Борис Стругацкий отзывы

Все отзывы на произведения Бориса Стругацкого



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 165

  Страницы:  1  2 [3] 4 

«Трудно быть богом»
–  [ 3 ]  +

artem-sailer, 18 февраля 2021 г. в 16:53

Большая часть статьи Бориса Стругацкого посвящена социально-политическим изменениям, во время которых была написана повесть «Трудно быть богом». Как известно, изначально произведение должно было быть приключенческим и даже романтическим — с пьяными гвардейцами, весёлыми потасовками (без жертв, разумеется), мятежными принцами и прочими тремя мушкетёрами. Однако время было непростое, 1963 год, конец оттепели, наметились заморозки, которые привели, как оказалось, к глубокой идейной заморозке. Хрущёва снимут через год, но пока ещё допускалась некоторая вольница, за которую, впрочем, могли и взгреть. В общем, странное время. Противоречивое настолько, что АБС полностью пересмотрели идейную суть своего произведения и написали острую социально-политическую повесть.

Да уж, сегодня ТББ уже и не кажется таким уж острым произведением, а опасения авторов могут вызвать недоумение. Такая вот ирония судьбы: в книге много внимания уделяется изменениям моральных ценностей человека с течением времени, с развитием цивилизации. Так же меняется и восприятие этой повести.

Оценка : 9
«Путь на Амальтею»
–  [ 3 ]  +

artem-sailer, 30 января 2021 г. в 19:07

И вновь любопытная история — на сей раз история написания повести «Путь на Амальтею».

По задумкам повесть должна была называться «Страшная большая планета». В процессе работы упоминается — «С грузом прибыл» (фраза вошла в рапорт Быкова на последних строчках).

В воспоминаниях БНС сетует на то, что изначальный текст не сохранился, а ведь как интересно было бы прочитать его сегодня! Космические пираты, готовившие нападение на Советские республики, бои в открытом пространстве, а главные герои должны были погибнуть... Впрочем, это — лишь интереса ради. Ведь конечный вариант под названием «Путь на Амальтею» — куда как лучше, позитивнее, жизнеутверждающий он.

Оценка : 9
«Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 23 сентября 2020 г. в 15:59

Этот роман понравился может и не так, как, например, «Волны гасят ветер», но гораздо больше, чем «Град обреченный». Читается «Поиск предназначения» легко, построен он мастерски, «ружья», на которые поначалу и не обращаешь особого внимания, вдруг выстреливают, роман имеет продуманную, логичную и оригинальную сюжетную структуру. К минусам можно отнести типичный для Стругацких негативизм — неприукрашенную грязную правду, характерную для их «не-полуденных» произведений.

Первая часть — биография главного героя, начавшаяся с блокадного ленинградского детства. Герой подозрительно часто избегал смерти там, где, казалось бы, должен был погибнуть. Мистика это или просто случайность — не знает и он сам, ведь многие могут вспомнить подобные счастливые случаи.

Вторая часть — о взаимоотношениях героя и его друзей с органами госбезопасности. Герои романа — советские интеллигенты, живущие в знакомой Стругацким среде. Они читают самиздат, в том числе и запрещённый, что-то пишут сами, ведут крамольные беседы о власти и обществе. На момент написания романа Борис Стругацкий уже мог называть все вещи своими именами, не вуалируя их метафорами.

Третья часть — советские «Секретные Материалы». В ней сотрудник секретного отдела КГБ, занимающийся паранормальными явлениями, подтверждает, что происходящее с главным героем — не просто совпадение.

Четвёртая, последняя часть — недалёкое будущее на момент создания романа. Будущее мрачное и беспощадное, как сам слепой Рок. Кроме не нуждающейся в понимании мистики здесь появляются и элементы научной фантастики. В финале романа нам открывается «некрасивая тайна».

Оценка : 8
«Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 28 июня 2020 г. в 12:09

Экзотическое чтиво. Магия чего-то невообразимо существенного, значимого, недостижимо мудрого и — в то же время — увлекательного, динамичного, хлёсткого и резкого. Интеллектуальное чтиво с увлекательностью бульварной книжонки.

Увы и ах. Именно — экзотическое. Неизбывных истин не уж и так много: «Волга впадает в Каспийское море», «яблоки с яблони падают вертикально вниз», «Стругацкие — эталон твёрдой НФ», и т.п. И ежели на первые две пока никто не покушался, то, вот, третью — пытаются ниспровергать с пьедестала многие. Что — весьма печально. Ибо — поскольку книжки Стругацких не изменились, остались в первозданной прелести — то, стало быть, паталогически меняется сама аудитория читающих оные книжки.

И выбор твой, уважаемый потенциальный читатель — в данном конкретном случае — весьма прост. Ежели от словосочетаний «Улитка на склоне», «Трудно быть богом», «Град обречённый» у тебя в сердце чего-то там ёкает, то — вот она твоя книжка, читай смело, не пожалеешь. Ежели НЕ ёкает (но — читал ранее), то — проходи себе мимо, уважаемый, ты — НЕ потенциальный. А вот ежели ты вообще пока НЕ ПРИКОСНУЛСЯ, то... — не буду настаивать, вполне может быть, что желательно начать с чего-то более традиционного, так сказать. С того же «Града...», например

Оценка : 7
«Мыслит ли человек?»
–  [ 3 ]  +

mputnik, 11 августа 2019 г. в 22:35

Ну да, ну да, ну да... Всего понемножку: иронии, философии, грусти от осознания принципиальной непознаваемости некоторых истин, раздражения от бесполезности некоторых дискуссий, неловкости от неуместности некоторых умозаключений — получился вот такой своеобразный компот, нечто довольно тривиальное по форме и вполне узнаваемое по «букету ассоциаций».

Но... как ни странно — вполне даже себе уместно. На удивление. И — даже оскомины не возникло.

Стиль. Слог. Чувство меры. Вполне

Оценка : 6
«Мыслит ли человек?»
–  [ 3 ]  +

wertuoz, 31 октября 2018 г. в 09:24

На самом деле рассказ показался мне довольно едкой иронией над образом, да и вообще над человеческим видом, над способностью мыслить, над возможностями, в которых человек ограничен и будет ограничен всегда. Довольно популярная парадигма: «человек — это чье-то искусственное изобретение», как нельзя лучше подходит для критики человеческих пороков и созданного образа превосходства над остальными. Да, это уже не философия позитивного антропогенеза, не дарвинизм, это что-то обратное — ироничное, сатирическое, высмеивающее.

А мыслит ли человек, и способен ли он на то многое, на что были способны его так называемые создатели? На ум приходит только мыши Дугласа Адамса, которые создали людей, дабы ответить на самый главный вопрос о вселенной, жизни и вообще всём. Но если у Адамса — это был этакий юмор из разряда разрушения завышенных ожиданий, то у Бориса Стругацкого получилось что-то еще более критическое, что-то, что бьет по самым больным местам человеческой несовершенности.

Оценка : 7
«На исходе ночи»
–  [ 3 ]  +

Клован, 25 декабря 2017 г. в 14:08

Думаю, не страшно в отзыве к киносценарию больше говорить о фильме, который был снят, чем о книге.

Это вариант сценария фильма «Письма мёртвого человека». Очень хорошо, что этот вариант практически не использовали ― фильм намного жестче и страшнее.

Сюжет фильма прост. Некий скорее всего американский город в первые дни после ядерной бомбардировки. В убежище под развалинами музея скрываются бывшие сотрудники. Туда же приходит из центрального бункера муж одной из работниц ― нобелевский лауреат Ларсен в великолепном исполнении Ролана Быкова. Ларсен сошел с ума, как, впрочем, и все остальные. Он уверен, что это не всеобщая война, а лишь локальный взрыв на военной базе под городом и неустанно ищет этому доказательства. С этой надеждой, что погиб не весь мир, а только их город, он и умирает, но передаёт её приютским детям, которых не взяли в бункер, а бросили умирать на поверхности.

«На исходе ночи» гораздо более позитивна. Там дело происходит на острове с военной базой. Ларсен ― всего лишь программист с базы. И там, действительно, взрыв происходит на самой базе, но некие «злые силы» хотят раздуть из этого случая уже всеобщую войну. Ларсен, объединившись с таинственными спецслужбами, добывает доказательства случайности уничтожения города на острове и отправляет их на «большую землю». Дети, в фильме уходящие во мглу, в книге выходят на берег, где их встречают кареты «скорой помощи» Красного креста, а Ларсена вывозят на вертолёте и он наконец видит голубое небо.

Нет, фильм по такому сценарию был бы пустышкой, хорошо, что его почти полностью отвергли. «Письма мёртвого человека» показывает весь ужас безнадёжности, когда видишь и знаешь, что это конец, что человечество погибло и сходишь с ума, пытаясь уверить себя и других, что нет, не всё потеряно, что есть ещё какая-то надежда, что пусть здесь всё погибло, но где-то там, за горизонтом, всё по-прежнему. Вот она ― настоящая постапокалиптика, а не причёсанные картинки множества «а-ля-фаллаут» фильмов. Именно такая она, ядерная зимушка-зима, а не героика «Терминатора», не гонки «Безумного Макса» — грязно-жёлтая картинка, измождённые грязные люди, давящий свист вечной метели, кошмарные изломанные пейзажи.

Оценка : 7
«Прогноз»
–  [ 3 ]  +

Прокопий Антемий, 12 марта 2017 г. в 14:10

Интервью не понравилось. Журналистка все время допытывалась: «Вы оптимисты? А почему вы до сих пор оптимисты?», давала какие-то совершенно дурацкие комментарии, упорно навязывала читателю свое мнение о творчестве Стругацких (например, что лучшими у них выходили только антиутопии).

Вообще, творчеству тут уделено меньше места, чем общественно-политическим вопросам. Спору нет, в 1989 году рассуждения о перестройке, гласности, съезде, Лукьянове и т.д казались важными, но сейчас читать про все это без улыбки уже невозможно.

Оценка : 3
«Без повязки»
–  [ 3 ]  +

lubar, 02 июня 2010 г. в 12:15

Та часть рассказа, которая нам досталась по большому счету не фантастическая. Скорее рассказ про слом рабовладельческого строя. С другой стороны рассказ про человека, который полу добровольно лишил себя зрения. И может так интереснее, что рассказа не окончен. Потому что название дает ключик к бесконечной фантазии о том, как главный герой будет изучать мир Острова и что он увидит, когда решится сорвать повязку.

Оценка : 7
«Комментарии к пройденному»
–  [ 3 ]  +

Unicorn, 22 августа 2009 г. в 22:21

Мне было крайне интересно прочитать об истории создания большинства произведений Стругацких. Эти истории помогают взглянуть на прочитанные произведения с другой стороны... ну и в принципе, очень познавательно погрузиться в тот мир цензуры, с которым, дай Бог, никогда не случиться познакомиться в реальной жизни.

Оценка : 9
«Звездолёт «Астра-12»
–  [ 3 ]  +

sham, 11 февраля 2009 г. в 19:25

оч. жаль, что в роман не вошла сцена встречи прилетевших... очень сильно описаны герои и их самопожертование...

Оценка : 7
«Бессильные мира сего»
–  [ 3 ]  +

ADIA, 14 мая 2006 г. в 21:35

Зрелость автора чувствуется, несомненно. Только вот кажется, что Борис Натанович уже вообще ни во что не верит. После ПП роман произвел менее сильное впечатление, чем мог бы, но все равно — гениально.

