Максим Кабир отзывы

Все отзывы на произведения Максима Кабира



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 394

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8 

«Скверна»
–  [ 2 ]  +

Mo3k, 17 ноября 2016 г. в 10:06

Хоть и просто, но атмосферно. И очень понравилось. Я буквально ощутил бессилие одного из героев — знать правду, но ничего нельзя поделать. Жить с вечным кошмаром, хоть одно желание у него все-таки исполнилось. Хотя здесь именно случай, где нужно было их боятся. Проняло.

Написано гладко, герои живые, читается с интересом. Хотелось бы, конечно, интриги побольше, финтов эдаких-разэдаких. Но видимо сила в простате.

Оценка : 8
«Перевёртыш»
–  [ 2 ]  +

Добрый Филин, 04 марта 2016 г. в 21:41

Хороший, бодрый рассказ. Авторский слог приятен глазу. Сама идея рассказа довольно оригинальна. Можно было бы написать целый роман.

8 из 10

Оценка : 8
«Другая форма аномальной активности»
–  [ 2 ]  +

Alex Provod, 07 ноября 2015 г. в 13:34

В этой миниатюре буквально нескольо строк, но все — по делу)) Человек предполагает, как говорится...

Оценка : 8
«Межгалактические наёмники. Сага»
–  [ 1 ]  +

majj-s, 03 марта 2024 г. в 12:07

Подсвеченная отблесками марвеловских «Стражей Галактики» история, с не лишенной приятности отсылкой к «Кошки ходят поперек» Веркина в начале, миром-без-границ десятых, частью которого мы чуть было не стали в продолжении, и семейными ценностями в конце.

Оценка : 8
«Семья»
–  [ 1 ]  +

Zombie 1st class, 24 февраля 2024 г. в 21:24

Не совсем я понял смысл рассказа. То ли это своеобразная метафора про одиночество и семейную жизнь, то ли некая необычная вариация на тему «вторжения похитителей тел», или каких-то энерговампиров, манипуляторов реальности, чего-то такого… Как бы то ни было, мне понравилось сочетание экзистенциального ужаса небытия с простыми и более материальными пугалками (вот так проснешься, а у тебя на кухне незнакомый мужик с ножом – не, ну это реально ппц страшно), а также сочными бытовыми деталями и элементами мрачного юмора. Есть также один очень натуралистичный момент «не для слабонервных».

Оценка : 8
«Медуза»
–  [ 1 ]  +

nightwarden13, 21 февраля 2024 г. в 05:09

Отличный рассказ, где Кабир раскрывается на всю мощь. Вот что мешает всегда так писать?

Здесь хорошо всё, тут и всякие тайны, и маниак(ставший таким не потому что он плохой) и хтоническое чудовище.

Хороший рассказ.

Оценка : 8
«Рябиновая ночь»
–  [ 1 ]  +

EllenRipley007, 30 июля 2020 г. в 17:55

У меня когнитивный диссонанс. Ну почему, почему украинская деревня — Рябиновка?! Она же Горобыновка! Или Горобынька?

Оценка : 8
«Кукольник»
–  [ 1 ]  +

Ольгун4ик, 10 апреля 2020 г. в 17:15

Автор современный, но играет на классическом поле «ужасов» и неплохо играет. Что делать живым, если умирает самый близкий человек. И не просто любимый, а ребёнок. Единственный. Маленький. Сколько там той жизни было. А осталась только любимая игрушка. И ещё остался шанс вернуть сына. Шанс страшный, но он есть. Боль отца заставляет забыть о цене за это. Только расплачиваться придётся не ему. И вдруг звонок от того, кто уже несколько лет не мог позвонить.

Сцены в ночном городе, где герой гнался за ожившими куклами достоин сцен классиков ужаса. Читает рассказ Олег Булдаков. Тоже современный человек, чьему вкусу я доверяю безусловно и безоговорочно.

Оценка : 8
«Призраки»
–  [ 1 ]  +

URRRiy, 08 июня 2019 г. в 13:47

Полноценно завершенный рассказ с мистической составляющей (у автора это получается не всегда). На мой взгляд, избыток информации о типах японской нечисти, колорит обстановки ощущается и так. Логичный финал истории, вписанный в известную легенду. В целом, неплохой выбор в качестве заглавного произведения сборника.

Оценка : 8
«Грех»
–  [ 1 ]  +

applemice, 21 ноября 2017 г. в 12:04

Это тот случай, когда стилизация так глубоко проработана, так аутентична, что порой приходится залезать в словарь (к примеру, я не знала как выглядят такие предметы одежды как «спенсер» и «боливар»). В подобных декорациях не слишком оригинальная история о «кровопийцах» (А точнее, о расследовании сыскной полицией убийств, одним из них совершенных) заиграла новыми красками. Из-за языка рассказ читался тяжело, но его прелесть заключается в другом. Думаю, в будущем буду перечитывать с удовольствием, подмечая новые детали.

Оценка : 8
«Кожа»
–  [ 1 ]  +

Kuznetsov_V_A, 07 декабря 2016 г. в 11:39

Сверкнув последнее время яркими и мрачными историческими рассказами, Макс в этот раз встал на стезю иную принципиально, больше созвучную с миниатюрами из его «КЛНК» (интересная аббревиатура получилась, кстати… неужели так и задумывалось?)

Составитель сборника Илья Пивоваров назвал «Кожу» (я цитирую) «постмодернистским хулиганским анекдотом». И, черт возьми, это самое точное определение, которое можно дать рассказу. Назвать его хоррорным у меня язык, увы, не поворачивается. Согласитесь, есть некоторая разница между черным юмором и комедией ужасов. «Кожа» — она про первое. Причем, черный здесь даже не юмор – он как раз довольно тонкий и внезапно, интеллигентный. С приятными рефералами и языковым изяществом. «Черная» часть рассказа – это набор описательных, ситуационных средств. Здесь автор вообще не стесняется, и именно в них кроется смысл эпитета «хулиганский» из определения Ильи.

И вот это странное сочетание интеллигентности и хулиганства делает их рассказа эдакую практически иконопись «Русской бомондъ, бессмысленный и беспощадный». И даже вполне предсказуемая и довольно потертая развязка шарма рассказу не убавляет.

Если же копнуть немного глубже, можно, в определенной мере, назвать «Кожу» Макса Кабира зеркальным близнецом рассказа Дмитрия Костюкевича «На 180» (я, кажется, даже говорил это раньше). В обоих случаях боди-хоррор здесь – материализовавшаяся метафора, но только в случае Костюкевича – трагическая, а в случае Кабира – ироническая.

Оценка : 8
«Эскё»
–  [ 0 ]  +

Lady Charlyn, 25 февраля 2021 г. в 10:08

Рассказ понравился, особенно впечатлило описание героев, даже второстепенных — маленькие детали, и персонаж оживает, очень здорово.

Оценка : 8
«Скелетик»
–  [ 0 ]  +

astrophytum, 10 августа 2017 г. в 17:29

Рассказ неплохой, но сам сюжет один в один слизан с рассказа Рудазова «Двадцать второй день».

Оценка : 8
«Скелеты»
–  [ -1 ]  +

vseslavs, 16 октября 2018 г. в 13:24

Я буду краток :) Отличный язык, атмосфера, неплохой сюжет. Но ооооочень растянуто, прямо аж чересчур. Смело можно было бы сократить минимум вдвое.

Оценка : 8
«Поющие в глубинах»
–  [ -2 ]  +

mac_mac, 14 июня 2018 г. в 22:11

Да, не хотелось бы мне, услышатьтакую Песенку!

Оценка: 8.

Оценка : 8
«Медуза»
–  [ 15 ]  +

StasKr, 08 декабря 2020 г. в 07:35

Соглашусь с ранее отписавшимися лаборантами. Задумка, касающаяся советского культурного наследия, максимально оригинальная. Автор напряг воображение и придумал нечто, что ещё не использовалось коллегами по цеху. В этом огромный плюс произведения. Также понравилась картина провинциального, медленно умирающего, городка. Бедность, жара, грязь, отсутствие перспектив и безнадёжность постмайданной Украины переданы автором просто отлично.

Главный злодей откровенно подкачал. Шаблонно, плоско и не слишком страшно. Блестящая первая половина рассказа требует чего-то более интересного, а этого нет. Отсутствует и достойный финал произведения (во всяком случае последние полторы страницы – это какая-то ерунда). В результате «Медуза» напоминает прежний вариант Исаакиевского собора (разобран при Александре I) у которого были мраморные стены и грубый кирпичный купол.

Итог: нельзя сказать, что рассказ плох. Наоборот, он мне понравился больше, чем многие другие произведения из сборника «Самая страшная книга 2021». Но всё же, прочитав последние строки истории понимаешь, насколько велик контраст между отличной задумкой и её посредственным воплощением. Перед нами тот случай, когда хороший сюжет требует новой, более удачной реализации. Мне кажется, если развернуть историю до формата повести и избавиться от картонного маньяка-психопата, то история выйдет гораздо лучше.

Оценка : 7
«Клювы»
–  [ 14 ]  +

Deliann, 05 ноября 2022 г. в 10:41

Стандартные апокалипсисы, в том числе зомби-апокалипсисы, сейчас уже мало кого впечатляют. Классические живые мертвецы слишком медленные и не особо сообразительные. Сюжеты про всякие вирусы после Ковида уже не такие страшные. Вариации быстрых зомби тоже уже приелись. И чтобы внести свежую струю в застоявшийся жанр, авторы или стараются придумать необычных монстров, или прикручивают к сюжету дополнительные условия, чем жёстче, тем лучше. Или совмещают то и другое. Например, можно заставить персонажей действовать вслепую и добавить к ним некую невообразимую тварь, как это сделал Джош Малерман в «Птичьем коробе». Или сделать любой шум смертельно опасным, как в фильме «Тихое место». Или вот «Клювы» Максима Кабира: здесь если персонаж уснёт, то станет кровожадным лунатиком. А без сна человек может продержаться не так уж и долго...

Кабир широкими мазками рисует судьбы людей в мире, где бессонница жизненно необходима. Кто-то в таких условиях борется до конца, кто-то становится жертвой своей семьи. Некоторые пытаются найти лекарство, один человек даже хайпанул на теме, а несколько человек даже умудряются получать удовольствие от происходящего. Разные реакции и подходы изображены хорошо и, пожалуй, это лучшее, что есть в романе. Главные герои тоже получились неплохо. Ими не успеваешь проникнуться, этому мешает высокий темп повествования, но их судьба становится небезразлична. Чего не скажешь о второстепенных персонажах. Эти почти все картонные и строго функциональные. Особенно отрицательные. Но, опять же, благодаря темпу повествования, это не успевает стать проблемой. Высокая динамика не даёт задерживаться ни на чём.

Основной проблемой книги для меня стала её развязка. Я очень не люблю, когда истории о конце света превращаются в голливудскую сказку про борьбу добра со злом. С обязательным противостоянием избранного и злодейского злодея. Мне не нравилось это в «Противостоянии» Стивена Кинга, не пришлось по душе в «Лебединой песне» Роберта Маккаммона, и не импонирует в «Клювах» Максима Кабира.

Ну а из плюсов, помимо персонажей и демонстрации фантастического допущения, хочу упомянуть ещё атмосферу Праги и упоминание сказок Гофмана. И то, и другое здесь очень к месту и оставляет приятные впечатления.

Хороший развлекательный хоррор про вариацию зомби-апокалипсиса уровня «Мобильника» Стивена Кинга. Жанр заново не открывает, но вносит некоторое разнообразие и прочтения заслуживает.

Оценка : 7
«Мухи»
–  [ 12 ]  +

URRRiy, 26 июля 2021 г. в 17:18

Произведение хорошего качества, с загадкой «старого замка», преобразованного советской властью в многоквартирный дом, привидениями, отнюдь и вовсе не безобидными, почитателями мракобесия, историческими вкладками и нравами современной молодежи.

Тем, кто ищет гарантированно интересного развлекательного чтения, книга вполне подойдёт. Ценители прекрасного в смысле — ужасного, найдут немало поводов «докопаться до небес», как в плане вторичности, так и нелогичности. Оставляя разного рода, цвета и размера, вторичность и отсутствие логики в поведении персонажей, отмечу личное впечатление. Что доставило сомнение — недокрученность судьбы героев пролога, избыточность «ревела буря, гром гремел, во мраке молнии сверкали» финального эпизода, и основное — откровенная незавершенность основой темы — пары главных героев, то есть автор похоже оставил толстый задел для второй серии, вероятно «Пауки».

В результате ощущение недоделанности.

Тем не менее, читать, пусть и с определенными сомнениями, было несложно, интерес в основном поддерживался, то есть, для отвлечения сознания от текущей повседневности эта вещь вполне подходит.

Оценка : 7
«Призраки»
–  [ 12 ]  +

Deliann, 05 мая 2019 г. в 15:54

После очень бодрых «Скелетов» вопрос о покупке «Призраков» даже не стоял. Тем более в новой книге Максима Кабира и аннотация более сдержанная, и обложка гораздо атмосфернее. Сборник состоит из 24 рассказов и одной повести. Достаточно внушительный объем и в целом высокий уровень качества.

Ну и немного конкретики по рассказам. Для начала несколько слов о тех рассказах, что я оценил на шесть баллов из десяти:

• «Пепел». Единственный рассказ, который совсем не пришелся по душе. Если смотреть объективно, то все при нем: атмосфера, язык, необычный сюжет, но… Видимо умалишенные персонажи – это не для меня.

• «Дом на болоте», «Черви», «Дева», «Упырь» и «Жуки». Довольно стандартные хорроры, использующие как антураж российскую глубинку разного времени действия. Написаны неплохо, но не зацепили.

• «Призраки». Мистическая драма в японском антураже. Девушка главного героя по всем признакам является привидением, вот только есть ли ему до этого дело? История не пугает, но и не особо впечатляет.

Теперь немного о тех историях, которым я поставил семерки:

• «Малые боги», «Роженицы», «Поющие в глубинах», «Багровая луна» и «Слухи» – рассказы, наиболее близко подобравшиеся к ярлыку «развлекательный ужастик средней руки». В них все в лучших традициях: столкновение обычных людей со злом, подчас в непривычном обличии, хорошо прописанные характеры персонажей, бескомпромиссный финал. Рассказам не хватает какой-то изюминки, но и без нее – это достойные представители жанра.

• «Чёрная Церковь». Атмосферная мистическая легенда. Где-то в глубине тайги построена Черная Церковь. Построена она без единого гвоздя бывшим каторжником, потерявшим человеческий облик. Тот, кто найдет эту церковь, сгинет бесследно или сойдет с ума. К сожалению, кроме хорошо проработанной атмосферы, тут смотреть, в общем-то, не на что. Тем не менее, любителям мистики определенно рекомендую.

• «За пределами Котьей страны» – такой интровертированный психологический триллер. Когда Жене было одиннадцать, ее похитил сумасшедший. Он заботился о ней и не сделал ничего плохого, за исключением, конечно, содержания в неволе. Спустя три месяца Женю спасли, вот только спасли ли? В рассказе нет мистики, нет воплощения зла, просто люди с их искалеченной психикой и поломанными судьбами.

• «Палата». В одной палате лежат очень разные, и даже странные пациенты. Рассказ хорошо передает атмосферу больницы, но его развязка оставляет слишком много вопросов. В итоге получился не совсем внятный бытовой мистический триллер.

И, наконец, лучшие произведения сборника:

• «Ночь без сияния». Отличная, драйвовая история о столкновении людей с региональной вариацией снежного человека. Читается на одном дыхании, много внимания уделено якутскому фольклору, атмосфера тоже не подкачала.

• «Бабочки в ее глазах». Нетривиальный научно-фантастический триллер про любовь. Рассказ плохо вписывается в жанровые рамки и сложнее, чем кажется на первый взгляд.

• «Африкан». Самый страшный рассказ сборника обошелся без мистики, монстров и маньяков. В нем лишь предельно реалистично описана ситуация, которая вполне могла произойти на самом деле в блокадном Ленинграде. Читал и ощущал мороз на коже.

• «Классные рога, чувак!». Вот люблю я истории, когда зло нарывается на еще большее зло. К тату-мастеру Захару приходит неприятный клиент и просит набить себе портрет пропавшей девочки. Кто же знал, что это приведет к настолько неожиданной и кровавой развязке? Рассказ сочетает в себе, казалось бы, противоположные вещи и его можно охарактеризовать как сказочный ужастик. Ну, или страшную сказку, если вам так больше нравится.

• «Грех». Еще один исторический ужастик. На этот раз с нотками нуара и в антураже ХIХ века. В городе появился кровосос, и его ловля обернется для главного героя неожиданными последствиями. Рассказ хорош проработанной атмосферой и характерами персонажей. Оставляет приятное послевкусие.

• «Перевертыш». Мистический рассказ. Главный герой обладает необычной способностью – все окружающие принимают его за кого-то другого: друга, знакомого, родственника, а иногда и врага. История получилась тягучей и с полным эффектом погружения, еле выпал из нее.

• «Паутина». Отличная история столкновения одной боевой женщины с целой оравой сектантов. Сюжет бодрый, персонажи живые, в диалогах проскальзывает юмор, а в атмосфере – напряжение.

• «Свято место». Хороший триллер с концовкой в духе «Баек из склепа». История не слишком удачливой медсестры и нечистого на руку врача, происходящая на фоне «лихих девяностых», оставляет приятное впечатление от точно переданной атмосферы и живости персонажей.

• «Самый особенный дождь». Внезапно, очень геймановский рассказ. История актера неудачника, вернувшегося в дом своего детства и обнаружившего там немного особой человеческой магии. Рассказ наполнен светлой грустью и душевностью, что смотрится очень необычно и трогательно на фоне остальных рассказов.

• «Морок». Младший брат «Скелетов». Главный герой возвращается на свою малую родину, где когда-то пропала его младшая сестра. Атмосферно, ностальгично, но вместе с тем как-то слащаво и совсем не страшно. Тем не менее, прочитал с удовольствием.

В итоге получился отличный жанровый сборник, о покупке которого я ни капли не жалею. Рекомендуется всем любителям отечественного хоррора.

Оценка : 7
«Метод сборки»
–  [ 12 ]  +

ii00429935, 26 июля 2015 г. в 23:19

Занятная история. Не просто очередной хоррор, а рассказ с идеей.

Итак, перед нами известный писатель и сумасшедшая медсестра... Что-то знакомое, не правда ли? Максим Кабир даёт подсказку. Это отсылка к классическому роману «Мизери» Стивена Кинга. Другой источник авторского вдохновения назван в рассказе открытым текстом — киноцикл «Пила». Оттуда — запредельный натурализм финальной сцены. Из « Пилы» и необычная мотивация маньяка, который желает своей жертве добра. Обращение к классике — это прекрасно, но при чтении «Метода сборки» кое-что мне мешало. Здесь некому сочувствовать. Герой «Мизери» Пол Шелдон отчаянно борется за жизнь, Глеб Минаков из «Метода...» — баран, отправленный на заклание. Шелдон, безусловно, талантлив, Минаков скорее удачливый графоман. Выше литературы он ставит выпивку и секс без обязательств и вообще живёт по принципу позднего Никиты Михалкова. Хвалят? Что ж, так и должно быть. Ругают? Значит, не доросли до понимания моего творчества. Очевидно, таков был авторский замысел. Я не случайно упомянул представителя клана Михалковых. Глеб Минаков — образ собирательный, в котором можно узнать многих современных деятелей культуры. Как сказал классик (пусть и по другому поводу): «страшно далеки они от народа».

Оценка : 7
«Порча»
–  [ 10 ]  +

iliandr, 22 мая 2022 г. в 19:11

Как-то в одной школе наступил белый полярный лис…

Порча — приятная и легкая вещь, этого у Кабира не отнять. В неё погружаешься быстро, хоть и поверхностно, и с парой кружек чая заканчиваешь одиноким вечерком. Страшно — ну нет, жутковато и мрачновато — да. Вдохновлено западными уже «классиками» современного ужаса — безусловно, но кто сказал что это плохо, да и разножанровость этих отсылок от Э.А. По и Говардского хоррора начала 20 века через признанных мастеров 80-х и 90-х до Литтловского околослатера последних лет радуют.

В общем и целом — вполне себе зачет. Хоррор в обычном голливудском виде, что ни разу не плохо — красиво, быстро, эффектно, не напряжно. Да, мировым мэтрам жанра проигрывает, а вот более нишевым, но вполне звездным, скажем Литтлу и Невиллу, как-по мне нет, хотя я их тоже весьма ценю. А уж между Порчей и большинством ужасов класса Б я вообще не сомневаюсь предпочту первую. 

Так что ответвление ССК в лице хоррор зона продолжает радовать своим существованием, ждем дальше.

А под конец небольшое имхо. Рассказов у Кабира прилично, многие из них публикуются уже лет 5 в той же ССК и это реально здорово, лично меня они радуют и покупаются без сомнений. И они вполне себе демонстрируют разнородность жанра ужаса, причем качественную. А вот с опубликованными романами почему-то все идет по прямой без ответвлений. Скелеты (с которых началось мое новое знакомство с отечественным ужасом и сопроводилось парой новых десятков книг в шкафу), Мухи и Порча (и новеллизация второй части Пиковой дамы кстати тоже) практически одинаковы и по фабуле истории и по атмосфере. Меняются локации, наименования представителей ужасного мира, имена героев, но в целом складывается ощущение, что смотришь серии одной антологии подряд. Это не то чтобы ненормально, но обычно между выходят еще другие вещи, а тут прямо подряд, как по одной формуле.

P.S. концовка кстати в частых традициях хоррора

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
скомкана и слита. Разразить весь этот ад из Академии уже неоднократно упомянутого Литтла и даже более убого слить, это... это я уже привык

Но опять же, роман вполне приятный, если ожидать не чего-то особенного, а неплохую страшилку на вечер. Патриотичный +бал за, собственно, отечественную составляющую, которая местами вызывает ностальгические моменты

Оценка : 7
«Мухи»
–  [ 10 ]  +

sergej210477, 12 ноября 2021 г. в 21:47

Классический подростковый хоррор.

Про приключения подростков, и, ориентированный, в основном, на подростков. (Правда, в книге много довольно откровенных эротических моментов. С одной стороны, можно поставить рейтинг «18+», с другой, современную молодежь таким не удивишь, а пикантные моменты написаны изящно, не грязно.)

Незамысловатая классика хоррора, такая, как фильмы ужасов 80х годов — шаблонная, предсказуемая. Но, увлекательная и динамичная. Да, опять проклятый дом. Эталонный для жанра сюжет. Опять, герои, добровольно и глупо лезущие в самое пекло. Будет и свой профессор Ван Хельсинг. И, весь набор типичных приемов, героев. Любителям такого рода книг и фильмов этот роман понравится. Мне — понравился. Просто, но, захватывает. ( Хотя, почему «просто»? Роман, получился бы, совсем простым, если герои действовали, как раз, продуманно, логично и по-взрослому. Ну не бывает «стопроцентного» реализма в жанре мистики и хоррора! )

Поэтому, по-моему, получилось очень неплохо.

— хорошо прописанные главные герои. (Да, очень шаблонные и стандартные, но, живые и яркие ( до поры, до времени)

— отличный саспенс.

— атмосфера российской глубинки.

— интригующее начало и удачный, на мой взгляд, финал.

— хоррор-моменты удались.

Ничего особо оригинального, глубокого, психологически сложного от этой книги ждать не нужно.

А вот отлично скоротать пару вечеров этот роман поможет. Читается книга легко и быстро. Бросить ее на середине и заскучать, вряд ли, получится.

Оценка : 7
«Мухи»
–  [ 9 ]  +

Buhrun, 17 июля 2021 г. в 01:04

В битве литературы и жанра, чаще всего побеждает жанр.

Я очень ценю Кабира, как рассказчика. Он — серьезный мастер малой прозы.

Особенно мне импонируют его эксперименты, а на них он сильнее горазд в малой форме.

«Мухи» тоже производят впечатление чего-то свежего и сильного.

Поначалу.

Их не портит ни типовая постсоветская реальность — это дань жанру.

Ни не менее классические развороты сюжета — черты жанра.

Ни герои — плоть от плоти набивные манекены тру хоррора (хотя я ждал, реально надеялся и верил, что внук и дед — тоже креатуры или хотя бы слуги).

Ни историческая проработка — эрудиция Кабира, как обычно, на высоте, а уж все эти термины, от архитектурных особенностей дома до церковно-славянских ритуалов.

«Мухи» — именно то, чем кажутся: крепкий и умелый ужастик.

И я (большой фанат и поклонник жанра) страдаю от двух вещей:

Я ничему не удивляюсь (а зачин и имя Кабира как бы обещают вотэтоповороты), хотя история и антураж мне нравятся.

Жанр пожирает сам себя (финальная треть романа двигается по настолько устоявшимся рельсам, что аааааа).

Итого:

Надежный, как подростковый стояк, хоррор на материале родной культуры.

Ясный и легкий стиль, прочел мгновенно.

Классная идея.

Сильные эпизоды.

Чуть более, чем хотелось бы, шаблонное завершение всего.

Несомненно, буду рекомендовать любителям ужасного.

Оценка : 7
«Голоса из подвала»
–  [ 9 ]  +

iliandr, 14 апреля 2021 г. в 20:53

Как-то два мэтра современного отечественного ужаса решили посидеть за костром в темном темном лесу...

И получилось весьма неплохо. Весь сборник – переосмысление, «опсихологичивание», деконструкция, а где-то откровенная игра с детскими страшилками на манер современного хоррора. Читается невероятно быстро и легко, осилил за два вечера рабочих дней. Что-то пристально оценивать и критиковать совершенно не хочется, поэтому просто выделю запомнившееся.

Снеговик – отличное открытие сборника, где в страшилке про мальчика и, собственного, снеговика, не оказалось ни единого светлого пятна на фоне тотальной депрессивности всего окружающего. Пугает здесь не снеговик, а все кроме него, что вобщем-то здорово для минирассказа.

Лиза – жутко. Очень просто, но жутко. Девочки-призраки – беспроигрышный вариант.

Улица мертвой пионерки – рассказ одного предложения-допущения. Совершенно прекрасного с жанровой точки зрения. Без этого бы не выделил.

Халк – откровенное маньячное хулиганство, притом сугубо «школьного» формата, радует.

Хуже, чем смерть – самый «неужасный» голос из подвала в духе Матесона – зачет

Диафильм – маньячная часть, конечно, никакая, но за искреннюю любовь к диафильмам еще один зачет, аж свой вспомнил, прослезился.

Ма-ма – ничего особенного выделить не могу, но запомнился и здорово. Ну, наверное, крутая японская тематика.

В остальном – все вполне приятно, читать строго вечером, желательно в одиночестве, иначе шарм страшилок развеется (прочитал рассказ днем, понял, что плохая идея). Ах да, сугубо личное мнение, «Свое место» и «Гильдия банщиков» лучше бы смотрелись в других сборниках ССК (Голоса из подвала номинально не ССК, но мы-то все понимаем), немного выбиваются из формата повзрослевших страшилок. В остальном где-то сильнее, где-то слабее, но надоесть не успевать, а все удачные моменты радуют.

Что до формата появления историй в духе «Книг крови» то начало и страничные прелюдии к рассказам – отлично, продолжение истории Алеши – не отлично, но без этого, наверное, страшилка бы не «повзрослела».

Новая серия ужасов – гип гип ура, больше, лучше, чаще! И желательно без двухмесячных задержек в выпуске)

P.S. — благодарности в начале книги не обманули, по ходу чтения каждый автор и дух произведения легко угадываются и еще больше радуют.

P.P.S — кстати о самом издании, в группах соцсетей пугали сознательным выбором «дешевого» формата книги, что я уже начал ждать газетных прозрачных листов с хлипкой обложкой. На деле все вышло аккуратно, тематично и весьма прилично!

Оценка : 7
«Скелеты»
–  [ 9 ]  +

felixkriventzov, 12 апреля 2021 г. в 14:27

Я не устану везде и всюду нахваливать творчество Кабира, и его первый роман тоже не оставлю без положительной оценки. Это яркий, несерьёзный, «голливудский» и при этом чисто «наш» хоррор-аттракцион, который автор от души осыпал ностальгическими ответвлениями — герои вспоминают беззаботное детство, казавшееся вечным приключением, чуть ли не через абзац. По основному наполнению тут тоже всё как в юности, на DVD-подборках «5 в 1», или, что ближе по настроению, как на сдвоенных сеансах в старых американских drive-in, где крутили по два фильма за билет. И призраки, и монстры, и маньяки, и капелька сюра. Очень много кивков в сторону «Оно»: меланхоличная тема взросления и возвращения в детство, стычки с хулиганами, город как полноценный участник и катализатор событий. Как тут обойтись без заботливо протоптанной Кингом дорожки?

И при всем обилии плюсов, не могу не согласиться с некоторой критикой. Шаблон кое-где лезет через швы наружу, а история из-за обилия второстепенных и не всегда нужных рассказов-дополнений выглядит лохматой, особенно под конец. Макс, без тени сомнения, крут, но в малой прозе он сильнее, чем в крупной. Где-то на 300-й странице я уже начал желать побыстрее добраться до финала.

Впрочем, целиковое впечатление — годно, свежо, отлично написано живым языком. Это не новая вершина хоррора, но достойный представитель, с которым приятно было проводить вечера и кататься в метро. ССК держит планку качества.

Оценка : 7
«Выкройка»
–  [ 9 ]  +

Lass, 22 октября 2019 г. в 20:22

Хиккан Андрей обнаруживает в изъятых вещах на работе инструкцию по изготовлению «помеси медведя и свиньи» из пайперкрафта (читай — фигурку из бумаги). Так как герой как раз увлекается данным видом творчества, фигурку он немедленно склеивает, и вот тут-то и выясняется, что со сборкой не все так просто. «Поместь медведя и свиньи» оживает и отправляется творить кровавые дела...

Средний на мой взгляд рассказ, зато написанный уверенной рукой. Точнее, в нашем случае, руками. Отобран в книгу вне конкурса по праву финалиста «Чертовой Дюжины». Треть рассказа я хихикал над помесью «медведя и свиньи» (простите, но челмедведосвин из саус-парка подложил свинью этому монстру, сейчас я говорю супер-сурьезно!), треть рассказа не понимал, почему герой даже не попытался как-то избавиться от страшной штуки (она же бумажная! ты хотя бы попробуй, чтоли). Ну и не знаю, не напугала эта бумажная коллекция. Наверное, давно не резал палец бумажным листиком)). Оценка 7 баллов.

Оценка : 7
«Форпост»
–  [ 8 ]  +

URRRiy, 15 апреля 2022 г. в 17:04

Типичная и клишированная история посещения проклятого места в глуши американских лесов в далёкие времена переселенцев / уничтожения индейцев.

Группа авантюристов, охотников за кладом в заброшенном селении сектантов — людоедов, отправляется в путь дабы обрести чудовищные испытания на свою голову.

Главный герой обладает уникальными особенностями своего происхождения, кроме него в рассказе присутствуют подлые и беспринципные антагонисты, несчастные жертвы, красавица из местных, в общем полный суповой набор для любителей человеческого естества. Приключения безусловно хоррорные, хотя и однообразные, слишком простые и не оригинальные.

В общем, чтение на один раз.

Оценка : 7
«Мухи»
–  [ 8 ]  +

navin, 07 января 2022 г. в 14:38

Отрадно, что потихоньку на просторах нашей страны обживается, дачный (Бобылёва), деревенский или провинциальный хоррор. И одновременно печалит некоторая похожесть писательских методов, работающих в нём. Мне кажется требовать от жанра, каких то прямо леденящих душу ужасов не стоит, здесь важен упор на стилизацию, уютность, ностальгию и как ни банально интересный сюжет. Всё это в той или иной степени присутствует в данном романе Кабира, но к сожалению самый большой минус это стиль и диалоги. Ну не разговаривают так подростки, ни в 90-е, ни в 00-е, никто так не говорил и не говорит; весь сленг, словечки, построенные фразы кажутся надуманными и банальными одновременно. Если отбросить это и некоторые не выстрелившие ружья, роман вполне подойдет, чтобы скоротать теплый летний вечер на даче. Оценка: 7+

Оценка : 7
«Скелеты»
–  [ 8 ]  +

Swensen, 16 декабря 2020 г. в 13:08

Я вообще не большой фанат хорроров именно в романах, хотя Стивена Кинга люблю и уважаю. Но опять же не за страшное, а за то, как за этим страшным кроются более важные социальные, психологические и моральные вопросы.

И уж совсем не поклонник я Максима Кабира, хотя его рассказ «Африкан» считаю одним из лучших во всей линейке ССК. Но роман все-таки решил прочесть, скорее из интереса, что же новенького автор нам покажет, чего мы ещё не видели, благо Кабир писатель талантливый и профессиональный.

Что ж, по итогу могу сказать, что роман мне скорее понравился, чем нет. Ну а теперь подробнее.

Начну с минусов. Самым главным минусом для меня стало то, что по сути я не увидел в «Скелетах» ничего нового. Маньяки с множественными личностями? Было. Призраки прошлого, буквально преследующие героев? Было. Главгер, возвращающийся в родной маленький городок и оказывающийся в центре заварушки? Было сто раз. И так во всем. Роман похож на эдакий механизм, собранный из стандартного набора конструктора под названием «Типичный хоррор». Не стоит ждать от него откровений или новых взглядов на старые проблемы.

Однако, как показывает практика, мастерство рассказчика может сделать интересной даже вторичную и поверхностную вещь. Роман затягивает не сразу. Это не водоём, в который прыгаешь с разбега бомбочкой, скорее это болото, вязкая трясина, в которой тонешь постепенно, а потом сам не замечаешь, как уже погружен с головой. Поначалу роман и правда шёл туго, ничем особо не цеплял, но ближе к середине слегка разогнался, а в конце действие и вовсе неслось на всех парах.

Герои действительно цепляют, и в какой-то момент совершенно искренне начинаешь за них переживать, пусть сюжет и предсказуем, пусть и вокруг сплошные клише, кое-где и рояли в кустах, но все равно следить за судьбой персонажей интересно.

А все потому, что лучше всего Кабиру удаются даже не страшные сцены, а бытовые. Эпизод с поэтическим фестивалем, наверное, понравился мне больше всего. Есть что-то теплое и уютное в таких моментах, и тем ярче эти теплота и уют контрастируют с ужасами, которые творятся кругом. Но ужасы, увы, впечатляют уже не так сильно.

Пожалуй, самый классный именно хоррор-кусок — это небольшой рассказ про мальчика и ковёр. Вот это действительно было жутко, необычно и наверняка затронуло душу каждого читателя, кто ночевал в детстве у бабушек с такими вот коврами на стенах.

В общем и целом, роман не самый плохой, но в то же время и отнюдь не выдающийся представитель жанра. Если вы большой поклонник хорроров, то прочтите, скорее всего получите удовольствие, если же нет, то пропустив эту книгу, вы ничего особенно не потеряете.

Оценка : 7
«Морок»
–  [ 8 ]  +

Milter, 16 сентября 2019 г. в 16:19

После прочтения не могу избавиться от ощущения, что прочитал некую демоверсию романа «Скелеты». С одной стороны, есть схожие моменты

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(провинциальный городок; надвигающееся зло, мучающее кошмарами местных жителей; вернувшийся на родину парень, собирающийся навешать люлей злу; девушка из прошлого, с которой закручивается любовь; девочка с суперспособностями, помогающая побороть зло и т.п.)
, но все подано более живо, быстро (еще бы, это же повесть), нет обилия эротических сцен, которые лично меня утомляли в «Скелетах». Наверное, лучше, если читать их в обратном порядке. Понравился «Морок», захотелось еще — вот вам «Скелеты». В противном случае возникает ощущение повтора, хоть и качественного.

Оценка : 7
«Поющие в глубинах»
–  [ 8 ]  +

sergej210477, 22 мая 2018 г. в 16:50

Как экзотический рассказ про Африку, очень даже неплохо. Атмосферно, мрачно. В лучших традициях Хаггарда.

И задумка с психбольницей удалась. Вообще, получилась отличная игра на контрасте — жаркие и безводные африканские саванны и сырой и холодный Петербург. Удачное решение.

А вот как хоррор, меня не зацепило. Слишком все коротко и лаконично.

Оценка : 7
«Слухи»
–  [ 8 ]  +

alex1970, 26 ноября 2013 г. в 22:35

Дарио Ардженто смешивается с советскими (ну постсоветскими) бытовыми страшилками.

Девушке (понаехавшей) по ночам страшно возвращаться домой, в захолустье.

И ее страхи обретают реальное воплощение — трех можно сказать Матерей тьмы. От того, что они похожи на обычных старых сплетниц, перемывающих всем кости у подъезда, менее страшно не становится

Оценка : 7
«Дом на болоте»
–  [ 7 ]  +

Zombie 1st class, 02 апреля 2024 г. в 00:27

Начало XX века, захолустная деревня на северо-западе России. Молодой сельский учитель, приехавший нести свет знаний крестьянским детишкам, сталкивается с местной мрачной тайной: заброшенным помещичьим особняком и жуткой причиной, заставившей эксцентричного землевладельца сбежать, оставив имение полоумному управляющему. Что же такое раскопали рабочие шесть лет назад, при строительстве декоративных прудов на месте осушенного болота?

Второй рассказ из условной трилогии меня заинтриговал своим началом, но немного разочаровал смазанным финалом. Возможно, не хватает объема – произведение все-таки довольно короткое, тут бы раза в полтора развернуть для нагнетания атмосферы настоящим образом. Но и с тем что есть, атмосфера мрачноватой осени в сельской местности передана недурно. Язык частично стилизован под старину и глухомань, но именно слегка – да и не столь уж давние там времена описаны.

Зато рассказ познакомил меня с замечательным стихотворением Якова Полонского «Вечера настали мглистые». Кабиру респект за хороший вкус к поэзии.

Оценка : 7
«Курьи ножки»
–  [ 7 ]  +

StasKr, 17 октября 2022 г. в 13:20

Рассказ хороший, атмосферный. Но чувствуется в сюжете некое противоречие. Острожно, спойлеры!

… Согласно христианской мифологии, дьявол получает душу только с согласия человека. Да, нечистый может обмануть (историй об этом нет числа), но получить просто так – не может. Ибо свобода воли и всё такое. А тут главный герой лишается души только потому, что тридцать лет назад смотрел детскую передачу и мама, чтобы порадовать сына, отправила его рисунок на телевиденье (без всяких корыстных целей или тайных умыслов). А ведьма, что вела эту передачу, съела рисунок мальчика и вот теперь герой, как ещё двести сорок других детей, отдал свою душу какой-то нечисти! «А что, так можно было?!» (с)

Если процесс отъёма человеческой души был бы таким простым, то силы ада давным-давно оккупировали бы телевиденье и пожрали души миллиардов людей. Такая история в отечественной литературе есть, но она называется «Generation «П», а не «Курьи ножки» и написал её не Максим Кабир, а Виктор Пелевин.

Оценка : 7
«Море, полное звёзд»
–  [ 7 ]  +

Lilian, 25 августа 2022 г. в 12:11

В этом рассказе чудная фактурная атмосфера лета на побережье. Море, солнце, много людей, стандартный набор развлечений вроде катания на банане, пляжного волейбола или пилинга рыбками. Стандартные неудобства в съемном жилье «где подешевле» — смесь деревенского минимализма и курортного духа.

В общем, атмосфера автору удалась. И я оценила идею совместить эту солнечную летнюю атмосферу с вампирами.

Да, история в некотором роде стандартна — не то место, не те люди, упорное игнорирование взрослыми всех подозрительных намёков. Финал кровав и закономерен.

Хотя нет, в финале так же есть место небольшой игре с ожиданиями, когда сети одного конкретного вампира отчасти становятся спасением от других охотников.

Хотя может быть это лишь более красивая обертка...

Оценка : 7
«Курьи ножки»
–  [ 7 ]  +

Lilian, 21 августа 2022 г. в 19:14

Жутковатая сказка о проклятой детской передаче, чертях и проданных душах. Типичнейшая глубинка и главный герой, на время забывший о своих детских страхах, но неминуемо к ним вернувшийся. Всякие жутковатые подробности вроде страшных кукол, ночных ритуалов и поедания детских рисунков — вроде и не самые оригинальные детали, прямолинейные, но жуткие.

В качестве страшной сказки, в которой не предполагается счастливого финала — весьма хорошо.

Оценка : 7
«Порча»
–  [ 7 ]  +

sergej210477, 02 июля 2022 г. в 23:01

По стилю и содержанию эта книга мне очень напоминает романы Бентли Литтла.

Атмосферный маленький провинциальный городок. Все друг друга знают. Школа, где учатся и работают герои, и, где и происходят основное действие книги. Все стандартное, знакомое, привычное, и, поэтому, чем-то, близкое. Алкаш-сосед, местный хулиган, гроза района, строгий школьный зауч, трудовик, друзья-одноклассники, и, молодая классная руководительница.

Книга, в общем то, про школьный мир, про подростков, но, не для детей. Довольно много откровенных моментов.

Очень интересно и натурально созданные герои. Психологически реалистично. С бытовой и социальной стороны тоже все выглядит естественно.

Но, когда в жизнь городка вмешиваются силы Зла, происходящее с каждой страницей все больше и больше походит на голливудские фильмы ужасов. Начинается некая страшная сказка. Согласно всем канонам жанра, герои ведут себя глупо, безрассудно и нелепо. Зло торжествует, безнаказанно захватывая власть. Ну, и, в финале — решающая битва.

Можно, конечно, сказать, что все это ненатурально, несерьёзно, «детская страшилка». Но, ярко, увлекательно и захватывающе. Это не туманные, неопределенные и смутные страхи, которые вызывает человеческое сознание, нет. Здесь Зло просто и незамысловато, его можно потрогать, конечно, если решишься на это. Вот враг, а, вот герои, которым страшно, но, которые все равно, выйдут на бой.

Хорошо написанный хоррор, местами страшный, интересный, легко и приятно читается.

Оценка : 7
«Голоса из подвала»
–  [ 7 ]  +

Wolf94, 27 мая 2021 г. в 20:01

Весь превратился в слух. Слушал, и слушал, и слушал… Пока не услышал их. Голоса.

Я слышу фоном смех Хранителя склепа) Сегодня нам предстоит спуститься в подвал, где голоса поведают нам старые, добрые хоррор истории в духе 80-х и 90-х))

Честное слово, если Вы соскучились по старым, добрым ужасам, но никак не решаетесь взять что-нибудь из серии Самая страшная книга, то стоит обратить внимание на «Голоса из подвала»! Два мэтра русского хоррора, чьи голоса уже давно известны фанатам ССК. Я очень люблю их отдельные сборники, но совместная работа радует еще больше)

Столько прекрасных рассказов, аж душа радуется. Легкий сборник, который можно с легкостью проглотить за один вечер. Это смесь не только «Баек из склепа», но и «Калейдоскоп ужасов»! Отличный старт для новой серии «HORROR ZONE» и я искренне надеюсь, что линейка книг будет такой же обширной, как и ССК.

Ребята, я это говорила, говорю и буду говорить — обратите внимание на ССК! Я сама относилась с подозрением, но теперь книжная полка трещит от русского хоррора, а за новинками слежу похлеще коршуна! Ну а я пошла за «Мухами» , как раз недавно забрала заветную книжечку)))

Оценка : 7
«За пределами Котьей страны»
–  [ 7 ]  +

sergej210477, 29 июня 2019 г. в 17:32

Тяжелый рассказ.

Точно не хоррор, хотя, все очень мрачно, печально и безнадежно.

Мне такие истории не по душе, но, написано великолепно, ничего не скажешь. Полная иллюзия, что автор рассказа — женщина. Так мастерски, натуралистично, эмоционально и психологически точно раскрыта душевная драма героини.

Сильно и грустно.

Оценка : 7
«Призраки»
–  [ 7 ]  +

URRRiy, 10 июня 2019 г. в 14:40

Сборник мистических произведений, с претензией, и часто почти обоснованной, на хоррор. При этом приемлемого качества с литературной точки зрения. В основном рассказы 2019 года, но есть и публиковавшиеся ранее, в сборниках «Самая страшная книга». На мой взгляд, проходных произведений в книге нет, все проработаны, и если некоторые понравились меньше, то не по причине их качества. Непосредственно по содержанию: первый рассказ-повесть, «Чёрная церковь», самый концентрированный по условно-хоррорной составляющей — и по моему мнению, самый лучший по впечатлению. Псевдоистория, нечисть, интрига, трагедия и лучик света во тьме, ещё более пугающий, поскольку подтверждает истинность зла. Заглавный рассказ сборника — «Призраки» — логически завершенный мистический рассказ. Хотя избыток информации о видах японской нежити размывает внимание, но колорит обстановки ощущается хорошо, при этом финал истории коррелирует с известной легендой. В целом, очень неплохой рассказ. Также особо запомнились — из новых — «Ночь без сияния» — практически непрерывный экшен с загадкой в финале. «Слухи» — некая современная аллюзия на древнегреческих мифологических персонажей. Повесть «Морок», которая хороша всем — от интриги до описаний, но слишком сентиментальна и слишком подражательна по основной идее Стивену Кингу. Также автором очень грамотно, почти как у упомянутого заокеанского мэтра, сотворено послесловие с кратким описанием сути содержимого сборника. Вообще к ситуации подходит придуманная Юрием Поляковым шутка Сталина: «Подражательство — худший грех в советской литературе». Похоже, что не только в литературе, и не только советской, но и постосоветской — клоны идей как книг, так и сценариев забили отечественный культурный фон. Откровенно коммерческий интерес и как следствие — старательное копирование американских идей и приемов. Конечно, продукт получается годный, но шедевров таким способом не создать. Поэтому единственное существенное замечание к части содержимого сборника у меня вызвала именно вторичность и заимствование идей.

Оценка : 7
«Скелеты»
–  [ 7 ]  +

URRRiy, 13 ноября 2018 г. в 21:57

Хорошо написанный роман ужасов, случившихся в маленьком северном российском городке. Все необходимые стандарты, они же штампы, заложенные американскими мэтрами жанра , присутствуют полностью. Разочарованные в личной жизни, но добившиеся успеха в жизни относительно молодые мужчина и женщина, безусловно симпатичные на внешность и взаимно. Их друзья детства, которым не так повезло, но верные и достойные «оруженосцы славных рыцарей «, тайны из детства, понятно, с конфликтами и околоуголовными элементами, атмосфера маленького городка с большими проблемами, в и.ч. инфернального плана, и конечно, АЦЦКОЕ ЗЛО, мистика, кровь с расчлененкой, нераскрытые пропажи людей, массовый психоз среди жителей и до отвращения сентиментальные описания процессов размножения человеческих особей.

В общем и целом, роман абсолютно потребительский и абсолютно вторичный по отношению к тем же Кингу, Кунцу и даже Литтлу. Читать конечно интересно, но нет здесь национального колорита, оригинальности, даже затянутый эпилог и тот выглядит старательным подражанием Стивену нашему Кингу.

Как вывод — хороший вариант для одноразового чтива, но если имеется выбор в пользу мэтров — лучше прочитать мэтров (а ещё лучше — классику:)).

Оценка : 7
«Черви»
–  [ 7 ]  +

пан Туман, 25 марта 2017 г. в 21:08

Как и полагается, после кульминации в сборнике наступает черед развязки — развязки стильной, мистической и многозначительной (практически идеальной в моём представлении развязки). История коллекционера-библиофила Миши не столько пугает, сколько будоражат воображение. Автор щедро одаривает читателя многозначительными жутковатыми намеками, равно как и некоторыми библиофильскими моментами («Где над омутом гнуться лозы» сочетает и то, и другое), но до вульгарного раскрытия тайны не сходит. До невульгарного, впрочем, тоже, поэтому в финале остается лишь чесать в затылке — было круто, но чтО это было? Почему Эрлих зовет героя толстым? Куда делись соседи в коммуналке? И кто приходит к не успевшим в срок избавиться от книг?

Прекрасно, что Кабир обходит подобные вопросы вниманием – страшно здесь не то, что видишь, а то, чего не видишь, и, пожалуй, любое описание только испортило бы рассказ. Кажется, это называется югэн?

Оценка : 7
«Улица Мёртвой Пионерки»
–  [ 7 ]  +

hedgehog1983, 05 января 2015 г. в 21:04

Неплохой рассказ, атмосферный. Жаль концовка предсказуема. Написан очень хорошо, а в главного злодея, не смотря на малый объем рассказа, удалось вложить душу

Оценка : 7
«Грешница»
–  [ 7 ]  +

alex1970, 02 апреля 2014 г. в 14:54

страшилка из разряда тех, что рассказывали в детстве у костра — про черную руку, дровосеков из ковра и прочей нечисти.

Не ужирайся в хлам в неизвестных местах и поосторожнее с непонятными явлениями.

В общем, для бытовой страшилки неплохо, но другие рассказы автора понравились намного больше

Оценка : 7
«Мухи»
–  [ 6 ]  +

Towerdevil, 13 ноября 2022 г. в 12:45

Ну что, ласковые мои мышатки, вот и дожил паблик до рецензии на второй (прочитанный мной) роман великого и ужасного Максима Ахмадовича.

Честно скажу, его «Скелеты» вызвали у меня ярчайшую гамму впечатлений. Да, в том романе чувствовалось желание автора максимально отдаться бумаге, запечатлеть на ней все идеи, все грязные тайны, все болезненные воспоминания. Временами роман даже казался чем-то интимным, словно я заглядываю автору в какие-то отверстия... Энивей. С тех пор Кабир выиграл пару Чертовых Дюжин, с пяток раз прошел в ССК, опубликовал пару десятков (или сотен) рассказов, выпустил авторский сборник, пару романов, заматерел и, возможно, даже, зачерствел. Где-то за четыре года до всех этих событий Максим написал «Мух».

Об этом романе он говорил на своей странице ажно в мае 2017 года, и говорил следующее:

«итак, «мухи» — моё посвящение викторианским ужасам. наверное, самый страшный мой текст — постоянно испытывал дискомфорт, находясь в квартире один. это оммаж готической прозе плюс насилие в самом изощрённом виде и секс. до чёрта секса.»

«результатом пока что я доволен. кажется, это самый страшный текст из всех, что я придумывал. по крайней мере, мне впервые неуютно засыпать в пустой квартире.»

Ну вы же понимаете, что я никак не мог пройти мимо?

Итак, давайте о сюжете:

Девочка (или девушка — 17 лет, это кто?) по имени Саша переезжает с мамой в старый дом на окраине небольшого городка. Вы же понимаете, я могу не продолжать. Конечно же, дом не просто с историей — он набит дерьмом по самую крышу, а на дерьмо, как известно, слетаются мухи...

Сразу стоит оговориться — перед нами не попытка покорить какие-то неведомые горизонты хоррора, не жанровый эксперимент, не потуга «перещеголять» оригинальностью сюжета. ЗАДАННАЯ цель произведения — переосмысление классического готического хоррора в постсоветстких декорациях. Удалось ли это Максу? Давайте разберем.

Во-первых, пожалуй, стоит начать с главной героини. Это очень странное ощущение — легкая влюбленность в девочку, придуманную взрослым татуированным и бородатым мужиком. Но если захотите ее испытать — вам сюда. Главная героиня у Максима получилась максимально живой и фактурной. Тут вам и пiдростковые страдания-метания по поводу и без, первые влюбленности, первые ошибки — из всех этих скрупулезно подобранных кирпичиков складывается не персонаж, нет — личность. И у этой личности есть свои цели, желания, стремления, внутренняя логика. Можно даже сказать — независимость от авторской режиссуры. И единственный вопрос, который у меня вызывает личность Саши — Макс, почему ты так хорошо разбираешься в психологии девочек-подростков?

Впрочем, персонажи у Кабира редко болтаются подобно говну в проруби — у каждого из них есть своя роль, свое место, а на худой конец — своя функция. Что мне нравится в его подходе — это минимализм и завершенность. Вряд ли вам в этом произведении попадется персонаж, чья арка не будет завершена подобающе.

Во-вторых, как всегда, сильное место Максима — это фантастическое допущение. Как бы оно ни было реализовано, чаще всего пугает оно самой собственной идеей. В этот раз Кабир мастерски переплел древнеславянскую мифологию, верования античных шумеров и салонные игры восемнадцатого века. Смесь получилась... жужжащей. Не отмахнешься. Мысль о том, ЧТО же затаилось в стенах этого дома, ЧТО же в нем поселила компашка дьяволопоклонников еще нескоро улетит из вышей головы, будет долго биться о стенки черепа. Тот случай, когда игра в тончайшую эклектику создает совершенно новую, уже авторскую концепцию, которую более не присвоишь ни финикийцам, ни ассирийцам, ни славянам — все это теперь только Кабир.

Рассуждая о литературном произведении, мы не можем обойти стороной такую тему как язык. И язык у Макса, как всегда, безупречен. Оно и неудивительно — человек с таким стажем и талантом плохо писать уже, пожалуй, и не умеет. Впрочем, определенные изменения были мной все же замечены — язык стал более сдержанным. Стало меньше неожиданных смыслов, вывернутых наизнанку метафор. Стало меньше поэзии. Впрочем, это, скорее, плюс, так как в свою очередь лишь увеличивает «входящую» силу текста.

В этой бочке елейнейшего меда с моей стороны, разумеется, нашлось место и для ложки дегтя. Их будет несколько.

Первая — это то, что в определенный момент Максим волевым авторским решением отсекает некоторое количество сквозных метафор и сюжетных элементов, будто бы причисляя их к категории «незначительных». В мрачное ничто кануло огромное количество ложных рычажков, за которые, казалось бы, потяни — и польется на тебя сюжет как из рога изобилия. Но... Хотя, может быть, персонажам просто не удалось найти ответы на некоторые вопросы.

Вторая — это, конечно же, определенная шаблонность сюжета. Впрочем, это нельзя отнести к минусам. Как я уже и говорил — целью произведения являлось переосмысление жанра классических готических историй. И здесь, манипулируя пыльными и застарелыми клише в новых декорациях, Максим справился на отлично. История живет, здесь и сейчас, по сей день. Работает во все стороны, будто и не прошло двести с лишним лет с момента изобретения жанра. Просто теперь он стал жестче, грязнее, сильнее, точно полежавший как следует мертвец. Он преисполнился могильными миазмами, извалялся в сырой земле, зазнакомился в аду со всеми уважаемыми демонами и хтоническими тварями, а теперь вновь вылез на свет — добывать из нас кирпичи.

Третья — к сожалению, тут словами не опишешь. Кабир бы, наверное, мог, но... Ладно, я попробую. Смотрите. Пока я читал «Скелетов», у меня было ощущение, что там, за последней страницей с благодарностями, за форзацем, за обложкой Максим утаил какой-то ЗАПРЕДЕЛЬНЫЙ ужас, а в самом романе нам доступно наблюдать лишь его полуостывшие следы. Когда же я дочитал «Мух»... Я понял, что ужас остался там, в плену захлопнутых страниц (вернее, свернутого приложения). Он весь застыл на страницах , от и до, сплюснутый в буквы и слова и оттого нестрашный после прочтения. Наверное, это плюс — разве должна книга выблевывать ужас в наши мысли ПОСЛЕ прочтения? Наверное, нет.

И четвертая... Здесь у нас чистая вкусовщина. Так уж случилось, что в пределах романа «Мухи» Максим позволяет иномирной хтони и нашим персонажам взаимообщаться исключительно при помощи снов (по крайней мере, в первых двух третях романа). Таким образом, история ужаса вроде бы и рассказывает себя, однако же, отрезает персонажам необходимость заниматься какой-либо детективной деятельностью, предоставляет им нужную информацию по мере «прохождения» сюжета, но, что важнее всего... ставит происходящее под сомнение В ЦЕЛОМ. Мали ли, что там приснилось юной студентке в сложный период ее жизни в старом доме с историей?

Несмотря на четыре вышеперечисленные ложки дегтя, мы имеем целую бочку меда. И мед в ней покрыт мухами чуть более, чем полностью.

Я рекомендукю «Мухи» всем любителям хоррора безоговорочно. Во-первых, это ТА САМАЯ история, которую вы все хотели бы услышать на ночь глядя — страшная, яркая, про нас с вами и про тебя со мной. Во-вторых, чтиво это настолько увлекательное, что я читал его урывками меж магазинных полок, на работе, на унитазе, пока грузится игрушка, пока греется кофемашина, то есть, В ЛЮБОЙ УДОБНЫЙ И НЕУДОБНЫЙ момент. И я не мог оторваться, пока не прочел ее целиком. В-третьих, это целое лето, которое вам предстоит пережить вместе с персонажами. Да, лето жуткое, кровавое, болезненное и страшное, то самое, которое «любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да МУХИ». А, поверьте мне, лета много не бывает. Особенно, когда тебе семнадцать и вы со своей первой любовью едете на великах купаться в заброшенный яхт-клуб. В карманах у вас сныканная от мамы пачка сигарет и упаковка презервативов на всякий случай. А там, за спиной растет непостижимая громада полого изнутри дома, набитого мрачными тайнами, будто улей. Улей, полный мух и мушиного же меда, который вам предстоит испить полной чашей. А вы будете плеваться, рыдать от счастья, содрогаться в желудочных спазмах и просить еще. Да, такой он, наш Кабир.

Оценка : 7
«Свято место»
–  [ 6 ]  +

aiva79, 09 октября 2022 г. в 16:57

Мы все здесь примерно одного возраста 40 лет +/- 10 лет. Все мы помним 90-ые и эти воспоминания отнюдь не всегда овеяны ореолом свободы и возможностей и совсем не всегда события того времени вспоминаются со знаком плюс и гордостью за то, что наши родители таки смогли выжить и нас вырастить. Скорее хочется, чтобы подобное никогда не повторилось. И тем печальнее, что лично я, очень часто стала про то время вспоминать и тревожиться. А тут еще и рассказ Кабира попался под руку. Правда Максим в этот раз выхватил из эпохи лишь кусок, а именно, то, что это было время бандитов, безденежья и следовательно возможности заработать криминальными и околокриминальными способами, поэтому ИМХО не очень передал атмосферу времени. Можно было бы еще историю разукрасить такими атрибутами того времени как видеосалоны и рынки на каждом углу, пейджеры, бардовые пиджаки и белые носки как признак достатка, валютные спекулянты, бесконечное обесценивание денег и втюхивание населению ваучеров в качестве гарантии получения части имущества от приватизированных предприятий.

В рассказе несколько героев, обычных представителей того времени, живущих так как возможно было тогда жить. Я ни к кому из героев не испытывала сочувствия и симпатии, и осуждения кстати тоже. Фрагменты с кладбищем, ранеными бандитами, чеченскими криминальными группировками, которые вероятно должны нагонять жути — на меня так не действовали. Да, так было. И что? Читать об этом не страшно, но важно, чтобы это не вернулось в реальность.

Хочется сказать о рассказе что-то хорошее, т.к. в целом мне нравится автор, нравится манера подачи им информацию и я всегда с удовольствием читаю его произведения. Но вот именно этот рассказ не произвел на меня впечатления, либо настроение совсем не то, либо в данному случае все-таки с изобразительными способностями автора проблемы. Все время быть на высоте тоже тяжело.

Оценка : 7
«Скелеты»
–  [ 6 ]  +

r9snick, 13 июля 2022 г. в 00:10

Кабир — хороший второсортник и адаптатор. И это не ругательство. Он взял очень много из современной хоррор-культуры, не стесняясь буквально цитировать Кинга и переложил это в похожей манере на российские реалии глубинки. И почти все достижения романа по-хорошему кинговские — приятные, достойные сопереживания герои, бешеная динамика, ложные финалы и твисты, одиозные жуткие антагонисты, капелька сочного жестяка, мифологии и сочного российского быта. Такого, чтоб было понятно всем современным читателям.

Таланта делать своё, уникально и без предъяв к стилистике у Кабира всё ж не хватает. Но на приятнейшее увлекательное чтиво способностей хватает с лихвой.

Оценка : 7
«Форпост»
–  [ 6 ]  +

sergej210477, 27 апреля 2022 г. в 16:08

История, мне, чем-то, напомнившая рассказы Д. Лансдэйла про преподобного Д. Мерсера.

Американский Запад, середина XIX века. Бывший помощник шерифа присоединяется к банде кладоискателей.

Стандартная завязка истории, но, меня такие рассказы увлекают. Заброшенный форпост на краю цивилизации. Мрачные индейские легенды о проклятых землях и страшном духе голода, там обитающем. Очень здорово и атмосферно. Хоррор-вестерн.

А затем, начинается полный трэш. Классический сплаттерпанк. Разнообразные монстры, кровавое «мочилово»: выстрелы, расчлененка. Море крови, выпущенных кишок, мозги, разлетающиеся по сторонам.

На любителя.

Мне больше по вкусу таинственное и атмосферное начало этой истории, когда сам саспенс приятнее, чем грубая и прямая драка с силами зла.

Но, это дело вкуса.

Написана повесть ярко — кроваво, грязно и зрелищно.

Оценка : 7
«Медуза»
–  [ 6 ]  +

Lilian, 01 июня 2021 г. в 13:54

Соединение неброского очарования полуразрушенных артефактов советского прошлого и древнегреческих мифов. Не самое ожидаемое сочетание.

Мне особенно понравилась первая, реалистичная часть истории. Атмосфера захолустного городка передана мастерски, с вкраплениями современных примет времени. Да что там, я даже попыталась найти в интернете информацию о художнике Льве Галасе. Разумеется, не нашла.

Дальнейшая, более страшная часть истории малость попроще. Сумасшедший, его ужасная берлога и финал истории, оставляющий героя наедине с его сбывшимися страхами.

Рассказ оставляет после себя весьма неуютное чувство, что хорошо для хоррора. Но чисто субъективно — это немного «не моя» история.

Оценка : 7
«Океан»
–  [ 6 ]  +

Lilian, 30 мая 2021 г. в 15:40

Жутковатый, немного сюрреалистичный город, живущий по своим законам. И его население, на собственном опыте познавшее силу любви.

Множество мелких деталей, рисующих темную, неприятную, но в чем-то обыденную атмосферу. Кукла вместо мэра, тени в школьных классах, голоса в стоках бассейна. Монстр, забирающий тех, кому не хватило любви. Жизнь по кругу, хотя иногда кому-то все же удается вырваться из родного города. Остальной мир вроде как существует, но его мало кто видел, и на привычную жизнь он почти не влияет.

Это история об одиноком мечтателе — что опасно в описываемом городе. О предательстве, хотя можно ли винить человека, поступившего в силу традиций и ради самосохранения. И о силе любви, даже если это всего лишь внимание другого человека, которому не всё равно.

Рассказ в равной мере жутковатый и оптимистичный. Ведь в изнанке города могут прятаться не только монстры.

Оценка : 7

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8 



⇑ Наверх