Вячеслав Бакулин отзывы

Все отзывы на произведения Вячеслава Бакулина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 75

  Страницы: [1] 2 

«Призраки и пулемёты»
–  [ 13 ]  +

george1109, 07 июля 2014 г. в 11:12

Лучшее в сборнике – название. Как маркетинговый ход – пять с плюсом. При одном «но». Если бы книга не предназначалась поклонникам фантастики, которые, минимум, на 90 процентов на такие «рекламные ролики» уже не покупаются.

Считать, сколько в томике призраков и сколько пулеметов, право, не стоит. Есть и те, и другие, хотя на мой вкус, да и по принципу – назвался груздем, полезай в кузов, можно было бы и побольше))).

Мой безусловный фаворит – Бачило. Великосветская стимпанковая авантюра в альтернативной Европе с тройным предательством, поданная от лица маргинала. (Кстати, пулеметы в тексте мелькают, а вот призраки, увы))).

Хороша Удовиченко – сильнее всех в антологии сыгравшая на ниве Шерлокианы, убедительно объединив детектив со стимпанком, и усилив стандартный для сборника коктейль нетривиальной концовкой.

Хороша Зарубина – сентиментальной «инверсией» всем известных событий вокруг графа Дракулы, происходящей на фоне стимпанково-вампирского Лондона.

Хороши Уланов и Свержин, но их рассказы относятся к уже известным циклам, со своими продуманными мирами и будут более чем приемлемы в любом печатно-электронном виде, а не только в этом сборнике.

Остальные новеллы, увы, если и хороши, то в чем-то одном: Гурова в умилительной простоте, Шакилов – в красивой фэнтезийной правде жизни, Раткевич – в показательной дедукции, К. А. Терина – в попытке миротворчества, Бакулин – в ирландофилии)))… Но «чего-то одного» для короткой прозы катастрофически мало. Отсюда и мои оценки рассказам – две тройки, пять четверок, столько же пятерок…

В общем, продукт вышел довольно традиционным для антологий русскоязычной фантастики. Опыты начинающих (да и не очень) авторов, безусловно, любопытны. Но осанну подавляющему большинству сборников спеть невозможно. Впрочем, свое дело их авторы-составители делают, и за это – большое спасибо. «Призраки…», более-менее выдержавшие заявленную тематику, далеко не худшие на общем фоне и большого отвращения у поклонников жанра – как стимпанка, так и SF&F в целом – не вызовут, даже учитывая не столь большое среди них число любителей малой прозы.

Оценка : 5
«Печеньки»
–  [ 11 ]  +

montakvir7511, 28 декабря 2015 г. в 18:08

Меня всегда слегка начинает телепать, когда я вижу в сборнике, претендующем на некую избирательность (Лукин и прочие там не зря) «произведение», в котором регулярно появляются словесные обороты вроде «Не ссы, прорвемся», «Надо похавать» или «Ох, мать, что-то мне кисло». Если автор по своей наивности думает, что подобные жаргонизмы придают его творению некую правдоподобность, то он глубоко заблуждается. Быдлячество — не признак жизненности, а все остальное в рассказе на нуле — очередная малопонятная эпидемия и попытки выживания молодой семьи, заразившийся мужчина которой ( О, чудо!!!) все никак не помрет, а даже наоборот. Если подобные поделки включают в сборники с заголовком «Лучшая фантастика 2016», значит, в этой самой нашей фантастике с качественными текстами дело швах. Пойду похаваю, и попробую Лукина почитать, а то мне что-то кисло...

Оценка : 3
«Призраки и пулемёты»
–  [ 10 ]  +

Green_Bear, 14 декабря 2015 г. в 17:02

Среди десятков антологий, вышедших за последние годы, оказалось не так уж много серийных, посвященных одной тематике. Условная серия стимпанковых антологий, собранных Бакулиным и его коллегами, открывалась книгой «Призраки и пулеметы», которая получила оригинальное оформление и собрала под обложкой немало интересных авторов.

Составители, Аверин и Бакулин, отобрали как рассказы ярких и неформатных звезд, например, представителей «цветной волны» — Врочека, Шаинян или же конкурсных завсегдатаев — К.А.Терину и Давыдову, так и произведения постоянных «проектных» авторов — Силлова, Гребенщикова, Вардунаса, Левицкого. Возможно, таким образом они собирались охватить максимально широкую аудиторию, привлечь фанатов «Метро» и «Сталкера» знакомыми именами, однако уровень их текстов оказался ниже среднего по антологии, что значительно подпортило впечатление. Впрочем, всему свой черед.

Вынесенная в заголовок фраза — «призраки и пулеметы» — довольно точно определяет основополагающий мотив, который объединяет и связывает весьма пеструю подборку рассказов. Призраки против или вместе с пулеметами. Мистика то вступает в схватку с материализмом, то действует на равных, а то и вовсе заменяет собой. Потусторонние завывания добавляют грохочущему паропанку некоторую толику загадочности и легендарности.

В некоторых произведениях авторы пошли наиболее легким путем, делая акцент на антураже — автоматонах, паромобилях и пневмопочте. Сами по себе литературной ценности такие рассказы не представляют. Ни «Deum Machina» Гребенщикова — история бесконечно инфантильного и наивного механика, рассказанная школьным языком, ни «Чуждое» Левицкого и Глумова — пафосная история с банальнейшей фабулой, где погрязшее в мракобесии и косности быдло восстает против существования механического человека, механоида.

Многие же участники антологии решили сделать ставку на заимствование известных литературных персонажей. Так, Шерлок Холмс фигурирует аж в четырех рассказах — в четырех, Ватсон! — еще в двух действующими лицами становятся Дракула и капитан Немо. Теоретически в умелых руках любимые фигуры могут облачиться в одеяния постмодернизма или же сыграть новую партию на старый лад. На практике, в лучшем случае образы Холмса и Ватсона служат дополнением к пестрому миру — как у Тихомирова с Тулиной в «Эра Мориарти. Хрящи и жемчуга», где марсиане Уэллса соседствуют с атомными котлами, а беспроводной микротелеграф с бэббиджевым калькулятором. Или как с Удовиченко — дополнением к черному юмору. У прочих же авторов — Силлова, Вардунаса, Свержина — вся история держится на знаменитых именах и воспоминаниях о любимых книгах. Уберите капитана Немо из «Хозяина морей» или Холмса из «Нераскрытого дела» и останется невыразительное, пресное, бессодержательное чтиво.

Между тем есть в книге и весьма приятные, занимательные и чудесные рассказы. Например, «Ыттыгыргын» неоднократной победительницы «Грелки» К.А.Терины, в котором смешались космологические мотивы северного фольклора, устаревшие научные теории об эфире и флогистоне, механические изобретения и мистические способности. Помимо экзотического антуража восприятие затрудняется подачей важной информации через флэшбеки и выдержки из новостей и документов, поэтому читатель должен собирать общую картину по фрагменту, чтобы понять, что такое на самом деле черный лед и чем отличаются луораветланы от британцев.

Весьма удачна детективная история Уланова «Шкатулка с сюрпризом», где полковник Кард устремляет взор на провинциальный замок, в котором по упорным слухам водятся призрак и уже произошло несколько смертей. Несмотря на то, что рассказ является скорее дополнением к роману «Никакой магии», повествуя о прошлом главных героев, он вполне самостоятелен в плане интриги и сюжета. Разве что совмещение классических фэнтезийных рас — эльфов, гномов, орков — и викторианского антуража может смутить иного читателя. Напротив, в детективном рассказе Раткевич «Убийце требуется сыщик» декорации предельно скромные и традиционные. Частный сыщик, ирландец Шенахан, упрямый материалист и практик, получает задание — найти вампира. Далее начинается классическое расследование с тщательным сбором улик и сужением круга подозреваемых. Стимпанк в истории отсутствует даже в следовых количествах, но увлекательный слог и умело закрученная детективная линия исправляют положение.

Если говорить о сплаве мистики и механизмов, то таковыми являются истории Гуровой, Давыдовой и Шаинян. В «Подкрадывающемся танке» оживает тень страшной Войны, расколовшей некогда единую страну. Каждую ночь боевая машина зловеще приближается к деревне, и никто не знает, что приводит механизм в действие и куда стремится ржавая громада. В рассказе же «Ниточки и марионетки» на фоне респектабельной электростатики и механики скрыто творится алхимическая ворожба. В красочной же и напряженной «Руке полковника» вивисекция и механические импланты внезапно оказываются чем-то большим, давая власть над душами людей.

В завершение обзора, нельзя не упомянуть отлично стилизованный под приключенческий палп «Прожигатель» Бачило. Лондонское дно, экспедиция воровского короля на застрявший на мели механический остров, неожиданные повороты сюжета и скелеты в шкафу прилагаются. Еще бы ударный финал... Соавторский рассказ Врочека и Давыдовой «Огонь под железным небом» написан в привычном для них стиле яркой головоломки, требующей пристального внимания, но стоит ли того финальный фейерверк смыслов? Что же до «Права третьей петли» Бакулина, то это прекрасная стилизация по исполнению и содержанию под ирландские легенды и поверья. Мятежные графы и война с англичанами, горячие страсти и горская гордость, суровые порядки и маленький народец.

Оглядываясь, хочется отметить, что чисто стимпанковой антология не является. Это именно подборка мистических, детективных и паропанковых историй, которые разнесены вдоль всей шкалы материализм-мистика, от полюса до полюса. Большая часть произведений публиковалась впервые, что несомненно выгодно отличает ее, поскольку далеко не все любят в третий-пятый-десятый раз получать одни и те же, пусть и хорошие, рассказы. Как показало время, серия достаточно успешна, чтобы вышла уже третья антология — «Бомбы и бумеранги». Что же, посмотрим и на нее.

Итог: разнородная, пестрая подборка, в которой перемешано потустороннее и паропанк.

Оценка : 7
«Бомбы и бумеранги»
–  [ 9 ]  +

Гиленур, 12 декабря 2015 г. в 11:35

Стимпанк от создателя Упорядоченного…

Совсем недавно вышел третий по счёту сборник стимпанк-рассказов «Бомбы и Бумеранги», в состав которого вошли произведения довольно известных авторов. Среди них и выдающийся отечественный писатель фэнтези – Ник Перумов. Я хотел бы уделить особое внимание именно его рассказу, а точнее, первым пяти главам будущего стимпанк-романа — «Приключения Молли Блэкуотер «, который ориентировочно должен выйти в марте следующего года.

За долгие годы, Николай Данилович попробовал себя в разных жанрах – эпическое фэнтези, фантастика, техномагия, славянское фэнтези, альтернативная история и т.д. Теперь наступило время и для стимпанка.

«Молли» нельзя напрямую отнести к чистому стимпанку, я скорее определил бы её как паропанк с элементами магии.

Мир. Первая глава знакомит читателя с миром и главной героиней – 12-летней Молли Блэкуотер. Город, в котором она живёт, носит название Норд-Йорк. Это мрачноватый мир классического стимпанка, где вся техника, будь то утюги или могучие бронепоезда, работает исключительно на пару.

Фактически перед нами Англия, превратившаяся из острова в полуостров вследствие разрушительного Катаклизма. Пока перед нами не раскрывается, что и как произошло, автор лишь указывает, что произошло нечто поистине глобальное.

Кроме пара в этом мире есть и магия – только магия несёт не чудеса, не возможности, а… смертельную опасность.

Но действительно ли магия — такое большое зло? Это Молли ещё предстоит выяснить…

Герои. Главным действующим лицом, как я писал чуть выше, является Молли Блэкуотер 12-ти лет от роду, девочка из приличной викторианской семьи, дочь уважаемого доктора. Как положено, Молли учится в школе, делает уроки, бегает на прогулки – а в свободное время с упоением рисует громадные паровые машины, бронепоезда и мониторы.

Молли не единственный ребёнок-персонаж. У неё есть друзья, которые играют свою роль в описываемых событиях и в определённой степени двигают сюжет.

Отдельно от детей стоят взрослые персонажи, и тут я хочу отдать должное автору, уделившему внимание проработке образов как главных, так и второстепенных героев. Каждый взрослый, пусть даже эпизодический, герой – отдельный и узнаваемый характер, картонных персонажей в повести просто нет.

Сюжет. Если обойтись без спойлеров, то это повесть с открытым финалом. Конечно, чувствуется, что «Молли из Норд-Йорка» — часть куда большей истории, но она хорошо читается, и сама по себе. Есть конфликт, есть героиня, попавшая в практически безвыходную ситуацию, есть выход из этой ситуации – который грозит крупными, очень крупными неприятностями – и есть выбор, который героиня делает.

А если чуть-чуть допустить спойлер, то события начинают развиваться, когда в размеренную жизнь Молли вмешивается та самая грозная магия. Или не вмешивается? Это только морок, стечение обстоятельств? Или… всё-таки нет?

И этот вопрос героине тоже предстоит решать на страницах повести.

Итого… Что можно сказать по первым главам романа? Показан интересный мир, увлекательный сюжет. То и другое составлено вроде бы из знакомых элементов, но, как всегда у Перумова, получилось на редкость оригинально.

Конечно, финал не совсем закрыт и очень хочется узнать, что было дальше. Может быть, для публикации в сборнике это скорее минус, но… уж очень интересно всё получилось.

Буду ли я ждать весны и выхода «Приключений Молли»? Мой ответ однозначен – ДА!!!

Оценка : 10
«Право третьей петли»
–  [ 9 ]  +

jansson, 07 июля 2014 г. в 00:25

Литературу отечественного производства я не люблю, у меня вполне законное предубеждение против этого явления. Даже когда у меня возникает возможность почитать современный опус, я отвечаю «спасибо, не надо». Потому что правда не надо. Только флэшмоб и прочие игры понемногу знакомят меня с достойными произведениями, родной язык которых – русский.

И тут мне в голову ударило желание приобщиться к национальному продукту, в основном благодаря обалденной обложке «Призраков и пулеметов». Поглядев на свой список чтения за последние несколько лет, я с удивлением обнаружила, что там практически отсутствует фантастика, максимум – янг-эдалт какой-нить или детская фэнтезятина. Для человека, поглощавшего целые тома космических путешествий и магических вакханалий на раз-два, подобное выглядит по меньшей мере странно. Но мировая справедливость восстанавливается, процесс саморегуляции запущен, колесо крутится, ф&ф снова входит в мой мир. «Призраки» попали в струю, потому как стимпанк я в любом виде привечаю ;)

«Трудно найти во всем Старом Свете место, менее подходящее для увеселительного вояжа или врачевания душевных ран, чем эта бедная страна меловых холмов, торфяников и вересковых пустошей, над которыми никогда не стихает пронзительный ветер. <...> Под стать стране и ее жители — суровые, неприветливые люди, отличающиеся подозрительностью к чужакам и вообще ко всему незнакомому и беспощадные к врагам. Они неприхотливы и выносливы, горды и обидчивы, набожны и суеверны, практичны и сентиментальны. А еще они самозабвенно, до исступления любят свою неказистую родину, искренне считая ее лучшим местом из всех, что создал Господь, и тоскуют в разлуке с нею.»

Первый прочитанный рассказ оказался лишен даже намека на стимпанк, зато богат на ирландцев. Совершенно естественно, что у этих ребят благодаря переплетению религии и древних верований рождаются самые крутые на свете легенды. Все по канону: любовь, предательство, возмездие. «Право третьей петли» вовсе не описывает временные завихрения, как мне поначалу подумалось, а имеет непосредственное отношение к веревке — речь идет о праве осужденного на помилование в том случае, если в течение трех попыток повешения ему удалось избежать смерти.

Потусторонняя составляющая и неоспоримая мрачность описываемых событий посылают самые настоящие мурашки по коже. Единственная претензия, которая распространяется на все понравившиеся рассказы — мало! И неважно, что даже чисто стилистически, будь рассказ растянут на повесть или полновесный роман, она потеряла бы часть своей прелести. Голос разума бессилен, когда дело касается полюбившихся историй)

Оценка : 7
«Богатыри не мы»
–  [ 8 ]  +

montakvir7511, 11 марта 2018 г. в 20:25

Жалкое подобие искрометного юмора покойного Михаила Успенского. Хотели в честь, а получили очередной пошленький, липкий в попытках ментально примазаться и совершенно незапоминающийся сборник плясок на костях известного писателя, наподобии поделок того же издательства в той же серии — Булычев и Стругацкие. Ну те были более читабельны, потому что проблематика была посерьезнее. А вот шутить уметь надо, особенно на бумаге. Это не шоу Бенни Хилла, где грамотный пинок под зад в нужном месте вызывал смех. Здесь же визуализация юмора нужна, а вышла очередная «Белянин и его друзья».

Из всей этой шарашкиной конторы выделаются реально грамотные тексты Кожина и Гелприна, еще пяток (Белаш, Провоторов, Зарубина) хоть отвращения не вызывают.

Все остальное — шлак, продуцирующий острое чувство стыда за нашу новую фантастику, когда даже в сборник памяти умершего почти классика жанра попадают вещи уровня м(не)та — молодых, но неталантливых авторов. Это или отбор работает отвратно, или уровень прозы таков.

Всю охоту этой книгой мне пару месяцев назад отбили к чтению вообще, паразиты эдакие.

Оценка : 3
«Бомбы и бумеранги»
–  [ 8 ]  +

george1109, 03 января 2016 г. в 12:13

Увы, и еще раз, увы. Давая отзыв на «Шпаги и шестеренки», я отметил, что авторы пытаются выйти за границы стандартного паропанка, за что добавил антологии балл, при равно среднем уровне с предшествующими «Призраками и пулеметами». В случае с «Бомбами…» авторы о паропанке, как таковом, вовсе попытались забыть. (Кстати, больше всего здесь дирижаблей. А вот с бомбами и бумерангами – напряг. Даже по сравнению со шпагами, шестеренками, призраками и пулеметами, которых в предыдущих сборниках то же было не сказать, чтоб много).

Вообще, подавляющее большинство рассказов, по моему глубокому убеждению, написано исключительно ради написания сочинения на приблизительно заданную тему, а не потому что автору есть, что рассказать. Или, подогнано под «домашнее задание», отчего хромает все, от стилистики, до сюжета, а искомый «стим» попросту отсутствует.

Мои фавориты. Колоритно-детективный «Дикки Кейтс», военно-психологическое «На посту», революционное «Отрицание» и по «капитаннемовски» неоконченная «Последняя смерть Ивана Араутова».

Сюда же, безусловно, стоит отнести и headliner от Перумова. Не читал столь приличного его текста с 2011-го («Млава Красная»), а если без соавторства, то с 2002-го («Череп на рукаве»). Но, поскольку это отрывок из романа, считаю, немного некорректным сравнивать его с короткой прозой.

Все остальное – от реалистического «Алоха Оэ» и патриотического «Бога пустыни», до притчевого «Дома на болотах» и трэшевого «Украденного саквояжа» – прошло совершенно мимо меня. Это единственный за много лет сборник, который я читал с перерывами на другие (и таких было несколько) книги.

Автору замечательной идеи Вячеславу Бакалину, если он хочет продолжить серию, необходимо что-то придумать. Иначе, условные «Дикари и дредноуты» будут вообще неинтересны. Неинтересны и, увы, нечитабельны.

Оценка : 5
«Пришельцы. Земля завоёванная»
–  [ 7 ]  +

george1109, 29 мая 2016 г. в 19:39

Хороший сборник. Все – на заявленную тему, про которую, казалось бы, все давно уже сказано. Но все авторы (за м-а-а-алым исключением) постарались если не сказать что-то кардинально новое, то, как минимум, отработать на совесть.

Не обошлось без иронии («Что, если мы сами?» или, к примеру, «Делай, что должен»). Без темы выбора («Счастливчик» или «Катафалк»). Как и без сатирического модерна («Белые точки Итаки»), и даже фальсификации («Айвен да Марья, или с днем Поражения»).

Хватает трэша. Причем самого разного. От отвязно-юмористического («Стартап», «Кулинарное чудо»), до психологически-философского («Я буду сильным»).

И, конечно же, не обошлось без котов («Еще один чудесный день»))).

Поскольку все очень плотно – и МТА не подкачали, и Головачева я, несмотря на низкую оценку (4), дочитал спокойненько, и даже рекламный ролик от Злотникова занимает положенное, единственно возможное место – выделю только своих фаворитов.

Гелприн, Камша, О’Рэйн, Золотько, Прососов и Кликин. Еще столько же авторов уступили лидерам моей табели о рангах этой антологии буквально сантиметры/секунды.

Отмечу¸ что без оценки остался рассказ Бакулина «Мозговой червь Джим». Не под то настроение он мне попался, поэтому так будет честнее. Возможно, он так же вошел бы в число фаворитов.

Итог. Очень достойно, несмотря на избитую тему. Авторам и составителям – поклон.

Оценка : 6
«Призраки и пулемёты»
–  [ 7 ]  +

olpo70, 08 августа 2015 г. в 09:13

Я не стал серьезно относиться к прочтению данной антологии.Хотя идея просто великолепна.И может благодаря этому со мной случилось небольшое чудо.Мне вновь стало 12 лет.Я вспомнил тот трепет с каким я брал в руки книги Уэллса,Конан Дойла,Хаггарда и др.Я зачитывался потеряв счет времени.И я верил что в воздухе разлит эфир и что пар всему голова.Спасибо всем кто участвовал в создании этой книги.Не буду разбирать какой рассказ лучше или хуже.Главное я почувствовал атмосферу эпохи пара и мне понравилось.

Оценка : 8
«Андромеда для андромеха»
–  [ 5 ]  +

god54, 01 июня 2015 г. в 21:10

Как мне кажется, рассказ получился. И хотя в нем нет оригинальных фантастических идей, но есть совершенно новое, поистине уникальное, прочтение старых сюжетов замены частей тела человека на механические протезы. Автору удалось построить отличный сюжет, прекрасный текст хорошо его дополнил, а в итоге, как сказано выше, получилось прекрасное блюдо для любителя чтения. Удовольствие от простого смакования слов позволяет получить некоторую толику удовольствия. В итоге вполне можно рекомендовать к прочтению.

Оценка : 8
«Потеряшка»
–  [ 5 ]  +

Feanor Ajwen, 27 января 2013 г. в 15:05

Хороший рассказ в жанре фэнтези. Оригинальная главная героиня — урбанида (она же потеряшка). Прочёл с интересом.

Произведение написано хорошим языком. Присутствует любовная линия.

После прочтения рассказ оставляет ощущение чего-то светлого, доброго, хорошего; вызывает чувство сопереживания главной героине; заставляет верить в светлое будущее.

Оценка : 10
«Холодное лето 2044-го»
–  [ 5 ]  +

Dobkachleo, 15 августа 2012 г. в 21:44

«Тёплая встреча 2044-ого»

Мини-рецензия на «Холодное лето 2044-ого» Вячеслава Шторма

До сих пор я ничего не читал из творчества ответственного редактора «Вселенной Метро 2033» (вернее, его писательского альтер эго). Что ж, приятно было познакомиться хоть с чем-то из произведений Вячеслава.

Рассказ написан так, как надо. Автор не забывает про юмористическую сторону дела, не забывает про интересность, антураж, про героев. И, конечно же, всё время помнит, что его произведение, как он сам решил, является глумливой сказкой. Вячеслав глумится не только над постапокалиптикой в целом, но и над названиями некоторых романов (если я правильно понял) о Зоне в частности (ну, и над её атрибутами).

Необычный главный герой встречает знаменитого, как по проекту «S.T.A.L.K.E.R.», так и по «Метро 2033: Путевые знаки» Владимира Березина (так и по некоторым другим произведениям), Семецкого. Вместе они попадают в довольно-таки нестандартную ситуацию, где Шторм-Бакулин устами известного побиранца с деланной серьёзностью выдаёт достаточно забавные вещи. И получается, что так правильно, и с этим ничего поделать нельзя. Тёплая встреча в августе 2044-ого года (2033-ий занят, вестимо!) заставляет улыбнуться, и это хорошо!

Оценка : 9
«Печеньки»
–  [ 4 ]  +

mputnik, 22 сентября 2022 г. в 18:18

Ну, это — вообще полный мрак. Откровеннейшая чернуха. Махровейшая. Изображение жестокости заради изображения, без малейших попыток осознания чего бы то ни было, окромя самой «картинки».

Такой, весь из себя, подростково — кризисно — предпенсионный гимн одной-единственной, более чем настойчивой и более чем сомнительной, истине «мир — жесток, и люди — очень недалеко ушли от скотов». Даже относительно «положительные» персонажи — воспринимаются исключительно сквозь призму лютой серой безысходности, лишь очерчивая массивную тушу мастодонтального пьедестала оной истины.

Все вышеизложенное — конечно же — исключительно ИМХО, одно только ИМХО, и ничего кроме ИМХО. И я вовсе не отсекаю тебе дорогу к самостоятельному восприятию сего чтива, уважаемый потенциальный читатель. Упаси, Господь — кому-то чего-то навязывать. Просто — в голове не укладывается: ЗАЧЕМ было лепить оную чернуху? Цель?

Оценка : 1
«Матушка»
–  [ 4 ]  +

aiva79, 05 сентября 2015 г. в 14:19

На рассказ, который написан с надрывом, а «Матушка» именно таковым является, надо писать серьезные отзывы, я же смогла как сумела)

Весь сюжет рассказа построен на том, что главная героиня — мать двоих сыновей, жертвует одним из них ради спасения империи, выдавая своего сына за будущего правителя и тем самым обрекая его на смерть, а молодого отпрыска правящей династии выдает за своего сына, чем его и спасает.

