fantlab ru

Кристофер Прист «Сближение»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Оценок:
71
Моя оценка:
-

подробнее

Сближение

The Adjacent

Роман, год; цикл «Архипелаг Грёз»

Аннотация:

Тибор Тарент, вольнонаёмный фотограф, возвращается в Британию из Анатолии, где его жена Мелани была убита повстанческим ополчением. ИРВБ (Исламская республика Великобритания) — страна, оправляющаяся от последствий странного и ужасающего злодеяния террористов: сотни тысяч человек стёрты с лица Земли вместе с подвергшимся мгновенной аннигиляции треугольным участком территории в западной части Лондона. Власти полагают, что этот террористический акт и смерть жены Тарента как-то связаны...

Сто лет назад артист-фокусник отправлен на Западный Фронт с тайным заданием: сделать разведывательные воздушные суда Британии невидимыми для врага. По пути фокусник встречает мистика и провидца, верящего, что эта война положит конец всем войнам...

В 1943-м женщина-лётчик из Польши рассказывает молодому механику Королевского воздушного флота, как ей удалось сбежать от нацистов и как отчаянно ей необходимо вернуться домой...

В наши дни физик-теоретик, пребывая в собственном английском саду, создаёт первое Сближение...

«The Adjacent» — роман, в котором всё не совсем то, чем кажется. В котором выдумка и история пересекаются, любая версия реальности поставлена под подозрение, а правда и ложь близко соседствуют друг с другом.

© перевод аннотации: zarya
Примечание:

«Моя следующая книга на сегодняшний день носит название The Adjacent и уже наполовину написана. Это будет очень необычная вещь, даже в большей степени, чем The Islanders». (Блог автора)


Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2014 // Роман

номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2014 // Роман

номинант
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 2014 // Лучший НФ-роман

номинант
Европейская премия «Утопиалии» / Европейская премия «Страна Луары» / Prix Utopiales européen / Prix Européen Utopiales des Pays de la Loire, 2015 // Лучший роман (Великобритания)

номинант
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2015 // Роман. Особое упоминание: (Великобритания)

номинант
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2016 // Переводной роман (Великобритания)

номинант
Большая премия Воображения / Grand Prix de l’Imaginaire, 2016 // Роман, переведённый на французский

номинант
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2017 // Книга года (Великобритания)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第49回 (2018) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Сближение
2017 г.

Самиздат и фэнзины:

Архипелаг Грёз
2018 г.

Издания на иностранных языках:

The Adjacent
2013 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Познакомился я с творчеством Кристофера Приста, а конкретнее с его Архипелагом Грёз, давненько. И знакомство это прошло, мягко говоря, не очень. Дело в том, что прошлому мне, с прошломоими желаниями экшна и угара, совершенно «не зашла» медленная и размеренная «Лотерея». Позже, начитавшись хвалебных отзывов, я решил сделать повторный заход и прочел одноименный, «Архипелаг Грёз», сборник рассказов. И влюбился.

Я очень плох в составлении первого впечатления.

Если не знать, что «Сближение» относится к миру Архипелага, то читатель не особо потеряет от своего незнания. А если знать о вселенной Приста, то почти всю книгу недоумеваешь – где же острова с их бесконечной войной? Но Архипелаг проявит себя во второй половине, зато как проявит.

А пока вот история фотографа Тибора Тарента в недалеком будущем. Жена Тибора погибла от нового и весьма странного оружия – на месте ее смерти остался лишь выжженный равносторонний треугольник. Бедного Тибора берут в охапку спецслужбы, стремясь максимально быстро доставить его на допрос из Турции в Исламскую республику Великобританию. Да-да, будущее по Присту именно такое. И это, не считая кошмарных ураганов, прокатывающихся по миру.

А вот рассказ о Томми Тренте, фокуснике, вызванного на фронт во времена Первой мировой. Задание Томми — создание маскировки для самолетов-разведчиков. А чтобы вы не подумали, что роман простенький, вот история механика Майка Торранса и его встречи с Кристиной Рошкой, польской летчицей, которая ищет своего жениха Томаша. А внутри этой новеллы рассказ Кристины, в которой некоторые детали не сходятся…

Эти сюжеты переплетаются с путешествием Тибора Тарента, и эта вязь, поначалу, вызывает недоумение. А потом…

Прист развешивает звоночки в самых неожиданных местах. Кристина Рошка говрит, что мать называла ее «Малина» — *дзинь-дзинь-дзинь* звенит у в голове. Где-то это уже было, и больше не повторится потом. Начинаешь замечать схожесть имен героев, Трент/Тарент/Торранс/Томаш, или, например, пилот Первой мировой Симеона Бартлетта и пилот Второй миров Саймон Барретт. Не зря и судьбы у них схожи — они в поиске утраченной любви и так или иначе столкнулись с войной. В этот момент колокольчик в голове неистово трезвонит. Может так и задумано? Может другие буквы в имени Руллебет/Руддебет не баг, а фича? Может здесь больше двух параллельных миров? Не просто *наш мир* и *Архипелаг*? Что мешает каждой истории, каждой части романа, иметь место в *своем* мире? Ведь где есть две параллельные вселенные, там может быть и бесконечность. Технология Сближения ведь так работает, разве нет? Она переносит угрозу в другой, самый близкий к изначальному, мир...

Прист хитер и коварен! Как рассказывает фокусник из «Улицы зверей», а сам автор проговаривает его устами всю соль романа — он прячет один предмет, привлекая внимание к другому. Он прячет *миры* отвлекая внимание читателя на *истории*, на поиск аналогий и параллелей, разве нет? Что если вся история Кристины Рошки была правдой? А не совпадает она с реальностью потому, что Кристина перешла в другой, очень похожий, мир. Ведь такое тоже возможно.

Герои «Сближения» скорее свидетели, чем активные участники. Тибор буквально вызван свидетельствовать о смерти жены; фокусник приезжает и уезжает, ничего не сделав, но насмотревшись на ужасы войны; механик выслушивает историю К. Рошки и становится свидетелем ее финала... Уже на самом Архипелаге, конкретнее на острове Прачос, мы видим одну и ту же историю, но с двух точек зрения… и здесь тоже не все просто. При помощи того, что происходит в «Сближении», автор дарит своему фанату ключ к его роману «Островитяне». Но об этом тактично умолчим.

А может все не так и вышеописанное я придумал, натягивая сову на глобус и интенсивно ища глубинный смысл. И это даже лучше — здесь есть простор для читателя, для полета его фантазии, для построения его же теорий. Каждый найдет что-то свое, отличающееся от остальных версий, и это прекрасно! Снимаю шляпу, мистер Прист, и благодарю от души — я нуждался в чем-то таком, хотя сам об этом не подозревал.

Пару слов об ассоциациях. Вся история Тибора Тарента и его борьба с бюрократией, и не только это, очень напоминает работы Кафки. Истории о пилотах и самолетах напомнили два фильма Хаяо Миядзаки – «Ветер крепчает» (Крепчает ветер – жить спеши!) и «Порко Россо». Финал истории Кристины очень сильно напоминает эпизод-байку о небесах погибших пилотов из второго. Как-то так. И Прист и Миядзаки любят самолеты, это ощущается.

Осталось проговорить последнее: «Сближение» прекрасный и сложный роман, до мурашек. Это книга о, казалось бы, простых истинах, о том, что любовь — это хорошо, а война — страшно. О том, что игра человека в Бога никогда не заканчивается добром, а благими намерениями выстелена дорога сами знаете куда. А также о том, что любая технология, созданная для защиты, рано или поздно будет использована для нападения. А еще об истинной любви, которая проведет влюбленных через любые миры, лишь бы они были вместе.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Кристофер Прист очень быстро для меня перешел из стадии «не знаю, кто это такой и как к его романам относится» до стадии «ух ты, Прист, хочу еще!!!». Я нечасто читаю такую довольно странную литературу с глубоким сюжетом, но зачастую практически полным объяснением происходящего. Как будто автор смеется над нами и говорит — это просто мир в моих книгах такой, это альтернативная реальность, а может даже сон в жаркий летний день.

В «Сближении» Прист нам рассказывает несколько историй с разными героями, происходящее в разное время и в разных местах мира, очень похожего на наш. Поначалу кажется, что основная история — самая первая (она же появляется в нескольких разных главах по всей книге). Фотограф Тибор Тарент потерял жену в Турции при странных обстоятельствах — рванула бомба, оставившая после себя треугольное выжженное пятно. Но нет никаких последствий взрыва — ни останков людей, ни повреждений возле места взрыва. Просто огромное выжженное пустое треугольное пятно, за которым тянется след действий террористов. Тарент возвращается в родную Англию, которая стала неожиданно Исламской республикой. Он не знает, что сказать родителям жены, переживает за случившееся, пытается вернуться к обычной жизни. Но ему вдруг попадаются люди, которые знают нечто большее, чем знает он. Идти вслед за ними может быть чревато последствиями, но правда манит.

И вдруг начинается новая история — про фокусника, которого отправляют на фронт с непонятным заданием — то ли показывать фокусы солдатам, то ли спрятать летящие самолеты в небе.

А дальше по щелчку пальцев мы переносимся в 1943 год, где летчик случайно знакомится с красивой девушкой, принявшей летчика за своего пропавшего жениха.

Параллельно совсем в другое время ученый, рассказывает журналистке и фотографу свою историю жизни, заодно показывая фокусы с предметами, которые неожиданно исчезают, а потом опять появляются в кадре.

Роман настолько туманный, что про него действительно сложно рассказывать. О чем он? Каждый увидит свое. Кто-то начнет искать параллели и пересечения в историях. Кто-то начнет листать книги по физике, чтобы понять научный аспект, поднятый в романе. Кто-то просто разочаруется, найдя роман длинным, затянутым, скучным и не понятно о чем.

Я же почему-то нашел книгу чувственной, эмоциональной. О любви, об отношениях. Абсолютно все истории рассказывают о потерянных чувствах. Как будто после какой-то временной точки ты попадаешь в другую реальность, в которой нет того человека, который вчера гладил тебя по голове и шептал на ухо красивые слова. И герои ищут знакомые лица рядом, путаются, не могут понять, что произошло и как вернуть то, что было раньше. Со мной тоже случалась когда-то такая мистика, когда в снах я забывал о том, кто моему сердцу дорог. Или когда расстался с первой любовью, задумался, не попал ли я в другой мир, в котором я могу помнить вчерашний день, а кто-то нет.

Если вы ищете ответы на вопросы, «Сближение» может только разозлить вас. У Приста нет ответов. Как я уже сказал, он просто стоит в сторонке и смеется над нами. Это как раз тот самый случай, когда хочется зайти к автору в гости на чашку кофе и расспросить его подробно о том, что происходит в книге, ведь он явно не все рассказал, что мог. «Сближение» роман о черных дырах в нашей жизни, которым нет объяснений. Примерно в такую же дыру свалилась Алиса, побежавшая за белым кроликом. То, что может сразу показаться бредом, на самом деле будет объяснимой реальностью. Просто дыры так работают. И эти дыры может быть в вашей голове, может быть в окружающем мире, может быть в вашем сне, может быть в мире миров с сотней альтернативных героев, чьи имена начинаются на букву Т и которые потеряли то, что еще вчера казалось незыблемым.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я уже не раз упоминал, что очень люблю запутанные, многослойные киноистории с неожиданными сюжетными поворотами и концовками. И в поисках этих трудно предугадываемых финалов я обошел пару десятков сайтов, видеообзоров, воспользовался множеством советов знакомых и друзей. В итоге успел просмотреть уже четвертый десяток, если мне память не изменяет, подобных фильмов. Успел приноровиться в них, замечать мелкие детали, ложные лазейки и сбивающие места, специально сбивающие с правильного хода мысли, расставляемые режиссерами и прочими творцами кинематографических произведений. И за годы уже поисков и просмотров этих загадочных фильмов я понял, что есть такие, которые *во всяком случае, лично для меня* нельзя переплюнуть в атмосфере нераспутываемости правды, загадочности и элегантности в создании тайны. Конечно же, один из — «Престиж» Кристофера Нолана, идеально выверенный, продуманный до мелочей, красивый, яркий и глубокий фильм; кинокартина, которая, как мне думается, переплюнула свой книжный оригинал, что бывает достаточно редко. И да, я не читал оригинала тезки режиссера — прекрасного писателя Кристофера Приста, но по отзывам на роман все же могу судить именно таким образом. Так что дабы не обидеть достойного внимания британского фантаста, и быть справедливым, хочу рассказать о своих впечатлениях о другой запутанной, с неожиданной концовкой, и такой же красивой и глубокой истории — романе «Сближение».

Вновь вернувшись в мир вечной тысячелетней и, разумеется, как и в любом другом мире, бессмысленной войны, временных искажений, чудесного и экзотичного Архипелага Грез, Кристофер Прист создал вторую «Лотерею», хотя бы в плане целостности сюжета и снова используемого приема запутанности главных героев между мирами. Но это все равно не будет точным обобщенным описанием для нового произведения автора. Да, «Сближение» выглядит более цельным, нежели «Архипелаг Грез» и «Островитяне», но в нем почти, хех, нет самого мира Архипелага — он появляется лишь в заключительной части романа. По большей части сюжет движется вокруг старушки Земли, и то в разных временах и даже реальностях, превращая в итоге, казалось бы, биполярную систему устройства книжной Вселенной Приста в «классическую» Мультивселенную. Так что целостность сюжетного древа и соотношение места действий (Архипелаг/Земля, Англия) «Сближения» можно описать в следующем неравенстве: «Островитяне» < «Сближение» < «Лотерея».

Но это все отход в сторону — не в коэффициенте целостности или хаотичности повествования заключается талант Приста и красота конкретно данной книги. Персонажи, вопрос реальности-нереальности, извечные проблемы бытия, и то, как писатель раскрывает, показывает и в чем-то отвечает на них — вот самые главные достоинства его работ. Поначалу никак не связанные сюжетные линии [1) о гибнущем в пучине экологического апокалипсиса мира нашего будущего, где Туманный Альбион стал Туманным Халифатом, где фотограф Тибор теряет свою жену и отправляется на поиски ответов по исчезающей во всех планах Англии; 2) Некий фокусник пытается помочь сделать невидимыми самолеты британцев в далекую Первую Мировую; 3) Польская летчица Кристина Рошка встречает среди британских военных механиков удивительно похожего на свою потерянную в оккупированной Польше любовь юности] чудесным и изящным образом объединяются в одну пьянящую воображение панораму. И происходит это, кстати, хах, при помощи, как ни странно, еще нескольких сюжетных линий. В том числе и из мира Архипелага. И, казалось бы, чрезвычайно сложная, перегруженная и эклектичная текстовая структура становится в конце концов легкой и простой, понятной на своих глубинных и основных смысловых уровнях. Каких? К примеру, уровне, который доносит до нас силу и безграничность любви. Уровне, повествующем о такой же всеохватности и, к сожалению, неизбежности войны и пагубности ставшей уже аксиомой борьбы с насилием при помощи насилия. И, наверное, уровне, рассказывающем об одновременно как сложности, так и простоте жизни, мира, реальности, Вселенной... О бесконечной вариативности судьбы и мироздания, но вместе с тем и единых правил его течения, в чем-то шаблонности.

Подытожив, можно сказать, наверное, следующее. Кристофер Прист постарался действительно на славу, достигнув вершины «Лотереи». Он объединил все лучшее в своем литературном мире, добавив новые элементы и приемы, но все также постмодерново придавая главным, назовем их, наставлениям романа гротескные и чарующие сложность формы. И в этом полном хаосе и запутанных перипетий букв и абзацев, размытых смыслов понять суть можно лишь путем еще большего усложнения имеющегося. И да, возможно, дам подсказку для тех, кто только решается на попытку разгадать и прочитать «Сближение». Вернитесь к фильмам-загадкам, например, таким, как «Связь» 2013 года, «Идеальные незнакомцы» и «Облачный атлас», а также... Хотя, думаю, на этом все. Усложняйте, приходя в итоге к простоте, истине и красоте. Читайте Кристофера Приста, получая в итоге удовольствие, непередаваемое послевкусие и работу для ума.

PS. По поводу взглядов на наше ближайшее будущее, как мне показалось, Питер Уоттс и Кристофер Прист все же схожи. Будущее «ближнего прицела» — круговорот катастрофичных или как минимум не понятных для обычного (не пост-) человека событий и явлений; ужасающий своей вездесущностью хаос в разных сферах жизни общества и мира вообще. Наверное, я соглашусь с этим размытым, но пугающим своей высокой вероятностью пророчеством.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман из цикла «Архипелаг Грёз», почти завершающий цикл, номинант многих премий.

Прочитав роман, можно откорректировать понимание того, что , где и когда происходит в цикле и в самом Архипелаге. Не другая планета этот Архипелаг, а параллельная Вселенная.

К роману — прекрасная литература!!! Читаешь с наслаждением. До последней страницы интрига завораживает. Финал оптимистичен и в духе «Мастера и Маргариты» Булгакова. Финал — только для двоих, уставших от переживаний любящих людей.

Задумка автора видно в том, что изобретения без надлежащей подготовки и длительных исследований выбрасываются в жизнь. Хотя он словами самого изобретателя об этом очевидном факте и говорит. Изобретения из области квантовой физики вышло из-под контроля ученого и общества, началась невообразимая свистопляска перемещений поверхности и людей в иные параллельные миры. Но это так -вскользь. Сюжет романа об отношениях людей в экстремальных и непонятных для них ситуациях. О человечности и любви, о верности и трагедиях.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Действие романа “Adjacent” (2013)происходит в нескольких направлениях.В каждом из них ГГ ищет свою потерянную любовь.

-Англия близкого будущего.Основная религия-ислам(!).Мощные циклоны опустошают страну.Кругом террористы,их атаки непредсказуемы.Мытарства ГГ по коридорам власти отсылают нас к Кафке и “Фуге для темной земли” и “Бразилии” Терри Гиллиама.

-Англия и Польша времен Второй мировой .ГГ польская летчица.Такое упоение полетом я встречал только у Экзюпери.Как бы хотелось,чтобы он(как и ГГ )в своем последнем полете достиг Архипелага Грез а не сгинул в Средиземном море.

-Архипелаг Грез.Это не у нас,а на паралельной Земле.Множество островов,где люди заняты вообщем-то обычными делами с одним различием.Им никто не промоет мозги,не прозомбирует,не напялит военную форму и не отправит воевать за веру-царя-отечество,торжество пролетариата,мир во всем мире,”чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать” или демократию.Нужное подчеркнуть.Попасть из нашего мира и обратно можно.

В романе много вопросов, но не надейтесть,что получите ответы на все из них.Главное-это встреча возлюбленных после долгого расставания.Манера повествования поэтичная и немного отстраненная.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Сближение» издано у нас в серии «Роман-головоломка» и в цитатах на обложке слово «головоломка» встречается несколько раз. Но этот роман — головоломка скорее для подсознания, чем для ума. Он входит в цикл «Архипелаг Грёз», но понятно это становится далеко не сразу. Сначала мы видим относительно близкое будущее, действие происходит в Исламской Республике Великобритании. Действие других глав происходит во время Первой и Второй Мировых Войн, вроде бы никакой явной связи между эпизодами нет, но некоторые мелкие детали наводят на подозрения. Дальше — больше.

Все книги об Архипелаге Грёз можно читать по отдельности и в любом порядке, но те, кто читали предыдущие книги, будут более подготовленными к тому, что можно ждать от Приста. Многие части этой головоломки так и не будут разгаданы, просто потому что разгадок нет и не должно быть. Логика в «Сближении» присутствует не всегда, но если вы хотите получить эмоции от качественной литературы, то этот аспект здесь реализован в полной мере.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

С одной стороны это один из поздних романов Приста, который по достоинству может быть оценен только давними поклонниками Приста:). Мне даже приходит на ум слово — квинтэссенция... Автор взял все лучшее (наверное все же с точки зрения критиков, а не читателей), что у него было, взболтал, но не перемешал, и выдал на гора текст своего стандартного объема. Есть ли в нем что-то новое? Кроме самолетов и Второй мировой, — наверное, нет. Фокусники, личность мирового значения в небольшом камео (да-да, как не вспомнить Престиж), Архипелаг- куда ж без него и недомолвки, скрытые смыслы, который каждый может заполнить сам...

В защиту автора можно сказать, что те люди, которые ищут в заведомо пустой темной комнате кошку — настроены ее найти, даже зная, что ее там нет. Ведь главное сам процесс поисков. Но, если Лотерея, Островитяне, Архипелаг обладали какой-то магией, когда автор являл читателю фокус, и тот понимая, что его обманывают все равно аплодировал и требовал продолжения представления, то Сближение — это просто представление, в котором фокусник терпит неудачу, на что Прист сам неоднократно указывает. Фокус может не состояться вообще или сорваться по каким-то причинам — главное то, что иллюзия волшебства пропала. И это чертовски обидно, что еще один писатель, которого я очень ценил, заканчивает свою карьеру престидижитатора.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх