fantlab ru

Борис Васильев «А зори здесь тихие…»

Рейтинг
Средняя оценка:
9.23
Оценок:
691
Моя оценка:
-

подробнее

А зори здесь тихие…

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 119
Аннотация:

В жизни случаются вещи жестокие и непонятные. В этой повести молодые девушки сталкиваются со смертью просто потому, что идёт война. Этих девушек, сам того не зная, ведёт на смерть мужчина. Он будет жалеть об этом до конца жизни.

Это история о том, как девушки убивают и умирают вместо того, чтобы жить и давать жизнь. Это история о том, чего быть не должно.

Примечание:

Из книги воспоминаний:

цитата
Я закончил эту повесть в апреле 69-го, назвал ее чудовищно («Весною, которой не было», это же придумать надо!), запечатал в конверт и послал в журнал «Юность». Дней через десять телефонный звонок поднял меня в шесть часов утра.

– Вы – автор повести? Никому не давайте, мы ждем вас сегодня в редакции.

Я приехал, познакомился с Изидором Григорьевичем Винокуровым – это он звонил мне утром, – с Марией Лазаревной Озеровой и Борисом Николаевичем Полевым. От него я получил три замечания:

Заменить шмайссеры на автоматы.

Не еловое корневище, а еловый выворотень.

И, ради Бога, другое название!

Два замечания были пустяком, но с названием мы помучились.

– Не отпущу, пока название не придумаете, – сказал Полевой. – Повесть в печать надо отправлять, если хотим в августе ее выпустить.

От такого известия я вообще отключился. В августе!.. Что-то я жалобно вякал, Озерова писала все названия, приходящие в голову либо ей, либо Винокурову, поскольку я, повторяю, прочно выпал в осадок. Часа через два полного изнеможения возникла длинная пауза. Потом Изидор Григорьевич пробормотал:

– Зори. Зори здесь тихие… Нет, «А зори здесь тихие…»!

– Молодцы, – сказал Полевой, когда мы ввалились к нему с этим названием. – За все в совокупности можно и коньячку выпить.

Так я стал автором самого популярного тогда журнала.


Входит в:

— журнал «Юность 1969'08», 1969 г.

— антологию «Galambvadászat», 1971 г.

— журнал «Подвиг 1972'03», 1972 г.

— антологию «Повести о войне», 1975 г.

— антологию «Юность. Избранное. 1955-1975», 1975 г.

— антологию «Mai szovjet kisregények», 1979 г.

— сборник «А зори здесь тихие…», 1979 г.

— антологию «Современная русская советская литература 60-80-х годов», 1984 г.

— антологию «Победа», 1985 г.

— антологию «Повести о войне», 1985 г.

— антологию «Библиотека мировой литературы для детей. Том 30», 1986 г.

— антологию «На войне как на войне», 1987 г.

— журнал «Поиск. Роман-газета для подростков и юношества, 1988'2», 1988 г.

«Театр FM», 2004 г.

— антологию «Повести о войне», 2017 г.

— антологию «Великая Отечественная. Книга 3», 2020 г.


Экранизации:

«...А зори здесь тихие» 1972, СССР, реж: Станислав Ростоцкий

«А зори здесь тихие…» / «这里的黎明静悄悄» 2006, Россия, Китай, реж: Мао Вэйнин

«Доблесть» / «Peraanmai» 2009, Индия, реж: S.P. Jhananathan

«А зори здесь тихие…» 2015, Россия, реж: Ренат Давлетьяров



Похожие произведения:

 

 


А зори здесь тихие…
1971 г.
А зори здесь тихие…
1972 г.
Повести о войне
1975 г.
А зори здесь тихие...
1975 г.
А зори здесь тихие…
1975 г.
А зори здесь тихие…
1975 г.
А зори здесь тихие…
1977 г.
А зори здесь тихие…
1977 г.
А зори здесь тихие…
1977 г.
А зори здесь тихие…
1978 г.
А зори здесь тихие. В списках не значился. Рассказы
1978 г.
А зори здесь тихие... В списках не значился. Рассказы
1978 г.
А зори здесь тихие…
1978 г.
А зори здесь тихие…
1979 г.
Современная русская советская литература
1980 г.
А зори здесь тихие… Не стреляйте в белых лебедей. В списках не значился
1980 г.
А зори здесь тихие…
1980 г.
А зори здесь тихие…
1981 г.
А зори здесь тихие…
1981 г.
А зори здесь тихие…
1981 г.
Не стреляйте белых лебедей. А зори здесь тихие...
1982 г.
«А зори здесь тихие…»
1984 г.
А зори здесь тихие. В списках не значился
1984 г.
А зори здесь тихие…
1984 г.
А зори здесь тихие…
1984 г.
Победа. Повести. Рассказы
1985 г.
Повести о войне
1985 г.
А зори здесь тихие…
1985 г.
А зори здесь тихие…
1985 г.
А зори здесь тихие…
1985 г.
Горячий снег. Иван. Обелиск. А зори здесь тихие...
1986 г.
А зори здесь тихие…
1986 г.
На войне как на войне
1987 г.
А зори здесь тихие…
1988 г.
А зори здесь тихие… В списках не значился
1988 г.
Избранное. Том 1
1988 г.
А зори здесь тихие…
1990 г.
Завтра была война. А зори здесь тихие…
1991 г.
Ночь полководца. «А зори здесь тихие…»
1991 г.
А зори здесь тихие…
1993 г.
А зори здесь тихие…
1993 г.
Собрание сочинений в 8 томах. Том 1
1994 г.
Повести
2001 г.
А зори здесь тихие…
2003 г.
А зори здесь тихие…
2003 г.
А зори здесь тихие…
2004 г.
А зори здесь тихие…
2004 г.
А зори здесь тихие…
2004 г.
А зори здесь тихие…
2004 г.
Завтра была война. В списках не значился. А зори здесь тихие... Встречный бой
2004 г.
Не стреляйте белых лебедей. А зори здесь тихие…
2004 г.
Том 1
2004 г.
А зори здесь тихие…
2005 г.
А зори здесь тихие…
2005 г.
В списках не значился
2005 г.
В списках не значился
2006 г.
Повести
2007 г.
А зори здесь тихие…
2008 г.
Избранное в двух томах. Том 1
2008 г.
А зори здесь тихие…
2009 г.
А зори здесь тихие
2010 г.
А зори здесь тихие
2010 г.
А зори здесь тихие…
2010 г.
А зори здесь тихие… В списках не значился
2010 г.
Завтра была война
2010 г.
А зори здесь тихие...
2011 г.
А зори здесь тихие…
2011 г.
А зори здесь тихие…
2011 г.
А зори здесь тихие…
2011 г.
А зори здесь тихие…
2011 г.
А зори здесь тихие
2012 г.
А зори здесь тихие…
2012 г.
А зори здесь тихие
2014 г.
А зори здесь тихие
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие…
2015 г.
А зори здесь тихие… Завтра была война
2015 г.
Малое собрание сочинений
2015 г.
Собрание сочинений в семи томах. Том 1
2015 г.
Повести о войне
2017 г.
А зори здесь тихие...
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие…
2017 г.
А зори здесь тихие… Повести о войне
2018 г.
А зори здесь тихие…
2018 г.
А зори здесь тихие…
2018 г.
Завтра была война. А зори здесь тихие...
2018 г.
А зори здесь тихие...
2018 г.
А зори здесь тихие…
2018 г.
Собрание повестей и рассказов в одном томе
2019 г.
Великая Отечественная. Книга 3
2020 г.
А зори здесь тихие. Завтра была война. В списках не значился
2020 г.
А зори здесь тихие…
2020 г.
А зори здесь тихие… Завтра была война
2020 г.
А зори здесь тихие. Дожить до рассвета
2023 г.
А зори здесь тихие. Пойти и не вернуться. Пастух и пастушка
2023 г.
А зори здесь тихие…
2024 г.
А зори здесь тихие…
2024 г.

Периодика:

Юность № 8, август 1969 г.
1969 г.
Подвиг № 3, 1972 г.
1972 г.

1988 г.

Аудиокниги:

А зори здесь тихие...
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Galambvadászat
1971 г.
(венгерский)
Tak tu cicho o zmierzchu…
1972 г.
(польский)
Amaneceres Tranquilos
1973 г.
(испанский)
А утрините тук са тихи…
1973 г.
(болгарский)
Ja ilta oli rauhaisa
1974 г.
(финский)
Los amaneceres son aqui tranquilos… Sotnikov
1975 г.
(испанский)
Sakindi Oranın Şafakları
1976 г.
(турецкий)
Im Morgengrauen ist es noch still
1977 г.
(немецкий)
His Name was not Listed
1978 г.
(английский)
A hajnalok itt csendesek. A legutolsó nap
1979 г.
(венгерский)
Mai szovjet kisregények
1979 г.
(венгерский)
Είναι γαλήνια εδώ η χαραυγή...
1981 г.
(греческий)
A ​hajnalok itt csendesek
1983 г.
(венгерский)
Và nơi đây bình minh yên tĩnh… / Tên anh chưa có trong danh sách
1985 г.
(вьетнамский)
As Auroras Nascem Tranquilas...
1986 г.
(португальский)
والفجر هادئ هنا
1986 г.
(арабский)
Tak tu cicho o zmierzchu…
1987 г.
(польский)
Im Morgengrauen ist es noch still
1988 г.
(немецкий)
这里的黎明静悄悄……
1989 г.
(китайский)
Mañana Fue la Guerra
1990 г.
(испанский)
这里的黎明静悄悄……
2004 г.
(китайский)
Sakindi Oranın Şafakları
2015 г.
(турецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помню, как в 13 лет ошеломил меня фильм, и как потом сразу же побежала в библиотеку. Купить было и негде, и не на что, и я от руки переписала библиотечный экземпляр от корки до корки; многие эпизоды до сих пор помню наизусть. Долго считала книгу Любимой. Потом, конечно, появились другие Любимые, но эта оставалась Главной. За годы эмоции сгладились, а рана на душе затянулась, но остался шрам, напоминавший о тех эмоциях. А недавно, задумавшись, я с удивлением обнаружила, что то потрясение, та запавшая в душу история до сих пор во многом руководят моей жизнью.

Перечитывать боялась: боялась, что по взрослым оценкам та чистота детского восприятия померкнет, опошлится. Нет. Всё оказалось даже сильнее, чем я помню.

Тогда, в 13, я вынесла из этой книги, что в тяжёлое время женщины тоже становятся солдатами и не уступают по смелости мужчинам. Тогда мне это казалось главным: если понадобиться – смочь так же. Хоть умом я и понимала, что автор совсем обратное имел в виду – что женщине на войне не место. Но понимать умом и чувствовать сердцем – не одно и то же. Теперь я ясно вижу, что это и имел в виду Васильев – да, женщины на войне не должны умирать. И чтобы донести до читателя эту мысль – что женщины не должны погибать! – должны были погибнуть его героини. По второму прочтению уже к середине книги стало очевидно, что все девушки погибнут – у них не было ни единого шанса выжить! И, чёрт возьми, я не прощу этого Васильеву! Я не прощу ему слёз себя-тринадцатилетней, так беззаветно влюбившейся в Женьку и не понимавшей, что она была создана дядей автором только для того, чтобы погибнуть и разбить мне сердце…

Оценка: 10
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не думал писать отзыв... Просто вот только что кто-то написал написал отзыв из одного слова: «Плакал». А еще кто-то ему тут же минус влепил.

Своим плюсиком я его компенсировал, но осадок остался...

За что — минус? За отзыв из одного слова? А если это то самое, единственно верное слово? Вложить все свое впечатление от повести, все эмоции в одно слово — это ведь постараться нужно.

Думаю, что для Бориса Васильева такой читательский отзыв, возможно, и подороже многих критических статей был бы. Он же писал — не для критиков, а для читателей... А раз — слезы на глазах, не лучшая ли это награда?

Тем более, по тем временам — это не мейнстрим был. Авторам т.н. «окопной прозы» еще как доставалось от «высокой критики». За то, что «они войну описывают со своей «кочки зрения». Ну да, спрятались себе в окопчиках — только из-за кочки на войну и поглядывают. Отсиживались, так сказать, в окопах Сталинграда...

Ну а тема «женщины на войне» — по тем временам, вообще почти и не поднималась. И «А зори здесь тихие» — был настоящий прорыв.

«Литературные генералы» писали про Ставку Верховного Главнокомандования и про командующих фронтами. А чтобы ТАК написать про девчонок, попавших в жернова Войны, — нужно быть десантником, с его «кочкой зрения»...

Но вернемся к отзыву из одного слова — «плакал». Вот я даже позавидовал автору — его внутренней свободе. Я бы как-то не решился такой отзыв написать — как душу наизнаку вывернуть... Хорошо, что кто-то смог...

Оценка: 9
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плакал.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Трудно оценивать повесть, фильм по которой ты смотрел множество раз. И фильм этот чётко отражает повесть не только сюжетно, но и эмоционально, своим драматизмом и смыслом (это всё про фильм Ростоцкого, конечно, остальные для меня просто не существуют). Так я и читал добрую половину – перед глазами стояли чёрно-белые кадры, и Васков говорил характерным говором своего кино-двойника. И только в середине меня стукнуло. Стукнуло в момент гибели Лизы Бричкиной, так как вместе с ней на болотах погибал целый мир, ещё не раскрывшийся, полный мечтаний и надежд. Вот тут я оценил авторский ход – коротко отвлекаться на прошлое героев, на их жизнь, на их внутренний мир. Это новое для меня (так как экранизация не могла, по понятным причинам, передать эту сторону повести) вдруг дало мне особые краски. Эти пять девочек стали больше чем персонажи – они вдруг вместили в себя сложные особенные миры, миры, которым суждено оборваться. И от этого было особенно страшно. И ещё страшнее от подспудного ощущения: сколько ещё таких девчонок полегло в этой войне, так и не прочувствовав до конца самой жизни?

В этой повести было для меня чувство отчаяния и несправедливости. Но, в первую очередь, отчаяния. Отчаяние положения, отчаяние от того, что шестнадцать дюжих мужиков против пятерых необстрелянных девчат, отчаяние от того, что кончаются патроны, отчаяние от того, что кончаются силы, и от неравности этих сил, отчаяние боли, и отчаяние от того, что поддержки не будет… Именно оно перекрывало мне и героизм и легкий, но не довлеющий пафос. Последний ощущался мной и вовсе только после прочтения – кроме этого густого, горького, трагического отчаяния в повести было и горячее напряжение действия, и эти две вещи перекрыли для меня всё. Я прочитал её одним махом, одним глотком. И этот глоток, в конце концов, оставил стойкое водочное послевкусие. Густая отчаянная повесть – заслуживающая, на мой взгляд, всех тех наград, которые она имеет. И – самое удивительное – всего лишь первая, стартовая, в творчестве Бориса Васильева.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Услышала кусочек книги по радио, и внезапно захотелось прочитать. Надо признать, что я никогда не любила книг о войне и всю жизнь старательно их избегала. Потому что в таких книгах всегда все умирают. Я даже прогуляла школу, когда надо было писать сочинение по «Молодой гвардии» (кажется, это была единственная не прочитанная мной книга из школьного курса). Но, наверное, наконец-то доросла до этой темы.

Конечно, сначала был фильм. Я имею в виду советский (российский римейк даже и смотреть не хочется). Он совершенно прекрасен, несмотря на всю его душераздираемость, и потому основательно мешает независимому восприятию текста (у меня так и не вышло это изменить). Все равно видишь персонажей именно такими, какими они оказались на экране. Никакого замещения не происходит.

Но вернемся к книге. Она удивила меня с нескольких сторон.

Неожиданно оказалось, что это очень короткая повесть. Почему-то я думала, что в тексте будет гораздо больше деталей и подробностей, чем в фильме. Но нет. Скорее наоборот. Фильм, пожалуй, даже раскрасил и оживил эту страшную историю, придал девушкам гораздо больше индивидуальности, добавил эмоций в достаточное сухое в общем-то повествование.

Книга написана очень простым, лаконичным и даже скупым языком. Здесь буквально нет ни одного лишнего слова. Словно телеграмма отбита. Отбита в камне… Наверное, потому, что рассказ идет вроде как от имени старшины Васкова. Между прочим, старшине всего 32 года, а ведь он кажется чуть ли не старцем по манере поведения, как минимум, умудренным опытом солдатом… И очень напоминает «очарованного странника» Лескова своей русскостью, смекалкой и порядочностью. Вот вроде бы очень простой человек Федот Евграфыч. Четыре класса образования плюс Устав. Но сколько такта, сколько мудрости он проявляет по отношению к девчонкам. Чтобы не испугать, не обидеть, подбодрить.

Стоит ли читать книгу? Однозначно. Как ни странно, книга воспринимается легче, чем фильм.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

“Шли бои местного назначения” вроде описанного в книге. А сколько таких Рит, Жень, Галок, Лизавет и Сонь погибало каждый день, разных возрастов и всех национальностей? Для меня история молодых девчонок, которые впятером вместе со старшиной противостояли шестнадцати головорезам, навсегда останется актуальной и злободневной. Чтобы в очередной раз убедиться: у войны не женское лицо, но если женщина захочет — она горы свернет. Не пускайте женщин на ненужный героизм, и не потому что они слабые и не справятся, а потому что сильные и убьются.

Пять девчонок, пять прерванных жизней. Никогда не забуду слова мамы о том, что героине “Четвертой высоты” Гуле Королевой было за что любить Родину: и в кино снималась, и спортом занималась, и в “Артеке” отдыхала, и в хороших санаториях лечилась. Тут же... реально, что особо хорошего от Родины видели сирота Галя, солдатская вдова Рита, офицерская любовница Женька (чуть в большей степени, чем остальные), Лиза из глухого села, дочь бедного врача, скромная еврейская девочка Соня? Но когда стало надо — без раздумий пошли защищать Родину. Не могли, не умели и не хотели иначе.

Девчонки... У Риты Осеевой фамилия “говорящая” — она ось, стержень, вокруг которого “вращаются”, к которому словно “крепятся” остальные девушки. Таких как Женька я не понимаю, но только потому, что не умею как они — и в бой, и в танец, и в омут с головой. За Соню было особенно горько: мы с нею похожи. Смерть Лизы стала моим ночным кошмаром — у меня фобия увязнуть в трясине, мерзкой противной жиже, которая затягивает и не отпускает, пока не станет могилой. И да, парни, умеющие сказать влюбленной малолетке “Доставай листочек, будем делить на нуль”, вы великолепны! За Васькова обидно: его семья с Лизой не создалась, их дети не родились. Щемяще больно за Галю, выдернутую из мира детских фантазий о доме и семье в страшную военную явь.

К книге я обратилась после просмотра фильма 1971 года, остальных киноверсий опасаюсь: трудно повторить шедевр, а в свете последних тенденций в кино — тем более. Трудно удержаться от соблазна добавить что-то, где уже все сказано, приукрасить реальность. А реальность книги не нужно приукрашать: в ней нет ничего лишнего, она уже целая и цельная.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главной идеей повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие” является возможность показать подвиг женщин во времена Великой Отечественной Войны. Образ девушек-зенитчиц надолго отпечатывается и в памяти, и в сердце читателя!

Место действия повести- север, пограничная территория, отряд девушек-зенитчиц, присланный на подмогу старшине Васькову Федоту Евграфовичу, взамен “пьющих” мужиков. Девушки не нюхали пороха, в глаза не видели немцев, и тут внезапно ушедшая в самоволку Маргарита Осянина натыкается на разведчиков диверсионной группы в лесу.

Так начинается повесть о подвиге девушек-зенитчиц, защищавших свою родину!

Маргарита Осянина солдатская вдова с ребёнком, потерявшая мужа пограничника на второй день войны, и записавшаяся добровольцем на фронт, чтобы быть поближе к тому месту, где убили её мужа. На первых страницах повести, автор постепенно начинает знакомить читателя, с личной жизнью каждого из главных героев повести,

Так Евгения Комелькова- дочь офицера, умевшая и ездить верхом, и стрелять из разного вида оружия, но в то же время влюбившись в в женатого офицера, стала его любовницей. Чтобы избежать огласки, и не создавать ненужных проблем отцу на фронте, её решено было направить в группу старшины Васкова.

Елизавета Бричкина- дочь лесника, из Брянской области, вынужденная ухаживать за тяжело больной матерью. Встретив однажды охотника в доме отца, девушка нашла в нём понимание, и сочувствие. Лиза Была трудолюбивой девушкой, которая верила в светлое будущее и не боялась трудностей. Однако вере в светлое завтра было не суждено сбыться.

Попав на фронт в отряд к зенитчицам, влюбилась в старшину Федота Евграфовича, но в открытую ему не признавалась, в то же время, Федот Евграфович выделял Елизавету больше всех, повторяя, что она самая толковая его помощница. Тоже был влюблён в Елизавету.

Соня Гурвич- родилась и жила в Минске в семье врача. Была отличницей в школе и университете. Семья жила небогато. В университете познакомилась с однокурсником, в которого влюбилась, но война вносит свои коррективы. Однокурсник уходит на фронт добровольцем, подарив Соне на память тоненькую книжицу со стихами Александра Блока.

Соня, узнав о войне, пошла на фронт добровольно, и так как хорошо знала немецкий язык была рекомендована переводчиком, но из-за нехватки зенитчиц, её направили в 171 разъезд, вместе с отрядом зенитчиц к старшине Васкову.

Познакомившись с Соней, старшина Васков отметил, что таким девушкам не место на фронте, и настоящий солдат из неё вряд ли получится.

Когда Федот Ефграфович, спросил Соню про семью... “А ты случайно не сирота?”- Соня ответила: “Пожалуй да, сирота!” Находясь на фронте, она больше всего переживала за свою семью, и надеялась, что им удалось скрыться от гонений.

Образ Сони Гурвич показывает бесчеловечность и жестокость войны. И командир всё-таки оказался прав, в том, что ей не место на фронте. После гибели Сони Федот Евграфович произносит такую речь: “А ведь могла бы родить сыновей, дочерей, те в свою очередь родили бы внуков, правнуков, а немец перечеркнул одним ударом ножа ни одно поколение”

Повесть небольшая, немногим больше 100 страниц, но в ней выливается вся боль, и подвиг советского народа, защищавших свою, нашу с вами Родину!

И безусловно, задача девушек, сохранять семейный очаг, рожать детишек, формировать будущие поколения, а не отнимать жизни противника на войне, идти против своей природы!

Характер каждой из пяти девушек-зенитчиц — это собирательный образ тех женщин, которые в войну защищали свою Родину, ради будущих поколений!

Читая эту повесть, я плакал, здесь невозможно не плакать, будто заново вместе с героями переживаешь события тех лет!

Читать обязательно, особенно нашему поколению, и читать своим детям, чтобы помнили!

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одно из лучших произведений о войне. Настолько сильное, что пробивает не только первое поколение современников (таких книг немало и ассоциации ещё яркие), но и ещё несколько более поздних. Да, уже многое в двадцать первом веке воспринимается по другому. Физический труд практически ушел из жизни большинства, и интересы девушек, сильно изнеженных и неприспособленных к войне с точки зрения старшины Васкова, кажутся, наоборот простыми и незатейливыми. Но это только оболочка, и тонкий слой цивилизованности очень быстро сотрёт жизнь. Особенно это становится понятно тем, кого затронула новая война.

Даже удивительно, что её развязали люди, выросшие на хорошой советской литературе и хорошем российском кино. Видно, что посылы Бориса Васильева прошли мимо. оставив только «Ура, наши победили, можем повторить»

Не можем.Не так уж много среди гаджетных романтиков бывалых Васковых, готовых лечь в землю за свои иделы молодых двадцатилетних девчонок. И не надо, чтобы их жизнь ломала и делала боевой единицей.

Зори должны быть тихими.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная вещь, даже не столько жуткая, сколько прекрасная. В отличие от «В списках не значился», которые — один сплошной негатив, пусть даже насквозь героический, Зори оставляют куда больше ощущения надежды, что ли. Может, потому, что несмотря на гибель всех пяти девчонок, они этих несчастных немцев таки победили и своего добились.

Что меня очень восхищает в прозе Васильева, технически, — это натурализм без натурализма и героизм без пафоса. Под натурализмом я подразумеваю и грязь, и холод, и некотрые мерзости, но при этом он их не смакует, а преподносит как нечто неизбежное, само собой разумеющееся и не заслуживающее того, чтобы на нем подробно останавливаться. Да, грязь, да, мерзости. Да, утонуть в болоте — это чудовищная смерть, просто чудовищная, если вдуматься. Но в то же время это никак не отвлекает о самого главного, от того беспафосного героизма, который движет всеми шестью участниками «заградотряда». Прекрасно, короткими чертами, но очень емко набросаны и характеры, и судьбы и пяти девочек, и старшины. И с самого начала по этим наброскам уже можно понять, как они поведут себя в решающий момент. Удивительная точность и полнота образов — так, что от нескольких фраз складывается целая картина и сбывшей жизни, и той, которая могла бы случиться после, если бы не эти немцы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет наверняка всем знаком по фильму: север, тихая пограничная территория, отряд девочек-зенитчиц и командующий ими старшина. Немцев в глаза не видели и не ждали — и тут внезапно ушедшая в самоволку к сыну девчонка обнаруживает двух в лесу. Им на перехват отправляется маленький отряд из пяти девушек и этого несчастного старшины — и обнаруживают, что враг им не по зубам, но и назад пути нет. И, сами не собираюсь, открывают свой личный фронт, на котором гибнут одна за другой.

Что больше всего меня лично впечатляет в Зорях: когда я пытаюсь примерить ситуацию на себя, я не вижу никакого другого выхода, кроме как делать то, что делали они все. Героизм, который в то же время является необходимостью — причем необходимостью не для обстрелянных солдат, а для девочек, которым еще и 20 нет, вот что жутко.

Вот такого рода вещи о войне, мне кажется, должны быть. Без попыток приукрасить что-то или нарисовать на месте более чем реальной трагедии живых (но далеко не идеальных) людей некие воздушные замки. Просто рассказывающие о том, что делает война с простыми людьми и что простые люди способны сделать на войне.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Самыми страшными словами в повести неожиданно оказалась

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
совершенно естественная сводка иформбюро о том, что ничего важного за день не произошло, «шли бои местного значения»

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту книгу гордо величают как «Женское лицо войны». Я прочитал её буквально за сутки ещё в Апреле 2021.

В процессе мне вспоминались отрывки из чб фильма со сценами привалов и прохождения болот, которые я мельком видел в юности. То есть чем всё кончится я знал заранее, так как ещё тогда получил от родителей спойлер.

Ком в горле стоял от первой до последней стр. Отдельно хочется отметить кинематографичность данного произведения.

Можно бесконечно рассуждать кто был бОльшим злом: немцы или «наши», Гитлер или Сталин, национал-социализм или коммунизм… Но если говорить непосредственно о ЛЮДЯХ, то ясно одно: никто не заслужил того что пережили герои этой повести. И дело ни в муках или тяжелых условиях, нет. Напротив, «Зори» лишены неких кровавых описаний битв или голода.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Просто когда один мужчина ведёт за собой на верную смерть пять невинных душ…

Знаете, хочется взять эту прекрасную книгу и предложить прочитать каждому кто сейчас хочет и «может повторить».

Всем советую!

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть, конечно, мощная, патриотизма куча, а харизматичный старшина (ярчайший пример настоящего воина и мужчины) придал ещё больший колорит, но некоторые моменты реально заставляли не сопереживать героям, а натурально гневило меня. Когда-то смотрел сериал, кусками, обрывочно, мелкий ещё был, боялся смотреть подобное, а прочитав первоисточник, удивился мастерству писателя показывать переживания героев. Это всё классно, вопросов нет, но (спойлер) смерти всех героинь просто ставили в недоумение. Лиза ладно, забыла слягу, потому и утонула — с кем не бывает. Но другая вместо того, чтобы отражать нападение врага — застрелилась (не помню как звали). Тут меня вообще пробило на злость. Не знаю, либо я такой, что ничего не понял, либо так реально создаётся трагедия и драма? Если бы героинь каждую вырезали, пытали, мучали, издевались, как это подобает фрицам, то я бы всем сочувствовал, а так — жизнь, наверное? Зато момент в хижине, где Васков немцев в заложники со словами «Лягайт» брал, сделан вообще прекрасно, а фильм 72го года отлично передал весь шарм повести.

Да, классика военной литературы, основанная на реальных событиях, но... как-то ещё больше печали осталось после прочтения. Может, на это и рассчитано.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вдохновившись военными фильмами, показанными к Дню Победы 9 мая, я решил почитать что-нибудь сходной тематики. Выбор мой пал на повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»

Произведение было написано в 1969 году, вызвав большой резонанс среди читателей. В короткие сроки повесть стала одним из самых популярных произведений о Великой Отечественной войне. Несмотря на небольшой объем, у Бориса Васильева получилась искренняя и проникновенная книга.

Говоря о сюжете можно особо не бояться спойлеров, т.к. экранизация известна практически любому жителю нашей страны. Однако, чтобы не перегружать рецензию, всё же не буду излишне углубляться в подробности. По словам автора, повесть основана на реальных событиях – рассказе одного из знакомых автору солдат. Правда, главным героям пришлось поменять пол, что сделало отряд женским.

События происходят в мае 1942 года в небольшом селе, расположенном вдали от активных боевых действий. Тишина и покой быстро расслабляют местный гарнизон, который постепенно погружается в разгул и пьянство. Мрачный и принципиальный старшина заваливает начальство рапортами, и личный состав меняют. Только вот история повторялась раз за разом, и командование пошло на нестандартный шаг – прислало два отделения женского артиллерийского взвода. Старшина Федот Евграфович Возков – личность довольно интересная сама по себе, но ещё лучше он раскрывается в окружении солдат-девушек. Федот Евграфович не оценил подход начальства, но поделать ничего уже не мог. В женском коллективе Возков чувствовал себя очень неуютно, привыкнув всё делать по уставу. Девушки же уставом частенько пренебрегали, с чем старшина никак не мог смириться. При всём при этом Возков признавал, что девушки были отличными зенитчицами и даже сбили несколько самолетов. Особенно отличилась младший сержант Маргарита Осянина – доблестный солдат и вдова, муж которой героически погиб в первые же дни войны. Однажды под утро, возвращаясь из самоволки из ближайшего города, Маргарита в лесу натыкается на двух немцев. Прибежав в село, она доложила обо всём Возкову, который в свою очередь передал рапорт начальству. Старшина получает приказ взять пятерых бойцов и выследить немцев, по возможности взять одного в плен. Возков вместе с младшим лейтенантом Осяниной, красавицей Женей Комельковой, дочкой егеря Лизой Бричкиной, скромницей-фантазеркой Галей Четвертак и переводчицей Соней Гурвич отправляется ловить немцев. Однако в ходе погони выясняется, что немцев не двое, а шестнадцать. Фашистский отряд пробирается через фронт, чтобы взорвать важную железную дорогу, тем самым ослабив снабжение советских войск. Шесть против шестнадцати – неравный бой. Отряду Возкова предстоит совершить практически невозможное. Удастся ли им победить? Если да, то какой ценой?

Борису Васильеву очень хорошо удалось передать психологию персонажей. Каждому из героев посвящён небольшой отрывок из прошлого, что позволяет лучше раскрыть характер. А вот враг в повести обезличен, что не характерно для современной литературы. Здесь немцы всего лишь вражеские боевые единицы, которые должны быть уничтожены. По рассказам участников войны, именно так и ощущались фашисты: они не люди, они – враги. Убивать так гораздо легче, иначе можно просто сойти с ума.

Автор очень умело выстроил контраст между началом и серединой-концовкой повести. Веселье и беззаботность плавно перетекают в трагичность и безнадежность. Поначалу война также есть, но она где-то далеко, и вдруг неожиданно враги приходят к самому порогу. Автор описывает смерти буднично, и как раз от этого становится страшно. Мы понимаем, что это не рядовой случай – подобное творится повсеместно.

Поднимается немаловажный вопрос о смысле подвигов и героизме. Отряд немцев стремится к хорошо охраняемому участку железной дороги, и, скорее всего, там его и остановят советские войска. Так стоит ли идти в бой против превосходящих сил противника, жертвовать жизнями пятерых девушек? Сами герои также не воспринимают свой поступок как подвиг – они просто выполняют приказ, буднично и повседневно. И таких подвигов были сотни и тысячи каждый день. Вот что такое война на самом деле.

Итог: Книги о Великой Отечественной войне сложно отнести к легкому чтению. Однако это наша история, наша трагедия и наша гордость. «А зори здесь тихие...» – один из ярких представителей подобной литературы. Читать такие книги необходимо, ведь с психологической стороны это яркий и сильный конфликт, а с художественной стороны это прекрасно написанная повесть не о персонажах, а о живых людях.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легендарная и бессмертная военно-психологическая драма. Элегия героизму. Невозможно читать и не плакать...

Оценка: 10
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пронзительная повесть. И пробивает насквозь — как выстрел в упор – до дрожи в руках, до злых слёз, предательски выползающих из уголков глаз, до скрипа стискиваемых зубов…

Это – война, и в этой короткой, но гениальной повести Васильева она описана гораздо страшнее, чем в его «В списках не значился». И имеет такой же ярлык: «книга на один раз». Совсем не потому, что она плоха, нет. Она шедевральна. И, пожалуй, именно поэтому перечитать её несколько раз вряд ли захочется. Потому что написана прекрасно, потому что не оставляет равнодушным: слишком много боли в каждом её слове… Просто невозможно заставить себя снова и снова переживать гибель молоденьких девушек, книга Жизни которых так и не была дописана даже до середины… Точно так же, как невозможно не сопереживать старшине Васкову, у которого не было другого выбора, кроме как бросить этих девчушек в неравный бой. Обагрить – пусть и не до по своей воле, а по велению Долга — свои руки их кровью. Видеть, как они умирают, – одна за другой – так и не успев осознать, что их жизнь закончилась, едва начавшись… А потом до конца жизни жить с этим грузом на плечах – тяжелейшим, неподъемным, словно гранитная плита,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
которую после войны он установит на том самом месте, где собственными руками хоронил когда-то своих бойцов…

Одна из лучших книг о войне, если не самая лучшая. Поэтому – и оценка будет соответствующей.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх