Владислав Крапивин отзывы

Все отзывы на произведения Владислава Крапивина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1002

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20 21

«Тайна пирамид»
–  [ 3 ]  +

Elhana, 31 августа 2008 г. в 19:47

Хорошая повесть, добрая. И хотя главный герой — неунывающий (ну, почти никогда) мальчишка Джонни, почему-то больше запомнился и понравился директор джонниной школы. Побольше бы вокруг таких людей.

Оценка : 8
«Ампула Грина»
–  [ 3 ]  +

arhan, 04 декабря 2007 г. в 12:19

Это моё первое знакомство с творчеством Крапивина и, честно скажу, понравилось. Интересно и легко читается, запоминающиеся герои, чувство юмора — всё это радует.

Обязательно прочитаю другие книги автора.

Оценка : 8
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 3 ]  +

elent, 10 июля 2007 г. в 11:25

Продолжение выстрела понравилось. Тоже сначала прочла в журнале. Хорошо написанная вещь. Хотя эти суперсвойства уже начали удивлять. Впрочем время тогда было такое. Кашпировский, Чумак, Глоба и иже с ними.

Оценка : 8
«Путешественники не плачут»
–  [ 2 ]  +

zotovvg75, 11 марта 2024 г. в 16:59

То, что для взрослых пустяк, совершенно по другому выглядит для одиннадцатилетнего ребенка. Да к тому же ситуация возникшая в рассказе далеко не пустяковая. Таким типам как дядя Витя жизнь беспризорного пса является абсолютно незначительной вещью, все равно что прихлопнуть надоевшую муху. С практической точки зрения подобным людям не нужны неудобства-временно живущий племянник притащил совершенно ненужного пса, причем не спросив на это разрешения. Пришлось решать вопрос по взрослому, без сантиментов. При этом дядя Витя считает себя знатоком в вопросе воспитания и я думаю он абсолютно уверен в правоте своего мнения.

В жизни частенько приходится сталкиваться с такими людьми. А ребенок почти всегда настроен на что-то позитивное, поэтому подобные случаи воспринимаются им очень остро. Володькин поступок стал протестом против действия такого «воспитателя», одновременно явившись и актом самоутверждения. Крапивин всегда ставит своих мальчиков перед каким-то выбором. Здесь можно было бы просто махнуть рукой, мол дело сделано, Гермеса жалко, да что поделаешь. И немного попереживав, жить дальше как жил. Но герои Крапивина никогда не пойдут на это, здесь их мальчишечья правота и смелость. И хочется сказать-товарищи взрослые, будьте чуткими и всегда помните, что ребенок особое существо, которому от ваших взрослых решений может быть очень больно.

Оценка : 8
«Львы приходят на дорогу»
–  [ 2 ]  +

zotovvg75, 04 марта 2024 г. в 16:53

Многие в детстве мечтали о неведомых странах, дальних путешествиях, опасных приключениях. Это естественно для детской фантазии, неотягощенной взрослыми проблемами. Такой фантазии и посвящен данный рассказ. Сеге не нужно было отправляться куда-то в неведомую даль, на эту роль вполне подходил подступающий к поселку лес. Кстати Крапивин очень здорово описал как шумят в чаще деревья, буквально в нескольких словах, но как-то очень ярко и волнующе, будто бы заглянув в саму глубину природы. Это неудивительно, ведь Владиславу Петровичу дано чувствовать не только ребячьи характеры, но и распознавать что-то необычное в самой привычной окружающей обстановке.

Вот такое необыкновенное и придумали старшие ребята для Сеги в качестве страшилки. Только вышел совсем противоположный эффект. Так зарождается основа будущего взрослого характера, уже сейчас перешагнувшая плаксивую боязнь и создавшая свой собственный воображаемый образ львов. Крапивин всегда имеет в виду будущего взрослого человека, вырастающего из его отважных и честных маленьких героев. Ведь впереди у них большая жизнь и думается Сеге запомнится его небольшое детское приключение как трогательный образец наивной ребячьей фантазии.

Оценка : 8
«В ночь большого прилива»
–  [ 2 ]  +

Никтонигдеиниког, 15 октября 2023 г. в 11:25

Удивительно, что Автор вернулся к истории горнистов спустя целых семь лет. Казалось бы, проходная история, не самые яркие герои, но нет, продолжение получилось очень даже уместным. Мир Виталика и Братика стал менее сказочным, добрым. По уютным, изящным улочкам словно средневекового города патрулируют гвардейцы, жизнь устроена как воплощение причинно-следственной необходимости, глобальной целесообразности всего, высчитанной с помощью некоего Белого кристалла в далекой древности ученым мужем. И с тех пор алгоритм не давал сбоев. Правит миром некий Канцлер – воплощение Порядка и Разума, своего рода спинозистская Субстанция, тождество мысли бытия. Ну так что, остается только бросить вызов ему и воплощаемому им порядку и победить его. Интересно же, а что будет дальше?

П.С.: Достаточно пафосными показались слова о мальчишках, на плечи которых ложатся судьбы тех, кто стал жертвой игр политиков (не дословно, но смысл такой). То ли мальчишки попадались Автору сознательные, то ли он идеализирует их, но мой опыт общения с миром двенадцатилетних открывает мне их другими.

Повесть хорошая!

Оценка : 8
«Вечный жемчуг»
–  [ 2 ]  +

Nikonorov, 12 декабря 2022 г. в 19:25

Странно и обидно, но для меня сей небольшой цикл в плане восторгов и впечатлений шел по ниспадающей, причем, градация в рамках оценок не так уж и страшна.

Повторюсь, но более лаконичный Крапивин мне нравится больше — он богаче, ярче и образнее. Здесь же да, у нас есть путешествие, есть завершающая часть триптиха о неумолимом времени и заканчивающемся детстве, когда герой уже взрослый, вот-вот будет ребенок, но, тем не менее, он сам в душе мальчуган, жаждущий приключений и чистой незамутненной дружбы. Повесть нас не щадит и скорым (очередным) расставанием, и самопожертвованием, и упорными приключениями, и волшебным миром. В плане эмоций и психологии всё светло и отлично, идеально честно, так сказать.

Пожалуй, меня немного смутила сказочная эфемерная художественная составляющая, когда героям всё удаётся как-то... Ну, будто из ничего. Просто ПОТОМУ ЧТО. Да, присутствуют в некоторых местах объяснения, но зачастую это просто потоковое приключение с развитием частных деталей из ничего, потому что где-то надо вставить красоту, где-то символичность, аллюзию. Но надо делать скидку, что это для более юной аудитории, посему требования стоит подумерить.

Однако уж как есть. Первое произведение — рассказ — был абсолютно незабываемым!

Оценка : 8
«Яхта «Кречет», или Снова о капитане Румбе»
–  [ 2 ]  +

Necrov, 18 апреля 2021 г. в 14:11

На базе предыдущих двух повестей получилась весьма занимательная новая история. Даже с учётом того, что основные моменты были известны изначально, например, каков будет клад капитана Румба (Это самый большой спойлер для тех, кто читал «Портфель..»). На стыке двух произведений получилось совершенно отдельное третье. Даже несмотря на то, что во многом сюжет повторяет «Портфель», читается роман совсем по-новому. Да, первые две-три части-серии мозолили глаза известные герои с непонятными изменениями, но с третьей-четвёртой главы-части-серии произошла адаптация и всё воспринималось уже совершенно без оглядки на предыдущие творения Владислава Петровича.

Я, наверное, поступил не очень честно, проспойлерил самому себе всё, что только было возможно, но я рекомендую (особенно, если вы как и я совсем недавно прочитали «Возвращение клипера «Кречет» и «Портфель капитана Румба») прочитать сперва послесловие. В нём он честно описывает условия в которых он создавал этот «кинороман». В общем, мне то, что вышло из под пера Крапивина, понравилось. Несмотря на то, что сюжет строится на вроде бы известном уже материале, но предстаёт он с совершенно другой стороны. Это касается и мотивации персонажей, и их характеров, и, разумеется, генерального сюжета.

Оценка : 8
«Я больше не буду» или Пистолет капитана Сундуккера»
–  [ 2 ]  +

Necrov, 18 апреля 2021 г. в 14:06

Отличная повесть, связанная с «Портфелем...» фактически весьма условно, а вот реально довольно прочно. У Крапивина, как мне показалось, три главные темы: взаимоотношение детей с подростками, взаимоотношение детей/подростков со взрослыми, и взаимоотношение подростков с (недо)ОПГ и их лидерами. (Взаимоотношения с отчимом для Владислава Петровича тема очень личная и в этом произведении не затрагивается).

Присутствие крыс-мутантов, т.е. шкыдл привязывает это произведение к реальности «Сказок о рыбаках и рыбках», «Стражи Лопухастых островов» и так далее... (Кстати, это, кажется, единственная повесть, где образ шкыдлы не трактуется сугубо отрицательно).

Мне кажется, что вся эта мистификация, которую замыслили сильно повзрослевшая «Зойка-пароход» достаточно безобидна. По крайней мере она научила чуть ли не хлюпика сопротивляться несправедливостям жизни.

Плюс ещё затрагивается тема, когда страх одиночества заставляет, в общем-то хороших детей, примыкать к компаниям плохих парней и таким образом становиться со временем такими же.

Если рассматривать это произведение вместе с «Портфелем...», то можно придти к выводу, что и история о капитане Румбе тоже фальсификация, тоже плод воображения «Зойки-парахода» или кого-то из её компании.

Оценка : 8
«Дело о ртутной бомбе»
–  [ 2 ]  +

strannik102, 06 декабря 2020 г. в 13:24

Повесть носит на себе отчётливый отпечаток того времени, в которое она написана — конец 90-х. И читать её по прошествии двух десятков лет уже слегка… занятно. Однако если отбросить все эти незримо присутствующие в повести чеченские войны и бандитские разборки и наезды, то всё остальное вполне крапивинское. Начинающаяся дружба двух мальчишек и девчонки, общее дело и взаимопомощь, принципиальность и честность, доверие друг другу. Но и тут же чёрствые равнодушные учителя и даже некоторые попросту подлые. И описываемый мир вокруг — мир начинающегося чистогана, прибыли и прочего купи-продая. И нужно или противостоять этому миру, или осваиваться в нём. Что выберут наши друзья?..

Оценка : 8
«Ампула Грина»
–  [ 2 ]  +

sergiek, 29 ноября 2020 г. в 18:12

Именно тот город, в которой хотелось бы жить. Именно те люди, рядом с которыми хотелось быть. Немного больше устройств, привлеченных в качестве сюжетообразущих основ. Немного слишком Империи и связанных с нею периферналий. Однако финал настолько открыт и широк, что в первый раз не задерживается в сознании, поскольку сводит воедино Великий Кристалл и Безлюдные пространства. Хвала Мастеру!

Оценка : 8
«Белый шарик Матроса Вильсона»
–  [ 2 ]  +

Necrov, 07 ноября 2020 г. в 23:51

В «Крике петуха» сошлись и завершились почти все сюжетные линии, поднятые предыдущими тремя повестями. Осталась одна: кристалл Яшка. Повесть рассказывает именно о нём.

Основной мотив повести, как мне кажется, взаимопонимание. Почти как в рекламе: «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе».

Ведь у юной звезды и человеческого ребёнка может оказаться так много общего. Например, занудные взрослые с их указками: то не делай, делай это, не так делаешь, делай вот так. И какая разница, будет это передача импульсов на огромные расстояния или же обязательное утреннее причёсывание. Всё равно и тому, и другому бывает грустно. И тому и другому хочется поговорить с тем, кто на самом деле понимает твои проблемы, а если и не понимает, то всё равно, когда выговоришься и получишь порцию сочувствия, становится легче. А ещё очень не хочется взрослеть. Ведь после очередного возрастания, которое приблизит тебя к волшебной музыке сфер, ты забудешь о своём маленьком и далёком друге.

Повесть оставила достаточно противоречивые впечатления.

С одной стороны, прекрасно написанная история о дружбе, о далёкой эпохе первых послевоенных лет. С другой...

Хорошо, что решил слегка повременить с публикацией отзыва и почитал некоторые документально-публицистические вещи Крапивина. Теперь я осознаю, что «отчим», упомянутый в повести в достаточной степени списан с отчима Владислава Петровича. Так что часть вопросов к повести отпала сама собой. Про стукача Коптелыча говорить просто не хочу. Может и не нарочно, но повесть при всех своих достоинствах получилась в некоторых моментах весьма спорной, слишком политизированной. Причём слишком ко двору пришёлся этот «антилагерный» оттенок во времена перестройки.

После того, как я прочитал в эпилоге (снова забыл о том, что он напечатан в томе с примечаниями к собранию сочинений),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что Яков и Вильсон умерли, у меня возник вопрос: как оказалось, что в «Лоцмане» они снова живы и отправляются в полёт на катамаране «Даблстар»?

Связи:

1. Прямая отсылка к «Заставе на Якорном Поле». Разъясняется, как Ёжики умудрился выжить в тоннеле с поездом. Шарик посещает парк школы-интерната вскоре после того, как Матиуш отправил его в полёт.

2. Братья Скицыны — эпизодические персонажи «Лоцмана».

Оценка : 8
«Камень с берега моря»
–  [ 2 ]  +

Shtrm, 26 августа 2015 г. в 12:41

Этот рассказ очень напомнил мне «Тень Каравеллы», где двое друзей также в тяжелые послевоенные времена мечтали о покорении морей и океанов, соленых брызгах, раздувающихся ветром парусах и конечно же приключениях. Этот рассказ о том куда могут завести мечты и фантазии, о том, что иногда достаточно всего лишь маленького камня с далеких и никогда не виденных берегов, чтобы представить себя покорителем океанов.

Оценка : 8
«Хронометр»
–  [ 2 ]  +

Yarowind, 30 июля 2015 г. в 19:31

Как-то так случилось, что писатель Крапивин прошел мимо меня в детстве. Решил восполнить пробел и что-нибудь почитать. Случайный выбор пал на трилогию “Острова и капитаны”. Стиль написания мне показался очень похожим на классических советских детских писателей, типа Носова. Честно говоря, более интересной мне показалась сюжетная линия, связанная с Крузенштерном, хотя она и не основная в данной повести. В целом, читать можно, посмотрим на остальные две части.

Оценка : 8
«Бабочка на штанге»
–  [ 2 ]  +

tanny, 31 декабря 2012 г. в 15:38

Интересная книга. Есть загадки, сюжет. Но в общем-то одно и то же. Почему-то всегда эти неблагополучные дети, безденежье. Почему-то се главные герои пользуются дрянными вещами — если велик — то дребезжащий, если мобильник — то старенький, магнитофон — раздолбанный, кровать — расхлябанная и т.д. Что настоящему герою стыдно пользоваться новыми вещами. Это уже мешает из книги в книгу. А то, что нельзя есть мясо — а надо есть соевую дрянь, нельзя носить ремень из кожи, а только клеенку — ну вообще маразм. Пулемет Максим — это же орудие убийства, какой ужас — ну вообще уже критинизм.

Оценка : 8
«Рукавицы»
–  [ 2 ]  +

197925, 26 июля 2009 г. в 13:56

Замечательный маленький рассказ, описывающий один день из жизни простого мальчишки, принявшего участие в строительстве нового корпуса завода. Пусть у него поранены руки, ему теперь есть чем гордится, есть о чем рассказать дома родителям и друзьям. Он не зря прожил этот день. 8-)

Оценка : 8
«Дагги-Тиц»
–  [ 2 ]  +

elent, 16 апреля 2008 г. в 01:29

Дагги тиц понравилась мне значтельно больше, чем колесо Перепелкина. Здесь ребенок ищет понимания у живого существа, а не у железки. И хоть ребенок самый обычный, а не супер-пупер. Интересно, неужели есть школы, где так себя ведут учителя?

Оценка : 8
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 2 ]  +

Keykeeper, 20 октября 2007 г. в 11:01

Похоже на Стругацких и на других мэтров, читанных когда-то в детстве. Возможно, только по атмосфере... ??? Мрачность и безысходность — но одновременно и свет, и покой.

Оценка : 8
«Трое с барабаном»
–  [ 2 ]  +

ozor, 18 октября 2007 г. в 19:55

Нахлынули «советские» воспоминания! Вспомнил, как волновался, когда меня принимали в пионеры...

Оценка : 8
«Бегство рогатых викингов»
–  [ 2 ]  +

jumbo, 21 сентября 2007 г. в 10:10

Горазд на выдумку автор :)

Оценка : 8
«Прохождение Венеры по диску солнца»
–  [ 2 ]  +

duke, 17 сентября 2007 г. в 15:40

Тем, кто устал от героических саг, научно-фантастической бредятины (да-да, еще такое попадается:)), гномов, эльфов и всевозможных «властелинов», утопий и антиутопий, миров после катаклизмов и мыслящих планет — посвящается эта книжка.

Спокойное, неторопливое, доброе (я бы даже сказал — уютное) повествование, — что еще нужно для полноценного отдохновения искушенному любителю фантастики.

Оценка : 8
«Выстрел с монитора»
–  [ 2 ]  +

elent, 10 июля 2007 г. в 11:18

Прочитала впервые в уральском Следопыте. Это был совсем новый Крапивин. Но тогда он мне еще нравился. Что-то от старого Крапивина в нем еще было.

Оценка : 8
«Серебристое дерево с поющим котом»
–  [ 1 ]  +

Никтонигдеиниког, 04 марта 2024 г. в 08:35

Повесть теплая, добрая. Пусть и не хватает в ней традиционной крапивинской мальчишеской героики, но, может это и к лучшему. Главным антагонистом стало не вселенское зло, морское чудовище или оживший манекен, а местный торговец-перекупщик, превратившийся из буржуина в вождя туземного племени на далекой планете. Полеты на стульях, посиделки у костра, печеная картошка, мальчишеские приключения – всё как мы любим!

Моим любимцем стал Пим Копытыч – немного леший, немного неформальный ученый, тихо-мирно поживающий в своей уютной избушке с печкой и чаем. А еще он гонит самогонку и иногда прикладывается к ней. Опять же, не пьянства ради, а чтобы стало теплее и добрее в этом мире. В том мире, в котором я хотел бы жить.

Оценка : 8
«Лоцман»
–  [ 1 ]  +

Никтонигдеиниког, 29 августа 2023 г. в 08:07

Как и многим читателям роман дался мне непросто: что то сопротивлялось чтению, откладывал его время от времени, терял линию повествования. Конечно, ждал интриги, чудес…Какой то ясной линии повествования у меня в голове не осталось, лишь общее настроение книги – тревожность пожилого писателя, легкость проводника Сашки, жизненная мудрость Генриетты Глебовны. Роман не о приключениях, он о другом ¬ – о времени, старении, о жизненных итогах, о надежде на будущее, воплощенной в мальчишках и девчонках с их искренностью, честностью, чувством справедливого. А вообще, путь героев через Пустыню напомнил мне путь Роланда из Гилеада. По-моему, это была одна и та же пустыня, или какая-то ее инкарнация на гранях Великого Кристалла. Стрелок и Писатель, Сашка и Джейк, Чиба и Ыш. Да, для меня миры Темной башни и Кристалла – это один мир. Воспринимаю их как единое целое.

Оценка : 8
«Портфель капитана Румба»
–  [ 1 ]  +

Molekulo, 10 марта 2022 г. в 16:57

Хорошие детско-подростковые приключения. В комплекте поиски клада, походы по морям (с обилием морских терминов, которые, тем не менее, не мешают восприятию текста), острова с туземцами и все другие необходимые в приключенческой книге элементы. Все события достаточно мирные и происходят в хорошем смысле по-детски: злобные враги тонут, попадают под обстрел и при этом стабильно выживают и даже не получают каких-либо опасных для здоровья повреждений.

Все герои по-детски легки, никаких противоречивых и сложных характеров здесь нет. Но для легкой приключенческой книги это, на мой взгляд, как раз то, что надо.

А вот внезапное вкрапление сказки мне показалось лишним. Гномы, джинны, зачем все это? А с другой стороны немного волшебства в детстве никому еще не повредило.

Оценка : 8
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 1 ]  +

Pastor, 02 сентября 2018 г. в 11:27

Прослушал в аудио формате (да простят меня почитатели печатного слова) мы ехали в авто и наслаждались книгой. Добрая, светлая, немного предсказуемая, но тем не менее отличная книга!!!

Оценка : 8
«Под созвездием Ориона»
–  [ 1 ]  +

Yazewa, 04 июля 2014 г. в 06:20

Замечательная структура мемуара — с уходами в любые стороны от центральной линии, с воспоминаниями самых разных временнЫх страниц жизни.

Оценка : 8
«Остров Привидения»
–  [ 1 ]  +

Yazewa, 02 июля 2014 г. в 13:28

Первый шедевр будущего маститого писателя... С фантазией и чувством юмора всё было нормально с самого начала.

Оценка : 8
«Застава на Якорном поле»
–  [ 1 ]  +

perInka, 17 сентября 2009 г. в 17:05

В творчестве Крапивина есть нечто волшебное, но эта книга мне не очень понравилась, хотя и прочитала на одном дыхании, слишком всё сложно, нагромождено, и будущее предложенное автором слишком нереально.

Оценка : 8
«Толька»
–  [ 1 ]  +

197925, 05 августа 2009 г. в 21:37

Не самое лучшее произведение автора. Можно воспринимать этот рассказ, как страницу из дневника.

Оценка : 8
«Осколок моря»
–  [ 1 ]  +

197925, 19 июля 2009 г. в 22:27

Маленький рассказик, наполненный глубоким смыслом. Очень часто увидев что-то, знакомое нам с детства, мы возвращаемся мысленно туда, в далекие годы счастья и безмятежности, когда не надо думать о завтрашнем или вчерашнем дне, а простое бутылочное стекло или красивый листок становятся объектами восторга. Замечательно тонко подмеченные особенности детской психологии, делающие повествование очень легким и в то же время лиричным. %-\

Оценка : 8
«Камень с берега моря»
–  [ 1 ]  +

LENA56, 14 июня 2009 г. в 20:33

Вот так выглядила бы знаменитая «Тень каравеллы», есле бы автор написал ее в 1957 году. Узнаваемые герои и события. Хорошо прослеживается прогресс написания. Кораблик, нарисованный на морском камушке, преврашается в бумажную каравеллу, которая отбрасывает свою тень на карту полушарий и следует за ребячьеи мечтой. Сюжет становится более сложным и интересным. Очень характерно, что этот, достаточно сырой рассказ, был опубликован только недавно. Сейчас он и важен как первый, черновой вариант повести «Тень каравеллы».

Оценка : 8
«Гвозди»
–  [ 1 ]  +

SoN, 17 февраля 2008 г. в 11:08

Хороший рассказ. Военная суровая зима 43-44гг. Чтобы сколотить корпус для противотанковой мины — нужны гвозди, но где их взять!?...

Оценка : 8
«Альфа Большой Медведицы» [Цикл]
–  [ 1 ]  +

SoN, 17 февраля 2008 г. в 10:53

В этом цикле автор прослеживает «пионерскую романтику» в развитии — от первых отрядов 20-х годов до «Орлятских» костров 70-х.

С несколькими изменениями в 72 году (к 50-летию пионерской организации) цикл был издан под названием «Посмотри на эту звезду».

Оценка : 8
«Болтик»
–  [ 1 ]  +

elent, 11 августа 2007 г. в 18:13

Очень уж сильного впечатления не произвела. Прочитать можно, но не Тень и Не Та сторона...

Оценка : 8
«Безлюдные пространства» [Цикл]
–  [ 0 ]  +

ИВК, 29 ноября 2021 г. в 15:57

Чего не понимаю, так это выделения «Безлюдных пространств» из цикла о Великом Кристалле. Безлюдные пространства — те же грани Великого Кристалла. Читал не всё; что читал, то в целом нравится, особенно «Самолёт по имени Серёжка» — необычная такая повесть.

Оценка : 8
«Стеклянные тайны Симки Зуйка»
–  [ 0 ]  +

elent, 09 августа 2007 г. в 23:31

Неплохо. Крапивин 70-х.

Оценка : 8
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 0 ]  +

elent, 09 августа 2007 г. в 23:17

Первая книга, где начинаются Кристаллы и прочее. Но мне весьма понравилась.

Оценка : 8
«Кораблики, или «Помоги мне в пути…»
–  [ 18 ]  +

montakvir7511, 14 сентября 2017 г. в 20:28

Все таки распад СССР и крах устоявшегося мировоззрения сильно повлияли на Крапивина. После этих событий его книги стали жестче и размытее, «крапивинские мальчики» внутренне повзрослели, огрубели и поняли, что в свободном новом мире, вводящем в парадигму как преобладающую общность потребителей вещей, нет места самопожертвованию, сочувствию и помощи всем тем, кто просит и надеется... Эти мальчики еще пытаются барахтаться в этой непривычной для себя среде, но уже, скорее, по инерции, без эмоций, понимая, что изменить ничего нельзя уже. Постепенно (возможно, даже с этой книги) уходит крапивинская легкость изложения и ясность моральных принципов и поступков героев книг, начинается период хаоса в стране и крах в человеческих головах. Отпечаток эпохи виден предельно точно, просвета, кажется, нет.

Тяжеленная для ума книга, поднимающая страшные вопросы, но не дающая на них ответов.

Маньяки, многочисленнные садистические дискурсы, машина времени под названием «хроноскоп», мальчики-таланты. Удивляет владелец данного аппарата, применяющий технику для очень странных целей. Зачем такая сложная схема? В то время дети сотнями исчезали...одним певцом больше, одним меньше... Вечная грязь и преступники, которых никто не ищет. Приметы эпохи, вызывающие недоумение — неужели мы так жили тогда?

Жуткое послевкусие, однако заставил себя спустя много лет перечитать этот роман, чтобы сравнить ощущения. Ну что...после прочтения даже шевелиться не хочется, не то, что жить.

Глядя каждодневные новости, где в топе жестокость, убийства, насилие и извращения, хочется спросить всех тех, кто радуется краху коммунистических идей — «Ну что, вам нравится ваш свободный новый мир? Где ребёнка нельзя оставить одного на улице больше чем на пять минут, где власть творит что хочет, где скотство стало достоинством. Где человеческое стадо занимает очереди за новой никому не нужной безделушкой, попискивая в экстазе от предвкушения. Где главный критерий успеха это не дела, которыми ты приносишь пользу человечеству, а лайки в интернете и количество подписчиков? Нравится? Тогда хлебайте полной ложкой, родные мои, дальше будет только хуже»

Как и тогда, после первого прочтения, сумбур в голове и стойкое ощущение скорого конца света...

Оценка : 7
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 18 ]  +

mick_ekb, 08 марта 2012 г. в 21:09

При развале Союза мы что-то приобрели, что-то потеряли. Приобрели — свободу действия, потеряли — точку опоры. Тогда дети хотели быть космонавтами, писатели публиковали добрые книги, кино было не кассовым, а интересным, душевным.

Эту книгу я не читал в детстве. Прочитал только сейчас. Вероятно, раньше она мне могла понравиться намного больше, сейчас я стал придирчевее: вижу нестыковки, нелогичность, гипертрофированный авторский оптимизм, злодейский злодеев без мотивировки и тому подобные мелочи. Пожалуй, книга может возыметь педагогический эффект, научить чему-то при прочтении. Но так получилось, что сейчас мне нравится несколько более сложная, более философская литература.

Еще мне не очень понятен образ барабанщика. Откуда такая метафора могла произойти?

В целом, книга добрая, захватывающая, ностальгическая. Что-то мы потеряли, что позволяло писать и читать такие книги.

Оценка : 7
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 15 ]  +

Massarkasch, 29 августа 2017 г. в 17:12

Я этот цикл прочитал уже во взрослом возрасте. И так же как у всех прочитавших это произведение во взрослом возрасте у меня возникло масса вопросов. Я явно не понимал некоторых моментов, очень уж они как то резали глаз, раздражая.

Ну во-первых, почти полное отсутствие персонажей женского пола. Те немногие женщины и девочки которые появляются по ходу действия явно не в первой десятке действующих лиц, да и описаны весьма схематично, лёгкими штрихами. Во-вторых, возраст героев. Почему именно 11-13 лет? В-третьих, некоторый элемент хоррора. Когда кажется что со злом бороться невозможно.

Много раз пытался написать отзыв и всё же бросал. Чувствовал, что то близко, но до конца не могу почувствовать. Прорыв случился после того когда я прочитал «Оно» Стивена Кинга. Все частицы мозаики встали на свои места. Произведения совершенно не похожих по стилю авторов, живущих в разных странах. Совершенно разный сюжет. Но до чего похожы! Даже даты выхода в свет этих романов почти совпадают: «Голубятня на жёлтой поляне» — 1983 (последняя часть трилогии 1985), «Оно» — 1986. Полное совпадение психологии, мотивации поступков, поведения подростков. И наконец, то что как бы проявило для меня непонятные места в «Голубятне на жёлтой поляне», того чего нет и в помине у Крапивина и есть в избытке у Кинга, то за что его не ругал только ленивый — секс. У Крапивина его нет, я думаю не только потому что это был разгар застоя и в СССР, как известно, секса не было, но и потому, главным образом, что для автора, опять же воспитанного именно в СССР эта тема явное табу, предмет обязательной самоцензуры детского писателя.

Совет читателям — Читайте в подряд эти два романа (порядок не важен) — многое станет понятнее не только у Крапивина но и у Кинга.

Оценка : 7
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 14 ]  +

Groucho Marx, 09 января 2016 г. в 18:18

Я читал «Голубятню» в журнале «Уральский Следопыт», по мере того, как выходили номера с продолжением. Замечательная книга в стиле «пионерская готика«! Первая часть просто замечательная сама по себе и относится к лучшим произведениям Владислава Крапивина, вторая часть — на больших-больших любителей сюжетов «яой», у всех остальных она, надо полагать, вызывает скуку, третья — самая атмосферная, запутанная и мрачная, со множеством плохо связанных эпизодов, вкусовыми провалами — например, слащавая до изжоги сцена с танцующими на полянке прелестными мальчиками в коротких штанишках и лёгких рубашечках. — и великолепными главами, связанными с драматическим перемещением между различными пространствами.

Мне казалось, что в промежутке между публикацией первой и второй частью «Голубятни на жёлтой поляне» с Владиславом Крапивиным что-то случилось, что-то судьбоносное. Но когда после «Голубятни» я стал перечитывать его более ранние вещи, обнаружилось, что трепетность нежных и чистых мальчиков, не интересующихся девочками, проходит практически через все книги замечательного писателя. Просто это дело не так откровенно выставлено напоказ.

Крапивин очень силён в создании особой сновидческой ауры, его книги наполнены точно подмеченными деталями и интересно организованным пространством, но когда он касается своего фетиша, у него, увы, крышу сносит.

Я понимаю, что многие поклонники Крапивина и крапивинских мальчиков возмутятся моим словам, но скажите по совести — вас самих не удивляло почти полное отсутствие у крапивинских мальчиков интереса к девочкам? Даже если в книге и есть какая-нибудь девочка, она скромно стоит в сторонке, не привлекая ничьих взглядов и практически не участвует в действии. А теперь попытайтесь вспомнить себя в возрасте «крапивинских мальчиков». Вас в самом деле, как в «Празднике лета в Старогорске», оцарапанные коленки лучшего друга волновали больше, чем сияющие глаза какой-нибудь девчонки? Нет, я допускаю, что такие мальчики, вихрастые и озорные, всегда готовые со звонким хохотом стянуть штанишки с приятеля, тоже встречаются во множестве. Но в «Голубятне» таких ну просто зашкаливающее количество...

Поэтому у меня лично отношение к «Голубятне» сложное. Первая часть нравится категорически, третья частями, а вторая вызывает несколько оторопелое хихиканье откровенными признаниями мальчиков в любви к мальчикам и совершенно бесцветным унылым бэкграундом — мир прописан на удивление неинтересно.

Оценка : 7
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 14 ]  +

oleg_orl, 07 декабря 2012 г. в 13:13

Прекрасная романтическая книга с приключениями и довольно жестким противостоянием врагу для подростков от 7 до 13-ти.

Очень хорошая книга для тех, кто детством из СССР и кому приятно погрузиться в мир наивных образов, фантазий и надежд.

Наконец, замечательная книга в воспитательных целях. Понятия дружбы, верности, доброты, необходимости защиты того, что любишь, — насквозь пронизывают Голубятню на желтой поляне.

В то же время, думаю, при воспитании детей нельзя ограничиваться только такой литературой. Барабанщики и буденовки делают мир сильно упрощенным и однополюсным. Возможно даже, в чем-то и нетерпимым к иной жизни и правде. В каком-то возрасте, наверное, после «Голубятни» следует дать почитать детям первую часть эпопеи Мартина...

Помню, во времена перестройки была такая популярная аналитическая передача «Взгляд», и в одном из выпусков прозвучала песня Барабанщики. Сколько не пытался потом найти эту песню, так и не смог. Если у кого-то есть, дайте ссылку. Из песни остались в памяти только слова припева:

«Вечные лжецы, вечные обманщики — барабанщики!»

Как книгу для детей, оценил бы на 10. Но я уже вышел из детского возраста и кое-что из поведения манекенов мне кажется очень уж наивным. Поэтому 7.

Вспомнился рассказ в Знание-сила о художнике. Вождь племени решил отобрать новую пещеру у медведя. Художник нарисовал медведя правдиво и в полный рост. Это не понравилось вождю. Медведь должен быть маленьким, чтобы воины бесстрашно бросились вперед. Но тогда многие из них погибнут, и нам не нужна будет новая пещера,- возразил художник. Однако с вождями не спорят. Но перед тем, как изображение было уничтожено, двое молодых воинов рассмотрели медведя, и поняли, как его можно одолеть.  

При воспитании надо почаще говорить правду.

Оценка : 7
«Паруса «Эспады» [Цикл]
–  [ 12 ]  +

Yamafuji, 11 мая 2022 г. в 22:56

Первую книгу прочитал в начале 80-х. Последующие по мере издания... Если кратко — не надо было писать продолжения.

Уровень авторского мастерства не изменен и это явное достоинство трилогии. Зато ярко выражены политические конъюнктурные взгляды автора. Прочитав трилогию мы видим как Крапивин из советского писателя превращается в антисоветского. Как пионерский патриотический клуб мягко трансформируется в антисоветский клуб, похожий на тоталитарную секту с парусным уклоном.

В первом романе восторг и поклонение Сережи Каховского перед красными всадниками в пыльных буденовках, несущих справедливость и защиту.

В продолжениях это меняется на ненависть к красным с миллионами жертв, с сотнями тысяч расстрелянных на обрыве в Крыму. И пофиг что террор был ответом на врангелевский террор.

Исторические экскурсы во всей трилогии однобоки, примитивны, унылы.

Каховский — пионер сознательный. Кинтель носит галстук показушно, я не такой как все. Словко — вообще пофиг. Пионер, скаут — моральные принципы как в банде — живем по понятиям. Родители? На них плевать, главное что скажут флагманы «бригады». Взрослые у Крапивина или конченые твари, или образцово-показательные либералы, у которых 6-10 летние дети живут взрослой жизнью и от родителей нужны только деньги на пропитание, а в остальном не суйте нос в наши дела. Семилетка решающая мировые проблемы справедливости — абсурд, но у Крапивина норма.

Из достоинств трилогии уже назвал высокий уровень мастерства автора. Читается все на одном дыхании. Характеры несколько шаблонные, но все персонажи разные и хорошо прописаны. С ними сживаешься не смотря ни на что. Понятия честь, совесть, дружба, взаимовыручка, отстаивание принципов — все это есть и трогает за душу!

В целом рекомендую к прочтению особенно первую часть.

Свое мнение не навязываю и не считаю истиной.

Оценки по трилогии 9-5-5 итог — 7...

Оценка : 7
«Я иду встречать брата»
–  [ 12 ]  +

слОГ, 23 марта 2017 г. в 18:08

Мне не повезло — я не прочитал это рассказ, когда был подростком. Легенды о звездных капитанах стояли на полке, были ранние Стругацкие, еще романы из Детгиза — Рамка — брались в детской библиотеке, а Крапивин читался только то, что издавался в Пионере — Выстрел с Монитора, Голубятня...

Тогда — в 80-х- эта повесть прошла бы у меня на ура. Да, я бы понимал, что это как и Альтов, уже несбывшаяся фантастика, но дух 60-х (насколько я его понимаю — физики и лирики:)), в этой повести доминирует. Сейчас — понимаю, что в определенном возрасте, в определенном обществе — это стопроцентное попадание в целевую аудиторию. Сейчас — уже нет — дети уже не рождены в СССР.

Еще раз — жаль, что я не прочел Я иду встречать брата в 80-х, но сейчас, по гамбургскому счету — это ретрофантастика — интересно? — очень, актуально? — к сожалению, нет. Да, кстати, нотки Брэдбери — тоже присутствуют, — и для меня это показатель хорошей литературы.

Оценка : 7
«Сказки о рыбаках и рыбках»
–  [ 12 ]  +

darkina, 12 мая 2012 г. в 20:56

Это произведение действительно далеко не детское, словно автор хотел сломать какие-то стереотипы. На мой взгляд, ему это не удалось. То есть получилось произведение, неинтересное детям и не очень интересное взрослым. Конечно, здесь нет «карамельности», в которой некоторые обвиняли Крапивина. Он поднимает очень важные, серьезные темы. Но беда в том, что детям они непонятны (проверено на моих детях с восторгом и удовольствием прочитавших все предыдущие книги цикла), а для взрослых они недостаточно раскрыты. Затронута тема противостояния системе, и показано лишь то, что против лома нет приема (если, конечно, в запасе нет критта-холо). Затронута тема нетрадиционной ориентации и насилия в интернате, но тоже повисла в воздухе. Что дети отсюда вынесут? Что если к тебе пристают, надо сбежать и жить в коробке в лесу? А я, как взрослая, вынесла для себя только то, что не пускаю я детей в лагерь и правильно делаю.

Впрочем, это так, ворчание. Я все же не жалею, что мы познакомились с этой повестью, было о чем поразмышлять. Как и все прочие произведения Крапивина, она учит любить даже неприятных людей, помогать, быть готовым к самопожертвованию, к подвигу. И, что ни говори, хочется, чтобы мои сыновья были похожими на мальчишек из книжек Крапивина. Вот только с некоторой опаской стала относиться к поздним произведениям автора. Но, кто знает, может, это ложное чувство.

Оценка : 7
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 12 ]  +

lemur, 30 сентября 2011 г. в 15:39

Впечатление от книги осталось довольно двойственное. Мне показалось, что она состоит как бы из двух частей: до укрытия Корнелия в Храме и после...

Описание тоталитарного государства удалось на редкость хорошо — кратко и точно переданы основные моменты, и картина жизни в той стране бувально предстаёт перед глазами, реально и пугающе ощутимо. Психология героя, его переживания, воспоминания и мысли удивительно правдоподобны — верится сразу и на все 100%.

Развитие событий тоже поначалу совершенно непредсказуемо и сюжет действительно захватывает.

Однако после того, как герой укрылся в Храме, характер произведения как бы меняется. Появляющиеся персонажи проигрывают в достоверности персонажам первой части, появляются непонятности в мотивации поступков действующих лиц, незаконченные (или недописаные) события... Да и сам сюжет становится вдруг прозрачным и совершенно предсказуемым.

Честно, поставил бы 10 баллов за первую часть (достойна стоять на одной полке с «Записками о кошачьем городе» Лао Шэ), но вторая часть меня разочаровала...

Оценка : 7
«Прохождение Венеры по диску солнца»
–  [ 12 ]  +

saddlefast, 16 июня 2009 г. в 15:49

«Прохождение Венеры по диску Солнца» — произведение на стыке жанров. С одной стороны, это рассказ о жизни не очень устроенного в мире взрослого, которому легче найти общий язык с другом-мальчишкой, чем с серьезными и «деловыми» людьми. Общественная позиция Крапивина находит тут свое яркое выражение – немного инфантильная обида на мир за царящие в нем черствость и цинизм.

Герой Крапивина – всегда чем-то маргинален, это идеалист, понимающий все механизмы общественной жизни, но сердцем их никак не могущий ни принять, ни тем более одобрить. И поэтому все проблемы решаются только благодаря «богу из машины», то есть какому-то чудесному, фантастическому случаю.

С другой стороны, повесть имеет второй пласт – это мир крапивинской космологии, где причинно-следственные связи носят почти магический характер. Есть такое понятие «всеобщей симпатии вещей», которое описывает мир как сочетание вещей, находящихся в символической связи друг с другом.

Это когда, например, секстант,   принадлежавший старому капитану, и попавший в руки мальчишке, увлеченному морем и звездами, становится не просто мертвым механизмом, а живой вещью, отсылающей ко многим иным вещам этого мира, и становится фокусом сложного переплетения судеб и людских историй. И в этой повести за гранью обыденного мира герой открывает мир чудесного, мир символических отражений.

И есть еще один, совсем особый смысловой слой в романе. Его можно назвать едва ли не мистериальным. Это когда в мир приходят Ангелы, «в одежде, мерцающей и размытой», чьи лица – «были неразличимы, а в волосах поблескивали лунные искры», чьи голоса – «не тихие, и не громкие», словно и не звучат, а раздаются прямо в сознании.

Эти ангелы могут одним щелчком пальцев выключить Луну, словно ненужный, мешающий фонарь, они – персонификации высших слоев вселенной по Крапивину. И в момент разговора героя с Ангелами, в этой мистериальной атмосфере, совершенно нереальной и зыбкой, только яснее видны основные понятия, волнующие писателя – не просто проблемы социальной справедливости, но справедливости, как таковой, смысла и цели жизни.

Религиозный элемент в творчестве писателя – особый предмет разбирательства. Я не хочу его касаться. Но, эта повесть, словно маленькое примечание к теологическим и моральным проблемам, волнующим каждого, рано или поздно. Маленькое примечание, но не бесполезное. И даже выстраданное примечание.

Повесть порой настолько пронзительна, что не под силу ее спокойно читать. Это не просто роман, написанный для развлечения. Это – боль и мучения писателя, размышляющего на самых простых, каждодневных примерах, о величайших вопросах бытия. И фантастика здесь – не просто стилистическое украшение, но и способ перевода разговора в символическую, философскую плоскость.

Оценка : 7
«Пироскаф "Дед Мазай"»
–  [ 11 ]  +

dvh2000, 04 ноября 2011 г. в 23:17

Хороший роман. Понравился и мне, и моему семилетнему сыну. :-)

Из последних произведений Крапивина, которые я читал, выгодно отличается тем, что лишено «чернушных» оттенков. Крапивин, как и многие писатели советской эпохи, грешит тем, что в своих произведениях гипертрофировнно представляют негативные стороны современной жизни — бандитов, коррупционеров, подонков, ... Здесь этого практически нет. Достаточно быстро попадаешь в сказочную действительность, в которой можно со всей серьезностью решать вечные вопросы — вопросы дружбы, любви, ценности семьи, радости творчества.

В тоже время не шедевр, так как произведение не превосходит уже достигнутую автором высоту.

Оценка : 7
«Переулок Капитана Лухманова»
–  [ 10 ]  +

elent, 30 мая 2016 г. в 17:34

Трудновато было поставить оценку.

С одной стороны, крапивинские мальчики и девочки, привычные и даже шаблонные, честно-то говоря. Все любят море и Севастополь, все умеют дружить и петь песни под гитару. Просто дети семидесятых, с единственным отличием. Дети семидесятых не нуждались в пришельцах и параллельных мирах, дабы объяснить откуда берется зло и добро. Как-то сами справлялись, в пределах реальной жизни.

Тем не менее, вполне можно понастольгировать о прошедших временах и запойном чтении крапивинских историй.

С другой стороны, ну вот достала уже страстная ненависть к милиции. Человек в форме априори взяточник, злодей и подлец. Надоедает, честно-то говоря. Поэтому и оценку снижаю.

Оценка : 7

  Страницы: «(–10)   1  2  3  4  5 . . . 12 13 14 15 [16] 17 18 19 20 21



⇑ Наверх