Урсула К. Ле Гуин «Хайнский цикл»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Ксенофантастика | Контакт | Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации
- Возраст читателя: Любой
Лига Миров, Экумена, с центром на планете Хайн — объединение цивилизаций, основанное на взаимопонимании и взаимоуважении разных «галактических рас».
Произведения Хайнского цикла поражают богатством представленных в них культур (что неудивительно для автора, выросшего в семье антропологов и этнографов); также беспрецедентна в подобной литературе психологическая глубина характеров — землян и инопланетян.
Ле Гуин никогда не выстраивала единую и непротиворечивую хронологию своей истории будущего, поэтому «Хайнский цикл» предпочтительно читать в порядке написания текстов.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Награды и премии:
лауреат |
Локус / Locus Award, 2018 // Авторский сборник "The Hainish Novels and Stories" |
- /языки:
- русский (62), английский (120), немецкий (3), французский (3), итальянский (5), польский (1), словацкий (1), болгарский (2)
- /тип:
- книги (174), периодика (15), самиздат (1), аудиокниги (7)
- /перевод:
- С. Антонуччи (2), Д. Арсеньев (1), Н. Ачеркан (1), Ж. Бейаш (2), А. Бурцев (1), Р. Валла (2), О. Васант (11), А. Вейдманн (1), О. Воейкова (1), С. Гинзбург (1), И. Гурова (21), М. Кабалин (1), М. Кастлова (1), Е. Лейн (1), Х. Линнерт (1), М. Лонкан (1), К. Лопи (2), К. Манчева (1), Б. Миндов (1), Л. Михайлова (1), И. Михаловская-Габрих (1), М. Молинари (1), Н. Науменко (2), А. Новиков (8), И. Полоцк (6), Э. Раткевич (4), Р. Рыбкин (12), С. Силакова (1), Э. Симон (1), С. Славгородский (7), Д. Смушкович (2), В. Старожилец (10), И. Тогоева (24), С. Трофимов (9), И. Хандлос (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ученик Дьявола, 26 октября 2022 г.
Хайнский цикл Урсулы Ле Гуин – понятие весьма условное. Современное понимание слова «цикл» применительно к литературе обычно предполагает серию произведений, каждое из которых по сюжету и хронологии событий не является самодостаточным, а может читаться лишь как составная часть целого. Хайнский цикл совсем не таков – как единое целое он не задумывался, а возник постепенно из самых разных произведений, очень слабо связанных или вообще не связанных между собой. В основном их объединяет лишь то, что действие происходит в одном и том же мире далекого будущего, где существует союз населенных миров с центром на планете Хайн – Экумена. Самая тесная связь, которую можно отыскать, – это единство места, времени и некоторых действующих лиц (например, в сборнике «Четыре пути к прощению»), но и такое – редкость. Поэтому большинство «хайнских» романов, повестей и рассказов можно читать в любом порядке и в любых сочетаниях. Так будет даже проще, чем пытаться найти в них единую линию событий и следовать ей – ведь даже сама Ле Гуин утверждала, что последовательной хронологии «хайнской» вселенной не существует. Она, как мне кажется, просто использовала один и тот же придуманный ею мир для реализации самых разных творческих замыслов, даже не имея в мыслях придавать всему написанному сколько-нибудь цельный вид.
Началось все в 1964 году с рассказа «Ожерелье Семли», а из него затем вырос роман «Мир Роканнона» – именно там впервые были упомянуты Хайн и Лига Миров, предшественница Экумены. До середины семидесятых Ле Гуин написала еще несколько романов и рассказов, действие которых происходит в «хайнской» вселенной, а затем сделала большой перерыв, вернувшись туда только в девяностые годы. Последнее из произведений Хайнского цикла – роман «Толкователи» – было написано в 2000 году.
Если знакомиться с Хайнским циклом именно в порядке написания, то разница почти в четыре десятка лет ощущается очень отчетливо – налицо следы радикальных изменений в мировоззрении и творческом методе писательницы. Почти все ранние произведения ярки, лаконичны, сравнительно коротки, внешне просты, но наполнены действием и смыслом. Ле Гуин пишет в них как будто о знакомом и привычном: долге, одиночестве, сомнениях, ответственности за принятое решение, – но делает это так, что в конце неизменно остается ощущение: вроде бы все сказала, довела историю до конца, но все равно мало, хочется еще! Именно с такими мыслями я закрывал, к примеру, «Мир Роканнона» или «Планету изгнания». Для таких произведений я придумал для себя по аналогии со Стругацкими обозначение «Предхайнский цикл» – замысел новой вселенной еще туманен и неясен, фантазия его создательницы ничем не скована, и перо свободно рисует яркие картины чужих миров и событий, которые в этих мирах происходят. Ни одно из ранних «хайнских» произведений не похоже на другое: среди них можно найти и типично приключенческое «путешествие к особой цели» («Мир Роканнона»), и эколого-этнографическую фантастику («Слово для “леса” и “мира” одно»), и культурологическую зарисовку жизни необычных людей на необычной планете («Левая рука тьмы»), и многое другое. В общем, я уверен: тот, кто возьмется за чтение ранней части Хайнского цикла, непременно отыщет себе что-нибудь по душе вне зависимости от своих литературных вкусов и предпочтений. Со мной, во всяком случае, было именно так. Есть, правда, и вещи, что представляются мне откровенно неудачными, – например, «Город иллюзий», оставляющий после себя лишь один вопрос: зачем вообще это было написано? Однако даже они кажутся чуть ли не шедеврами по сравнению с тем, чем пополнился Хайнский цикл в девяностые годы.
Откровенно говоря, о существовании поздней части Хайнского цикла я стараюсь вспоминать как можно реже. За те двадцать лет, что Урсула Ле Гуин не возвращалась в «хайнскую» вселенную, ее творчество сильно изменилось – и, к сожалению, в худшую сторону. Применительно к Хайнскому циклу это выразилось в серийной штамповке однообразных социальных и психологических этюдов, по преимуществу весьма нудных и унылых. Блестящий поток идей ранних «хайнских» произведений сменился здесь единой возведенной в абсолют основой: несуразными сочетаниями высоких технологий будущего с архаически дремучими общественным строем и образом мышления, яростным догматическим феминизмом и сексом различной степени нетрадиционности. Единственный полноценный роман из этого периода – «Толкователи» – рыхл, раздут и демонстрирует в общем тот же набор, просто в куда большем объеме. У поздних «хайнских» произведений есть, пожалуй, только одно достоинство – отчетливая антивоенная и антирабовладельческая направленность. Но даже и она подается настолько тускло, без малейшей фантазии, повторением одних и тех же словно бы затверженных раз и навсегда слов и идей, что и от этих справедливых и верных в общем-то мыслей просто нападает зевота.
Вот, собственно, и всё. Надеюсь, что кому-нибудь, кто только собирается познакомиться с «хайнской» вселенной поближе, окажется полезным мое предостережение: читайте только ранние книги Хайнского цикла, а на поздние, поверьте, не стоит тратить времени.
strannik102, 1 октября 2020 г.
Возвращение со звёзд
Что же делать — и боги спускались на Землю (В. Высоцкий)
Конечно же, так и хочется свой отзыв, посвящённый всему Хайнскому циклу, сделать объёмистым, речистым и умным. Всегда ведь стремишься соответствовать только что прочитанной отличной книге и её талантливому автору. И тем более, если это не одна книга, а семь полновесных романов, и автор не хухры-мухры, а Урсула Ле Гуин (так и хочется воспринимать вот эту часть фамилии Ле как дворянскую приставку, типа французского де, потому что в среде фантастов Урсула Ле Гуин безусловно относится к аристократам).
Однако вновь пытаться как-то комментировать каждый из семи романов было бы совсем самоубийственным (для себя самого) и недружественным (в отношении тех, кто порой пытается читать мои отзывы на прочитанное) актом. И потому просто попробую сообразить что-то обобщающее (если получится).
Первое, на что обращает внимание постоянный читатель Урсулы Ле Гуин, это, конечно же, уникальная феерическая способность творить новые оригинальные непротиворечивые жизнеспособные миры. Семь романов — семь миров (на самом деле больше, но подробно и с проработкой деталей всё-таки семь). И каждый мир автором сотворён вовсе не «по подобию нашему», а вполне независимо и автономно. Хотя, конечно же, есть и совсем землеподобные, но ведь нужно иметь ввиду, что автор вовсе не ставит перед собой задачу сотворить что-то совсем уж космозаковыристое и планетарнонеповторимое и показать нам жизнь на каком-нибудь газовом пузыре типа Юпитера или на насквозь прокалённой головешке по образцу Меркурия. Ведь все эти миры населены людьми — разной степени отдалённости от земного человечества и мутированности, изменённости и трансформированности, регрессировавшими или, наоборот, высокоразвившимися, но всё-таки людьми. Т.е. по части природы-погоды и географии-геологии это всё равно должны были быть землеподобные планеты. Так оно и есть. Хотя каждый такой мир непременно имеет свои сугубо индивидуальные особенности: и по соотношению суши-океана, и по температурным режимам, и по гравитации и давлению атмосферы на поверхности, и по прочим физическим параметрам.
Все эти особенности в каждом случае важны, опять-таки, не в качестве демонстрации литературного мастерства автора, а, прежде всего, потому, что на каждом из таких планетных миров населяющая этот планетоид человеческая раса неизбежно попадает в зависимость от условий своего мира. Необходимость — мать изобретения, хочешь жить — умей вертеться. Т.е. в жёстких условиях заледенелого мира, конечно же, и весь внешний цивилизационный технологический антураж и арсенал местного человечества будут соответствовать именно этим условиям — перефразируя В. Высоцкого: в «бане пассатижи» не нужны, да и лыжи тоже. А если на планете есть летающие животные, которых можно приручить и использовать в качестве пегаса, то конечно же местный народ непременно это сделает и не будет париться над изобретением парового двигателя и даже элементарного колеса. Ну, и т.д.
И тут же становится понятным, почему в этом цикле, охватывающем несколько тысячелетий существования Человечества, совсем мало внимания уделено всякого рода чисто техническим и технологическим новинкам и изобретениям Как придумали в первом романе ансибль и принцип мгновенного переноса материи, так до самой последней строки последнего романа больше ничего значимого не появилось, словно человечество вовсе не прогрессировало технически и технологически, словно остановилось научное познание и прикладное использование научных открытий. Попросту говоря, для тех целей, которые ставила перед собой автор, этот технический и технологический прогресс был совсем не важен, а скорее всего, напротив, только мешал бы. И потому некоторые осколки человечества у Урсулы Ле Гуин развиваются наоборот, топчутся на месте, а то и совсем сваливаются в регрессивное движение, дичают и отступают на шаг вниз по лесенке технического прогресса. И всё это автор устраивает только для того, чтобы стало возможным вывести на верхний слой нового романа совсем другую главную мысль, иную центральную идею.
Далее, что непременно отмечает читающий — это гармоничное сочетание умного и приключенческого. Вот хороший опытный педагог, работая с детьми и создавая какие-то детские команды, непременно постарается, чтобы команды назывались как-то положительно и значимо, т. е. если одна команда будет «Умные», то другие, наверное, «Красивые». Однако в случае Урсулы Ле Гуин эта фишка не пройдёт, потому что у неё одновременно и «умно» и «красиво» (а ещё увлекательно, интересно, неожиданно, вертикально и т. д.). Хайнский цикл как раз и демонстрирует нам этот принцип — каждый роман по своему красив, интересен, приключабелен, но к тому же ещё и умён. Потому что в каждом романе непременно выводится какая-то заметная (а иногда не очень заметная) мораль, какая-то центральная идея, какой-то важный принцип, ради которого автор ломала литературные копья. Иногда это какие-то совсем индивидуально значимые моменты — личная отвага, готовность к самопожертвованию, важность дружбы или любви (иногда в довольно широком смысле этих понятий), настойчивость, мудрость, ну и т. д. А иной раз это совсем широкие и важные уже в общечеловеческом объёме ценности и принципы: важность и ценность жизни как таковой, запрет на культурные экспансии (или «культурное эмбарго», выражаясь языком самой Урсулы), прогресс не любой ценой и пр.
Ещё одним нюансом цикла является то, что создавался он Урсулой Ле Гуин не последовательно по мере развития внутренней хронологии, не по временнОй шкале Хайнского цикла, а совсем в другом порядке — достаточно просто посмотреть на библиографию автора и сравнить с порядком романов в цикле. И вполне может быть, что изначально Урсула планировала написать только три романа — «Роканнон», «Планета изгнания» и «Город иллюзий» (смотрим на дату их написания), и только потом к ним примкнул сначала «Левая рука Тьмы», затем после солидного перерыва ещё две книги, и уже спустя почти треть столетия после начала цикла был написан заключительный роман. Т.е. какие-то смысловые идеи и творческие задумки появлялись постепенно, что называется «по ходу жизни», и уже потом рождались в свет.
И, в конечном счёте, становится понятно, что весь этот Хайнский цикл написан не про какие-то отдалённые галактические миры и космические человечества, а попросту про нас с вами, про нашу родную планету и про народы, её населяющие. Стоит только сузить горизонт цикла до земного небосвода и переместить все мысли и идеи на нашу многострадальную старушку Землю, как всё приобретает свой истинный смысл. Это мы должны уважать чужую культуру, это мы не имеем право бездумно навязывать другим народам свои ценности и своих богов и божков, это нам нужно очень внимательно и аккуратно относиться к чужой культуре и к демонстрации своих культурных достижений (как подлинных, так и мнимых), это мы должны сдерживать своих миссионеров, посланников, миротворцев и прочих культуртрегеров. Вот и всё!
Incnis Mrsi, 4 февраля 2022 г.
Как уже отметили рецензенты, если цикл и причислять к НФ, то вовсе не к такой, какую писал Артур Кларк. Чтиво резко гуманитарное, метапрозаическое и (возьму смелость заявить) мистическое. Мифы и «основной» нарратив взаимопроникают: в «Слове для „леса“…» инновации в реальном мире извлекаются особо одарёнными индивидами из «яви снов», в «Планете изгнания» существование Лиги становится одной из легенд Вереля, в «Левой руке Тьмы» элементы древних сказаний (место внутри бурана и голос умершего брата, лишение и возвращение имени как операции с метафизической значимостью, жертва ради прекращения вендетты и некоторые другие) постепенно вклиниваются в судьбу героев, а текст «Мира Роканнона» сам воспринимается как созданная одной из культур Экумены сага. Когда, скажем, «твёрдый» писатель Станислав Лем уделял внимание лингвистике, то делал это иронически, рассматривая язык как продукт цивилизации, а для Урсулы все эти «чужие» (вымышленные) лексиконы и метафоры являются _фактором_ иной цивилизации, важной частью самого её смысла.
Но не ждите от этого ассорти, что по прочтению оно сложится в целую систему. Итак…
• Роман «Обделённые» со своим приквелом «За день до революции» — особняком от остального цикла (хотя роман проливает свет на изобретение «ансибля», важного для вымышленного мира). Обязательно читать поклонникам социально-политической фантастики, можно пропустить любителю собственно НФ, и совсем не надо читать надеющимся на элементы фэнтези.
• «Мир Роканнона» со своим отдельно написанным прологом «Ожерелье» — почти чистое фэнтези, где от НФ — лишь парадокс близнецов и немножко боёвки.
• «Слово для „леса“ и „мира“ одно» — откровенная антивоенная сатира, вездесущая легуиновская философия и немного ксенофантастики с фэнтезийным привкусом; но не представляет серьёзной ценности ни как социальная фантастика, ни как боевик.
• «Левая рука Тьмы» — затянуто, но обиженным оттуда уйдёт лишь не понимающий метапрозу читатель или законченный ханжа. Рекомендую.
• «Планета изгнания» — оседлые наследники древней цивилизации, полудикие кочевники в разных сортах и бои топорами; ну, вы поняли.
• «Город иллюзий» читать не надо вовсе — выложена отдельная рецензия.
По прочим произведениям мне пока написать нечего.
Chosen, 14 ноября 2016 г.
Долго не решался начинать читать «хайнский цикл» потому что, как обычно бывает во всех больших циклах, первая книга классная вторая не очень третья так себе четвёртая супер плюс всякие рассказы по дороге и в итоге из за двух хороших книг много зря потраченого времени на остальные книги, и «Хаинский цикл» не исключение, хоть и описание заманчивое — «много рас, планет, культур и цивилизаций».
Много отзывов написанно, хороших и не очень . Так что я решил не писать очередные отзывы а написать : «Путеводитель по Хайнскому циклу, как и с чем его едят» чтоб тот кто его читает мог насладится и отдохнуть при его прочтении, без прочтения всего цикла подряд.
Первое что надо знать это: Урсула Ле Гуин пишет «гуманитарную» фантастику, то есть, здесь не «в начале стреляют а потом говорят» здесь вначале «говорят и потом говорят а после стреляют», и то редко. «Дипломатия» это её подход, и она делает её мастерски .
Второе : Урсула Ле Гуин почти всегда описывает любой конфликт с обеих сторон, мало кто так может, даже классики фантастики. Так что симпатизируя одной стороне можно вдруг обнаружить что у другой стороны тоже есть право быть и даже больше, и тогда Урсула показывает все свои мастерства и таланты дипломатии.
Заметка: Многие романы/повести смотрятся интересны только в «ретроспективе», то есть только когда заканчиваешь и перелистываешь последнюю страницу книги.
Итак, что и в каком порядке стоит читать :
1-Роман «Обделённые» 2-Повесть «Слово для «леса» и «мира» одно» 3-Рассказ «Обширней и медлительней империй»
На мой взгляд самые лучшие вещи в «Хаинском цикле», и максимально приближённые к жанру фантастики . В романе «Обделённые» Ле Гуин выложилась по полной , не даром он получил Хьюго и Небьюла одновременно . Один народ , две планеты , две культуры со своими ценностями и недостатками , кто лучше ?. На протяжении прочтения романа меняется точка зрения и симпатии то в одну то вдругую сторону. Книга просто шедевр . «Слово» тоже не отстаёт , тяжёлый выбор для читателя и гг какую сторону принять в этой книге , либо предать своих , либо уничтожить чужих , за что роман и получил высшие премии . Ну и замечательный рассказ «Обширней...», рассказывает про «как бы вы ощущали себя имея эмпатические способности , если к вам подходит человек и говорит «как вы красивы» а внутри ощущает к вам сильное отвращение и проецирует эти чувства которые вы как эмпат свободно «видите и читаете» .
Если вам всё понравилось то продолжаем :
4-Роман «Левая рука тьмы» 5-Роман «Планета изгнания»
По поводу «Руки» у меня смешанные чувства , роман делится как бы на две части ,первая политика и вторая путешествие. Мне понравилась только вторая часть романа , да и раса «гермафродитов» не особо впечатлила , хотя идея очень интересная . В общем на любителя . Роман «Планета Изгнания « про брошеных на произвол судьбы иследователей которые обязанны балансировать между законами Эйкумены , не вмешиваться в эволюцию местного населения но и за одно пытаться выжить .Оба романа для меня на семёрочку
Если до сих пор идёт хорошо то продолжаем :
6-Роман «Город Иллюзий» 7-Рассказ «Ожерелье» 8-Роман «Мир Роканнона»
Вообще то «Город Иллюзий» это как бы продолжение «Планеты Изгнания» но происходит в её будущем , на тему потери памяти и поисках себя , в общем, так средненькая адвеньчура с мастерски описанными любовными отношениями . Рассказ «Ожерелье» приквел к «Миру Роканнона» . На мой взгляд эти двое самое слабое звено в цикле , этакая сказка фэнтези , наверное потому что был написан раньше всех других романов . В принципе «Ожерелье» и «Мир Роканнона» можно читать сразу после повести «Слово для леса и мира одно» , ну или вообще не читать.
Если до сих пор не надоело :
9-Роман «Толкователи»
Писать про него не буду так как мне он вообще не понравился , еле дочитал ,хотя и читается легко , наверное потому что почти нет никакого «действия» в романе , только описания культуры и традиций .В общем на любителя. И этим романом я завершил своё знакомство с «Хаинским Циклом» , хотя сам цикл и продолжается , дальше не стал читать.
Всё что здесь написанно моё субъективное мнение и надеюсь что этот «Путеводитель» поможет кому нибудь в путешевствии по Эйкумене и грандиозному Хаинскому циклу . Ну и за одно познакомит с лучшими произведениями Урсулы Ле Гуин .
AlisterOrm, 21 августа 2013 г.
Что такое Хайнский цикл? Сложно сказать. Противоречивое и очень сложное полотно, в него входят самые разные по сути, по наполнению и стилю произведения, романы, рассказы, подциклы, даже пьесы... Хайнский цикл — это квест «Города иллюзий», боёвка «Планеты изгнания», мифоэпическая поэтика «Роканнона», социальная фантастика «Обездоленных» и «Левой руки Тьмы», культурологическая — «Толкователей». Жанры — различны, идеи — различны, по сути цикл делятся на две части — написанное в 60-70-е, и в 90-е. Их сложно объединить... Но они похожи.
Что такое Хайнский цикл? Это не та научная фантастика, которая известна по Артуру Кларку. Это взгляд с иной стороны — со стороны подлинного гуманитария, культуролога и этнографа. Тут совершенно иные задачи — вскрыть не внешний лоск высоких технологий, ансиблей и околосветовых кораблей, а показать базисную основу этих техночудес, глубокую культурную и социальную составляющую народов, населяющих планеты Экумены. Это целый каскад миров, непохожих друг на друга, масса культур, цивилизаций, обычаев, людей... Хайнский цикл — неброская, но очень богатая и разнообразная картина, где краски образуют единый и невероятно притягательный пейзаж...
Что такое Хайнский цикл? Это подлинный гуманизм. Несмотря на весь богатый набор миров, культур и социальных противоречий, красной нитью тянется одна и та же идея. Эта идея — взаимопонимание. Мир Хайна, созданная им Экумена — не военная организация, не бюрократический аппарат, не управленческая структура. Это — просто попытка понимания всех бесконечных частей человечества, разбросанных по галактике, постижения с самых причудливых и разнообразных явлений. Экумена — не принуждение, это взаимоуважение, обмен опытом, взгляд в одну сторону...
Ответили ли мы на вопрос? Вероятно, нет. Да, Экумена — утопия. Реалистичная, местами жёсткая, противоречивая разнообразная. Но это — близко к идеалу. В Ханском цикле продвигается идея почитание и уважения индивидуальности, идея поиска понимания. Я не знаю других произведений, которые так чётко ставили бы этот вопрос перед людьми.
Вывод? Однозначен. Хайнский цикл — это шедевриальное творение. Каждый найдёт там себе произведение по вкусу, а думающий человек — пищу для размышлений. Конечно, чтение не самое лёгкое, но необходимое — где ещё ставятся сложнейшие вопросы нашего бытия...
longfello, 29 марта 2016 г.
Хайнский цикл и его вселенная по праву входят в число лучших НФ вселенных в истории
Думаю что входят в первую десятку
Причем книги входящие в цикл отличаются друг от друга не только планетами на которых происходит действие но и жанрово
Жалею что не читал его раньше хотя с другой стороны по молодости возможно не понял бы многого
Рекомендую не только любителям фантастики но и всем тем кто любит хорошую литературу
Модест122, 1 сентября 2015 г.
Этот цикл я прочел через несколько лет после «Земноморья». И это оказалось правильным, т.к. эта эпопея, на мой взгляд, более требовательна к интеллектуальному уровню читателя. Гуманистическая линия творчества писательницы прослеживается в этом проекте очень четко. Очень мощно! «Левая рука тьмы»-еще одна моя настольная книга.
Heechee, 25 июня 2009 г.
Этот цикл — мое первое знакомство с творчеством Ле Гуин. Слышала о ней много, но читать не довелось долго, отпугивал женский пол автора, боялась прочесть любовный роман, а не качественную фантастику. Но то, что я увидела в книгах меня потрясло. Здесь нет соплей, рюшь и жуткого детального описания одеяний персонажа, здесь нет интриг, черно/белого описания персонажей, что так характерно для творчества женщин-писательниц.
Здесь цикл произведений наполненных мыслями, противостояниями, логикой и философией. Автору удивительно удалось передать каждый мир, особенности отношений, а самое интерессное так разнообразно представить эволюцию человеческого общества. То, каким оно может быть, причем основывается это на «твердой» философской основе.
Здесь нет битв и сражений, лихих скачек и доблестных героев, безобразных монстров-пришельцев:)
Здесь спокойное, мирно течение жизни. Жизни в мирах, которые породил человек, человек разумный, ищущий и находящий. Здесь описано стремление к познанию мира, к познанию своего места в мире, к познанию себя.
kon28, 15 сентября 2008 г.
Есть у Ле Гуин произведения, к которым я довольно-таки равнодушен. Хорошие, умные книги, но... не мое. Хейнский цикл не таков. И субъективно — один из самых любимых циклов, и объективно — пожалуй один из сильнейших циклов в НФ, где-то стоящий в одном ряду с лучшими книгами Азимова, Бредбери, Кларка, Саймака, а где-то, в чем-то и превосходящий их. В чем? В основном в гуманистическом посыле, во внимании к психологии персонажей, в очень тщательно и изящно, буквально как кружева прописанных мирах, их природе, обитателях. Для Ле Гуин главное — человек (даже если речь идет об инопланетянах-гермафродитах), его внутренний мир, психология поступков. И мудрость и тщательность, с которой все это выписано — еще и еще раз убеждает меня в масштабе таланта бабушки Урсулы. Умение видеть за лесом одинокое дерево, — умение редкое, а уж умение умно и красиво рассказать об этом, — еще большая редкость. Урсула Ле Гуин — одна из немногих авторов в фантастике, которой это удалось.
maxim1989, 28 февраля 2010 г.
Потрясающий цикл!!!
Экумена включает в себя множество миров, но ни один не похож на другой. На каждой планете живёт свой народ со своей историей, со своими проблемами. На каждой планете своя религия, свои обычаи и свой особый народ.
Все народы пошли с одной планеты, но они изменились, и изменились на столько что невозможно представить что у всех один и тот же предок.
Столкновение двур разных культур не всегда приводит к войне, вот что главное в этом цикле, если возможно содружество стольких культур и религий, неужели невозможно, на одной планете ужиться нескольким религиям и культурам не вмешиваясь во внутренний мир друг друга
Romuald, 23 января 2010 г.
Прочел только три романа из цикла, но впечатление хорошее — цикл действительно масштабный и небанальный. Произведения абсолютно различные, наверно каждый любитель НФ найдет что-то на свой вкус. Пока не нашел среди них шедевра, возможно, позже отзыв изменится. Но в целом неплохо!
Ursula, 22 ноября 2007 г.
Мой любимый фантастический цикл — глубоко прописан, выстрадан, ни на что не похож, не стандартен, но так близок к нашим реалиям и в то же время абсолютно фантастический! Если вы не прочли ни одной книги — потеряли очень многое!
ZiZu, 25 июля 2008 г.
Удивительный цикл, который поражает своим разнообразием миров, социальных устройств, характеров «людей» и их внутренним миром. Каждая планета (планеты) описаны с такой достоверностью, что кажется будто ты живешь в этих мирах и чувствуешь их холод, жару, песок на зубах.
Единственное, что на мой взгляд, портит Хайнский цикл это постоянно и подробнейшее описание сексуальных сцен. Большинство из которых можно было просто опустить или описывать более схематично.
Yujin, 24 сентября 2007 г.
Удивительный цикл. Каждый роман интересен персонажами, их внутренним миром, отношениями между ними. Космос, звезды, призрак некогда могущественной Экумены, которая начинает возрождаться — это только фон, на котором автор изображает интереснейшие культуры и их отдельных представителей.
LAN, 27 марта 2008 г.
Безусловно один из лучших в современной фантастике циклов об обитаемой Галактике. Судьбы отдельных людей тесно сплетаются с судьбами цивилизаций и миров. Различные культуры, различные ценности взаимопроникают и взаимообогащают друг друга.