Михаил Грешнов отзывы

Все отзывы на произведения Михаила Грешнова



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 132

  Страницы: [1] 2  3 

«Гали»
–  [ 11 ]  +

Sawwin, 23 ноября 2008 г. в 10:28

Ужас, ужас, ужас! Авторская безграмотность зашкаливает все мыслимые пределы, а кроме «научно»-фантастической составляющей в рассказе больше нет ничего. Некий химик забыл проветрить (!!!) вытяжной шкаф и надышался парами особо опасного вещества. Начались глюки, которые при ближайшем рассмотрении оказались не глюками, а пробуждением генетической памяти. Учёный немедленно увеличил дозу в несколько тысяч раз и принялся нюхать, причём делал это так, что любой токсикоман расхохочется над подобной методикой. После чего учёный воскликнул:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Открытие!» — и героически помер.

Любая, самая мелкая подробность изобличает безграмотность Михаила Грешнова. Ко времени написания рассказа уже четверть века, как ни в одной химической лаборатории не употреблялись газовые горелки. Четыре грамма любого органического вещества, это никак не щепоть. В качестве примесей, имеющихся в веществе, называются цезий, хлор и калий. Ни одно церковно-приходское или земское училище (трёхклассное) не имело дубовых дверей. В XVII веке в районе Дикого Поля никто и не пытался заниматься хлебопашеством. Степана Разина везли в клетке, а не распятым на деревянной крестовине. Крестовину придумали сто лет спустя, когда началась сакрализация образа этого бандита. Доисторический человек спит на шкуре, под которой лежит каменный топор. Я понимаю, что герой не принцесса, но ведь и топор не горошина. А мамонты у Михаила Грешнова подслеповаты, они не слышат воплей собирающихся на охоту людей, не видят костров и не чувствуют запаха дыма. Убить же мамонта можно следующим образом: подойти к нему вплотную и кинуть в раскрытый рот горячую головешку. А когда мамонт от страха упадёт — перерубить ему сухожилия на ногах. Не... будь моя воля, я бы автору кинул горячую головешку в раскрытый рот, чтобы впредь не писал таких глупостей.

Оценка : 2
«Второе путешествие Путешественника»
–  [ 9 ]  +

Sawwin, 23 ноября 2008 г. в 08:53

Сама по себе идея неплоха, хотя сюжет рассказа распадается на три почти не связанных части. Опять же, представления автора об абсолютном знании весьма примитивны. А вот самому автору немножко знаний не помешало бы, тогда, возможно, ему было бы известно, что в Архейском периоде в земной атмосфере не было кислорода, и путешественник во времени там не смог бы дышать.

Оценка : 6
«Диверсия ЭлЛТ-73»
–  [ 8 ]  +

Sawwin, 23 ноября 2008 г. в 13:53

Несколько предварительных замечаний. 1) То, что белки состоят из аминокислот, а не из рибонуклеотидов, проходится в школе. Более того, это проходилось в школе уже в те временна, когда рассказ ещё не был написан. 2) Магнитное поле такой напряжённости, что его может исказить наэлектризованный бюстгалтер, никак не влияет на синтез белков. Напряжённость магнитного поля должна быть в миллионы раз выше. 3) Исследования диамагнитных свойств органических веществ проводятся в экранированном объёме (жестяном стакане) именно для того, чтобы исключить внешнее воздействие. Вывод: вся научно-фантастическая посылка рассказа является полным бредом.

Откуда происходит рассказ, также понятно. Воспоминания о том, как советские газеты клеймили маккартизм и популярная в те годы байка о девушках, носивших нейлоновые блузки поверх шёлкового белья (была такая мода в шестидесятые годы), что вносило помехи в работу точных приборов. Вообще-то, не дело писателю подбирать крохи за журналистами, но одно дело -- писатель, совсем другое -- Михаил Грешнов.

Оценка : 2
«Последний неандерталец»
–  [ 7 ]  +

Sawwin, 04 апреля 2009 г. в 09:07

Я не альпинист, поэтому поправьте меня, там, где я ошибаюсь. А теперь начинаю пересказывать этот шедевр. Знака спойлера не будет, весь сюжет заключён в названии, так что, ничего я не выдам; в тексте имеется только набор глупостей.

Итак, на вершинах четырёх гималайских семитысячников нужно установить некие приборы. Три прибора уже установлены, и двое альпинистов поднимаются на четвёртую. Когда до вершины осталось совсем немного, сходит лавина и сбивает главного героя. А его напарник быстренько перерезает верёвку, чтобы избавиться от ненужного восхождения и поскорей вернуться в любимый яхт-клуб. Спрашивается, кто его тащил в горы, если он готов на убийство, лишь бы избавиться от этой обузы. Забегая вперёд, скажу, что негодяю поверили, быстренько повторили восхождение, установив запасной прибор, и уже собирались уходить, когда прилетел орёл и «в когтях у него оказался кусок верёвки, отрезанный наискось ударом ножа». Подобного торжества справедливости я не ожидал, но чего только не бывает в Гималаях. После этого негодяю была брошена банка тушёнки, и его изгнали из лагеря. Совершив акт возмездия, альпинисты вызвали вертолёт, который зачем-то начал обшаривать окрестные альпийские луга.

Альпинисты, скажите, вы всегда бросаете погибших в горах или так поступают только герои Грешнова? А пропавших ищете не там, где их лавиной накрыло, а там, куда вертолёт подняться может...

Тем временем главного героя выкапывает снежный человек, и новоявленный друзья начинают кружить по горам. При этом главный герой не делает никаких попыток сориентироваться на местности и выйти к людям. Он может только тащиться позади неандертальца и жалобно ныть. Неандерталец очень успешно промышляет корешками и горными баранами, так что даже умудряется кормить напарника. Правда, сырое мясо герой кушать не способен, поэтому он варит суп. Для этого у него есть крышка от прибора и таблетка сухого спирта. Вот на этой единственной таблетке он и варит суп. Вкусный, наверное...

Потом главный герой встречается со снежным барсом-людоедом (как же без этого, в Гималаях шагу нельзя шагнуть, чтобы не встретить снежного барса, который непременно захочет вас схарчить), но и тут дикий человек выходит победителем.

А потом прилетел вертолёт. Я честно говоря, боялся, что спасатели пристрелят последнего неандертальца, но тот успел нырнуть в кусты, оставив всех в глубоком недоумении. И в этом недоумении основной пафос произведения.

Оценка : 2
«Северная звезда»
–  [ 6 ]  +

Массаракш, 29 августа 2021 г. в 02:19

Интересно снаряжён человек для десантирования в тайгу: спички, перочинный ножик, пистолет с четырьмя зарядами (что это за пистолет такой?). Хорошо ещё, что парашют-то дали. Всё остальное в мешке, который выбрасывают отдельно, но мешок тю-тю, улетел. Такая завязка нужна, чтобы Гг начал таёжную робинзонаду и максимально мучился. Для пущего драматизма летчики оказываются идиотами и вываливают Гг над тайгой неведомо где – а это, чтобы никто и никогда не узнал, где он скитался и что нашёл в своих скитаниях.

А нашёл он не что-нибудь, а Золотую Бабу. Ещё одна мейнстримная тема того времени. Баба, ясное дело, – пришелец. Местные шаманы отломали ей руки-ноги-антенну и веками мордовали, если она давала плохие предсказания. Баба жалуется, поёт, издаёт звуки валторны. (Далась им эта валторна. У В.Щербакова тоже всё время валторны да валторны...) Гг, разумеется, сострадает. Потом уходит к людям, питаясь на ходу голубикой, а потом ничего не помнит.

Вот о чём это? Я не знаю. Просто автор отметился у столбика вслед за прочими. Сюжета нет, смысла нет, в отношении сеттинга – какой-то бесхитростный подростковый дилентализм. Зато в активе теперь наличествует рассказ о Золотой Бабе. Не одному же Казанцеву бегать и трясти своими палеоконтактами.

Не двойка только за приличный язык. С языком у Грешнова было всё в порядке, да только вот писать ему было совершенно не о чем.

Оценка : 3
«Волшебный колодец»
–  [ 6 ]  +

Массаракш, 26 августа 2021 г. в 01:02

Производственный микророман в письмах о добыче полезных руд. Автор напоминает муравья, который прихватывает для постройки муравейника всё, что попадается на глаза. Венера — как же в будущем без полётов на Венеру, берём. Полярные города под куполом, искусственное солнце? Трудолюбиво хвать – потащил. Машина времени и искривление пространства – упомянуты. Всё это на первых двух страничках. Но главное – подземные корабли, плавающие в магме. На одном из таких Гг будет давать стране угля. «Белого медведя ты хоть одного убил в жизни?», – упрекает его девушка в несклонности к романтике. Вихрастый пионер прокрадывается в земснаряд, и его чудом спасают с трехкилометровой глубины. Конечно же – строгий, но мудрый руководитель проекта, каждая морщинка которого полна силы. Ещё немного – и вся таблица Менделеева хлынет из недр, отдавая себя до последней крупицы.

Ни слова, ни мысли своей – всё у предшественников мелким кусочком откушено, уволочено в норку, пристроено к делу. Вот, казалось бы, что можно позаимствовать у Немцова или Казанцева? Ан нет, и они оказались не последними в пищевой цепочке.

На выходе то же самое, что и у муравья, – бесформенная рябая кучка. Но у муравья она хотя бы функциональная...

Оценка : 3
«Мы даём дождь»
–  [ 5 ]  +

Массаракш, 23 февраля 2023 г. в 04:45

Тот самый «ближний прицел» во всей красе. Горячие комсомольцы и усталые мудрые руководители с добрым прищуром. Выльем Аральское море на пустыню, и там немедленно всё заколосится. Да и вообще, куда захотим, туда и выльем. Есть пережитки бюрократизма, но они быстро и решительно искореняются. Влюбленные берутся за руки и сообщают друг другу проценты выполнения плана. Природа радостно преобразуется для народохозяйственных нужд. В качестве обязательной вишенки – что-то бессвязное про революцию и басмачей.

Рассказ 1964 года, между тем. Автор явно отставал от времени и чертил по лекалам десятилетней давности. Именно чертил – прилежно, старательно, бессмысленно. Видимо, тоже вносил свою посильную лепту в подъём народного хозяйства.

Оценка : 2
«Волшебный колодец»
–  [ 5 ]  +

Массаракш, 02 сентября 2021 г. в 00:09

Есть у меня подозрение, что публикации Грешнова и ему подобных были со стороны советской власти хитрым планом по дискредитации жанра. Есть общественный запрос на фантастику? Ладно, вот вам «Волшебный колодец» стотысячным тиражом. Чего кривитесь, не лезет? А вас предупреждали: НФ – это плохо, очень плохо. Так что не выпендривайтесь и читайте свой любимый роман «Сталевары и гречкосеи».

Шутки шутками, но это действительно образец серости. Даже издеваться сложно – не за что зацепиться глазу, настолько всё бесцветно, пусто, вторично в квадрате. Зато грамотный язык хорошиста, а главное, всё идеологически выверено до последней буковки. На фоне Грешнова даже В.Щербаков смотрится безумным поэтом, который за себя не отвечает, а А.Казанцев – так и вовсе чуть ли не бунтарём-анархистом с прорывными идеями.

В общем, литературный ширпотреб. Четвёртого сорта. Унылый и тусклый, как советские демисезонные пальто. Никому не нужный даже на момент выхода.

Оценка : 3
«Дорогостоящий опыт»
–  [ 5 ]  +

genametr, 27 августа 2021 г. в 01:52

Вот тут много бухтения про идеологическую составляющую. Меж тем на Западе о нас писали ничуть не лучше. Холодная война со всеми вытекающими. Почитайте ту же бондиану Яна Флеминга. Отголоски этих штампов дошли и до наших дней. В основном в качестве шуток, но при случае «образ врага» легко поддается реанимации. Взять хоть тех же карикатурных «ватников», которых вовсю эксплуатирует сами знаете чья пропаганда. Так что не стоит судить автора слишком строго. Время был такое. Да оно и сейчас не сильно изменилось. Вспомним внезапную популярность антикоммунистической агитки Айн Рэнд (Алиса Зиновьевна Розенбаум), написанной в разгар холодной войны.

«Гарсон»
–  [ 5 ]  +

Sawwin, 23 ноября 2008 г. в 12:03

С середины пятидесятых годов были написаны и изданы десятки рассказов, в которых прилетевшие инопланетяне констатировали: «Вы, люди, ещё не созрели для контакта, но ваша страна, идущая дорогой Ленина, на верном пути», -- после чего улетали, оставив героя рассказа, он же -- единственный свидетель прибытия инопланетян, в раздрае чувств. С одной стороны, контакт не состоялся, с другой -- сами инопланетяне признали, что дорога Ленина, есть единственно верный путь.

В рассказе Михаила Грешнова видим ту же стандартную убогость, только вместо пришельцев действует карикатурный инопланетный робот. А ведь написан сей шедевр не в 1955, а в 1971 году.

Оценка : 3
«Обратная связь»
–  [ 5 ]  +

Sawwin, 05 апреля 2008 г. в 13:14

Шестидесятые годы, золотой век российской фантастики. Однако, наряду с великолепными авторами в это время писали авторы второстепенные и попросту бездарные. Михаил Грешнов -- один из них. Его было невозможно читать тогда, а сейчас его рассказы напоминают экспонаты паноктикума. Данный сборник чрезвычайно показателен в этом плане. Безответственные опыты над самими собой и над беззащитной природой, скучные описания счастливого будущего, состоящего исключительно из технических достижений, прелестные инопланетянки со множеством гласных в имени и, разумеется, вытаявший и оживлённый мамонт, которого автор, не знающий, куда девать зверя, тут же пришиб. А мы ещё удивляемся, почему фантастика считается второсортным чтивом.

Оценка : 1
«Сафари»
–  [ 4 ]  +

Массаракш, 24 февраля 2023 г. в 01:18

Занятно, но уже в третьем или четвёртом рассказе автор мимоходом, но достаточно злобно пинает ретроградов, порочащих Баальбекскую террасу, снежных человеков и космические шлемы-тыквы на фресках Тассили. Похоже, сам был человеком, глубоко верующим в этом смысле.

Что касается собственно сюжета... Не знаю, мне сложно представить себе планету с биомом, состоящим из мхов, карликовых деревьев и одного-единственного вида живых существ. Всё, ничего больше на планете нет. Ещё сложнее поверить в просвещённых разумных кротов, копающих землю в виде математических формул. Причём не размениваются на пифагоровы штаны, а сразу «е равняется мц квадрат». Нет, разумные кроты – это нормально, но вот насчёт копания формул... Ах, ну да, забыл: язык математики – он же един для всей Вселенной.

А так-то гуманистический посыл правильный. С поправкой: когда пороки собственного общества обличают Шекли или Гаррисон – это одно. А когда пороки «ихнего» общества обличает Михаил Грешнов – это больше смахивает на агитку Бедного Демьяна.

Оценка : 5
«Экзамен по космографии»
–  [ 4 ]  +

artem-sailer, 18 января 2014 г. в 16:03

Хороший рассказ, НФ-идея изящна:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оставить вирус в качестве послания братьям по разуму, попадая в организм, вирус вызывает сны, в которых являются гуманоиды, когда-то давно посетившие планету — это действительно оригинально.

Однако есть одно большое НО: зачем сюда приплетать экзамен по космографии и (внимание!) робота-педагога?

На мой взгляд, достаточно неудачная компиляция двух неплохих задумок. Как автор фантастических рассказов и повестей, я бы разделил данное произведение на два средних размеров рассказа: в первом была бы история экспедиции и столкновение с вирусом, во втором — описание экзамена с развитием идеи робота-педагога, его взаимоотношениях с учениками и т д, в качестве материала, озвучиваемого экзаменующимся, можно было бы включить, допустим, короткую, на пару абзацев, курьезную историю неудачного контакта или еще что-нибудь в этом роде.

Ставлю высокую оценку за идею с вирусом, оценка была бы выше, если не столь неудачная реализация.

Оценка : 7
«Источник Не-пей-вода»
–  [ 4 ]  +

alex1970, 13 августа 2011 г. в 08:44

Можно ли было написать в СССР об оборотнях, хотя и необычных? Оказалось, можно.

Интересная идея, хорошее описание событий (напоминающее сказки или истории, которые рассказывают у костра), красивая природа.

Идея необычна

Оценка : 8
«О чём говорят тюльпаны»
–  [ 4 ]  +

alex1970, 12 августа 2011 г. в 12:33

Красивый рассказ, основанный на красивой гипотезе.

Очень грустная атмосфера.

Герой — человек странный, которому из-за его необычности очень тяжело жить среди нормальных людей

Оценка : 9
«Мы даём дождь»
–  [ 4 ]  +

god54, 12 сентября 2010 г. в 17:15

Классическая советская производственная фантастика. Придумал автор гипотезу, как вызвать дождь и описал её высокопарными словами, подобрал идеальных, но не живых героев, поставил их в абсолютно нереальные нежизненные ситуации, сам такие события знает только по книжкам (пришли на прием к министру — это и в наше время нереально)... Абсолютно нелогичное и неправдоподобное произведение. От всей этой слащавости становится мягко говоря просто плохо. Грустно.

Оценка : 1
«Маша»
–  [ 4 ]  +

god54, 12 сентября 2010 г. в 16:53

Рассказ мне напомнил Р.Брэдбери «Ревун». В данном случае несколько другой, советский сюжет, но концовка трагическая. Написано атмосферно, идея просто отличная, но литературная часть слишком описательная, мало эмоций, характеров, сентиментальности, в конце концов.

Оценка : 9
«Золотой лотос»
–  [ 4 ]  +

god54, 11 сентября 2010 г. в 14:55

Рассказ написан в то время, когда свято верили, что травы могут лечить. Сколько мы ни изучали народную медицину, но полезного в ней так ничего и не нашли. Вспомните веру в чудодейственные свойства женьшеня. Сегодня никто его не принимает, не помогает. Как только стало доступно средство всем, наконец-то поняли, что все это глупость и шарлатанство. В данном случае автор использовал легенду, чтобы показать, что на работе надо заниматься работой, а не посторонними делами. Поехал за асбестом, а получилось и ни асбеста и ни человека...

Оценка : 6
«Маша»
–  [ 4 ]  +

Yazewa, 31 мая 2008 г. в 18:18

    Хорошая, добрая, но трагическая история — о чужаке. Очень эмоциональная вещь, и очень человечная. О ком она, о мамонте — или о людях? Каждый поймет по-своему...

Оценка : 7
«Обратная связь»
–  [ 4 ]  +

Sawwin, 05 апреля 2008 г. в 11:27

Легко написать, что рассказ плох. А почему? Попробуем разобраться, взяв в качестве примера рассказ Михаила Грешнова «Обратная связь».

Основная идея. В начале шестидесятых в популярных журналах было много шума по поводу гипотетической разумности дельфинов. Ничего нового к этим разговорам Михаил Грешнов не добавляет, его фантастика плетётся в хвосте журналистики.

Психология героев. Главные персонажи -- братья близнецы. Понятно, зачем это понадобилось автору: Андрей, в качестве брата директора, получает свободный доступ повсюду, и автор может без помех просвещать читателя под видом объяснений, которые директор даёт своему братцу. О том, что близнецы умеют понимать друг друга практически без слов, автор не подозревает и плетёт долгие и тягучие диалоги.

Действие. В рассказе ничего не происходит. Исходнная посылка: А не наладить ли обратную связь между мозгом дельфина и человека? Вдруг из этого нечто проистечёт? -- Концовка рассказа: Обратную связь наладили. Может, и впрямь чего проистечёт, например, Атлантиду обнаружим... (и причём тут Атлантида?). Стремясь как-то оживить сюжет, автор убивает одного из второстепенных персонажей (великого учёного), а главного из братьев дважды ставит на край гибели. При этом, и автор, и персонажи выглядят полными идиотами. Директор заставляет великого учёного нырять с аквалангом на глубину 60 метров, а потом удивляется, что тот погиб. Самого директора спасают дельфины (как же без этого!) и никакой декомпенсации не происходит, выныривает директор здоровёшенек. Опаснейшие опыты над самим собой директор проводит в гордом одиночестве, хотя достаточно поставить рядом лаборанта и 90% опасности сойдёт на нет. Но кто тогда героизм будет проявлять, и как без героизма оживить вялый сюжет? Дурно понятый героизм -- общая беда всей плохой фантастики. А так Андрей имеет прекрасную возможность «резко рвануть провода», ведущие в мозг (интересно, а знает ли автор, что такое шок?).

Детали. Живописуя трудовые будни, автор заставляет дельфинологов помогать подводным археологам. Дельфинов программируют на поиски древней скульптуры, и они находят случайно оброненную в море детскую куклу. Где-то, что-то подобное уже было... Ах, да, это же Лев Николаевич Толстой «Пожарные собаки«! Стыдно, Михаил Николаевич, у классика воровать.

Владение языком. Когда автор не видит разницы между словами «остатки» и «останки»... впрочем, достаточно. Пусть двоечник от фантастики получает свою двойку -- и довольно о нём.

Оценка : 2
«Надежда»
–  [ 4 ]  +

Pupsjara, 14 января 2008 г. в 16:39

Написано в классическом стиле советской научной фантастики. Радует, что люди были большими оптимистами и альтруистами, все-таки полгода работы насмарку, а никто даже сильно не огорчился. Надеюсь, что комиссия по контактам сможет наладить контакт с этой удивительной цивилизацией.

Оценка : 8
«Золотой лотос»
–  [ 3 ]  +

zotovvg75, 12 мая 2022 г. в 17:18

Такие истории хорошо рассказывать ночью у костра, к этому располагает сюжет рассказа оформленный в виде красивой легенды. Сами собой в качестве вступления напрашиваются строки: «Давным-давно» или «Жили-были», несмотря на то, что действие происходит в самой обычной научной экспедиции. Раз уж я упомянул костер, то хочу заметить, что всегда в любом произведении я особо ценю лирические, поэтические строки способные взволновать душу. Здесь это как раз небольшое описание ночи у костра, с подбором превосходных эпитетов: «шепот ночи», «чуткое настроение».

В целом же конечно рассказ не дотягивает до какого-то высокого уровня, сюжет несколько банален (хотя интересно представление пещерного цветка как сгустка эфира), да и литературное изложение не столь высокого уровня. Когда читал невольно пришла в голову мысль: если бы эту тему разрабатывал скажем Ефремов, то мог бы получиться небольшой шедевр, ведь в в подобном стиле оживающих древних преданий был написан Иваном Антоновичем увлекательнейший «Белый рог». В общем чтение оставило более-менее приятное впечатление, без претензий на что-то большее.

Оценка : 6
«О чём говорят тюльпаны»
–  [ 3 ]  +

Darth_Veter, 11 июня 2021 г. в 22:31

Лирический рассказ о необычных способностях обычных земных цветов. Во многом, конечно, утопический и больше похожий на сказку, чем на научную фантастику. В первую очередь, из-за описанной способности цветов — зачем она им вообще сдалась?! Из курса биологии нам хорошо известно, что природа не делает ничего лишнего, т.к. она неразумна и оперирует лишь грубым инструментом естественного отбора. Поэтому связь с другими звездами тут будет явно излишней. Тем более, под боком у всех растений — ярчайший источник света на планете (Солнце), который днем будет начисто «глушить» все остальные излучения. А ночью, как известно, все растения «спят», потребляя тот самый кислород, что они произвели днем. Во-вторых, аппарат изобретателя рисует удивительные картины ... планет, а не звезд! А тут уж, как говорится, вообще никаких шансов: чтобы различить хоть какие-то крупные детали на Луне, нужен телескоп с диаметром зеркала более 2 метров! Вы когда-нибудь видели цветки подобного размера?! А, ведь, они принимают (по мнению автора) информацию с удаленных звезд! В-третьих, непонятно, на каких принципах работает приемник Бельского. Как он смог перехватить принятую цветами информацию и превратить ее в привычное для глаза изображение? Чем-то подобная фантазия напоминает мне популярную в 70-е годы прошлого века гипотезу про память растений. В те года даже известные академики пытались обосновать подобный бред в таких журналах, как «Техника-молодежи» и «Знак вопроса». Ничего дельного из этого, впрочем, не вышло. Так что рассказик Грешного — это обычная сказка о том, чего больше всего хотелось бы ученым открыть во вполне обыденных вещах.

--------------

РЕЗЮМЕ: романтическая сказка о связи земного цветка с остальной Вселенной. Увы, несбыточная... Пожалуй, даже сказка про Змея Горыныча имеет больше шансов стать правдой.

Оценка : 6
«О чём говорят тюльпаны»
–  [ 3 ]  +

elias68, 05 января 2021 г. в 17:20

Очень красивый и добрый рассказ. Грешнов — блестящий стилист, а в данном случае и идея, лежащая в основе произведения, весьма оригинальна. Очень необычный взгляд на цветы, да и на весь наш мир. Автор остается тут верен себе, разрабатывая излюбленную свою тему незримой связи человека и природы. Вот только кому сегодня нужны его рассказы?

Не могу не процитировать то, что сказано в самой старой рецензии на этот рассказ по поводу его героя: «Никогда общество серых ворон не поймет одну белую ворону». Лучше не скажешь. Вот только белая ворона в данном случае — это не столько герой рассказа, сколько сам писатель Грешнов со своими лирическими рассказами, в которых нету ни жукоголовых пришельцев, ни суперменов, ни магов. Обществу серых ворон он не нужен, достаточно посмотреть на оценки его творчества на фантлабе. И от этого действительно грустно.

А многие рассказы его дивно хороши. Только их нужно услышать, настроившись на их волну, как герой рецензируемого рассказа сумел услышать цветы.

Оценка : 10
«Источник Не-пей-вода»
–  [ 3 ]  +

elias68, 05 января 2021 г. в 16:30

Рассказ, я бы сказал, в духе Жана Рэя, но на отечественном материале. Эдакое расширение сознания с помощью определенных веществ, которое в итоге превращается в реальность. Ценность произведения прежде всего в его литературных достоинствах, написано очень хорошо и образно.

Оценка : 8
«Второе путешествие Путешественника»
–  [ 3 ]  +

montakvir7511, 05 августа 2020 г. в 07:31

Идея Вахты, имеющей целью остановку прибывшей Машины времени, просто чудо как хороша. Здесь, безусловно, Грешнов внес абсолютно новую идею, которую можно было и слегка развернуть. Специально натренированные люди дежурят в месте, где Машина материализовалась в прошлый раз, в надежде за долю секунды, пока она вновь не исчезнет, ее отключить. Однако все остальное — сумбурное путешествие после «поимки» в прошлое, предельно идиотский сигнал сос в глубоком прошлом (как выясняется, героя наделили абсолютным знанием, вот оно что), странная электрическая жизнь, шутки и общение которой от человеческих особо не отличаются, наконец, сам Путешественник, терпеливо ждавший (ибо знавший) своих спасителей — просто ужасно. Ляпы и нестыковки, даже убирая справедливые замечания по физике и экологии эпохи, где Путешественник застрял, умаляют и без того небольшие достоинства рассказа.

Балл за Вахту. Балл за рассказ главного героя о своих странствиях во времени. Все, за их исключением — вторично и неинтересно.

Оценка : 6
«Золотой лотос»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 08 сентября 2018 г. в 10:13

Стндартный рассказ средней руки. Или как принято говорить типичный продукт своего времени. В тот прекрасный период советской(и не только) фантастики таких произведений было огромное количество. Все строго по канонам и штампам: экспедиция-миф- главный герой в него поверевший-запрет начальства-героический поступок ГГ- разгадка мифа- неожиданная катастрофа- чудесное спасение или спасение благодоря сильному характеру ГГ- счастливая развязка. Ну как узнали произведение? Я думаю и не одно и не только наших авторов.

Оценка : 5
«Маша»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 05 сентября 2018 г. в 17:59

Рассказ конечно добрый, но слишком наивный даже для 1961 года. И конечно на «ляпы» можно и не обращать внимание, но уж слишком они бросаются в глаза.

Длительное осутствие двух ученых заставило всех только поволноваться. Мало того что они отправились в геологическую разведку вдвоем, но еще без рации и оговоренных сроках возвращения. Да за ними должны были давно уже снарядить спасательную бригаду! Вертолеты уже существовали.

Живой мамонт! Да даже для шестидесятых эта новость стапла бы мировой сенсацией. Слетелось бы, прибежало бы и еще как нибудь добралось бы куча ученых, журналистов и просто любопытнх. И Маше не дали бы сбежать. Потерять такой реликтовый экземпляр! Да ради того чтобы быть в переди планеты всей, советское правительство сразу же упрятало мамонта за высокие заборы и ограничело бы доступ всех видов транспорта.

Ну и последняя мелочь. Ну уж очень не характерное поведение ездовых собак.

Мне кончно скажут что я зря придераюсь. Что рассказ больше эмоциональный, чем научный. И будут правы. Но я его воспринял вот так.

Оценка : 5
«О чём говорят тюльпаны»
–  [ 3 ]  +

Стронций 88, 01 сентября 2017 г. в 19:34

Есть тут что-то очаровательное. И дело даже не в идее, а она тоже по-своему прекрасна и очень оригинальна –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
цветы как антенны принимающие сигналы из отельных звёздных систем, и теория о том, что живые клетки не только излучают радиацию, но и способны принимать сигналы (отсюда и телепатия)
– дело в том, как написано. Тут и лёгкая грусть, и неподдельная любовь к этим местам – к горам, полям, цветам… – и жалость к человеку, чьи идеи гениальны, но сам он одинок и как человек и как носитель мысли, и лёгкий горький укол в том, что наука занимается вещами «практичными» и, возможно, упускает из виду что-то революционное, важное… И всё это так тонко, так естественно и правдиво, что в это всё верится – верится, что такая встреча могла быть, да что там – была, и была вся эта музыка звёзд, все видения через чудесные очки; что где-то, может быть совершенно забытые, лежат и эти очки, и звездофон, и кассеты с записью таинственных разговоров из космоса, что передали Земные тюльпаны… Прекрасное, трогательное ощущение! Какой-то живой, дышащий рассказ. Прекрасно!

Оценка : 8
«Саган-Далинь»
–  [ 3 ]  +

ArtTrapeza, 09 июля 2015 г. в 14:11

Рассказ-мечта. Продолжение «Снов над Байкалом». Первый раз читал лет пятнадцать назад. Тогда понравилась оптимистическая атмосфера. У меня была ностальгия по стабильности и великим стройкам.

Оценка : 5
«О чём говорят тюльпаны»
–  [ 3 ]  +

artem-sailer, 20 января 2014 г. в 12:00

Довольно симпатичный грустный рассказ. Цветы, одиночество, непонимание. Озвученная идея спорна и далеко не логична. Однако это не портит впечатление. Также приятно видеть происходящее на фоне природы, гор.

В целом, хороший добрый рассказик.

Оценка : 6
«Северная звезда»
–  [ 3 ]  +

alex1970, 12 августа 2011 г. в 06:25

Рассказ понравился. Совмещает романтику 60-х «А я еду за туманом и за запахом тайги» с рассказом о встрече с инопланетянами.

К тому же популярную легенду о Золотой бабе не забыли.

Есть логические нестыковки, но они здесь не самое главное

Оценка : 8
«Синие цветы Альбароссы»
–  [ 3 ]  +

alex1970, 11 августа 2011 г. в 23:43

Красивый рассказ, который выигрывает от того, что автор не стал по пополочкам разбирать ситуацию.

Писатель придумал очень красивый мир, несколько перекликающийся с миром подсолнухов из «Тайны третьей планеты».

Герои с честью прошли испытания, хотя может и не совсем поняли в чем оно заключалось

Оценка : 8
«Сны над Байкалом»
–  [ 3 ]  +

god54, 15 сентября 2010 г. в 21:33

Сюжет рассказа перекликается с рассказом автора «Открытие» — о материальности мысли. Ну что ж это идея, но где сама литература, эмоции, приключения, загадка, динамика. Из рассказа следует лишь одно: нас ждет светлое будущее. К сожалению, это всё чем нас пичкали в советское время. Литературу заменяла идея и вера в светлое будущее.

Оценка : 3
«Северная звезда»
–  [ 3 ]  +

god54, 15 сентября 2010 г. в 20:10

Заинтересовала завязка рассказа: зачем сбрасывать мешок и человека в тайге, чтобы потом искать геологический отряд. Проще выбросить их ввиду самого отряда, который проконтролирует высадку и получение. Так даже в войну партизаны делали. У автора явно что-то с логикой. Почему у героя пистолет, а не карабин, которым снабжали поисковые отряды в тайге, да еще с четырьмя зарядами. Остальные наверное в самолете расстрелял. Да и похоже про рацию автор вообще ничего не слышал. Самое интересное, что вспомнят о нем лишь через четыре дня, оказывается, что тот отряд даже не знает о его прибытии, а значит, запрос сделают попозже, а может и не сделают. Выбросили человеку в тайгу, ну и бог с ним. Как-то не по советски... И что это за состояние статуи: не живая, и не робот, но тоскует... Вот и думай, что хочешь. Дальше не следует, ибо настроение и так испорчено окочательно.

Оценка : 1
«Надежда»
–  [ 3 ]  +

god54, 13 сентября 2010 г. в 20:27

Есть оригинальная фантастическая идея о необычной инопланетной жизни, а вот сюжета и литературы нет. Все произведение проникнуто неким возвышенным стилем и слишком простыми решениями в далеко не простой ситуации контакта двух цивилизаций.

Оценка : 6
«Год, который не пришел к людям»
–  [ 3 ]  +

god54, 25 августа 2010 г. в 20:59

Можно понять идею и цель рассказа: нужно быть острожными с научными исследованиями, они до добра не доведут. Ну, а если подошли к красной черте, то взрослые дяденьки из будущего просто уничтожат плохих ученых. И весь рассказ почему-то вызывает раздражение: убрать одного ученого, а что другие не додумаются? В наше время поступают мудрее, чем уничтожать время, такие же люди как автор: запретить исследования стволовых клеток, запретить исследования по клонированию, запретить... запретить. Неужели непонятно, что мысль убить невозможно, можно лишь приостановить её движение, но это знание обязательно придет. А человек всегда будет несовершенен... На то он и человек.

Оценка : 3
«Второе путешествие Путешественника»
–  [ 3 ]  +

god54, 25 августа 2010 г. в 19:43

В целом рассказ, как продолжение Г.Уэллса «Машина времени». Автору удалось найти свое довольно оригинальное продолжение этой знаменитой истории. И первая часть рассказа, посвященная поимке модели машины времени мне понравилась оригинальностью и необычностью сюжета. А вторая часть, как мне кажется, несколько притянута и нелогична, в которой сплелось все: преджизнь, абсолютное знание... В целом произведение заслуживает того, чтобы его прочитать.

Оценка : 7
«Волшебный колодец»
–  [ 3 ]  +

god54, 25 августа 2010 г. в 19:16

Я бы сказал абсолютно техническая фантастика, производственное освоение и покорение. За техникой и людей практически не видно. Вставлена ситуация о мальчонке, который пробрался в подземную лодку, так как это минус всем взрослым дядям, которые заняты такой серьезной и ответственной работой. В целом образец неинтересной фантастики.

Оценка : 3
«Северная звезда»
–  [ 3 ]  +

Yazewa, 31 мая 2008 г. в 18:30

      Понравился и сам рассказ, и его концовка. Написано атмосферно, поэтому сопереживаешь герою совершенно реально. И Золотой Бабе сопереживаешь... Так давно написано, а читать интересно и сейчас.

Оценка : 8
«Обратная связь»
–  [ 3 ]  +

Omikron, 05 апреля 2008 г. в 13:17

Есть у меня сборничек в мягкой обложке 67-го года. И все рассказы в нем примерно одного уровня. И тогда бы, в детстве, не поставил больше 4-х баллов. И сейчас.

Оценка : 4
«Мы даём дождь»
–  [ 3 ]  +

Sawwin, 05 апреля 2008 г. в 12:56

Кошмар! Ведь когда писался рассказ, Аральского моря уже практически не существовало, а эти дурни собираются высушить его окончательно. Никаких садов они не получат, ничего, кроме пыльно-соляных бурь. А ведь рассказ написан в 1964 году, ровно через год после того, как пылевые бури с неосторожно распаханных целинных земель уничтожили половину российских чернозёмов и вызвали продовольственный кризис 1964-1965 годов. Воистину, дурака ничто не учит. А кроме технической идеи (вполне безграмотной с точки зрения термодинамики) в рассказе нет ничего.

Оценка : 1
«Надежда»
–  [ 2 ]  +

Стронций 88, 18 июля 2018 г. в 21:00

У Грешнова я раньше читал только рассказ «О чём говорят тюльпаны», вещь, которая мне, в общем-то, понравилась. И от этого рассказа я ждал такого же, да и начался он неплохо, с весьма интересной загадки в виде абсолютно прозрачных кубов на райской незаселённой планете. Язык был лаконичен, но вполне неплох. И главное, что через всё это просвечивался и мир рассказа (а такое редко бывает) – мир достаточно интересный и почему-то ощущениями напомнивший мне мир Полдня Стругацких. Ещё интересно, что имена у персонажей не избытые – просто вот недавно думал об этом, что иногда даже в хороших произведениях даже наши, русские имена, выглядят как-то нелепо; но это так, мысль, случайно подвернувшаяся. В общем, начало было неплохим, но вот дальше… «Надежда» надежд не оправдала. Как-то спустилось всё до уровня наивности. Да, Контакт. Да, необычная форма жизни. Но как-то это всё простенько, наивно и по-детски – как «Планета калейдоскопов» из этого же сборника; там тоже необычная форма жизни (скорее даже необычная идея формы жизни, кстати, чем-то похожая на эту), но вот общая наивность и детская простата всё подавили. И тут, в концовке, было так же. И даже вполне себе неплохой лаконичный стиль стал вдруг казаться тоже простецки-детским. Не того я ожидал просто. Смяло приятное ощущение от начала, и всё тут.

Оценка : 6
«Море»
–  [ 2 ]  +

god54, 20 ноября 2014 г. в 18:50

С одной стороны рассказ очень похож на приквел к Беляевскому Ихтиандру. Сюжет прекрасен, эксперимент удачен, социальная составляющая, лирические отступления, действие... все нормально. Но концовка ни к черту. Скоропись, масса объяснительных описаний, а не действия, разъяснения вместо диалога. А в итоге еще один упрек миру капитализма. Но прочитать следует за начало, за идею и общий сюжет.

Оценка : 7
«Необыкновенный дар»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 20 января 2014 г. в 12:34

Как и большинство рассказов Грешнова, этот запомнился не фантастической идеей, которая представляет собой, как говорят ныне, «мегабоян», а прежде всего великолепным изложением, богатым языком.

Очень понравилась сцена в лесу, где происходит главное событие, диалог с женой, описание болтовни сельских мужиков.

А вот финал подкачал, соглашусь с god54. Нужно, просто необходимо было придумать что-то другое.

В общем, это скорее просто хорошая литература, нежели сильная фантастика.

Оценка : 7
«Источник Не-пей-вода»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 20 января 2014 г. в 12:11

Весьма посредственный в идейном плане рассказ, однако нельзя не согласиться с авторами предыдущих отзывов: нужно учитывать, в какое время был написан рассказ, какие настроения царили в тамошнем обществе и пр. В советской литературе фэнтези не было.

Радуют описания природы, общий антураж и настроение сказочности. Автору удалось передать дух Урала — свидетельствую как житель означенного региона, ни раз бывавший в уральских горах. Возможно, именно поэтому ставлю достаточно высокую оценку, поднимающую средний бал этому произведению.

Если насчет фантастического начала в творчестве Михаила Грешнова можно поспорить, то в чем ему точно не откажешь, так это в его литературных талантах. Как автор фантастических произведений, с изрядной долей белой зависти читаю его рассказы.

Оценка : 7
«Сезам, откройся!»
–  [ 2 ]  +

artem-sailer, 18 января 2014 г. в 15:43

Прежде всего рассказ понравился описаниями подземных походов, погружением в мир спелеологов, детали их быта. Что касается фантастическая составляющая, то она достаточно посредственна. В общем, это скорее просто очерк по спелеологии, нежели НФ-рассказ.

Оценка : 4
«Саган-Далинь»
–  [ 2 ]  +

Daydreamer, 07 января 2012 г. в 13:18

Оценить рассказ помешала очень выраженная идеологическая просоветская направленность сюжета. Авторы слишком зациклились на политике... А ведь, казалось бы, в светлом будущем равенство и братство должно быть уделом всей Земли, а не только избранных... Гиперболизированная пропаганда, кричащие с газетных полос заголовки — все это смотрелось, мягко говоря, смешно...

Оценка : 3
«Волшебный колодец»
–  [ 2 ]  +

Gugothefirst, 27 августа 2011 г. в 00:40

Автор — бездарность в квадрате! Точнее в кубе! Уровень литературного мастерства ниже иного пятиклассника. Тем не менее издано 9 сборников рассказов! Совокупный тираж где-то в районе миллиона экземпляров будет. Три сборника в престижной «Библиотеке совесткой фантастики». А ведь автор — одно из трех убожеств советской фантастики (два других — Россоховатский и Михановский). И все это исправно подсовывали под видом фантатстики читателю. Место книг этого автора — мусорная корзина.

«Маша»
–  [ 2 ]  +

alex1970, 14 августа 2011 г. в 14:32

Грустная история о людях и о мамонте, оказавшемся в нашем времени.

Хороший рассказ, но с трагическим финалом.

Написано интересно, хотя и наивно

Оценка : 9

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх