fantlab ru

Олег Кожин «...где живёт Кракен»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.48
Оценок:
403
Моя оценка:
-

подробнее

...где живёт Кракен

Рассказ, год (год написания: 2009)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 73
Аннотация:

Жарким летом в пыльном, душном городе нечем заняться, и дети развлекаются, как умеют. Шестеро ребят отправляются к заброшенной нефтяной цистерне, чтобы своими глазами взглянуть на поселившееся там страшное «нечто»…

Входит в:

— журнал «Реальность фантастики 2010'05», 2010 г.

— журнал «DARKER № 6'11 (7)», 2011 г.

— журнал «Полдень, ХХI век'06», 2011 г.

— антологию «Самая страшная книга 2014», 2014 г.

— антологию «Глубина. Погружение 16-е», 2019 г.

— сборник «Шкаф с кошмарами», 2022 г.


Похожие произведения:

 

 


Самая страшная книга 2014
2014 г.
Большая книга ужасов 75
2018 г.
Шкаф с кошмарами
2022 г.

Периодика:

Реальность фантастики № 5, 2010 г.
2010 г.
Полдень, ХХI век № 6, июнь 2011
2011 г.

Электронные издания:

«DARKER» № 6'11 (7)
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Есть некоторые претензии к стилю, но сейчас даже не хочется придираться. Станет автор чуть более опытным, вернётся к рассказу и за полчаса выправит всё. А вот герои выписаны замечательно. И концовка... Я не представлял, как можно выпутаться из ситуации, которую создал автор. Никакой внятной концовки у рассказа не предвиделось. Однако, автор выпутался и концовка у рассказа получилась вполне достойной всего остального текста.

Рекомендую не только любителям хорора, но и всем, кто любит раннего Крапивина.

Оценка: 8
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первой же странице автор вываливает на читателя целый мешок персонажей. Шесть штук. Плюс еще имена в их историях. Вы действительно думаете, что кто-то это будет запоминать? НО! Ближе к середине рассказа все герои благодаря ярлыкам «лидер», «терпила», «красавица», «недотрога» и т.д. стали узнаваемы. За это плюс.

Идем дальше. Мне вот кажется, что где-то на необъятных просторах нашей Родины есть Школа Современного Русского Хоррора. Там ходят строгие учителя и каждый день твердят своим ученикам: не забудьте каждому персонажу придумать личную историю, прозвище, смешную или трагическую историю и особенность характера или образа. Все записали? Повторите? Личную историю, прозвище, историю и особенность! И у каждого автора, вышедшего из такой школы, есть привычка из 40к символов как минимум 30к уделять всему чему угодно, но только не хоррору. Так и здесь.

Как Рита незаметно пробежала мимо всех и залезла на лестницу, я не знаю. Хочется верить, что знает хотя бы автор.

Переход от реализма к пугательствам ошарашил своим отсутствием. Просто дети начали орать. Никакого нагнетания. Залезли, а там чудище. При том они-то его сразу увидели, но автор сначала рассказал, какая там была вода, сколько ее было, и на что она был похожа. И только потом, вспомнив об орущих детях, принялся за чудовище.

«покатился с горки навстречу цистерне.» — судя по всему кубарем. Потому как с велосипедом гораздо лучше было использовать «покатил».

«когда в свободную руку вцепилась маленькая теплая детская ладошка.» — ужасы какие. Ладошка вцепилась в руку.

«От времени, непогоды и отсутствия ремонта крыша заброшенного нефтяного резервуара обвалилась почти наполовину.» — какой к черту ремонт. Уберите эти слова и ничего не изменится в предложении. Оно только выиграет.

«И конец каждого щупальца был увенчан мертвой человеческой головой.» — живой человеческой головой.

«И после этого звук пропал, словно тот, кто смотрит реалити-шоу о нашем мире, вдруг внезапно нажал на пульте кнопку «mute».» — совершенно не к месту

«Чувствуя, как седеют волосы на висках,« — хотел бы я знать.

Короче, ближе к концу рассказа появляется надрыв, автора уносит.

А после всего пугающего обязательно надо было еще бесполезных описаний добавить. Это так важно. Как эпилог к роману. Только тут рассказ.

Я, конечно, тот еще маргинал в ужастиках, извините меня.

UPD. Мне еще так нравится вот это — «Общие характеристики: Психологическое [22 из 23]».

Оценка: 5
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие авторы любят поджанр «мальчишеских ужасов», но немногие с ним справляются. Красиво выписать жуткую жуть, придумать чудище пострашнее, накалить атмосферу до максимального градуса и связать все достойным литературным языком — это еще полдела. Ведь если автор запорет персонажей — детей — впечатления от рассказа будут сильно смазаны, а в некоторых случаях — напрочь убиты. Кожину удалось создать один из лучших рассказов этого направления, если говорить о русскоязычном сегменте «тёмной» литературы. Да, именно этот рассказ так и хочется приписать «нашему Стивену Кингу», но как раз в данном случае это не есть плохо, а очень даже наоборот. «Оно» и особенно «Тело» Мастера как маячки и ориентиры хороши в первую очередь внутренней психологией и отношениями героев, а уже только потом ужасами («Тело» так и вовсе к ним можно не относить). «Кракен» пугает умно, по-настоящему, завораживает, потому что среди персонажей не унылые статисты или схематичные детишки-пожалейте-же-нас-пожалуйста, а полноценные характеры. Хорош и сам Кракен, за которым чувствуется нечто куда более инфернальное, чем огромная тварь в канистре. В общем, достойный рассказ, который должен пойти даже тем, кто не читает/принимает хоррор. От автора, который этот самый хоррор очень хорошо понимает и умеет писать.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это хороший рассказ, и хорош он в первую очередь своей жизненностью. Это значит, что не только нет ощущения, что автор навалил тебе кастрюлю лапши на уши, но и реалистичностью и даже хорошим назидательным действием главного события в рассказе. Интересно, но

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кракен сожрал всех героев рассказа, кроме Димки и Риты — главных. Въедливый и занудный критик скажет, что трое из шестерых убежали, что съели только одного бывшего вожака стаи Генку.
Ну-ну. Значит, вы прочитали рассказ сюжетно, но не по смыслу. А в чтении только сюжета проку столько же, сколько в плевании в потолок темными вечерами. Главный герой рассказа — Поступок с большой буквы. Способен ли ты на Поступок? Как ты себя поведешь в час икс? И в этом рассказе главный ужас и кошмар — Кракен — олицетворяет неотвратимую и не всегда ожидаемую, но всегда и в каждой жизни существующую необходимость совершить Поступок или быть сожранным с потрохами мерзостью своего бессилия перед злом.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сил на Поступок хватило только у Димки, а его дружбаны показали свою низость в ее разных воплощениях. Кракен просто не добрался до них сразу.
При чем не важно в каком обличии появляется Кракен —
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в виде черного спрута из цистерны с гнилыми и наполненными злой потусторонней какбыжизнью головами на щупальцах
или в виде неожиданного гостя на пороге... А бывает вот так проснешься с утра, и понимаешь, что сегодня тебя ждет встреча с Ним. И свой Поступок надо будет совершить или...

Интересные персонажи, никакой лишней описаловщины, немного психологического накала для предания портретам детишек большей выпуклости. Одним словом рассказ удался — и по задумке, и по ее воплощению. СпасиБо, автор!

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Концовкой рассказ прямо-таки открыто отсылает к «Оно». Да и сам Кракен, как я понял — нечто вроде местного Пеннивайза. Чудище захватило весь город, просто о нем не говорят.

Непонятно одно

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
если столкнувшись с Кракеном, теряешь память, то откуда же возникли слухи о нем?

Рассказ понравился тем, что появление монстра пугает не так сильно, как само ОЖИДАНИЕ его появления. Всё в лучших традициях жанра)

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень захватывающий рассказ, прочел на одном дыхании. Интересно описана «ячейка» детей — небольшая, но тем не менее как сильно напоминающая настоящую жизнь взрослых людей. Там и борьба за лидерство, за девушку, за самоутверждении.

Только один вопрос остался:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему он не съел всех троих? не голоден?или там много сразу не есть? так вроде как трех братьев за раз съел...
или кракен тоже разбирается в людях?:smile:

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не в восторге, мягко говоря. Не то, чтобы от автора ждал больше, не понравилась развязка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уж очень затёрто и предсказуемо. Саспенса нет, сплошные детские тёрки, которые не доставляют совершенно. все ждали Кракена -- и он появился ровно там, где его ждали. Ожидаемо кого-то убил и всё.
Читать было скучно.

Оценка: 5
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой рассказ. Такой приторно-идеалистичный, противненько-позитивный

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну если не считать смерть одного мальчика
, но читать было интересно. Эдакий пробный выстрел в сторону «Мальчишечьих ужасов.» Понравились образы, созданные автором, живое общение ребят, замечательное описание детской психологии внутри коллектива, смешная развязка. Не понравился очень сильный крен в сторону Кинговского «Оно» (черт, даже название команды автор слизал у Короля), истекающий патокой, сплошь правильный Димка, шаблонные характеры, да пожалуй, и все. Однако, самый серьезный недостаток рассказа: он не способен напугать. Это скорее такие мрачные «Денискины рассказы», куда запустил свою мерзкую лапу Хранитель Склепа. А потому, поставить могу только средний балл.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Именно после этого рассказа я серьёзно заинтересовался творчеством Олега Кожина, стало ясно, что на жанровом небосклоне загорелась новая звезда, очень яркая по своему потенциалу.

»...где живет Кракен» — отличный «мальчишеский хоррор» на уровне Кинга и Лансдэйла. А надо сказать, что направление это сложное, не терпящее фальши, читателя здесь не проведёшь, все были подростками и помнят возраст, когда все чувства обострены и мир огромен, все помнят свои подростковые страхи и фантазии. Но если читатель поверит персонажам, то произведение способно произвести сильнейшее впечатление. Кожин замечательно справляется с задачей — непосредственность юных героев и жуткая обыденность кошмара, поданные в нужных пропорциях, создают один из лучших образцов русского «мальчишеского хоррора».

Рассказ — прекрасная аллегория взросления — именно наши подростковые поступки и решения определяют всю дальнейшую жизнь — кто-то уверенно пойдёт вперёд, а кого-то жизнь утянет щупальцами в мутную воду.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Супер рассказ! Шестеро 10-летних ребят приезжают на великах на заброшенную стройку, так как там, по слухам, в огромной нефтяной цистерне поселилось чудовище...

История по задумке напоминается смесь Кинговских «Оно» и «Тело». Сама история написана очень захватывающе и на самом деле страшно. Тем более, что в детстве как раз в таком же возрасте, мы с корешами лазали на заброшенное водохранилище. И мы тоже всегда хотели купить маленького крокодила или осьминога и запустить в этот ржавый радиоактивный бассейн, думали тоже чудовище откормить..

Ну тут написано превосходно, все персонажи как живые: зашуганный толстячок, красотка, три паренька претендента на её сердце и маленькая страшненькая девочка-хвостик. У каждого своя биография, очень интересно наблюдать за развитием сюжета.

Браво, Олег Кожин! Порадовал в очередной раз!

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень не плохой рассказ. Детишки прописаны очень ярко, с деталями. Сразу же начинаешь воспринимать их как живых людей, близких соседей, благо образы такие, что, наверное, каждый смог найти в них что-то из своего детства. У меня, например, было несколько похожих персонажей. Легкая ненормативная лексика тут воспринимается весьма органично и не вызывает какого-то отторжения, как в первом рассказе Антологии «Сквозь занавес». Сюжет может быть и предсказуем, но подан он так ловко и аккуратно, грамотно и к месту, что воспринимается он как само собой разумеющееся....

Концовка интересна тем,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что детишки по дороге домой забывают обо всем
, но, видимо, автор взял идею о том, что детская психика имеет свойство забывать, выкидывать страшные моменты из своей памяти. И если исходить из этой теории, то в данном случае она выглядит даже правдоподобно.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне очень понравилось как автор описал каждого персонажа, да и передал атмосферу детства очень хорошо. Оценку 9 из 10, даже 10 из 10 можно смело ставить. Это очень приятная часть — ведь не каждый автор детской-подростковой литературы на такое способен — чаще получаются взрослые в теле детей. Ну и самое интересное для меня на этом и закончилось.

Кто-то скажет что Кракен это метафора, кто-то скажет что нет. По мне, даже если это метафора, то она какая-то незаконченная или нелогичная. Я про принцип выбора этого самого кракена. Да и у меня вопросы остались:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
почему после первого происшествия его не нашли и с ним ничего не сделали? Почему повествование обрывается на этом месте и дальше продолжается только через 6 лет? Как введение в рассказ отца связано с кракеном? Да и какой смысл уходить от жанра ужасов и приходить к семейной драме?

Мне такая структура очень напоминает С. Кинга — очень хорошее описание и неоднозначная концовка. Но найдутся люди которые увидят в этом что-то своё, иное. И это хорошо.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любопытная, довольно атмосферная история в жанре «хоррор про детей, но не для детей». Группа школоты в ходе своего обычного летнего ничегонеделанья и дуракаваляния, отправляется к заброшенному и полуразвалившемуся нефтяному резервуару, дабы проверить слухи о живущем среди ржавого металла гигантском монстре. Ну, проверили, чоужтам. Никто не ушел обиженным, все нашли, что хотели. Не страшно, но написано толково, увлекательно, и поведение персонажей достаточно правдоподобно в контексте таких условий. Ну и антураж описан автором весьма ярко и живо.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ интересен описанием внутреннего мира детей. Автор очень точно передал стиль речи, мысли и ощущения подростков. Читатель видит мир глазами ребёнка, а не взрослого автора. Такой стиль написания рассказов у Олега Кожина получается великолепно. Возникает ощущение погружения в детство. Это можно сравнивать с впечатлениями от прочтения некоторых произведений С. Кинга. Наверное, автор на них и ориентировался.

Что же касается сюжета, то рассказ показался мне совсем не страшным. Кракен показался мне не живым, не реальным. Слишком уж автор гротескно описал его. Наверное, слишком увлёкся Лавкрафтом.

P. S.

Перечитал в дополненной версии, в сборнике «Большая книга ужасов 75»

Автор решил поставить завершающую точку чуть попозже. Герой повзрослел.

Все-таки, хороший рассказ, несколько страшный, сколько трогательный.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная, весьма стивено-кинговская вещь, написана очень приятно. Вообще Кожин невероятно удачно пишет «мальчишеский» хоррор.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх