдерживающий чахоточный кашель. Кокаин и абсент. Шестиногие механические кони с тавро Советский БиоМех Завод. Кружево судеб и футбольные кричалки. Его проза срощена, спаяна, вбита в набор несовместимых, казалось бы, вещей и мирозданий: набор советского хрусталя: салатница, рюмки, ладья для конфет — бьет в калейдоскоп дикую мешанину из Белой Гвардии, Мьевилля, Дуги Бримсона и обожаемого Сергеем Бротигана.

Соня — совсем иной автор, нежный, вдумчивый, бариста с чашкой редкого кофе, леди в сером охотничьем костюме, высматривающая в изумрудной пучине леса высверк оранжевой шерсти, девушка с волшебным ножом, вынет кишки наружу и отправится дальше, отправлять письмо в неведомые страны, не запачкать бы брюки, по пути свернет во двор детства, очертит мелом забытую игру, посмотрит, как играют, веселясь, другие.

Оба автора не фанаты сюжетов.

Обоих тянет вынуть из ситуации шило, уколоть читателя, украсить его бег по лугам и подворотням приличными описаниями, порадовать чистотой стиля (у Сони более классический, у Сергея — кипящая бездна вывертов и оборотов).

Оба тяготеют к сюжетам про отношения, иногда без второй половинки, но с явной его нехваткой.

Оба — профи, но играют в разных стилях.

Оба — хорошая боевая пара, которой не тесно под одной обложкой.

Оба знают, каково это — скользить по зеркалу воды.

Оба умеют уводить на Ту Сторону.

Дзынь, это я стучу вам с этой стороны зеркала.

Дзынь, я зову на свет ваши истории.

Оценка : 8
«Зеркало воды»
–  [ 11 ]  +

Deliann, 18 января 2019 г. в 16:07

«Зеркало воды» — одиннадцатая книга серии «Зеркало». Ее авторами выступили Сергей Игнатьев и Софья Ролдугина, причем, если с творчеством первого я знаком не был, то вот рассказы второй в свое время произвели на меня впечатление.

Ну и давайте сразу о приятном. «Зеркало воды» — второй сборник после «Зеркала для героев», которому я не мог не поставить восемь баллов. Да, не все рассказы мне зашли, да, есть ряд проблем, но… Но! Сборник прямо-таки пропитан особой атмосферой, его рассказы содержат в себе и спокойствие воды, и обманчивость зеркал, и странную неправильность отражений. Даже те рассказы, что оставляли меня в недоумении, дарили еще интересное послевкусие и какое-то странно-приподнятое настроение.

Ну а теперь немного конкретики. Очень хотелось бы выделить рассказы «Никогда» и «Чашка кофе, Белый лис» Софьи Ролдугиной. В первом случае мое любимое фантастическое допущение с корректированием реальности, во втором – забавная сказочная мистика с шикарнейшим персонажем Лисом. Собственно именно эти рассказы склонили мою общую оценку сборника к восьмерке. Прочие рассказы уважаемой Софьи, за некоторым исключением, просто понравились, не вызвав особых восторгов. Практически ко всем им можно применить понятия «милые» и «трогательные», и о прочтении их, я, само собой, не жалею. Исключения в данном случае два: «Та, что всегда возвращается» и «Навья дорога». Слишком простые, если не сказать банальные, истории, пусть и хорошо написанные.

А вот ситуация с рассказами Сергея Игнатьева иная. Все они написаны прекрасным языком, во многих чувствуются эксперименты с нарративом, но вот сюжет уходит куда-то на второй или третий план. Некоторые рассказы даже обходятся без конфликта, представляясь своеобразными зарисовками о чем-либо («Цепочка», «Девочка с ароматом полыни»). Некоторые рассказы оставляли меня с ощущением, типа «ничего не понял, но очень интересно» («Корни», «Семь мгновений Ефима Зильбермана»). В общем, именно благодаря Сергею Игнатьеву «Зеркало воды» стало для меня самым странным сборником серии. По-хорошему странным.

Мужские и женские рассказы прекрасно дополняют друг друга и отлично соответствуют заявленной тематике. То есть, если раздел называется «Облака высоко», то оба рассказа в нем эфемерные и воздушные, а если «Слезы», то и рассказы оставляют тягостное впечатление. Это добавляет книге плюсов.

Двенадцатая книга уже ко мне едет и у нее аж шесть авторов. Не знаю, насколько гармоничным получился этот творческий союз, но надеюсь, что весьма. Ну а пока, как говорится, поживем – увидим.

Оценка : 8
«Семь мгновений Ефима Зильбермана»
–  [ 10 ]  +

xotto, 25 января 2018 г. в 01:14

Очень игнатьевский рассказ. Нарочито простая фабула – потому что не фабулы и не сюжеты интересуют писателя Игнатьева.

Писатель Игнатьев как бы в вечном поиске мгновения. Он стоит в чистом поле зимней ночью, из-за туч выглядывает луна, и в её свете серебрятся снежинки, которые ещё и не снег вовсе, а только его предвестники. И вот писатель Игнатьев ловит эти снежинки ладонями (где-то рядом ухает сова), а снежинки на ладонях тают, потому что никаких рукавиц у писателя Игнатьева, конечно, нет.

Уток ткани прозы Игнатьева – время, как будто непрерывное и надёжное, но если присмотреться – дискретное, сплетённое из мгновений-снежинок, тающих от тепла ладоней. Основа – люди, как будто самые простые и обыкновенные, но нет в мире двух одинаковых людей, как (вы уже догадались, да?) нет двух одинаковых снежинок.

Больше всего писателя Игнатьева интересуют детали: приметы времени, незаметные невооружённым взглядом, не оставляющие следа в нашей памяти, как (здесь опять снежинки, простите); приметы человека, характера и способы передавать эти приметы с помощью ограниченного (в отличие от вариаций снежинок!) набора букв.

Так вот, «Семь мгновений Ефима Зильбермана» – очень игнатьевский рассказ, мокьюментари, игра со словами и формой. Очередная попытка поймать снежинку, несколько снежинок, почувствовать их, а потом пересказать буквами. За буквами прячутся живые люди, по строчкам течёт время. Это стеклянный шар на полке ломбарда, стекло поцарапано (кажется, кто-то пытался написать матерное слово, но был вовремя пойман), и если потрясти этот шар, закружатся снежинки (снова они) и взлетят летуны.

Простим же писателю Игнатьеву нарочито грелочное название рассказа. В конце концов, у каждой вещи, события, мгновения, человека должны быть недостатки – иначе им не стать настоящими.

Оценка : 8
«Ловец тумана»
–  [ 10 ]  +

mizantrop86, 06 мая 2014 г. в 16:53

Сразу оговорюсь — я не фанат творчества Перумова, но читал его немало: «Кольцо тьмы», «Хранитель Мечей», «Империя превыше всего», «Семь зверей Райлега», соавторское «Не время для драконов»... Больше всего понравилась, пожалуй, «Война мага». Думаю, что определённое влияние на меня творчество Перумова всё-таки оказало.

Ещё оговорюсь: я не в курсе условий проекта. Не знаю, какие ограничения имелись на сеттинг и т.д.

Рецензия — по гамбургскому. Надеюсь на понимание автора — я в основном пройдусь по недостаткам.

Во-первых, по оформлению. Обложка выглядит красиво, но содержит фактическую ошибку — главный герой очков не носит (и если бы носил, при межмировом переходе они бы рассыпались).

Не впечатлила работа корректора: «как-бы», «не спиши», «была именно это человечность»... Это очень бросается в глаза, если учесть, что язык — один из козырей книги. Это рушит магию слова.

Во-вторых, по содержанию. Первые строки приятно впечатляют отличным языком и неприятно — отсутствием экшена. За 18 страниц бомж вручает Севе шар — и всё (ЦА легко может за это время бросить чтение!). Идут переживания главного героя. Их предназначение понятно — надо создать эффект сопереживания. К сожалению, цель не вполне достигается по нескольким причинам. В первую очередь, дело в том, что герой очень уж стандартный. Нет, автор попытался оживить его музыкальными, игровыми и книжными пристрастиями, подмосковной речкой из детства, но этого лично мне этого всё-таки мало. Есть и вторая причина, о ней — ниже. Вообще, первая часть книги («Москва») очень банальна в плане сюжета. Главный герой — неудовлетворённый жизнью офисный планктон, видит сны об ином мире, встречает Любофф, её похищают, ГГ попадает в иной мир. Честно — очень стандартно. И не очень динамично. Сравним с началами известных городских фентези:

Ночной Дозор — ГГ УЖЕ вовлечён в мир магии, начинается с практически боевой — пусть противник просто «воронка» — сцены в метро;

Кракен — похищение кракена, привлекает нестандартностью объекта похищения и главное — уже есть напряжение, некая угроза для ГГ. Шар этого не обеспечивает;

Тайный Город — начало помню плохо, но там точно происходят события.

Позже динамика появляется — но поначалу в ущерб описаниям. Только ближе к середине нашёлся баланс (или я просто привык).

Ещё минус — ГГ — Избранный исключительно в связи с происхождением. Самый стандартный ход.

Не впечатляют диалоги — очень простые, особенно в начале. Простой диалог не увлекает, т. к. персонажи говорят ИМЕННО ТО, ЧТО ОЖИДАЕТ ЧИТАТЕЛЬ. Что увлекает в тексте? Её Величество Неожиданность! А её нет. Можно ведь, не изменяя смысла, поменять фразы на немного более хитро построенные — и через них дополнительно раскрывать персонажей. В этом плане Сапковский хорош, например.

Далее — мне не пришёлся по вкусу рваный ритм повествования. Куски его выброшены из текста и описаны буквально в двух-трёх словах. «Туда» герой добирается за страницу, «обратно» едет пятьдесят. И этот самый рваный ритм убивает сопереживание главному герою напрочь, эта та вторая причина разрушения эффекта сопереживания, о которой я писал выше. Третья — ГГ слишком легко решается на убийство. Это хорошо для героя — обаятельного негодяя, но совершенно омерзительно для прекраснодушной офисной планктонины. Да и вообще — ГГ как-то ВНЕЗАПНО превращается из планктонины в опытного воина. Правда, где-то к середине книги я к ритму привык. Но редкая птица долетит… Ну вы понеле (с)

Происходящее в основном рассказывается, а не показывается. Здесь это – своего рода «фишка», но… Тут работает моя личная вкусовщина, и она не вполне приемлет такой подход.

Что касается логики. Тут всё неплохо, но не идеально. За 5 дней научить офисный планктон настолько хорошо, что он способен охотиться на окрестных тварей? Пусть и слабых — слабые ВСЕГДА умеют либо хорошо прятаться, либо быстро убегать. Не верю. Почему в начале Гирбилин говорит о том, что «счёт идёт на часы», а потом ГГ спокойно странствует по Альтерре годами (ну или хотя бы месяцами уж точно)?

Боевые действия, которые постоянно идут на Альтерре, поначалу выглядят спонтанными и беспричинными. Все против всех, потому что все против всех. На главного героя постоянно «набигают» представители сразу нескольких фракций. Выглядит это как-то неестественно. Хорошо, что потом это объяснилось, но до этого момента опять же надо дочитать. Что делает городская стража Хмарьевска в степи? «Война на юге» не проработана. Ибо в любом крестовом походе должно быть некое ядро. Ведь земли-то, на которых идут боевые действия, кому-то ведь принадлежат? Иначе — зачем за них воевать??? Кто-то организует всю лавочку (IRL церковь, рыцарские ордены). Очень странно, что при наличии в своих рядах магов защитники юга так и не разгадали природу своего противника.

В книгу перекочевали некоторые недостатки, присущие творчеству собственно Перумова. В частности — то, что я называю «синдромом бессмысленного действия». Отсутствие у героя явно выраженной, чёткой и понятной цели, его метания по миру, служащие только для того, чтобы показать мир — это как-то не очень (самый ужас был в «Кольце тьмы» — главные герои страниц пятьсот или даже больше гонялись за Олмером, чтоб его завалить, и всё зафейлили... В своё время — ДИКО выбесило). Это — ни фига не реализм. Это — нарушение внутренней логики повествования, оставляющее у читателя вопрос «А нафига я всё это читал, если это ни к чему не привело???» Конкретно здесь — раздражает экскурсия по маршруту Хмарьевск-Степь-Хмарьевск. Потому что сразу назад. Да и бегство в Степь слабо обосновано. Правда, больше иаких эпизодов в дальнейшем не возникает – и это хорошо. Да и неперумовский объём смягчает ситуацию.

Боевой ПАФОСЪ тоже очень похож на перумовский. Плюс это или минус, сказать сложно. ЦА должно понравиться.

В конце третьей части книги в сюжете таки появляется неожиданность, что немного спасает его от банальности и придаёт драматичности. Но постойте: перепутали (так в тексте) кого-то С ДОЧЕРЬЮ БОССА??? Это как?! Рояли иногда робко выглядывают из кустов. В целом, в сюжете есть «полный комплект»: любовь, дружба, предательство, финальный босс… Комплект, правда, чисто развлекательный. Морально-этическая сторона книга проста как три рубля – Хаос – это плохо, Равновесие – это хорошо. Герои – не картонные, но и не очень запоминающиеся, если честно.

Что понравилось: ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ язык описаний (правда, не везде; кое-где они скупы. И ещё по описаниям — я так думаю, что их лучше по возможности давать через ощущения ГГ, это добавляет сопереживания). Очень хорошие метафоры, аллегории и т. д. Любопытные мелкие детали: извечные комары Хмарьевска, завод клиц-клоков в Степи как источник богатства нуворишей, бронзовый человек... Понравился Аррет (ну я вообще постапокалипсис уважаю). Также доставляют регулярные отсылки. Несколько раз я смеялся — а рассмешить меня — не самая простая задача, вообще говоря. Любопытные рассуждения (о Новом Годе, о Герое и Смерти как его цели) — присутствуют.

Итого: роман вышел неплохой, но не шедевр. Судя по рассказам автора, он может лучше — Le general hiver, Корни, Снежинка Inc., Винтерпанк: Заклинатели снега, Re:generation of Ulysses — имхо шикарнейшие вещи (это из того, что я читал).

Оценка : 8
«Семь мгновений Ефима Зильбермана»
–  [ 7 ]  +

Lilian, 13 февраля 2019 г. в 11:24

Затейливое кружево, рисующее со стороны жизнь лирического героя — изобретателя, одиночки, гения. Жизнь трагическую, но неординарную. Семь мгновений, семь рассказчиков и точек зрения.

Красиво получилось. И удивительно правдоподобно.

Оценка : 8
«Город чёрного снега»
–  [ 7 ]  +

Buhrun, 06 февраля 2019 г. в 20:14

Роскошная и корявая повесть, наживо спаянная из трех рассказов.

Барочный слог, завитки и тентакли, уголь и пороховой загар, клешни и табачный стон.

Ничего не поняли?

Здесь так принято.

В Яр-Инфернополисе правит декаданс и черный кокаин с нотками яда.

Некрократия, футбол оторванной головой, посттравматический синдром готического спецназа, святые шлюхи под лауданумом, местные Иван Грозный мутирует в Петра Великого, оставаясь Владом Цепешем.

Такой текст нельзя воспринимать вне контекста, а тот — жгучий и шевелящийся перегной всего, что смотрели, курили в чатах, щупали в мечтах несколько озабоченных литературой и собственным эго творцов. Криэйторы, сами помните.

Строго рекомендуется любителя словесного дамаска и тем, кто плачет, что на Родине нет своего Мьевилля.

Оценка : 8
«Крупеничка»
–  [ 7 ]  +

Sawwin, 25 января 2018 г. в 22:32

Вот, наконец, рассказ, который можно прочесть с удовольствием. Некоторым недостатком является стиль рожно с обязательной инверсией фразы, но рассказ так мал, что инверсия в глаза не бросается. Хорошо сделано постепенное наращивание жути, от которой девочка отбивается разными способами, вместо того, чтобы сразу применить самое сильное средство. Тут уже ничего не поделаешь, традиции народного ужастика непреклонны.

Рассказы такого рода происходят от быличек и устных ужастиков. Главным недостатком такого рода историй оказывается отсутствие внятной концовки. Но Сергей Игнатьев сумел вывернуться и сделал концовку, которая объединила рассказ в единое целое, за что оценка повышена ещё на один балл.

Оценка : 8
«Lux aeterna»
–  [ 5 ]  +

Anatoly78, 17 мая 2018 г. в 11:48

Очень интересный рассказ. В малом произведении сразу три точки зрения и взаимоотношение людей. Все тонкими штрихами, но очень точно и в нужном объеме.

Оценка : 8
«Мельница для специй»
–  [ 5 ]  +

Dobkachleo, 16 сентября 2014 г. в 09:41

«Техника обольщения»

Мини-рецензия на «Мельницу для специй» Сергея Игнатьева и Натальи Фединой

Казалось бы, что может быть интересного в описании готовки? Рутинная нарезка, жарка, приправка специями… Авторы находят лазейку. И потому на кухне две женщины, молодая и не очень.

Рассказ разделён на семь историй, посвящённых тому или иному продукту. Каждая история имеет свой цвет. Кое-где — весьма спорный выбор, но этакий цветик-семицветик — интересная находка. Истории рассказывает свекровь (если я правильно понял родственные отношения между персонажами). Они коротенькие, но яркие. Не раз и не два речь заходит о страсти. Метафора: еда — это страсть. Но на них истории не обрываются: в «реальном» времени продолжается готовка.

Финал удивил и порадовал. Жуткий, но сильный. И вполне закономерный для такой антологии. В общем, мне понравилось.

Оценка : 8
«Тотопка.temp»
–  [ 4 ]  +

Buhrun, 22 января 2019 г. в 14:16

Бросай ты, Сережа, глупости всякие.

Жаждет душа твоя говорить о человеках, ну, к чему тебе фантастика, особенно, если фантдопом пользуешься ты небрежно, служит он скорее подпоркой твоему лирическому замыслу, а писать ты хочешь про:

— детство и его корни

— родню и сложные извивы отношений с тех, с кем мы связаны кровно, а не бытийно

— повседневность и маркеры городского одиночества

— судьбы и столкновения

— всепобеждающую силу чувства

Хороший рассказ, которому фантастика помогает чуть-чуть, а можно и вовсе без нее.

ЗЫ: хорошо, что ты помнишь свои детские игрушки, они платят тебе тем же.

Оценка : 8
«Прабабушка»
–  [ 3 ]  +

bbg, 01 июня 2019 г. в 15:16

Удачно выбрана композиция — назад в прошлое по предметам, постепенно раскрывая и характеры, и способности. Поначалу меня текст не впечатлял. Я видел квалификацию автора, я оценил умение располагать слова и не писать слов лишних. Это, на самом деле, очень важное умение, потому что многие блестящие идеи в словах тонут, лишние слова их душат, лишают силы. Правда, использование английского языка заставило поморщиться.

Третий эпизод меня уже продрал. Я вообще человек сентиментальный, хотя и злобный, и сам эпизод с мальчишкой из Гитлерюгенда, по здравому размышлению, ординарный, подобных в литературах не счесть, ударил в нужную точку. Я его даже перечитал дважды.

Оценка : 8
«Психея»
–  [ 3 ]  +

Buhrun, 22 января 2019 г. в 14:12

Влажные подростковые грезы.

На этом можно было бы закрыть отзыв, но рассказ заведомо больше и многогранней.

Здесь и магия каждой личности, и умение открываться, и бесшабашная самотреченность юности, и пьянки, дым коромыслом, вызываю кошмар на себя.

Но главное — это лиричный и легких текст о страданиях юного Вертера, принявшего свою природу, но еще не научившегося подавать ее другим.

Необычность — не дар, а работа.

Оценка : 8
«Время беглецов»
–  [ 3 ]  +

Buhrun, 22 января 2019 г. в 14:08

Когда автор фанатеет за эпоху и при этом умеет словами передать ее тактильность, что веришь всем этим запахам и прикосновениям к коже, это подкупает.

Здесь простая и горькая история: дерзкому вольноопределяющемуся ставят боевую задачу: вместе с профессором отбить у красных некий агрегат — машину, чья ценность для всего Белого движения крайне велика. Дальнейший ход сюжета не столь уж банален и содержит некоторые вотэтоповороты.

От души не понравились лишь манифесты, которые автор вложил в уста героев, они мало общаются просто, скорее декламируют, рубят глаголом.

Финал тоже оставляет привкус недоумения, хотя центральная идея русофила Игнатьева считывается без малейших сложностей.

Оценка : 8
«Цепочка»
–  [ 3 ]  +

Buhrun, 22 января 2019 г. в 09:05

Это не рассказ — отсеченная ветвь эпохи, гадание по годовым кольцам

Это не история — скорострельная исповедь людей-шестеренок

Это не драма — бытовые подробности и язык настолько близки и понятны, что в пору только вздохнуть и выпить

Это не плоско — даже если не жил в 90-ые, но нюхал Россию, эти запахи неистребимы

Это не сложно — любой может примерить на себя погоны героев

Это цепочка, звено к звену

Это наша Родина

Оценка : 8
«Москва — Атлантида»
–  [ 3 ]  +

Buhrun, 21 января 2019 г. в 21:26

Игнатьева практически никогда не подводит чувство языка, стиль кипит в его крови, бурлит и бьет в голову честным сорокоградусным молотом, а вот чувство меры порой Сергею изменяет.

Альтернативный мир, в котором люди прекрасно сосуществуют с легендариумом Лавкрафта. Юный спецагент отправляется на поиски девушки, в которую давно влюблен. Она — дочь таинственного изобретателя и мечтает об Атлантиде. Всем известно, что оттуда нет возврата.

В рассказе хорошо все, чем славна проза Игнатьев:

Вкус, запах и цвет

Барочно-роскошные описания всего

Искусно измышленный мир

Легкость повествования

Сочные детали и быт

В рассказе дурно:

Все действие где-то за кадром, нас знакомят лишь с перемещением героя и последствиями чужих выборов

Смазана развязка, но есть явный финал

Для фанатов Колодана и немного Лазарчука

Оценка : 8
«Москва — Атлантида»
–  [ 3 ]  +

mizantrop86, 03 августа 2013 г. в 17:25

Рассказ хорош, но мог бы быть лучше.

Мне лично не хватило конфликтов. Герой плывёт по течению. Я подозреваю, что автор пытался создать ощущение, будто героя тащат куда-то Высшие Силы. Но всё-таки, как мне кажется, было бы интереснее, если бы герой принимал решения сам, хоть иногда.

Ещё есть вопросы к терминологии: откуда англоязычные термины в лексиконе советских людей? А словечко «Мифы»? Сразу представляется Ктулху, вылезающий из моря со словами: «Привет, я Ктулху, персонаж Мифов Ктулху!»

Эстетики дизельпанка в рассказе толком не усмотрел.

Язык, как всегда у Игнатьева, отличный.

В целом получилась вещь строго под настроение.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх