Владислав Крапивин отзывы

Все отзывы на произведения Владислава Крапивина



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1002

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . . 17 18 19 20 21   (+10)»

«Голубятня в Орехове»
–  [ 16 ]  +

mputnik, 02 декабря 2018 г. в 00:33

Не один раз слышал, что, мол, «Голубятня...» — вещь хорошая, но для детей, а Крапивин — автор, безусловно, хороший, но — «возрастной». Не могу согласиться. Первый раз прочёл в 26, перечитал — в 56. Впечатления — ярче и сильнее. Может до сих пор не повзрослел просто?

Хотя... — нет, не в этом дело. Многое из того, что раньше воспринималось просто как яркая тайна-загадка-образ, через тридцать лет «обросло» значимыми логическими аспектами, некими «коммуникационными точками» осознания внутреннего смысла. Полагаю, дело просто в том, что «Голубятня...» — гениальная книга, шедевр мирового уровня, который — намного глубже, чем кажется на первый взгляд.

Такое бывает. В литературе — это не такая уж и редкость

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 16 ]  +

mputnik, 02 декабря 2018 г. в 00:13

Самое яркое литературное впечатление юности. Невероятный, невозможный, абсолютно неожиданный жанр — фантастическая сказка. И не совсем, как бы, фантастика (как уже привык ее воспринимать), и не очень, чтобы, сказка. Да что там «не очень» — вообще ни разу не сказка.

Короче — культурный шок. Да, это будет, наверное, самая точная характеристика.

В чем конкретно «фокус» — до сих пор не понимаю. Самое приемлемое определение, которое приходит на ум — «Откровение». Но... это же, как минимум, кощунство некое, такими словами не бросаются, вне зависимости от эмоциональной окраски восприятия. А, вот... — нет другого слова, и все.

Такое чувство, что не новую некую информацию воспринимаешь, а... вспоминаешь, что ли. И то, что остаётся в душе — намного больше, чем эти чёрные строчки на белой бумаге.

НАМНОГО больше

Оценка : 10
«Тень каравеллы»
–  [ 16 ]  +

Karbonariy, 22 апреля 2017 г. в 11:18

Сколько я могу писать об этой книге — страницы и страницы. И о самой книге, и о ее влиянии на жизнь мальчишек 70-80х годов. Тогда она попала в самое яблочко, как ее герои, и даже их игры, были примером подражания, и еще каким. Тут одной благодарности мало. Благодарности за мотивации, за примеры не бояться и давать сдачи, и за многое другое. Но, все это настолько личное, и настолько привязанное к той эпохе, пусть не так как Сережка Каховский с «Эспадой», но все же. Поэтому, я вполне понимаю, что для детей 90-х и далее, эта книга может быть скучна и нелепа, или просто прохладно-интересна с точки зрения «а как там жили в те годы», и вряд ли более. Возможно, у кого-то из современных детей эта книга тоже попадет в резонанс с их личным миром, и возможно тоже даст пример, или научит или подскажет, пусть не в такой мере, ведь у кибер-интернет поколения другие резонансы. Но все же хочется верить, что эта книга будет для них не просто историей про мальчика Владьку, который любил корабли, лошадей, и приключенческие книги.

Оценка : 10
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 16 ]  +

rrq64k, 12 февраля 2015 г. в 09:31

   Десять, десять и еще раз десять.

   Прежде всего хочу сказать: это – Литература. А уж детская она или не детская, пусть каждый решает для себя сам. Сказал же кто-то, что писать для детей нужно так же, как и для взрослых, только лучше.

   Лично я Стругацких впервые прочитал лет в десять (ТББ – детская повесть или нет?), а «Отверженных» и «Человек, который смеется» В. Гюго и того раньше (ну совсем не детские, вроде бы, книги). Весь восьмитомник Конан-Дойля был прочитан к 5-му классу.

   Но вот с Крапивиным мне повезло меньше. Из детства осталось знакомство сначала с книгой «Мальчик со шпагой», потом с телеспектаклем (где-то он теперь, существует ли в архивах или безжалостно уничтожен?), отдельными повестями из жизни Джонни Воробьева, с прекрасной и грустной книгой «Та сторона, где ветер». Уже учась в институте, прочитал «Дети синего фламинго» — честно говоря, не осталось никаких воспоминаний, надо бы перечитать, тем более, что издательский дом Мещерякова выпускает прекрасно оформленное собрание сочинений автора. Но вот на этом, собственно, и всё.

   Остальной Крапивин стал приходить ко мне лишь недавно. Про «Голубятню на Желтой поляне» я уже писал, «Выстрел с монитора» показался хорошей повестью, но как-то не отозвался в душе, а вот «Гуси» зацепили. С первых страниц. С извещения, в котором ГГ приглашают на казнь. Из аннотации я знал, что ГГ будет ложно обвинен и осужден, но о таком способе и подумать не мог. А дальше – стремительное развитие сюжета, настолько стремительное, что местами, как мне кажется, даже несколько скомканное. Хотелось бы, хотелось бы деталей!

   Огромное количество вопросов, над которыми рано или поздно задумывается любой нормальный человек. О жизни и смерти, о справедливости и несправедливости наказания, о том, что сделано и как прожита жизнь, о ее конечности, в конце концов! О мере ответственности за происходящее вокруг тебя, за свою и чужую жизнь, о моральном выборе, о Боге, о чести и достоинстве, о слабых и беззащитных, о верности и предательстве. И это не общие рассуждения. Все эти вопросы вписаны в канву повествования плотно, иголки не просунешь. И начинать искать ответы на них как раз и надо с детства. Не хочу пересказывать сюжет – читайте сами, кто еще не читал. Или слушайте, кому лень читать, книга есть на аудио-носителях. Но не могу удержаться от одной довольно пространной цитаты:

«- Добро в мире – изначально. Оно родилось вместе со Вселенной. Зло возникло просто как отрицание добра и всего мира. Беда в том, что злу живется гораздо легче. У него ведь одна цель – уничтожить добро. А у добра цели две: во-первых, творить, строить, созидать мир, а во-вторых, защищать то, что сделано, от зла. Значит, энергии нужно вдвое. А ее у добра и зла поровну. Если же добро забудет о творчестве и направит усилия только на войну со злом, то погубит себя. Станет двойником зла.

— Где же выход?

— В силе духа, друг мой. Боюсь показаться банальным, но именно в ней. Сила духа неизмерима. Просто она еще дремлет, почти не разбужена в людях. А зло бездуховно по своей сути. И потому, верим мы, в итоге обречено…»

   Добавить нечего. Простая и вечная истина – добро созидает, зло разрушает. Как это перекликается с жизненной философией еще одного моего любимого писателя Михаила Анчарова!

   Тут в одном из отзывов было замечено, что

«для юношеского чтения есть масса более достойных и благородных книг, начиная с классики и кончая нашими с вами современниками».

   Вероятно, есть книги лучше. Даже наверняка есть. Но вот много ли их? Такой ли уж длинный ряд выстроится у вас на полке? И, я думаю, место «Гусей» в этом ряду далеко не последнее. И уж в чём, в чём, а в банальщине повесть не обвинишь.

   PS. И хорошо бы кино поставить по этой повести, да и по всему циклу. Только это не должно быть дешевое кино с никакими актерами, как сейчас стало у нас практически повсеместно. Нет. Это должно быть дорогое, продуманное, ТАЛАНТЛИВОЕ кино! Потому что оно о вечном. Утопия, конечно, как и с экранизациями АБС.

Оценка : 10
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 16 ]  +

tarasovich09, 07 мая 2014 г. в 07:41

Я бы мог назвать эту книгу лучшей повестью В.Крапивина, если бы с детства не знал и не любил его «Мальчика со шпагой», «Ковра-самолета», «Колыбельную для брата»... Но, в области детской фантастики эта повесть — точно одна из лучших!

Во — первых, она интересно придумана. Фантастический мир, в котором живет герой, описан настолько реально, осязаемо, что складывается впечатление, что ты и сам жил в этом мире, где, несмотря на общее благоденствие, люди чувствуют себя несвободно, где у каждого есть индивидуальный индекс, а управляет всем разумный и жесткий Компьютер.

Во — вторых, эта повесть написана стилистически безупречно. Большой поклонник К. Паустовского, В.Крапивин пишет также выверенно, четко и осязаемо, как и этот мастер. Описываемый им мир имеет свои детали, цвета, и, что важно, еще и запахи. Запах жилища Корнелия, муниципальной тюрьмы, детского помещения, запах цветов и деревьев, запах оврага и травы после дождя, старого разрушенного форта и т.п. На фоне современной блеклой литературы, где описание места действия часто вообще отсутствует, на крапивинском тексте ты отдыхаешь, наслаждаешься, завидуешь, переживаешь...

В- третьих, образ главного героя. Корнелий Глас, его непростое детство, его жизнь — обычного обывателя города Реттерхальма, настолько знакомы, близки, что сочувствуешь герою, видишь мир и его проблемы его глазами. Поэтому, каждый жизненный шаг персонажа переживаешь, он кажется и твоим шагом, и, кажется, что Корнелий из Руты — твой добрый знакомый. Этот образ представлен развивающимся... На наших глазах Корнелий из равнодушного, зацикленного лишь на своем благополучии обывателя, превращается в героя, которому неравнодушны судьбы безындексных детей, которых он спасает и выводит в другой мир. Любой человек способен измениться, способен на подвиг!

В -четвертых, хочу отметить умение автора рисовать поворотные, ударные сцены. Ты переживаешь вместе с героем, получившим извещение о предстоящей смертной казни. Очень хорошо написана сцена с пистолетом, когда Корнелий пробует на себе последствия его паралитического воздействия, чувствует боль, а ребята наблюдают за ним через стеклянную перегородку... События, связанные с храмом Девяти Щитов, уход ребят на Луга, приход их в таверну, через которую должен случиться Переход, настолько волнуют, что оторваться от книги невозможно!

Книга о том, что мы можем быть Людьми!

Замечательная повесть!

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 16 ]  +

Zirael, 20 сентября 2012 г. в 12:14

Жалко, что эта книга прошла мимо меня в детстве. Точнее, не в самом детстве, а уже в бытность подростком. Такие книги стоит читать даже тем, кто не любит фантастический жанр.

Сейчас же меня снова накрыло детство, на всем прочтении книги у меня была стойкая уверенность, что там теплая и солнечная погода, и я полностью окружена мягким летним днем (несмотря даже на описания бури). Но вместе с этим захватывали и глубокие метания героя, переживания, тоска по мальчишкам, тянущее душу желание противостоять Тем. И эти две направляющие так перемешались друг с другом, что одно временами перкрывало другое.

И в конце книги хочется верить, что тот мальчик с ящеркой — именно тот, за которого я так переживала. Ведь дети не должны гибнуть.

Оценка : 10
«Оруженосец Кашка»
–  [ 16 ]  +

Фрей, 06 ноября 2011 г. в 20:25

Очень трогательное произведение. О времени и детях, которых уже не будет. Ибо слишком многое изменилось со времён написания этого произведения. Все стало «не так просто».

Написано без иногда присущей Крапивину фантастики. Читать — определенно стоит. Даже если вы уже не ребенок.

Оценка : 10
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 16 ]  +

Bridgette, 23 августа 2010 г. в 22:13

Одна из самых «взрослых» книг автора. На этот раз главный герой — не мальчишка (хотя, конечно, без них не обошлось) а стареющий неудачник, неожиданно выпавший из размеренного течения своей ненужной жизни. Несмотря на «детское» название, книга довольно жёсткая. На мой взгляд, она гораздо естественнее изображает современный мир, чем поздние (конца 90х — начала 2000х) произведения автора, активно смешивающие сказку с суровой, но какой-то внешней, отстранённой действительностью. В «Гусях...» тема бегства от реальности тоже затронута, но в виде мечты, надежды а не постоянной и повседневной практики, как, например, в «Ампуле Грина».

Рекомендую желающим познакомиться с творчеством Крапивина в зрелом возрасте начинать именно с этого романа.

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 16 ]  +

марко, 25 июня 2010 г. в 23:18

есть книги которые, читая в юношеском (детском возрасте) оставляют особенно якрое впечатление. «Голубятня» — одна из таких книг. Совершенно случайно попала ко мне и... ну,пересказывать впечатления и сюжет пожалуй не стоит. Потом о книге забыл. Помнил только некоторую символику — искорку, и конечно же дорогу, вагон. Недавно перечитал, да, впечатление немного не то (а как иначе?), но все равно. И конечно отмечу илюстрации — кто знает тот сразу вспомнит класические рисунки Медведева и Стерлиговой, это ведь неотемлимая часть творчества автора...Поэтому — кто любит светлую,романтическую литературу (ключевое слово — литературу) — вам сюда!

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 16 ]  +

LENA56, 04 марта 2008 г. в 19:04

В далекое советское время смогла заполучить годовую подписку на журнал УРАЛЬСКИЙ СЛЕДОПЫТ — повезло, никто в моей больнице не знал о существовании этого удивительного журнала. А уж назвать индекс наизусть... Журнал-то был регионарный. Где наш Таллинн, а где Свердловск! Там печатали, даже почему-то не с начала, третью часть Голубятни на желтой поляне — МАЛЬЧИК И ЯЩЕРКА. Запомнилась, хотя много осталось непонятным — часть все же третья. На преобретение двух первых книг ушло очень много времени, книжный голод в стране был страшный. Но достала — выменяла на что-то, видимо в ущерб себе, но уж очень хотелось.

С тех пор ГОЛУБЯТНЯ НА ЖЕЛТОЙ ПОЛЯНЕ моя самая любимая книга, а ее герои серьезная девочка Данка, неисправимый читатель Чита, маленький волшебник Игнатик, Алька, директор Яр, Гелька Травушкин, робот Ерема — мои друзья на всю жизнь.

Какое-то время ловила себя на том, что присматриваюсь к манекенам и гипсовым скульптура. А вдруг они те самые и стоя в свом углу только у выжидают время, что бы устроить нашествие?

И очень хочется сдалать живую искорку...

Оценка : 10
«Я иду встречать брата»
–  [ 15 ]  +

mshvez, 21 февраля 2020 г. в 16:10

Эта небольшая повесть была прочитана впервые в далеком детстве, лет в 13-14. В книге 1979 г. издания «В ночь большого прилива». И вот через тридцать с гаком лет прочитана снова.

О чем повесть — перед вторым прочтением уже успелось, конечно, забыться. Но с детства осталось в памяти необыкновенно светлое, щемящее душу впечатление.

После того небольшого сборника весь Крапивин в местной сельской библиотеке был найден и перечитан. И осталась любовь к его книгам на всю жизнь. Честно сказать — боялся, что то далекое впечатление из детства сейчас вдруг смажется после «взрослого» прочтения. Напрасно боялся. Без всякой сентиментальности, без ощущений «возвращения в детство», это второе прочтение принесло более четкое понимание остроты ответственности взрослого человека за пока еще не взрослого, но тоже уже человека. Со своими мечтами, переживаниями, страхами, отчаянными поступками. Необыкновенно пронзительная, светлая и искренняя вещь. Как оказалось (лично для меня) — неподвластная времени. Спасибо, Владислав Петрович. 10 баллов.

Оценка : 10
«Дети синего фламинго»
–  [ 15 ]  +

strannik102, 16 мая 2015 г. в 05:57

Не читанная ранее книга одного из любимых детских советских писателей. Наверное в ней автор наиболее чётко формулирует всю суть того, что является содержанием феномена «писатель Крапивин».

Классические герои — 10–12-летние мальчишки-девчонки. С горящими глазами, острым чувством справедливости-несправедливости, рыцарскими повадками и готовностью менять плохо выстроенную картину мироздания. Даже с риском для своей жизни, но в особенности для спасения жизней других. И главная, центральная мысль книги — Зло должно быть уничтожено, а Добро должно восторжествовать.

Однако не зря автор использует в повести образ Дракона — потому что даже побеждённый Дракон всегда имеет шанс возродиться в нас самих, даже тогда, когда мы стали его победителями. Потому что настоящий Дракон всегда находится не где-то вовне, не в пещере и не на дне глубокого озера, а в нас, в самых обычных нас, в геройских нас, в нас — победителях Дракона...

Читать такие книги Крапивина конечно лучше всего в своё время и в соответствующем возрасте. Но даже и сейчас, уже «возле пенсии», они вполне способны затронуть за живое и зацепить за глубинное, за спрятываемое и непоказываемое. И оставить свой отпечаток, свой след — сильный или слабый, заметный или крошечный, но в любом случае рано или позже обнаруживаемый...

Про песню «Алые паруса» барда Владимира Ланцберга иногда шутят, что если бы можно было присваивать научные звания и учёные степени песням, то она вполне заслужила звание «кандидат педагогических наук». Но тогда книги Владислава Крапивина и их автор вполне тянут на докторскую!

Оценка : 10
«Голубятня в Орехове»
–  [ 15 ]  +

namco 87, 07 сентября 2013 г. в 13:43

«Голубятня в Орехове» сразу бросает нас в ностальгию: к летним шалостям детей. Припекает солнце, граждане ходят обливаясь потом, а между ними бегают шайки детворы. Вот в такой горячий денек попал скадермен Ярослав Родин. Яр становится нянькой для компании ребят: Тика, Альки, Читы и девочки Данки. Он ходит с ними в цирк, ест мороженное, купается на речке. А ты читая эти строки начинаешь завидовать счастливчику скадермену. Сильно не переживайте: обстановка скоро станет напряженной и не отпустит до конца всей трилогии.

Гвоздь программы это конечно дети. Каждый по своему интересен, но мне больше всех понравился Чита. Когда Игнатик знакомил Яра с ним, произошло маленькое извержение в мозгу. Вечно читающий парнишка напомнил про меня. Как и Чита я взахлеб увлекался фантастическими и приключенческими романами. От школы до дома мне надо было пройти три километра от силы. Специально опоздав на автобус я добирался к себе пешком с открытой книжкой перед глазами. Интересно, что думали обо мне прохожие. Правда одна девочка спросила чем я так увлечен и узнала название книги. Вечером уроки делались за полчаса, остальное время я читал очередную порцию героических похождений Тарзана.

К стилю написания привыкать не надо. Открыл первую страницу и сразу оказался в теме. Легкое повествование заставляет забыть о времени. Спохватиться можно под финал истории и то из-за того, что она неожиданно закончилась.

Оценка : 10
«Далёкие горнисты»
–  [ 15 ]  +

darkina, 03 июня 2012 г. в 01:15

Повесть-сон, о чем предупреждается, в первых же абзацах. Меня поразила она тем, что и чувствуешь себя при чтении соответственно. В повести плывешь, воспринимая одновременно и вещественность окружающего мира и его нереальность (как во сне). Она полна светом, теплом, одуванчиками и совсем немного тревогой. В ней очень много ощущений — прикосновения травы, поцарапанная коленка, щекочущие лицо цветы, греющее плечи солнце, рана на руке, теплый комочек котенка за пазухой. Подчас все описано настолько ярко, что хочется проверить себя: а у меня кровь не течет? Но самое главное — это ощущение детства, словно ты сам вернулся туда, где самой большой проблемой было — найти друга и не предать. Потрясающе светлое и доброе произведение.

Оценка : 10
«Белый шарик Матроса Вильсона»
–  [ 15 ]  +

jdeep, 16 декабря 2011 г. в 13:39

Как по мне, очень сильная повесть. О Дружбе, о Надежде, о Человечности и о Самопожертвовании. И если в большинстве произведений Крапивина главными героями выступают обычные (ну или не совсем) дети, люди, то в этой повести мы наблюдает превращение холодной отстраненной, занятой проблемами мироздания, звезды в человека, со всеми как говорится вытекающими. Мне кажется не напрасно Яшка получился похожим не только на Лотика, которого он собственно и хотел скопировать, но и на всех главных героев цикла. В нем пожалуй собраны лучшие черты всех мальчишек и девченок, что так или иначе влияли и влияют на Великий Кристалл. И я признаться был очень рад финалу, так хотелось чуда, и настоящий друг детей Владислав Крапивин мне его дал.

Очень жалею, что так мало произведений Крапивина смог прочитать в подростковом возрасте (сейчас пытаюсь наверстать упущенное). Не считая «Мальчика со шпагой», мне попались к сожалению только «В ночь большого прилива» и «Голубятня на желтой поляне». Но и эти произведения оставили неизгладимый след в моей душе. Открывая для себя Крапивина заново, убедился, что не ошибся тогда, когда считал его одним из великих фантастов, которые в форме сказки (легенды, фантастики, фэнтези) учат как стать Настоящим человеком.

Оценка : 10
«Паруса «Эспады» [Цикл]
–  [ 15 ]  +

hhl, 24 апреля 2009 г. в 08:15

Взялся читать обнаружил что это оказывается и не фантастика. Но вдохновленный прочитанной серией про «Великий кристалл» решил дочитать до конца. Понятно что это детская литература (мне 36 лет), НО.... Снова очутился в своем детстве, во дворе с пацанами, в детском клубе «Эдельфейс». Просто на слезу даже пробило. Как все таки мы взрослея меняемся становимся черствее, циничней, равнодушней. Прочитав все на одном дыхании понял, что что-то не так я общаюсь со своей дочкой, часто кричу не делу — да если и по делу, все равно понимаю теперь что не стоило кричать, ругать.

Взрослые читайте Крапивина! Может станем тогда добрее, станем лучше понимать наших детей- сможем тогда воспитать хорошее поколение.

Оценка : 10
«Великий Кристалл» [Цикл]
–  [ 15 ]  +

Сат-Ок, 07 марта 2009 г. в 20:16

О причинах своего обращения к фантастике Крапивин говорит так: «Наверное, для того, чтобы проверить на прочность, на гражданственность моих «реальных» героев. Фантастика позволяет создать обостренные конфликты, ситуации, когда борьба идет не на жизнь, а на смерть — то есть ситуации в сегодняшней реальной жизни для моих мальчишек редкие, почти невозможные, хотя вполне реальные для мальчишек военных лет, например. Но мне-то важны сегодняшние мальчишки! Вот и сталкиваю их с необычными обстоятельствами. Таким образом, фантастика для меня — это создание экстремальных ситуаций, обстоятельств, в которых действуют сегодняшние реальные мальчишки!»

Цикл о Великом Кристалле. Наиболее известны из повестей, составляющих его: «Голубятня на жёлтой поляне», «Выстрел с монитора», «Крик петуха», «Застава на якорном поле», «Гуси-гуси, га-га-га…», «Белый шарик матроса Вильсона», «Лоцман».

Герои Крапивина – знаменитые «крапивинские мальчики» — полные гордого достоинства изобретательные и беспечные дети с чистыми прозрачными душами. Они приобретают в фантастических повестях необычные способности – лечить людей, дружить со звёздами, легко чуять всякую ложь и лицемерие. А главное – они могут путешествовать по граням Великого Кристалла.

Постижение тайн мироздания здесь достигается без сложных формул и приборов, но усилием благородного искреннего чувства, альтруистического порыва. Более того, этот способ постижения оказывается более органичным, чем иной, инструментальный. Время и пространство в космогонической модели Крапивина теряют определённость, их значимость предельно мала. В повестях о Великом Кристалле время зримо подчинено вечности, а пространство – многомерной беспредельности.

О параллельных мирах пишется давно и много. Но мало у кого структура запараллеленых миров оказалась столь чарующе притягательной.

Великий Кристалл описан во многих произведениях. Разные герои говорят о нём по-разному; наиболее полное описание дано в повестях «Крик петуха» и «Гуси-гуси, га-га-га..». Отец Витьки Мохова – пацана 11 лет, легко преодолевающего мембраны между гранями, – крупный учёный, нашедший научный способ проникновения в сопределье. Он пытается объяснить теорию Кристалла главному герою, а потом появляется сынок и вносит свои коррективы…

Мохов шагнул к панели. В чёрной глубине большого экрана повис зеленоватый, реальный — хоть пощупай — кристалл. Он был похож на полупрозрачный, заострённый с обеих сторон карандаш.

— Представим, что у Вселенной именно такое строение...

Корнелий кивнул:

— Я представил... Но тогда вопрос: почему мы не видим этой стройности в натуре? Галактики — это лохматые спиральные образования...

— Ну, голубчик мой! Вы рассуждаете как мой давний оппонент доктор д'Эспозито. Он хотя и доктор, но полный... простите. Нельзя же представлять модели так буквально. На самом деле данные здесь плоскости Кристалла — это многомерные пространства...

— Да, я понимаю.

— Материальные субстанции возникают именно внутри этих пространств. Это во-первых... А кроме того, даже наука кристаллография утверждает, что в местах нарушения кристаллических структур часто появляются спиральные образования. Как аномалии.

— Следовательно, мы — крупицы одной из аномалий, — усмехнулся Корнелий.

<…>

Мальчишка расставил ноги циркулем, поддернул на боках майку, сунул руки в тесные карманы. Склонил набок лохматую голову.

— А трактовка граней здесь принципиально не та. Число их бесконечно, значит, они должны быть вплотную друг к дружке... — Он выдернул руку, профессионально пробежался пальцами по рядам клавишей. Гранёное кольцо в глубине экрана потеряло свою ребристость, превратилось в круглую баранку. Лишь приглядевшись, можно было рассмотреть на нём частые, как на трикотажной материи, рубчики. Мальчик сказал со скромной назидательностью:

— Во... Грани вплотную, рядышком, значит, их соединение может случиться совсем легко, от одного маленького чиха. Только надо выяснить точно, от какого. Может, просто от желания...

— Великолепный научный термин «чих»! — взвинтился Мохов. — Небось опять с Мишенькой Скицыным занимались несусветным трёпом!..

Только сейчас Корнелий понял, что за сердитостью Мохов прячет громадное облегчение. Что во время всех прежних разговоров седой костлявый человек с бледно-синими глазами испытывал беспрерывную томительную тревогу вот за этого растрёпанного пацана. За сына. За негодного бродягу Витьку.

— Не, это я сам придумал, — скромно похвастался Витька. — Скицын, наоборот, спорит. Как, говорит, тогда быть с Мёбиус-вектором... Видишь, он признал твой вектор... Говорит, ребро-то все равно по прямой не пересечёшь, для перехода получается расстояние, равное одному витку, плюс-минус линия между точками. А виток, говорят, равен бесконечности...

— Наконец-то он сказал умную вещь...

Витька опять хихикнул:

— А в масштабах кристалла что бесконечность, что ноль — всё одинаково. Они сливаются...

Из уст подобного сорви-головы такие парадоксальные фразы могут быть восприняты как безответственные ляпы. И совершенно напрасно. Интуитивно Витька угадывает один из основных постулатов восточной философии, который всё больше находит применение в современной физике и, как это ни странно на первый взгляд, психологии.

Любая пустота таит в себе массу вариантов развития (пример – пустой кувшин, который можно наполнить чем угодно); просветление в буддизме недаром отождествляется с пустотой. Мир по восточным представлениям – майя, иллюзия, виртуальность – всё тот же нуль. Из этого следует потрясающий по красоте вывод: значит, и любая часть нуля – тоже нуль, следовательно, человек может при верном подходе обрести могущество всей вселенной. Эта простая схема – краеугольный камень всех систем психофизического совершенствования, будь то боевые искусства, йога или цигун.

Нуль – это и та неисчерпаемая кладовая энергии, утверждают физики, что заключена в космическом вакууме.

Несмотря на свои поразительные свойства, Великий Кристалл не самодостаточен. Наряду с ним существует ещё понятие Дороги. Дорога – это…

…Путевая полоса, бесконечно протянувшаяся сквозь грани совмещённых кристаллических пространств и хитросплетения темпорального континуума. А может быть, и сквозь межпространственный вакуум... Это обычный тракт — местами асфальтовый, местами мощённый булыжником, кое-где устланный плитами со старинными письменами загадочных цивилизаций. А иногда он — просто песчаный или земляной, с травянистыми обочинами и застоявшейся в тележных колеях дождевой водой. Идёт эта Дорога среди звёзд и миров, идут по ней люди разных времён. Порой встречаются те, кто давно потерял друг друга. Иногда находят то, что нигде в жизни найти не могли. А некоторые идут, зная дальнюю и тайную цель. Может быть, хотят даже отыскать смысл бытия... Сама Дорога бесконечна, и Время на ней бесконечно тоже. И возможно, кое-кто отыщет, что искал, поймёт, что хотел понять...

Какой бы сложной и многомерной ни была природа Великого Кристалла Вселенной, такое понятие, как Дорога, ещё более непостижимо. И в структуре Кристалла места для Дороги нет. Ибо Кристалл замкнут хотя и в бесконечное, но всё-таки в Кольцо, а Дорогу замкнуть нельзя. И если мы хотим иметь пусть и упрощённый, но зримый образ, то должны представить Кристалл, обвитый нескончаемым серпантином снаружи, вне своих граней.

«Функция Дороги абсолютна и милосердна, это последний шанс всякой живой души найти того, кого потерял, что-то исправить, что не сделал – доделать», — говорит Крапивин. Дорога размыкает пусть и колоссально огромную, но всё же замкнутость Кристалла. Однако эта замкнутость внешняя, в то время как внутри него происходит постоянное ветвление, углубление его сложности появлением новых пространств и времён. Дорога же, по сути дела, представляет собой не что иное как Дао – центральное понятие китайской философии. Это тот неуловимый и текучий центр мира, вокруг которого вращается всё мироздание. Это путь всех вещей, выход за рамки любых ограничений.

В отличие от многих современных фантастов Крапивин убеждён, что у человека есть возможность отделить добро от зла. «Добро в мире – изначально, — пишет он. — Оно родилось вместе со Вселенной. Зло возникло просто как отрицание добра и всего мира. Беда в том, что злу живется гораздо легче. У него ведь одна цель: уничтожить добро. А у добра целей две: во-первых, творить, строить, созидать мир, а во-вторых, защищать то, что сделано, от зла. Значит, и энергии нужно вдвое. А её у добра и зла, увы, поровну. Если же добро забудет о творчестве и направит усилия только на войну со злом, то погубит себя. Станет двойником зла».

Как раз в активной постановке данной проблемы заключается сила и непреходящая ценность творчества Командора Крапивина.

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 15 ]  +

Gorozanka, 24 января 2009 г. в 00:18

«Голубятня»- книга моего детства, я в отличие от взрослых прочитала ее в 12 лет. Это было замечательное время! Читала везде где только можно и нельзя было: на уроках под партой, в трамвае, ночью под свет батарейки присоединенной к маленькой лампочке. Я просто жила с теми ребятами, они же были моими ровесниками. Ну и детская фантазия делала своё огромное дело, я представляла себе, что герои ждут, когда же я открою книгу снова, чтобы продолжить свои приключения вместе со мной! В то время я читала только фантастические повести: Голубятню, Выстрел с монитора, Белый шарик. Меня тогда совсем не интересовали простые повести и сказки. Сказки и повести я оценила только когда сама стала мамой. И открыла для себя совершенно нового Крапивина! Вот ведь парадокс!

К сожалению дети мои как и большинство современных детей предпочитают интернет хорошей книге, и очень мало читают! Ритм современной жизни не оставляет шанса книге. Может и не все со мной согласятся, но я это говорю не только о своих детях, но и о детях своих знакомых и друзей... Мои ровесники как правило любовь к чтению получили в советском детстве (что ни говори, а было в том времени много, очень много хорошего и светлого), мы с подругой часто ругались из-за того что не могли поделить книгу! Сын сейчас смеётся, когда я ему об этом рассказываю. А ведь это правда!

А может и он откроет для себя Крапивина и его смелых мальчишек став уже совсем взрослым. Ведь эти истории не имеют возраста Я на это очень надеюсь!

Оценка : 10
«Острова и капитаны» [Роман-эпопея]
–  [ 15 ]  +

dashca, 27 ноября 2008 г. в 15:29

Пожалуй, это мой самый любимый роман Крапивина. Первый раз читала в «Уральском следопыте» со второй половины третьей части :-), потом долго искала начало. А когда в 97 году увидела двухтомник в магазине — глазам своим не поверила. Сразу купила и такая довольная шла, улыбаясь дождю и прохожим.. Лет пять очень хотела иметь эту книгу и она до сих пор со мной :-)

Оценка : 10
«Мальчик со шпагой»
–  [ 15 ]  +

Санёк Гончаров, 25 апреля 2008 г. в 10:07

Читал в далёком детстве. Серёга Каховский стал для меня образцом во всём. Со мной в детстве происходили подобные случаи: и в автобусе, и в школе. Я до сих пор не выношу несправедливости. После прочтения книги пошёл в секцию фехтования, но она оказалась закрытой, и я, пока запал не прошёл, устроился в соседнюю секцию — дзю-до... А дальше пошло: рукопашный бой, стрельба, боевые искусства... Спасибо вам, Владислав Петрович!!!

Оценка : 10
«Выстрел с монитора»
–  [ 14 ]  +

Никтонигдеиниког, 13 июня 2023 г. в 07:22

«Детские книги, которые не стоит перечитывать во взрослом возрасте, незачем было читать и в детстве»

Клайв Льюис

Что сказать, на гранях Великого Кристалла мне выпало жить в мире, где искренность воспринимается как слабость, где дружба сводится к скучным пятничным пьянкам, где любовь измеряется деньгами и выносится на публичные шоу, где стыдно быть добрым, где не принято помогать слабому, где господствует культ силы, а достоинством считается хитрость и изворотливость, именуемые удачливостью. Но знаю, есть и другие грани, и другие миры. С этим и живу.

«Выстрел с монитора», как известно, первый роман из цикла о Великом Кристалле. Мое знакомство с творчеством этого уральского писателя случилось вполне по-крапивински, летом, у бабушки как раз на Урале, где среди детских книг моей мамы я наткнулся на сборник повестей «Бегство рогатых викингов», «Белый щенок ищет хозяина» и «Брат, которому семь». В общем, как бы это правильно сказать…не крапивинские книги стали частью моей жизни, а скорее я стал частью жизни крапивинских книг. Крапивинский мир стал моим миром, а эти ребята, те самые «крапивинские мальчики» стали моими лучшими друзьями.

Итак, о самой книге. Я люблю ее за то, что эта история – так называемое «роад муви», приключение, случившееся в дороге. Лучше даже так – в Дороге! Павлик отправился в путь, он один, насторожен к окружающим и озабочен чем-то глубоко личным. Встреча с незнакомцем, тактичным и внимательным, знакомство с миром Реттерхальма, с Галькой, боевыми мониторами, учением о Великом Кристалле мадам Валентины, временными петлями, детьми койво, командорами. Реальность и фантастика переплетены в этой истории очень гармонично: «нездешний» Реттерхальм похож на наш прибалтийский город, а «такой как и все мы» Павлик Находкин обладает особыми способностями, выдавая в нем койво – ребенка вне границ этого мира. Сама история повести вполне цельна – завершается и путь Павлика, и драма Галиена. И эта же завершенная история намекает нам на большое продолжение, на новые драмы и испытания. В мире Кристалла есть что-то и величественное – мироздание, пространство, время, бесконечность, и хрупкое – дружба, честность, искренность детей, которые легко разрушить, но которые, в свою очередь, отчаянно противостоят этому разрушению, злу и несправедливости мира. И ничего нет сильнее этой детской дружбы, честности, веры в свою правоту, мальчишеского упрямства. Как велико это чудо, когда сила любви, тревога за сестру, желание быть дома перенесли героя во времени, когда дорога закончилась домом со светлым окном на втором этаже. Хочется надеяться, что Дом ждет каждого в конце Пути, что в итоге все грани Кристалла, образуя общую единую плоскость, сведут вместе всех хороших людей и будет мир, где не будет зла.

В завершении хотел бы сказать, что считаю все книги Командора причастными миру Великого Кристалла. Выделение отдельных произведений, образующих цикл, важно скорее для литературоведов, для меня, читателя, – крапивинский мир един, его герои постоянны, добро и зло в нем понятны и однозначны, он живет по одним законам, движим одними силами и наполнен общим смыслом.

П.С. Спасибо вам, Владислав Петрович, вы многое сделали для меня. Надеюсь, сейчас вы в лучшем мире и, кто знает, может мы еще встретимся на Дороге.

Только 10!

Оценка : 10
«Мальчик со шпагой»
–  [ 14 ]  +

nickkrsk, 22 февраля 2016 г. в 04:15

Очень добрый и светлый роман. О том, что порой так не хватает в нашей жизни: о справедливости, о верных друзьях и о детстве, куда так иногда хочется вернуться...

Оценка : 10
«Ковёр-самолёт»
–  [ 14 ]  +

Groucho Marx, 09 января 2016 г. в 19:58

На мой взгляд, «Ковёр-Самолёт» — лучшая книга Владислава Крапивина или, по крайней мере, одна из лучших.

Он всегда был силён (на уровне Валентина Катаева, никак не ниже) в воспроизведении воспоминаний о детстве. Его интонация, меланхолическая и сентиментальная, незабываема и действует на всех, кто хотя бы случайно соприкасался с описываемым миром, неотразимо захватывающе. Не знаю, как отреагировали бы на повесть «Ковёр-самолёт» читатели, никогда не бывавшие в советской провинции, но те, кто хоть раз пережил лето в глубине России, не смогут оторваться от этого завораживающего текста.

Я не знаю ни одного советского писателя, который бы так точно и так поэтично воспроизвёл бы саму ауру летних каникул. В советской литературе было много очень хороших «детских» писателей, но Крапивин несравним ни с кем из них. Разумеется, детство, описываемое в книгах Крапивина, идеализировано. Но эта идеализация мотивирована именно тем, что перед нами рассказ-воспоминание. Крапивин всегда смотрит в детство с позиции вспоминающего, и ритм проходящих перед читателем картин волшебен.

Оценка : 10
«Дети синего фламинго»
–  [ 14 ]  +

dmsl, 08 февраля 2015 г. в 01:25

Однажды, наша учительница начальных классов приболела и её подменила школьный библиотекарь. Она несколько уроков подряд читала нам эту повесть. Спустя три десятка лет всё что у меня было это впечатление. Ни автора, ни названия, ни сюжета я, разумеется, не помнил, но отпечаток в памяти остался такой, что уже будучи сильно немолодым человеком я озаботился вопросом: что же это было? Спасибо энтузиастам Фантлаба — это поистине бесценный ресурс.

Я хотел бы заметить, что Крапивин это абсолютно психоделический автор. Именно поэтому впечатление от его произведений остаётся на всю жизнь. Есть в его произведениях что-то галлюциногенное. Когда ребёнок читает их, он словно смотрит сон на яву. Жаль, что совсем немного мне удалось у него прочесть в нежном возрасте. Много упустил.

Оценка : 10
«Мальчик со шпагой»
–  [ 14 ]  +

natbaeva1960, 23 сентября 2013 г. в 10:45

Фантастика, говорите? В таком случае мы, старший отряд пионерского лагеря «Заполярник» в Геленджике, и были героями фантастики. Рвали друг у друга из рук эти журналы, читали кто с начала, кто с конца, и чувствовали, что это — абсолютно про нас! До мелочей! Вплоть до школьного любительского спектакля, секции фехтования во Дворце пионеров, собственных стихов и «одной на всех гитары».

Оценка : 10
«Великий Кристалл» [Цикл]
–  [ 14 ]  +

Bizon, 30 декабря 2012 г. в 23:18

Я лично Крапивина начал читать поздно. Абсолютно не согласен, что это детская литература. Самое время давать читать Крапивина подросткам в период становления в 13-16 лет. Хотя и позже он читается запоем. Сам я его начал читать с матроса Вильсона, опубликованного в журнале «Уральский следопыт». а потом начал целенаправленно искать книги именно из цикла про Кристалл. На мой взгляд это лучший цикл автора. А книги «выстрел с монитора», «голубятня на желтой поляне», «гуси-гуси» и «застава на якорном поле» должны быть прочитаны обязательно. Такие книги помогают определяться в жизни, делать выбор. У меня когда стало не складываться на работе я сел за Крапивина в очередной раз и сумел сделать новый поворот в жизни: уволился с работы, сменил профиль. По себе заметил тут особенность, что читаю Крапивина сериально: никогда не бывает что прочитал книгу и переключился на другого автора. После первой идет вторая и т.д. Потом перерыв на несколько лет, потом снова. Никогда не надоест, да и еще не все прочитано.

Оценка : 10
«Крик петуха»
–  [ 14 ]  +

Slad-Ko, 23 ноября 2012 г. в 10:30

Не вспомнить уже, сколько раз я читала эту повесть. Сейчас перечитываю всего Крапивина, потому что более убедительного доказательства существования чудес в повседневной нашей жизни я никогда не встречала. В существование Великого Кристалла я верю с детства, и с детства же верю в возможность прямого перехода между его гранями-мирами. И сейчас, читая эту повесть, снова ловила себя на желании попробовать, прыгнуть в пустоту, чтобы найти там светящиеся окна, за которыми ждут меня знакомые мальчишки и девчонки. И сейчас, как и много лет назад, это не кажется мне фантазией.

А вообще, книга, конечно, не об этом. Она о настоящей дружбе, о конфликте отцов и детей даже, наверное, о вере в справедливость. Это одна из тех книг, которые я постараюсь подсунуть для чтения своим детям.

Оценка : 10
«В ночь большого прилива»
–  [ 14 ]  +

darkina, 07 июня 2012 г. в 22:25

Это больше не сон. Возможно, впервые в творчестве автора реальность плавно перетекает в сказку, делает виток и возвращается, оставляя отпечаток на жизни (теле) героя. Читаешь, и видишь, как сквозь реальность проступает фантазия, а сквозь фантазию – реальность. Это создает с одной стороны ощущение сказки наяву, а с другой стороны, веру в то, что и здесь, в реальности, даже один человек – воин, судьбе можно сказать «нет», а верность и дружба могут творить чудеса.

Мне очень нравится в творчестве автора, что он всегда выступает против насилия, и что дети всегда понимают больше взрослых и не боятся бороться с ними. Конечно, дети тоже бывают разные и в конечном итоге они такие, как их воспитают родители. И все же эта вера в широту и открытость детской души очень трогает сердце, и очень хочется стать таким же другом для детей, какими становятся для них взрослые в книгах Крапивина. Именно поэтому эти повести полезно перечитывать не только школьникам.

Оценка : 10
«Трое с площади Карронад»
–  [ 14 ]  +

alexstar812, 15 августа 2011 г. в 17:27

Книга №1 для меня. Не только среди Крапивинских книг, а вообще из всей мировой литературы.

Во-первых, из-за Севастополя.

А во-вторых, самое главное, из-за лучшего на мой взлгяд описания мальчишеской дружбы в литературе, между Славкой и Тимом. (А я не мало на эту тему книг прочел). Да и у меня была в детстве был такой настоящий и преданный ДРУГ.

Звали его Сергей, и он к нам каждое лето в Тюмень на каникулы приезжал, к своим деду и бабушке, из Адлера.

Оценка : 10
«Оруженосец Кашка»
–  [ 14 ]  +

Witcher, 24 февраля 2011 г. в 00:18

Это история о двух молодых судьбах, слившихся воедино. История не о любви, а о дружбе. Той самой дружбе, о которой говорят, что она настоящая.

Кашка — маленький мальчик, замкнутый в таком же маленьком мире. Его душа жаждет приключений, но жизнь складывается так, что ему даже не с кем поделиться своими идеями...

Эпизоды истории Кашки показывают, насколько он нуждается в друге. Альпинист местный забияка, и простые люди, проезжающие мимо на поезде и никогда больше не возвращающиеся — все эти персонажи, мелькающие и исчезающие, являются ключевыми элементами для понимания внутренней жизни Кашки.

А история Володи — это история мальчика, полного сил и сугубо мальчишеских амбиций. Он наверное, нуждался в чем-то большем. Понять, в чем именно — значит попытаться осознать чувства.

Невольно вспомнилась трилогия Льва Толстого «Детство, Отрочество, Юность». Детские впечатления, переходный возраст, ложные идеалы, первые чувства. Здесь тоже всё это есть. Пусть не с таким тонким психологизмом. Но, как мне кажется, с более тонкой духовной основой. С этим огнем, полыхающем в душах маленьких мальчиков. Мы не можем на примере героев судить о детях в целом, но мы можем говорить о том, что же такое свет, который мы можем принять вместе с человеком, который просто-напросто «следует попятам».

И не могу не упомянуть шарм пионерских лагерей. Повесть, к тому же, очень летняя, хоть многие из сцен (не без идеи) и промокли от дождя.

Костер — как живой, он похож на жар-птицу,

Она мне сегодня, наверное, приснится... (с) Оруженосец Кашка.

Оценка : 10
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 14 ]  +

fan2mas, 15 января 2011 г. в 14:20

Эту повесть я прочитал в журнале «Урал», и она меня захватила и зацепила. Тот романтический флер, порою даже сновидный, который я всегда очень ценил в книгах Крапивина, в «Гусях...» достиг своего крещендо. Замечательный сюжет, человеческая трагикомедия, переоценка ценностей... А какой потрясающий мир! Я его видел, этот Город, этот Храм, этого жалкого Корнелия, оборачивающегося человеком. Прелесть! 10 баллов

Оценка : 10
«Дети синего фламинго»
–  [ 14 ]  +

Кисейная Барышня, 13 сентября 2008 г. в 20:58

Я совсем недавно познакомилась с творчеством Владислава Крапивина, и эта книга разительно отличается от ранее прочитанных в первую очередь тем, что она глубокая и серьёзная. Здесь есть смерть и боль потери. Это не просто что-то лёгкое, воздушное, приятное, под которое хочется вернуться в детство и снова увидеть мир глазами ребёнка. Эта повесть затрагивает действительно серьёзные взрослые проблемы, заставляет задуматься о личных и общечеловеческих ценностях, о справедливости и свободе.

А ведь мы действительо все живём на острове Двид под гнётом ящера. А ящер часто оказывается не там, где нам представляется. И мы не сопотивляемся, мы привыкли к ящеру, нам внушили, что он обеспечивает порядок — и мы свыклись с этой мыслью. И покорно бредём, понурив головы, слушая Крикунчика Чарли. Не потому что мы его любим, уважаем и верим ему, а потому что не видим иного выхода, да и не хотим его видеть, привыкли.

То, что объединяет эту книгу с другими книгами Крапивина — это крепкая дружба, детская искренность и непосредственность, благородный, честный, отважный герой — настоящий рыцарь. Пусть даже с деревянным кинжалом.

Оценка : 10
«Мушкетёр и Фея и другие истории из жизни Джонни Воробьёва» [Цикл]
–  [ 13 ]  +

natbaeva1960, 23 сентября 2013 г. в 23:49

Тем, кто твердит, что мальчишки Крапивина выдуманные, искусственные — очень рекомендую именно эту книгу.

Столь ювелирного проникновения в психику подростка мне встречать ещё не приходилось. В первой повести Джонни Воробъёву 6 лет, в последней — 11. И год от года он неуловимо изменяется — взрослеет!

И всё это без «воспитаний-назиданий», с великолепным юмором. Чего стоит хотя бы эпизод, когда Джонни позаботился о лысом женихе своей тётушки —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
предложил ему «средство от лысости». Средство оказалось непроверенным, лысина почернела, но Джонни был прощён — не всякий в его годы вообще способен на заботу о ближнем!

Оценка : 10
«Алые перья стрел»
–  [ 13 ]  +

Нойкед, 10 декабря 2012 г. в 14:38

«Младший из соавторов» в предисловии, напечатанном в «Отцах», кратко и по делу, с долей горькой иронии объяснил о том как и почему была написана эта повесть. Казалось бы, обычная история про обычных советских мальчишек конца 30-х годов ХХ века. Как всегда у ВПК белое белым, а чёрное чёрным, и ничего плохого в этом нет. Ничем не выдающаяся, на первый взгляд, история про предвоенное детство трогает за душу (тех, естественно, у кого эта самая душа осталась) и становится отчасти понятным как и почему наши отцы и деды, несмотря на непростое время смогли победить фашизм, построить промышленность, пронести в своих сердцах до смерти ту доброту и наивность, которой у нас нет и в помине.

Оценка : 10
«Далёкие горнисты»
–  [ 13 ]  +

eollin6, 23 марта 2012 г. в 15:41

Великая вещь великого мастера. В детском возрасте воспринял её всем сердцем. Вот она, кристально чистая романтика! Как, каким волшебством Крапивин смог понять и почувствовать чаяния 12-летних мальчишек и девчонок? Но он — сумел. И это не легковесная разухабистость тоже талантливого Булычева, нет. Это совсем другое — здесь щемит сердце тоской по приключениям, по какой-то нездешности, что ли? Волшебная, колдовская книга. Читать, читать, читать!

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 13 ]  +

Златая, 01 марта 2012 г. в 08:35

Я не смогу забыть то чудесное время, когда мне попалась эта книга в руки. Как она захватила, с головой утащив к себе, туда, в их мир, вела за героями... за детьми и косморазведчиком... «Мы тебя выдумали»... Детская игра, оказавшаяся чем-то большим. Смерть, не ставшая настоящей. Дети, вынужденые быть героями... Меня трясло временами, вцепившись в книгу... Книги Крапивина — это больше чем просто книги, просто сказки, просто романы... это... болше, чем просто книги. Они будто живут по каким-то своим законам.

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 13 ]  +

slovak, 03 января 2012 г. в 23:58

Как сейчас помню трепетный интерес и страх от подаренного ощущения «разваливающегося» мира, от страшной тени от бельевой веревки на стене возле которой нет веревки! Зачем они это делают? Разве стали бы мы тушить загоревшийся муравейник? Наверное все таки стали, а вдруг лес загорится....

А железная дорога? Да такой метафоры во век не сыщешь!

Для взрослых бы поболее таких книг. Мрак, но мрак первоклассный, заставляющий задуматься.

Оценка : 10
«Хронометр»
–  [ 13 ]  +

dispetcher28850, 07 июня 2011 г. в 15:44

Замечательная книга которую можно читать в любом возрасте. Книга про жизнь какая она есть без розовых красок, все по честному. Взрослые найдут в ней многое о детях. Ну а дети возможно лучше станут понимать взрослых. Очень понравился Толик. Да он не супер герой но главное в нем есть стержень в нем есть человек. Это то чего многим сейчас не хватает . Замечательно вписались в книгу исторические страницы из истории русского флота и истории русских моряков.

В общем читайте все кто любит книги про жизнь, людей и судьбы.

Оценка : 10
«Я иду встречать брата»
–  [ 13 ]  +

LENA56, 31 августа 2008 г. в 21:56

Одно из ранних произведений Крапивина, оно стоит особняком во всем его творчестве, хотя основное, крапивинское, естественно, есть — маленький, одинокий мальчик находит себе брата — много пережившего космонавта, вернувшегося на Землю будущего. Кто кому нужен больше маленький большому или большой маленькому?

Оценка : 10
«Мальчик со шпагой»
–  [ 13 ]  +

LAN, 23 января 2008 г. в 22:41

Любимая книга моего детства.

Роман, написанный прекрасным, живым языком учит основополагающим вещам: не лгать, не предавать, не идти на компромисс со своей совестью даже в мелочах. К сожалению, сейчас про это большинство авторов благополучно забывают.

А в какой увлекательной форме рассказывается про один год из жизни шестиклассника Сережи Каховского.

Некоторый анахронизм роман совершенно не портит (во всяком случае, для меня).

Классический Крапивин. До сих пор перечитываю с огромным удовольствием!

Оценка : 10
«Самолёт по имени Серёжка»
–  [ 13 ]  +

Keykeeper, 20 октября 2007 г. в 12:17

Так случилось, что Крапивин попал мне в руки, когда мне было уже слегка за двадцать. Именно эта книга. И как же она меня захватила!

Вот удаётся же автору под личину детской литературы прятать что-то глубокое-философское и очень позитивное. И, если честно, совсем не детское.

Красиво, чудесно и просто правильно. Рекомендую.

Оценка : 10
«Дети синего фламинго»
–  [ 12 ]  +

zotovvg75, 04 декабря 2021 г. в 18:27

Наверное одно из главных предназначений настоящей литературы-помочь человеку разобраться в самом себе и окружающей действительности. Желающим сделать это, в помощь даются прекрасные, умные книги, оставленные талантливыми писателями не только для своих современников, но и для последующих поколений. Владислав Петрович Крапивин показывая в этой повести вымышленный мир, невольно как в зеркале отразил нашу нынешнюю действительность. В книге так много явных параллелей, что я просто не могу обойти их стороной. Да, да, именно так, нужно только совсем немного желания и проницательности, чтобы увидеть в обществе острова Двид нынешнюю объективную реальность. Равновесие порядка-это убаюкивающая иллюзия спокойствия и процветания, в которую к сожалению склонны верить люди острова, под одурманивающие вопли Крикунчика Чарли. Как все это похоже на происходящее за нашим окном, а Крикунчик Чарли теперь живет в экране нашего телевизора. Любое талантливое произведение не есть отвлеченное писание, оно всегда в той или иной степени актуально для желающих снять розовые очки и пошире открыть глаза.

Именно такие люди столь опасны для Правителей острова Двид, именно для борьбы с ними и предназначался Ящер, чтобы ни у кого не возникло желание переделать свою жизнь. А для иллюзии бесперспективности борьбы была разработана целая полит.технология, в сети которой и попали Женька с Юлькой. И как следствие, у покорного населения рождается ключевая гибельная мысль: «С Ящером воевать бесполезно, поэтому надо приспосабливаться». В итоге само собой получается, что для счастья вовсе не обязательно к чему-то стремиться, о чем-то мечтать и хотеть чего-то нового, вопреки установленным порядкам. Помните, как поет Кипелов: «Может лучше лежать тенью забытой, на горячем песке, от страстей вдалеке, где царит тишина и вечный покой»? Нет, только тот может называться настоящим Человеком, кто готов жить вопреки этому!

Ведь в разговоре Женьки с мамой, Крапивин гениально дал свое понимание смысла человеческого бытия. Это заключается в радости от жизни, а самая большая радость-это любовь. И тогда ты придешь к конечной цели, вершине морального наслаждения- к ощущению счастью. Это можно испытать от самых простых и доступных вещей: солнечного утра, свежести зелени леса, лица любимой. Все это находится рядом с нами, только протяни руку, но почему-то такие простые вещи оказываются почти всем недоступными и в этом состоит один из самых главных жизненных парадоксов. Человек сам создает для себя фантом из ложных ценностей, погружаясь в которые, делает свое существование пустым и бессмысленным. А к этому умело подталкивает нас Ящер, как известно находящийся не только во вне, но и внутри нас. Поэтому победа ребят над монстром из озера, явилась лишь началом пути к свободе острова.

Крапивин не стал излишне идеализировать мальчишек, Женька с Юлькой испытали и панический страх и отсутствие стойкости. Но ведь настоящая твердая воля только куется в детстве, чтобы проявиться в уже взрослом возрасте. Главное не затаить в себе плохое, а чистые детские слезы всегда смоют проявившуюся слабину характера. Искренне пережить свое горе и стыд тоже дорогого стоит, а на помощь всегда придут верные друзья. Но гораздо тяжелее пережить смерть своего друга, всем сердцем ощутить безвозвратность потери, когда живой человек превращается всего лишь в воспоминание.

И ребята прошли через такие испытания, потому что познали то, что никогда не узнать Отшельнику. Они узнали Истину: нужно всегда быть Человеком, без отговорок и компромисов перед совестью, в самом себе, как в зеркале, отражая моральную меру своих мыслей и поступков. Тогда ты будешь Человеком и перед собственным внутренним Я, а когда ты уйдешь из этого мира, ты останешься Человеком перед Вечностью, перед крапивинским Великим Кристаллом.

А еще необходимо сделать свой трудный выбор, как это сделал Юлька. Нужно преодолеть успокаивающее чувство казалось бы выполненного долга, побороть желание оставить для других выполнение начатого тобой дела, а для Юльки, пересилить непреодолимую тягу маленького мальчика к своей маме. И такой выбор всегда стоит перед каждым человеком в какой-нибудь точке его жизненного пути. Вся трудность сделать такой шаг очевидна, но тем кому это удается, уготована велика награда-стать тем самым настоящим Человеком. Спасибо Владислав Петрович за то, что указали в данной повести путь к этому.

Оценка : 10
«Праздник лета в Старогорске»
–  [ 12 ]  +

mputnik, 02 декабря 2018 г. в 20:33

Удивительно тонкое, непередаваемо достоверное по сумме факторов восприятия, попадание в тему «мир детства — как параллельная реальность миру взрослых». Это не литература в обычном смысле слова — это некое мистическое словесное отражение того процесса «вживания» в эту параллельную реальность, которое представляет собой скорее что-то вроде инструкции или методики: «...расслабься, представь себе — вот пустырь, рельсы, вот рассвет затеплился...», и — хоп, ты уже там, тебе от силы 12 лет, ты видишь мир глазами ребёнка, и — самое главное — понимаешь, чем этот мир так разительно отличается от того угловатого, перегруженного условностями и непонятно зачем вообще существующего пространства-времени с именем «мир взрослых.

Короче, это надо читать. На словах — оно как-то коряво и не очень похоже.

Но вот что возмутило до жути — так это беззастенчивое воровство Голливуда. Помните «Люди в чёрном»? «Галактика на поясе Ориона» — помните? «...Галактика — лучший источник субатомной энергии в космосе. Если она достанется жукам, всем Аркиллийцам крышка...». Все сперли — полностью и подчистую: идею, суть возможной реализации и т.п. Крапивин придумал эту «искорку» за 15 лет до фильма, а они — такие-сякие нехорошие люди — даже не упомянули авторство! Да... дай им бог здоровья, что с них, убогих, взять.

Этот пример — всего лишь для того, чтобы ещё раз подтвердить простую и очевидную мысль: книга — гениальное произведение, Шедевр мирового уровня.

Без преувеличений

Оценка : 10
«Великий Кристалл» [Цикл]
–  [ 12 ]  +

Katik140878, 13 октября 2018 г. в 22:48

Из детства осталось смутное воспоминание о совершенно непохожей на другие, изумительной книге «Голубятня на желтой поляне». И когда мне было лет тридцать мы встретились снова. И первый раз в жизни взрослое восприятие книги ничем не перечеркнуло детское. Я читала её несколько раз и могу сказать- нельзя, невозможно лучше Крапивина объяснить, что такое дружба и каким надо быть человеком!

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 12 ]  +

Чайханщик, 13 августа 2014 г. в 20:24

Весьма странная для меня книга. Взрослые, мрачные мотивы переплетены с весёлой беззаботностью детства — сочетании несочетаемого.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В самой «детской» второй части, например, убивают робота Ваську
Не поймёшь, для кого именно писал автор.

Но всё же это замечательная книга. Изумительный крапивинский слог, интересный, не отпускающий сюжет, сложные противоречивые герои... Яр, опытный космонавт, мне поначалу казался нелогичным — просто взять и бросить все годы земной жизнь, своих товарищей ради полуреальной ребятни. Но поставив себя на его место — все связи с Землёй будут оборваны при возвращении, память о прошлом и печаль о не родившемся сыне не отпускают, а тут ребёнок, так удивительно похожий на... Понравился образ Читы, не отрывающегося от чтения мальчугана, но что он скрывает и от кого прячется за книгами?

Враги в этом произведении, извиняюсь за каламбур, не глиняные, у них есть свои мотивы, и своё понятие о морали. Для детской книги — большая редкость и несомненный плюс.

Своим детям я «Голубятню» читать не стану, а вам советую.

Оценка : 10
«Гуси-гуси, га-га-га...»
–  [ 12 ]  +

Biggrema, 30 сентября 2013 г. в 11:13

На мой взгляд сюжет весьма самобытен. В обсуждении насколько реально или не реально данное общество смысла не вижу. Это вообще не важно в данном случае. Самое главное в произведениях Крапивина — это всепоглащающая доброта и любовь, они несут тепло и свет, учат состраданию и самопожертвованию, их нужно преподавать в школе, в качестве обязательной программы. Хотя, возможно «Гуси-гуси,...» скорее произведение для взрослых, а не для юношества...

Оценка : 10
«Мальчик и ящерка»
–  [ 12 ]  +

namco 87, 12 сентября 2013 г. в 00:04

Последняя часть трилогии ставит все на свои места. История о пересекающихся измерениях, где идет упорная война с теми, кто велит, добирается к общему знаменателю. Мы встречаем всех героев из прошлых приключений. Некоторые чуть подросли (команда Яра), а Глеб из доброго романтика превратился в профессионального боевика. Появился новенький, сын Еремы, роботенок Васька. Тут меланхолия начинает душить с самого начала. Ты знаешь, что это последняя встреча с полюбившимися персонажами и скоро с ними прийдеться расстаться (никто не мешает через несколько лет, когда все подзабудется, снова окунуться с головой в эту сказку).

Общий враг героев, безжизненные манекены, статуи раскрывают окончательно свои планы по созданию разумной галактики. Через их поведение автор показал как важны наши чувства. Без них мы превратимся в таких вот болванов, смысл существования, которых направлен на сухие факты, построенные на математических соображениях. У них человеческие эмоции означают неминуемое разрушение формул и теорий обезличенного мироздания. Искорка героев дает возможность сущему продвигаться в различных направлениях, а не по одному пути (круговороту, который повторялся бы бесконечно и им можно было управлять). Все живое противоречит этой системе манекенов, даже маленькая ящерка.

Оценка : 10
«Праздник лета в Старогорске»
–  [ 12 ]  +

namco 87, 10 сентября 2013 г. в 18:11

После резкой концовки «Голубятни в Орехово» сразу же берешься за следующую повесть трилогии. Перед нами возникают совершенно новые персонажи. Они превосходно удерживают внимание на себе. Вечно сомневающийся Гелька, лихой Юрка и интеллигентный Янка та еще компания. Их дополняют еще двое: журналист Глеб (перенесся из другого измерения как Яр), да робот Ерема в прошлом уличный хулиган и шкодник. Приключения этой команды трудно забыть: создание искорки, праздник лета у детворы Старогорска, вагончик для сходок. За ребятами следишь из страницы в страницу, жадно глотая каждое предложение. В отличии от первой повести ты понимаешь когда наступит конец. Здесь нету внезапности. История движется к финалу по уходящей в бесконечность железной дороге.

Наверно из всей трилогии это моя любимая часть. Тут больше всего видна дружба мальчишек. Взрослые не сильно влияют на сюжет (Глеб не в счет), а только дополняют его. Из каждой строчки тебя зовет жаркое лето, сдобренное беспечностью. Хочется опять стать 12 летним и отравиться на помощь главным героям. На последней главе становится так тоскливо из-за того, что заканчивается сказка. По другому не может быть. Такая форточка в детство не должна становиться огромным опусом. Именно краткость позволяет «Лету В Старогорске» вцепиться в тебя надолго и не отпускать годами. Потом можно повторить; ощущения будут такими же.

Оценка : 10
«Та сторона, где ветер»
–  [ 12 ]  +

Finefleur, 01 июля 2012 г. в 18:01

Прекрасная подростковая литература, книга о становлении и взрослении — всё верно, и всё-таки не хочется говорить штампами. Хотя одно определение абсолютно подходит этой повести — «книга на все времена». Потому что во все времена есть мальчишки, которые находят в себе силы подняться, вырасти над обывательским мирком. Растут, чуткие не к словам, а к поступкам взрослых. Вряд ли в Яшкиной семье вели разговоры о высоком — почему же он не прошел равнодушно мимо попавших в беду малышей? Возможно, потому, что его родители не остались равнодушными к судьбе маленького Саньки.

В книге несколько ярких героев, для меня они все — главные. А символ её — Илька, настоящий крапивинский Братик, легконогий ветерок, тянущийся к добру, справедливости, как воздушный змей к небу. Забота о нем, младшем братишке, сближает старших ребят, делает их дружбу прочнее и серьезнее. И снова — вспомните: «Таких слов Генка говорить не умел», «не понимал, как вообще можно об этом вслух говорить». Владислав Петрович не просто умеет — наверное, он один имеет право и полномочия говорить об этом от имени поколений, не боящихся идти навстречу ветру.

Оценка : 10
«Голубятня на жёлтой поляне»
–  [ 12 ]  +

сталинград, 28 марта 2011 г. в 19:49

Помню 83-85 годы, еще десятилетним каждый день бегал в библиотеку, чтобы узнать, не пришло ли продолжение в «Уральском Следопыте»... Эх, сейчас бы вернуть те эмоции... Именно на этих книгах когда-то учился, воспитывал характер, сейчас таких уже не пишут

Оценка : 10

  Страницы:  1 [2] 3  4  5  6 . . . 17 18 19 20 21   (+10)»



⇑ Наверх