fantlab ru

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.72
Оценок:
4439
Моя оценка:
-

подробнее

Конец Вечности

The End of Eternity

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 342
Аннотация:

«Вечность» — организация, возникшая в 27 столетии как структура для межвременной торговли, а потом переросшая в инструмент управления целыми эпохами... Миллионы веков с миллиардами человеческих душ, которые могут исчезнуть в мгновение ока по воле Вечных. Так бы и продолжалось дальше, если бы с Техником по имени Эндрю Харлан не стали происходить довольно странные вещи, описанные в романе...

Примечание:

В своём романе «Край Основания» (Foundation's Edge) Азимов в гл. 74 описал, что реформированная Вечность выбрала реальность цикла «Основание» оптимальной для человечества, а потом самоустранилась. Однако этот роман в свою серию «Галактическая история» он не включил.

Существует повесть «Конец Вечности», написанная за год до романа, но изданная только в 1986 году. Об это написано в блоге раз, два.

В изданиях на русском языке авторское посвящение редактору Горацию Л. Голду, как правило, упущено.


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1956 // Роман

Экранизации:

«Конец вечности» 1987, СССР, реж: Андрей Ермаш

«The End of Eternity» 2012, -



Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  9. Айзек Азимов
1966 г.
А. Азимов. Г. Уэллс
1983 г.
Конец вечности
1985 г.
Конец Вечности. Сами боги
1990 г.
Конец вечности. Я — робот
1992 г.
Конец вечности. Сами боги
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Дополнительный том
1993 г.
Конец вечности. Камешек в небе
1994 г.
Конец Вечности
2000 г.
Антология мировой фантастики. Том 2. Машина времени
2003 г.
Золотое время
2006 г.
Конец вечности
2008 г.
Я, робот. Конец вечности
2010 г.
Конец вечности
2018 г.
Конец вечности
2018 г.
Конец Вечности
2019 г.
Конец Вечности
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Конец Вечности
2013 г.

Аудиокниги:

«Конец Вечности»
2003 г.
Конец Вечности
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The End of Eternity
1955 г.
(английский)
Краят на вечността
1981 г.
(болгарский)
La fine dell'eternità
1982 г.
(итальянский)
Ikuisuuden loppu
1987 г.
(финский)
Other Worlds of Isaac Asimov
1988 г.
(английский)
Кінець Вічності
1990 г.
(украинский)
The End of Eternity
2000 г.
(английский)
The End of Eternity
2011 г.
(английский)
永恒的终结
2014 г.
(китайский)
Das Ende der Ewigkeit
2016 г.
(немецкий)
მარადისობის აღსასრული
2019 г.
(грузинский)
O fim da eternidade
2019 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я прочитал этот великий роман еще школьником, взяв книгу у одноклассника, подписанного на знаменитую серию «БСФ». Я понял (так, по крайней мере, я тогда считал) там практически все. И запомнил на долгие годы (у меня память хорошая:). Где-то в 80-е я купил оригинал, прочел и его, будучи уже обогащен жизненным опытом. Это лишь подтвердило мое высочайшее мнение о романе (у Азимова я прочел почти все из художественной литературы и многое из популярной). Я очень долго к нему не возвращался, но вот на днях попался мне новый перевод Измайлова, и я прочел и его тоже.

Сейчас мне немало лет, а книг я прочел тысячи. И я еще раз понял, уже окончательно: «Конец вечности» — одна из лучших НФ-книг вообще, а у Азимова — самая лучшая. По уровню литературного мастерства она явно превосходит и «Foundation», и «Космические течения», и «Стальные пещеры». А из более поздних романов с ней можно сравнить только «Сами боги». Отлично закрученная интрига, очень хорошо выписанные и крайне неоднозначные герои, характерные для Азимова полудетективные повороты сюжета... Что же касается общей идеи и поставленных вопросов, замечательно изложенных и якобы разрешенных парадоксов (а книги о перемещениях во времени неизбежно их содержат), не говоря уже о социальной тематике, о балансе между наукой и бюрократией, между бюрократией и обществом, о целях человечества... это вообще выше всяческих похвал. Только «Машину времени» Уэллса можно поставить рядом с «Концом вечности».

В собранных здесь отзывах иногда мелькают упреки в том, что герои несимпатичны — но ведь они и должны быть такими. Говорят, что компьютеры, мол, не развиваются и описываются как огромные ряды шкафов. Но позвольте, судьбы человечества не рассчитать на персоналке, хотя бы и восьмиядерной. Современные суперкомьютеры и центры данных уже, как и в 50-60е годы, занимают комнаты и здания. Дальше они только увеличатся. Разве что упоминание перфолент выглядит сейчас откровенно старомодным — ну так 1955 год; а, между прочим, мне еще в начале 80-х довелось поработать с перфолентами.

Далее, можно провести прямую аналогию между всей организацией Вечности и небезызвестным Орденом Джедаев — те тоже жили практически монахами, законных семей иметь не могли, интриговали между собой — но зато в судьбы цивилизаций вмешивались будь здоров. К джедаям есть вопросы?

Еще хотелось бы привести цитату:

«Только преодолев величайшие испытания, человечество может успешно подняться к недосягаемым вершинам. Из опасности и неуюта исходит сила, толкающая людей на новые грандиозные завоевания. Можешь ты понять это? Способен ли ты понять, что, устраняя ошибки и неудачи человека, Вечность не дает ему найти собственные, более трудные и поэтому более верные решения стоящих перед ним проблем; подлинные решения, которые помогают преодолевать трудности, а не избегать их? ... Человечество представляло бы собой не один мир, а миллионы и миллиарды. Могущество человека не знало бы границ. У каждого мира были бы свой счет Столетий, свои собственные ценности и идеалы, возможность искать счастья своим путем. У счастья много разновидностей… Это и есть Основное Состояние человечества.»

Что ж, мы теперь живем в нем. Стало ли раннее открытие ядерной энергии благом или бедствием? Я считаю, что благом. Что бы там не говорили, ядерное оружие удерживает страны от по-настоящему больших войн. Без атомных электростанций сейчас (я не говорю — вообще) такой массе людей на Земле не выжить. Но главное — на базе первых экспериментов с атомными ядрами люди движутся — медленно, шажками, но движутся и вроде бы уже подошли к термоядерным реакторам. А это — единственное спасение, иначе будущее развитие станет невозможным.

Перевод Измайлова, пожалуй, действительно лучше обычно издаваемого перевода Эстрина. Он выглядит чуть более «художественно» — и, надо сказать, оригинальный текст хотя вроде и не очень сложен (как и обычно у Азимова), но и не столь сух, как в «Foundation».

Если в научной фантастике вообще есть великие книги, то это — одна из них.

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Большое разочарование вызвала у меня эта книга. Несмотря на то, что писал её Азимов, а герой вполне себе зрелый мужчина, книга похожа на подростковую фантастику. Какие бы мысли о свободе человечества не закладывал в неё автор, глядя на то, что творит главный герой, хочется выбросить её в камин. Выбранный из множества себе подобных, проверенный толпой психологов, прошедший многолетнее обучение и высоко поднявшийся по карьерной лестнице специалист, увидев женщину, начинает вести себя как капризный, переполненный гормонами подросток, бегая и крича «Хочу бабу!!!». А когда бабу ему таки не дают, он решает в отместку уничтожить мир. Мотивация уровня бездарной графомании – совсем не то, что ожидаешь от Азимова.

Помимо этого, в книге есть парочка любопытных линий – интриги членов Организации, которые они плетут друг против друга, или закольцованность времени – чтобы настоящее существовало, нужно что-то сделать в будущем. Увы, автор эти линии не раскрывает, и они у него просто намёки, существующие как дополнение к попыткам героя вернуть себе любовь всей жизни, которая переспала с ним из желания стать бессмертной.

Оценка: 5
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я потрясён!

Конечно, Азимов у меня на слуху с самого детства. Три закона робототехники, Основание-Академия-Фонд. Читал и «Академию» и «Лакки Старра».

А вот «Конец Вечности» прошёл мимо меня.

До этого романа я и не представлял масштаб воображения Писателя. Считал его вещи, за исключением «Академии» по-хорошему старомодными и простыми!

Но, случайно, после перечитывания трилогии «Академия», решив прочесть «Коне Вечности», я внезапно оказался потрясён!

Невероятная по сложности и красоте концепция организации Вечности. Запутанный сюжет с изящными парадоксами и неожиданными поворотами сюжета!

Многие заявляют о плоских персонажах Азимова. И если для Трилогии «Основания» это, в основном, справедливо, то для «Конца Вечности» нет. Эндрю Харлан живой человек. С большой гаммой чувств и эмоций. Более того, все его действия органичны и естественны. Многие на его месте поступали бы таким же образом.

Роман уверенно занял первое место среди моих любимых хроноопер. Теперь придётся опять перечитывать «Палимпсест» Стросса, полемизирующий с данным романом Азимова.

Очень мощная вещь! Сразу понятно, что господин Азимов не зря считается Грандмастером научной фантастики!

«Любая система, которая, подобно Вечности, позволяет кучке людей принимать решения за все человечество, выбирать за человечество его будущее, неизбежно приводит к тому, что высшим благом начинают считать умеренность и безопасность — синонимы посредственности. В такой Реальности звезды недостижимы.»

10(МОЩНО)

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, кажется, это лучший роман Азимова, что я пока читал (хотя не так уж много их было). И это ощущение возникало не сразу – оно все нарастало и нарастало, пока в финале не превратилась в полную уверенность. Идеальный баланс увлекательного сюжета, крепкой НФ идеи и серьезности этических проблем.

Темпоральная фантастика вещь, на мой взгляд, очень сложная. Упереться в избитые парадоксы и очевидные ходы тут легко. И здесь тоже использованы некоторые очевидные парадоксы. Но дело в том, как они встроены в общую историю, в общие черты оригинального четко прорисованного мира Вечности; то, как они окружены иными оригинальными идеями, вплоть до мелочей; то, как знание об этом мире расширяются и усложняются, и некоторые из этих открытий имеют неожиданный переворачивающий все характер.

Таков и весь сюжет – он полон неожиданностей и кардинальных поворотов. В какой-то момент интрига его становится практически детективной

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(а концовка и вовсе в духе триллера, когда «преступник всё время был на виду»)
– постоянное напряжение, умело подкрученное экскурсами в прошлое героя, хранящее в себе некий опасный план; неожиданные события и повороты, напряженная работа ума (а как шикарно было нахождение причины по следствию!), нарастание масштаба – от личного до судьбы всего человечества. Даже в самом постепенном раскрытии понятия Вечность (организации Вечность – её технической и социальной стороны) постоянно было что-то затягивающее, интригующее. А вещи, о которых говориться вскользь, в конце концов, приобретали решающее значение – вот что значит умелое распределение текста!

Интересен главный герой. Нет, он не самый симпатичный герой литературы, но это тот случай, когда его самомнение сходилось с большим умом,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
но в итоге давало чудовищные промахи, ставят героя в тяжелые положения, ломая его планы
– как не странно, от этого он был действительно чем-то симпатичен, за него переживалось и очень сильно.

И ведь это роман можно рассматривать не только как роман о «прогрессорстве»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о том, что «искусственное увеличение суммы человеческого счастья» это не есть добро, что это путь к тому тепленькому застывшему на одном уровне человечеству (я недавно читал «Возвращение со звезд» Лема, и в чем-то романы оказались созвучны),
но и как роман о Власти. Сотрудники Вечности обладают невероятной властью, они могут менять историю человечества, пусть и из лучших побуждений (и, кстати, разве возможно отказаться от всё большего «улучшения» мира, где ему будет конец? – вот еще одна моральная сторона вопроса) Но кто они? Все те же люди, со своими слабостями и эгоистическими личными мотивами. Они нарушают собственные законы, «подсиживают» вышестоящих и т.д.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот и герой из эгоистичных романических (его любовь временами тоже подвержена сомнениям и переворотам – это ведь не легкая история о том, что любовь важнее всего мира, хотя для героя это именно так), из чувства власти над обстоятельствами, несколько раз делает неверные выводы, ставит под угрозу и себя и всю Вечность.
Люди у власти – все еще люди. А если власть столь масштабна? Человечно ли брать на себя такую власть? И разве она сама по себе, рано или поздно, не приведет к катастрофе?

Увлекательный сюжет, одно из первых развитий темы хронопарадоксов, этический разбора темы прогрессорства (это не совсем то прогрессорство, что использовали Стругацкие, но очень близкое – и задолго до них). Кстати, та самая реальность, меняемая вечными, в каком-то смысле приобретает черты мира виртуального (искусственного и постоянно меняющегося под действиями «операторов») – получается практически киберпанк, да.

Серьезная и увлекательная научная фантастика. В какой-то момент я даже понял, что именно такой я и люблю её в первую очередь.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно, одно из величайших произведений у Азимова. Причем в русском переводе читать лучше Измайлова, который почему-то издавался всего один раз. Литературно он ни чем не хуже многократно издаваемого классического Эстрина, но ближе к передаче имен оригинала и полнее. У Эстрина кое-что выброшено. Именно эти купюры, зачастую совсем маленькие, особенно в конце, озадачивали меня, когда я впервые читал и перечитывал роман. И только Измайлов дал полную картину.

Очень глубокое произведение, со всеми парадоксами и причинами-следствиями путешествий по времени. Тема раскрыта полностью. Рекомендуется всем. Я читал роман раз десять точно. И не устаю перечитывать.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман интегрирован в цикл «Галактическая история», хотя и не является её частью. «В своём романе «Академия на краю гибели» (Foundation's Edge) Азимов в гл. 74 описал, что реформированная Вечность выбрала реальность цикла «Академия» оптимальной для человечества, а потом самоустранилась». Вселенная Галактической истории очень многогранна и эпична, и я просто не мог обойти стороной данное произведение стороной.

Произведение очень философское, и хорошо описывает утопический мир и порядок организации «Вечность». И то, как она пагубно влияет на человечество сразу становится понятным. Выход то же очевиден.

Ромам является твёрдой научной фантастикой, реалистичным и философским произведением. Пространственно временногой континуум рассматривается в многомерноем мире. Даётся техническое обоснование всему, что происходит. Никаких загадок и мистики. И, как мне кажется, Азимов ставит жирную точку в путешествиях во времени, по крайне мере в своём мире.

После прочтения данного произведения пропадает вся романтика временных путешествий навсегда! Но, «Конец Вечности» позволяет ещё раз вернуться к финалу «Галактической истории» и вспоинить, на сколько же удимителен этот мир!

Оценка: 7
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эталонный образец мощнейшей «темпоральной» фантастики, этот роман написан в 1955 году и является одним из лучших произведений в авторском наследии Айзека Азимова. По многим причинам. Например, благодаря самой центральной теме путешествий во времени, которая интересует фантастов не так часто и текстов в этом экзотическом направлении фантастики можно пересчитать по пальцам. Правда, за последнее время таких вещей прибавилось, даже если отмести откровенно вульгарную «попаданческую» литературу, поэтому придется воспользоваться пальцами на ногах, включая пальцы и у кого-нибудь по соседству.

Из самых известных аналогов этому произведению на ум приходит классика от Герберта Уэллса с его Машиной времени, знаменитый рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром», а также «Патруль времени» Пола Андерсона. Еще одна причина известности романа – прекрасное содержание. Азимов написал увлекательный, оригинальный, насыщенный интересными научно-фантастическими идеями текст с усложненной структурой и непростыми сюжетными линиями.

«Конец Вечности» рассказывает путешествиях во времени, которые стали обыденностью для людей далекого будущего – они нашли способ легко путешествовать по Колодцам времени в прошлое и будущее. Сама технология появилась в 27 столетии, а с 30-го стала действовать некая организация под названием «Вечность», которая поначалу занималась торговлей с людьми из разных времен, а затем стала понемногу менять мир путем Изменений реальности. Зная всю историю наперед, располагая всей информацией о прошлых и текущих событиях, эти люди фактически взяли под контроль ход самой человеческой истории, полностью лишив ее непредсказуемости – отныне можно легко предотвратить войну, катастрофу или аварию. Но благо является таковым лишь на первый взгляд. Ценой за безопасную историю стало закупоренное в банку время – оно словно прекратило свое движение. Века стали похожи друг на друга, никаких важных изменений не происходит, человечество тысячелетиями едет по накатанной колее, совершенно не развиваясь качественно. Все под контролем.

И однажды ситуация изменится – об этом в романе и пойдет речь.

При чтении романа приходится дело с настоящей «жесткой» научной фантастикой, очень насыщенной фактами, изобилующей научными терминами и теориями, без понимания которых просто невозможно усвоить суть происходящих в романе событий. Азимов как бы разворачивает наше стандартное мировосприятие и предлагает взглянуть на координату времени как на пространство. То есть так же как и в пространстве человек может перемещаться вперед и назад, влево и вправо, можно вообразить что так же можно перемещаться во времени. Поразительно! На первый взгляд вполне справедливая идея вызывает поначалу ступор, а затем восхищение. Скачки во времени, сама их возможность невиданно расширяют горизонты восприятия мира и заставляют взглянуть на наше время под другим углом.

Азимов традиционно хорошо прописал сюжет, героев и интригу, аккуратно закрутив повествовательную линию в петлю. Поэтому роман читается как логически совершенная вещь, он цельный и самодостаточный. Роман производит неизгладимое впечатление, потому что кардинально меняется взгляд на течение времени. Время это не просто прямая линия, это мера изменений мира. Изменения и постоянство — вот основная тема романа.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман впечатлил. Затягивая, сбивая с толку, он заставлял строить десятки догадок, испытывать сотни оттенков различных чувств и эмоций… И только дойдя до финала и осознав всю картину в целом, я понял, что именно повлияло на мое впечатление больше всего. И дело здесь даже не в мастерских, продуманных и поражающих воображение концепциях времени, где причина и следствие меняются местами, вызывая ощущение неотвратимости происходящего… Не в поразительно остроумных и точных мыслях автора, который в характерах и разговорах главных героев конкретно «прошелся» по нашей действительности… И даже не в неожиданном финале, заставившем полностью пересмотреть все выводы…

Дело в удивительной, неприкрытой «человечности» романа. Все эти колоссальные объемы времени, кажущиеся бесконечными десятки веков – на деле всего лишь одна человеческая жизнь. И каждый из нас, хотя бы раз в жизни, чувствовал себя и Вычислителем, пытаясь определить Минимальное Необходимое Воздействие, просчитать наперед трудную жизненную ситуацию, и Техником, знающим что Изменение вот-вот наступит и разговаривающим в последний раз с близким человеком, которого в новой Реальности уже не будет… А как часто мы сами, до последнего момента, не можем без мудрого «взгляда со стороны» оценить верность или ошибочность своих действий! Вот от этих вещей до сих пор «комок в горле»…

Да, круг нужно разомкнуть, но так ли просто это сделать? Видимо поэтому, где-то посередине между стремлением выйти из Вечности и привычкой к ней – и находится вся наша жизнь.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень люблю Азимова за возможность подумать над огромным количеством тем, при очень динамичном сюжете! Я, робот – замечательно. Академия (Основание) – великолепно. Помнится, Конец времени мне в юности тоже понравился… Что ж, наверное я стала менее романтичной, потому мне перестали нравится книги, которые вертятся вокруг желания добиться расположения одной роковой красотки. Которая, к тому же, еще и не самая трепетная дама сердца, а этакая распутная и свободная в нравах девица.

Простите все поклонники Конца вечности (раньше я тоже к вам относилась и сама безумно расстроена, что приходится покидать ваши ряды), но это ж, блин, ромфант!

Причем с самой неприятной, нелогичной и разрушительной инсталав на свете. Даже янг-эдалт на фоне Конца вечности будут смотреться выигрышно. Вот уж правда, когда есть с чем сравнить…

Всю книгу можно описать кратко: шершя ля фам. Или, если перефразировать: от ля фам добра не шерш. Главный герой, Эндрю Харлан, техник агентства Вечность, следящего за сохранением временной линии (да, почти как в недавнем сериале Локи), встречает Нойс и…. И в общем, это и становится началом конца Вечности. Героя несет по всем кочкам первой влюбленности: отказ замечать манипуляции им возлюбленной, безумная ревность к каждому столбу, истерические крайности от: всех уничтожу до всех спасу! И прочая, прочая… Как по мне, основатель агентства прям совсем с катушек слетел, раз обязал сохранять незанятым сердце всем сотрудникам. Даже у священников с этим ничего не выходит, что уж говорить о совсем не святых, но почти всемогущих вечных…

Самих путешествий во времени и соответственных петель с парадоксами нам тоже отсыплют, но настолько вскользь, что даже интереса не вызывает. А в отзывах, где рекомендуют напрячь мозги, видимо, пишут незнакомые с жанром темпоральной фантастики, потому что тут уровень Назад в будущего. То есть конечно твисты и петли есть, но они не сильно влияют на сюжет, а потому на них можно просто не заморачиваться.

Само собой, несоизмеримо больше и интереснее эффект бабочки в одном только рассказе Брэдбери И грянул гром (кстати, фильм Эффект бабочки снят не по нему).

Да и Машина времени Уэллса тоже невероятно интереснее и запутаннее, а уж он вообще был основоположником идеи и первопроходцем!

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Конец Вечности» — бесподобный роман, один из лучших в хроно-фантастике. Он показывает, к каким глобальным неприятностям может привести контроль над историей со стороны группы лиц, даже как бы благонамеренных; как сильно может изменять судьбы огромного количества людей коррекция прошлого. Кроме того, он описывает понятия циклов петли времени и различных версий истории, порождаемых Изменениями Реальности, и людей-Аналогов в этих версиях.

Покушается ли роман на принцип причинности? Вовсе нет. Он просто показывает, что мировые линии предметов и существ могут быть «уложены» в множество витков, и после этого продолжаться дальше.

Раскрыл ли он максимально тему хроно-парадоксов? Увы, тоже нет. Недаром даже намёк на встречу двух Аналогов вызвал у Харлана чуть ли не панику, и автору приходится прибегать к «волшебным» средствам: мемуар Маллансона хранится в «хроно-сейфе», а защитить героев от Изменений может «поле биовремени». Пока логика разрешения временнЫх парадоксов не построена полностью (или построена, но не общепризнана), ошибки в любом хроно-произведении неизбежны.

Не могу сказать, что лично я понял в романе всё. Например, мне непонятно, зачем потребовались сектора Вечности? Ведь, казалось бы, при хроно-технике Вечности её работники могут посетить любой отрезок мировой истории. Или такая структуризация введена просто для упрощения работы и минимизации диапазонов времени путешествий — до столетия?

Сюжет романа построен великолепно. Тема просто играет всеми возможными красками — от детективной до мировоззренческой, от трагизма до радости и триумфа. Роман стоит того, чтобы его перечитывали и разбирались в нюансах. Браво, автор!

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что мы знаем о путешествиях во времени и временных парадоксах? Я знаю кое-что. Кто-то знает больше, кто-то вообще знает всё. Но Айзек Азимов знает значительно, значительно больше, чем всё.

Если очень коротко, то это книга о путешествиях во времени и влиянии на ход событий. Да-да, сразу вспоминаются раздавленная бабочка, убийство собственного дедушки, и так далее — вот только по сравнению с тем, что происходит в книге у Азимова, это выглядит сущим баловством в песочнице. Тут все гораздо серьезнее. В романе вырастает огромное, как баобаб, дерево вариантов, ветвлений альтернативных реальностей, развилок упущенных и реализованных возможностей, сходящихся и расходящихся цепочек событий.

Одно воздействие на временную ткань вызывает одно отклонение в ходе вещей. Второе воздействие — уже отклонение отклонения, то есть мультипликативный эффект. Все дальнейшие , согласно теории хаоса, наращивают этот снежный ком с колоссальной скоростью. В этой книге прекрасно то, с какой амбициозной смелостью берется автор прорабатывать эту идею — куда там раздавленным бабочкам и убитым дедушкам, это частности! Перед нами разворачивается полотно многотысячелетней эволюции всего человеческого вида, тысячи решений и сотни тысяч горько-сладких плодов.

Такому развесистому дереву реальностей, выборов и последствий вторит не менее внушительный клубок сюжетных событий, характеров и взаимодействий.

И каждая — каждая — из этих деталей и мелочей развивается по сложной математической траектории, взаимодействуя с другими, влияя на прошлое и будущее и завершаясь каким-нибудь совершенно мозговзрывательным, но абсолютно логичным и выверенным с аптекарской точностью способом.

Но и это еще не все. Прочитав первую часть книги, подобрав с пола челюсть и готовясь признать Азимова лучшим темпоральным фантастом всех времен и народов, не торопитесь: ягодки еще впереди. Закончив разминку, автор усмехается в бакенбарды и начинает НАСТОЯЩИЙ сюжет...

Первая часть романа раскатывает по асфальту все известные мне книги о путешествии во времени. Вторая часть раскатывает по асфальту первую. А потом начинается третья часть... Если честно, я до сих пор не верю, что может быть настолько круто.

Строго говоря, роман не поделен на части — он представлен единым «куском», целостным повествованием, в котором все элементы органично вплетены друг в друга. Просто в определенный момент времени, что называется, всплывают новые подробности, которые заставляют взглянуть на произошедшее ранее под новым углом. А потом всплывают еще подробности, которые в очередной раз переворачивают все с ног на голову.

Словом, перед нами сильнейшее, мощнейшее и чрезвычайно глубокое произведение в жанре хронофантастики. Невероятно увлекательное само по себе и однозначно лучшее, что мне доводилось читать о путешествиях во времени. Оно не нежничает с читателем и поначалу идет очень туго, но переборите себя, ибо ощущение интеллектуальной феерии, даруемое этой книгой, мало с чем сопоставимо.

Читать, читать обязательно. С боем продраться через первые главы (дальше пойдет проще) и испытать в дальнейшем чистый восторг.

Супер.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Невероятно сложная для восприятия книга, требующая и эрудированности, и буйного воображения. Читателю не помешает перед прочтением вспомнить, что такое наука, на каких принципах в целом зиждется — и какие проблемы у естественных наук имелись в минувшем столетии.

Книга замахивается на святое — на принцип причинности. Если у Гаррисона (тоже проехавшегося пару раз по этой проблеме путешествий во времени) баланс перекошен в сторону антуражности, то Азимов «не придерживает удары» и грузит читателя уймой нюансов, логических выводов и интересных дилемм. Это не плохо — но это в такой концентрации реально сложно для осмысления. Не очень развлекательное чтиво получается.

Если (если!) читателю всего хватило для того, чтобы не только прочесть, но и понять эту книгу, — наградой ему будет удивительная любовная история в антураже технологий на грани магии, с которой Дж. Мартину, скажем так, не помешало бы взять пример.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало у романа довольно вязкое, нужно привыкнуть к реальности, которую описывает автор, попытаться понять или хотя бы запомнить эти странные новые термины: Вечность, Вычислитель, Техник и т.д.

Потом постепенно начинает раскрываться главный герой. Он импульсивен, неуравновешен, мечется от крайности к крайности, легко поддается манипуляциям. Это особенно странно т.к. свою основную работу он делает на отлично, и в этом ему помогают как раз противоположные качества — холодный ум, наблюдательность, расчетливость. Герой не вызывает симпатии ни в начале, ни в конце, когда он многое из своих действий переосмысливает. Я так и не смог до конца понять, почему автор выбрал сделать его таким противоречивым.

Возможно, потому что именно такой персонаж как нельзя лучше подходит для постепенного раскрытия истории. Истории, которую автор умело разворачивает перед нами, с которой мастерски снимает слой за слоем, обнажая все новые и новые подробности, которые переворачивают все с ног на голову именно тогда, когда, казалось бы, наконец, все стало понятным. Примерно после половины романа уже невозможно остановиться, хочется поскорее дойти до самого дна этой истории, и узнать, где же правда.

В итоге роман оказывается одой, воспевающей такую идею: и отдельного человека, и все человечество нельзя помещать в какие-то рамки, нельзя искусственно ограничивать, это неизбежно приведет к застою и коллапсу. Человек только тогда будет двигаться вперед, когда у него будет возможность совершать ошибки и набивать шишки, какими бы страшными эти ошибки не казались. А уберечь от самых опасных крайностей человечество может только разум и вера в него.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика хронопутешествий и хронопародксов. Первая — «Машина времени» Уэллса, из последнего — пенталогия Асануддина «Проект «Расселина»». Работе Азимова дал высшую оценку. Перекраивание временных линий — нелёгкая работа, которой сопутствуют бюрократия, подковёрные игры, засланные «кроты», и прочие атрибуты тайной организации. Тем не менее, что при Уэллсе, что сейчас, мы всё так же далеки от понимания природы времени, не говоря о том как через него путешествовать.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коротко: масштаб истории человечества и его возможная судьба — вот, что главное в этом романе. Хотелось больше узнать о межвременной торговле, о космических исследованиях и почему их бросали, о конечной цели вечности. Концовка отвечает на часть вопросов и точно добавляет один балл к оценке. И даже неприятный главный герой не портит послевкусия. Твёрдая девятка.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх