fantlab ru

Все отзывы посетителя glaymore

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  2  ] +

Роберт И. Говард «Эксперимент Джона Старка»

glaymore, в 07:14

Чем мне нравятся «лавкрафтовские» рассказы Говарда, так это тем, что при столкновении с нечеловеческой хтонью, где герой Лавкрафта сходит с ума и горестно рыдает, там герой Говарда молча снимает со стенки дедушкину саблю и выходит на бой. Не всегда выживает в итоге — но всегда выходит на бой.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Витезслав Незвал «Анечка-Невеличка и Соломенный Губерт»

glaymore, 29 апреля 16:40

К предыдущим отзывам про «Анечку-Невеличку» трудно добавить что-то значимое.

В них все верно изложено.

Да, авангард. Да, сюрреализм. Да, наш (в смысле чешский) ответ «Алисе в стране чудес», привет из безвременья, замершего между мировыми войнами.

Все так.

Но до чего же чудесно написано, просто магия. И переведено тоже отменно, от души, не слабее Заходера.

Ведь если прочитать пугающее заклинание И ЧЕРТ С ВОД задом наперед, то получится ДО ВСТРЕЧИ.

А в саду растут кружевножка лентобантичная и промашка лекарственная.

А кузнец на хуторе кует железо и поет: «Шел на плаху, был невесел. Буйну голову повесил».

А племена веселых негритят делятся на Лилипутаников и Рыбушменов.

А хорошо одетые господа и дамы в пражском баре поют: «Ой могила, ты, могила, впрям ли жизнь в тебе уныла?»

И все это складывается в смешную, милую, а местами и криповатую сказку.

P.S. Ну и еще один аспект не получается выбросить из головы, хотя автор его явно не имел, физически не мог иметь, в виду. Сельская девочка Анечка и городской пацан Губерт беспечно странствуют по волшебной стране Гдетотам и не знают, что буквально через пару лет их зачарованный интербеллум будет растоптан сапогами гитлеровских солдат. Времени повзрослеть у них не будет.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Чарльз Камминг «Холоднее войны»

glaymore, 27 апреля 15:21

Сиквел оказался настолько слабее первой части, что даже поверить трудно.

Формально это шпионский роман про поиски «крота» в аппарате британских разведывательных служб. Но по сути никто этого «крота» особо не ищет, герой в одиночку ведет какие-то вялые мероприятия без малейшего успеха, вяло ездит по всяким грециям и турциям, вяло расспрашивает людей не пойми о чем. Расследование никуда не продвигается. К счастью, временами звонит начальство и сообщает новую информацию. В итоге герой практически случайно обнаруживает, что двойным агентом был ровно тот, кого все подозревали с самого начала. За бедолагой долго и уныло следят, а потом арестовывают, вот и сказочке конец.

Но все это как бы на заднем плане, а основной объем текста посвящен тому, как персонажи слоняются по кабакам, напиваются, хаотично сношаются, а потом слезливо изливают друг другу душу про любовь и ревность и уходящую молодость и душевные муки. Подробное описание душевных мук прилагается.

Читать это было невыносимо скучно. Возможно, любители Ле Карре оценят, а я крайне разочарован. Автора великолепной «Чужой страны» словно подменили.

6/10, и то с трудом.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Юрий Олеша «Зависть»

glaymore, 24 апреля 10:52

К своему стыду, только сейчас открыл для себя писателя Олешу — а он, оказывается, был незаурядно талантливый.

Формально «Зависть» очень простая повестушка, примитивная, коротенькая история из жизни совершенно пустого, никчемного человека без определенных занятий, сентиментального мечтателя, враля и пьяницы, который по случайности сталкивается с (чуток идеализированным) Советским Человеком Новой Формации, и начинает ему смертно завидовать и пытаться делать всякие мелкие гадости.

Что особенно обидно, Новый Человек его практически не замечает и на выпады не реагирует, Новому Человеку не до того, он занят делом, он проектирует фабрику-кухню. Герой от такого игнора бесится, устраивает истерики, угрожает убить, но, разумеется, ничего, кроме очередного запоя, у него не выходит. Тут и сказочке конец. Пустячная вещица, по большому счету, хоть и полная духа голодных оптимистичных двадцатых.

Но чорт возьми, как же волшебно написана каждая строка, а.

<< День сворачивал лавочку. Цыган, в синем жилете, с крашеными щеками и бородой, нес, подняв на плечо, чистый медный таз. День удалялся на плече цыгана. Диск таза был светел и слеп. Цыган шел медленно, таз легко покачивался, и день поворачивался в диске.

Путники смотрели вслед. >>

Просто сил нет, до чего волшебно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Чарльз Камминг «Чужая страна»

glaymore, 21 апреля 12:49

Шпионская литература — непростой жанр для писателей. Чуть переборщил с реализмом, и получается роман в стиле ле Карре, где потертые жизнью клерки с неудавшейся личной жизнью бесконечно ходят туда-сюда, перекладывают бумажки и печально напиваются. Чуть повернул в сторону развлекательности, и у тебя уже Ник Картер с Джеймсом Бондом гоняют на летающих автомобилях и расстреливают полчища врагов из лазерной авторучки.

Выдержать баланс между правдоподобием и увлекательностью — очень сложно, мало кому удавалось. Лен Дейтон, конечно; ну и может быть, еще Адам Холл изредка.

Тем приятнее было обнаружить нового автора, который идеально укладывается в этот золотой стандарт.

Про саму книгу ничего рассказывать не буду, т.к. в аннотации уже сказано все что нужно знать перед началом чтения, а сказать больше означает испортить интригу, которая здесь очень необычная и классная (

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
парижские спецслужбы случайно узнают, что у высокопоставленной сотрудницы MI6 имеется внебрачный сын, которого она сразу после рождения отдала на усыновление во Францию; после чего нанимают пару бандитов, которые убивают приемных родителей этого парня, а самого его похищают и заменяют своим агентом, который, изображая ужасное горе, связывается с «биологической мамой» и втирается к ней в доверие, благо та своего сына никогда не видела и не представляет, как он выглядит
).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Грег Иган «Дисперсия»

glaymore, 17 апреля 13:25

Очередной мысленный эксперимент Игана описывает гипотетический мир, где все органические молекулы имеют по шесть разновидностей, так что любой живой организм, от бактерий до людей, существует в шести вариантах, т.н. «фракциях». У фракций есть поразительное свойство — они невидимы и неощутимы друг для друга. То есть, например, человек из одной фракции может гулять по городу другой фракции, и с его точки зрения, на улицах не будет ни души, а горожане в свою очередь не будут замечать проходящего сквозь них призрачного гостя. И только в определенные короткие интервалы две фракции могут воспринимать друг друга. (зная Игана, уверен, что у всего этого есть строгое математическое обоснование, но будем для простоты считать, что это такая сложная магия)

Я для себя придумал визуальную аналогию — как будто каждый человек (строго говоря, каждое живое существо) в этом мире носит в кармане часы с одной стрелкой. Причем для каждой фракции стрелка вращается со своей скоростью, поэтому представители одной фракции видят друг друга всегда, а других — только в те короткие промежутки, когда их «стрелки» ненадолго совпадают.

Пока понятно? Отлично, вот теперь начинается самое интересное. Теперь представьте себе, что в этом мире возникла бактерия, «часовая стрелка» которой движется со своей уникальной скоростью, не совпадающей ни с одной из фракций. Она хаотично «материализуется» то для одной фракции, то для другой, попадает в организм, размножается... и не происходит ничего ужасного, ведь бактерия абсолютно безвредна для человека. А через какое-то время «часовые стрелки» бактерии и носителя расходятся, она дематериализуется и покидает организм… забирая с собой те ткани, которые успела заселить. Как правило, со смертельным исходом.

И вот врачи разных стран объединяются, преодолев непростые политические отношения между фракциями, и начинают исследовать этот феномен. Собственно, об этом и книга. Выдвигаются гипотезы, проводятся эксперименты, строятся матмодели... Написано, как обычно у Игана, суховато, без попыток изобразить живые характеры и увлекательные приключения. Чисто отчет о некоей научной проблеме и поисках ее решения. Просто в этот раз «проблема» смертельна для людей, так что ставки довольно высоки.

Довеском идет обычная игановская мораль, что предрассудки, невежество и взаимная озлобленность — наши главные враги, и только научный метод, рациональность и разумный альтруизм спасут человечество. Изоляционизм — игра с отрицательной суммой, сотрудничество — с положительной. Вроде и прописные истины, а все равно не повредит их лишний раз проговорить вслух (особенно в наши дни).

Оценка: 7
– [  6  ] +

Александр Грин «Блистающий мир»

glaymore, 16 апреля 10:01

На пятом десятке впервые взялся за Александра нашего Грина, столп российского романтизма и все такое. Был удивлен.

