fantlab ru

Максим Кабир «Порча»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
67
Моя оценка:
-

подробнее

Порча

Роман, год (год написания: 2019)

Аннотация:

Добро пожаловать в провинциальный городок Московской области, где отродясь не происходило ничего примечательного.

Добро пожаловать в обычную среднюю школу, построенную в шестидесятые — слишком недавно, чтобы скрывать какие-то мрачные тайны...

Добро пожаловать в мир обычных людей: школьников, педагогов.

В мир, где после банальной протечки водопровода на бетонной стене проявляется Нечистый Лик с голодными глазами.

Добро пожаловать в кровавый кошмар.

© издательство

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 242

Активный словарный запас: невероятно высокий (3874 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 31%, что немного ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Мастера Ужасов, 2022 // Лучший роман русскоязычного автора

номинант
Мастера Ужасов, 2022 // Аудиокнига (диктор – Андрей Анучин)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Порча
2022 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Про писателя в жанре ужасов Максима Кабира я впервые услышал благодаря одному товарищу, который очень положительно отзывался о нем несколько лет тому назад. Хотя автор это довольно известный и популярный среди ценителей русскоязычного хоррора вообще и антологий ССК в частности. Причем известный преимущественно своими рассказами, которых создал внушительное количество на самые разные темы. Кстати, с рассказов-то я знакомство с автором и начал недавно. Но в наибольшей степени впечатлился именно этим романом – последним из опубликованных на данный момент. Не кривя душой могу сказать, что это самое яркое мое литературное впечатление за последние… даже не знаю, полгода? Год? Больше? Наверное, со времен своего увлечения Ричардом Лаймоном в 2020 я не читал книг будучи в настолько взвинченном состоянии, с учащенным пульсом и нервным предвкушением «что же, черт возьми, там случится дальше».

Когда речь заходит о русских хоррор-произведениях, то почти всегда неизбежно возникают сравнения с англоязычными авторами типа «на что это больше всего похоже, и чем, наверное, вдохновлено». Причины понятны. Так и в данном случае: автора часто сравнивают и с Кингом (бессмысленное сравнение, так как Кинг — литератор максимально широкого профиля, и писал про все на свете), и с Бентли Литтлом (не читал, тут не могу прокомментировать). Я от подобных сравнений стараюсь по возможности удерживаться, но не всегда удается.

Пара обязательных слов о сюжете. Действие происходит в вымышленном маленьком городке центральной России. Заявлено Подмосковье, но очевидно дальнее – сугубая мухосрань, и довольно-таки достоверно выписанная (за исключением нескольких чисто фактурных ошибочек). В подвале обычной среднеобразовательной школы на исходе лета само собой проявляется на стене странное изображение из подтёков воды – неприятное и жутковатое человеческое (?) лицо, Нечестивый Лик. Немногие свидетели этого необычного явления предпочли забыть его, списав на причуды мироздания. А зря! Мрачный образ, обладающий противоестественной силой и злой волей, вскоре начинает распространять вокруг свое тлетворное влияние, воздействуя на умы и заражая скверной все больше людей. А тем временем проходят дни, недели, месяцы, в школе начинаются уроки, идет обычная жизнь учителей, школьников, их родителей. Лишь немногие смутно догадываются, что творится нечто неладное. Молодая учительница литературы Марина, недавно приехавшая в город. Девятиклассник и начинающий писатель Пашка. Директор школы СанСаныч Костров. Еще не подозревающие о масштабах грозящего бедствия, занятые своими повседневными делами, мимолетными радостями и жизненными неурядицами, они все уже получили какое-то важное место в чудовищных планах темной силы, манипулирующей людьми как марионетками. И произойдет нечто апокалиптическое, если они не сумеют это зло остановить.

Теперь по поводу впечатлений. Самое главное, ключевое лично для меня, заставившее влепить десятку на фантлабе, наплевав на принципы объективности и соразмерности (ни о чем не жалею!) – фактор персонажей. Они живые, симпатичные, и я за них очень, очень переживал. Марина со своим пылким энтузиазмом молодого педагога, проблемами в личной жизни и не отпускающими призраками прошлого. Костров с его почти идеальной счастливой семьей, карьерой – и чудовищной внутренней борьбой с самим собой. Паша с первыми мыслями о своем месте в жизни, творческими опытами и почти платонической влюбленностью в новую учительницу. Все вызывают интерес, за всеми интересно наблюдать, и чем дальше, тем тревожнее – по мере того, как становится ясно, *что* им грозит.

Помимо этих трех максимально разных людей, которые довольно быстро выходят на первый план как протагонисты истории, есть и целая галерея разнообразных второстепенных персонажей. Почти никто не воспринимается как «мясо», за многих даже страшнее — ведь с ними, в отличие от главных героев, с куда большей вероятностью могут случиться Очень Плохие Вещи. И то, что происходит с некоторыми (и что они сами делают под влиянием порчи) – по-настоящему ужасает. Книга имеет достаточное количество натуралистичных фрагментов, местами на грани сплаттерпанка по уровню жести. Это касается как убийств, членовредительств, так и других мерзких и жутких деталей: гниль, насекомые, змеи, отвратительные жидкости, противоестественные фантазии, галлюцинации и не только – автор тот еще мастак в изобретении всевозможных диких ситуаций и образов.

Вот тут поделюсь никому не интересным потоком сознания: я книжку-то читал на протяжении нескольких дней, и где-то после сотни страниц меня уже начали вовсю одолевать тревожные мысли. Имея печальный опыт чтения “специфических” финалов в литературе ужасов, я активно прокручивал в голове самые нехорошие сценарии дальнейшего развития событий. А дочитав до середины, решил: все, баста – мне не будет покоя, пока не добью эту книгу. Забил на все дела и прочие развлечения, отключил звук в телефоне и половину дня только сидел и читал с замиранием сердца, отрываясь лишь на самое необходимое. А ближе к концу – так еще и добавилось желание после каждой главы сделать паузу и как-то переварить произошедшее. Хорошо еще, что не курю. %) Никогда бы не подумал, что эта книжка настолько зацепит – а поди ж ты!

Далее. Интересная мифология, история происхождения и пробуждения древнего зла. Нельзя сказать, что прям особенно оригинальная (ну, тут сложно что-то принципиально-новое придумать), однако все-таки очень толково оказались в итоге увязаны биографии действующих лиц, все совпадения оказались вовсе не совпадениями и т.д. Тут обойдемся без излишнего погружения в детали, скажу лишь, что будет определенный экскурс в прошлое, а также жаркие дуновения “загадочного востока”™.

Со страшной историей о медленно наползающей тьме переплетаются обширные элементы slice of life о провинциальной жизни, а также «производственной» литературы об учительских буднях. Довольно интересные тоже — я оценил, будучи слегка (опосредованно) знаком с внутренней кухней преподавательских коллективов.

Если от литературных сравнений я устраняюсь, то вот из киношных определенных ассоциаций, что у меня вызвала эта книга, могу назвать следующее.

Мрачно-макабрическая эстетика иррациональных кошмаров, местами на грани сюрреализма, напомнила некоторые фильмы Фульчи и Ардженто, как «Седьмые врата ада», «Семь нот в темноте», или «Инферно» с «Суспирией», например. Есть и прямые цитаты, если они мне не приглючились. Почти полностью обезличенное и неуязвимое зло, действующее в физическом мире через различных прокси, подчиняющее волю восприимчивых людей и насылающее жуткие видения. Тьма поражает взрослых, чтобы воздействовать на детей, и детей, чтобы влиять на взрослых, играет на потаенных желаниях и слабостях каждого, искушает и обманывает.

Еще стоит отметить пульсирующие через весь роман мотивы ярко-выраженного эротизма. Подчас довольно пугающего и больного, а иногда вполне здорового. И почти всегда на диво уместного. Все-таки не удержусь от сравнения с моим любимым Лаймоном и его легендарными неуёмно похотливыми персонажами. Тут не так — к счастью, наверное… У Кабира чувство меры есть, у него герои не принимаются вдруг трахаться в самых неподходящих обстоятельствах, и никто не засматривается на сиськи в момент смертельной опасности. Просто у персонажей есть сексуальная жизнь, есть какие-то фантазии и желания, которые часто нам демонстрируются достаточно откровенно. У демонической сущности – тоже… гм, есть. О_О И в своих жертвах оно любит пробуждать все темное и порочное, максимально глубоко подавленное.

Также мне очень по нраву пришлось некое любование автора главной героиней, ее смелостью, ее красотой, ее умом и силой воли. Ну и какими-то интимными моментами из ее жизни в качестве легкого фансервиса. Я тоже любовался. ^_^ Марина – прелесть.

Финал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Финал полностью удовлетворил, хоть и оставил определенное чувство недосказанности. По настроению – эдакий хэппи-энд с горьковатым привкусом меланхолической тоски. Ну и некий мрачноватый намек, что «это не конец, ибо зло бессмертно и умеет ждать», в лучших голливудских традициях.

Роман содержит целый ряд «вложенных» историй, поданных как чьи-то дневники или творчество кого-то из персонажей. Читаются как практически самостоятельные рассказы, причем стилистически заметно отличаются от основного текста. Не скажу, что прям уж супер-оригинальный ход, но Кабир, как я слышал, вообще любит такими мета-приемчиками баловаться, и достиг в этом деле немалого мастерства. Мне нравится такое, за это отдельный плюс. Прочитал бы эти истории не без удовольствия, даже если бы они мне попались каким-то образом в отрыве от романа. Одна история стилизована под готические ужасы в духе Эдгара По, другие – под приключенческую мистику Роберта Говарда. Более того, там есть эдакая «двойная стилизация», если можно так выразиться. Подражание Говарду, как если бы его писал очень юный и неопытный, но талантливый автор с богатой фантазией, черпающий вдохновение в окружающей действительности.

Кроме того, книга вообще изобилует различными ссылками на произведения популярной культуры – литературу, фильмы, игры. Пусть они и выглядят подчас попытками автора «отрекламировать» любимые им вещи (как часто бывает в подобных случаях). Автор вообще изрядно прошаренный в жанре ужасов, литературных и киношных – было приятно отметить, что он заметно эрудированнее меня, например, а я-то не первый год, прямо скажем, жанром увлекаюсь. Вдвойне приятно – улавливать какие-то необязательные пасхалки, типа оброненной мимоходом отсылки к событиям другого романа Кабира «Скелеты» (а я ведь их даже не читал!), или когда персонажа несуществующей видеоигры зовут Элджернон Мейчен, частный детектив в болотах Луизианы (я б поиграл, кстати), или рассуждений про широко известную в узких кругах якобы проклятую картину «Руки сопротивляются ему».

Отдельного упоминания заслуживает (причем как бы не впервые на моей читательской памяти) единственная иллюстрация — обложка от Алексея Провоторова, служащая идеальным дополнением к книге. Хотите верьте, хотите нет – но я с определенного момента книгу клал ТОЛЬКО обложкой вниз, потому что эта рожа меня начала не на шутку пугать и вызывать всамделишный дискомфорт. Очень впечатляющий криповый арт к талантливому произведению – эффект синергии или что-то в этом духе. :)

Итого: восторг и обожание. Со временем это очарование развеется, конечно, так всегда бывает – но пока эффект еще свежий, я очень впечатлен, и планирую гораздо плотнее взяться за творчество данного автора.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как-то в одной школе наступил белый полярный лис…

Порча — приятная и легкая вещь, этого у Кабира не отнять. В неё погружаешься быстро, хоть и поверхностно, и с парой кружек чая заканчиваешь одиноким вечерком. Страшно — ну нет, жутковато и мрачновато — да. Вдохновлено западными уже «классиками» современного ужаса — безусловно, но кто сказал что это плохо, да и разножанровость этих отсылок от Э.А. По и Говардского хоррора начала 20 века через признанных мастеров 80-х и 90-х до Литтловского околослатера последних лет радуют.

В общем и целом — вполне себе зачет. Хоррор в обычном голливудском виде, что ни разу не плохо — красиво, быстро, эффектно, не напряжно. Да, мировым мэтрам жанра проигрывает, а вот более нишевым, но вполне звездным, скажем Литтлу и Невиллу, как-по мне нет, хотя я их тоже весьма ценю. А уж между Порчей и большинством ужасов класса Б я вообще не сомневаюсь предпочту первую. 

Так что ответвление ССК в лице хоррор зона продолжает радовать своим существованием, ждем дальше.

А под конец небольшое имхо. Рассказов у Кабира прилично, многие из них публикуются уже лет 5 в той же ССК и это реально здорово, лично меня они радуют и покупаются без сомнений. И они вполне себе демонстрируют разнородность жанра ужаса, причем качественную. А вот с опубликованными романами почему-то все идет по прямой без ответвлений. Скелеты (с которых началось мое новое знакомство с отечественным ужасом и сопроводилось парой новых десятков книг в шкафу), Мухи и Порча (и новеллизация второй части Пиковой дамы кстати тоже) практически одинаковы и по фабуле истории и по атмосфере. Меняются локации, наименования представителей ужасного мира, имена героев, но в целом складывается ощущение, что смотришь серии одной антологии подряд. Это не то чтобы ненормально, но обычно между выходят еще другие вещи, а тут прямо подряд, как по одной формуле.

P.S. концовка кстати в частых традициях хоррора

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
скомкана и слита. Разразить весь этот ад из Академии уже неоднократно упомянутого Литтла и даже более убого слить, это... это я уже привык

Но опять же, роман вполне приятный, если ожидать не чего-то особенного, а неплохую страшилку на вечер. Патриотичный +бал за, собственно, отечественную составляющую, которая местами вызывает ностальгические моменты

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

По стилю и содержанию эта книга мне очень напоминает романы Бентли Литтла.

Атмосферный маленький провинциальный городок. Все друг друга знают. Школа, где учатся и работают герои, и, где и происходят основное действие книги. Все стандартное, знакомое, привычное, и, поэтому, чем-то, близкое. Алкаш-сосед, местный хулиган, гроза района, строгий школьный зауч, трудовик, друзья-одноклассники, и, молодая классная руководительница.

Книга, в общем то, про школьный мир, про подростков, но, не для детей. Довольно много откровенных моментов.

Очень интересно и натурально созданные герои. Психологически реалистично. С бытовой и социальной стороны тоже все выглядит естественно.

Но, когда в жизнь городка вмешиваются силы Зла, происходящее с каждой страницей все больше и больше походит на голливудские фильмы ужасов. Начинается некая страшная сказка. Согласно всем канонам жанра, герои ведут себя глупо, безрассудно и нелепо. Зло торжествует, безнаказанно захватывая власть. Ну, и, в финале — решающая битва.

Можно, конечно, сказать, что все это ненатурально, несерьёзно, «детская страшилка». Но, ярко, увлекательно и захватывающе. Это не туманные, неопределенные и смутные страхи, которые вызывает человеческое сознание, нет. Здесь Зло просто и незамысловато, его можно потрогать, конечно, если решишься на это. Вот враг, а, вот герои, которым страшно, но, которые все равно, выйдут на бой.

Хорошо написанный хоррор, местами страшный, интересный, легко и приятно читается.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший качественный мистический роман — почти хоррор. Не для тех, кому ещё нет определенного возраста, хотя дети — персонажи активные участники событий.

Старая школа на ещё более старом фундаменте, таинственные и трагичные судьбы владельцев того, что находилось на этом самом фундаменте, а также вечная проблема рисков прорыва древней канализации — вот три кита этой мрачной истории с пропажей / гибелью людей, не говоря о тяжёлых телесных и душевных повреждениях.

Да, ещё есть приятные бонусные рассказы в жанре ужасов, встроенные в канву сюжета, эротические моменты — элементы, шизофрения как образ жизни и даже вполне прогрессивный метод борьбы интеллекта против замшелого закосневшего злобного суеверия. В общем, грамотный стёб над культовым советским детским литературным персонажем (и не только над советским и не только литературным).

В целом неплохой вариант для расслабления мозговых извилин.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая «Порчу», не мог отделаться от ощущения, что это своего рода работа над ошибками «Скелетов» этого же автора. По крайней мере с сюжетной точки зрения очень похоже:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
опять контролирующее разум древнее существо
, опять маленький городок, опять всякие мерзости (чуть ли не до сплаттерпанка). Ладно, это только вторая прочитанная мной книга Максима Кабира. Может, он такой сюжет всегда использует?

Почему «работа над ошибками»? Потому что тут исправлены некоторые странности, свойственные «Скелетам». Например, там не совсем понятно было, почему зло действует именно в этом маленьком городке, убивая местных алкашей (и не только). В «Порче» автор обосновал присутствие злодея в описываемой местности. Или вот взаимоотношения — в «Скелетах» их было многовато и они были неинтересные. Тут получше.

Однако, имхо, очень не удался главный злодей. Т.е. он, конечно, жуткий, но вот мотивация... Знаете, почему древнее зло творит плохие вещи?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Потому что оно очень злое, и «жалкие людишки должны запомнить».

На мой взгляд, если не можешь прописать отрицательному герою нормальную мотивацию, лучше вообще его замыслов не раскрывай. И уж точно не устраивай сцен, как в диснеевских мультиках, когда злодей рассказывает, почему он это делает.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересный сюжет, но чересчур растянуто, очень растянуто. Плюс явно чувствуется что писал человек неместный, не знакомый с реальной жизнью Подмосковья. Откуда в Подмосковье ЛАЗы? Это в Украине их много было, у нас нет. Касаемо благоустройства и тп, автор недооценивает уровень благоустройства городов Подмосковья. Описываемых «ужасов» у нас нет. Лучше бы писал про выдуманный город под Киевом, например. Было бы естественнее

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

КОГО ПОПОРТИЛИ-ТО?

Уф, давненько я не обзирал ничего такого крупного-литературного, чтоб не просто рассказик чей-нибудь, а прям РОМАН. Да, моя больная тема. Свой-то роман я мучаю уже больше года, и до сих пор добрался только до четвертой главы. Кур о чка по зернышку, а Шендеров по буковке. Так, глядишь, к седым мудям и допишу. То ли дело Кабир. Этот парень неостановим как лавина. И вот, в серии HorrorZone вышел шестой по счету роман Максима. А я при первой же возможности купил его на Литрес и погрузился в чтение.

История такая: в одном недогородишке где-то в Замкадье под названием Горшин в школе прорвало трубу. И на стене в подвале от этих потеков появилось изображение, больше всего похожее на очень неприятное лицо. И лицо это принялось притягивать к себе разного рода людей с не очень стабильной психикой, призывать их к поклонению и жертвоприношениям. А еще от него рождаются серые мерзкие гномы. А еще людям в городе снятся гаденькие сны. И разбираться со всем этим непотребством предстоит молоденькой учительнице Марине и ее ученику Паше, который пока с собственными прыщами разобраться не может.

В общем и целом, чем мне всегда нравился Кабир — зло у него почти всегда весьма оригинальное, экзотичное и проявляется тоже необычно и с выдумкой. Ну, казалось бы, стандартные условия — маленький городок, все друг друга знают, ковырни — и потечет гной. Но Максим разместил корень зла не в какой-нибудь канализации с Пеннивайзом или не в лавке необычно нужных вещей, а в самом неожиданном месте — в подвале школы. И лицо у этого зла тоже необычное — оно просто проступило на стене. Дабы не спойлерить, я не буду погружаться в лор происходящего, но и предыстория этого лица тоже интересна сама по себе.

Собственно, роман написан, так сказать, «как по учебнику». Зло медленно проявляет себя с разных сторон, запускает щупальца туда-суда, покудова мы знакомимся с обширным списком участников пьесы. Тут тебе и директор школы, и завуч, и проблемный ученик и второй член местного «клуба неудачников» и даже бывший главной героини. Словом, полный набор болванчиков для скорейшего обращения и умерщвления. Впрочем, болванчиками их называть не совсем справедливо, скорее, очень быстро понимаешь, кто здесь на ключевых ролях, а кто на подсосе. Но Максиму удалось создать иллюзию вполне реального, живущего своей жизнью городка со своей историей, перспективами, проблемами и маленькими радостями. И тем натуральнее реагируешь на пришедшее его разрушить зло.

Так как это — роман ужасов, давайте поковыряем, насколько вообще роман страшный. Сколько здесь неуютных, жутких, дискомфортящих моментов? Надо сказать, не так уж много, как было, например, в «Мухах» или великолепных «Скелетах». Если оба вышеназванных романа представляли собой американские горки, на которых ты то и дело «всплывал» из очередного мрачного болота, чтобы вдохнуть и ухнуть головой снова вниз, то в «Порче» ужас, скорее, осторожно «размазан» по тексту, практически вписан в норму и очень медленно и неохотно поднимает голову. Если поначалу от жутковатых и эротичных сцен поклонения подвальному божеству перед глазами вставали действительно стремные картинки, то со временем я, как читатель, успокаивался, понимал, что запрягать будут долго и зло никуда не спешит. Стремно становится, когда дедушка тычет в голову внуку гвоздодером, или когда бабушка оплодотворяет жижей из стены свою красавицу-внучку, но совершенно спокойно ты воспринимаешь все, что происходит в дальнейшем, будто эти начальные эпизоды автору переплюнуть уже не удалось.

К основным персонажам проникаешься симпатией: надо сказать, что именно это у Максима стало получаться особенно хорошо. Как автор, ненавидящий своих собственных персонажей, могу сказать, что выжать из меня такой эффект — немалая заслуга. Я искренне сочувствовал Пашке и его безответной привязанности к Марине; переживал за Кострова, чья голова от происходящего ехала далеко и надолго по одному ей известному маршруту. В общем, «живость» персонажей как и «живость» города стали лично для меня главными достоинствами этого романа, и, пожалуй, не в последнюю очередь ИМЕННО из-за этой самой живости мне и правда было слегка мандражно, когда я понимал, что персонажам собираются причинить недобро.

А теперь о недостатках. Пожалуй, стоит предупредить, что сейчас пойдет совершеннейшая вкусовщина, воспринимать которую в качестве истины я категорически не рекомендую. И первым недостатком стали для меня, например, вставки текстов юного дарования Пашки. Безусловно, Максим совершенно шикарно скопировал манеру письма молодого и, безусловно, талантливого автора — и сюжеты, и образы — все это вполне укладывается в мое представление о том, что мог насочинять начитанный подросток. Но есть проблема, а точнее две. Первое — эти вставки не имеют НИКАКОГО отношения к сюжету романа и являются исключительно самостоятельными вставками. Второе — я платил за 340 страниц Кабира, и хочу получить 340 страниц Кабира, а закуску в виде виршей Пашки Самотина я не заказывал. И, в итоге, я так и не понял, что это — «растягивание хронометража», тонкие аллюзии на происходящее в романе — такие тонкие, что я их не понял, или и вовсе лирические отступления по воле автора. Этого я не понял, и не оценил.

Еще одна вещь, которая заставляла меня несколько раз скривиться при чтении — это отсылки на популярную культуру и фильмы ужасов в особенности. «Гвоздомет. Как в четвертом Fallaut» (орфография сохранна, все вопросы к корректору), кукла Чаки, сравнения с тем-то оттуда-то, неймдроппинг как в русском рэпе и целые куски стихотворений Пушкина и не только. Зачем? Не знаю. Я не сомневаюсь в способности Максима описать что угодно и кого угодно, не ссылаясь вообще ни на какие популярные в масскульте образы. Почему, что в «Мухах», что в «Порче» я то и дело встречаю такие вот отсылки — вопрос к автору.

Ну и третье, что стоит вообще пропустить мимо ушей и, желательно, вообще не обращать внимания, это проявления зла. Про одержимость как фантдоп я и без того писал достаточно, здесь я об этом рассуждать не буду. Не люблю я ее и все тут.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Также, как по мне, сероликие карлики, порожденные стеной, могли бы сыграть в каком-нибудь околоюмористическом хорроре — как гремлины или зубастики.
Но, когда я думаю о Нечестивом Лике — жутком и непознаваемом проявлении чего-то еще более ужасного — я бы хотел, чтобы и эмиссары у него были соответствующие. Тот же
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
лев в оранжерее посреди зимы в Подмосковье
— куда более пугающий образ, в первую очередь своей неправильностью. А карлики, да еще в количестве... нутакое. Также некоторое количество претензий я бы высказал к финальным сценам и твистам, которые по своему настроению и подаче уж очень напоминают виденные голливудские фильмы ужасов (и околоужасов). И если от кино мы обычно не ждем чего-то запредельно нового и интеллектуального, то от Кабира мои завышенные ожидания требовали чего-то более оригинального. Но нет, финал органичен, хорош и логичен, хотя и несколько шаблонен.

Ладно, я много уже сказал, и, надеюсь, Максим не будет сильно обижаться на мой обзор, однако, давайте искать ответ на главный вопрос — стоит ли читать «Порчу»? Однозначно, да. Тут я рекомендую «Порчу» без лишних разговоров: это добротное, стройное, хорошо написанное чтиво с интересным сюжетом, живыми персонажами и яркими сценами. Веха ли это конкретно для Максима? Наверное, нет. Скорее, все же крепкий «середняк», лично для меня проигрывающий «Мухам» и даже рядом не стоящий со «Скелетами». Последние, конечно, ощущаются как первый роман писателя — они шаткие, неуверенные, но сколько в них образов, идей, искренности. «Мухи» же откровенно страшные. Настолько страшные, что сюжет я уже забыл, а наиболее яркие образы все еще крутятся у меня в голове. А «Порча» — она интересная. Это все еще старый добрый Кабир с оригинальными идеями, безупречным языком, по-настоящему живыми персонажами, кровавым эротизмом и эротической кровавостью. И эта книга определенно доставит вам удовольствие. А в этом весь смысл — окунуться в затхлый подвал со стремным свиблом на стене, повожделеть красивую девочку и содрогнуться в отвращении, видя, что порождает ее лоно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А потом еще и узнать, что в стене, оказывается заточен злобный древний... упс.
Чуть не проспойлерил. Сами, все сами. А ну бегом читать!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

З.Ы. — ах да, почему «Порча»-то? Тут же про другое!

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх