Рэй Брэдбери «Наказание без преступления»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
У каждого человека хоть раз в жизни возникает желание убить. Оно может исчезнуть через несколько секунд, подавляемое внутренними ограничителями... Но стоит ли лишать себя такого способа снять напряжение, забыть боль и страдания, причиненные обидчиком? Конечно, нет! Ведь для этого и существуют куклы-марионетки, на которых можно сорвать злость. Только вот будет ли считаться преступлением убийство восковой копии?..
Также: Бредбери Рей. Наказание без преступления: [Рассказ] / Рис. // Воскресная газета (Уфа). – 1993. – Апр. (№ 16). – С. 7,10.
Также: Брэдбери, Рэй. Наказание без преступления: Рассказ: Журнальный вариант / Р. Брэдбери; пер. с англ. Марины Кондрусевич // Крыніца (Родник). – 19??. – №4. – С. 14–16.
Также: Химия и жизнь, 1979, №6 / перевод Я. Берлина. (указано на с.138 http://www.fantlab.ru/edition3638 )
В 1988 году по рассказу снят эпизод сериала.
Входит в:
— цикл «Корпорация «Марионетки»
— антологию «Science Fiction Terror Tales», 1955 г.
— антологию «Histoires de robots», 1974 г.
— сборник «Далеко за полночь», 1976 г.
— сборник «И грянул гром: 100 рассказов», 1980 г.
— антологию «Пригоди, подорожі, фантастика-84», 1984 г.
— антологию «Империя мрака», 1992 г.
— антологию «Histoires de robots», 1997 г.
— антологию «Опасни светове», 1997 г.
— журнал «Супер Триллер №8 (59)», 2005 г.
— журнал «Супер Триллер №12 (159)», 2008 г.
- /языки:
- русский (26), английский (3), французский (3), украинский (3), болгарский (1)
- /тип:
- книги (33), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- Э. Башилова (1), Я. Берлин (19), Р. Доценко (3), М. Златарова (1), Ф. Штрашинц (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
stewra darkness, 28 июля 2010 г.
Многие религиозные конфессии приравнивают греховное намерение к самому греху. В светском обществе можно поспорить на эту тему. Но и современные аналитики социальных институтов последнее время склоняются больше к точке зрения религиозных деятелей. Многие философские и психологические практики выдвигают похожие тезисы. Например, Вадим Зеланд в «Трансерфинге реальности» прямо утверждает, что «намерение — это уже действие».
С точки зрения психолога при совершении определенных противных природе человека действий, в частности, убийства,человек перешагивает естественный порог, «запрещающий» это действие. При этом вырабатывается привычка. Фактически взрослый человек, в зависимости индивидуальных психических особенностей, играя в убийство, становится потенциальным убийцей. Такие примеры есть уже в среде геймеров. Естественно, большинство никогда не перешагнет свой порог «запрета». Но остается меньшинство, к ним можно добавить людей с незначительными отклонениями психики. Поэтому не думаю, что подобный сервис надолго снизит количество преступлений. Только казни для примера тоже вряд ли помогут. Психика человека — вещь загадочная и не совсем изученная, угроза смерти может не остановить будущего убийцу.
Ценность рассказа в том, что он заставляет задуматься над проблемой, которая постепенно встает в нашем мире.
sanchezzzz, 23 марта 2009 г.
Ещё одна странная, абсурдная история. Не по вкусу мне такое. Сама внутренняя идея о том, что ты убиваешь, совершаешь насилие (без насилия) над роботом, восковой марионеткой, вместо того, чтобы сделать это с реальным человеком, довольно интересна. (Известно, что в Японии на больших заводах давным-давно практикуется что-то подобное, когда в цехе ставится похожая на начальника резиновая фигура, и каждый желающий рабочий может излить всю ненависть к нему на ней, молотя её кулаками на чём свет стоит). В рассказе всё гораздо жёстче. Но последняя пара страниц, на которых торжествует какая-то безумная пародия на справедливость, это уже слишком! Абсолютно непонятно, почему закон приравнял «убийство» марионетки к реальному убийству? Абсурдно, нелепо. Не верю!
Dart Kangol, 18 июля 2013 г.
Еще один рассказ из мира, в котором развивает свою деятельность корпорация «Марионетки». Рассказ в принципе, сам по себе, не фантастический. В нем Брэдбери предлагает интересный правовой парадокс и предлагает вариант общества в котором убийство робота и убийство человека являются равнозначными составами преступления, за которые предусмотрена одинаковое наказание. Помимо чисто юридической составляющей, автор раскрывает психологический аспект преступления, отношение преступника к содеянному. Это конечно, не «Преступление и наказание» Достоевского, но все равно достаточно интересно.
GoldSwan, 1 октября 2012 г.
Мне показалось, что этот рассказ Брэдбери перекликается с рассказом Матесона «Кнопка, кнопка». И хотя, в одном случае, убийца знает кого убивает, но убивает виртуально (понарошку, для спуска пара), а во втором — героиня убивает реально, но человека, которого не знает и никогда не узнает. Эти два рассказа связывает одна главная идея: убивает мысль. Эзотерически — это не требует пояснений, это фундаментальное эзотерическое положение: мысль — это творец действия; мысль — это энергия действия. Что помыслено — уже сделано. В тонком плане, в плане мысли действие уже произошло. Осталось дождаться проявления этого действия в нашем, плотном мире. Правда, есть нюанс: действие всегда вызывает последствия. Камень брошен в воду, круги пошли, не перевернут ли эти волны лодку, в которой стоит метатель камня? А это уже — карма. И последствия, как бумеранг, могут вернуться совсем с неожиданной стороны, что и происходит в рассказах.
Iricia, 17 марта 2012 г.
Тривиальная история измены и убийства в нетривиальных обстоятельствах, я бы сказала. Однако рассказ можно рассматривать с разных сторон.
Скажем, тема убийства, которая в нем затронута? Герой практически совершает его, но даже «фиктивное» убийство оставляет груз на душе. Ревность, гнев обиды будто остаются позади, уступая место раскаянию. Разве это похоже на освобождение?
Или то, что так или иначе, затаенные эмоции будут искать выход, и если в рассказе его можно найти через убийство робота, то в жизни могут пострадать и реальные люди.
С другой стороны, в рассказе затрагивается тема общества и преступления. «Общество заставляет человека чувствовать себя виновным, даже когда оснований вроде и нет». «Вы попали в неудобное время,«- говорят Хиллу.
Впрочем, есть в рассказе и другой аспект: признавать ли робота живым существом? Говоря иначе, что само по себя является преступлением? Разве это решает не общество?
alex_kr, 7 октября 2008 г.
Брэдбери, как мне кажется, в этом рассказе полемизирует с Библейским утверждением, что намерение совершить грех, помысел о грехе уже само по себе является грехом. Вопрос который также ставил Филип Дик в своем «Особом мнении». Насколько этично и правильно осуждать человека за преступление, которое он не совершил, но думал совершить? Ведь не известно, преступит ли человек черту, или в самый последний момент все же остановится... Интересно поразмышлять на эту тему.
Сказочник, 26 декабря 2016 г.
Ода сублимации. Вот она — предтеча виртуальной реальности и киберпанку как жанру. Если смешать нуар с киберпанком, как раз получится вот этот самый рассказ... Что говорите? Написан в 1950-м? Мда... Вот ведь незадача... Брэдбери опять обогнал свое время? Что ж, ему не впервой...
Anastasia2012, 19 августа 2012 г.
Невольно, но автор «отправил» мою мысль к Родиону Раскольникову: вся его теория перед лицом не реальной старухи-процентщицы, а её достоверной копии. И наказание: в понимании Фёдора Михайловича (как представителя русского менталитета) и Рэя Брэдбери (западного).
Найдите ...ть отличий.
Спрос определяет предложение: автор написал рассказ в 1950. Сегодня это реально: стрелковые клубы, компьютерные симуляторы, много другое, что мне неведомо.
А что с наказанием?
Alisanna, 6 октября 2008 г.
Рассказ оставил сильное впечатление, для меня лично — из-за цитат из «Песни песней». Очень жаль главного героя — он не получил облегчения своей ревности и обиды, но должен быть наказан...
Yarowind, 26 октября 2016 г.
Когда-то я читал, что в Японии есть большие резиновые куклы, которым можно приделать лицо своего начальника и всласть отдубасить его, выпустить пар. Но технологии не стоят на месте, и вскоре будут куклы-андройды, неотличимые от людей. И их можно не только отдубасить, но и убить… Вот только считается ли это преступлением?
god54, 21 сентября 2009 г.
Просто отличный рассказ. Эта идея нашла свое отражение и в произведениях других авторов (например, «срок авансом» и ряд других), в которых исследуется этическое отношение общества к концепции убийства. Хорош вывод: вы просто попали не в то время, десять лет назад или вперед вас бы простили, а так нужен пример.
Paganist, 26 августа 2009 г.
Кажется, Брэдбери не удалось в полной мере раскрыть идею. Местами очень сильно, местами — посредственно. Без присущей автору волшебности и в то же время реальности.
Oscar, 11 февраля 2008 г.
Думаю, герой, судя по его терзаниям, не был самым злостным «куклоубийцей» из тех, что пользовались этим сервисом, но наказн был только он. Несправедливо? Чтож, ему просто не повезло — в неподходящий момент попал...
viv, 19 января 2008 г.
Да, для героя рассказа это настоящее убийство. По сути, так и было задумано — чтобы избежать реального убийства. За что же наказание?
Yazewa, 19 января 2008 г.
Сильный рассказ. Действительно, виноват ли ты, если убиваешь человекоподобную куклу? Здесь все не так просто... Ведь, убивая робота, герой воспринимал его. как свою жену?!..