Кен Лю отзывы

Все отзывы на произведения Кена Лю (Ken Liu)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 104

  Страницы: [1] 2  3 

«Бумажный зверинец»
–  [ -1 ]  +

WoroH, 23 апреля 2024 г. в 09:53

Неровность

Очень неровный сборник рассказов. Некоторые истории интересны, чаще всего там где НФ. Но встречались и откровенно скучные, затянутые. Меньше всего понравился рассказ «Все разнообразие вкусов».

Оценка : 7
«The Ice Wraith»
–  [ 2 ]  +

Алексей121, 28 марта 2024 г. в 22:50

«Ледяные призраки» — короткий и весьма странный рассказ, написанный Кеном Лю для очередного мультимедийного проекта, связанного с исследованием нейросетей.

Далёкое будущее. Генно-модифицированная, аугментированная девушка-шахтер работает на ледяном кольце планеты другой солнечной системы. Ходят слухи, что раньше здесь жила инопланетная цивилизация и героиня повсюду видит следы их присутствия. Но отслеживающий ее работу искусственный интеллект постоянно пытается объяснить ее находки с рациональной точки зрения.

Постепенно это подводит к вопросу ограниченности восприятия и узости интерпретаций, а так же ограничений, которыми обладают как машинный, так и человеческий разум. В очередной раз рассказ Кена Лю напоминает скорее эссе на заданную тематику, где заданный пунктиром сюжет служит лишь в качестве примера и иллюстративного материала для авторских мыслей.

Ну и не могу не отметить, что концовка выглядит спонтанной и необоснованной, вызывая по большей части одно лишь недоумение.

Надеюсь, хоть заплатили за участие в проекте хорошо.

Оценка : 6
«Before and After»
–  [ 3 ]  +

Алексей121, 30 января 2024 г. в 12:14

Такое чувство, что каждый писатель, который хочет доказать, что могёт, обязан написать рассказ в одно предложение.

Вот и Кен Лю, безусловно, доказал, да и тема выбрана подходящая: момент, который делит жизнь на до и после. Вот только читать эти словесные экзерсисы безумно скучно. Нет, безусловно, есть читатели, которым нравится примат формы над содержанием, но «я это не понимаю, мне это не интересно...»

Оценка : 5
«Good Stories»
–  [ 6 ]  +

Алексей121, 29 января 2024 г. в 21:08

Практически любой, даже не самый сильный рассказ Кена Лю (а «Хорошие истории» безусловно не из их числа) хорош тем, что поднимает довольно важную социальную проблему и рассматривает ее с разных углов, побуждая к размышлениям и полемике.

Рассказ, очевидно, вырос из статьи «The Imitation Game», опубликованной в журнале Slate, и чтобы лучше понимать идеи автора, желательно ознакомиться сначала с ней. В ней автор говорит, что не стоит опасаться завала книжного рынка нагенерированными нейросетью текстами: уж чего-чего, а недостатка текстов книгоиздательская область точно не испытывает. Нейрокнижки не увеличат конкуренцию в писательской среде: она и так слишком высока, а читатель падок на громкие имена и кликбейтные названия. Конкуренция в этой сфере никогда не была честной. Точно ли биография принца Гарри представляет собой наиболее глубокий анализ жизни современного человека? Точно ли написанный Биллом Клинтоном триллер выделяется на фоне тысяч триллеров других авторов? Или эти книги стали лидерами продаж, с которыми невозможно конкурировать, из-за громких имён на обложке? Ну и как какая-то нейросеть сможет ухудшить и без того ужасное положение дел?

Значит отрасль нагенерированных нейросетью текстов не имеет будущего? Или она все же найдет место под солнцем, пусть и весьма неожиданное? В «Хороших историях» Кен Лю пытается дать ответ.

Итак, недалёкое будущее. Корпорация «Хорошие истории» в промышленных масштабах генерирует нейросетевые романы. В этой же корпорации служат десятки писателей-неудачников, не нашедших себя в традиционном книгоиздании, которые меняют в полученных текстах слова, чтобы полученные истории можно было защитить авторским правом.

Естественно, итоговый уровень получается очень низким, но эти истории никто и не читает. Они служат сценариями для дипфейковых фильмов, которые создают другие нейросети, при этом сценарии можно комбинировать и настраивать под себя, получая именно то видео, которое хотелось бы посмотреть.

Рисуемая автором картина довольно реалистична и продумана до мелочей. Кен Лю использует интересный прием: главная героиня изначально находится в проигрышной позиции по отношению к оппонентам и не находит аргументов в защиту своего, достаточно традиционного взгляда на писательское ремесло и взаимоотношение автора с читателем. Понравилась мысль, что писатель-романист — самый эгоистичный из творцов: если для того, чтобы послушать песню достаточно несколько минут, а фильм можно посмотреть за два часа (ну или за час, если включить удвоенную скорость, как предпочитает молодежь), то роман, бывает, требует потратить на себя и десять часов и даже больше. При этом взгляды, которые исповедуют «поглотители» продукции «Хороших Историй» автор не выдумал: консуминг-гайды уже существуют, а значит кто-то ими активно пользуется.

К недостаткам рассказа можно отнести его сюжетную слабость: плохо верится, что одна из работниц «Хороших Историй» понятия не имеет о появившейся вокруг этого бренда субкультуре (которой, судя по всему, подвержены миллионы людей). Ну это как девушка, создав аккаунт на онлифанс, не знала бы, что делают мужчины, глядя на её пикантные фото. А на этом незнании строится весь сюжет рассказа. Понятно, что он создавался в первую очередь для иллюстрации мыслей автора, но над фабулой можно было поработать и получше.

Оценка : 7
«Build-a-Dolly»
–  [ 4 ]  +

Алексей121, 29 января 2024 г. в 19:05

Очень короткий и весьма ерундовый рассказ, целиком состоящий из описаний того, как дети издеваются над андроидом. Мораль: обижать роботов плохо.

Зачем писать подобное в мире, где существует «Суперигрушек хватает на всё лето» Балларда, который показывает все то же самое, но лучше и глубже (к искусственному ребенку никогда не будут относиться как к живому), мне решительно непонятно.

Рассказ написан гораздо ниже среднего для Кена Лю уровня.

Оценка : 3
«Побег за пределы Стены Бурь»
–  [ 2 ]  +

Kavabanger, 22 декабря 2023 г. в 09:17

Жаль не прочитал отзыв Алексей121 до рассказа, сэкономил бы немного времени.

Заканчивается рассказ так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«На рассвете шлюпки развезли офицеров и капитанов по их кораблям, однако ложиться спать никто не стал. Предстояло много работы.»
Не знаю, что там за работа им предстоит — нам так и не рассказали — но уж точно не больше, чем понадобилось бы чтобы превратить этот кусок текста в связное и законченное произведение.

Сеттинг любопытный, но на этом и все. Это действительно просто какой то массив букв, вырванный из середины чего-то другого. Ну вот представьте, что вы заказали пельмени, а вам принесли кусочек вареного фарша. Спасибо, очень приятно.

Оценка : 1
«Потаённая девушка»
–  [ 6 ]  +

Solonchik, 05 декабря 2023 г. в 10:56

Замечательный сборник.

Во-первых, хочу отметить, что большая часть рассказов так или иначе связана с темой сингулярности. С учетом того, что я ошибочно воспринимал Кена Лю, в первую очередь, как автора «Династии одуванчика», это было сюрпризом. Для меня -- приятным, т.к. НФ и посткиберпанк мне существенно интересней и ближе, чем сказки и псевдоисторические модуляции.

Из всех рассказов сборника я бы выделил для себя:

— цикл «Мэдди»: Богов не сковать цепями, Богов не будут убивать, Боги умерли не напрасно и Остаться позади. Кажется, к в этом же пре-, сингулярном и постсингулярном мире происходит и действие рассказа «А где-то далеко огромные стада оленей». Но по официальной версии нет =) Мне, правда, не совсем ясна логика составителя, который поставил «Остаться позади» между первым и вторым рассказом этого цикла. Так что в каком-то смысле это спойлер к двум последующим рассказам. Не то чтобы это было критично, но по возможности я бы хотел вернуться в прошлое (или стереть себя память) и прочесть цикл во внутренней последовательности событий, а не в логике составителя.

— очень хорош рассказ «Византийское сострадание». Блокчейн, смарт-контракты, очень горячее желание изменить мир и медиа-манипуляции. В коротком рассказе автор умудряется и показать, что правда у каждой стороны конфликта своя и состыковать эти правды чаще всего нереально, и показать, куда именно ведет дорога, вымощенная благими намерениями.

— «Потаенную девушку» я бы назвал редким примером «квантового фэнтези». Сам сюжет банален, тема ниндзя не достаточно раскрыта и в придуманном автором мире можно было бы выстроить многотомную эпопею... как хорошо, что Кен Лю избежал этого соблазна! Короткий рассказ идеален.

Намеренно прочитав и перечитав за последние месяцы около трех десятков сборников рассказов, я могу резюмировать, что этот — один из лучших (имхо). И стоит на голову выше сборников именитых редакторов типа Джонатана Стрэна (впрочем, серия «Лучшая научная фантастика» Г. Доуза всё ещё хороша).

Хотя ни один рассказ не тянет, по моим внутренним меркам, больше, чем на 8, сам сборник как композиционно-тематическое решение этой «восьмерки» однозначно заслуживает.

P.S. А еще в рассказах присутствует геополитическая повестка не в том однозначном черно-белом спектре, который характерен для современной западной фантастики. И Китай тут и не идеален, и не империя зла, и Россия также. В одних рассказах есть сдержанно-негативные высказывания, в других -- сдержанно-позитивные. Интересно.

Оценка : 8
«Богов не сковать цепями»
–  [ 1 ]  +

Yarowind, 30 ноября 2023 г. в 06:55

Если ваш компьютер однажды начинает общаться с вами осмысленными диалогами, пусть и эмодзи, и слишком много знает, а ваш папа не так давно умер, то может быть между этими фактами есть связь? В целом, не сильно оригинальный сюжет, про закачку сознания в компьютер уже написано более чем.

Оценка : 6
«Бумажный зверинец»
–  [ 1 ]  +

indulgence09, 11 октября 2023 г. в 15:03

Трудное взросление мальчика из «смешанной» семьи, детская жестокость, конфликт поколений и бесконечное раскаяние в конце. Отличный драматический рассказ, наполненный глубоким психологизмом. Но мне не хватило именно фантастики, ведь примерно это хочется получить, когда произведение забирать сразу несколько премий среди которых Небьюла и Хьюго.

Оценка : 6
«The Passing of the Dragon»
–  [ 7 ]  +

Алексей121, 25 сентября 2023 г. в 20:05

«If I cared about being understood, I’d stop writing».

Что-то мне подсказывает, что рассказ писался именно ради этих строк.

История начинается с того, что художница-неудачница отправляется в паломничество к дому известного поэта. И в пути её настигает видение, она переносится в другой мир, красочный, полный необычных растений и гигантских грибов, и видит пролетающего дракона.

Случилось ли это на самом деле, или она стала жертвой галлюцинации? Ответ на этот вопрос не имеет значения, ведь всё фантастичное в рассказе на этом заканчивается. Под вдохновением от пережитого эмоционального опыта она создаёт новую картину, которая, наконец, вызывает реакцию у публики.

Но не такой реакции ей хотелось. Кого волнуют её переживания, если замысел у нее возник по пути к дому известного художника, а значит она не более чем фан-арт на одну из его поэм? А вот эти грибы, они же точь в точь как те, краснокнижные, о сохранении которых на весь интернет трубят эко-активисты? И где, черт побери, дракон на картине, которая называется «The Passing of the Dragon»?

Да, Кен Лю задаёт классические вопросы интерпретации творчества, критики и связанного с ней поиска источников вдохновения автора. Как часто бывает,что критик лучше знает, что хотел сказать автор? Как часто в произведениях пытаются найти отсылки, которые автор никогда в них не закладывал (Толкин и Вторая мировая как самый яркий пример). И даже если автор прямо скажет «не разумел я такого», критик лишь пожмет плечами, понимающе улыбнется и напишет что-то в стиле «хотя сам автор отрицал влияние... но нельзя не заметить, что...» и продолжит гнуть свою линию.

И действительно, как часто мы видим в произведении то, что хотел сказать автор, а не то что сами хотим увидеть? Ещё до прочтения рассказа я пришел к выводу, что не часто. Мы живём в век ярлыков: после любого анонса: фильма, книги, видеоигры начинается поиск триггеров: а не играет ли в фильме негр кого не надо? а есть ли в книге ЛГБТ? а какого пола автор? И в случае нахождения анализ произведений завершается и на него навешивается подходящий ярлык. А если есть ярлык, то зачем думать дальше, ведь и так уже понятно зачем это создавалось и что оно из себя представляет, правда?

Оценка : 9
«Speaking Bones»
–  [ 8 ]  +

Алексей121, 21 сентября 2023 г. в 16:50

«You may be the good emperor Kuni ... but a good emperor isn’t enough ... at this moment, Dara needs an evil empress more than a good emperor».

Вот и закончилась сага, которую Кен Лю создавал более десяти лет. При этом, по его словам, раскручивать сюжет он начал с последней сцены финального романа — и постепенно выстраивал его у себя в голове в обратном направлении.

Я не буду подробно ударяться в перипетии сюжета и описывать мир, всё это было уже в предыдущих обзорах.

Здесь же я выражу несколько слов восхищения автору. А я давно не был так восхищён фэнтези-литературой. Может быть, со времён прочтения «Колеса Времени», если не со школьного увлечения «Властелином Колец».

В общем, да, в моём пантеоне фэнтези появился ещё один эталон для сравнения, которое в большинстве случаев будет не в пользу претендентов. Например, я вполне сознательно ставлю «Династию Одуванчика» выше чем «Игру престолов», похороненную под пластами авторского многословия, плотно утрамбованными стопами необязательных персонажей. Кену Лю удалось рассказать историю более масштабную, всеобъемлющую и глубокую, при этом уложившись в меньший объем страниц. А, главное, удалось закончить её. Три романа (последний разбит на два тома) охватывают временной промежуток более сорока лет (не считая нескольких эпизодов из далёкого прошлого и эпилог, напротив, происходящий в будущем). При этом мир книги живой и прогресс не стоит на месте. Фактически мы наблюдаем век чудес, бурное развитие технологий, движущихся по совершенно иному, нежели у нас пути. И если начинаем мы с условного средневековья, только с воздушными кораблями, то ближе к финалу улицы крупных городов освещены электрическими фонарями, в ресторанах прислуживают автоматоны, а в сражениях против драконьих всадников применяют рои беспилотников и ракеты с примитивными системами самонаведения. Можно сказать что магию в романе полностью заменяет технология и уж тут-то автор, инженер по образованию, оторвался по полной. Столько уникальных идей и необычных концепций мне не встречалось, пожалуй, нигде. При этом Кен Лю очень много времени уделяет процессу изобретательства и появление любой вундервафли будет обосновано и логично вплетено в картину мира. (Ну кроме огромного семиголового меха-костяного дракона с акустическим оружием — это, пожалуй, было уже несколько перебор).

При этом автор совершенствуется от книги к книге. Если «The Grace of Kings» получилась довольно сухой и, местами, схематичной, то каждая следующая книга прибавляла как объема, так и проработки сюжета, персонажей и глубины их конфликтов. Не зря «Династия Одуванчика» часто упоминается в топах циклов «первый том которых нужно перетерпеть». Это отчасти можно объяснить тем, что Кен Лю создавал сюжет от финальной сцены к началу, поэтому первый роман (да и второй, по большому счёту, тоже) лишь пролог, подводящий к основной истории.

Что касается финала, то это тот редкий случай, когда у меня нет претензий. Он в достаточной степени оригинален, не подчиняется читательским ожиданиям, беспощаден к героям (из глоссария персонажей в начале книги доживет до развязки в лучшем случае каждый пятый) и при этом вполне закономерен. Он мне до определенной степени напомнил финал «Бога-императора Дюны», но при этом с легко считываемой полемикой и полной самостоятельностью.

Честно говоря, теперь немного боязно браться за другие фэнтези циклы, ведь нелестные сравнения неизбежны.

Оценка : 10
«Collaboration?»
–  [ 3 ]  +

Алексей121, 31 августа 2023 г. в 00:52

В сопровождающем рассказ интервью писатели рассказывают, что очень хорошо повеселились, сочинив этот рассказ. Что ж, охотно верю. Другой вопрос, смогли ли они в должной мере заинтересовать читателя? А вот это уже весьма спорный вопрос.

По факту перед нами даже не один рассказ, а сборник виньеток на тему сотрудничества, написанных в весьма экспериментальной манере. Чего тут только нет: игра со шрифтами, зеркальный текст, накладывающихся друг на друга текст. Текст в несколько колонок, в рамках...между прозаическими сюжетными кусками встречаются описания фотографий и оттенков вкуса при дегустации вин. И всюду отсылочки: одни очевидны, другие непонятны никому кроме авторов (в интервью после рассказа они проводят пару таких примеров).

Все это могло бы быть интересно, если бы не было так скучно. Видно, что авторы на одной волне между собой, но что там я в их тусовке забыл? Это как придти на вечеринку, опоздав на два часа: все уже навеселе, все подружились, а ты смотришь на них и слабо понимаешь, о чем разговор и над чем все так смеются.

Неплоха была первая (после пролога) история, про отражения.

Очень хороша последняя: про музу в квантовой интерпретации, которая наблюдает за сочиняющим стих поэтов. И каждый раз, когда он хочет написать ещё одну сторону/слово/слог она видит все облако вероятностей и выбирает то будущее, в котором будет записан наиболее удачный вариант. Ну и кто же тогда автор стиха?

Все остальное, ИМХО, совершенно бесплодные литературные игрища, интересные крайне малому числу людей. Может статья, что только двум. Ну хорошо, трём: интервьюеру, суд по всему рассказ всё-таки понравился.

Оценка : 6
«The Veiled Throne»
–  [ 9 ]  +

Алексей121, 26 августа 2023 г. в 21:38

Первая половина монструозного романа (более сотни авторских листов оригинального текста), написание которого буквально опустошило Кена Лю и из писательского кризиса он не мог выбраться ещё очень долго.

При этом, до последнего момента он рассчитывал издать его в одном томе, пока издатель не покрутил пальцем у виска и не распилил роман напополам практически насильно. И даже так, в каждом томе получилось по тысяче страниц весьма плотного текста.

И плотного не только вёрсткой. Удивительно, но при подобных объемах роман отлично структурирован: я не назову ни одной сцены, которая не имела бы значения и которой можно было бы безболезненно пожертвовать. Нет в романе и лишних персонажей: Кен Лю вводит новых действующих лиц только по необходимости и не даёт им экранного времени больше чем нужно. Можно сказать, что ему удалось избежать ошибки Джорджа Мартина, который с каждым томом наделял голосами всё большее число персонажей, что привело к просаживанию динамики сюжета и закономерной пробуксовке цикла. По сравнению со прошлым томом Кен Лю добавил только одного нового полноценного ПОВа и обоснованность его попадания в число главных персонажей железобетонная.

Итак, «Покрытый вуалью трон», первая половина заключительного романа трилогии «Династия Одуванчика».

В романе две основные сюжетные линии. Первая — принцесса Тера, заключившая династический брак и отправившаяся во главе небольшого флота за Стену Бурь ,чтобы организовать на землях Льюку восстание и тем самым предотвратить отправку второго флота вторжения (более подробно смотри мой отзыв на прошлый роман). Вторая сюжетная линия — шаткий мир между Льюку, захватившими несколько крупных островов и империей Дара. Каждая сторона готовятся к новой войне. Каждую сторону раздирают внутренние конфликты. У Льюку это конфликт между традиционалистами, которые хотят сохранить свои обычаи и теми, кто готов принять блага цивилизации и ассимилироваться с жителями захваченных земель.

В империи Дара — это это противостояние Императрицы-регента Джиа, которая всеми силами хочет избежать новой войны и принца Пиро, который одержим идеей освобождения захваченных территорий.

Надо сказать, Джиа — один из самых ярких и неоднозначных персонажей Кена Лю, которая не оставит равнодушным никого. Пережив плен и ужасы войны она всеми силами пытается принести на землю мир. Но вот беда, её уровень стервозности таков, что Серсея по сравнению с ней выглядит скромной пионеркой, а излюбленный метод решения проблем у нее — интриги, массовые убийства и предательства. Если нужно замучить тысячу детей, чтобы получить шанс спасти тысячу одного — она пойдет на это не колеблясь, а если не получится, скажет что делала всё это исключительно из любви к детям Дары. Да, это концепция «цель оправдывает средства», выкрученная на максимум, только вот предавать и убивать у нее получается куда лучше чем спасать. И вот, эта весьма приятная во всех отношениях женщина фактически узурпировала трон под предлогом неготовности принца Пиро его занять, и живой с него не слезет. Вдобавок, она задумала гамбит настолько жестокий, что не может из-за него спать по ночам. И это пугает. При этом армию она, мягко выражаясь, развалила, потому что солдаты — такие неприятные люди, они, видите ли, людей убивают, а мы тут добро причиняем.

Но я немного увлекся. Примерно такова расстановка сил на момент начала основных событий. В книге всего четыре части, но они очень неравномерно разделены по объему: каждая следующая вдвое больше предыдущей. Название каждой отсылает к этапу роста дерева.

Первая называется «Посаженное семя» и представляет собой большой (около сотни страниц) флешбек, цель которого на первый взгляд может быть не ясна. Не могу не отметить, что чтобы начинать роман подобным образом нужно быть весьма и весьма уверенным в читательской лояльности. Тем не менее, текст написан прекрасно. Я бы сравнил его со «Сказками Сироты» Валенте — история в истории в истории, а в центре всего — два человека, которые садятся у костра и рассказывают друг другу легенды своих народов, и вместо того, чтобы сблизится, понимают насколько бесконечно далеки они друг от друга. И на непонимании двух людей, оказавшихся в сходной неприятной ситуации, фактически рабов, строится взаимное непонимание народов Дары и Льюку, которая является стержнем конфликта всей книги. А кроме того, она является предысторией того самого единственного нового центрального персонажа о котором я говорил выше.

Вторая часть целиком посвящена принцессе Тере и её эскападе. Начинается она с динамичной и продолжительной сцены морской погони, самое начало которой можно прочесть в отдельно опубликованном отрывке «Побег за пределы стены бурь», переведенном на русский язык (а ещё можно прочесть мой отзыв, чтобы понять, почему этого не стоит делать). Заканчивается роман прибытием на земли Льюку и первым годам жизни, сопряжёнными с ещё несколькими яркими и динамичными эпизодами.

В третьей части автор делает тайм-скип почти на 7 лет, подводя сюжет напрямую к тому моменту, когда врата бурь должны снова открыться. Первые несколько глав посвящены расстановкой фигур на доске, а дальше каждый игрок должен сделать решающий ход, бросив зубы на доску.

Остановлюсь на этом моменте поподробнее. В каждом романе Кен Лю вводит философскую концепцию, которая неоднократно обыгрывается в сюжете. В первом мы постигали Изящество Королей (а никак не королевские милости, как у нас перевели), во втором — взвешивали рыбу. А в третьем шутки кончились, придется выкладывать зубы на доску. Что это значит? Если упустить некоторые детали, выражение отсылается к мастеру игры, по правилам напоминающей Го, который в решающем матче получил практически безнадежную позицию. А когда он придумал дерзкий, практически невероятный план чтобы выиграть, то в самый последний момент у него закончились камни. По правилам игра должна была закончится, но решимость игрока была такова, что он стал вырывать себе зубы и класть их на игровую доску вместо камней. Что интересно, он всё-равно проиграл, но его решимость произвела на всех свидетелей такое впечатление, что эта игра осталась в памяти поколений, а различные философские школы придумали пару десятков трактовок этого поступка и его символического значения.

Итак. В конце третьей части романа каждый игрок кладёт зубы на доску и терпит сокрушительное поражение. Драматические, непоправимые события, настоящие трагедии следуют одно за другим. Кен Лю и раньше не щадил персонажей, но здесь он даже немножко перестарался.

Начинается четвертая часть, которая по объему занимает примерно половину текста. И тут автор делает то, чего от него ожидаешь меньше всего. Теперь он уже сам бросает зубы на доску и посреди глобальных драматических событий меняет правила игры «вспоминая» что у него есть ещё одна принцесса, Фара, и начинает раскручивать её линию. И эта линия — авантюрное приключение посвященное соревнованию двух ресторанов за звание лучшего в городе.

Вместо поединков на мечах — кулинарный турнир. Вместо многослойных интриг — хитрые планы и попытки натравить на неприятеля роспотребнадзор. Вместо высочайших ставок и трагедии — нарочитая легкомысленность и юмор.

Мне-то это дело заспойлерили, но я представляю как ползли на лоб глаза у тех, кто приступил к чтению неподготовленным. Это же практически роман в романе (и в какой-нибудь Армаде его бы ещё на два тома разделили).

И знаете что, он работает. Он написан просто превосходно. Это настоящая квитэссенция авантюрно-плутовкого фэнтези. А концовка сюжетной линии получилась довольно неожиданной, в чем то даже ломающей ожидания и влияющей на глобальные события сразу на нескольких уровнях.

Однако же я прекрасно могу понять тех, кто посчитал эту сюжетную линию филером. Кроме того, «Покрытый вуалью трон» лишён даже намека на концовку. Никакого даже промежуточного финала не будет, все сюжетные линии зависли в воздухе и в идеале нужно сразу же начинать следующую книгу.

Пожалуй именно эти два фактора являются причиной, по которой роман оценён ниже, чем прошлый и следующий. И мне наверное тоже придется последовать примеру тех, кто занизил ему оценку и вместо двенадцати из десяти ограничится десяткой.

Оценка : 10
«Демон Максвела»
–  [ 2 ]  +

Airwalk, 19 августа 2023 г. в 15:04

В рассказе больше всего понравилось описание всевозможных шпионских интриг ,которые правительство пыталось устроить на пути героини и все вычурные способы доставки «корреспонденции».

Оценка : 6
«50 Things Every AI Working with Humans Should Know»
–  [ 10 ]  +

Алексей121, 13 августа 2023 г. в 23:19

Рассказ, который интересен не столько научно-фантастическим допущением или увлекательным сюжетом, сколько историей написания.

Кен Лю недавно закончил работу над своим Magnum Opus — эпической квадрологией «Династия Одуванчика», при чем два последних тома заняли на бумаге более тысячи страниц. Каждый.

После этого он чувствовал себя абсолютно опустошенным, о чём не раз говорил в своих интервью. Однажды он даже заявил, что не чувствует в себе сил написать ещё одно крупное произведение. На утомление от тяжёлой работы над циклом наложился стресс от пандемии ковида и вынужденной самоизоляции. Как результат — он не мог выдавить из себя ни строчки, а чувство вины от того, что он просрачивает дедлайны и подводит людей, ожидающих от него новых историй только усугубило его писательский кризис.

Но в это время стали появляться первые новости о нейросети ChatGPT-3, которая добивалась феноменальных результатов в написании связных текстов. И Кен Лю решил, что если уж он сам выдавать связные тексты не в состоянии, то возможно, за него это сделает нейросеть. Но использовать чужие наработки как-то не комильфо, да и зря что ли Кен Лю на программиста учился. Поэтому он написал программу самостоятельно, а затем скормил ей все свои тексты. И когда автор попробовал с помощью этого условного kenGPT сгенерировать новый рассказ... то получил на выходе полнейшую белиберду, практически не связанный набор фраз.

Тем не менее, от своих замыслов написать рассказ с помощью нейросети Кен отказаться уже не смог, но так как kenGPT в написании текстов оказался не слишком хорош, большую часть работы пришлось взять на себя, и лишь около 10 процентов текста позаимствовать у искусственного интеллекта.

Рассказ получился весьма средний и далеко не такой интересный, как история его создания, о которой я поведал выше. Начинается он как стилизованная под написанную нейросетью статью история... о другой известной нейросети. А заканчивается тем самым списком 50 вещей, которые каждый работающий с кожаными мешками ИИ должен знать. Список, на самом деле разочаровывающий, без откровений. Да и сентенций в нём меньше пятидесяти: некоторые советы разбиты на два, а то и на три, видимо, чтобы получить в итоге красивое число. Изюминку ему придает лишь то, что часть советов действительно выдал kenGPT.

Но самое главное, благодаря своим играм с нейросетью Кен Лю смог выйти из писательского тупика и начать работу, в том числе, над новым большим проектом, который он пока не анонсирует.

Да и рассказ, получившийся в итоге, попал в несколько антологий и даже номинировался на пару престижных премий. Так что, куда ни кинь, а эксперимент получился весьма удачным, пусть и его результат я могу назвать, в лучшем случае, удовлетворительным. И такое бывает.

Оценка : 7
«Побег за пределы Стены Бурь»
–  [ 7 ]  +

Алексей121, 06 августа 2023 г. в 20:16

Честно говоря, я не понимаю причины существования этого текста.

Зачем нужно было вырывать кусок из романа и вставлять его в свой сборник?

Тем более такой кусок...

Перед нами — первая глава второй части третьего романа цикла. А действие в нем происходит сразу после эпилога ко второму роману.

Разобраться в происходящем без контекста весьма затруднительно, практически невозможно, не зря даже наша аннотация содержит фактические ошибки — «наблюдатель с верхушки грот-мачты сообщил, что видит вражеский корабль-город, неведомо как также пробившийся через шторм», нет в том-то и дело, они встретились с кораблём, оставшимся за пределами Стены Бурь в резерве и ждущим следующего открытия штормовых врат.

Да что там, даже название переведено не правильно, вернее бы было «погоня за Стеной Бурь». И эта глава начинает продолжительный (более ста страниц) эпизод с погонями и морскими сражениями, наполненный изобретательным экшеном, хитроумными планами, которые срываются из-за непредсказуемых обстоятельств, отвагой, которая больше похожа на глупость и сценами, которые подтверждают тезис, несколько раз звучавший в книге: «перед лицом моря все люди — братья».

Вот только всё это остаётся за кадром. Мы видим первую стычку с городом-кораблем, из которой героям удалось выйти невредимыми только благодаря хитрости и самое начало погони. Это даже не трейлер книги, это кассета с новым боевиком, на которую записались только первые 15 минут фильма.

Вставить эпизод, который по объему примерно с четверть сборника «потаённая девушка» автор, понятное дело, не мог. Но вставлять огрызок, который не рассказывает законченную историю и не даёт хоть какого-то представления о цикле... Это выше моего разумения.

Размышляя, какой бы фрагмент романа я бы поместил в сборник на месте автора, могу предложить целиком первую часть. Да, она велика (около 90 страниц в оригинале), да, она не динамична и по структуре больше всего напоминает «Сказки сироты» Валенте, а центральной точкой истории является сцена, в которой два персонажа сидят у костра и делятся преданиями своих народов, постигая через рассказанные истории, какая пропасть различий и непонимания лежит между их племенами.

Но по крайней мере это законченный эпизод, с завязкой, развязкой и моралью, который можно читать в отрыве от цикла. А главное, он даёт куда более верное о нем представление. Ведь, хотя автор может и умеет описывать экшн и сражения цикл о другом и про другое. И поднимает такие вопросы, которые ожидаешь скорее от исторических монографий (вроде ассимиляции религиозных пантеонов при столкновении культур), чем от фэнтези.

Впрочем, это совсем другая история, к данному отрывку отношения не имеющая.

При чтении сборника рекомендую пропустить его в любом случае.

Если не читали романов, то ценность будет нулевая, если читали первые два — то лучше с ним ознакомиться внутри третьего — там отредактированная и дополненная версия, а если прочитаны три или все четыре — то читать и вовсе незачем.

Оценка : 7
«Королевские милости»
–  [ 8 ]  +

k2007, 04 августа 2023 г. в 08:40

История свержения империи и понимания, что слегка погорячились.

История довольно интересная и довольно циничная. О том, что империя — это хорошо, пока император помнит, что он император для всех, а не только для себя. О том, что борцы с империей — совсем необязательно хорошие или просто умные люди. О том, что хороший полководец и человек с чувством чести необязательно хороший правитель и его чувство чести может ввергнуть страну в кровавый хаос. О том, что достойные советники существуют, чтобы оправдывать перед своими господами необходимость предательства.

О том, что нет хороших правителей и плохих правителей. И о том, что в любой войне, даже в самой справедливой, страдают простые люди

Оценка : 7
«Бумажный зверинец»
–  [ 2 ]  +

elninjo_3, 23 июня 2023 г. в 10:50

Очень тяжелый рассказ. Кен Лю выплеснул на читателя концентрированный подростковый бунт против матери. Детские мечты, глупость, прощание с детством, запоздалое раскаяние, все в этом рассказе давит на болевые точки ваших самых печальных воспоминаний и сожалений. Это немного спекулятивно, но совершенно не умоляет мастерства автора. Он захотел высказать свои мысли об эмиграции именно в такое форме.

И нельзя сказать, что не зацепило.

Оценка : 10
«Богов не сковать цепями»
–  [ 3 ]  +

Солнечный ветер, 26 мая 2023 г. в 12:40

Не плохой рассказ. Идея сохранения личности после смерти не нова и тут она интересно обыграна.

Девочка, у которой умер отец и над которой издеваются в школе, проводит много времени интернете. Неожиданно она получает сообщение от анонима, который в основном общается через эмодзи, в ходе переписки с которым она узнает в нем отца. Но на этом интрига не заканчивается, потому что отец, пытается сообщить что-то важное. Но что, узнаете прочтя рассказ)

Автор удачно скрестил несколько идей и тут они не выглядят как нагромождение всего подряд, а удобно скомпонованы. Не скажу, что прямо обязательно к прочтению, но история вполне хорошо структурирована и динамична.

Оценка : 7
«The Wall Of Storms»
–  [ 16 ]  +

Алексей121, 21 апреля 2023 г. в 11:15

Начну я с непопулярного. С критики перевода. При чём перевода первой части. Я не знаю, какой слепотой надо обладать, чтобы перевести «The Grace of Kings» как «Королевские милости», если весь текст говорит, нет, вопиет, что термин имеет совершенно иное значение. И мне страшно представить, как бы перевели, например, вот эту вот фразу, которая даёт краткий итог всем событиям первой части: « The emperor once betrayed his best friend to give Darа a better future, elevating the grace of kings above personal honor». Впрочем, пока перевода нет (ходят неясные слухи о возможности выхода цикла в Фанзоне, но пока они остаются слухами) и узнать этого не суждено. Однако же я очень жалею, что не читал первый том в оригинале, кто знает сколько ещё тонких нюансов я упустил.

Итак, с событий первой книги цикла прошло около шести лет. Середина эпохи Четырёх Безмятежных Морей. Император Рэджин правит объединёнными землями Дары, на которых царит мир и покой. Расцветают науки, семимильными шагами движется технологический прогресс. Ещё многое предстоит сделать, но общий курс выбран правильно и империя постепенно готовится вступить в золотой век. Но на окраинах империи, да и в столице, начинают чувствоваться порывы ветра. Ветра, который может стать тайфуном, который сметёт империю и разрушит всё, созданное императором Рэджином.

Но до этого ещё далеко. Начинается роман очень неспешно, постепенно вводя в игру новых персонажей и тратя много времени на рассказ о предыстории одного из них. Мы побываем на королевском экзамене, изучим основы каллиграфии, познакомимся с основными постулатами четырёх философских школ Дары и даже поучимся управлять воздушным шаром. Большое внимание уделяется детям Рэджина, которые скоро должны начать играть центральную роль в жизни империи. И, надо сказать, с задачей прописать характеры аж четырёх детей Кен Лю справился почти идеально — они получились не похожими друг на друга, яркими, наделенными как достоинствами, так и недостатками. Намёки на грядущие тревожные события уже появляются, но их невозможно увидеть, если не знать, что искать. Смысл многих событий можно будет понять только значительно позже. Такое медленное начало пошло роману на пользу. Я часто слышал в критике первой книги, что Кен Лю часто сбивается на сухую хронику, наполняя её десятками безликих, плохо прописанных персонажей, в которых немудрено запутаться. Во втором томе автор провёл работу над ошибками, пусть и она привела к увеличению объёма почти в полтора раза. Даже те персонажи, которые были в первой книге не более чем функциями, получили порцию авторского внимания, что повысило интерес к их судьбам. А с героями автор, как и раньше не церемонится, и судьба многих оборвётся весьма трагичным образом. Более того, медленное начало является частью авторского замысла, который явственно отображается в названиях частей книги: Шепчущий бриз — Порывы ветра — Буря с севера — Бушующие шторма. С каждой частью, да практически с каждой главой, темп повествования и напряжение нарастает.

Вторая часть романа во многом посвящена политическим интригам. Императрица Джиа Матиза хочет обеспечить своим наследникам безоблачное правление, а стране процветание. Для этого необходимо устранить все угрозы, даже самые маловероятные. Вот только методы, на которые она готова пойти ради достижения столь благой цели далеки от благородных. И за спиной мужа она начинает готовить то, что может обернуться гражданской войной и дискредитировать сильнейших людей Дары.

Поэтому, когда на горизонте появляется флот городов-кораблей Льюку, которые пришли захватить земли Дары и поработить её жителей, они застают империю со спущенными штанами. Льюку, с одной стороны, достаточно примитивный народ: их технологический уровень существенно уступает тому, который достигли в Даре. Но у них есть одно неоспоримое преимущество: они разводят драконов. Нет, формально эти животные получили другое название, но давайте будем честны: если огромная бронированная летающая зверюга дышит огнем, имеет длинную шею, когти, рога, и может перевозить всадников — это дракон.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Благодаря эффекту неожиданности и тактическому гению своего предводителя Льюку наносят империи серию сокрушительных поражений, отвоевав солидный кусок территории и пленив самого Императора и его старшего сына. Империя готовится погрузиться в хаос и сдаться захватчикам, а шансы на победу исчезающе малы.

Часто мне доводилось слышать такое мнение, что «Династия Одуванчика» Кена Лю — это не фэнтези а историческая фантастика. С первого взгляда заявление достаточно абсурдное. Мир книги полностью выдуманный, и на его страницах действуют не только люди, но и бессмертные существа, которые пусть и не вмешиваются в события напрямую, но часто дают советы и подталкивают персонажей к принятию тех или иных решений. Сам же автор характеризует цикл как силкпанк — почти как стимпанк, только с элементами традиционной китайской культуры. Поэтому, можно сказать, что магию в цикле полностью заменяют технологии, а творческая свобода автора даёт возможность появлению на страницах романа совершенно невообразимых вундервафель, которые отстоят от традиционного стимпанка так же далеко, как и от атрибутики классического фэнтези. Более того, подход к решению многих проблем характерен именно для научной фантастики, а не для фэнтези. Как побеждают дракона в фэнтези: находят магический меч, применяют очень сильное колдунство и тому подобное. Здесь же проводят вскрытие (подробно описанное почти на двадцати страницах), чтобы разобраться, за счёт чего дракон держится в воздухе, как он выдыхает огонь (данная задача распадается на две — откуда берется горючий газ и как он воспламеняется). Изучение проблемы позволяет разработать новые вооружения, которые способны парировать преимущества летающих хищников. Когда на страницах фэнтези-романа начинают обсуждаться перспективы использования подлодок для атаки авианосной (дракононосной) ударной группы — это весьма освежающий читательский опыт.

Удивительно, как сильно возросло мастерство Кена Лю от первого романа ко второму: здесь есть всё, за что можно было полюбить первую книгу цикла, а большинство её недостатков устранены. Автору удалась по-настоящему масштабная эпическая сага, полная интриг, предательств, сражений, невероятных технологий и невероятного героизма, приключений, путешествий, трагических смертей, убийств, любви, неудачных решений, приводящих к трагическим последствиям и надежд на лучшее. Вот только, в отличии от первого тома, который имеет вполне законченную концовку и счастливый финал, пусть и с привкусом горечи, в «The Wall Of Storms» Кен Лю не даёт своим героям никакого хэппи энда. Простые решения конфликта, которые ещё были возможны, вплоть до последних страниц, теперь практически исключены, впереди смутные времена, а многие из тех, кто мог бы провести империю через них, ныне мертвы. Эпоха Четырёх Безмятежных Морей окончена. Начинается эпоха Штормов.

Оценка : 9
«Вырезание»
–  [ 2 ]  +

Manowar76, 21 апреля 2023 г. в 08:03

Что-то на глубокомысленном. Забыть, чтобы помнить. Вырезать ненужное, чтобы оставить главное.

Знаете, наверное так себя чувствовали отцы церкви, решая, какие евангелия войдут в канон. Им просто не хватило лаконичности.

Слишком кратко и расплывчато, чтобы впечатлить.

5(СРЕДНЕ)

Оценка : 5
«Человек, положивший конец истории (Сценарий документального фильма)»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 06 апреля 2023 г. в 11:14

Номинант фактически всех ведущих премий в сфере фантастики. !!!!

Автор описал вариант исследования прошлого на основе квантовой физики. Давно странствует гипотеза, что всё, что происходит на планете где-то сохраняется в виде информации. Её только надо уметь счесть. Здесь приведена уникальная гипотеза как основа для дальнейшего повествования уже в области нравственности, политики, морали. Автор на примере тайн отряда 731 (своего рода японский вариант экспериментов доктора Менгеле) как засекретили все изуверства над пленными китайцами. А ученому удалось с помощью своего способа это всё зафиксировать и предъявить обществу. Но меня поражает описание автора, как этому воспротивились правительства, что даже запретили путешествие во времени. Вывод из сей книги — История пишется правящими элитами, она искажена, идеологизирована, её переписывать правильно нельзя. Сильное произведение -все премии заслужены.

Оценка : 9
«Судебных дел мастер и Царь Обезьян»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 05 апреля 2023 г. в 09:30

Номинант премии Небьюла 2013 года. Экскурс автора с читателями в историю порабощения Китая маньчжурами. Для нас это неизвестная история -мало мы интересуемся историей Китая, а стоило бы. Интересный сюжет , пафосный даже. Героизм маленького человека, который всегда был за обиженных по мере своих возможностей.

Оценка : 10
«Краткая история Транстихоокеанского туннеля»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 04 апреля 2023 г. в 19:46

Лауреат и номинант ряда премий, не главных , но тоже известных. Фрагмент альтернативной истории нашего мира примерно 20-30-х годов. Жестокая история. Хотя и сюжет вроде оптимистичен, но ничего радостного в жизни героя не увидал. Квартирка на 8 циновок, жильё в городе под землёй, расовая сегрегация.

Оценка : 9
«Всё разнообразие вкусов. Сказ о пребывании Гуань Юя, китайского бога войны, в Америке»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 04 апреля 2023 г. в 18:24

Номинант Небьюла 2012 года. История об истории Китая в историях из прошлого и настоящего. Вот так витиевато сказал бы. Немного фэнтэзи в догадках по судьбе главного героя. Который в древности многих победил. И каким-то образом очутился в Америке 19-го века. Описание обычаев китайцев. В примечаниях к сноскам внизу- страшная судьба китайцев в штате Айдахо 19-го и начала 20-го веков, когда они все вымерли.

Оценка : 7
«Волны»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 03 апреля 2023 г. в 12:13

Номинант премии Небьюла 2012 года. Блестящий сюжет — о вечном — кратко, логично, смело и оптимистично. Не встречал ранее у других авторов такой гипотезы сотворения мира. И материалистично, и божественно! И автор мимоходом затронул ещё один вопрос- когда стоит рисковать? В результате риска выиграешь бессмертие.

Оценка : 10
«Книжка с картинками по компаративному когнитивному познанию для продвинутых читателей»
–  [ 0 ]  +

vam-1970, 03 апреля 2023 г. в 09:56

Номинант Премии Сэйун 2018 года. Как зарисовка о наличии инопланетных рас во Вселенной, их бытии, отличающимся в корне от нашего. И страстный поиск контакта, ради которого можно бросить семью.

Оценка : 8
«Регулярный клиент»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 02 апреля 2023 г. в 20:05

Номинант Небьюла   2014 года, Локус 2015 года, Мемориальной премии Теодора Старджона   2015 года. Неплохо для детектива. Главное в сюжете — детективное расследование. Ну с примесью современных технологий будущего недалёкого. Само преступление закручено -многостадийное. Это отличная выдумка автора. Чем и ценна повесть. Но замечено мной- детективы зарубежные часто причем подавляюще используют заезженный штамп — сыщики какие-то в жизни обделённые, у них трагедии, не сложилась личная жизнь. К чему вот так часто применять такие штампы.

Оценка : 9
«Симулякр»
–  [ 0 ]  +

vam-1970, 02 апреля 2023 г. в 17:04

Лауреат Премии Сэйун 2017 года.

Как влияет изобретение на отношения в семье между отцом и дочерью. Как слаб человек перед своими страстями. Как гены довлеют над страстями.

Оценка : 7
«Литеромант»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 02 апреля 2023 г. в 14:31

Как реалистический сюжет сильное произведение. Трагедии , которые являются результатом идеологического противостояния в годы холодной войны. Когда везде мерещились шпионы и предатели. Автор добавил немного магии, но она не определяет сюжет. Просто красивый эпизод , но получилось у героини удивительно победоносно в противостоянии с недругами.

Оценка : 9
«Доброй охоты!»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 02 апреля 2023 г. в 12:45

Лауреат премии WSFA Small Press Award, 2013 года , Премии Сэйун 2016 года.

Необычный сюжет — можно приписывать его к разным стилям, но это не главное, кто в каком стиле пишет. Главное ощущения от прочитанного. А они восторженные. Романтика старой магии, её крушение из-за развития технологий (Великобритания победила Китай и началась колонизация, насаждение новых технологий без учёта национальных традиций народа), оборотни, борцы с оборотнями. И резкий переход к оборотням, но механическим , как дань техническому прогрессу. И шарм любви между оборотнем и борцом с ними. Необычно!

Оценка : 10
«Идеальное соответствие»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 02 апреля 2023 г. в 11:31

Близкое будущее — написал. Какое близкое? Уже настоящее. 2012 год написания, прошло 10 лет — «прогресс» очевиден. Каждый человек находится под усиливающимся контролем государства и разных сетей. Автор весьма точен в своём прогнозе. Ужасное будущее всех ожидает. Как из него выйти -ответа автор не дал.

Оценка : 10
«Изменение состояния»
–  [ 1 ]  +

vam-1970, 02 апреля 2023 г. в 11:23

Удивительная выдумка автора. Блестяще просто! Мир, где души с тобой и их нужно хранить и оберегать, что придаёт особый смысл жизни. И они материальны и разные — от льда до сигарет!!! И вот на этом фоне отношения двух молодых персон- с учётом качеств душ каждого. Ну просто прекрасный сюжет и оригинальный. Это уже мастерство Автора.

Оценка : 10
«Некоторые способы изготовления книг разумными расами Вселенной»
–  [ 2 ]  +

vam-1970, 01 апреля 2023 г. в 19:47

Номинант премии Небьюла 2012 года и Мемориальной премии Теодора Старджона   2013 года.

Свежие мысли китайского писателя- 2013 год. О вечном и простом, без чего нельзя представить культуру любой цивилизации. Взгляд по поверхности культуры и вглубь содержания цивилизации. Очень короткий рассказ, но и бесконечный. Автор сумел вовремя остановиться.

Оценка : 10
«Византийское сострадание»
–  [ 1 ]  +

Lilian, 30 марта 2023 г. в 11:13

Интересное рассуждение на тему рациональности и чувств. Две главные героини, две крайности, пытающиеся, но не способные услышать друг друга. Две точки зрения. На чьей стороне будет читатель? Какая из позиций способна реально улучшить мир в глобальном масштабе?

Автор наглядно демонстрирует, что никакая. Крайности полны своих недостатков, зато удобны в качестве художественного приема. Финальный эпилог в этом плане удачный, он добавляет истории неоднозначности в глобальном масштабе и в поиске правды.

При этом сам по себе рассказ как художественное произведение производит довольно ровное впечатление. Идея идеей, но где-то на середине кажущегося бесконечным совещания (большой по объёму и растянутый по тексту эпизод) вспоминается известное «показывать, а не рассказывать». Здесь, увы, только рассказывают — про разные события и про принципы блокчейн-технологий. Это познавательно, проблема византийских полководцев вообще отлично вплетена в фантастическую историю и в название рассказа. Но не отпускает чувство искусственности заданных условий. И разум с этим чувством соглашается.

Оценка : 7
«Византийское сострадание»
–  [ 4 ]  +

Manowar76, 19 марта 2023 г. в 12:47

В рамках ознакомления с шорт-листом номинантов на Премию Книга года Фантлаба в номинации лучший рассказ/повесть нерусскоязычного автора.

Очень глубокий и умный рассказ.

В нем есть всё — интересная и тщательно проработанная идея, даже две; противостояние мировоззрений; анализ ситуации со всех сторон.

Бывшие сокурсницы, Цзяньвень и София находят себя в благотворительности. По приходят туда по разным причинам и с разными целями.

София — олицетворение имперской Америки, крупного капитала, централизации, Рассудка.

Цзяньвень — для нее нации не важны, сторонница краудфандинга и анархичного децентрализованного блокчейна, олицетворяет нерассуждающее Сострадание.

Китаянка изобретает блокчейн-благотворительность, американка хочет поставить её на службу традиционным благотворительным фондам. Но тут в дело вступает иммерсионная виртуальная реальность.

Порекомендовал бы читать всем студентам, участвующим в «Дебатах». Обе стороны приводят огромное количество заслуживающих внимание аргументов в пользу своей точки зрения. Да, все пятьдесят страниц автор, не скрываясь, подыгрывает Цзяньвень. И все пятьдесят страниц мы на её стороне. И в таком виде рассказ отличный и заслуживающий внимания, но гениальным его делают последняя пара абзацев.

Характеры, проблематика, сцены страданий простых людей заставляют задуматься, что из рассказа могла бы получиться отличная кинодрама в псевдодокументальной стилистике в духе «Заражения» Содерберга.

Заслуженный высший балл.

Возьмёт премию? Вполне может быть.

10(ГЛУБОКО)

Оценка : 10
«Византийское сострадание»
–  [ 1 ]  +

Kavabanger, 16 марта 2023 г. в 12:59

Не задалось у меня знакомство с Кеном Лю.

Во-первых, в 2018 вводить в рассказ старика, чтобы на пальцах объяснить что такое крипта и блокчейн, это как в 2000 тратить треть объема на объяснение, что такое интернет.

Во-вторых, идея «битов помощи», где независимые жертвователи становятся экспертами, определяющими на что тратить деньги, это прям такооое.. Ребенку помочь легко и приятно, дети цветы жизни, наше будущее, солнушки. Собачкам бездомным, щеночкам, тоже голоса не жалко. А вот бомжу наркоману на метадон или курс лекарств от СПИДа? Тут уже вопросики.

В-третьих, я не понял посыла. Американка (разум), руководствуясь логикой, политическими мотивами и принципами общего блага, не хочет помогать повстанцам. Китаянка (чувства), исключительно на эмоциях, сострадании и сочувствии снабжает их оружием. Если автор над схваткой и нейтрален к обеим сторонам, то почему он подыгрывает китаянке, а американка выставлена то роботом, то лицемеркой? Если он за китаянку, то почему итогом ее действий становится эскалация конфликта, в котором теперь погибнет больше, намного больше людей? Или что, все суета сует и ловля ветра? Империи зло? Наивно, как будто писал очень умненький подросток, который понял, что в мире есть несправедливость, и, задыхаясь этим открытием, спешит поделиться чувствами. Ну, есть. И че? Че делать то?

PS Чуть не забыл в-четвертых. Заканчивать рассказ приемом «надоело, переключай» через 25 лет после выхода Шоу Трумана, это примерно на 25 лет опоздать с его использованием.

Оценка : 6
«Византийское сострадание»
–  [ 9 ]  +

maxxx8721, 13 марта 2023 г. в 15:00

Как признаётся сам Кен Лю одна статья под названием «Виртуальная реальность и усиленная реальность» стала вдохновением для написания рассказа. Впрочем, здесь не только про виртуальную реальность, — проблематика рассказа довольно глубокая, а главное — острая.

  Сострадание как средство для манипулирования обществом, благотворительные фонды как инструмент для достижения геополитических целей и т.д. — всё это злободневно, когда все начинания под благовидным предлогом превращаются в химеру, инструмент и, что самое страшное, оружие, жертвами которого становятся тысячи людей по всему миру. А виртуальная реальность в образе современных СМИ — в авангарде создания этой матрицы.

«Для тебя сострадание – не фундаментальная человеческая ценность, а лишь еще одно оружие, которым можно размахивать. Одних ты награждаешь своим состраданием, других караешь, отказывая им в нем. А подходящие доводы рассудка можно подобрать всегда»

   И вот примеры совсем свежие, когда после чудовищного землетрясения Сирии отказывают в гуманитарной помощи ввиду наложенных санкций, когда главный дипломат Европы говорит о выделении денег из Фонда Мира на закупку оружия — это уже незамаскированные сигналы, что в нынешней системе мирового благоразумия и трезвомыслия что-то конкретно прогнило. И эта система выпилит сама себя, по итогу, доведёт сама себя до абсурда, полностью соответствуя постмодернистской парадигме современности.

   Рассказ для меня откровением не стал, скорее подсыпал соли на рану. Лицемерие, подмены понятий, двойные стандарты, одностороннее освещение проблемы — с этим я столкнулся и сталкиваюсь далеко не первый год. Чего стоит деятельность таких организаций, как Белые Каски или, например, ОБСЕ. Однажды, гуляя по центру моего города, даже хотелось показать средний палец морде, торчащей из окна белого джипа, но вот проку в этом никакого не было, да и воспитание сказалось ) Просто за семь лет никто не понял в чём заключалась суть, польза или миссия такой организации, как ОБСЕ.

  В общем, рассказ серьёзный, основательный. Но с точки зрения идеи. В художественном же плане рассказ довольно слаб, оттого персонажами я не проникся, да и вообще читать было довольно трудно. А в ситуации с объяснениями блокчейнов могу сказать одно — «малопонятно, но охренеть как интересно».

  В целом, рассказ не оставил меня равнодушным, хотя мозг пришлось включать на полную.

Оценка : 8
«Чистая радость»
–  [ 5 ]  +

Seidhe, 27 января 2023 г. в 10:51

Не могу назвать рассказ выдающимся, но вполне приятная вещица вполне в стиле Кена Лю.

Главная героиня приходит работать в компанию «Роботы-для-дома», надеясь на карьерный рост. Сама она по образованию гуманитарий, изучала фольклористику и сравнительную мифологию, поэтому смотрит на весть процесс с несколько иных позиций — ей важно не конструировать роботов, а придумывать историю, почему они нужны. В самом начале карьеры ей приходит в голову мысль изготовить миниатюрных роботов, имитирующих крыс и снабжённых их нейросетями, которые будут устранять засоры в канализационных трубах, чистить каминные трубы, бороться с сосульками и наледью, а так же не допускать в дома крыс живых. Далее — по стандартным лекалам. Оказывается, что крысы в природе тоже нужны и вот это вот всё, тысячу раз разжёванное и обмусоленное. А у нашей героини уже другая идея — создать идеального робота-няньку, чтобы освободить родителей от возни с малышами...

Повторюсь, ничего выдающегося или принципиально нового рассказ читателю не предлагает, но приятное послевкусие от него остаётся. А самое главное, что рассказ — правдивый! Ведь ничего не не заменит ту «чистую радость», когда твои детки, вынеся тебе за день все мозги, наконец, заснули! =)))

P.S. Послесловие, в котором авторы объясняют, почему они выбрали ту или иную «сторону» у Кена Лю получилось самым, пожалуй, лучшим во всём сборнике! =)))

Оценка : 8
«Потаённая девушка»
–  [ 10 ]  +

Нортон Коммандер, 18 января 2023 г. в 22:47

Сборник оказался ровным, рассказы в нём достаточно высокого уровня (оценил их для себя в диапазоне от 7 до 9 баллов).

Без современной повестки не обошлось — феминизм присутствует, но (хорошая новость) им, по большому счёту, следование современной повестке и ограничивается. Практически во всех рассказах главные героини — девочки, девушки и женщины. Ладно бы автор был женщиной — это было бы оправдано, но когда так пишет мужчина, становится понятно, что это следование тенденциям.

Автор примерно в равной степени американец и китаец, и это заметно. Если для американских авторов Китай обычно антагонист (для китайских авторов наоборот), то Кен Лю старается понять и принять точки зрения обеих сторон. Соответственно, и действие в рассказах у него происходит как в Китае так и в Америке.

Три рассказа — «Богов не сковать цепями», «Богов не будут убивать», «Боги умерли не напрасно» — составляют единый цикл «Мэдди». К нему же примыкают рассказы «Остаться позади» и «А где-то далеко огромные стада оленей», действие которых происходит, по всей видимости, в том же мире, но в более далёком будущем. Это всё киберпанк о копировании человеческого сознания в компьютер и о Сингулярности — переходе человечества в виртуальный мир. Чего-то принципиально нового тут нет, примерно об этом писал ещё, например, Грег Иган в «Городе перестановок» в 1994 году, но тема остаётся актуальной и Кен Лю исследует её по своему.

О рассказах «Мысли и молитвы» и «Византийское сострадание» можно сказать, что это современная фантастика очень близкого предела. Настолько близкого, что это в общем и не фантастика. То, что в них описано (например то, как виртуальная реальность влияет на общественное мнение) может вполне происходить в реальности. Не так уж это удивительно, поэтому эти рассказы кажутся скучноватыми.

Но есть в сборнике и рассказы, уводящие за самые дальние горизонты воображения. В рассказе «Призрачные дни» мы видим генетически модифицированных людей, обживающих далёкую планету. В «Перерождённом» изображена Земля, где сосуществуют люди и покорившие их необычные инопланетяне. Эти два рассказа (как, впрочем, и «Мысли и молитвы») исследуют различные стороны такого понятия, как человеческая память. А рассказ «Семь дней рождения» позволяет проследить историю человечества почти на миллион лет в будущее.

«Побег за пределы Стены Бурь» представляет собой отрывок одного из романов фэнтезийного цикла Кена Лю «Династия Одуванчика» и позволяет составить мнение об этом цикле. Похоже, что это фэнтези не отличается слишком уж большой глубиной и реалистичностью, но впечатления о цикле скорее положительные — это экзотическая и, если можно так сказать, «летняя» история, основанная на китайском средневековье. Наверное, я б эти романы почитал.

«Потаённая девушка» — тоже фэнтези с колоритом китайского средневековья и большой долей феминизма.

Рассказ «Серая Крольчиха, Алая Кобыла, Чёрный Леопард» несколько разочаровал тем, что в нём фантастика и постапокалипсис сочетается со сказочностью и какой-то мультяшностью.

Во многих рассказах содержится экологический посыл. Более всего он проявляется в рассказе «Послания из колыбели».

Также одной из частых тем оказывается отношение поколений, семейные связи — эта тема так или иначе поднимается в большинстве рассказов сборника, например в рассказе «Послание».

Всегда есть некоторый риск, когда приступаешь к чтению нового для себя автора. И в случае современных авторов нередко бывает разочарование. Но этот сборник нового для меня автора Кена Лю не разочаровал.

Оценка : 8
«Предисловие»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 12 января 2023 г. в 13:21

Интересна мысль автора о том, что художественная литература создаётся совместно писателем, который пишет, и читателем, который интерпретирует написанное. Поэтому, если два человека прочитают одно и то же произведение, то, в каком-то то смысле, в итоге получится два разных произведения. Отсюда и разные оценки тех или иных текстов. Может и банальная мысль, но подумать об этом интересно.

Оценка : 8
«Алгоритмы любви»
–  [ 4 ]  +

mputnik, 18 декабря 2022 г. в 10:28

Странное ощущение. Более чем. Понимание полнейшей несовместимости ментального пространства в принципе. Твоего собственного и автора только что прослушанной книжки. Это — само по себе — сродни эффекту от сочного и экстравагантного фантЧтива.

С одной стороны — мы лецезреем шедевральнецшую фантИдею, буквально сногсшибательную, фонтанирующую брызгами ассоциаций, аки праздничный салют. Дабы не играть в испорченный телефон — дам прямую цитатку: «…Что, если, – сказала я, изо всех сил стараясь подобрать нужные слова, – мы просто последовательность используемых изо дня в день алгоритмов? Что, если клетки нашего мозга просто автоматически реагируют на сигналы от внешних источников? Что, если мы не мыслим вообще? Что, если то, что я говорю тебе сейчас, заранее зная ответ, лишь результат бессмысленной физики?..». Казалось бы — нас ожидает головокружительная интрига и масса интеллектуальных литературных подвыподвертов.

Н-да. Казалось БЫ. На деле же мы имеем та-а-а-акой маразм самокопания, что — помимо полнейшего и горчайшего разочарования — ещё и волосы дыбом выстраиваются от непонимания столь изощренной нетрадиционности ментальных трактовок очевиднейших, казалось бы, событий и явлений. Первые мысли, что возникают — обидные для персонажа — о душевном здоровье. Потом же — наблюдая упорство в выбранной персонажем стезе — приходит раздражение. Глухое раздражение. Так… эээ… испортить та-а-кую идею! Это — надо уметь

Оценка : 3
«Потаённая девушка»
–  [ 2 ]  +

writerwolf, 03 декабря 2022 г. в 20:40

Чудовий збірник! Особливо «Мысли и молитвы» інтригують задумкою, як і «Перерождённый».

Оценка : 10
«Доброй охоты!»
–  [ 2 ]  +

Zombieset, 08 ноября 2022 г. в 20:49

Приятное впечатление, когда читаешь этот рассказ и у тебя всплывают уже знакомые образы, что ты где-то это видел. А потом осознаешь и вспоминаешь, где ты это уже встречал. Да, речь про антологию короткометражных мультфильмов от Нетфликс Love, Death & Robots. История Кена Лю послужила основой для 8-го эпизода 1-го сезона с аналогичным названием — Good Hunting. Один из самых понравившихся эпизодов за пока что все три сезона.

Прекрасная романтическая и трогательная история в стиле стимпанка с азиатским колоритом.

Оценка : 7
«Вырезание»
–  [ -1 ]  +

Zangezi, 18 октября 2022 г. в 13:03

Короткая борхесианская притча. Морализаторская лесенка в конце явно лишняя. Но в целом очень хорошо.

Оценка : 8
«Невидимые планеты. Новейшая китайская фантастика»
–  [ 8 ]  +

Ученик Дьявола, 13 апреля 2022 г. в 00:15

Вряд ли я сильно ошибусь, если скажу, что фантастика Китая для большинства из нас – все еще terra incognita, вглубь которой мы только начинаем делать первые вылазки. Мы неплохо освоили такие ее прибрежные области, как Земля Лю Цысиня (крайне разнообразный ландшафт, от болота мелких страстишек до пиков фантазии высокого полета) с примыкающим к ней мысом Баошу или острова Чэнь Цюфаня (зона экологической катастрофы, заваленная отходами промышленной цивилизации), но все, что лежит за их пределами, остается пока почти не исследованным нами. К счастью, и по таким неизведанным областям уже начинают появляться русскоязычные «путеводители», и «Невидимые планеты» – как раз одно из таких изданий. Впрочем, в предисловии составитель антологии Кен Лю честно признаётся, что знает о предмете намного меньше, чем следовало бы, и призывает читателя также воздержаться от категорических суждений по принципу «от частного к общему», ведь представленной небольшой подборкой рассказов «география» современной китайской фантастики далеко не исчерпывается. Так я и поступлю: буду высказывать чисто субъективные впечатления исключительно в пределах показанных нам небольших районов terra fantastica sinensis.

Несмотря на самокритичные заявления составителя, книга отличается редкостным разнообразием представленных в ней фантастических жанров – Кен Лю явно немало потрудился, чтобы собрать их под одной обложкой. Есть в этом наборе антиутопия грубая и безыскусная («Молчаливый город»), а есть более тонкая и любопытно задуманная («Складывающийся Пекин»). Есть ничем не ограниченный полет фантазии с философским привкусом («Невидимые планеты») и есть история совершенно приземленная, «ближнего прицела», но не становящаяся от этого хуже («Лето Тунтун»). Есть какое-то невнятное технофэнтези («Могила светлячков»), есть нечто вроде лирической постапокалиптики (диковинное сочетание, правда?) – «Ночное путешествие дракона-лошади». Однако мне из этого разнообразия понравилось далеко не все. Для себя я считаю лучшими рассказы «Лето Тунтун» (незамысловатая, но добрая и хорошая история), «Забота о боге» (интересна идея об одряхлевших демиургах-инопланетянах) и «Лицзянские рыбы» (похоже на «Поиски» Ли Гардинга и «День не в счет» Генри Каттнера, но подано, пожалуй, изящнее и тоньше). А худшими – «Могила светлячков» (если мне когда-нибудь и удастся отыскать некий смысл в этой зауми, вряд ли он компенсирует затраченные на его поиск усилия), «Молчаливый город» (не люблю антиутопии, а особенно такие топорные и примитивные, как эта) и «Девушка по вызову» (вроде бы и интересно, но совершенно непонятно, что, собственно, происходит и при чем тут собаки).

Так или иначе, уверен, что каждый, взявший в руки «Невидимые планеты», отыщет для себя хотя бы один рассказ по вкусу – в этом большое достоинство антологии, составленной по принципу наибольшего разнообразия. Но у вошедших в нее рассказов вне зависимости от жанра есть одна общая не слишком приятная черта: большинство их производит впечатление не законченных произведений, а необработанных заготовок, чуть ли не черновиков. Почти в каждом присутствует хорошая (пусть даже не оригинальная) фантастическая идея, но созданная на ее основе история кажется либо «неотшлифованной», с множеством «шероховатостей», за которые цепляется глаз, либо вообще неоконченной – не развитой до своего логического завершения, а прерванной где-то в случайном месте. Портит впечатление и перевод, который кое-где также кажется грубоватым, неотредактированным. И уж совсем воротит с души от употребляемых переводчиком словечек вроде «креативный», «инновационный» или «фейковый». Предполагаю, что такая лексика – артефакт двойного перевода: китайский – английский – русский. Если бы перевод выполнялся непосредственно с китайского, перед переводчиком не маячили бы гипнотизирующие призраки английских слов, и ему легче было бы остаться в рамках нормального литературного языка, не портя перевод отвратительными разухабисто-репортерскими англицизмами.

Последние два-три десятка страниц отведены под статьи об истории китайской научной фантастики и о текущем положении дел в этом жанре. За них Кену Лю отдельное спасибо: читать их было даже интереснее, чем некоторые из рассказов, и я пожалел, что они столь коротки. Впрочем, для самого общего понимания условий, в которых существует и развивается современная фантастика Китая, трех небольших статей вполне достаточно. Если наряду с ними учесть нарочито разнообразный состав антологии, наличие в ней кратких биографий писателей и «методологического» предисловия, можно сделать вывод, что книга призвана выполнять в первую очередь не развлекательную, а популяризаторскую функцию. И с этим, на мой взгляд, она справляется отлично, несмотря на все свои недостатки. Так что если вы хотите узнать, что еще может предложить нам Китай в области фантастики, помимо всем известных «Воспоминаний о прошлом Земли» Лю Цысиня, «Возрождения времени» Баошу и «Мусорного прибоя» Чэнь Цюфаня, то «Невидимые планеты» – как раз то, что вам нужно.

Оценка : 6
«Скрытая девушка»
–  [ 4 ]  +

melnick, 10 апреля 2022 г. в 20:58

Рассказ имеет довольно необычный сюжет, сочетающий колорит средневекового Китая и откровенно фантастические способы перемещения в пространстве. При всей оригинальности такого подхода и очаровательных деталях повествования да еще и с динамичностью развития событий послевкусие от рассказа какое-то сомнительное. Наверное, проблема в множестве неправдоподобных и даже несовместных событий. Например, ремесло наемных убийц все же больше к лицу даосским, а не буддистским монахам. А главное, напрочь отсутствует цинизм у всех персонажей, которым он должен был быть присущ. Вместо этого, все как один благородно добродушны и щедры.

Оценка : 6
«Невидимые планеты. Новейшая китайская фантастика»
–  [ 3 ]  +

Нортон Коммандер, 28 марта 2022 г. в 18:53

Это первый из двух сборников новейшей китайской фантастики, который у нас, наоборот, вышел вторым.

Самым сильным рассказом сборника для меня стал «Забота о Боге» Лю Цысиня (он уже выходил на русском в другом переводе). Таким образом, Лю Цысинь подтверждает свой статус одного из лучших фантастов Китая — в сборнике «Сломанные звёзды» его рассказ тоже выделяется на фоне прочих.

Также в обоих сборниках представлены сильные рассказы Хао Цзинфан. В данном сборнике это рассказ, давший название сборнику, а также рассказ «Складывающийся Пекин». Рассказ «Невидимые планеты» напомнил произведения Лема из «Звёздных дневников Ийона Тихого» — автор рассказывает о разных удивительных инопланетянах, но в их описании мы замечаем черты тех или иных групп людей. В «Складывающимся Пекине» весьма оригинальная идея о городе-трансформере, в котором разные слои населения живут по очереди; однако сюжет получился не таким интересным, как сам мир, поэтому рассказ выглядит затянутым.

Чэнь Цюфань и Ся Цзя тоже представлены в обоих сборниках. Чэнь Цюфань создаёт интересные и правдоподобные картины мира будущего с использованием тем киберпанка и биотехнологий. Здесь целых 3 его рассказа. Ся Цзя пишет (по крайней мере, в переведённых у нас рассказах) гуманитарную НФ о роботах.

«Молчаливый город» Ма Бойона — антиутопия, вариация на тему «1984» Оруэлла. Однако, в мире «Молчаливого города» важную часть играют технологии — автор изображает интернет, в котором цензура достигает крайних пределов. Сильный, хоть и вторичный по идее рассказ. ( В «Сломанных звёздах» выходил рассказ «Игры Первого императора» того же автора.)

«Девушка по вызову» Тан Фэй и «Могила светлячков» Чен Цзинбо понравились менее всего. В первом — непонятная психоделика. «Могила светлячков» Чен Цзинбо — образец сказочной фантастики. В «Сломанных звёздах» есть её же рассказ «Манящее небо». В обоих этих рассказах — излишнее обилие красочных образов, за которыми трудно разглядеть смысл и идеи.

Оценка : 8
«Невидимые планеты. Новейшая китайская фантастика»
–  [ 5 ]  +

Neradence, 23 февраля 2022 г. в 11:47

Сборники всегда сложно оценивать — слишком в них разношёрстный набор произведений, но конкретно этот в целом я бы сочла весьма удачным. Жаль, что в русскую версию не вошли два рассказа, на которые истекли права, потому что малая проза Лю Цысиня ничем не хуже его же большой. Однако и без них есть, что почитать, конечно.

«Невидимые планеты» — это, пожалуй, в первую очередь книга для тех, кто про китайскую позднюю фантастику только слышал и хочет с ней познакомиться. Кен Лю подобрал отличный и весьма полный комплект рассказов как по жанрам, так и по общему впечатлению. Здесь есть и вполне классический киберпанк, и твёрдая НФ, и романтические сказки с историческим экскурсом, и парочка антиутопий с национальным колоритом. Всё это щедро сверху приправлено восточной философией, которая, даже не показываясь на поверхности, чувствуется то в рефлексии персонажей, то в авторском тексте через пару не-случайных предложений.

Я не знала почти никого из представленных в сборнике писателей и после прочтения захотела найти как минимум два романа. Чэнь Цюфань и Ма Бойон очень заинтересовали.

Китайская фантастика — совершенно другой взгляд на вещи и проблемы, обычные для жанра. Если ранняя китайская фантастика была близка скорее к коммунистической новых горизонтов a la ранние произведения Стругацких вроде «Страны багровых туч», то поздняя обрела гораздо больше самобытности. Для читателя с европейским менталитетом это совершенно другой и незнакомый мир, причём, честно сказать, я не уверена, что он до конца познаваем. Если общие настроения антиутопий с критикой экономической системы или государственной цензуры для нас всех достаточно понятны, то сюрреалистичные сказки Ся Цзя явно можно целиком понять только обладая аналогичным «культурным кодом». Подозреваю, что сильно больше половины пасхалок прошло мимо меня и шансов их расшифровать у меня особо нет.

Поднимаемые темы при том исключительно вечные, и подозреваю, что Кен Лю и подбирал их с таким расчётом специально: жизнь и смерть, любовь и благодарность, отцы и дети, будущее, определяемое прошлым, всё это — базовые идеи, о которых задумывается почти любой человек, и они в своей основе понятны, пусть китайские авторы и представляют их читателю по-своему.

Прикоснуться — безусловно, интересный опыт.

«Невидимые планеты» можно сравнить с дружелюбно приоткрытой дверью в чужой — и чуждый, говоря откровенно — для европейского читателя мир, в котором китайские авторы строят свою новую фантастическую реальность. Заглянуть — интересно и познавательно, хотя далеко не всё можно понять с первого взгляда, и спасибо Кену Лю, что он проделал такой титанический труд по подбору произведений и их переводу на английский, что позволило сборнику переводиться и дальше, уже на другие языки.

Особый интерес, кстати, представляют три эссе в конце сборника: это менее художественный, но более личный, чисто человеческий взгляд самих авторов на свой жанр, свою литературу и даже саму ценность фантастики в современном Китае. Если краткая биография авторов и их творческого пути перед их произведениями позволяет представить, что сформировало их стиль, то эссе хорошо объясняет, что они сами вкладывают в свои тексты.

(Бонусом, глядя на то, сколько интересных и многогранных произведений выходит в китайской научной фантастике с каждым годом, задумываешься, что знание английского уже не прям исключительно и приоритетно. Пора размышлять о перспективе учить китайский.)

Оценка : 9
«Китай мечтает. Вступление»
–  [ 1 ]  +

mputnik, 17 февраля 2022 г. в 20:11

Судя по всему — вполне достойный сборник.

Сам прочёл пока всего два рассказа, и — вполне под впечатлением — решил перечитать редакционное предисловие (ибо — каюсь — как обычно, в первый раз проглядел до диагонали).

И что хочу тебе сказать за это предисловие, уважаемый потенциальный читатель. Автор (в смысле — редактор сборника) — таки, по сумме впечатлений — умный человек.

А тексты умного человека — полезны и для мозгов и для души, без ограничений. Порекомендую сие предисловие, с умыслом: может, решишь и весь сборник зачесть. Не удивлюсь

Оценка : 7

  Страницы: [1] 2  3 



⇑ Наверх