Борис Стругацкий ««Отель “У Погибшего Альпиниста”»»
Долгое время Стругацкие хотели написать детектив. На это их толкало несовершенство детектива как жанра. По мнению авторов, в любом, даже очень хорошем детективе, мотивация преступника сводится к весьма ограниченному числу причин. Кроме того, после объяснения сути происходящего и выявления личности преступника, читатель неизбежно теряет интерес к произведению.
Именно эти две составляющие должны были сверкнуть новыми неизвестными гранями в экспериментальном детективе, которым стала данная повесть.
Входит в:
— журнал «Если 1999'3», 1999 г.
— «Комментарии к пройденному», 1999 г.
- /языки:
- русский (12), итальянский (1)
- /тип:
- книги (12), периодика (1)
- /перевод:
- Д. Либерти (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
artem-sailer, 30 марта 2021 г.
В «Комментариях к пройденному» Борис Стругацкий вспоминает, что очень долгое время АБС хотели написать детектив.
Желание это было спровоцировано несовершенством детективного жанра, которое, по мнению авторов, заключается в двух основным моментах. Во-первых, количество всех известных в жанре мотиваций преступлений в конечном счёте ограничено. Даже в самом хорошем детективе причина преступления тривиальна, ничего нового в этом плане придумать невозможно. Во-вторых, после разъяснений и выявления личности преступника читатель тут же охладевает к произведению — таковы уж издержки жанра.
АБС имели средства к свежему решению обеих этих проблем, и они принялись реализовывать свои идеи. Хотя Борис Стругацкий пишет, что эксперимент, в общем-то, провалился, думается мне, что большинство читателей не согласны с такой оценкой. На мой взгляд, «Отель» получился очень даже интересным произведением. Тут есть и нетривиальная мотивация, и неожиданная концовка, которая переворачивает всё с ног на голову. После того как читатель наконец разобрался в происходящем, детектив трансформируется в фантастику и события развиваются несколько в другой плоскости. Читательский интерес при этом нисколько не пропадает, до последних строк, а подведённая в эпилоге финальная черта заставляет задуматься.