И вот я задумалась… Если мне пришлось бы выбирать между общественным и личным, то что бы получилось:

1) Если бы вопрос касался материального, то тут бы меня наверно даже не спросили. В военное и не только время этот вопрос всегда решается кардинально в пользу государства.

2) Если коснулось бы духовного, то такие ценности, к примеру, как смелость, правдивость и искренность, любовь к ближнему, верность и преданность, вера и доверие, доброта и сострадание – в трудные для страны временя часто пересматриваются и поэтому чем-то возможно и пришлось пожертвовать.

3) Что же касается родных и близких, то мой ответ однозначно нет, т.к. несмотря на веру в светлое будущее, которая может быть связана с жизнью того или иного общественного деятеля, жизнь родных все же ставлю гораздо выше. И одно дело, когда отцы, братья, сыновья уходят защищать Родину и они имеют шансы вернуться домой и совсем другое, когда мать сознательно обрекает на смерть своего сына ради впервые увиденного человека.

В общем вот как-то так. Рассказ прочитался быстро, но отзыв писался тяжело. Опять история про выбор, опять ставится морально-этический вопрос и опять нелегкая тема для рассуждений.

Оценка : 7
«Шпаги и шестерёнки»
–  [ 4 ]  +

Lenore_ Wish, 13 июня 2015 г. в 12:36

Обложка и макет книжки достаточно привлекателен, сложно пройти мимо и не заглянуть в нее. Однако же при прочтении многих рассказов остается ощущение плиторности, как съел два-три финика и больше есть не хочется, а тут прочитал пару рассказов и больше не читается — слишком сладко. Любопытны рассказы Антона Тудакова и Дарьи Зарубиной, но у первого слишком много гиперссылочных персонажей, от этого сложно следить за «Сюжетом» в рассказе, поскольку приходится постоянно переключаться, у Дарьи Зарубиной чувствуется филологичность в тексте-куча эпитетов (уводящих метафор) , иногда излишне, интересно прописаны женские образы, именно показана механика — не психологизм. Удивил рассказ Злотникова — ничего не понятно, такое впечатление создается, что едешь по дороге паропанка и вдруг съезжаешь на обочину.

И все же сборник получился неплохой, именно с точки зрения русскости, однако же есть над чем работать, а работать придется над многим.

Оценка : 5
«Арфа Королей»
–  [ 4 ]  +

god54, 02 июня 2015 г. в 20:48

Это скорее притча, чем рассказ. Нравоучительная притча, которая могла бы стать частью романа о людях и эльфах, иллюстрируя нехороший характер людей и возвышенность фэйри, их отстраненность от людских страданий, этакие боги во плоти. Но именно эта божественная сущность и раздражает, с детства не люблю отличников, правильных людей, этаких идеальных вождей. Человек потому и человек, что он ошибается, нарушает и кается, и снова нарушает... А притча слишком образная, аллегорическая и недоступная простым смертным людям. Ну не играет арфа, так ведь он на ней играть то не умеет...

Оценка : 6
«Матушка»
–  [ 4 ]  +

god54, 02 июня 2015 г. в 19:57

Не верю я такой матери, не верю в её поступки, не по матерински это. И рассказ весь скорее нравоучительный, о том как надо поступать, а не о том, как поступило бы человеческое существо, когда общественное превыше личного, когда личность ничто, а вождь — это все, жизнь за царя... как это все по-советски, по коммунистически...

Оценка : 5
«Шпаги и шестерёнки»
–  [ 4 ]  +

george1109, 15 апреля 2015 г. в 14:39

Начну с того, что шпаг и шестеренок в отчетном сборнике заметно больше, чем призраков и пулеметов в его предшественнике))). Иногда даже создается впечатление, что уж «шпаги» точно вставлялись, что называется, на заказ.

Если же переходить к текстам, то почти все они, за исключением рассказов Гелприна, Золотько, Тудакова, Злотникова, Силлова и частично Эйлин О’Коннор, излишне м-м-м… рафинированы. Рафинированы, даже если прикрыты сюжетной, как правило, мимолетной, закадровой, а оттого не совсем всамделишней жесткостью. Если где-то, как в «Песне для наследника» эта рафинированность полностью оправдана, то в остальных случаях на пользу новеллам она никак не идет. Именно от рафинированности и проистекает главный, на мой взгляд, недостаток «пораженных» ею рассказов – затянутость. Затянутость ничем необъясняемая сюжетно – патока всегда многословна, длинна и тягуча, что далеко не всегда (куда чаще – наоборот) идет на пользу короткой прозе. Да и условному паропанку она тоже скорее не свойственна.

Итак, что получаем. Достойную идею антологию, достойнейшую верность идее (ждем третьего, а дай бог, и последующего сборников!) и такое же, в среднем, как в «Призраках и пулеметах», среднее исполнение. Авторы – за что им большой респект – пытаются выйти за границы стандартного паропанка, что пока, чаще всего, приводит к выстрелам в «молоко». Но тенденция к исправлению, ей-ей, есть. Потому – плюс балл к оценке «Призраков…», несмотря на отсутствие заметного рывка в качестве.

Оценка : 6
«Специалист по связям с реальностью»
–  [ 4 ]  +

STPAHHIK, 12 августа 2014 г. в 15:53

Завязка у рассказа очень интригующая. ЧИтаешь и думаешь — сейчас начнется. Вот сейчас начнется. И... ничего не начинается. Все уходит в большой пшик.

Оценка : 1
«Метро 2033: Сумрак в конце туннеля»
–  [ 4 ]  +

AlexxPrimoVictor, 19 января 2014 г. в 08:34

Как уже писал Вячеслав Бакулин в своём послесловии, сопоставление двух сборников неизбежно. Это так. Начну с этого и я.

Сборник получился однозначно более цельным, чем «Последнее убежище». И более ровным. Отчасти это объясняется подборкой авторов. Ну как, к примеру, прикажете сравнивать работы Руслана Кляузова и Андрея Дьякова?.. Лены Черных и Сергея Кузнецова?.. Какими общими критериями мерить, что брать за точку отсчёта?.. В этот раз такое недоумение я не испытывал. Конечно, у таких писателей, как Андрей Гребенщиков или Константин Бенев, опыта побольше да и признание какое-никакое есть. И всё равно «Сумрак» вышел цельным, похожим не на недостроенную стену, где там и тут торчит арматура и вываливаются кирпичи, а на добротную такую конструкцию. Другой вопрос, что отсутствие именитых авторов может плохо сказаться на продажах. Это да... Но время покажет. Может, я и ошибаюсь.

Выделю особо рассказы «Здесь живут призраки» (понравился больше всего, просто хук справа по голове) и «Последнюю историю Достоевской» (увы, понравился меньше всего). В номинации «Самый светлый рассказ» однозначный лидер «Котёнок». «Самым тёмным» назову «Цепь».

Всем авторам спасибо :)

Оценка : 7
«Шпаги и шестерёнки»
–  [ 3 ]  +

Dobkachleo, 15 апреля 2024 г. в 20:10

«Сыщики и смутьяны»

Рецензия на антологию «Шпаги и шестерёнки»

(см. также отзыв на рассказ «Андромеда для андромеха» Вячеслава Бакулина)

Спустя неполный год вслед за «Призраками и пулемётами» вышла вторая антология в жанре стимпанка, одним из составителей которой снова выступил Вячеслав Бакулин. Однако вторым составителем на сей раз стала Людмила Дёмина, с чьей литературной деятельностью мне, кажется, ранее знакомиться не доводилось.

Смена напарника проявляется через список задействованных авторов. Далеко не все «вернулись» к описанию фантастической эпохи пара, зато ушедших сменили другие авторы, подчас даже более известные — по крайней мере, тогда, в 2015 году. Особенно состав изменился в плане участия авторов, зарекомендовавших себя в межавторских проектах того времени. Осталось всего несколько человек, но большинство мне знакомо разве что по тем же самым сборникам рассказов, а не по серийным романам. В связи с этим мой единственный отдельный отзыв на рассказ из этой антологии оказался на «Андромеду для андромеха» самого Вячеслава Бакулина.

Что касается других авторов, хотел бы особо отметить рассказ Элеоноры Раткевич «Министру требуется вор», который продолжает сюжетную линию, начатую её другим рассказом, «Убийце требуется сыщик», в антологии «Призраки и пулемёты». Более того, я знаю, что в следующей стимпанк-антологии («Бомбах и бумерангах») поджидает третий и последний рассказ о Патрике Шенахане. Конкретно в рассказе из «Шпаг и шестерёнок» Элеонора уменьшила роль вампиров в сюжете, и вся история получилась элегантнее и убедительнее, на голову превзойдя первую часть.

Вообще, в антологии на удивление много детективов. Как о Шерлоке Холмсе, так и о других сыщиках. Почти две трети! Впору считать антологию не образчиком стимпанка, а представителем детективного жанра. Впрочем, мне нравятся детективы с фантастическим уклоном, по крайней мере, в форме рассказа, так что прочитанным остался доволен.

Благодаря тому, что «баланс сил» изменился в пользу историй-расследований, места почти не осталось самой жуткой и неприглядной черте стимпанка — автоматонам и различным промежуточным звеньям между людьми и механизмусами. Без них совсем не обошлось, но, мне кажется, здешняя пропорция располагает читателя к себе гораздо лучше, чем всё новые попытки порассуждать об алхимиках и вивисекторах.

Есть и несколько других рассказов, которые выбиваются из общего ряда, например, «Всё, не считая призраков» Веры Камши или «Севастопольское избиение» Романа Злотникова, которые написаны хорошим языком, но не оставили в душе того следа, который, как я надеялся, они могли бы оставить. Однако эти неоднородности — лишь редкие вкрапления в достаточно ярком ансамбле талантливых авторов, собранных двумя не менее талантливыми редакторами-составителями.

Оценка : 9
«NOT SON OF PEASANT, или Как при помощи русской народной сказки написать heroic fantasy»
–  [ 3 ]  +

olpo70, 05 мая 2017 г. в 06:04

Одно из редких эссе которое читается одним махом и с огромным интересом. И это одно из немногих эссе которые интересно будет читать всем рядовым читателям.

С огромным юмором и тонкой иронией автор подал нам рецепт написания плохого, а вернее всего заштампованного фэнези. Я читая этот рецепт узнавал многие из прочитанных мною книг и многих авторов. В том числе и моих любимых. Просто когда читал не задумывался об этом. А после этого эссе как открылись глаза. Нет я как читал, так и читать буду. Просто к прочитаному буду относится более критично.

Оценка : 10
«Мы никогда не станем старше»
–  [ 3 ]  +

видфара, 24 июня 2016 г. в 00:36

Написано стильно. Нуарный город, персонажи со сверх-способностями... И вечер встречи выпускников. Забавное сочетание! Поначалу читатель так всё и воспринимал — шуткует автор, издевается над штампами. Ан нет, тут ностальгия по молодости, тоска по ушедшим и уходящим друзьям. А ещё упрямая жажда справедливости и привычное стремление творить добро. Годная история получилась. Её портит только серединность повествования: слишком мало нам рассказали о предыстории, слишком трудно представить будущее ГГ и его однокашников. Но это же нуар, вспоминает читатель. «Наверное, это правильно» (с)

Оценка : 7
«Танцующая»
–  [ 3 ]  +

Alin, 08 сентября 2015 г. в 13:26

Неожиданно красивая зарисовка, очень выверенная стилистически и эмоционально. Несмотря на невеликий объем текста, запоминается, оседает в памяти. Буквально мазками описаны персонажи, но большего и не требуется. Благодаря шаблонности жанра фэнтези в целом, в каждом мазке безусловно узнается конкретный типаж.

Рассказ оставил очень приятное впечатление и лишь крайне небольшой его размер не позволяет, по моему внутреннему ощущению, поставить больше 8.

Рекомендую.

Оценка : 8
«Лисий Край»
–  [ 3 ]  +

god54, 03 августа 2015 г. в 20:21

Очень красивое, поэтичное, мелодраматическое произведение о безрассудной любви, которое предназначено для девиц фертильного возраста и взрослых дам для выжимания слез. Логика поступков напрочь перечеркнута любовью. Сколько вреда от той любви сваливается на головы простым смертным, равно, как нонешние поступки наших правителей ради их личных интересов и прихотей оборачиваются смертями... Но не будем о грустном, текст читается.

Оценка : 6
«Потеряшка»
–  [ 3 ]  +

god54, 03 июня 2015 г. в 18:44

Очень даже неплохой рассказ. Свежо, оригинально, своевременно, красивая идея, атмосферно, почти поэтично, хороший стиль письма, интересный сюжет. Одним словом рассказ выбивается из общего строя... А сама идея про людей, помогающих другим людям, теряя вещи, которые так нужны другим, как мне кажется, очень даже оригинальна.

Оценка : 8
«Видели ли вы пятнистого клювокрыла?»
–  [ 3 ]  +

god54, 03 июня 2015 г. в 07:30

Конфликт между люмпен-пролетариатом и олигархами был, есть и будет есть. А почему? А потому, что очень быстро люмпен, взявший власть становится олигархом. Не человеком, а олигархом в десятки раз более худшим, чем были до него. И это аксиома. Пример, новейшая история СССР и России. Хотя, надо отдать должное, автор верит в возможность эволюционного развития и превращения антагонистических классов в некое общество новых людей. В этом случае всегда вспоминаю устав КПСС с его воспитанием нового человека и заветами строителя коммунизма. А в итоге новая страна с традициями во много раз худшими, чем в СССР. А рассказ надлежит прочтению всем, хотя бы чтобы задуматься о будущем, которое есть следствие прошлого.

Оценка : 6
«В лесу было прекрасно»
–  [ 3 ]  +

god54, 02 июня 2015 г. в 21:16

А мне рассказ понравился. Во-первых, веселый. Во-вторых, злой. В-третьих, черный юмор, это так к месту. А манера подачи текста вообще увлекает и заставляет читать с удовольствием. Необычно, оригинально, жестко, поучительно и очень даже в духе современных тенденций в фильмах о братьях сказочниках. Советую прочитать.

Оценка : 8
«Семнадцатизарядная вера»
–  [ 3 ]  +

god54, 01 июня 2015 г. в 19:56

Понравился текст рассказа, набор красивых, удачных, хорошо увязанных между собой слов, хотя порой их обилие вызывает желание перескочить через пару строчек, и так уже понятно, не стоит детализировать... Но, в целом, такой набор позволяет довольно комфортно переносить восприятие текста. А вот в смысловом выражение, сюжетном исполнении, словно чего-то не хватает. Ибо автор тут намекнул, тут слегка затронул, здесь немного упомянул... Одним словом именно тем, кто любит сериалы, бесконечные линии сюжетов, сходящиеся и расходящиеся, любителям бесконечного чтения, рассказ и предназначается.

Оценка : 5
«Метро 2033: Сказки апокалипсиса»
–  [ 3 ]  +

Dobkachleo, 14 мая 2015 г. в 23:23

«Легенды выживших»

Рецензия на сборник рассказов «Метро 2033: Сказки апокалипсиса»

(остальные мини-рецензии см. на страницах рассказов)

От читателя.

Итак, рассказы прочитаны и, как не трудно догадаться, «Сказки апокалипсиса» тоже. Пора приводить мысли в порядок и сказать о сборнике в целом. Поскольку он, как и предыдущий, был тематическим, стоит поговорить о раскрытии темы.

Безусловно все рассказы так или иначе можно назвать сказками апокалипсиса. В одних случаях это просто рассказываемые истории, основанные либо на вполне реальных для рассказчиков событиях, либо переложения известных сказок. В других случаях рассказы имеют двойное дно, исключительно фантастическими их не назовёшь, и в дело вступает сказочность, и уже сама история становится сказкой. Но и это ещё не всё! Не раз и не два рассказ заканчивается далеко не на самой доброй ноте, оставляет хмурое предзнаменование. Остерегайтесь, глупцы, в постъядере никто не в безопасности! Схожесть того же порядка, но в другой плоскости — убеждает автор, убеждает в предложенных реалиях, а затем — бац! — и внезапно в финале заставляет читателя засомневаться в реальности или, по крайней мере, в обычности происходящего.

Позволю себе наглость оглянуться назад и вспомнить о предыдущих антологиях. Их вышло до «Сказок апокалипсиса» две штуки. Первый, напомню, был просто конкурсом рассказов, где публиковавшиеся авторы (то есть только и исключительно романисты) чаще всего проходили вне конкурса, как и бонусный Дмитрий Глуховский. Второй пошёл по схожему пути, но на этот раз разброд и шатание Вячеслав Бакулин своей твёрдой рукой прекратил. Отчасти. Так появился первый тематический сборник. К тому времени сборничане уже начали набираться опыта и в крупной форме, и малую не забросили, и кое-кто из «Последнего убежища» вновь засветился в «Сумраке в конце туннеля». Но всё-таки к анонимному тематическому третьему конкурсу рассказов «возвращенцев» оказалось значительно больше. Новичков в этот раз шестеро — столько было уже публиковавшихся авторов в первом сборнике (Дмитрия Глуховского в рамках «Вселенной» я считаю за нового автора, поскольку «Вселенная Метро 2033» строится на «Метро 2033», а не включает его). Да, Михаил Табун представлен тремя баснями, а Сергей Шивков — четырьмя совершенно разными рассказами, в то время как в «Последнем убежище» от каждого было по одному произведению, знакомых имён несравненно больше. Особенно рад возвращению Вити Тарапаты и Александры Тверских — как давно они дебютировали и вот, новые рассказы от них. То же можно сказать и про Дениса Дубровина, впервые засветившегося в «Сумраке…» и вернувшегося с дублем в «Сказки».

Антология вышла немножечко мрачной, несмотря на отсылающее к детству название, но достаточно цельной. Отличное продолжение весьма условного цикла антологий. Будем надеяться, что «О чём молчат сталкеры» выйдет ещё лучше, ведь правила нового конкурса стали чуть строже (только новые произведения!).

А, и ещё: отныне всех шестерых дебютантов можно считать сказочниками! Собственно, в одном из отзывов так я их уже и назвал. Ну а пока спасибо всем причастным за столько разных качественных историй. Вы молодцы.

Оценка : 9
«Короче, все умерли»
–  [ 3 ]  +

Dobkachleo, 14 мая 2015 г. в 23:22

«Проще пареной репы»

Мини-рецензия на «Короче, все умерли» Вячеслава Бакулина

Завершающий рассказ сборника. Внеконкурсный. Бонусный. От редактора. Можно сказать, на нём заранее знак качества. Вячеслав знает предложенную им же тему лучше тех, кого он взял на борт «Сказок апокалипсиса», и было безусловно интересно узнать, как же выглядит сказка апокалипсиса с его точки зрения.

Гаденький внутренний голос в какой-то момент чтения пискнул, что, мол, рассказ-то вторичен! Я бы с радостью засунул это высказывание туда, откуда оно пришло, да вот посеяло оно во мне лёгкое разочарование. «Семнадцатизарядная вера» была по-настоящему самобытной, неожиданной, а «Короче, все умерли» как будто примерили на себя чьи-то старые наряды. Сам рассказ — самый близкий приквел к «Метро 2033». Он открывает несколько минут, максимум, часов до начала оригинального романа. И что же мы видим: Артёму рассказывают сказку-переложение про репку. Кстати, немало рассказов конкурсантов строились по схожей схеме. Кажется, в отзыве на «Ведьму с Ваганьковского холма» Анны Калинкиной я некоторые из них перечислял. Значит, вот оно, точное попадание в святая святых: мысли Вячеслава Бакулина!

Кстати, об Анне. Внезапно главный редактор проекта не раз и не два отсылает свой рассказ именно к её романам. Вплоть до использования Кошки на последних страницах «Короче, все умерли». И это особенно хорошо: кто, как не редактор «Вселенной Метро 2033» должен радеть за объединение сюжетов?

Название рассказа в какой-то мере спойлер. Но он нисколько не умаляет его интересности. Приятное послевкусие оставляет фраза, приводящая читателя на порог «Метро 2033», романа, с которого всё началось.

Оценка : 9
«Метро 2033: Сумрак в конце туннеля»
–  [ 3 ]  +

Dobkachleo, 17 января 2014 г. в 12:55

«Луч надежды»

Рецензия на сборник рассказов «Метро 2033: Сумрак в конце туннеля»

(остальные мини-рецензии см. на страницах рассказов)

От читателя

Итак, «Сумрак в конце туннеля» дочитан. Что можно сказать о нём в целом? Ну, во-первых, он на голову сильнее «Последнего убежища». Во-вторых, здесь было очень мало рассказов — для меня, — которые не понравились. В-третьих, второй сборник получился более цельным и живым. Авторы, отобранные на конкурсе, были смелы, и, возможно, именно это подкупило редактора.

У данной антологии была тема. Тьма или свет в конце туннеля? Судя по названию книги, в конце туннеля не мрак и не свет. Сумерки не годятся — они могут быть на поверхности. Сумрак — в точку. И, честно признаюсь, я не могу сказать, что в сборнике больше мрачных рассказов. Их тут, если не ошибаюсь в своих впечатлениях, всего три: «Я же говорил!» Дениса Дубровина, «Цепь» Элоны Демидовой и «Бритва Оккама» Никиты Аверина. Остальные — нет, не светлые. Хотя и такие в оставшейся части есть, само собой. Рассказы сумрачные. Либо всё для героя плохо, а в целом — не всё так ужасно. Либо, наоборот, с героем-то всё нормально, а вот ситуация в целом наводит на грустные мысли.

Впрочем, светлых рассказов тоже по пальцам одной руки можно пересчитать. Сходу назову «Котёнка» Леонида Елсакова, «Прошедший день» Артёма Степанова и «Работу над ошибками» Киры Иларионовой. И, выходит, сумрак наш более материален, чем это казалось до прочтения. И проглядываются в нём как чернильные пятна тьмы, так и лучи света и надежды. И это прекрасно. Второй заход, к счастью, вышел даже лучше первого. Впереди поляков ждёт их собственный сборник рассказов в формате сетевой публикации, а нас — «Сказки апокалипсиса». Что ж, ждём!

Оценка : 9
«Семнадцатизарядная вера»
–  [ 3 ]  +

Dobkachleo, 17 января 2014 г. в 12:55

«Четырёхлетнее чудо»

Мини-рецензия на «Семнадцатизарядную веру» Вячеслава Бакулина

Вот не зря я оставил бонусный рассказ на закуску! «Семнадцатизарядная вера» — необычный ровный текст, в котором придраться не к чему. А всё потому, что писал не любитель, не новичок, а профессионал.

Уже давно про Вячеслава Бакулина знает большая часть поклонников серии. Если раньше кто-то ссылался на его слова, то получали в ответ удивлённое «А кто это?», то теперь понятливо кивают. И многие давно хотели узнать, как же видит «Вселенную Метро 2033» сам ответственный редактор проекта? Да что уж там — Хранитель проекта. Человек, не допускающий в серию плохие произведения (хотя некоторым читателям не все нравятся, но это уже дело вкуса), чутко чувствующий халтуру или, наоборот, талант, сам талантлив. Именно поэтому я восхищён тем рассказом, который завершает сборник.

Здесь можно встретить старых знакомых персонажей, но сама «Семнадцатизарядная вера» — произведение достаточно самостоятельное. Описанная аномалия ещё не встречалась в книгах и рассказах серии. Я видел отзывы, мол, Вячеслав перевернул всё с ног на голову, но, по мне, переворот, если и был, вышел щадящим. Не сразу ломающим мозг. (Да и вообще не ломающим!)

Хорошо вышла Элис. Откуда девушка пришла, в тексте прямо не сказано. Хотя нет… Есть там такая фраза… Давно Вячеслав хотел увидеть в серии роман «Горький город» про Нижний Новгород, а тут соответствующее словосочетание мелькнуло. Возможно, именно оттуда пришла каким-то образом героиня рассказа.

Как я уже сказал, рассказ понравился. Именно на такой ноте и можно было закончить такой хороший сборник.

Оценка : 10
«NOT SON OF PEASANT, или Как при помощи русской народной сказки написать heroic fantasy»
–  [ 3 ]  +

Dobkachleo, 31 октября 2013 г. в 20:14

«Полёт фантазии»

Мини-рецензия на «NOT SON OF PEASANT, или Как при помощи русской народной сказки написать heroic fantasy» Вячеслава Бакулина

Когда Никита Аверин опубликовал в своём ЖЖ содержание сборника рассказов «S.W.A.L.K.E.R. Звёзды над Зоной», нашлись люди — в том числе я, — удивившиеся неиспользованию Вячеславом своего писательского псевдонима. С первых строк «Not son of peasant» (надеюсь, никто не стукнет меня означенным сборником по голове за то, что я написал сейчас название без заглавных букв и пространной приписки?) ясно, что к чему. Вячеслав решил воспользоваться своим основным амплуа: показал себя не только как хорошего юмористического писателя с богатым литературным опытом, но и как профессионального редактора. Ну… я себе так объяснил присутствие настоящей фамилии над названием рассказа.

Итак, что мы имеем? А имеем мы в шкафу на полке «Собрание сочинений русских народных сказок» 1982 года (я ничего не перепутал?), откуда взяли за основу сказку «Иван — крестьянский сын». А теперь начинается одна большая, красивая и, что важно, литературная инструкция по превращению сей сказки в самое что ни на есть heroic fantasy. Не буду расписывать сюжет (действительно, а с чего бы мне этим заниматься?), но скажу, что переиначено на «взрослый» лад очень классно! Не обошлось без обыгрывания стереотипов и всяких там шаблонов героики, благодаря чему было донельзя забавно наблюдать за приключениями обязательно наивного, но вполне крутого Айвена.

Ну а теперь одно большое недоумение, никак не повлиявшее на впечатление от рассказа, но которое озвучить, думаю, стоит. Антология у нас подана как сборник юмористических постапокалиптических рассказов. Вопрос: а какое слово главное-то? На постапокалиптику авторы и раньше забивали, и я до самого конца ждал Конца Света; иногда постапокалиптику по-тихому меняли на апокалиптику (благо, жанры смежные), а то и в наглую — на более далёкие от означенного направления фантастики жанры. И что интересно, космооперы получились более постапокалиптическими, нежели некоторые рассказы, созданные по типу «бункер — сталкер — мутант»… Но вот фэнтези, да ещё и героическое, без единого намёка на то, что миру полный и окончательный пушной зверь, под заявленную тему не подпадает никаким боком! Другое дело, что фэнтези тутошнее не совсем настоящее, пародийное скорее, а, следовательно, юмористическое. И, наверное, правильно будет считать юмор главной составляющей популярного трёхтомника «S.W.A.L.K.E.R.».

Как я уже заметил, «Not son of peasant» мне понравился, несмотря на вышерасписанное недоумение. Более того: во время его чтения смеялся больше, чем за время прочтения всех предыдущих рассказов! Хотя что тут удивляться: Вячеслав Бакулин — позитивный человек, а потому умеет наполнять своим позитивом рассказы по самую верхушку! Надеюсь, что я ещё не раз буду возвращаться к творчеству ответственного редактора сектора «Фантастика» (издательство «АСТ»).

Оценка : 10
«Специалист по связям с реальностью»
–  [ 3 ]  +

Неумолимый чтец, 23 июля 2013 г. в 16:37

Рассказ сложный, и захватывающий в своей сложности. Но порой кажется, что автор слишком уж надеется на то, что читатель сумеет сам выплыть в море аллюзий, отсылок м переплетений фантазии. Рассказ — восхитительная мозаика своего и «чужого», претекстового, цитатного, но — читается на одном дыхании только в случае полного совпадения культурного багажа автора и читателя, что само по себе условие очень трудно выполнимое.

Оценка : 8
«В лесу было прекрасно»
–  [ 3 ]  +

Неумолимый чтец, 12 мая 2013 г. в 18:09

Отличный рассказ. И — к сожалению — очень хорошо иллюстрирующий, что читатель нашей фантастики не любит постмодернизм. Для того, чтобы заработала, зажила, зазвучала вся масса отсылочек, аллюзий, реминисценций, необходимо совпадение культурного багажа автора и читателя, тогда ты увидишь, как за спиной насмешливой постмодернистской игры встает миф и мир. Если имена (что бы ни говорил Эко) для читателя всего лишь набор букв и не имеют смыслового поля аллюзии — замечательная коробочка с секретом превращается в «неведому фигню». Этот рассказ играет и мерцает, он сделан красиво, легко и ловко. До отличного ему не хватает какой-то малости, но малости очень важной — минимальной, почти невесомой, но четко звучащей в финале ноты серьезного. Мне хотелось бы, пожалуй, четче услышать за игрой шаг мифа. А при постмодерновой игре со сказкой и ее универсальными элементами — это сделать нужно и можно. Шаг в одну сторону — Сапковский, шаг в другую — Праттчет. Но рассказ повисает между, не в силах, несмотря на потрясающую качественную игру образов, сделать шаг к большему, от игровой литературы к Литературе под маской игры.

Оценка : 9
«Арфа Королей»
–  [ 3 ]  +

Dobkachleo, 20 апреля 2013 г. в 20:03

«Смена поколений»

Мини-рецензия на «Арфу Королей» Вячеслава Шторма

Арфа. Арфа Королей. Простенький рефрен всей истории по-прежнему ярко встаёт перед моим мысленным взором. Красиво и запоминаемо. Как и сюжет рассказа.

Четыре поколения королевского рода хотят получить арфу, могущественный артефакт прошлого, и каждый раз это удаётся. Вот только у большинства происходит странный казус: Арфа молчит. Тиарну, правнуку первого соискателя артефакта, даётся фэйри обещание, что музыкальный инструмент когда-нибудь найдёт своего хозяина.

С этого момент финал кажется достаточно предсказуемым. Но ни разу не умаляет эфемерно-романтический настрой, заданный с самого начала. И особенно этому помогли стихи Марии Резанцевой, невидимой нитью связывающие воедино удалённые в художественном времени эпизоды «Арфы Королей». Одним словом, «вкусно»!

Оценка : 9
«Видели ли вы пятнистого клювокрыла?»
–  [ 3 ]  +

Feanor Ajwen, 22 января 2013 г. в 13:14

Хороший рассказ. Вариация на тему Великой октябрьской социалистической революции, только произошедшей на планете Церера.

Персонажи — доблестные революционные люмпены и горделивые олигархи. Хороший язык написания, интересная идея сюжета.

Оценка : 9
«Матушка»
–  [ 3 ]  +

Nadia Yar, 13 ноября 2011 г. в 13:06

Меня впечатлила героиня этого рассказа. Её поступок. Прочтя предыдущие тексты сборника, ожидаешь, что речь будет идти о выборе где-то такого толка — и всё же итог... неожиданный. Героиня псевдо-античного фэнтэзи, Ирина напомнила мне некоторых женщин римского исторического легендария — Лукрецию; Порцию, жену Брута; супругу Пэта Аррию. Только Ирина радикальнее, её решение страшнее. Она сильнее. Да, если думать и делать так, то победа тебе в итоге действительно будет.

Оценка : 7
«Призраки и пулемёты»
–  [ 2 ]  +

Dobkachleo, 24 марта 2024 г. в 13:22

«Джентльмены и дирижабли»

Рецензия на антологию «Призраки и пулемёты»

(отзывы на некоторые произведения см. на страницах рассказов)

Стимпанк никогда не числился среди моих любимых жанров, но также не считался мной и жанром, который я ни за что не буду читать. Оглядываясь назад, я смиряюсь с мыслью, что каждому жанру, каждому произведению — своё время. Тем более что, как-никак, а кое с какими произведениями в рамках стимпанка я знаком.

Единственное, о чём я немного жалею, — это то, что у меня всё-таки не дошли руки прочитать эту антологию на десять лет раньше. Настоящая рецензия, точнее, сборник мини-рецензий, выглядел бы иначе. Но поскольку история не знает сослагательного наклонения, имеем то, что имеем.

Хотя подождите-ка! Сослагательное наклонение истории — это именно то, с чем ассоциируется и как воплощается жанр стимпанка! Давайте задумаемся о том, что есть эпоха пара в фантастическом понимании? Это удивительная смесь паровых механизмов, гениальных учёных и стильной магии. При этом события разворачиваются примерно на стыке XIX и XX вв. Иногда раньше, иногда позже этого стыка, если точнее. Как следствие, авторы имеют дело с технологиями, которые могли бы быть в то время.

Помимо технологий, дух времени передают персонажи. Либо это совершенно новые персонажи, которым вложены соображения той самой фантастической эпохи пара, либо персонажи, придуманные как раз в то время или помещённые в ту эпоху более поздними писателями (но на десятилетия раньше участников самой антологии). Так вновь наполняются жизнью персонажи Шерлока Холмса и доктора Ватсона, капитана Немо и Айзека Азимова (да, он реальная личность, но даже он сам любил себя вписывать в собственные произведения!).

Рефреном проходят детективные истории. В четырёх случаях это именно истории о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне, в одном — детектив от Элеоноры Раткевич в подобном духе, который затем получает дополнения в двух «продолжениях» этой антологии. Если уж быть точным, встречаются и другие рассказы с детективными элементами, но на одну доску их поставить не получается.

Поразило и то, что даже в такой антологии, как «Призраки и пулемёты», нашлось место космической фантастике. И если открывающий антологию рассказ «Эра Мориарти. Хрящи и жемчуга» Максима Тихомирова (на самом деле — ещё и Светланы Тулиной, но она в издании антологии не упоминается) — всё же больше смесь приключений мастера дедукции и «Войны миров», то повесть «Ыттыгыргын» (рус. «Охота») К.А. Терины Бачило поражает воображение полётом фантазии.

В целом антология получилась довольно стильной, приятной для прочтения, и в ней обязательно найдут для себя что-то своё и поклонники самого стимпанка, и детектива, и фантастической классики, и просто хороших историй.

Оценка : 9
«Печеньки»
–  [ 2 ]  +

Lilian, 30 сентября 2023 г. в 09:02

Мерзкий рассказ. Не в плане качества написания — здесь всё как раз нормально. Меня не смутили жаргонизмы (они были в тему), повествование шло плавно, разбитое на несколько встреч-эпизодов, маленьких картин жизни, выживания и безнадеги.

Но вот в плане ощущений от рассказа… Да, мерзко. Отчасти, наверное, так и задумывалось автором — серые грани безнадеги, отчаявшиеся люди, походя разрушающие чужие жизни и надежды. Всё возрастающее ощущение, что всё ещё ужаснее, чем способна воспринимать героиня своим воспалённым мозгом (и финал показывает, что это действительно так).

В общем, перед нами чернуха — полнейшая, вытесняющая из рассказа почти всё остальное. И оставляющая крайне неприятное впечатление — повторюсь, безотносительно качества написания самого текста.

Оценка : 5
«Метро 2033: О чём молчат выжившие»
–  [ 2 ]  +

Dobkachleo, 01 марта 2018 г. в 20:11

«Молчание сталкерят»

Рецензия на сборник рассказов «Метро 2033: О чём молчат выжившие»

(остальные мини-рецензии см. на страницах рассказов)

Пока, рассказы!

Послесловие от картографа

Наконец весь сборник рассказов прочитан. Вот не люблю я их. Но не потому, что плохие, неинтересные и всё такое, а потому, что хочется рассмотреть как следует каждое произведение антологии. А из-за этого постоянно спотыкаешься при движении от одной корки до другой.

Можно проследить, что я почти не ругал работы, а если и отмечал какие-то недостатки, в итоге «почему-то» оценивал их как минимум неплохо. Они были написаны хорошим языком, вызывали эмоции, в основном положительные, и оставляли приятное послевкусие. Желаемый Вячеславом полифонический оркестр грянул как по нотам, и в этом безусловно заслуга Бакулина, как составителя. Его прощальный поклон получился действительно запоминающимся.

Тема, которую раскрывали участники конкурса «О чём молчат сталкеры?», мне с самого начала казалась более сложной и узкой, чем «Свет или тьма в конце туннеля?» и сказки апокалипсиса. Авторам пришлось изрядно потрудиться, чтобы выдать то, чего ожидал (или не ожидал, но оценил) составитель. Настолько изрядно, что даже пришлось второй тур организовывать. Но результат того стоил. На выходе получилось двадцать два в основном разных способа раскрыть заявленную тему, и я поражаюсь тому, как это у них получилось. Впрочем, только нескольким авторам повезло увидеть сразу несколько своих работ в составе антологии, так что ничего удивительного в таком многообразии нет. Как известно, сколько людей — столько и мнений. И каждое из напечатанных — лучшее в своём роде.

Могу ли я назвать «О чём молчат выжившие» лучшей антологией «Вселенной»? Их же на самом деле восемь, вместе с польскими. Наверное, всё же могу. Тут не так много тьмы, мало работ выносят мозг (если вообще пытаются), зато полно относительно добрых, заставляющих задуматься и просто красивых произведений, что приятно читать. Авторы и редактор-составитель — большие молодцы. Рад, что трёхлетняя эпопея с составлением сборника успешно подошла к концу. Это отличный финальный аккорд, что ни говори. Но теперь ВСЯ надежда на романы!

Оценка : 9
«NOT SON OF PEASANT, или Как при помощи русской народной сказки написать heroic fantasy»
–  [ 2 ]  +

MarchingCat, 09 мая 2017 г. в 01:07

Всё содержание эссе, как и аннотация, уже есть в его названии. Автор взял конкретную сказку и выдал инструкцию как по этому сюжету написать классическую фэнтези-героику. С иронией, ясное дело.

Правда, вспоминая некоторые произведения, понимаешь, что в каждой шутке есть доля шутки. И в фэнтези полно произведений, написанных как будто бы по этой инструкции. Причём, написанных даже хуже, чем в этой инструкции, ибо они написаны всерьёз, а не с самоиронией.

Эссе написано точно и остроумно, но идея автора очень быстро становится ясна и всё дальнейшее начинает выглядеть перебором. Как разжёвывание идеи для тех, кто в танке. Но юморок: ирония и сарказм, вытягивают эссе целиком до уровня «да, затянуто, но что прочитал не жалею».

Оценка : 8
«Шпаги и шестерёнки»
–  [ 2 ]  +

olpo70, 13 июня 2016 г. в 08:40

Не вольно сравниваешь данную антологию с первой «Призраки и пулеметы». Тогда я просто окунулся в детство и юность. Эта же антология повзрослела.Нет хуже она не стала и кайф от прочтения получаешь такой же. Но рассказы стали более серьезными, более сложными. Темы затронуты более глубокие. Спасибо составителям и авторам что создали такую прекрасную книгу. Я думаю у неё найдется самый обширный круг читателей, от школьников, до пенсионеров.

Оценка : 9
«Андромеда для андромеха»
–  [ 2 ]  +

olpo70, 24 мая 2016 г. в 19:27

Эта история,история мужества и любви.Раньше молодежь воспитывалась на таких историях и правильно воспитывалась.И слава богу что такие рассказы опять появились.Вопрос как нынешнюю молодежь заставить их читать.В главном герое автор соединил двух великих летчиков России.Нестерова,который совершил первый воздушный таран в мире и первый в мире совершил «мертвую» петлю,в честь его названной петлей Нестерова.И Маресьева,который потерял ноги,но опять начал летать-на протезах.И все эти подвиги главного героя на фоне великой любви.Ради которой можно пожертвовать многим,если не всем.Великолепный рассказ.Спасибо автору.

Оценка : 10
«Печеньки»
–  [ 2 ]  +

КИРА-КИРА, 26 января 2016 г. в 13:05

Все, кто хоть как-то высказался о «Печеньках» на ФЛ, их разметелили в мелкое крошево. Красиво, кстати, разметелили. А вот мне понравилось. Отличный психологический рассказ. Романа-катастрофа через призму модерна. Первое только фон. Важнее второе. Даже его кажущиеся бессмысленность и незаконченность, рваность выстраивания всех четырех эпизодов, на самом деле, тщательно продуманы. И не менее тщательно воплощены. Бросающаяся в глаза нарочитая жестокость соседствует, стоит только немного подумать, с потрясающей философской мягкостью.

P.S. Великая сила слова: грубые речевые обороты в тексте в глаза бросаются, но, вроде бы, на месте. Хотя и необязательны. Они же, приведенные подряд в отзыве montakvir7511, и впрямь вызывают физиологическую неприязнь.

Оценка : 10
«Мистер Дж. из Лондона»
–  [ 2 ]  +

god54, 03 июня 2015 г. в 18:12

Начало рассказа очень многообещающее: поисковик в старинном стиле колесит по всей вселенной, какие только приключения нас ждут. А вот середина и концовка получились совсем бытовые и серые. Ну пришел человек, ну поспорил... Конечно, это хорошо напомнить молодежи о старых почти забытых писателях, но для рассказа о старателях, как мне кажется, этого маловато будет. Где приключения, где борьба на грани сил, как у Дж. из Лондона.

Оценка : 6
«Холодное лето 2044-го»
–  [ 2 ]  +

god54, 02 июня 2015 г. в 19:19

Еще один юмористический рассказ, возможно даже иронический, но я люблю читать текст, не ищу аналогий, пародий и тому подобных схождений и расхождений. А рассказ вполне веселый, написан добротно, порой увлекательно, и в итоге несколько минут вполне приличного чтения на тему постапокалиптики.

Оценка : 6
«Тренд сменился, или Вампир, которого никто не хотел»
–  [ 2 ]  +

god54, 02 июня 2015 г. в 18:50

Если отбросить все возможные вторичности в сюжете и идеях, а просто прочитать рассказ для удовольствия, то мне, как особому не любителю вампиров, в целом показалось, что рассказ, как рассказ. Веселый, немного грустный, жаль парня в целом, но нравоучительный и, к тому же, позволяющий слегка получить удовольствие от чтения. Написано добротно, произведение читается, а потому стоит ли так уж заворачиваться.

Оценка : 6
«Живой, мёртвый, плывущий»
–  [ 2 ]  +

Гиленур, 25 декабря 2014 г. в 01:24

Странствующий некромант,да ещё с ожившим мертвецом,который любит кошечек...Забавная смесь.Очень лёгкий,без какого либо глубоких смыслов...стоит прочесть и оставить в памяти.Вывод:некромант...некроманту рознь

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2 



⇑ Наверх