Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 6 апреля 2018 г. 18:06

Остатки сборников из моей коллекции, где имеются иллюстрации к "Онегину".

Посмотрим эти издания.

1) Сборник 1929 года

Добавления к библиографическому описанию. Тираж. В выходных данных он обозначен как 15.000 экз. Но на титульном листе стоит: "Пятое издание", а ниже — в скобках загадочное "76 — 90 тыс." Что это? Наверное, количество экземпляров дополнительного тиража, который назван пятым изданием. Цена в выходных данных не указана. Что-то есть на задней крышке переплёта, но совсем стёртое — ничего разобрать не удалось.

Этот том — самое старое советское издание в моей коллекции (есть что-то дореволюционное, но там совсем неинтересно). От художника сохранилась только фамилия. Скорее всего, этот Н.Алексеев был простым поденщиком. Картинки как для детской стенгазеты: крупно и чётко. Но всё же неплохо — Татьяна такая курносенькая...

Первая встреча
Первая встреча
Дуэль
Дуэль
Последняя встреча
Последняя встреча

В сцене последней встречи Онегина с Татьяной — композиция и вид из окна как у Добужинского (https://fantlab.ru/blogarticle53287). Кого-то уже ловил на этом, но там были последователи, а здесь — незнаменитый предшественник. Неужели общее место (созданное в процессе независимого параллельного творчества)?

2) Сборник от ИДМ 2016 года

Даю библиографическое описание по образцу каталога-справочника.

Стихотворения. — М.: Издательский дом Мещерякова, 2016. — 19,5 см; 426 с.

РУШЕВА Н.: 46 ил.: Стихотворения — ил. 27; Евгений Онегин — 19 ил.

Тираж 5.100 экз.

Надя Рушева как художница представлена на Фантлабе: https://fantlab.ru/art2430. А издание отсутствует.

По самому изданию: после анонса издательства очень ждал эту книгу; купил сразу, не дожидаясь отзывов. Покупка книг издателя Мещерякова — дело рискованное и азартное: Мещеряков держит публику в напряжении: как именно получится обещанное? Чаще всего, диссонанс такой: прекрасные идеи, которые реализуются спустя рукава (известная история с творческими неуравновешенными личностями: воплощение задумки уже неинтересно, надо торопится с новыми проектами...). Вот и здесь: неожиданным бонусом был "Онегин" (ну никак его наличие в сборнике с названием "Стихотворения" не угадывается ). Разочарований тоже хватило...

Но в целом относительно этого издания от упрёков в адрес Мещерякова лучше воздержаться: аналогов этому проекту не было (альбомы Нади Рушевой есть, а собственно проиллюстрированных книг не издавалось). Возможно, огрехи издания связаны совсем не с тем, что работники издательства просто напихали в книгу первые попавшиеся картинки (пишут, что после Нади осталось много тысяч рисунков), а с тем, что выбирать было не из чего...

Законченного цикла к "Онегину" у Нади нет: картинки создавались в разное время, поэтому там в иллюстрациях к одной сцене и платье, и причёска могут быть разные. По имеющимся в сборнике иллюстрациям видно, что Надя много внимания в "Онегине" уделяет женской линии: много хрупких девушек (обе сестры хрупкие, Татьяну опознаём по цвету волос), несколько раз обе сестры вместе нарисованы. Произошло этакое "очеловечивание" Ольги — и, как следствие, Надя много рисует Ольгу с Ленским. Видимо, эта грустная линия её впечатлила. Никаких дуэлей, конечно, нет.

Татьяна
Татьяна
Ленский с Ольгой
Ленский с Ольгой
Ещё раз
Ещё раз
Две сестры
Две сестры

Много иллюстраций вокруг последней встречи Татьяны и Онегина (там, вроде, у Нади сам Онегин в первый раз и появляется). То ли так и было у художницы, то ли работники издательства наугад пачку иллюстраций к последней главе вытянули из стопки...

...К ней подводит // Родню и друга своего
...К ней подводит // Родню и друга своего
Княгиня смотрит на него...
Княгиня смотрит на него...
Она его не поднимает...
Она его не поднимает...
Она ушла. Стоит Евгений // как будто громом поражён
Она ушла. Стоит Евгений // как будто громом поражён

Что сказать о Наде Рушевой? В 1960-е гг. многие художники пытались рисовать "как ребёнок" — а тут настоящий ребёнок рисует так, как многие взрослые стараются... Интерес к ней был как ко всякому вундеркинду — т.е. как к зверушке. Мне кажется, что всерьёз изучать её творчество (вне связи с грустной биографией) можно только с позиций того, как ребёнок (подросток) воспринимает литературу.

3) Миниатюра 1987 года

Предлагаю такое библиографическое описание:

Пушкинские экслибрисы. — М.: Книга, 1987. — 10,5 см; 306 с.

141 экслибрис (разные художники советского периода).

Тираж 7.000 экз. Цена 4 руб.

У критиков и ценителей существует повышенное внимание к экслибрисам: много книг, альбомов (как правило, очень дорогих). Возможно, экслибрис как ограниченная по многим критериям композиция видится чем-то сродни японским поэтическим миниатюрам, где соединились краткость формы и богатство ассоциаций.

В основном, в экслибрисах на пушкинскую тему встречается портрет самого Пушкина. Тоже интересно... Картинок к произведениям среди экслибрисов не много. На онегинские темы пара экслибрисов встретилась. Вот они.

4) Ника Гольц

Книга такая: Шаров А. Волшебники приходят к людям. — СПб.-М.: Речь, 2015. Это переиздание книги 1970-х гг. На Фантлабе книга есть: https://fantlab.ru/edition159313. Ника Гольц — чудесная художница — на Фантлабе тоже представлена: https://fantlab.ru/art422.

Специально к пушкинским произведениям Ника Гольц иллюстраций не создавала. Но в этой книге, в связи с отсылками к пушкинской теме есть картинки к сказкам Пушкина — и одна картинка по онегинским мотивам. Неожиданно! Для иллюстраций Ники Гольц требуется очень хорошее качество воспроизведения. "Речь" — одно из лучших современных издательств (среди российских, конечно). У них в этой книге тоже всё получилось.

5) Примитивисты-наивисты

Книга такая: Пушкинские образы в творчестве наивных художников России. — М.: Муниципальный музей наивного искусства, 1999.

Это, конечно, из серии курьёзов. Особенно, если наивисты иллюстрируют "Онегина" (имеются в виду настоящие наивисты-примитивисты, а не художники-эстеты типа Митьков). Одна картинка к "Онегину" в этом сборнике есть. Пусть будет и в обзоре




Всё. "Онегины" в моей коллекции кончились. Какие ещё есть онегинские циклы? Современные художники своими прочтениями "Онегина" не балуют. Наверное, для стимулирования новых циклов к "Онегину" нужен заказ приличного издательства с серьёзными деньгами. Но тогда есть вероятность того, что купить изданную книгу будет не по карману (как со многими изданиями "Вита Новы" происходит).

Из того, что хотелось бы приобрести:

P.S

Из советских времён есть сведения об иллюстрациях прибалтийских художников.

Очень необычные. Но мне не попадались.

P.S.S

Было ещё такое издание — в митьковском стиле.

Я это издание видел в своё время в магазинах, но не купил — дорого показалось за сомнительные ценности (тыщи две стоило). Зря, наверное, не купил. Сейчас пока у букинистов это издание не встречается.

P.S.S.S

По сети ходят красивые картинки Д.Белюкина (сын известного советского графика, представлен на Фантлабе: https://fantlab.ru/art6823).

Жаль не издано (в сети уже во многих случаях ссылки не открываются, так что даже полной сюиты посмотреть не удалось).




Ну вот и всё, расстаёмся с "Онегиным".


Статья написана 30 марта 2018 г. 17:11

В 1949 году в СССР праздновали второй (после 1937 года) юбилей Пушкина (на сей раз — со дня рождения, а не со дня смерти как в первый раз). Считается, что этот второй юбилей был более казённым, но и более спокойным, чем юбилей 1937 года. По моим прикидкам, юбилейных (т.е. подарочных, пышных, но не обязательно иллюстрированных) изданий было выпущено больше, чем в преддверии юбилея 1937 года, но художественный уровень иллюстраций оказался невысоким. Скучновато получилось.

В связи с цветными иллюстрациями Рудакова, я упоминал об огромном томе "Поэзия" — см. https://fantlab.ru/blogarticle54122.

В моей коллекции есть ещё два юбилейных сборника с иллюстрациями к "Онегину".




Сначала — однотомник избранного под названием "Сочинения", чуть-чуть поменьше по формату, чем томище "Поэзии".

Дополнения к библиографическому описанию. Тираж не указан — странно. Цена (на задней крышке) — 30 руб.

В этом томе "Сочинений" картинок мало и их подбор не впечатляет. Но, может быть, получится сделать какие-то выводы о характере эпохи, если попытаться понять принципы подбора иллюстраций.

Во-первых...

Во-первых, в подборке есть дореволюционные картинки разных художников.

Художник Микешин
Художник Микешин
Репин
Репин
Кардовский
Кардовский

Интересно, по какому принципу были подобраны художники? Они все добились признания до революции — это общее. Но эти художники очень разные по своим анкетным данным — и умерший до 1917 г. (Микешин), и эмигрировавший (Репин), и перешедший на сторону советской власти (Кардовский).

Тут важно то, что именно иллюстрации сделаны до революции, а что было дальше — ну, что ж... Возможно, так демонстрировалась преемственность или даже примирение СССР и Российской Империи — в 1937 году этого, понятно, не было.

Единственное, что надо добавить: Репина могли бы и цветную репродукцию дать. Хотя у Репина к "Онегину" и нет цикла иллюстраций, а кое-что вообще только в виде живописи маслом существует, но часто издатели используют фрагменты этих полотен для обложек своих изданий "Онегина" — бренд (за рубежом покруче Пушкина), да к тому же и бесплатный!

Во-вторых...

Во-вторых, имеется силуэт работы художника Ильина, чьё творчество целиком укладывается в советское время.

Понятно, этот силуэт отнесён к началу последней главы: "В те дни, когда в садах Лицея я безмятежно расцветал...". Подходит, конечно, но дело в том, что у Ильина это иллюстрация из цикла, специально созданного к пушкинской лирике (издан этот потрясающий цикл в том же 1949 году).

Так что редактор, воткнувший этот силуэт в "Онегина" проявил эмоциональную тупость. Но если предположить, что подбор иллюстраций для тома — это смотр достижений, то надо признать, что на фоне дореволюционных художников Ильин смотрится очень достойно (а по моему мнению, так и вовсе всех затмил). Тогда получается, что выбор для презентации был удачным.

И, в-третьих...

В-третьих, Кузьмин.

Его иллюстрации из этого издания я уже показывал — с грустью, как пример вынужденного упрощения: https://fantlab.ru/blogarticle53273. Но если поверить, что была какая-то концепция в подборе иллюстраций — то эти картинки Кузьмина можно рассматривать как смирение художника и, тем самым, как его примирение с классической русской графикой.

Все встретились под одним переплётом, всех одинаково ценит в 1949 году издатель такой политически важной литературы как "Сочинения" Александра Пушкина. Концепцию эту я сейчас только придумал — иначе было бы совсем скучно. Да, много у коллекционера барахла в коллекции. Но ведь за рамками коллекции вообще никто не поинтересуется...




Теперь — трехтомник "Избранные произведения".

Добавления к библиографическому описанию: Тираж каждого тома — 50.000 экз. Цена каждого тома — 10 руб.

Полиграфически издание поскромнее, чем однотомник. В каталоге-справочнике его хвалят за подбор иллюстраций. Ну да, почти всё — новенькое; из Интернета образца 1949 года ничего не тырили. Но к "Онегину" иллюстрации очень скромные, страничных всего две, да плюс заставка и концовка. Есть заставка к "разделу" — она за рамками иллюстраций, принадлежит известному ксилографу М.Пикову.

Пиков
Пиков

Некоторой интригой лично для меня было угадывание авторства страничных иллюстраций (в каталоге-справочнике однозначно идентифицируются только заставка-концовка). Потом сверился с данными, которые приведены в конце тома. Не угадал. Много думал. Решил вину свалить на художников.

Итак, два художника. Дехтерёв (есть на Фантлабе: https://fantlab.ru/art1585) — художник очень известный; кроме того, о нём вспоминают как об умном руководителе детской иллюстрацией (с 1945 года — главный художник Детгиза). В моём детстве — в 1970-е — выходило очень много дешёвых детских книг с его картинками. Меня он как художник оставил равнодушным.

В этом трёхтомнике ему принадлежат заставка и концовка к "Онегину", а также сцена дуэли. Кто бы мог подумать!

Заставка (Дехтерёв)
Заставка (Дехтерёв)
Концовка (Дехтерёв)
Концовка (Дехтерёв)
Дуэль (Дехтерёв)
Дуэль (Дехтерёв)

Художник Ладягин. Я о нём ничего не слышал. Ему принадлежит сцена с Татьяной и няней. Именно эту иллюстрацию я Дехтерёву и приписал со стопроцентной уверенностью (скошенный подбородок Татьяны мне показался очень знакомым из дехтерёвских картинок к пушкинским сказкам).

Художник Ладягин
Художник Ладягин

Ладягин тоже есть на Фантлабе: https://fantlab.ru/art2323. Ознакомился: некоторые книги он вместе с Дехтерёвым иллюстрировал. Может, поэтому такое сходство?


Статья написана 22 марта 2018 г. 18:16

"Онегин" в иллюстрациях Павла Бунина. Таких иллюстраций совсем немного, но решил посвятить этому художнику отдельный пост.

Иллюстрации к Пушкину — в сборниках и это, как правило, собранные в одной тетрадке картинки: отдельно читаем, отдельно смотрим...

Павел Бунин как художник на Фантлабе представлен: https://fantlab.ru/art2029. В аннотации отмечено: "Особое место среди работ Бунина занимают его иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина: «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Капитанская дочка», «Медный всадник», «Арап Петра Великого», «Пиковая дама». Всего более 700 рисунков на пушкинскую тему".

Но ни одного пушкинского сборника, которые хочу показать, я на Фантлабе не нашёл.




Давайте сначала посмотрим сами сборники.

1) Сборник 1969 года "Сто стихотворений и десять писем"

Добавления к библиографии: Тираж 100.000 экз. Цена 88 коп.

2) Сборник 1974 года "Болдинская осень"

В каталог-справочник это издание не внесено, поскольку формально книга не под авторством Пушкина. Хотя там всё написанное Пушкиным в Болдино в 1830 году приводится полностью без сокращений, а текст В.И.Порудоминского и Н.Я.Эйдельмана назван "сопроводительным". Издание замечательное и по задумке и по комментариям — настоящая жемчужина пушкиноведения. В юности эта книга (но другое издание, с другим художником) оставила неизгладимое впечатление, пробудила интерес к серьёзной пушкинистике (хотя никто из "серьёзных" Эйдельмана превзойти не смог).

Дам собственное описание:

Болдинская осень. Стихотворения, поэмы, маленькие трагедии, повести, сказки, письма, критические статьи, написанные А. С. Пушкиным в селе Болдине Лукояновского уезда Нижегородской губернии осенью 1830 года / Сопроводительный текст В.И.Порудоминского и Н.Я.Эйдельмана. иллюстрации П.Л.Бунина. — М.: "Молодая гвардия". 1974. — 20,5 см.; 448 с.

БУНИН П.: 32 илл.: авантитул; Барышня-крестьянка: 3 илл.; Выстрел: 4 илл.; Гробовщик: 1 илл.; Евгений Онегин: 3 илл.; История села Горюхина: 3 илл.; Каменный гость: 4 илл.; Метель: 3 илл.; Моцарт и Сальери: 2 илл.; Сказка о попе и работнике его Балде: 3 илл.; Скупой рыцарь: 1 илл.; Станционный смотритель: 3 илл.; Стихотворения ("Герой" и "Пью за здравие Мери"): 2 илл.

Тираж 100.000 экз. Цена 90 коп.

3) Сборник 1975 года "Избранное"

Добавления к библиографии: Тираж 200.000 экз. Цена 1 руб. 02 коп.

4) Сборник 1996 года "Жизнь и лира"

В связи с поздним годом издания в каталог-справочник эта книга попасть не успела.

Даю собственное библиографическое описание:

Жизнь и лира: Сборник. — М.: "Книжная палата", 1996. — 20,5 см.; 416 с.

БУНИН П.: 49 илл.: Арап Петра Великого: 2 илл.; Борис Годунов: 2 илл.; Братья разбойники: 1 илл.; Выстрел: 2 илл.; Евгений Онегин: 4 илл.; Капитанская дочка: 3 илл.; Моцарт и Сальери: 2 илл.; Пиковая дама: 2 илл.; Путешествие в Арзрум: 1 илл.; Стихотворения и письма: 29 ил.; Тазит: 1 илл.

Тираж 11.000 экз.

5) Сборник 2005 года "Сквозь годы, сквозь столетия"

Подзаголовок: Шедевры мировой литературы в творчестве Павла Бунина. Так что это бенефис самого художника. Издано: М.: Орбита-М, 2005.

Пушкину здесь посвящён небольшой раздельчик. Иллюстраций к "Онегину" в этой книге нет, но, раз уж пошла библиография П.Бунина, дам на будущее перечень иллюстраций:

БУНИН П.: 10 илл.: Арап Петра Великого: 1 илл.; Каменный гость: 6 илл.; Капитанская дочка: 2 илл.; Медный всадник: 1 илл.

тираж 2.000 экз.

6) UPD/07.09.2018. Сборник 1998 года "Гениальный сын России"

Альбом большого формата весь посвящён Пушкину и его произведениям.

Даю собственное библиографическое описание:

Гениальный сын России: К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина. — М.: Славянский диалог, 1998. — 30 см.; 159 с.

БУНИН П.: цв. и ч/б илл. на каждой странице: Драмы, Евгений Онегин, Египетские ночи, История Пугачёва, История села Горюхина, Повести Белкина, Пиковая дама, Поэмы (включая "Анджело", "Гаврилиаду"), Сказки, Стихотворения (Лицейская лирика, К вельможе, Бонапарт и черногорцы и др.), иконография и т.д.




Теперь собственно иллюстрации к "Онегину". Для наших узловых точек слишком мало материала — сам Онегин, да последняя встреча. Так что, чем богаты...

1) Сборник 1969 года "Сто стихотворений и десять писем"

Онегин очень надменный
Онегин очень надменный
Онегин с Пушкиным
Онегин с Пушкиным
Картинки на развороте
Картинки на развороте

2) Сборник 1974 года "Болдинская осень"

Онегин не такой опухший
Онегин не такой опухший
Татьяна как античная героиня
Татьяна как античная героиня

3) Сборник 1975 года "Избранное"

Ленский очень пылок
Ленский очень пылок

Единственная картинка из старых запасов (зеркально перевёрнутая). Непонятно: до "Онегина" иллюстрации сплошняком идут. А тут следующие более чем 150 страниц — без единой виньетки.

4) Сборник 1996 года "Жизнь и лира"

Беседы с Ленским стали поспокойнее
Беседы с Ленским стали поспокойнее
Татьяна крупным планом
Татьяна крупным планом

5) Сборник 2005 года "Сквозь годы, сквозь столетия"

Иллюстраций к "Онегину" нет.

6) UPD/07.09.2018. Сборник 1998 года "Гениальный сын России"

Онегин всё усреднённее
Онегин всё усреднённее
Онегин в санках
Онегин в санках
Татьяна утратила выразительность
Татьяна утратила выразительность
Онегин с мужем Татьяны
Онегин с мужем Татьяны




Для меня иллюстрации Павла Бунина являются образцом книжной графики: схематично, выразительно, эстетично. Художник очень плодовит: рисует много и охотно. Но часто издатели ему не давали развернуться. Из непушкинских у меня имеется только пара книг, проиллюстрированных П.Буниным как положено: макет, заставки, страничные иллюстрации, иллюстрации в тексте (эта и эта). Ну там вообще буйство художника — по сути, предвестники графических романов...

Жаль, что среди таких "графических романов" нет книг Пушкина.


Статья написана 18 марта 2018 г. 11:24

Отдельные издания "Онегина" в моей коллекции закончились. Переходим к сборникам.

Когда-то я уже показывал черно-белые иллюстрации К.Рудакова и жалел об упущенном комплекте цветных иллюстраций (https://fantlab.ru/blogarticle53332). Лишний раз не проверил свой каталог — а оказывается, цветные иллюстрации Рудакова представлены в сборниках, которые есть в моей коллекции. Не бог весть что, но для общего представления достаточно. Раз обзоры тематические — по произведениям, к сборникам придётся обращаться не раз. Сегодня посмотрим рудаковского "Онегина" в цвете в этих сборниках. Их два: солидный юбилейный томище 1949 года под названием "Поэзия" (в тот год однотомников избранного выпустили очень много и, видимо, придумывали названия, отличные от традиционных "Сочинений") и современный том избранного.

Начну с современного издания — хочется поскорее забыть об издании "Белого города" и показать хороший образец компиляции. Это объемный том издательства "Эксмо" 2007 года в серии "Библиотека великих писателей".

Полный перечень художников там такой: Ильин Н., Кузьмин Н., Рудаков К., Бенуа А., Добужинский М., Гельмерсен В., Свитальский В., Рерберг И., Билибин И., Гочарова Н., Попова Л.

Разные произведения — разные художники. Макет неидеальный, есть вольности, но в целом сделано со вкусом, качество иллюстраций очень приличное. Подбор картинок — грамотный, встречаются очень редкие иллюстрации. Кое-что я собрал в подлинниках, но остались легендарные циклы иллюстраций, которых купить не удалось, и они у меня имеются только в этом однотомнике. В общем, полная противоположность халтуре от "Белого города".

На Фантлабе книга представлена: https://fantlab.ru/edition73984. Художники в описании Фантлаба перечислены не все (взяты только те, которые указаны на рекламке, опоясывающей том). В этом описании Рудаков как художник вообще не упомянут, иллюстратором "Онегина" назван Кузьмин. Дело в том, что основной корпус иллюстраций к "Онегину" в этом издании — действительно знаменитый Кузьмин. Но цветной цикл Рудакова тоже есть — он дан в виде бонуса, в отдельной вкладке идут подряд все 8 иллюстраций. В общем-то, даже почти всем нашим ключевым точкам соответствует (не хватает только сна Татьяны, ну так его много где не хватает).

1) Онегин.

2) Сон Татьяны отсутствует.

3-4) Первая встреча и следом — дуэль.

5) Прощальная встреча.

UPD/21.02.2019

Всплыла ещё одна цветная иллюстрация первой встречи Онегина и Татьтяны (издание: "К.И.Рудаков: Воспоминания о художнике". — Л.: "Художник РСФСР", 1979). Датировка — 1945 год.

Возможно, это эскиз, случайно сохранившийся. Мне кажется, самый удачный вариант. Очень может быть: в сборнике, откуда взята эта репродукция, как раз есть воспоминания одной художницы, как Рудаков несколькими штрихами (мазками) потрясающе делал готовую картину, которую потом портил детальной переработкой.




Теперь издание под названием "Поэзия" 1949 года. Гигантский формат. Вот экземпляр из моей коллекции и библиографическое описание из каталога-справочника (для всего сборника).

Добавления к библиографии: Тираж 15.000 экз. Цена 40 руб. На Фантлабе я этого издания не нашёл.

По художникам. В каталоге-справочнике отражены только художники, рисовавшие собственно иллюстрации к произведениям. Однако в этом издании имеются и некие биографические зарисовки — места и пейзажи, связанные, как показалось редакторам, не с произведениями Пушкина, а только с его личностью. Границу иногда сложно провести — так, в корпус "Онегина" включена зарисовка Летнего сада. Художник — знаменитый в своё время Л.Хижинский.

Летний сад без Онегина

Но, вроде, учитывая мем "и в Летний сад гулять водил", эта зарисовка и как иллюстрация к "Онегину" может сойти (позднейшие художники смело бы включили подобные непривязанные к герою зарисовки в состав иллюстраций). Поэтому будем считать, что на отдельных вклейках в этом издании — иллюстрации двух художников к "Онегину".

Что касается иллюстраций Рудакова в этом сборнике. Из цикла в восемь картинок представлены три: Татьяна, первая встреча и дуэль. Пишут, что Рудаков работал над цветным циклом до самой кончины — теоретически в 1949 году могли быть ранние варианты, но в этом издании без сюрпризов: иллюстрации не отличаются от окончательного варианта.

Одинаковые иллюстрации из разных изданий принято сравнивать. В моём случае формат картинок практически одинаковый, разница только в цветопередаче. Считается, что первые издания дают более точную цветопередачу, поскольку там типография работала с подлинником. Для 1949 года это, вероятно, справедливо (позже в советское время, общая типографская культура стабильно снижалась). В наши дни современные издания часто лучше ранних, но это при условии, что в ответственных издательствах (их немного) профессионалы (их ещё меньше) работают с подлинниками иллюстраций. В издании 2007 года подлинников, очевидно, не было.

В общем, если смотреть "вживую", то получается, что разница чувствуется, но различия в цветопередаче и резкости незначительны, однозначный выбор сделать трудно. Мне кажется, что в издании 1949 года более правильные иллюстрации, но это, видимо, из-за духа времени: больше уюта, легче раскрывается, толстая рыхлая бумага (но не для вкладок — там глянцевая и бликует посильнее, чем в современном издании). А вот на фото (особенно не профессиональном, как у меня) никакого "духа эпохи" уже нет.

Слева: 2007 год, справа — 1949 год
Слева: 2007 год, справа — 1949 год
А тут наоборот — слева: 1949, справа: 2007
А тут наоборот — слева: 1949, справа: 2007


Статья написана 15 марта 2018 г. 16:02

Продолжим рассмотрение вот этой компиляции: "Евгений Онегин" (М.: Белый город, 2005)

В этом издании можно посмотреть фрагменты нескольких циклов иллюстраций, сделанных восточно-европейскими художниками. Но иллюстрации приходится вычленять из того компоста, который "Белый город" разбросал по страницам своего издания — это раздражает и резко снижает даже академический интерес к редким иллюстрациям.

Но всё же попробуем.

Если верить "Белому городу", воспроизводятся картинки из книг, изданных с 1923 г. по 1966 г.:

— в Чехо-Словакии: Прага (1923 и 1966), Братислава (1953);

— в Болгарии: София (1937);

— в Венгрии: Будапешт (1953);

— в Румынии: Бухарест (1954);

— в Польше: Варшава (1962).

Художник назван только один раз — это А.Алекс в чехо-словацком издании 1923 года.

В целом, иллюстрации относятся к жанру реализма. Иностранный художник, добросовестно рисующий чужого поэта в жанре реализма, может быть забавен: посмотрите, с какой масштабностью он пытается буквально воспроизвести оборот Пушкина "держу я счастливое стремя":

 Прага, 1923
Прага, 1923

Но, например, Татьяна из бухарестского издания 1954 года хороша:

Румынская Татьяна

Польское издание 1962 года, судя по всему, решено в абстрактном стиле. Это должно быть безумно интересно. Но "Белый город" приводит одну-единственную иллюстрацию:

Польская Татьяна

Абстрактным также является чехословацкое издание 1966 года. Но там всё решено через заставки к главам. Эти заставки в виде игральной карты (число очков соответствует номеру главы), изображение энергичное и символическое: типа эпиграфа ко всей главе. Интересно угадывать мысль художника.

Первая Глава:Смерть (видимо, дяди)
Первая Глава:Смерть (видимо, дяди)
 Вторая глава: Деревня, музы
Вторая глава: Деревня, музы
Шестая глава: Стрела пронзает голубочка (Ленский, понятно)
Шестая глава: Стрела пронзает голубочка (Ленский, понятно)
Последняя глава: Лев получает обратку (вроде, смертельная рана)
Последняя глава: Лев получает обратку (вроде, смертельная рана)




Посмотрим примеры для наших ключевых точек.

1) Онегин.

Онегин в начале романа

Словацкий Онегин, 1953
Словацкий Онегин, 1953
Румынский Онегин, 1954, а ниже Ленский в кадр попал
Румынский Онегин, 1954, а ниже Ленский в кадр попал

Переродившийся Онегин в конце романа

Слева: чешский Онегин (1923), справа — румынский (1954)
Слева: чешский Онегин (1923), справа — румынский (1954)

2) Сон Татьяны.

Чешский сон, 1923
Чешский сон, 1923

3) Дуэль.

Дуэль по-румынски, 1954
Дуэль по-румынски, 1954
Дуэль по-венгерски, 1953
Дуэль по-венгерски, 1953
Дуэль по-чешски, 1923
Дуэль по-чешски, 1923

4) Первая встреча Онегина с Татьяной (у болгарского художника неожиданно получилось).

По-румынски, 1954
По-румынски, 1954
По-болгарски, 1937
По-болгарски, 1937
По-чешски, 1923
По-чешски, 1923
По-венгерски, 1953
По-венгерски, 1953

5) Последняя встреча.

С точки зрения чеха, 1923
С точки зрения чеха, 1923
С точки зрения венгра, 1953
С точки зрения венгра, 1953




Единственная мысль, которая появляется после просмотра этого издания: хорошо бы увидеть качественно изданную и со вкусом подобранную зарубежную иллюстративную пушкиниану.





  Подписка

Количество подписчиков: 80

⇑ Наверх