Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 декабря 2023 г. 21:34

(КОМИКС – окончание)

15.2. Рецензия Павла Дептуха/Paweł Deptuch называется:

ПО-ПРЕЖНЕМУ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

(Wciąż wysoki poziom)

«Хеллбой» дебютировал в 1993 году, в очень простой приключенческой побасенке, которая содержалась в каталоге, изданном по случаю конвента в Сан-Диего. Сразу же после этого чертенок с каменной рукой появился в минисерии из 4-х частей и с ходу взлетел на уровень бестселлера, который покорил сердца любителей комикса. «Хеллбой» демонстрировал выдающуюся смесь мифологических и культурных отсылок, поданных в форме мрачной и таинственной истории, что успешно разжигало воображение читателей. Все эти годы краснокожий демон со спиленными рогами сражался с многочисленными противниками и путешествовал по земному шару, а МАЙК МИНЬОЛА постепенно, но последовательно открывал перед нами его секреты. «”Остров” и другие истории» — это кульминационная позиция, которая весьма интересным образом замыкает определенный этап в жизнеописании Хеллбоя.

В сборник входят две длинные и две короткие истории, причем только титульная непосредственно продолжает сюжет «Третьего желания». Хеллбой, освободившись из двухлетней морской неволи, попадает в заброшенную крепость, где сражается с могучим демоническим жуком. Это сражение послужило автору предлогом для представления собственной версии сотворения мира, вознесения и падения ангелов и происхождения человека. Здесь мы также узнаем в конце концов тайну каменной десницы и происхождения дракона Огдру-Яхада. Нужно признать, что МИНЬОЛА не соблазнился переходом на легкий путь, и разгадка одной тайны порождает очередную, еще более интригующую. Жизнь адского парня наконец вступает в новый этап, более драматический, мрачный и потрясающий. Три остальные истории («Гул», «Гидра и лев» и «Макота») – это типичные для этого универсума «приключаловки», они ранее издавались в различных тематических антологиях и своей легкостью прекрасно уравновешивают первую историю.

«Хеллбой» — это комиксный ветеран, который многое видел и прошел через многие испытания. МАЙК МИНЬЛА приложил максимум старания, чтобы этот его герой все еще привлекал внимание, восхищал и прежде всего не надоедал читателям. «”Остров”…» не только держит высокий уровень предыдущих альбомов, но и поднимает планку. Это, несомненно, одна из наиболее последовательных и хорошо продуманных серий в истории американского комикса.   

Mike Mignola, Richard Corben “Hellboy. Wyspa I inne opowieści”. “Egmont”, 2007 (МАЙК МИНЬОЛА, РИЧАРД КОРБЕН «Хеллбой. “Остров” и другие истории». “Egmont”, 2007)


Статья написана 26 декабря 2023 г. 20:48

15. В рубрике «Рецензии комиксов» на стр. 76 размещены два текста.

15.1. Рецензия Вальдемара Мяськевича/Waldemar Miaśkiewicz носит название:

ПИЛСУДСКИЙ и ТАРКОВСКИЙ в ОДНОМ ФЛАКОНЕ

(Piłsudski I Tarkowski w jednym stali domu)

Благодаря рекламной интернет-компании «Первая бригада» угнездилась в сознании потребителей задолго до ее бумажной премьеры. Компании – следует добавить – столь же новаторской, каковой были те, которые продвигали “The Blair Witch Project” или “Heyah”. Ну так вот, команда “Retrostacja” опубликовала несколько панелей «Новых приключений Стася и Нел» — неизвестного до тех пор комикса 1913 года. Подлинность историй подкрепил своим авторитетом Адам Русек – известный историк и исследователь польского комикса. И мистификация удалась. Взбудоражились форумы. Шум вокруг стимпанковой фальшивки нарастал вплоть до момента, когда начали говорить о «Первой бригаде» (выраставшей из «Новых приключений…») как о самой ожидаемой польской комиксной премьере.

Действие в «Варшавском пациенте» опирается на эпизодах из жизнеописания Пилсудского – ссылке в Сибирь, бравурном побеге из петербургской психлечебницы, японской миссии – и кружит вокруг попыток обретения независимости в 1918 году. Станислав Тарковский выступает здесь польским аналогом агента 007. Ему помогают литературные персонажи: Вокульский, Борыня, Охоцкий, Боровецкий. Правдоподобия стимпанковой машинерии добавляют известные деятели научного мира: Склодовская, Циолковский и Ольшевский. Сценаристы гениально конструируют механизмы представленного мира – они функционируют столь же безупречно, как часы марки «Varsovia». Целое дополняют интересная, прозрачная графика ВЫЖИКОВСКОГО, динамический монтаж кадров и ненахальная колористика в сепии. А динамический разворот с «Изабелей» (Лецкой) достоин журнала “Playboy”. Уже за один этот рисунок звание «Playmate года» Польского комикса у парней уже в кармане.

«Бригада…» превосходит все ожидания. В ней есть «нечто», что может не только понравиться горстке любителей комиксов, но и завоевать литературные и кино-салоны. Она обладает потенциалом для того, чтобы стать современной школьной литературой, связывающей прошлое с настоящим и фантастику с историей. Среди вала западной продукции она мило тешит нашу национальную гордость. Вопреки сложившемуся мнению она имеет больше общего с историцизмом Сенкевича, чем с «Лигой выдающихся джентльменов» Алана Мура. Она напоминает также нам о том, сколь огромный сюжетный заряд дремлет в литературе, успевшей нам надоесть из-за неудачных адаптаций и никуда не годных программ обучения.

Janusz Wyrzykowski, Tobiasz Piątkowski, Krzysztof Janicz “Pierwsza Brygada # 1, Warszawski Pacient”. “Kułtura Gniewu”, 2007 (ЯНУШ ВЫЖИКОВСКИЙ, ТОБИАШ ПËНТКОВСКИЙ, Кшиштоф Янич «Первая бригада – 1. Варшавский пациент». “ Kułtura Gniewu”, 2007)

(Окончание следует)


Статья написана 25 декабря 2023 г. 19:39

(АРХИТЕКТУРА ТАЙНЫ – окончание)

ЭШЕР в ритме поп

Я уже вспоминал об увлечении АНДРЕАСА в юности юмористическим комиксом. Кроме того, рисовальщик пребывал также под сильным влиянием ЖАНА ЖИРО (МËБИУСА)/Jean “Moebius” Giraud – его эскизов, набросанных тонким контуром и плоских пятен выразительного цвета, наложенных на панорамы фантастических пустошей или футуристических городов.

Столь же сильное влияние оказывал на него американский комикс. Приятель-ученый Рорка из «Фрагментов» недаром зовется Адам Нилс/Adam Neels. Столь же не случайно имя Бернард Райт/Bernard Wright, которое носит писатель из первого эпизода «Рорка». Первый унаследовал имя от НИЛА АДАМСА/Neal Adams, классика американского супергеройского комикса.

Второй – от БЕРНИ РАЙТСОНА/Berni Wrightson, еще более легендарного рисовальщика, иллюстрировавшего среди прочего первую версию комикса “Swamp Thing” 70-х годов.

Соотнесений с американской поп-культурой можно найти гораздо больше. Как признает сам АНДРЕАС, «Watchmen» Алана Мура-ДЭЙВА ГИББОНСА – один из самых любимых его комиксов.

Сама идея «Козерога» — решение необычных, иногда лишь слабо связанных загадок – восходит к стратегии «The X-Files». У АНДРЕАС-а чаще, чем у его заокеанских коллег, эти загадки выглядят прямо-таки живьем почерпнутыми со страниц рассказов Лавкрафта или Эдгара Аллана По. Агентессу ФБР из графически изысканного комикса “Le triangle rouge” даже зовут Андерсон (как Джилиан, актрису, играющую роль Скалли).


Еще один сериал, котором АНДРЕАС восхищался – это «Твин Пикс». В одном из кадров очередного тома “Cromwill Stone” даже оказался плакат, рекламирующий произведение Дэвида Линча.

Однако самих только постмодернистских шуточек не хватило бы для создания выдающихся, а в некоторых случаях великолепных произведений. Тут на помощь – кроме таланта и работоспособности – приходит увлечение АНДРЕАС-а архитектурой и педантичная компоновка кадров. Весь комикс “Le triangle rouge” (в котором АНДРЕАС использовал для колоризации рисунков … мелки)

насыщен архитектоническими деталями и представляет собой комиксное преклонение перед Фрэнком Ллойдом Райтом/Frank Lloyd Wright (1867—1959), одним из самых знаменитых американских архитекторов.

Вторым из великих творцов, у которого много чего заимствовал АНДРЕАС, является МОРИЦ ЭШЕР/Maurits C. Escher (1898—1972). Голландский художник наиболее известен своими головоломными графическими экспериментами, на которых бесконечные лестницы слагаются в неправдоподобные петли, а настенные формы становятся стаей белых или черных птиц.

Некоторые кадры из лучшего, пожалуй, произведения АНДРЕАСА – трилогии «Кромвель Стоун» — поразительно напоминают мотивы ЭШЕРА, вписанные в комиксную панель, таинственные артефакты играют с разумом героев (и читателей), как петля Мебиуса (на этот раз Августа – немецкого математика), которая имеет лишь одну сторону и одну линию.

Восхищает визуальное совершенство кадров. Их густая тонировка напоминает скорее гравюры ДЮРЕРА, чем иллюстрации рисуночных историй.

Рисуя «Возвращение Кромвеля Стоуна» (1994), АНДРЕАС способен был заниматься одной панелью на протяжении аж трех недель.

Пристрастие к геометризации композиции и рисунка заметно не только в истории Кромвеля, одного из тринадцати особ, уцелевших в морской катастрофе, в жизни которых теперь ежегодно эхом отзывается таинственное прошлое. Первые эпизоды «Рорка» также оказались оплетенными сетью досок, щелей, балюстрад, сломанных балок…

А вскоре к ним добавятся кафельные плитки и тени на стенах в “Coutoo”, присоединятся порванные кабели и острые обломки космического корабля, в который входит Рорк в “Descent”. Городской «Козерог» врисован в геометрическую сеть широких лестниц, улиц, плит мостовой, равнодушных фасадов заполняющих кадры небоскребов. Кино noir, а до него кино немецкого экспрессионизма – пользовались подобными средствами для создания и усиления ауры опасности и одиночества.

Увлечение Эшером и Ллойдом находит кульминацию в огромной библиотеке Козерога, в которой, словно в борхесовской Вавилонской библиотеке, полки с тысячами книг уходят куда-то в невообразимую даль. Так и фантастический Нью-Йорк – точно так же, как Готэм в «Бэтмане» — начинает жить собственной жизнью, не до конца понятной постороннему наблюдателю. Такого результата не удалось бы добиться, если бы не было той отваги, с которой АНДРЕАС экспериментирует с формой.

Здесь уже заходила речь о разноцветном фоне, вводившемся, чтобы оттенить контекст рассказываемой истории. Говорилось также о характерном кадрировании, которым АНДРЕАС играет, как еще одним из своих героев. Иногда он хаотично разбивает панель словно черно-белое зеркало и в нескольких десятках (!) кадрах-осколках вырисовывает отражение испуганного героя («Возвращение Кромвеля Стоуна»). А в «Спуске/Descent» он размещает на одной странице ровными рядочками аж …300 (sic!) маленьких кадров.

Если добавить к этому его эксперименты с содержанием («Никаких интеллектуальных уступок читателю» — заявляет АНДРЕАС, приступая к работе над следующим, чудесным образом сюжетно запутанном альбомом), то новаторство и художественный (хотя все еще в рамках «поп») ранг АНДРЕАСА вырисовываются еще более отчетливо.

Потому что даже после внимательного чтения и многократного перечитывания очередных альбомов немецкого художника, когда, казалось бы, все неясности выяснены, остается одно. Все та же аура необычайности.

И тайна.

P.S. Тем, кто пожелает ближе познакомиться с художником, стоит для начала заглянуть в следующие энциклопедические статьи:

https://en.wikipedia.org/wiki/Andreas_(co...

https://www.lambiek.net/artists/a/andreas...

http://www.dossier-andreas.net

https://www.bedetheque.com/auteur-267-BD-...

Ну а если тема увлечет, то желательно будет отыскать вот эти две книги:

1. Yves Lacroix et Philippe Soсhet. Andreas. Une monographie. 1997

2. Yves Lacroix et Philippe Sochet. L’ambition narrative. 1999

Ну и, само собой – комиксы. Правда, единственное официальное издание из комиксов АНДРЕАСА на русском языке – это перевод трилогии «Кромвель Стоун» (СПб: Питер, 2023). Да и с неофициальными как-то тоже не очень…

На польском языке издано довольно много – но это ведь уже другая песТня.


Статья написана 24 декабря 2023 г. 20:37

(АРХИТЕКТУРА ТАЙНЫ – продолжение)

Под знаком Козерога

Художник был обязан признанием не только «Рорку». АНДРЕАС рисовал эту серию на протяжении пятнадцати лет и в это же время создал прекрасно принятый первый том будущей трилогии “Cromwell Stone/Кромвель Стоун” (1984).

Этот черно-белый комикс был вдохновлен творчеством Лавкрафта, а его панели ошеломляли ярким и удивительным настроением и необыкновенной композицией кадров.

Немецкий художник опубликовал также дилогию “Cyrrus-Mil”, в которой он сосредоточился на своем очередном лейтмотиве, то есть сюжетной игре со временем.

Кроме этого, был мрачный криминал “Coutoo” (1989), в котором сын пропавшего полицейского, также полицейский, должен расследовать дело странного убийцы.

Среди многих других единичных историй (в том числе эпизодов “Derives/Отклонения”, иллюстрированных по сценариям различных авторов)

графически выделяется комикс “Azteques/Ацтеки”, созданный в 500-летнюю годовщину открытия Америки и иллюстрированный с использованием мощных «плоских» красок.

Альбом, возможно, не был столь же искусно продуман, как “Кромвель Стоун” или символический комикс “Fantalia” (1986),

но демонстрирует широкий диапазон интересов АНДРЕАСА, охотно прокладывающего новые пути художественных поисков. Среди подобных альбомов появился также комикс “Raffington Event – detective/Раффингтон Эвент — детектив” (1989), в котором рисовальщик продолжил виток сюжета, где главным героем является персонаж второго плана из мира «Рорка».

Комикс трудно, правда, отнести к «лучшим АНДРЕАСАМ», тем не менее важен сам прием, основанный на том, что персонаж «Рорка» становится героем отдельного альбома. И если благодаря комиксу “Кромвель Стоун” (и комиксу ”Рорк”) АНДРЕАС завоевал признание в среде не только читателей, но и критиков, то коммерческим успехом он обязан «Рорку».

На рынке комиксов лучше всего продаются циклические комиксы. АНДРЕАС, ярый фанат американского комикса, быстро уяснил это себе. Поэтому, не отказываясь от художественных притязаний, он, приближаясь к окончанию «Рорка» задумался над тем, чем можно его заменить. Вместо того, чтобы тянуть сюжетную резину и размениваться по мелочам, он в пятом томе ввел в действие Козерога.

Если беловолосый герой «Рорка» должен был стать таинственным квази-детективом, внимательно наблюдающим за тем, как с неба падают очередные пятна-паразиты, в персонаже Козерога немецкий художник обратился к более авантюрной конвенции. Оба протагониста не знают своего прошлого, однако если Рорк ищет помощи в своей миссии главным образом в старинных книгах, то Козерог, Индиана Джонс астрологии, делает ставку скорее на каскадерские трюки и быстрые кулаки.

Начатая в 1996 году, серия повествует о титульном Козероге, который не помнит, откуда он взялся и не может назвать своего имени. «Козерог» — под этим знаком Зодиака родился АНДРЕАС – это кличка, присвоенная ему тремя «шекспировскими» побирушками. Поначалу скептичный в отношении к астрологии, он вскоре превратит разгадывание таинственных загадок в свою профессию. Козерог живет в мифологизированном Нью-Йорке, застроенном покосившимися небоскребами и изрезанном лабиринтом каналов.

Что интересно, даже пытаясь укрепить свои позиции на территории stricle популярного комикса, АНДРЕАС не замедлил показать свой львиный коготь. Действие первого тома комикса “Capricorne/Козерог” начинается задолго до событий пятого тома «Рорка»,

благодаря чему в третьем томе приключений астролога мы можем еще раз проследить за первым свиданием Рорка с Лав Вэлли/Low Valley – на этот раз с точки зрения наблюдающего за событиями Козерога…

И лишь затем серия начинает рассказывать о событиях, которые имели место уже после выяснения тайны беловолосого. Если «Рорк» при этом дрейфует в сторону неопределенного ужаса родом из рассказов Лавкрафта, то «Козерог» склоняется скорее в сторону сценографии из Жюля Верна и Артура Конан Дойля. Вот хотя бы некий Мордор Готт (странно знакомое имечко…), смертельный враг Козерога – это ведь комиксная версия профессора Мориарти, Наполеона преступления из рассказов Конан Дойля о Шерлоке Холмсе.

Подобной же мотивацией руководствовался АНДРЕАС, когда заявил о желании создания серии фэнтези. Первый том задуманного с воистину фантастическим размахом “Arq”-а появился в 1997 году.

И вновь дал о себе знать беспокойный дух художника. По меркам фэнтези в завязке сюжета серии не видно особенной новизны (как, впрочем, это часто у АНДРЕАСА бывает). Группа не знакомых друг с другом людей вдруг переносится в грозный Neverland, титульный Арк. Выдвижение на главные роли проститутки и убийцы, пытающихся разгадать секреты чужого мира, должно оказать сильное впечатление. Подобные ощущения доставляют также новаторские формальные развязки, которыми славится АНДРЕАС.

Автор поделил действие на два потока – нынешнее время в мире Арка и ретроспекция из нашей действительности – и подчеркивает это деление графически. Актуальные события у него разворачиваются на белом фоне, а в ретроспекциях – на зачерненном. (Подобным образом АНДРЕАС экспериментировал уже в комиксах “Cyrrus” и “Mil”, где часть рисунков – так же как позже и в “Arq” – черно-белая, а часть – многоцветная). Более того, планируя составить целое из 18 частей, он поделил эти части на подразделы – которые, для подчеркивания отличия должны были выпускаться… в разных издательских форматах. Очередной «пакет» также иллюстрируется с использованием другой – одолженной у МËБИУСА, но склоняющейся скорее к пастели – цветной палитры. До 2007 года издано уже 11 частей серии “Козерог” и 10 томов серии “Арк”. (К настоящему времени в серии «Козерог» выпущено 20 альбомов, в серии «Арк» — 18 альбомов. W.

АНДРЕАС сотрудничал также с другими художниками. Еще в 1995 году он производил растушевку в комиксе “Styx/Стикс” (сценарий и рисунок ФИЛИППА ФËРСТЕРА/Phillippe Foerster), истории военного дознавателя, разгадывающего секрет наркотика, который превращает людей в гениев, а сразу же после этого их убивает.

А трехтомный комикс “Mobilis” (рисунок КРИСТИАНА ДЮРЬË/Christian Durieux), начатый в 2000 году, целиком создан по сценарию АНДРЕАСА.

Комикс рассказывает о начинающем писателе, который вдруг получает заказ на сочинение биографии таинственного миллионера – а где-то в Соединенных Штатах приземляется НЛО…

Поклон в сторону сериала “The X-Files” очевиден. Впрочем, подобные поп-культурyрные инспирации проявляются в творчестве АНДРЕАСА довольно часто.

(Окончание следует)


Статья написана 23 декабря 2023 г. 20:51

14. На страницах 14—16 размещена статья Михала Цетнаровского/Michał Cetnarowski, которая называется:

АРХИТЕКТУРА ТАЙНЫ

(Architektura tajemnicy)

Хотя в 80-х годах в Польше издавалось мало комиксов, среди них оказалось несколько настоящих жемчужин. К ним относятся хотя бы два первых альбома из серии ”Rork/Рорк”, созданных АНДРЕАСОМ МАРТЕНСОМ.

Оба вышли из печати в 1989 году – а затем “Rork” исчез на более чем десятилетие. На франкофонском рынке этот издательский недуг получил даже свое название: «Синдром Рорка».


Синдром Рорка

Андреас Мартенс/Andreas Martens, который ныне подписывается исключительно как АНДРЕАС/Andreas, родился в 1951 году в ГДР. Ему повезло – еще до того, как в Берлине построили стену, семейство Мартенсов переехало в ФРГ. Благодаря этому мальчик обрел возможность жизни в достатке и получил доступ к западному комиксному рынку.

Уже ребенком Андреас проявлял весьма нетипичные интересы. Когда ему было 6 лет, он вместо того, чтобы, подобно другим мальчикам, мечтать о будущей работе летчиком или пожарным, заявил, что станет… архитектором. Увлекшись юмористическими комиксами звезды франкофонского комикса АНДРЕ ФРАНКЕНА/André Jacques Hector Franquin,

он, уже будучи подростком, заполнял страницы тетрадей подобными иллюстрациями. Когда парень вырос, барьером, преградившим ему путь к экзаменационным испытаниям в архитектурном институте, стала математика. В результате Андреас решил стать рисовальщиком комиксов.

Первый учебный год он провел в Академии искусств в Дюссельдорфе, но его целью была художественная школа Сен-Люк в Брюсселе, славившаяся многими своими выпускниками, ставшими знаменитыми рисовальщиками комиксов. То есть Андреас считал академию в Дюссельдорфе чем-то вроде места, где он мог «перезимовать». Тем не менее именно там он изучил теоретические основы классического рисунка, графики, перспективы и архитектуры. А после переезда в Брюссель принялся в своей взлелеянной в мечтах школе также учиться способам изложения комиксной истории и повествования образами полнометражных сюжетов.

Занимаясь учебой в школе Сен-Люк и соседней школе Сен-Жиль, Андреас получил первое предложение совместной работы. Поначалу ФРАНСУА РИВЬЕР/François Riviére,

сценарист комиксов и издатель, которому нравились эскизы АНДРЕАСА, предложил ему нарисовать обложку для романа Жюля Верна. А затем, поддавшись напору АНДРЕАСА, доверил ему рисование одной из историй в серии “Révélations posthumes/Посмертные открытия”, в которой в реалистической манере и черно-белой цветовой гамме рассказывалось о выдуманных приключениях известных писателей. Что важнее всего, героем первой иллюстрированной истории был Г.Ф. Лавкрафт. Это и последовавшие художественные «знакомства» с другими героями «Посмертных открытий»Жюлем Верном, Эдгаром Алланом По и Агатой Кристи – сформировали молодого рисовальщика, и их влияние заметно во всем его творчестве.

Затем учитель АНДРЕАСА, известный рисовальщик ЭДДИ ПААП/Eddy Paape, предложил ему очередные заказы.

Юный ученик нарисовал вместе с ним несколько панелей к НФ-серии “Luc Orient”,

а затем опять же вместе с этим художником рисовал эпизоды “Udolfo”.

Эта серия основывалась на сюжете классического готического романа «Тайна замка Удольфо» Энн Радклифф. Работая вместе с ПААПОМ, АНДРЕАС не только научился пользоваться реалистическим рисунком и представлять происходящее с нетипичной перспективы, но также насытился готической атмосферой тайны и скрытого ужаса.

Был 1978 год. АНДРЕАС предложил редакции журнала “Tintin” свой первый авторский комикс. Этот дебютный комикс назывался “Rork/Рорк”.

Комикс, повествовавший о таинственном беловолосом герое, поначалу задумывался как сборник слабо связанных «ужасных» историй, действие которых разворачивается в Соединенных Штатах в условных 20-х годах XX века. Связывал истории, разумеется, титульный Рорк: особа неизвестного происхождения, отчасти детектив, отчасти буддийский монах – таинственный вольный стрелок и специалист по исполнению необычных поручений. Уже первые фрагменты показали, какой потенциал дремлет в серии.

АНДРЕАС с самого начала сконцентрировался на стремящейся к реализму линии, создании настроения и поначалу робкой, но затем все более смелой деформации перспективы и заполнении второго плана густой сеткой параллельных линий. Если говорить о сюжете, отдельные эпизоды приносили очередные отсылки к Лавкрафту и, как мы ныне сказали бы, «стимпанковому» Жюлю Верну, со всеми этими старинными конструкциями, подводной расой в стилизованных по меркам эпохи костюмах, но также атмосферой тихого безумия и угрозой из космоса, маячащей у края ночи.

Однако «Рорк» оказался трудным для восприятия рядового читателя журнала “Tintin”. Содержание – ладно, но вот его изложение… Все эти скачки перспективы или та же забава с композицией кадров, тут же характерным образом растягивающихся вертикально или горизонтально на всю панель? Поэтому первые 13 эпизодов печатались на протяжении более чем трех лет, а фэны обозвали эти издательские неурядицы «синдромом Рорка». Комикс добился популярности только тогда, когда в 1984 году издатель решился выпустить его собранным в двух альбомах – “Fragments” и “Passages” (известных в Польше по публикации в журнале “Fantastyka – Komiks” №№ 3—4/1989).

Осознав возможность успеха, издатель (“Lombard”) поспешил договориться с АНДРЕАСОМ на создание целой серии. Рисовальщик получил от издательства «карт бланш».

Однако читателям пришлось дожидаться очередных частей комикса четыре года, потому что между очередными «Рорками» АНДРЕАС занимался другими проектами. Опубликованным в 1988 году комиксом “Le cimetière de cathedrals/Кладбище церквей” начиналась гораздо более компактная история, которая должна была привести Рорка и его товарищей к великому финалу в седьмом альбоме.

Здесь дало о себе знать умение АНДРЕАСА, которое сегодня можно отнести к его характерным чертам. Исходя из, казалось бы, хаотичной истории, немецкий художник поначалу преумножает сюжетные линии и еще более запутывает намеченные тайны – чтобы удивительно стройно и крепко увязать все это в конечном grand finale. Кто еще сумел бы так зрелищно связать в единое целое подводную расу, космических захватчиков-паразитов, переходы между мирами и, наконец, персонифицированное зло в облике Дамалоха/Dahmaloch, появляющееся в ключевых сценах?

Линия АНДРЕАСА упрощается в новых альбомах. Она остается геометрической, но все более дрейфует от «буквального реализма» в сторону «ломанного реализма». Анатомические пропорции искажаются (с сохранением художественности, как, например, у ЭЛЬ ГРЕКО), лица удлиняются, становятся перерисованными в той манере, о которой мы говорили ранее.

Не всем нравилась такое изменение линии, но большинство читателей оставались увлеченными атмосферой комикса. Когда в 1993 году вышла в свет последняя часть «Рорка» (“Retour/Возвращение”), АНДРЕАС был уже звездой.

(Продолжение следует)





  Подписка

Количество подписчиков: 89

⇑ Наверх