fantlab ru

Айзек Азимов «Сами боги»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
2601
Моя оценка:
-

подробнее

Сами боги

The Gods Themselves

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 199
Аннотация:

Фридрих Шиллер — «Против глупости сами Боги бессильны». Две Вселенных. Два мира, угасающий — и полный сил. Величайшее открытие в истории человечества дарит людям неисчерпаемый источник дешевой энергии. И надежду на спасение умирающему миру. Голоса, предупреждающие об опасности — мстительность и людская зависть? Гениальные умы, но всего лишь люди. Невероятный мир удивительных, непохожих на нас, существ. Уникальная фантазия Айзека Азимова, Гроссмейстера научной фантастики.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

• Авторское: «Посвящается Человечеству в надежде, что война с безрассудством всё-таки будет выиграна».

• Три части романа представляют собой завершенные истории, поэтому изначально книга издавалась по частям в журналах: первая часть — в мартовском номере «Galaxy» за 1972; вторая — в апрельском номере «If»; третья — в майском номере «Galaxy» того же года («If» был дочерним журналом «Galaxy»).

• Отдельные фрагменты романа печатались на русском языке под названиями: «Лунные коньки» и «С Луны скатиться...» (журнал «Уральский следопыт», № 7, 1980 г.).

• Названия трёх частей романа вместе складываются в строчку Фридриха Шиллера: «Против глупости сами боги бороться бессильны».

• Существует вольное продолжение — рассказ Роберта Силверберга «Решение Асениона» (1989).



В произведение входит:


7.50 (10)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Galaxy Science Fiction, March-April 1972», 1972 г.

— журнал «Galaxy Science Fiction, May-June 1972», 1972 г.

— журнал «Worlds of If, March-April 1972», 1972 г.

— антологию «Лунариум», 1975 г.

— антологию «Маги на стадионе», 1979 г.

— журнал «Уральский следопыт 1980'07», 1980 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1973 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1973 // Роман

лауреат
Дитмар / Ditmar Award, 1973 // Зарубежная фантастика (США; роман)

Похожие произведения:

 

 


Лунариум
1975 г.
Сами боги
1976 г.
Избранное
1989 г.
Конец Вечности. Сами боги
1990 г.
Избранное
1991 г.
Сами боги
1992 г.
Конец вечности. Сами боги
1993 г.
Миры Айзека Азимова. Дополнительный том
1993 г.
Космические течения. Сами боги
1994 г.
Сами боги
1999 г.
Фантастическое путешествие
1999 г.
Фантастическое путешествие. Сами боги
2003 г.
Конец вечности
2008 г.
Сами боги
2008 г.
Сами боги
2023 г.

Периодика:

Worlds of If, March-April 1972
1972 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, March-April 1972
1972 г.
(английский)
Galaxy Science Fiction, May-June 1972
1972 г.
(английский)
Уральский следопыт № 7, июль 1980 г.
1980 г.

Издания на иностранных языках:

The Gods Themselves
1972 г.
(английский)
Net patys dievai
1981 г.
(литовский)
Самите богове
1982 г.
(болгарский)
Neanche gli dei
1987 г.
(итальянский)
Other Worlds of Isaac Asimov
1988 г.
(английский)
Os Próprios Deuses
2010 г.
(португальский)
神们自己
2014 г.
(китайский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перед нами — твёрдая научная фантастика. Роман состоит из трёх частей, мало связанных друг с другом, но развивающих единую историю о том, как человечество получило неиссякаемый источник энергии, который, однако, грозит концом света.

В первой части мы видим непосредственно работу учёных, стоящих у истоков этого источника энергии — Электронного Насоса. Образы персонажей-учёных поверхностны, это просто люди-функции: этот учёный — честолюбивый, этот — принципиальный и т.д..

Зато во второй части взаимоотношения и внутренние переживания героев описаны автором со всеми подробностями. Но эти персонажи — инопланетяне, вернее даже жители другой вселенной. Их вселенная существует по другим физическим законам, и живые существа там принципиально не похожи на живых существ, способных существовать в нашей вселенной. Почему-то Азимов обычно не раскрывал внутренний мир своих героев (не только в этом романе) в такой степени, как он это сделал с инопланетянами в романе «Сами боги».

В третьей части мы видим населённую людьми Луну. Фантастам не так уж часто удаются по настоящему интересные и оригинальные описаний лунных поселений, но здесь Азимов смог создать именно такую Луну будущего. А кроме всего прочего и предложить своё объяснение причины Большого Взрыва и возникновения вселенной.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эти три повести-части, представляющие вместе единый роман, олицетворяют вечный бег человечества за лучшим решением. Мы не живем счастливо, решив проблему, мы мечемся от проблемы к проблеме. Одна проблема решается, человечество начинает скучать, находит новую, и так по кругу. Я не говорю, что это плохо, это совершенно нормальный ход вещей — невозможно жить без конечной или хотя бы промежуточной цели, без намеченного пути, ибо это будет похоже на существование овоща. К тому же все эти рвения обусловлены не только одним фактором деятельности, но и заботой о будущем потомков, человечества, планеты, вселенной, мира...

Три части-повести сами по себе являют собой совершенно разные истории, и даже географически происходящие в совершенно разных местах. Связывают их, по факту, совсем немного общих деталей, и одна их них — Электронный Насос. Чтобы вы не повторяли моих ошибок — электронный не от слова электрика или подобное, а от слова электрон, который является одной из фундаментальных частиц нашего мира. В книге довольно много терминологии из квантовой механики, ядерной физики, электродинамики и даже немного химии. Если вас это не пугает, а социальный аспект сюжета нравится — велком читать!

Первая часть — ПРОТИВ ГЛУПОСТИ — повествует нам не начало истории, а скорее середину. Предыстория излагается в варианте ретроспективы, когда всё уже произошло, а герой пытается что-то сделать в настоящем. Не могу сказать, что испытывала тут какое-то сочувствие, ведь движущей силой тут было скорее желание мести.

Вторая часть — САМИ БОГИ — пожалуй, самая интересная. Тут полет фантазии автора развернулся во всю мощь, ведь ничем не был ограничен. Паравселенная, паралюди, крошка-серединка, синтез с камнем и прочие прекрасные вещи с неожиданной концовкой. Справедливости ради надо сказать, что ключевой момент был мною разгадан, но прелести это не убавило.

Третья часть — БОРОТЬСЯ БЕССИЛЬНЫ? — вселяет надежу вопросительным знаком. Тут действие происходит уже на Луне, с другим героем, упомянутым в первой части. Вкраплены и не особо относящиеся к основному сюжету детали, например, интуитивизм, придающий происходящему ещё бОльшую фантастичность и очарование. Тут финальный твист мною разгадан не был, скорее потому, что я не понимала, зачем это вообще может кому-то понадобиться, но проблема была решена грациозно.

Но... несмотря на оптимистичное авторское посвящение «Посвящается Человечеству в надежде, что война с безрассудством всё-таки будет выиграна» хочется продолжить пессимистичным некрасовским «Жаль только — жить в эту пору прекрасную уж не придется — ни мне, ни тебе». Без объяснений, сами поймете.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма недурная первая часть с описанием интереснейшей (с поправкой на время) идеи и борьбы за нее. Очень интересная вторая часть о даже не просто иной жизни, а иной вселенной. Дорогого стоит. И совсем слабая третья часть, написанная сухим казенным языком. Что касается мира людей, то у Азимова нет никакого развития персонажей, есть только передвижение фигур по шахматной доске автора. В итоге даже существа из иной вселенной выглядят более живыми и вызывают больший эмоциональный отклик. И тем не менее, даже столь неровное повествование безусловно заслуживает внимания и (в целом) одобрения. Считаю что данное произведение достойно выданных ему наград.

Оценка: 7
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этой замечательной книге исполнилось полвека. Разброс оценок и мнений о ней меня несколько изумил. Но потом я вспомнил, что в одном из первых упоминаний у нас, что вот мол, Азимов опять стал писать фантастику (а с изданием ее на русском несколько тянули; спустя три года сначала напечатали только фрагмент третьей части в сборнике «Лунариум»), было сказано примерно так: «произведение столь же удивительное, сколь и неровное». Вот еще тогда я подумал: что ж не объясните, в чем именно неровное? К сожалению, отзывы на фантлабе тоже вроде бы указывают на «неровность», но ничего не проясняют. Если не учитывать те, что написаны по типу школьных сочинений (в первой части рассказывается о том-то, во второй — о том-то; в этих образах автор хотел раскрыть то-то и то-то; и т. д.), из оставшихся мы узнаем, что кто-то книгой потрясен, а кому-то она показалась излишне сложной с точки зрения излагаемой в ней «науки»; кого-то изумило описание параллельного мира и существ (а существа ли они? возможно, точнее сказать — сущности?) его населяющих, а кому-то это показалось бредом и глупостью; жизнь на Луне и взаимоотношения двух, по сути, новых рас человечества одних очень впечатлила, других наоборот; наконец, некоторые возмущены излишне сложной, по их мнению, структурой книги.

Совершенно ясно, что «Сами боги» представляет собой своего рода сверкающий самоцвет, грани которого манят одних читателей и отталкивают других, но граней этих много — и почти каждый что-то вынесет для себя из этой книги. Потому не стоит разбирать книгу детально, но зато стоит остановиться на некоторых моментах.

Слишком много «научных» подробностей? Так это же научная фантастика, что вы хотели? Скучноватое описание труда ученых? Это вы еще Кима Стэнли Робинсона не читали — попробуйте осилить, например, «Панораму времени». Работа ученых (уж Азимов-то в этом разбирался) состоит не из одних открытий, и я даже не собираюсь еще раз приводить общеизвестные цитаты на эту тему.

Безответственное использование непонятного феномена в сиюминутных целях? Так это часто встречается; пока, к счастью для человечества, как-то обходилось без мировых катастроф — хотя все же не всегда...

Склонность лунян к нудизму шокирует? Гм... Оглянитесь вокруг, посмотрите в Инстаграм, что ли. А ведь фантасты эту тему затрагивали давно — например, о повсеместном распространении нудизма в 21-22 веках неоднократно писал Ларри Нивен в те же самые 60-70-е годы. Что-то они предвидели, не иначе...

И еще необходимо указать на важнейшую особенность книги — вторую часть, совершенно неповторимую. Ничего подобного и с такой, я бы сказал, проникновенностью, в НФ до того не создавалось. А знаете, зачем Азимов взялся ее написать? Его неоднократно упрекали за два недостатка (так по крайней мере считалось) в творчестве. Во-первых — за практически полное отсутствие в произведениях инопланетян. Говорили, что он не в состоянии их убедительно придумать и описать, а потому и исключил из основных текстов своей Вселенной. С этим, конечно, можно было бы поспорить... А во-вторых, говорили критики, Азимов совершенно не умеет описывать то, что сейчас принято называть словом «отношения», и поэтому этой темы и не касается. В качестве контрпримера Азимов написал полушуточный рассказ-боевик «Я в Марсопорте без Хильды». Рассказ неплох, но вряд ли всерьез может рассматриваться как контрпример. И вот тогда Азимов и решил написать о любви совершенно непредставимых существ из параллельной Вселенной. И у него получилось! Если кому-то кажется, что Один, Дуа и Тритт (так, кстати, их зовут в оригинале) мыслят и общаются слишком по-человечески — так вперед, к разумным грибам и плазменному океану Лема. Такие существа (?), очевидно, должны понравиться подобным критикам, потому что о них мы на протяжении толстенных и, несомненно, гениальных романов вообще ничего не узнаем. И это соответствует убеждению Лема, что истинные инопланетяне непознаваемы в принципе.

В общем, у Азимова две книги высочайшего класса, практически шедевры: «Конец Вечности» и «Сами боги». Они превосходят все остальные его романы не столько даже идеями (у Азимова почти всюду читатель встретит интереснейшие идеи), сколько своим литературным качеством, тщательно выписанным непростым текстом.

Я бы им и 11 баллов поставил.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепнейшая книга, которая по своей научно-популярной составляющей вполне конкурирует со специализированными изданиями. Но в то же время талант Азимова превратил роман в увлекательнейшее произведение, в котором приключения и острый сюжет, конечно же, не главное, а главное здесь — это моделирование взаимодействия двух параллельных вселенных, физические законы в которых очень сильно различаются. Кроме того, Азимов удачнейшим образом спрогнозировал социальные и психологические последствия открытия века — открытия, изменившего мир людей до неузнаваемости. Нельзя не отметить также и живую, крайне достоверную и местами даже прозаическую картину будущей лунной колонии. Ну, и финал моих восторгов — это бытие обитателей параллельной вселенной, существ в большей степени энергетических, а их трёхполая биология, мастерски изображённая автором, — просто вне всяких похвал.

Одно сухое, краткое перечисление составляющих этой многоплановой книги заняло целый абзац. Что же говорить о самом процессе чтения? Прочитав роман, я многое мог бы написать, однако сейчас вот сижу и не знаю, за что бы взяться в первую очередь, — поистине непростая проблема выбора. Идеи, картины, мысли, развёрнутые в этом романе, вполне могут вылиться в целую монографию, это так.

Поэтому лучше-ка я просто и кратко резюмирую: великолепная научная фантастика от мастера, меньше тут и не скажешь.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Делая поправку на время издания романа можно сказать, что он выделяется необычным описанием паравселенной с ее обитателями и их устройством мира.

Но оценивая роман относительно работ нового тысячелетия он не выдерживает конкуренции. Инопланетный мир невыразителен и скучен. Вторая глава читается с трудом. Так или иначе прослеживается сходство с жителями Земли.

Клюква о любви лунатки и земляшки очень притянута за уши, верится с трудом, что называется, ради красивой концовки.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне кажется, Азимов, так долго не издававший романы, решил вернуться не просто, а с чем-то необычным – оттого и разброс тем, явлений, оттого и легкий гротеск, оттого и модернистские фишки, которые, увы, на мой взгляд, кажутся лишними. Та же разбивка глав в первой части – разве без этого нельзя было обойтись, просто оставив всё как есть, а названия глав пустив по порядку – читатель не дурак, догадается, что к чему. Да и во второй части – такая же история.

Мне вообще кажется, что у романа множество плюсов и столько же минусов. И в основном из-за желания разветвить роман на множество смысловых рукавов. Или привычка писать рассказы и повести так въелась автору под кожу, что он бессознательно создал роман способный распасться на независимые части?

Про «триединство» (случайно ли совпадающее с иномирянами?) тут не сказал разве что ленивый. Скажу и я. По сути, смысл этого ясен – автор ввёл интересное фантдопущение: существование параллельных миров с разными физическими законами, и возможность превратить эту ситуацию в новый источник дармовой энергии. И от этой идеи автор пляшет – широко и размашисто – затрагивая и технические (то углубляясь в детали, то утрируя) и, что важнее, моральные вопросы.

В первой части нет ничего лишнего. Она вообще читается лучше прочих. В ней – и суть фантдопущения, сама история «открытия» электронного насоса, и вставшая во весь рост проблематика – от технической части, грозящей катастрофой, до психологической: той степени зависимости от новой энергии, когда открыватель её становится непререкаемым авторитетом, а отказаться от неё даже при риске самоуничтожения уже невозможно. Кстати, прекрасная аналогия нефти. Как не близко изменение климата, от неё невозможно отказаться, а любые аргументы «против» низводятся широкими кругами до бреда. Беда этой части только в том, что герой её, Ламонт, не вызывает у меня никакой симпатии. А чем он, собственно, лучше Хэллема? Крестовый поход против Хэллема он начинает по тем же соображениям, что и «отец электронного насоса» – утереть нос обидчику. Ламонт так же эгоистичен, так же недальновиден и ограничен, и потому прёт напролом, лишаясь друзей, поддержки, лишаясь возможности добиться каких бы то ни было шансов на успех. Да и его открытие – разве он печётся о будущем человечества? Для него по-прежнему главное – утереть нос Хэллему! Может в этом и есть смысл данной части – вот она глупость, которая превалирует над всем, даже над учёными, ещё более непозволительная, чем глупость общества, привыкшего к благу? Интересно только, сколько из личного опыта автор-учёный вынес в эту часть? Неужто все эти мелочные склоки и есть атмосфера научного мира? А ещё, читая, я постоянно ловил себя на мысли: в мире романа совсем нет средств массовой информации – уж они-то, какие-нибудь издания, что охочи до сенсаций и свержений авторитетов, смогли бы подрубить столб общественного мнения в борьбе Ламонта с Хэллемом. Но спишем всё это на общую утрированность романа…

Вторая часть отдаёт гротеском. Описание иного, так непохожего на наш, мира – дело всегда сложное. И тут автор схватил все достоинства и недостатки. С одной стороны физические особенности инолюдей, их таинственные «переходы», их тройственность, да и сам их мир были очень оригинальны. С другой – многое опять-таки утрированно передавалось вполне человеческой логикой (мы-то понимаем, что и логика должна быть другой); постоянно было ощущение, что общаются, например, не Ун и Тритт, а вполне себе обычные земные люди. В общем, при определённом своеобразии именно своеобразия и не хватало. Да и некоторые тайны переставали быть тайнами слишком рано –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
о жизненном цикле иноземлян можно было догадаться раньше, чем всё открылось, хотя Дуа и внесла интригующие сомнения.
Моральная сторона тут была даже сильнее чем в первой части. Бунт Уны против гибели смежного мира был бунтом чистого гуманизма (в их мире гибель Земли не сделал бы им хуже). Получается, настоящим состраданием гуманизмом обладали вовсе не гуманные существа… Кстати, читать эту часть в нынешние времена было очень своеобразно. Ведь, по сути, эта часть ещё и о бунте против гендерных устоев. Бросившая вызов устоям Дуа, прибывает в отчуждении и подвергается практически земным насмешкам. И, кстати, именно она оказывается ближе всех к истине (как это сейчас «зашло» бы на Западе!). От этого трудно отделаться из-за психологической «человекообразности» иноземлян. Их семейные ссоры (в семье из трех «партнёров» – тоже хлебная для Запада тема), поразительно походили на обычные бытовые ссоры, в том числе и относительно слияния (читай – секса)… Своеобразное ощущение.

Однако, своеобразие первых двух частей на третью, будто подчёркнуто традиционную, действуют даже хуже. Появляется «хороший» герой – ученый, лишённый тщеславия, побитый жизнь, но оставшийся объективным. Картинка-учёный, в которого после первой части как-то не особенно даже не верится. И такой же картинный антагонист – злой, раздражительный, ревнивый проводник главной «беды» этой части – ксенофобии. Его картинность даже слегка карикатурна, потому как идея-фикс его

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с перемещением Луны
попахивает идиотизмом. И, тем не менее, ксенофобия в данном случае даже кажется имеющей основания. Луняне и без того «обижены» тем, что путь на Землю им заказан, так ещё они не вправе распоряжаться оборудованием (по сути, они всего лишь действительно обслуживающий персонал) и ресурсами Луны – это же в высшей степени несправедливо. А попытка Денисона «примазать» учёных луны к своему открытию и вовсе кажется подачкой в таких условиях… И всё замкнуто в классический любовный треугольник с вершиной в виде красавицы Селены, всё сильнее и сильнее склоняющейся к нашему хорошему, пусть и немолодому герою. А вся беда в том, что история сосредотачивается на этом треугольнике, а не на проблеме «электронного насоса и гибели мира» и даже не на ксенофобии человечества, распадающегося на два рукава. Тот случай, когда лирические сцены выглядят лишними, делают всё плоским, скучным. Абсолютная стандартность сюжета проигрывает гротеску, пусть не всегда умелому. И стандартный хэппи-энд с поцелуем и предложен6ием «матки и сердца» только довершает дело.

Вот так как-то всё…

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея с перекачкой энергии из одной вселенной в другую интригующая. Короче, я просто напишу, что Азимов крутой, и умный, и взрослый, и неплохо описал в популярной форме научно-идейную составляющую.

Описание жизни в паравселенной несколько фантасмагорично. Хотя взглянуть на привычные социальные связи между особями через призму непривычной паравселенной любопытно. Да и вообще описание паравселенной очень оригинально, в том числе и с естественнонаучной точки зрения.

Есть зачатки критического взгляда на социальный аспект научного прогресса в той же энергетике, но затронутый поверхностно. Я для себя глубинных размышлений не сыскал, по крайней мере. Разговор с Невиллом в конце, к примеру, наивен. Я понимаю, что он фанатик, но это же не означает, что он дурачком стал. Впрочем, здесь вообще персонажи чересчур несложные и необъемные.

Структура сюжета какая-то странная. Оригинально, но странно. В первой части начинается одна линия, во второй вообще события в паравселенной, причем происходящее сюжетно почти никак не связано ни с первой частью, ни с третьей; а в третьей действие и вовсе на Луну переноситься и только там основной сюжет продолжает развиваться, но с другими персонажами. Вроде ничего критического, однако впечатление скомканное в итоге.

И вроде неплохо, а хочется чего-то более закрученного. Я про цепочку событий и основной конфликт, а не про идейную составляющую. С последней всё в порядке.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть по научному увлекательна, вторая фантастична, третья так себе — можно и не читать ее вовсе, что бы не портить послевкусие первых частей. Огромное спасибо «олевелым» переводчикам благодаря которым во второй части для описания параллельного мира так удачно придуманы и подобраны имена существительные и прилагательные.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман состоит из трех минимально связанных частей.

В первой нашему вниманию представляют научно-административный конфликт между администраторами от науки и сферическими учеными в вакууме. Такая твердая научная фантастика, где главное действующее лицо — не персонажи, а сама наука.

Вторая часть очень интересна тем, что в ней описывают не банальных инопланетян, а существ из параллельной вселенной. Необычны тут и наличие трех полов, и существование в разреженной форме (они могут даже проходить сквозь твердые предметы), и их эволюция.

Третья часть снова возвращается к людям, тут рассказывается про лунное общество, выглядящее, на мой взгляд, довольно нелепо. Почему они предпочитают наготу? Демонстрируют совершенство тела? Но в романе прямо говорится, что нагота для них обычна, никто ни на кого не смотрит. А почему презирают землян и Землю вообще? Неужели только за то, что люди на Земле живут нормальной для человека жизнью и не приспособлены к лунным тяготам? Как-то не вяжется с тем, что лунян описывают более передовой нацией. Они вообще максимально утилитарны: вода по талонам, еда — безвкусное желе, спорт только для поддержания формы. Такое чувство, что автор считает: не прогресс для людей, а люди для прогресса.

Разочаровали и слишком легкая победа над проблемой, без шуток, вселенского масштаба, и посредственный основной конфликт, и излишняя «научность» диалогов. Как по мне, у Азимова есть гораздо более выдающиеся произведения.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В 1972 году после беседы с Робертом Силвербергом Айзек Азимов пишет один из своих самых интересных романов, построенный на фундаменте жесткой научной-фантастики – то есть с детализацией всех физических процессов, подробным описанием физических теорий и устройств, сценариями их внедрения и последствий. Тема: получение неисчерпаемой энергии путем применения Межвселенского Электронного Насоса и существование параллельной вселенной, в которой тоже обитают разумные существа.

Фантастика пишется о необычном, но в конечном счете для людей. Как и вся литература. Любое удивительное явление, смелая идея или процесс в фантастике существуют в привязке к людям – человек всегда, так или иначе участвует в событиях, а значит, мы получаем описание происходящего с точки зрения человека. Но мало кто пытался делать фантастику с точки зрения полностью чуждого нам разума, с позиции иных существ, которые полностью отличались бы от нас по физиологии, психологии, мышлению и прочим параметрам.

Азимов попытался и у него получилось. Роман «Сами боги», состоящий из трех лаконичных частей «Против глупости», «Сами боги», «Бороться бессильны», описывает контакт физика-ядерщика с миром паралюдей из параллельной вселенной с целью спасения последнего от взрыва материнской звезды их родного мира. Азимов специально разбил произведение на части, чтобы показать разные миры, наш, привычный человеческий, и мир паралелльной вселенной, где разумные существа бывают трех полов и двух состояний. Вторая часть вызывает наибольший интерес, потому что писатель полностью абстрагировался от человеческой точки зрения на некоторые вопросы, оставив в образе паралюдей лишь стиль человеческого мышления. В итоге читатель имеет шикарную возможность представить себя в облике амебоподобного существа из разреженной материи, способного проходить сквозь твердые предметы.

Интерес в романе вызывает не столько сюжет о контакте и научном открытии – к слову, здесь вы сможете подучить основы ядерной физики и астрофизики – сколько сама смелая попытка уйти от традиционного антропогенного фактора, то есть влияния человеческого мышления на всю картину внешнего мира. Азимов максимально проработал физику и социальное устройство трехполых, уже самим фактом их отличия от нашего показав, что они тоже имеют право на существование. И такие структуры возможны в реальности, и ничего с этим не сделаешь, и нужно воспринимать Иное таким какое оно есть, а не таким, каким нам бы хотелось его воспринимать. Принцип научной объективности!

Что касается сюжета и персонажей, писатель не стал выдумывать велосипед и в качестве главного героя поставил ученого-бунтаря, как обычно, не принимаемого всерьез в научных кругах, но имеющего верных сторонников и идущего против системы. Ясное дело, талант побеждает посредственность, а добро – зло. Даже в параллельной вселенной. Плюс фирменная научная достоверность писателя. И вот, именно в этих точках параллельные Азимова в его геометрии миров пересекаются.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Изданный впервые в начале 70-х годов прошлого века роман известного американского фантаста Айзека Азимова состоит их трех частей, в заголовке каждой их которых отрывок из крылатого выражения Шиллера «Против глупости сами Боги бороться бессильны», которое он использовал в своей драме «Орлеанская дева».

В чем же заключается эта самая глупость, побороть которую не могут даже всемогущие божества? В том ли, что привыкнув к определенному благу, люди не готовы поверить во вред этого блага. В том ли, что находясь в зените славы и почета, никто не хочет возвращаться назад или спускаться хотя бы на ступеньку ниже, даже если этого требует ситуация.

Как и в других своих произведениях (например, романе «Конец вечности») Айзимов задумывается о противопоставлении техники и человечества, его прогресса. Так ли уж во благо нам некий таинственный аппарат или механизм, который приносит нам определенные выгоды? Стоят ли эти выгоды тех затрат, которые необходимо для работы это механизма.

Еще одна идея, рефреном проходящая через всю книгу, заключается в том, что какие бы вселенные не существовали, какие бы многополые, бесполые или трехполые существа их не населяли, фантаст наделяет их чувствами, пороками и стремлениями, которые не так уж серьезно отличаются от земных.

Тоже самое, кстати, можно наблюдать в романе Кима Стэнли Робинсона «Красный Марс», в котором терраформеры прилетели на новую планету в попытке сделать все с нуля и прекрасно, а на деле получили вторую землю, с ее интригами, склоками, военными конфликтами и прочими «прелестями».

Не стоит забывать, что и ученые тоже люди, им свойственны все те же беды и пороки. Грехи и слабости, что и обычным людям. Только ради них они готовы жертвовать миллионами людей. Способных пострадать от того или иного открытия. Поэтому и вопрос о том, стоит ли слепо доверять науке так и не нашел своего полного раскрытия и по наш день.

Наиболее сильной, на взгляд Кабаши, является вторая часть с описанием мира трехполых существ из паравселенной. Здесь по-настоящему раскрывается яркий писательский талант Азимова через подробное описание устройства паравселенной, через глубину и сложность взаимоотношений трех участников одной триады, через детализированный анализ их чувств, ощущений и мировосприятия. При этом написано это все живо и увлекательно, словно смотришь фильм с прекрасно выполненными спецэффектами.

В заключение хочется сказать, что несмотря на тот факт, что многими критиками лучшим произведением автора считается именно «Конец вечности» в его многослойной и философской подоплекой, Кабаше данный роман кажется ничуть не менее ярким и сложным, заставляющим задуматься о том многом, что нас окружает и от чего мы зависим, даже порой ничуть об этом не подозревая. Да и сам Айзек писал, что это его лучшая работа. Так стоит ли спорить с ним?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман с точки зрения литературы — макулатура, на которую, честно говоря, жалко потраченного времени, лучше прочел бы, что-нибудь другое.

Произведение, в котором имеется три совершенно разные части, которые автор, какой-то момент, видимо, решил объединить сквозным сюжетом.

Первая часть до неприличия перегружена техническими терминами, что для среднестатистического читателя неприемлемо.

Вторая часть безумно затянуто. Триады, эмоционали, рационали, пестуны, жёсткие, мягкие, мягкие в жёстких, бррр — нудно и бредово.

Третья часть с художественной точки зрения значительно лучше предыдущих, хотя имеет один и тот же недостаток, что и многие произведения Азимова — отношения мужчина-женщина — неуклюже и по-юношески.

Вывод один: проходить мимо этого произведения и прочитать, что-нибудь более стоящее.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень необычное произведение.

Разбито на три совершенно непохожих друг на друга части. В частях посвященных нашему миру, автор очень интересно показывает интриги внутри научного сообщества. Противостояния реальных ученых с администратором от науки, показано на удивление захватывающе. Любимые герои Азимова, ученые, показаны тут далеко не идеально, они обуреваемы страстями, которые часто им мешают, обладают большим набором человеческих слабостей. На их пути стоит человеческая алчность и безответственность, которые кажутся воистину непобедимым противником.

Мир человеческого будущего показан интересно, как всегда у Азимова научно и обоснованно. Политические интриги, человеческие предрассудки, конфликт жителей старого центра и развивающейся периферии показаны отлично.

Часть посвященная инопланетной цивилизации создает удивительно правдоподобный, проработанный, совершенно отличающийся от нашего, но при этом понятный и интересный инопланетный мир. Совершенно непохожим на нас инопланетянам, сопереживаешь совершенно искренне. Их проблемы абсолютно непохожие на то, с чем приходится сталкиваться нам, понятны и вызывают сочувствие.

Все произведение, хотя и предостерегает о потенциальных опасностях новых открытий, пропитано романтической верой в прогресс и науку.

Роман, может отпугнуть любителей приключенческой фантастики низкой динамикой, зато любителям красивой, умной, продуманной, философской фантастики, читать обязательно.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман разбит на три части, каждая из которых в полной мере раскрывает гениальность Азимова.

В первой части перед читателем обнажается во всей красе человеческая глупость, усиленная в несколько раз погоней за тщеславием и нежеланием признавать ошибки. Когда Земле угрожает опасность уничтожения, величайшие умы отказываются допустить даже возможность такого исхода — настолько неприятна мысль о потере авторитета перед общественностью.

Во второй части автор знакомит нас с новой расой. Детально описав социум этих амебообразных существ и их внутренние отношения, Азимов не упустил возможности намекнуть на схожесть их мышления с человеческим. Причем сравнение это далеко не лестное для людей.

Третья часть дополняет картину из первой и второй частей, подводя к логичному финалу. Хочу отметить, что в этой части описывается одна из самых реалистичных будущих колоний Луны, что я когда-либо встречал в литературе.

Основная идея всей книги лежит на поверхности, но то, как Азимов смог подать ее, вызывает восхищение.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх