fantlab ru

Альфред Ван Вогт «Чудовище»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.35
Оценок:
1847
Моя оценка:
-

подробнее

Чудовище

The Monster

Другие названия: Resurrection; Пятый вид: Загадочное чудовище. Воскресшее чудовище; Возрождение

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 263
Аннотация:

Земля пуста, жизнь уничтожена... Звёздный инопланетный корабль садится на поверхность, чтобы выяснить причину катастрофы. Воскрешая «чудовище», никто и не предполагал, к каким последствиям это приведёт...

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые в переводе на русский — в приложении «Искатель». — М.: 1965, №2. (С иллюстрациями Н. И. Гришина).


Входит в:

— антологию «The Other Side of the Moon», 1949 г.

— сборник «Пункт назначения — Вселенная!», 1952 г.

— сборник «Monsters», 1965 г.

— журнал «Искатель 1965'2», 1965 г.

— антологию «Кришталеві небеса», 1966 г.

— антологию «Toward Infinity», 1968 г.

— антологию «The Old Masters», 1970 г.

— антологию «Invaders from Space», 1972 г.

— антологию «Мир «Искателя», 1973 г.

— антологию «Histoires de mutants», 1974 г.

— сборник «The Best of A.E. van Vogt», 1974 г.

— антологию «The Edward De Bono Science Fiction Collection», 1976 г.

— антологию «Perilous Planets: an Anthology of Way Back When Futures», 1978 г.

— антологию «The Last Man on Earth», 1982 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 10 (1948)», 1983 г.

— антологию «Supermen», 1984 г.

— антологию «Продаётся планета», 1986 г.

— антологию «Современная фантастика», 1988 г.

— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.

— антологию «Замежная фантастыка», 1990 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— антологию «Чудовище», 1990 г.

— антологию «Звезды американской фантастики», 1991 г.

— антологию «Момент бури», 1991 г.

— антологию «Поединок разумов», 1991 г.

— антологию «Проклятая книга», 1991 г.

— журнал «Сокол № 1,1991», 1991 г.

— антологию «The Oxford Book of Science Fiction Stories», 1992 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Том 1», 1992 г.

— антологию «Гарри Гаррисон; Джон Уиндем; Альфред Ван-Вогт», 1993 г.

— антологию «Фантастика века», 1995 г.

— сборник «Science Fiction Monsters Plus», 2000 г.

— антологию «Роза для Екклезиаста», 2002 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение», 2003 г.

— антологию «Золотой Век фантастики», 2005 г.

«Просто Фантастика», 2008 г.

— антологию «ФантАstika 2010-11», 2011 г.

— антологию «Глубина. Погружение 8-е», 2018 г.


Похожие произведения:

 

 


Мир «Искателя»
1973 г.
Продается планета
1986 г.
Продается планета
1988 г.
Современная фантастика
1988 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Чудовище
1989 г.
Чудовище
1990 г.
Чудовище
1990 г.
Черный истребитель
1990 г.
Звезды американской фантастики
1991 г.
Проклятая книга
1991 г.
Момент бури
1991 г.
Поединок разумов
1991 г.
Зарубежная фантастика. Том 1
1992 г.
Гарри Гаррисон; Д. Уиндем; А.Э. Ван-Вогт
1993 г.
Путешествие космической гончей
1993 г.
Слан
1993 г.
Чудовище
1993 г.
Фантастика века
1995 г.
Лунный зверь
1995 г.
Роза для Екклезиаста
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 6. Контакт. Столкновение
2003 г.
Золотой Век фантастики
2005 г.
Черный разрушитель
2005 г.

Периодика:

Искатель № 2 1965
1965 г.
Fantastyka / Nowa Fantastyka 1 (28) 1985
1985 г.
(польский)
Сокол № 1, 1991
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Пункт назначения — Вселенная!
2023 г.

Аудиокниги:

Просто Фантастика
2008 г.

Издания на иностранных языках:

The Other Side of the Moon
1949 г.
(английский)
Destination: Universe!
1952 г.
(английский)
Кришталеві небеса
1966 г.
(украинский)
Toward Infinity
1968 г.
(английский)
Кришталеві небеса
1969 г.
(украинский)
Towards Infinity
1970 г.
(английский)
The Old Masters
1970 г.
(английский)
Invaders from Space
1972 г.
(английский)
Towards Infinity
1973 г.
(английский)
Histoires de mutants
1974 г.
(французский)
The Edward De Bono Science Fiction Collection
1976 г.
(английский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
Perilous Planets
1980 г.
(английский)
The Last Man on Earth
1982 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 10 (1948)
1983 г.
(английский)
Supermen
1984 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: Fifth Series
1985 г.
(английский)
Histoires de mutants
1985 г.
(французский)
Третий вид: Океанское чудовище. Морское чудовище
1988 г.
(польский)
Supermen
1988 г.
(английский)
Замежная фантастыка
1990 г.
(белорусский)
ФантАstika 2010-11
2011 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня рассказ в бумаге. Ради него, собственно, и купила ненавистный своим форматом «кирпич» с дурацкой яркой суперобложкой.

Это не рассказ, конечно же. Это гимн. Вам гимны нравятся? Странный вопрос… Их ведь не слушают, как музыку. Их принимают иным слоем сознания. ИМХО – не надо сразу же шуметь, если это гимне не вашей страны, я намерена откомментировать его довольно подробно:glasses:

После первого прочтения у меня было ощущение оглушенности этой вещью. Никаких красивостей языка, простота на уровне фиксации фактов. Никакого описания чудес техники или медитативно-астрального сверхсознания. Никакой скрытой пружины, создающей интригу в детективном (а «Чудовище – подделка под детектив») рассказе.

Прибыли колонизаторы. На население им наплевать. Население (1 экз.) думает иначе и доказывает свою правоту… Практически – аскетизм, близкий к черному квадрату Малевича)))

И за ним так много… Три воскрешения – три ступени роста духа. Пещерный алкаш – исселователь – настоящий человек, которого совершенно не хочется называть «сверхчеловеком». «Сверх» — они ведь за веник не берутся, чтобы навести дома элементарный порядок — да?

Это ведь едва ли ни единственный рассказ о действительно взрослом человечестве. Именно взрослом, — преодолевшем технический прогресс с его стремлением уничтожить все вокруг, — переросшем детское и страшное желание играть в войнушку, — утолившим голод исследования непознанного огульно, любой ценой. Взрослое человечество гармонии души и разума, уничтоженное нелепой случайностью и возродившееся опять же случайно – и в то же время закономерно.

А колонизаторы – они ведь тоже человечество, разве нет? Только иное, избравшее путь деградации и количественного роста. Наше с вами нынешнее общество потребления. Это мы – со щупальцами и вонючие – прилетели к нам же, взрослым и мудрым Это мы себя же нормальных назвали чудовищем, потому что так проще и понятнее. Это мы не пожелали даже на миг задуматься и что-то в себе изменить.

Я преклоняюсь перед автором за финал истории. :pray: Ничего в нем нет предсказуемого, разве дело в предсказуемости? Это ведь не обман человеком колонизаторов, а логический итог пути развития, пройденного каждым из участников истории. Человек не вынуждал никого самоуничтожаться. Не мстил и не увещевал. Просто дал свершиться неизбежному для колонизаторов. Ограниченность мышления завела их в ловушку, духовная ничтожность заперла там. Страх толкнул на отчаянный и нелепый акт. Так сказать, «спички детям не игрушка»… и взрослый человек, гад такой, не отобрал у злых детей спички! Полагаю, это был лишь первый урок…

В общем, 10 баллов и еще 100 в довесок. Если бы автор написать ТОЛЬКО этот рассказ, он был бы в моих глазах все равно Писателем с большой буквы.

А чудовище… Вообще-то колонизаторы так красочно описаны, что даже странно, что их не все читатели номинируют на роль вселенского монстра.:wink:

Оценка: 10
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

В названии рассказа «Чудовище» сокрыта игра смыслов. Для читателей чудовища — это страшные пришельцы. Для страшных пришельцев чудовище — это землянин, обладающий сверхспособностями. Это один из нескольких смыслов, заложенных в произведении.

Вот чем отличается фантастика середины двадцатого века и начала двадцать первого? На мой взгляд, верой в человека, в то, что когда-нибудь он эволюциионирует и станет сверхчеловеком не в ницшеанском понимании, а самым что ни на есть высокоразвитым существом, отличающимся от нас с вами также, как человек отличается от обезьяны. Именно это чувство веры в наше светлое будущее (естественно, не в социалистическом смысле), дарило людям той поры «золотого века фантастики» всеми своими мыслями устремляться в далёкое будущее, в котором человеку не понадобятся даже технологические костыли в виде космического транспорта, чтобы пересечь пространство.

Интересным авторским ходом является ещё и последовательное знакомство инопланетных захватчиков с представителями человеческой расы разных временных эпох: древнего Египта, ХХ века и очень далёкого, начиная с настоящего временного отрезка, будущего. Так сказать, краткий обзор эволюции человечества, чтобы показать сколь огромная попасть разделяет людей близких к нашему временному периоду и людей сверхдалёкого будущего

И пусть в «Чудовище» описание психологии и общественного устройства инопланетной расы мало отличается от человеческой, но безусловно, рассказ этот заслуженно приковывает к себе всеобщее читательское внимание на протяжении уже многих лет. И если вдруг у вас когда-нибудь пропадёт вера в человечество, прочитайте рассказ и вера вновь к вам вернётся благодаря незаурядной фантазии А. Ван Вогта.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Человечество уже тысячу лет как отказалось от техники» — эта фраза стала определяющей для моей оценки. А за то что, восстав из пепла, сверхчеловек, почти Бог,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не в этом ли предназначение человека – познать Бога и стать ему равным?
взял веник, чтобы вымести накопившуюся пыль тысячелетий вообще +100 баллов. Такой человек мне нравится. В отличие от тех юзеров, у которых развиты только кисти рук и которые как раз от этого эпизода брезгливо морщатся. По их мнению человек будущего будет только шевелить бровями, повелевая полчищами машин и механизмов. Этакий мозг с бровями плавающий в физиологическом растворе.

Да, человеческая цивилизация в рассказе погибла. Но заметьте не по своей глупости, ни уничтожив себя. Так сложились обстоятельства, предотвратить которые не было возможности.

Не благодарное это дело, строить догадки, что же хотел сказать автор своим произведением. Многие писатели, если не большинство, ничего не хотели рассказать и донести. Ну, написали, и написали, работа такая (к Ван Фогту это не относится). Да и ладно! Главное, как мы понимает прочитанное.

Вот и я «Чудовище» понял так. В образе гэнейцев с их щупальцами показано современное агрессивное экспансивное человечество, которое при малейшей попытке угрозы, или видимости угрозы, или просто так показалось, или «просто так» начинает истерично вопить: «Огонь из всех орудий!». Человечество закованное в сталь и бетон, и ощетинившееся авианосцами и МБР. Крестоносцы шагают по Вселенной. Хе-хе.

Человек забрался в скорлупу бетонных квартирок, жестянок-автомашин и самолетов. Машины для него все равно, что для инвалида костыли. Исчезни нефть, металлы, электроэнергия и человечество быстро переселится из небоскребов в простые уютные каменные пещеры. Саблезубых тигров к счастью уже нет.

Так что не надо надеется на электронные мозги и бластеры. Думать надо теми мозгами, что дала нам природа и вперёд к звездам!

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этим рассказом у Ван Вогта я почитал всего четыре коротких произведения (до романов пока не добрался), однако, по-моему, каждое из них – шедевр. Вот и этот рассказ… после него я долго ходил как дурак – только о нём и думал. Вещь не просто великолепная – эталонная, настоящая вершина мастерства для любого писателя-фантаста! Во первых сам стиль – он отточен до блеска, в нём нет ничего лишнего, некоторые моменты автор как бы предлагает даже домыслить самому. Однако он не сух, а наоборот какой-то даже объемный – странное дело, после прочтения я мог с лёгкостью представить мир этого рассказа и многие вещи, предшествующие самой описанной в нём истории, хотя об этом в рассказе сказано очень мало. И даже каким-то невероятным кажется УБЕДИТЕЛЬНОСТЬ истории будущего в нём описанного, причём очень отдалённого будущего. Эту убедительность я сравнил бы с убедительностью «Дюны», но в «Дюне» на это, возможно, ушла вся книга плюс приложения, а здесь рассказ в двадцать с лишним страниц. В общем, не могу даже подобрать слова, чтоб описать, КАК СИЛЬНО мне этот рассказ понравился. Я даже перечитывал его несколько раз подряд. Я даже искал к чему придраться, но нашел только момент, когда всесильный человек веником подметает здание, однако позже я пришёл к выводу, что это сделано намеренно – ведь человек провоцировал, он хотел ведь уязвимым казаться… Много лестного хотел бы я ещё написать про этот рассказ, но даже слов не могу подобрать, а нечто типа «рассказ очень и очень понравился» кажутся даже бледными по сравнению с чувствами испытанными мной. А написано-то когда – в 48-ом! Кто-нибудь помнит, что у нас в это время писалось? Да и не только у нас? Небо и земля. У меня вообще было ощущение, что «Чудовище» написан в 80-90-е – так мощно, так убедительно и так ново даже. И ещё – уж это я точно раньше не чувствовал, просто самой возможности не было– как гэйнейцы испытывали гордость за свою расу, так и я (не поверите!) испытал настоящую гордость за человечество! И это со мной в первый раз – удивительное чувство, спасибо рассказу «Чудовище» и Альфреду Ван Вогту!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

После таких рассказов я начинаю понимать, как много в мире литературы замечательного и неизвестного, чего мне предстоит прочесть.

Вот представьте себе — и слыхом не слыхивал про Ван Вогта до сегодняшнего дня. Азимова знал, Дика знал, Брэдбери знал, Силверберга знал, ещё кучу фантастов тоже. А вот этот прекрасный автор только сейчас неожиданно возник передо мной. И это было замечательно.

Полет фантазии, концепция, развязка — все смотрится свежим и стильным. Поистине гуманистическая философия, взгляд на иноземные контакты со стороны инопланетян являются сочными ингредиентами в этом литературном шедевре.

Еще немного повосхищаюсь Альфредом Ван Вогтом, погоржусь человечеством, которое он воспевает, и побегу знакомиться с другими его произведениями.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ безусловно шедевр. Вообще у меня к Ван Вогту очень не ровное отношение: одни вещи очень нравятся, другие не нравятся очень. Но это вещь, безусловно, лучшее из всего написанного автором, как и в малой, и в большой форме.

Веще уже отдали должное до меня. Добавлю к этому только то, что рассказ как бы парит над временем. Я имею в виду, что он был написан очень давно, но никаких анахронизмов при этом в тексте не обнаруживается. Это очень большая редкость.

А вот позицию kkk72 я откровенно не понимаю. Где он в пришельцах человечность нашёл? Где увидел бесчеловечность в человеке?

Времена когда в литературе злодеев мазали одной чёрной краской давно прошли. Я вполне могу поверить, что даже среди отдельных членов СС была крепкая дружба.

Я вдруг с ужасом представил, некоего критика будущего пишущего рецензию скажем на фильм о Великой Отечественной Войне. «В начале я сочувствовал Штирлицу, но потом я понял, что у фашистов бывают признаки человечности, а советские солдаты, такие гады, захватили Берлин, Рейхстаг подпалили». Всё верно, всё так и было, вот только рецензент забыл упомянуть про Хатынь и Освенцим с Бухенвальдом.

А пришельцы в рассказе именно геноцидчики, об этом сообщается сразу. Или человечность их в том, что на двух захваченных планетах коренное население не добили? Так ведь это не от щедрот душевных, у них там чисто технические проблемы были.

Человек же стремиться воскресить свой биологический вид. Что здесь бесчеловечного?! Тут можно идти на любые средства. Тем более с такими как гэнейцы.

Ещё два важных момента относительно морали «чудовища». Мне думается, он не солгал, когда предложил гэнейцам мир в обмен на секреты воскресителя и локатора. Похоже, за весь рассказ, он вообще ни соврал, ни разу, только кое о чём умалчивал. Понятно, что и то, и другое он уже знал, и просто манипулировал врагами. Но это могло преследовать и ещё одну цель – проверка на вшивость, можно ли наладить с геноцидчиками хоть какие-то отношения? Они её не выдержали.

Второй момент. В эпизоде, когда он телепортировал попытавшихся напасть на него гэнейцев на звездолёт, почему он не отправил их куда-нибудь в глубины океана или в жерло вулкана. Да не только этих, а всю корабельную команду. Объяснить это можно только одним способом – у него был абсолютный моральный запрет на убийство.

Что ж, каждый выбирает сам, какая сторона в конфликте ему нравится больше: фашисты или советская армия с союзниками.

Ещё по мелочи и другим рецензиям. Пишут, что слишком легко досталось человеку победа, не интересно читать. Да это же не боевик, рассказ совсем не об этом. Он о том чего могут достигнуть разум и дух, будем надеяться. О дальнейшей эволюции человека разумного.

Кстати, кому понравилось, рекомендую цикл Садова об Альвандере. (Пока только две книги: «Кристалл Альвандера» и «Корабль Альвандера»). Там мир подобных сверхлюдей описан в деталях и изнутри. Прочёл обе книги на одном дыхании. Но предупреждаю, это скорее фантастика идеи, хотя сюжет лично для меня был очень интересен, любителям боевиков не понравится.

Почему сверхчеловек не может орудовать веником? Даже если у них были уборочные киберы. То за столько лет, конечно вышли из строя. Что ж ему в грязи седеть что ли? Уж у такого продвинутого существа не может быть морали древних греков считавших позорным работать руками. Впрочем, это зависит от того, какой части слова ударение: человек или сверх. Как сказал один философ: есть огромная разница между богочеловеком и человекобогом Ницше.

Интеллект у инопланетян нормальный. Их просто инерция мышления подвела. Не могли представить на что воскрешённый ими человек способен.

Последнее. Конечно это не детектив, как кое-кто написал. Детектив в любой форме предполагает поиск преступника. Это даже не о поиске к разгадки тайны. Какая там разгадка. Спросили у человека, что здесь случилось, он сразу ответил. Нет, рассказ совершенно о другом.

Простите, что так много. Просто хотелось поделиться мыслями

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

В. Головачёв включил этот рассказ в свою антологию 2005 г. и это отличная рекомендация. Раса чудовищ с рогами и щупальцами завоёвывает жизненное пространство*, колонизируя любые подходящие планеты в Галактике. Пытаясь понять, что вызвало гибель земной цивилизации (без их участия?! как это так?), они беседуют сначала с фараоном (воскресив мумию), потом с попавшим в ДТП алкашом. Рассказ в этих эпизодах выглядит юмористическим. Трагичность его непрерывно нарастает и заканчивается он полным моральным поражением а затем и физической гибелью завоевателей. Всего их могущества оказывается мало для борьбы с одним единственным обитателем Земли, последним представителем человечества, достигшего таких вершин, что ещё за тысячу лет до локально-галактической катастрофы люди смогли отказаться от машин и стать практически бессмертными**.

Смысл (или даже пафос) рассказа в том, что в силу бесконечности прогресса победа добра над злом в галактических масштабах неизбежна. А может быть не только в галактических, но и в более скромных.

*) То, что гэнейцы — это некое зеркало, поставленное перед частью человечества, очевидно. Такие группы всегда были и, к сожалению, сейчас этих рогатых стало просто до неприличия много. Не надо также долго думать над тем, кого имел в виду Автор через 2-3 года после Хиросимы и Нагасаки (сегодня 71 год), когда писал о сбрасывающих атомную бомбу на город рогатых негуманоидах.

Интересно, что Автор, видимо, находясь под сильным впечатлением от недавних «достижений» ВПК, вооружает атомной бомбой цивилизацию очень далёкого будущего.

**) У Стругацких это людены. У Ван-Вогта что-то очень похожее, но доступная для их способностей зона космоса оказалась значительно меньше зоны т.н. «атомного циклона». Удивительно, что из 76 отзывистов только один упомянул о повести «Волны гасят ветер».

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная и лаконичная (привет современным нескончаемым сериям) ВЕЩЬ! Захватывает внимание с первых строк и диву даешься, как очень изящно и тонко строится повествование. Автор преподнес интересную идею: гармоничное, самодостаточное человечество и экспансивные, агрессивные пришельцы. Как правило, в литературе все наоборот. Что особенно приятно — в описании человечества нет нанобластеров, императоров, киберимплантантов и прочей псевдо-фантастической мишуры. А есть идея, логика и действие.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помнится, Лем, прочитав тощую папочку рассказов Ильи Варшавского, удивился: как на столь немногие страницы уложилась вся западная фантастика.

Здесь — больше. Здесь в ОДИН рассказ уместилось больше, чем мог бы мечтать целый материк фантастов.

Это уровень «1984» Оруэлла. Только со знаком плюс: от рассказа этого я в детстве... странно вспомнить: перестал бояться атомной войны. И скоро полвека уже, как не боюсь.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коротко, злобно, остро, иронично — ничего лишнего, только чистый сок. Вот, что упускают НФ пейсатели современности: книга, роман, повесть и даже рассказ — это концентрированная мысль; у них же воды больше, чем в ниагарском водопаде, больше, чем в дипломе гуманитария. Короче! Шикарнейший рассказ с глубоким посылом. Что-то в духе старины Джека Лондона. После прочтения начинаешь гордиться, что ты — Человек. Советую и рекомендую всем с 10 до 90. Редчайшая вещь, которая прекрасна в любом возрасте и с любым уровнем мировоззрения.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, попавшийся мне, изголодавшемуся по фантастике в 1977 году, когда я дорвался до хорошей библиотеки и буквально «глотал» книгу за книгой. Тогда впервые узнал автора Ван Вогта. Рассказ ошеломил. Особенно после адамовских, мартыновских, стругацких, казанцевских просоветских произведений. Ошеломил и заставил думать. Может быть, без этого рассказа я б иначе воспринял «Волны гасят ветер» АБС. Все-таки для осмысления роли человека и человечества во вселенной нужно и время и знание и умение понимать порой совершенно непонятное на первый взгляд. Ксенофантастика, когда чужие не они — а мы. Потому что рассказ написан не нами — а ими. Это производит впечатление. Рассказ, который я перечитал раза три, не для того чтоб понять, а что бы найти то, что мне казалось упущенным, смысл скрытый, завуалированный, и в 17 лет понял, что не все приходит сразу, некоторые события, книги, мнения нужно пережевывать в мозгу долго, осмысливать и привыкать к ним.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я — оптимист. Считаю, что автор предвосхитил результат развития человечества. Да, некоторые моменты могут показаться странными и скучными — но мне запомнилось действие в его развитии, и конец повести логичен и оправдан.

Мне жаль недалеких инопланетян, я чувствую, что только своей агрессивности они обязаны своей гибелью. Зачем нужно было уничтожать всех воскрешенных ими людей? Именно поэтому они сами решили свою судьбу, сгорев в пламени Солнца. Ведь воскрешенный человек не причинил никому из них никакого вреда. И предыдущий — он только защищался, а инопланетяне уничтожили и его, и весь город своим атомным оружием.

Ну, а тот факт, что воскресший человек оказался так могуществен — что ж, на то и фантастика, ведь сейчас и мы (как человечество) существенно могущественнее, чем, скажем, лет двести тому назад, а в более далеком будущем, верю, существенно возрастут возможности и отдельно взятого человека.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Собственно [user=35821]nik_sana[/user] уже написала отличную рецензию на этот рассказ. И «сверхчеловек» с веником в руках наводящий порядок у себя дома, и «эти, со щупальцами» — это экстраполяция чисто человеческих чаяний и устремлений: «Это мы — со щупальцами и вонючие — прилетели к нам же, взрослым и мудрым».

Показательна реакция [user=6691]kkk72[/user], которому было легче отождествить себя именно с пришельцами. Они храбры, готовы на самопожертвование, их команду скрепляет настоящая дружба («Он не помнил, как очутился тут... Он беспокоился только о капитане Горсиде, Вииде, Йоале»), их мотивы просты и понятны. А человек будущего — он легко может показаться насмешкой над этими простыми и понятными любому двуногому (или восьмищупому) целями...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
...не принося никому никакого вреда, он просто играет страхом и чувством долга пришельцев, делая их из убийц самоубийцами...

Его действия чудовищны, не правда ли?

И при всей, отмеченной уже аскетичности рассказ по настоящему красив. Скорее не как гимн (гимн это, всё таки песня с припевом), а как симфоническая миниатюра. Вначале мощный, жизнеутверждающий эпиграф. Затем картина мёртвой земли. Потом нарисованная теми же скупыми красками, но безумно красивая песнь о жизни и воскрешении: «Жизнь возникает из тьмы бесконечно малых величин, на грани, где все начинается и все кончается, на грани жизни и не жизни, в той сумеречной области, где вибрирующая материя легко переходит из старого состояния в новое, из органической в неорганическую и обратно.» А затем перед нами разыгрывается собственно сюжет, разные действующие лица которого, включая тех, кто носит щупальца соответствуют разным ступеням человеческого самоосознания.

Ну и мощный трагически-триумфальный финальный аккорд.

Несмотря на множество шероховатостей, которыми вообще отличается проза Ван Вогта, этот рассказ, всё таки заслуживает высшей оценки.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Имеем ли мы право назвать Ван Вогта автором одного рассказа? Было бы ему обидно такое определение, если учитывать немалое количество написанных им книг? Является ли рейтинг и количество отзывов на этот шедевр достаточным доказательством моего предположения? Назовете ли вы (я-нет) хотя бы еще одно его произведение, которое с первого прочтения так врезалось бы в память, но все равно регулярно перечитывалось бы и доставляло такое же удовольствие, как и в первый раз? Не слишком ли много вопросов я задаю?:) И пока я не увлекся и не перешел к следующим интересующим меня вопросам (Кто владеет Землей? И для чего нам Земля? Чтобы скитаться по ней? Для того ли нам Земля, чтобы не знать на ней покоя?) :))), надо закругляться и ставить заслуженную оценку.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, который на самом деле интересно читать. Интересно наблюдать, как предстают перед изумленными пришельцами представители разных земных цивилизаций — от примитивно мыслящего египтянина до мудрых, моментально ориентирующихся в ситуации людей будущего. Ох, надеюсь Ван Вогт не слишком льстил человечеству.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх