fantlab ru

Рэй Брэдбери «Бетономешалка»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
1444
Моя оценка:
-

подробнее

Бетономешалка

The Concrete Mixer

Другие названия: Мельница

Рассказ, год; цикл «Канонические марсианские хроники»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 206
Аннотация:

На Марсе собирают армию для вторжения на Землю. Эттил против похода на Землю, т.к. он прочитал множество земных фантастических книг о том, как марсиане пытаются завоевать Землю, и что из этого получается.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— цикл «Канонические марсианские хроники»  >  Не вошедшее в канон


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  3. Рэй Брэдбери
1965 г.
Холодный ветер, теплый ветер
1983 г.
Рэй Брэдбери
1985 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1987 г.
О скитаньях вечных и о Земле
1988 г.
Обмен Разумов
1989 г.
Сборник фантастических рассказов
1990 г.
Звездные короли
1991 г.
Улыбка
1993 г.
Марсианские хроники
1997 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1997 г.
Звезда по имени Галь. Земляничное окошко
1999 г.
451° по Фаренгейту. Рассказы
2000 г.
Завтра конец света
2000 г.
Лед и пламя
2000 г.
Рэй Брэдбери
2000 г.
Сочинения
2001 г.
Марсианские хроники
2002 г.
О скитаньях вечных и о Земле
2002 г.
Завтра конец света
2003 г.
Человек в картинках
2004 г.
Человек в картинках
2005 г.
Марсианские хроники
2007 г.
Человек в картинках
2009 г.
Человек в картинках
2012 г.
Человек в картинках
2013 г.
Марсианские хроники
2018 г.
Человек в картинках
2018 г.
Марсианские хроники. Полное издание
2019 г.

Периодика:

«Литературная Россия» № 22 29.05.1964
1964 г.
Урал, 1964, № 4
1964 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Бетономешалка и другие рассказы
2003 г.
Золотые яблоки солнца
2004 г.
Рассказы
2011 г.

Издания на иностранных языках:

451° за Фаренгейтом
1985 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Илиада» в новой транскрипции: Америка — Троянский конь наоборот, мирно впускающий в себя древнюю цивилизацию — на ее погибель. Ассимиляция, использующаяся в качестве абсолютного оружия. Ироничный взгляд со стороны на плоды технической революции, индустрию красоты и киноискусства, на бездумность, с которой Земля летит в тартарары. Еще один рассказ-предупреждение.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Один из моих любимых рассказов у Брэдбери!

В самом деле, образ жизни американцев в то время (пожалуй, равно как и наш, современный) справится с пришельцами почище любого оружия. Зачем зря лить кровь — свою и вражескую, — если можно встретить захватчиков с распростертыми объятиями, усыпить их бдительность и медленно, но верно уничтожить? Причём уничтожить, искренне не желая врагам зла. Землянами в рассказе движет не ненависть, а жадность под маской радушия. Желая заработать на марсианах, они неизбежно начнут вторгаться в культуру и образ жизни последних, уничтожая Марс не физически, а в первую очередь морально и духовно. И неизвестно, что из этого страшнее.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из фантастики здесь только марсиане. Реализм в чистом виде. Приземлись подлые пришельцы в современной России, с ними и не то бы еще приключилось.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это мой первый рассказ прочитанный у Рэя Брэдбери:glasses: Очень понравилось. Много поучительныйх вещей затронуто в произведении. Советую всем прочитать:biggrin:

Оценка: 10
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Добро и зло, чёрное и белое, а что если нет ни чёрного ни белого зло делается из самых добрых побуждений? Каков бы не был благородный идеализм марсиан он ничто перед хищническим прагматизмом землян. Ничего личного, только бизнес. Из-за этой простой фразы и так уже уничтожены многие сотни тысяч людей.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Брэдбери любил возвращаться к старым темам и переписывать их на новый лад, нечто подобное (когда город вбирает в себя людей с иной планеты) уже было в одном из рассказов «Иных марсианских хроник». Но насколько замечательно автор все-таки перерабатывает тему. Величайший талант всех времен...

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что наша жизнь?

Бетономешалка...

И от нее не спрятаться, не скрыться. Везде достанет. Даже на Марсе.

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

М-да, земная цивилизация губит всех непохожих.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая бетономешалка, смешала марсиан с обществом потребления, не дав им затвердеть здесь.

Оценка: 10
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Они накинутся на нас, забросают коробками шоколада и модными журналами, их жирно намазанные, ярко-красные рты оглушат нас визгом! Они затопят нас потоками пошлости, все наши чувства притупятся и заглохнут». Они перемешают наши мысли, чувства и идеи, и все то, что делает нас неповторимыми, станет однообразной серой массой, которая, застывая прочным бетоном, поймает нас навечно в ловушку обыденности.

Потрясающий рассказ, насмешливый и злой, не утративший свое значение за почти 70-лет. Знал ли Мастер, когда смеялся над жизнью обывателей -своих любимых американцев — модными журналами, попкорном, гамбургерами, жевательной резинкой, накрашенными и завитыми домохозяйками и юными девицами, мечтающими о роскошных авто и богатых спутниках, гогочущими юнцами, лживыми шоуменами -что все это никуда не исчезнет с годами, а расползется по миру, как чума. И теперь в самом глухом уголке Мира Вы можете встретить все тот же набор — модные журналы, попкорн, гамбургеры и т.д.

Куда марсианам против этой сплоченной, одноликой массы, с показным радушием предлагающей все «блага цивилизации«! «Мы брошены в нее, как горсть семян в громадную бетономешалку. От нас ничего не останется. Нас сокрушит не их оружие, но их радушие. Нас погубит не ракета, но автомобиль...» Хотя и марсиане тоже хороши: стали они готовы принять все эти «подарки», когда впервые заиграли оркестры и зашагали в ногу бравые ребята — покорители чужой планеты, а рядом полетели в огонь книги. Когда и у них начала работу Бетономешалка, подравнивая всех под единый стандарт.

Но есть, есть средство избежать общей участи. Вспомните, единственный трезвомыслящий в рассказе, непохожий на остальную серую массу — марсианин Эттил — Читатель! А чего больше всего боится накрашенная девица? Книг! Может нам с Вами, читателям, и не стоит так уж бояться ее, Бетономешалки... Или уже стоит?

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Рэя Брэдбери, как у замечательного писателя, есть одна очень поразительная черта (вообще-то, эта черта является неотъемлемой частью малой прозы – рассказа, но Брэдбери владеет ею с изумительным мастерством): умение под элементарным и незамысловатым названием рассказа скрыть глубокий смысл. И в данном случае это можно с полным правом отнести и к рассказу «Бетономешалка». Кто бы мог подумать, что в тени этого нехитрого строительного термина Брэдбери упрячет пороки современного общества, культуры и трагизм личности в дурманящих парах масскульта. Но обо всё по порядку.

В центре сюжета данного рассказа мы становимся свидетелями очередного вторжения зловредных марсиан на беззащитную и ничего не подозревающую Землю. Однако среди множества милитаристски настроенных марсиан, как всегда и в любом обществе, находится один, который выступает против планов по завоеванию Земли, так как они заведомо обречены на неудачу в силу «заряженности» земной культуры и общества на сопротивление и победу нал захватчиками. Не буду подробно останавливаться на дальнейшем описании сюжета, скажу лишь то, что помимо собственной воли герой поступает «добровольцем» в марсианскую армию и отправляется на войну, войну, которую ещё не видывал свет мировой фантастики.

А теперь перейдём к краткому анализу рассказа. Итак, в настоящем рассказе Брэдбери поднимает целый пласт культурных, общественных и иных проблем. Первое, что бросается в глаза так это излюбленный мотив в творчестве Брэдбери о противостоянии личности и общества. Здесь этот мотив приобретает ироническое и порой даже гротескное звучание: чего хотя бы стоит начало самого рассказа, состоящее из перепалки главного героя с пожилыми (но патриотично настроенными) соседками и своим (столь же патриотично настроенным) тестем. В этой череде взаимных обвинений и упрёков намеренно делая их как можно более смехотворными, Брэдбери первый раз сталкивает главного героя с общественным мнением и не позволяет читателю усомниться в безопасности всего происходящего. Но Брэдбери сразу и жёстко рушит это впечатление: перепалка с соседями – это одно, а противостояние государству – это нечто совсем уже иное и более опасное дело. И вновь, как и во многих других рассказах Рэя Брэдбери государственная машина подминает противостоящую ей шестерёнку и продолжает свое упрямое движение.

Во-вторых, в данном рассказе Брэдбери поднимает проблему национальных, социальных, культурных и иных стереотипов. Этими стереотипами больно не только само общество или государство возомнившие себя уже победителями над землянами, но и главный герой, безапелляционно поверивший в непобедимость землян исходя только из прочитанных комиксов и книг. Его представление о враге столь же смехотворно, как и уверенность остальных марсиан в быстрой победе. Более того, высвечивая эту проблему, автор ставит вопрос о том, а на чём основано уже наше представление друг о друге и не столь же оно смехотворно как у самоуверенных марсиан-захватчиков?

