Томас Лиготти отзывы

Все отзывы на произведения Томаса Лиготти (Thomas Ligotti)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 103

  Страницы: [1] 2  3 

«Песни мёртвого сновидца»
–  [ 16 ]  +

Zlydeni, 11 апреля 2018 г. в 16:12

Томас Лиготти для меня один из тех авторов, к которым я испытал любовь с первых строк. Первые рассказы, которые появились на русском — «Вастариен», «Сон манекена», «Бледный клоун», — заставили меня жить в ожидании — когда же отечественные издательства возьмутся за этого автора вплотную. И вот, первые два авторских сборника опубликованы на русском.

Лиготти отличается от большинства современных популярных писателей ужасов, которые известны в России. Не Кинг, не Баркер, не Лаймон, не Маккамон, спасибо Господи — не Кунц... Я бы не сказал, что Лиготти — это некое суперсложное и гиперинтеллектуальное чтиво — до Умберто Эко и Сарамаго, заставляющих своих почитателей напрягать эрудицию, Томасу Лиготти далеко. К тому же автор, кажется, плевать хотел на читателя — развлечь последнего страшилкой Лиготти не стремится.

Лиготти — интроверт, страдающий от приступов депрессии и некоторых фобий. У него есть определенный взгляд на жизнь, мировоззрение, которое накладывает отпечаток на его прозу. Во всех рассказах авторское Я легко узнаваемо и задает свои правила.

Ужас здесь того самого — глобального характера. Даже в рассказе, где присутствуют вампиры, акцент смещен на экзистенциальный ужас главного героя. А в самом первом рассказе, «Проказник», в котором фигурирует маньяк-детоубийца, над читателем довлеет ощущение, что настоящий ужас скрыт и он шире нашей объективной реальности.

Да, если очистить рассказы Лиготти от множества размышлений, которые он ведет, то сюжеты абсолютно всех не только просты, но даже и типичны для литературы ужасов. Но литература эта, опять же, не для развлечения. Для размышления, для обдумывания после прочтения, для того, чтобы потом задавать себе вопросы — «Кто мы? И что мы знаем о действительности? И что скрывается в областях, скрытых от нашего ведома? И что будет, если это скрытое однажды ворвется к нам — в наш мир?»

Никаких ярлыков навешивать не буду. Пусть кто угодно обзывает это лавкрафтовскими ужасами, или интеллектуальными ужасами, или философскими ужасами. Это просто качественная литература — в первую и последнюю очередь.

Если вам близки по духу такие авторы, как Мэтью Фипс Шил, Бруно Шульц, Валерий Брюсов, Леонид Андреев, Владимир Набоков или Федор Сологуб, то и Лиготти займет свое место в вашем сердце.

Оценка : 10
«Медуза»
–  [ 16 ]  +

LAS, 05 сентября 2009 г. в 19:58

«What a surprise!

A look of terminal shock in your eyes.

Now things are really what they seem.

No, this is not a bad dream»

Вырванные из социального контекста известной песни Pink Floyd эти слова как нельзя более точно передают один из главных мотивов творчества Томаса Лиготти и основную, на мой взгляд, тему рассказа «Медуза». Лиготти пишет о причудливых философских теориях и визионерских откровениях, которые приоткрывают завесу над некими злыми и чуждыми человеку силами, которые скрываются за привычными вещами, или даже над истинной природой реальности, которая сама по себе глубоко враждебна человеку и попросту опасна для его разума.

Лавкрафт в свое время описывал силы настолько недоступные человеческому восприятию, что один их вид мог бы свести человека с ума. Но для Лавкрафта эти силы всегда были неким внешним злом, олицетворением безжалостных к человеку сил природы или космического холода. У Лиготти ужас исходит из привычных, обыденных вещей, в том числе и из самого человека, и это всегда вопрос личного восприятия, а не внешнего воздействия.

Метафизическая одиссея героя «Медузы» философа Люциана Дреглера в поисках истинной природы повседневности приходит к финалу, который оставляет больше вопросов, чем дает ответов. Разобраться в происшедшем в финале «Медузы» (точнее в значении происшедшего) не намного легче, чем в хитросплетениях «Внутренней империи» Линча. Что представляет из себя тот образ реальности, который доступен человеческому восприятию? Иллюзию? Кривое отражение? Какова реальность на самом деле? и стоит ли вообще человеку об этом знать? И может ли человек в принципе увидеть и осознать эту истинную реальность или за собственные рамки не выйти, и Медуза пресечет все попытки это сделать?.. Но, как известно, правильно поставленный вопрос уже своего рода ответ...



P.S. Обратил внимание, что из прочитанных мной рассказов этого автора, можно сделать определенный вывод. Поздние рассказы («Эта тень, эта тьма» и «Чистота») просто жутко не понравились, скучно, нудно, довольно неприятно и совсем неоригинально, а вот ранние вещи, написанные в 80-х и первой половине 90-х, произвели сильное впечатление (лаконично, поэтично, оригинально и действительно страшно).

Оценка : 10
«Шут-марионетка»
–  [ 10 ]  +

Rovdyr, 16 октября 2018 г. в 08:41

Рассказ The Clown Puppet стал для меня определяющим при оценке таланта писателя Томаса Лиготти. До того я прочитал около дюжины его произведений, и что-то мне понравилось, а что-то не особо; но в любом случае не возникло ясного понимания, считаю ли я Лиготти тем писателем, чей творческий талант действительно соответствует моему интересу и вкусу.

«Бледный клоун» я выделил не за сюжет (который, как в большинстве произведений Лиготти, не является сильной стороной) и даже не за выразительную психоделическую атмосферу. Выделил я его фактически всего за одну фразу из первого абзаца, часть которой я приведу в отзыве:

«Давно уже кажется, будто все мое существование представляет собой сплошной — и надо сказать, нелепейший — бред. Сколько себя помню, каждое событие, каждое стремление в моей жизни оказывалось на поверку лишь очередной, ярко выраженной бессмыслицей, совершенной в своей бессмысленности.»

Есть поговорка про то, как ложка дегтя портит бочку меда. Здесь же эта фраза в моем восприятии сыграла противоположную роль — она оказалась той ложкой меда, что спасла бочку дегтя (насчет бочки дегтя я, конечно, утрирую — рассказ в общем вполне сносный).

На основании своего достаточно богатого читательского опыта я могу уверенно утверждать, что если фраза такого содержания не произвела в моем восприятии ни тени впечатления фальши, пошлости и пустой претенциозности, то автор ее — воистину талантливый писатель. И это мое мнение не изменилось, даже несмотря на невысокое мнение о некоторых других книгах Лиготти, что я прочитал после «Бледного клоуна».

Оценка : 10
«Эта тень, эта тьма»
–  [ 10 ]  +

Rovdyr, 08 октября 2018 г. в 07:33

Рассказ Томаса Лиготти «Эта тень, эта тьма» я оценил высоко не за его художественные достоинства. Таковых тут мало (назову умело созданную гнетущую психологическую атмосферу и образ депрессивной локации), да и назвать это произведение художественным можно лишь с большой натяжкой. Но это обстоятельство в моих глазах является как раз положительным аспектом, так как в результате достаточно глубокого знакомства с творчеством Лиготти я убедился в том, что в большинстве случаев, чем больше этот автор вносит художественных элементов (в особенности активного действия и диалогов), тем хуже для моего восприятия.

«Эта тень, эта тьма» — по сути своеобразное философское эссе, в котором в более или менее компактной форме выражены некоторые ключевые моменты мировоззрения Томаса Лиготти. О компактности я говорю не просто так; дело в том, что Лиготти написал философский трактат «Заговор против человека», который имеет объем раз в 7-8 больше, чем «Эта тень», и при этом читается тяжело и нудно. Кстати, забавно то, что в рассказе «Эта тень, эта тьма» Лиготти иронично ввел в качестве одного из второстепенных персонажей самого себя как автора книги «Исследование заговора против человечества» — прием, мне весьма понравившийся.

На самом деле, философия (или мировоззрение) едва ли подлежит объективной оценке; ее можно понимать и, возможно, разделять. В этом случае она может произвести сильное и глубокое впечатление — собственно, в этом причина того, что я оценил рассказ высоко. Описывать подробно это мировоззрение я, конечно, не стану. Скажу лишь, что оно выражено здесь посредством прозрения, или просветления, главного героя, которое можно совершенно четко определить и противоположным термином — помрачение. Главный герой избавляется (во всяком случае, так он считает) от иллюзий в понимании и восприятии мира. И его понимание декларируется следующей фразой-манифестом:

«Наши тела ведь всего лишь одно из проявлений энергии той активизирующей силы, которая приводит в движение все предметы, все тела в этом мире и позволяющей им существовать так, как они существуют. Эта активизирующая сила несколько подобна тени, находящейся снаружи всех тел этого мира, но внутри, пронизывая их все насквозь, — вседвижущая тьма, которая сама по себе не имеет субстанции, однако движет все предметы в этом мире, включая и предметы, которые мы называем нашими телами».

Возьму на себя смелость назвать эту философию «черным даосизмом».

Оценка : 10
«Вастариен»
–  [ 8 ]  +

Rovdyr, 14 ноября 2019 г. в 08:56

«Вастариен» — один из моих любимых рассказов в творчестве Томаса Лиготти. Он органично аккумулирует в себе и темную атмосферу, и психоделичность, и завораживающую странность (в том смысле, что характеризует жанр weird fiction). В центре произведения находится Вастариен — фантомный иллюзорный город (кстати, описанный просто изумительно), который как магнит притягивает сознание главного героя. Концовка вполне предсказуема, и ее даже можно признать тривиальной (не вижу резона скрывать под спойлером то, что ей является безумие героя), но это никак не портит качество драматургии рассказа.

Не знаю, что вкладывал Лиготти в название «Вастариен», но лично для себя я интерпретировал его следующим образом. Vast по-английски означает «обширный»; rien по-французски означает «ничто». Получается гибрид, который неизбежно должен привести главного героя к ментальной катастрофе.

Оценка : 10
«Школа тьмы»
–  [ 8 ]  +

Rovdyr, 25 декабря 2018 г. в 07:40

«Школа тьмы» относится к тем рассказам, что наиболее ярко передают мировоззрение и философские взгляды Томаса Лиготти. В его творчестве Тьма (ввиду огромной значимости этого понятия я пишу его с заглавной буквы) являет собой, как я понимаю и воспринимаю, всеобъемлющую онтологическую бессмысленность. Можно добавить эпитеты — зловещая, ужасающая и т.п., ибо художественными средствами Тьма выражается во многих рассказах Лиготти (в том числе в «Школе») как деградация, дегенерация, отвратительный гротеск, трансцендентный хаос.

Сильное впечатление, которое произвела на меня «Школа тьмы», обусловило резкий эмоционально-интеллектуальный отклик в моем сознании. Оказались в этом отклике и согласие с такой философией, и возражение ей, причем эти противоположные друг другу реакции были вызваны одними и теми же вещами.

Необходимо также прокомментировать вышеуказанные художественные образы — уродливые люди, мерзкий антураж. По совокупности моего знакомства с литературой Лиготти я сделал вывод, что это его наиболее типичный прием. Мне, в общем-то, нравится этот мрачный стиль, но все же думаю, что автору не следует чрезмерно увлекаться им, ибо это выглядит слишком явным проявлением двойственности. А в силу двойственности напрашивающаяся полемика с выражаемым этим рассказом мировоззрением неизбежно будет апеллировать к тому, что в мире полно красивых успешных людей и великолепных благополучных мест.

По моему же убежденному мнению, если уродливые образы характерны для школы Тьмы, то Ее академия очень часто имеет фасад респектабельности.

Оценка : 10
«Тсалал»
–  [ 7 ]  +

chuvaksurala, 30 апреля 2020 г. в 20:09

Дело Лавкрафта живет и процветает. Возможно и не умер он вовсе, а продолжает вещать в наш мир чужими устами и руками. Оказывается есть еще на земле странные, увядающие, погруженные в морок города, стоящие на пограничье миров, где ткань реальности истончается. Оказывается, не перевелись еще адепты ужасающих культов, редких и неслыханных. Культов, через жуткие ритуалы взывающих не к древним богам в глубинах, но к самой Тьме — бессмысленной и безразличной, способной осквернить и разрушить дарованную людям иллюзию реальности. Сможет ли человек понять суть себя, своего мира и той Тьмы, к которой он взывает? Сможет ли побороть искушение обрести смертоносное знание во славу пустоты и вечности?

Конечно же Лавкрафт давно умер. И вертится сейчас в своем гробу. От счастья, что дело его живет и что борьба с Тьмой продолжается.

Браво, Лиготти!

Оценка : 10
«Чистота»
–  [ 7 ]  +

batguguy, 03 апреля 2011 г. в 11:12

Шедевр! Читал всего переведенного Лиготти — самобытнейший человечище! Хочется, чтоб почаще его переводили. Складывается впечатление, что в аннотациях навязывается мнение, что Лиготти пешет в жанре хоррор. Это не совсем точно. Вещи скорее экзистенциальные, их не нужно понимать дословно. Яркий пример — рассказ «Медуза». Там медуза — это страх, которому дано имя.

Оценка : 10
«Эта тень, эта тьма»
–  [ 7 ]  +

Claviceps P., 07 июля 2008 г. в 03:20

Сложный, серьезный, философский рассказ – как и многое у Лиготти. И написано это как раз прекрасным литературным языком, в стиле с минимумом диалогов, что роднит его со старыми классиками вроде По или Лавкрафта… И кому-то разумеется будет скучно...

Несмотря на 10 – есть у автора и более поэтичные, более врезавшиеся в меня тексты.

Оценка : 10
«Дом с верандой»
–  [ 6 ]  +

Rovdyr, 17 февраля 2020 г. в 08:39

В замечательном рассказе Томаса Лиготти «Дом с верандой» я выделил два компонента.

Первый — визионерские вставки-повествования (точнее, полноценная вставка одна, прочие упоминаются вкратце и являются приложением) о неких мрачных уединенных местах, где царят мертвенный покой и гипнотическая тишина. Этот компонент я оцениваю как великолепный и поистине волшебный.

Второй — собственно действие, показанное от лица главного героя-рассказчика. Он прослушивает аудиокассеты, на которых записаны вышеуказанные повествования, и излагает свои мысли и впечатления. В действии нельзя не отметить некоторый сумбур и недостаточную ясность, и вдобавок слишком много мелких деталей, необходимость которых вызывала у меня сомнение (например, зачем автор несколько раз говорит об огромных наушниках — какая для сюжета разница, какого они размера?).

Но некоторые погрешности второго компонента полностью растворились в важности соображений главного героя. Одно из них, как суть крайне значимой для меня концепции, я считаю нужным процитировать:

« <…> что он был анахоретом, исследующим мрак существования сквозь призму трех суровых положений: никуда не ходить, ни с кем не знаться, ничем не заниматься».

Мне достоверно неведомо, знаком ли Томас Лиготти с учением даосизма. По моему убеждению, в своем творчестве он не раз высказывал принципы того, что я определяю как «черный даосизм» (т.е. философия Пути мрака). И разве может быть случайной такая близкая аналогия приведенной мной цитаты с одной из ключевых идей в даосском трактате «Чжуан-цзы» (глава XXII)?

«Не задумывайся, не размышляй — и ты познаешь Путь. Нигде не находись, ни в чем не усердствуй — и ты претворишь Путь. Ничему не следуй, никуда не стремись — и ты обретешь Путь».

Оценка : 10
«Нифескюрьял»
–  [ 5 ]  +

Reading, 06 января 2018 г. в 22:23

Этот рассказ очень четко демонстрирует основное направление творчества Лиготти – показать воображению читателя ужас таким, чтобы он смог ощутить восхищение и страх одновременно. Завеса, за которой таится запредельное зло поднимается ровно настолько, чтобы это стало возможным. Но ведь за ней еще столько всего… И оно манит, гипнотизирует, затягивает, как бездна и итог будет соответствующим. Это дорога без возврата.

Читая рассказ создается впечатление, что еще немного и ты увидишь, узнаешь, почувствуешь больше, чем способен вынести, осмыслить, осознать.

За переданную атмосферу непостижимого ужаса и за победу над ним – высший бал.

Оценка : 10
«Les Fleurs»
–  [ 4 ]  +

AndreyBelyakov, 10 февраля 2024 г. в 22:35

Гениальный рассказ.

Ненадёжный и отрицательный рассказчик в духе «Лолиты» Набокова, «Американского психопата» Эллиса, «Ты» Кэролайн Кепнес, «Поцелуя перед смертью» Айры Левина и романтического арт-слэшера от первого лица «Маньяк» с Элайджей Вудом повествует о своих романтических и криминально-сверхъестественных похождениях.

Страх и напряжение, как и в упомянутых произведениях, строятся на взгляде на наивную и неинформированную потенциальную жертву через глаза опасного злодея.

Один из лучших и наиболее доступных рассказов Лиготти, который стоит прочитать всем.

Оценка : 10
«Песни мёртвого сновидца»
–  [ 4 ]  +

Дизель78, 26 октября 2023 г. в 08:36

не знаю для кого как, а для меня «Песни мертвого сновидца» совершенно не предстали как сборник рассказов, мне реально казалось что вот-вот выскочит болванчик и соединит все эти разрозненные, и тем не менее похожие сны, воедино в заключительный такой финал,... на протяжении всей книги чувство такое , будто кто-то засыпал и наоборот не мог заснуть, и видения один за одним рассказом нахлынули с головой в омут знакомства с ними, и поэтому я хотел не останавливаться, и поэтому проглатывал один за одним вкусные, дрожащие и пугающие истории,... очень сильно торкнуло в память «Заметки о том, как писать ужасы», причем ладно бы просто рассказать как их писать ,а тут превратить из вариаций финалов и стилей написания в действительности ужасный в итоге рассказ, браво, теперь неожиданно для себя, провожу параллель с этой статьей и проецирую на каждый следующий роман или рассказ те советы, вот она завязка ага, а вот он стиль да да, а вот изюминка ГГ и всей истории точно...)))

Отдельная благодарность переводчику за мастерски переведенную и четко повторенную атмосферу писателя, неожиданное знакомство с которым для меня порадовало и удивило, очень качественный хоррор,... облога идеально передает атмосферу начинки книги, настрой именно такой, в каком состоянии мучается от бессонницы распятый образ, в короне, и на кресте, и во снах, мертвых снах, мертвого сновидца, ах...

второй сборник в книге не менее вкусный, сплю и вижу сны наяву, страшные сны, живые сны, чем то похожие на восставших из ада, чем то на Лавкравта с его ктулху, в целом ну очень красиво и интересно получилось,... хочется перечитать снова...

Оценка : 10
«Дом с верандой»
–  [ 3 ]  +

AndreyBelyakov, 12 февраля 2024 г. в 13:51

Рассказ Томаса Лиготти из его серии рассказов про арт-богему (в которую также входят «Teatro Grotesco», «Бензозаправочные ярмарки», «Северини» и «Эта тень, эта тьма») сочетает юмор, дар обнаруживать удивительное и пугающее в окружающей всех нас банальной повседневности (сам Лиготти родом из депрессивного Детройта, поэтому в описываемых им пейзажах запустения и упадка крайне много знакомого найдут жители России) типа малобюджетных арт-галерей, пустых библиотек, автобусных остановок ранним утром — и исследует грань между ценителем искусства и маньяком/сумасшедшим.

Рассказ обладает довольно внятным сюжетом и понятной наиболее вероятной трактовкой произошедших событий, хотя в нём, как в фильмах Линча или «Сиянии» Кубрика остаётся элемент недосказанности и некоторый простор для разных трактовок.

Любопытным образом по приёмам и описываемым феноменам рассказ перекликается с «Чёрным монахом» Чехова.

Оценка : 10
«Церковь Бога-Идиота»
–  [ 3 ]  +

AndreyBelyakov, 10 февраля 2024 г. в 23:52

Первый рассказ Лиготти, с которым я познакомился — и в целом хороший рассказ, чтоб начать знакомство с его творчеством: одновременно довольно доступный и очень мощный.

Берём демиурга из мифологии Лавкрафта, добавляем анонимную вневременную реальность в духе Борхеса, приправляем чужими технологиями и телесным хоррором в духе серии игр Half-life и фильма «Района №9» (которые, в свою очередь, сами наследуют эстетике и мифологии Лавкрафта, а возможно заимствовали и напрямую у Лиготти — появились они сильно позже данного рассказа).

На мой взгляд из остального творчества Лиготти данный рассказ выделяет какое-то спилберговское ощущение чуда, пусть и максимально зловещего.

P.S.: Для понимающих английский могу от души порекомендовать вот такую отличную «аудио-экранизацию» данного рассказа, с музыкой и атмосферными звуковыми эффектами — https://podcasts.apple.com/ru/podcast/the...

Оценка : 10
«Демонический преследователь мистера Якоба, учителя»
–  [ 3 ]  +

Kiplas, 21 июля 2012 г. в 19:18

Все рассказы из сборника довольно мрачные, но этот, пожалуй, самый тоскливый. История одиночки, жизнь которого испортил вампир, терроризирующий окрестности, буквально сочится унынием и безысходностью, и самое страшное в том, что и в жизни полно таких вот хрупких людей, которых может свести в могилу даже слух о смертельной эпидемии.

Оценка : 10
«Чистота»
–  [ 2 ]  +

AndreyBelyakov, 29 марта 2024 г. в 13:33

Рассказ относится к суб-жанру хоррор-триллера, сюжет которого состоит из практически непрерывных шьямалановских «твистов» (в кино подобной конструкции подчинены, например, такие фильмы как «Мученицы», «Совершенство», «Ничего хорошего в отеле Эль-Рояль», «Смертельная ловушка», многие корейские триллеры). Как и в большинство произведений подобного рода, к непрерывному ощущению удивления и шока добавляется большая доля юмора, пародии и деконструкции жанра. Заканчивается рассказ, опять же в полном соответствии с правилами жанра, продуманным «панчлайном», к которому подводит начиная с самого первого абзаца. В общем этот рассказ имеет максимальный массовый потенциал (и в том числе потенциал кино-экранизации в умелых руках) и зайдёт даже многим из тех, кому менее развлекательное, более депрессивное и безнадёжное творчество, типичное для Лиготти, покажется слишком тяжёлым для восприятия.

Оценка : 10
«Заметки о том, как писать "хоррор"»
–  [ 2 ]  +

AndreyBelyakov, 29 марта 2024 г. в 07:56

Чуть ли не вообще самый-самый по-настоящему пугающий (по крайней мере в конце) рассказ во всей библиографии Лиготти, использующий довольно клишированные и наивные, и потому вызывающие скорее иронию и скуку, чем страх, примеры конструирования ужастиков, приводимые рассказчиком в начале, как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
одновременно контраст и трамплин для прыжка в линчевско-баркеровское безумие его реальной жизни в конце.

Данный практически беспроигрышный в хорроре приём долгого и скучноватого «сетапа» обыденной реальности вызывает ассоциации с такими выдающимися фильмами жанра, как, например, «Дом дьявола», «Кинопроба», «Одержимая», и в особенности «Малхолланд-Драйв» Дэвида Линча

.

Оценка : 10
«Нифескюрьял»
–  [ 2 ]  +

Frogman, 06 января 2024 г. в 20:14

Болотно-зелеными чернилами

Начертанная в манускрипте тайна

  За нашими за спинами

  Скрывает лик Нагайна.

   Иду по парку серому

   Вдали смех Пучинелли

Быть может, мы в последний раз

    От ужаса прозрели.

Оценка : 10
«Задача без решения»
–  [ 1 ]  +

snegilecter, 04 сентября 2021 г. в 20:59

Лучшее, что я пока читал у Лиготти! Действительно глубокая и неординарная вещь.

Оценка : 10
«Вастариен»
–  [ 0 ]  +

AndreyBelyakov, 29 марта 2024 г. в 13:10

Один из самых знаковых и удачных рассказов Лиготти, своеобразная хоррор-фэнтези-версия «Книги песка» и «Алефа» Борхеса про книгу, являющуюся порталом в другую реальность. Стоит читать всем наряду с такими его классическими рассказами, как «Нифескюрьял», «Церковь Бога-Идиота», «Шут-марионетка» и «Утерянное искусство сумерек».

Оценка : 10
«Градоначальник»
–  [ 13 ]  +

oldrich, 19 января 2013 г. в 20:19

Пожалуй, лучший из примерно десяти прочитанных у Лиготти рассказов, здесь нет банальных жанровых штампов, как в концовке «Последнего пира Арлекина» или чрезмерной философии ради философии, как в «Эта тень, эта тьма». Это хорошо написанная история на стыке Кафки и Эйкмана, с интересной идеей, тщательным узакониванием абсурдности и ненавязчивым, почти незаметным чувством юмора. Удивился, что на английском проза Лиготти вполне плавная и элегантная, непонятно откуда же берется такая тяжеловесность и неповоротливость в его русских переводах? Возможно ли вообще адекватно перевести столь тонко выверенный язык автора с его особой мелодикой на совсем другую мелодику русского языка? Остается только ждать и надеяться...

Оценка : 9
«Заговор против человеческой расы»
–  [ 12 ]  +

DIMON, 05 апреля 2016 г. в 20:48

Одна из основных тем книги — философия антинатализма, т.е. отказа от размножения по моральным причинам. Лично мне доводы автора в пользу этой философии показались убедительными, но браться за эту книгу в хорошем настроении точно не стоит — Лиготти не любит жизнь, не любит людей, и ему очень хорошо удается «заразить» этой мизантропией читателя.

Оценка : 9
«Сон манекена»
–  [ 12 ]  +

alex1970, 26 мая 2014 г. в 10:30

Название романа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах» неоднократно всплывало в мозгу при чтении этого очень странного и завораживающего рассказа.

Вроде бы простая история, изложенная в письме психоаналитика, сначала кажется ничего не значащей, затем начинает вызывать тревогу, затем не то чтобы пугать, но создавать дискомфорт.

Вязкий текст, будто сам оказался в кошмарах персонажей.

Автор не дает однозначной трактовки как происходящего, так и личности персонажа. Каждый читатель может сам решить, кто же автор письма и что же там случилось

Оценка : 9
«Чудо сновидений»
–  [ 9 ]  +

chuvaksurala, 21 апреля 2020 г. в 20:30

Первое, что нужно знать об этом рассказе — это очень красиво! На моей памяти это самый стилистически выверенный рассказ Лиготти.

Второе, данное произведение — дань уважения классикам викторианской готики. Если Кинг сочиняя Жребий Салема играл в пинг-понг со Стокером, то Лиготти — с По и Лавкрафтом. Читая, меня не покидало ощущение, что они оба стоят за моей спиной. Чистейшая готика с присущей ей антуражем одиноких поместий, увядающей природой, предчувствием скорой смерти а-ля Эшер перемежается с лавкрафтианской атмосферой жутких предзнаменований, культов божеств и чувством обреченности.

Третье — красивый язык, объемный, изящный и чёрт побери просто вкусный!

Итог: Лиготти показал, не побоюсь этого слова, практически эталон готического рассказа!

Восторг!

Оценка : 9
«Последний пир Арлекина»
–  [ 9 ]  +

oldrich, 14 декабря 2011 г. в 20:45

Cтранные ощущения у меня все-таки от Лиготти, его заметки и культурно-философские размышления в стиле Лотмана или, как здесь, Бахтина читать хоть и сложно, но интересно, в них присутствует образность и оригинальность мысли, но когда дело касается проявления сверхъественного, то тут образы и сюжеты Лиготти не выдерживают никакой критики, какой бы мифологией они не прикрывались, они все равно остаются трешем или бессмыслицей. Никакой гармонии в этих переходах также не замечено. Но конечно манера повествования, по сравнению с остальными представленными в сборнике произведениями (кроме может «Первого раза») выделяется как диссертация выделяется на фоне школьного сочинения, отсюда и такая высокая оценка.

Оценка : 9
«Испей же в честь меня одними лишь глазами лабиринтными»
–  [ 8 ]  +

HtoirdReturn, 12 декабря 2023 г. в 18:08

В своих рассказах Томас Лиготти помещает читателя в ситуацию, предшествующую тому, что мы называем хоррором. Предлагает вам зачастую с боем продираться сквозь «тяжёлую, перегруженную метафорами», «вязкую и переваривающую саму себя» манеру письма. И каждый раз лукаво обрывает историю на полуслове, тем самым бросая тебе вызов. Стиль американца имеет гораздо больше сходства с Набоковым, или даже Джойсом, чем с пресловутым Лавкрафтом, подражателем которого его упрямо величают.

Мое мнение – именно в этом и кроется причина прохладного отношения к прозе декадента ужасов с одной стороны и восторженного с другой. И плевать, кто бы что ни сказал, но я отношусь к последним.

В рассказе с очень поэтичным и столь же странным названием «Испей же в честь меня одними лишь глазами лабиринтными» автор щедро разбрасывает очевидные намеки, кем же является на самом деле ассистентка гипнотизера, представляющегося именами видных итальянских художников и скульпторов (тоже своего рода намек!):

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
руки, лежащие абсолютно неподвижно вдоль тела; хватаю ее за шею рукой и останавливаю негнущееся тело; опять негнущееся, загипнотизированное тело; хотя они и могут увидеть, как вокруг краев крышки проступает кровь, когда я закрываю ящик и так далее.
Обратите внимание, как Лиготти, казалось бы избыточно усиливает описание сомнамбулы: абсолютно неподвижно, тело именно негнущееся. При этом автор не скупится на эпитеты самой внешности ассистентки: воплощенная красота, само совершенство, но! в то же время она замерзшая роза, она бесстрастно элегантна, и даже пуста и бессмысленна. Даже в сам интерьер помещения, где происходит представление, вшиты вроде ни к чему не обязывающие детали, часто противоречивые, например:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
хозяин празднества показывает полку с изысканно выполненными фигурками, парализованными в неестественных позах.

Вы – серое ничто, или то же чванливое ничтожество. Вы спите, грезите, вас окутал дурман, и не видите вещи в их истинном свете.

Но с каждым шагом туман рассеивается. И вот, в конце представления гипнотизер вдруг обнаруживает мальчика, наблюдавшего за представлением сверху, со второго этажа:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
– Ты видишь ее? – спрашивает гипнотизер. – Что ты думаешь?

– Она мерзкая, – отвечает мальчик.

В конце концов, следует щелчок пальцем. Фразой, если не ошибаюсь, Лао Цзы о том, что смерть — это великое пробуждение, выход из мистификаций жизни, Лиготти выводит вас из гипноза.

Конечно, многие скажут: скучно. Понимает это и сам автор – кульминация представления, устроенного гипнотизером, излишне претенциозна и вызывает у зрителей зевоту. Лиготти, как и всякий замкнутый в себе индивидуалист, беспощаден: если и у вас это вызывает зевоту, бросьте читать. Уходите. И многие пройдут мимо. Но проникнувшись текстом, уже отставив книгу в сторону, можно почувствовать, как в вас медленно проникает тот самый страх, которого в рассказе вроде бы и нет. Страх, который живет в душе автора.

Я просто обожаю подобную игру слов, подтексты, намеки и отсылки. Каждое слово в этом рассказе следует строго отведенной роли. Я ценю честность, пусть даже она груба и неприглядна. Только вникнув, начинаешь понимать, что Лиготти пишет не просто страшные рассказики. Лиготти исповедуется.

Шедеврально.

Оценка : 9
«Последний пир Арлекина»
–  [ 8 ]  +

alex1970, 26 ноября 2011 г. в 11:23

Действительно жуткий рассказ о том, что мрачные тайны могут подстерегать нас в соседней деревне.

Ученый-антрополог заинтересовался странными обычаями маленького городка, и попал в непрекращающийся кошмар.

Стиль у Лиготти своеобразный, но написанно интересно

Оценка : 9
«Церковь Бога-Идиота»
–  [ 7 ]  +

Alex_Razor, 02 октября 2023 г. в 15:12

Можно сказать, классическая лавкрафтовская история, в которой есть что-то от Сновидческого цикла, что-то от более привычных «мифов Ктулху». Она вполне могла произойти в Аркхэме, но хорошо, что произошла не там (должно же хоть что-то происходить в других городах!). Лиготти, как всегда, мастерски нагнетает атмосферу и размывает грань между сном и явью. Но, в отличие от многих других рассказов, здесь, помимо сновидческой атмосферы, есть ещё и довольно чёткий (по меркам автора) сюжет, что хорошо.

На мой взгляд, один из лучших рассказов в «песнях мёртвого сновидца» и отличный образец классической, но не банальной «нео-лавкрафтианы».

Оценка : 9
«Алан и Аделаида - Арабеска»
–  [ 5 ]  +

Mishel78, 15 февраля 2020 г. в 06:55

Рассказ выглядит, как посвящение творчеству одному из родоначальников тёмного жанра — Эдгару По, о чём красноречиво свидетельствует эпиграф вначале произведения. Та же мрачная поэтичность, та же игра с полунамёками на ужас и та же обречённость, сквозящая в каждом предложении.

Сюжет красив и рассказывает о разнополых близнецах — людях, у которых на двоих одна душа. Поэтому ужас, мучающий одного, будет мучать и другого, так же как и сильная эмпатическая связь обостряет и другие чувства, в том числе и любовь. Сильная мистическая составляющая, а именно не описанные, но вселяющие ужас демонические звери, заключённые в подвале большого дома, в котором живут Алан (ещё одна отсылка к именитому автору) и Аделаида, будет будоражить читательское воображение своим непроявленным ужасом.

А что может быть трагичнее для людей с одной душой? Конечно же, исчезновение одной её половины, что и происходит в рассказе. Не знаю у кого как, но у меня возникли ассоциации с древнегреческой легендой об Орфее и Эвридике, за которой влюбленный отправляется в подземное царство Аида. Безусловно, что этот сюжетный ход повышает литературную ценность рассказа.

Произведение наполнено вдохновением, а потому эта удачная готическая стилизация под авторский стиль Эдгара По имеет высокую художественную ценность и является показателем того, что значит литературный талант.

Оценка : 9
«Терапия (фрагмент из видений Зодиака)»
–  [ 4 ]  +

AndreyBelyakov, 12 февраля 2024 г. в 00:25

Один из самых ярких примеров хоррора, построенного на предельной недосказанности, встречающегося не так уж часто даже у самого Лиготти.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Рассказчик помогает своему нанимателю — доктору, проводящему вечеринки для людей, превращающихся в монстров. После превращения рассказчик убивает гостей (которые сами просят его об этом) — это и есть его работа. По косвенным признакам мы узнаём, что, судя по всему, это происходит далеко не в первый раз, расстраивает доктора и как минимум на уровне подозрений ожидаемо гостями.

Является ли превращение гостей в монстров успехом или провалом «терапии» (или это слов вообще используется тут иронически)?

Это превращение неизбежно или не все вечеринки заканчиваются им?

Знают ли гости об этом заранее — или только смутно подозревают?

Добровольно ли и с какой целью этим занимается доктор?

Что означает «фрагмент из видений Зодиака» в заголовке? Есть ли тут связь со знаками зодиака — или может быть серийным убийцей с таким псевдонимом?

Все эти вопросы Лиготти намеренно оставляет без ответа. Возможно, о них не полностью осведомлены даже рассказчик и доктор.

Рассказ максимально близок к фильмам в жанре абстрактного триллера типа «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера или «Скрытое» Михаэля Ханеке (забавно, что последний крайне не понравился самому Лиготти), где мы можем только смутно догадываться о причинах и механизмах многих изображаемых событий, подробностях взаимоотношений и мотиваций персонажей.

Из недостатков рассказа могу отметить только то, что его как будто можно было развить чуть больше и снабдить более ярким «панчлайном».

Оценка : 9
«Утерянное искусство сумерек»
–  [ 4 ]  +

AndreyBelyakov, 10 февраля 2024 г. в 22:13

Соглашусь с предыдущим автором отзыва: в этом рассказе Лиготти блестяще справляется с непростой задачей сделать таких ставших на сегодняшний день довольно попсовыми, избитыми и скучными монстров как вампиры снова свежими, интересными и по-настоящему пугающими.

Рассказ использует литературные приёмы в духе Набокова, поднимает хоррор до уровня высокого искусства, а работа в знакомом всем суб-жанре делает его доступным в том числе для тех, кому более эзотерические произведения Лиготти могут не зайти — это один из лучших рассказов, чтоб начать знакомство с его творчеством.

P.S.: Как ещё один удачный современный вампирский рассказ, но с большим элементом чёрного юмора, могу порекомендовать «Секреты лета» Брета Истона Эллиса из сборника «Информаторы».

Оценка : 9
«Чистота»
–  [ 4 ]  +

Claviceps P., 20 января 2008 г. в 02:20

Хороший рассказ. Томас Лиготти — писатель высочайшего класса, только лишь маскирующийся под хоррор. Специфический, но оригинальный и талантливый.

Жаль, что почти не переводят его...

Оценка : 9
«На языке мёртвых»
–  [ 3 ]  +

macabro, 28 февраля 2024 г. в 19:56

Его смерть соответствовала его жизни. Овидий.

Все как всегда — просто жирный паук расставил свои сети и разложил приманки. И вот два светляка уже летят в тенета. Наивные! Они уходят один раз, второй... Но нет, не удалось. И вот остался только один, и он (или она) уже в трауре, это ведьма. А может и паук — ведьма? Со своим пряничным домиком, но где-то же есть и метла, старая грязная уродливая, подходящая для наказания метла. И кого-то накажут, но слишком поздно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
“Эй, я думаю, что однажды видел, как вы вдвоем играли во дворе вашего дома, когда я проходил мимо с почтой. Это тот большой белый дом на Пайн Корт?”

“Не-а”, — ответил мальчик, осторожно измеряя взглядом ступеньки, чтобы не споткнуться о костюм. Его сестра уже нетерпеливо ждала на тротуаре. “Наш дом красный с черными ставнями. На улице Ясеней”

Никогда так не делайте разговаривая с незнакомцами.

Из года в год все идет к худшему, погода и отношения между людьми портятся. И можно не беспокоиться как ты отправишься в ничто. Ты уже где-то ту-у-у-у-ут...

Оценка : 9
«Дом с верандой»
–  [ 3 ]  +

GR0SS, 10 марта 2021 г. в 16:53

В художественной галерее внимание протагониста привлекает произведение, передающее чувства грусти и одиночества от созерцания лиминальных пространств и «ледяной мрачности вещей». Но как художник смог так точно передать чувство, которое, как думал протагонист, испытывал только он?

Рассказ воспевает уникальность искусства и неповторимость человеческого опыта. Он показывает, что weird fiction может быть «серьезной литературой», достойной включения в различные списки достояния человечества.

Оценка : 9
«Шут-марионетка»
–  [ 2 ]  +

Frogman, 10 мая 2024 г. в 17:11

Ну как он так умеет? К середине рассказа атмосфера обволакивает мозг, образы играют, а сюжет и не важен. Просто лавка мясника напротив, просто бредовая жизнь продавца аптекаря, просто чудовище из другого мира, посещение, не первое, ещё не последнее.

Это талант тлетворной чернильной тьмы.

Оценка : 9
«Песни мёртвого сновидца»
–  [ 15 ]  +

dark doom, 16 ноября 2018 г. в 23:02

   Долго читался это сборник, достаточно долго. Прежде всего, из-за весьма «интеллигентного стиля» повествования автора. То есть, Томас Лиготти конечно, интеллектуал и это хорошо, но читать хоррор для «высоколобых» знаете ли ой как не просто! Да и рассказов аж целых 19 штук. ;-) Так, ну а теперь поподробнее...

   Очередное открытие (естественно, помимо Адама Нэвила) в темной литературе (и литературе хоррора) — Томас Лиготти. Сборник рассказов «Песни мертвого сновидца», серия «Мастера ужаса»...Надо признать, Лиготти знает Тьму, видит Ее наверное ежедневно(!) после наступления сумерек, ну и рассказывает нам об Ее обитателях. Делает он это... стильно! Вот ключевое слово его историй — стильное(то есть сине-черное скольжение) погружение в темноту за гранью бытия. О, сколь много существ обитает там и какие истории они вам могут порассказать! Вот самые впечатившие меня рассказы: Проказник, Утерянное искусство сумерек, Лечебница доктора Локриана, Лунная соната и Вастариен. Все прочие также неслабо нагнетают тягучую атмосферу инобытия и мрака по ту сторону, может быть не всегда понятную для обывателя...

    Оцениваю «Песни мервого сновидца» на твердые 8 баллов. Очень атмосферно, хотя и далеко не всегда доступно...Интеллигентный хоррор.

Оценка : 8
«Проказник»
–  [ 13 ]  +

chuvaksurala, 21 июня 2018 г. в 16:02

Рассказ, открывающий сборник Песни мертвого сновидца служит ему хорошим лейтмотивом. На первый взгляд, в нем не происходит ничего сверхъестественного или необычного, нам предстает семейная, бытовая сцена — диалог супругов. Но с первых строк через рассказ тянется шлейф мистики, все глубже в читателя проникает чувство тревоги. Яркий пример того, что не все может казаться тем, что мы привыкли видеть и чувствовать. Грань между привычной картиной мира и ужасным потусторонним оказывается необычайно тонка, реальность гораздо шире нашего восприятия. И пусть финал легко предсказуем, ведь главное здесь не финал рассказа, а то, как подана сама история. Автор, словно безумный стрелочник, пускает несущийся состав в обрыв. Остановить этот состав у читателя нет никакой возможности. Enter the unknown.

Оценка : 8
«Вастариен»
–  [ 12 ]  +

Тимолеонт, 16 ноября 2013 г. в 08:55

Жутковатая мистика. Тонкая и психологичная. С одной стороны — нет никаких щупалец и чудовищ. С другой — пробирает и завораживает посильней подавляющего большинства лавкрафтианских рассказов.

Оценка : 8
«В чужом городе, в чужой стране»
–  [ 11 ]  +

D.Tikhonov, 10 декабря 2011 г. в 14:07

Читал сначала в составе «Teatro Grottesco» и не особенно впечатлился. Подумалось тогда, что именно эта, с позволения сказать, тетралогия представляет собой квинтэссенцию всего плохого, что есть в творчестве Лиготти. Она абсолютно отстранена, даже бесцельна. Эдакое ассоциативное письмо в прозе. Но потом я все-таки раздобыл вышеупомянутый альбом «Current 93» и сделал так, как было рекомендовано на его обложке — прочел рассказы, слушая музыку. Совсем иное впечатление — все сразу встало на свои места. Это был именно эксперимент, попытка воздействовать на объект (читателя/слушателя) сразу с нескольких сторон. И эксперимент удался. При прослушивании музыки текст сливается с ней, перестает быть источником неких смыслов — остаются только образы, настроения, атмосфера. И вот тогда-то — пробирает до костей.

Оценка : 8
«Чистота»
–  [ 10 ]  +

D.Tikhonov, 20 сентября 2011 г. в 23:53

Лиготти пишет в жанре хоррор. Это совершенно точно — и никакие аннотации такого мнения не навязывают, это объективная реальность. Более того, сам он себя категорически относит именно к авторам «ужасов», хорроррайтерам, и ни к кому более (см. интервью с ним). А то, что вещи экзистенциальные — так что, хоррор не может быть экзистенциальным, философским, глубоким? Вполне может, как и любой другой жанр литературы — и Лиготти вполне себе тому подтверждение.

Оценка : 8
«Песни мёртвого сновидца»
–  [ 8 ]  +

felixkriventzov, 14 февраля 2020 г. в 19:52

Огромное удовольствие — открывать для себя таких авторов, как Лиготти. Это практически как в куче разноцветых, но по структуре одинаковых камешков найти чистый золотой самородок. Очень точно подметил некто из глубин комментариев в Интернете — Лиготти подхватил литературу с того места, на котором остановился Лавкрафт. Никто, вообще никто кроме него так живо и убедительно не передает в своих работах космический ужас столкновения обывателя с неизвестным злом, притаившимся по ту сторону тонкой вуали понимаемой нами реальности. Эрудиция автора восхищает — он в одном тексте может сослаться на философию неоплатонизма, в другом вспомнить мифологию, в третьем рассуждать о литературных стилях и правилах, а потом резким жестом эти правила нарушить. После такого мастер-класса читать других хоррор-авторов просто смешно — даже самые мастистые из них не смогут передать тот ужас бытия, который живопишет Лиготти. Отмечу особо впечатлившие меня рассказы: «Последнее приключение Алисы», «Заметки о том, как писать хоррор», «Лечебница доктора Локриана» и вторую зарисовку в трилогии Никталопов. Браво, маэстро!

Оценка : 8
«Les Fleurs»
–  [ 8 ]  +

hexfire, 27 октября 2019 г. в 13:29

Лиготти — писатель иррационального, писатель сокровенного, писатель с огромным космосом внутри и проживающим мир сквозь призму этого космоса. Это как Герман Гессе, схожий по глубине, но с большим креном в сферу иррационального, мистического, психологического.

Рассказ описывает опыт посвящения Другого во внутренний мир. Повествование крайне рефлексивно, полно аллюзий и недосказанности. Лиготти пренебрегает буквализмом и впаданием в бытовые подробности в пользу символа и метафоры.

В рассказе описываются романтические, как кажется, отношения с новой знакомой, но романтизм — ничего не стоит без встречи на глубине. Завершается рассказ описанием пустоты, связанной с несостоявшейся встречей.

Лиготти — автор не для всех, но ценитель оценит.

Оценка : 8
«Песни мёртвого сновидца»
–  [ 8 ]  +

Lilian, 24 марта 2019 г. в 19:05

Сны, тени, марионетки. Кошмары в реальности и в грезах. Тягучая атмосфера сна — притягательного, но безусловно страшного.

Автор на удивление последователен в рисуемых образах и декорациях, меняются лишь отдельные детали. Это может быть утомительным и однообразным. Но нельзя не признать, что именно благодаря такой утомительной приверженности образам у сборника вырисовывается единая атмосфера. Такая же тягучая и насыщенная, как и у отдельных, наиболее удачных рассказов. В какой-то момент ты просто начинаешь читать каждый новый рассказ не как отдельную историю, а как очередную грань «общей» истории, «общего сна». И именно это в итоге создает впечатление от сборника.

Здесь действительно атмосфера главенствует над событиями, а логика сна — над обычной логикой.

Надо признать, что сами по себе рассказы не производят особого впечатления — хороший уровень, не более. Чуть ярче для меня блеснул «Маскарад мёртвого мечника», но и то только потому, что автор ненадолго ушел от привычных декораций в сторону фэнтези. В остальном же — все рассказы по сути об одном и том же. И работают они не на себя, а на общую атмосферу.

Интересный сборник и интересный опыт чтения. Не совсем моё, но все же впечатление определенно производит.

Оценка : 8
«Пока мой труд не завершён»
–  [ 7 ]  +

Rovdyr, 12 апреля 2024 г. в 07:57

Прежде творчество Томаса Лиготти (одного из моих современных фаворитов в жанре хоррора, за несущественным исключением небольшого числа произведений) было знакомо мне в форме малой прозы (рассказы и короткие повести). Теперь пришла пора прочесть роман под довольно экстравагантным названием «Пока мой труд не завершен».

В общем, роман мне понравился, хотя не обошлось без некоторых огрехов, о которых нужно обязательно сказать. Но сначала укажу, что посчитал наиболее ценным. Это, безусловно, фигура главного героя по имени Фрэнк Винсент Доминио. Персона незначительная (относительно мелкая конторская сошка), но меня как читателя сразу заинтересовала неординарным и весьма показательным хобби (любит фотографировать упадочные места, коих полно в его городе, прототипом которого послужил, несомненно, родной для Лиготти Детройт). И есть у Доминио паранормальная восприимчивость к загадочному феномену Тьмы, которая в творческой философии Лиготти, на мой взгляд, является своеобразным «черным» парафразом Дао. «Черная» философия вообще пронизывает роман (для ценителей книг Лиготти в том нет ничего удивительного), и это его несомненное достоинство.

Что в романе не вполне соответствует моему литературному вкусу, так это жестокость. «Чернушная» жестокость, с которой Доминио мстит группе менеджеров компании, и которой его уволили, для меня, как поклонника более «академичного» хоррора, чрезмерна.

Внимание стоит обратить на структуру романа (кстати, небольшого объема: около 220 страниц). Концовка стала для меня довольно неожиданной, хотя, полагаю, для более искушенных знатоков жанра современного психологического хоррора она более или менее предсказуема. Но мне, во-первых, эта концовка показалась слишком скомканной, а, во-вторых (и это главное), она на самом деле не является окончанием книги. Дело в том, что после основного «тела» романа следуют два приложения, которые в совокупности занимают около (или чуть больше) 10%, причем я не могу сказать, что ясно понял их связь с основным содержанием произведения (честно говоря, практически совсем не понял, ограничившись лишь весьма смутными догадками). Эти приложения заслуживают особой оценки. Первое (твердая десятка) — блистательный шедевр психоделического хоррора в антураже города-деграданта, где неуловимо искажается Бытие и совершаются многочисленные таинственные преступления. Второе (ближе к нулю) — какой-то сумбурный (не видно логики и смысла) набор сцен в стиле видеоклипов. Несколько раз, прочитав фрагмент, я уже толком не мог вспомнить предыдущий. Здесь лично в моих глазах все авторские попытки заинтересовать и произвести впечатление потерпели крах.

Резюме: роман Томаса Лиготти «Пока мой труд не завершен» — произведение, хотя и неровное, но обязательно к включению в мою библиотеку любителя weird fiction.

Оценка : 8
«Песни мёртвого сновидца»
–  [ 7 ]  +

chuvaksurala, 21 июня 2018 г. в 14:54

Случалось ли вам видеть кошмарные сны? Наверняка. Некоторые, но реже, возможно испытывали более глубокое чувство – в какой-то момент ты уже понимаешь, что это сон, что это неправда, но не можешь остановить его, не можешь найти выход из сна и продолжаешь быть его непосредственным участником или наблюдателем, нравится тебе это или нет…

Сборник малой прозы Лиготти в полной мере соответствует этому явлению. Сон наяву. Кошмарное наваждение. Сюрреализм. Страх. Подобный эффект достигается несколькими способами. Во-первых, это стиль написания. Я бы сказал, что это изысканное, перегруженное словоблудие, которое ты читаешь с придыханием и удовольствием, но в конце обнаруживаешь, что практически не понял, о чем говорилось и что произошло в этом предложении или абзаце. Иной раз кажется, что автор намеренно накручивает описания непонятных, жутких и поражающих явлений, чтобы еще больше усилить эффект, направленный именно на внутренне воздействие, на подсознание. Получается очень впечатляюще. Но все краски на этом потрескавшемся полотне болезненно-мрачные. Здесь же открывается и второе – минимум сюжета. Тут нет ярких персонажей или интриг, поворотов сюжета. А если такие признаки есть, то они покорно и отрешенно тонут в потоках сюрреализма, обращаясь в перетекаемые друг в друга туманные формы.

Идеальным саундтреком для сборника может служить целый музыкальный стиль – funeral doom metal. Такой же медленный, мучительный, направленный в себя и одновременно с этим отрицающий себя в окружающем, рисующий иную реальность бытия. Как и funeral doom, рассматриваемые Песни рекомендую принимать дозировано, дабы не увязнуть в пучине апатии надолго, а в промежутках все-таки не забывать обращаться к свету.

Оценка : 8
«Последний пир Арлекина»
–  [ 7 ]  +

Alherd, 31 августа 2013 г. в 16:12

Действительно «лавкрафтианская» проза, в хорошем смысле этого слова. Не по букве, но скорее по духу, что пожалуй и лучше. Очень атмосферный, «густой» рассказ. Читал с удовольствием.

Оценка : 8
«Ангел миссис Ринальди»
–  [ 6 ]  +

Mishel78, 19 июля 2021 г. в 09:09

С творчеством Лиготти знаком слабо, но могу отметить одну очень яркую особенность его мистических произведений — их иллюзорность. Это похоже на ощущение, когда после пробуждения пытаешься вспомнить, что же тебе приснилось? А в этом рассказе мало того, что ощущение воспоминания чего-то ранее увиденного сильно, как никогда, так оно и, собственно, о самих снах.

Итак, мама одного мальчика, которого совершенно измучали яркие сны, обратилась к миссис Ринальди — пожилой ведьме, чтобы та избавила мальчика от его болезни. Миссис Ринальди вылечила ребёнка с помощью слуги-демона. Но, как и бывает в подобных историях, что-то пошло не так...

Да, сюжет на первый взгляд совершено ясен: перед нами мистическая история с необходимыми атрибутами. Но непередаваемый авторский стиль Лиготти украшает повествование потрясающе густой атмосферой чего-то неуловимо сновидческого: с ускользающими формами и текстурой, чего-то подвижного, видимого только лишь боковым зрением.

Рассказ, ярко демонстрирующий литературный талант Лиготти, ведь чего-то подобного я больше ни у кого из авторов не встречал. А мысль о том, что сны — это болезнь, которую нужно лечить, в некоторых случаях действительно соответствует истине, хоть мы и не задумываемся об этом.

Оценка : 8
«Песни мёртвого сновидца»
–  [ 5 ]  +

Т_ЕЛЕЦ, 18 мая 2020 г. в 20:27

Наконец-то добрался до «вашего хвалёного» Лиготти, ну или до «мазни свихнувшегося эпилептика», тут уж кому как. По прочтении «Песен мёртвого сновидца» сделал первые выводы. Особо хвалить автора пока не берусь, рано, но и ругать его не за что. Когда Майкл Суэнвик сказал «поставьте этот том на полку между Лавкрафтом и По, там его место...», он явно имел в виду «...по алфавиту». Так то его можно ставить куда угодно — хоть рядом со сборниками Кинга (почему бы и нет?), хоть с «Книгами крови» Баркера (да, я вижу некоторое сходство, с той лишь разницей, что там, где Баркер подкинет мяса да кровищи, Лиготти предпочтёт кукол с манекенами да гниль с тленом). И в серии «Мастера ужасов» он вполне уместен, пусть и не все с этим согласны. Лиготти отнюдь не «хуже Кинга» или «лучше Баркера», он просто другой.

Вспомнился анекдот. Муж говорит жене:

— Биологи доказали, что тараканы могут жить без головы!

Жена:

— Могут. Но в голове им уютнее.

Тараканам в голове у Лиготти явно уютно: он их холит, лелеет и выпускает погулять на бумагу, откуда они иногда перебираются в головы читателей. А уж там... В некоторых читательских головах (моей, к примеру) им тоже уютно, из других их гонят (с тапками, с дустом и мелками «Машенька», с криками «нечитабельный мусор», «шизоидная макулатура» и «Лиготти — наркоман!»). Бедные тараканы, бедный Лиготти...

Ну а тем временем мы (я и тараканы) читаем «Тератограф» (полёт нормальный!) и всерьёз подумываем о покупке второго омнибуса Томаса Лиготти в серии «Мастера ужасов».

P.s. Большинство закавыченных цитат взято из сообщений в теме ««Мастера ужасов» и «Легенды хоррора» — серии...» Авторы — разные.

Оценка : 8
«Эта тень, эта тьма»
–  [ 5 ]  +

Dart Kangol, 07 декабря 2009 г. в 11:12

Очень неоднозначный рассказ. Написан очень сложным языком и порой ловишь себя на мысли, что не успеваешь за автором и его повествованием. Изначально язык автора и рассказ вызывали тоску и казались занудством. Но прочитав рассказ до конца (надо признаться с трудом), я понял что это далеко не мистическое произведение, жанр в данном случае играет вторичную роль. На первом месте здесь именно его философская составляющая. Причем автору удалось затронуть далеко не одну философскую проблему. Однозначно рассказ подлежит внимательному и вдумчивому перечитыванию тем, кто интересуется философией.

Оценка : 8

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх