Кристофер Прист отзывы

Все отзывы на произведения Кристофера Приста (Christopher Priest)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 324

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7 

«Опрокинутый мир»
–  [ 7 ]  +

ami568, 17 октября 2020 г. в 21:40

«Опрокинутый мир» для меня стал шокирующим. Написанный в 1974 году совсем еще начинающим Пристом, он вмещает и альтернативный, очень хорошо прописанный мир с измененной физикой, и постапокалиптическое человечество, которое утратило привычные источники энергии и стало деградировать. Также очень глубоко и многогранно показан главный герой, который живет в городе. А город этот вынужден всегда двигаться, иначе погибнет в полюсе гиперболического пространства, постоянно надвигающегося. Ведь само время для города по имени Земля течет совсем иначе.

Люди в городе на колесах за многие десятки лет выработали правила своего общества, которое может выжить в создавшихся условиях. Существуют Гильдии, члены которых обеспечивают жизнедеятельность и передвижение города, а есть простые горожане, которых не вводят в курс большинства происходящих событий и трудностей, ради их же спокойствия. И это искусственное ограничение информации для простого народа является острой социальной проблемой. Люди начинают задавать вопросы Гильдиерам, ставя под сомнение необходимость постоянного движения города.

Главного героя, Гельварда Манна, принимают в Гильдию Разведчиков будущего, как и его отца много лет тому назад. Гельвард начинает постигать премудрости всех Гильдий, понемногу практикуясь в каждой из них. И в процессе обучения Гельварду многое кажется не вполне логичным, и противоречивым. Его путешествие в прошлое описано настолько подробно и реалистично, что просто дух захватывает.

Жизнь в городе, к сожалению, не очень подробно описана, хотя это очень интересно. Существует постоянный дефицит места, воды и очень мала рождаемость девочек. В связи с этим жители города вынуждены брать в «аренду» женщин из деревень, возле которых проезжает город. Детей воспитывают в «яслях», где они живут, учатся, взрослеют.

Вопрос иллюзорности и условности восприятия окружающего мира автор показывает на примере всех жителей города. Даже Гильдиеры — Навигаторы, которые самый высший орган управления, до конца не понимают принципов и законов, навязанных им прошлыми поколениями. Есть Оптимум, который движется, а город, чтоб выжить должен двигаться рядом с этим условным рубежом. Почему так сложилось — никто уже не может сказать. Разгадка шокирует. И открывает, что не всегда можно верить глазам и разуму.

Приходит в голову во время чтения ряд вопросов. Когда они успевали выращивать овощи, хотя об этом в тексте говорится? Почему простые жители заперты в городе? Как могла такая махина преодолеть все географические и топографические преграды, да еще и быть незамеченной столько лет? Из чего делают синтетическую пищу? Откуда у горожан лекарства в удобрения, на которые они арендуют женщин?

Развязка очень неожиданная и шокирующая. И довольно таки скомканная. Хотелось бы больше узнать о этом замкнутом мире, где можно отправиться в прошлое, пройдя несколько километров, о людях, которые столько лет в нем заперты и связаны определенным страхом, навязанным создателями города.

Оценка : 10
«Опрокинутый мир»
–  [ 3 ]  +

Jaroslav25, 03 октября 2020 г. в 20:43

По мере прочтения романа неоднократно ловил себя на мысли — «все страньше и страньше»(с) Как следствие — интереснее и интригующе — что же оно такое на самом деле. Поэтому несогласен с теми, кто считает, что у романа нет финала — там (в финале) как раз и раскрывается это «что же». Пусть развязка быстрая и шокирующая для ГГ, подрывающая всю суть его миропонимания. В этом, мне кажется, и был замысел автора. К сожалению, в самом романе так до конца и не раскрываются многочисленные «почему так» (читать превосходящие по объему сам роман и доступные пониманию человека с докторской степенью по математике или физике объяснения, конечно же, не стал), но — произведение постоянно держит читателя в неведении и, соответственно — некоем напряжении. Говоря проще — читать интересно.

Оценка : 9
«Опрокинутый мир»
–  [ 10 ]  +

alekscooper, 11 августа 2020 г. в 09:26

Прочитав тут отзывы, я немного охренел: такое впечатление, что автор что-то лично должен всем рецензентам, которые утверждают, что, дескать, финал он «слил». Да ничего он не сливал, просто, автор не акцентировал ни одну из возможных линий развития сюжета, а главным объяснением выбрал вполне себе научный (в пространстве мира) феномен. Чего он должен был сделать-то и как закончить роман?

Прист создал довольно интересный (особенно для неискушённого вроде меня) сеттинг, детали которого раскрываются не сразу. Сначала ты не понимаешь, на какой планете происходит действие, особенно, когда идёт описание «не нашего» солнца. Затем, в какой-то момент упоминается английский язык и ты думаешь, почему вдруг в фантастическом мире другой (как тебе ещё кажется) планеты говорят на английском. Потом выясняется, что мир на самом деле наш, но вообще он у каждого свой.

По всей видимости, главное, что интересовало тут автора — то, что возможно существовать в одном физическом мире, но может случиться так, что между тобой и миром появится ещё нечто, что будет искажать его восприятие. Возможно, это сейчас звучит как банальщина, но во время написания романа это, думаю, была вполне интересная идея, тем более, что это нечто — вполне реальное (в мире романа) физическое явление.

Некоторые жалуются на отсутствие психологизма, например, главный герой потерял ребёнка и не отреагировал на это. Во-первых, автор решил нас избавить от мелодрамы, что, в принципе, с учётом созданного мира и выбора того, что в нём описывать, нормально. Во-вторых, главный герой даже не видел своего ребёнка, не держал его на руках, не успел к нему привязаться. Надо брать в расчёт то, что жители сурового мира, который каждый день озабочен собственным выживанием, очевидно, менее сентиментальны чем живущие в комфорте, поэтому не стоит удивляться отсутствию бурной реакции героя на потерю ребёнка и ухода жены (тем более, что уход жены он всё-таки переживал).

Что касается остального — в книге нет того, на чём можно построить лихой в плане динамики сюжет, например, нет борьбы гильдий против терминаторов, нет каких-то «неправильных» любовей типа отношений, не одобренных гильдиями и т. п.

Ставлю 9 за то, что хотелось бы больше деталей из жизни самого города: быта и т. п.

Ооооочень хочется, чтобы этот роман экранизировали. Тут правильно написали, что, конечно, круто было бы, если бы это сделал Вильнёв, но он пока занят Дюной. Но пространство для фантазии в романе, действительно, огромно, как раз то, чего там нет, можно воссоздать в сериале и это будет уместно. Особенно круто представить, как художники-постановщики придумали бы Город.

В общем, мой вердикт: читать обязательно!

Оценка : 9
«Экстрим»
–  [ 4 ]  +

Shab13, 28 июня 2020 г. в 17:22

Очень странная вещь. Честно.

Кристофер Прист любит подбросить читателям интересный поворот и\или идею, а ты потом сидишь такой, и пытаешься понять, что это было. Таинственное перемещение в «Престиже», тайна убийства в «Островитянах», город, путешествующий по рельсах, в «Опрокинутом мире», хитроумная петля в «Лотерее». И это только те книги, которые я прочел. А теперь — виртуальная реальность.

Скорее всего недалекое будущее, потому что действие точно происходит после 1990, мобильные отсутствуют, факсы до сих пор в ходу, присутствует интернет. Но самое важное — большое распространение получила виртуальная реальность, так называемая «Экс-экс» (от Extreme Experience). В ней тренируют агентов ФБР, а любой желающий может прийти в салон виртуальности, и, за определенную сумму, пережить опыт, ранее ему недоступен. Это может быть эпизод с участием какого-то убийцы (в роли жертвы, или свидетеля, или самого убийцы), путешествие или специально изготовленная порно-сцена.

Главная героиня, агент ФБР Тереза Саймонс, приезжает в маленький городок Булвертон в Англии. Тереза недавно потеряла мужа, тоже агента, в бойне в городке Кингвуд-Сити, штат Техас. Какой-то псих просто устроил побоище, перестреляв массу народа, в том числе мужа Терезы. Что странно — в тот же день, в Булвертоне, произошла почти идентичная бойня. Тереза пытается найти закономерность в этих двух инцидентах, и понять, почему погиб ее муж.

Это не детектив. Не смотря на завязку. История ближе к драме. Автор показывает как люди переживают подобные случаи насилия, как замыкаются в себе, как горе может сблизить, а может и разрушить жизнь. Но все не так просто. И под верхним слоем драмы скрывается киберпанк. Если виртуальность настолько продвинута и неотличима от реальности, то что тогда более реально? Живем ли мы в настоящем мире, или том, цельность и достоверность которого зависит от софта и ровных рук программиста? И, если виртуальность более реалистична, то может люди не зря подсаживаются на подобное развлечение?

Читатель, вместе с Терезой, ищет ответы на эти вопросы. Но окончательных ответов нет — каждый должен решать за себя сам. Декорациями же выступают сонные городки, жаркие автострады, шумные улицы Лондона, и, даже, порностудия.

А потом наступает кульминация, и Прист, хитро улыбаясь, уходит в тень, оставляя читателя с целым букетом вопросов и концовкой, которая вроде и шокирует, но является единственной истинной концовкой. По другому и быть не могло.

Итог. Прист, как настоящий охотник, заманивает читателя, завлекает его в свой мир, а потом оставляет на произвол судьбы. И уже не оторваться — душа требует ответов, которых никто не обещает.

Оценка : 7
«Престиж»
–  [ 7 ]  +

repaS, 29 апреля 2020 г. в 00:13

Зашла на эту страничку, едва закончив читать книгу. Отзыв писать не собиралась. Увидев обильные 9 и 10, вернулась к книге и перечитала несколько страниц из той части, где автор излагает воспоминания Кейт Энджер о событиях, на время которых ей было ПЯТЬ лет. Воспоминания супер подробные, высокохудожественные,с детальным воспроизведением диалогов, описанием выражения лиц, глубоко эмоциональные, психологичные и т.п. В это надо поверить? И просто хохот: через восемнадцать лет Кейт поняла, что в тот вечер Ники за столом не дурачился, он просто не знал, как себя вести, «потому что он прежде не видел накрытого по всем правилам стола и за едой ему никто никогда не прислуживал». Теперь вдохнем поглубже! Ники — ДВУХЛЕТНИЙ ребенок....

Так написана ВСЯ книга. Чтобы придти в восторг от такого чтения, надо, наверное, поверить, что это вот такой особенный стиль, который неминуемо ведет к погружению в неимоверную глубину. У меня поверить в это не получилось. Читать не интересно, доверия к переживаниям героев никакого абсолютно. Весть текст в повествовательной форме от лица того или иного персонажа. Пишет Энджер, что сильно он завидовал Бордену. Борден пишет, что сильно он завидовал Энджеру. Верь в это, читатель!Без каких-либо страстей, в абсолютно будничной форме о любви, воскресении, раздвоении...

Загадка одна: как на основании такого можно было снять прекраснейший фильм?!

Оценка : 5
«I, Haruspex»
–  [ 1 ]  +

vorchuch, 23 апреля 2020 г. в 18:54

Этот рассказ — словно обстоятельный пересказ дурного, тревожного сна. По жанровой принадлежности скорее мистика, чем фэнтэзи и уж тем более не научная фантастика. С более ранним произведением Приста, «Бесконечное лето», его объединяет тема замораживания времени, и здесь показано, кто по своей воле и по каким причинам может «затормаживать» время в определенном месте. Главный герой — неприятный, отталкивающий персонаж, ведущий нездоровый, противоестественный образ жизни, логика его поведения становится понятна только ближе к развязке, которая оказывается пугающей как кульминация ночного кошмара.

Оценка : 7
«Опрокинутый мир»
–  [ 5 ]  +

Sergei789, 20 апреля 2020 г. в 01:57

Нда...

Присоединяюсь к мнению большинства — финал бездарно слит, или, как метко подметили ранее — конца у книги просто нет..

И да, как и другие — взахлеб книгу проглотил, потому что интересно! и написана хорошо..

Но, оказывается, данный «писатель» просто нес ахинею, не имея никакого представления о том, что, собственно, происходит в его собственной книге... А это ужасно.

И вот добираешься до последних страниц и хочется сказать «браво!» и уже предвкушаешь как выставляешь роману заслуженные 8 баллов...

А потом такой плевок в лицо...

И вот сидишь и разводишь руками... за такое школьное сочинение с формулировкой «тема не раскрыта» я бы двойку влепил в свое время

И ведь макулатурой не назвать, написано-то хорошо...

Нда...

Оценка : 6
«Тиски доктринёрства»
–  [ 2 ]  +

vorchuch, 01 апреля 2020 г. в 18:42

«Тиски доктринёрства» вряд ли можно отнести к творческим удачам Кристофера Приста. Да, это его первый роман, а с дебютантов спрос обычно невысокий. Но бывало, что начинающие авторы «выстреливали» и по-мощнее. Если роман антивоенный, то ужас войны и сопровождающей её гуманитарной катастрофы здесь передать не удалось. Если же основная задача состояла в том, чтобы показать, как судьбы мира в критических ситуациях могут зависеть от крайне небольшого числа людей, причем не политиков и не военных, а ученых (да, в 1960-70-х годах как раз росла эта вера в НТП, что, кстати, отражалось и на содержании советской фантастики), то опять-таки Прист тут явно «не дотянул».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главный герой и сам-то толком не понимал, почему представлял большую ценность для выживших людей из будущего.
Жаль и то, что в романе почти нет женских персонажей, а если они и появляются, то как бы так, мимоходом. Более или менее удачна, пожалуй, первая часть романа (до событий в больнице) — завязка, в которой присутствует некая тайна. А вот последующая разгадка этой тайны не впечатляет.

Оценка : 5
«Фуга для темнеющего острова»
–  [ 6 ]  +

Angvat, 27 февраля 2020 г. в 15:26

Большая трагедия маленького британца

Актуальность и востребованность тех или иных произведений зачастую определяется временем и обстановкой, в которых они были написаны. Конечно, есть и такие книги, которые вспоминают десятки, а то и сотни лет после их написания, но будем честны – вещей, которые поглотила беспощадная Лета, гораздо больше. Некоторые из них навеки исчезли без следа, на другие порой натыкается лишь узкий круг лиц. Причины подобного могут быть самыми разнообразными, но, обычно если какая-либо книга ускользает из кругозора определенной группы читателей, то уже никогда туда не возвращается. Впрочем, из этого правила, как и любого иного, бывают редкие исключения.

«Фуга» прошла весьма долгий путь, прежде чем предстать перед русскоязычным читателем. Это произведение было первоначально издано на родине еще в 1972 году, а вот «наше» официальное издание, доступное широким массам, появилось лишь в прошлом, 2019, году. Согласитесь, для приземленной фантастики «ближнего прицела», коей книга в какой-то мере и является, почти пять десятков лет – срок отнюдь немалый. Чтобы выдержать такое испытание временем, надо быть либо действительно крепко сбитым произведением, либо все же апеллировать к неким «вечным» темам. Впрочем, бывают и иные варианты. Человечество действительно можно наступить на те самые грабли (пусть и не в такой пугающей форме, как нам обычно подобное преподносят господа фантасты), которых так опасался тот или иной автор, и тогда произведение, написанное десятки лет назад, внезапно начинает играть новыми красками и снова становится актуальным. И здесь у нас на первый взгляд как раз подобный случай.

В качестве точки отсчета книга берет достаточно утрированную ситуацию (впрочем, возможно, спустя всего десять лет после Карибского кризиса она таковой не казалось…). Африканские страны обзавелись ядерными арсеналами и всего за несколько дней окончательно превратили свой континент в непригодную для жизни пустыню, после чего всюду хлынули миллионы беженцев. В самой книге мы видим лишь как обстоят дела в стране «у которой нет друзей, а есть лишь вечные интересы», сиречь Англии, но вполне возможно предположить, что и во многих других краях дела могут обстоять не лучше. И здесь уже можно провести параллели с не столь давним наплывом беженцев в Европу, однако все же давайте немного погодим с ассоциациями и сперва обратимся к сюжету.

Простой англичанин Алан Уитмен в ходе жесткой конфронтации незваных гостей с Черного континента и местного населения теряет практически все и вместе с женой и дочерью вынужден уже просто выживать в «дивном новом мире». Он же фактически является главным и, по сути, чуть ли ни единственным героем этой книги. Повествование подается в виде хаотического набора воспоминаний Алана, которые представлены как в виде достаточно недавних событий, приведших к той плачевной ситуации, в которой нынче очутился герой, так и фрагментов из его предыдущей, еще спокойной и размеренной, жизни. Из-за такого подхода сперва читать книгу может быть трудновато, однако втянуться в этот калейдоскоп можно достаточно быстро, благо описываемые здесь события достаточно незамысловаты и понятны, так как направлены на освещение жизни одного-единственного человека, оказавшегося в критической ситуации. Да и сам язык написания особых нареканий не вызывает, автор не стремится упражняться в словесной эквилибристике и запутывать сюжет сверх необходимого. Хаотическая манера повествования скорее призвана продемонстрировать роение самых различных мыслей в голове человека, чей привычный мир уже рухнул, но он все еще никак не может до конца этого осознать.

Вот только беда заключается в том, что сам наш герой не особо-то и интересен. Алан – типичный обыватель с философией «моя хата с краю», чья судьба до катастрофы была достаточно скучна и пресна, да и не стала интересней даже после нее. Жизнь с нелюбимой женой, постоянные измены, не особо увлекательная работа – особо насыщенным жизненный путь нашего героя не назовешь, поэтому в качестве ярких воспоминаний ему и приходится довольствоваться вещами вроде того, как он в подростковом возрасте впервые «тискал» девчонок на стройке. Не сильно красочней выглядит и его борьба за выживание – он, по сути, просто плывет по течению, по пути теряя остатки человеческого достоинства, сперва стараясь просто избегать подводных камней и крутых поворотов, а затем пытаясь действовать по обстоятельствам. Серьезный надлом происходит лишь в самом финале, но стоило ли подводить к нему столь долго? Ведь предугадать, что подобный персонаж все же либо преобразится под стать жестокостям нового мира, либо же просто сгинет, не так уж и сложно. Да, в таком подходе есть своя доля реализма, в конце концов, среди обычных людей мало всяческих суровых волков-одиночек или прирожденных лидеров, но следить за судьбой и трагедией ничем не примечательного и не особо приятного «маленького человека» на протяжении пусть не слишком объемного, но все же и не маленького произведения становится попросту скучно.

О прочих же героях и сказать-то особо нечего. Жена Алана – также весьма пресная и неприятная особа, о дочери героя мы узнаем не так уж и много, а прочие персонажи сплошь эпизодические и служат скорее в качестве необходимого минимального реквизита. Даже антагонисты в виде воинствующих иммигрантов, коих здесь называют «африммами», здесь скорее предстают просто в виде некой обезличенной вражеской силы. По сути, вся книга – театр одного актера, и, как было сказано выше, актер этот, увы и ах, не очень-то уж и интересен. Да и декорации, на фоне которых он выступает, на сегодняшний день особо шокирующими или запоминающимися не назовешь. Впрочем, отсутствие дешевого эпатажа в подобных произведениях скорее похвально.

Что же касается актуальности произведения, то тут тоже можно поспорить. Проблема эмиграции людей из бедных стран в богатые появилась уже очень давно, и в ее истоках лежат факторы не только глобальные, но и частично локальные вроде привлечения дешевой рабочей силы. Той же шутке о том, что в качестве гуманитарной помощи Турции Германия может просто выслать обратно тысячи турок уже много лет. Да, в сюжете, рисуемом автором, и недавнем наплыве беженцев в Европу можно рассмотреть определенные параллели, но в реальности все далеко не столь печально, и «зажравшийся Запад» если и ожидает полное угасание из-за притока «гостей», то еще не особо скоро. Мне доводилось бывать в парочке европейских стран, и с колокольни стороннего наблюдателя могу сказать – да, определенные проблемы, причем порой отнюдь немалые, вездесущие любители «приехать в гости и получить все и сразу» разумеется причиняют, но это скорее просто непростая ситуация, нежели апокалиптический сценарий. Даже при плохих раскладах страны с высоким уровнем жизни все еще таковыми остаются, и людям там живется, в общем-то, неплохо, и совсем уж радикальных настроений среди так скажем коренного населения особо не наблюдается. Да, в магазинах среди продавцов, как говорится, зачастую уже человека белого не увидишь, но это произошло отнюдь не из-за того, что пришлые насильственно выжили всех и вся с подобных мест. Скажем, в славном городе Лейпциге мне даже говаривали, что безлунными ночами опасаться скорее стоит не как раз тогда массово понаехавших гостей с Востока, а местное вполне коренное, но несколько маргинальное население, которое работать задешево уже не хочет, а вот жить красиво – вполне…

К тому же смена веяний также немного наложила на книгу свой отпечаток. Если тогда, в семидесятые, ее называли прогрессивной, то позже уже окрестили расистской. И засим автор в предисловии даже в какой-то мере оправдывается, что книга была написана в контексте своего времени, и называет ее слепком прошлого. Из того же предисловия можно узнать, что представленная нам версия не является изначальной и в ней были срезаны некие «острые углы», чтобы, как водится, никого не обидеть. По заверению писателя правки эти были незначительны, а нам же остается лишь гадать, чего там такого провокационного выбросили из изначального текста. В контексте подобного также несколько иронично смотрится фраза о Британии, состоящей в Евросоюзе. Мир порой меняется достаточно быстро, и за модой и актуальными событиями иногда просто не поспеть, как ни старайся…

В результате же мы имеем просто средненькую антиутопию с не особо примечательными героем и сюжетом. И к тому же это одно из первых крупных произведений автора, где он, как водится, еще лишь нащупывал свой литературный путь. Да, актуальность данной книги нынче повыше, чем скажем десяток-другой лет назад, но все же пугающе сбывающимся предсказанием ее назвать сложно.

Оценка : 6
«Опрокинутый мир»
–  [ 2 ]  +

Рассвет, 13 января 2020 г. в 18:42

В примечании написано: «На русском языке роман впервые опубликован в журнале «Иностранная литература» № 8, 1983 г. ...». Вероятно это не так, ибо я читал этот роман (на рус.языке) в 1981 (мб 1980) году. Это была малоразмерная книга (примерно 115х165 мм) в мягком глянцевом переплёте, страниц, мб на 350. В книге было два произведения, второе по-названию-автору не помню, но их объединяла тема «Парадоксы времени и пространства». Возможно были и другие издания (кроме описанного мной), так как примерно в 1984, я обсуждал этот роман с приятелем, который тоже его читал года за 3 до этого, и в другом издании. Но это неточно.

Возможно, это то издание, которое указано (скрин обложки) как издание 1985г.

Оценка : 10
«Престиж»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 28 декабря 2019 г. в 19:23

Более 300 страниц и ради чего? Сложилось у меня ощущение, что автор решил отвлечься от забот издательств и просто писал от души -прекрасный стиль литературы, такое не часто встречается. Дух английских писателей 19-го века. Привидения технократические уже 20-го века. Но всё это тоже Англия.Сюжет более классический, чем фантастический или мистический. Все действия разворачиваются на фоне мести друг другу иллюзионистов как пример, что надо всё-таки где-то остановиться и прощать. Но... не сумели, хотя и хотели — в результате невинная жертва — маленький ребёнок. Иногда надо и в Библию заглядывать людям. Там такие вещи предусмотрены.

Да что там отзыв- прочтите зимними вечерами — не пожалеете.

Оценка : 9
«Машина пространства»
–  [ 8 ]  +

vam-1970, 25 декабря 2019 г. в 11:25

Роман на титуле посвящен Герберту Уэллсу. И сам он является одним из героев романа, правда в финале. Плюс совмещение сюжетов ( не продолжение , а именно, совмещение) двух романов Уэллса «Война миров» и «Машина времени». В итоге с талантом автора — это прекрасная книга с приключениями и читается на одном дыхании.

Чем интересна? Сюжет разворачивается как бы за кадром этих двух романов. Вроде и Уэллс написал неплохо, но если его дополняет такой автор как Прист, так это ещё лучше. По крайней мере Прист представил нам мир Марса и причины завоевания марсианами Земли.Ну и любовь героев конца 19-го века очень уж отличается от любви нашей современности -особый шарм!

Оценка : 9
«Экстрим»
–  [ 0 ]  +

vam-1970, 22 декабря 2019 г. в 14:33

Экстрим — виртуальная экстремальная реальность в понятии автора.

Можно ли рассматривать этот роман как роман-предостережение? Можно ли рассматривать сюжет как психологические изыски? Сюжет перекликается с сюжетом известного цикла Уильямса «Иноземье», написанного буквально в те же годы. Те же попаданцы — герои -героиня — в виртуальный мир, из которого не могут найти выхода.Только Прист более глубоко проник в будущее нашего возможного мира — он зацепил непонятное для многих явление уже нашей действительности — массовые расстрелы людей маньяками или может быть не маньяками???? Сегодня пресса приносит каждую неделю факты таких расстрелов и поневоле задаешься мыслью — такого ранее не было!!! Так что же так влияет на людей? Прист попытался дать ответ, но запустил его во времена будущих лет, начиная от 1998 года -времени написания романа.А тема не затухла — так что роман этот — это роман — вопрос для нынешнего поколения. Героиня, увлекшись по необходимости виртуальными играми, не сумела выйти из них. Возможно это происходит и с маньяками -что-то сильно много их стало, генетически много!!!

Оценка : 10
«Фуга для темнеющего острова»
–  [ 11 ]  +

vam-1970, 20 декабря 2019 г. в 12:25

Роман -номинант Мемориальной премии Джона Кэмпбелла 1973 года как лучший НФ-роман. 3-е место.

Фу́га (лат. fuga «бег» от лат. fugere «бежать», «убегать») — композиционная техника и форма полифонической музыки, где общая мелодическая линия многоголосого произведения «перебегает» из одного его голоса в другой. В классической одно темной фуге несколько голосов, каждый из которых повторяет (имитирует) заданную тему.(Из Википедии).

Вот так и построен сюжет — как фуга , фуга на тему темнеющего острова Великобритания, темнеющего в беспросветности своей судьбы.

Наивысший балл — за буквально детально четкое предсказание будущего Европы, но здесь взята за пример Великобритания как родина автора.

Время написания романа 1971-72 года.Время, когда ещё об экспансии жителей колоний в Европу никто и не задумывался, Ещё весь юг Африки -колонии. Писатель ну просто ошеломил меня знанием будущего!!!Если бы я в то время прочитал роман, то однозначно бы сказал — антиутопия, бред или что-то в этом роде. Но когда читаешь его в 2019 году и бывая часто в Европе, то мнение совершенно другое — либо автор каким -то образом как Нострадамус видит будущее, либо наш мир детерминизирован и всё заранее запланировано Неким, а автор просто нашёл способ считывать информацию.

Действие романа происходит в высшей точке развития событий -уже идёт война. Мы же на сегодня пока имеем только случаи терроризма со стороны будем так говорить неевропейцев по отношению к местному европейскому населению. Но динамика процесса идёт по линии, нарисованной автором. Это уже страшно.

Штрихами -но по несколько предложений автор создаёт обстановку в стране -правительство, иммигранты, националисты. И знаете при всём уважении к правам человека я на стороне автора.Есть Закон жизни -приехал в чужую страну жить -живи по её Законам, изучи язык , обычаи, историю, люби эту новую для тебя страну, короче ассимилируйся. Иное ведёт к тому, что изображено в романе — главный герой романа потерял жену и дочь, убитую иммигрантами. И это не фашизм как ответная реакция населения, как написано в аннотации, это захват чужой страны иммигрантами- а он сейчас уже идёт. Только политики дальше своих кошельков ничего не видят.

Стоит почитать всем, стиль изложения для быстрого чтения.

Оценка : 10
«Тиски доктринёрства»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 17 декабря 2019 г. в 20:51

Первый роман автора и сразу же! антивоенной направленности. И сразу же против ученых, не задумывающихся о результатах своих достижений. Яркий пример (немного в сторону) -физик-атомщик Андрей Сахаров, раскаялся в старости, но отец водородной бомбы!

Так и в сюжете — идут исследования — нам неизвестно с каким побочным результатом, но в мире , раздираемым на антагонизмы, применение одно -для войны и уничтожения рода человеческого. Персонажи у автора какие-то рваные характеры — сюжет быстротечен, но интересен. Заставляет очередной раз задуматься — туда ли мы идём?И не быстро ли идём?

Автор выбрал оригинальный сюжет -попытка из будущего изменить прошлое дабы это будущее было бы безопаснее- не удалось!

Название романа -как бы упрёк главному герою -у тебя нет уже семьи, твоё время уничтожено ядерной войной, тебе предлагают безопасное будущее, но ты отказался от него — вот уж действительно — тиски доктринерства!

Оценка : 7
«Архипелаг Грёз» [Цикл]
–  [ 10 ]  +

vam-1970, 15 декабря 2019 г. в 13:44

За 28 лет написан весь цикл! Последний роман не переведён пока. Но и без него вырисовывается значительная картина иной вселенной. В романе «Сближение» Прист приблизил действие цикла к нам — обрисовав этот Архипелаг как параллельную Вселенную. Архипелаг Грёз в первом представлении — это романтика, прекрасный мир, где все живут как в Раю. Но читая все сюжеты убеждаешься в обратном — там, где есть человек, Рая нет!

Острова в тропиках и субтропиках, чудесные виды, беззаботность на первый взгляд. Но за этим стоит война непрекращающаяся столетиями, страсти с убийствами, просто смерти, дезертирство.

Всё-таки может ли человек создать Рай для себя сам? Вот единственный вопрос, который я вынес после прочтения цикла — Рай -вот он рядом, да и на Земле много Райских уголков, но есть ли там бесконечное счастье?

В целом цикл необычен для фантастики и силён, очень силён. Силён послевкусием.

Оценка : 10
«Сближение»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 15 декабря 2019 г. в 13:31

Роман из цикла «Архипелаг Грёз», почти завершающий цикл, номинант многих премий.

Прочитав роман, можно откорректировать понимание того, что , где и когда происходит в цикле и в самом Архипелаге. Не другая планета этот Архипелаг, а параллельная Вселенная.

К роману — прекрасная литература!!! Читаешь с наслаждением. До последней страницы интрига завораживает. Финал оптимистичен и в духе «Мастера и Маргариты» Булгакова. Финал — только для двоих, уставших от переживаний любящих людей.

Задумка автора видно в том, что изобретения без надлежащей подготовки и длительных исследований выбрасываются в жизнь. Хотя он словами самого изобретателя об этом очевидном факте и говорит. Изобретения из области квантовой физики вышло из-под контроля ученого и общества, началась невообразимая свистопляска перемещений поверхности и людей в иные параллельные миры. Но это так -вскользь. Сюжет романа об отношениях людей в экстремальных и непонятных для них ситуациях. О человечности и любви, о верности и трагедиях.

Оценка : 9
«Опрокинутый мир»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 11 декабря 2019 г. в 19:11

Роман — лауреат Премии Британской Ассоциации Научной Фантастики   1975 года, номинант премии Хьюго   1975 года.

Чисто научно-технический сюжет переходящий с самого начала в психологию малого сообщества, именуемого Город. Такие произведения должны входить в Золотой фонд фантастики. Если его создать или может быть он уже есть?

Прист -талант! — преподнёс стандартный сюжет — последствия применения неизученного изобретения — как литературный изыск. Необычность действия и непредсказуемость финала. Всё свёл не к необычному миру, а к воздействию техники на психику людей. И получилось интригующе и захватывающе.Жаль, конечно, персонажей и героев романа, но что поделать -это литература и фантастика. Может ли такое быть на самом деле? Всё возможно — массовая галлюцинация.

Оценка : 10
«Понурив голову на Ферреди»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 10 декабря 2019 г. в 20:48

Отрывок из романа «Островитяне» из цикла «Архипелаг Грёз». Автор выводит героиню отрывка как создателя его же романа «Лотерея» их этого же цикла.

«Лотерея» также об Архипелаге Грез.

Жизнь на другой планете — она ничем не отличается от нашей. Только там есть Архипелаг из десяти тысяч островов в тропических и субтропических широтах, отчасти — в умеренных. Этакий Рай с первого взгляда, о котором мечтает каждый наш человек -море, пляж, песок, волны. красивые до безумия виды природы -речки, водопады, горы и тишина природы. И многие находят здесь и убежище , и отдых. С первого взгляда. Но человек этот Райскую идиллию нарушает своим поведением как и на Земле. Страсти, убийства, война, разрушение природы. Автор как бы делает сравнение с земным Раем -ведь изгнали оттуда человека. Где человек, там Рай кончается.

Это моя версия сюжета романа — а зачем тогда было Присту писать об этом? Автор развенчивает идиллию, а так бы хотелось иного..

Оценка : 8
«Островитяне»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 10 декабря 2019 г. в 20:38

Роман из цикла «Архипелаг Грёз». Лауреат и номинант многих британских премий и не только.

Жизнь на другой планете — она ничем не отличается от нашей. Только там есть Архипелаг из десяти тысяч островов в тропических и субтропических широтах, отчасти — в умеренных. Этакий Рай с первого взгляда, о котором мечтает каждый наш человек -море, пляж, песок, волны. красивые до безумия виды природы -речки, водопады, горы и тишина природы. И многие находят здесь и убежище , и отдых. С первого взгляда. Но человек этот Райскую идиллию нарушает своим поведением как и на Земле. Страсти, убийства, война, разрушение природы. Автор как бы делает сравнение с земным Раем -ведь изгнали оттуда человека. Где человек, там Рай кончается.

Это моя версия сюжета романа — а зачем тогда было Присту писать об этом? Автор развенчивает идиллию, а так бы хотелось иного...

Оценка : 8
«Архипелаг Грёз»
–  [ 8 ]  +

vam-1970, 02 ноября 2019 г. в 15:41

Пересмотренное и расширенное издание. Впервые опубликованная во Франции в 1981 году (Éditions Lattès), а затем и в других странах, эта книга не появлялась на английском языке до 1999 года (Earthlight; твердый переплет и мягкая обложка). Издание Gollancz включает в себя небольшие изменения в первых шести историях, а также две новые истории.

Тысячи островов, которые являются архипелагом, томящимся в экваториальных морях, составляют огромную нейтральную зону в мире в состоянии войны. Как таковые, они представляют собой постоянную приманку для молодых мужчин и женщин по обе стороны конфликта: отказники по соображениям совести, мужчины-переводчики, оппортунисты, авантюристы, беглецы от военного гнета. Это книга о сексуальных навязчивых идеях, моральных двусмысленностях, нервных отклонениях.(из сайта автора).

И от себя — Сборник великолепен, тема его великолепна, замысел автора великолепен. Но пока всё не прочитаешь, трудно понять замысел автора.

На моё мнение — у каждого человека есть мечта -съехать от проблем куда нибудь в райское место и хотя бы отдышаться. Прист придумал для этого некую планету , где идет война уже 3000 лет, но Архипелаг Грез по статусу между воюющими сторонами поддерживает нейтралитет. То есть по идее можно сюда сбежать и жить, наслаждаясь, но ни в одном рассказе никому это не удаётся! Пляжи, пальмы,море и всё равно проблемы у героев разного плана, даже смертельные. Прист намекает — что нет, не убежите от самих себя, судьба всегда догоняет.

Трудно выделить какой -либо рассказ, все великолепны.

Оценка : 10
«Дезертир»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 02 ноября 2019 г. в 15:28

Рассказ входит в цикл «Архипелаг Грёз» и сборник «Архипелаг Грёз».

Сюжет сугубо антивоенный. Герой рассказа — человек искусства и война для него — хотя её он и не видал- бессмысленна и противна.Через сколько лишений и истязаний души ему пришлось пройти, чтобы вроде отделаться от участия в армии. И то неизвестно, повезет ли ему. А хотелось — Прист заостряет своё отвращение к войне — внося в сюжет длительность войны -3000 лет длится война и неизвестно между кем. Так и во всех рассказах сборника — обозначена война- люди бедствуют, суетятся, эмигрируют, но кто с кем воюет конкретно и за что — только вскользь.

Придумка интересная автора -картины художника, которые воздействуют на зрителя неким излучениям, ввергая его то в эротику, то в ужасы.

Оценка : 8
«Под колпаком»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 02 ноября 2019 г. в 15:02

Рассказ — номинант премии Хьюго 1979 года, входит в цикл «Архипелаг Грёз» и сборник «Архипелаг Грёз». Автор после прочтения оставил нам больше загадок, чем даже интриг в самом сюжете. Почему катарийцы селились только на экваторе? Кто был первым создателем миниатюрных камер наблюдения? Какая из рас архипелага более развитая? Если катарийцы настолько развиты, почему чуть не погибли от войны соседей?

Изучая чужую расу наблюдатели сами стали объектом наблюдения, изучения и манипулирования.

Чем далее читаю сборник, тем ярче и понятнее становится мысль автора в этом сборнике — все мечтают переехать на архипелаг, но хорошо там, где нас нет. Психологический сюжет о том, как невозможно скопить деньги и начать жить в своё удовольствие без соприкосновения с миром. Мир всегда вас найдёт, чтобы позабавиться.

Оценка : 8
«Кремация»
–  [ 0 ]  +

vam-1970, 01 ноября 2019 г. в 09:46

Рассказ входит в сборник «Архипелаг Грёз». Зацепил сюжет — всем: и необычностью ситуации, и безвыходностью положения героя -из трёх вариантов все для него плохи. И социальностью — ни в одной стране чужакам не рады — не доросли мы ещё до отсутствия или подавления фобий из-за инородности. И местью в виде розыгрыша — но так увлеклись, что обрекли на смерть объект мести. Кристофер Прист талант, и в этом рассказе блестящ. Рассказ на века!

Оценка : 10
«Груда камней»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 30 октября 2019 г. в 10:17

Рассказ из цикла «Архипелаг Грёз» и сборника «Архипелаг Грёз». Наивысшая оценка за эквилибристику сюжета — читая, сразу обратил внимание на несоответствие пола героя. Погрешил на переводчика , потом на корректора, затем прочитал ещё раз —   оригинальный приём автора. Но который приводит к потере интереса читателя к дальнейшему повествованию. И название рассказа- осталась «груда камней» от монастырской башни, где всё и началось и от прекрасной надежды на будущее на хорошую семейную полную секса жизнь. Символизм автора!

Оценка : 10
«Его след»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 30 октября 2019 г. в 10:09

Небольшой рассказ из цикла «Архипелаг Грёз» и сборника «Архипелаг Грёз». Прекрасный сюжет о любви и о памяти о ней. Они оба были вместе недолго и потом их судьбы разошлись. Но умирая, он, зная, что её уже живым не встретит и не попрощается, призывает свою любовь на похороны и передаёт ей весть о своей любви и тоске по ней с того света. Написано блестяще. Даже можно было сказать лирический сюжет, если бы не смерть персонажа.

Оценка : 10
«В перигелии»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 29 октября 2019 г. в 13:47

Один из первых рассказов автора. Наивный технически. Хотя и позже Прист не уделял особого внимания достоверности своим придумкам в научно-техническом отношении.

Вторжение «чужих». И один героический капитан спасает нашу планету. Психологический сюжет на наивном техническом фоне.

Оценка : 5
«Шлюхи»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 29 октября 2019 г. в 11:02

Рассказ входит в цикл «Архипелаг Грёз»   и сборник «Архипелаг Грёз». Автор соединил очень много жанров — эротика, ужасы, антивоенный. Жуткое положение вещей сложилось на острове после военных вторжений враждующих стран. Ситуация вроде под контролем, но последствия вторжения и экспериментов над людьми действуют до сих пор — автор это показал как ужасы. Солдат вроде приехал в отпуск отдохнуть от войны, позабавиться со шлюхами — что может ещё быть ему интересней? Но последствия войны не дают ему покоя и настигают на этом острове. Мораль сего сюжета — откроешь ящик Пандоры — т.е. начнешь войну- такие ужасы вылезут из него , не рад будешь. Это применительно и к нашей реальности.

Оценка : 10
«Отрицание»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 29 октября 2019 г. в 10:51

Рассказ входит в цикл «Архипелаг Грёз» и   сборник «Архипелаг Грёз». Замечательный сюжет о судьбах писателей в жерновах истории, в тот момент принадлежащих военным.

Антивоенная тематика ярко выражена в финале — бессмысленная война и солдаты враждебных сторон обмениваются винтовками — как им надоела эта война. Им бы творить, созидать, а они должны убивать друг друга. На тот момент написания сюжета 1978 год — смело!Стиль Приста безупречен -приятно читать, хотя и печальный сюжет.

Оценка : 10
«Экваториальный момент»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 29 октября 2019 г. в 10:43

Рассказ входит в цикл «Архипелаг Грёз». Написан позже первых произведений цикла. Автор как бы спохватился -надо же дать хоть какое-то пояснение в виде вступления в цикл — что это за Архипелаг. Вступление- чисто научная фантастика. Но как я замечаю часто у автора, он не заморачивается на пояснении своих выдумок технического и научного плана как это делают часто другие писатели в виде формул, схем, теорем и гипотез. Он просто создаёт сюжет, а как его объяснить — думайте сами. Так и здесь -есть некая часть планеты весьма заманчивая для жизни, но как туда попасть — такая смесь и нагромождение технических решений абсурдных .Но его это не волнует — главное у Приста -психология персонажей.

Оценка : 7
«Лотерея»
–  [ 5 ]  +

vam-1970, 28 октября 2019 г. в 14:43

Роман считается входит в цикл «Архипелаг Грёз».

Что можно отметить сразу — так это литературный стиль и язык перевода. Они хороши!

Начинка сюжета — можно по разному трактовать: и как видения героя, и как его бред, и как его эгоизм. Если последнее, то автор преуспел — эгоизм героя, хотя он и любит и вроде заботится, привёл к несчастью двух девушек. Одной в реальной жизни — Питер довел её до двойного самоубийства, так и в придуманной, где он хотел укрыться от самого себя и от реальной жизни. Даже в теме бессмертия — то он отказывается от бессмертия, но когда начинают затрагивать струны его характера, он соглашается потерять самого себя как личность. Нигде эгоизм не делает человека счастливым.

И финал....!!!! Ты бессмертен, но никого из любимых нет рядом и не будет, не обретешь ты Родину (Лондон). Видно цена бессмертия очень и очень высока, недаром в природе она не заложена -возможность бессмертия.

Оценка : 8
«Бесконечное лето»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 27 октября 2019 г. в 16:21

В руках молодого человека вот оно счастье — Англия, 1903 год, очень строгие требования к ухаживанию, заранее определены невесты и женихи, — и молодые признаются друг другу в любви, что ещё может быть лучше и счастливее? И вмешивается судьба, даже не судьба , а случай из какого-то времени — счастье разбито и потеряно на десятилетия.

Писатель — о бренности нашей жизни, и как мы все зависим от случая, которому даже названия и определения нет. Какая -то клякса судьбы или предопределения — и ты герой или ты -вечный неудачник.

Правда, финал удачный и с надеждой на взаимное счастье. Талантливо. Напомнило похожий рассказ Теодора Старджона.

Оценка : 10
«Пересадка сердца»
–  [ 0 ]  +

vam-1970, 27 октября 2019 г. в 16:05

Для своего времени написания сюжет был фантастический сточки зрения морали и законодательства. Если бы автор выбрал в качестве объекта пересадки мозг, то и сейчас бы был сюжет актуален. Не то выбрал и рассказ устарел, но написан хорошо, обстоятельно.

Оценка : 8
«Голова и рука»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 27 октября 2019 г. в 14:11

Эпатажный сюжет? История о том, как любовники убрали помеху на своём пути, заработав 6 миллионов франков? Философский рассказ о том, где же предел дозволенного у человечества и артистов, которые ради славы топчут моральные правила как им хочется? Автор написал, а вы догадывайтесь. Сюжет зацепил однако... Жадность до славы у персонажа ну просто отвратительна и катастрофична для него же.

Оценка : 10
«Мир реального времени»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 27 октября 2019 г. в 14:01

Поучительный сюжет — нельзя людям всё время врать. Особенно людям учёным. Их это бесит, они всю жизнь ищут истину, а их решили обмануть. Результат -даже когда им обманщики начинают говорить правду, они уже не верят ни единому слову. Финал трагичен.

Придумка автора интересна — исследовать планету отставая по времени — в таком случае аборигены не увидят исследователей.

Оценка : 8
«Приговор в двоичном коде»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 26 октября 2019 г. в 18:32

Преступника Туратски приговорили к пожизненному заключению весьма оригинальным способом. Здесь можно снять шляпу перед автором. Его заключили в компьютер, а тело законсервировали. Но как только он стал лить воду пропаганды на мельницу властей и очень успешно, его помиловали. И выпустили из компьютера. Автор таким образом нарисовал двуличность властей. Приемлем ли способ оказаться на воле? Сюжет на размышление читателю.

Оценка : 10
«Ураган огня»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 26 октября 2019 г. в 18:21

Сложно понять замысел автора. Сложно догадаться. что стоит за описанием сцен уничтожения миллионного города, из которого вынудили уйти всех жителей. Не мог автор просто так написать о военных действиях набором команд, приказов, обстрелов.

Разгадка в финале — главный персонаж рассказа , уничтожая лично город бомбардировкой , получает от этого наслаждение и сознательно погибает в огне разрушений, что доставило ему неописуемое удовольствие. И не только он такой один — его предшественник также имел такую судьбу, его подчиненные с радостью встречают весть о решение Совета уничтожить город. И перед уничтожением специальная военная инженерная команда включает в городе все объекты энергетики, чтобы разрушения сопровождались грандиозными пожарами на АЭС, электростанциях, газопроводах.

Они все получали удовольствие в гибели и разрушениях. Автор выписывает срез общества, где до власти дорвались вот такие разрушители, убийцы и прочая нечисть. И что может быть в таком случае развития истории.

Наивысший балл — за зашифрованность сообщения нам и нашим потомкам.

Оценка : 10
«Обнажённая»
–  [ 3 ]  +

vam-1970, 25 октября 2019 г. в 20:09

Гениальный сюжет! Абсурд сегодняшнего дня в некоторых обществах, который может быть доведён до крайности в будущем — гипотетически. Автор прогнозирует нетерпимость части общества к свободному сексу, если эта часть начнёт преобладать во власти. Мы это уже сегодня видим в некоторых странах. Автор со всех сторон умудрился показать в коротком сюжете весь страх женщины перед насилием. Особенно — сам процесс апелляции в суде. Нужно снова дать показания, чтобы они совпали с предыдущими твоими, свидетелями обвинения и защиты!!!Иначе — на суд толпы насильников. Попробуй вспомнить всё и повторить. В суде не всегда правду говорят — два раза солгать -нужно ещё уметь и не ошибиться. Вот героиня и думает — что издевательства только начинаются при повторе ею показаний.

Многосторонний сюжет. Но это же Прист!

Оценка : 10
«Архипелаг Грёз» [Цикл]
–  [ 10 ]  +

Нортон Коммандер, 23 октября 2019 г. в 16:22

Первый роман этого цикла — «Лотерея» — стал для меня некоторым шагом в сторону от той литературы, которую я обычно читал. Собственно, и читающие традиционную фантастику или фэнтези, и читатели литературы мейнстрима могут расширить своё восприятие через Кристофера Приста, так как он находится где-то между этими двумя лагерями или же вообще отдельно.

Кристофер Прист, кажется, остался в душе подростком, поэтому романтика в его произведениях, по крайней мере в цикле «Архипелаг Грёз», присутствует повсюду. Его герои — солдаты, моряки, лётчики, мимы и фокусники, писатели и художники. В их жизни — удовольствия и благополучие, либо, наоборот, страдания и метания. Но главное, что все они живут полной чувств жизнью, не пытаясь изменить мир. Даже солдаты той войны, которая веками идёт в мире Архипелага, не надеются победить в ней, да никто уже и не помнит, когда и почему она началась.

Кристофер Прист — истинный мастер литературы, один из немногих способный по настоящему удивить и поразить читателя (это в наше то время). У него многое оказывается не тем, чем кажется, и невозможно понять, чем закончится начатая книга.

Лично я не могу сказать, что в полнейшем восторге от этих книг, но начав цикл, всякий раз не мог противиться стремлению снова вернуться на Архипелаг Грёз.

Оценка : 8
«Сближение»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 23 октября 2019 г. в 16:22

«Сближение» издано у нас в серии «Роман-головоломка» и в цитатах на обложке слово «головоломка» встречается несколько раз. Но этот роман — головоломка скорее для подсознания, чем для ума. Он входит в цикл «Архипелаг Грёз», но понятно это становится далеко не сразу. Сначала мы видим относительно близкое будущее, действие происходит в Исламской Республике Великобритании. Действие других глав происходит во время Первой и Второй Мировых Войн, вроде бы никакой явной связи между эпизодами нет, но некоторые мелкие детали наводят на подозрения. Дальше — больше.

Все книги об Архипелаге Грёз можно читать по отдельности и в любом порядке, но те, кто читали предыдущие книги, будут более подготовленными к тому, что можно ждать от Приста. Многие части этой головоломки так и не будут разгаданы, просто потому что разгадок нет и не должно быть. Логика в «Сближении» присутствует не всегда, но если вы хотите получить эмоции от качественной литературы, то этот аспект здесь реализован в полной мере.

Оценка : 8
«Опрокинутый мир»
–  [ 5 ]  +

alef_seina, 16 июля 2019 г. в 23:47

Меня поначалу сбивало с толку то, что автор пишет то от лица одного персонажа, то от лица другого персонажа. В конечном итоге это оказывается оправданным, но я все равно от этого приема не сильно в восторге.

Концовка оставила у меня странные ощущения: она объясняет далеко не все происходившее с главным героем. Остается какая-то интрига, можно додумывать самостоятельно, мнение по этому поводу автора — большой вопрос...

В книге, по-моему, очень хорошо держится интрига, на протяжении всего текста у читателя в голове тот или иной вопрос, ответ на который хочется получить как можно скорее, что делает чтение по-настоящему увлекательным. Но, увы, некоторые вопросы остаются без ответа..

И да, мне понравилась романтическая линия при том, что ее очень мало в основном сюжете.

Оценка : 8
«Опрокинутый мир»
–  [ 6 ]  +

zverek_alyona, 25 июня 2019 г. в 05:57

Бывают такие произведения, которые просто не знаешь как оценивать — то ли «вау» и все десять баллов, то ли «хм» и оценка чуть выше среднего. С «Перевернутым миром» у меня получилось именно так.

Идея такого мира и такого города однозначно тянет на «вау», а вот с остальным всё гораздо сложнее. Половину романа я не могла понять (или определиться), что же, собственно, я читаю: для утопии слишком всё не радужно в жизни этого странного города и вокруг него, для антиутопии — слишком затянутое описание устройства того относительно изолированного общества, частью которого является главный герой, он же рассказчик. Только ближе к середине, во время путешествия героя на юг, начинается какая-то «движуха» и происходящее начинает приобретать хоть какой-то смысл для читателя (занятно, что примерно в то же время ГГ потихоньку начинает утрачивать смысл своего личного существования).

Вообще, главный герой мне понравился, несмотря на упёртую непоколебимость его взглядов — а, может, как раз благодаря этому. К финалу у меня сложилось впечатление, что ему не просто хочется вернуться на Землю своих предков, но и чтобы и Перевернутый мир не прекратил своего существования.

В информации о русскоязычных изданиях говорится, что первоначально перевод романа был опубликован без пролога. На мой взгляд, он там и не нужен — о его содержании забываешь практически сразу и не вспоминаешь даже при появлении его героев в основном повествовании (мне пришлось перечитать пролог, чтобы вспомнить, о чем там вообще была речь, и окончательно убедиться в его бесполезности для читателя).

И еще. Где-то между открытиями ГГ относительно физической сути мира, в котором он обитает, и знакомством с записями, оставленными основателем города, у меня появилась гипотеза относительно возможного развития сюжета, которая в итоге оказалась совершенно ошибочной, что уже само по себе радует — все-таки как минимум от научно-фантастического произведения ждешь, чтобы автор тебя хоть чем-нибудь удивил.

Оценка : 8
«Престиж»
–  [ 6 ]  +

tapok, 08 июня 2019 г. в 14:31

Иллюзия иллюзии

***

«Престиж» — роман об иллюзионистах (в простонародье – о фокусниках). Это самое первое и самое главное, что нужно знать о произведении Приста. Пожалуй, этот роман для автора значит не меньше, чем «Опрокинутый мир» (на который, к слову, есть как минимум два недурных оммажа – «Рельсы» Мьевиля и «ХХГ» Рива). Неудивительно, что данное произведение имеет весьма успешную экранизацию, где в главных ролях значится Кристиан Бэйл и Хью Джекман.

«Престиж» раскрывается по мере повествования. Роман состоит из пяти частей, две из них рассказывают историю потомков, две – предков. Наконец, последняя часть связывает все воедино. Важно отметить, что все части стилистически отличаются друг от друга. Поэтому о каждой есть смысл рассказать отдельно.

Итак, настоящее. Эндрю Уэстри. Работник журнала, его считают странным парнем. Но странно в нём другое – он всю жизнь ощущает, будто в мире есть его брат-близнец, хотя все документы, все факты говорят об обратном. Эта ветвь сюжета достаточно короткая, она – это здесь и сейчас.

Так же настоящее – Кейт Энджер. Она – потомок Великого Дантона – иллюзиониста Руперта Энджера. Глубоко страдает (как и вся ее семья) от некоего травмирующего события в прошлом. Данная ветвь сюжета больше рассказывает о прошлом, что связывает ее с другими сюжетными ходами.

Прошлое в виде автобиографии Альфреда Бордена – выдающего иллюзиониста рубежа XIX-XX веков. Достаточно обширная часть романа отведена именно этой истории. Сюжет в ней подается однобоко и заставляет читателчя видеть все под определенным углом. Интересно, что история Альфреда раскрывает персонажа с юных лет, вплоть до того, что стало пусковым механизмом для выбора профессии.

Прошлое в виде дневников Руперта Энджера. Это самая объёмная часть романа, ее автор – Дантон – рассказывает о многих значимых днях своей биографии. В том числе, много внимания уделяется конфликту с Борденом. И это же заставляет читателя пересматривать многие события войны. Это самая мистическая (фантастическая) часть произведения. Интересно, что в дневниках Руперта фигурирует довольно любопытная историческая личность – сам

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Никола Тесла
.

Про пятую часть произведения говорить нет смысла, она скомканная и предсказуемая, оставляет послевкусие иллюзии иллюзии. Порой авторам удается финальным штрихом исправить все, а порой – подпортить впечатления. Увы, Прист добился «Престижем» именно второго. Хотя все равно книга остается на высоте.

Заключение: разнообразие стилей, профессиональная составляющая иллюзионистов, исторические личности, место действия (Англия) – всё это украшает «Престиж». Развязка автору удалась не без грехов, однако книга читается легко и с интересом. Её смело можно ставить в один ряд с такими произведениями, как «Парфюмер» Зюскинда или «Лекарь, ученик Авиценны».

PS: раскрытие фокусов вы так и не узнаете. Так что если вы ищите именно их, то, увы…

8 престижей из 10.

Оценка : 8
«Груда камней»
–  [ 0 ]  +

Crow_Exile, 27 мая 2019 г. в 17:49

Потрясающий рассказ. Кристоферу Присту удалось поймать меня на крючок, ничего не скажешь. Очень много сильных ходов, психологизм, элементы триллера и очень точный и цепляющий стиль — всё сплелось в завораживающий рисунок. Штучная работа.

Оценка : 10
«Шлюхи»
–  [ 4 ]  +

Crow_Exile, 27 мая 2019 г. в 12:38

Мне этот рассказ показался довольно страшным. Таким, с очень горьким вкусом. И это неудивительно, ведь здесь автор смешивает эротику и хоррор. Главный герой мучается галлюцинациями и вожделением, от привитой войной психической болезни ему не получается уйти, а связь с проституткой оказывается с двойным дном. Но рассказ очень мощный, по-хорошему пугает.

Оценка : 8
«Опрокинутый мир»
–  [ 9 ]  +

arey951, 24 мая 2019 г. в 23:05

Пожалуй, одна из лучших основных идей в произведениях научной фантастики, что я встречал. Первоначальная и довольно проработанная, обоснованная метафизика мира, быт жителей Города, довольно логичная структурированность на систему гильдий и их фанатичное нежелание смиряться с гибелью — ни рельса назад, как говорится, — все это захватывает с первых же страниц и заставляет изрядно поломать голову, пытаясь осмыслить и во все это вникнуть. Но вместе с тем чувствуется художественная скованность автора. Персонажи вышли какими-то серыми, однообразными, а те моменты, где нужно постараться передать что-то человечески чувственное, — любовную линию, мотивацию поступков или хотя бы просто описать диалог, — выглядят как откровенная графомания списавшегося робота.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Концовка произведения вышла довольно непонятной. Словно бы автор внезапно утратил все свое вдохновение и по-быстрому решил закончить роман, списав все на причуды восприятия жертв некоего пси-поля от генератора. При этом такое объяснение оставляет открытыми множество вопросов, и в первую очередь самые основные составляющие сюжета — южное прошлое и северное будущее, которые непосредственно влияют на скорость протекания физических процессов не только окружающей местности (что еще можно списать на глюки), но и самих героев.
Но между тем атмосфера мира, просторы которого бороздит Город, очаровывает. Хочется закрыть глаза и представить себя частью всего этого...

Оценка : 6
«Престиж»
–  [ 8 ]  +

smith.each, 15 мая 2019 г. в 10:29

Среди всех известных афоризмов, объясняющих понятие счастья, менее прочих мне нравятся два: «это удовольствие без сожалений» и «это хобби, ставшее работой». Первый вариант — бесчеловечный, в такой трактовке он подразумевает, что черным ужасом для остальных может стать счастье человека, лишенного моральных терзаний. Коварство второго варианта менее явно.

С одной стороны, поглощенный любимым делом человек не замечает часов, его перестают терзать повседневные тоска, обиды и размышления о неважном. Наверное, каждый согласится: интересная работа лечит разум и тело, и даже боль отступает, когда мы с головой увлечены чем-то, приносящим удовлетворение.

Но что если любимое дело строится на одном лишь желании удивлять? Не единожды поразить общество необычным открытием или запоминающимся выступлением, но день за днем завоевывать внимание людей, подпитываясь от единственного в этом мире источника подлинной магии — воображения. Возможно ли не потерять себя, не развоплотиться в этом сражении, где ставки увеличиваются всякий раз, когда овации толпы возносят тебя на вершину славы подлинного Творца?

Два талантливых мастера престидижитации лучшие годы жизни ведут непримиримую борьбу друг с другом за улыбки, аплодисменты и, что самое главное, за восхищение. В этом и есть главный фокус: в век победившего рацио заставить человека усомниться в организации мира хотя бы на мгновение. Ради этой цели практичный и хладнокровный Альфред Борден превратит свою жизнь в череду бесконечных сценических реприз. Даже сойдя с подмостков очередного театра, он не отказывается от бутафорского образа Профессора Магии. Одержимый идеей получить бессрочный ангажемент, иллюзионист создает дневник, в котором, как и в доступной ему реальности, не существует настоящего Альфреда Бордена. Его дневник — это игра, а его личность — обман. Его оппонент, вспыльчивый и решительный Руперт Энджер, напротив, понимает со временем, что безостановочная погоня за зрительским восхищением губит благополучие его семьи. Тем не менее выйти из гонки ему тяжело: секрет Иллюзиона, который его соперник с успехом демонстрирует публике, толкает Энджера к запретным тайнам ремесла.

История “Престижа” состоит из трех частей, две из которых представлены эпистолярной формой, и та чудо как хороша! Кристофер Прист мастерски создал два дневника, столь непохожих по содержанию и стилю, что невольно начинаешь подозревать за созданием романа тайное соавторство. Большее впечатление на меня произвел дневник Энджера. За суховатыми отчетами о “магических” практиках, что сменяются неподдельными ликованием от первого шиллинга, заработанного собственным искусством, я разглядел живого интересного человека. Ремесло даровало Энджеру богатство и уверенность в своих возможностях, но оно же не дает ему прожить простую и красивую жизнь. И в этой отчаянной борьбе мне он показался даже более несчастным, чем механически действовавший ловкий фокусник Альфред Борден.

Мы — это гораздо большее, чем наши желания и увлечения. Ремесло дает нам основу для жизни и творческой самостоятельности, но сделав его единственным жизненным ориентиром, мы рискуем собственными руками создать жестокого тирана, без пощады разрушающего все вокруг. Браво, Кристофер Прист!

Оценка : 9
«Престиж»
–  [ 6 ]  +

Lana Oswin, 01 апреля 2019 г. в 18:49

Довольно долго эта книга провисела у меня в хотелках. Так долго, что я успела позабыть, что написано в аннотации. А так как фильм я тоже не удосужилась посмотреть, к прочтению книги я подступала с минимальными знаниями о сюжете.

Не смотря на то, что книги, написанные в стиле дневников или писем я стараюсь обходить стороной, «Престиж» мне понравился. Книга сумела меня удивить и захватить мое внимание.

Возможно все дело в тематике. Фокусы, иллюзии, магия... Все это вызывает интерес. Но помимо вышеперечисленного, на страницах книги таится история непримиримого соперничества двух магов. И если мотивы одного из них еще понятны, то что движет другим — загадка.

Финал истории немного жутковатый и на мой взгляд какой-то незавершенный. Ощущение, что автор не придумал как лучше всего закончить историю со всеми этими призраками, близнецами и сделал так как получилось.

Автору удалось создать атмосферу таинственности, он позволил увидеть фокус, приоткрыл завесу тайны, но всех секретов не раскрыл.

Оценка : 9
«Островитяне»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 24 февраля 2019 г. в 00:17

Что заставляет снова возвращаться к книгам Кристофера Приста из этого цикла?

Истории об Архипелаге Грёз — это мечты взрослого человека, у которого в душе навсегда сохранилось что-то из детства. Все мы мечтали в детстве о чём-то подобном — отправиться в путешествие на неизведанные острова. В мире «Архипелага» ко всей этой романтике добавляется и взрослый взгляд на жизнь, поэтому здесь есть война, душевные муки, похоть и убийства.

Этот мир меняется, в нём появились интернет, мобильная связь и беспилотники, но точной карты мира по прежнему не существует, и никто не может знать, сколько в нём островов и государств. Здесь совсем иная география и история, и немного иная физика; но кажется, что этот мир где-то рядом, совсем близко.

Как и прочие произведения цикла, «Островитяне» — литературная игра, роман, который оказывается не тем, чем кажется поначалу.

Оценка : 8
«Опрокинутый мир»
–  [ 5 ]  +

Quartz, 19 февраля 2019 г. в 20:13

В «Опрокинутом мире» Кристофер Прист парадоксален. И в том, какой мир он строит, и в том (увы!), как умудряется его разрушить.

Вырвите несколько десятков страниц с конца (нехорошо так говорить, но увы, опять увы!) — и вы прочтете шедевр, образец «твердой» НФ: уникальный мир с особыми законами притяжения, формами планет и светил, социальным устройством, обусловленным именно этими особенностями. Идея отшлифована до совершенства!

Но затем «данные разведки» расходятся с установками жителей движущегося городка (гигантского поезда на рельсах, который вынужден постоянно перемещаться на север, потому что на юге, где начинаются горы, происходит тако-ое...). На первый план выходит совсем другая тема — «нас обманывают», «от нас скрывают правду свои», «нас пытаются дезинформировать чужаки». Буквально в лоб сталкиваются две картины мира — жителей городка и «туземцев» (непонятно откуда берущихся полудиких и полуголодных племен, готовых временно поишачить за гроши, да еще и отдать что-то очень ценное за плохую синтетическую пищу). Эти картины мира ортогональны (тут, как и в книге, важно вспомнить математику). Поэтому в итоге побеждает только одна из них. Поворот сюжета — крайне неожиданный, что, казалось бы, должно довести читателя до катарсиса (в хорошем смысле слова). Но доводит до ручки...

В чем же проблема? На мой взгляд — в смешении жанров. Если первая часть книги (порядком больше половины) представляет собой почти что «твердую» НФ, то вторая часть превращается в подобие психологического триллера. Но ведь первая часть написана подчеркнуто сухим языком, потому что главное в ней — идея! Как же совершить переход ко второй части? К сожалению, автору не удается решить этот вопрос...

И все-таки невыразительная концовка — не повод ставить на книге крест. Первая часть — а это существенно больше половины — определенно стоит прочтения и высокой оценки!

Оценка : 8

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6  7 



⇑ Наверх