Сказка ложь


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «febeerovez» > Сказка ложь
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сказка ложь

Статья написана 10 августа 2013 г. 02:53


Протеже Питера Джексона, режиссер Нил Бломкамп, в 2009 году знатно вдарил зрителю ботинком в челюсть, выпустив на экраны “Район №9”. Несмотря на то, что это был его первый полнометражный фильм, он быстро принес создателю весомую популярность, и дал возможность выйти в “большое кино”. Снятый за 30 миллионов долларов, фильм о пришельцах смог предложить не только интересную историю, но и умудрился поднять несколько социальных вопросов, касающихся, в частности, беженцев и расизма. Помимо прочего, он еще выглядел раза в 2 дороже своего бюджета, отличался грамотным использованием стиля “мокьюментари”, а так же смело использовал все возможности “взрослого рейтинга”, что позволило истории стать более жесткой, но при этом – более живой.

Новый проект Бломкампа – “Элизиум”, которому наши любимые локализаторы ненавязчиво приписали дополнительное название “Рай не на Земле”, сразу выделялся на фоне других летних блокбастеров, обещая зрителю все тот же фирменный стиль режиссера, только теперь помноженный на большой бюджет. Более того – Бломкамп снова сам выступил в качестве сценариста, что позволяло надеяться на хорошую историю, сродни “Району”. А рейтинг “R” только подчеркивал возвращение режиссерского стиля.

Зря дали режиссеру большой бюджет или нет  — вопрос, открытый для обсуждений. Мне кажется, что зря. Те 30 миллионов “Района №9” дарили простор для творчества, который Бломкамп использовал вовсю. Прием в духе “когда денег мало, а выкручиваться как-то надо” сработал в прошлый раз. Сейчас же, имея на руках 115 миллионов, Джоди Фостер, Мэтта Деймона и снова примкнувшего к кастингу Шарлто Копли, Бломкамп схватил голливудскую простуду, и вместо серьезного социального посыла, как в прошлый раз, рассказал зрителю сказку про Героя.

Я не то, чтобы не люблю сказки про Героев. Люблю – к примеру, каждый новый фильм от Marvel я жду с неподдельным интересом, даже зная, что меня ждет впереди. Здесь же ситуация другая – Бломкамп слишком агрессивно и ярко заявил о себе, чтобы вернуться назад в творческом плане. Но здесь он, если и не вернулся назад, то, во всяком случае, съехал с индивидуального шоссе на открытую автомагистраль шаблона.

Истории про героев рассказывать проще, просто потому, что Герой (именно тот самый Герой с большой буквы) всегда априори интереснее обычного человека. Он избранный, а значит – за ним интересно наблюдать. В “Районе” же, персонаж Шарлто Копли был офисным планктоном, стоящим чуть выше своих коллег из-за любви к дочке босса. Проще говоря, его герой был обычным человеком. А сделать обычного человека интереснее Героя – очень сложно, для этого действительно нужно постараться. С течением сюжета персонаж Колпли тоже вышел в центр всех событий, но при этом он как был, так и остался “случайным человеком”, и по характеру, далеко не являлся Героем.

В “Элизиуме” же, персонаж Мэтта Деймона, по имени Макс, уже с самого детства начинает получать лекции в стиле “ты особенный”, “тебе предстоит большая судьба” и так далее.  К тому же, как часто бывает в такой ситуации, Мэтт Деймон играет скорее не конкретного человека, а функцию. У его персонажа есть исторический фон, созданный специально для его развития, но весь он идет либо из детства, либо заключается в паре предложений а-ля “ты же воровал”. Этого, на мой взгляд, не достаточно для создания правдоподобного характера, которому стоит сопереживать. Единственное, что отличает Макса от образа Героя — его первоначальная корыстная мотивация, но и то, она постепенно вытесняется другими целями, более подходящими для героического образа.

Мотивация большинства других персонажей тоже не всегда отличается адекватностью. Их цели понятны, их можно принять, но опять отсутствует тот фон характера, по которому мы можем понять, что это – живые люди, а не функции. Единственное, что вытягивает героев Джоди Фостер и Копли –  их актерские таланты. Но это не спасает даму с дочкой из “любовной” линии героя Деймона. Сопереживать им не получается – слишком они картонные, как истинные функции, которых явно тащат по сюжету, неубедительно раз за разом сохраняя им жизнь.

“Элизиуму” вообще недостает сюжетных объяснений. К примеру, с чего вдруг в конце 21 века население планеты резко скакнуло вверх? Так же не слишком ясно — по какому принципу делятся “богатые и бедные”. Они там сверху поголовно все “сволочи” что ли? Или разделение происходит по принципу того, что люди на Земле говорят на испанском, а богачи – на французском? Да, это подчеркивает классовое неравенство, но причин разделения не объясняет. Одних слов “деньги”, “богачи” как-то маловато для того, чтобы провести черту между первыми и вторыми.

Так и весь фильм – вопросов возникает много, не только к устройству мира, но и к огрехам сюжета. Особенно видны сюжетные оговорки в финальной части истории, когда герои таки добираются до Элизиума. Зритель может простить такие вещи, если его увлекает история. Но если нет, то за счет этих просчетов, ему становится видна суть. А нарочитость и натянутость тех или иных моментов “Элизиума” постепенно превращает его из фантастики с социальным посылом в сказку, сдобренную агрессивным стилем режиссера. Только зачем нужно такое сочетание в этот раз – не очень понятно, оно смотрится хорошо, но не слишком органично. Здесь сцена с солдатом, которого разносит в кровавые клочья, успешно соседствует с героическим шаблонным финальным пробегом Деймона, и чрезвычайно наивным, для такой истории, финалом. Почесывая голову, глядя на финальные титры, сложно поверить, что этот же человек писал сюжет к “Району №9”.

Визуально стиль Бломкампа еще дает о себе знать. Его сочетание “грязной реальности” и элементов футуризма по-прежнему интересно, а местные панорамы Элизиума особенно заставляют вздохнуть тех, кто хотел получить от режиссера фильм по “Halo”. Однако, работа оператора Трента Опалока, который смешивает потрясающе поставленные кадры с пьяной скачкой по пыльным улицам Лос-Анджелеса будущего, вызывает вопросы. И если раньше такие вещи объяснялись “мокьюментари” и маленьким бюджетом, то теперь режиссера и оператора не сдерживало ни первое, ни второе.

Все, в целом, добивает отсутствие чувства новизны, которое было в прошлый раз. Режиссер повторяет некоторые свои мысли из предыдущего фильма, и это было бы неплохо, если бы он раскрыл их лучше, чем в первый раз. Но не случилось. А глядя на грязные подвалы и улицы Земли, в которых проходит большая часть съемок, то возникает подозрение, что бюджет больше ушел на гонорары, чем на дело. Финальная часть фильма красива, спору нет, как и все футуристические вещи, но при этом не возникает ощущения, что на первую и вторую половину фильма было выделена одинаково огромная сумма денег. А большой гонорар в этом фильме полагается, пожалуй, лишь Копли, который сыграл так хорошо, что одним махом уделал всех остальных.

Главный вопрос, по крайней мере, для меня, заключается в том – что дальше будет делать Нил Бломкамп. Насколько его третий фильм будет отличаться от первых двух в сюжетном плане, в плане стиля. Слушать историю про несчастных беженцев и несправедливых угнетателей в третий раз можно, но если она будет примерно такая же шепелявая и не совсем искренняя, как та сказка, которую маленькая девочка рассказывала Мэтту Деймону, то лучше не надо.





483
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 03:41
Спасибо за отзыв :beer:
Не успел еще посмотреть, хотя в списке на просмотр значится. В Элизиуме вселенная и некоторые концепции (судя по описанию все социальные аспекты, например) весьма смахивают на GUNNM, права на экранизацию которого завалялись у Кэмерона. Настолько смахивают, что выйди в скором времени фильм, он будет выглядеть вторичным. Насколько пересекается внутреннее содержание?
И почему практически никто из журналистов не отмечает этой схожести, при этом сравнивают с Джонни? Я каких-то параллелей с Муравейником по описанию не обнаружил.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 11:51
Сюжет «Элизиума» действительно схож с сюжетом «Джонни Мнемоника». Герой завладел ценной информацией, которая может спасти его собратьев и здорово навредить зажравшимся корпорациям. И теперь за его головой охотятся власти, а повстанцы надеются на него. Правда, в реалистическом будущем Бломкампа «повстанцы» больше похожи на мафию.


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 09:31
Пичаль, я очень много ждала от этого фильма. Даже не знаю теперь, стоит ли смотреть...


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 11:03
У меня примерно те же претензии к фильму, так что во многом согласен. Единственное, что я совершенно не понял, какая мотивация была у Паука, например.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 11:43
Очевиднейшая. У мафиозно-повстанческого вожака вдруг появилась возможность захватить Элизиум. Практически, стать королём мира.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 11:50
И он ей не воспользовался. И не потому что не получилось, или не изменился, а потому что он изначально не хотел. Если бы он хотел этого, то взял бы побольше людей, и концовка была бы немного иной.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 11:55
Что значит, не воспользовался? Вообще-то именно это он и сделал.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Он прописал себя в программе в качестве президента Элизиума, а своих «негров»-сородичей — в качестве полноправных граждан. «И чей теперь Элизиум?» — говорит он старому президенту. Его, пауковский. Он теперь отдаёт приказы, он теперь управляет системой.
Я так понимаю, претензия к тому, что он прописал всё население гражданами? Так Паук, как и все земляне, ненавидит элизиумцев именно за неравноправие.
 


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 11:59

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Себя президентом? Либо я сильно невнимательно смотрел, либо в открытую это нигде не говорится. В скрипте, что он писал для перезагрузки, было лишь замена нелегальности граждан на легальых и всё. А фраза про Элизиум скорее относится к тому, что станция теперь не богачей, а общая, разве нет?
 


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 12:04

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Скрипт, который привёз Да Коста, был разработан для изменения именно правящей верхушки. Только вписать на место президента предполагалось министра обороны. А в конце роботы подчиняются Пауку, и это более чем красноречиво говорит, «чей теперь Элизиум».
 


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 12:09

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Скрипт был написан для перезагрузки системы. При перезагрузке можно сделать многое, в том числе использовать для прописания нового президента. Но Паук сделал иначе. А роботы подчиняются не ему, а закону. Паук — гражданин Элизиума, а другие наставляют на него оружие, что является угрозой жизни для гражданина Элизиума. Соотвественно роботы и ликвидировали угрозу, вот и всё.


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 11:34
Да нет там огрехов сюжета. Фильм отличный, а придирки пустые. Вот это — это не претензии к сюжету, это придирки невнимательного зрителя:

цитата

К примеру, с чего вдруг в конце 21 века население планеты резко скакнуло вверх? Так же не слишком ясно — по какому принципу делятся “богатые и бедные”. Они там сверху поголовно все “сволочи” что ли? Или разделение происходит по принципу того, что люди на Земле говорят на испанском, а богачи – на французском? Да, это подчеркивает классовое неравенство, но причин разделения не объясняет.

А с чего вдруг население Земли резко скакнуло в XX веке с 2 до 7 миллиардов? Реальность нереалистична, правда?
А по какому принципу делятся богатые и бедные? Да по такому, что богатые могут купить землю на Элизиуме, заплатить за место в раю, а бедные — нет. Причём в фильме это неоднократно сказано: Да Коста мечтает о доме на Элизиуме, но это слишком дорого. Вот и причины разделения, не надо ничего лишнего выдумывать. По какому принципу простой работяга из Эквадора не может купить виллу на Лазурном берегу? Потому что он по-испански говорит, что ли?

Из всех антиутопических фильмов последних лет у «Элизиума» САМЫЙ внятный сценарий. Да и вообще из НФ-фильмов последних лет. Здесь нет никаких «а давайте наплодим клонов, которые не знают о том, что они клоны, и заставим на нас работать», никаких «сделаем герою фальшивую память, чтобы не помнил, кто он», никаких «уничтожим бедняков и заменим их роботами». И уж конечно, никаких либеральных страшилок про сжигание книг, хождение строем и секс по расписанию.

Здесь у всех сторон чётко продуманы и ясны интересы. Каждая из сторон борется за эти интересы в рамках предоставленных ей возможностей. Есть Элизиум, в котором соперничают две фракции — умеренная и радикальная. Есть транснациональная корпорация, которой выгодна победа радикальной фракции, готовой «закрутить гайки». Есть земные морлоки, для которых медицина Элизиума — последний шанс на нормальную жизнь. Есть выдвинувшиеся из этих морлоков мафиозно-повстанческие вожаки, которым случай предоставил шанс из крысы превратиться в волка. И есть Макс да Коста, который тупо хочет жить, но постепенно осознаёт, что есть вещи и поважнее собственной шкуры.

Если мир «Элизиума» кажется вам нелогичным, оглядитесь вокруг — вы в таком же «нелогичном» мире живёте. Только наш «Элизиум» не летает на орбите, а твёрдо стоит на атлантическом побережье и вяло отмахивается от морлоков, рвущихся к его исцеляющим кабинкам, пособиям, социальным гарантиям, высоким зарплатам и трудоустроенности. И в этом «Элизиуме» под сине-звездатым флагом тоже есть как либералы, которые категорически против силового сценария, так и националисты, вроде героини Джоди Фостер, готовые открывать огонь на поражение. Разница лишь в том, что реальный Элизиум не управляется здоровенным компьютером, поэтому свести победу над ним к одному яркому, киногеничному моменту не получится. Есть у нас и Земля — перенаселённая и страдающая от эпидемий, работающая за еду на заводах, которые принадлежат элизиумским корпорациям. Так живёт большая часть Земли, для которой эта ваша Евроамерика — не ближе, чем станция на орбите. Уж кому как не Бломкампу, южноафриканцу из Ёбурга, об этом знать.

И в свете этого забавно читать в сети, как говорят о «красивой картинке». В фильме компьютерной графики — необходимый минимум. Практически все «земные» сцены сняты на натуре, на реальной свалке в пригороде Мехико, которая и служит основной декорацией. Почти всё, что фильм выдаёт за будущее, уже есть в настоящем. Из фантастического антуража в нём разве что необычные драндулёты и роботы-полицаи. Засранная квартира Да Косты выглядит так же, как засранная квартира бывшего уголовника в русской глубинке. Трущобы Лос-Анджелеса будущего — это трущобы Сан-Пауло настоящего. Заводы, куда берут неквалифицированное быдло работать за еду, где плюют на технику безопасности, расположены в юго-восточной Азии и делают половину товаров, которые есть у вас дома.

Именно поэтому будущее по-Бломкамповски выглядит наиболее убедительно. Это наше настоящее, которое лишь слегка утрировали, развили по экспоненте.

«Элизиум» — лучший НФ-фильм этого года из пока вышедших (ждём, конечно, «Игру Эндера» и «Гравитацию»), да и последних лет вообще. И главный кандидат от нашей эпохи в копилку громкого, спорного, неоднозначного, культового кино, каким были «Бегущий по лезвию» и «Звёздный десант».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 августа 2013 г. 05:27
Полностью солидарна. Именно такое у меня отношение к фильму.
 


Ссылка на сообщение14 августа 2013 г. 11:11
Да нет там огрехов сюжета?
Ага. А зачем держать население на земле как рабов? Не проще избранным( ну тем кто соц соревнование выполняет) ту же медпомощь оказывать? Они там дебилы? Или все же автор дебил?
Далее. Про солдата я вообще молчу.
Про министра
Про...
Много буков будет все косяки сюжета разбирать. Читайте Володихина «Мастер Побега». Вот это реализм. А то что в фильме...
 


Ссылка на сообщение14 августа 2013 г. 14:08
А зачем магнаты из Европы и Америки строят заводы в развивающихся странах и нанимают местную бедноту как рабов?
Какое ещё соцсоревнование, о чём вы? У них там махровый капитализм, а не Советский Союз. Хочешь работать — терпи, не хочешь — желающих миллионы.
 


Ссылка на сообщение14 августа 2013 г. 14:16
Нанимают. Но страховку дают? Махровый капитализм примечает сторонников, и им позволено многое. А тут никому- так не бывает.
 


Ссылка на сообщение15 августа 2013 г. 08:55

цитата Никанор

Не проще избранным( ну тем кто соц соревнование выполняет) ту же медпомощь оказывать?


Так в фильме и можно наблюдать что избранных (т.е. полезных) миллионеры лечат в капсулах.
 


Ссылка на сообщение15 августа 2013 г. 09:00
Это солдата? Так он гражданин Элизиума.
 


Ссылка на сообщение15 августа 2013 г. 20:09
Вы же не думаете, что он получил гражданство за деньги? Он получил гражданство за то, что был полезен тем, у кого есть деньги. И в этом же фильме в начале его лишают данных привилегий.
Он и сесть на Элизиум смог потому как было личное распоряжение Фостер, а так бы сдох на помойке, если бы история с Максом не завертелась.
Плюс на Элизиуме показаны так же рабочие, которые в сцене с Максом. Солдаты в сценах с президентом. Работники центра. Это всё не миллионеры, а те самые выслужившиеся люди, которых достали из говна на Земле.


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 16:52
Мне фильм понравился и по сюжету, и по визуалу. Но слабее «Района №9». И да, дело в герое. «Район №9» лично на меня произвел впечатление именно из-за трансформации главного персонажа. По умолчанию главный герой в фильмах считается положительным, если с самого начала не сказано обратное. Там же в какой-то момент происходит разрыв шаблона, и это цепляет. Здесь же с этим проблемы, но, мне кажется, не совсем такие, как описано в рецензии.

цитата febeerovez

Бломкамп схватил голливудскую простуду, и вместо серьезного социального посыла, как в прошлый раз, рассказал зрителю сказку про Героя

В том-то и дело, что главный герой по идее — не Герой.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Он сирота из детдома, выросший в огромном криминальном районе, которым стала вся Земля. Гопник он, как минимум раз отсидевший, который устроился на нормальную работу только потому, что условно освобожден. Интрига закручивается лишь потому, что он хочет спасти свою шкуру любой ценой. Сколько раз он истерично кричал «Я умираю» за фильм? Когда героиня просит его взять девочку, он отказывается, не раздумывая, хотя мог и на Паука надавить, чтобы тот еще один код поставил, из-за осложнения задания, и просто взять ее на удачу, иначе все равно ведь умрет. И когда Паук убеждает его, что у него в голове возможность изменить мир, он лишь просчитывает, что из-за этого его сразу не убьют, и идет сдаваться, наплевав на мир. Короче, эгоист и бездушная скотина. Подумаешь, влюблен в детстве был — а кто не был?

Другое дело, что это не очень показали. И это даже не столько мискастинг (сколько Деймон гадов сыграл за свою карьеру?), сколько пробелы в сценарии. Чего стоило хотя бы нарушение, за которое его арестовывают в начале фильма, сделать более жестким? Но я уверен, что идея была именно такой. Чтобы финальное геройство было той самой трансформацией из «Района №9», только наоборот. Но положительный типаж Деймона и недостаточно убедительно показанное темное прошлое героя практически свели весь духовный рост на нет.


Ссылка на сообщение12 августа 2013 г. 12:22
Единственная мысль, которая у меня осталась после просмотра этого бездарного фильма — «А что с планетой?». Что с Землёй, что с животными, растениями? Что решилось после того, как все жители Земли стали жителями Элизиума?
Ответ — они все будут жить гораздо дольше и засирание планеты будет происходить во много раз эффективнее. Будет полная помойка.
Ведь никто из этих героев не думает о том, чтобы собственную планету оздоровить. Их просто бесит, что кто-то живёт лучше.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 августа 2013 г. 14:29
Ничего не решилось. Показали одно конкретное решение одной конкретной проблемы, вполне обоснованное с точки зрения героев. Но совершенно не факт, что даже эта проблема в итоге решена, не говоря уже про главную проблему перенаселенности, которую только усугубили. То, что в сценарии не нашлось Странника, который бы рубанул в конце правду-матку об инфляции и т.п., вовсе не делает финал 100%-ным хэппи-эндом. Нам же не показали, как несколько лет спустя все счастливы и в достатке. Да, наверное, все будет так же плохо, но фильм от этого хуже не становится.
 


Ссылка на сообщение12 августа 2013 г. 15:38
Так в том-то и дело, что зрителю финал фильма преподносится, как решение всех проблем.
 


Ссылка на сообщение14 августа 2013 г. 05:25
Режиссёр, кстати, и хотел, чтобы после финала Вы себе задали все те вопросы, которые озвучили выше. Таковой, собственно, и был замысел.


Ссылка на сообщение12 августа 2013 г. 13:20
Ну, мою точку зрения ты знаешь. Я походу опять елитарное меньшинство брезгливо передергивающееся от упоминания Района и радостно улыбающееся от Элизиума.


Ссылка на сообщение13 августа 2013 г. 14:51
С оглядкой на финал Элизиума интересно было почитать заметки путешественника о родине Блокампа здесь.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 августа 2013 г. 13:36
Не только на финал, но и на весь фильм! Начинаешь понимать, почему безо всякого апокалипсиса во всём Лос-Анджелесе ни единого целого окна. ;-)


Ссылка на сообщение31 августа 2013 г. 19:31
Рецензию прочёл только сегодня.:-)))
Спасибо, интересно написано.:beer: Надо будет оба фильма глянуть и Район, и Элизиум.


⇑ Наверх