Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «М. Молния» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 25 марта 2023 г. 00:06

(рассказ в сокращении)

Суконное тепло, шинельный уют. Скрючившись, лежу под кустом в балке около речки. Снега здесь много – сырого, набрякшего за день водой. На небо выбредает табун звёзд. Подмораживает – значит, начну примерзать. А что я лежу? Пора подниматься, идти. Мне надо на юго-запад, в расположение тридцать шестой дивизии. Тридцать шестой или двадцать шестой? У меня, конечно, профессиональная память, но не до такой степени, чтобы с одного прочтения все точные данные из легенды запоминать. Положено же по инструкции не менее пяти прочтений, заучивание, даже зубрёжка каких-то мест, потом от пяти до пятнадцати тестов, в зависимости от сложности, и экзамен на комиссии: «готов» – «не готов». Как этот кретиноид Чиряк в случае моего провала отчитываться будет? Фамилия-то какая: Чиряк. Хорошая фамилия, говорящая, особенно для и. о. начальника отдела естественного исследования истории двадцатого века. Как можно было человека с такой фамилией назначить и. о.?

Ноги ломают наст, вязнут. Шашка непривычна, мешает движению. На дорогу надо. Только где она, дорога, в этой ночной, непроглядной степи? В памяти всплывает карта – квадрат белого экрана с топографическими обозначениями. Зелёным кружком в центре отмечена точка моего моделирования. Красной ломаной линией – фронт, прерывистый, путанный, неточный, – такой фронт, какой вообразил себе компьютер на ночь с двадцать четвёртого на двадцать пятое февраля тысяча девятьсот девятнадцатого года. Итак: по легенде я – комиссар Осипов Марк Анатольевич.

Продолжаю ломать наст и вязнуть в снегу. В худых сапогах хлюпает вода. Ноги неприлично замёрзли. А почему у меня нет вещмешка? Его я потерял, спасаясь от разъезда беляков. Ехал верхом со станции, наткнулся на них около Лазо́ревки или Ла́заревки?.. И этого не помню. Пока задание читал – в состоянии ярости был, да и дёргали меня еще, успокаивали: «Илья, остановись. Не нужно, Илюшка. Не дури, Ремизов». Не нужно было меня отвлекать! Итак, наткнулся на разъезд, понял, что белые – дал дёру. Гоняли они меня до ночи. За счёт темноты потеряли, но коня убили. Коня… Да я на лошади в жизни не сидел! С какой стороны подходить к ней, не знаю! Дёрнул меня чёрт кривой психануть. Смолчал бы – отправился бы в свой застой, тихо-мирно строил БАМ, сидел в КБ или, как последний раз, механизатором в колхоз – изучать жизнь позднего советского общества изнутри. Добро, тепло, свет и обрыдлость, затхлость и вонь – чёрная поволока затухающего инерционного движения маховика под названием «светлая жизнь». Я же специалист по брежневской эпохе.

Оступаюсь и лечу куда-то вниз. Лёд лопается, и я оказываюсь в воде. Проклятье! Изо всех сил рвусь, борюсь с тянущей в смертную глубину шинелью. Неожиданно оказываюсь брюхом на дне, головой – над поверхностью. Да тут по колено! Встаю. Хватаю морозный воздух распахнутой глоткой и начинаю сам над собой хохотать. Напугался, сильно напугался. Здесь ведь умереть – тоже умереть, по-настоящему, с агонией, ужасом и колоссальным желанием жить. Лишь бы не падать в пространственно-временную тьму. И плевать, что знаешь истину; плевать, что знаешь о бесконечно быстром течении времени после смерти, о фактической приравненности небытия к нулю в сравнении с цветными, яркими всполохами переживаемого бытия. Всё равно боишься умирать, как боишься рождаться и переходить из состояния смерти в состояние жизни, как боишься начала очередного самоосознания, очередного появления личностного «я», очередного пробуждения эго. Моё поганое эго вышло за рамки самоконтроля и привело меня сюда, за пределы прошедшего небытия, за границы смерти, в давно изменившееся пространство и давно ушедшее время. Я – «атом» – мельчайше-допустимая кроха будущего; будущего, жадного до познания и прозрения. Без познания и прозрения невозможен прогресс. Осознание себя в прошлом – ключ к будущему. Человечеству нужно вперёд, а для этого кто-то должен переступать через время и смерть в прошлое.

Поднимаюсь, осматриваюсь и продолжаю движение на юго-запад. Стараюсь идти быстро. Вытаскиваю шашку и начинаю ею неумело махать. Главное – активное движение. Тогда за час-полтора на мне высохнет исподнее, а там, глядишь, и остальное подсохнет. И на кой чёрт Ибрагим всегда моделируется человеком?

Ты, кстати, уважаемый коллега, зачем заболел? Ладно бы чем заболел, а то – краснухой! Экзамен на комиссии сдал, разрешение получил, стенд на тебя настроили, всё подготовили, а ты возьми утром и сыпью покройся. Нельзя тебе на работу – карантин.

Ибрагим позвонил Чиряку – тот взбесился. Еще бы не взбесился! В отделе сотрудников: я, Владька Синицын и беременная Розка Цагер. Чиряк, как с Ибрагимом поговорил, разъярился: план исследований срывается, а коли он не выполнит план – не видать ему начальника вместо и. о. Уж как ему эту должность хочется. Чиряк – начальник отдела естественного исследования истории двадцатого века. Самый трудный временной интервал. Старт в руководство институтом. Разве можно такой шанс упустить?

Короче, налетел он сперва на Синицына, чтобы тот Ибрагима заменил. Синицын – человек маленький, вёрткий, глазки умные – спокойненько, рассудительно послал Чиряка к едрене фене. Так безапелляционно, корректно и поучительно только Владька и может послать. В принципе, прав Владислав: он специалист по хрущёвской оттепели, по эпохе больших свершений, по первым полётам в космос. Голова светлая, аналитик первоклассный, по жизни парень практически безотказный – ну, время у него такое, без этого никак, – но куда ему в Революцию? Тут нужно на все сто понимать, кто есть кто. Мелочей, нюансов столько, что спалиться можно не то что на первом слове, а банально надев винтовку не на то плечо. И здесь не выкрутишься. Шлёпнут – вякнуть не успеешь. Время такое. Владька сразу Чиряку в лоб об этом сказал. Сказал, что вместо Ибрагима посылать некого, и сам он, Владька, в чужой временной интервал ни за какие посулы не пойдёт. Чиряк еще больше взбеленился, накинулся на Розку. Она же по первым пятилеткам – эпохе великих строек – по тридцатым специалист. Вот пускай и заменяет Ибрагима, что ей там – десяток лет всего разница. Поди, рассказов ветеранов Гражданской наслушалась, книжек начиталась – разберётся. Роза в себя еще от вести о краснухе не пришла, а тут, как в кресле сидела, так и приклеилась к нему. Губки красненькие раскрыла, глазки круглые вытаращила, со щёчек пухленьких румянец так и сошёл. Смотрит на и. о. и ответить ничего не может – в ступор вошла. Вот тут я и сорвался. Розка-то беременная, запрещено её через смерть в прошлое отправлять. «Раз беременная, так пускай рожает, а не место тут просиживает!» – рявкнул на моё заступничество Чиряк. Роза ахнула и слезами залилась. Размахнулся я тогда и влепил и. о. в челюсть. Да так влепил, что он отлетел. Схватил я у Ибрагима со стола задание и в лабораторно-стендовый корпус рванул.

Иду, по дороге читаю, а сам весь киплю внутри. Такое зло душит – не передать. Не зло – эго. Тут ведь дело не в том, что за Розу вступился, – это нормально, благородно, даже по-рыцарски с моей стороны, – но в том, что на стенд полез. Надо тебе, Чиряк, план? Так на, получай! Я тебе Ибрагима заменю. Я!

…Звёзды ясные, острые – всеми гранями режутся. Шашкой больше не машу – сил нет, но заставляю себя идти. Холодно. Очень холодно. Намокшая шинель от мороза колом становится. Глотка до самого дна лёгких промёрзла. Ног в дырявых сапогах не чую. Почему в смутное время на Руси всегда холодно? Не морозно, не знобко, а именно холодно. Испокон веков, исстари. Не потому что топить нечем, а потому что духовность скудна. Когда оскудевает духовность – начинается смутное время, и наоборот: смутное время столь взращивает низменное эго, что оно разрушает духовность. Моё низменное эго породило моё личное смутное время. Я взбунтовался и попал сюда – в смутное время гражданской войны. А если замёрзну? Замёрзну, непременно замёрзну, потому как тащить ноги через снег и ломать оледеневшую шинель у меня больше нет сил.

Начинает наваливаться сон. Сон – это самое страшное. Он есть предвестник смерти. Жизнь тела без «атома» – минимально допустимой, неделимой частички сознания – невозможна. «Атом есть дух», – говорил Циолковский, а тело без духа – мёртво!

Звёзды качаются, крутятся. Силы почти покинули тело. Часто останавливаюсь и, уже превозмогая себя, делаю следующий шаг. Теперь шашка – мой посох, спасительная опора. Через год в Егорлыкской степи вот так погибнет часть Донской армии. Будут стоять по пояс в снегу крепкие казаки. Здоровые и мёртвые. Им бы землю пахать, голодных кормить, а они оледенеют от бессилия и немощи. Кто будет виновен в их смерти? Время. С него ответа не спросишь. А если и спросишь – скажет: «Что делать? Время такое – война», – и плечами пожмёт безучастно. Почему человек так и не научился управлять временем?

Неожиданно вываливаюсь в укатанные колеи. Дорога. Дорога, чёрт побери!

…Справа и слева от меня идут лошади, позвякивают удилами.

…Тёплые бока лошадей приводят меня в станицу. Здесь многолюдно. Ходят, говорят. Фыркают и переступают кони. Поскрипывают кое-где петли. Где-то нервно и испуганно мычит корова. Неожиданно раздаётся звук гармони. Заливистая трель ухарски ловко прыгает в жаркую плясовую и сыпет, сыпет, вздёргивается, выводит чудные коленца.

– Щегольков, – слышится по улице одобрительный говорок.

В хате громовой гогот. Через глинобитные стены долетает искажённый, имитирующий женский голос фальцет невпопад:

– Када сы́та, голодна, завсегда я весела. А кто идёт по вулице? Да музыкантова жена!

Новый приступ массового гогота.

…Мы минуем весёлую хату, а хулиганская песня несётся над нами, лезет в уши и забивается в мозг. От неё становится теплее и уютнее внутри. И самому хочется растолкать бойцов и прорваться, а если надо — взять штурмом эту парную от жара, текущую потом, задыхающуюся в табачном дыму разудалую хату. Войти в круг и вступить в оголтелый танец, пройтись вприсядку, отстучать каблуками разбитых сапог разухабистую русскую плясовую. Лишь бы согреться, лишь бы в тепло.

– Таша, ну чего ты, ей богу? Нету Фрола твово. Мы его как положено схоронили, салют дали. Ты теперь у нас опять общая, бригадная. Пойдём, а, Ташка?

Женский неясный шепоток, всхлип и прямо перед нами перебегает улицу нечто тёмное и комкообразное.

– Сто-ой, – тормозит движение один из моих провожатых. – Петров, ты Ташутку не тронь! Слышь, Петров, Ташутку тронешь – зарублю!

Ответа не приходит, и, немного постояв, мы вновь продолжаем путь.

…Окна в каменном доме освещены ярко и призывно.

…Тепло обдаёт так, что чуть не валюсь с ног. Оно бьёт приторным запахом табака в ноздри, расслабляет члены и туманит, дурманит мозг.

– Говорит, комиссар, – поясняет за моей спиной один из провожатых.

…Я, продолжая кашлять, начинаю искать по карманам документы. Но пальцы недвижны от мороза, и мне никак не удаётся расстегнуть пуговицу. Надо согреться, и я… валюсь плечом и боком, прижимаюсь щекой к пышущей жаром печи. Жмусь к синим обливным изразцам голландки, тону в аромате горящих в ней кизяков и радуюсь, радуюсь, как дурак, как сумасшедший, обредший в своей жизни настоящее счастье. А что, собственно, нужно для счастья? Да всего лишь сознание того, что ты жив.

– Кто будете, товарищ? – спрашивают меня, выждав некоторое время.

Ко мне подходят, повторяют вопрос. Я нехотя разлепляю веки: человек в кожанке худ и лыс. У него маленькие круглые очки на стянутом к центру неприятном лице:

– Вы промокли, товарищ?

Я утвердительно закрываю глаза и едва киваю. Лысый и щуплый, скрипящий кожанкой очкарик неприятен мне. Я по-прежнему жмусь к печи и не желаю открывать глаз и рта. Но надо. Надо. Рука шарит по груди, расстёгивает пуговицу и утопает в холоде одежды моего намёрзшегося нутра. Сырой, сложенный в несколько раз лист бумаги попадается под пальцы, сосредотачиваюсь и крайне бережно извлекаю его.

– Мандат, – сиплю единственное слово и протягиваю нераскрытую мокрую бумагу кожаному человеку в очках.

– Товарищ, вы шинель-то снимите, – говорит мне рослый рыжеусый парень с написанной на лице чисто русской удалью, внезапной и неуёмной. Поди, хороший рубака и верный товарищ в бою. Кого-то напоминает…

Он поднимается из-за стола, подходит порывисто, просто и отрыто протягивает мне руку:

– Комбриг Ремизов, Илья.

Да это же мой пращур! Ну, здравствуй, дед, здравствуй!

Чувствую, как корёжит щёки очумелая от радости улыбка. У меня всегда так, когда своих в прошлом встречаю. Так умильно становится – слеза порой прошибает. Как сдерживаюсь – сам объяснить не могу. Рад я их видеть, рад! А тебя, Илья Власиевич, особенно, родоначальник городских Ремизовых. Это же ты девяти лет от роду, ушёл из деревни на заработки. В Прохоровской мануфактуре работал. В тысяча девятьсот пятом на баррикадах первое ранение получил. В тринадцатом женился на ткачихе Полине Смирновой. В четырнадцатом родился у тебя сын Николай. И в этом же четырнадцатом ушёл ты, дед, добровольцем на фронт. Двух Георгиев получил. Сейчас, вон, комбригом мне руку протягиваешь. А ты знаешь, дед, что в октябре этого года, после более чем шести месяцев мотаний по госпиталям, будешь списан из армии, вернёшься в свою Трёхгорку, зачнёшь второго сына, прапрадеда моего Илью, и умрёшь в декабре от голода и полученных увечий в возрасте двадцати пяти лет? Ты знаешь, что завтра, дед, завтра последний твой бой!

Улыбаюсь тоскливо и ласково и вижу, как приветливо и доверчиво улыбается мне в ответ Ремизов Илья Власиевич.

– Так как, вы говорите, ваша фамилия, товарищ? – спрашивает снова кожаный человек в очках.

– Осипов, – отвечаю сиплым голосом.

– Где же вы так промокли, товарищ Осипов? – спрашивает кожаный.

Вру по инструкции. Вру, а сам на деда посматриваю. Любой нормальный человек, зная о грядущей беде, не смолчит, предупредит, постарается отвести или хотя бы облегчить неотвратимое. Это нормально, этически правильно. Да, на подобный счёт есть предписание: «атому» не желательно влиять на события прошлого. Но «атом» самим своим появлением в прошлом уже меняет его. Уже по-другому начинает развиваться цепочка событий, по-иному движется время и иное грядущее впереди. Иное для всех, кто находится в этом меняющемся из-за прихода «атома» настоящем. Для тех же, кто в будущем, включая сам «атом», неизменно прошлое их временной цепочки потому, что оно уже прошлое и его нельзя изменить.

…Часы у стены неожиданно щёлкают, глотают внутри латунь и, прошпилив моё сознание стрелками, дают три мелодичных удара. Три? Уже три часа ночи? Я по привычке вскидываю левую руку и оголю запястье. Оно пусто.

– Кого-то ждёте, товарищ? – по-своему интерпретирует мой жест кожаный.

Его подозрение выпрыгивает из-за стёкол круглых очков; пригибисто, на цыпочках обегает, обнюхивает меня и присаживается за общий стол, нагло наливает себе чай, цедит его из фарфорового блюдца, шумно и отдуваясь; лукаво глядит на меня: давай, мол, комиссар липовый, говори.

– Имею сообщить… – сипло произношу я.

С улицы доносятся крики. Слышен переполох. Дверь распахивается и в столовую врывается распалённый бегом красноармеец. Папаха съехала на затылок, на плечах – мятая бурка, под ней – повидавший много фронтов бешмет. Из-под сросшихся над переносицей густых бровей горят чёрные уголья острых кавказских глаз. Эмоции пышут из него, и он спешит высыпать их, мнёт и комкает русские слова:

– Таварищ камбрыг, Снэгирь Пэтров Ташка вот так зарубыл, – взмахивает он яростно рукой наискось, словно саблей, по себе – от ключицы до живота.

– Убил? – вскакивает комбриг Ремизов.

– Насмэрть! – искрит словом кавказец и прожигает всех огнём чёрных глаз.

– Расстреляю! – в ярости выхватывает маузер мой дед.

– Илья, она и тебя погубит! – кричит ему вслед кожаный.

Дед обругивает его, но слова далеки и нечётки.

– Сейчас Илюха разберётся, – лениво похохатывает чубатый казак и растягивает по столу локти, кладёт усталую голову.

Притихшее было недоверие бросает пить чай и заглядывает в воспалённые, красные от бессонницы казачьи глаза. Заглядывает глубоко, до самого донца, лезет в них и, угнездившись там, смотрит на меня пристально.

– Что вы имели сообщить нам, товарищ? – вспоминает обо мне кожаный.

Несколько мгновений я еще смотрю на закрытую дверь, еще думаю зачем-то, лишний раз муслюю на грани сознания уже принятое решение о предупреждении беды. Наконец поворачиваю голову к кожаному и говорю:

– Около четырёх пополуночи на станицу нападёт банда Золотянко.

Все вскидываются.

– Откуда вам это известно? – блестит очками кожаный.

И я попадаю впросак: действительно, откуда? Пытаюсь придумать ответ и понимаю, что не могу – не только не располагаю достаточными сведениями о данном временном моменте, чтобы соврать правдиво, но попросту не умею. Это Ольга Карасёва и Ибрагим умеют. Это в их привыкших к военной обстановке и военным законам головах на базе отдельных разрозненных крупиц информации каким-то непостижимым для таких, как я, образом выстраивается логичное и правдивое враньё. Что же, их понять можно, им не зазорно – временные интервалы у них такие, им по-другому порой и нельзя. Но даже они не умеют врать так, как Чиряк – специалист по перестройке и девяностым. Всё-таки временной интервал накладывает свой отпечаток на «атом». К тому же характер «атома» подбирается под временной интервал. Раньше никогда не думал, а сейчас понял: Чиряком надо родиться, чтобы в таком временном интервале, как он, работать. А любого из нас изуродовало бы, всю душу сломало. Мы ведь в отделе наш двадцатый век сложнейшей и лучшей эпохой считаем. Кульминацией человечества.

– Что же вы молчите, товарищ? – произносит молчавший до этого черноусый толстяк в фуфайке, который чуть не лизал мой мандат, пока изучал его.

Фуфаечник неприятно щурится, разглядывает меня. Странный тип. Слишком холёный, словно маслом обмазанный. Не походит под здешнюю компанию. У них у каждого биография на лбу написана. Кожаный – еврейский интеллигент, сто процентов даю – комиссар; мандат, небось, самим Дзержинским подписан. Чубатый казак, тоже, поди, как мой дед, на фронтах с четырнадцатого; вон она, пронзительная усталость в лице. Но вот кто ты, толстомясый фуфаечник? Ты – другой, не такого пошиба. Свысока смотришь, презрительно, и взгляд твой знаком мне, до наживы глаза твои жадны. А не сам ли ты Золотянко? Слышь, толстомясый, где коллекция купца Рядько?

Когда Ибрагим случайно про коллекцию прослышал – полгода, как чумовой, ходил. Болел ею. Сам неоднократно к этому Рядьку подступался. Знал купец толк не только в торговле. По дешёвке скупал у крестьян и у казаков находки, что те в Приазовье и Причерноморье делали. Сам несколько курганов разбередил. О кладах никому не рассказывал, у себя хранил в строгой тайне. Куда всё дел перед бегством за границу – никто не знает. Но уловил Ибрагим слух, что не смог купец коллекцию вывезти, закопал где-то здесь и что пришёл за ней бандит Золотянко.

С фотографического портрета на меня смотрит хозяин дома – грузный бородатый купчина с прилизанными на прямой пробор волосами. Золотая цепочка вальяжной дугой струится в жилетный карман. Толстые ноги-тумбы расставлены широко. Ботинки лоснятся от ваксы. Сидит в кресле, в пошло романтическом интерьере фотомастерской, на фоне нездешних гор и селений, положив локоть на приставленную изящную колонну. За колонной стоит жена – худая в лице, но с накладным бюстом и взрощенным задом провинциальная купчиха лет сорока. Шляпка с диким пером, приподнятые плечики платья. Положила одну руку на плечо мужа. Другой прижимает к себе гимназиста, толстощёкого, упитанного, надутого на весь мир мальчишку двенадцати лет. Любимчик отца Трофим, если я правильно помню. А вот и другой его портрет – лет десять назад фотография сделана. Стоит на фоне нарисованного Санкт-Петербурга сытый и холёный от родительского благоволения студент. Где учился в столице, Трофим Романович?

Толстомясый фуфаечник отслеживает мой взгляд на портреты. И вздрагивает внутренне, и кипит, и взвинчивается в нём, в этом купеческом сынке, страх от грозящего ему провала. Ну, теперь либо он меня, либо я его.

На улице выстрел. Дед, не сейчас!..

Лопается напряжение в купеческой столовой, гикает и обрушивается на мою отвлёкшуюся голову громовым ударом револьверная пуля. По инерции тело отлетает к печи. Успеваю увидеть, как фуфаечник выпускает вторую пулю в стоящего к нему боком кожаного.

Боль, безумная боль. Голову огнём рвёт на части. Невыразимый, немой крик. Угасающее сознание.

Импульс на возвращение, слабый, едва уловимый. Пытаюсь за него зацепиться. Поздно. Слишком резкий разрыв. Мысль: «Всё, Чиряк, теперь по судам затаскают».

Жить!

Приравненная к нулю тьма.

«Для мертвого нет времени, т. е. оно течет для него бесконечно быстро, оно незаметно, – проходит, как крепкий сон, как обморок. Поэтому каждая частица материи знает только жизнь, или бесконечный ряд жизней…

Малейшая частица материи, ее основа (атом), есть дух. Он живет разнообразными жизнями... А если не живет, то и не замечает этого.

Поэтому дух (как основа материи) бессмертен, не имеет ни начала, ни конца».

К. Э. Циолковский «О духе, о душе и о причине».


Июнь – июль 2019

Сокращение

Полная версия рассказа доступна в альманахе фантастики «Полдень» № 27


Статья написана 1 января 2023 г. 11:20

Радпар

(Фантастические зарисовки)

Часть 4

Она

Трава. Густая, молодая, яркая. Кирс сворачивает голову набок, хватает травинки, скусывает их, глотает щекотящие глотку тонкие зелёные пёрышки. Потом падает на землю, трётся скулами об этот пахучий ковёр, барахтается в мягком ворсе, впитывая всем телом пряные ароматы весны. Он так соскучился по свежести.

Рядом проказят другие радпары: кувыркаются, пихаются, волтузят друг друга, хватают за хвосты и лапы, кусаются в шутку, пищат. Они рады, как рады детёныши. Пока караван стоит, пока пьют и никак не могут напиться жаждущие дарипы, пока люди разводят костры и варят вкусное мясо, пока не ушли за горизонт дневные светила, пока не настала ночь – время радпаров, можно вволю набеситься в свежей траве, вволю насладиться игрой.

Кирс отбегает от общей кучи. Его внимание что-то привлекает. Что-то странное на том берегу ледяного потока Священной реки. Он внимательно всматривается, но ещё не может понять. Вода громко бурлит и пенится на камнях. Здесь река только начинает свой путь. Здесь она узка, холодна, чиста. Здесь она стремительна, гуллива, громка. Она отбивает запахи, она пресекает звуки. Кирс внимательно всматривается в пышущий алыми цветами куст на противоположном берегу, навостряет уши, втягивает воздух, топорщит усы. Наконец он видит: прижимаясь к земле, маскируясь в цветах, на него смотрит она – дикая самка радпара. Неведомое ранее чувство пронизывает Кирса насквозь от горла до кончика хвоста, никогда не ощущавшаяся ранее радость. Он выбран. Он!

Кирс нетерпеливо переступает с лапы на лапу, воровато оглядывается на возню позади, на людей у костров, на шатёр хозяина и незаметно для всех ускользает вдоль потока вниз, к торчащим из воды валунам.

Она другая, не такая как Кирс, не такая как породистые радпары. Она мельче, худее, но выносливее, хитрее. Шерсть её жёстче, взгляд светлее. У неё нет имени, нет хозяина, нет куска вкусного варёного мяса. Её когти острее, душа мудрее, а сердце вольно в своём выборе.

Кирс восторгается и боится, ибо она – совершенство.

По ту сторону реки бьют в гонг. Это сигнал к еде. Кирс поворачивается на звук, но она запрещает идти. Она манит его за собой в гущу цветущих кустов, в путы весенней травы.

Робость, смятение. Голос хозяина из-за реки, перекрываемый суетой потока. Трепет нежной травы, осыпавшийся цветок. Кирс вскакивает на лапы, бросается к камням переправы и тут же дергается назад. Голос хозяина – и снова рывок к камням. А она – она зовёт его прочь.

Кирс растерян. Он рвётся между ними: между двумя должно, между двумя хочу, между двумя люблю. И невозможно соединить их. И невозможно решить.

Радпар стоит на камне над потоком, поворачивает голову то к одному, то к другому берегу. Он охвачен отчаянием.

23.12.2014 – 06.01.20015

Журнал "Союз писателей" № 2 — 2016


Статья написана 28 декабря 2022 г. 22:54

Радпар

(Фантастические зарисовки)

Часть 3

Верность

Кирс нетерпеливо переминается с лапы на лапу, натягивает привязь, оглядывается на хозяина. Радпар нервничает. Он не понимает для чего на него надели эти тугие ремни? Зачем опоясали грудную клетку? Почему раб крепко держит в руках тонкую прочную цепь, закреплённую на ремнях на холке Кирса? Ведь скоро начнётся самое интересное. Вот-вот караван перевалит последнюю дюну, сделает остановку перед соляными столпами, чьи кривые главы с самого утра горят сквозь бурую дымку испарений, отражая свет обоих солнц. Затем караван пройдёт заветной тропой и, наконец, спустится в зелёную пойму Священной реки.

Так было раньше всегда, сколько Кирс ходил с хозяином этим путём. Но сейчас что-то не так. Хозяин строг, неподвижен. Он одет празднично. Руки сложены на груди. Глаза прикрыты. Губы шепчут загадочные слова. Чем ближе подходит караван к столпам, тем светлее голос хозяина, тем проникновеннее его речь. От непонятных слов сознание Кирса наполняется величественным трепетом. Он уже не переминается с лапы на лапу, он стоит, горделиво вытянув морду к лучезарным столпам. Он статуей замер возле хозяина.

Томные дарипы останавливают свой неторопливый ход. Щёлкают бичи, заставляют опускаться на колени угрюмых великанов. Из пёстрых шатров спускаются люди, сбираются в группу и медленным торжественным маршем направляются к столпам.

Кирс неотрывно следит за удаляющейся спиной хозяина. У него неспокойно на сердце: раньше хозяин туда не ходил. Радпар делает движение, но привязь, плотно сжимает основание шеи и грудь, врезается под лапы.

Людей становится больше, группа отходит дальше. Исчезает за чужими спинами знакомая спина хозяина. Кирс отчаянно следит за алым плюмажем, но вот и он смешивается с толпой других, таких же плюмажей, и кажется – огромная пёстрая птица распростёрла по серебряной равнине своё искажённое тело.

Птица медленно переваливается, перекатывается по земле, подобно вертопёрой монгасу, способной выворачиваться из самых острых когтей. Тянет голову, поджимает крылья, разводит хвост, плотнее сжимает оперение. Птица собрана, птица готова, птица парит.

Огромная чёрная пасть разверзается у основания одного из столпов.

Вздрагивает Кирс, взвивается, рвётся с привязи, оглушая священную пустынь криком отчаянного страха. Вторят ему полтора десятка радпаров, рвут свои глотки, вопят. Но хозяин не слышит. Хозяин уже поглощён пёстрой безумной птицей. Вытянув длинную шею, плотно прижав к телу крылья, ухает в чёрную бездну глупая птица монгасу.

Кирс неистово вонзается в руку раба, желающего удержать его на привязи. Тот вскрикивает, выпускает тонкую цепь. Верный радпар большими прыжками несётся к захлопывающейся пасти. Он готов вцепиться в неё когтями, вгрызться зубами, разорвать или самому умереть ради хозяина. Но губы пасти сомкнуты. Они ровны, тверды как замёрзшая озёрная гладь. Бессилен смелый радпар перед их непоколебимостью.

Рабы пытаются схватить его, оттащить от пожравшей хозяина пасти. Он выворачивается, царапается, шипит. Рабы неумолимы и злы. Кто-то догадывается притащить сеть. Кирс отчаянно кричит, пытаясь вырваться, но верёвки прочны. Во рту появляется вкус крови, его собственной крови. Безжалостные рабы! Они желают смерти хозяина, они волокут Кирса прочь от захлопнутой пасти! Он изворачивается, хочет полоснуть острыми когтями по мускулистой спине раба. Ячейки сети узки, и лапа застревает в них растопыренными пальцами.

Кирса приносят в шатёр. Он смотрит вокруг, сжавшийся, рычащий, ненавидящий. Сто́ит отпустить сеть, как радпар превращается в бешено крутящийся волчок с торчащими лезвиями когтей. Рабы шарахаются, но сеть слишком крепка, и чем больше крутится Кирс, тем сильнее впиваются в его гибкое тело верёвки.

Голос осип, лапы устали сопротивляться. Кирс лежит на боку и тяжело дышит, собирает последние силы. Из-за полога доносятся счастливые голоса. Уши радпара напрягаются, сердце подпрыгивает в голову, и Кирс, с радостным воплем, вновь рвётся из пут.

Полог распахивается: в лучах сияющих столпов стоит величавый хозяин.

Журнал "Союз писателей" № 2 — 2016

(Продолжение в следующей статье.)


Статья написана 24 декабря 2022 г. 08:58

Радпар

(Фантастические зарисовки)

Часть 2

Ночь

Вечер. Солнца находят одно на другое и, светя единым кровавым бельмом через муть озёрных испарений, медленно закатываются за горизонт. Холодно. Остановившийся на ночь караван: дарипы, кладь на их спинах, погонщики, охранники, рабы, всё, всё без исключения обрастает толстым слоем инея. Воздух становится прозрачен. Над головой сияют три серебряные луны, увитые узорами созвездий. Песок сверкает гладью старого зеркала с замутнёнными пятнами замёрзших озёр.

Ночь – время радпаров.

Кирс давно проснулся, наелся мяса, напился чуть розоватой от добавленных в неё лепестков акцы воды, закусил всё это сладкими белыми кубиками хини – подарком хозяина – и изнывал последние часы перед закатом от вынужденного безделья. Ему было неинтересно ни сидеть, ни стоять на мягкой подушке в шатре на спине высокого дарипа. О том, чтобы лечь и скоротать остатки дня сном даже думать не хотелось. Он и так беспрерывно спал несколько дней, пока хозяин оставлял его одного в комнате городского постоялого двора, а сам где-то пропадал, возвращаясь вечерами пропахший всеми запахами мира и приносящий Кирсу что-нибудь лакомое. За дни пребывания в городе Кирс не только наспался и наелся вкусного, но – обленился. Теперь же, наконец, можно вволю размять лапы.

Тяжёлый дарип останавливается. Внизу кричат погонщики, хлещут по ногам великана, велят опуститься на брюхо. Кирс не выдерживает и, не дождавшись разрешения хозяина, срывается вниз, по крутому, пышущему дневным жаром боку гиганта, большим прыжком оказывается на его обсыпанной сверкающей пылью ноге, на земле и с радостным кличем несётся вдоль каравана. К нему присоединяются другие радпары, и вот уже целая стая в полтора десятка особей проносится вокруг каравана, отмечая свои ночные границы. Они рады видеть друг друга. Скалятся, шипят, взвизгивают, рычат. Они возятся, осыпая с шерсти друг друга оседающий на неё иней. В шутку хватают погонщиков за долгополые одежды, с разбега пытаются сшибить с ног рабов. Они веселы и игривы, счастливы.

Глубокая ночь окутала спящий караван. Первая из лун воткнулась рогами в дюны. Две белые реки бегут от этих рогов через всю пустыню. В их неподвижных водах охотятся разбуженные лунными рогами песчаные твари.

Радпары начеку. Треугольные уши навострены, длинные усы направлены вперёд, носы впитывают морозный воздух. Ни одна песчаная тварь не должна пересечь невидимую границу.

В начале каравана – возня. Кирс круто разворачивается на звук. Слушает. Тишина. Наконец долетает слабое чавканье. Видимо кто-то из мелких обитателей пустыни нарушил отмеченный круг. Кирс успокаивается, но тут же вздрагивает, поднимает шерсть на загривке, шипит на рогатую луну. Не нравится ему эта луна, и белые реки не нравятся. Подозрительные они сегодня. Они вообще подозрительные, а сегодня особенно. Что-то таится в них, опасное, злое.

От спящего каравана отделяется едва заметная точка – Кирс. Он стоит на самой границе, нюхает кристальный воздух, ждёт. Недалеко от него на границу выходят еще радпары, замирают в натянутых позах, с перевесом на передние лапы, готовые атаковать. Нет. Тихо. Пробегают по дну белых рек мелкие ядовитые тинты, оставляя восьминогий след. Пролетают некрупные птицы остари, охотясь на зазевавшуюся мелюзгу. Спокойно всё. Ровно.

Вторая луна катится к горизонту, готова зарыться в дюны и пролежать там до следующей ночи. Холодно. Песок смёрзся. Лапы прилипают к нему, если долго стоять на одном месте. Приходится бегать и слушать. При таком морозе запахи слабы, но звуки чётки. Скрипят членистоногие сигны, шуршат хвостами пёстрые и очень вкусные бианы. Надо поймать! Кирс внезапным прыжком кидается в сторону, ударяет лапой, жмёт в когтях вёрткое тело биана. Хруст. Тепло от желудка растекается к озябшим лапам. Нужно поймать еще.

Небо плавно светлеет. Последняя луна скатывается за пегие от утренних теней дюны. Пустыня просыпается. Караван тоже просыпается. Заговаривают погонщики, суетятся у костров рабы, покрикивают охранники. Огромные дарипы, глубоко охнув, расправляют многосильные ноги, поднимают рогатые морды, встают, вознося вверх пёстрые шатры и тюки с поклажей.

Радпары последний раз обходят границы, нюхают песок, проверяют ночную работу. Ни одна дорожка следов не пересекает запретной линии. Ни одно живое существо не посмело приблизиться к каравану. Хорошая работа достойна награды. Радпары, шумной кучей поедают сочное мясо у самого большого костра, лакают сдобренную цветами акцы розоватую воду.

Звучит рог.

Кирс с разбега прыгает на ногу дарипа, цепляется когтями за долгополую серую шерсть и ловко взбирается наверх.

Хозяин сидит неподвижно, потягивает через трубку красную, как кровь, пахучую жидкость. Кирс усаживается на свою подушку, преданно смотрит в глаза хозяину. Властная рука нежно треплет за ушами. Кирс, как любой радпар не любит, когда его гладят против шерсти, но после морозной ночи так хочется заслуженного тепла. Кирс сворачивается клубком, прижимается спиной к ноге хозяина и, ощущая его твёрдую руку на своём загривке, глядит в щель между пологами шатра на мерно качающийся пейзаж.

Утро.

Журнал "Союз писателей" № 2 — 2016

(Продолжение в следующей статье.)


Статья написана 20 декабря 2022 г. 19:19

Первое произведение фантастического жанра, какое мне удалось опубликовать в журнале, это маленький рассказик о зверьке радпаре, охраннике каравана. Собственно, это даже не рассказик, а просто зарисовки, красивые фантастические картинки с несложным смыслом.

Очень жаль, что современные издатели считают литературное произведение такой же штампованной вещью, как, скажем, свечка. То, что опубликовано на бумаге один раз, более можно не предлагать. Но ведь литературное произведение это не свечка, после прочтения остаётся не огарок, а мысль, вложенная в сознание читателя. Это я о судьбе краткой и средней формы.

Радпар

(Фантастические зарисовки)

Часть 1

Урбан

      Караван выходит с зарёю. Переход предстоит нудный, поэтому Кирс устраивается поудобнее в своём шатре на мощной спине дарипа, сворачивается на подушке калачиком и решает доспать, запасая сон вперёд на четверо суток. Хозяин сидит рядом, потягивает через длинную трубку красную, как кровь, пахучую воду из бурдюка и машинально ерошит Кирсу мягкую палевую шерсть за ушами. Нельзя сказать, что Кирсу это нравится. Он, как любой радпар, терпеть не может, когда его гладят против шерсти, но в такие томные утра, обурённый запахами Озёрной пустыни, Кирс разрешает даже это, лишь слегка выказывая недовольство редкими тяжкими вздохами и утробным урчанием. Спать? Он ещё не заснул, и вполовину прикрытых лиловых глаз наблюдает за качающимся в щели между пологами шатра пейзажем Озёрной пустыни.

Солнца показываются из-за горизонта синхронной парой, окрашивая стеклянные глади мертвых озёр в бурый цвет и так же медленно, как тяжёлые дарипы, ползут они вверх по белёсому небосклону над серебристыми дюнами пустыни.

       Кирс, проводя взглядом одинокий куст урбана, усеянный ярко-жёлтыми цветами, думает о его будущих сочных плодах, облизывается и смежёвывает веки. Ему тут же представляется, как он ловко спрыгивает со спины огромного дарипа и со всех лап, поднимая серебристую пыль, мчится к созревшим плодам. Он весь вытягивается и летит быстроногой стрелой чрез зноем звенящий воздух, а позади слышится окрик хозяина. Кирс останавливается, оборачивается на вереницу серых медленно плывущих «дюн» с пёстрыми, будто базарные балаганы, шатрами на спинах, и, отчаянно гикнув в ответ, вновь срывается с места, чтобы успеть насладится терпким урбаном и обязательно поделиться с хозяином, пока караван не ушёл.

       Плоды крупные, ароматные дурманят одним своим видом. Кирс подбегает к кусту, выбирает самый спелый урбан и раскусывает его прямо на ветке. Сладкий сок брызжет во все стороны, заполняет пасть, течёт по губам. Приторный запах ударяет в нос через гортань и пьянит. Из глаз брызжут слёзы, и, кажется, зрачки сейчас лопнут от рези, но это тут же проходит.

       Нехотя переваливаясь с зуба на зуб вязкая мякоть липнет к нёбу, к языку, склеивает челюсти, наконец поддаётся и отправляется куском сладкого теста в желудок. Кирс дожёвывает седьмой урбан, больше не может: нутро полно, челюсти словно стянуты изнутри вязкими сладкими путами, взгляд туманится, тонкие длинные лапы непроизвольно расползаются в стороны. Пора возвращаться – караван уже еле виден. Но обязательно нужно принести урбаны хозяину! Ухватив нечувствительной пастью запылённую ветку куста с гроздью крупных плодов, Кирс пытается перекусить её, но челюсти слабы. Он зажимает ветвь изо всех сил, мотает головой, пытаясь сломать древесину, но в глазах начинают прыгать чёрные пятна, и пьяное тело предательски валится на бок.

       Ему видится мать – жилистая самка радпара, палевая, с чёрными метинами на ляжках и поперечными полосами на длинном хвосте. Она стоит над ним пригнув к земле заострённую длинноусую морду, скалит клыки и недовольно рычит. Он поднимает на неё непослушные, разбегающиеся в разные стороны глаза и ему становится горько от того, что мать сердится на него. Кирс издаёт жалобный писк, такой, какой он издавал в раннем детстве, прося у матери прощение за слишком назойливую игру или неразмеренную силу, и ему тут же становится стыдно и страшно. Он начинает отчаянно барахтаться в пыли, пытаясь встать, но тело не слушается, когти безрезультатно царапают иссушённую серебристую почву. Мать рычит громче, скалится, растёт и оборачивается в бесконечный небосвод с очами палящих светил. В ужасе Карс раздирает спёкшуюся пасть, закидывает острую морду к этим испепеляющим материнским глазам и от самого сердца исторгает из высохшей глотки последний вопль отчаяния.

       Тело конвульсивно дёргается, Кирс вскидывается, ошалело глядит кругом.

       Твёрдая властная рука ложится на голову радпара и успокаивающе чешет за ухом. Кирс оглядывается, какое-то время доверчиво смотрит в чёрные, терпкие, как плоды урбана, глаза хозяина, потом прижимается ближе, обнимает лапой его колено, облегчённо вздыхает и смотрит на качающийся в щели между пологами шатра пейзаж.

       Дарипы идут медленно, как серые дюны с базарными пёстрыми балаганами на спинах. Озёра оттаивают под палящими лучами весенних солнц, и пустыня застилается бурой дымкой. Изредка сквозь неё проглядывают цветущие кусты пахучего урбана. Кирс вздрагивает от воспоминания и недовольно ворчит на яркое жёлтое пятно, проплывающее мимо. Рука хозяина сильнее сжимает шерсть за ушами, и сразу становится покойно.

       Кирс ещё раз вздыхает, отворачивает морду от щели и закрывает глаза, решая доспать, чтобы запасти сон вперёд на четверо суток. Его палевая морда с тёмной оторочкой глаз и носа мерно качается на колене хозяина в такт шагам могучего дарипа. Рыжие ресницы сомкнуты, пасть едва приоткрыта, фиолетовый кончик языка чуть трепещет ровным дыханием.

       Теперь сон его мирен.

Журнал "Союз писателей" № 2 — 2016

(Продолжение в следующей статье.)





  Подписка

Количество подписчиков: 0

⇑ Наверх