Александр Волков «Волшебник Изумрудного города»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка )) | Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Детская литература
Цикл сказок Александра Волкова, начатый книгой «Волшебник Изумрудного города» (пересказом книги Л. Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз»), рассказывает о Волшебной стране, где звери разговаривают и живут настоящие волшебники, добрые и злые. Девочка Элли, а после её сестра Энни, попадают в эту страну: иногда — случайно, а иногда — чтобы прийти на помощь своим волшебным друзьям.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Истории о Стране Оз» > Российские книги о Волшебной стране
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 16 августа 2023 г.
Есть книги идущие рука об руку с читателем всю его жизнь от детства до старости, прибавляя к своим поклонникам все новые и новые поколения. В физике есть такое понятие как резонанс, то есть совпадение характеристик вызывающее резкое усиление того или иного процесса. Применительно к данному циклу Волкова я бы и хотел употребить это понятие, подразумевая совпадение внутреннего наполнения повестей с неким ожиданием человеком чуда, желанием реальности существования волшебства. Естественно наиболее полно это ощущается в детстве, когда ребенок живет больше эмоциями нежели рассудком, приобретая тем самым особые специфические ощущения, увы, теряемые по мере взросления. Эти ощущения позволяют придать виртуальное существование тому, чему нет места в обычной жизни. Поэтому, не вдаваясь в детали, дети верят в существование сказки и волшебства, обитающих в таинственном где-то, в каких-то особых сферах не осязаемых сознанием, но способных проникать в нашу жизнь, даря человеку ощущение счастья. Именно наличием таких необычных свойств я и объясняю секрет популярности книг цикла.
Волкову удалось поймать эту невесомую нить, сначала с помощью определенного заимствования ( как-то не очень хочется употреблять это слово, но чего уж там, с этим трудно спорить), используя героев Фрэнка Баума, но затем писатель создал свою, совершенно самостоятельную серию. Да, «Волшебник Изумрудного города» тесно переплетается с известной книгой американца, но затем волковская Волшебная страна живет уже своей собственной жизнью, определяемой кончиком пера Александра Мелентьевича. Писатель очень удачно разработал детали своих типажей героев, эти персонажи и олицетворяют собой Волшебную страну, обуславливают само ее существование.
Кстати и находится то зачарованный край совсем рядом, хотя путь к нему непрост и труден. Пустыню, камни Гингемы, неприступные горы можно использовать как метафору, подразумевая не внешние, а внутренние препятствия, которые воздвигает сам человек на пути создания своего особого внутреннего мира, находящегося в том самом резонансе с трогательным миром детства. И Элли вместе со своей сестренкой, сначала случайно, а затем уже осмысленно, преодолели эти преграды, открыв для себя одновременно недостижимое и близкое. Туда могут попасть и взрослые, те, кто чист сердцем и сохранил в себе внутреннего ребенка, как Чарли Блэк, чуждый духу наживы и стяжательства.
Эта тема противоборства мечты и расчета, добра и зла, является центральной основой книг цикла, как впрочем и любой хорошей сказки. Урфин Джюс раздираемой жаждой власти, манией величия есть персонификация семени зла, способного взойти в любом месте, разрушив самые твердые основы сказочного добра и превратив даже очень хороших людей в подлых корыстолюбцев. И тогда появляются субъекты наподобие Руфа Билана, сперва тихие и незаметные прилипалы к любому диктатору, но потом трансформирующиеся в абсолютно гнусное существо. Подобные людские пороки трудноискоренимы, вот и приходится тем, кто способен защитить от них свое сердце бороться со злом.
И в каждой повести Волкова добро побеждает, пусть такой позитивизм прост и наивен-это законы сказочного жанра, обуславливающие само существование сказки. Торжество чести, искренности, взаимовыручки должно быть естественным делом, пусть к сожалению редким в обычной жизни, но безусловным в литературном сказочном мире. И Александр Мелентьевич Волков в своем творчестве неотступно следовал этим жизнеутверждающим принципам, подарив многим поколениям читателей книги на все времена.
Большевик, 24 августа 2018 г.
Далёкий 1984 год, Ленинград , белые ночи.. отлично, как Пушкин «сижу, читаю без лампады». Заходит строгая мама и велит спать, завтра ведь в школу ! Ничего, накрываюсь с головой одеялом и включаю подаренный тёткой игрушечный пистолет-фонарик... Который день читаю взахлёб подряд всю серию Волкова «Волшебник изумрудного города». Лучше книги на тот момент просто не знал, хотя уже осилил к третьему классу «Робинзона Круза» и даже начал примеряться к Жюлю Верну... Браво, Александр Мелентьевич ! Ваши книги были в моём детстве лучшими !
realin523, 25 сентября 2018 г.
Для начала, для тех, кто в танке, — ответ на вопрос «о чем оно ващще?»
Все шесть повестей о Волшебной стране — это истории попаданцев, нескольких детей и одного взрослого моряка. Попаданцы каждый раз помогают жителям Волшебной страны справиться с очередной напастью. Сплошная борьба со злыми колдуньями, поработителями и природными катаклизмами. Первая часть является адаптацией одной повести из серии сказочных повестей американца Л. Ф. Баума. Следующие части с повестями Баума практически не связаны. Повести Баума более детские и сказочные, чем повести Волкова, и сюжеты в них более «бредовые» и «чудесные». По первой повести Волкова и по повестям Баума в разное время было снято несколько фильмов и мультфильмов. Ни одна экранизация не произвела на меня сильного впечатления.
Недавно перечитал все шесть повестей о Волшебной стране и задумался: что это — сказка или фэнтази?
Если судить по языковому стилю, то это фэнтази: повести написаны серьезным, взрослым языком, без детского «толкинского» «сюсюканья» (да, я «наехал» на Толкина, вы все правильно поняли). К тому же многие сюжетные элементы описаны в повестях слишком подробно для сказки, слишком детально. Такой уровень детализации и объяснений больше подходит для фэнтази.
Но в то же время в повестях о Волшебной стране довольно много и всякой сказочной лабуды, вот, например... Хотя, постойте, чисто фэнтазийных сюжетных элементов там тоже немало. В общем, я воспринимаю мир Изумрудного города не как сказку, а как первое фэнтази в моей жизни. Толкин, обломись, ты у меня был не первый!
Вот мой список элементов сюжета в повестях о Волшебной стране, которые вполне подходят для «взрослого» фэнтази:
Первая серия.
Вторая серия.
Третья серия.
Четвертая серия.
Пятая серия.
Шестая серия — редкостное дерьмо, и пересказывать ее сюжет нет никакого желания. О ней я ниже еще напишу пару слов.
* * *
Мне нравятся все части, кроме последней, шестой. Из первых пяти самая любимая — вторая, об Урфине и его деревянных солдатах. В то же время, огненный бог марранов мне нравится намного меньше, хоть он и тоже об Урфине.
Все части, кроме шестой, написаны простым, может, даже слишком простым, без каких-либо литературных излишеств, языком и очень легко читаются. А шестая часть читается тяжело, потому что написана неграмотно и неинтересно. В шестой части попадаются стилистические ошибки типа «подъезжая к станции, у меня ветром сдуло шляпу», а повествование в ней какое-то поверхностное, плоское, смахивает на школьное изложение: «он пошел туда и сделал то-то; потом принес это оттуда, а еще потом подумал о том-то; ах, да, чуть не забыл: он же еще раньше был где-то и смотрел куда-то».
Сюжет шестой части — тоже отстой: вторжение инопланетян [sic!]. Кроме инопланетян в шестой части в главных ролях снимались рояли-в-кустах и марксизм-ленинизм для старшей группы детского сада. Я уверен, что шестую часть писал не Волков, а кто-то другой: не может у человека так измениться психика, чтобы его уровень грамотности резко упал, а стиль написания текста стал совсем другим.
Оценки, которые я поставил каждой из шести частей: 9, 10, 9, 8, 9, 6.
Примечание: свой комментарий я писал основываясь на наиболее полном издании всех шести повестей в последней редакции.
Hearest, 18 апреля 2013 г.
В те годы, когда еще был СССР и я не знал слов фантастика, фэнтези, плюрализм, толерантность и многих других, когда не было компьютеров и канала «Дисней», мама подсунула мне книгу «Волшебник изумрудного города», и потеряла ребенка надолго. Пока не были прочитаны все книги, а потом еще раз перечитаны, я представлял собой тело, сидящее в углу и тихо покрывающееся пылью... Таких приятных переживаний детская психика до того момента еще не испытывала...
Почему в те годы, да и сейчас, так мало книг, достойных составить конкуренцию этой серии? Вопрос без ответа.
Детям всех стран и народов к прочтению обязательно.
Тик-Так, 7 октября 2019 г.
Волшебная страна — таинственный уголок мира, окруженный знойной пустыней и замкнутый в кольцо Кругосветных гор. Именно сюда отступили древняя магия и чудеса, когда во всем остальном мире возобладали наука и прогресс. Здешними землями правят могущественные волшебницы, две из которых добрые, а две — злые. В самом сердце страны находится загадочный и прекрасный Изумрудный город, на троне которого восседает умеющий менять обличья чародей, великий и ужасный. Волшебная страна полна удивительных чудес и опасностей. И именно в нее попадает простая девочка из Канзаса Элли Смит, чтобы найти себе новых друзей, пережить удивительные приключения, восстановить справедливость и отыскать дорогу домой.
Все мы, наверно, читали в детстве сказки о Волшебнике Изумрудного города, написанные Александром Мелентьевичем Волковым. Первые три повести, изданные под одним переплетом, прочитала мне мама, когда я был ребенком около трех лет, примерно в одно время с «Хоббитом». Затем я нашел в школьной библиотетке следующие три повести, и читал уже их — с неослабевающим интересом. Отдельно хочу отметить удачные, красивые, стильные названия. Вслушайтесь, как это звучит — «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог марранов», «Тайна заброшенного замка».
Со времен первой публикации повестей Волкова прошло уже много лет (первая из них вышла в 1939 году, остальные — с 1963-го по 1976), однако читательское внимание к ним не слабеет, переиздания появляются в большом количестве каждый год. Книги читают не только дети, но и взрослые — есть даже фанатский форум с большим количеством интересных дискуссий. http://izumgorod.borda.ru/ Многими авторами были написаны продолжения и даже переосмысления волковского цикла. Выходили также экранизации — сложно забыть песню «мы в город Изумрудный идем дорогой трудной» из знаменитого мультсериала семидесятых.
Я не читал изначальную сказку Баума (хотя и видел некоторые фильмы по ней, как например недавний, в котором Джеймс Франко играет роль Оза). Однако, как говорится во всех источниках, наподобие Википедии и Фантлаба, лишь первая повесть Волкова основывается на фабуле первой повести Баума — дальше Александр Мелентьевич конструировал свой собственный вымышленный мир, делая его все глубже и ярче, придумывая новых персонажей. Каждая новая история раскрывала перед читателем новые грани Волшебной страны.
Уже во второй книге мы познакомились с Урфином Джюсом — ярчайшим антигероем того времени. Это не просто какой-то злой волшебник или завоеватель, у Урфина детально прописан характер, проработана мотивация. Мы наблюдаем события с его точки зрения с самого начала повести, видим его одиночество и отчужденность, его целеустремленность и упорство, понимаем, что Урфин стремится не к власти как таковой, а лишь ищет способ свое одиночество разорвать — и не находит его, становясь ненавистным для покоренного им народа тираном. Это сильный и трагический образ, неожиданно глубокий для, казалось бы, простой детской сказки. Я бы сравнил Урфина с Рейстлином Маджере — и недаром недавно о нем вышла собственная рок-опера, Power Tale.
В четвертой книге побежденный, казалось бы, Урфин возвращается вновь — и демонстрирует смелость и упорство, пытаясь начать все сначала и вновь захватить трон в Изумрудном городе. На этот раз у него уже нет подпорок в виде магического порошка, с помощью которого он оживил прежде деревянных солдат. Урфин действует за счет лишь собственной харизмы, подчиняя себе племя дикарей марранов, обучая их ремеслам и ведя за собой на войну. В пятой книге Урфин наконец преодолевает свое искушение властью и переходит в стан положительных героев.
Волков не просто рассказывает приключенческие истории — он строит вымышленную вселенную. В третьей повести («Семь подземных королей») мы узнаем особенно много об истории Волшебной страны — видим, как она изменялась с течением времени, наблюдаем приход из-за гор последних чародеек, взявших над ней власть, и погружаемся в интриги Подземного королевства, где идет нешуточная борьба за трон. Семь королей, спорящих за один престол — коллизия, достойная «Хроник Амбера» Желязны.
В пятой повести («Желтый туман») пробуждается древнее зло — оковы колдовского сна сбрасывает великанша Арахна, которая некогда противостояла основателю страны, волшебнику Гуррикапу. Шестая история («Тайна заброшенного замка») радует и вовсе неожиданным новшеством — Волшебная страна становится передовым рубежом обороны Земли, ведь именно здесь пытаются начать вторжение в наш мир технологически развитые космические пришельцы менвиты, располагающие авиацией и лучевым оружием. Прежние хорошо знакомые герои, хорошие и также бывшие плохие (такие, как Урфин и бывший подземный король Ментахо) объединяются вместе, чтобы сообща противостоять новой удивительной опасности. Правда, Элли уже начиная с четвертой повести сменила ее младшая сестра Энни.
Последнюю повесть многие ругают за ее необычный подход, но меня она очень порадовала, и радует и теперь. (Люблю, все-таки, всевозможное технофэнтези). Авторское решение ввести в сюжет инопланетян я считаю оправданным. Злых колдуний на тот момент уже всех извели, придумывать новую, после Арахны, было бы банально, Урфин Джюс перевоспитался, вот Волков и пошел на смелый творческий эксперимент, совместив классическую сказку с не менее классической фантастикой о захватчиках из космоса. Менвиты получились стильными и эффектными антагонистами.
Я считаю, что весь цикл об Изумрудном городе, написанный Александром Волковым, вполне можно считать одним из первых образцов отечественного фэнтези. Если мы считаем фэнтези (пусть и детско-подростковым) «Хроники Нарнии» Льюиса и цикл романов о Гарри Поттере, то вполне логично отнести к этому же жанру и истории о Волшебной стране. (Пусть даже отдавая себе отчет, что грань между детским фэнтези и авторской сказкой часто условна). В наличии — большой и проработанный мир, со своей историей, географией (и отлично нарисованной картой!), многочисленными народами, каждый из которых имеет свои особенности и обычаи. Злодеи сложны, имеют глубокую мотивацию — и речь не только об Урфине, но и, например, о подземных королях из третьей книги, один из которых, коварный и умный Ментахо, получился особенно ярким. Эта яркая и необычная вселенная до сих пор пленяет умы миллионы детей и взрослых. Она написана отличным языком, легко читается и, несмотря на прошедшее с момента первой публикации время, ни капли не выглядит устаревшей.
Сева1977, 2 декабря 2017 г.
Самые теплые чувства вызывают воспоминания об этой сказке. По-настоящему добрая история, с множеством скрытых смыслов, посланий и учений. И все так ненавязчиво.
Страшила, Железный дровосек, Трусливый лев, и, конечно, Элли с Тотошкой словно друзья из далекого детства, особенно глядя на изображения Владимирского. Конечно, это не комикс, но каждая яркая картинка качественно дополняла (да и сейчас дополняет) саму историю.
Интересно, как сейчас дети воспринимают «Волшебника Изумрудного города»? Чего-то кажется, что сказка эта на все времена, тем более, что она более жизнерадостная, чем оригинал, и это тот редкий случай, когда копия превзошла первоисточник.
Panzerbjorn, 12 января 2017 г.
Великий цикл советского детства! Я научился читать очень рано, и впервые «Волшебник Изумрудного города» попался мне в руки в совершенно младенческом возрасте. Вычислил это потому, что в 6 лет я уже прочитал «Огненный бог Марранов» и частично (не было полного комплекта журналов) «Семь подземных королей» в «Науке и жизни», которые выписывал отец. А в семилетнем возрасте уже с нетерпением дожидался прихода каждого номера с «Желтым туманом». Воспоминания о «Волшебнике» к тому времени были уже совсем смутными. Я мечтал прочитать ее снова, а когда в 5 классе выменял у одноклассника потрепанное издание 1959 года без первых 20 страниц на перочинный ножик))), то обнаружил, что в моих воспоминаниях есть эпизоды, которые в книге отсутствовали! Я их сам досочинил в своей голове, постоянно пытаясь вызвать в памяти сюжет! Недостающие страницы я переписал аккуратным почерком в читальном зале библиотеки, вставил в книгу, и в таком виде она у меня и лежала. Уже классе в 7-8 сложным путем я постепенно собрал все книги в первоизданиях 1960-70-х. Тогда же обнаружил сильные различия между изданием 1959 года и последующими переизданиями. Ворона, разговаривающая со Страшилой получила имя Кагги-Карр и стала непременным персонажем следующих повестей, много других эпизодов было дописано Волковым для переизданий 1970-х годов.
В первые школьные годы я выучил все книжки наизусть (кроме «Тайны заброшенного замка», которую прочитал в ташкентских газетах уже в старших классах, когда эти газеты появились в городской детской библиотеке). В пионерских лагерях я стал признанным «романистом», потому что пересказывал все книги пацанам в палате после отбоя. Я начинал с пробуждения Арахны из «Желтого тумана», ее чтения книги об истории Волшебной Страны, вплетая в повествование подробный пересказ более ранних сказок, как будто бы об этом читает Арахна...
Когда заканчивал десятилетку уже был убежденным поклонником НФ и из-за недостатка средств и обменного фонда обменял у книголюбов все свои книги Волкова на разные НФ-книжки. О чем нынче ужасно сожалею, хотя и собрал все книжки в многочисленных переизданиях конца 80-х гг. Пытаюсь подсунуть их дочке, но бесполезно... Видимо, сказки Волкова так и останутся культовыми только для советского детства...
Barrell, 4 марта 2020 г.
Я не хочу об этом писать.
Я хочу ЭТО ЧИТАТЬ!
Снова и снова! Снова и снова!
Элли никогда не возвратиться: я её не отпущу!
dydyka, 6 апреля 2012 г.
По-настоящему добрые и теплые сказки. Волков описывает обычную девочку, на месте которой может оказаться любой ребенок, не обладающий сверхспособностями. У девочки доброе сердце и открытая душа, поэтому на помощь к ней приходят и люди, и животные. Это прекрасный ненавязчивый урок маленьким читателям. Самый главный друг девчушки — собачка. Каждый ребенок мечтает о собачке, хорошенькой, умной, с блестящими глазками и атласными ушками. Волков дает своим читатели именно такую собачку из мечты. Рядом с Элли по дороге, вымощенной желтым кирпичом, бежал Тотошка, рядом с Энни — бесстрашный Арто. И мальчики — Фред в первой части и Том во второй — именно такие, какими родители желают видеть своих детей, воспитанные, умные, смелые и решительные.
Даже гибель героев сказки преподносится детям так, чтобы понятно было, о чем идет речь, но безо всяких подробностей. Очень мягко, деликатно даже. От Гингемы ничего не осталось после падения на нее фургона с Элли и Тотошкой, а Бастинда просто растаяла. И не нужно детальных описаний, какими пестрят сейчас не только подростковые, но даже детские книги.
Приключения у героев сказки насыщенные, интересные, атмосфера очень добрая. Словом, это прекрасны цикл, который важно прочесть всем детишкам.
bubnov1959, 16 января 2016 г.
Как повезло, что я окунулся в Волшебную Страну в 10 лет! Профессор самой абстрактной из наук Александр Волков создал самый реальный мир, в которой я ориентировался благодаря карте Владимирского и был влюблен в девочку Элли, а Канзас стал для меня самым сакральным местом в Западном Полушарии. Да здравствует Желтая Кирпичная Дорога!
nasypov_i, 8 февраля 2016 г.
У меня просто нет слов, одни сл.... В детстве я читал и перечитывал этот чудесный цикл десятки раз. Не знаю какие у вас были ощущения, а я , в прямом смысле этого слова, при чтении, растворялся в том прекрасном, незабываемом Мире.
K_Serg, 15 июля 2021 г.
Зачем то перечитал. Зря я это сделал. Впервые читал в детстве.
Воспоминание о цикле были как увлекательной волшебной сказке. Наверное много дорисовало воображение. Сейчас видится как довольно скучное примитивное повествование с бедным языком. убогой фантазией и картонными героями... Ни за кого из них сопереживать вообще не тянет. В общем зря я цикл перечитал.
Мирта, 24 апреля 2016 г.
Как же я люблю этот цикл и этого автора. Волков действительно Писатель с большой буквы. Даже оригинал истории по сравнению с его книгами — всего лишь бледная тень. Чувствуются те любовь и теплота, которые вложил в свои книги Александр Мелентьевич. Может поэтому не самая интересная и уникальная история в его исполнении заиграла новыми удивительными красками, а с самими книгами мало что может встать в один ряд как из старого, так и из нового.
Dimch30, 18 ноября 2011 г.
Блин! Блинский блин!!
Волков именно тот человек, чьи книги открыли мне дверь в мир ФАНТАСТИКИ и ФЭНТЕЗИ. Именно его цикл стал первым «настоящим» произведением, что я сам прочел.
Сколько раз я его читал? Может быть 10, а может и 100. Много. Знал на зубок всех героев, все имена, и всю географию. Даже сам пытался написать продолжение (смог написать только первых два предложения :biggrin: )
Я жил этими книгами, я шел вместе с героями рядом, я БЫЛ ТАМ.
Спасибо!!!
Нортон Коммандер, 16 января 2016 г.
Когда-то мы верили в старую сказку
О жизни в далёкой волшебной стране,
Однако же небо сменило окраску,
Когда трубный зов возвестил о войне.
И северный ветер ударил прохладой
По травам на влажных зелёных лугах.
Я понял, что сказок мне больше не надо.
И надо забыть о родных берегах.
И всё же я верю – не всё так просто.
И я найду изумрудный остров.
Как мы с тобой когда-то хотели.
Как девочка Элли.
Когда мне зимой не хватать будет света,
И грустные мысли замрут в пустоте,
Я вспомню историю старую эту
О жёлтой дороге, ведущей к мечте.
По жёлтой дороге иду к своей цели,
А мне говорят: не бывает чудес,
И нет такой девочки с именем Элли,
И сказочный остров бесследно исчез.
И всё же я верю – не всё так просто.
И я найду изумрудный остров.
Как мы с тобой когда-то хотели.
Как девочка Элли.