fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «Мир Роканнона»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.02
Оценок:
1342
Моя оценка:
-

подробнее

Мир Роканнона

Rocannon's World

Другие названия: Планета Роканнона; Роканнон

Роман, год (год написания: 1964); цикл «Хайнский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 146
Аннотация:

Удивительная планета, населённая несколькими видами разумных существ, которых человек называл бы троллями или гномами. И феодальные герои-рыцари...

В таком мире оказывается прогрессор-этнолог Роканнон. И всё бы ничего, однако ему предстоит защищать мир, в который он безусловно влюблён, от грозных и подлых захватчиков, вооружённых продвинутыми технологиями, но лишённых высоких морально-этических принципов.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман также печатался в 7 номерах журнала «Техника — молодёжи» (№№ 4-10, 1989 г.). Перевод Р. Рыбкина.



В произведение входит:


8.08 (897)
-
26 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Техника-молодежи 1989'04», 1989 г.

— журнал «Техника-молодежи 1989'05», 1989 г.

— журнал «Техника-молодежи 1989'08», 1989 г.

— журнал «Техника-молодежи 1989'09», 1989 г.

— журнал «Техника-молодежи 1989'10», 1989 г.

— журнал «Техника-молодёжи 1989`6», 1989 г.

— журнал «Техника-молодёжи 1989`7», 1989 г.

— антологию «Билл, герой Галактики», 1991 г.

— сборник «Hainish Novels & Stories, Volume One», 2017 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод). 4-е место

Похожие произведения:

 

 


Билл, герой Галактики
1991 г.
Ожерелье планет Эйкумены. Том 1
1992 г.
Хейнский цикл
1992 г.
Слово для «леса» и «мира» одно. Мир Роканнона. Безмернее и медленней империй. Планета изгнания
1992 г.
Город иллюзий
1997 г.
Левая рука Тьмы
1999 г.
Ожерелье планет Экумены
2001 г.
Роканнон
2008 г.
Хайнский цикл
2009 г.
Роканнон
2010 г.
Левая рука тьмы
2016 г.
Левая рука тьмы
2021 г.

Периодика:

Техника - молодежи № 8 89
1989 г.
Техника-молодёжи 1989`6
1989 г.
Техника-молодёжи 1989`7
1989 г.
Техника – молодёжи № 10 1989
1989 г.
Техника-молодежи 1989'04
1989 г.
Техника-молодежи 1989'05
1989 г.
Техника-молодежи 1989'09
1989 г.

Аудиокниги:

Мир Роканнона
2021 г.

Издания на иностранных языках:

Rocannon's World / The Kar-Chee Reign
1966 г.
(английский)
Hainish Novels & Stories, Volume One
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кто-то ищет в фантастической книге головокружительные приключения, кого-то привлекают технические подробности выдуманного мира, кому-то нужны красочные описания. Всё это неплохо. Но без той пронзительной нотки, которая заставляет сопереживать герою, без смысловой глубины, неявной, разлитой в атмосфере мира, книга останется развлекательным чтивом, сколь бы оригинальна не была фантазия автора. К роману Ле Гуин это не относится.

Прекрасный роман.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

После «Роканнона», по доброй традиции Ле Гуин, хочется плакать, причем непонятно, отчего. То ли от жалости (опять же, непонятно, к Роканнону или к Могиену, или к той тысячи людей, которые погибли в один миг), то ли от безысходности. Вообще мне кажется, прием для Ле Гуин очень характерный, я уже как-то говорила.

Своеобразное строение сюжета: история разворачивается, казалось бы, если не на пустом месте, то из событий весьма обыденных. Начнем с того, что у героев легкие неприятности. Или не легкие, но и не мировая катастрофа, просто жизнь, и надо что-то с этим делать. Дальше следует путь, тема дороги, как пишут в школьных сочинениях. Причем остается такое впечатление, что ты вместе с героями поднимаешься на гору: сначала проходишь равнину, и это легко и естественно. Дальше — предгорья, становится чуть сложнее, чуть больше препятствий, чуть больше боли, страха, разочарования, усталости. Наконец ужасно усталые, вымотанные, почти отчаявшиеся, вы подходите к перевалу. И перейти его героям удается скорее не потому, что они твердо знают, что им туда надо, видят цель, не замечают препятствий и т.д. — я бы сказала, что ими движет уже привычка, некая сила инерции, когда продолжать идти становится проще, чем взять и остановиться. Именно поэтому герои зачастую не замечают, в какой момент они проходят высшую точку, центр повествования.

А дальше идет не просто обрыв — пропасть. И только уже упав в нее, герои и читатель заодно понимают, как же высоко они забрались. И как больно им будет падать, потому что дальше, что бы ни случилось с героем — только пропасть. По сравнению с тем, как высоко они были до этого.

И «Роканнон», и «Левая рука тьмы» вполне вписываются в эту структуру. Медленное, не совсем плавное, но достаточно ровное развертывание сюжета — и пропасть, и смерть. Все. Этого больше никогда не повторится. Этой вершины, этого человека, который на ней так и остался, не смог спуститься с героем в долину по другую сторону хребта.

И только тогда читатель вместе с героем начинает задумываться: может, важна была не цель пути, и даже не сам путь, а спутник, который был рядом? опять категорический императив, что ты будешь делать!

Еще один типично ле гуиновский момент, который есть и в ЛРТ — схема сближения. Когда речь идет о контакте между представителями некой панкосмической организации и местным населением, именно местный житель первым проходит свою половину пути. Первым принимает решение и осознает, что вот, это загадочное существо рядом — не просто ужасный инопланетянин, а друг настолько близкий, что можно ради его дела отдать жизнь, и не только свою. Достигает со своей стороны максимальной степени сближения, я бы сказала.

Инопланетянин же, при всей своей развитости, куда более — если не слеп, то осторожен. Хотя я бы сказала, что слеп. Потому что от обоих текстов остается стойкое ощущение, что герой не отдает себе отчета в том, насколько важен для него спутник. И не ценит то, что у него есть в настоящий момент. Причем если разбирать отдельные события, вроде бы он ведет себя совершенно правильно, но по итогам все равно в голове настойчиво звучит: не ценил, не ценил. И сумел оценить только после того, как потерял. Впрочем, в «Роканноне» этого чуть меньше, а цели и сюжета — чуть больше. Там нет такого мучительного, медленного и робкого сближения, есть просто дружба изначально, как данность. Но тем не менее, драма «Роканнона» — все из-за той же потери.

Вечный сказочный сюжет, «отдай мне то, чего в своем доме не чаешь». А герой, который до сих пор не осознал ни своих чувств, ни того, чем же он рискует — соглашается, отдает. Получая взамен некий дар, возможность закончить войну, возможность заключить союз. И только потом узнает, что же отдал, но уже ничего не вернуть и не переиграть.

Единственное, о чем я жалею — притом, что структура романа, как всегда, идеальна — что не раскрыта тема этих таинственных слепых крылатых существ, которые строили идеальные города. Помню, еще при первом прочтении они заинтриговали меня ужасно. Понятно, что это никак не вписывалось бы в сюжет дальше, что сами по себе они неважны, но все же это момент слишком интересный, слишком загадочный, чтобы просто так расставаться с ним.

Оценка: 10
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Единственное, что при чтении надо делать — на полную катушку наслаждаться этим далеким фантастическим миром. Его атмосферой. В произведении есть романтика, и скорее даже фэнтэзийная по духу, нежели научно-фантастическая — опять же чуть ли не бесконечное эпическое путешествие героев длиною практически с сам роман (а ля хождения хоббитов и пр.) И этот мир надо просто полюбить. В противном случае будет пресно и скучно.

Если пройтись по «косточкам», то что мы имеем — юмор в стиле Шекли или Гаррисона? — нет такого. Тончайшая психология и завораживающие диалоги типа Азимова? — нет. Глубокая философия Лема? — нет. Лихо закрученный и оригинальный сюжет? — нет. Способность стимулировать мозги читателя? — вряд ли. Человечность, доброта и некий повествовательный уют Саймака — уже теплее, но тоже не дотягивает. Грандиозность и научность Кларка? — нет (хотя по части антропологии и описания различных культур вполне оригинально) Достойна идея ненасильственного освоения галактики, очень аккуратного, бережного, я бы сказал — интеллигентного отношения к местным народам — этот факт выражен в полной мере. Не обошлось, конечно, и без злодеев-мятежников...:smile:

Пожалуй, самыми яркими моментами для меня стали: самое начало — путешествие Семли за ожерельем и, далее, встреча героев с людьми-насекомыми, их описание... этот город-улей... ЗдОрово!

Так что, делаю вывод: при чтении все будет зависеть от того, насколько роман сможет пробудить ваши эмоции и задеть романтические струнки.

Оценка: 7
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прав был старик Кларк — невероятно высоко развитая техника становится в чьих-то глазах магией...

Формально этот роман — НФ. Причём чистое, без примесей. Прямой магии, сверхъестественных сил здесь никаких нет. Но... Откуда же такая поэтичность текста? Откуда эта неизбывная красота, печаль по ушедшим времен благородной дикости средневековья, это ощущение непознаваемости? Всё это свойственно фэнтези. А ещё — это свойственно «Роканнону». Уже с самого начала мы понимаем, что роман — не просто повествование о том, как наука торжествует над дикостью. Наоборот — сказка, легенда берёт верх.

Кто такой Роканнон? Это этнограф, учёный с цивилизованной планеты Хайн, который просто изучал ФомальгаутII. Но стоило ему оказаться на ней... Если честно, то сразу приходит на ум «Волшебник Земноморья» — такой же невероятно яркий и живой мир, живущий по странным и необычным законам. Роканнон оказывается в изоляции от своего мира — и нет другого выхода, как влиться в этот, стать его частью. Так простой этнолог с Хайна стал легендой — живя по законам эпоса.

Конечно, этот мир не особо отвечает законом жанра, в котором написан весь остальной цикл о Лиге Миров. Но зато он показывает всю самобытность каждой планеты в этой Вселенной, даёт ощутить самую его суть. Посыл ведь — очень гуманистический. Не нужно расхищать мир, вторгаться в него, перекраивать под себя. Нужно просто войти в него — и принять какой он есть, влиться в структуры. На протяжении всего романа Роканнон не устаёт Постигать — ведь он, пришелец из дальних миров, Властелин Звёзд, пришёл чтобы учиться, а не учить.

Прекрасный роман. Высокая поэзия всегда была свойственна Ле Гуин, а в этой вещи она проявилась во всей красе.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, мое знакомство с творчеством Урсулы Ле Гуин началось именно с этого романа, когда он печатался с продолжением в журнале «Техника – молодежи». Журнал этот мы не выписывали, и один из тех номеров попал ко мне в руки каким-то случайным образом через год или два после его выхода. Поэтому все, что я смог тогда прочитать, было только отрывком без начала и конца, но содержание его оказалось настолько манящим и интригующим, что название «Планета Роканнона» (так назывался тот перевод) прочно осело у меня в памяти. Прочитать роман полностью мне представилась возможность только лет через десять. Часто бывает так, что запомнившаяся в детстве книга при возвращении к ней через много лет производит разочаровывающее впечатление, но я тогда был не только не разочарован, но даже, наоборот, очарован, да простится мне столь неуклюжий каламбур. «Мир Роканнона», как совершенно справедливо подмечено в предыдущих отзывах, находится на стыке фантастики и фэнтези. Сейчас-то я знаю, что таких книг пруд пруди, а вот тогда сочетание научно-фантастической подоплеки с почти сказочными сюжетом и антуражем стали для меня чем-то вроде открытия: оказывается, и так тоже бывает!

Вкратце содержание сводится к следующему. На этнографическую экспедицию, работающую на планете Фомальгаут-II, совершается внезапное нападение, и в живых остается только ее руководитель Гаверел Роканнон. Он предполагает, что экспедицию уничтожили мятежники с планеты Фарадей, отколовшейся от Лиги Миров, ведь цивилизация Фомальгаута-II находится на уровне феодального средневековья – за́мки, мечи, копья, всадники на крылатых животных, – и взорвать корабль экспедиции могли разве что мятежные фарадейцы, выбравшие эту планету для своей базы. Так как Фомальгаут-II решением Лиги закрыт для контактов, уничтожение корабельного ансибля – средства для мгновенной межзвездной связи – гарантирует восставшим, что Лига Миров не узнает об их убежище. Однако случайно Роканнону удается выяснить, где находится база мятежников, и он в сопровождении своих друзей из числа жителей планеты отправляется туда, чтобы, пробравшись на какой-нибудь из фарадейских кораблей, через его ансибль сообщить Лиге о местонахождении базы.

Несмотря на внешнюю простоту сюжета, четко подпадающего под заезженный пункт фантлабовского классификатора «путешествие к особой цели», «Мир Роканнона», на мой взгляд, превосходит многое из написанного Урсулой Ле Гуин. Здесь нет нудных ложно-глубокомысленных рассуждений, которыми изобилуют многие другие произведения Хайнского цикла: главный герой просто движется к своей цели и платит за ее достижение высокую цену. И вот эти-то кажущиеся простота и ясность мне намного больше по душе, чем, например, велеречивая пустота «Толкователей» или «Обделенных» из того же Хайнского цикла. Какую цену можно отдать за достижение своей цели, что будет оправданно и приемлемо? А если на кону стоит спасение всей планеты, но за него придется заплатить жизнью друга? А если представится возможность получить чуть ли не сверхъестественный дар, но тем самым взвалить на себя тяжелейшую ответственность?.. Таких вопросов и лишь едва намеченных сюжетных ходов в «Мире Роканнона» можно отыскать немало, но только часть их развита по ходу действия. Так что роман вышел очень коротким – по существу, это скорее повесть, – и тем обиднее, что так много в нем осталось недосказанным. Закрывая книгу, я думал: черт побери, как же мало, хочется еще! Это опять-таки полная противоположность тем же «Обделенным» и «Толкователям», когда при чтении в голове то и дело мелькало: ну сколько же можно продолжать эту тягомотину, заканчивайте уж скорее…

Вообще говоря, принадлежность «Роканнона» к Хайнскому циклу, на мой взгляд, весьма условна. Здесь Хайн упоминается только мельком в одном или двух местах как родина Роканнона, не более того. Нет и знакомой по другим «хайнским» произведениям Экумены – вместо нее есть только Лига Миров, а это совсем не то же самое. Главные принципы Экумены – «культурное эмбарго», то есть запрет на передачу аборигенам технологий и знаний, существенно превосходящих их уровень развития, и мирное сотрудничество населенных миров. Здесь же все наоборот: Лига Миров занимается простейшим техническим прогрессорством и не чурается демонстрации силы, да еще и собирает налоги с присоединенных планет. Правда, одновременно у Ле Гуин уже вырисовывается и резкая критика такой политики. Роканнон, немолодой и умудренный опытом человек, полагает, что прямолинейное одностороннее прогрессорство глубоко ошибочно: даже у тех народов, которых заправилы Лиги считают дикарями, можно перенять немало ценного и важного. В случае с Роканноном именно такой взгляд на вещи в конечном итоге и помогает ему добраться до цели. Потом, в более поздних книгах, Ле Гуин уже сознательно упоминала полученный Роканноном дар телепатии как один из шагов к созданию Экумены. Так что, пусть даже единой и последовательной хронологии Хайнского цикла не существует (как заявляла сама писательница), по аналогии со Стругацкими, в творчестве которых выделяется так называемый Предполуденный цикл, я отнес бы «Роканнона» к своеобразному Предхайнскому циклу, тем более что это действительно самый ранний (1966 год) роман из «хайнских» произведений. И если вам надоели Анаррес с его банальными социальными истинами («Обделенные») или Ака, где бесконечно переливают из пустого в порожнее («Толкователи»), и хочется чего-нибудь красочного и выразительного, внешне простого, но наполненного смыслом, – вас всегда ждут на Фомальгауте-II. Точнее, на планете Роканнона, как она отныне называется решением Лиги Миров.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно с этого романа, прочитанного в конце 80-х в «Технике — молодежи», началось для меня знакомство с творчеством Урсулы Ле Гуин.

Автору удалось создать поразительной силы вещь, тем более, что объем романа мал. Тем не менее в этом романе очень достоверно прописан мир, по которому странствуют герои. Скупыми штрихами, но удивительно точно показаны целых три разумных расы, со своей культурой и историей. Так же кратко, но очень полно и достоверно описаны герои, главные и второстепенные.

И сам путь героя — его сомнения, его страхи, надежды и потери, его переживания и внутренний мир — поданы с исключительной силой.

В общем, для меня этот короткий роман — один из шедевров литературы вообще, и мне сложно передать свой восторг от этой книги

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман начал читать поздно вечером и не смог остановится, дочитал до конца да и плевать что следующий день провел в сонном состоянии. Это того стоило. Отличная книга как ни крути. И персонажи понравились, и сюжет, и мир планеты Фомальгаут-ІІ яркий, красочный.

Достаточно сложно выделить что то особо впечатляющие. Но наверное это все таки атмосфера романа. Если кому то хочется погрузится в годное фантастическое чтиво — это оно самое.

Минусов в книге не заметил, если и были то они скрылись в тени невероятно интересного повествования.

Вот такой вот получился исключительно позитивный отзыв. Прочитать стоит обязательно!

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Только что дочитала великолепный роман, новой для меня писательницы Урсулы Ле Гуин. В начале, читать мне его было трудновато. Лишь в начале. Не знаю, как в других её произведениях, но после этого невероятно хочется плакать. Хотя, если честно, не понятно от чего. От гибели героя, от того, что всё закончилось, а может от того, что очень многое затронуло это сравнительно небольшое произведение в душе.

Вроде бы обычным назвать этот роман нельзя. Новая планета, со своим, уже таким знакомым миром, инопланетяне и прочее. Но особоенной интриги, необычных поворотов в сюжете нет, хотя он увлекает необыкновенно- я прочитала роман его за день. Обычное путешествие, с великой целью, приключения... Но как же много тем рассматривается в этих походах! Это произведение нельзя читать поверхностно, нужно копать глубже.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это и замечательный момент жертвы ради друга ( когда Роканнон отдал ожерелье «ценою в королевство» ради Яхана), и сложные взаимоотношения с другими народами . Когда Роканнон встретился с древним, он сказал, что нужно будет заплатить великую цену. На мой взгляд, Роканнон отдал сполна. Он никогда больше не видел ни свою планету, ни своих друзей, ни даже предастваителей его рассы. Он принёс свою жертву, и какую!

А даже то отношение к планете — Фольмагауту -2 ? Ведь члены Лиги не считали её ни за что, так, маленькая печсинка в огромном пространстве вселенной. Но насколько же интересным, полным и самодостаточным оказалась эта планета, этот мир! Так не стоит ли и нам присмотреться ко всему тому, что окружает нас?

На меня роман произвёл неизгладимое впечатление и я хочу продолжить чтение Хайнского цикла, и всем вам советую!

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Друзья Роканнона, этнолога Лиги Миров, погибают от рук врагов на планете Фомальгаут-II. Заручившись поддержкой местных жителей, герой пытается отомстить за смерть товарищей и предупредить членов Лиги о таящейся на планете угрозе.

Гуманитарная НФ здесь тесно переплетается с фэнтези. На планете обитает несколько видов разумных существ, среди которых гдемьяр и фийя, карлики, отдаленно напоминающие гномов и хоббитов соотвественно. С ними делят планету лийяр, темнокожие светловолосые гиганты и их более низкорослые светлокожие темноволосые собратья, живущих в феодальном обществе, в котором первые главенствуют над последними. На планете также обитают летающие коты, крылатые человекоподобные паразиты и загадочные древнейшие.

Приключения с вертолетами и военными базами соперника соседствуют со сказочными сюжетами, вполне знакомыми читателю, будь то побег из плена великанов или эпизод с хранителем таинственного источника, обещающего тайное знание в обмен на самое ценное, что есть у героя, например, глаз. Дар хранителя, кстати, напрямую влияет на последующее развитие человеческой цивилизации описанного мира, соответственно — и на сюжет последующих произведений Хайнского цикла.

Отдельное место занимает артефакт-символ, золотое ожерелье с сапфиром. Оно является элементом, движущим сюжет и мотивирующим поступки персонажей. Особенно интересным эпизодом в этом смысле является пролог произведения, притча, задающая настроение всего романа.

Урсуле Ле Гуин удается создать дорогое украшение: драгоценность мифологии прошлого в оправе ностальгической тоски звездных скитальцев будущего.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

40000 лет назад на Земле существовало по крайней мере 5 видов из рода «хомо» (человек) — кроманьонцы, неандертальцы, денисовцы, флоресские хоббиты и поздние эректусы. Трудно представить, что было бы, если б сохранился не один человек разумный, но и другие виды (про некоторые из них известно, что они были не менее разумны), и если б они научились мирно сосуществовать. Схожая ситуация показана в романе Урсулы Ле Гуин «Роканнон» — на планете, где происходит действие, обитают несколько разумных видов. Все они сосуществуют мирно и лишь вторжение извне несёт угрозу всем народам этой планеты.

Это самый первый роман Ле Гуин, и в нём можно при желании отыскать некоторые недостатки, но в целом впечатления от книги самые положительные. Тут мы видим не менее поэтичный язык (сочетающийся с острым сюжетом), чем в романах о Земноморье; да и сам этот роман скорее фэнтези (например, бросается в глаза схожесть народов планеты Роканнона с типичными эльфами и гномами), хоть и основан на научнофантастических идеях. Необычна идея о том, что основная часть разумных инопланетных существ — гуманоиды, практически наши двойники (как у Ефремова и Стругацких). Если вы погрузитесь в этот фэнтезийный в общем то мир (хоть в нём нет магии, но есть космические корабли), раскинувшийся на просторах галактики, примете его и почувствуете его красоту и то с какой лиричностью его описывает автор, то роман «Роканнон» вам понравится.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что могут могучие расы, путешествующие среди звезд и определяющие галактическую политику, почерпнуть от кучки дикарей, разбросанных на огромных просторах планеты Фомальгаута? Они так незначительны, что в галактическом справочнике для их мира даже не нашлось названия. Нет такого названия и у самих обитателей: для них это просто Мир.

Этот Мир не интересовал даже ученых, пока на пороге музея не появилась величественная красавица Семли, явившаяся потребовать свое украденное наследство. И эта встреча заставила этнографа Роканнона отправиться в дорогу, чтобы самому стать легендой и изменить судьбу целых народов.

Роман — даже не научная фантастика в привычном нам понимании. С его многочисленными и диковинными обитателями, долгим и полным опасностями путешествием через неизведанные земли, крылатыми конями, мечами, древними загадками и тайнами он напоминает больше фэнтези. Даже сама встреча Роканнона с древним обитателем планеты, который наделяет его даром телепатии в обмен на» то, что больше всего дороже и что меньше всего хотел бы дать» — как эпизод из сказки.

Но вот за этим неспешным и нереальным повествованием — другой, глубокий смысл. Обитатели планеты — полная противоположность технологическому обществу. Богоподобные ангья — гордые, мужественные и честные, фииа — маленькие робкие телепаты, остро чувствующие все живое, обитающие под Землей гдема и даже устрашающие люди-насекомые — все они неотъемлемая часть своего Мира, нашедшие свой, отличный от «цивилизованных» рас, путь развития. Их мудрость — не в безудержном разграблении богатств планеты, а в единении с природой и окружающим Миром. Да, они тоже сражаются, но только при необходимости, не убивая бездумно ради развлечения, как пришельцы.

И, оказалось, Роканнону нечего дать им, если нет под рукой технологий. Это они могут научить его верности, преданности долгу, чести, новому взгляду на Жизнь и Cмерть, чтобы дать возможность выполнить задуманное. И выйти из «сна разума», присущего незамечающим чудес Вселенной, агрессивным звездным захватчикам. Сна , который «рождает тьму, заполняющую провалы во времени» и где «бурно, как сорняки, разрастаются искажения и диспропорции».

Этот умный, тонкий и эмоциональный роман — не просто очередная НФ история об инопланетных расах, а чудесный рассказ об освобождении разума от навязанных воспитанием, образованием и традициями ограничений, оставляющий после себя ощущение тихой грусти и упущенных в своей жизни возможностей, когда можно было, как Роканнон, все изменить, но не хватило ни его смелости, ни удачи, ни помощи друзей.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В какой-то момент я решил почитать «Хайнский цикл» Ле Гуин. Ведь это классика НФ, а классику надо знать, так еще «Левая рука тьмы» очень часто мелькает в топах. Итак, на торговой площадке я нашел сборник от «Азбуки» из серии «Мир фантастики», благополучно его приобрел, получив напоследок совет от продавца «Читайте сначала «Левую руку…», не пожалеете».

Совету я не последовал, и не пожалел.

«Роканнон» начинается с легенды, в которой прекрасная принцесса ищет родовое ожерелье. Сначала она идет к фийя (читай «эльфы»), потом к гдемьяр (читай «гномы»). Последние доставляют ее к Властелинам Звезд. Принцесса забирает ожерелье, и вернувшись домой, узнает, что отсутствовала много лет. Знакомо, не правда ли? Пролог прекрасно работает и как часть большого произведения, и как отдельная вещь.

После пролога планета Фомальгаут-II, где произошла эта история, была закрыта для контактов на 45 лет.

Первую этнографическую экспедицию на Фомальгаут-II возглавил Г. Роканнон. Цель экспедиции проста – исследовать местные разумные виды. Но почти всю экспедицию, кроме Роканнона, уничтожает неизвестный враг, базирующийся на другом материке планеты. Роканнон, лишенный средств связи, должен найти базу врага и, по возможности, дать знать об опасности своим союзникам.

Это старый-добрый квест. Группа приключенцев, оседлав летающих котов, тут такие водятся, отправляется в далекие и чужие земли. Кто-то умирает в пути, кто-то возвращается домой или остается, найдя новый дом. В пути Роканнон встретит полудикие племена, древние расы и даже странный город-улей.

И если сюжет не очень изобретательный, то авторский слог просто прекрасен. От истории веет грустью и фатализмом. Читателю и героям понятно, что не все выживут в этом самоубийственном походе. Их ведет долг и желание спасти этот прекрасный таинственный мир.

«Роканнон» — небольшой роман о простых вещах. Целеустремленный главный герой, очарование руин древних цивилизаций и не менее очаровательные их потомки, романтика исследования далекого мира. Что еще нужно?

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мир Роканнона» — хронологически первый роман в Хайнском цикле, ставшем визитной карточкой У. Ле Гуин. Перед нами приключенческая планетарная фантастика, написанная женской рукой, что хорошо ощущается и может быть поставлено только в плюс в данном случае. Если убрать из текста небольшой элемент НФ, то в сухом остатке мы получим классическое фэнтези толкиновского типа, с уникальным миром, населенным аналогом фей, гоблинов, эльфов, вампиров и крылатых пегасов. Само повествование крайне неторопливо, лирично, у автора прекрасно получается создать настроение светлой грусти, которой, словной тончайшей вуалью покрыты сюжетные нити фантастического полотна. Древние легенды иного мира оживают перед воображением читателя, обретая плоть под искусным пером автора, вместе с героями мы проходим путь, на котором нам суждено вспомнить истинное значение дружбы, любви, долга и самопожертвования.

Основной сюжет предваряет пролог, который стилизован под легенду. Жена наследника одного из замков на планете Фомальгаут-2 отправляется в путешествие с целью найти своё приданое, утраченное несколько поколений тому назад — уникальный артефакт, золотое ожерелье с крупным сапфировым камнем, носящее имя «Глаз моря». Златовласой Семли предстоит на своём крылатом хэрило посетить владения светлых и всегда смеющихся фииа, опуститься в мрачные подземелья, чтобы встретить там королей «глиняного народа», которые подобно гномам помешаны на золоте и технологиях, прокладывая шахты все глубже к центру планеты. Но самое главное, Семли представится возможность совершить фантастическое путешествие в обитель Властителей звёзд, где хранятся сокровища множества миров, ведь, возможно, именно там и находится вожделенный «Глаз моря», созданный гением «глиняных людей» и самой уникальной природой родного мира владычицы Семли.

Основной сюжет делится на две крупных части и посвящен странствиям Роканнона — учёного-этнографа, который остался в полном одиночестве на Фомальгауте-2, после того, как корабль с остальными участниками исследовательской экспедиции был уничтожен мятежниками с планеты Фарадей, готовящих восстание против «Союза всех планет». Чтобы послать сигнал бедствия и известить Содружество о внезапной угрозе, Роканнону предстоит длительное путешествие почти через весь материк в самое сердце базы повстанцев. Его ждут тайны загадочного южного континента, исследованного погибшими соратниками Роканнона. Благо, в путь Роканнон отправится не один, его будет сопровождать наследник замка Халлен со своими слугами и крылатыми конями. В пути их ждут новые знакомства, неожиданные открытия, победы над врагами и самими собой и даже — сама судьба, дающая понять, что на самом деле имеет значение, если сам человек не важен?

До прибытия Роканнона на планету, Союзу планет было известно о существовании здесь как минимум представителей трех разумных рас, а по непроверенным данным — пяти. Уровень развития всех обитателей планеты был очень далек от технологического прогресса землян и их союзников, здесь царят феодальные порядки. Темнокожие и светловолосые ангья — воплощение героического духа, они хозяева северного материка. Их владения — это укрепленные замки из прочного дерева, а перемещаться они предпочитают на крылатых плотоядных конях — хэрило, пересекать же моря — на лодках с драконьими головами. В своё время ангья покорили племена ольгьо, сделав их своими вассалами, хотя по сути они все — части одной расы — лиу. Не знаю насколько автор держала в уме проведение параллелей с земной историей, но в данном случае ощущается аналогия с пришествием Руси, когда клыкастые ладьи конунга Хрёрека, отчалившие от берегов Рейдготаланда, появились на туманных берегах Ладоги.

Отдельной ветвью разумных существ являются народы полуросликов, которые прежде также были одним племенем, но со временем разделились, став противоположностями друг другу, практически как северные и южные корейцы в земных реалиях. И те и другие владеют даром телепатии, но фииа — дневные создания, посвящающие жизнь радости, танцам и прочим пасторальным удовольствиям, а племена гдема в отличие от них предпочитают ночной образ жизни, их больше привлекают темные склизкие пещеры, где они добывают металлы и драгоценности для своих изделий. В технологическом плане именно гдема ушли далеко вперед, если сравнивать их с другими обитателями планеты, может быть поэтому прогрессоры из Союза планет отдали предпочтение именно им, поделившись своими технологиями и наладив с ними товарные отношения, ко взаимной выгоде обеих сторон. Тем не менее, это ещё большой вопрос, является ли единственным критерием прогресса чисто техническое развитие.

По началу сюжет развивается довольно неторопливо, первые главы мне даже показались несколько скучноватыми, но в процессе чтения ты незаметно проникаешься очарованием вымышленного мира. Автор с удовольствием описывает красоты природы, очарование сумрачных гор и солнечных полян. Постепенно путешествие Роканнона стало напоминать мне странствия Бильбо или Фродо,- троица ольгьо, сопровождающих этнографа и властителя Халлена очень напоминает Пиппина, Мерри и Сэма. Учитывая тот факт, что главный герой — мирный ученый — описаний кровавых схваток и яростных сражений в тексте можно не ждать. Роканнон привык решать все проблемы мирным путем, через убеждения или же методом активного непротивления злу. По объему роман получился небольшим, но выдуманный мир выглядит красочным и полноценным, образы персонажей — глубокими и цельными, а вечные философские темы заставляют задумываться даже после того, как перевернута последняя страница романа.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв к каждому произведению Урсулы Ле Гуин мне хочется начать с признания в любви к ее приятному в плане чтения тексту. Мягко, красиво, певуче, не хочется пропускать даже самый скучный кусочек, потому что красиво.

А «Хайнский цикл» целиком состоит из описания новых миров и необычных рас, которые там проживают. Я не буду признаваться в любви к этому циклу из-за подростковых воспоминаний попросту из-за того, что у меня этого периода не было. В подростковом возрасте я читал другое, а к Ле Гуин дошел только сейчас.

«Роканнон» в первую очередь выдяется смешением фэнтези и фантастики. Тут могут вместе существовать полеты на космическом корабле и мохнатом котообразном существе. Удивительно! Не успеваешь сойти с трапа космолета, как тут же тебя окружают эльфы, гномы и прочие тролли...

Небольшой по объему роман рассказывает о герое по имени Роканнон, который спасал планету от захватчиков. Для себя выделил прекрасное описание полета туземки и встреча со странным ангелоподобными существами (как жаль, что роман целиком не посвящен им, ибо это самый лучший момент романа для меня).

Наверное, если бы у меня был за плечами подростковый опыт с Хайнским циклом, оценка была бы повыше. Хорошо, приятно, но не больше

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда-то, давным-давно, я прочитал рассказ “Ожерелье” (позднее ставший первой главой этого романа), и он мне очень хорошо запомнился, и было отчего. Написан он на стыке почти что фэнтези (есть три расы, живут в замках и пещерах, летают на крылатых животных — что ещё надо для фэнтези?) и почти что планетарной фантастики, сюжет отличный.

А вот о том, что у рассказа есть продолжение, точнее даже целый цикл, я узнал благодаря Фантлабу относительно недавно и загорелся желанием узнать, что же там дальше было.

Сам рассказ я перечитал с большим удовольствием, но вот роман… я ожидал бОльшего. На мой взгляд, это достаточно простенькая приключенческая ходилка-бродилка. Читается, конечно, интересно, но особого впечатления не производит. Впрочем, для отдыха подойдёт.

Тем не менее, хочу попробовать почитать цикл дальше.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх