Рэй Брэдбери «Урочный час»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Пришельцы никак не могли придумать способ, чтобы застать землян врасплох и завоевать их, но какая-то умная голова предложила использовать детей до 10 лет в качестве пятой колонны...
Рассказ также издавался в журн. «Студенческий меридиан», № 1, 1990 (с. 47-51) в переводе Валентины Щербаковой под названием «Час ноль».
Входит в:
— сборник «Человек в картинках», 1951 г.
— сборник «К — значит космос», 1966 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 9 (1947)», 1983 г.
— антологию «The World Treasury of Science Fiction», 1989 г.
— антологию «Звездные короли», 1991 г.
— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Земляничное окошко», 1999 г.
— сборник «Высоко в небеса: 100 рассказов», 2003 г.
— журнал «Супер Триллер №24 (147)», 2007 г.
— антологию «Апрель в Париже», 2012 г.
- /языки:
- русский (30), английский (5), украинский (2), польский (1)
- /тип:
- книги (35), периодика (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- О. Безкаптурна (1), Н. Галь (26), Е. Крижевич (1)
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ii00429935, 21 июля 2012 г.
Мой любимый рассказ на тему инопланетного вторжения. В фантастике такого рода есть целая гора штампов, но, к счастью, все это не про «Урочный час». Брэдбери сознательно ограничивает себя в выразительных средствах и в итоге выигрывает.
Чтобы показать крушение мира, совсем не обязателен эпический размах. В «Урочном часе» нет ни политиков, ни военных, ни пронырливых журналистов или находчивых компьютерщиков. Об инопланетянах информации практически никакой. Действие вообще не выходит за пределы обычного дома средней американской семьи. И при этом рассказ держит в напряжении с первой до последней фразы.
Увлекательность сюжета не исключает серьезных вопросов. Почему человечество оказалось в ловушке? По-моему, дело не в проблеме отцов и детей, на которой решил сыграть хитрый инопланетянин Бур. Ответ Брэдбери занимает буквально один абзац. Он может показаться неожиданно парадоксальным, но в контексте творчества писателя все логично. Похожие мысли есть, например, в рассказе «Столп Огненный». Общество потребления остановилось в своем развитии. А это уже диагноз.
kaplya, 26 февраля 2012 г.
Тихое летнее утро сменяется полднем, затем день клонится к вечеру. Люди забыли о войнах. Парадиз! Однако всемогущее человечество преждевременно забыло древний лозунг: «Хочешь мира – готовься к войне». Космический враг отыскивает слабое звено: это – дети, причем в том нежном возрасте, когда они еще «не выше оси тележного колеса» (таких детей и Темучжин не считал врагами). Рассказ написан очень реалистично, напряжение нагнетается постепенно, от неясной тревоги до ужаса, превращающего и взрослых в беззащитных детей. Последние строки пробирают до мурашек по спине.
Умудренный жизненным опытом, Брэдбери высказывает не напрасные опасения. Какими станут, нынешние дети? С трех-четырех лет осваивающие компьютерную грамоту, получающие начальное образование с помощью Интернета, они имеют огромные возможности для развития интеллекта. В то время как внутрисемейные связи со времен Плиниев (отца и сына) не стали крепче. Интеллект, не ограниченный моральными нормами, может стать опасным. Не отвергнут ли дети этику отцов? Брэдбери обозначил проблему, но захочет ли человеческое сообщество своевременно ней разобраться?
Ламинарский, 3 января 2018 г.
Читая рассказ, почему-то думал, что все повернется в сторону счастливого финала, и что это на самом деле окажется ИГРОЙ. С одной стороны насмерть перепуганные родители, замуровавшиеся на чердаке, и с другой — маленькая девочка, пришедшая вечером домой после прогулки и ВОТ ТАКОЙ СТРАННОЙ ИГРЫ и, как обычно, готовая ужинать, чистить зубы и ложиться спать... Вот это был бы поворот, как мне кажется! Но... вторжение инопланетян с помощью наших детей совершается...
SHWY, 7 июня 2017 г.
У Бредбери (для меня, во всяком случае, если учесть что фэнтези я в принципе не люблю) не так уж много действительно хороших вещей. Это вторая и третья экспедиции из «Хроник», Здесь могут водиться тигры, Вино из одуванчиков и потрясающий Калейдоскоп. Можно, конечно, ещё вспомнить Вельд, это по смыслу вариант Урочного часа, но какой-то вялый и предопределённый с самого начала. В Урочном часе всё лаконично, как у Шекли, блестяще и к месту. Один из лучших рассказов мировой классической фантастики, который не с чем сравнить.
coffein, 30 марта 2013 г.
Очень поучительный рассказ, ставшим еще больше актуальным в наше время. Уже сейчас зачастую детей воспитывает интернет, а не их родители. Мне страшно за это поколение. Мне не понятно, как я буду воспитывать своих будущих детей, чтобы их воспитывал я, а не компьютер или кто-то еще.
Рассказ стал основой для песни арии Чужой.
Было сказано много слов.
Было много путей к спасению,
Но словам не верил никто.
Мы теряли впустую время
korsrok, 16 апреля 2024 г.
Очень забавный рассказ-иллюстрация отношения родителей к детской фантазии. Дети далёкие от гаджетов то и дело придумывали всё новые игры и всё свободное время особенно летом проводят на улице. Часто детские фантазии совсем не воспринимаются всерьёз, пролетают мимо, даже когда они прямо заявляют о вторжении. То, что в новую странную игру со странными приборами определённых геометрических форм играют дети и в другом городе с абсолютным совпадением имени воображаемого друга, насторожило мать главной героини. Эта девочка Мышка просто очаровательный персонаж, довольно упрямая и напористая, она собирается возглавить пришельцев из четвёртого измерения, к слову это только в рамках сборника «Механизмы радости» уже третье вторжение! Отличный фантастический рассказ имеет также шикарную экранизацию в рамках сериала «Театр Рэя Брэдбери»
Гуляшик, 5 февраля 2014 г.
Все так мило и дОбро — дети строят укрепления порталы и какие-то свои, одним им понятные, машины. Они не всегда осознают то, что говорят и делают: одна эта фраза «мамочка, я постараюсь, чтобы вам не было больно» подтверждает, что изначально для ребенка это все — игра. Хотя с другой стороны это может быть и не так: ведь многие дети не понимают, что родительские запреты и ограничения — для их же блага.
Для меня этот рассказ жуткий и страшный, но очень сильный.
Сказочник, 5 мая 2012 г.
Одной из любимейших тем Мастера является пренебрежительное отношение взрослых к детям. Под таким углом вторжение чужих даже в голову не приходило.
Yazewa, 5 января 2008 г.
Ух, как мне нравится эта вещица! Дети, уничтожающие своих родителей (то ненавидя, то играя) удаются автору потрясающе. А ведь, казалось бы, как об этом вообще можно писать?!
Невинные убийцы. Воспринимается куда страшнее маньяков-расчленителей.
viv, 31 декабря 2007 г.
Да не злодеи здесь дети — они просто играли... Весь рассказ постепенно нагнетается напряженность и — жуткий финал... Эх, дети-дети!
Tanitra, 4 февраля 2007 г.
Вот так вот, родители, идите-ка и посмотрите, чем сейчас занимаются ваши чада...Прекрасный рассказ! один из лучших (ИМХО)
asb, 12 сентября 2006 г.
Ещё один рассказ Брэдбери про детей-злодеев. Но сделан, как всегда, мастерски!
god54, 1 октября 2009 г.
Не приведи господь дожить до такого. Когда дети и родители не друзья, а родственники, тогда у них появятся другие друзья. И хорошо если это будет Карлсон, а если марсиане?.. Вот тогда и придёт расплата.
ZiZu, 4 декабря 2006 г.
Дети они слишком впечатлительны и доверчивы. А взрослые не воспринимают всерьез их игры. Жутко читать, что девочка всё это приняла за игру.
Ruddy, 28 апреля 2008 г.
Жестокий рассказ, который призывает следить за своими чадами куда более внимательнее. Неровен час, когда кто-то попытается промыть мозги не только взрослым, но и детям. А что можно сделать против детей? Малое.
Психолочески очень пронзительно-страшный рассказ.