Кит Педлер, Джерри Дэвис «Мутант-59»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
При возвращении на Землю из-за отказа простейшего переключателя гибнет космический корабль. У пассажирского самолета при заходе на посадку внезапно взрывается двигатель, и самолет падает на жилой дом. Где-то в океане во время очередного похода без вести пропадает атомная подводная лодка. В центре Лондона выходит из строя самообучающаяся система управления дорожным движением. Череда аварий и катастроф продолжается, охватывая все новые и новые места.
Над расследованиями всех этих случаев напряженно работают разные и не знакомые друг с другом люди, но все они рано или поздно приходят к сходным выводам. И вскоре у двоих из них во время случайной встречи появляется мысль: возможно, во всех случаях, несмотря на их внешнюю несхожесть, первопричина одна и та же...
Каждый год, каждый месяц и день люди изобретают и находят что-то новое. Но кто знает — что несёт с собой очередное открытие, изобретение или даже новый микроб?
Роман-катастрофа.
Первая публикация на русском языке: журнал «Наука и жизнь» №№ 1/1975, стр. 128-142, № 2/1975, стр. 130-143, № 3/1975, стр. 130-144, сокращенный перевод К. Сенина.
Входит в:
— антологию «День триффидов. Мутант-59», 1991 г.
— антологию «Штамм Андромеды», 1991 г.
— антологию «Гарри Гаррисон; Кит Педлер; Джерри Девис», 1994 г.
- /языки:
- русский (5), английский (2), латышский (1), тайский (1)
- /тип:
- книги (9)
- /перевод:
- О. Битов (4), З. Инесис (1), П. Саадьяо (1), К. Сенин (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
OldBones, 10 июля 2012 г.
Классика SF! Идеальная вариация «снежного кома» (берём идею/открытие и дальше смотрим к каким последствиям приведёт её столкновение с реальным миром).
Отличный технотриллер/роман-катастрофа с минимумом фантастических допущений (всего-то одним, если быть точным :haha:). Не знаю, экранизировали ли эту вещь, но если ещё нет — надеюсь, что вскоре ;)
Всем, кому нравятся интересные, неглупые книги с психологически достоверными героями — рекомендую.
vad, 26 июля 2007 г.
И я согласен с Ank — приятненейшее воспомниния! Читал в издании 1991 года, вместе с легендарным «Штамм Андромеда» (и совершенной туфтой «Клон»). Был захвачен книгой на пару вечеров — отличное описание обрушения цивилизации, увлекательные квестовские вставки про путешествия в опустевшем лондонском метро, описании работы властей и армии в дни кризиса, судьбы отдельных людей в обставоке всеобщего развала. Вообщем один из лучших романов-катастроф.
Ank, 26 июля 2007 г.
А мне очень понравилось! Самые положительные воспоминания. Это был первый из прочитанных мною романов-катастроф. В первый раз читал в «Науке и жизни»: первого номера не было совсем, и я читал второй, с середины. Потом уже перечитал полностью, через несколько лет.
freeresearcher, 30 июня 2015 г.
Книгу, в которой был напечатан «Мутант-59» мы с женой подобрали на местной помойке, это было издание 1991 года. Название мне вначале показалось маркером чего-то откровенного трешевого, но соседство с ранее прочитанным и понравившимся «Днем триффидов» намекало, что роман должен быть как минимум неплох. И, действительно, внутри оказалась добротная «твердая» фантастическая история с живыми персонажами, внятной мотивацией героев, адекватным фантастическим допущением, а также динамичным сюжетом. Баланс между «твердостью» и завлекательностью выдержан в «Мутанте» почти идеально — роман и не переходит в явно неуместную заумь (как «Ложная слепота», к примеру), и не скатывается до уровня боевика (хотя есть и драки, и взрывы, и акробатические трюки с риском для жизни). А больше всего понравилось то, что роман и сегодня актуален, он не читается как ретрофантастика, описанные в нем события можно с минимальными изменениями перенести в наши дни; такое удается далеко не всем авторам.
dio, 26 июля 2007 г.
Оригинальный взляд на то как обыденные вещи на которые не обращаешь внимание, могут привести к техногенной катастрофе.
zmey-uj, 23 марта 2009 г.
Когда-то роман был прочитан в одной связке с «Днем триффидов», и хотя впечатлил меньше, показался более динамичным, с бОльшим количеством сюжетных линий. Тема ответственности ученых (а также властей!) за любые новшества, последствия которых не просчитаны, в книге не обсуждается, а просто иллюстрируется, но иллюстрируется интересно и последовательно. Впервые довелось задуматься, как много вокруг нас изделий из пластмассы и как сильно мы, выходит, зависим от нее.
В 90-е понравилась идея о решении проблем дорожного движения с помощью компьютера, но теперь кажется, что и компьютеры не помогут. Все остальные события вполне могут произойти — начиная с «невинного» создания саморазрушающейся бутылки в рекламных целях и заканчивая глобальной катастрофой.
ozor, 26 июля 2007 г.
Интересно, я ставил оценки когда-то произведениям. Теперь их ставить, или оценки с позиций сегодняшнего дня? Поставлю тогдашнюю... :wink:
Эдди, 26 июля 2007 г.
Очень интересный для своего времени роман. А для сегодняшнего дня — с учетом возможностей генной хирургии.
Witcher, 27 января 2011 г.
Роман написан двумя людьми: врачом и журналистом. И это чувствуется.
От врача, ученого, образованнейшего человека мы встречаем целую кипу научных описаний, объяснений и обоснований. Порой — даже слишком их много, особенно там, где не следовало бы. Скажем, процесс взлета самолета — непосредственного сюжетного значения не имеет, а на целую страницу...
А от журналиста мы видим строгое, лаконичное описание действия. Минимум философии и художественности, максимум объективности.
Вообще, увлекательно, особенно начиная со второй четверти. Потихоньку втягиваешься... Продумано всё четко, не придерешься, последствия катастрофы ощущаешь почти всем телом.
mikereader, 15 июля 2018 г.
Откровенно, мне показалось это все слишком надуманным, ну прям вот очень очень. Был похожий «Клон», там такое же почему-то смотрелось куда правдоподобнее. Может так получилось потому что, нас половину книги интригуют якобы беспричинными бытовыми катастрофами, и ты ждешь уже чего-то ТАКОГО, а это оказываются всего лишь
А в какой-то момент книга из мировой научно-фантастической катастрофы превращается в локально обычную, мы лазаем по заброшенной станции метро, спасаясь от пожара, и это очень банально и не очень захватывающее, как и в нашем фильме «Метро» 2012 года. Тут дверь, там проход, лезем по кишкам туннелей, а вся фантастика теряется по дороге.
Ну в целом книга читается то нормально, особенно в первой глобальной части, а вот когда автор переходит к деталям, все приобретает некие театральные оттенки показухи и излишней сценичности. Ну вот появляется новый плохой персонаж Х, а значит он пересечется с героем в ключевом месте. Понятно, будет мешать. А ты ж, вроде как, ждешь противостояния ученого интеллекта и неизведанной стихии, а не опасностей пожара в замкнутом помещении, психа с палкой или сцены «ботан VS бандит».
Маловато в книге оказалось этой научной борьбы. Совсем нет ощущения, что лучшие ученые ломают головы над важной проблемой мирового уровня. Так, пару неинтересных даже героям разговоров под пивко в баре, парочка за кофе, три человека что-то обсудили в кабинете, поспорили. Нет экспериментов, нет напряженного умственного труда. А потом раз и вот решение созрело где-то за кадром, главное принесите предмет А в точку Б. Все место занимает подробное описание катастроф, иногда левые случайные люди, пижонские разговоры на тему «что важнее деньги или польза?» ну и кончено же приключения в метро. Ведь именно описания метро мы ждем в фантастической книге. Но не в 2033 году :)
Конец я вообще не понял
да и фиг с ним.
SergUMlfRZN, 26 июля 2007 г.
Читал в детстве. Очень сильное впечатление. Написано на волне массового внедрения пластмассы. Став постарше, узнал что в ответственных местах радиоэлементы делают в керамических корпусах.
IgorLutiy, 9 февраля 2019 г.
Есть такой роман-катастрофа «Клон». Вот это почти тоже самое, только с небольшими поправками. Место действия не крупный американский город, а британский Лондон. Главные герои выписаны немного подробнее, а действий чуть меньше. Науки заметно больше. Ну а в целом это всё тот же «Клон», который был написан за шесть лет до «Мутанта». И да, цифра 59 в названии это не год, как мне изначально казалось.
Авторы романа ученый и журналист. Это очень заметно. От ученого здесь научная основа, от журналиста хороший, легко читаемый слог. Я бы сказал — дуэт получился на славу.
В целом неплохая НФ, построенная вокруг идеи зависимости человека от его изобретений и возможных последствий недальновидности при внедрении новых технологий в жизнь. Из разряда, а что если... И ведь в определенной степени подобное вполне возможно. Так что за идею (особенно учитывая время написания романа) однозначно плюс.
Хоть написано и около полувека назад — при чтении это не сильно заметно. Роман нигде не провисает, читается легко и быстро, сюжет интересный. Можно было бы оценку и повыше поставить, но всё же хотелось чего-то большего.
Darth_Veter, 11 июня 2021 г.
Этот роман — единстенное произведение Педлера и Дэвиса, которое мне до сих пор удалось прочитать. Фантастическим его можно назвать только за то, что оно описывает события, которые никогда не происходили в реальности. Во всем остальном — это обычный производственный роман типа келлерманновского «Тоннеля». Вышел он, на мой взгляд, не слишком увлекательным, хотя авторы изо всех сил старались развить его фабулу разными сюжетными ходами: дотошным описанием произошедших аварий, подземными приключениями в разрушенном лондонском метро и разнообразными «боковыми» историями (в т.ч. любовной и криминальной). Тем не менее, общего впечатления это сильно не улучшило — роман получился слишком уж «сухой», больше похожий на упрощенную версию технического описания новой «экологической» продукции. Читать его лицам до 18 не только бесполезно, но и бессмысленно: слишком много непонятной конкретики. Сразу видно, что литературное творчество у авторов было несколько иного типа (скорее всего, журналистика). Не зажигает роман, одним словом. Хотя, на мой взгляд, тема достаточно интересная и при определенном опыте из нее можно было слепить нечто более увлекательное, как это сделал Майкл Крайтон в «Штамме Андромеда».
------------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как «экологический» продукт превратился в «экологическую бомбу». Проблема злободневная даже для нашего времени, ибо мы всё еще не знаем, как утилизировать произведенную фабриками бытовую пластмассу. К сожалению, «миру подлого чистогана» начхать на подобные вопросы, и потому описанная в романе катастрофа вполне реально может произойти в любой момент и в любой стране.
Claviceps P., 26 июля 2007 г.
В принципе неплохой роман, но даже для своего времени он уже был... как бы это сказать... Ну, в общем многие классические и более интересные романы катастроф до семидесятых годов уже написаны были. Сейчас же книга смотрится еще более устаревшей. И в жанре социальной фантастики более актуальных шедевров тоже хватает. Так что только 6 баллов.
Angvat, 29 июня 2017 г.
Вот прочел книгу, а сказать о ней толком и нечего. Есть бактерия, которая жрет пластик. Создана она для благих целей, но, как это всегда бывает, она случайно попадает во внешний мир и начинается кавардак. Вот и все, что можно сказать о сюжете. Потому что главный «герой» этой книги – это сама бактерия, мутант 59, основные события – причиняемые ей разрушения. А герои-люди настолько блеклые, настолько невыразительные, что закрыв последнюю страницу, я уже не могу вспомнить их имена.
На мой взгляд, для подобного произведения лучше бы подошла форма небольшого рассказа, так как бактерии авторам куда интересней людей.