Совсем немного книжечек — мораторий на покупки потихоньку начинает действовать, к лету надеюсь свести приобретения к нулю. Ну или дочитать Большую Пизанскую Стопку и вернуться к бесконтрольному накопительству.
Во-первых, это сборник Игана «Тёплая планета», в который я успел перевести один рассказик в межазбучный период. Игана я покупаю по-умолчанию, это редкий по нынешним временам представитель хард-сай-фай, который умеет играть в приключения идей, а не людей.
Три книги из серии «Лезвие бритвы», которые я по ряду причин пропустил по выходу и теперь восполня... Нет. На самом деле я честно сомневался, стоит ли их вообще брать, но потом решил всё-таки добить серию до полного комплекта, потому что другого такого издания на моём веку наверное уже не будет. У Владимира Березина попадаются красивые мысли, правда они обычно тонут в океане красивых слов; всеми любимые Олди совершенно не умеют писать литературу, но зато здраво о ней рассуждают, а у Марии Галиной я уже купил первый том гиперфикшн, так отчего же не купить теперь и второй?.
Сейчас, когда вся эта серия встала в ряд на полочке, она очень напоминает советские серийные издания. То ли «Памятники философской мысли», то ли библиотечку общества «Знание», в общем, те самые однотипно оформленные томики, которые стройными рядами стояли на полках в каждой интеллигентной семье, и которые обычно никто не читал.
И последняя книга — это совершенно офигительная «Плутония» Обручева.
Во-первых, это ранний, ещё не искромсанный пролетарской цензурой вариант романа, который процентов на 25 больше того, что публиковалось в многочисленных советских переизданиях.
Во-вторых, это картинки самого Буриана:
И не только цветные, но и обильная чёрно-белая графика:
А в-третьих, мне просто нравится «Плутония» как таковая. Она всегда мне нравилась больше, чем «Земля Санникова», «Гиперболоид инженера Гарина» и прочие хиты советского книгоиздания. В ней было нечто завораживающее — совершенно отличное от тайн и загадок Страны Мепл-Уайта. Нечто отличное от динозавров (Вы знаете, что любители динозавров — это пятая колонна рептилоидов, которым твари из космоса промыли мозги? Нет? Вот и я не знаю. Но испытываю некоторые обоснованные подозрения.) Меня больше привлекал в романе даже не экзотический животный мир, а сама обстановка гигантской пещеры. Мёртвый, как внутренняя полость черепа, Пеллюсидар, выжженый дотла маленьким злым солнцем. И до чёртиков было интересно, что же там дальше, за пределами оазиса жизни. Гигантские муравьи, выживающие посреди пустыни, только раздразнили моё воображение, и мне всегда казалось, что там, дальше, должно быть что-то ещё. Что-то совершенно неведомое.
Итоги года, как обычно, подвели. Ни почитать, ни посмотреть было особенно некогда, зато работы было хоть отбавляй. Надеюсь, в следующем году будет всё наоборот.
ПОЧИТАТЬ
Роман
Ник Харкуэй «Гномон» («Gnomon», 2017, пер. 2020) Как всегда у Харкуэя очень длинно, очень запутанно и очень, очень поэтично. Харкуэй примиряет меня с существованием современной околонаучной фантастики, на мой вкус он идеально сочетает интеллектуальное с душевным и не стесняется употреблять эпитеты и украшать свою речь изящными оборотами.
Рассказ
Грег Иган «ТАП» («TAP», 1995, пер. 2020) Перевёл я этот рассказик в декабре прошлого года, но каким-то образом он успел попасть в сборник «Тёплая планета». Рассказ мне понравился, не так чтобы уж прямо «ух!», где-то 8 из 10, но все прочие рассказы 2021 года мне откровенно не понравились, за исключением парочки красивых окаменелостей от Кордвайнера Смита и Фрица Лейбера. В итоге ТАП получает победу в общем зачёте.
Нонфикшн
Жорж Блон «Великие тайны океанов», 1972 г., пер. 2019-2021. Издание Блона просто шикарное, оно пробуждает весь набор детских эмоций, будто я вновь открываю «Костёр» с Хейердалом, «Моревизор уходит в плавание» или «Пиратов Америки».
Биография
Эмми Биннс «Скрытный Джон Уиндем: жизнь, любовь, письма», пер. 2021. Очень качественный текст, написанный хорошим языком. Единственное, о чём сожалею, так это о том, что книги самого Джона написаны не столь хорошо, как его биография.
ПОЧИТАТЬ-ПОСМОТРЕТЬ
Графический роман
Саймон Столенхог «Лабиринт» пер.2021. В этой книге автор наконец-то переходит от графических рассказов-картинок к полноценной графической новелле. По сравнению с предыдущими книгами она ещё более депрессивна, но я уже свыкся с этой особенностью автора. Подобно Митридату, я потреблял его яд долгие годы мелкими дозами, рассматривая картинки в интернете.
Манга
Таппэй Нагацуки «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире». Я остаюсь фанатом Re:Zero – что тут добавить?
Вакаки Тамики «Одному лишь Богу ведомый мир» («Kami nomi zo Shiru Sekai», 2008-2014, пер. 20??). В отличие от аниме, оригинальная манга содержит несколько серьёзных моментов, когда герой внезапно осознаёт, что речь идёт не о невинных шуточках, а о судьбах живых людей, и несколько совершенно ржачных моментов, не вошедших в мультик. На этой манге я впервые почувствовал полное погружение и наконец-то ощутил настоящее искусство, скрытое в незатейливых картинках и довольно дурацком сюжете.
Ранобе
Таппэй Нагацуки «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире». Вариант ранобе мне нравится так же, как манга. Если бы по Re:Zero сняли кукольный спектакль, мне бы он всё равно понравился.
Книжка с картинками
Алексей Караваев «Назовём его «Всемирный Следопыт». Это зачётная попытка объять необъятное. Ближайшим вариантом, видимо, была бы полная подшивка «Следопытов» с комментариями отдельным томиком.
Льюис Кэрролл «Охота на Снарка». Великолепный Олейников. В его обрамлении даже кружковский перевод кажется вполне адекватным.
«Пришельцы из прошлого» («Beforeigners», 2021 г.). Наконец-то второй сезон самого лучшего сериала 2019 года!
«В ночь» («Into the Night», 2021 г.) Снова второй сезон, чуть слабее первого, возможно, но всё ещё очень живо и драматично.
Дорама
«Псих, но всё в порядке» («It's Okay to Not Be Okay», 2020). Отличная, забавная и сюрная история, собранная, между тем, из обычных дорамных компонентов. Впервые вижу у корейцев такой стильный гротеск.
«Лунные влюбленные / Алые сердца: Корё» («Moon Lovers: Scarlet Heart Ryeo», 2016 г.). А это чисто шекспировская драма страстей, причём прорастает она незаметно, сквозь обычную дорамную попаданческую клоунаду. Очень подлый приём – ничто не предвещало, и я совсем не ожидал подобного, предполагая обычную сантабарбару в декорациях царства Чосон. И вдруг – на тебе, высокая драма!
Кроме «Азбуки» вышли ещё вот эти две книжки. Одну я перевёл полностью, для второй перевёл/дописал изрядный кусок текста.
На этом утомительный 2021 год наконец-то заканчивается. Надеюсь, следующий 2022-й будет годом покоя и милых неспешных занятий… Накануне войн и революций многие люди думали так же. Но хотя бы помечтать-то я могу?
Межзвёздный водородный прямоточник Бассарда, предложенный в 60-х физиком Бассардом, часто использовался в научной фантастике и более-менее знаком всем: спереди воронка, собирает межзвёздную пыль, сзади реактор испускает красивый синий луч, и корабль летит. Сегодня двигатель Бассарда обсчитали по-новой и выяснили, что Бассард обсчитался. Для поддержания тяги в 1000 т (у Falcon-9 она примерно вполовину меньше) нужна магнитная воронка шириной 4000 км и длиной в 150 млн км, или в одну а.е. Такой машинке будет тесновато в Солнечной системе, а её включение наверняка вызовет различные катаклизмы.
Современная наука практически не оставила камня на камне от старой доброй звёздной романтики — стоит ли удивляться, что фантастика, в свою очередь, больше не зовёт молодёжь во ВТУЗы.
Последняя кучка книжек, особенно хвастаться нечем, но надо же чем-то завершить год.
Поначалу немного повторов — это пришли авторские."Свои" книжки я привык сам покупать, потому что, во-первых, покупка книг это совершенно отдельное удовольствие, а во-вторых, в договорах они то есть, то их нет, но, независимо от договора, "Азбука" про авторские стабильно забывала. Я к этому уже давно привык и тут вдруг на тебе:
В этих двух томиках подобрались как раз те вещи, которые мне никогда особенно не нравились. Но в процессе работы над их переводами выяснилось столько мелких подробностей, что их "контекстный фон" лично для меня начал перевешивать все недостатки фабулы и сюжета. Я не говорю уже о том, что в качестве объекта исследования "Число Зверя"/"Панки-Барсум" неисчерпаем как атом, я написал уже две (или три?) статьи по их поводу, но смог изложить в них лишь самые простые и очевидные мысли по поводу этого тандема.
Ещё одну стопочку авторских подкинул fanzon:
С приходом "Ворчания" количество дубликатов перешло в качество, свободные места на полке исчерпались, и в новом году мне придется что-то делать с лишними экземплярами. Дарить их уже некому, продавать хлопотно. Я уже думаю, не устроить ли мне, как Соболеву, викторину на ФЛ и избавиться от них в качестве призов. Только вопросы надо придумать простенькие, чтобы уж наверняка. Например: есть ли разница между двумя фото, и если есть, то почему?
Не спешите отвечать, я по молодости лет думал по этому поводу одно, потом другое, а сейчас снова в сомнениях.
И опять авторский экземпляр:
Я немножко поучаствовал в этом проекте — нарыл в архиве немного фоток
и слепил на скорую руку "послесловие" — перевёл три главы из Паттерсона в обрамлении абзацев собственного сочинения.
В процессе написания у меня возникла мысль о полноценной статье "Хайнлайн и политика", поскольку эта тема постоянно ускользает из литературных обзоров. Чисто формально Боб за свою жизнь совершил причудливые зигзаги между социалистами, демократами, республиканцами, либертарианцами и т.д. Технически, он несколько раз менял свои взгляды на прямо противоположные, при этом не поступаясь своими убеждениями. Описать эти вещи было бы, как минимум, любопытно, но подходящая для размещения такой статьи книжка уже вышла, и поезд ушёл. Кстати, у "Заберите себе правительство" ещё остались нераспроданные экземпляры, что довольно странно при вполне разумной цене и адекватном качестве. Мне казалось, что коллекционеров Хайнлайна в стране должно быть немного побольше тридцати человек. В общем, если вдруг надумаете приобрести — обращайтесь. Не хотелось бы, чтобы этот проект прошёл по графе "убытки". Потому что тогда шансов на публикацию "Королевского вояжа" вообще не появится. И это будет печально. "Вояж" — хорошая книга, написанная живым языком, но без картинок она не смотрится, а с картинками у неё единственный шанс быть изданной самым наглым пиратским образом — с копипастами фоток из National Geographic и отечественных блогеров.
На этом предновогодние подарки от издателей закончились, Дальше пошли подарки, которые я сделал себе сам:
Деймона Найта я покупаю на автомате — всё, что попадается в поле зрения и находится в досягаемости. Это был умнейший критик (ну ладно, возможно, не самый яркий и глубокий, но говорил он, в основном, правильные вещи и говорил их в те времена, когда говорить о фантастике было неприлично) и великий автор Золотого века. Он, конечно, не мог нарушить Закон Старджона (разве что чуть-чуть сдвинуть проценты), но даже в самых проходных вещах он использовал идеи, которые сверкают, как золотые гвоздики в картине мироздания. Множество авторов, которые пришли после него, повесили на эти гвоздики свои шкурки, так что золотая основа за ними уже практически не видна, но я-то помню, что Найт был первым, а они — всего лишь удачливые мародёры.
И снова нонфикшн:
Я не буду тут распинаться по поводу Миядзаки — кто не видел фильмов Миядзаки, тот пропустил нечто важное в жизни (хотя кто не видел фильмов Миядзаки? это невозможно!). Книжка с картинками, издана шикарно — спасибо "Бомбора"!
Ещё одно погружение в мир детства.
Это я продолжаю пытаться привить вкус к чтению молодому поколению. Может, на этот раз сработает. Предыдущие кошачьи истории детёныш всё же дочитал до конца. Может, сработает. Надеюсь. Тысячи книг на полках замерли в тревожном ожидании результатов — они-то знают, что большинство домашних библиотек заканчивают свой срок, выброшенными на свалку. Печально, конечно, но это случится не завтра, а когда-нибудь потом, а сейчас я безмятежно наполняю закрома и радуюсь, что мне будет чем заняться долгими зимними вечерами.