В-третьих, именно в культурном столкновении марсиан и землян рушатся стереотипы первых, что в свою очередь порождает настороженное отношение к «порабощённым» землянам, а порой и панический страх «чужого». И здесь Брэдбери переходит в открытое наступление: военное столкновение обернулось для неподготовленных марсиан культурным поражением. Мощный поток американского масскульта на неокрепшее сознание захватчиков делает своё паршивое дело. Череда весёлых, но кажущихся абсурдными песен и гимнов, угощение марсиан пивом, кукурузой, пирогами, вином и прочим в сопровождении поцелуев Мисс Америка 1940 превращает начало завоевания Земли в самое абсурдное действо, какое когда-либо видели марсиане. Более того, высмеивая эти символы одноэтажной Америки, Брэдбери сквозь годы проводит аналогию и с современным миром, когда культурное влияние Америки распространилось по всем странам и континентам, когда Кока-Кола и Макдоналдс стали неотъемлемыми приметами конца XX — начала XXI вв. Это печально и это страшно. Мы все оказались на положении ошарашенных марсиан, что особенно было заметно в России 90-х гг., когда погоня за проамериканским стилем жизни затмила былые ценности и идеалы, когда большинство людей оказались в этой «культурной бетономешалке», которая перемалывала их представления о мире и о себе. Но бетономешалка Брэдбери, это не столько зловредная и коварная Америка, сколько сама массовая культура и её влияние на развитие общества потребления.

В-четвёртых, безусловно, талант Рэя Брэдбери измеряется не тем, сколько проблем он поднял в своём коротком рассказе, а тем КАК он сумел проделать столь мастерскую работу. Надо отметить, что на протяжении всего рассказа, какие бы темы он не затрагивал, всё сопровождается искромётной иронией и юмором. Встреча марсиан на космодроме, их рассуждения о землянах и встреча главного героя с настырной сектанткой являются сладкими изюминками всего рассказа и дарят настоящее наслаждение от чтения. Ну не мог обойти Рэй Брэдбери и проблему киноиндустрии. В одном из эпизодов он мастерски высмеивает низкопробную кинофантастику 50-х гг. с блондинками-марсианками одетыми в бикини.

Итог: «Бетономешалка» Рэя Брэдбери является чисто брэдбериевским рассказом со всеми сопутствующими деталями и мотивами, но от этого абсолютно не теряет своей ценности и актуальности. Читайте и наслаждайтесь!

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще одна великолепная вещица от Мастера. Причем замысел ее, как все гениальное, достаточно прост и, прочитав рассказ, читателю надлежит чесать затылок и удивляться, как это до Брэдбери никто до такой, лежащей буквально на поверхности, темы раньше не додумался. А как все просто: древние культура и цивилизация гибнут не от какой-нибудь там сокрушительной войны, а всего лишь от столкновения с массовой культурой (даже не культурой — ее так и назвать-то стыдно, а так, пошлым и серым образом жизни) на нашей Земли.

Отдельное «Спасибо!» Брэдбери за название рассказа. Не секрет, что часто авторы дают своим произведениям такие названия, что в пору гадать, какое отношение они имеют к прочитанному. Это же название, краткое и емкое, как нельзя лучше передает саму суть этого замечательного рассказа.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркий, сатирический, гротескный рассказ о победе над марсианами с помощью бацилл морального разложения, своего рода ответ Бредбери Уэллсу. К сожалению, в данной шутке оказалось очень много правды, на Земле сейчас доминируют стандарты общества потребления, а ведь семьдесят лет назад, когда автор написал эту историю, всё было иначе. Не опустись так человечество, вполне вероятно человек мог бы достигнуть Красной планеты в указанные автором в «Марсианских хрониках» сроки. В общем, чистая победа радужной идеи над красной.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Взгляд на мир глазами марсианина, которого земляне учат жить по их стандартам оказался несколько шокирующим. В хорошем смысле. Что он видит? Лень, обжорство, праздность («Хлеба и зрелищ!», как говорится). Но главное — нежелание землян шевелить собственными мозгами. Всё направлено на пресечение любопытства и познания нового. Итогом будет деградация. Марсиане попали под неё моментально, а что касается землян... вдруг ещё не всё потеряно?

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ полностью оправдывает своё название. Мир людей разлагает душу, и только самые стойкие смогут не потерять себя в нём. Рекомендовано философствующим антимилитаристам.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх