Дж Г Баллард отзывы

Все отзывы на произведения Дж. Г. Балларда (J. G. Ballard)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 552

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12

«Мёртвый астронавт»
–  [ 6 ]  +

Mozzart1977, 18 сентября 2017 г. в 09:39

Он улетел, чтобы вернуться...Можно кратко так охарактеризовать этот рассказ. И вернулся, да так, что мало никому не показалось! 20 лет она ждала своего мертвого астронавта и очень сильно страдала. А он вернулся, да и отомстил...Отдельное спасибо за русского астронавта с говорящей фамилией: Валентина Прокровна! Но в рассказе это единственный такой «клюквенный» стеб. Остальное все очень серьезно и неординарно...словом, к прочтению обязательно!

Оценка : 9
«До завтра миллион лет»
–  [ 4 ]  +

Mozzart1977, 18 сентября 2017 г. в 09:19

Очень красивая и интересная история. Совершенно классная идея — видения в песках и ветра времени. Только под конец стало понятно, в чем дело — автору удалось сохранилась интригу. Очень хороша была бы экранизация (хотя бы в телевизионном формате).

Оценка : 9
«Жестокий полдень»
–  [ 2 ]  +

Mozzart1977, 14 сентября 2017 г. в 14:38

Рассказ действительно очень жестокий и к фантастике никакого отношения не имеет. И очень жизненный, подтверждающий, что виновные не всегда несут заслуженного наказания -для этой цели выбирают случайных людей.

Оценка : 8
«Ноль»
–  [ 5 ]  +

A.Ch, 10 сентября 2017 г. в 20:57

Такой рассказ, который искренним монотонным монологом главного героя заставляет понять его, попытаться даже посочувствовать, побыть немного им. Герой, познавший некую власть над людьми и пытающийся донести о своей значимости и ясности ума своего при этом, но верится ли ему?

Автору удалось поведать на десятке страниц историю одного серого и неприметного, который делал чёрные и зловредные, в конце оставаясь таким же бледным, серым и странным, развития его ни в карьере, ни в сердцах и в восхищениях людей не произошло, лишь подобный персонаж ему близок из рассказа По “Сердце-обличитель”.

Оценка : 8
«Автокатастрофа»
–  [ 3 ]  +

_idoru, 27 августа 2017 г. в 21:46

Подходящего названия для этой перверсии вы не отыщете даже в самом полном списке сексуальных извращений, хотя в случае «Автокатастрофы» Джеймса Болларда искать следовало бы именно там. Танатофилия? Симфорофилия? Технофетишизм? Слова, уродливые как и сама книга, они не способны передать даже крупицы бешеной энергетики «Автокатастофы».

Роман сложно отнести к фантастике, тем более научной. Скорее, жесткая эротика, местами порнография, с большой примесью не всегда оправданного натурализма. И тем не менее, книга эта настолько прочно связана с жанром, что рассматривать ее вне традиции НФ нельзя. Роман-авария, роман-катастрофа, жестокий и откровенный, это роман-предостережение, как «451 по Фаренгейту», но на свой извращенный лад. Вслед за Маршаллом Маклюэном, Боллард воспринимает достижения научного прогресса, в том числе автомобили, — как расширения нервной системы человеческого тела. Он рисует человеческий мир настолько отчужденным и пресыщенным, что контакт между людьми, общение и эмоции возможны только путем травматического опыта. Такого, как автокатастрофа.

Главный герой — продюсер небольшой лондонской телестудии. Жизнь его течет размеренно, но в один прекрасный день — все круто меняется. На скользкой дороге он попадает в серьезную аварию и едва не погибает. Выписавшись из больницы с десятком ушибов и переломов, шрамов от рулевого колеса и приборной доски — он начинает остро чувствовать то, чего раньше не замечал — эротизм всех окружающих его вещей и предметов. Текстура, форма, сочетание материалов — все это ожило и заговорило языком желания и боли. Что это: жажда жизни, проснувшаяся на пороге смерти? Или жажда смерти, вызванная чувством вины и бессмысленностью человеческого существования?

Эрос и Танатос правят бал в этой безумной книге. Летят навстречу друг другу с безумной скоростью, чтобы отпраздновать кровавое бракосочетание плоти и технологии.

Мое личное мнение — какой бы уродливой ни казалась книга, ее стоит прочесть. Возможно, если мысленно заменить автомобили, к примеру — на смартфоны, в героях Болларда многим будет легче узнать самих себя.

Оценка : 6
«Ноль»
–  [ 7 ]  +

MaynardArmitage, 27 августа 2017 г. в 18:36

Крепкий рассказ из “раннего” Балларда. Здесь еще не так проявлен будущий курс в сюрреал, но вполне обозначен крен в социальную фантастику пессимизма. Отчужденный клерк-главгерой, постоянно разбитый стрессом – обретает месмерический дар убийства с дистанции, долго не раздумывая перед его использованием. Персонаж сгноен неприязнью к рутине, сносит тиранию начальства, живёт без детей, без любимой. Излюбленный архетип Балларда (и часто обойденный вниманием другими фантастами): трудящийся муравей, невзрачный земляной червь. Он задавлен своей же серостью, задушен цивилизацией; убийства для него — метод бегства от реальности:

“…мне было дано отодвинуть – пусть и немного – завесу, отделяющую наш до отвращения знакомый мир повседневных банальностей от мира внутреннего, неподвластного времени и законам природы.”

Рассказ отражает страх Балларда перед вырождением общества в механическую пустыню, миром односложных желаний, стиранием индивидуальности — и перед теми, кого этот мир рождает. Подступающее раскрепощение нравов в Англии и странах Европы надвигало его на единственную мысль:

“…my one fear: that everything has happened; nothing exciting or new or interesting is ever going to happen again...”

Писатель живописует мир, где есть всё, но неинтересно ничего. Изумительно, как он достоверен в зарисовке поблекшего общества – тогда, когда верил в иное:

“Я верю в силу воображения изменять этот мир, освобождать истину, скрытую в нас, отваживать ночь, преодолевать смерть…”

Прекрасный рассказ.

Оценка : 8
«Звёздная улица, вилла номер пять»
–  [ 7 ]  +

A.Ch, 06 августа 2017 г. в 21:10

Летний зной, даже вечером, не создаёт приятных условий для вдохновения. Особенно, когда окружают пески особого алого, красного, кровавого цвета, а в воздухе проносятся песчаные скаты, норовящие напасть. Не место и не время для поэта. Песок и время, текущие очень медленно, девушка и молчаливый шофёр, загадки и карпы-бывшие любовники. Утренняя заря, как символ воскрешения чего-то.

Красивый авторский стиль с этакими неземными картинами окружающего мира, сюр и кошмарный сон, образы, достойные экрана и стихи, которые могут быть эпиграфами.

Вспомнились одинаковостью темы “Роза для Екклезиаста” Роджера Желязны и завораживающие слова Джеффа Нуна “ А теперь слушай. Кем бы ты ни был — ты, кто читает сейчас эти строки. Кто-то, где-то, когда-то. Если ты можешь прочесть эту фразу, эту хрупкую фразу, значит, ты ещё жив.”.

Оценка : 8
«Утонувший великан»
–  [ 5 ]  +

ЫМК, 12 июля 2017 г. в 17:45

Фантазии в рассказе нет совершенно. Да и фантастикой как таковой он не является. Это притча о том, что человек на самом деле очень спокойно воспринимает чудеса. Да и как мы еще должны их воспринимать то? Ведь все, что случилось это уже и не чудо. Чудо, это что то невозможное, произошедшее где-то там, за горизонтом. А то что случилось здесь и сейчас — «событие». А любое, даже самое редкостное событие — естественно. Какая разница, что выкинуло на берег — человекообразного великана или кита. Любопытно, конечно, но не более чем фон для сэлфи. И да, дохлый кит и дохлый великан — прежде всего угроза эпидемии. А значит, должно быть утилизировано в максимально короткие сроки, пока миазмы разложения и триллионы мух не заполонили округу. Да и вообще, кто сказал, что великан был? Кит это был... большой, дохлый кит.

Впрочем, если я до сих пор помню этот рассказ, прочитанный в 90-х, значит автору действительно удалось привлечь внимание и заставить задуматься над текстом.

Оценка : 5
«Высотка»
–  [ 4 ]  +

Dihr-9, 07 июля 2017 г. в 00:30

Не особо понравилось. Во-первых нелогично: прям ВСЕ жители высотки стали агрессивными «первобытными людьми»,начали враждовать друг с другом,загрязнять все вокруг мусором и т.п. И не нашлось никого кто бы сообщил в полицию.Более того

автостоянка перед новым элитным домом засыпанная мусором,с испорченными автомобилями и не привлекла ничье внимание.

Это не реалистично. Во-вторых затянуто. Лучше бы сделать короткий ёмкий рассказец каких много у Балларда.

«Автокатастрофа»
–  [ 3 ]  +

Dihr-9, 07 июля 2017 г. в 00:18

Вообще-то мне нравится Баллард,но это пока самый худший его роман из тех,что я читал. Малолетние проститутки, гомосексуальные связи,отдавание своей жены другу для секса,описание всяких секс-извращений...Все это на фоне людей увлекающихся автомобильными катастрофами. Роман этот больше 200 страниц и поэтому читать скучно,а вот если б автор вложился в 20,то может и впечатление было бы получше.

