Корум в Шире


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mif1959» > Корум в Шире
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Корум в Шире

Статья написана 11 июля 2021 г. 15:09

«Мы не можем быть уверены, настолько ли плохи Саурон и Ко., как нам говорят. В конце концов, должно же в них быть что-то хорошее, если они ненавидят хоббитов».

Продолжение. Начало см. — «Ты Корум. И мы звали тебя потому, что ты Корум»

Майкл МУРКОК не любит Джона Рональда ТОЛКИНА. И об этом неизменно говорит на протяжении многих лет. В 70-х даже опубликовал эссе «Epic Pooh», где раздолбал творчество ТОЛКИНА и ЛЬЮИСА. Судя по тексту, они раздражали его уже тем, что были выпускниками Оксфорда, профессорами и ревностными христианами. То есть типичными представителями британского истеблишмента. Плоть от плоти, так сказать. Они – тори, этим и виноваты. Их так называемое героическое фэнтези – это, скорее, инфантильные волшебные сказки: «ясельный, колыбельный стиль, мягкий и успокаивающий; певучий рассказ, который хорош не конфликтом, а его отсутствием. Его цель — укачать, приласкать, солгать, что все будет хорошо… Это «Винни-Пух», притворяющийся эпосом». В 2014-м в «Нью Йоркере» даже назвали МУРКОКА «Анти-ТОЛКИНЫМ».

Среди прочего автор «Epic Pooh» пеняет ТОЛКИНУ навязыванием «Утешения Счастливого Конца». В итоге-де процветает сельская идиллия и «мифическая невинность» Шира в противовес реальной «городской индустриальной жизни» — ну, почти как парафраз слов из известного Манифеста об «idiotismus des Landlebens entrissen», неточно переведенных на русский как «идиотизм деревенской жизни». К моменту написания своего «Пуха» МУРКОК, начинавший когда-то подростком с подражаний одному Берроузу, создателю «Тарзана», уже являлся почитателем другого Берроуза – Уильяма.

художник Роберт ГУЛД

А теперь давайте посмотрим, чем же кончается вторая трилогия Майкла МУРКОКА о «принце в алом плаще» – «Серебряная рука»? Корум убит ударом собственного меча в сердце. Меча, который он прозорливо назвал «Предатель». Меч держала его собственная серебряная рука-протез, над которым ранее проделала действия его любимая женщина Медбх. Произошло это после того, как с помощью Корума удалось выбросить из мира чудовищных и кровожадных фой миоре, а вслед за ним отправить домой – в иной параллельный мир — не менее опасных могучих малибаннов. Умирая, принц слышит слова «Теперь этот мир свободен от всех чар и полубогов».

То есть остались в нем лишь люди, которые отныне сами будут решать свои проблемы.

С одной стороны вторая трилогия приглушенно повторяет то, что было в трилогии первой, закончившейся тем, что Потерянные Боги уничтожили в человеческих измерениях и Владык Хаоса, и Владык Порядка, оставив миры их обитателям. А с другой – чем эта концовка не сродни трилогии ТОЛКИНА, где после уничтожения Зла противостоящие им и оставшиеся в живых нечеловеческие силы Добра тоже покидают мир, дабы оставить его людям? И не так уж утешительно счастливо завершение войны с Сауроном, судя по видениям Фродо. Скорее, грустно. В том числе и потому, что сельской идиллии Шира действительно уже не будет места в этом дивном новом разволшебствленном мире. На радость МУРКОКУ.





1313
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 июля 2021 г. 17:10
Время таки все расставляет по своим местам. Чем больше узнаю о Муркоке, тем больше неприязни он мне внушает — это после безоговорочного обожания буквально еще десятилетней давности.
Типичный левак шестидесятнического разлива, с головой напичканной социалистическими бреднями, политотой и потугами на то, что сегодня вылилось в «культуру отмены». Не шибко успешный, как показало время (все его попытки в мейнстрим потерпели неудачу — хотя книги, в общем-то, хорошие). Крайне неумный в ряде своих высказываний и в отношении Толкина в том числе.
При том, что фигура Толкина титаническая, а он рядом с ним если не пигмей, то... в общем, не сравнимые величины.
Хотя все равно ряд его книг останется со мной навсегда.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2021 г. 18:46
Может Муркок и пигмей, и знают его меньше. Может он не Набоков, но все-таки ПИСАТЕЛЬ! Может не сильно хороший писатель, точно не Баллард.
Ну так Толкин, эта ваша глыба, так и вообще не Литература. Так, недоразумение....))))))))))
 


Ссылка на сообщение12 июля 2021 г. 06:00
arcanum Пишет Муркок хорошо, особенно там где уходит от «heroic fantasy». «Танцоры на Краю Времени» например — замечательный цикл. А насчёт «cancel culture», поживите в US Bible Belt и пообщайтесь с баптистами. Тогда увидите все немного иначе.
 


Ссылка на сообщение12 июля 2021 г. 10:48

цитата omaksimov

«Танцоры на Краю Времени» например — замечательный цикл
безоговорочно согласен. И «Город в осенних звездах» (фон Беки в целом, но он особенно). И Пьят. И «Матушка Лондон». Хороших книг у него хватает.
Где-то его бэкграунд превалирует, особенно, в критике и эссеистике, но в отдельных проявлениях своего творчества он бесспорно хорош. Не без изъянов и не всегда — но талантлив, гад эдакий.

цитата omaksimov

поживите в US Bible Belt и пообщайтесь с баптистами. Тогда увидите все немного иначе.
я прекрасно понимаю, какова специфика классической васп-овской, консервативной и набожной Америки. И что из себя представляют как вообще провинциалы в США, так и конкретные реднеки с хиллбилли. Но хрен редьки не слаще. На данном этапе он вообще безобидны в культурно-цивилизационном плане, а «культура отмены» — нет. Это (прошу прощения за пафос) сейчас выросло в глобальную цивилизационную угрозу. Сделаать скидку на то, что это детишки-студентики в песочнице на кампусах играются во всякую ерунду уже не получается.
В 60-х мы наблюдали определенный пиковый момент в данной тенденции — сейчас очередной. Муркок, в общем-то, является воплощение этого явления на более олд-скульном уровне.
 


Ссылка на сообщение13 июля 2021 г. 21:14

цитата arcanum

И «Город в осенних звездах» (фон Беки в целом, но он особенно). И Пьят. И «Матушка Лондон».


Муркок хорош ранними фэнтезийными циклами (Корум, Эльрик, Эрекёзе, Хокмун), остальное — сильно на любителя. «Город в Осенних Звёздах» — самая удачная вещь из цикла о фон Беках (первая — «развесистая клюква», третья — полупорнографическая).
Пьят фактически нечитабелен, удивлен, как у издателей хватило силы воли и средств издавать это нечто за гранью добра и зла.
«Трибьют Мервину Пику» — «Глориана» очень неудачен, о чем даже где-то сам автор говорил.
Верно и то, что Муркок хорош для определенного возраста, годы спустя его не тянет перечитывать.
 


Ссылка на сообщение14 июля 2021 г. 03:18
Ещё есть «Кочевники времени» — прикольная трилогия которую замечательно перевела Хаецкая. «Чёрный коридор» — сильная повесть не похожая на остальное творчество. Так что Муркок автор разноплановый.
 


Ссылка на сообщение14 июля 2021 г. 12:41
Ну вот дети, и расхвалили Муркока всего! А то Толкин-глыба, Муркок возрастное, блалала...:-D Так держать!


Ссылка на сообщение11 июля 2021 г. 20:16

цитата mif1959

В 70-х даже опубликовал эссе «Epic Pooh», где раздолбал творчество ТОЛКИНА и ЛЬЮИСА. Судя по тексту, они раздражали его уже тем, что были выпускниками Оксфорда, профессорами и ревностными христианами.

:-D Смешно... Раздолбать Толкиена и Льюиса? Это слишком неприлично сказано. И совсем неправдоподобно. И что же плохого в том, чтобы быть профессорами и христианами? Это совсем не мешает достигать высоких результатов в литературе.


Ссылка на сообщение12 июля 2021 г. 03:14
Равно зачитывался Толкиным и Муркоком, знать не знал о великой нелюбви второго к первому. Интересно, замечал ли Рональд Руэл эту неприязнь, отвечал ли на критические статьи?

По-моему, Майкл Муркок скрестил кельтику с психоанализом. К примеру, в «Коруме» больше кельтского, в «Элрике» психиатрии и психологии. Тот же Вечный Воитель — фишка Муркока — по факту беллетризация архетипа, а «несчастливые концы» взяты у кельтов. Из оригинального муркоковского были ядерный постап, и комикс, и попаданчество. В конце Времени его романы уже гораздо слабее, какой-то усталый унылый Берроуз.

Жаль, что не смог найти переиздание «Корума». Как художественное произведение ценю его больше прочих у этого автора. Было ли оно вообще? Только «Элрик» от Эксмо на полке в двух кирпичах...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июля 2021 г. 13:29

цитата

Жаль, что не смог найти переиздание «Корума». Как художественное произведение ценю его больше прочих у этого автора. Было ли оно вообще?

Разумеется, было! Из совсем недавнего (2018 год) — двухтомник от ККФ:
«Повелители Мечей»
Майкл Муркок
Повелители Мечей
Издательство: СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2018 год,
Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 496 стр.
ISBN: 978-5-91878-255-2
Серия: Легенды фантастики. Michael Moorcock
часть собрания сочинений, омнибус

Комментарий: Первая трилогия цикла "Хроники Корума".
Иллюстрация на обложке Д. Мэйтца.


«Серебряная Рука»
Майкл Муркок
Серебряная Рука
Издательство: СПб.: Фантастика Книжный Клуб, 2018 год,
Формат: 70x100/16, твёрдая обложка, 416 стр.
ISBN: 978-5-91878-270-5
Серия: Легенды фантастики. Michael Moorcock
часть собрания сочинений, омнибус

Комментарий: Вторая трилогия цикла "Хроники Корума".
Иллюстрация на обложке М. Никифорова.


Значительно раньше — полный цикл от Эксмо/Домино в 2006 и от Эксмо/Терры в 2002. Так что выбирайте, так сказать, на любой вкус. Но в двухтомнике от ККФ — отредактированные переводы, если не ошибаюсь. Сам его, правда, хоть и приобрёл, но ещё не читал — жду, когда накроет волной ностальгии ;-)
 


Ссылка на сообщение16 июля 2021 г. 07:26
Seidhe
В начале 2000-х пропустил, доучивался днём и ночами работал. Издание от Книжного Клуба попробую приобрести — если жабу заборю (она уже возмущается). Двухтомник «Элрика» 2007-2008 годов покупал ещё рублей 200 за книгу, в Москве. Спасибо!


Ссылка на сообщение17 июля 2021 г. 19:18

цитата arcanum

цитата omaksimov

«Танцоры на Краю Времени» например — замечательный цикл
безоговорочно согласен. И «Город в осенних звездах» (фон Беки в целом, но он особенно). И Пьят. И «Матушка Лондон». Хороших книг у него хватает.


Отчаянно плюсую.
«Край Времени» — лучшее, из написанного Муркоком, т.н. «большая» литература.
Также согласен насчет Пьята и «Города», добавил бы сюда «Се — человек», неудачную по мнению некоторых «Глориану»... Даже пресловутый «Бордель» обладает своим шармом...
Что же касается классического Воителя — то выборочно Элрика (ибо цикл весьма и весьма неровный) и первую трилогию Корума — за кинематографичность, галлюциногенность и общую безумную атмосферу происходящего... Да нет, хороших книжек у него хватает...


⇑ Наверх