Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sham» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 21 января 2010 г. 19:17

Паланика люблю давно и надолго. Несколько лет назад я наткнулся на его роман "Колыбельная", прочитал и буквально меня разоврвало. Я никогда такого не читал. Уже потом я узнал, что это автор "Бойцовского клуба", посмотрел его, потом прочитал. И вот, я один из его постоянных поклонников, я покупаю все его книги и методично вычитываю. "Уцелевший", "Удушье", "Дневник" и даже "Невидимки" — их есть за что любить, есть за что ненавидеть, там от много можно остаться в шоке, в общем равнодушным не останется никто. Но здесь хотелось бы не о них, а от других активно продвигаемых издателем книгах. В этой записи колонки хотелось бы обратить мнение общественнсти на 2 книги, которые я бы не советовал читать ни при каком раскладе, а уж начинать знакомиться с творчестом автора с этих книг вобще противопоказанно. Ибо денег жалко, причем немалых денег.

"БЕГЛЕЦЫ И БРОДЯГИ"

Сразу же хочу сказать — это не роман, вернее не тот роман, которого мы ждем покупая Паланика. Смотрим оригинальное название: «Fugitives And Refugees: A Walk in Portland, Oregon». Глядя на него, мы понимаем, что Паланик не собирался никого обманывать: он на самом деле писал о прогулках по Портленду. Где-то я даже читал. что это книга написанна им для близких друзей и родных. То есть эта книга о родном городе автора: роман-путеводитель. Конечно, Паланик имеет право писать все, что он вздумает: путеводители, экскурсионные листовки, рекламные буклеты. Это его право.

Основной вопрос к издателю. Если вы взяли на себя смелость издать такой роман, пожалуйста сделайте это так, чтобы все были в курсе того, что покупают. А не издавайте книгу с такой вот заманчивой аннотацией: «Портленд, штат Орегон. Здесь на излете «проклятых восьмидесятых» родилась дикая, неистовая грандж-культура, подарившая миру великий рок-н-ролл, гениальное кино и талантливую литературу. Портленд, штат Орегон. Город, который стал для «поколения Икс» и его наследников тем же, что Сан-Франциско для хиппи, Лондон — дня панков и Нью-Орлеан для черных готов. Контркультурный форпост нашего времени, в путешествие по которому вас приглашает культовый уроженец и летописец Портленда — Чак Паланик...». Она написана так, чтобы никто не догадался, что это путеводитель, а чтобы втюхать покупателю именно как роман Паланика, к которому мы все привыкли.

Особенно в данном свете не ясно появление этого творения в серии «Современная и классическая проза». Где тут проза? Этот вопрос мучил меня на протяжении всей книги. АСТ сделал все, чтобы увеличить продажи за счет того, что данным романом разочаровалось большинство поклонников Паланика, и не прочитали его те, кому это могло бы быть интересно.

Что представляет собой этот роман — именно путеводитель, и никакого «поколения проклятых». «Беглецы и бродяги» представляют собой главы типа: «Где покушать», «Любимые музеи», "Где отдохнуть", которые чередуются главами, которые называются «Открытка из ... года». Если в первых мы видим описание экспонатов, меню, телефоны, расписание рабочего дня и технических перерывов с указанием электронной почты и адресов сайтов, где можно заказать поесть/попить/погулять и т.д. То в открытках мы видим хронологические маленькие истории упорядоченные с 80-х по начало 21 века о жизни Паланика в Портленде: как он первый раз курнул, как ему первый раз дали в морду, там он славно побухал, здесь он задумался... вот в общем-то и все. Лично у меня открытки вызвали некоторый интерес (как у человека интересующегося и автором и его творчеством), путеводитель же не вдохновил совершенно — какое-то шестое чувство мне говорит, что знания о Портленде мне не пригодятся (не скоро я там окажусь).

Таким образом, роман оказался краеведческо-автобиографическим. Явно не хватает развернутой карты Портленда, на которой были бы отмечены все эти забегаловки/бардаки/музеи с пометками самого Паланика, чтобы четко можно было бы ткнуть пальцем в карту и увидеть, где отпинали великого Портлендского писателя.

______________________________________________________ ___

"ФАНТАСТИЧНЕЕ ВЫМЫСЛА"

По традиции издательская аннотация к авторскому сборнику: «Жизнь — увлекательнее самого изощренного вымысла... Жизнь — страшнее самого потрясающего романа «ужасов»... Добро пожаловать в реальный мир! В мир легендарной «культуры поколения «X». В мир, где обитают «интеллектуалы кайф-культуры» — актеры, писатели, рок-музыканты... В мир уютного ада хосписов, блеска и нищеты бодибилдеров и маленьких трагедий «больших парней» — рестлеров. В мир, многогранность которого превосходит самые смелые ожидания!»

Броская анотация на книге зазывает нас купить эту книгу, что я и сделал, думая что это художественные рассказы. И что мы имеем в итоге — сборник, причем сборник нехудожественных вещей Паланика. У нас это классифицируется как эссе. Рекомендуется только для ОЧЕНЬ БОЛЬШИХ поклонников его творчества.

Сборник разделен на 3 части:

В первой части "Все люди вместе" собраны различные заметки о людях, их хобби, увелечениях, работе, праздниках. Например, мы встречаем описание «Фестиваля яиц» (с детальным описанием всех эротических конкурсов) и соревнований на экскаваторах, о нелегкой судьбе подводников, об архитекторах-любителях, положивших всю жизнь на возведение собственных замков, о тяжелых буднях грекоримских борцов... Не скажу, что меня эта порадовала. Чтение очень на любителя. В некоторых заметках даже написанно для какого журнала она написанна.

Во второй части сборника Портреты мы встречаем различные интервью Паланика для разных журналов, а также просто мысли автора о некоторых знаменитосятх. Также здесь можно найти статьи Чака о его любимых писателях. Так например, мы встречаем интервью с Мэрилином Менсоном, Джульетт Льюис (актриса фильмов «Прирожденные убийцы», «От заката до рассвета») и рецензии Паланика на творчество любимых авторв Эми Хемпель (автор микрорассказов) и Айра Левин. Если имя первой мне ничего не сказало, так как у нас ее не издавали, и ее можно найти только в любительских переводах в сети, то заметку о Левине я прочитал с огромным удовольствием, после чего пошел и купил цикл "Розмари". Думаю должно понравиться.

Третья часть "Личное", автобиографическая. В ней Паланик вспоминает о своей жизни, детстве, обстоятельствах убийства отца, о юных годах, когда он работал на заводе и в хосписе. Также очень много материалов по роману «Бойцовский клуб».

Как мы видим сборник очень своеобразный по содержанию, и я бы выделил только третью часть, а также материалы о Мэнсоне и Левине...

___________________________________________________

Время подводить итоги. Указанные две книги вышли сумарным тиражом 77000 экземпляров (в соотвествии с нашей базой) в различных вариантах и сериях (от покетов до очень хороших изданий) с привлекательными и манящими аннотациями. Издатель играет на знаменитом имени, бесконечно переиздавая замаскированные записки путешественника и сборник эссе, не столько привлекая, сколько отгоняя новых читателей, которым не посчастливилось начинать знакомство с автором именно с этих книг и потративших на них довольно существенные деньги. Буду ли я когда-нибудь перечитывать эти труды автора — врядли?!


Статья написана 19 января 2010 г. 20:53

Книга Первая

С неделю назад я был приглашен к сыну друзей семьи, пятнадцатилетнему подростку. Я был озадачен подарком, но как библиофил со стажем решил, что лучший подарок — это книга. Мысль о данных книгах пришла после похода на "Аватар" всеми семействами, где был увиден трейлер к новому фильму "Перси Джексон и похититель молний", премьера в России которого назначена 11 февраля 2010. И вот я пошел в магазин и приобрел цикл пока из трех книг, который я благополучно прочитал за неделю и решил его сделать объектом дебютного поста в моей авторской колонке.

Итак Рик Риордан "Перси Джексон и Олимпийские Боги"...

Немного истории... Кронос — в древнегреческой мифологии — титан, младший сын бога Урана (неба) и богини Геи (земли). Первоначально — бог земледелия, позднее отождествлялся с богом времени.

Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея, изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом. По другой версии, Кронос был старшим сыном, и поэтому стал царем. Кому какой вариант нравится, выбирай. Было или не было оскопление — не суть. Важен итог — Кронос стал главным божеством.

При нем наступил золотой век. Кронос боялся предсказания матери, по которому кто-нибудь из его детей, рожденных ему женой Реей, свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился кентавр Хирон.

Рея, беременная Зевсом, не желая лишиться последнего ребенка, родила его в глубокой пещере на Крите и скрыла там, а Кроносу дала проглотить камень. Когда Кронос понял, что обманут, стал искать Зевса по всей земле, но у него ничего не получилось, ибо маленькому Зевсу помогали.

Когда Зевс вырос, он начал войну с отцом. После десятилетней войны Кронос был свергнут Зевсом и заключен в Тартар. Зевс сверг отца, освободил из его чрева братьев и сестер, заставив Кроноса изрыгнуть проглоченных им детей, и воцарился над миром, сделав своих братьев и сестер олимпийскими богами (Гестию — богиней домашнего очага, Геру — женой и царицей богов, Деметру — богиней полей и плодородия, Аида — богом подземного царства мертвых и Посейдона — богом морей).

Книга Вторая

Итак, мы имеем Олимпийских богов, возглявляемых Зевсом, и свергнутого Кроноса, проводящего остатки своих дней в Тартаре и мечтающего возродить "Золотой Век". На лицо — конфликт: Зевс и Ко — сторона белых, Кронос сотоварищи — естественно темные. А значит, если этот конфликт изложить в современной интерпретации и представить, что Хронос (не рекомендуется его имя произносить вслух) хочет завоевать престол, то уже готово продолжение противостояния, которое осталось только переложить в подростковый роман. С этим прекрасно справился американский автор Рик Риордан.

Так как автору надо было написать про американцев и для американцев в современном мире, ему необходимо было решить основную проблему: как всех этих греческих ребят перетянуть в США, не будет же автор писать про греческого подростка.:-))) Риордан нашел очень изысканное решение проблемы, отдающее всеми любимым американским патриотизмом. Окзывается огонь «Западной цивизизации» зажгли Олимпийские Боги в Древней Греции. Позже сердце огня переместилось в Рим, а вслед за ним и боги. В течение последних двух тысячелетий Боги перемещались в Германию, Францию, Испанию и Англию. Ныне огонь расположился в Америке, великой западной державе. Олимп тоже здесь, находится по адресу 600-й этаж Эмпайр-стейт-билдинг города Нью-Йорка, а царство мертвых естественно под Лос-Анджелесом. Так что кого напрягает читать о великой американской державе, колыбели западной цивилизации, стоит воздержаться. Это единственный момент. не считая похожести на Гарри Поттера, которое может оттолкнуть в данном цикле.

Цикл характеризуется очень легким языком (спасибо переводчику — книги читаются влет), повествованием от первого лица (лица Перси). Если к этому еще и добавить узнаваемый американский юмор (не такой смешной как у Гаррета Кука, но подобный), подростков теперь уже американских, огромное количество античной мифологии, то в общем то и получим похождения Перси.

Теперь о самом Перси — американский мальчик, учащийся в школе для трудных подростков, узнает, что он сын Посейдона. Для обеспечения его безопасности друзья отправляют Перси в летний лагерь для полукровок, где живут дети различных богов. Перси Джексон оказывается втянут в противостояние между Зевсом и Кроносом. Естественно он принимает сторону первого. Ему в этом помогают сатир Гроувер и дочь Афины Аннабет. В итоге два мальчика и девочка (Гарри Поттера ничего не напоминает?) попадают в кучу переделок. Естественно один из подростков школы предатель, который пытается Кроноса воскресить и ему это удается. Кронос с каждой книгой все живее. Если в 1-й книге о нем упоминают как строящим планы и заговоры, во 2-й он уже кусками лежит в саркофаге, в 3-й он вот-вот уже вылезет на свободу.

Книга Третья

Романы не вызывают раздражения при чтении. Многим резанут глаз чисто американские приколы: голодные дети утоляют голод колой и чипсами, в школе злая девченка макает Перси головой в унитаз. Я к таким вещам отношусь спокойно, поэтому внимание обратил, но особенно не расстроился. Сама детективная история романов интригует некоторое время, хотя для человека более или менее знакомого с античной мифологией большинство тайн окажется секретом Полишенеля. То есть, чей сын Перси и Кто самый главный злодей, я сразу понял. Предатель тоже в общем то сразу становится виден. Остается только вопрос ЗАЧЕМ все это, с чем автор легко и неожиданно интересно автор повествует на заключительных страницах книг.

Думаю после прочтения этих книг американские подростки узнали очень много о древнегреческих мифах. За что автору безусловно плюс. Я сам очень многое с удовольствием повспоминал, даже слазил пару раз в словарь античной мифологии. Автор кстати демонстрирует, что он очень детально изучил данный раздел мифологии, разделил различных существ на две стороны и расселил их по Америке. С учетом сложных семейных отношений, почти как в бразильском сериале, можно долго вить линию, кто чей сын и кто кого может предать и как себя поведет. Например, уже прозвучавший здесь кентавр Хирон это сын Кроноса, а он по книге директор лагеря полукровок, где они живут и учатся. И еще неизвестно: он останется на нашей стороне или переметнется к врагу.

ИТОГ: в цикле предварительно должно 5 книг, которые уже написанны, но 2 у нас еще не вышли. Ибо там везде фигурирует предсказание о Перси в шестнадцать лет, а до этого срока остается еще 2 года (книги). Параллелей с Гарри Поттером столько, что считать их я притомился. В целом цикл на мой взгляд оказался удачным, интригующим и забавным. В свое время очень увлекался греческой мифологией, поэтому получал удовольствие от этого бесконечного квеста, в котором собраны все твари из Гомера и всех известных мифов. По моей непритязательной шкале: 8/10 (8 — 7 — 9)...

ЗЫ. Безусловно данный цикл не получил еще дОлжного внимания, поэтому его спокойно можно приобрести по вменяемым ценам в любом книжном магазине, а так как главным спонсором является Чупа-Чупс, то еще и подарки от этой славной компании (видел у нас в Омске такие рекламные акции). ;-) Интерес к циклу, думаю, как всегда подогреется после выхода фильма, так что количество хвалебных отзывов типа "Перси — супер!!!" появятся в огромном количестве у нас на страничке автора.

The Battle of the Labyrinth (Percy Jackson and the Olympians, Book 4)

The Last Olympian (Percy Jackson & the Olympians, Book 5)





  Подписка

Количество подписчиков: 246

⇑ Наверх