Сергей Лукьяненко «Почти весна»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера )
- Общие характеристики: Философское | Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Будущее и прошлое, они связаны воедино, и никто не знает, как отзовётся малейшее изменение в прошлом для наших потомков. Не надо шутить с прошлым, пытаясь изменить его, даже если вы уверены в результате на все сто.
Входит в:
— цикл «Прекрасное далёко»
— журнал «Миры/Worlds 01’1995», 1995 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Дверь во Тьму», 1997 г.
— сборник «Рыцари Сорока Островов», 1997 г.
— сборник «Л» — значит люди», 1999 г.
— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.
— сборник «Конец легенды», 2008 г.
— сборник «Новая, новая сказка», 2010 г.
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 1996 // Малая форма | |
номинант |
Интерпресскон, 1996 // Малая форма (рассказ) |
Периодика:
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 21 декабря 2018 г.
Лукьяненко исследует ту же тему, что Азимов в «Конце Вечноти» — точечные изменения в прошлом с целью подогнать будущее под желания некоторых конкретных лиц. Но если у Азимова вопросом занимается целая тайная организация, участники которой проходят строгий отбор и обучение, декларируется некая цель безопасного будущего для всего человечества, то у Лукьяненко всё просто: умыкнули аппарат в секретном институте и посредством манипуляций с прошлым личную жизнь устраивают. Получается почти анекдот, но совсем не смешной.
Умыкнувший аппарат инженер секретного института хотел изменить прошлое, чтобы его ребенок рос вместе с ним, не проверил все линии изменения вероятности и в результате ребенок просто не родился. Его молодой напарник хотел избавить любимую девушку от генетической аномалии, препятствующей деторождению, дабы создать полноценную семью и быть счастливым, и даже частично цели своей достиг — девушку излечил, вот только это была уже не та девушка, которую он любил.
Оба героя получили урок. Вмешиваясь в прошлое, невозможно отследить все изменения линий вероятности. Результат настолько непредсказуем, что лучше туда и не лезть, разве что уж ситуация в настоящем складывается так, что либо прошлое менять, либо всем вместе медным тазом накрыться.
Безумно понравился эпизод с мороженым. Она любила шоколадное мороженое, не могла иметь здоровых детей от него, но он ее любил. Она стала любить апельсиновое мороженое, могла иметь здоровых детей, но он уже не любил. Быть может, потому что помнил ее прежнюю. Меняя мир из прошлого, надо и самого себя менять вместе со всеми. Чтобы шоколадное мороженое исчезло из памяти. Тогда есть шанс, но уже не у тебя настоящего, а у другого...
Хронопарадоксы завораживают, ибо высокие философские абстракции внезапно проявляются на уровне быта, и разум человеческий зависает, как старый компьютер, не в силах обработать свалившийся на него информационный поток.
Carex, 8 ноября 2014 г.
«И не сорвать тебе цветка, не стронув с места звёзд»
Хоть я и не люблю Лукьяненко, но этот рассказ очень хорош. Наполнен проблемами морального выбора и интересными фантастическими элементами. По моему мнению, темпоральная фантастика довольно скучна. Интересными могут быть варианты избегания парадоксов, и проблема вмешательства. Здесь второй вариант. И очень хорошо все проработано.
Ruddy, 6 ноября 2005 г.
Созидая, разрушаешь. Разрушая, созидаешь...
Нельзя быть уверенным на все сто процентов, что изменив хоть самую малость прошлое, ты не изменишь будущее на ту же самую малость.
«Я повернулся и пошел к девушке, которую мне придется любить».
Придется... Потому что мы чаще всего и «любим как раз-то этот неуловимый процент, эту сотую долю, которую не в силах назвать».
lammik, 23 ноября 2021 г.
Михаил Кобрин повзрослел, теперь ему 18 лет, пришла пора обзавестись семьёй. И любимая девушка есть — вот только в «прекрасном далёко» продолжение рода — дело общественной важности и без положительного заключения генетиков невозможное. А этого-то заключения паре получить и не удалось. И в тот, ломающий надежды миг, к Михаилу обратился незнакомец, предложивший решить проблемы друг друга не совсем законным путём. Сделка была заключена.
Попытки изменить прошлое с самыми благими намерениями и с самыми печальными последствиями — тема в фантастике не новая. Сразу вспоминается «Демон истории» Севера Гансовского. В рассказе Сергея Лукьяненко к тем же выводам герой приходит несколько юмористическим путём. Всё же речь не о детском цикле про Алису, поэтому представить себе, что некий сотрудник института использует уникальное оборудование и вычислительные мощности по своему собственному разумению сложновато. Если всё же допустить такое, то что мешало Эдгару вычислить сына, просто проследив судьбу своего генетического материала с помощью темпорального зонда, вообще не привлекая посторонних?
Очередной рассказ о том, что за всё приходится платить.
Mono-no aware, 8 мая 2013 г.
Временные коллизии это всегда очень сложная тема. Чтобы создать произведение о путешествие во времени туда и обратно, необходимо продумать тысячи мелочей, дабы пытливые читатели не смогли найти нестыковки. Однако в данном рассказе путешествие сквозь время — лишь средство.
«Почти весна» трогательный рассказ о любви и надежде. О том, что мечты и желания иногда сбываются и не всегда герои романов, как и реальные люди, осознают их в полной мере, а также то, что делать с результатом, воплотившихся в реальность грёз. Несмотря на трагичность и осеннее настроение произведения, окутывают светлые чувства и в этом очаровании тонут, словно в густом тумане, легкие нотки тоски.
atamurana, 25 апреля 2011 г.
С этого рассказа началось мое знакомство с миром прекрасного далека. Считаю его лучшим в цикле, поэтому впечатление от остальных рассказов было несколько смазано. Думаю если бы читал в том порядке, который предложил автор то получил бы больше удовольствие от чтения. Хотя и без этого цикл очень хорош, Лукьяненко как всегда на высоте.
Интересно что через этот же рассказ познакомился с моделью для сборки. До того как ко мне в руки попал данное произведение в исполнении мдс, аудиокниги я терпеть не мог, но тот стиль с которым рассказчик вел повествование был мне очень близок и заставил пересмотреть свое отношение к аудиокнигам. Так что “Почти весна” дал мне гораздо больше чем просто рассказ и вполне заслужено является одним из моих любимых.
be_nt_all, 11 декабря 2007 г.
Этот рассказ, несколько выпадает из цикла. Михаил Кобрин вырос. Он стал тем, кем должен был стать. А когда его путь к такому личному счастью оказывается за непреодолимой преградой, Человек по имени Эдгар, куда более несчастный, чем он сам предлагает ему «дверь в лето». Не бесплатно. Да и то, что они сделают во времени, никак не похоже на [work=2793]трогательную «работу над ошибками»[/work] героя [autor=4]Хайнлайна[/autor], это точно рассчитанное минимально-необходимое воздействие в отдалённом прошлом – 1992 году.
«Такой мир не имел права требовать к себе бережного отношения. Он еще слишком мало сделал, чтобы называться человеческим миром. Исправить его было не преступнее, чем отшлепать напроказившего ребенка…»
Циничный и одновременно безумно-романтичный рассказ со щемяще-грустным концом... «никому не дано переделывать свою любовь…»
Если верить теории минимально-необходимых воздействий (см. [work=656]«Конец вечности»[/work] [autor=6]Азимова[/autor]) возможно этот конец и стал началом мира [work=15411]«Генома»[/work].. Кто знает.
Метоним, 1 июня 2010 г.
Думаю, лучший из рассказов Лукьяненко. Разве что «Поезд в теплый край» может с ним поспорить. На мой взгляд, это не история о том, как опасно заигрывать со временем, а просто грустная сказка о любви, о том, за что мы любим других.
«Я направился к девушке, которую мне теперь придется любить».
Yazewa, 6 марта 2008 г.
Не зря я не люблю истории с перемещениями во времени... По-моему, в отношении вот этого самого воздействия изменений в прошлом на будущее — полная ерунда. Очень надуманно.
А сама идея — конечно, верна. Нельзя ничего необратимо менять, даже из лучших побуждений. Это словечко «придется» — главное во всем рассказе.
И интересно, конечно, видение мира мутантом — «нюхачом». Это вам не Парфюмер...
kven irden, 4 мая 2020 г.
Вроде и хороший рассказ, но плохой.
Хороший, потому что как будто бы романтика (про любовь и всё ради неё), плюс трагизм и удачный сюжетный поворот — в том, что эффект бабочки получился не таким, каким его ждали. В этом плане последнее предложение, конечно, очень эффектное.
А плохой, потому что он неприятен. Неприятен своими отталкивающими персонажами — эгоистичными, мелкими, без моральных ценностей и чести. Конечно, отрицательные герои должны быть... Пусть даже им будет главный герой. Пусть даже все, как здесь. Кому-то это покажется более жизненным. Но, по-моему, литература, даже в самых мрачных, жёстких и пессимистичных книгах, по итогу всегда должна стремиться к светлому. Так что позиция автора мне претит. Тем более пишет Лукьяненко о будущем, а цикл называется «Прекрасное далёко», хотя несомненно в названии заложена ирония. Ведь светлое будущее здесь не совсем светлое, и прекрасное далёко — вовсе не такое прекрасное... Конечно, оно не может быть идеальным, но здесь совсем нет ни оптимизма, ни доброты, ни доверия. Определённо его будущее — не такое, какого мне бы хотелось. Но чисто технически рассказ сделан хорошо.
atrax, 4 июля 2018 г.
У меня нет особого опыта со спойлерами. дело в том, что мне самому они нисколько не мешают, поэтому мне сложно предсказать, что является спойлером для остальных. Если подходить формально, то уже аннотацию можно назвать жутким спойлером, так как ГГ далеко не сразу узнаёт, что именно ему хотят предложить. Поэтому прошу простить меня, если выдам что-то, что выдавать не следует.
Я думаю, что главная тема рассказа не в какой-то объективной цене ошибки, как это получилось у одного из героев рассказа, а именно в несогласии человека с самим собой. И «придётся любить» не потому, что что-то изменилось в объекте любви. Изменился не объект любви, изменился опыт героя, с ним связанный, когда он был вынужден вытащить на свет то, что сам же считает неправильным.
Вот только в рассказе стоило бы более подробно остановиться на этой теме. Возможно, автор побоялся описывать ситуацию, когда преступление фактически не только остаётся безнаказанным, но и делает совершившего его человека лучше. Тем не менее, нельзя познать только одну из крайностей. И преодоление героем своих «умственных дьяволов» сделало бы рассказ куда более завершённым, чем текущий обрыв на полуслове. Возможно, кто-то сочтёт предложенный мной вариант излишне слащавым. Но, как по мне, концовка не должна быть ни слащавой ни слезливой, концовка должна извлекать максимум из потенциала заложенных в произведение идей. Решением автора вышло банальное «кармическое воздаяние», причём в случае ГГ толком не объяснённое, и потому притянутое за уши.
olpo70, 10 ноября 2015 г.
Один из тех замечательных рассказов,которые заставляют задуматься.А в какой реальности я живу?Всё что сейчас происходит это моё ,прожитое лично мной.Или кто-то вмешался,что-то изменил,и я живу уже другой альтернативной жизнью.А самое обидное я ни когда об этом не узнаю.И какую бы жизнь я не проживал,я буду думать что она моя -настоящая.А может как не меняй моё прошлое(или настоящее),это всё равно будет моим.только по иному прожитым,но моим.Блин,с ума можно сойти.
с2, 28 марта 2013 г.
Что можно сделать ради любви, и что каждый готов сделать ради этого?
Герой расказа «Почти весна» идет на подлость, меняет ход истории ради возможности имень собственного ребенка.
Сложность истории в том, что Автор давит сразу на два чувства: на жалость к ГГ и на то, что ГГ решается сделать для себя, идя на преступление.
Очень понравился финал.
Лукьяненко как всегда на высоте!
Лэйла, 26 мая 2010 г.
Рассказ интересный и сильный, но как уже было замечено как-то выбивается из общего цикла. Хотя и повествование ведется при Михаила, но тема затронута несколько другая — путешествия во времени.
Конец неожиданный, но меня обрадовал. Сказано же: «На чужом несчастье счастья не построить». Как бы Миша жил с Катей зная, что он разрушил счастливую семью, а так может сделать как пожелает, может и расстаться.
Fozzie, 5 декабря 2008 г.
Очень хороший рассказ. Тема и вправду очень часто муссируется писателями-фантастами под разными «соусами», но здесь есть своя изюминка в психологической подоплеке действий главных героев рассказа. Помогая незнакомому человеку, нарушая закон, можно не заметить как навредил самому себе.