Оценка : 10
«Затерянный в толпе»
–  [ 2 ]  +

Тимолеонт, 15 октября 2022 г. в 17:08

Многие предположения авторов здесь невероятны, как ни изворачивайся с теорией вероятности, но гипотетическое фантастическое допущение получилось интересным, а рассказ интересно-парадоксальным и неглупым. Почти семьдесят лет прошло, а исследование человеческого мозга хоть и продвинулось, но не так серьёзно, как можно надеяться.

«Мыслит ли человек?»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 16 мая 2021 г. в 11:33

Небольшой юмористический рассказ-пародия на произведения Ильи Варшавского. Так как с творчеством Варшавского я почти незнаком, рассказ мне показался очень схожим со многими вещами Станислава Лема: излюбленная лемовская форма научной дискуссии, кибернетика и самый главный вопрос о существовании человека, его предназначении.

Написано легко, с приятным юмором, побуждает ум к разминке.

В обсуждении тут многие пишут о глубоких философских смыслах, однако я бы не стал заходить так далеко — всё ж, рассказ юмористический, вряд ли автор рассчитывал на что-то большее.

Оценка : 7
«Год Тридцать Седьмой»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 16 мая 2021 г. в 10:14

И ещё одна проба пера молодого автора, ставшего впоследствии классиком отечественной фантастики. На этот раз проба пера в жанре исторической прозы: 37-й год, репрессии, война в Испании...

Как тут уже писали ранее, что-либо новое из рассказа почерпнуть вряд ли получится. Но написано хорошо, психологизм прописан очень глубоко и чётко. Стиль явно хэмингуэйвский, в части испанских подробностей источник вдохновения угадывается. В общем, я бы сказал так: этакая «Пятая колонна» по-советски.

Оценка : 8
«Затерянный в толпе»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 15 мая 2021 г. в 14:11

Вполне обычная для ранних Стругацких твёрдая научная фантастика с железобетонным обоснованием, однако меня рассказ впечатлил несколько другим своим аспектом — необычным для авторов (в данном случае — для Бориса Натановича) лиризмом.

Я только начал знакомиться с сольным творчеством младшего из знаменитейших братьев и, если честно, был немного удивлён этими вот последними строками рассказа, в которых с неизмеримой, очень такой человеческой грустью или даже тоской рассказывается о дальнейшей судьбе несчастного человека, оказавшегося не в своём теле не в своё время. Или, быть может, даже не в своём мире. После жёсткого, я бы даже сказал — жестокого, а местами и циничного «Дьявола среди людей» АНС читать такое несколько удивительно и, безусловно, приятно.

Понятно, конечно, что сравниваю несравнимое: ведь речь идёт о двух произведениях из разных эпох, разнесённых тремя десятками лет по времени и головокружительной эволюцией мировоззрения. Да и в конце концов, как ни крути, авторы у этих двух произведений разные, а у позднего БНС, насколько знаю из отзывов, цинизма и постперестроечной кутерьмы тоже хватает, однако в данный конкретно взятый момент рассказ для меня сыграл именно на контрасте. Сыграл в положительную сторону.

Да и вообще, сейчас вот попытался припомнить в целом у АБС какое-либо произведение, которое заканчивалось бы вот так, словами в духе «а он всё смотрел с грустью вдаль», и ничего на ум не пришло. Так что, можно констатировать, что рассказ и в самом деле для Стругацких необычный.

М-да, отзыв получился какой-то не особо информативный, не столько предметный — о самом произведении, сколько сравнительный. Поэтому прибавлю, что вообще-то рассказ понравился, рекомендую широкому кругу читателей.

Оценка : 9
«За миллиард лет до конца света»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 08 апреля 2021 г. в 22:57

Как известно, повесть была написана в непростой для Бориса Стругацкого период — в ту пору ему пришлось столкнуться с органами госбезопасности. К счастью, лишь в качестве свидетеля. Однако этих впечатлений было вполне достаточно, чтобы атмосфера повести оказалась окрашена в безрадостные тона. Безысходность в столкновении с могучей машиной, имеющей свои цели и методы. С системой, отражение которой, по мнению БНС, читатель и видит в образе Гомеостатического Мироздания.

Но как я уже писал в отзыве на саму повесть, мне такая аналогия не кажется столь уж очевидной. На мой взгляд, авторы задают планку повыше, всё же гораздо более привлекательна прямая трактовка произведения — о силах самой Природы.

Точка зрения, разумеется, спорная, вовсе не претендую на стопроцентную правоту.

Однако книги АБС, как известно, многослойны, неоднозначны, что и открывает широкий простор для толкований.

Оценка : 8
«Второе нашествие марсиан»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 27 марта 2021 г. в 21:27

Ну вот, собственно, что и требовалось доказать: час назад в отзыве на саму повесть я задавался вопросом о том, что читателю нелегко принять ту или иную сторону представленного в произведении конфликта, обращал внимание, что мнения в отзывах разошлись, причём — зачастую высказываются диаметрально противоположные точки зрения. И вот — в книге воспоминаний Борис Стругацкий пишет, что и сами авторы не смогли ответить на этот вопрос.

Правда, сам вопрос Борис Натанович ставит несколько по-иному: можно ли применять такие понятия, как цель, смысл, честь, ко всему человечеству с целом? Оговаривается, что по отношению к отдельно взятому человеку всё понятно и уже тысячу раз озвучено и отвечено. А вот — если взять человечество, а может быть, даже всю Вселенную, как ответить на такой вопрос?

И с грустью признаёт, что не знает ответа, и писатели АБС не знали. А может, и не с грустью он это признаёт, а с хитрой, но доброй улыбкой: мол, ребята, подумайте на досуге, не зря ж мы это всё писали. В качестве домашнего задания — пораскиньте мозгами, попробуйте себе представить...

Оценка : 8
«Понедельник начинается в субботу»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 17 марта 2021 г. в 20:56

В этой статье Борис Стругацкий вспоминает о том, как была написана эта замечательная повесть.

Легко угадывается, что очень многие эпизоды и целые сцены были заимствованы авторами из реальной жизни, благо, опыт позволял. Ведь Борис Стругацкий всю жизнь проработал в Пулковской обсерватории. А у Аркадия было много знакомых из среды учёных.

Название повести впервые прозвучало в своеобразной шутке одной из коллег Бориса Натановича. Правда, смысл фразы тогда воспринимался диаметрально противоположно — в том плане, что нет в нашей жизни никакого просвета, а серые будни начинаются сразу за предыдущими буднями, мол, никаких праздников, никаких выходных вам! Смысл же книги, наоборот, в том, что работа — это и есть настоящий праздник, а выходные придуманы бездельниками.

Дальше спойлерить не буду — рекомендую лучше самим почитать.

Оценка : 9
«Извне»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 13 марта 2021 г. в 11:51

Прочитав рассказ «Извне», я решил ознакомиться с историей его создания в книге воспоминаний Бориса Стругацкого.

На самом деле, рассказ сразу кажется чем-то незаконченным. Собственно, так оно и есть — ведь он является ядром написанной впоследствии повести «Извне», а сам назывался «Пришельцы».

Идея, лёгшая в основу произведения, родилась у Бориса Стругацкого во время археологической экспедиции в Таджикистан. Тамошние дикие и прекрасные места произвели на него впечатление, с которым читатель может познакомиться на страницах рассказа или повести.

«Извне» — одно из самых первых состоявшихся произведений знаменитых авторов. И первое опубликованное, кстати. Обычно говорят, что текст сыроват, сюжет провисает и всё такое. А я бы не стал делать таких выводов. Произведение очень понравилось, на мой взгляд, вполне гармонично. Упор сделан на научно-фантастическую составляющую, что характерно для ранних АБС. Возможно, по этой причине многим читателям и не по душе. На вкус и цвет товарищей нет, моя же оценка: классный рассказ и классная повесть.

Оценка : 9
«Экипаж «Хиуса»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 09 марта 2021 г. в 22:09

Вот ещё один фрагмент, в котором никак не угадывается будущая «Страна багровых туч». В общем-то, если б не знал, что это черновой вариант одной из глав, то подумал бы, что это — написанная забавы ради зарисовка из жизни студентов, скажем, на практике: общежитие, разнузданные весёлости, но всё в рамках, никаких излишеств, всё строго, по-комсомольски. Бросилась в глаза тема алкоголя, словно бы не к месту всё это. Межпланетники из СБТ были, помнится, куда как скромнее по части выпивки. Межпланетники, знаете ли, себя так не ведут.

В общем, любопытный отрывок, читается с усмешкой, интересно было познакомиться с черновиком знаменитого произведения.

Оценка : 7
«Волны гасят ветер»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 02 марта 2021 г. в 22:55

В «Комментариях к пройденному» Борис Стругацкий пишет о том, что по изначальной задумке, в «Волнах» должно было однозначно указываться на то, что Странники всё же ведут прогрессорскую деятельность на Земле. Однако в процессе написания АБС отказались от такой идеи. Оставили лишь ложные намёки на подобный оборот, сюжетный ход стал отвлекающим манёвром.

По всей видимости, очень уж соблазнительным было раскрыть тему Странников, дать ей красивое оформление, логическое завершение. Но в итоге всё свелось к люденам, в которых, впрочем, БНС и видит некое воплощение Странников. Не особо подробно озвучен вот этот вот момент. Хотя, наверно, это даже к лучшему — оставляет простор для фантазии. Да и не обязан автор давать все смыслы в послесловии, в комментариях.

Оценка : 9
«Попытка к бегству»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 13 февраля 2021 г. в 17:29

Дочитав сегодня повесть «Попытка к бегству», решил ознакомиться и с историей её создания.

Как известно, авторы были высокого мнения (и вполне заслуженно) об этом небольшом произведении. В «Комментариях к пройденному» БНС упоминает о том, что именно с «Попытки» начинаются «настоящие Стругацкие». На самом деле, вполне возможно, что и так: ведь именно здесь читатель впервые видит характерный стиль АБС. В частности, впервые применён хитрый приём, который сам автор называет «отказ от объяснений». Есть ещё несколько причин, почему следует считать «Попытку» новаторским и даже классическим произведением, однако о них я упоминать не буду — гораздо интереснее читать в первоисточнике.

Кстати, в тексте приведена изначальная канва сюжета. И опять, как и в случае с повестью «Путь на Амальтею», у них там должен был быть сплошной экшн: стрелялки, гуманоиды из системы Сириуса, война и много чего ещё. Однако в один момент, как, вероятно, многие знают, написание повести упёрлось в тупик творческого кризиса. Впрочем, ненадолго, уже через несколько часов выход был найден, вот только от изначального варианта осталось не так уж и много...

Оценка : 9
«Шесть спичек»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 05 февраля 2021 г. в 22:26

В «Комментариях к пройденному» Борис Стругацкий отводит рассказу «Шесть спичек» три страницы. Как оказалось, у рассказа богатая история и предыстория.

Началось всё ещё в школьные годы Бориса Стругацкого, когда он был увлечён одной прекрасной особой. Родители девушки работали в Институте мозга. Соответственно, и девушка была в курсе новейших тенденциях в данной области. Особо его заинтересовали результаты исследований воздействия препарата из мексиканского кактуса пейотля на психику человека. Ну, и понеслось... Тут уже и до парапсихологии не далеко.

Идея рассказа неоднократно трансформировалась. В воспоминаниях БНС приводит письма брата, в которых тот в свойственной ему иронической или даже саркастической манере критикует первые попытки реализации замысла.

Интересный материал, рекомендую всем почитателям творчества АБС.

Оценка : 9
«Частные предположения»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 05 февраля 2021 г. в 00:50

В своих ранних рассказах Стругацкие старались придерживаться строго научного русла. Подтверждения этому мы находим в «Комментариях к пройденному» — книге воспоминаний Бориса Натановича.

Вот и этот рассказ основывается на идеях из книги академика В. А. Фока «Теория пространства, времени и тяготения». В параграфе «О парадоксе часов» изложены эти самые частные предположения по поводу некоторых релятивистских эффектов при равноускоренном движении звездолёта на околосветовых скоростях.

Вообще, идея очень интересная и слабо представленная в научной фантастике, обычно наоборот — описывают, что время на космических кораблях замедляется. Так вот, навскидку, даже и не вспомню, чтобы кто-то описывал противоположную ситуацию.

Насколько это всё научно, лично я затрудняюсь сказать. Однако сюжет получился очень интересный и оригинальный, этого у рассказа не отнять.

Оценка : 8
«Страна багровых туч»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 29 января 2021 г. в 19:37

История написания повести «Страна багровых туч» — весьма поучительна. Сдобренная узнаваемый юмором, рассказывает не только о первом опыте совместной работы, но и вообще — о первом опыте писателей. Любопытно было узнать о творческих ориентирах, о предпосылках, от которых отталкивались АБС. Оказывается, уже в те годы появилась формула «Чудо-тайна-достоверность», развитие которой впоследствии определило общий вектор творчества писателей. АНС рассуждает о смешении стилей и призывает брата не бояться экспериментов в этом направлении, БНС (как он сам утверждает) на первых порах не особо расторопен и далеко не трудолюбив. Ну и разумеется, столкновение с издательской бюрократией, а также хроническая нелюбовь к своему первому творению — обо всём этом можно узнать из воспоминаний о создании «Страны багровых туч».

Оценка : 9
«[Вступление]»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 29 января 2021 г. в 18:08

Вступление к сборнику автобиографических материалов «Комментарии к пройденному» очень живо напомнило первую главу романа «Хромая судьба». Так и представляется, как «Борис Натанович Сорокин» кряхтя перебирает черновики давно минувших дней, пытается разобраться, что там к чему. В ХС — кресло с человеческой развалиной, в «Комментариях» — пилот, лишённый алкоголя. Ярко, характерно, вкусно!

БНС пишет, что «Комментарии», вероятно, не всем будут интересны. Может, и так, но помнится, когда я нарвался на них в интернете, провалился в текст с головой. Мой начальник, помнится, ходил вокруг и недоумевал, почему за тот день я ничего не сделал в плане служебных обязанностей.

Оценка : 9
«Затерянный в толпе»
–  [ 2 ]  +

wertuoz, 03 ноября 2018 г. в 23:31

Необычное произведение про исследование памяти и ее метаморфоз. По сути это история о человеке (человеке ли), который вдруг оказался в чужом теле, чужом времени и чужом мире. Тема произведения чем-то напоминает Лавкрафта и его гениальный цикл снов, где его персонажи умели переносить свой разум на чудовищные расстояния, забредать в какие-то немыслимые глубины и познавать чуждые никому не известные миры, так и тут. Но только теперь это взгляд со стороны, со стороны очевидцев, которым этот необычный человек кажется странным, даже психически больным. И только в финале произведения некоторые начинают понимать и догадываться о том, кто перед ними, но в каком-то смысле становится уже поздно.

Оценка : 7
«Несколько слов об Илье Иосифовиче Варшавском»
–  [ 2 ]  +

Стронций 88, 25 августа 2018 г. в 17:26

Короткая статья-предисловие к сборнику «Сюжет для романа», в котором я, собственно, впервые и познакомился с творчеством Ильи Варшавского. Статья короткая, но и любовь, и высочайшее уважение к Варшавскому в ней чувствуется, и чувствуется, что эмоции эти искренние, настоящие. А главное, я как всегда читал предисловие после самого сборника, и поэтому могу засвидетельствовать, что всё сказанное Борисом Стругацким о творчестве автора – правда полная. Его рассказы действительно самобытные, и среди них действительно нет слабых; из семнадцати рассказов сборника, пожалуй, только одна повесть «Инспектор отдела полезных ископаемых» показалась мне бледноватой, не плохой, а вот именно одной из многих – остальные же были оригинальными, были как на подбор уровня, по-моему, выше среднего, а некоторые гораздо, гораздо выше. И я действительно не припомню среди советских и современных авторов чего-то похожего, близкого по лёгкости, остроумию и мастерству (в том числе и мастерству тонкого психолога). Видимо, правда, такие авторы появляются очень редко. И в прекрасные человеческие качества от этого тоже очень верится… И от оного ещё грустнее, что с его уходом исчез не просто прекрасный самобытный автор, но и замечательный человек. А уж Мастер… Если уж Борис Стругацкий так искренне (а это чувствуется) называет его Мастером, то с этим просто невозможно не согласиться, как со знатоком. Хотя и без оценки признанного мэтра, вот и душой чувствуешь, и разумом понимаешь, что Варшавский – Мастер.

Оценка : 7
«Комментарии к пройденному»
–  [ 2 ]  +

steam_motor, 12 июля 2016 г. в 08:52

В «Комментариях к пройденному» Борис Стругацкий щедро делится подробностями «кухни», на которой создавались произведения братьев-фантастов. После прочтения этой книги в голове возникает множество творческих идей. Поневоле начинаешь мыслить сюжетами, как будто тоже являешься фантастом. Безусловно, самая желанная книга всех поклонников творчества братьев Стругацких.

Оценка : 9
«Невесёлые разговоры о невозможном»
–  [ 2 ]  +

drogozin, 08 августа 2010 г. в 08:04

Занятная переписка. Очень приятно видеть, что Борис Натанович по-прежнему свеж и остр, как умом, так и словом. Обсуждаемая тема очень непроста и по-своему правы оба «оппонента». Хотя по-настоящему спорить явно очень мешает очевидный пиетет Алфёровой перед мэтром.

Оценка : 6
«Мыслит ли человек?»
–  [ 2 ]  +

morbo, 15 июля 2010 г. в 21:00

А чем мышление отличается от обработки информации? Как можно вообще их отличить друг от друга? Можно конечно ввести критерий минимальной сложности аппарата обработки информации, которая отличает обработку информации от мышления. Что-то вроде: мышлением обладают устройства обработки информации, обладающие количеством конечных состояний не менее 2^x. А если вдруг этот аппарат способен принимать только 2^x-1 состояний, то он уже не способен к мышлению 8-) Ну не глупость ли? Чёткой границы между мышлением и просто обработкой информации конечно нет :-[

Оценка : 6
«Кто скажет нам, Эвидаттэ?..»
–  [ 1 ]  +

bbg, 07 октября 2022 г. в 17:33

Понятно, что это очень старый рассказ. Да, здесь видны уже начатки стиля, но только начатки. И да, здесь заметна ориентация на технические чудеса, АБС не пришли ещё к выводу, что главное — на Земле. То есть, не в изобретениях и открытиях, а в человеческих взаимоотношениях. Но как иллюстрация литературного роста сей рассказ вполне забавен и полезен.

Оценка : 6
«Мыслит ли человек?»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 07 октября 2022 г. в 17:12

Не могу оценить качество рассказа как пародии, но и объективно, как отдельная история, это весьма качественная и остроумная работа. Люди как своеобразные биороботы, чья практическая и научная степень находится под большим сомнением — моментами вместо персонажей рассказа видишь некоторых героев «Понедельника начинающегося в субботу», распекающего неугодных и незадачливых научных работников, наворотивших всякой фигни. Атмосфера научного коллектива передана прекрасно и правдоподобно.

Оценка : 7
«Кто скажет нам, Эвидаттэ?..»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 07 октября 2022 г. в 16:57

Для меня загадка, почему Стругацкие задвигали некоторые свои очень неплохие работы в стол, недорабатывая их и не давая хода. У цензуры к большинству из них не было бы никаких претензий, да и по силе и потенциалу этот же рассказ гораздо любопытней и перспективней, многих опубликованных авторами работ. В общем, чудны и неисповедимы пути творцом, во всяком случае, я рад, что Б. Стругацкий когда-то открыл доступ к архиву и запасникам братьев-фантастов.

Оценка : 6
«Звездолёт «Астра-12»
–  [ 1 ]  +

Тимолеонт, 25 июля 2022 г. в 15:49

Прекрасная история, но ясно, почему её недопустили в СБТ — совсем другая атмосфера, более мрачная и депрессивная, что ли? Тут надо было или роман почти полностью переписывать, чтобы соответствовать настроению «Астры 12», и я, кстати, не отказался бы прочитать такое, или просто отсечь лишнюю часть. В любом случае, рассказ чуть ли не обязателен к прочтению для всех любителей творчества Стругацких.

Оценка : 8
«Звездолёт «Астра-12»
–  [ 1 ]  +

viktorkka, 24 мая 2022 г. в 21:59

Прекрасный рассказ! Воспринимаю его именно как рассказ, о том же что и СБТ, с теми же (условно) героями, но совершенно о другом. СБТ это уже образцовая фантастика, где главное КАК полететь, КАК испытания пройти, переживания персонажей превращены в героическое мученичество. В «Астре» всё по другому. Главный рефрен — это тема смерти, тема переживаний, но переживаний выраженных не физически, как это было в чистовике, а именно морально. Последний диалог так и вовсе шедевр, абсолютно пессимистичный, «никаких шансов»! И это, как по мне, более взросло, чем беспросветный оптимизм.

Рассказ, конечно, юношеский, со всех сторон. Со стороны взгляда на мир, со стороны наивности многих деталей — да та же шапка ушанка на космонавте. Но как переданы эмоции! Просто невероятно. Алексей тут более живой, Вальцев, в отличие от своего чистового варианта, — взрослый человек, действительно познавший жизнь, образ создаётся трагичный. В чистовике, получился, уж извините, незрелый шут гороховый.

При всей моей любви к предполуденному циклу, если бы Астра стала повестью — я была бы намного счастливие чем сейчас! Рассказ настоятельно рекомендую, до прочтения СБТ, или после, равнодушным он вас не оставит — точно, а потраченного времени будет не жаль.

Оценка : 10
«Вопросы остаются (Интервью с Б. Стругацким)»
–  [ 1 ]  +

artem-sailer, 07 августа 2021 г. в 14:24

Интересное интервью, хотя и не лишённое некоторой идеалистичности. Борис Стругацкий призывает не витать в облаках, однако, как ни крути, рисует перед нами мир утопический — думается мне, что в конце 80-х вопросы Высокой Теории Воспитания мало кого интересовали.

Постулаты одной из центральных тем Истории будущего, написанной в цикле произведений «Полдень, XXII век», Борис Стругацкий пытается применить по отношению к дню сегодняшнему, и это вполне понятно: сытые 70-е показали, что вопрос удовлетворения материальных потребностей человека в основном уже решён, и вместе с тем остро подняли вопрос о приоритете духовных потребностей. Есть колбасу стало в порядке вещей, а вот что делать дальше — никто не знал. Крах старой системы пытались закрыть новым проектом под названием «Перестройка», однако, как мы сейчас знаем, надежды не оправдались.

Оценка : 8
«Публицистика»
–  [ 1 ]  +

artem-sailer, 16 июня 2021 г. в 15:09

Часть «Комментариев к пройденному» — небольшое пояснение к собранию статей, интервью и эссе братьев Стругацких. В статье Борис Натанович представляет читателю выжимку из основных идей, содержащихся в текстах.

В публицистике АБС довольно много творений по теории литературы. Или правильнее будет сказать — по теории фантастики и её месту в так называемой большой литературе. Авторы, разумеется, ревностно болели за фантастику и во многих своих статьях неопровержимо доказывали, что фантастика, прежде всего, конечно, научная и социальная, — это не пасынок настоящий литературы, а наоборот — достойный представитель, равный среди равных. Более того — те преимущества, которые даны фантастике, позволяют выразить идею гораздо ярче, чётче, объёмнее.

Разумеется, если речь идёт о хорошей фантастике, то есть о хорошей, качественной книге.

Оценка : 9
«Возвращение (Из бумаг покойного Антуана Понтине)»
–  [ 1 ]  +

artem-sailer, 15 мая 2021 г. в 22:08

Проба пера начинающего на тот момент автора в жанре мистической прозы. К этому жанру впоследствии Борис Стругацкий не возвращался, и слава богу, что дело закончилось на этом вот эксперименте.

С точки зрения законов жанра рассказ, на мой взгляд, вполне удался. Тот факт, что начинается он практически на полуслове и тем же, в общем-то, заканчивается, без каких бы то ни было разъяснений, читателя смущать не должен. Насколько понимаю, в рамках мистической литературы подобное построение сюжета вполне приемлемо.

Оценка : 7
«Отягощённые злом»
–  [ 1 ]  +

artem-sailer, 25 апреля 2021 г. в 17:43

В «Комментариях к пройденному» Борис Стругацкий рассказывает об исходных данных, из которых появился роман «Отягощённые злом», и признаёт, что произведение получилось очень сложным. Несмотря на то, что авторы считали этот роман одним из лучших, БНС пишет, что роман даже слишком сложный, переусложнённый. И, наверное, самый непопулярный.

А мне подумалось, что эти две характеристики между собой связаны. Не был бы роман так непопулярен, если бы не был он таким перенасыщенным. Каждая из трёх линий книги, взятая отдельно, на мой взгляд, самодостаточна и по содержанию тянет на целую книгу. А вот сведённые под единой обложкой, они друг другу мешают, превращают произведение в этакую мозаику, которая с одной стороны вроде и неплоха, но с другой — слишком уж ярка, ослепляет воображение читателя, отдельные элементы в ней мешают друг другу, а также мешают читателю до конца проникнуться замыслом авторов.

С «Хромой судьбой», например, совсем по-другому: там обе линии дополняют друг друга, очень гармонично сочетаются. Здесь же, как мне показалось, диссонанс. Дочитав роман вчера, до сих пор испытываю смешанные чувства и думаю, что всё же было бы лучше, если бы авторы написали вместо этой книги две или три не связанные между собой. И даже пусть социально-политическая повесть получилась бы спорной и, возможно, не пришлась бы по вкусу, зато история Демиурга, думается, вышла бы очень даже классной!

Поэтому когда лет через ннадцать вновь очередь дойдёт до этой книги, буду читать главы врозь. Неплохая, кстати, идея!

Оценка : 8
«Повесть о дружбе и недружбе»
–  [ 1 ]  +

artem-sailer, 17 апреля 2021 г. в 13:53

В «Комментариях к пройденному» Борис Стругацкий рассказывает об истории написания повести. Изначально сюжет должен был стать основой сценария полнометражного фильма-сказки для юношества. В процессе идея претерпела несколько эволюций и получилось, как пишет БНС, «то, что получилось». Вообще, АБС с пренебрежением относились к этому произведению. В «Комментариях к пройденному» БНС называет повесть «нелюбимым и нежеланным ребёнком», «проходным» произведением.

На самом деле, повесть читается очень даже неплохо, правда, и шедевром её не назовёшь. Одно из очень немногих «ничего так» произведений Стругацких.

Оценка : 9
«Отель “У Погибшего Альпиниста”»
–  [ 1 ]  +

artem-sailer, 30 марта 2021 г. в 22:45

В «Комментариях к пройденному» Борис Стругацкий вспоминает, что очень долгое время АБС хотели написать детектив.

Желание это было спровоцировано несовершенством детективного жанра, которое, по мнению авторов, заключается в двух основным моментах. Во-первых, количество всех известных в жанре мотиваций преступлений в конечном счёте ограничено. Даже в самом хорошем детективе причина преступления тривиальна, ничего нового в этом плане придумать невозможно. Во-вторых, после разъяснений и выявления личности преступника читатель тут же охладевает к произведению — таковы уж издержки жанра.

АБС имели средства к свежему решению обеих этих проблем, и они принялись реализовывать свои идеи. Хотя Борис Стругацкий пишет, что эксперимент, в общем-то, провалился, думается мне, что большинство читателей не согласны с такой оценкой. На мой взгляд, «Отель» получился очень даже интересным произведением. Тут есть и нетривиальная мотивация, и неожиданная концовка, которая переворачивает всё с ног на голову. После того как читатель наконец разобрался в происходящем, детектив трансформируется в фантастику и события развиваются несколько в другой плоскости. Читательский интерес при этом нисколько не пропадает, до последних строк, а подведённая в эпилоге финальная черта заставляет задуматься.

Оценка : 9
«Сказка о Тройке»
–  [ 1 ]  +

artem-sailer, 21 марта 2021 г. в 17:34

В книге воспоминаний Борис Стругацкий больше внимания уделяет не столько истории создания этой повести, сколько нелёгкой судьбе произведения. Изначальный полный вариант «Сказки» ни одно издание не устроил — слишком едко, остро. Поэтому авторы были вынуждены сократить повесть за счёт исключения целого ряда сцен и персонажей. Однако и «Сказку о Тройке-2» долгое время не получалось пристроить, пока окольными путями повесть не попала в журнал «Ангара». Последовал грандиозные скандал, редактора журнала уволили. Вероятно, с этого момента АБС попали в опалу, либо эта ситуация повлекла за собой кризис — ведь в течение 70-х новые произведения авторов не публиковались, а старые переиздавались редко, можно сказать — с неохотой.

Мне так и представляется, как АБС с наивными невинными улыбочками обивали пороги издательств, предлагая им «Сказку», и даже, вероятно, не до конца понимали, что носят они с собой бомбу. Шутки шутками, но ведь в те времена и до состава преступления было не так уж и далеко. Ну и вот, ходили-ходили, предлагали-предлагали, и допредлагались так, что потом их печатать перестали. «Разрекламировали» своё произведение до такой степени, что люди знающие поняли — не стоит с ними связываться. Если же убрать кавычки, то определённая реклама в этом была — насколько знаю, «Сказка» с головой ушла в самиздат. Такое вот двоемыслие: днём редактор с невозмутимым видом отказывал авторам в публикации, а по ночам, саркастически улыбаясь, перепечатывал текст в нескольких экземплярах, чтобы утром раздать хорошо проверенным знакомым.

Оценка : 9
«Импровизатор»
–  [ 1 ]  +

artem-sailer, 12 марта 2021 г. в 22:37

А мне рассказ понравился. Но должен сказать, что это совсем не Стругацкие. Это просто очень интересный и увлекающий рассказ на грани мистики и детектива. Борис Стругацкий пишет, что текст — перевод-плагиат. Ну, что ж, пусть будет так, по крайней мере, автор открыто во всём сознаётся. Не знаю уж, насколько плагиат, однако художественной ценности для читателя это, конечно, не меняет.

Что-то такое в духе Эдгара По или Конан Дойля. Загадка есть, ждёшь разгадки, а получив её, веришь всё же не до конца. Так и подозреваешь: что-то здесь неладно...

Оценка : 8
«Обитаемый остров»
–  [ 1 ]  +

artem-sailer, 23 февраля 2021 г. в 21:51

А мы продолжаем знакомство с воспоминаниями Бориса Натановича Стругацкого. Сегодня у нас — история создания повести «Обитаемый остров».

И вновь авторам пришлось мастерски лавировать между расставленными ловушками — с каждым новым произведением классикам жанра (а в то время — просто выдающимся писателям) необходимо было преодолевать всё более изощрённые испытания, подготовленные для них грозной машиной советской цензуры. Что неудивительно, учитывая, что затрагиваемые ими темы, поднятые на страницах произведений вопросы становились всё острее и даже опаснее.

Хотя авторы и задумывали «Остров» в качестве «бездумного, безмозглого, абсолютно беззубого, резвлеченческого, без единой идеи произведения, о приключениях комсомольца XXII века», на самом деле, как мне кажется, повесть получилась очень даже неоднозначной. Думается мне, что любой более-менее подкованный цензор имел все основания назвать «Остров» сомнительным в плане идеологии.

А если вспомнить исторический контекст (на дворе был «чехословацкий» 1968-й), то аллюзий в тексте можно было найти более чем достаточно. Отсюда и результат: два года сражений с цензорами и редакторами, два года правок и нервотрёпки.

Оценка : 9
«Возвращение. Полдень, XXII век»
–  [ 1 ]  +

artem-sailer, 12 февраля 2021 г. в 19:36

Ну, что же, а мы вновь в студии (с).

Мы продолжаем изучение творчества братьев Стругацких. Читаем не только сами книги, но и воспоминания Бориса Натановича — «Комментарии к пройденному».

И сегодня я прочитал очень интересный и крупный отрывок, в котором автор вспоминает об истории создания одной из самых знаменитых повестей. БНС рассказывает об истории создания Мира Полдня — мира, в котором хочется жить и работать. По его мнению, мир этот очень далёк от нашего мира, от нас. Хотя авторы и населили его своими современниками, а точнее — самыми лучшими из современников.

В свойственной манере АБС иногда со смехом, а иногда и с горечью и даже негодованием рассказывает о нелепых препонах, с которыми пришлось столкнуться в процессе публикации «Полдня».

Оценка : 9
«Звездолёт «Астра-12»
–  [ 1 ]  +

cherepaha, 27 марта 2007 г. в 12:25

В общем, может рассматриваться как отдельный рассказ при минимальном изменении финала. Оценка 6.

«Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики»
–  [ 1 ]  +

stMentiroso, 20 февраля 2006 г. в 11:24

Концовка книги дает ощущение какой-то незавершенности, как буд-то под одно название объединили две разные книги и попытались в черную их соединить. Идея некоей «богоизбранности» замечательна, но что он с нею делает?

Оценка : 8
«[Советы старейшин]»
–  [ 0 ]  +

witkowsky, 22 апреля 2012 г. в 22:11

Необычайно приятно узнать, что БНС (а АНС — это я из первых рук знаю) в 1983 году никаких перемен в нашем обществе не предвидели. А добрый десяток тех, кто учился у них (смею себя тоже к ним причислить: не зря же некий подонок *** в сети именует меня... Руматой Натановичем : )))) (вообще-то комплимент...) ждали этих перемен, что могли, писали в стол — и точно знали: все эти перемены, как ни тяжелы они будут — но грядут они вот-вот.

Судьбе вместе с АбС ставлю ту оценку, которую поставить совесть велит.

Оценка : 10

  Страницы:  1  2 [3] 4 



⇑ Наверх