fantlab ru

Лоис Макмастер Буджолд «Барраярский цикл»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.63
Оценок:
2366
Моя оценка:
-

подробнее

Барраярский цикл

Barrayar Cycle

Другие названия: The Vorkosigan Saga; Сага о Форкосиганах; Майлз Форкосиган

Цикл

Аннотация:

Действие книг цикла происходит в одной воображаемой вселенной и вращается вокруг истории одной семьи — по фамилии которой эти романы и получили собирательное название «Саги о Форкосиганах». Большая часть этих книг посвящена приключениям Майлза Форкосигана, сына высокопоставленного аристократа с милитаризированной планеты Барраяр.

Майлз Нейсмит Форкосиган определенно родился под счастливой звездой — он единственный отпрыск древнего аристократического рода, владеющего солидной долей земель Барраяра; его родители — легендарный адмирал Эйрел Форкосиган, всемогущий премьер-министр, и отважная Корделия Нейсмит, просветившая барраярских лордов об опасностях мужского шовинизма. Мало того, судьба одарила его изумительным военным талантом — он возглавил свой собственный наемный флот еще до поступления в военную академию... Но у него есть кое-какие проблемы.

Во время покушения на Эйрела Форкосигана его беременная жена Корделия подверглась воздействию отравляющего газа. Лишь благодаря беспрецедентному медицинскому вмешательству ребенку удалось выжить — чтобы вырасти в истерзанного болью человека небольшого роста с хрупкими, словно мел, костями... на планете, одержимой мутагенными предрассудками. Будучи сыном крупнейшего политического деятеля, Майлз постоянно становится мишенью для заговорщиков и убийц: барраярская политика — дело серьезное. Для своих соотечественников он — «лорд-мутантик», «папенькин сынок», которому все достается лишь благодаря протекции влиятельной родни. А за пределами Империи — уже другие проблемы: вся прочая цивилизованная галактика считает барраярцев невежественными и кровожадными варварами.

Как Майлз справляется со всем этим? Ну во-первых, он соображает чуть быстрее окружающих, во-вторых, чертовски обаятелен. Он высокомерный и властный субъект, наделенный блестящим умом и чувством юмора, от которых ему, правда, больше вреда, чем пользы. Честь и долг составляют для Майлза смысл всей жизни, но при этом он еще и жуткий интриган. Таким образом, его собственные личные качества многократно преумножили груз неприятностей, обеспеченных ему его происхождением... Настоящих, нешуточных неприятностей, ставящих под угрозу жизнь его друзей, честь его семьи, безопасность его планеты.

На русском языке книги Лоис М. Буджолд о Майлзе Форкосигане с 1995 г. выпускает только издательство АСТ. Они выходили в нескольких АСТовских сериях — сперва в «Координатах Чудес» (КЧ), затем в «Золотой библиотеке фантастики» (ЗБФ).

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

В русских изданиях роман «Границы бесконечности» оказался перед романом «Братья по оружию», вопреки хронологии мира.



Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.31 (1037)
-
15 отз.
7.63 (1370)
-
37 отз.
8.14 (3229)
-
106 отз.
8.43 (2815)
-
60 отз.
8.48 (2818)
-
62 отз.
8.50 (2587)
-
39 отз.
8.46 (2297)
-
37 отз.
7.62 (1776)
-
30 отз.
8.39 (1999)
-
21 отз.
8.49 (1912)
-
22 отз.
8.40 (1477)
-
21 отз.
8.38 (1445)
-
8 отз.
8.56 (1526)
-
22 отз.
8.55 (1923)
-
27 отз.
8.71 (1873)
-
36 отз.
8.37 (1737)
-
21 отз.
8.36 (1654)
-
39 отз.
7.99 (1393)
-
17 отз.
8.22 (1483)
-
22 отз.
7.82 (649)
-
19 отз.
7.48 (102)
-
2 отз.
7.83 (907)
-
28 отз.
5.55 (269)
-
23 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Награды и премии:


лауреат
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Цикл (США)

лауреат
Премия "Армия 12 обезьян" / Prix de l'Armée des douze singes, 2005 // НФ цикл - Приз читателей (США)

лауреат
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Цикл книг

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Комарра
2016 г.
Память
2016 г.

Издания:

Братья по оружию
1995 г.
Границы бесконечности
1995 г.
Игра форов
1995 г.
Осколки чести
1995 г.
Ученик воина
1995 г.
Ученик воина
1995 г.
Этан с планеты Эйтос
1995 г.
Барраяр
1996 г.
В свободном падении
1996 г.
Танец отражений
1996 г.
Цетаганда
1996 г.
Память
1997 г.
В свободном падении. Этан с планеты Эйтос. Цетаганда
1999 г.
Границы бесконечности. Братья по оружию
1999 г.
Комарра
1999 г.
Осколки чести. Барраяр
1999 г.
Танец отражений. Память
1999 г.
Ученик воина. Игра форов
1999 г.
Гражданская кампания
2000 г.
Гражданская кампания
2000 г.
Комарра. Вселенная Майлза
2001 г.
Барраяр
2002 г.
Игра форов
2002 г.
Осколки чести
2002 г.
Ученик воина
2002 г.
Дипломатическая неприкосновенность
2003 г.
Дипломатическая неприкосновенность
2003 г.
Подарки к Зимнепразднику
2003 г.
Барраяр
2004 г.
Барраяр
2004 г.
Ученик воина. Игра форов
2004 г.
Память
2005 г.
Память
2005 г.
Цетаганда
2005 г.
Цетаганда
2005 г.
Комарра
2006 г.
Комарра
2006 г.
В свободном падении
2007 г.
В свободном падении. Этан с Афона. Цетаганда
2007 г.
Гражданская кампания
2007 г.
Дипломатическая неприкосновенность
2007 г.
Осколки чести
2008 г.
Ученик воина
2008 г.
Гражданская кампания. Подарки к Зимнепразднику
2012 г.
Дипломатическая неприкосновенность
2012 г.
Осколки чести
2012 г.
Барраяр
2012 г.
Ученик воина
2012 г.
Игра форов
2012 г.
Границы бесконечности
2012 г.
Криоожог
2012 г.
Братья по оружию
2013 г.
Цетаганда
2013 г.
Танец отражений
2013 г.
Союз капитана Форпатрила
2015 г.
Адмирал Джоул и Красная королева
2018 г.
Барраяр
2019 г.
Цетаганда
2020 г.
Память
2020 г.
Комарра
2020 г.
Цветы Форкосиган-Вашнуя
2021 г.
Судьба
2021 г.
Осколки чести
2023 г.
Барраяр
2024 г.

Периодика:

Если № 6, июнь 1999
1999 г.

Самиздат и фэнзины:

Комарра
2017 г.
Память
2017 г.
Этан с Афона
2017 г.
Плетельщица снов. В свободном падении
2017 г.

Аудиокниги:

Модель для сборки
2004 г.
Осколки чести
2008 г.
Барраяр
2020 г.

Электронные издания:

Ученик воина
2009 г.
Proto Zoa
2011 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Free Lancers
1987 г.
(английский)
Falling Free
1988 г.
(английский)
Nebula Awards 25
1991 г.
(английский)
Nebula Award-Winning Novellas
1994 г.
(английский)
Farnham's Freehold
1994 г.
(английский)
Mirror Dance
1994 г.
(английский)
The New Hugo Winners, Vol. 3
1994 г.
(английский)
Nebula Award-Winning Novellas
1996 г.
(английский)
Intergalactic Mercenaries
1996 г.
(английский)
Viren des Vergessens
2000 г.
(немецкий)
Irresistible Forces
2004 г.
(английский)
Irresistible Forces
2006 г.
(английский)
Brothers in Arms
2008 г.
(английский)
Mirror Dance
2008 г.
(английский)
Fangs for the Mammaries
2010 г.
(английский)
Sense of Wonder: A Century of Science Fiction
2011 г.
(английский)
Captain Vorpatril's Alliance
2012 г.
(английский)
Barrayar
2014 г.
(румынский)
Memory
2014 г.
(английский)
Gentleman Jole and the Red Queen
2016 г.
(английский)
Borders of Infinity
2017 г.
(английский)
Infinite Stars
2017 г.
(английский)
Brothers in Arms
2018 г.
(английский)
The Flowers of Vashnoi
2019 г.
(английский)
Unrivaled
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  34  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такие книги, которые читаешь и соглашаешься с точкой зрения автора. Да, да! Я тоже так думаю! И приятно на душе, что твоё мнение кто-то разделяет. Бывают такие книги, которые читаешь и бесишься: долго ли ещё автор будет морализировать? Ну сколько ещё он будет проповедовать полную деградацию? Ясно почему ему не нравится страна Тымтымляндия, он же из Драмдрамгонии и т.д. Редко встретишь произведение, в котором показано множество культур и стран, и в которых герои, попадая в необычные условия, не изображают смертельный ужас и не начинают плеваться на каждом углу от привычки аборигенов ходить с перьями страуса в ушах, а спокойно показывают читателю мир, который они видят своими глазами: вот так мы живём, дружок. Хочешь к нам? Делай выводы самостоятельно.

Я нахожу, что талант Лоис МакМастер Буджолд многогранен. Она создала целый мир, Вселенную Майлза Форкосигана и Ко. Знаете, бывают такие истории, персонажи которых словно видят свой мир со стороны. Они его наблюдают, препарируют, делают, что угодно, только не живут в нём. Они вне вселенной. Они ей чужеродны. Авторы берут людей с современным взглядом на мир и помещают их в фантастическую или фентезийную обстановку. Вы поверите такой истории? Вокруг слыхом не слыхивали об электричестве, а он вещает про демократию и равенство полов. Лоис МакМастер Буджолт создала мир, герои которого живут в нём. Они удивительно органичны.

Этот цикл давно стал моим мотиватором и антидепрессантом. Когда мне плохо, я просто беру любой том и читаю. Не знаю, попадись мне эта книга пораньше, я могла бы стать микробиологом, например, или генетиком. Потому что этот цикл мотивирует учиться, стараться, добиваться своего. Быть тем, кем ты хочешь, работать ради своего призвания. Я знаю, многие приключения Майлза фантастичны. Или он в самом деле гений или ему чертовски везёт. Но я хочу читать о героях, которые добиваются своего. Я хочу, чтобы были книги, герои которых умные, сильные люди, которые хотят учиться и узнавать новое, которые стремятся к чему-то, чего-то хотят, что-то меняют и пытаются добиться своего. Когда я захочу услышать про безысходность мира, я послушаю саму себя или включу новости. Воля одного человека — это ужасно мало. Но если бы люди ничего не могли менять, мы бы до сих пор жили в пещерах. Просто первопроходцам ужасно трудно, вот и всё.

Каждое приключение Майлза Форкосигана — это вызов. Ему нужно преодолеть кучу препятствий, из которых хитрые враги не самое страшное. Сложнее справиться с собой. Признаюсь, я всё ждала когда Майлз всё бросит и скажет: «Вы меня достали. Я ухожу». Хотя с такой-то матерью ему это не грозило.

Всё-таки это беспроигрышный ход — бросить героя в проблему и посмотреть, как он выкарабкается и что из этого вынесет. В конечном счёте Майлз побеждает, но не всегда так, как хотел и не всегда получает то, что хотел.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всё-таки Майлз мечтал стал великим адмиралом, как отец и даже лучше. Доказать деду, что он может быть военным. Стать знаменитым и известным. В итоге Майлз Нейсмит стал известным на всю галактику, но вот Майлз Форкосиган не получил практически ничего кроме признания самых близких людей. Это исключительно в плане карьеры

Мне абсолютно всё равно, что автор не объясняет теорию п-в тунелей и пятимерную математику. Мне намного больше интересна психология персонажей и социальные проблемы, которые поднимаются в цикле. Фантастика — это великолепное поле, на котором можно поиграть с вероятностями будущего. «А что было бы, если бы людей начали клонировать, если бы мы стали жить по сто лет и изменять свои гены?».

Барраярский цикл — это прекрасное произведение: о силе человеческого духа (я не знаю как это ещё назвать. Звучит пафосно, но это так), об интригах, межзвёздных воинах, развитии науки и техники, о непредсказуемости человеческой судьбы и о том, что мы можем творить судьбу своими руками.

P.S. Обожаю подход Буджолд к истории в Барраярском цикле. Что-то вроде «он был потрясающим мерзавцем. Вырезал двадцать тысяч человек, но как элегантно он это провернул!». История Барраяра чудовищна в глазах всех остальных планет. Сами барраярцы понимают, что времена раньше на их планете были крайне суровыми. Но они относятся к этому как к части себя, своей культуры, гордятся героями, понимают все минусы и стараются не повторить прошлых ошибок, не собираясь при этом посыпать голову пеплом за то, что их прапрадедушки устроили гражданскую войну. Одной стране стоило бы поучиться. И не только ей.

Оценка: 10
– [  33  ] +

Ссылка на сообщение ,

Забавно, читая местные отзывы на Буджолд (быстро произнесите фамилию пять раз, ужас какой) я внезапно понял отчего столь многих корежат Мартин, Сапковский, Кук и иные писатели, рисующие феодальную эпоху как весьма изобилующую унижением, насилием, беззаконием и смертью. Где даже для «главных» героев возможно внезапно загнуться не только от клинка «злодея», а банально от лихорадки, кровавого поноса и, ах моветон, от сифилиса. Тут же появляются идиотские термины, вроде «темное фэнтези», в противовес фэнтези, надо полагать, «светлому», в котором Бильбо Бэггинс умудряется совершенно не работая проводить дни напролет покуривая трубку и поедая разносолы, непонятно кем сделанные. Как впрочем и все хоббиты гурьбой, включая блистательного Фродо. Трастовый фонд, неиначе. Внезапно понимаешь что сказка может и выросла из детских штанишек, имеется ввиду как вид литературной деятельности, но либо бриться еще не начала, либо временами впадает в старческое слабоумие. И до тех пор пока в качестве аргумента при «обьяснении» нестыковок книги будет звучать «это же фэнтези-фантастика, а потому простительно», до тех пор пока столь любимый многими графоманами прием «бог из машины», сплошь и рядом употребляемый и потребляемый, я буду уверен что большинство читающих эти опусы — романтики!

Чтож дурного в романтике-то? Да то, что предпочтение романтики текущей логике и делает некую историю сказкой, а вовсе не магия! И да, «Барраярский цикл» — это сказка, несмотря на отсутствие местного эквивалента Гэндальфа, где вместо мечей — бластеры, а вместо коней и порталов — машины и звездолеты. Причем не просто какая-то там сказочка, а вполне себе конкретная и многими женщинами любимая, поскольку «ах, как это романтично«! Обработанная, обильно перемешанная с самыми нелепыми штампами из космооперы и не менее нелепыми из другой деятельности романтических фантазеров — мыльной оперы. Современных, а потому изобилующих «толерантным» идиотизмом (негр-вельможа в древней Британии или, это финиш, черный Маннергейм) и не менее идиотическим, доведенным временами до абсурда, феминизмом (вроде запрета сцен изнасилования в «Игре Престолов»). Кстати в таких вот книжицах мужчин не насилуют, а если и насилуют то только другие мужчины. И так, вскользь, кого-то, мол, поимели. Зато женщин — много и всегда в красках! И это несмотря на обязательное наличие «голубых», что всегда, по мнению таких авторов, есть благо, даже в самом дремучем средневековье. Писателей следующих этому принципу я зову «либеральными бормотологами» и начал именно с Буджолд!

Это сказка о Золушке.

Тут нужно опять упомянуть Сапковского, так как без его критических статей (в которых он, засранец, немало противоречит себе писателю) не было бы ни данного утверждения, ни моего теперешнего отношения к развлекательной литературе, включающей фантастику и фэнтези. Именно там есть не сказочная, а фэнтезийная Золушка, изнасилованная принцем, ушедшая в партизаны и в итоге ставшая таки королевой заколбасив вышеупомянутого. Элемент случайности, в противодействии детерминизму сказки и делает фэнтези, собственно , фэнтези, а так же несколько возвышает его в литературном плане. Замкнем круг: принс долгие годы охотится на Золушку, жестоко убивал ее друзей и соратников, в бою ранит ее лично, но в конце проигрывает. И вот Золушка должна приговорить его, но храня искру светлого чувства, идет поговорить с ним в темницу. В результате разговора принс прозревает о своей любви к ней, молит о прощении и она втайне устраивает ему побег. Через год он возвращается в королевство под другим именем, они женятся и живут долго и счастливо. Такое возможно? Бывает! Вот только выписать это не превратив в бред способен лишь истинный мастер, что делает это «сказкой» в плохом смысле этого слова! И да, говоря «Барраярский цикл» — это сказка» я имею ввиду именно плохой смысл!

«Но как же, цикл ведь о Майзе?» Да ну? А я вот думаю что это роман о Лоис Макмастер Буджолд в ипостаси Корделии Форкосиган. Что в приключения Майлза вложено в разы меньше труда и книга «Криоожог» ставит в этом вопросе жирную точку. Впрочем нет, не так, если поможет давайте так — «сказка о Золушках«! Потому что сказка о Золушке это еще и мезальянс! Мезальянс же от Буджолд это такая форма, где несмотря на разницу положения союз с женщиной ВСЕГДА не просто удачен, но и удачен исключительно благодаря ей! И неважно какая это Золушка: Золушка-матриарх, Золушка-императрица, Золушка-торговец, Золушка-солдат и даже Золушка-трансгендер! И под словом «мезальянс» я не имею ввиду свадьбу, а любое дело в которое вовлечены представители разных полов. А вот мужчины те всегда с изъяном, даже самые-самые. Как тот принс, жену которому пришлось искать внутри страны. Обратный же мезальянс во первых реже волосатой жабы, а во вторых характерен тем что муж еще более тряпка чем все обычные тряпки. Тряпка в кубе. Вершиной же вселенской несправедливости является цетагандийская империя, где тотально и во всех отношениях превосходящих остальное человечество женщин раздают в качестве призов мужланам. За каким хреном лучшим генетикам галактики браки не ясно, но как оскорбление «слабого» пола присутствует.

На этом фоне рассуждать о технической подкованности автора я просто не считаю нужным, сказка не станет менее сказочной. В конце концов ну кому какое дело, что планета с пороховым оружием победила галактическую державу, державшую их за яйца в оккупации, построила звездные корабли и стала империей за менее чем одно поколение? Что люди способные создать расу гермафродитов не способны справиться с токсикозом при беременности? А потому носить новую жизнь под сердцем это жуткий моветон и не комильфо. Если столетняя бабка благодаря косметической хирургии выглядит на тридцать, а сын второго человека империи щеголяет шрамами по всему телу? А на лице их нет потому что все знают: череп — не кость! Впрочем шрамы имеют свою цель, ибо все мазели, из тех что не стремятся его убить (включая читающих), начинают его бедняжку усиленно жалеть и ощущать шевеление материнского инстинкта. А это важно, ибо следуя Буджолд, мужчин и надо вести за ручку и утирать им сопливые носы!

ЗЫ: Если мнение «да это просто писанина шовиниста» вам поможет, милые дамы, я — не против.

ЗЫЫ: Забудьте про «Криоожог», ̶С̶а̶н̶т̶а̶-̶Б̶а̶р̶б̶а̶р̶а̶ Золушка хомутает нового прынса-джентльмена!

Оценка: 5
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Счастливое исключение среди больших автоских циклов: от романа к роману качество текста, качество сюжета растет (чаще, увы, приходится наблюдать обратное). Достаточно схематичный Барраяр «Осколков чести» (или «Ученика воина») сменяется сложным, продуманным, тонко выписанным миром в «Памяти» или «Гражданской кампании». Сюжет все больше отходит от непосредственно экшна в сторону «битвы разумов» и психологической динамики персонажей — и как по мне, это есть хорошо весьма. В той же «Памяти» — на мой взгляд, вершина цикла — основной сюжет разрешается вообще без единого выстрела — и не становится от этого менее напряженным.

Социальная фантастика? Безусловно! Лично меня очень порадовало сосуществование в цикле самых разнообразных политических и общественных систем. Тут и демократичнейшая, политкорректнейшая Колония Бета (отношение ЛМБ к ней — странное сочетание уважения и довольно едкой иронии). И полуфеодальный, жестко централизованный (но куда более человечный) Барраяр. И всевластие мафиозных кланов Архипелага Джексона, обходящихся без такой дорогостоящей формальности, как государство (зато прочие планеты-государства в тайных политико-экономических играх без баронов Архипелага обойтись не могут!). И странное, ни на что нам известное не похожее общество Цетаганды, выстроенное вокруг генетического суперпроекта по выведению homo super...

Психологическая фантастика? Разумеется! По большей части в центре внимания один герой, Майлз — и он развивается, меняется, взрослеет, мудреет, выбирает... Но «неглавные» персонажи от этого не становятся менее убедительными. Даже отрицательные: здесь не встречается картонных «злодей злодеичев», у каждого, даже у злодея — некая своя правда, хотя бы только «для внутреннего употребления». А император Грегор, обрисованный достаточно скупыми штрихами — одна из выразительнейших фигур в цикле.

В целом по циклу мы отслеживаем динамику личности — причем не только Майлза, но и тех, кто его окружает: Айвена, Грегора, Марка. Мы остеживаем динамику Системы: форское общество «Барраяра» кардинально отличается от того, что мы наблюдаем, например, в «Гражданской кампании». Да, не весь цикл «ровненький и гладенький» — но как по мне, этого и не надо. ИМХО, барраярский цикл лучшее из того, что написано американскими фантастами за последние 20 лет. В потенции — классика жанра.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая отзывы на произведения популярной космооперы Вебера, наткнулся на сравнения того цикла с циклом некого, незнакомого мне в то время автора — Лоис Буджолд. Причем отзывы были весьма диаметральные — от «Буджолд читать невозможно, бросил на середине и Вебер после Буджелд — как с «классики» на Тойоту пересел» до «Вебер — жалкая калька с великих романов о бесподобном Майлзе».

Захотелось сравнить самому, что же это за такой цикл произведений, который во всю сравнивают с циклом о Хонор? С трудом, но все же (не без помощи метро, в котором делать абсолютно нечего) осилил сагу о Майлзе до конца. Если кратко, то за что этот цикл получил аж под девять баллов рейтинга — я не понял.

К космооперам этот цикл можно отнести с большим и очень большим натягом. Ибо на деле, это смесь довольно простых детективов и непонятных любовных романов, в качестве антуража к которым добавлено «космическое» и «инопланетное» окружение. Главный герой, который не вызывает абсолютно никаких ярких чувств (ибо уныл, зануден до ужаса, да ещё и страшен как гражданская война в Китае), что-то мечется, переживает на пустом месте, страдает кучей комплексов, но при этом вроде как гениальный стратег, Мозг с большой буквы и любимец женщин. Вот никак не заставить себя сопереживать столь ненатуральному герою.

О детективах. Читать их интересно и насилия над собой никакого делать не приходится. Довольно приличная развлекательная литература.

А вот вторая составляющая часть цикла — это классические любовные романы, в которых фантастики практически нет. Главные герои ходят кругами, как в мексиканских сериалах, страдают, им строят козни картонные злодеи, а герои с помощью интеллекта, чувств и друзей неизменно продвигаются к хэппи-энду. Продираться сквозь текст, насыщенный непонятными переживаниями, отсутствием действия и нелогичностью поступков героев — очень тяжело.

Хорошая, качественная лирическая составляющая может украсить хорошую фантастическую сагу. Но когда лирика, да еще «мексиканского типа», забивает собой весь остальной сюжет, и без того бедный, становится скучно.

Вобщем я не понял, как вобще можно сравнивать Буджолд и Вебера. Нет, вовсе не хочу сказать, что эпопея о Майлзе такое уж г. Люди читают, радуются, пишут восторженные отзывы. Значит сага вполне востребована. Но просто это несравнимые жанры. Вы же не будете сравнивать сериал «Просто Мария» со «Звездными войнами» Лукаса?

Оценка: 6
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давненько меня так не пробирало с книг. И это меня чертовски радует, значит, есть еще что-то что я могу читать, забыв про еду и сон, про работу и учебу... Барраярский цикл состоит из 12 книг и еще полдюжины дополнительных рассказов. За неделю я прочитала с десяток книг.

Главный герой цикла молодой человек по имени Майлз... Но все начинается совсем с другой истории. Все начинается с того, как познакомились его родители. Как сделать так чтобы двое людей с противоборствующих сторон нашли друг друга и полюбили? Очень просто, их надо поставит в такую безвыходную ситуацию, где им бы вольно и невольно пришло бы сотрудничать друг с другом. Именно так поступает с родителями Корделией и Эйрелом госпожа Буджолд. И теперь их судьба предопределена. Да, им придется решить немало проблем, пройти немало испытаний, но как итог... И тут все ясно было с самого начала. И вот после такого начала, автор приводит нас к Майлзу — главному герою саги. Сильный мужчина с нестандартным мышлением и удивительной способностью находить приключения на все части своего и так немало искалеченного тела. Остается только удивляться, откуда у него столько сил, чтобы пережить все выпадающие на его долю испытания. Впрочем, при небольшом размышлении приходит в голову, что он просто любимчик судьбы, позволившей ему родиться в нужное время и в нужном месте. Родись он на пятьдесят лет раньше, тогда появляются сомнения, что он бы вообще родился. На столько же позже и тогда бы и выделиться среди барраярцев было бы гораздо сложнее. А так он всего лишь маленький сильный духом человек, один из тех, что меняют историю.

Хочется, что отметить, что первые прочитанные мною книги «Осколки чести» и «Барраяр» (где в главных героях фигурируют родители Майлза) казались гораздо серьезнее и, я бы сказала, продуманнее, нежели последующие. Здесь все было жестче. За последующие, где рассказ велся уже от имени Майлза, легче, непринужденнее и динамичнее. И в обоих случаях я видела для себя нечто притягательное и завораживающее. Кстати, подобный подход мне кажется вполне объяснимым, уже по изменению стиля повествования чувствуется, как меняется Барраяр... Хотя, честно сказать, жестоким и беспринципным (или наоборот слишком принципиальным?) он казался колоритнее. Но с каждым новым романом Барраяр теряет свои изначальные уникальные черты, взамен приобретая иные гуманистические. Возможно оттого, с каждым романом цикл становится все более, ммм, пусть будет «гражданским». В романе не раз повторяется: «Чтобы стать великим полководцем, нужна великая война». Но войны закончились еще во времена родителей Майлза, так что все это совсем неудивительно.

Как итог, могу сказать еще одно: лучше не читать аннотации к книгам, хотя бы потому что там раскрывается почти вся интрига. А еще рекомендую читать книги не в логическом порядке, а исходя из последовательности написания.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лоис Макмастер Буджолд своим «Барраярским циклом» удивляла меня не раз.

В первый раз я удивился, когда узнал, что автор женщина. Затем, уже читая, мне было приятно осознать, что книги удачно избежали присущих женскому письму черт, ну или они не бросаются так явно в глаза, как у её многочисленных коллег по цеху.

К слову о предубеждениях по поводу пола автора.

Дело было летом, и я проводил отпуск в деревне у родителей жены. Утром и днём ухаживал за грядками, упершись в небо пятой точкой, а вечерами читал. Надо ли говорить, что «Осколки чести», «Барраяр» и «Ученик война» я проглотил с неимоверной скоростью. Заметив моё полное отстранение от мира, вовремя чтения, тесть и теща в разное время, с разбегом примерно в день, поинтересовались, что я читаю. И так, отцу жены я сказал, что это отличная боевая фантастика, но не упомянул, что автор женщина, зная его недоверие к литературе в их исполнении, побоялся, так сказать, спугнуть, а заодно хотел проверить, раскусит ли он Буджолд. Нет, конечно, проглотил и глазом не моргнул. Потом ещё долго не верил и ворчал, когда я раскрыл ему правду. Мда, получилось забавно. А вот мама жены не очень жалует фантастику, она больше по фэнтези спец и мне пришлось в рекламных целях завлечь, тем, что автор женщина. Конечно же, она купилась. Надо было видеть как они, создавали толкучку в очереди из двух человек за очередным томом саги.

Второй раз я был удивлён, читая «Игру форов» и «Цетаганду». Дело в том, что я со скепсисом относился к тому, что после того как Майлз вырос и доказал таки, что он сильная, неординарная личность, Буджолд и дальше сможет увлечь приключениями низкорослого адмирала. Думал, что это будут не особо оригинальные похождения по планетам, с различными заданиями в которых сюжета на треть всего текста, а остальное вода. Но ведь и в самом деле, множество авторов, выпуская пару-тройку успешных, романов, об удачливом герое, часто эксплуатируя идею, не внося нечего нового, убивая весь сериал на корню и примеров тому масса. Но здесь другое, от романа к роману интерес не ослабевал, а несся как межгалактический крейсер сквозь сюжетные перепитии саги. Книги были целостны и увлекательны, каждая по своему, а о мысли, что Буджолд выдохлась, даже не могло быть и речи.

Третье удивление ко мне пришло, когда я дошёл до сборника повестей «Границы бесконечности». Оказалось и в малой прозе, многоуважаемая автор была ох как сильна. Мало того, что книга получилась отличная и хорошо вписалась в цикл, она к тому же дала не слабый задел на последующие продолжения.

Очередной раз я был в приятной растерянности от «Танца отражений». В книге, где Майлз уходит на второй план, а на первый выходит его клон, который, кстати, мне не особо нравился, Лоис Макмастер опять-таки удаётся создать интригу такого накала, что голова идёт кругом.

Вот так и получилось, что читая цикл, я сидел с открытом ртом, раз за разом удивляясь и находясь под впечатлением неудержимой фантазии замечательной писательницы, которая к тому же, по настоящему и в раной степени, любит и уважает как своих героев, так и нас, читателей. Огромное спасибо, за это незабываемое приключение, уважаемая Лоис Макмастер Буджолд!

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сначала — минусы:

1. Техническая часть очень слабая, что автор явно понимает, потому как довольно редко можно встретить описание каких-либо технологий. Однако те, что есть лучше пропустить и воспринять эту часть, как фэнтези. Пускай уж лучше оно работает на магии.

2. Некоторая однообразность всех книг цикла, по крайней мере, тех, что про Майлза. Все книги развиваются по одной схеме.

2.1. Мотивировка поступков главного героя зачастую может поставить в тупик, но не из-за того, что не ясна суть, а из-за того, что он поступает просто опрометчиво. И если в первой книге это казалось прикольным, этакой фишкой героя, то к третьей надоело до смерти.

3. Детективная часть — она есть, но она не вытягивает. Часто вся фишка детектива заключается в какой-то культурной особенности Вселенной, созданной автором.

Плюсы:

1. Язык книг легок, прост и ненавязчив, в результате читается довольно легко. Автор избегает нудных описаний и повторений, в результате в книгах немного моментов, которые можно прочесть по диагонали, не упустив чего-то важного.

2. Сюжеты сами по себе, хоть и обладают слабой детективной частью, в принципе остаются интересными, однако неожиданных концовок в книгах Вы не обнаружите. Что опять-таки делает книгу довольно легкой.

3. Герои — да, они плоские, как блин и насквозь шаблонные, но в связке с легким языком книги это превращается в плюс. Раз уж я по началу книги настроился на легкое чтение, то нет смысла его утяжелять глубокими героями.

Итого, 7 — легкое чтиво, чтобы развеять будний вечер.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Фантастика, даже хорошая фантастика — не то же самое, что Литература. Не лучше и не хуже — они просто разные. В одном случае нас восхищают тщательно прописанные миры, в другом — тщательно прописанные отношения героев. В одном случае — магия несбыточного, в другом — «верю, так и бывает».

«Барраярский цикл» — удивительное сочетание и того, и другого. Фантастический реализм высшей пробы. Уникальный фантастический мир и чудовищная достоверность характеров. Политический детектив, семейная мелодрама, военный роман и путь героя в одном флаконе. Ну, и фантастика, конечно.

Оценка десять.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлечение с миром фэнтези у меня началось после прочтения цикла «Гарри Поттер» и продолжается до сих пор,а увлечение фантастикой у меня началось именно после «Барраярского цикла» Буджолд.Эти две женщины,два великих писателя своим творчеством открыли для меня два таких разных фантастических направления.

Для меня в творчестве обоих этих авторов прослеживаются аналогии:1)Легкий, ненапрягающий стиль написания;2)очень колоритный главный герой вокруг,которого закручивается вся интрига;3)ну и самое главное,что в цикле Роуллинг,что в «Барраярском цикле» Буджолд хорошо поставлена детективная составляющая,где до конца романа не можешь определить,что будет дальше и кто предатель или виновный.

Мы привыкли,что главный герой в фантастических книгах это обычно ходячий терминатор,крушащий всё на своем пути.В данном цикле такового нет.Ну и слава богу.Здесь главный герой обычный парень- инвалид всю жизнь грезивший о военной карьере.Ведь его дед и отец лучшие полководцы в галактике.Майлз Форкосиган-вот его имя.Своим незаурядным умом и хладнокровием он оставит многих своих врагов «в дураках».В этом цикле мы увидим прекрасные космические баталии,но еще больше интриг и тайн,которые будет «разгадывать«лучший разведчик вселенной Майлз Форкосиган.

Очень советую данный цикл к прочтению-это эталон в своем жанре.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прочитан один из лучших циклов в жанре. Потрясающее послевкусие осталось до сих пор. Как и многие поклонники, а возможно и судьи вручающие Хьюго и Небьюлы, я вначале не мог понять, чем так цепляют эти вещи. Сейчас прочитав весь цикл думаю: что во многом успех определяется идеальным балансом между сюжетом и слогом, главным и второстепенными персонажами, приключениями и детективом, боевиком и лирикой. И даже если перемешать эти пары слов в произвольном порядке, новые пары будут сбалансированы между собой. Все это создало почти полтора десяткам отличных романов, не гениальных, а очень и очень качественных. В этом их сила, потому как гениальные вещи, специфичны по своей природе, часть читателей проникается ею, а часть засыпает на пятой странице. Барраяр это выстрел без промаха по любой аудитории и это здорово. Потому как, я уже неоднократно подчеркивал, фантастика в первую очередь призвана увлекать читателя, ну а если задача минимум выполнена только потом заставлять думать-)).

Не согласен с многочисленными высказываниями типа: вот Ученик воина или Игра форов, это круто, а дальше Память, Комарра это уже чуть ли не женский роман. Буджолд просто писала цикл лет 15 и жила со своими героями, когда им приходило время для любви или сантиментов это отражалось в романах. Абсолютно невозможно оставить Майлзу только его харизму ум и напор и отобрать любовь участие сентиментальность. Один из моих любимых героев,! Вообщем, покупайте все 4-ре толстые книжки и ВПЕРЕД-)

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильный, ровный, отлично придуманный в сюжетном плане цикл. Главная его ценность — отлично выписанные герои: разные, неоднозначные, отнюдь не «героизированные» даже при своих выдающихся способностях. Очень точно и — порой — тонко нарисованные взаимоотношения людей, их переживания, изменяющиеся взгляды на жизнь. Ярко и натурально описанные миры, порой парадоксальные, порой — чрезвычайно напоминающие наш.

И самое главное — это книги умные. Не просто приключенческие романы, где батальные сцены вкупе с детективными коллизиями приправлены непременными любовными страстями; здесь есть и политика, и социальные проблемы, и психология, и гносеология...

Талантливый автор — талантливые книги. Все закономерно.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если прошедший 2009 год стал для меня (во многом благодаря Фантлабу) очень щедрым на книжные открытия и впечатления, то год наступивший пока приносит больше разочарований. Это относится, к сожалению, и к «Барраярскому циклу» Л.М. Буджолд. Даже будучи страстной любительницей ди-, три – и прочих логий, смогла осилить только 4 романа о Форкосиганах.

В этой связи в очередной раз зареклась знакомиться с аннотацией перед прочтением собственно текста. «Блестящий замысел, блестяще воплощенный в жизнь»? Если с первой частью утверждения можно с натяжкой согласиться, то во второй, по-моему, сильное преувеличение. И обещанного «искрометного юмора» тоже не в избытке…

Несомненно, главный герой цикла заслуживает уважения. Майлз – яркий пример сильного духом человека, он активен и полон идей, обладает потрясающей способностью не только находить приключения на свою голову, но и с честью выходить из них, проявляя чудеса хитроумия и героизма. Интересно наблюдать за становлением характера Майлза. Второй такой же живой персонаж – Корделия, большинство остальных чаще выглядят довольно плоскими фигурами. Мастерства автора в общем-то хватает на изображение человеческих взаимоотношений, но как только начинаются описания сражений… «Да, действительно, во всем этом черт ногу сломит, — унылым тоном произнес Майлз». Вот и приходится не дочитывать, а просто «домучивать» роман до конца. Да и язык Буджолд суховат, и неоднократно бывали моменты, когда совершенно непонятно, что автор хотел сказать той или иной фразой (может, это издержки перевода?)

Но, несмотря на вышесказанное, уверена, что творчество Л.М. Буджолд все равно заслуживает внимания. Она в полной мере заявляет о себе как о писателе-гуманисте, поднимая вечные и важные темы верности долгу, уважения человеческого достоинства, толерантности, семейных и общечеловеческих ценностей. Для меня Л.М.Б. останется автором потрясающего по силе рассказа «Afthermaths», одного из лучших произведений антивоенной направленности. Возможно, серия таких «интерлюдий» могла бы стать «изюминкой» саги о Форкосиганах. Кто-то упрекает Буджолд в том, что в фантастических романах неуместен «женский» стиль. На мой взгляд, наоборот, именно это делает ее книги более живыми и искренними. Благодаря этому запоминаются надолго не тактико-технические подробности, а те, кто старается оставаться людьми в любых обстоятельствах – Корделия, заботящаяся о тяжелораненом мичмане; Эйрел, бросающий важные государственные дела, чтобы побыть с неподвижным сыном; Майлз, увидевший в клоне человека, брата и первым назвавший его по имени…

У меня пока не возникло желания пополнить личную библиотеку книгами Буджолд – повторяю, к сожалению. Но и ставить итоговую оценку тоже совсем не хочется. Возможно, когда-нибудь, заскучав по Майлзу, возьму в руки очередной роман, чтобы удостовериться, что маленький лорд-фор, этот стойкий оловянный солдатик, жив, относительно здоров и даже, возможно (стараниями матери-создательницы), счастлив…

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Барраярский цикл — типичный пример сериала, написанного талантливым автором.

А именно — прекрасные романы в начале и все более высосанные из пальца далее.

Ну, что автор — женщина, понятно с самых первых строк — это не упрек, а констатация факта. В подавляющем большинстве случаев авторы-женщины фокусируют внимание не на том, на чем мужчины, особенно описывая мужские мысли и переживания.

Повторяю, это — не упрек, а именно изюминка всего цикла.

Действительно, забавны политические взгляды автора — вернее, их отражение в книге. Америка как Бета, то ли Россия то ли Германия как Барраяр, Китай как Цетаганда и т.д. Далее география расширяется. И — таки да, автор плоть от плоти Беты, но привлекательнее Барраяр, хотя все время туда влезают либеральные щупальца.

Но реально круты и интересны — несколько первых книг (по 1991 г. включительно). Дальше — чистая коммерция, еще и опошленная политкорректностью. Конечно, мастерства (на то и Макмастер, извините за каламбур) не занимать, но — все менее и менее читаемо. Ну да, приятно встретиться со старыми друзьями — героями, но это уже, считай, встреча школьных друзей.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная серия, космическая фантастика, густо замешанная на психологии, а также совершенно удивительный и неподражаемый главный герой. Нет, пожалуй, главные герои.

Не ошибусь и не преувеличу, если скажу, что многому научилась на страницах этой книги.

Вся сага пронизана, выражаясь фигурально, излучаемым светом и бешеной энергией главного героя. Это такой супер-гиперактивный молодой человек, который безумно любит людей, до такой степени, что они все рано или поздно начинают платить ему взаимностью.

Представьте теперь, что при его гиперактивности вся эта толпа несчастных или счастливцев (выбирайте сами), повстречавших его, так и мотается повсюду за ним. Далее, нанесите все эти действия на карту с космическими, или нет, — с межгалактическими координатами, добавьте множество врагов и их действий и многочисленных интриг, — и вы получите примерное представление о том, что собираетесь читать.

В книге много добра. В ней торжествует жизнелюбие, олицетворенное в главном герое, который, да простят мне банальность, не успокаивается ни разу меньше чем на всем.

Стремительное действие, читать очень интересно, интриги следуют одна за другой. Но вот что характерно, зная Майлза, главного героя, не тревожишься практически ни за какой исход... — что удивительно, учитывая обстоятельства...

Взаимоотношения — еще один конек этих романов. Тонкие грани внутрисемейных отношений автор проявляет очень умело и мастерски. Книга пронизана юмором и радует сюжетным разнообразием.

Особая художественность здесь не присутствует, на мой взгляд, но, тем не менее, оценка может быть только одной из высших, так как все остальное здесь, пожалуй, имеет мало аналогов, а является, наоборот, новой шкалой и устанавливает новые планки и высоты.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С удовольствием прочитала весь цикл за 2 недели. Попыталась начать читать что-нибудь другое, но не смогла. Вернулась к «Ученику воина» и перечитала все еще раз до «Криоожега» (наверно звучит глупо ))), но мне было также интересно как и в первый раз. Было приятно вернуться к курьезным или опасным моментам, порадоваться победам главного героя!!

:smile:

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх