Станислав Лем «Существуете ли вы, мистер Джонс?»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Роботы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
«Кибернетикс компани» заявляет имущественные права на Гарри Джонса. Страсть к автомобильным гонкам сделала Гарри киборгом: после каждой катастрофы часть его тела заменялась протезом. В том числе и мозги — дорогущие, высшего качества, взятые в кредит...
На судебном заседании изворотливый кибер-мозг Джонса доказывает, что стоит своих денег: «неужели мы живем во времена средневековья, когда Шейлок требовал фунт мяса своего должника?» — «Ложь! Вы машина!» — «Гм.. но... Повестка адресована мистеру Гарри Джонсу, Нью-Йорк, сорок четвертая улица».
Явный юридический парадокс: истец, являясь машиной де-факто, унаследовал личность мистера Джонса де-юре...
Первая публикация: в еженедельнике «Przekroj» Краков, 1955, № 553.
Первая книжная публикация: в сборнике Lem S. Dzienniki gwiazdowe издательство «Iskry», Варшава, 1957.
Первая публикация на русском языке (в анонимном переводе): журнал «Техника — молодежи», 1957, № 7, стр. 37-38, рис. Н Кольчицкого.
Дальнейшим развитием идеи рассказа «Существуете ли вы, мистер Джонс?» является сценарий «Слоеный пирог».
На Челябинской телестудии в 1961 году был создан одноименный телеспектакль. Режиссер Леонид Пивер.
Лем включил этот текст в итоговый сборник драматургии.
Входит в:
— сборник «Dzienniki gwiazdowe», 1957 г.
— журнал «Техника-молодежи 1957'07», 1957 г.
— антологию «Rob Days phantastische Maschine», 1962 г.
— антологию «Das Molekular-Café. Geschichten von Robotern und Biomaten», 1969 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Przekładaniec», 2000 г.
Похожие произведения:
Станислав Лем
«Слоёный пирог»
(1968, киносценарий)
|
|
|
Эдгар Аллан По
«Человек, которого изрубили в куски. Повесть о последней бугабускокикапуской кампании»
(1839, рассказ)
|
|
|
Грег Иган
«Учись быть мною»
(1990, рассказ)
|
|
|
Ярослав Гашек
«Австрийская таможня»
(1912, рассказ)
|
|
|
Александр Волков
«Волшебник Изумрудного города»
(1939, повесть)
|
|
|
Станислав Лем
«Из воспоминаний Ийона Тихого. V (Стиральная трагедия)»
(1962, рассказ)
|
|
|
Станислав Лем
«Странный гость профессора Тарантоги»
(1963, пьеса)
|
|
|
Фредерик Уоллес
«Его было шестеро»
(1954, рассказ)
|
|
|
Александр Шалимов
«Триумф медицины»
(1972, рассказ)
|
|
|
Александр Шалимов
«Всё началось с «Евы»»
(1964, рассказ)
|
|
|
- /языки:
- русский (13), немецкий (2), польский (1)
- /тип:
- книги (11), периодика (1), самиздат (2), аудиокниги (2)
- /перевод:
- К. Березовская (1), A. Патына (1), В. Язневич (1), А. Якушев (7)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dogushev, 17 января 2023 г.
Гениальный мини-рассказ. ИМХО юмор и сарказм к концу рассказа сводится методом рассуждений и полемики к тому, что сам герой начинает сомневаться — кем ему выгоднее быть перед судом — роботом или человеком. Этот спор, он как игра в шахматы или реверси — для того, что бы ему выиграть дело, приходится то защищаться, что он еще человек с сознанием, то тут же «переобуваться», что он робот и корпорация злоупотребляет своим правом собственности.
Еще одна грань рассказа — первые попытки задуматься по понятии Авторского права, которое сейчас очень актуально. Что это применимо не только к фильмам, музыке, но и к разработке платформы (электронного мозга) для ИИ. Без платформы (электронного мозга) не может существовать сам по себе разум. И его не разделить, просто забрав электронный мозг.
Третий момент ИМХО — возможно попытка, показать, что герой (он же по сути ИИ) пытается перехитрить людей, приводя разные аргументы.
Gorhla, 13 января 2021 г.
«Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их — в том или ином виде.» — замечает Хорхе Луис Борхес. Вот эти истории: первая – об укреплённом городе, вторая – о возвращении, третья о поиске и четвёртая – о самоубийстве Бога.
То бишь, ничего нового под Солнцем нет. Вот и этот рассказ Лема, похоже, основан на придуманном в античности парадоксе Тесея. Согласно греческому мифу, корабль, на котором Тесей вернулся с Крита в Афины, хранился афинянами до эпохи Деметрия Фалерского и ежегодно отправлялся со священным посольством на Делос. При починке в нём постепенно заменяли доски, до тех пор, пока среди философов не возник спор, тот ли это ещё корабль или уже другой, новый?
Лем, большой мастер вольного обращения с парадоксами, не просто переписал его на новый лад, но хитроумно дополнил актуальной для нашего времени тематикой — может ли машина быть личностью и с какого момента человек превращается в киборга, а тот, в свою очередь, становится роботом. И нанизал полемику на лёгкий, непринуждённый конфликт. Как говорится, в исполнении мастера всё выглядит лёгким.
Жаль, Лем не упоминает, были ли на руках у мистера Джонса ногти. Это многое бы прояснило.
zotovvg75, 15 февраля 2022 г.
Ироническая история о парадоксе отношения чувства собственного Я к искусственно созданному организму. В научной фантастике этот вопрос не нов и неоднократно разбирался у Азимова, есть на эту тему прекрасный рассказ Емцева и Парнова «Не оставляющий следа» с порожденным человеческими руками призрачным псевдо-Джорджем. Кроме того в данном рассказе есть место и для социальных вопросов. Попадая в сети кредита, человек рискует при неуплате лишиться всего своего имущества, а в рассказе фирма посягнула и на саму личность Джонса. С одной стороны это смех да и только, но он становится смехом сквозь слезы для тех, кто попал в эту кабалу и при финансовых проблемах берет новый кредит только для того, чтобы погасить предыдущий. Многим я думаю это знакомо, а здесь Джонс вынуждено менял части своего тела и организма на искусственно созданные. Таким образом возник новый кибернетический Джонс. Или все-таки это полностью протезированный прежний Джонс? Запутаться тут немудрено не только литературному суду, но и самому читателю.
Действительно, что же идентифицирует нас как личность? Вроде бы понятно, что это осознание собственного Я. Но какова в этом роль нашего мозга? Чем он является в этом процессе: источником понятия личности или приемником влияний неведомого информационного поля Вселенной, дающего нам самосознание? Как видно здесь сплошные вопросительные знаки и ответа официальная наука дать не может, чем больше попыток это понять, тем больше появляется новых вопросов. Собственно один из вопросов и поставил Станислав Лем в названии рассказа: «Существуете ли вы, мистер Джонс?».
fail of reality, 11 июля 2022 г.
В этом рассказе прекрасно всё: его сюжет, длина, диалоги и концовка. Станислав Лем написал короткую юмористическую историю про автогонщика Гарри Джонса, раз за разом попадавшего в тяжёлые аварии. В авариях Гарри терял то руку, то ногу, то ухо — и потому регулярно обращался за услугами кибернетической компании, что с радостью ставила новейшие импланты и протезы в переломанное тело бедолаги. Поначалу он-то радовался, но потом...
Если он человек — то разве можно его «разобрать на запчасти», как того требуют бизнесмены-кибернетики? Неужели он лишь «самозванный набор протезов»? А если нет и он есть машина — то разве подпадает машина под действие каких бы то ни было писанных человеческих законов и кодексов?.. Сложный вопрос требует неоднозначных и спорных ответов — вы найдёте их в этом рассказе. Однако не надейтесь, что эти ответы утолят вашу жажду знаний.
Юристом я стану только за то, что киборг тут каждый второй! Такой девиз, вероятно, ожидает профессию юриста в будущем, и было бы очень здорово дожить хоть до одного реального судебного разбирательства, где фигурирует полностью механизированный человек, которого из-за долгов пытается разобрать на запчасти злобная корпорация.
Почему бы мне хотелось дожить? Да ведь это невероятно интересно с морально-этической, юридической, философской, научной и прочих точек зрения, так как ставит фундаментальный вопрос: а что вообще есть человек? Взяв за основу античный парадокс про корабль Тесея, Станислав Лем применяет этот парадокс уже на человека. И возникает забавное предположение: а что если и мы каждый миг своего существования уже не можем считаться теми же, что были всего лишь секунду назад? Всё течёт и всё изменяется, — говорил Гераклит, — и одну реку ты не войдёшь дважды.
Не так ли?
gdedrakon, 26 января 2023 г.
В этом рассказе за фирменной иронией автора видно тревожное предостережение гениального Лема о том, к чему может привести прогресс в области биотехнологий. Если некто меняет себя «по частям» — тут протезик, там кожезаменитель, а потом, например и мозг обновляет на клеточном уровне при помощи нанитов (Лем про них ещё вроде не знал тогда, используя в рассказе более понятную «киборгизацию» организма персонажа) — то где та критическая грань, после которой это уже совершенно другой, в прямом смысле слова, человек... а может уже и не человек. И это далеко не всё, над чем задумывается автор в этом рассказе!
Будет ещё о чём вместе с ним поразмышлять читателю по ходу повествования...
mputnik, 16 января 2022 г.
Гипертрофированно — юмористическая текстовая конструкция. Буффонада. Короче говоря — хохма, уважаемый потенциальный читатель. Некий вид специфического литературного хулиганства.
Для момента публикации (почти 70 лет тому) — к оной хохме автоматически примешивалась существенная доля вполне себе результативного футур-прогноза (фактически Лем более чем на 20 лет опередил Азимова с его позитроном человеком). Это — да. Тогда — было понятно, допустимо, востребовано и т.п. Сегодня… — выскажу сомнения в том, что востребованность конкретно этого текста конкретно в этой форме — всё ещё имеет место быть.
НО. В качестве некоего раритета, музейного экспоната, некой благодарности и дани внимания великому мастеру — да, безусловно
Renat Makhmutov, 26 сентября 2020 г.
Шикарный рассказ от мастера в юмористической форме, описывающий проблему, чьей собственностью является человек, если он по большей части части состоит из механических элементов, купленных у глобальной корпорации по имплантации человеческих органов.
god54, 1 августа 2016 г.
Как сегодня выясняется данный рассказ вышел значительно раньше повести А.Азимова «Двухсотлетний человек». А ведь в последней написано все то же самое только наоборот, когда робот хочет стать человеком. Но, как ни странно, они очень похожи. Ибо тема крайне важна, социально значима, а юридически практически неисчерпаема. И пусть рассказ юмористический, я бы предпочел, чтобы был серьезным, но крайне оригинальный, увлекательный и даже сегодня читабельный.
тессилуч, 30 октября 2013 г.
Замечательный юмористический и социальный рассказ показавший под необычным углом вхождение в повседневную жизнь киборгов. Свою зашиту на суде роботизированный гонщик строит с логикой компьтера и юмором человека. Перед такой комбинацией не смогла устоять даже могущественная корпорация.
Впечатление от рассказа у меня было усилено, ещё и просмотром телеспектакля Челябинской студии телевидения
buka175, 28 февраля 2013 г.
Замечательно! Мастер поднял серьезную тему в шутливой форме и как всегда оказался на высоте. Кратко, искрометно и глубоко. Мастер!
22sah22, 11 июня 2010 г.
Гонщик, попадая в автокатастрофы, постепенно ставит себе совершенные протезы. Руки, ноги, внутренности. Протезов много — больше половины органов, они очень дорогие, и он берет их в кредит. Подходит срок выплат. Денег у него нет. Фирма требует через суд признания гонщика ее собственностью для разборки за долги. Возникает уникальная юридическая ситуация.
Если гонщик, заменивший большую часть тела и не выплативший за протезы деньги, машина, то его нельзя судить!
А если он — человек, то его нельзя за долги разбирать на запчасти!
Замечательно.
Valerianka, 23 января 2012 г.
Супер рассказ! Великолепно продумана словесная «перепалка» в суде! Аргументы поражают своим остроумием! Советую всем читать!
V-a-s-u-a, 17 декабря 2009 г.
Этот короткий юмористический рассказ заткнёт за пояс несколько серьёзных романов автора рангом пониже. Глубокая история про злые козни корпораций и роботизацию человечества.
Vendorf, 4 декабря 2008 г.
Рано или поздно многие авторы касаются этого вопроса. Очень важно определеить для себя эту тонкую грань, пока такие проблемы не вошли в нашу жизнь. Все авторы обсмеиваю эту проблему, а ответа не дают...
mitra, 9 апреля 2007 г.
Замечательная философская вещь. Возможно нам самим скоро придется решать, где же проходит грань между машиной и человеком.