«Тринадцать на пути к Альфа Центавра»
–  [ 12 ]  +

Seidhe, 31 мая 2017 г. в 08:16

В свете скорого выхода голливудского фильма «Орбита 9», решил я перечитать рассказ Балларда «Тринадцать на пути к Альфа Центавра» более чем пятидесятилетней давности. Перечитал. А ведь отличный, скажу я вам, получился у автора рассказ!

Когда начинаешь читать, ожидаешь всего лишь очередной вариации на тему «звёздного ковчега» (она же — «корабль поколений»), и думаешь, что всё это уже было у Хайнлайна, Саймака, Олдисса и много кого ещё, но с каждой перевёрнутой страницей понимаешь, что рассказ не так прост, как кажется на первый взгляд. Соглашусь с автором единственного здешнего отзыва, многоуважаемым god54 — для того, чтобы столько раз вывернуть сюжет буквально наизнанку в рамках небольшого рассказа, действительно нужен талант Мастера. У Балларда в данном случае — безусловно получилось.

А вот спойлерить дальше — обломать весь кайф от прочтения...

Так что настоятельно рекомендую ознакомиться не только поклонникам творчества Балларда, но и всем, кому в фантастике нравятся неожиданные сюжетные повороты.

Оценка : 9
«Садок для рептилий»
–  [ 8 ]  +

Groucho Marx, 29 мая 2017 г. в 15:23

Из-за почти случайного разговора вдруг вспомнил, как первый раз прочитал текст Джеймса Балларда. Было лето 1977 года, которое я, тогда ещё пацан, даже не подросток, как всегда, проводил у дедушки и бабушки. Курорт, море, сверкающее подобно расплавленному свинцу, раскалённый песок пляжа и тысячи курортников, обезумевших от горячего воздуха, скатывающегося по склону горы — это важно, потому что текст Балларда назывался «Садок рептилий» и описывал момент массового самоубийства собравшихся на пляже людей, внезапно уподобившихся леммингам.

На меня «Садок рептилий» произвёл потрясающее впечатление. Он был опубликован в журнале «Англия», был очень коротким и при этом в аннотации не указывалось, что рассказ является «научной фантастикой»... Впрочем, он в самом деле не является научной фантастикой. Текст Балларда идеально наложился на окружающую меня действительность. Реальность удушающе жаркого летнего дня вдруг раскололась, треснула, распалась, как дешёвая декорация.

Никогда не забуду шок, пережитый в те минуты. Наверно, именно в тот момент я начал взрослеть.

В отличие от огромного количества писателей и художников, которых балансирование нашей цивилизации на грани катастрофы приводит в отчаяние, Баллард живописует различные варианты конца света со спокойным интересом энтомолога. К роду человеческому он, кажется, не испытывает ни малейшей симпатии и считает, что, если человечество не сможет удержаться на краю обрыва — значит, туда ему и дорога. Именно эта отрешённая интонация «Садка рептилий» потрясла меня в далёком 1977 году.

Оценка : 10
«Высотка»
–  [ 2 ]  +

drmanhetten, 22 апреля 2017 г. в 23:39

Люблю замечать аналогии.

«Вертикальный мир» Сильверберга и «Высотка» Балларда — соотносятся как две антиутопии/утопипии жизни в высотке — одна времен хиппи, вторая времен хулиганистого панка.

Футурологический, гедонистический, не лишенный если не оптимизма то флера сказки вариант — Сильверберга насыщен ожиданиями от 1960-х и космических, и кибернетических и социально утопистких. Квазисоциалистическая утопия жизни без выхода в одном огромном небоскребе (тут уже есть даже предчувствие чего-то пелевинского ) с обменом по ночам женами, с открытыми дверями квартир для всех и каждого, этакого узаконенного свинга/промискуитета скрепляющего коллектив по формуле «в тесноте да не в обиде» — выглядит живо как извращенное воплощение надежд хиппи соединенного с ультраурбанизмом. В частности люди живут в автономных общинах небоскребов для того что освободить место для сельскохозяйственных угодий, и фактически что бы приносить минимум загрязнения окружающей среде. Обслуживающие их крестьяне немногочисленны и живут по обычаям седого прошлого. Обе касты друг от друга отделены. Крестьяне никогда не бывают в небоскребах, и наоборот.

Роман Балларда выглядит пессимистическим и желчным ответом Сильвербергу. Вместо Будущего — Сегодняшний день (разгар кризиса и разочарования 1970-х), вместо гедонизма — одичание, и насилие, превращение новейшей, я бы сказал «модной высотки» по последнему слову техники с иголочки в одичавшие вертикальные джунгли из Ж/Б и стекла. Клерки, менеджеры высшего и среднего звена, за несколько месяцев вырождаются «как сообщество» — креаклы превращаются в дикарей, дерутся и обивают друг друга, насилуют в темноте и в итоге срут под себя. Высотка приходит в запустение, как в лучших традициях «опасных кварталов» фавел и пригородов больших городов. Света и воды больше нет. Лифты если работают то не все и каждый «клан» из сообществ нескольких этажей словно племя пытается контролировать тот или иной еще работающий лифт. Битвы между племенами во главе вождей из бывших адвокатов или кинохроникеров или высокооплачиваемых врачей идут за каждый этаж, за каждый квартиру и дверь.

футурологической направленности первого романа противостоит магия баллардинского сюррреализма здесь-и-сейчас. Панковать и разлагаться нельзя в Будущем которого не будет. За то можно устроить вполне себе дикую и привольную жизнь прямо сегодня , если перестать тормозить импульсы разрушения.

Оценка : 8
«Садок для рептилий»
–  [ 4 ]  +

pitiriman, 15 апреля 2017 г. в 17:40

С самого начала отметил замечательное описание мерзостей переполненного пляжа! Атмосфера сдавленности просто натуральная, как будто сам там находишься. По-видимому, самому автору такой вид отдыха не по душе. А ещё понравилось нагнетание развязки, и, если бы не упоминание в самом начале рассказа «гадаринских свиней», концовка была бы полной неожиданностью.

Оценка : 8
«Утонувший великан»
–  [ 13 ]  +

Тиань, 11 апреля 2017 г. в 19:12

Перед смертью все равны. Когда люди уверены в своей безнаказанности, они часто начинают вести себя как стервятники. Такова мораль этого прекрасно написанного и крайне неприятного рассказа. Замечательный язык и мерзкий образ. Огромный труп, копошашиеся на нем люди, подростки, которые забираются в глаза и ноздри... Всё это выписано детально, точно, со вкусом, а смысловая нагрузка хиленькая. Ничего нового из этой странной картины для себя не выносишь.

Люди разучились видеть чудесное? Но что же чудесного в трупе? Тут уж скорее военных надо подключать и выяснять, откуда это чудо взялось и не угрожает ли поселению нашествие живых сородичей приплывшего покойника. Но это была бы уже совершенно другая история, более реалистичная. Автор же в этом произведении не стремится приближаться к реальности. Его задача — показать несовершенство провинциальных обывателей, разум которых спит и даже любопытство атрофировано. Полазили по трупу и успокоились.

Люди и такими бывают тоже, кто же спорит. Но ради постижения несовершенства природы человеческой созерцать мертвых великанов как-то не очень хочется. Всё это было сказано сотни раз до и будет сказано тысячи раз после, так что впечатление от рассказа в большей степени негативное. Созданный Автором образ хочется побыстрее забыть... ИМХО, разумеется.

Оценка : 5
«Затонувший мир»
–  [ 22 ]  +

kven irden, 04 апреля 2017 г. в 12:56

Джеймс Баллард «Затонувший мир».

Надо отдать должное, картина гибнущего мира получилась у Балларда весьма величественной, надо только включить воображение. Затопленные мегаполисы, гигантские стометровые растения палеозоя, наступление и расцвет рептилий из-за повышения температуры — все достаточно эпично. К сожалению, кроме этой красоты, в книге больше ничего ценного нет.

1. Сама правдоподобность картины вызывает небольшие сомнения. Один вопрос: откуда взялось столько ила, который образует вокруг городов лагуны? У Балларда при таянии ледников водные потоки двигаются с полюсов к континентам, неся с собой огромное количество ила (?!), размывая сушу, но при этом занося илом внутренние моря и проливы, меняя очертания материков... Какая-то странная физика.

2. Троица главных героев совершенно не вызывает никаких симпатий и сопереживаний. Они пассивны, инертны и всю книгу ничего не делают. Их не волнует и не беспокоит происходящая катастрофа, хотя вообще-то многие люди выжили, и цивилизация перебралась ближе к полюсам и пытается бороться. Баллард оправдывает их поведение новой психологией, пробуждением генетической памяти. А на мой взгляд, аморфность главных персонажей вредит книге. Немного оживляется действие с появлением Стренгмена, который хоть и позиционируется автором как антагонист, но вызывает больше симпатии, чем троица, потому что выглядит действительно живым. «На протяжении следующих дней события продолжали развиваться в возрастающей глупости и бесцельности» — цитата из романа. Можно ее отнести ко всей книге целиком, хотя события вообще-то не развиваются ни черта.

3. Логика поступков абсолютно всех персонажей страдает и, похоже, выстроена лишь в угоду сюжету или прихоти автора. Стренгмен пытает солнцем Керанса, но периодически обливает его водой, а потом удивляется: «а как это вы еще живы?». После его побега бросает его искать, не боясь, что тот может взорвать дамбу. Ни за что не поверю, что Риггс, вообще-то симпатизирующий Керансу и пять минут назад утверждавший, что вернулся только, чтобы его спасти, и даже придумал для этого мнимый предлог для руководства, будет после взрыва дамбы несколько дней его преследовать и обстреливать кусты из пулемета, пытаясь его убить. И на инстинкты это никак не спишешь.

4. В итоге Керанс уходит на юг, и что мы видим? Целая книга ничегонеделания, а когда появляются предпосылки реально закрутить сюжет и действие, книга кончается. Тема постапокалиптического мира полностью не раскрыта, не использован весь потенциал придумки. Что будет с главгероем на юге? Что происходит на севере? Можно только гадать. Это то, что Лем назвал эффектом «семантического раздражения» читателя. Я бы простил такое окончание, если бы весь предыдущий текст был бы на соответствующем уровне.

5. Ко всему прочему стиль Балларда нельзя назвать легким. Его громоздкие конструкции с описаниями новой психологии требовали невероятной концентрации. Приходилось добросовестно перечитывать одно место по нескольку раз. Правда, во второй половине стиль резко меняется — предложения укорачиваются, упрощаются, но там уже и книга кончается.

Резюмируя: с художественной точки зрения слабо, придуманный мир красив, но сомнителен, психологичности и атмосферности с натяжкой, персонажи по большей части бестолковы, потенциальная возможность интриги не реализована. К чтению не обязательно.

Оценка : 6
«Хрустальный мир»
–  [ 3 ]  +

k2007, 27 марта 2017 г. в 15:30

Довольно занятный роман о надвигающейся катастрофе, причем природа катастрофы нетривиальна. Как обычно у Балларда, в центре романа — обычный человек, не супермен, у него даже оружия никакого нет. Вот реакция этого обычного человека на рушащийся вокруг него мир и составляет сюжет романа.

Оценка : 6
«Высотка»
–  [ 12 ]  +

gamarus, 26 марта 2017 г. в 14:17

«Может ли быть у угла между двумя стенами счастливый конец?»

Дж. Г. Баллард

Роман понравился, насторожил и заставил задуматься. Буду честен, чтобы прочувствовать все нюансы и разобраться в своих догадках, мне всё же пришлось посмотреть экранизацию и прочитать пару критических статей, как на фильм так и книгу. И только тогда в голове сложился более-менее целостный портрет «Высотки», надеюсь тот, что задумывал сам Автор.

Баллард рисует нам кошмарный сценарий социального апокалипсиса, абсурдный по своей сути, но от этого не менее пугающий.

Можно сколько угодно искать отправную точку, с которой две тысячи жильцов сорокаэтажного дома слетели с катушек, но мне кажется это не так уж и важно. Отключение света, неисправность лифта, утопленная в бассейне собака или шумная вечеринка, пренебрегающая спокойствием других жильцов — это всего лишь катализаторы, а не причина. Природа драмы и её неизбежность заключена в самом обществе, в её неумело скрытых пороках, которые при лёгком нарушении равновесия тянут мир в пропасть.

Наверное, надо сразу оговориться, что в книге нельзя искать максимальной реалистичности и наверняка вам покажется, что многое из происходящего лишено логики, а персонажи, в большинстве своём, ненастоящие. Но все меняется, если вы принимаете правила игры навязанных Баллардом. Роман нужно рассматривать, не как триллер, а как антиутопическую социальную фантастику самого ближнего прицела. Поверив Автору на слово в фант.допущения, но не в плане технического прогресса (которых здесь наверное и нет), а в плане общественных настроений, социальных патологий, психологических отклонений, порождённых детскими комплексами и современной цивилизацией, мы получим целостную картину, в которой каждый фрагмент имеет право на существование, как по отдельности, так и вливаясь в общее настроение.

Общество, с которым знакомит нас книга очень неприглядное. Люди переезжают в высотку, чтобы найти уединение, потерять индивидуальность и тем самым обрести анонимность, слившись с толпой таких же «успешных профессионалов» как они сами. И вроде в социальном плане срез получился однородный и классовой напряженности не должно быть как таковой, но дальнейшие события показывают, что классовое равенство даже в относительно однородных и замкнутых системах — это миф. Всегда найдётся повод для недовольства и гордости, и этим поводом может послужить место на автостоянке, номер этажа и даже скорость лифта.

Надо отметить, что Баллард очень жёстко проходится по современному обществу. Над его элегантным вкусом лишенного индивидуальности, потребительской зависимостью, скрытой распущенностью, умело спрятанной под маской респектабельности. Современному человеку важнее, что его окружает, а не то, что твориться у него внутри. Он лишён самокритики в плане развития своего внутреннего мира, вместо этого у него критический взгляд на свою одежду, должность, автомобиль, количество квадратных метров жилища, размер бюста любовницы и т.д.

Без сомнения «Высотка» в чем-то спорит с «Повелителем мух» Голдинга. Оказывается, чтобы деградировать, современному человеку не обязательно нужна вынужденная изоляция. Звериные инстинкты, подогреваемые жестокой вседозволенностью, легко вылезают и при условии добровольного заточения. Жители «вертикального городка» поначалу чувствуют дискомфорт, каждый раз покидая небоскрёб, а затем готовы умереть с голоду, но не покинут здания. Они становятся территориальными животными, отвергая «открытый» мир. И если в «Повелители мух», кроме изоляции, в деградации не малую роль играло отсутствие благ цивилизации, то в «Высотке» выход из строя коммуникаций и рост напряженности радует жильцов и даже не на подсознательном уровне. Внутри себя они приветствуют засор канализации, отсутствие воды в кранах, протухшие продукты в супермаркете, избиение человека на другом этаже — ведь всё это только помогает их хаосу, в который они повергли сами себя. У Годинга неразумные мальчишки, с не устоявшейся психикой намного более этичные, чем взрослые Балларда. Одичавшие дети, чтобы легче совершать жестокие поступки раскрашивали лица и, будто, надевая маски, прятались за ними. «Успешные профессионалы» наоборот, маски срывают, не стесняясь выставить напоказ всю свою омерзительную натуру. Вымазать кровью тело, помочиться на чужой ковер, беречь и не смывать вонь своего тела, обнажение гениталий всё — это заявления о себе. Извращённые, животные инстинкты. Убийства ради удовольствия, изнасилования не ради похоти, одновременное подчинение и доминирование, кровосмешение — это уже даже не звериные повадки и не возвращение к первобытному состоянию. Общество «Высотки» не опускается до нуля, оно уходит в минус, отрицая не только этику и мораль, но и законы дикой природы.

Что качается трёх главных героев, то сразу было понятно, что это некие символы. И всё сразу становится на свои места, если обратиться к дедушке Фрейду (не зря в экранизации несколько раз всплывает его имя). Есть мнение, и я склонен с ним согласиться, что диковатый Уайлдер, житель нижних уровней, приспособленец Лэйнг с 25-го этажа и архитектор здания Ройял, проживающий в пентхаусе — это олицетворение трёх частей психики одного человека по теории Фрейда: Оно (Ид), Я (Эго) и Супер-Я (Супер-Эго). Именно проекцию внутреннего конфликта личности между этими тремя частями мы и наблюдаем на протяжении всей книги. Но и здесь не всё просто, Уайлдер, Лэйнг и Ройял это не нормальные элементы психики, а уже извращённые первобытные инстинкты, приспособление и мораль. Они ущербны, отвратительны, их поступки не должны быть понятны нормальному человеку.

Конечно, Баллард хотел нас шокировать, пытался напугать, но в первую очередь, он своим нереалистичным сценарием, выходящим за рамки трезвой логики, хотел нас предостеречь. Предостеречь от нас самих.

И если однажды эта книга перестанет нас напугать или, что ещё хуже, казаться обыденной, то стоит задуматься. Возможно это оттого, что мы уже начали падать во тьму и совершать своё «восхождение» по Высотке.

Оценка : 8
«Звёздная улица, вилла номер пять»
–  [ 9 ]  +

rim_x, 08 февраля 2017 г. в 21:43

Эта новелла меня покорила и формой и содержанием, стильная и поэтичная, роскошная, она будто и написана какими-то волшебными чернилами, которые меняют цвета когда по ним пробегает взгляд. Иногда можно подумать, что отвернувшись от страницы письмо можно еще видеть и оно даже будет продолжать разворачиваться. Такая вот проза — это хороший стимул к изучению английского. Такое творчество поднимает планку жанра до высокой литературы, оставаясь интригующим и сохраняя присущую жанру свободу, когда возможно все.

Оценка : 10
«Затонувший мир»
–  [ 5 ]  +

Velary, 04 февраля 2017 г. в 10:50

Первая книга, которой на фантлабе я присвоила ход «Умирающая Земля» — ачивка!

Да, Земля умирает. Процесс это медленный, долгий, даже красивый. Закат цивилизации, а скорее всего и человечества вообще. История как будто повернулась вспять: планета возвращается на тысячелетия назад, к воде, занимающей 90% поверхности, всё возрастающей температуре и, как следствие, флоре и фауне мезозойской эры. Гигантские папоротники, непроходимые джунгли, огромные насекомые и неторопливые ящерицы...

И если человек попадает в этот ритм, то и в нём пробуждаются спящие архетипы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
По мере того, как мы возвращаемся в геофизическое прошлое Земли, мы возвращаемся назад и в подсознании, переходя от одной геологической эпохи к другой, с её особой флорой и фауной, как путешественник на машине времени Уэллса. Но это не внешнее изменение, а всеобщая переориентация личности.

Здесь не нужно искать сюжет, не нужно ждать экшна (хотя он есть). Просто наблюдать, просто чувствовать, проживать это. Жутко, но прекрасно.

Оценка : 7
«Хронополис»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 03 декабря 2016 г. в 08:58

Неплохой рассказ который слегка поставил меня в тупик. Вот вроде бы начинаешь сочувствовать главному герою, но он вроде и не прав. Если хорошенько подумать то без часов жить не очень комфортно. Но довести культ часов до государственного маразма... Я жить по расписанию не хочу. Я хочу ходить в библиотеку в любое время и кушать когда захочу. Но и не знать что тебе делать пока не зазвенит таймер. То есть за тебя опять кто-то решает что и во сколько делать.

Не понятна мне и мотивация поступка главного героя. Зачем он всё взял на себя. И наказание мне показалось слегка надуманным. Ведь все ещё помнят часы у наших бабушек. И их тиканье ни когда не раздражало. А через время ты их просто и не замечаешь. Ты привыкаешь к ним так что они перестают существовать.

Оценка : 7
«Перегруженный человек»
–  [ 8 ]  +

MaynardArmitage, 23 ноября 2016 г. в 20:38

Многим, должно быть, покажется знакомой ситуация, когда в процессе утомительной и / или вынужденной беседы внимание рассеивается, и обращенная к Вам речь трансформируется в фоновый гул, не имеющий решительно никакой осмысленности. Со стороны, возможно, покажется, что Вы даже включены в «беседу», и просто завороженно слушаете, но сознание меж тем уже кристаллизировалось, ступив в необъятные земли чертогов разума, внутреннего мира. Иногда это даже приятно, хороший способ бегства от лишней, но неизбежной траты времени. Один из рассказов Люциуса Шепарда носит название «Здесь, но лишь отчасти». Мне кажется, это лучший из возможных ярлыков, которые можно приспособить к описанному выше ощущению. От себя добавлю, что сам в такие моменты даже не вижу толком, картинка перед моими глазами превращается в кляксу, будто кто-то, щелкнув невидимым тумблером, существенно расширил глубину резкости изображения. «Вынырнуть» из «этого» не сказать, что сложно, однако порой хочется растянуть пребывание ТАМ. Вот и баллардовский Фолкнер, истомившись насилующей зрительные нервы архитектурой, перегруженный (этого слова нельзя было избежать) тупой рутиной и наскучившим браком, развивает эту способность, «отключаясь» от действительности, несколько при этом... углубившись.

На мой взгляд, Баллард очень любит гиперболизировать не слишком приятные соцфеномены, и из всех возможных способов их разрешения избирает самый последний, что приходит на ум.

Вообразить, будто кто-то в самом деле осуществляет бегство от социальной ответственности (если звучит слишком укорительно, подставьте «существования») таким же способом, как Гарри Фолкнер, решительно невозможно. Возможно, я чересчур придирчив, ведь Баллард в серьезной степени сюрреалист, его тексты вернее всего было бы обозвать «фантастикой без технологий». Будучи искусным психологом от литературы, писатель правдоподобно отобразил поведение Гарри, который отлично сознает чуждость собственного открытия окружающему пространству: он семенит от выспрашивающей его жены, стараясь не пересекать с ней взгляд, моментально взрываясь, когда той удается прознать о его секрете. Но склонность Балларда раз за разом обращать прозу в патологию лично мне не позволяет с предельной концентрацией, серьезно воспринимать его работы.

Оценка : 5
«Автокатастрофа»
–  [ 5 ]  +

MaynardArmitage, 30 октября 2016 г. в 22:06

Джеймс – скучающий мужчина неназванных лет. Его механицированную жизнь всколыхивают разве что обоюдные с женой измены. Пострадав в автоаварии, он становится одержим фетишизацией травм, увечий и смертей, происходящих в дорожных катастрофах, и вскоре вместе с группой настолько же безумных кидает себя на бетон жесточайших половых девиаций.

'Автокатастрофа' Джеймса Балларда — это самая холодная и бездушная [в самом лучшем смысле; ведь так и было задумано] книга в моей читательской истории. В обществе, где все мыслимые сексуальные позиции уже изучены, и только свинг, разогревающий собственнические чувства, способен пробудить хилое подобие оргазма, когда наркотики почти легальны [а те, что тяжелы и явно незаконны — легкодоступны *нелегально* даже среднему классу], когда ‘искусством’ обзываются всё более эпатирующие конструкции – только заголённая патология способна задать ‘жизни’ некую встряску. Это – главное опасение Балларда [которое он озвучил в интервью, протянутому к его творчеству, что в высшей мере психотронно, аномально…] – мир, где у процветающего евро-гражданина не останется отдушин, кроме девиаций:

“Я воспринимаю «Автокатастрофу» — и книгу, и фильм — как предупреждающие сказки. Это предостережение. Они говорят: наша культура развлечений помешана, или, во всяком случае, очарована жестокостью. В этой культуре элементы секса и насилия переплетены. Книга задумывалась как предупреждение. Это не было: «скорее», я имел в виду: «притормозите».“

Очень рекомендую к просмотру фанатский клип ✚ SALEM — Sick [Crash Music Video] на хостинге youtube; данный ролик идеально воплощает настроение оригинальной книги, и он болезненно очарователен. Пусть я не слишком люблю экранизацию Дэвида Кроненберга [1996], лучшего видеоряда для синтеза с кошмарным пессимизмом [комплимент!] звука мичиганцев из SALEM вообразить тотально невозможно.

Оценка : 7
«Фабрика Грёз Unlimited»
–  [ 3 ]  +

Groucho Marx, 12 октября 2016 г. в 22:52

Наверно, это самый «нормальный» роман из зрелого периода творчества Дж.Г. Балларда. В принципе, всё понятно и всё соотвествует читательским ожиданиям: психоделическое путешествие по извивам сознания психопата.

Написано хорошо, отлично увязаны реальность и деформированное восприятие реальности сознанием обезумевшего неудачника. Остроумные пуанты в отношении кинематографа конца 70-х годов. Меткость психо-социальных зарисовок (ведь главный герой, самоубийственно выбросившийся из общества, судит окружающих не по их социальным ролям, а по их вожделениям), остроумие, подправленное британской сдержанностью, которая может сойти за объективность, и всё такое прочее. Масса достоинств. Но! Такой роман могла бы написать и Анжела Картер и, скажем, Иан Бэнкс. Для «The Unlimited Dream Company» не надо быть Баллардом, достаточно быть талантливым и проницательным английским писателем.

Поэтому, при всех достоинствах и несомненной занимательности, не шедевр. Скорее, своеобразный «отдых воина», пауза в творческом напряжении.

Оценка : 8
«Автокатастрофа»
–  [ 2 ]  +

fraist, 05 сентября 2016 г. в 10:31

Странное ощущение, книга переполнена сексуальными фантазиями, со странными пересечениями с техникой. При этом жесткого отторжения, в отличие от творчества того же Рю Мураками, книга не вызвала. Но и какого-то прям вау-эффекта — тоже не. Не стоит читать. Так себе.

Оценка : 5
«Высотка»
–  [ 13 ]  +

dimon1979, 19 августа 2016 г. в 14:11

Этот роман можно отнести сразу к нескольким жанрам. Антиутопия, психологический триллер, социальная фантастика, все эти направления, так или иначе представлены в книге Балларда «Высотка».

Удивляет пророческий дар писателя, который в далеком 1975 году смог предсказать дальнейшее развитие общества, ничуть не изменившееся за прошедшие сотни лет. Внешняя оболочка, дорогая одежда, машины, квартиры, успешная работа, красивая жена, все это всего лишь ширма, за которой скрывается отвратительное существо, названное человеком разумным. Как легко снимается вся шелуха, годы жизни в обществе, все это мгновенно сбрасывается и остается набор низменных инстинктов. Выжить любой ценой, найти самку для спаривания, убить более успешного и подняться по новой социальной лестнице, возглавив стаю.

В книге несколько сюжетных линий. Автор на примере трех человек показывает все стадии деградации человека и превращение самого заурядного члена общества в жестокого и беспощадного хищника, отринувшего все моральные принципы. По сути, писатель смоделировал ситуацию ограниченного катаклизма, в котором один большой дом остается один на один со своими жителями. То есть, создав подобные условия можно легко увидеть и узнать, как станут себя вести бывшие домохозяйки и адвокаты, банкиры и кинозвезды, вчера еще бывшие образцом подражания для тысяч людей.

Баллард четко показывает, что нет никаких отличий между успешными людьми и простыми смертными. В душе каждого сидит бес и при определенных обстоятельствах именно он берет вверх над разумом. Единственным отличием может быть сторона, которую вы займете, условно «хорошие» или отъявленные подонки, но остаться чистым не удастся никому.

Издание этого романа стало возможным благодаря экранизации книги, до этого издатели обходили вниманием это произведение. На мой взгляд, абсолютно зря. Это незаурядный текст, с интересными идеями и мыслями, ничуть не утративший актуальности даже через 40 лет после написания.

Оценка : 9
«Утонувший великан»
–  [ 10 ]  +

Brain-o-flex, 28 июля 2016 г. в 13:21

Первоначально поставил пять из десяти баллов. Вроде как посредственность.

Прошел год.

Снова открыл сборник с рассказами, среди прочих авторов в нем Ханлайн, Воннегут, Брэдбери, Саймак, ...

Даже на фоне маститых и знаменитых понял, что рассказ глубже и сильнее, чем показался...

Меняю оценку, ибо так бы всё и было на самом деле, как автор написал.

Оценка : 9
«Высотка»
–  [ 30 ]  +

Thalidomide, 24 июля 2016 г. в 16:47

К сожалению, издание «Высотки» от АСТ — это не совсем Баллард, и адекватного впечатления о книге вы не получите. Данный «перевод» — это нечто сокращённое во много раз и неотредактированное. Авторский стиль Балларда практически отсутствует, вместо перевода получился какой-то дилетантский пересказ.

Пример:

«Накануне Лэйнг застал Стила, когда он наносил грим на лицо рекламного агента, одетого в шёлковую ночнушку».

(Признак отсутствия редактора: вместо «он» должно быть «тот».)

А вот перевод той же фразы из одной малотиражки:

«За день до этого Лейнг забрел в какую-то квартиру и обнаружил там Стила — тот наносил причудливую косметическую маску на лицо умершего бухгалтера, которого он одел, как пассивного гомосексуалиста, в пышную шелковую ночную рубашку».

Оригинал:

«The previous day Laing had blundered into an apartment and found him painting a bizarre cosmetic mask on the face of a dead account-executive, dressing the body like an overblown drag-queen in a voluminous silk nightdress».

«Путешествие через кратер»
–  [ 5 ]  +

Groucho Marx, 25 июня 2016 г. в 15:25

Обожаю этот рассказ. Он входит в сборник «конденсированных романов» «Выставка жестокости» и является своего рода эталоном НФ «новой волны». Распад повествования, разрывы в логике идеально укладываются в новейшие тенденции развития современного искусства. Собственно, агрессивная визуальность «Путешествия через кратер» ближе к изобразительным искусствам, чем к беллетристике. В этом рассказе гораздо больше от картины Розенквиста «Я люблю вас моим фордом», чем от космической и социальной фантастики Хайнлайна или Артура Кларка.

Джеймс Баллард в 1970 году смог описать contemporary art начала XXI века в безупречной литературной форме.

Оценка : 10
«Высотка»
–  [ 18 ]  +

Deliann, 25 июня 2016 г. в 09:37

«В будущем, насилие явно станет ценной формой социальной сплоченности.»

От книги я ожидал чего-то наподобие социального эксперимента, призванного исследовать основные тенденции человеческого поведения в замкнутом пространстве. Хотелось постепенного вскрытия темных глубин личности в духе «Повелителя мух» У. Голдинга или «Морских звезд» П. Уоттса. Но получил я несколько иное.

Высотка. Высокотехнологичное сорокаэтажное здание, инновационное и экспериментальное. Экспериментальное, как в архитектурном плане, так и в социальном. Жители искусственно подверглись расселению по экономическому признаку, и получилось, что первые десять этажей — для низшего класса, последние десять — для элиты, а двадцатиэтажный промежуток — для середнячков. Хотя, по сути дела, все люди, купившие жилье в таком ультрасовременном доме, уже должны быть достаточно богаты. Жители высотки — это адвокаты, менеджеры по продажам, режиссеры, врачи, стюардессы, бухгалтера, учителя и т.д. Само здание представляет собой замкнутый социум, со своей инфраструктурой: магазинами, бассейнами, школой и т.д. Говорят, что в глубинах здания можно найти даже бордель.

Нам представлены трое главных героев, по одному от каждого новообразованного социального класса: Ричард Уайлдер со второго этажа, Роберт Лэнг с 26-го и Энтони Ройал с пентхауса. События развиваются довольно быстро и за три месяца люди успешно деградируют чуть ли не до первобытного общества. С чего все началось, сказать сложно, видимо, весь негатив, появляющийся в результате совместного проживания тысячи человек в гигантской бетонной коробке, в какой-то момент выплеснулся наружу, и ничто не было в силах его остановить.

Роман демонстрирует много дикости, но дикость эта необоснованна. Сложно поверить, что в один момент почти все жители высотки предпочтут цивилизованной жизни непрекращающуюся пьяную вакханалию секса и насилия. В том же «Повелителе мух» насилие вплетается в повествование более плавно и оттого смотрится естественнее. А ситуация с высоткой была бы возможна, если бы у здания не было выхода (примерно, как в романе «Под куполом» С. Кинга). Но люди ездили на работу даже в самый разгар происходящего. Никто не вызывал полицию, не пытался сбежать, не применял разумных методов решения ситуации. Более того, люди жили среди собственных отходов жизнедеятельности, с засоренными мусоропроводами и туалетами, и даже не пытались изменить ситуацию, а наоборот, наслаждались ею. На общем фоне выделялся Лэнг, но из-за своей пассивности и он деградировал, пусть и позже большинства.

Само повествование выделяется своим стилем. Нарратор рассказывает историю, проговаривает происходящее, что видят герои и как они это интерпретируют, и приправлено все это некой холодной иронией и отстраненностью. Больше всего это напоминало мне игру «The Stanley Parable»: все время ловил себя на мысли, что персонажи вот-вот перестанут следовать инструкциям рассказчика и начнут вести себя адекватно. Но нет, атмосфера безумия и сюрреализма не развеивается до самого конца.

В итоге книга получилась интересная, но слабо обоснованная, если только вы не верите в теорию о том, что коллективное бессознательное может однажды взять вверх над рациональностью и подтолкнуть людей превратить свою жизнь в зловонный ад похоти и боли. Персонажи живые, но их упадок не показан достоверно. Мы читаем главу Лэнга, отвлекаемся на главы Ройала и Уайлдера, возвращаемся к Лэнгу, а он уже слегка слетел с катушек. Как-то хотелось больше подробностей и обоснованности.

По книге недавно сняли фильм, который можно посмотреть, если вам нравится кино, в котором картинка важнее содержания. Вся экранизация держится на визуальной части и игре актеров (и Том Хиддлстон, и Люк Эванс, и Джереми Айронс показали себя очень неплохо). Есть еще неплохой аудиоряд, но он на втором плане. А вот обоснованности сюжета здесь еще меньше, чем в первоисточнике.

В общем, рекомендую книгу тем, кто ищет необычный триллер, притворяющийся социальной антиутопией, но достаточно небрежно относящийся к своей психологической составляющей.

Оценка : 8
«Высотка»
–  [ 7 ]  +

Rheo-TU, 12 июня 2016 г. в 09:18

Человек, как писал когда-то Аристотель — животное общественное. Не могу судить о том, как дело обстояло в его время, однако в наши дни мы это чувство общественности в себе лелеем и ненавидим одновременно, и это внутреннее противоречие продолжает расти вместе с течением прогресса. Для нас находится все больше способов коммуникации друг с другом — мобильные телефоны, «Твиттер», Интернет; мы готовы быть на связи с человечеством круглые сутки — а потом внезапно выгораем, и хочется лишь одного — забиться в маленькую норку, где нас не найдет никто, кроме нас самих.

Баллард сорок лет назад, видимо, тоже ощущал это противоречие. И повсеместно выраставшие небоскребы — идеальный сервис, доступная для среднего городского жителя цена квартиры, и, самое главное, удивительная возможность находиться одновременно в толпе и за ее пределами, укрывшись от всего за твердыми стенами и надежной дверью — виделись ему не разрешением проблемы, а бомбой замедленного действия. Социализированность человека заменяется ее имитацией, игрой, которую каждый готов принимать лишь до определенного предела. В итоге первобытные инстинкты уходят в подсознание, а с подсознанием, как известно, штуки плохи. Что же такое в означенном контексте «Высотка»? Авторский эксперимент.

На подсознательном, опять-таки, уровне утопия всегда ощущается, как что-то чересчур хорошее для того, чтобы быть правдой. Оказавшись в идеальном доме, мы машинально начинаем искать изъяны в стенах, в функционировании вентиляционной системы, водопровода, электропроводки и лифтов. В работе служб, которые регулярно подвозят свежие продукты в супермаркет на одном из этажей и вывозят отходы жильцов. В конце концов, ничего не найдя, обращаем свое внимание на соседей, которые вроде бы знакомы нам, но в то же время — другие, от которых мы регулярно отгораживаемся. И вот тут-то и происходит взрыв.

Динамика происходящего — роман резко берет с места в карьер уже в первой главе — поначалу ошеломляет: как, зачем, почему? Потом ты понимаешь, что Баллард просто собирает на страницах все тревоги и кошмары обитателей городских муравейников и подводит к ним что-то вроде усилителя, ускоряя течение конфликтов. Это суть эксперимента: его не интересует, что происходит сейчас, его интересует, к чему все это в итоге приведет. К чему придет в конечном итоге трещащая по швам цивилизация. Действующие лица эксперимента: главные — представитель «низшего», в рамках высотки, класса, режиссер-документалист Уайлдер, представитель «высшего» класса архитектор Ройял, и представитель «среднего» класса врач Лэйнг, глазами которых мы наблюдаем происходящее в высотке — и множество второстепенных подопытных мышек. Уайлдер стремится на вершину, Ройял наигранно поплевывает на все и вся сверху вниз, а Лэйнг держится в тени, пытаясь не угодить под горячую руку тому, кто снизу, и заслужить благоволение того, кто сверху. Такова расстановка сил, изящная, словно управляет ею опытный шахматист.

Вообще, «Высотка» оставляет от себя чувство идеально просчитанного романа. Каждая его деталь, начиная от целого сюжета межэтажного конфликта и заканчивая обычными предметами, вроде сверкающей трости Энтони Ройяла — сама по себе метафора или символ. Вся эта многоплановость в итоге местами едва ли не взрывает сознание от обилия идей и локальных тем. Кому-нибудь из читателей может прийтись не по душе, что Баллард практически не оставляет места его фантазии — в нужный момент все метафоры и вся психопатия каждого отдельно взятого жильца высотки будут расшифрованы и поданы на блюдечке. Но на мой взгляд, это именно то, без чего не может существовать никакая классика — доступность любому. А «Высотка» — это самая что ни на есть современная классика.

Впрочем, самая главная вещь, та, ради которой и затевалась книга, проговаривается в ней все-таки мимоходом. Пройдя все ступени вырождения, возвратившись в первобытное состояние, мы продолжим идти дальше и, в конце концов, придем... обратно к началу. Вновь отгородимся у себя в квартирке от воюющих соседей, устроимся на обломках дивана и ощутим потребность включить телевизор. И, может быть, когда-нибудь мы с удивлением обнаружим, что внешний мир не так уж сильно отличается от того, что был построен в стенах высотки.

Оценка : 8
«Выставка жестокости»
–  [ 10 ]  +

Inkor, 27 мая 2016 г. в 11:34

Начав свою карьеру в качестве ведущего писателя фантастики новой волны, Баллард можно сказать именно с этой книги переключился на психопатологическую прозу. В целом это крайне экспериментальный сборник рассказов объеденных общими темами и в особом роде сюжетом. Вдохновленный работами сюрреалистов таких как Дали и Макс Эрнст (на чьи работы в рассказах дается много отсылок) и творчеством авангардного писателя Уильяма Берроуза являвшегося другом Балларда, сборник получился этаким безумным коллажем соединяющим в себе секс, насилие, психопатологические отклонения и все значимые культурные события 60-70 годов, такие как война во Вьетнами, убийство Кеннеди, ядерные испытания, полеты в космос, самоубийство Мерлин Монро и многое другое. Вся основная серия рассказов идет об одном многоликом персонаже (Травис, Травен, Таллис, Талбот и т.д.) являющимся то пилотом бомбардировщика, то работником психиатрической поликлиники, потерявшем себя в пространстве-времени современного окружающего мира и массмедиа и пытающегося восстановить его картину через ряд действий, которые имеют смысл лишь для него одного. Все повествования пропитано различными образами, не редко жестокими или по Фрейдовски сексуальными, проходящими через призму искаженного восприятия действительности. Читается это не редко тяжело и вычленять смысл происходящего не всегда удается и это не говоря уже про наличие весьма неприятных гротескных описаний сексуальных отклонений, по этому я бы очень мало кому это порекомендовал читать, но для меня это в целом был интересный опыт.

Оценка : 8
«Тысяча грёз Стеллависты»
–  [ 5 ]  +

ArtTrapeza, 10 мая 2016 г. в 00:35

При чтении «Фантастики и футурологии» у меня сложилось предубеждение относительно творчества Балларда, но с «Тысячей грёз Стеллависты» я познакомился раньше, чем с монографией Лема. Ещё тогда сильного впечатления рассказ не произвёл. А сейчас у меня появился повод перечитать его. Соответственно, я описываю впечатления скорее от повторного знакомства. Завязку (первые процентов сорок рассказа), где описаны атмосфера городка и пара психотропных домов, читать интересно, в том числе потому, что я имею некоторое отношение к архитектурно-строительной отрасли. Но вот дальше просто становится скучно — возможно, баллардовская психология не по мне. В целом же произведение напомнило о Владимире Щербакове.

P. S. Получается, что действие рассказа происходит где-то в 1980-х годах.

Оценка : 5
«Высотка»
–  [ 8 ]  +

Лукавый, 03 мая 2016 г. в 22:17

Кажется, это тот случай, когда фильм с Томом Хиддлстоуном за счет выразительных средств может получиться убедительнее книги. Идея социального эксперимента в виде автономной 40-этажной высотки выглядит довольно привлекательной, но на деле, по-моему, получается такой роман-модель с героями-моделями и ситуациями-моделями, где все происходит не по какой-то внутренней логике, а так, как нужно и кажется верным автору. Возможно, в 75-м это читалось с интересом, сейчас, к сожалению, нет.

Оценка : 4
«Затонувший мир»
–  [ 7 ]  +

Пол Атрейдес, 26 марта 2016 г. в 20:56

Скушно, просто скушно, друзья мои. Много прочитал в свои почти 40 лет разных постапокалипсисов, и этот один из самых неинтересных и незапоминающихся. Ни ярких героев, ни запоминающихся сцен, ни глубокой психологии или философии лично я не нашёл. Может плохо искал, а может их там и нет. И что это за антинаучный бред? Даже невооружённым глазом видно, что этот так называемый писатель научный фантаст очень и очень далёк от науки, в частности от биологии и палеонтологии. То, на что у природы уходили миллионы лет, у Балларда проскочило за несколько десятков лет. Тут тебе уже и динозавры вовсю плавают и т.д. Ради красивой картинки, что ли? А как вам фраза: «между Палеозойской и Триасовой эрами»? Вообще-то Триас — это период, первый из трёх, составляющих Мезозойскую эру. Второй и третий периоды — Юра и Мел. Ну, если Баллард не видит разницы между эрами и периодами, то мне просто неинтересен подобный фантаст. Ладно бы ещё писал интересно, но и этого не умеет. Ему бы триллеры да детективчики клепать (что он собственно и стал делать во второй половине своей литературной карьеры) , а не научную фантастику. Ну да кто её только не писал и не пишет. В общем, отмучал чуть больше половины и бросил — просто стало жаль терять на него дальше время....

Оценка : 5
«Высотка»
–  [ 28 ]  +

kvadratic, 11 марта 2016 г. в 20:30

В бассейне суперсовременного небоскреба найдена убитая собака. Жители негодуют и возмущаются. Пройдет всего несколько недель, и никого уже не будет смущать куча человеческих трупов в том же бассейне, как же так вышло-то?

Итак, жители 40-этажного здания совершенно ни с того ни с сего начинают вести себя нехорошо, нецивилизованно. И ведь люди-то были приличные — доктора, телевизионщики, преподаватели, финансисты. Весь роман я ждала объяснения их поведению — токсичный материал отделки внутренних помещений, наркотики в пище из супермаркета, инопланетяне, проводящие социальный эксперимент. Под особым подозрением был у меня Энтони Ройял, архитектор с верхнего этажа, с его желанием иметь собственный зоопарк, но и это все не то.

Баллард в своем 1975 году как-то неодобрительно и с удивлением относится к тому, что люди по собственному желанию живут так близко, впритирку к другим людям. Вот вроде ты у себя дома, а сверху снизу слева справа у тебя — совершенно чужие люди. Такая скученность представляется противоестественной. Как же так, почему у них настолько низкая потребность в приватности? — возможно, думал автор. Писатель умер в 2009-м, а значит, застал времена, когда совершенно неудивительно делиться со всем миром самыми сокровенными мыслями, и фотографиями/видео самых интимных моментов тоже. Что, интересно, он думал по этому поводу?

Вернемся в небоскреб. Люди там стремительно деградируют, особенно заметно это на примере все того же Ройяла, который весь такой в белом пальто стоял красивый, но недолго. Еще нам расскажут про брутального телевизионного мужчину Уайлдера со второго этажа, и про преподавателя медицины Лэнга — середнячка. Автор переключается с одного героя на другого, и каждый раз, когда возвращается к герою снова — добивается шокового эффекта от резких перемен, произошедших, пока героя не было в нашем поле зрения. Пока Уайлдер совершает свое восхождение к верхним этажам, по пути теряя всякую цивилизованность, Ройял пытается стать этаким феодалом-аристократом, а Лэнг закапывается в норку.

И тут возникает вопрос: а почему жители высотки никак не пытались покинуть здание? Ведь не было никакого прозрачного кинговского купола, некоторые даже на работу продолжали ходить, и никто выходу из здания не препятствовал. Ответ напрашивается такой: а потому что не хотели. Ведь в наружном мире страшно и одиноко, и не всегда знаешь, как действовать. А дома, в высотке, каждую ночь алкоголь, наркотики и беспорядочный секс, а еще не надо думать и делать выбор — если тебе нужна еда — стукни соседа обрезком трубы и забирай, нужна женщина — тут и труба не нужна, а если все еще чувствуешь неудовлетворенность — вперед, мочи ублюдков с верхних (нижних) этажей. Жители небоскреба ищут именно это — свободу от все ускоряющегося темпа жизни, технологического прогресса, давления общества, в поисках простоты они становятся все примитивнее. Вот уже и мебель используется для баррикад, бытовая техника превращается в корзины для мусора, а видеокамеры, магнитофоны и фотоаппараты служат только для того, чтобы задокументировать акты насилия.

Но, показав разлагающееся общество, автор не останавливается, он идет дальше, и вот мы видим превращение героя в бунтующего подростка, затем в маленького ребенка, в младенца, зацикленного на женской груди, стремящегося вернуться в материнскую утробу, ничего не видеть, не слышать, исчезнуть, раствориться в уюте. Это экстремальный вариант, другому герою для счастья понадобилось создать себе «семью», безусловно принимавшую и ценившую его. У первого героя из детства тянутся проблемы с матерью, а второй недавно потерпел крах в браке.

Роман не похож на страшилку «не живите, дети, в высотках», также нет в нем морализаторства «смотрите, как люди делали что хотели и чем это кончилось». Для всего этого он слишком отстраненный и холодный. Просто — есть небоскреб, с ним произошло вот что. А вот рядом второй небоскреб, третий, четвертый...

Оценка : 8
«Безвыходный город»
–  [ 14 ]  +

Seidhe, 18 февраля 2016 г. в 16:09

Наверняка многим любителям фантастики знакома ситуация, когда во время чтения того или иного произведения возникает острое желание, чтобы оно было проиллюстрировано. Иногда хочется, чтобы это сделал сам автор или какой-то определённый художник, иногда — просто посмотреть, как то, о чём ты читаешь, представляют другие люди... Так вот, с «Безвыходным городом» у меня получилось с точностью до наоборот. Случайно наткнувшись в сети на работу польского художника Maciej Drabik, которая была подписана «concept inspired by J. G. Ballard's short story «The Concentration City», я ощутил непреодолимое желание прочитать рассказ, к которому создана ТАКАЯ иллюстрация. К счастью, оказалось, что рассказ переведён на русский язык и доступен в сети. Прочитал. Что сказать по поводу самого рассказа? Впечатляет. Великолепное описание Города, который поглотил не только всю поверхность планеты, но и всё пространство вообще, со всеми его улицами с порядковыми номерами за миллион, расчистками и закупоренными мёртвыми зонами. Ещё больше впечатляет, что за время существования Города у птиц уже успели превратиться в рудимент крылья, в языке не осталось даже слова «летать», а возраст города — не менее 3 миллионов лет. И уж совсем хороши получились рассуждения о невозможности существования первого кирпича =))) И пусть с финальным сюжетным ходом, когда

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
герой вернулся в место и, главное, ВРЕМЯ начала путешествия,

автор, на мой взгляд, перемудрил, но ведь это же Баллард... Возникают, конечно, некоторые вопросы о том, откуда берётся продовольствие и куда деваются отходы жизнедеятельности, но это уже мелочи — за три миллиона лет многое могли придумать и изобрести. Ещё потешило изумление пассажиров по поводу 10 дней, проведённых в поезде. Ох уж мне эти англичане — не ездили они из Москвы в Благовещенск! =))) Но в любом случае, рассказ получился замечательный. Пока читал, не отпускало ощущение, что данный рассказ надо бы записать (для себя) в предтечи киберпанка (потому как был уверен, что написан он в 70-е) и выставить ему 9 баллов, но потом глянул на год написания, и ахнул — ребята, это ж 1957 год! Так что получает от меня Баллард, поклонником творчества которого я себя назвать никак не могу, твёрдую десятку!

P.S. А картинка, хоть и не совсем соответствует описанному в рассказе миру, тоже отличная! =)))

Оценка : 10
«Сумеречная зона»
–  [ 3 ]  +

JohnNorrik, 25 января 2016 г. в 23:17

Невероятно странный рассказ, который при этом обладает особой атмосферой.

Не скажу, что атмосфера приятная, скорее, следуя стилистике Балларда ее можно описать как смесь гнетущей, мрачной и если можно так выразиться, разлагающейся.

Концовка вызвала бурю эмоций и уйму вопросов.

Но однозначно — рассказ понравился!

Оценка : 9
«Последний берег»
–  [ 4 ]  +

JohnNorrik, 25 января 2016 г. в 23:15

Невероятно сильное произведение, в плане эмоционального давления на читателя.

Я еще долго отходил после его прочтения.

Балларду удалось создать гнетущую атмосферу отчаяния и запустения всего окружающего на фоне разложения сознания главного героя.

Однозначно, автор молодец

Оценка : 9
«Двенадцатая дорожка»
–  [ 2 ]  +

JohnNorrik, 25 января 2016 г. в 23:09

Довольно интересная задумка: музыка, которая влияла бы прямиком на молекулы вещества.

В рассказе есть даже послесловие физика, который рассуждает о возможности таких изобретений.

Годно, читать стоит.

Оценка : 9
«Кокаиновые ночи»
–  [ 11 ]  +

Avex, 21 января 2016 г. в 15:15

Если бы не имя на обложке, решил бы, что имею дело с обычным детективом: острый сюжет, лёгкое ненатужное повествование от первого лица, простой донельзя язык, минимум мыслей и чувств, минимум рассуждений ...и стойкое ощущение deja vu: герой-писатель-журналист («Пересечение границ — моя профессия.») приезжает в райское местечко, чтобы вызволить из тюрьмы своего непутёвого брата, в виновность которого отказывается верить, хотя тот полностью признал свою вину... Читаешь будто бы по инерции — скользя по маслянистой поверхности, и не испытывая чувства сопереживания — словно бы, по старой своей привычке, включая телевизор без звука — на экране яркие краски и картина мнимого благополучия: море и яхты, пластик и силикон, а лежащим на жарком песке людям снятся амфетаминовые сны — на деле же кругом грязь и разврат (что ещё может скрываться под гламурной оболочкой курортного местечка?), а через наушники меж тем вливается совсем иной саундтрек: «Я — церковь без крестов. Лечу, раскинув руки, вдоль сонных берегов окаменевшей муки...» (с) DDT

Как книга для отдыха — нормально (динамичный, легко читаемый триллер), но как литература — серо, необязательно. Для какого-нибудь ремесленника возможно и неплохо, но для мастера, к каковым отношу Балларда — совершенно проходная вещь, лишь изредка озаряемая вспышками былого вдохновения и поэтичности. Этот текст может принадлежать перу кого угодно, но не перу того Балларда, который со времён «Садка для рептилий», напечатанного некогда в журнале Англия, остаётся для меня прежде всего творцом странных и неповторимых визионерских рассказов, раздвинувших горизонты фантастики, который показал, что существует и такая фантастика-полуявь, полуреальность-сон speculative fiction — которая неотличима от высокой литературы, и где различить происходящее по ту и по эту сторону сна бывает почти невозможно.

Есть что-то общее с вышедшим в том же году «Бойцовским клубом» — тот же самый «антиобщественный» криминальный заряд и пропаганда преступности в роли движущего экономического стимула («Психопат играет жизненно важную роль в обществе.») — только немного под другим углом, и реализованные менее психоделично. Развернись события книги немного иначе — к примеру, если бы в ходе финальной вечеринки, плавно переходящей в наркотический трип, зеркально отразились события исходного происшествия (к этому всё шло), а герой, заразившийся беспечностью и фатализмом, очнулся бы только после того, как на сцене появился наконец его брат Фрэнк, только что приехавший из Европы, чтобы вытащить из тюрьмы своего бедолагу-брата -, тогда возможно получился бы не такой заурядный среднестатистический триллер, к тому же, подпорченный купированным финалом.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
* * *

«Всё это место — один сплошной несчастный случай. Именно сюда врезался конец двадцатого века и застрял.»

«Когда она принимала наркотики, мы переселялись в ее сны. Сэнджер и Холлингеры забрались внутрь ее головы и достали оттуда маленькую белую птичку. Они сломали ей крылья, посадили обратно, заперли клетку и сказали: «Биби, ты счастлива».

«Кокаиновые дорожки, Чарльз... они наползают тысячами тысяч. Из Африки всегда приходит что-то белое и неведомое.»

...Но кругом настоящая жизнь. Открой глаза, выключи телевизор.

Оценка : 5
«Человек из подсознания»
–  [ 2 ]  +

BorodaNeBoroda, 18 января 2016 г. в 18:20

Баллард, как и многие в свое время, кричал: «Люди! Остановитесь, опомнитесь...» А что толку? Общество потребления уже существует, пусть и не в той форме, что описана в рассказе. Можно сколько угодно восхвалять провидческий дар автора и петь дифирамбы рассказу, но заключенное в нем послание не дошло до адресата.

«Словом можно убить, словом можно полки за собой повести...» Слова Балларда, увы, ушли в никуда.

Оценка : 6
«Автокатастрофа»
–  [ 17 ]  +

Kobold-wizard, 02 декабря 2015 г. в 00:29

http://kobold-wizard.livejournal.com/7611...

Прочитал уже две недели назад, и эмоции поутихли.

Роман был включен в десятку знаковых произведений «новой волны» по мнению Бориса Невского, написавшего обзор НВ в «Мире фантастики». Этот факт, а также достаточно высокие оценки на фантлабе, стали причиной моих серьезных ожиданий от текста, но уже через 60 страниц все стало более или менее понятно.

«Автокатастрофа» в части формы — это ужасно нудный порнографический роман. Он хорошо читается по диагонали, потому что от пропуска 5 любых страниц вы ничего не потеряете. Текст льется равномерно, перемешивая автомобильные детали с половыми органами. Соединение техногенного мира с человеческими организмами происходит на наших глазах, но понять ужас, который старается посеять автор, у меня не вышло. Быть может, все дело в том, что роман был написан в 1973-ем, и оценки, данные Баллардом, после 40 прошедших лет кажутся безосновательными. Или же мне не понять событийный план романа, потому что у нас в России люди редко выживают после серьезных автомобильных аварий. Какие к чертям собачьим, рассуждения о сексуальности вмятин от руля на грудине и фетиш по этому поводу в постели, когда в части случаев двигатель уходит в салон, ломая водителю ноги, а порой и кое-что повыше?

Если же не касаться моральной стороны, то «Автокатастрофа» именно нудна. Автор сделал текст таким, что поверить главному герою в его тягах и пристрастиях не выходит. Да, по страницам разбросаны сотни половых актов, которые описаны горячими эпитетами, но ощущение от них остается бестолково вещным: два манекена трепыхаются в салоне автомобиля, а потом нечто белое потекло по пластику. Механистичность тут с самого начала является элементом поведения всех героев, а потому никакого сочувствия, сопереживания и даже отвращения испытать не выйдет.

Остается еще идейный план. «Автокатастрофа» выбирает автомобиль как придаток человека, который постепенно поглощает хозяина, а иногда просто губит, сталкиваясь с себе подобным. Этот придаток, по мнению Балларда, становится еще одним источником чувственного наслаждения для ряда людей. Однако, как я уже сказал, механистичность свойственна героям уже с самого начала, а потому ощутить кризис не удается. Люди уже части машины на момент начала романа, система уже движется, перемалывая психику и части тел. Баллард попытался этим напугать, но не вышло.

Итого:

1) Берете черный полиэтиленовый мешок;

2) Бросаете в него россыпь продолговатых и надувных товаров из секс-шопа;

3) Досыпаете немного автокомплектующих (руль, ручки, элементы обшивки салона);

4) Выливаете ведерко майонеза;

5) Хорошенько встряхиваете, чтоб все перемешалось.

6) Теперь загляните внутрь с фонариком и записывайте все что увидите в течение 3-4 часов. Не бойтесь повторяться. В итоге вы получите текст, подобный «Автокатастрофе» процентов на 60.

Оценка : 3
«Сумеречная зона»
–  [ 4 ]  +

Groucho Marx, 19 ноября 2015 г. в 00:07

Один из самых моих любимых рассказов. Он полностью нереалистичен, потому что подобное изменение во вращении Земли вызвало бы серию природных катаклизов, после которых на суше вообще не осталось бы ничего живого, но как метафора остановки времени, как описание состояния души, переставшей развиваться и начавший постепенно, почти незаметно, деградировать, распадаться — великолепно, завораживающе.

Оценка : 10
«Суперканны»
–  [ 7 ]  +

Groucho Marx, 18 ноября 2015 г. в 23:49

«СуперКанны» — адаптированная версия «Кокаиновых ночей». «Ночи» оказались слишком сложны, потому не были адекватно поняты критикой и большинством читателей, так что Баллард изложил свои тезисы ещё раз, но в более броской и агрессивной форме. Вероятно, Баллард замышлял социальный гротеск, однако реальность послушно подтянулась вослед его прогнозам, и сегодня книга выглядит почти реалистической. Хуже она от этого не становится, это настоящая литературная классика (если в наше время вообще возможна классика в какой бы то ни было форме).

Особенно я люблю в Балларде его визуальность. Он совершенно отчётливо видит то, о чём пишет, и это видение передаётся читателю. Каждый роман, каждый рассказ Балларда соотносится с какой-нибудь картиной или фотографией мастера уровня Хельмута Ньютона. В случае «СуперКаннов» сквозь текст просвечивает живопись Эрика Фишла и Дэвида Хокни.

Оценка : 10
«Кокаиновые ночи»
–  [ 7 ]  +

Groucho Marx, 18 ноября 2015 г. в 23:35

«Кокаиновые ночи» Балларда впервые появились на русском в журнале «Птюч». Публикацию сопровождала отличная статья, но я не уверен, что аудитория «Птюча» смогла оценить по достоинству этот холодный социологический роман-прогноз. Для меня «Кокаиновые ночи» стоят рядом с «Насморком» Станислава Лема, в котором тоже почти нет технической фантастики, но есть уверенный взгляд вдоль наметившихся социальных тенденций. Увы, прогноз, данный Баллардом двадцать лет назад, сбывается у нас на глазах, прямо сейчас — в современной культуре действительно формируется культ социопатов, подхлёстывающих развитие социума при помощи немотивированного насилия.

Таким образом, «Кокаиновые ночи» теряют силу прогноза, однако остаются хорошей литературой и острым анализом феномена социопатии. Они показывают, из каких углов совремнной цивилизации выползают и вольготно располагаются в свете софитов массмедиа разноообразные «докторы хаусы», которые «лечат болезнь, а не больных».

PS. Интересно, что именно описываемый Баллардом кусочек испанского побережья ныне застроен виллами российских миллиардеров-олигархов. Их притянуло туда, как магнитом. И — да, там действительно постоянно случаются странные события, в которые местная полиция не вмешивается и о которых испанские СМИ избегают писать. Другими словами, лишь национальная принадлежность гипербогатых социопатов из Альмерии не совпадает с «Кокаиновыми ночами». Но в период написания романа никто не предполагал, что самыми богатыми социопатами планеты станут россияне.

Оценка : 10
«Бетонный остров»
–  [ 16 ]  +

Groucho Marx, 18 ноября 2015 г. в 23:23

C этим романом у меня связано личное воспоминание. В 70-е годы выходили такие зелёненькие книжечки, типа аннотированных каталогов, «Современная художественная литература за рубежом». Не знаю, для чего они были предназначены, книги, описанные в них, почти никогда не переводились на русский. Так вот, в одном из этих каталогов была краткая рецензия на «Бетонный остров». Я тогда, в конце семидесятых, о Балларде знать не знал (на русском был издан только «Садок для рептилий» в журнале «Англия», он меня потряс, но автора я не запомнил по малолетству), но сама сюжетная ситуация «Бетонного острова» меня поразила самым серьёзным образом. Я не мог избавиться от этого сюжета всё думал о нём, иногда даже видел в ночных кошмарах и обнаруживал его отражения то тут то там.

А потом прочитал. Для книги, которая придумана в голове читателя ещё до того, как он её открыл, это серьёзное испытание — сравнивать реальность с идеалом, с нафантазированными образами. Я ждал, что «Бетонный остров» будет шедевром. И знаете? Роман оказался лучше, чем я ожидал.

Оценка : 10
«Высотка»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 15 ноября 2015 г. в 19:39

Один из лучших романов ХХ века, стоящий рядом с «Повелителем мух» Голдинга и «Днём саранчи» Уэста. В принципе, «Высотка» выдерживает соседство даже с «Путешествиями Гулливера» Свифта и тоже оказывается яростной, бескомпромиссно логичной и крайне неприятной сатирой на современную цивилизацию.

Интересно, что в момент написания Баллардом этого романа в Канаде молодой кинорежиссёр Дэвид Кроненберг снимал «Shivers (Мурашки)» по примерно такому же сценарию — деградация, взаимная агрессия и гибель жильцов суперсовременного жилого комплекса. Позже, спустя несколько десятителетий, Кроненберг снимет один из лучших своих фильмов по другому роману Балларда — Crash.

Оценка : 10
«Автокатастрофа»
–  [ 7 ]  +

Groucho Marx, 15 ноября 2015 г. в 19:31

Остроумно и точно выстроенный мир новой сексуальности. В принципе, никакой фантастики в этом романе нет — мы уже доехали до точки в которой пребывают герои книги. Вызывает восхищение проницательность Балларда, в начале 70-х точно просчитавшего вектор развития определённых культурных тенденций.

Эта книга, как и примыкающие к ней «Бетонный остров» и «Высотный», должны быть во всех списках обязательно чтения для тех, кто хочет понять современную цивилизацию.

Оценка : 10
«Затонувший мир»
–  [ 10 ]  +

Groucho Marx, 15 ноября 2015 г. в 19:23

Очень путаный, нелогичный и красивый роман об интеллектуальной и эмоциональной деградации человечества в целом и отдельных представителей в частности.

Производит впечатление не столько сюжетом, сколько медленно сменяющими друг друга описаниями, подробными и выразительными.

Оценка : 10

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12



⇑ Наверх