С одной стороны, он с серьезным лицом излагает какую-то абсолютно наивную фигню про летающего человека Друда, который самим фактом своего полета вызывает массовую истерию, при виде его люди тысячами впадают в панику, или наоборот, в религиозный экстаз, все секретные службы мира хотят его убить, а честолюбивые дамы ищут его расположения, потому что стоит ему появиться на публике открыто и запеть с высоты песенку про блистающий мир, как мир обрушится в хаос и все империи падут к его ногам — короче, бред полный, фантазии пятиклассника :) Беляевский «Ариэль» несравнимо более адекватный и здравый.

Но с другой стороны, написано это так замечательно, просто сказочно написано, гипнотически, читаешь как завороженный и не можешь оторваться. Поразительный язык, поразительный талант.

В каком-то смысле Грин и был тот самый Друд, благородный безумец, своими нелепыми метаниями чуть-чуть приоткрывающий людям окно в блистающий мир.

P.S. Почему-то во всех отзывах упоминается, что Друд в последней главе гибнет. Такое ощущение, что люди вообще не анализируют прочитанное :) Нет там ни слова про его смерть.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Джей Лэйк «Mainspring»

glaymore, 16 апреля 09:59

Помните средневековую гравюру про монаха, который нашёл дырку в хрустальном своде небес, высунул туда голову и с изумлением зырит на все эти шестерни, оси и пружины, которыми приводятся в действие звезды с планетами? Фламмарион вроде шутил, когда это рисовал, а вот Лейк пишет про такой механистический сеттинг абсолютно всерьез, поэтому у него выходит абсолютный апофеоз стимпанка, где не только люди (в лице Великой Британской Империи, разумеется) покоряют природу при помощи шагающих машин и бронированных дирижаблей, но и Бог собирает Землю, как огромный часовой механизм, из балансиров и зубчатых колес.

Однако любые часы время от времени надо заводить, но Создатель куда-то отошёл на свою минуточку, а ангелы в его отсутствие не особо понимают, что делать со сложным механизмом, поэтому время от времени им приходится рекрутировать простого человека, чтобы тот подкрутил заводную пружину Земли. В прошлый раз это был простой еврейский подросток по имени Иисус, а теперь пришла очередь простого британского подростка по имени Хетор, который, услышав голос архангела, делает буквально шаг в сторону с привычного жизненного пути и с головой проваливается в безумные приключения и миры, из которых ему уже не суждено вернуться к нормальной жизни. Наверное, это и называется «Господь забрал его душу».

Приключения, не могу не отметить, абсолютно первосортные, хотя Хетор в силу возраста занимает позицию пассивного наблюдателя, которого непонятно куда тянут за собой разные люди и обстоятельства — но это ничуть не портит книгу. Тем более что к середине романа действие из цивилизованных британских земель переносится в тропические страны, и там уже мальчик довольно быстро взрослеет, а под конец уже вовсю ведёт свой народ по пустыне, как Моисей, и рулит скрытыми механизмами мироздания, как Нео (параллелей с «Матрицей» и духовным путешествием Нео тут вообще очень много, но, к счастью, обходится без кунфу).

Многих, правда, может отпугнуть тот факт, что в середине книги стимпанк практически без предупреждения заканчивается и начинаются экзотические путешествия в африканских джунглях по ту сторону Зубчатой Экваториальной Стены, среди диких полугуманоидных рас, механических хрустальных гигантов, колдунов, древних руин и невидимых глазу хищников. Всё это безусловно очень круто написано, но если кто возьмётся читать Лейка чисто ради стимпанка, тот может быть сильно разочарован, поэтому вот предупреждаю.

Заодно сразу отмечу, что книга очень религиозная, в том плане, что героям постоянно являются знаки, видения, они совершают дикие и жестокие поступки в смутной надежде, что «господь убережет и направит», и т.д. Возможно, для набожных людей 19 века такой образ мышления был достаточно нормальным, не знаю. Вообще, по вопросам веры Лейку есть что сказать, а читателю есть над чем задуматься, хотя, наверное, с точки зрения официальных католиков такие книги положено сжигать не открывая.

И последнее — это _НЕ_ подростковая книга, несмотря на 15-летнего героя. В «Заводной пружине» много мрачности и крови, автор не стесняется калечить любимых персонажей как физически, так и духовно, ну и подробные описания межвидового секса (фурри-фурри, кавай-кавай) тоже, полагаю, ориентированы не на детей. Так что прошу обращаться с осторожностью.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Роберт Ибатуллин «Роза и Червь»

glaymore, 16 апреля 09:55

Практически единственный пример нормальной твердой НФ, литературы больших идей, за последние лет 10-15 от русскоязычного автора. Роман, прямо скажем, не без недостатков — тут и косноязычие, и картонные характеры, и полное отсутствие какого-либо финала — но все равно на фоне того убожества, который у нас сейчас принято называть «российской фантастикой», сияет как Альтаир.

Твердая четверка по западному уровню, без малейших скидок. Ценителям Раньяеми, Уоттса, Гамильтона и иже с ними — обязательно к прочтению.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Грег Иган «Четыре тысячи, восемь сотен»

glaymore, 15 апреля 19:50

Новая повесть Игана — всегда событие, тем более такая необычная для него, без всяких формул и математики, чисто социальная НФ, попытка взглянуть глазами людей будущего на острые проблемы современности: как демократическое общество перерождается в репрессивное, как угнетенные классы и группы могут отстаивать свои интересы, какие методы при этом морально допустимы, а какие нет, что делать с интеграцией беженцев...

Проглатываешь за один вечер, потом обдумываешь неделю.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Майкл Муркок «Король мечей»

glaymore, 15 апреля 18:43

Ещё один типично муркоковский сиквел, наскоро слепленный по принципу «мы ехали ехали по царствам Хаоса».

Принц Корум всю книгу претерпевает бессистемные странствия по мирам и эпохам, проваливаясь то в прошлое, то в будущее, то в реальную Европу, то вообше в другие книги Муркока. При этом он беспрерывно сражается с герцогами ада, богами хаоса и всякими другими божественными сущностями.

В принципе, такое «повествование» может тянуться бесконечно долго, но, к счастью, Муркоку все это довольно быстро надоедает и он призывает на страницы повести Супербогов, которые щелчком пальцев убивают всю толпу обычных богов, так что принцу Коруму не с кем больше биться, ура, книга дописана, быстро сдаём рукопись в издательство и обналичиваем чек.

Прекрасный «Рыцарь мечей» заслуживал совсем других продолжений, а не вот этой всей халтуры. Но, увы, имеем то что имеем.

Оценка: 5
– [  9  ] +

Михаил Третьяков «Площадка»

glaymore, 12 апреля 08:22

Как я понял, это первый опыт автора в фантастическом жанре, и он вышел... необычным.

Завязка умеренно интригует. В некоем провинциальном российском городе ни с того, ни с сего начинает идти бесконечный дождь, обладающий странным свойством — всякий попавший под него теряет волю и становится внушаемым зомби. А герой типа молодой ученый, приехал изучать феномен под руководством Главного Ученого.

Ну как изучать... в основном он рассуждает о тонкостях неразделенной любви, пьет кофе, жарит яичницу (натурально, целыми страницами описывает процесс жарки яичницы) и слушает русский рок (аналогично, целыми страницами цитирует Цоя и Кинчева). Изучение никуда не движется, любовные страдания нарастают, яичница жарится, стихи все длиннее. В какой-то момент герой обнаруживает у себя необъяснимый иммунитет к действию дождя, но это открытие тоже ни к чему не ведет.

Затем наступает финал, в котором Главный Ученый внезапно извергает многостраничный монолог с объяснениями. Оказывается, дождь вообще ни при чем. В городе происходит Секретный Научный Эксперимент по сортировке «умные налево, шизы направо». Эксперимент состоит в том, что ученые тайно расставили по всему городу излучатели инфразвука и на низкогерцовой частоте транслируют рандомную белиберду. Зачем, спросите вы? А затем, что потенциальный гений, подвергшийся прослушиванию белиберды, цитирую, «при электрической стимуляции сможет точно и полно воспроизвести текст», а шиз — не сможет и тем самым выдаст себя. ШТО, спросите вы и будете правы.

Но если дело не в дожде, а в инфразвуке, то почему работают защитные костюмы, они же не блокируют инфразвук? Да просто автор уже забыл об этой мелочи и мчится дальше по волнам своей фантазии.

А откуда вообще взялся дождь? Дождь взялся, цитирую, «с другой стороны ... и последствия его столь разрушительны, что могут привести к вымиранию человечества». Что это вообще значит, спросите вы, но ответа опять не будет.

А почему герой иммунен к эффекту инфразвука? А потому что он слушает русский рок и это вводит его мозг в уникальный резонанс!! #$%##, скажете вы и опять будете правы.

В книге еще много мудрых замечаний и наблюдений, например, что электромобиль является оружием массового поражения наравне с атомной бомбой, эпилептикам свойственна болезненная аккуратность, а если окунуться в воду с повышенным содержанием железа, то твоя кожа станет, цитирую, «сине-черного цвета». Но читатель уже настолько оглушен натиском авторской мысли, что нет сил удивляться всему этому.

В общем, это первая (и последняя) книга, которую я прочел у Третьякова.

Оценка: 2
– [  6  ] +

Майкл Муркок «Королева мечей»

glaymore, 11 апреля 23:56

Для Муркока это обычное дело — придумать бомбическую завязку нового цикла, нарисовать яркого героя, интересный мир, закрутить интригу... а потом начать конвейерно выпекать абсолютно безблагодатные сиквелы по принципу «мы ехали ехали по царствам Хаоса, бились бились со слугами Хаоса».

«Королева мечей», увы, ровно из этой категории — почти всю книгу принц Корум едет по землям Хаоса, время от времени на него набигают монстры или злодеи, а он всех их побеждает, причем _каждый раз_ одним и тем же заклинанием призыва мертвецов. Маркграфиня Ралина за всю книгу никак себя не проявляет, просто едет вслед за Корумом и иногда плачет.

Чтобы было не так скучно, автор щедро набрасывает всякой постмодернистской дичи, типа персонажа, который осознает, что он персонаж книги, или летающего говорящего кота. От этого, разумеется, становится только хуже.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Грег Иган «Phoresis»

glaymore, 8 апреля 09:59

Игана нежно люблю (хоть он и зануда), но тут у него явно что-то пошло не так. Вместо книги получился подробный 100-страничный отчет о жизни обитателей системы из двух ледяных планетоидов, вращающихся друг вокруг друга. На родном шарике постепенно заканчивается еда, и обитатели вынужденно реализуют мегапроект — построить гигантскую ледяную башню аж до точки Лагранжа (благо обе планетки крохотные и крутятся совсем близко друг к другу), а с ее вершины на планерах спуститься на «сестру Земли».

Сначала Иган подробно описывает, как жители проектируют башню, потом — как они ее строят (это занимает несколько поколений), потом — как первые экспедиции планеристов отправляются покорять новый мир (он в точности похож на старый, только ресурсы не растрачены), потом — как колонисты строят симметричную башню со своей стороны и соединяют оба планетоида ледяным мостом. На этом отчет о строительстве заканчивается.

Было очень скучно, спасибо. Неизбежные ассоциации с «Астронавтами в лохмотьях» Шоу заметно не в пользу Игана. 3/5 за оригинальную идею с башней.

Оценка: 6
– [  8  ] +

Майкл Муркок «Рыцарь Мечей»

glaymore, 7 апреля 22:36

Перечитал в очередной раз «Рыцаря мечей».

Очень олдскульное повествование, завораживающее своей простотой и целостностью.

Лаконичная история про последнего из древнего рода вадагов, мстящего за гибель своей расы и людям, и богам, и самому Мирозданию.

Многим современным ценителям книга, вероятно, покажется устаревшей — в ней герой в основном путешествует один и молча, без гарема хихикающих девочек, без говорящих котов, без остроумных пикировок на привале, без подробных описаний, кто что выпил и чем закусил.

А лично для меня история Принца в Алой Мантии — платиновый эталон героической фентези с уклоном в дарк.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Сергей Лукьяненко «Форсайт»

glaymore, 6 апреля 07:26

Когда открываешь произвольную книгу Лукьяненко, уже заранее знаешь в общих чертах, что получишь.

Книга будет написана от имени мужчины лет 30, одинокого, бездетного, вероятно, работающего в компьютерной области, вероятно, жителя Москвы. Он будет жарить яичницу. Пить коньяк. Изъясняться рублеными фразами (часто с неуместными дополнениями в скобках). Возможно, процитирует бездарные стихи «о высоком». Практически наверняка его затащит в койку очаровательная нимфа, еле успевшая закончить школу. Потом над миром нависнет страшная угроза. Но наш герой получит божественные суперсилы, которые употребит строго на «вернуть все как было», после чего лишится их и продолжит ходить на работу и кушать яичницу.

«Форсайт» соответствует этому шаблону примерно на 150%, разве что концовка удивительно дурацкая даже по меркам Лукьяненко. «Ученые всего мира уверяют, что вот этот новый компьютер, если его включить, немедленно превратится в скайнет 2.0 и уничтожит человечество максимально затейливым способом.» — «Так включайте скорее!» — «Но...?» — «Никаких но, немедленно включайте!»

Но тем не менее читается легко, входит и выходит, не вызывая раздражения. Продукт крепкого ремесленника, красиво упакованный, некалорийный, обезжиренный.

P.S. Под той же обложкой вы найдете несколько рассказов Лукьяненко. Так вот, среди них есть несколько прям вот очень хороших. Если читать сразу после «Форсайта», возникает чувство изумления — ух ты, оказывается, а он и на человеческом языке не разучился разговаривать. Просто предпочитает на рыночном.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Сергей Резников «Нечто из Вышинска»

glaymore, 3 апреля 23:22

Польстился на восторженные отзывы, косяком пошедшие сегодня на фантлабе... прочитал. Только зря время потратил.

Какой-то набор сюрреальной, неправдоподобной бессмыслицы.

Причем «неправдоподобное» — это не про сверхъестественный элемент. Он странный, но пусть себе будет. И ожившая колючая проволока, и поезда между измерениями, и все это. У нас же мистический хоррор все-таки. Не проблема.

Проблема — в абсурдном поведении абсолютно всех персонажей. Автор, кажется, очень слабо представляет себе, как ведут себя люди разных профессий.

*

Вот врачи делают рентген пациентке, жалующейся на сильные желудочные боли — и снимок ничего не показывает, засвечен. Что делают обычные медики? Перепроверяют аппарат, убеждаются, что он засвечивает только данную конкретную девушку, ну и отправляют «нехорошую» пациентку в райцентр, чтобы голова болела у кого-то другого. УЗИ уж точно сделают. Что делают медики в рассказе? Просто кладут болт на происходящее и неделю держат больную в палате без лечения, авось само пройдет. А если помрет недообследованная девчонка, ну и хрен с ней, отсидим по пятерочке общего, нам не сложно.

А вот сверхъестественный маньяк со скальпелем вырезает целый пассажирский поезд (это несколько сотен человек, если что), герой рассказа чудом остается жив, приезжает милиция. Что делают обычные менты? Ну, тут возможны варианты :) но менты в рассказе просто, не долго думая, вешают всю кровавую баню на героя. Как? Почему? На каком основании? Что со свидетельствами выживших? Как криминалисты вообще представляют себе картину происшедшего? Да никак. Просто, цитирую, «На Крылова навешали все жертвы», все, дело закрыто.

*

Общая неряшливость текста — запредельная.

Вот герой увидел, как маньяк убивает девушку, услышал ее предсмертные хрипы, цитирую, «понял, что ей конец». Но через минуту в нем уже «страх боролся с желанием помочь девушке». Помочь убитой? Как это вообще?

А вот в ходе драки герой обеими руками дергает маньяка за ногу, тот падает, герой его начинает куда-то за ногу тянуть — и при этом он ухитряется подобрать с пола упавший скальпель. Чем? Третьей рукой?

Или вот:

«Мы с медсестрой пальпировали её и поразились — то здесь, то там у пациентки будто нервный тик.» Пальпировали нервный тик, ай да врачи, ай да молодцы!

Или еще лучше:

«Поборов отвращение, Крылов сел на корточки около проводника и стал рыться в его одежде в поисках ключей. Ощупывая карманы, он наткнулся на что-то липкое. Он не сразу понял, что это кишки или какие-то другие внутренние органы.» Кишки (и другие внутренние органы) в кармане, как вам такое! А? А?!

*

[отредактировано]

Оценка: 3
– [  6  ] +

Ганс Фаллада «Фридолин, нахальный барсучок»

glaymore, 27 марта 20:47

Вот уж не ожидал, что суровый антифашист-реалист Фаллада вдруг решит испытать силы в жанре «история про животных». Задача сложная, сыграть на поле Сетон-Томпсона дано не каждому. Но Фаллада доказал, что талантливому писателю доступны все жанры, включая детлит.

Книга про жизнь барсука, правда, получилась не совсем детская. Автор не стал изображать барсука этаким милым человечком в меховой шубке и написал все как есть, без приукрашиваний. Если Фридолин, например, находит заячью лежку с выводком еще слепых зайчат — он их без малейших колебаний съедает. Ничего не поделаешь, так устроена дикая природа. Так что маленьким детям с этой книжкой знакомиться, наверное, не стоит; им лучше подойдет Бианки.

Но помимо шок-контента, жизнь незадачливого барсука полна увлекательных и забавных приключений — Фридолин путешествует по лесам и равнинам, сталкивается с самыми разными животными, совершает дерзкие набеги на крестьянские кукурузные поля, улепетывает от собак, делит нору с двумя лисицами... в общем, не скучает.

Книжка совсем тоненькая, проглотил за вечер с огромным удовольствием, искренне рекомендую всем любителям дикой природы и их детям. Мне более симпатичен старый советский перевод Розанова, а Вильмонт как-то не зашла, но это вопрос вкуса.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Василий Головачёв «Отклонение к совершенству»

glaymore, 22 марта 08:12

Ранние вещи Головачева про УАСС стабильно хороши, и этот короткий роман про столкновение землян с абсолютно чуждой нам искусственной псевдоцивилизацией — не исключение. Яркие инопланетные образы (одни трехкрылые «стражи» чего стоят), живая речь, динамика сюжета — все радует глаз.

Как и многие советские НФ книги того периода, написано под явным влиянием Лема. Но в отличие от польского мыслителя с его традиционным пессимизмом в плане невозможности понимания инопланетного разума, герои советского писателя уверенно решают любые проблемы.

В финале, как у Головачева принято, из воздуха появляется Мудрый Представитель Древней Цивилизации и произносит традиционную Помпезную Речь, но мы к этому заранее морально подготовлены и не расстраиваемся.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Петре Сэлкудяну «Дед и Анна Драга»

glaymore, 22 марта 07:58

Интересно все же, насколько детективы из стран соцлагеря отличались от классических советских. В той же Румынии можно было написать и издать такое, что наша цензура никогда бы не пропустила.

Например, в повести румынского автора Сэлкудяну сыщики, расследуя смерть молодой девушки-сельского агронома, быстро обнаруживают, что правление ее кооператива (читай, колхоза) занимается массовыми махинациями с землей и урожаем, и половина крестьян в курсе и молчит, а вторая догадывается и молчит, и каждый скорее умрет, чем хоть словом проговорится городским.

Если бы советский детективщик попытался изобразить деревню такой полудикой пассивно-агрессивной массой, озлобленной против всего внешнего мира — не думаю, что ему удалось бы такое напечатать. А в Румынии и издавали, и премировали, и даже экранизации снимали.

Жаль, что у нас переведены всего две книги Сэлкудяну, да и те в далекие семидесятые — автор безусловно интересный и необычный.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Тревор Дадли-Смит «Варшавский документ»

glaymore, 16 марта 09:11

Цикл про агента Квиллера, уверенно погружавшийся в клюквенную клоунаду, внезапно посерьезнел и «Варшавский документ» оказался вполне на уровне лучших шпионских вещей Дейтона.

Завязка не обещает ничего интересного — Квиллера командируют в Польшу, присматривать за молодым неопытным дипломатом, поскольку со дня на день в Варшаве начнутся большие переговоры СССР со странами Запада, и ни тем, ни другим абсолютно не нужны провокации и несчастные случаи.

Но, в традициях жанра, рутинное задание быстро превращается в абсолютный апокалипсис с заговорами внутри заговоров, с революционным подпольем, с терактами, погонями, похищениями, с двойными и тройными предательствами, с шифрованными телеграммами и прочими обязательными атрибутами жанра. Написано прекрасным языком, реалистично, психологично. Сцена ухода от слежки на варшавском вокзале, считаю, вообще одна из лучших в истории жанра.

Не обошлось, конечно, и без ложки клюквы в бочке меда — жизнь за Железным занавесом, по мнению автора, напоминает самые страшные эпизоды фашистской оккупации. В Варшаве постоянно зима, ночь, холод и голод, по улицам ковыляют страдающие люди с ничего не выражающими лицами, а если кто ускорил шаг или, не дай бог, рассмеялся, тут же подойдет суровый советский патруль и попросит предъявить dokumenty, и если окажется, что ты вышел из дома без dokumenty, то моментально окажешься в поезде без окон, едущем в gulag, а то могут и сразу поставить k stenke. А в одной особо трогательной сцене Квиллер идет по улице и видит, как оголодавшие дети радостно несут домой околевшую от голода дворнягу. В общем, в семидесятые жизнь в советских странах была страшнее, чем в Освенциме.

Но если перетерпеть этот аспект, то перед нами очень, очень хороший шпионски-политический роман времен Холодной войны.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ася Казанцева «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости»

glaymore, 11 марта 23:15

Очень толковый научпоп, посвященный крайне важной, на мой взгляд теме — что наше «я» не витает в облаках чистого разума и чувств, а исполняется, как компьютерная программа, на довольно сложной и бестолково устроенной белковой машине, и эта машина часто выкидывает разные коленца под воздействием внешних факторов, что немедля отражается на нашей личности.

Книжка фактически собрана из множества маленьких эссе по самым разным темам — как на мозг влияют различные наркотики, как работает «химия любви», какие механизмы в мозгу нарушаются при депрессии, как мы реагируем на стресс и почему... Здесь есть главы и про феромоны, и про важность межвидового груминга, и про гормональную регуляцию чувства голода, и про природу женского ПМС, и бог знает про что еще. Все это подано довольно эклектично и сумбурно, но читается увлекательно.

Что ценно, автор не боится подкидывать читателю непроверенные факты и сомнительные гипотезы — это способствует критическому восприятию информации и отучает от слепого доверия авторитетам (это ж в умной книжке написано, значит, чистая истина!)

Написано живо, с юмором, без излишней зауми, чем часто страдают популяризаторы. Если вас пугают слова «хромосома», «синапс» и «нейромедиатор», полезно будет начать чтение с последней главы — там очень кратко и понятно изложены базовые концепции биологии человека на клеточном уровне.

Людям, всерьез занимающимся биологией, вероятно, все это давно знакомо и неинтересно. Люди, с биологией незнакомые совсем, вероятно, мало что поймут из книжки. А если вам повезло попасть в промежуточную категорию, то вы с удовольствием потратите пару-тройку вечеров на увлекательную лекцию о том, как работает наш мозг.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Филип Фармер «Небесные киты Измаила»

glaymore, 5 марта 08:29

Герой повести, как сказали бы сейчас, «обратный попаданец». Британский матрос из XIX века магически переносится не в прошлое, а на миллионы лет в будущее и обнаруживает, что за это время мир очень изменился: Солнце стало огромное и темно-красное, Земля еле вращается, Луна нависает на полнеба, океаны почти полностью испарились, пересоленная суша заселена в основном растениями-вампирами, а бОльшая часть фауны отрастила себе газовые мешки и парит в небесах.

Но протагонист, конечно, не теряется, находит племя сильно одичавших homo sapiens и быстро становится их вождем и адмиралом воздушного флота, с разными попутными приключениями.

Повесть откровенно средненькая, написана на скорую руку и больше похожа на черновик к замечательным «Пробуждению каменного бога» и «Темному солнцу», чем на полноценное произведение.

Но Фармер не был бы Фармером, если бы просто написал проходняк ради быстрых денег и не учинил при этом никакой дикой выходки. Чтобы взбодрить читателя, он делает героя повести не просто рандомным моряком, а Исмаилом, да, тем самым Исмаилом, который в финале «Моби Дика» единственный чудом выживает после гибели «Пекода». Типа, не успел бедолага выплыть из океанских пучин, как неведомая сила подхватила его и перенесла в будущее, далее см. выше.

И Фармер реально промоутил книгу как СИКВЕЛ МОБИ ДИКА :D Что, формально, является абсолютной правдой, но читателю от этого не легче.

Так что если решитесь прочесть эту повесть, при чтении обязательно представляйте себе лица чуваков из 1971 года, которые побежали в книжный за долгожданным продолжением «Моби Дика», оплатили на кассе, принесли домой, дрожащими от нетерпения руками открыли на первой странице, а там... Филип Фармер.

Оценка: 6
– [  12  ] +

Кристофер Прист «Транзитная зона»

glaymore, 4 марта 09:23

Последний роман большого литератора Кристофера Приста начинается крайне обещающе — с истории американской актрисы, которая в 1949 году села в самолет в Нью-Йорке, перелетела океан, в Лондоне вышла в аэропорт и... бесследно исчезла. Далее действие переносится в современность и в повествование вводится некий кинокритик, одержимый кинематографом Золотого Века в целом и данной актрисой в частности.

Ага, думает читатель, сейчас кинокритик будет по документам и воспоминаниям расследовать загадочное исчезновение 50-летней давности! Звучит неплохо!

Но не тут-то было.

Весь этот пролог занимает от силы страниц двадцать, а затем автор начинает излагать историю всей жизни кинокритика, начиная с раннего детства. Изложение супер детальное и насыщенное фактами, именами, датами, в модном стиле mockumentary, от реальной биографии не отличить. К сожалению, жизнь у кинокритика довольно скучная, он в основном летает по всему миру на разные кинофестивали, смотрит разные артхаусные фильмы и рецензирует их (несколько таких рецензий Прист честно написал от имени героя и добавил в книгу). Пропавшая американская актриса никак не упоминается. С годами критику приходится все больше времени проводить в бесконечных утомительных перелетах, и он все больше ненавидит аэропорты. В какой-то момент он знакомится с пожилой английской актрисой, которая появилась в Лондоне в 1949 году словно бы из ниоткуда, об ее прошлой жизни никто ничего не знает, но на полочке в ее доме стоит фотка бывшего мужа американской актрисы. Не придав этому ни малейшего значения, кинокритик продолжает жить своей жизнью и летать на фестивали, трансферы и ожидания рейсов становятся все более запутанными и кафкианскими. В финале романа до героя наконец доходит запоздалое озарение, но оно уже не интересно ни ему, ни читателю, ни, кажется, самому автору. Все очень устали от этой бесконечной череды перелетов и хотят домой.

В целом книга оставляет ощущение, что уже сильно пожилой Прист (роман вышел, когда ему было уже 80, незадолго до смерти) просто решил желчно излить на бумаге свою нелюбовь к самолетам и путешествиям. Говоря словами автора,

<< Аэропорт — это негативная среда. Он делает вид, что приветствует вас предложениями хорошей еды, цивилизованных напитков, места, где можно провести время с семьей или друзьями, обещанием комфорта и отдыха. Реальность же абсолютно противоположна. Пребывание в аэропорту вызывает у вас стресс, беспокойство, желание как можно скорее покинуть его стены. Еда здесь почти не имеет вкуса и есть ее приходится наспех. Напитки обычно пьют стоя, по сути на бегу. Разговаривать здесь практически невозможно из-за шума объявлений, музыки, давления толпы. Рейсы постоянно задерживаются или отменяются, а если и вылетают по расписанию, на них трудно успеть вовремя. >>

Если вы чувствуете по отношению к самолетам, аэропортам, путешествиям что-то похожее, то, возможно, Airside вам понравится и затронет некие струны души. Я же летать очень люблю, и меня эта книга, к сожалению, оставила полностью равнодушным.

P.S. Будем считать, что Прист закончил свою карьеру не литературным произведением, а 300-страничным брюзжательным эссе, что в целом вполне в его характере :)

Оценка: 5
– [  6  ] +

Тэд Уильямс «Память, Скорбь и Шип»

glaymore, 28 февраля 08:00

Классическое «толкиновское» фентези, со слегка видоизмененной средневековой Европой, эльфами, драконами, древними пророчествами, простым пацаном из народа, который внезапно (нет) оказывается Избранным, и обязательным Черным Властелином, чьи полчища вот-вот уже захватят мир.

Впрочем, написано очень хорошо, вторичность материала почти не ощущается, приключения интересные, персонажи как живые. Персонажи Уильямсу вообще удались особенно хорошо. С годами, думаю, канва нехитрого сюжета сотрется из памяти, а добросердечный балбес Симон, решительная Мириамели, мудрый канук (читай, инуит) Бинабик со своей ручной волчицей, задумчивый однорукий принц Джозуа, вечно пьяный старенький шут Тузик, и многие, многие другие — останутся.

В общем, хорошая книжка (при условии, что вы любите классическое фентези). Но есть одна проблема.

Она очень, очень, просто неимоверно длинная.

Ее тома совокупно составляют три с половиной тысячи страниц. Три. С половиной. Тысячи.

Это без малого три «Властелина колец», для сравнения.

При этом количество событий в тексте примерно сравнимо с «Властелином». А все остальное — это вода, океан воды. Сотни, тысячи страниц подробнейших описаний природы, еды, разговоров, размышлений.

Я штудировал этого титана от литературы два месяца.

Стоила ли в итоге «Память, Скорбь и Терн» двух месяцев моей жизни?

Увы, нет.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Анатолий Алексин «Позавчера и послезавтра»

glaymore, 27 февраля 19:55

Простенькая история про советских школьников, как они занимаются в хоровом кружке, выступают на районных концертах, дружат друг с другом и с пожилым руководителем кружка... Не могу сказать ничего особенного хорошего и ничего особенно плохого. Типичная Алексинская повесть, довольно проходная, читается легко, в памяти не задерживается.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Октавия Батлер «Мы все — одна семья…»

glaymore, 23 февраля 12:49

Хороший гуманистический рассказ про вынужденное сосуществование землян и гигантских многоножек на далекой планете, по воле случая замкнутых в единый (и довольно травматичный для всех участников) репродуктивный цикл.

В целом написано неплохо, хотя после великих фармеровских «Влюбленных» и «Отвори, сестра моя» не особо поражает и на платиновую троицу «Хьюго-Небьюла-Локус», на мой взгляд, не тянет даже близко.

Хочется верить, что обе расы со временем придут к взаимному уважению и равноправию, и земных колонистов перестанут наконец держать в загонах на правах ценных и любимых домашних питомцев.

-----

Сама Батлер в комментариях подводит под рассказ довольно странную философию, что типа человечество обязательно должно чем-то заплатить за право существовать на других мирах, нельзя просто так прилететь на чужую планету и начать там жить, надо сначала покаяться перед аборигенами и принести жертвы. В данном случае, символическую жертву приносят мужчины-земляне, которые вынуждены вынашивать в себе потомство Тликов и тем самым познают тяготы женской физиологии.

Мне кажется, без этих мутных рассуждений рассказ воспринимается лучше.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Станислав Лем «Маска»

glaymore, 22 февраля 17:47

«Маска», наверное, входит в число самых экспериментальных вещей Лема, и по форме, и по содержанию.

Она просто соткана из парадоксов.

Жесткая НФ в декорациях готического романа.

Истерический шквал эмоций от мастера холодной рассудочной прозы.

Глубокое исследование «проблемы автодескрипции конечного автомата» под одной обложкой с самой, наверное, необычной в мировой литературе историей любви.

В общем, если вы любите умную НФ и просто хорошую литературу, вам следует прочитать эту повесть.

Если же вы решились прочитать ее, прошу учесть два момента.

Во-первых, начало книги, вероятно, покажется вам непонятным и отталкивающим, похожим на творчество душевнобольных, и вам захочется прервать чтение и никогда не возвращаться. Подавите в себе это стремление, продолжайте читать через непонимание — и будете вознаграждены.

И во-вторых. Если будет возможность, после прочтения «Маски» (но ни в коем случае не до!) ознакомьтесь с короткой статьей Лема «Несколько слов о повести». В ней автор очень кратко и понятно поясняет, что он хотел сказать и какие идеи заложил в книгу. А то тут один комментатор нашел кровавую историю мести, другой вообще обнаружил какую-то погибшую девушку с ребенком в чреве... (тут смайлик, в недоумении разводящий руками)

Оценка: 9
– [  5  ] +

Тэд Уильямс «Трон из костей дракона»

glaymore, 15 января 11:19

Уже такое количество ревьюеров сравнили «Остен Ард» с переходным звеном в эволюции от «Властелина колец» к «Песни льда и пламени», что даже не вижу смысла повторяться.

Просто хочется отметить пару моментов, которые, кажется, еще не упоминались:

- Первое. Книга очень густо пропитана атмосферой скандинавских эдд. По сути, Остен Ард — это мифологическая Северная Европа после прихода христианства, примерно как у Андерсона в «Сломанном мече». Эльфы-сидхи, ледяные великаны-етуны, обвивающий Землю дракон, черные мечи из метеоритного железа... Только «Сломанный меч» — это примерно девятый-десятый век, эпоха относительно равновесного сосуществования мира людей и мира легенд. А Уильямс взял более поздний период, у него в книгах уже век тринадцатый или даже четырнадцатый, когда местный аналог христианства окончательно взял верх над языческими верованиями северных дикарей, последние уцелевшие сидхи изгнаны в арктические пустоши, драконы убиты, эпоха древних мифов умирает.

- Второе. Дочитав «Трон из костей дракона», отчетливо понимаешь, у кого Мартин прошел школу «непредсказуемых сюжетных поворотов», и отмечаешь, что выпускные оценки у Мартина были так себе. Рядом с плот-твистами Уильямса, честно говоря, ДжРРМ со своей красной свадьбой и т.п. выглядит довольно бледно. «Трон» — это как если бы, вот предположим, мы читаем «Властелина колец», и вот Фродо с товарищами еще только сплавляются по Андуину, расслабленно планируя дальнейший маршрут — а Саурон в это время резко двинул войска, и вот уже Гордон горит, Арагорн четвертован, эльфы в ужасе уплыли, короче, тьма накрыла Средиземье, и Фродо стоит посреди всего этого ада в полной растерянности, типа куда теперь-то податься бедному хоббиту с кольцом. А впереди еще три увесистых тома!

- И последнее. Надо перетерпеть первые несколько сотен страниц, они очень душные, их задача — любой ценой заставить читателя бросить книгу (опять же, можно сравнить с прологом ВК, только в десять раз объемистее). Но если стойкий читатель осилит их и не сдастся, его ждет очень, очень весомая награда.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Джон Райт «The Book of Feasts & Seasons»

glaymore, 21 декабря 2023 г. 21:45

Брался за этот сборник с большой осторожностью — христианская тематика все-таки не совсем мое, но с точкой зрения фантаста-католика интересно ознакомиться.

Вот и ознакомился...

Ну что, сначала о хорошем.

«Сумеречные царства теней» и «Парламент зверей и птиц» прям вот отличные. Недаром оба номинировались на Хьюго. «Царства» рассказывает про скитания неупокоенного духа частного сыщика из 1950-ых, который после своей гибели остался прикован к плотскому миру и всеми силами пытается его покинуть, но не может, и никак не понимает почему не может. Очень интересно, психологично, напряженно, с неожиданной развязкой.

«Парламент» скорее можно описать как библейскую притчу про то, как звери после исхода людей делят между собой земные царства, решают, кому из них быть царем царей, по каким законам жить, каким богам поклоняться, и т.д. Мысль, что ангелы смотрят на людей примерно как люди на собак — с любовью, но отчетливо сверху вниз — показалась интересной, хотя и чрезмерно вольнодумной для христианского канона.

В общем, эти два рассказа очень понравились, смело рекомендую всем интересующимся.

А теперь о плохом. Весь остальной сборник очень плох. Неожиданно плох, я бы сказал. Это как прийти в гости к эксцентричному, но очень умному дедушке, в расчете на интересную беседу — а вместо беседы из деда начинает изливаться поток бессвязного брюзжания и жалоб, что земля просела, леваки и черномазые повсюду, не дают честному человеку жить, а скоро вообще один сплошной цифровой концлагерь настанет, арабы (или китайцы, или негры, но чаще почему-то именно китайцы) обратят нас всех в рабство, выдадут нам цифровые паспорта, снесут наши церкви, а нас самих замучают ужасными пытками, а наших женщин изнасилуют прямо на чорных алтарях сатаны, и в школе нынче уже толком ничему не учат, и работать никто не желает, повсюду одни чортовы атеисты и наркоманы и прочие унтерменши, и еще геи целуются прямо на улицах, потеряли страх перед господом нашим Иисусом, ааааааа вот в наше время...

Короче, старческая альт-райт (альт-Райт, хе хе) шиза самого нездорового пошиба, которую нам подсовывают под видом литературы. В очередной раз убедился, что позднего Райта можно читать только очень выборочно, возраст не щадит даже самых умных и талантливых.

Но два вышепомянутых рассказа все же хороши, поэтому оценку сборнику ставлю не 4/10 по медиане, а 7/10, по верхней планке.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Альфред Ван Вогт «Далёкий Центавр»

glaymore, 15 декабря 2023 г. 16:11

Ван Вогт в своей топовой форме. Проходной рассказик на двадцать страниц (написанный, прошу отметить, в сороковые) содержит в себе «Возвращение со звезд» Лема, «Революцию в стоп-кадрах» Уоттса, а также россыпь более эксцентричных идей, типа прикладной психологии элементарных частиц.

Если бы сегодня в мире был хоть один фантаст уровня ван Вогта, это сильно примирило бы меня с общим положением дел в современной НФ. Но увы.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Филип Фармер «Другая записная книжка Филеаса Фогга»

glaymore, 14 декабря 2023 г. 21:38

Совершенно волшебный в своей абсурдности пересказ классических «Вокруг света за 80 дней», основанный на фант.допущении, что Фогг и Фикс являются инопланетянами, конкурирующими агентами «под прикрытием» двух враждебных цивилизаций.

Фармер со своей обычной тщательностью препарирует текст Верна и любую найденную несостыковку или ляп (а их у Верна по обыкновению много) крайне изобретательно толкует в свою пользу.

Вот смотрите, восклицает он, на странице такой-то упомянуто, что Фогг перед тем, как покинуть Реформ-клуб, «левой рукой надел шляпу». Но ведь больше нигде в книге не упоминается такая мелочь, как надевание шляпы. Почему именно здесь это подчеркнуто? И почему левой рукой, ведь Фогг правша? Абсолютно ясно, что это был условный сигнал для одного из джентльменов, присутствовавших на тот момент в клубе!

Или вот гигантские архаичные часы-луковица, которые Паспарту всюду таскает с собой и упорно отказывается подводить даже на минуту, хотя они заметно отстают. Любому очевидно, что это секретное инопланетное устройство, замаскированное под хронометр!

А вот Верн упоминает, что Фогг вышел из дома, сел в экипаж и через полчаса уже был на вокзале. Но позвольте, если взять карту Лондона того времени, то от дома 7 по Севиль-Роу до Черинг-Кросс быстрее было бы дойти пешком. Без малейшего сомнения, Фогг по пути куда-то заехал!

И вот уже, вытолкнутые из-за кулис безудержной фантазией Фармера, на сцену выбегают телепортирующиеся боевые слоны, капитан Немо (без «Наутилуса»), профессор Мориарти (без Холмса), дрейфующая «Мария Целеста», и чорт знает что еще, и непостижимым образом вся эта вакханалия сплетается в цельный и захватывающий сюжет.

P.S. В финале Фармер (Philip Farmer) напоминает нам, что Фогг (Phileas Fogg) обладает неземным долголетием и на текущий момент наверняка живет где-то под чужим именем, сохранив только инициалы от изначального имени и тягу к рассказыванию искрометных историй. Мы поняли намек, маэстро, и терпеливо ждем появления новых экстравагантных талантов по имени P.F.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Жюль Верн «Вокруг света за 80 дней»

glaymore, 14 декабря 2023 г. 21:38

Брался за любимую в детстве, но давно забытую книгу с определенной опаской — а вдруг посмотрю на текст взрослым взглядом, а там фигня и графомания?

Но нет, вовсе не графомания и не фигня, а увлекательный роман про кругосветное путешествие экстравагантного лондонского джентльмена.

Читал параллельно со «Вторым дневником Филеаса Фогга», так что допускаю, что часть очарования передалась Верну от саркастичного Фармера, как говорится, воздушно-капельным путем. Но в целом очень достойный образовательно-развлекательный текст, фундаментальный, как сама Британия XIX века.

P.S. При чтении визуализировал Фогга, Паспарту и Фикса в виде их мультяшных прототипов, хотя в книге они совсем другие (Фикс тощий коротышка с крысиным лицом, а Паспарту здоровенный амбал, который в цирке жонглировал гирями и ходил по канату). Но тут уже ничего не поделать, кто в детстве видел австралийский мультик, тот уже физически не способен представить этих персонажей иначе.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Блейк Крауч «Upgrade»

glaymore, 28 ноября 2023 г. 11:56

После зашкаливающего межмирового эпика «Темной материи» и мозговыворачивающих игр с линиями времени в «Рекурсии», честно говоря, не ожидал, что новая книга Крауча окажется такой... обычной.

Собственно, вся фабула романа исчерпывающе укладывается буквально в две строки: гениальный генетик создает физически и ментально апгрейженных людей,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
потому что убежден, что только резкий рост интеллекта может спасти человечество, стоящее на пороге глобальной экологической катастрофы; апгрейженные люди тут же начинают супергеройски биться между собой, потому что у них разные взгляды на спасение человечества, от гуманистических до людоедских; гуманистический герой побеждает и вместо вируса супер-интеллекта заражает человечество вирусом супер-эмпатии. Конец.

Не хочу сказать, что книга плохая. Читается с интересом, несмотря на сухую «киносценарную» манеру изложения. Приключения увлекательные. Герою сопереживаешь. Финальный вывод (фундаментальная проблема homo sapiens не в тупости, а в эгоизме, вот ее и надо решать) абсолютно верный.

Но она... как бы сказать, чтобы не обидеть... простенькая. От Крауча мы привыкли ожидать намного, намного большего.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Грег Иган «Scale»

glaymore, 15 ноября 2023 г. 08:48

Иган в кои-то веки написал роман, для чтения которого не нужно перемножать в уме многомерные матрицы или ориентироваться во времяподобных пространствах.

Мне кажется, ему вообще сначала пришла в голову чисто фентезийная идея — а вот было бы клево придумать мир, где живут люди разных размеров, причем чем человек больше, тем он медленнее (т.е базовый человек около 2м ростом живет с нормальной скоростью, 50 см карлик ускорен х4, а 16-метровый великан наоборот замедлен в 8 раз относительно базового уровня).

Сразу возникает куча интересных вопросов — как они между собой взаимодействуют, как разговаривают, как у них все устроено в обществе. Как взаимодействуют службы, если, допустим, некое преступление затрагивает сразу несколько масштабов. Надо немедленно написать про все это книгу! Ну он и написал.

А потом Иган подумал — да не будь я Грег Иган, если не придумаю этой фентезийной ерунде идеально научное обоснование! И придумал. Так фэнтези волей автора превратилась в твердейшую НФ.

А что касается сюжета, то детективное начало с похищением «великанской» девушки бандой «лилипутов» очень интересное, но к середине интрига сдувается, уступая место бесконечным (и довольно заунывным, честно говоря) рассуждениям на тему «сотрудничество — хорошо, сепаратизм и изоляционизм — плохо». Тщательно описанная предвыборная агитация, голосования, референдумы, митинги, переговоры... все это немного не то, в чем Иган силен, и совсем уж не то, за что мы его любим.

7/10

---

P.S. По странному совпадению, за пару лет до Игана супруги Дяченко тоже написали роман про взаимоотношения технологически развитых лилипутов и простецких великанов, и тоже назвали его «Масштаб». Сильно подозреваю, что именно от них австралиец и позаимствовал идею.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Питер Уоттс «Пинагор»

glaymore, 11 ноября 2023 г. 10:35

Типичный поздний Уоттс. Капиталисты в погоне за прибылью разрушают и загаживают весь мир, биосфера гибнет, человечество гибнет, мы все умрем, АСТАНАВИТИСЬ.

Рассказ написан в форме одного длинного диалога женщины-пилота глубоководного батискафа (у нее душа болит за вымирающие виды) и ее пассажира (бездушного корпоративного ублюдка).

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ричард Кадри, Кассандра Хоу «The Dead Take the A Train»

glaymore, 5 ноября 2023 г. 13:26

Идея была отличная:

1) берем Кедри с его нуарными историями про крутого мужыка в Нью-Йорке, полном демонов, вампиров, суккубов и всякой прочей нечисти

2) берем Хо с ее депрессивной лавкрафтианой

3) заставляем их написать коллаб, где холодная мрачность Хо идеально компенсирует разудалую веселость Кедри

4) получаем идеальный supernatural detective story

5) PROFIT

Но что-то пошло не так, и в реальности мы имеем второсортный нуар/сплаттер про сильно пьющую боевую ведьмачку из Нью-Йорка, которую нанимает стереотипикал femme (зачеркнуто) homme fatale, и она азартно берется за дело. Дело в основном сводится к подробнейшему живописанию различной расчлененки, потрошения, пожирания заживо, и тд и тп. Детективная часть романа слаба, литературная еще слабее (описания «мужчина был похож на Кларка Кента из комиксов про Супермена», или «гостиница была в точности как из фильма Отель Гранд Будапешт» — это просто за гранью).

Не люблю ставить оценки брошенным на середине книгам, но в данном случае ситуация ясная. Эксперимент не удался.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ричард Кадри «The Pale House Devil»

glaymore, 5 ноября 2023 г. 10:19

Замечательная короткая повесть про парочку киллеров, которые колесят по США, убивая за деньги всякую нечисть. Один из них живой, а второй мертвый, но это совершенно не мешает ни работе, ни мужской дружбе. Когда их нанимает эксцентричный пожилой миллионер, требуя прикончить призрака, обитающего в старом семейном доме — на первый взгляд работа выглядит проще некуда. Но это только на первый взгляд :)

У повести есть один серьезный минус — только сел читать, а она уже закончилась. Очень, очень надеюсь, что это для Кедри не просто эксперимент в стиле «я умею писать как Тим Пауэрс», а начало нового цикла вместо немного приевшегося уже Сендмен Слима. Требую новых похождений Форда и Нуланда (и, разумеется, удочеренной ими Тильды!)

Оценка: 8
– [  4  ] +

Микки Спиллейн «Ночь одиночества»

glaymore, 1 ноября 2023 г. 23:31

В очередном романе из своей бесконечной эпопеи частный сыщик Майк Хаммер вступает в смертельную схватку не с обычными гангстерами или там наркодельцами, а с самым страшным врагом американского народа — СОВЕТСКИМИ КОММУНИСТАМИ (не шучу). Эти исчадия ада повсюду, они ловко маскируются под людей, проникают во все гос.организации и терпеливо ждут своего часа, чтобы свергнуть правительство США и захватить власть. И только доблестный Майк Хаммер стоит у них на пути...

Одним словом, ситуация крайне серьезная, и Майк берется за дело с удвоенной яростью! Всю книгу он режет ненавистных коммуняк ножом, стреляет из пистолета, убивает голыми руками. В финале он и вовсе, как заправский мобстер, выхватывает из-под плаща старый добрый «томпсон» и прокручивает пару дисков прямо в толпу кровавых комми, да так, что оторванные руки и ноги летят в разные стороны (клянусь господом иисусом, я не шучу!!) А в промежутках между выкашиванием поголовья коммунистов Майк, разумеется, в ритме кролика-энерджайзера сношает неземных красоток, беспрерывно напрыгивающих на него со всех сторон.

В общем, если первые три романа цикла были просто туповатыми боевичками, то в «Одинокой ночи» Спиллейн достиг настоящих вершин бредового треша. Думаю, здесь мое знакомство с классиком жанра и прервется.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Микки Спиллейн «Месть — моё личное дело»

glaymore, 28 октября 2023 г. 08:59

Спиллейн практичный парень — один раз придумал сюжетную канву и теперь пишет по ней роман за романом.

И снова злодеи убивают старого друга частного сыщика Майка Хаммера.

И снова он приносит клятву отомстить за братана.

И снова вокруг толпы неземных красавиц, супермоделей, богинь, которые просто дерутся за право запрыгнуть на его крепкий... пистолет (в этом романе реально уже перебор, порядка половины объема посвящено отношениям Хаммера с красавицами).

И снова в финале выясняется, что убитый перешел дорогу банде жестоких гангстеров, и за это они убили его максимально вычурным и нелепым способом.

И снова банду возглавляет очередная богиня, в которую Хаммер влюблен последние 15 страниц.

И снова он со слезами на глазах и патетическими речами убивает ее, потому что МЕСТЬ ЗА ДРУГА.

Короче, если вы читали один роман Спиллейна, то вы читали их все.

Fun fact: в этом романе Хаммер употребляет слово «богиня» применительно к своим женщинам ВОСЕМНАДЦАТЬ раз.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Анатолий Алексин «Третий в пятом ряду»

glaymore, 28 октября 2023 г. 08:44

Алексин невероятно хорош, когда пишет о том, что знает, и довольно слаб, когда пишет о том, в чем не разбирается. Эта короткая повесть, к сожалению, из второй категории.

Вся она построена вокруг довольно странной ситуации — у маленькой девочки аллергия на любые лекарства (што??), и когда ей становится плохо, ее может спасти только один уникальный хирург, который каким-то образом (но как??) умеет оперировать без фармацевтики. А бабушка девочки всю жизнь проработала учительницей в школе, и хихург много лет назал был ее учеником, и вот всю повесть она сидит у дверей операционной, ждет, вспоминает разные случаи из школьной жизни. А что происходит за закрытыми дверьми операционной, неизвестно ни читателю, ни автору, т.к. Алексин в медицине явно не эксперт, поэтому вынужден отделываться общими фразами типа «от напряжения по лицу врача текли ручейки пота».

Зачем автору вообще понадобилась эта коллизия с абсолютной аллергией, понять сложно. Ну т.е. да, красивая метафора, все люди от лекарств выздоравливают, а эта девочка НЕ ТАКАЯ КАК ВСЕ, поэтому она от лекарств умирает. А хирург ее спасает, судя по всему, чисто напряжением воли. Красиво, но уж очень фальшиво. И вот эта фальшивая нотка, к большому сожалению, портит все воспоминания пожилой учительницы про школьную жизнь, которые, как всегда у Алексина, крайне хороши.

Жаль, жаль.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Алан Кубатиев «Пепельный рейс»

glaymore, 27 октября 2023 г. 09:46

Повесть про дальнобойщика, перевозящего на своей фуре души мертвых в Ад, показалась мне чем-то знакома... Проверил, и точно, это аккуратный пересказ Dead Run (https://fantlab.ru/work36503) Грега Бира. Некоторые сцены и персонажи скопированы вообще без изменений, некоторые переделаны поизобретательнее, концовка и вовсе своя — но уши, как говорится, торчат. Топонимы (дороги в ад под названием Верхняя и Нижняя трассы, город мертвых под названием Город) просто сперты один в один, ну а чего, хорошие топонимы, зачем их изменять, и так сойдет.

Вот уж не ожидал от Кубатиева такого гнусного воровства :(

И самое неприятное, теперь невольно задумываешься, а что-нибудь свое у него есть вообще? Как много из его творчества — не его творчество? Замечательные «Ветер и смерть», «Аренда», «Штрудель» — может, они поэтому и замечательные, что ловко украдены у западных авторов? Эх, знать бы про все это раньше, можно было бы спросить у самого Алана (хотя он вряд ли бы ответил, конечно). А сейчас уже поздно, не у кого узнать правду, только разве что прокатиться по Нижней трассе до Города и поспрашивать там...

P.S. По справедливости стоило бы влепить повести единицу, но написано все-таки складно, пусть будет 2/10.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Микки Спиллейн «Мой револьвер быстр»

glaymore, 25 октября 2023 г. 08:58

На этот раз частный сыщик Майк Хаммер мстит негодяям уже не за убийство старого фронтового друга, а за убийство проститутки, с которой он перекинулся парой слов в грязном пивняке и внезапно понял, что отныне она Самый Важный Человек в его жизни.

Фирменная следственная методика Майка «всех мужиков избиваю, всех баб трахаю» — на месте.

Корявый язык и плоские характеры — на месте.

Нелепейшие разгадки тайн (злодеи свернули жертве шею и выбросили в канаву, но она со сломанным позвоночником ИЗ ПОСЛЕДНИХ СИЛ дошла до людного перекрестка) — на месте.

Абсурдный финал (Майк и главный злодей расстреляли друг друга и оба медленно умирают в горящем доме, при этом Майк с пулей в сердце очень долго втирает злодею всякую дичь) — на месте.

Также к общему цирку прибавилась странная фиксация автора на проститутках-мадоннах. Роман просто переполнен уличными девками с хрустально чистой душой. При этом Майк практически в каждую из них успевает либо влюбиться, либо хотя бы трахнуть (но не просто так, а С Чувствами, они же мадонны все-таки).

В целом книга менее ужасна, чем «Суд это я», но по-прежнему абсолютно мусорное чтиво. 6/10.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Микки Спиллейн «Я — суд присяжных»

glaymore, 19 октября 2023 г. 00:17

Довольно бестолковый нуарный детектив про крутого американского сыщика, который ищет убийцу своего друга, используя следующий алгоритм:

- едем домой к подозреваемому

- если это мужчина, то избиваем его с криком «я знаю, это ты убил его, признавайся, а не то тебе конец»

- если же это женщина, то предаемся с ней порочной страсти в случайном месте квартиры

- едем к следующему подозреваемому ....

Повторять, пока у героя не случится внезапное озарение, кто же настоящий убийца.

Один из самых глупых «крутых» детективов, какие я читал (а я их читал довольно много).

Оценка: 5
– [  9  ] +

Иван Тургенев «Отцы и дети»

glaymore, 17 октября 2023 г. 13:39

Программный роман Тургенева, в котором он вознамерился исследовать поколенческие конфликты в России, но довольно быстро сбился на любимую тему детального описания любовных страданий.

Та (увы, меньшая) часть романа, которая посвящена нигилизму Базарова и его заведомо травматическим столкновениям с патриархальным обществом российских дедов, довольно интересна. Завязка тут просто гоголевской силы — отучившийся в европах студент-медик волей судьбы попадает в глухую русскую провинцию, ужасается увиденному, пытается хоть кому-то хоть что-то объяснить про науки и технический прогресс, но какое там, деды как заведенные твердят про дворянство, традиции и скрепы, а когда узнают, что столичный выскочка еще и Господа Иисуса не боится и ни во что не верует, то вообще приходят в апоплексическое бешенство.

Базаров, конечно, и сам не ангел. Он самовлюблен, груб, эпатажен, абсолютно плевать хотел на чувства окружающих... но, что до меня, его хамоватый максимализм куда менее отвратителен, чем скрепная заскорузлость окружающих его провинциальных дедов, тянущих Россию в прошлое. А сам он, при всех его отрицательных чертах, всеми своими мыслями нацелен строго в прогрессивное будущее, в котором «природа не храм, а мастерская».

Тургенев отлично сказал по этому поводу: «Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью и резкостью — значит, я виноват и не достиг своей цели». Добавить тут просто нечего.

На мой вкус, чуть поменьше бы бесконечного смакования любовных переживаний и чуть побольше бы дела — из романа вышел бы абсолютный шедевр. Но Тургенев есть Тургенев, его не переделать :) Все равно отличная книга, крайне актуальная в любую эпоху. 8/10

Оценка: 8
– [  1  ] +

Грег Бир «Tangents»

glaymore, 15 октября 2023 г. 10:17

Сборник, если откровенно, довольно средненький. В основном здесь представлена даже не НФ, а какая-то фантасмагорическая литература, new weird. Если бы не шедевральная «Музыка в крови», было бы совсем плохо.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Грег Бир «The Machineries of Joy»

glaymore, 15 октября 2023 г. 10:16

Чудовищно устаревшая статья про компьютерную графику в кино и видеоиграх. Привет из начала восьмидесятых. Вызывает только стыд за автора.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Грег Бир «Сёстры»

glaymore, 15 октября 2023 г. 10:01

Хорошая НФ, по моему глубокому убеждению — это не только репродуктор передовых научных идей, но и мощная лупа, позволяющая под большим увеличением изучать реальные социальные проблемы.

«Сестры» Бира как раз из этой категории. Рассказ чисто о страданиях некрасивой школьницы из простой семьи, которую унижают красивые и успешные одноклассники. Только здесь школьница некрасивая не потому что так жизнь сложилась, а потому что она единственный «натуральный ребенок» на всю школу, по воле отсталых родителей лишенная пренатальной генетической терапии. А вокруг все дети сплошь генномодифицированные, следовательно, умнее, талантливее и красивее ее. Правда, ничуть не добрее.

И вот девочка в очередной раз возвращается из школы в слезах и спрашивает у родителей — мама, папа, за что вы так со мной поступили? А им и ответить толком нечего, кроме околорелигиозного мычания, «манипулировать с природой человека большой грех», «наши тела изначально созданы несовершенными, в этом есть высший смысл», все такое.

Но, находясь в этой тяжелой ситуации — в школе травят, дома ноль поддержки — девочка все-таки находит в себе силы вырваться из порочного круга, социализироваться, даже подружиться с одноклассниками. Причем все происходящее описано просто мастерски, скупыми, но очень психологически точными штрихами.

Ну, думаешь, прекрасный рассказ, десять из десяти, просто современная классика. Но не тут-то было! Ближе к финалу Бир вспоминает, что он все-таки католик и надо бы пояснить читателю за греховность генной терапии. И в рассказе моментально начинается ужасная эпидемия, миллионами убивающая «пробирочных» детей, а натуральные становятся героями дня и обращаются к публике с натужно-приторной речью про «бог есть любовь».

Вот как Господь карает грешников! Вот, вот награда истинно верующим за их долготерпение и унижения!

А жаль, реально талантливый рассказ вырисовывался.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Натан Лонг «Порченая кровь»

glaymore, 13 октября 2023 г. 08:37

На этот раз судьба занесла наших обаятельных головорезов в Талабхейм, необычный город, расположившийся в огромном метеоритном кратере. Кто-то похитил из подземного храма волшебный сторожевой камень, и город захлестнула волна Хаоса и порчи. Вокруг этого камня и вращаются все события. За камнем охотится, наверное, десяток политических групп Талабхейма, плюс культисты Тзинча, плюс культисты Слаанеша, плюс мутанты, плюс скавены, плюс один темный эльф-лучник-некромант эпического уровня. Все эти группировки непрерывно бьют друг друга в спину, предают и подставляют. Все шишки, разумеется, валятся на беднягу Райнера, так что он вынужден без передышки проявлять чудеса хитрости и изворотливости, чтобы не оказаться крайним в этом водовороте предательств, а по возможности еще и стравить врагов друг с другом.

В общем, финал похождений «черных сердец» не подвел. Триста страниц увлекательнейших приключений, баталий, погонь и интриг на улицах и в катакомбах зараженного Хаосом города. Достойнейший уровень.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Натан Лонг «Сломанное копьё»

glaymore, 13 октября 2023 г. 08:27

Второй том, наверное, самый слабый в трилогии. «Грязную дюжину», поредевшую в боях и странствиях первой книги, пополняют новыми отморозками и отправляют в удаленный горный форт, якобы на службу, а на самом деле с целью разобраться, не планирует ли командующий гарнизоном предательство и измену Императору Карлу-Францу.

В целом книга намного более камерная, чем первая часть. Все события происходят либо в форте, либо в его окрестностях. Финальная битва с полчищами скавенов довольно неплоха, и клубок интриг накручен впечатляюще, но в целом вышло как-то средненько. Не «плохо», подчеркиваю, а именно «средненько».

Оценка: 7
⇑ Наверх