Неуловимый прайд


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «VitP» > Неуловимый прайд; Благополучная планета; Тем временем где-то
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Неуловимый прайд; Благополучная планета; Тем временем где-то

Статья написана 11 февраля 2013 г. 20:02

16, 17, 18, 19. Неуловимый прайд; Благополучная планета; Тем временем где-то

Итак, мы решили отказаться от большеформатных «блинов» при формировании авторских сборников-тройников. Перешли на обычный книжный формат. И «первенцем» из таких книг стал сборник Павлова — Дымова — Силецкого. Сергей Иванович был в ту пору председателем совета ВТО МПФ, популярность его была более чем высока (особенно после выхода в свет «Лунной радуги»), но целый ряд написанного им так и оставался опубликованным только в периферийных издательствах и журналах. Ну а Феликс с Александром работали в фантастике давным-давно (первый рассказ Фила вышел в 1968 году, у Саши — и вовсе в 1963-м), вот только ни авторских книг ни больших подборок у них так и не было. При этом — интересный факт — все эти писатели были лауреатами Международного конкурса фантастики, организованного в 1962 году журналом «Техника — молодёжи»...

Естественно, произведения для сборника отбирали, прежде всего, сами авторы. Хотя и дружеские пожелания они старались учесть. Рассказ Силецкого «Обыкновенный уникум», к примеру, предложил включить в книгу я — запомнился он мне ещё по журналу «Юность» двадцатилетней (на тот момент) давности. А за повесть Павлова «Неуловимый прайд», выходившую до этого в красноярском альманахе «Енисей» и в авторском сборнике, изданном в том же Красноярске, активно ратовал (насколько мне запомнилось) Дымов. Собственно и вёл этот сборник Феликс — это был наш первый опыт сотрудничества с ленинградскими типографиями (кстати, на странице «Фантлаба», посвящённой этой антологии, почему-то в качестве составителя подборок Павлова и Силецкого значится некто Юрий Бондарев. Явная ошибка — кто это такой, мне не ведомо).

Решение о выпуске книги мы приняли в Ташкенте, на семинаре в Днепропетровске окончательно всё утрясли, в декабре 1988 года сборник ушёл в типографию, а 10 марта 1989 года появился сигнальный экземпляр. Но на этом история книги не завершилась. Феликсу и Саше очень хотелось заполучить персональные книги (да и не только им). Ну и мы с Ярушкиным этот вопрос настойчиво будировали при каждом удобном случае. В том же Днепропетровске, к примеру. Воспользовались тем, что на обсуждение было выдвинуто несколько вещей весьма приличного объёма, и... Поскольку ни один из упомянутых нами текстов одобрен не был, услышали резонное: «Появится что-нибудь достойное, тогда и поговорим». И всё же, по сравнению с «запрещено», это уже был шаг вперёд... Ну а Филу пришла идея: доиздать их «тройник» в виде книжки-кассеты. Тексты одобрены, набор сделан, так что... Согласие было получено, и в апреле 1989-го сборник, «распавшийся» на три части, вновь отбыл в типографию. Вот только появились авторские книги не одновременно: «Тем временем где-то» — 31 июля, а «Неуловимый прайд» и «Благополучная планета» — только 6 сентября. И тиражи типография выдала несколько неожиданные. «Тройник» был отпечатан в количестве 57 300 экземпляров (при заказе 60 тысяч), книги Дымова и Силецкого — по 15 000 (как и договаривались), зато тираж книги Павлова составил аж 22 682 экземпляра. Собственно, для нас это было непринципиально — оприходовали количество, указанное в типографских накладных, и дело с концом, но... Не совсем понятно. И непривычно.

В «тройнике» художником указан С. Мосиенко, а оформителем — Е. Оминина. В персональных книгах Оминина значится уже художником, и это верно. Правильнее (для тех, кому это интересно) будет так: Сергей Сергеевич Мосиенко — разработка эмблемы и фирменного шрифта ВТО МПФ; Екатерина Игоревна Оминина — художник (обложка, титул, форзацы).

Стоит упомянуть и ещё один момент: авторские книжки продавались гораздо хуже, чем сборник-«тройник». Это нас изрядно насторожило — было ясно, что реализация персональных книг требует особого подхода и поиска новых рыночных зон...

Ну и последнее: книги Силецкого и Дымова по содержанию полностью соответствуют напечатанному в «тройнике», в книгу Павлова включены ещё два текста: небольшая, но достаточно содержательная статья Александра Осипова «В русле нового мировидения» (вместо послесловия) и «Библиография произведения С. Павлова», подготовленная ленинградцами Борисом Миловидовым и Юрием Флейшманом.

Собственное же творчество Сергея Ивановича представлено повестью «Неуловимый прайд» и рассказом «Амазония, ярданг восточный». Типичная научная фантастика, расширяющая и дополняющая мир, созданный Павловым. Автор (как отмечает Осипов) пишет о «романтике поиска, столкновении с Неизвестным, стремится увидеть в сутолоке будней приметы принципиально новых проблем надвигающегося на нас грядущего», причём, делает это и профессионально, и интересно.

Близка к этим произведениям С. Павлова и повесть «Прогулка» Феликса Дымова. Вообще-то в этой подборке Феликс Яковлевич решил представить произведения очень разные: помимо научной фантастики читатель найдёт на страницах книги и прозу антивоенную («Букля»), и размышления о важности единения человека и всё помнящей природы («Стриж»), и рассказ-предупреждение («Проводы белых ночей»). Наверное, не со всем можно согласиться: на мой взгляд, проблемы гонки вооружений не удастся решить так легко, как это получилось у героев Дымова, рассказ «Колобок» кажется мне достаточно искусственным, но... В конце концов, у каждого профессионального писателя есть свой читатель.

Александр Силецкий представил в своей первой книге восемнадцать рассказов. Очень разных. Фантастика для этого автора чаще всего приём, позволяющий показать различные стороны человеческой натуры. Естественно, что при этом очень важны точность, чувство меры, профессионализм писателя — ведь малейшая фальшь сразу проявится, сделает текст ненатуральным. Но недаром Силецкий считается одним из лучших мастеров рассказа в нашей фантастике. Со времени семинара в Ташкенте запомнились мне его маленькие шедевры: «Виртуоз танцверанды», «Тропинка», «Бес Луны», «Ослиный бальзам», «Скворечник», пронизанный грустью рассказ «Снег»... А посмотрел сейчас на отзывы и оценки читателей и убедился, что другим людям нравятся совсем другие рассказы Саши. В общем — отличная подборка! И очень жаль, что следующая книга Силецкого увидела свет только в 2002 году... Правда, в последние годы в Минске изданы ещё два его сборника, и есть надежда, что этот самобытный и очень талантливый автор в будущем не раз порадует поклонников хорошей фантастической литературы.

Как мне кажется, этот сборник у нас получился. Главное — читатель получил возможность познакомиться и с малоизвестными произведениями Сергея Павлова, и с творчеством Феликса Дымова и Александра Силецкого, о которых в конце 80-х многие слышали, но прочесть написанное ими (даже уже опубликованное) было очень даже непросто...

Перечитал, как характеризую то или иное произведение, изданное в сборниках ВТО МПФ, и призадумался. Понятно, что развёрнутым рецензиям здесь не место, но, наверное, всё же стоит объяснить, какими критериями я руководствуюсь, оценивая прочитанное. Вот это, пожалуй, и постараюсь сформулировать в следующей заметке. Может быть, и какие-никакие основания для спора-обсуждения появятся.





556
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 февраля 2013 г. 01:31
Спасибо, Виталий, очень интересно!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2013 г. 12:28
Вам спасибо! :-)


Ссылка на сообщение12 февраля 2013 г. 01:55
У меня есть книги Павлова в разных вариантах обложки — у одной из них обложечная бумага гораздо белее и краски более светлые. Скажите, это не разные тиражи?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2013 г. 12:33
Насколько помню, мы специально ничего не заказывали. Скорее всего — «самодеятельность» типографии. Помнится, такие же «улучшенные» экземпляры были в тираже книги Силецкого (относительно Дымова — не уверен). Вообще-то вариантов обложек ряда сборников встречается немало — первых «Румбов» мы, развлечения ради, целую полку набрали. Один был очень красив — чёрный бумвинил с тиснением серебром. Потом все эти варианты, естественно, раздали-разобрали. Никто и не думал, что это может быть кому-то интересно.


⇑ Наверх