Вернор Виндж отзывы

Все отзывы на произведения Вернора Винджа (Vernor Vinge)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 495

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10

«Беги, книжный червь!»
–  [ 2 ]  +

god54, 24 февраля 2010 г. в 19:20

Техническая фантастика, хотя довольно неплохо написано, но сюжет оставляет желать лучшего. Целый набор политических штампов и карикатура на русских шпионов не придают прелести произведению. Фантастическая идея довольно интересная, но насколько известно она не получила достойного развития в литературе. Для чтения с целью полного знакомства с творчеством писателя.

Оценка : 6
«Справедливый мир»
–  [ 3 ]  +

god54, 23 февраля 2010 г. в 21:01

Планетарная приключенческая фантастика. Довольно стандартный сюжетный ход с попыткой наладить мир между воюющими сторонами путем поиска нового врага. Написано добротно, читается легко, но почему-то не вызывает чувства сопереживания. Создается впечатление, что ты безэмоциональный сторонний наблюдатель, словно смотришь фильм и просто ждёшь развязки.

Оценка : 7
«Конец радуг»
–  [ 3 ]  +

Dune, 14 февраля 2010 г. в 20:31

А как многообещающе начиналось. И автор хорош предыдущими книгами и начало о полевых испытаниях зомбирующего вируса. Ожидалась хорошая книга, а по сути прочиталась большая футурологическая статья.

Информационные технологии описаны очень хорошо и логически соответстует возможному будущему. Но читать крайне не интересно. Автор очень увлекся «интерфейсами», а финал вообще получился не про то, про что начало было.

Дочитывать заставлял себя с громадным трудом.

Оценка : 6
«Пламя над бездной»
–  [ 17 ]  +

Softik, 07 декабря 2009 г. в 18:28

    После прочтения большинства отзывов думаю мой сразу «затюкают» .Вступление, которое страниц на 10 повергло меня просто в ступор. Когда на третьей фразе не понимаешь о чем была первая, даже приблизительно, становится тоскливо. Основной текст по сравнению с прологом лучше, может на это и был расчет?-)))…Но все равно ересь. Скорее всего, тем более с учетом мгновенного получения Хьюго за данное произведение, да еще и год 91, все действо принесет в концовке раскрытие высоких идей, но выдирать это все из такой обертки...Так что каюсь сразу бросил. Вообще «Известные вещи» которые обрастают кучей наград, почти всегда шкатулки с тройным дном, как фильмы на канском фестивале, любителям серьезного и вдумчивого кино нравятся. Но я поклонник фэнтези и фантастики не для того чтобы читать высокие материи, для этого есть куча авторов и произведений в современном романе, эзотерике, философии наконец. Кстати почитав отзывы отметил что есть здравые голоса, даже в конце книги не все поняли грандиозность описанного. Так что приземленным личностям выросшим на Властелине колец, думающим что классическая НФ это Академия Азимова или Бегство земли Карсака, данная вещь может оказаться не по зубам

Оценка : 3
«Глубина в небе»
–  [ 18 ]  +

alex great, 26 октября 2009 г. в 02:15

Первое что приходит на ум — гениально. Виндж смог создать идеальный конфликт двух соперничающих торговых флотов за право обладать технологией другой цивилизации — абсолютно чуждой и по строению и по сознанию.

Предупреждаю будут не закрытые спойлеры.

У далекой звезды Мигающей одновременно оказываются два человеческих флота(Кенг Хо и Эмергенты) из двух разных миров , как по технологическому развитию так и по социальному(исходя из их технологий).

У звезды есть всего лишь одна планета с удивительной цивилизацией арахнидов.

Название Мигающей не случайно — период свечения составляет 35 лет из 250, остальное время светило находится в стадии тления. На планете арахнидов наступает тьма и глубокий холод, а пауки все это время проводят в состоянии анабиоза, укрывшись под землей. Вначале эмергенты заключают дружеское соглашение о совместном исследовании планеты. Коварно его нарушив, эмергенты во главе со своим предводителем Томасом Нау нападают на своих бывших компаньонов и в течении каких-нибудь часов одерживают верх над Кенг Хо, все это оказывается возможным благодаря особому вирусу — мозговой гнили, разработанной эмергентами для порабощения человеческих цивилизаций, которая является основанием для сотворения с человеком еще более ужасной вещи — фокусировкой. Люди становятся послушными биокомпьютерами, выполняющими поставленную в их сознании,с помощью програмного кода, цель; их невозможно отвлечь,смутить, им чужды все человеческие эмоции и лишь расфокусировка может помочь исправить это положение. Поистине чудовищное средство кары победителя над побежденным: использовать все свои умственные способности на благо своего врага, осознавая это и принимая как должное. Меня этот фокус больше всего поразил в романе. Отдельного внимания заслуживает фигура Фама Тринли, техника на одном из кораблей флота Кенг Хо,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
впоследствии оказавшимся легендарным Фамом Нювеном, его флэшбэки очень сильно затягивают, окунаешься в пучину водоворота событий многовековой давности от которых захватывает дух. Психологически, в течении всего романа, Фам постепенно изменяется, особенно интересен момент, когда молодой Эзр Винж переубеждает в остром поединке Фама в опасности использования Фокуса на благо человечества,таком горьком крахе всех надежд с последующим пониманием и возрождением новой надежды. Браво! Чуть ли не до слез.
Чудовищные поступки предводителя эмергентов Томаса Нау с Чиви Лин Лизолет , талантливой артиллеристкой и художницей бонсай флота Кенг Хо, просто ужасают.Томас умело манипулирует не фокусированными членами Кенг Хо, играя то на доверии, как в случае с Лизолет,то на страхе как с Эзром Винжем,который после захвата стал одним из немногих, кто не подвергся фокусировки и стал доверенным руководителем смешанной группы из фокусированных, эмергентов и членов Кенг Хо. Винж оказался единственным,
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кто разгадал в добродушном повесе Фаме Тринли истинное лицо,
не считая руководительницы зипхедов(фокусированных) Анне Рейнольд,также являющейся фокусированной, но не на предмете, а на управлении различными группами.Анне Рейнольд -это целая отдельная история, оказавшаяся чуть ли не одной из самых трагических в романе.

Мир пауков описывающийся вначале Винджем оказывается как-то уж больно близок человеческому, что немного меня насторожило, и лишь ближе к середине раскрывается способ, благодаря которому стала возможна интерпретация мира арахнидов; человеческие имена — Шерканел Андерхилл,Хранкнер Аннерби; привычки и общение пауков.За всем этим стоит необычный подход одного из зипхедов Нау — Триксии Бонсол,бывшей в составе экипажа Кенг Хо и возлюбленной Эзра Винжа.Она буквально создала свою вселенную похожую на людские фэнтези, позволив своему переводу вселить во многие людские сердца смешанных экипажей любовь и привязанность к миру пауков.В баре,где собирались вахты экипажей,существовало целое представление, где зипхеды брали на себя роли пауков,которых они переводили и разыгрывали сцены из реальных передач,ведущихся у пауков в режиме on-line.События происходящие в этом мире интересны , но не сильнее, чем драма с противостоянием, разворачивающаяся на астероиде и временной базе эмергентов и захваченных Кенг Хо.Впечатление, как не странно,прямо противоположное,чем в предыдущей книге писателя Пламя над бездной,где мне было интереснее следить за событиями происходящими на планете Стальных когтей. Меня постоянно мучил вопрос по поводу так называемых передних рук пауков, которыми собственно говоря они и управляли машинами и брали всевозможные предметы, являющихся по своей сути идеально острыми и вытянутыми лапами-копьями=]. Каким образом они все это проделывали останется неясным, хотя при надлежащем напряге воображения можно представить нечто подобное.

Удивительной вещью оказались локализаторы Фама Нювена(нечто вроде миниатюрных камер с процессорами,размером с пылинку,позволяющих формировать объемное изображение из разных точек пространства в зрительном нерве носителя),

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с помощью которых ему удалось перехитрить почти всех эмергентов ,за исключением Анне Рейнольд, до последнего пытавшейся выследить идеального лазутчика.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце романа Фам Нювен, одержавший труднейшую победу, собирается в следующее опасное путешествие сначала на родину эмергентов с целью освободить людей от рабства фокуса, а затем к центру галактики, надеясь обнаружить там высокоразвитые цивилизации, следы которых были им обнаружены на планете пауков. Для меня,как прочитавшему сначала Пламя над бездной,все кусочки головоломки встают на место. Поистине последнее озарение Фама Нювена стало решающим в его жизни. Приняв решение идти вглубь медленной зоны экипаж тем самым подписал себе смертный приговор,т.к. ближе к ядру замедляется не только свет, но и мышление,все оказались обречены и лишь благодаря беспилотному разведывательному зонду Фам Нювен спустя столетия будет собран из разных частей своей команды и воскрешен для новых подвигов.

Начиная читать роман мне пришлось довольно тяжело пробираться через тернии отношений членов экипажа Кенг Хо и эмергентов, но как только началась история с захватом флота торговцев эмергентами,оторваться было очень сложно.

Винджу удалось создать очаровывающий роман эпопею прежде всего о мечте построить империю простиравшуюся на многие световые годы,о трудностях которые нужно преодолеть, человеку, чтобы достичь заветной мечты,о взаимном доверии и о коварном предательстве близких людей , вообщем для истинных любителей жестких космических приключений.

Итог 10 баллов.

Оценка : 10
«Конец радуг»
–  [ 6 ]  +

hotteys, 25 октября 2009 г. в 21:54

Самое главное о чем забывают современные издатели — переводчик, а ведь он почти соавтор произведения. Вас может до глубины души тронуть или полностью разочаровать великолепная книга. Именно второе произошло с этим произведением. Начиная с третьей части книги создается стойкое ощущение машинного перевода обработанного неграмотным редактором. Автор часто использует современный компьютерный жаргон о котором понятия не имел переводчик. Например:

«Мири пингнула обеих.» Может пинганула?

Или различные «корявости» в тексте, встречающиеся на каждой странице, например тут же абзацем ниже:

«У меня нет времени возиться с ношением.» Или еще:

«Но я готов спорить, что писать дрянь я его научить могу.»

Вернор Виндж один из моих любимых авторов. Прочитал все три тома в серии «Золотая библиотека фантастики», был просто потрясен. Очень жалел, что автор в России не популярен и не издается более. Каково же было мое удивление увидеть новые, ранее не издававшиеся книги этого автора в книжном магазине и каково было разочарование от знакомства с переводом.

Хочется пожелать издательству АСТ, в дальнейшем, со всей серьезностью подходить к выбору переводчика, а уважаемому М.Б. Левину, чей перевод испортил хорошую книгу — учиться, учиться и еще раз учиться.

«Пламя над бездной»
–  [ 2 ]  +

alex great, 16 сентября 2009 г. в 19:15

Первое впечатление после прочитанного — правдоподобность происходящего и переживание за главгероев. Хотя и сравнение нашего Млечного пути с океаном (разбивка на зоны по мере погружения: Переход,(о нем хотелось бы поподробнее,т.к. у автора о данном явлении почти вообще ни слова,) ,Верхний и Нижний Край(самые густо населенные системы развитыми технологическими цивилизациями),Зона Медленности(отсталые в плане технологического развития миры из-за проблем со скоростью света)) вызывает свои вопросы на кот. Виндж не дал исчерпывающих ответов, несколько ослабило эту самую правдоподобность.

Но не это важно.Виндж сумел очень психологически тонко, насколько это вообще возможно по отношению к чуждой расе, описать цивилизацию Стальных когтей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(собакоподобных созданий с разумом, возможным лишь при количестве элементов(особей) от 4 до 8,способных действовать сознательно как одно целое(стаи), причем каждый элемент отвечает за определенную способность -речь,руки,память)

До этого я ничего подобного не встречал и был, так сказать, приятно удивлен данным описанием.Хотя и упоминалось о похожем романе у П. Андерсона, но мне не довелось с ним ознакомиться. Стая Описателя Джакерамафана вызывает невольную симпатию, Странник же в течении всего романа

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(хоть и получив некоторый урон в начале )
так и остается вечным искателем всего нового и ничуть не уступает своему другу в дружелюбии.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Очень жаль погибшего Описателя, волею случая узнавшего тайного лазутчика правителя Булата и не спасшегося даже в виде одного элемента из-за козней Хранителя. Отношение Джоанны к Описателю меняется только лишь после смерти оного.
Сюжетная линия Равны Бергсндот( уроженка мира Сьяндры Кеи ) и Фама Нювена(с его происхождением связана одна из сюжетных линий романа, раскрывающаяся лишь в самом конце) насыщена событиями намного большими но, имхо, не сильно интереснее линии детей,потерпевших кораблекрушение на планете «Когтей» . Жаль что Виндж более подробно не проработал возникновение и распространение Погибели с позиции самой Погибели, то бишь Страумского Отклонения. Грандиозен мир Рентрасляторов с точки зрения космической инженерии,но хотелось бы более подробно узнать политическое, техническое и др. устройство этого мира. Родной мир Равны -вообще остался без какого бы то ни было описания,что тоже огорчило.Из огромного изобилия цивилизаций населяющих Край Виндж выделяет расу Наездников-разумных растений на кибертележке с кот. в дальнейшем будет неразрывно связан сюжет.Ограничиваясь лишь в описании общения через вокодер автор не уделяет особого внимания облику и строению Наездников,к тому же присутствует немного нелепая(имхо) тележка наездников кот. в дальнейшем оказывается важным элементом сюжетного хода.Интересны и присутствующие в романе Силы (цивилизации ушедшие в Переход?),одна из которых Старик
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(прозвище дано из-за длинного срока в течении кот. Сила продержалась после выхода из Перехода — 10лет,обычный срок 2-3 года ).

В целом у В.Винджа получилось масштабное космическое полотно с огромным количеством рас втянутых в борьбу с Погибелью,динамичное, затягивающее с первой страницы и с довольно занимательным, но опять же не все объясняющим концом. 10 баллов за цивилизацию Стальных когтей. Остальное 8.

Оценка : 10
«Глубина в небе»
–  [ 14 ]  +

Morozych, 11 сентября 2009 г. в 11:06

три года (после прочтения «пламени над бездной») поисков, мечтаний, планов — и в итоге я смог найти «глубину в небе». слышал и читал про эту книгу очень много, причем, в основном, в хвалебных тонах. учитывая мою любовь к творчеству винджа, я был в праве ожидать сверхестественого, шокирующего, великолепного романа от «глубины...», которую многие называют «лучшим из всего, что писал вернор виндж».

но эта книга даже превзошла все мои самые смелые ожидания! шикарная сюжетная линия, все идеи, мысли, подковерная борьба, двусмысленные фразы и поступки — есть от чего прийти в восторг. ну и концовка, конечно, в лучших традициях рассказов Шекли — с ног на голову в последних пяти страницах)))

если кто-то хочет прочитать по настоящему умную, интересную, мощную фантастику — то смело берите в руки дилогию «фам нювен». это — шедевр, это уже классика научной фантастики.

Оценка : 10
«Пламя над бездной»
–  [ 8 ]  +

Ruddy, 19 августа 2009 г. в 13:53

В целом я не могу назвать себя искушенным читателем космической оперы галактических масштабов, на моей памяти таких произведений было не так много, как хотелось. Увы, «Гиперион» Дэна Симмонса обошёл меня стороной. К большому сожалению, конечно, но с другой стороны, если подумать, может и стоило начать «исследование» этих книжных пространств так. Не иначе. И после прочтения именно таких произведений, как «Пламя над бездной», опять и снова просыпается желание знакомиться дальше с этим привлекательным жанром фантастики.

Чем интересен этот роман?

Во-первых, размахом повествования. В историю вплетены судьбы не мало и не больше тысяч цивилизаций и миллиарда существ, главные герои странствуют в разных уголках видимой ойкумены и от их решений зависит если и не все, то очень многое.

Во-вторых, сложность и неоднозначность персонажей. Здесь и космический скиталец Фам Нювен, захваченный Силой, специалист Равна, которую обстоятельства толкнули изучать последствия создания человеком новой Погибели, два представителя расы наездников, которые играют немаловажную роль в понимании всей глубины взаимоотношений рас романа, дети, потерявшие родителей во время крушения звездного корабля на планете со средневековым укладом жизни разумной расы псов, Стальные Когти, озадаченные вдруг свалившихся в прямом смысле с неба сокровищем в лице Джоанны и Джефри. Перечислять можно долго.

В-третьих, умело скроенный драматизм с неподражаемой жесткостью, с которой обходится автор со всем что есть в романе, будь то жизни, разговоры, предательства, отношения, эмоции и просто напряженность ключевых моментов.

В-четвёртых, конечно же, невозможно не упомянуть технологические «вкусности», которыми наполнены страницы: Сеть Галактики в аналогии со всемирным Интернетом, структура стай, которая напоминает улей муравьёв, но в более макроварианте, строение космоса в виде Медленности и границ цивилизованного совершенства с явными переходами по технологическому развитию, мироздание Сил, ксенология инопланетян, разнообразие форм контактов и методов ведения войн. Даже самый искушенный читатель нет да найдет для себя что-нибудь интересное, не заметив, как будет закрыта достаточно весомая по объему книга. И безо всякого сожаления и признаков скуки. Есть здесь что-то подкупающее и не отпускающее до конца. И после такого понимаешь, а не ради этого ли мы вообще читаем? Не ради ли этого необъяснимого «чего-то»?

Оценка : 10
«Конец радуг»
–  [ 0 ]  +

tsolak, 16 августа 2009 г. в 01:13

Хороший роман главное что используемые термины актуальны и на сегодняшний день. Очень понравились инструменты аналитиков которые сегодня широко применяются такие как вероятностный анализ с построением деревьев событий.

Оценка : 10
«Глубина в небе»
–  [ 8 ]  +

azi233, 17 июля 2009 г. в 17:58

Никогда до этого романа не читал ничего научно-фантастического в таких обьемах.Меня лишь раз хватило на «кусок» «Туманности Андромеды» и другой на какой-то роман Головачева-не могу припомнить название.Мнение об этом жанре сложилось не самое лучшее.Все казалось слишком скучным и наполненным неинтересными научно-техническими подробностями.«Глубина в небе» не сказать,чтобы кардинально,но весьма существенно,в лучшую сторону изменила мой взляд на научную фантастику.

Действие романа разворачивается в двух местах-на планете пауков и на звездолетах оставшихся от Кенг Хо и от эмергентов.Обе эти сюжетные линии по-своему привлекательны.Так же немало времени уделяется рассказам о прошлом главного героя.

Достаточно достоверно и реалистично описан мир пауков,живущих на планете, вращающейся вокруг Мигающей звезды.Как-то неправильно, на мой взгляд, то,что пауки у Винджа получились слишком похожими на людей по характерам.Может я конечно чего-то недопонимаю,но для меня частично загадкой осталось то как эти дестятилапые сушества пишут, стреляют из оружия и пользуются прочими предметами обихода,ведь пальцев у них,насколько я понял, нету,а более-менее точные описания данных действий в книге отсутствуют.И ещё не сильно понравилось то что время измеряется в кило- и мегасекундах.Непонимаю почему нельзя было использовать привычные часы,дни,секунды?

Вообще одним из главных достоинств романа является его потрясающая реалистичность.Будто бы вместе с пауками переживаешь Годы Рассвета и Увядания,путешествуешь по безжизненной поверхности пленеты во время Великой Тьмы. Действительно веришь во все эти заумные локализаторы,анабиозные гробы и прочие чудеса техники.

Главный герой-легендарный Фам Нювен-создатель торговой корпорации Кенго Хо.Этот факт становится ясным только где-то в начале второй половины книги.Ранее ГГ выглядит как придурковатый частично выживший из ума старик.Персонаж получился интересным,нестандартным,но каким-то уж гипертрофированно правильным и благородным.

Отлично у Винджа получились и негативные герои такие,как Томас Нау и Ритцер Брюггель.Если первый еще пытался скрывать свою истинную личину,причем весьма успешно,под маской доброго и заботливого правителя то второй с первой до последней страницы играл роль этакого классического   приспешника тирана.

Завершается роман обнадеживающим «хэппи эндом»-справедливость восторжествовала,все злодеи получили по заслугам.

Оценка : 9
«Пламя над бездной»
–  [ 10 ]  +

888, 14 июля 2009 г. в 17:22

Интересная проработка логики и разума иноземного вида — довольно оригинально и реалистично. Но это единственное, что порадовало в этой книге.

Вроде бы есть целая вселенная, необычная со своими особыми законами. Но читая дальше и дальше, начинаешь понимать, что это больше похоже на фентези, а не научную фантастику. Вот дал автор установку — вот так устроена вселенная, что есть там такая область Край, за которой происходят такие непонятные процессы, что оттуда выходят сверхсущества с непостижимой логикой. Это захватывает, это интересно, ты ждешь раскрытия темы, как в любой научной фантастики — не просто же автор кинул свою установку, наверное у него есть какая-то модель и он все объяснит. А происходит все как в фентези — такой вот он мир, такая данность, никакой футурологии и разьяснений.

Мне в фантастике больше всего интересны модели будущего, реализм, а сам сюжет только как приставка. Поэтому я не получил от книги того, что мне интересно.

Оценка : 6
«Конец радуг»
–  [ 4 ]  +

ivanov, 10 июля 2009 г. в 02:59

Хорошая такая фантастика ближнего прицела. Интересный сюжет, богатые описания чувств и мыслей героев, интересные проблемы и методы их решения. Также очень радует правдоподобное и весьма при этом подробное описание технологий будущего — хотя наверняка лет через 50 будем над ним насмехаться, как над вертолётами Жюля Верна :) Читать стоит любителям остросюжетных романов, настоящей научной фантастики, а также всем любителям хорошей литературы.

Оценка : 9
«Конец радуг»
–  [ -1 ]  +

Teemon, 22 июня 2009 г. в 14:55

Слабовато. Виндж опять традиционно ударился в занудство при описании технологий будущего, а теория сингулярности в романе оказалась практически не при делах.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кролик
— вообще какой-то бедный родственник.

Оценка : 7
«Получи Нобелевскую премию!»
–  [ 2 ]  +

Din Tomas, 16 июня 2009 г. в 17:20

4-х страничная записулька с одним риторическим вопросом за душой: если энтузиасту-ученому предложить идеальные условия работы, но с условием потери всего человеского — согласится ли он? К чему приведет положительный выбор, Виндж не поясняет, да и вообще лишь формулирует идею, никак не развивая. Впрочем, последствия легко читаются.

Крохотный штришок к многообразной картине возможных сценариев будущего. Но именно такие узкоспециализированные идеи имеют шанс когда-нибудь сбыться и создать автору славу прорицателя.

Оценка : 5
«Конец радуг»
–  [ 22 ]  +

shickarev, 16 июня 2009 г. в 12:02

В ожидании Сингулярности

Новый роман Вернора Винджа не стал исключением из практики последних пятнадцати лет и — как почти все значительные произведения писателя, изданные за это время – принес своему автору еще одну, пятую, премию «Хьюго». В «Конце радуг», вопреки надеждам поклонников, которые ожидали продолжение «Пламени над бездной» — масштабной космической оперы, Виндж обратился к временам, не столь отдаленным, и создал удивительно правдоподобную картину нашего близкого будущего.

Действие книги происходит в 2025 году, семнадцать лет тому вперед, в дивном новом мире, созданным все ускоряющимся прогрессом науки и технологий. Пожалуй, «Конец радуг» можно назвать самой что ни на есть «фантастикой ближнего прицела». Необходимо только уточнить, что в данной формулировке акцент ставится не на близости будущего, а в на «прицельности» его описания.

Многие художественные произведения, описывающие близкое будущее, сосредоточены на одной фантастической идеи или изобретении, требующих для сюжетной достоверности отнести действие книги на несколько лет вперед и при этом никак не затрагивающих основные константы современного читателю мира, будь то политические, социальные или технологические реалии. Даже у киберпанков, поднявших на щит информационные технологии, компьютерные новшества в большинстве случаев предстают имплантированными, привнесенными в существующее сегодня общество.

Внимание отдельных представителей течения, в первую очередь Брюса Стерлинга, было сфокусирована на динамике перемен, вызванных инновациями. Например, в рассказе «Киоск» рассматривается «Третий переходный период», который произошел в результате появления фабрикатора на углеродных нанотрубках, способного копировать и тиражировать предметы.

В отличие от таких произведений роман Винджа посвящен уже изменившемуся миру, почти не сохранившему примет современности. Писатель с удовольствием выполняет функции футуролога. К тому же это ему не в новинку, еще в 1993 году Виндж написал эссе о Сингулярности – точке, за которой экспоненциальное развитие науки и технологий приведет к развитию машинно-человеческого интерфейса и появлению сверхчеловеческого разума, а также другим непредсказуемым последствиям. Эволюционный (точнее -революционный) скачок в неизвестное, вызванный техногенными факторами, сегодня действительно представляется более вероятным, нежели таковой, но имеющий биологическую основу.

Мир, описываемый Винджем, находится на полпути от дня сегодняшнего к Сингулярности. Земля опутана беспроводными сетями, которые обеспечивают почти мгновенный обмен информацией, вместо ноутбуков используется носимое оборудование, интегрированное с одеждой, специальные очки способны отображать реальность, трансформируя ее в соответствии с личными предпочтениями и настройками, а реальные и виртуальные туристы соперничают за столик в ресторане. Наряду с внешними приметами всеобщего благоденствия значительные изменения претерпели общественные институты: пользуются популярностью кружки веры, а задачей школы стало не столько образование учеников, сколько обеспечение их конкурентоспособности.

Традиционно для произведений (в особенности утопий и дистопий), значительную часть которых составляет описание мироустройства, в центре повествования стоит фигура гостя, чуждая этому миру; не стал отступать от обычной практики и Виндж. Главный герой романа – поэт Роберт Гу, который вернулся к активной жизни после продолжительного заболевания, излеченного в результате прогресса медицины. В целях адаптации к новым жизненным реалиям он отправляется в школу (составной частью романа стал переработанной рассказ Винджа «Горячая пора в Фэрмаунтской средней школе» — название рассказа («Fast Times at Fairmont High») отсылает к популярной кинокомедии начала восьмидесятых «Быстрые перемены в школе Риджмонт Хай» («Fast Times at Ridgemont High»). Любопытно, что прообразом школы и для фильма, и для рассказа стала одна и та же школа — Clairemont High в Сан-Диего, где живет писатель.), где начинает осваиваться в новом для себя мире.

Важно, что описанное Винджем будущее отнюдь не благостно. Пусть в романе – в отличие от упомянутого рассказа – почти не затрагиваются вопросы социального расслоения общества, однако, очевидно и существование техногенной безработицы, когда значительный объем работ выполняется машинами, и поляризация общества: выделение элиты, способной к эффективной деятельности, и аутсайдеров, отставших от современного уровня технологий или неспособных к интеллектуально насыщенной деятельности. Самым ярким и, возможно, первым примером такого дифференцированного общества является «Машина времени» Герберта Уэллса.

Разделены не только люди, но и страны. Всеобщего благоденствия добиться не удалось, да и попытки такие вряд ли предпринимались. Выживание и процветание в постиндустриальном мире по Винджу является результатом победы в непрекращающейся конкурентной борьбе. Лишь мельком упоминаются в книге проигравшие «государства-неудачники».

Есть и другая проблема. Мир живет c постоянной угрозой применения оружия массового поражения, которое стало доступно большому кругу заинтересованных лиц, в который могут входить и террористы-одиночки. Видимую безопасность обеспечивают специальные службы ведущих государств: США, Евросоюза, Китая и Индо-Европейского альянса. Несмотря на это, не удалось избежать ни межгосударственных конфликтов, ни разрушения городов – в течение вот уже пяти лет, после участи, постигшей Чикаго в 2020-м. Впрочем, наибольшую опасность представляет технология манипулирования сознанием ТДМВ («ты должен мне верить»), вокруг создания и уничтожения которой и вертится сюжет произведения.

Автор, заглядывая в будущее, старается быть объективным и не допускает идеологических перекосов в ту или сторону. Черта тем более примечательная, учитывая, что собственные воззрения Винджа прекрасно известны: он четырежды становился лауреатом премии «Прометей», вручаемой Либертарианским футуристическим обществом и является приверженцем идей анархо-капитализма.

Отрабатывая футурологические задачи, Виндж не забывает и о задачах художественных.

Язык книги соответствует ее идее. Он использует активную лексику профессиональных политиков, аналитиков и бизнесменов, что и характеризует это будущее, и придает последнему дополнительную достоверность. К сожалению, переводчику не удалось отразить это в русском тексте романа в силу как объективных затруднений: русскоязычная терминология еще не сложилась и вовсю использует именно англоязычные понятия; так и в силу собственной небрежности. К очевидным промахам переводчика следует отнести и перевод имени одной из героинь книги как Элис, а не Алиса – и это при том, что в книге фигурирует и Мистер Кролик. Досадно, и что осталась незамеченным упоминание в книге австралийского фантаста Грега Игана: его именем названа сложная игра, в которую играют ученики Фэрмаунтской средней школы по правилам, описанным Иганом в одном из своих произведений. Впрочем, переводчику, постоянно работающему с книгами Винджа, удалось сделать большой шаг вперед по сравнению со своими первыми, неудобочитаемыми попытками.

Одной из основных тем книги является готовность человека и общества к ускоряющемуся технологическому прогрессу, способность адаптироваться к уже происходящим и еще предстоящим переменам. Еще в семидесятых годах Элвин Тоффлер предупреждал о последствиях все возрастающего темпа технологических и культурных изменений, введя понятие «шок будущего». Вернор Виндж дает возможность читателям испытать шок будущего уже сегодня, с минимальными потерями.

В том, что потери последуют сомневаться не приходиться. Совсем не случайно герой книги обнаруживает исчезновение своего поэтического дара, а вскоре, словно взамен, он обретает способности и таланты инженера. Фигурой главного героя, Роберта Гу автор подчеркивает необходимость изменений для приспособления к жизни в новом мире. И говоря о неизбежности и необратимости перемен, Виндж задается и другим, пожалуй, более актуальным вопросом: что следует сохранить, от чего следует отказаться. Так один из центральных эпизодов книги описывает сражение за университетскую библиотеку. Одна из противоборствующих сторон стремится сделать библиотеку полностью виртуальной, другая – сохранить бумажные книги. В сражении прошлого и будущего победитель предопределен. Неизвестно лишь, что ему достанется.

Во вполне достоверном футурологическом триллере Виндж настойчиво оптимистичен и, разумеется, все сюжетные коллизии благополучно разрешатся, оставляя свободу для возможного (но не обязательного) появления продолжения в ближайшем будущем.

Оценка : 9
«Витлинг»
–  [ 10 ]  +

eks, 15 июня 2009 г. в 10:08

Аннотация очень странная. Мой вариант: Экспедиция землян ведёт скрытое наблюдение за примитивной, по их мнению, цивилизацей планеты Гири. Однако, техника землян оказывается бессильна против паранормальных способностей туземцев. Попавшие в плен два члена экспедиции ищут пути к спасению.

О названии романа. Витлингами («недоумками», «убогими») на этой планете называют тех, кто лишён упомянутых паранормальных способностей. К таким «инвалидам», оказываются причислены и земляне, а также

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
местный принц, который становится союзником землян.

Роман не дотягивает до уровня лучших романов Винджа, но написан добротно, сюжет в меру острый, читается с удовольствием. Понравилось, как детально смоделирована цивилизация, основанная на

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
психокинезе и телепортации
: какое влияние это имеет на образ жизни, культуру, архитектуру, технику, политику.

Оценка : 8
«Куки-монстр»
–  [ 7 ]  +

mladshi, 22 мая 2009 г. в 08:17

Очередная вариация на тему виртуального мира и людей, чьи сознания выгружены в этот мир (причём сами люди даже не понимают, что они выгружены). Причём мир циклический (всех персонажей периодически «стирают» и загружают заново, соответственно, некоторые из них помнят только последний день (и у этого дня всегда одна дата), а некоторые и месяц. Но однажды (из-за ошибки в реализации мира) кто-то понял, что он в виртуальности и сумел оставить сообщение себе самому для следующего цикла. И так постепенно, от цикла к циклу накапливается информация. И, может быть, когда-то обитателям мира виртуального удасться повлиять на внешний мир (ведь в виртуальности процессы идут быстро). Главное, чтобы хозяин компьютера не заметил ничего и не перезагрузил весь мир.

Оценка : 9
«Пламя над бездной»
–  [ 1 ]  +

fictionfun, 21 мая 2009 г. в 01:13

Сложный роман, несколько лет назад начинал его читать в бумажном виде, на что-то отвлекся и забросил... Потом повторил попытку уже на своей карманной Пальме. И ... в течение 3-х недель для меня существовал только мир этой книги. Потрясающий размах, масштабы действия. Раса разумных стай собак-телепатов — это вообще что-то непередаваемое! Помню, какое сопереживание у меня вызвала сцена гибели одной личности, когда были убиты почти все составляющие ее особи...

Маленький нюанс, который мне не понравился: чувствовалось, что на автора оказало большое влияние проходящее на момент написания книги становление интернета. В начале глав были затянутые обмены сообщениями внутригалактической сети по типу эхо-конференций ФИДО.

Но в целом, очень сильная вещь!

Оценка : 9
«Глубина в небе»
–  [ 2 ]  +

skour, 17 мая 2009 г. в 12:49

Читать Винджа тяжело, у него в одной книге больше новых идей чем у других фантастов в целом цикле. И нужен хотя бы минимальный багаж научных знаний. Но оно того стоит!

Оценка : 9
«Брошенные в реальном времени»
–  [ 1 ]  +

alf082, 16 мая 2009 г. в 13:22

Сильная книга ...

Согласен — что экшена поменьше чем в Сквозь время ,но сюжетец по заковырестей .

Оценка : 10
«Горячая пора в Фэрмаунтской средней школе»
–  [ 7 ]  +

Nog, 02 мая 2009 г. в 21:48

Рассказ не произвёл большого впечатления, да и вообще творчество Винджа чем дальше, тем меньше радует, заставляя думать, что блистательное «Пламя над бездной» было счастливым исключением. Впрочем, возможно, ему просто лучше удаётся крупная форма. Впрочем, знакомство с другими романами — это дело будущего, а пока речь об очередном не слишком-то удавшемся рассказе. Начало, не скрою, пришлось мне по душе — завязка сюжета о планируемом студентами исследовании была достаточно интригующей, а мир, в котором происходит действие, интересным и убедительным. Однако чем дальше, тем хуже всё становилось. Сюжет оказался погребён под массой ненужных деталей, вероятно, интересных тому, кто хорошо знаком с американской системой образования, но простому российскому читателю не говорящих ровным счётом ничего. Да и скрытая под этими деталями сюжетная линия оказалась совершенно невнятной, так что то и дело приходилось возвращаться назад в поисках места, где она в очередной раз оборвалась. В целом у рассказа оказалась единственная положительная сторона — описание предельно компьютеризированного мира. Только она не дала поставить оценку ещё ниже.

Оценка : 6
«Глубина в небе»
–  [ 4 ]  +

dok_, 22 апреля 2009 г. в 22:47

Очень понравилось! прочитал два раза..

любителям НАУЧНОЙ фантастики читать обязательно, скурпулезность деталей впечатляет, особенно когда автор рассуждает о программировании это редкий случай, когда меня, как программиста, эти рассуждения фантаста берут за душу :)

Оценка : 10
«Горячая пора в Фэрмаунтской средней школе»
–  [ 9 ]  +

zmey-uj, 20 апреля 2009 г. в 02:31

Очень часто в историях об американских учебных заведениях встречаются такие экзамены или выставки индивидуальных проектов из серии «сделайте то, не знаю что», где можно представить любую идею. То в мультсериале наивный мальчишка притаскивает аппарат для изготовления наркотиков, который сделал вместе с подругой, сказавшей, что так получатся конфеты; то в фильме учащиеся из глубинки разрабатывают реактивный двигатель, занимают с ним первые места, а потом становятся крупными инженерами. Не буду сравнивать качество образования в Штатах с нашим — на это есть специалисты. Но возможностей для того, чтобы школьники могли раскрыть себя, проявить инициативу, в американских школах как будто больше. Уж на что моя родная школа была с математическим уклоном и считалась одной из лучших в городе, и олимпиады проводились — но ни разу не было таких вот мероприятий. Поэтому узнать еще раз о сути этого дела было интересно.

Но, к сожалению, на этом вся интересность рассказа исчерпывается. Так много внимания уделено подробностям, без которых можно обойтись, что сюжет в них теряется. Долгие беседы с одноклассником и Мириам; описание семей мальчика и девочки — абсурднейший дедушка/не дедушка зачем-то примешивается; долгий поход через парк; пакет с сетевыми узлами, которые настойчиво именуют какашками. А в результате выясняется такая смехотура, что непонятно, не издевается ли автор над читателем. Что в итоге стало с мышками в коробке — похоже, что ничего хорошего, из-за чего настроение портится еще больше.

Еще немного странным показалось, что школьники участвуют в последних технических разработках и ухитряются достать засекреченные материалы. Конечно, с каждым поколением дети и молодежь становятся все умнее и продвинутее, но тогда зачем им вообще учиться?.. В этом рассказе — вроде бы незачем.

Произведение, вызывающее недоумение. Оценку ставлю только за то, что автор, поводив за нос, ловко обманул. Это тоже редкость.

Оценка : 6
«Война с «Миром»
–  [ 2 ]  +

Fatmir, 15 апреля 2009 г. в 15:51

Отличная вещь в духе старого доброго нф.

Оценка : 9
«Зоны мысли» [Цикл]
–  [ 7 ]  +

Sagutor, 15 апреля 2009 г. в 15:30

Возможно книга и хорошая, но я и 10 листов не смог прочитать из-за качества перевода. Такое ощущение, что переводили Стилусом.

«Конец радуг»
–  [ 15 ]  +

drogozin, 10 апреля 2009 г. в 10:20

Мир:

Известное движение людей проповедующих развитие «Дружественного AI» — Сингуляристов не так уж популярно в НФ, как можно было бы ожидать. Фантасты предпочитают предостерегать. Примеров безрадостного будущего на эту тему масса, тема раскрыта ещё киберпанками 80-х и 90-х годов и, если честно немного протухла. Виндж к его чести не идёт ни по тому ни по другому пути. Он не демонизирует AI, но и не идеализирует его. Искусственного разума, руководящего планетой железной рукой или всеобщего благодетеля Вы здесь не найдёте. Вследствие естественного развития сетевых технологий они настолько глубоко проникли во все сферы жизни человека и общества в целом, что жизнь и любые рутинные действия без них невозможны, любая деятельность завязана на сеть.

Носимые компьютеры, вшитые в одежду, обеспечивают полную интеграцию человека в цифровую среду. Дети носят компьютеры с рождения, а стало быть погружены в эту среду полностью и вне её беспомощны. Все эти радости добровольно-принудительны, т.к. без них ты – неандерталец. С помощью носимых компьютеров можно изменять свой образ и вид окружающей среды как угодно, виртуально присутствовать в любой подключённой к сети точке планеты. Как следствие – ещё большее, гораздо большее, чем сегодня могущество информационной и развлекательной индустрии.

Следует заметить, что описанный мир далеко не оригинален в своём роде. По большому счёту он является естественным и предсказуемым развитием сегодняшней ситуации.

Что из этого вышло:

1. Количество рано или поздно переходит в качество. Нельзя сосчитать, сколько раз в НФ описан этот ход. Когда количество узлов и межузловых связей в информационной системе (живой или искусственной) переваливает какой-то рубеж, появляется сознание. Тот самый AI – мечта и ужас киберпанков. В данном конкретном произведении чужой разум почти всемогущ внутри сети, но преследует неясные задачи, действует как-то мелочно и легко даёт себя победить.

2. Другим следствием является крайняя уязвимость описанного мира для любого информационного террора. Глобальное потрясение может вызвать уже не великая держава, а группа преступников или даже один человек, не говоря уже об упомянутом AI.

3. Главной опасностью представлена возможность так называемого ТДМВ (Ты-должен-мне-верить) – технологии ментального контроля над людьми, в которой сочетаются достижения биологической и информационной науки.

Кто имел с этим дело:

Великий поэт и на редкость противный дед Роберт Гу, испортил жизнь всем близким людям, а теперь возвращается чудесами медицины из сумеречного существования, вызванного болезнью Альцгеймера. И попадает в другой мир, который его не то чтобы не принимает. Просто не замечает. Ему приходится приспосабливаться под существующее общество, меняться, в процессе чего он не зная того попадает в водоворот международных заговоров. Ему вернули жизнь, но отняли поэтический талант. Теперь он не великий поэт, а только вредный старик, обуза для общества.

Логичным поступком для его вредоносной натуры становится предательство своей семьи взамен на призрачное обещание вернуть поэтический талант путём особых технологий скоростного обучения.

Что из этого вышло, как несчастный поэт перестаёт быть задницей и находит место в этом мире и составляет основную канву повествования.

Вообще поиск места в меняющемся мире и оптимистический тезис, что люди всё-таки могут меняться к лучшему, можно смело заявить основными темами книги. Об этом недвусмысленно намекает и название «Конец радуг» — заведение для людей, не способных или не желающих меняться под изменчивый мир.

Что достигнуто:

Перевоспитан и интегрирован в социум один вредный старик.

Потерян один великий поэт.

Ликвидирована угроза одного международного заговора.

Обезврежен один опасный ИИ.

Итог: Крепкая, но далеко не выдающаяся американская hard SF ближнего прицела с социальным уклоном. Написанная под Hugo и взявшая его.

Оценка : 7
«Ложная тревога»
–  [ 5 ]  +

Kriptozoy, 05 апреля 2009 г. в 19:53

Захватывающий рассказ. Даже более того. Завораживающий. Почему-то когда читал, верил, что вот сейчас-то всё и взорвут к чертям собачьим, а точнее аннигилируют, что и послужит причиной гигантского мегавзрыва. Который или поглотит в огненной бездне планету Земля, задев отчасти две соседние планеты. Или другой вариант, когда взорвется наше Солнце и последствия станут катастрофическими для всего живого и разумного в радиусе галактики Млечный Путь. Как всегда у Винджа всё настолько глобально, ярко и зрелищно, всё с таким размахом, и в то же время так правдоподобно, что действительно веришь, что такое может быть. Хотя кто знает...

И вот пока я читал этот рассказ, я всей душой переживал за землян, за наших будущих потомков, которым предстоит отразить военную угрозу и спасти Солнечную систему. А когда вдруг возникла неожиданная опасность со стороны неизвестных, я стал ужасно волноваться за то, получится у Чужих предотвратить угрозу уже всей галактике, или же нет. Всё очень зрелищно и достоверно. Настолько, что складывается впечатление, будто листаешь красочный журнал комиксов. Потому что, хотя всё в рассказе описано довольно схематично, но в воображении возникают очень четкие образы.

Ну и концовка в рассказе. Хотя под конец было уже ясно, что угроза будет предотвращена, да и название рассказа говорит само за себя, но вот такой концовки я, честно признаться, не ожидал. Неожиданно и забавно. И самое главное, концовка затрагивает коронную авторскую и мою любимую тему сингулярности. Высший класс.

После того, как рассказ был прочитан и эмоции немного схлынули, всё же пришло осознание, что сюжет рассказа довольно вторичен, хотя и год написания говорит о том, что тема была ещё совсем не объезженная. Но всё равно. Да и злодеи в рассказе довольно-таки шаблонные. Стандартные инопланетные злодеи. Но всё равно, для такого небольшого объема рассказ очень даже на уровне.

P.S.А ещё рассказ напомнил сцену космического сражения из романа «Галактическая разведка», первой части трилогии «Люди как боги» Сергея Снегова.

Оценка : 7
«Пламя над бездной»
–  [ 11 ]  +

SIN, 30 марта 2009 г. в 14:13

Читалось крайне тяжело, в том числе и из-за манеры написания. Только к концу книги становится более или менее понятно, что происходит в масштабах галактики, до этого же страницами наваливались описания событий, которые понять, основываясь на уже прочитанной части книги, просто невозможно. Хотя может в этом и виноват перевод. Объем произведения хоть и не большой, но читается туго, на мой взгляд из-за того что произведение изобилует ненужными ему вещами, другими словами, эту интересную историю можно было написать гораздо короче.

Оценка : 5
«Дальний прицел»
–  [ 4 ]  +

Kriptozoy, 26 марта 2009 г. в 15:00

Сборник «Ложная тревога» я прочитал ещё далеко не весь, но из прочитанного на данный момент этот рассказ понравился мне больше всего. Даже не знаю почему. Особых литературных достоинств у него нет, сильных эмоций не пробуждает, да и причина-следствие немного прихрамывает. Но вот что этот рассказ достойный, это совершенно точно. И что не вызвал ни капельки скуки, хотя и написан сплошь в научном стиле. В научно-популярном стиле. А может быть в этом-то всё и дело. Напомнил несколько любимых уже долгое время фантастических романов других авторов, где имеется близкое по духу описание межзвездного путешествия. Например «Человек с топором» Юрия Никитина, весьма недооцененная часть цикла про Троих из Леса. Или прекрасный подростково-фантастический роман «Высокое волшебство» Дианы Дуэйн, где без всяких летательных аппаратов преодолеваются световые годы, парсеки и одна галактика сменяется другой в головокружительном калейдоскопе. Но дело даже не в таких явных ассоциациях, а просто в том, что идейная подоплека и её развитие в рассказе настолько глобальные и масштабные, что вызвали самый живейший интерес. Тем более, когда я начинал читать рассказ, я мало что понял из авторской задумки (в частности, кто такая Узе, зачем она направляется к Солнцу и зачем не долетев до Солнца она резко меняет курс и направляется к одному из созвездий нашей Галактики), поэтому это заставило меня более внимательно читать текст и тщательно обдумывать каждую фразу повествования. И я был вознагражден прекрасными впечатлениями от прочтения «Дальнего прицела». Рассказ написан в 72-м году и несмотря на это очень даже созвучен с нынешним временем.

Оценка : 7
«Беги, книжный червь!»
–  [ 4 ]  +

Kriptozoy, 06 марта 2009 г. в 23:46

Достаточно двоякое впечатление произвел рассказ. С одной стороны задумка и сюжет очень даже неплохие. Я удивился тому, что этот рассказ был первым в творчестве Винджа. Очень всё на профессиональном уровне. Многие вещи в рассказе, а тем более термины, всё это употреблено со знанием дела и ни разу не возникло ощущения, что это написано несколько десятков лет назад, и не просто не дилетантом, а человеком, который жил в то время, когда ещё только единицы задумывались о тех идеях, которые представлены в рассказе. Он написан в научно-популярном стиле, да ещё и с довольно оригинальным и забавным сюжетом, но за всем этим видна немаленькая работа, проделанная автором. Видно, что многие сведения, всю энциклопедическую информацию, он брал не с потолка и не выдумывал.

С другой стороны многие вещи в рассказе действительно лишние. Даже для Америки того времени, в которое был написан этот рассказ. Плюс некоторые моменты, без которых рассказ вполне мог бы обойтись. Повествование делится на части, которые чередуются в последовательности: -скучная, -интересная, -упомянутая, но неразвитая тема, -снова интересная. И концовка получилась очень предсказуемая. Упоминание о том, что при большом удалении от главного компьютера связь шимпанзе с ним ослабнет, а потом и прервется можно было приберечь и напоследок. От этого рассказ очень сильно бы выиграл. И ещё раз повторюсь — много начатых, но неразвитых сюжетных линий.

Оценка семь за идею и достаточно неплохое воплощение. Хотя, хотелось бы конечно большего.

P.S.Скажу не совсем по теме. Когда читал этот рассказ, снова, в который раз, убедился для себя, что девиз издательства АСТ — минимум редактуры, как можно быстрее в печать! Прямо не одно из крупнейших издательств, а подпольная типография какая-то. В тексте имеются ошибки, опечатки, а порой даже слова, употребленные в неправильном падеже. Хорошо хоть, что перевод довольно качественный.

P.P.S.И еще. Есть в рассказе момент, где рассказывается о причине наступления экономического спада и экономического кризиса в том Советском Союзе, который описан в варианте будущего по В.Винджу. Изобрели и начали производство источника дешевой энергии, соответственно мгновенно упали цены на природные ресурсы, такие как газ, нефть. И всё — экономический кризис. Вот прочитал бы я этот рассказ полгода назад и не заметил бы такой связи между вымышленным миром будущего Винджа и настоящим миром сегодняшнего дня.

Оценка : 7
«Конец радуг»
–  [ 7 ]  +

Аксолотль, 05 марта 2009 г. в 11:39

Книга начинает фрустрировать еще до начала прочтения — угнетающая обложка, плохая бумага. С первых страниц еще и понимаешь, что перевод совершенно отвратительный. И чтобы уж закончить с минусами — сюжет книги тоже особого восторга не вызвал, все так несколько топорно плюс чрезмерно благостная развязка. Как то не убедили меня нравственные метания Роберта Гу, да и ряд других персонажей вызываю вопросы, хотя надо отдать должное, они мне по большей части запомнились. Согласен и с тем, что автору не удалось добиться качественного баланса между технологической, сюжетной и моральной сторонами романа.

Но сама по себе технология ближайшего будущего меня впечатлила, по ходу прочтения я с увлечением рассказывал жене про браузеры в виде листочка бумаги, соединение реального и виртуального миров, «носимых», виртуальное присутствие собеседников и т.д. Кому то все эти технические описания показались навязчивыми, а по мне так это лучшее что есть в романе.

В целом достойное научно-фантастическое произведение, впечатление от которого было испорчено несколько завышенными ожиданиями, переводом и качеством издания собственно книги.

Оценка : 7
«Конец радуг»
–  [ 6 ]  +

dr, 22 февраля 2009 г. в 05:53

Книгу дочитал больше из уважения к предыдущим творениям Винджа. Что-то у него не срослось в «Конце радуг», что-то важное он упустил из повествования. Поначалу донимают слишком подробные технические описания окружающего мира, потом ты их уже начинаешь пролистывать, пытаясь нащупать хоть какие-то эмоции за всеми этими эпифаниями и кроликами -- и терпишь неудачу. Книга заканчивается так же, как и начиналась -- ни на чём и ни о чём. Нет, основные мысли романа понятны, но не понятно, зачем нужно было писать так много не имеющих прямого к ним отношения слов, если уж захотелось вдруг выкрикнуть громко такую банальность. В результате так или иначе получился конфуз, на мой взгляд, недостойный пера автора «Глубины...».

В принципе, нечто похожее отслеживалось и в пресловутых «оскароносных» «Бездне» и «Глубине», но там автор всё-таки нашёл в себе силы в определенный момент прекратить «накачку» текста своими конструктами и перейти к попыткам (успешным) эти самые конструкты оживить. В «Конце» сделать это ему удалось (неудачно, на мой взгляд) слишком поздно, поэтому первые три четверти книги оставляют ощущение затянувшегося пролога, в результате чего пик действия совершенно неприемлемым образом оказывается за словами «The End». Проще говоря, от книги остаётся ощущение обмана: вроде как мысли понятны, но форма их преподнесения совершенно неудовлетворительна.

Оценка : 5
«Конец радуг»
–  [ 7 ]  +

Morozych, 03 февраля 2009 г. в 13:33

Вернор Виндж... опыт «общения» с этим автором у меня не большой, но, если позволите так выразиться, продуктивный. Мне дико понравились его идеи в «Пламени над бездной» и в «Сквозь время», и я однозначно могу назвать его одним из своих любимых авторов. Именно поэтому, увидев в магазине «Конец радуг», я с радостью за нее ухватился, и, придя домой, тут же сел читать.

Однако, честно говоря, Виндж роазочаровал. Первые страниц 150 явно затянуты, размазаны и откровенно скучны, читал через силу. В то же время средняя часть книги — выше всяких похвал, та часть, где сюжет наконец-то затягивает, и одновременно автор великолепно описывает мысли и поступки разных людей. Практически каждый из героев знает явно больше того, что он говорит, при этом содержание фраз четко дозировано. Создается множество различных словесных игр, и, читая, уже сам пытаешься понять, что было недосказано и что по-насоящему имелось в виду.

К сожалению, вспыхнув, вся прелесть книги довольно быстро и погасла... Концовку читал, лишь бы уже поскорее дочитать, и узнать самое главное — кто же такой, черт подери, Кролик?! Честно говоря, остальные сюжетные линии в концовке меня интересовать перестали... К сожалению, четкого ответа на свой вопрос я так и не получил...

Оценка : 7
«Пламя над бездной»
–  [ 2 ]  +

Morozych, 30 января 2009 г. в 14:08

Пламя Над Безной читалось тяжело, медленно, но.. но я всем настоятельно советую это прочитать! как всегда, Виндж цепляет очень оригинальной и своебразной идей — разные «скорости» космоса, стаи собак... супер, именно с этой книги я начал охоту за остальным творчества Внджа по магазинам)

Оценка : 10
«Сквозь время» [Цикл]
–  [ 6 ]  +

Morozych, 30 января 2009 г. в 14:06

первая моя книга у Винджа. дико интересная идея с «пузырями», да и вообще вещь умная и серьезная — то, за что я и ценю книги этого автора

Оценка : 9
«Глубина в небе»
–  [ 6 ]  +

Narizhna, 26 января 2009 г. в 23:09

Винджа мне читать трудно, но интересно. Причем и трудно, и интересно по одной причине: пугающих масштабов эпичность и глубокая проработка деталей. Что меня больше всего порадовало в этом романе (как, впрочем, и в «Пламени над бездной»), так это мера правдоподобности негуманоидной цивилизации. Обычно у большинства фантастов негуманоиды отличаются от человека только внешне; конечно, автор сообщит нам уйму занимательных фактов про поразительные отличия в психологии, размножении, социальной структуре и т.д., но все эти факты будут действительны только в рамках авторских комментариев. Как только кто-то из персонажей-негуманоидов начнет действовать на повествовательной сцене, как это чувство различия улетучится, погребенное под человеческими мотивами и ужимками. Виндж не болен этой болезнью; его чужаки остаются чужими, даже когда становятся для читателя своими, и тем интереснее наблюдать за тем, как эволюционирует отношение к ним исследователей-людей, как рождается на первый взгляд невозможная, но искренняя и глубокая привязанность.

Оценка : 9
«Брошенные в реальном времени»
–  [ 5 ]  +

dr, 10 января 2009 г. в 20:29

Прогресс автора от «Войны» к «Пламени» в «Брошенных» виден невооруженным глазом: если «Война» была «живой» книгой, построенной на фантастических идеях Винджа, а «Пламя» -- довольно скучное повествование, придуманное сугубо ради того, чтобы донести Главную Идею, то «Брошенные» -- это нечто посередине. Обилией действия первой книги начинает отступать перед желанием автора рассказать нам о том, к чему привела человечество технология «пузырей», и автор начинает «слишком стараться», а потому книга изрядно теряет в динамике, а герои начинают не жить, а работать на ниве раскрытия философского смысла. В результате: по ключевой идее книга, несомненно, мощнее первой части; по сюжету, героям, действию -- несколько слабее.

Оценка : 8
«Война с «Миром»
–  [ 8 ]  +

dr, 10 января 2009 г. в 20:21

Удивительно, но ранний Виндж (особенно в процессе чтения «Конца Радуг») воспринимается лучше позднего. Возможно, всё дело в том, что в «молодости» он не столь сильно акцентировался на своих идеях и вливал в сюжет больше банального (а что в этой жизни не банально?) действия, которое изрядно оживляло текст и облегчало его восприятие читателем.

«Война с Миром» -- тот самый случай, когда Мастер еще не стал Мастером и сам пока еще не знает, что он Мастер, а потому позволяет себе допускать забавные ошибки, не стесняется потакать слабостям читателя и не слишком следит за ритмом повествования. И почему-то результат такого, более лёгкого, что ли, подхода к тексту читается легче и приятнее, чем последующие расхваленные критикой и собравшие награды и призы романы Винджа.

Оценка : 10
«Глубина в небе»
–  [ 6 ]  +

dr, 10 января 2009 г. в 20:04

Та же история, что и с «Пламенем»: прекрасные базовые идеи, но довольно посредственно построенный на них сюжет. Тут, впрочем, жизнеописание людей стало поживее -- эмоции какие-то появились, уже не просто тупо летят полкниги из точки А в точку Б. Зато про паучков, как и про собачек в первой книге, читать опять откровенно скучно. В целом книга, пожалуй, интереснее «Пламени», хотя их трудно сравнивать -- очень уж разные масштабы происходящего.

Оценка : 9
«Пламя над бездной»
–  [ 3 ]  +

dr, 10 января 2009 г. в 19:59

Про собачек читать немного скучновато. Впрочем, для Винджа это стандартно: Великая Идея и Посредственная Реализация. Так и тут -- сама по себе задумка прекрасна, уникальна, но что происходит в книге с этой задумкой? Ну, уныло летят куда-то полкниги. А собачки уныло грызут друг друга в унылой средневековой обстановке. Т.е., базовая идея великолепна, а вот построенный на этой идее сюжет -- посредственен. Тем не менее, оценку ставлю за идею.

Оценка : 9
«Ученик торговца»
–  [ 7 ]  +

Din Tomas, 07 января 2009 г. в 16:51

Невыразительный, скучный, обыденный рассказ… крайне невнятная реализация идеи, из которой можно было бы сделать конфетку и даже, потенциально, бриллиант мягкой НФ. Отправная точка «Ученика» — образ этакого купца-хронопутешественника, торгующего не в разных местах, как обычные странствующие торговцы, но в разных временах. Воображение сразу рисует интригующие сюжеты на данную тему: какой-нибудь златолюбец, проклятый бессмертием еще в Древней Греции, и с тех пор плывущий сквозь время со своими товарами: через Средние века, Реформацию, современность, и в будущее. И всякий раз ему бы приходилось изучать потребительский спрос, в соответствии с ним меняя ассортимент перед каждым скачком на век вперед; при этом постоянно переосмысляя свое мировоззрение с позиций прожитых лет. Получилась бы очень разносторонняя и увлекательная история.

Прочитав предисловие Винджа, я уже разлакомился увидеть в рассказе все вышеописанное и даже больше. Но автор пошел другим путем, представив только один эпизод из жизни торговца, в одном из далеких вариантов будущего, на безымянной планете, где царит что-то вроде странного футуристического средневековья. Это концепт тоже свежий и небезынтересный, но дальше первоначальных набросков Виндж его не развил.

Более того, вторая половина рассказа – дело рук Джоан Виндж, бывшей жены писателя. И именно ее часть текста выглядит особенно мутно. Если поначалу «Ученик» еще удобоварим, то где-то в середине он превращается в размытую созерцательную фантазию начинающего автора. Без искры и стройности изложения, зато с обильными авторскими размышлениями, вложенными в уста героев. Правда, чета Винджов все-таки слегка оздоровила вялое действие определенным смысловым подтекстом. Торговец в конце концов приходит к выводу, что для любой цивилизации развитие и эволюция лучше даже самого благополучного застоя. Вывод глубокий, но уже многажды разработанный в самых разных исследованиях.

И в довершение ко всему, русский перевод рассказа косноязычен, кишит ошибками и требует основательной редакторской правки.

Оценка : 5
«Соучастник»
–  [ 6 ]  +

Din Tomas, 05 января 2009 г. в 23:04

В художественном плане «Соучастник» довольно скучен, почти не интригует и не захватывает, хотя аккуратно прорисованные персонажи заслуживают четверки с минусом. Но что важнее, в этом рассказе Виндж сделал несколько карандашных прогнозов будущего, сумев предугадать появление компьютерной анимации, за двадцать лет до первых пиксаровских успехов; и лишь чуть-чуть недокрутил до концепта персональных компьютеров.

Оценка : 6
«Беги, книжный червь!»
–  [ 6 ]  +

Din Tomas, 05 января 2009 г. в 23:02

Что будет, когда человек сможет черпать информацию не только из собственного мозга, но также и напрямую «скачивать» ее себе в голову из безграничных недр компьютерной памяти? Именно об этом – ранний рассказ Винджа, 1966 года розлива. Время написания четко прослеживается в сюжетной подоплеке «Червя»: очередном противостоянии красных и звездно-полосатых. Впрочем, главному герою рассказа холодная война безразлична – он лишь хочет выбраться из секретной лаборатории, прихватив в своей башке все знания Соединенных Штатов Америки.

В принципе, рассказ любопытен фирменными (еще на самой заре карьеры) авторскими размышлениями о сингулярности и технологических прорывах; более того, у меня «Червь» сильно всколыхнул интерес к исследованиям в области сращивания человека с компьютером. Но сама по себе история о побеге подопытного бедолаги крайне схематична, хотя и грамотно простроена. К тому же, Виндж не раскрыл весь потенциал идеи, ограничившись лишь несколькими забавными зарисовками о шимпанзе с полным доступом к государственным базам данных; и не пойдя дальше осторожного беспокойства по поводу мощи машинно-человеческих интерфейсов. В общем, недостаточно углубился в перспективную тему. Впрочем, во многих других своих рассказах и эссе Виндж не раз возвращается к исследованию этого вопроса.

Оценка : 7
«Глубина в небе»
–  [ 4 ]  +

gafiator, 06 декабря 2008 г. в 21:13

Тем, кто решится прочитать этот роман, необходимо в первую очередь запастись немалым терпением, ибо основная часть повествования буквально нашпигована тысячами технических и психологических деталей и нюансов, отчего иногда начинает напоминать труды по теории информатики и социологии.Прибавьте к этому далеко не блестящий перевод — и трудности налицо.Но тому, кто их преодолеет, откроется тщательно и подробно выписанный мир инопланетных арахнидов вкупе с интересным людским социумом, основанным на отношениях дружбы-ненависти.Заставят задуматься и нравственные проблемы использования т.н.Фокуса — по сути высокотехнологичной формы рабства, а также потенциального кошмара всего живого — локализаторов, по-своему страшной полуразумной пыли.Если «Пламя над бездной» поражает своим размахом, то «Глубина» приковывает детализированностью и полным погружением в среду, а умение так переключать прицел является несомненным достоинством автора.

Оценка : 8
«Конец радуг»
–  [ 8 ]  +

Vlad, 26 ноября 2008 г. в 20:04

«Ну, наконец-то» — буквально вырвалось у меня после того, как все-таки удалось дочитать эту книгу. Безусловно, Виндж заслуживает уважения как последний из могикан в мире НФ, без зазрения совести вторгающийся в область высоких технологий и политических интриг. Только вот иногда он начинает напоминать своего главного героя из “Конца радуг” – пожилого мужчину, отставшего от современных реалий и воспринимающего все новое как некое чудо. Отсюда и идут длинные и пространственные описания различных виртуальных битв, оболочек визуализации и прочей научной чертовщины. От обилия незнакомых терминов и, что еще хуже, бесчисленных аббревиатур, к середине книги сам сюжет начинает уходить на второй план, к тому сам автор достаточно вольно с ним (сюжетом) обходится. Некоторые отрывки (например, уже упомянутая битва за библиотеку), возникают словно из ниоткуда и так же, не неся особой сюжетной нагрузки, заканчиваются ничем.

Столь же бесцеремонно автор обращается и с героями – нет, конечно никто и ждал финала в духе “и после всего они полюбили друг друга”, но все таки иногда хочется хоть какой-то конкретики в дальнейших судьбах персонажей. А так – закончился эпизод и о человеке можно забыть. Хотя, стоит признать, что подобный прием частенько использовал Филипп Дик, и ничего, тому все сходило это с рук.

В целом, книга вызывает “тяжелое” ощущение (чему к тому же способствует не самый лучший перевод) — слишком много описаний окружающего мира, мало динамики и психологизма. Хотя для кого-то это может и плюс…

Оценка : 5
«Пламя над бездной»
–  [ 7 ]  +

gafiator, 17 ноября 2008 г. в 21:33

По сравнению с циклом «Сквозь время» автор сделал несомненно огромный шаг вперед.Многоплановый космогонический роман с расстояниями в миллионы световых лет и тысячами разумных рас парадоксальным образом гармонично сочетается с буквально дотошным биологическим исследованием общества симбиотических стайных животных, скрупулезными наблюдениями за функционированием их разума и проявлениями инстинкта.Успех романа во многом определяется постоянными переключениями читателя между такими разными уровнями бытия в космосе.К сожалению, такая тщательность повредила психологичности описаний людей и человеческая раса оказалась наименее интересной.При всей смелости интерпретации работы физических законов в разных частях Галактики и борьбы связанных с ними Сил их художественное воплощение более всего напоминает борьбу вирусов и антивирусов в пространстве компьютера (впрочем, я не исключаю, что это самый верный подход, кто знает...).

Оценка : 9
«Брошенные в реальном времени»
–  [ 6 ]  +

кисуня, 13 ноября 2008 г. в 19:04

Вторая книга гораздо лучше первой. У кого богатое воображение сразу представит Марту одной, и прочувствует всю интригу сюжета.

Оценка : 10
«Война с «Миром»
–  [ 2 ]  +

кисуня, 13 ноября 2008 г. в 19:00

Отличная книга, перечитывала много раз. Интересный сюжет и герои:cool!:

Оценка : 10
«Пламя над бездной»
–  [ 1 ]  +

Димаш, 29 октября 2008 г. в 18:14

В целом книга понравилась. Идея отклонения, мир собакоподобных довольно увлекательные темы. Книга стоит того, чтобы ее ОДИН раз прочитать.

Однако ставлю 8 из 10. Главный недостаток романа — полная предсказуемость стратегии сюжета. Я уже на трети книги мог спокойно рассказать приблизительную концовку:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Джоанна и Джеффри в конце объединятся и останутся в их положениях, Фам Ньювен поработает с архивом звездолета и остановит Отклонение. Только чуть-чуть преследователям не хватит времени настигнуть «Внеполосный».

Оценка : 8

  Страницы:  1  2  3  4  5  6 [7] 8  9 10



⇑ Наверх