Брюс Стерлинг отзывы

Все отзывы на произведения Брюса Стерлинга (Bruce Sterling)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 320

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 

«Чаттануга» [Цикл]
–  [ 9 ]  +

Seidhe, 25 марта 2014 г. в 23:12

Когда я первый раз читал авторский сборник «Старомодное будущее», последние три рассказа из него, которые собственно условный цикл «Чаттануга» и составляют, не произвели на меня особого впечатления. Сейчас, после того как я прочёл практически все переведённые романы автора, и вновь вернулся к циклу, понравился он мне гораздо больше. Стерлинга часто ругают за незаконченность его историй, но не стоит забывать, что все свои основные идеи киберпанки (как литературное течение) высказали ещё в конце 80-х. Поэтому совершенно логично, что в конце 90-х Стерлинг обратился именно к таким зарисовкам «возможного будущего». Это своеобразный авторский приём, когда окружающая действительность не разжёвывается читателю — здесь такое новшество, здесь такая новинка, а случилось это из-за вот того и вот этого — а показывается глазами людей, которые уже живут в этом обществе. Если взять более поздние романы автора, то там этой «незавершённости» ещё больше. Поэтому не нужно ждать от цикла чёткой и ясной системы мира 2030-х годов. Это — не более чем зарисовки, до предела насыщенные авторскими выдумками и взглядом Стерлинга на будущее социума. Так что сами по себе рассказы очень даже хорошие. А ещё в них есть, над чем поржать. Одни только полицейские бронекостюмы розового цвета чего стоят — он, якобы, успокаивает :))) Глядя на современную Европу с её толерантностью и любовью ко всему «нетрадиционному» в розовую полицейскую форму начинаешь верить...

Единственный недостаток цикла — то, что все рассказы переводили разные люди, но здесь уже недоработка редактора. Совсем не сложно было бы заменить «паука» Пита на Спайдера Пита, а «специфики» во всех трёх рассказах на «спексы». Но это уже перфекционизм :)))

Оценка : 8
«Распад»
–  [ 9 ]  +

beskarss78, 17 марта 2012 г. в 17:05

«Распад» пример политически-научнофантастического романа, когда громадный и очень тяжелый кризис, описанный во всех подробностях, преодолевается как по мановению волшебной палочки. И хочется этому верить.

2044-й год в США – не самое приятное время.

Главный герой – фактически последний классический охлократ (охлос — толпа), которых в таком громадном количестве выпекает современная демократия. Он уговаривает, разглагольствует, убеждает, толкает речи, убалтывает, иногда запугивает, но неизменно приводит аргументы и преимущественно за счет этого пытается достигать своих целей. Идеально рационалистический политик, притом патриот своей страны. Он патетичен и пронырлив.

А последний он потому, что дела вокруг совсем неважные.

Финансовый крах государства – раз. Классические выборные органы сохранились, и демократия вроде как присутствует, но в реальности идут совсем другие процессы. Стерлинг в создании картины упадка государственности явно ориентировался на 90-е годы в бывшем СССР на распад Римской империи. Падает продуктивность хозяйства в целом и вот становится более выгодно разворовывать, растаскивать инфраструктуру, чем вкладывать в неё. Финансовый крах, гиперинфляция которые случились годы назад. Почти остановившаяся в своем развитии наука, которой промышленники боятся как огня – новой технологической революции они не потянут. Отсюда укрепление власти местных политиков, фактически начавшаяся варваризация – тысячные банды новых кочевников могут взять штурмом федеральную военную базу, но при этом центральное правительство не может сделать фактически ничего. Губернатор Луизианы почти открыто сотрудничает с Францией – и опять-таки, остается неуязвим. Ветераны второй иракской компании и еще множества конфликтов, бросаются на произвол судьбы. Самое сильное подразделение, которое может прислать Вашингтон для охраны лаборатории национального уровня – это батальон пиарщиков. При этом бесконечный фоновый шум в прессе, постоянные скандалы, угроза разоблачения всех и вся, расследования. Чрезвычайные комитеты (ЧК) которые созданы для дублирования выборной администрации – фактически парализуют систему управления. Каждый тянет одеяло на себя.

А главный герой продолжает работать политическим консультантом на очередных выборах. И пытается принести пользу. Его попытки – порой очень успешные – и составляют основной сюжет романа. Подробный их пересказ будет спойлером. Однако его образ, его личная коллизия – несомненная удача романа.

Политическая канва сюжета неизменно интересна. Очередной президент – индеец Два Пера – затевает войну с тонущей Голландией (тонущей потому как глобальное потепление), под этим предлогом берет к ногтю ЧК, орды новых кочевников превращаются в подобие национальной гвардии, а капитулировавшая голландская армия перебрасывается в Вашингтон — наводить порядок в городе. Суверенные губернаторы приводятся к повиновению и отправляются в отставку. Принципат закончился, начинается доминат (если проще, то Диолектиан/Путин у власти).

Кстати, роман написан в 1998-м, кто вспомнит историю последних полутора десятилетий, сможет оценить прогностическое чутье автора.

Отдельной похвалы заслуживает попытка спрогнозировать революцию в биотехнологиях. И сам главный герой, и любовь его жизни и значительная часть населения Луизианы в итоге испробуют на себе эти аспекты технического прогресса.

Но от удач перейдем вопросам и шероховатостям.

Вообще-то, тот кризис, что переживают США сегодня, да и более ранние кризисы – они традиционно пытаются лечить мировой войной. И если все идет, как идет сейчас, то к 2044-му США, скорее всего, либо никуда флот не пошлют, либо войдут в новый виток развития, присваивая ресурсы остального мира. Автор выбирает самый оптимистический вариант развития событий.

Не менее оптимистично смотрится и быстрый прогресс технологиях «самообеспечения». Тысячные толпы кочевников – «пролов» — обеспечены генераторами, они едят искусственное мясо, у них есть сносная медицина и «новая экономика». Техно-цыгане, умеренно воинственные вандалы и необайеры в одном флаконе. И эти орды сравнительно мирно уживаются с остальным населением. Не очень верится, если посмотреть на современную Мексику или Европу. Куда более вероятен тяжелый хаос, с миллионами голодающих и озверевшими от безнаказанности бандами.

Вывод.

Чрезвычайно сильный научно-фантастический роман, автор которого очень надеется, что развитие техники позволит стать человеку лучше. Это снижает реалистичность текста, но не вызывает во мне осуждения.

Оценка : 8
«Машина различий»
–  [ 8 ]  +

PsychoAgent, 24 ноября 2014 г. в 23:29

Великолепный мир стимпанка. Понравилось произведение. С самого начала не было заметно навязывания стимпанка как самого жанра. То есть история выходила на передний план, одна замечу сразу, что хоть и проработанные главное герои, не очень к себе тянут. Сам проработанный мир конечно же понравился, тяжело частично его воспринимать из-за не опытности в чтении стимпанка (не так много хороших произведений-представителей этого жанра я знаю). Пожалуй погодные условия и некомфортность проживания в городе описаны лучше всего. Слегка сложная постановка нелинейного сюжета заставила вернуться назад, дабы собрать историю воедино.

Читабельно и интересно.

Оценка : 8
«Распад»
–  [ 7 ]  +

Seidhe, 18 марта 2014 г. в 13:35

Крупные произведения Брюса Стерлинга, в отличие от его рассказов, всегда шли у меня достаточно тяжело. И если книгу подобного объёма я обычно успеваю прочитать за пару-тройку дней, то на «Распад» ушло больше недели. При этом ничего плохого про книгу я сказать не могу, просто очень уж сложно порой уследить за рассуждениями главных героев. Да и «политический» уклон книги никак не добавляет книге экшена. Кроме этого, в книге достаточное место уделено различиям между «регионами». Это я к тому, что техасцы в США отличаются от жителей какой-нибудь Луизианы, ничуть не меньше, чем сибиряки от жителей побережья Чёрного моря, но про это как-то частенько забывают в нашей стране, представляя тамошнее население некими однородными «американцами». В «Распаде» эти различия — по умолчанию, что лишь добавляет путаницы в происходящее. На этом можно было бы и закончить...

Если бы это был не Брюс Стерлинг! Очень уж хороши у него зарисовки возможного будущего. Даже простой перечень тем, по которым прошёлся автор, выйдет весьма внушительным. Пересказать это невозможно — это нужно читать. Каких только технологических и биологических новинок нет на страницах романа! Тут тебе и полуразрушенные города, поделенные между различными социальными группами; и новые кочевники с экономикой, основанной на совершенно других принципах; и генетические изменённые животные; и кардинальное решение проблемы москитов на отдельно взятой территории; и новые возможности биохимии и нейрологии... В общем, Стерлинг есть Стерлинг! Это именно те мелочи, которые делают киберпанк фантастикой, а не книжками про компьютеры/хакеров/виртуальность, каковыми их считают многие.

Одним словом, рекомендую поклонникам жанра, но предупреждаю, что читается очень и очень нелегко.

Оценка : 8
«Схизматрица»
–  [ 7 ]  +

Kalkin, 05 октября 2007 г. в 23:43

Первый прочитанный мной роман в стиле киберпанк. И в целом он мне понравился.

Читать было интересно, очень хороши описания мира (не по красоте, а по информативности — картина мира рисуется скупыми мазками, не всегда в хорошем художественном стиле, но зато остается ощущение реалистичности происходящего, словно ты свидетель описываемых событий. А для этого нужно особое мастерство или удача). Интересен сюжет, охватывающий всю жизнь Абеляра Линдсея, отдельные моменты (на Земле, ряд финальных сцен) мне почему-то напомнили Клиффорда Саймака (при всей абсурдности этого сравнения). Вкрапление в жесткую по характеру структуру романа «мягких» эпизодов, более присущих классической фантастике, резкий контраст — это просто здорово!

Если судить по достоинствам, то роман тянет на твердые 9 баллов. Однако я не могу не скинуть один балл за употребление мата в тексте. Да, это следствие все той же реалистичности, и я сейчас сам себе противоречу. Но можно было обойтись грубыми, но цензурными выражениями! Не думаю, что роман от этого бы так сильно проиграл по сравнению с текущим вариантом.

P.S А может быть, в этом переводчик виноват...

Оценка : 8
«Шейперы и Механисты» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

vam-1970, 24 марта 2020 г. в 16:53

Если рассматривать произведения все как цикл, а не как литературу, то «восьмерка».

Как литература — весьма слаба.

Как цикл — основательная идея автора — каким будет человечество через 200 лет? От чего оттолкнулся автор? — от ситуации на Земле, которая истощена ресурсами и человечество начало осваивать и переселяться в Ближний Космос. Переселяясь, модифицирует себя к условиям невесомости и прочим неприятностям Космоса в шейперов и механистов. Ну выбрал автор два направления развития — но не забыл и социальную составляющую обществ, разместившихся в минигосударствах на астероидах и станциях.

Хотя как мы видим из истории нашей с развитием общества по шкале времени мы становимся более гуманистическим обществом чем ранее. У Стерлинга наоборот. Только он не сумел прогнозировать — в какую яму скатится его тип общества, идя по нисходящей?

Вот это для меня странно. Писатель не верит в счастливое будущее — у него везде только жестокость и безразличие -конечно, жизнь в Космосе жестока и трудна и она воспитывает в ходе эволюции и приспособляемости жить там такие черты человека как жестокость. Возможно же он хотел показать, что будет с переселившимся человечеством в Космос, предостерегаю нас от этого пути. Как не крути , а жить в природе и с природой это одно удовольствие для личности. А жить, видя только далекие звезды -это другое.

Весьма глубокий философский по начинке цикл.

Оценка : 8
«Схизматрица»
–  [ 6 ]  +

Philosoraptor, 07 мая 2012 г. в 18:49

У Стерлинга есть внятная, легко формулируемая идея: «Жизнь развивается подвидами». Она лежит в основе «Схизматрицы», только вот, к сожалению, получает слабое развитие. В принципе Стерлинг сделал обычный политический триллер, в котором важно не то, каковы есть механисты и шейперы, а скорее то, что они борются, ведут шпионские войны, наращивают вооружение и т.п. Короче, перестрелка и политика важнее фантастического концепта. Поэтому все киберпанковские навороты остаются просто бонусами, хотя их и не мало. Другое дело, что они выглядят несколько автономными и не столь уж прорывными в плане оригинальности, как хотелось бы. Не думаю, что идея видеокосметической программы или «Зеленый экстаз» (содранный не иначе как с психоделиков мескалиновой группы) может как-то радикально изменить парадигму сего произведения с приземеленного и пустоватого экшена на какое-нибудь реальное видение будущего социума в его эволюции или альтернативе. Так что в целом Стерлинг скорее разочаровал. Филипом Диком до него была создана целая философская платформа с одновременным выходом на эзотерику и киберпанк, а Стерлинг взял из нее какие-то дешевые внешние цацки. Жизнь развивается подвидами, уровни сложности Пригожина... да на фиг все это нужно, если потом появляются пришельцы, воплощающие кошмар обычного биржевого маклера? Подставьте Дарта Вейдера, Карабаса Барабаса или Кинг Конга — ничего не изменится. Но стиль и слог хороши, присутствует все же некая минимальная концентрация интересных размышлений, поэтому 8.

Оценка : 8
«Машина различий»
–  [ 6 ]  +

Алексей1965, 01 января 2012 г. в 15:25

Похоже, оригинальным быть не удастся. Так же, как и многие другие, вынужден отметить — лозунг этой книги: «Содержание ничто, форма — все!»

Как говорил всеми любимый персонаж: «Свистнуто, не спорю, но если говорить беспристрастно, то свистнуто очень средне!»

Интересный мир стимпанка. Интересная историческая реальность, иногда даже динамично. Но — зачем все это? Просто порезвиться на предмет, а как бы выглядело, если бы? Где идея, не фантастическое допущение, а именно идея? Что хотел сказать автор? Что в Англии эпохи Регентства убогие представления о сексе? — О, да, это получилось. Что лидеры любого политического движения в конце концов продажны? А что, этого кто-то не знает? Что классовое общество порочно вне зависимости от того, каким способом отбирать лордов? Или было просто желание показать какие козлы и уроды коммунисты и социалисты? Это, конечно, смело и неожиданно. Да и описание Крымской войны то еще, русские, конечно не индусы, но недочеловеки по определению (собственно, для англосаксонской культуры такое отношение достаточно характерно).

Следует отметить при этом, что некоторые сцены с японцами-англоманами написаны с большой долей иронии — чего стоит только желание отменить японский язык и заменить его английским, или восхищение забегаловками быстрого питания. (Что-то мне это очень сильно напоминает!) То есть, в принципе, автору сарказм, безусловно, не чужд.

Сама интрига по поводу загадочных перфокарт тоже как-то не очень понятна. Много шума из ничего. Хотя, конечно, Мэллори молодец — подвергать такому риску себя и окружающих ради женщины, которая тут же его сдаст (что она и делает). Видимо, нам, закомплексованным совкам, не понять истинного чувства преданности свободного человека высшему классу!

А вообще-то неплохо. По сравнению с «Нейромантом» — прогресс очевиден. Я уже не говорю про «Схизматрицу». Почитаем авторов еще немного...

Оценка : 8
«Homo Sapiens объявлен вымершим»
–  [ 6 ]  +

Barsic, 02 июля 2011 г. в 03:27

Читаешь рассказ — как будто читаешь новостную ленту где-то в будущем. По сути, сообщение о вымирании человечества — чистая формальность. Новая разнородная структура жизни и разума, в которую развились homo sapiens, лишь по инерции продолжает ассоциировать себя с этими примитивными двуногими белковыми организмами:)

Реакция на сообщение (и вся ситуация) мне напоминает реакцию на лишение Плутона статуса планеты. Простое уточнение терминологии, как и в рассказе (что считать планетой? что считать человечеством?), собирает сотни комментариев тех, кому есть до этого дело (в рассказе это разнообразные постчеловеческие существа, искусственные интеллекты и т.п.). Именно те, кто уже и забыл то про этих самых людишек (как и про какой-то там Плутон со школьной поры не вспоминал), открывают рот по поводу и без. Забавно, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
первый в тексте комментарий — от Риты «Милашки» Шринивазан, актрисы, секс-символа и периферийного компьютера.

Молчат лишь серьезные ученые

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в рассказе это некая постгуманитарная научная группа новаторов «Блад Базерс»

которым и так есть чем заняться.

Характерно, что в рассказе сообщение встречено спокойно, без удивления; в мире будущего — это ни для кого и не новость вовсе.

Про сам рассказ можно сказать, что он смешной, искрометный и глубокий одновременно; ну а конец просто прелесть.

Оценка : 8
«Зенитный угол»
–  [ 6 ]  +

mindCreatOr, 16 декабря 2007 г. в 00:45

Странное дело. Не знаю, что написать. Так что сразу оговорюсь — мнение очень личное, так как читал в нужное время и в нужном месте =)

Первое впечатление положительное, так-как это Стерлинг, а он не особо балует худ. литературой. Да и начало интересное. Собственно, книга предназначена для людей, кто, так скажем, в теме. Потому что ощутить на себе те перепетии сюжета и понять трудности процессов кодинга и хай-теха смогут не все. Точнее не все захотят и не всем будет это интересно. Если оценивать книгу со стороны и непредвзято, то оценка — примерно 5. Ну нет в ней ничего такого цепляющего. Как будто будни отличного инфо-спеца из блога переписаны. Притом баланс книги плох. Растянутая прелюдия, а кульминация на пару страниц. Но мне книга понравилась =)

В итоге — советовать могу только фанам Стерлинга, но им, я думаю, мой совет по барабану будет =))

Оценка : 8
«Чаттануга» [Цикл]
–  [ 5 ]  +

Sergio Blanc, 17 марта 2024 г. в 11:09

Небольшой и весьма оригинальный цикл о будущем, где автор рисует множество сложных социальных переплетений, которые мы наблюдаем глазами героев его рассказов.

Объединяют эти тексты в единое целое несколько вещей.

Первая вещь — это герои. Они не только родом из одного места — города Чаттануги, но и связаны между собой. Эдвард Дертузас (Ловкач Эдди) из «Глубокого Эдди» сдаёт квартиру и оплачивает коммунальные расходы Лайла Швейка из «Велосипедного мастера», а тот в свою очередь знаком со Спайдером Питом из «Такламакана». Вот такую последовательную связь персонажей мы обнаруживаем при чтении цикла.

Вторая вещь — это география и место действия. В варианте будущего Стерлинга существуют три сверхдержавы — это Североамериканский союз свободной торговли( НАФТА). Азиатская кооперативная сфера (Китай плюс Япония плюс...) и Европа. Действие первого рассказа происходит в европейском Дюссельдорфе, второго — в кондоминиуме Чаттануги, третьего в пустыне Такламакан. Так что основная география цикла тоже закольцована и представлена в полном объёме.

Третьей вещью, соединяющей цикл изнутри являются специфики (спексы), хитроумное многофункциональное приспособление с помощью которого можно делать многое. Очень полезная вещь.

Все три рассказа хороши по-своему, но мне наиболее по душе пришёлся «Такламакан». И сюжет острее, и финал конкретней.

Читать любителям непростой социальной фантастики.

Читая Стерлинга мозг нужно напрягать, что есть «гут», на мой непросвещённый взгляд.

Оценка : 8
«Велосипедный мастер»
–  [ 5 ]  +

Gorhla, 26 апреля 2023 г. в 22:23

В читанных мной произведениях Стерлинг уделяет внимание главным образом двум вещам: пространным описаниям всего и вся, а также политико-социальным конструктам, кои, по моему убеждению, и составляют главный предмет его увлечений. Причудливая киберпанковская упаковка же становится забавным и небезынтересным материалом, из которого автор стремительно прядёт очередную паутину интриг и предположений — а кто не любит хорошие теории заговора?

Вообще, если вдуматься, сюжет рассказа не стоит и выеденного яйца: silovik's из окружения местного правителя подозревают группу анархистов-скваттеров в распространении компрометирующей их руководство информации, поэтому решают устранить проблему самым нелепым и глупым способом. Можно сказать, что перед нами Deus ex machina наоборот — иначе не было бы никакого рассказа.

Интереснее другое: собирать по крупицам информацию о мире Чаттануги. Так, ГГ, 24-летний парень, проживает в собственной мастерской на одном из разрушенных и выгоревших этажей некоего супернебоскрёба а-ля Peach Trees. В прошлом он был велогонщиком, а сейчас из-за неумеренного потребления гормонов стал механиком. Он живёт небогато, вынужден сворачивать дельце из-за того, что его кидают клиенты, питается чёрт-те-какой синтетической дрянью, но, кажется, вполне доволен жизнью — ведь он свободен от гнёта капитала! Вместе с тем он регулярно созванивается с матерью — и вот тут самое интересное — пожилой, но до сих пор работающей женщиной, которая сидит в собственном кабинете какой-то корпорации и может позволить себе настоящие свиные отбивные и дорогие омолаживающие процедуры.

Выходит, Лайл — а именно так зовут ГГ — парень из небедной семьи. С матерью он общается, цитирую, потому, что «говорит с единственным человеком в целом свете, способном в случае чего внести за него залог и освободить до суда». Какого суда опасается Лайл, нам не расскажут; скорее всего, ему просто приятно думать, что власть ждёт не дождётся, как схватить его, Лайла, и упечь в тюрьму за... за что-нибудь антисоциальное, конечно же!

И вот тут мой разум пасует. То ли Стерлинг так прикалывается, намекая, что типичный скваттер (по-русски самозахватчик и бомж), анархист и вообще левый во всех своих взглядах человек — это сын богатеньких родителей, способных оплачивать его причуды и подстраховать, когда/если отпрыск заиграется и действительно получит такую желанную толику внимания от ненавистных ему корпораций. То ли Брюс искренне верит в таких ловких, независимых героев, противников любой власти, всегда правых левых (прастити) — но тогда рассказ буквально рассыпается на части, т.к. сюжет в этом случае не в состоянии вынести многочисленные поставленные на него пианины.

Вспоминая «Схизматрицу», я склоняюсь к первому варианту, а то, что в концовке

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
наш милый анархист и бунтарь Лайл расширяет бизнес, пользуясь связями новой подружки и, по совместительству, спецагента местного ФБР — что это, если не добродушное авторское подтрунивание над всякими панками?..

..и делает Стерлинга для меня весьма приятным и толковым писателем. Кстати, в «Рое», например, хитрецы и вовсе получают по заслугам — нечастое, прямо скажем, явление.

В сухом остатке перед нами крепкий текст, чьими главными достоинствами выступают мягкая ирония и, особенно, те самые описания всего-превсего. Видел, некоторые рецензенты бурчали, что, дескать, нечего так пушить текст. Как по мне, хорошие и плотные описания, в особенности всякой бытовой ерунды, оживляют для читателя мир, делают его объёмным, заставляют в него поверить. В случае книг Стерлинга это почти то же самое, что взять в руки какую-то сложную плату со множеством разъёмчиков, гнёзд и процессоров. Непонятно, но очень интересно.

Да, кстати, не могу пройти мимо того, что Брюс, по сути, за четверть века предсказал не только появление генеративного искуственного интеллекта, но и, что важнее, главные сферы его применения и как минимум одну потенциальную такого применения багулину.

ПС: озвучка «Велосипедного мастера» — один из шедевров Влада Коппа, и если вы не слушали этот рассказ в его исполнении, то срочно исправьте сие недоразумение, иначе будете жалеть об этом всю оставшуюся жизнь. На сюжет можно не отвлекаться =)

Оценка : 8
«Рой»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 27 января 2022 г. в 21:59

Рассказ Стерлинга — первое достойное чтения произведение в сборнике «Божье око». Это именно то, что должно было составлять его основу по замыслу Дозуа. На самом деле туда вошли откровенно не «попавшие в тему» творения англо-американских мастеров. Но к рассказу Стерлинга претензий нет: это одновременно и космическая, и приключенческая фантастика. Его сюжет достаточно интригующ: представители земной цивилизации, освоившие Пояс астероидов, направлены на изучение недавно открытой колонии симбионтов, живущей по принципу пчелиного роя. У одного из людей имеется особое задание, которое сулит особые выгоды, если только посланцы сумеют остаться в живых...

Рассказ построен по стандартной схеме: краткое и резкое вступление, длинное и неспешное развитие, кульминация и скорая развязка. Интрига плавно растет почти до самого финала, где наблюдается резкий скачок вверх (в момент, когда Рой раскрывает планы землянина), после чего следует быстрый спад интереса, вызванный некоторой неопределенностью судьбы главгероя. Следить за развитием сюжета мне лично было интересно, ибо автор умело описывает не только похождения своих героев, но и повседневную жизнь Роя, прогоняя перед читательским взором самых разных представителей «жучиного» племени — воинов, ногохвостов, чуятелей, тоннельщиков, летунов и даже огроного стража, служащего затычкой для входного тоннеля. Все они разные и ведут себя соответственно. Автор высказывает оригинальную мысль об умышленной деградации разумной расы, которая сумела понять неочевидные опасности космической экспансии. Потеря разума для них — это выход из создавшейся ситуации. Я не могу припомнить, где еще встречается подобная философия. Разве что в «Звездном десанте» Хайнлайна. А феномен «блуждающего разума» — просто блестящая находка! Составитель сборника Дозуа абсолютно прав, говоря о том, что в рассказе четко прослеживается влияние таких мэтров, как ван-Вогт, Бестер, Нивен и Дилэни. Уже одно это должно заставить вас взяться за чтение.

-----------

РЕЗЮМЕ: яркий представитель ксенофантастики, рассказывающий о первом контакте с расой, обладающей коллективным разумом. Впрочем, финал показывает, что у этого разума есть одна существенная особенность...

Оценка : 8
«Схизматрица»
–  [ 5 ]  +

DiegoFreeman, 13 января 2021 г. в 23:48

Много где указано, что данная книга относится к жанру киберпанка так же, как, например, трилогия «Муравейника» Гибсона, тем более, что и написана примерно в то же время. На деле, конечно, все не так. И направленность книги в значительной степени иная, и вопросы задаются под другим углом, нежели в модном ныне жанре.

А дело все в попытке объяснить, что есть человек. Как сущность, при всех своих изменениях в мире далекого будущего, среди бесчисленного количества новых видов постлюдей, гибридов, мутантов, инопланетян и проч. Среди самых разных объединений, корпоративных ли, государственных, идейных или просто поведенческих. «Народный Дзайбацу», «Царицын Кластер» — названия такие же необычные, как и сама их суть.

И в итоге, желание наглядно показать, что человек всегда остается собой, при всех изменениях, внутренних или внешних, затмевает все остальное, что есть в книге.

Затмевает даже окружающий мир, который является главный героем книги. Который, как котел, постоянно бурлит, кипит и изменяется. Именно к событиям в нем и метаморфозам подстраиваются персонажи основные, и второстепенные.

И конечно, то желание отодвигает совсем уж в туман такую важную для книги часть, как главный персонаж. Это не простая схема, не картонка – как, впрочем, и другие действующие лица — вполне себе живые. Проблема героя в том, что все его начинания поверхностны и, кажется, необязательны. Он едва ли не всегда плывет по течению, подстраиваясь, приспосабливаясь, уговаривая, надевая новую личину, привирая, чтобы в итоге гарантированно сбежать, когда станет некомфортно. Бросив то дело, которым он, казалось, самозабвенно занимался. Не важно, чем – дипломатией, театральной постановкой, правлением клана.

И так на протяжении книги происходит очень часто. Сменяются локации, общества, взгляды. Новые традиции и правила заставляют вести себя соответственно. Но у героя словно нет мотивации. Он здесь будто только для того, чтобы его глазами и разумом, не зацикленным ни на чем, показать, какова текущая общность изнутри.

Хочется воскликнуть: «Да угомонись уже! Твои друзья умирают ради поставленных целей, а ты все бежишь!» И он останавливается, точнее, находит цель, но только в самом конце. Когда уже нет иных слов, кроме как «Да неужели?» со значительной степенью сарказма в вопросе.

Поэтому читается книга с переменным интересом. Каждая новая локация и персонажи вызывают неподдельное любопытство, которое так до конца и не удовлетворяется, поскольку внимание героя, за которым невольно тянется и внимание читателя, смазывается, переключается на что-то новое, и так раз за разом.

Но даже с такой переменностью книга хороша. Всеми частями, в том числе теми, которые задвинуты. Потому что написано легко и ярко, с хорошей долей юмора или откровенных сцен. И перевод добротный, с матом, где это нужно, для усиления эффекта.

«Схизматрица» — та вещь, которая запомнится. Плюсами, минусами и, главное, идеей. В пестрой, почти не устаревшей по сей день обертке.

Оценка : 8
«Глубинные сады»
–  [ 5 ]  +

vam-1970, 24 марта 2020 г. в 12:31

Рассказ из цикла «Шейперы и Механисты».

Номинант премии Небьюла 1984 года.

Жестокий сюжет. Это до какой же стадии должно развиться человечество в виде шейперов и механистов, когда уничтожает своих же   при помощи соревнований в терраформировании Марса!!!.

Автор написал этот цикл с неверием в счастливое развитое человечество. Истощили Землю, переселились в Космос, сейчас терраформируют Марс, кажется как прекрасно, но социально и индивидуально стали жестокими и превратились по своим поступкам в бессчувственные создания, такие же как и их механические придатки к телу. Никто ведь ещё не исследовал, как себя ведет инвалид с механическими протезами — как эти металл и пластик заменяют живые отсутствующие органы с их биополем. Никто!! Сюжет как то касается этого.

Оценка : 8
«Рой»
–  [ 5 ]  +

Mendax, 04 июня 2016 г. в 21:02

На самом деле очень неплохой рассказ, но вот только интриги к сожалению не получилось. Как только товарищ Симон Африаль (и где там только набралось этих 180 IQ) начал играть в свои примитивные феромонные игры, сразу стало ясно, что ничем хорошим для людей это не закончится. Ведь можно было догадаться, что столь древняя раса на своём жизненном пути не раз встречала сильных, хитрых и могучих, соперников и судя потому что от последних не осталось и следа, участь их была незавидной.

Глупо было надеяться, что рой не имеет оборонных механизмов, против разного рода мимикрирующих паразитов, способных подделывать феромонные сигналы.

Однако, концовка порадовала. Полная безнадёга с крошечным лучиком надежды.

Оценка : 8
«Зеркальные очки»
–  [ 5 ]  +

Kerli, 25 мая 2015 г. в 15:23

Долго подбирался к этой антологии. Часто натыкался на отзывы с минимальными баллами что и привело к откладыванию книги в дальний ящик. Но все-же как бы тернист не был путь к ней она прочитана.

«Зеркальные очки» — это не антология киберпанка, этот жанр представлен в ней (антологии) всего парой рассказов, это антология киберпанков. Сборник знакомит нас скорее с авторами пишущими в этом жанре, чем с самим жанром в целом, но в этом как раз и есть вся загвоздка книгу я эту покупал ради рассказов киберпанка, а не авторов в России практически неизвестных (кроме пары знаковых фигур в фантастики).

Сборник начинается с предисловия написанный Брюсом Стерлингом рассказывающий нам о новой волне авторов в «Зеркальных очках» и ярлыках цепляющихся к ним, о второй новой волне в фантастике и дает о ней общее представление будущим читателям антологии о киберпанке.

Рассказы представленные в сборнике к киберпанку отношения практически никакого не имеют, кроме двух которые имеют хоть какую то атрибутику киберпанка. Но произведения эти дают взглянуть на фантастику 80х-90х с другой стороны, со стороны бунтарей людей которые видели будущие немного иным, отличающимся от того что нам предлагали великие мастера (Кларк, Азимов, Хайнлайн, Стругацкие и тд). Киберпанки в будущем видели развитие информационных потоков на ряду с современными технологиями, но все это было омрачено людским эгоизмом, расцветом капитализма и гигантскими корпорациями управляющими и направляющими человечество. По сравнению с этими взглядами видение будущего того же Азимова, Кларка или Стругацких били более радужные можно сказать стерильными. Эта антология скорее экскурс позволяющая увидеть рождение нового направления в фантастике.

Ни все рассказы в этой книге выдающиеся, но и откровенно плохих в ней тоже нет. Антология запоздала как минимум лет на пятнадцать, сейчас уже так не пишут, но своего читателя она найдет.

Лично я получал удовольствие читая «Зеркальные очки» и скорее всего перечитаю еще большую часть рассказов из этого сборника уж слишком похоже ихнее будущие на наше настоящие.

Оценка : 8
«Красная звезда, орбита зимы»
–  [ 5 ]  +

Olcha, 27 августа 2008 г. в 03:39

Очень печальное произведение, написанное на влне состродания к русскому народу, который верит в идеалы, но всилу различнх социально-исторических обстоятельств не может их достичь. Гибсону можно аплодировать стоя в который раз за его пророческие произведения, а еще за небывалую поллиткорректность, учитывая год напсания вещи.

Оценка : 8
«Глубинные сады»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 20 марта 2024 г. в 21:27

Рассказ продолжает ответвление цикла «Шейперы и механисты» начатое Стерлингом в «Царице цикад» и связанное с терраформированием Марса.

Терраформирование (оземеливание) Красной планеты интереснейшая задумка автора, которая к сожалению, лично мне очень и очень жаль, не получила должного продолжения. Эх, сколько захватывающих историй ( при его то таланте!) мог сочинить наш писатель. Увы.. .

В коротком тексте продемонстрированы большинство допущений Стерлинга, касающихся его картины видения модели будущего человечества.

Постгуманизм представлен, потрясшей меня группировкой паттернистов. Это шейперы с церебральной асимметрией. У них имелись чрезвычайно развитые правые полушария головного мозга, что давало им преимущества в интуиции и внезапных озарениях, но имело «побочки» в виде аутизма и паранойи. Эх, диалектика-диалектика. Везде этот принцип батарейки: что бы что-то жило и работало должны быть и «плюс», и «минус». Молодчина автор — всё учтёт, всё объяснит. Постепенно сообщество захирело и было вынуждено оправиться на Марс, чтобы в суровых условиях, под присмотром более удачливых конкурентов под названием Властители, работать в рамках проекта терраформинга Марса.

Властителями руководит Король Омар. Помните кто это?

В основе сюжета сложные переплетения (показ и описание которых является основой фантастики автора) двух видов инженерий: планетарной и социальной. В целях выделения из проигравших космическую и социальную конкуренцию групп-сообществ постлюдей, наиболее перспективных для дальнейшего использования, Властители устраивают экологическое состязание сильнейших биотехнологий — войну глубинных садов. Почему глубинных? А потому что их нужно разбить в одном из марсианских кратеров.

В финале автор приготовит нам сюрприз вполне в духе постгаманистической философии, царящей на страницах его произведений в рамках этого тематического цикла.

Читайте — не пожалеете. Реалистично, жёстко, прпавдоподобно и с множеством, запоминающихся деталей. Одна ногорукая женщина чего только стоит!

Оценка : 8
«Схизматрица»
–  [ 4 ]  +

flying_kitten, 22 июня 2023 г. в 17:16

Одно из основополагающих, вместе с Нейромантом и парой других книг, произведение киберпанка. Тот же принцип «high tech, low life», те же странные, обременённые вредными привычками, герои. Но, в отличие от других классических киберпанковских книг, Схизматрица — своего рода эпос этого странного будущего.

Человечество обитает на астероидах, космических станциях и небольших планетках. Каждый камень, дрейфующий в космическом пространстве — отдельное государство. Создаются и распадаются бесконечные союзы и альянсы, постоянно идёт вялотекущий конфликт всех со всеми. Кто-то отдаёт предпочтение генной инженерии (шейперы), кто-то — техническим примочкам (механисты), но все усердно занимаются самомодификацией. Количество разного рода фриков просто зашкаливает.

Сюжет развивается довольно неспешно, изредка слегка ускоряясь. Объяснять, как что функционирует, автор не спешит, да и, похоже, не задумывается об этом вообще. В общем повторюсь — эпическая сага киберпанковского будущего.

Оценка : 8
«Велосипедный мастер»
–  [ 4 ]  +

Славич, 10 июня 2023 г. в 15:55

Киберпанк, посткиберпанк... А по-моему это в первую очередь социальная сатира. Причём сатира не столько даже на старых политиканов-консерваторов, сколько на левацкую молодёжь. Чем активнее молодой человек или девушка участвует в политических движениях либо дискуссиях, тем больше вероятность, что на поверку он или она окажутся детишками богатеньких родителей. Социальный бунт как проявление конфликта отцов и детей. Главный герой не исключение, но он хотя бы полезным делом занят — велосипеды чинит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За выживших из ума сенаторов в мире 2037 года думает искусственный интеллект. В отличие от них молодёжь пытается думать самостоятельно... и думает она, что в случае чего родители смогут вытащить их из неприятностей.

Такой вот рассказ о разных поколениях, в котором всем досталось на орехи.

Классификатор Фантлаба, как часто бывает, бесполезен: нет даже отметки «искусственный интеллект».

Оценка : 8
«Рой»
–  [ 4 ]  +

Sergio Blanc, 15 января 2023 г. в 12:42

Судя по количеству отзывов, «Рой» — самый популярный рассказ Стерлинга на Фантлабе. И неудивительно.

У автора получился классный, умнейший текст о идеальной цивилизации с высочайшим уровнем выживаемости. Её внутреннее устройство позволяет ассимилировать и включать «в себя» чуждые ей виды, приспосабливать их для своих разнообразных нужд. Концептуальное кредо цивилизации «Роя», цивилизации симбиотов по типу термитов, заключается в утверждении, что «Жизнь и интеллект далеко не так хорошо совмещаются друг с другом, как... кажется.»

Капитан-доктор Саймон Африэль проникает с помощью Инвесторов (инопланетной расы «барыг») в один из ульев Роя, расположенном на планетоиде около Бетельгейзе. Вместе со совоей коллегой по фракции шейперов Галиной Мирной (ура!и здесь русские!) он намеревается украсть генные коды для того, чтобы изучать, разводить и использовать представителй РОЯ. Это сулит огромные преимущества той части человечества, к которой он принадлежит. Но однажды всё пошло не так. Финал, как всегда у автора, глубок, парадоксален, необычен и остр.

Атмосферный текст с отличным сюжетом. Не без огрехов, ну куда ж без них. В целом — отличная фантастика.

Читать всем.

Оценка : 8
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

VovaZ, 22 августа 2021 г. в 16:01

Роман, одновременно, впечатляющий и не простой. Интересная альтернативная реальность, в которой великая компьютерная революция свершилась, не во второй половине 20-го века, а на сто с лишним лет раньше, на основе точной механики и пара.

И “клакеры” (программисты 19-го века) стремительно меняют мир. Информационные технологии развивают транспорт, промышленность, химию, автоматизацию. Техника прогрессирует намного быстрее, чем готовность человечества к нежданному прогрессу. Конфликт, как социальный, так экологический.

На фоне этой удивительной альтернативки, авторы развивают несколько линий триллера, боевика, драмы, мелодрамы.

Первая часть романа не имеет особо развитого сюжета. Здесь авторам гораздо важнее показать колорит “оцифрованного викторианства”. Показать контрасты городской жизни и человеческих отношений. Во второй части начинает развиваться лихой триллер, боевик. В части третьей, драйв значительно падает. Похоже, роман поднадоёл авторам. Начинается повествование о дальнейшей судьбе героев, довольно нудное и скорее публицистическое, чем художественное. Такой контраст делает чтение не простым, но занятным.

В целом, роман понравился, прочёлся с удовольствием и интересом.

Оценка : 8
«Чёрный лебедь»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 25 апреля 2019 г. в 15:37

В итоге: очень хороший рассказ про альтернативные измерения, поданный через призму истории современной Италии, как ни странно, через судьбу Николя Саркози. У нас он президент, а где-то — самый разыскиваемый преступник, Николя-Крыса.

Ненавязчивые рассуждения о важности личности для истории и незаметности «Чёрных лебедей» — редких событий, кардинально меняющих историю. Каждому «Лебедю» находится объяснение задним числом, и только находясь «снаружи всех измерений», можно понять, насколько были малы шансы того, что история пойдёт так, а не иначе.

Поворот с «божественностью» путешественника меж измерениями не очень понял, но это не помешало получить удовольствие от рассказа.

Оценка : 8
«Распад»
–  [ 4 ]  +

Siver-Snom, 30 августа 2015 г. в 02:19

Несмотря на всю «тяжесть» произведения (много буков или изобилие деталей, кому как нравится), роман весьма колоритный, вызвал стойкие ассоциации с «Американским героем» Бейнхарта и «Рифтерами» Уоттса.

Есть будущее, в котором произошла некая катастрофа, политический расклад мира полностью перекроен, но об этом сказано обрывками, так как сюжет крутится вокруг пары американских штатов. Вместо гигантского монстра-страны, залога демократии и единства граждан, перед нами разрозненные области (штаты), со своими самодурами-царями (губернаторами), прикормленной инфраструктурой (купленная полиция и мафия) и инертными гражданами. То есть это даже в 1998 году не было фантастикой, но. На этом фоне перед нами ГГ (даже супер ГГ): прекрасный управляющий, харизматичный «серый кардинал» с комплексами бога и пробирочного рождения, который хочет перемен. Перемен к лучшему для себя, своих людей, своей страны, мира в целом (порядок, вроде, правильный). Скрупулезное и детальное описание его действий на базе отдельно взятого НИИ, привлечение новых людей и соратников очень захватывает, будто сам играешь в компьютерный симулятор (управление больницей, городом, симсы те же самые). И конечно же хеппи энд: злодеи посрамлены, ГГ с дамой сердца пьют кальвадос, работы по переделке мира ещё непочатый край, но все об этом знают и просто верят в лучшее.

Оценка : 8
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

sanbar, 24 сентября 2010 г. в 11:35

Уф, наконец я одолел «Машину различий», но оно того стоило. Книга о том, как гигантский арифмометр попытались заставить осознать себя и о том, что из этого вышло на фоне революционной борьбы. Много действия, плюс абсолютная безжалостность авторов к собственным героям, как в сюжетном плане, так и в плане построения книги. Сначала нам предлагается подробный рассказ о человеке, преподносятся на блюдечке его поступки и чувства, потом подается на десерт увлекающий, насыщенный событиями сюжет, но стоит привыкнуть к герою, как раз и его выключили, как телевизор. Причем не потому , что он героически погиб. Просто как только очередной мавр сделал свое дело — его можно отправить куда нибудь в Китай, о чем сухо сообщается, где то посреди следующей итерации. Непривычно, неудобно, но необычно и интересно. Крайне оригинальный мир, наполненный легким стебом над английской историей и литературой. Описательная часть — выше всяких похвал, сюжетная -достаточно неплохо, но для развлекательной литературы читается все таки трудновато. В целом- рекомендую по настроению. Этакие приключения Д.Ватсона в мире F.Fantasy 8 и страшных снов Х.Миядзаки.

Оценка : 8
«Двадцать страничек прошлого»
–  [ 4 ]  +

J0kerS, 05 ноября 2009 г. в 18:00

Сначала мне показалось, что глупо описывать событие из жизни человека, ну или шейпира парой строк. А дочитав до конца, сложилось впечатление, что я прочитал увесистый роман насыщенный интригующими событиями из непростой жизни Личности. Брюс Стерлинг смог парой станиц создать, то что другие писатели не могут написать и на сотни страниц. Очень сильно и оригинально!

Оценка : 8
«Велосипедный мастер»
–  [ 4 ]  +

Claviceps P., 09 июля 2008 г. в 22:35

Вполне хорошая пост-киберпанковская вещица, в которой действительно удачен антураж.

Будущее 2037 года передано весьма колоритно. Но вот сама суть как-то намеренно завуалирована автором, и улавливается плохо. Много социальной нудноватости в этом рассказе, что впрочем весьма характерно для всей прозы Стерлинга... :-)

Оценка : 8
«Машина различий»
–  [ 4 ]  +

Olcha, 03 июля 2008 г. в 19:05

Читается тяжело, местами оставляет очень гнетущее впечатление. Но как ни странно, могу сказать что это исключительно тонкий стеб над киберпанком классическим. Все каноны жанра сохранены — тут вам и вычислительная техника, и мегаполисы с кучей рекламы и даже упоминание прообожаемые Гибсоном Японию и Россию)

Оценка : 8
«Царица цикад»
–  [ 3 ]  +

Sergio Blanc, 18 марта 2024 г. в 20:06

«Царица цикад» — это ещё один яркий фрагмент, небольшой кусочек, грандиозной панорамы будущего мира, мира шейперов и механистов, придуманного богатой фантазией Брюса Стерлинга.

Речь в этом тексте пойдет совсем не о насекомых. Цикады — на слэнге будущего — это обитатели орбитального города под названием Царицын Кластер, сокращенно ЦК. ЦеКа — цикады. Этимология, я думаю, понятна.

А кто же играет роль «Царицы»? Читайте и узнаете.

Кто-то считает, что этот опус нужно читать после прочтения романа «Схизматрица». Только тогда — де он будет понятен читателю.

Лично я привык работать с текстами по мере их появления/выхода, но и другую сторону понять могу. Если вы сначала познакомились с романом, то рассказ позволит вам в деталях представить тот эпизод/фрагмент романа, где рассказывается о исчезновении Уэллспринга, его истинных мотивах и крахе Царицина Кластера после 70 летнего процветания.

Если же вы будете читать в хронологическом порядке, то затем при чтении основного текста вас захватит восторженно-тревожное чувство узнавания этой истории. Ага, посмотрим-посмотрим, а что же автор написал об этом Здесь.

Ручаюсь, что в какой бы последовательности вы не читали — удовольствие получите гарантированно. «Царица цикад» — очередной шедевр писателя, на мой непросвещённый взгляд. Загадочная Матка Инвесторов, политические интриги, экономические махинации, постгуманизм и постлюди, завораживающие картины орбитальных городов и ледяных астероидов, летящих бомбить поверхность Марса в рамках уникального проекта по его терраформированию и многое другое встретите вы на страницах этого текста. В очередной раз автор покажет нам непростые для понимания нравы людей (людей ли?) родившихся (родившихся ли?) не на Земле. Вы увидите совершенно оригинальные социальные группы, роли и статусы. Проза Стерлинга очень социологична по своей сути и мне лично эта серьёзно описанная социальность весьма по душе..

Ух, завидую тем, кому еще только предстоит прочесть этот образец настоящей, правильной научной фантастики.

Оценка : 8
«Священная корова»
–  [ 3 ]  +

Sergio Blanc, 18 марта 2024 г. в 18:54

По сути — это обычная, написанная в духе капиталистического реализма, история о нелёгких буднях работников Болливуда со всеми сопутствующими прелестями: недовольный босс, творческий кризис режиссёра, длительная заграничная командировка, секс, гостиницы, рок-н-ролл. Сорян, рок-н-ролл в рассказе заменяет какой-то оригинальный и не очень понятный музон. Хотя рок-музыка тоже когда-то считалась не образцом хорошего вкуса. Стерлинг — самец, могёт запустить неочевидную аллюзию, плюсую.

Это история о том, как мало (а может быть много?) нужно человеку для счастья.

Но совершенно иной смысл тексту придают пара фантастически-пророческих допущений писателя.

Первое допущение — западная ( на примере Англии) цивилизация приходит в упадок в результате эпидемии болезни, которую можно условно назвать «коровьим бешенством». Ничего не напоминает? Все эти «птичьи» гриппы и прочая, и прочая. Центром мира становится Индия, где как известно говядину не едят. Азиаты становятся королями мира. Кстати, к этому и идёт развитие современной цивилизации. Будущее, похоже, за ними — китайцами, индусами, малайцами, японцами и иже с ними.

Второе допущение — Луна, превращённая американцами в свалку и нуждающаяся в ритуальном очищение. А!? Каково!? Какая деталь! Блеск!

Очень хороший рассказ во многом отражающий реалии современности и ближайшего будущего. В нём есть всё: экология, культурология, социология.

Причём умещается это «всё» на очень небольшом количестве страниц.

Читать всем любителям футурологии и тонкой социальной иронии с примесью капельки стёба.

Оценка : 8
«Паучья Роза»
–  [ 3 ]  +

Joul Harristar, 19 апреля 2020 г. в 13:52

Я никогда не встречался с произведениями Брюса Стерлинга и ничегошеньки не знаю о мире шейперов и механистов, поэтому возможно был лишен радости узнавания персонажей или рас.

Однако, мне кажется, этот рассказ очень хорош и как самостоятельное произведение благодаря интересно сделанной и реализованной задумке генетического комплекса, реагирующего на желания хозяина, а так же тонкому биологическому момент, иллюстрирующему выражение «ты — это то, что ты ешь«!:D

Оценка : 8
«Машина различий»
–  [ 3 ]  +

technocrator, 01 марта 2020 г. в 12:18

Знаковая для жанра паропанка книга. Вычислительная революция, случившаяся в этом мире на столетие раньше, и подстегнувшая техническую. Исторические персонажи в необычных ролях (начиная с Байрона, возглавившего британское правительство).

Огромное удовольствие доставили моменты, связанные с программированием («клакерcтвом» в местных терминах) и алгоритмически-железячные (в буквальном смысле шестерёночно-железячные!) аспекты, полуироничный перенос киберпанковских мотивов в XIX век. Жаль, что таких страниц тут сравнительно мало. (Заодно могу порекомендовать ценителям темы шикарнейший графический роман «Невероятные приключения Лавлейс и Бэббиджа» С. Падуа, целиком построенный вокруг Разностной машины.)

Перед нами разворачивается широкая атмосферная панорама альтернативной действительности. При чтении часто приходилось с любопытством отвлекаться на справки об реальных аналогах описываемых технологий и внедрённых персонажей.

К сожалению, из киберпанка привнёсся сюда и некоторый налёт «чернушности». Интересно, кто из соавторов в этом смысле постарался, видимо в большей степени Гибсон? В некоторых моментах откровенно морщился, и часто недоумевал: вот зачем эти сцены и детали вообще были нужны? Околошпионские игры, которым уделено немало страниц, тоже как-то не порадовали.

Честно говоря, суть главной сюжетной интриги я так и не понял. Набор кассет с перфокартами, за которыми охотятся странные экстремисты, подаётся сначала как программа подсчёта игровых вероятностей, затем как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
подобие компьютерного вируса, базирующегося на рекурсивном алгоритмическом доказательстве теоремы Гёделя, а далее идёт какой-то ещё более туманный намёк на зарождение ИИ.
Так кто запустил программу на французской машине, испортив её «высшие функции»? И почему леди Ада открыто рассказывает об этом на публичной лекции?

В целом, не буду оригинальным, согласившись с мнением, что сеттинг получился намного лучше сюжета.

Оценка : 8
«Involution Ocean»
–  [ 3 ]  +

aiva79, 22 октября 2019 г. в 00:51

Как хорошо, что существует фантлаб, как замечательно, что информация на сайте структурирована именно так, чтобы выводить меня на самое что не наесть нужное в данный момент. Есть масса раскрученных книг, обсуждаемых на волне популярности, которые возможно и замечательные, но читать их не хочется, т.к. во мне присутствует некий внутренний протест «попсе». А есть такие произведения, которые как жемчужины, попадаются редко и о них мало кто знает и поэтому, начиная их читать, ощущаешь погружение в некую неизвестность, как будто бы получаешь тайное знание недоступное остальным.

Вот и с «Океаном инволюции» подобная история. К тому же роман оказался совсем не ожидаемым от Стерлинга киберпанком, а чем-то совсем иным, чему очень сложно дать определение. Здесь автор видимо еще был на распутье и выбирал то направление, в котором будет писать и вполне могло оказаться, что мы в итоге бы получили еще одного Альфреда Бестера или Харлана Элиссона. И это тоже судя по этому роману было бы замечательно.

Если кратко о сюжете, то вся история происходит на планете с запоминающимся и много о чем говорящим название Сушняк. Несмотря на то, что на Сушняке отсутствует вода, на планете есть свой океан — океан пыли, а значит и есть своя живность, приспособленная к жизни в пыли и есть те, которые охотятся на эту живность, а именно суровые неразговорчивые и лишенные воображения мореплаватели-китобои, а еще есть морские приключения, бури, штормы, исследования глубин и шумная портовая жизнь.

Главный герой книги — инопланетянин, хотя данный эпитет странно звучит для обозначения человека, но все же в данном случае он будет правильным. Так вот главный герой является наркоманом, которого во всю происходящую в романе круговерть вовлекло не что иное как потребность в наркотике, извлекаемом из жира китов, обитающих только в этом пылевом океане и только на этой планете. И как у всех наркоманов поступки главного героя на протяжении всей истории совсем неоднозначны.

Кстати и другие герои книги тоже эдакие фрики и оценку их действиям дать не всегда возможно. Капитан судна, на которое попадает главный герой, например, одержимый тайнами океана учетный, у которого как будто бы свои счеты с пылью и ее обитателями и он прям старается «нарваться» на неприятности. Или местная дамочка — летучая мышь, если можно так выразиться, неприкаянная душа, чужая среди своих и совсем неблизкая чужим, неровно дышащая к человеческой крови. Логично, что путешествие в такой компании, может привести только катастрофическим последствиям для всех.

Что еще необычно для Стерлинга — это лавкрафтовские мотивы, которые кстати очень гармонично вписались в историю.

Я достаточно поверхностно описала содержание книги и ее приключенческая составляющая хоть и интересна, но далеко не она является главной в книге, поэтому рекомендую читать роман в первую очередь тем, кто любит лавкрафтовский хоррор и мистику.

Ну и в заключении хочу попросить уважаемых переводчиков обратить внимание на этот роман и таки сделать его доступным для русскоязычных читателей.

Оценка : 8
«Зеркальные очки»
–  [ 3 ]  +

Eveho, 21 июля 2016 г. в 15:29

В общем и целом антология вышла удачной. Да, как уже было сказано в других отзывах, это скорее сборник рассказов авторов-киберпанков, нежели сам киберпанк. Тем не менее, читать большую часть рассказов было интересно. Этакий экскурс в историю жанра, с чего все начиналось и как дошло до того, что мы имеем сейчас.

Теперь немного по содержанию. Читалось все на одном дыхании, поэтому несколько сложно было переключаться и привыкать к стилю повествования разных авторов. А у некоторых он очень уж своеобразный. Возможно свое добавил еще и перевод. В том же «400 поганцев», которые и не поганцы вовсе в оригинале, очень резали глаз «паханы», «хаты» и прочая ерунда в этом духе.

Особо запомнились и легли в душу всего два рассказа: «Кремень жив» и «Свободная зона». Остальные слабее. Хотя надо сделать скидку, это все таки первые шаги Движения. Уверен, кому то также западут другие рассказы и каждый найдет в антологии что-то свое, очень уж она разноплановая несмотря на общую казалось бы тематику.

Читать ли? — конечно читать! А если будет возможность купить, то даже не думайте — берите. Книга, как минимум, представляет коллекционную ценность — тираж 1200 и единственное издание за 30 лет.

Оценка : 8
«Священный огонь»
–  [ 3 ]  +

Seidhe, 24 марта 2014 г. в 16:44

Очередной прочитанный роман Брюса Стерлинга не добавил ничего к моей оценке его творчества — читать интересно, но тяжеловато. И дело здесь не в языке, и не в поднимаемой проблематике. Просто в «Священном огне» практически нет действия как такового. Героиня романа проходит курс омоложения, после чего изменения затрагивают не только её тело и мыслительные способности, но и тонкие материи, которые можно назвать хоть личностью, хоть душой. А потом она внезапно бросает размеренную жизнь и уезжает в Европу. И всё. И это не речевой оборот — на этом действие действительно заканчивается. Нет, с героиней что-то происходит, она путешествует по Европе конца ХХI века, посещает разные города и страны, много разговаривает и философствует, но... Но поступки её непонятны и нелогичны, изменения, с ней происходящие, никак не объясняются, да и насыщенность текста «околонаучными» дискуссиями не добавляет ясности происходящему. На этом, как я уже писал о «Распаде» того же автора, отзыв можно было бы и закончить...

Если бы это не был Брюс Стерлинг! Несмотря на отсутствие действия как такового, роман буквально напичкан фирменными зарисовками «возможного будущего». И вот на этом поле у Стерлинга найдётся очень мало конкурентов. Описывать все эти технологические и биотехнологические допущения нет никакого смысла, это нужно прочитать самому... Чего стоит одно только описание работы 3D-принтера, что ОЧЕНЬ неплохо для 1996 года. Ну а картины «дышащего» Штутгарта, города «победившей биотехнологии» :))) просто завораживают. Кроме этого, огромное количество фантастических допущений, (которые вовсе не кажутся такими уж фантастическими уже сейчас, за 80 лет до описываемых событий) всплывает как раз в бесконечных разговорах, которые ведут герои романа.

А ещё Стерлинг весьма убедительно развил тему взаимодействия христианства и психоделиков, которые позволяют людям обрести истинную религиозность, посредством личного общения с Богом. Да и другие интересные «вещества» в романе присутствуют... :)))

В общем, если вам нравится, как пишет Стерлинг — роман однозначно стоит прочитать.

Оценка : 8
«Паучья Роза»
–  [ 3 ]  +

J0kerS, 03 ноября 2009 г. в 22:29

Весьма неоднозначное произведение! Существо, которому уже нечего не надо от жизни, борется за нее до последней капли. Тварь, которая уже давно внутри умерла …

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
…а ожила лишь, из-за своего питомца, убивает его, мгновенно поступив жестоко и рационально! Инстинкт самосохранения стал сильней любви!

Возможно, стоит лишний раз подумать, о своих близких, о своей жизни, и о своих целях в этой жизни и какими средствами и методами они достигаются!

Оценка : 8
«Велосипедный мастер»
–  [ 3 ]  +

warlock1980, 30 июля 2009 г. в 11:39

Социально-политический киберпанк от Стерлинга, получивший премию Хьюго. Написано живо, с юмором и идейными диалогами, в которых и раскрывается технологически развитое будущее, где у власти стоят не живые люди, а их личные роботы, обладающие индивидуальностью хозяина, а народонаселение поделено на «кланы», обитающие в неких Зонах и пытающиеся выжить любым способом, легальным или не совсем... Без сомнения, премия Хьюго присуждена в данном случае вполне заслуженно.

Оценка : 8
«Велосипедный мастер»
–  [ 3 ]  +

Nog, 27 апреля 2009 г. в 21:02

К знатокам и/или любителям киберпанка никогда себя не причислял, однако рассказ прочёл с немалым интересом и удовольствием. Не то чтобы автор тут чем-то удивляет читателя, но атмосфера всеобщей если не враждебности, то недоброжелательности, в которой, тем не менее, находится место взаимовыгодному сотрудничеству, за которым вполне может прятаться дружба, описана мастерски. А подоплека происходящих событий добавляет в рассказ порцию политической сатиры и вызывает улыбку даже после окончания чтения.

Оценка : 8
«Манеки-неко»
–  [ 3 ]  +

dio, 16 марта 2009 г. в 10:34

Этакая зарисовка — предположение. Япония, как всегда впереди планеты всей, сеть все больше проникает в повседневную жизнь.И даже начинает руководить поведением людей. Честно говоря, довольно удручающая картина.

Оценка : 8
«Велосипедный мастер»
–  [ 3 ]  +

vitamin, 02 октября 2008 г. в 04:51

Забавная история про «простого парнишку с разводным ключем», пропитанная местами то иронией, то сатирой. Есть оригинальные идеи, интересен сам город, но описан он, к сожалению, довольно скупо. Так и просится в главные герои, но назвать его хотя второстепенным участником событий не получается. Так... Мелькает что-то на заднем фоне. В принципе, фон — этот тоже неплохо, но на этом фоне кто-то должен действовать, что-то должно происходить. Но события, развивающиеся довольно стремительно, не захватывают, за героев не переживаешь.

Понравилось то, что мир меняется, но на жизнь велосипедного мастера Лайла это мало влияет — быт этого простого парнишки продолжается почти без изменений. Что ему, в принципе, и надо.

Оценка : 8
«Моцарт в зеркальных очках»
–  [ 3 ]  +

ceh, 10 декабря 2007 г. в 13:21

Первый раз я читал этот раccказ в «Если», лет 5-7 назад, и он не произвел на меня тогда никакого впечатления. Зачем, ради чего весь этот сумбур? Теперь же, читая его в антологии «Киберпанк в зеркальных очках» (интересно все же перечитывать некоторые вещи время от времени), рассказ мне понравился намного больше. Сумбурный? Нет. Теперь бы я это назвал по-другому. Стремительный, залихватский и бесшабашный. Cатирический и язвительный. Да, вот это настоящий киберпанк. (Не зря название этого рассказа перекликается и с названием всей антологии). Хотя главное здесь, конечно, это — ПАНК, а не КИБЕР. Истинно панковское, анархическое, или если разрешите — пофигистическое отношение абсолютно ко всему и ко всем, да и просто к жизни.

Оценка : 8
«Киоск»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 04 марта 2020 г. в 13:51

Номинант премии Небьюла 2007 года. Немного коряво написанный по стилю изложения, но обыгрывает одну интересную тему — тему изобретателей, их судьбы. Многое ведь изобретается и меняет кардинально нашу жизнь, а где изобретатели или те, кто аналогичные вещи изобретал, но был неизвестен и не получил свою долю славы? Закон развития гласит, что всегда открытия совершают одновременно и независимо несколько людей или групп исследователй. ГНо нам известе н в основном только лидер, или успевший первым заявить о себе. Вот и здесь в сюжете -герой суимел наладить прозводство фабрикаторов, но побывал 2 года в тюрьме и главной заботой его оставшейся жизни осталось посещение могилы матери и возложение цветов.

Оценка : 8
«Замысел Блемми»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 01 марта 2020 г. в 19:27

Рассказ — номинант Мемориальной премии Теодора Старджона   2006 года.

Необычный сюжет — ломает все представления традиционные. Два представителя инопланетных рас встречаются на Земле. Причем негуманоиды, резко отличаются друг от друга как виды и между ними любовь с рождением массы маленьких бесенят( так в переводе), враждебных человеку. Каков же был замысел блемми (одного из вида негуманоидов). Вот тут и широкое поле для догадок. Автор не конкретизирует — то ли растил новую расу на нашей планете, то ли ещё что-то. Но на фоне крестовых походов интересно читать. Итог — недопонимание разных рас или ксенофобия.

Оценка : 8
«Homo Sapiens объявлен вымершим»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 16 февраля 2020 г. в 10:57

Юмористически -печальный сюжет о будущем человека как вида. Исчез последний человек, и вздохнули радостно звери, горы и реки, освободившись от человека. И философия и юмор. А созданные человеком роботы теперь во власти и продолжают развитие и ... с удовольствием отмечают недостатки человечества. Так и всегда было да и будет... логика жизни — всегда плох предшественник. У роботов человеческое мышление со всеми недостатками.

Оценка : 8
«Машина различий»
–  [ 2 ]  +

garris1969, 16 августа 2018 г. в 11:29

Этот коктейль из стим-панка, кибер-панка и альтернативной истории мне бы пришелся по душе еще больше, кабы не издерганная в разные стороны манера авторов излагать. Кроме того, мне показалось странным, что в качестве движителя в книге в вычислительных машинах используется только пар. Хотя, применимо ко времени произведения, лейденская банка уже должна была существовать, а от нее до мощных аккумуляторов рукой подать. И при этом параллельно существует телеграф! То есть, передача электрического импульса уже освоена. Прототип компьютерного вируса меня очень порадовал.

Оценка : 8
«Рой»
–  [ 2 ]  +

MarchingCat, 28 августа 2015 г. в 15:48

Замечательный рассказ. И умный и увлекательный. Очень порадовала проработка жизни Роя, заставили задуматься идеи о том, что разум со временем может стать причиной гибели расы (что прямо противоположно ныне главенствующей идее, что застой ведёт к упадку и деградации). Мне это особенно близко по духу как консерватору.

Оценка : 8
«Распад»
–  [ 2 ]  +

PsychoAgent, 24 ноября 2014 г. в 22:23

Стерлинг потрясающий автор и очередное его произведение «Распад» мне понравилось. Начну с того, что ключевым критерием для меня является уровень проработки мира. Описание различных деталей истории, событий, которых никогда не было. Эдакое создание мира вокруг небольшой истории. События произведения является по сути маленьким, но очень весомым механизмом, влияющим на всю страну. Свободные и аккуратные диалоги так же помогают продвижению сюжета, не подталкивая его слишком сильно.

Есть и минусы — большое количество персонажей падающих на голову (в особенности из-за странных имен), ну и главный минус, наверное главные герои. Я, к сожалению не мог болеть за них, не мог болеть вместе с ними. Мне просто понравился созданный автором мир. 8/10

Оценка : 8
«Рой»
–  [ 2 ]  +

Чайханщик, 27 сентября 2014 г. в 18:50

Тема разума в фантастике не нова, но автор взглянул на неё под новым, неожиданным углом. Так ли необходима разумность для успешного существования и конкурирования с другими расами? Просуществует ли молодая, целеустремлённая цивилизация дольше биологической фабрики, бездумно ассимилирующей вид за видом?

Возможно, для лучшего понимания рассказа, нужно прочесть остальные части цикла — у меня остались нерешённые вопросы. Но я понял достаточно, чтобы восхититься идеей и сюжетом. Главные герои получились достаточно яркими. Капитан-доктор Африаль и вовсе «всё человечество в флаконе».

Отличный рассказ.

Оценка : 8
«Наш нейронный Чернобыль»
–  [ 2 ]  +

victoruss, 14 марта 2013 г. в 12:22

В целом рассказ посвящен теме опасности генетических экспериментов. Написан он в виде рецензии на некую (несуществующую) книгу ученого-биохимика о развитии генного хакерства. Довольно интересный прием, им часто пользовался Станислав Лем. Такой подход дает автору возможность в сжатой форме изложить суть своих идей, и придать им дополнительной достоверности. А проблемы обсуждаются очень серьезные. Автор показывает, как благодаря успехам развития генной инженерии мощная технология манипулирования цепочками ДНК стала простой и доступной отдельным личностям. В результате эксперименты одного из генных хакеров вызвали массовое повышение уровня разумности ряда домашних и диких животных, что привело к возникновению серьезных проблем для человечества.

Тема очень злободневная. Вирусы и сами по себе мутируют так, что ученые не успевают делать антибиотики, и даже простой грипп каждый год накрывает миллионы людей. А если к этому еще добавятся неконтролируемые копания в генах, то человечество как вид может просто исчезнуть.

Оценка : 8

  Страницы:  1  2 [3] 4  5  6  7 



⇑ Наверх