fantlab ru

Ник Перумов, Вера Камша «Млава Красная»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.16
Оценок:
318
Моя оценка:
-

подробнее

,

Млава Красная

Роман, год; роман-эпопея «Млава Красная»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Здесь есть Россия, есть Франция, есть Пруссия и Австрия, но нет, например, Москвы и Санкт-Петербурга. А рассказывается о том, как большие державы через пару десятков лет после войны с Буонапарте затеяли конфликт вокруг небольшой Ливонии, которая отделена от российских земель небольшой речкой Млавой.

Примечание:

Географически альтернативная Россия (но не в мире «Волчьего поля», что развивается в свое собственное продолжение), время действия -- Девятнадцатый век. Проект закончен. Дата выхода — начало декабря 2011 года.

На данное время проект заморожен.


Входит в:

— роман-эпопею «Млава Красная»


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 398

Активный словарный запас: высокий (3165 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 78 знаков, что близко к среднему (81)

Доля диалогов в тексте: 45%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Альтернативная история года

Номинации на премии:


номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книга года

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2011 // Книги — Лучшая отечественная книга

номинант
РосКон, 2013 // Роман


Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)

Млава Красная
2012 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга хороша! И авторы — молодцы.

Не хотел до прочтения «Черной метели» выкладывать отзыв о «Красной млаве». Много не то что бы непонятного, но очень интересно как авторы разрешат завязанную интригу. Тогда можно будет обсудить открыто замысел вцелом.

Однако по зрелому размышлению и по совету товарищей размещу отзыв. В т.ч. (а может быть в первую очередь), чтобы поблагодарить и поддержать авторов.

Прежде всего, книга хороша полноценной объемной, многоуровневой сюжетной интригой. Мне кажется, что для авторов и сюжет и форма «альтернативки» — все служит для разговора с читателем о насущном и злободневном. Книжка вовсе не про 19 век, а про сегодняшний день, осмысление которого тонет в «плюрализме мнений», а делается дело вне зависимости от мнений, а в зависимости от готовности или неготовности людей его делать.

Книга вовсе не пытается «пропагандировать патриотизм», как шаблонно пытаются глядеть на нее большинство критически настроенных. Отнюдь!

Сюжетная интрига как раз и нацелена на акцентировании внимания читателя на нестроениях Российской Державы, но не «в лоб», а в размышлениях-действиях (герои именно размышляют действием). Каждое сражение Росского против Пламмета — его размышления о том, что же не так, что необходимо привнести в армейский уклад, в стратегию, в тактику, чтобы быть готовым к вызовам нового времени, явленного измененной буонапартиевым феноменом Эуропой. Ведь то, что нестроится в армии, то нестроится и в Державе (ну, или армейские нестроения суть продолжение державных изъянов): самодержавное управление, так зависимое от особенностей личности монарха; решение проблем экономических и политических за счет увеличения груза, несомого черным и крепостным сословиями; рекрутчина; отсутствие понимания необходимости инноваций (здесь — паровая тяга, телеграф, либерализация коммерции и финансов) и инновационного же мышления... Как вместить все это не разрушив целостности державной? Как защитить ее интересы в начавшейся быстрой смене обстановки, расклада политических сил, роста эгоцентристских аппетитов этих безпардонно прагматичных политических сил нового времени. И так далее.

У авторов хорошо, просто отлично получилось завернуть сюжетную интригу. Пожалуй серьезно лучше, чем у Панова в «Герметиконе». Очень интересно как они ее разрешат.

Люди «нового времени» — Росский, Орлов, Сажнев, Вяземский (и их «антиподы» — Пламмет, Грили); люди держащие «нагрузку на разрыв» — Тауберт, Шуленберг; столпы уходящего порядка вещей — Арсений Кронидович, Янгалиев, Булашевич (со своими антиподами). Как им уживаться, как им не расплескать и не дать загнить драгоценной влаге жизни?

Очень интересно, и очень здорово!

Шпионско-закулисная линия не выпячена и отлично вписана в строй общей интриги.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тауберт — «точка опоры» сюжетной оси, живой и вызывает глубокую симпатию.

Очень хороши аллюзии к «реальным» событиям и лицам.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Граф Богунов (Годунов) с его линией крови и «видениями» сулит стать одной из ключевых фигур важной сюжетной линии.

Не могу разделить скепсиса по поводу «мистических отступлений». Сие не отступления, сие есть необходимое для целостности сюжета и равноправное с прочими уровнями ситуации действие. Так оно и есть. И нельзя ни в коем случае сбрасывать это со счетов — просчет неизбежен. Жизнь человеческая протекает не средь мертвых декораций, но в потоке ЖИЗНИ во всей его полноте и глубине. Если это заслуга Камши (а я мыслю, что общая авторов), то низкий ей поклон.

Замечателен язык изложения, очень хорош. В «Млаве» язык сочный, объемный, искрящийся замечательными «альтернативными» словоформами.

Описания баталий, действий войск и людей в бою и на походе точны, красочны и не занудствованы излишними «реалистическими подробностями». Батальные сцены вовсе не стоят особняком, но несут на себе всю смысловую нагрузку повествования, собственно и составляют стержень, ось сюжета.

Замечательны, на мой взгляд, и персонажи. Не принимаю шаблонный упрек в «картонности», даже эпизодические фигуры полны напряжения, даже внутреннего драматизма, а то и высокой трагедии. Однако всего в меру — «расчлененка» отсутствует, и это снова плюс авторам.

Очень впечатлила целостность и смысловая глубина сюжетных линий, пронизывающих все повествование с первых абзацев пролога. Настоящий строй музыкальной пьесы или музыкального струнного инструмента. Они создают целостный образ, из которого ничто не выпадает и ничто не видится наспех прицепленным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вряд ли будет покушение на василевса, скорее на наследника престола. Расчет, как мне видится, на личные амбиции Арсения Кронидовича, и на ситуацию неизбежности войны России с Пруссией, однако будет жаль, если авторы упростят решение интриги.

Видимо погибнет Орлов...

Но не стану загадывать, а стану ждать продолжения.

Авторам — благодарность за отличную первую книгу. Уверен, что и вторая не разочарует.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман Ника Перумова и Веры Камши «Млава Красная» довольно интересное произведение в жанре альтернативной фантастики. Лично для меня оценка — 10/10.

Неплохая книга. Время действия- альтернативное Новое время, 19 век. Место — Российская держава. Альтернативная география — нет Санкт-Петербурга и Москвы, но есть Володимер и Анассеополь. Отличная военная составляющая, хорошо прописанные батальные сцены. Множесто политических и дипломатических интриг. Хороший язык написания. Отлично прописанные герои, хоть и немного бледноватые. Сюжет довольно динамичен. Несколько параллельных сюжетных линий, дополняющих друг друга. Книга умная, а не развлекательная. Произведение наполнено искренним патриотизмом. Присутсвует небольшая «капля» мистики.

Жду продолжения и одновременно окончания дилогиии в романе «Чёрная метель».

Я вижу несколько причин по которым «Млава Красная « была неоднозначно принята российскими читателями. Многие ознакомились с прологом романа. Обрывочный, туманный, смутный, тяжеловесный, громоздкий — вот его справедливые харрактиристики, оттолкнувшие фанатов Перумова и Камши.

Роман позиционировался, как произведение в жанре альтернативной истории. У нас считается, что альтистория — это «попаданство» и «прогрессорство». Ни того, ни другого в «Млаве Красной» нет.

На различных форумах фанаты Камши с подозрение относились к соавторству с Перумовым и наоборот. Имя Веры Камши и у меня не вызвало положительных эмоций, особенно после того как она «убила» цикл «Отблески Этерны» и «киданула» всех с окончанием цикла «Хроники Арции».

Довольно высокой оказалась и цена книги. В ближайшем для меня магазине книга стоила 460 руб, причем с помятой суперобложкой. Когда столь известные авторы пишут в несвойственном им жанре, такая цена отпугивает многих читателей.

«Млава Красная» — лишь начало предполагаемого пятикнижия, завязка интриг, начало сюжетных линий. Поэтому для полноценной оценки всё-таки нужно дождаться «Чёрной метели».

Оценка: 10
– [  36  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Млаву красную» даже не хочется называть альтернативной историей — настолько достоверно выглядят описываемые события. Несмотря на ряд существенных отличий от нашей реальности, к которым, к слову, довольно быстро привыкаешь, книга читается как самый настоящий военно-исторический роман, по эмоциональному воздействию более похожий на произведения русских классиков позапрошлого века, чем на творчество наших современников.

Возможно, весь секрет такого влияния на читателей кроется в том, что авторам удалось представить героев своего романа живыми людьми, каждый из которых обладает своими достоинствами и недостатками, мечтами и вкусами, неидеален и способен на ошибки, которые не всегда готов признать. Перумов и Камша не стремятся идеализировать ни правящую верхушку, ни представителей дворянства, ни цвет русского офицерства. Среди действующих лиц хватает как благородных офицеров, мудрых государственных деятелей и достойных дипломатов, так и трусливых генералов, подлых царедворцев, завистливых дворян, сгорающих от ревности жен, да и просто напыщенных и самоуверенных дураков.

Многие персонажи способны похвастаться собственным мнением на происходящее, и они не стесняются спорить друг с другом и указывать на слабые места в аргументах оппонента. Поскольку авторы не спешат склоняться к той или иной точке зрения, эта задача ложится на плечи читателя. И справиться с ней очень трудно, поскольку в той или иной степени прав каждый, но нет никого, кто был бы безоговорочно прав во всем. А так как пристрастия героев зачастую определяются их прошлым, Перумов и Камша с самого начала делают небольшой экскурс во времена их юности, поместив действие пролога за двадцать лет до начала событий романа.

Описываемый соавторами мир отличается от нашего лишь отдельными деталями, из совокупности которых, тем не менее, вырастает совсем другая эпоха. Самым серьезным различием является то, что Россией правят не Романовы, а династия Алдасьевых-Серебряных. Соответственно, не было Петра Первого и ускоренной европеизации России. Новая столица построена не в устье Невы, а у ее истоков, на берегах древней Ладоги. Да и за благо России борются совсем другие лица, в некоторых, впрочем, легко угадываются реально существовавшие прототипы.

Однако, чем бы ни отличался мир от нашего, проблемы перед действующими лицами «Млавы» встают все те же. Былые союзники по наполеоновским войнам если и не вступают в открытую конфронтацию, так по-тихому вставляют палки в колеса, местные дураки помогают им чем могут, да и василевс, при всех его сильных сторонах, прав не всегда, но перечить ему никто не может. В тексте время от времени встречаются высказывания, которые в наше время могут назвать неполиткорректными, и может вызвать недовольство ряда читателей. Тем не менее, стоит учитывать, что для описываемых времен такое поведение, такие высказывания героев — вещь сама собой разумеющаяся. Но самое главное, «Млава красная» пробуждает задремавшую было в последнее время гордость за свою страну, за свою Родину и за это ее альтернативное воплощение.

И при всем при этом, «Млава красная» в первую очередь — это роман о людях, таких разных, и в то же время единых в своей любви к семье, товарищам, Родине. Это книга о солдатах, в первую очередь расплачивающихся за ошибки командования, и о начальниках, переживающих свои неудачи. О великих княжнах, не имеющих права голоса в вопросах своего замужества. О начальнике тайной канцелярии, которого должность обязывает казаться сатрапом и душителем свобод. О гвардейском полковнике и командире стрелкового батальона. О военном министре, не любящем своего василевса, но делающем свою работу ради России. О немецком после, который не может забыть гусарского прошлого. И о многих других, таких разных и таких живых, настоящих, реальных, родных.

Пожалуй, единственным серьезным недостатком «Млавы» является то, что это всего лишь первая часть запланированной дилогии, вторая часть которой выйдет еще неизвестно когда. А продолжение-то хочется прочитать уже сейчас.

Резюме: Описываемых в романе событий никогда не происходило, но они выглядят настолько достоверными, а участвующие в них люди — настолько реальными, что хочется верить, что все могло бы быть, что все было именно так, и выходили в 1849 году русские войска на Ливонские рубежи, и вынуждены были обагрить красным воды пограничной Млавы ради защиты чести и достоинства Державы Российской, дабы никто не посмел посягать на ее целостность отныне и вовеки веков. Аминь.

Оценка: 9
– [  35  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, мне не так просто объяснить, почему я взялся за эту книгу. В творчестве Перумова, славящегося затянутыми приключениями героев, многословными описаниями магических поединков и зверским уничтожением собственных миров, я разочаровался еще в начале «Летописей Разлома». Схожие проблемы есть и у Камши, чья «Этерна» начиналась как живительный родник исторического фэнтези, а закончилась мутным болотом в бесконечном разливе словес. И все же любопытство победило, тем более что «Млава красная» написана совсем в другом ключе, чем большинство произведений авторов. Результат превзошел все мои ожидания. Авторам удалось создать очень достойное и неординарное произведение, которое, наверняка, вызовет жаркие споры среди любителей фантастики.

Впрочем, «Млава красная» не столько фантастика, сколько отлично написаный исторический роман. Действие произведения происходит в середине XIX века, в котором Российское государство очень похожее на реальное, но все же заметно отличающееся от него, оказывается втянуто в конфликт с Пруссией из-за Ливонии.

Первое, что бросается в глаза, это прекрасное знание авторами исторических реалий и очень интересный вариант альтернативной истории, так похожей на нашу, но, вместе с тем вполне оригинальной. Любителю истории доставит немало удовольствия поиск исторических параллелей с реальностью и оригинальных находок авторов. Самое главное, что получившийся вариант вполне реалистичен, хотя Россия и получилась немного идеализированной.

Второй несомненный плюс — отличные батальные сцены, написанные со знанием дела и завидным мастерством. Битва при Зульбурге или сражения на берегах Млавы просто заставляют почувствовать себя участником событий и не уступают лучшим образцам военной прозы. При этом этом реалистичность событий и жесткость описаний все-таки не скатываются в излишний натурализм. Любители военной истории получат истинное удовольствие, наблюдая за тактическими маневрами и стратегическими решениями враждующих сторон.

Неплохо в романе описаны и действия дипломатов, и всевозможные интриги. Хотя порой намеки авторов на дальнейшее развитие событий слишком откровенны. Например, очевидно, что во второй части произойдет

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
покушение на российского василевса, вопрос лишь в том, насколько удачное

Не всегда уместным кажется присутствие мистики в романе. Так и чувствуется рука Камши с ее призрачной лошадью из Этерны.

Достаточно разнообразны образы действующих лиц романа. В рядах российских войск находится место героям и трусам, суровым фронтовикам и паркетным генералам, бессребренникам и казнокрадам. В общем, на войне как на войне. Впрочем, образы главных героев порой несколько прилизаны и идеализированы. Не всегда хватает им некой изюминки в характере. Порой все-таки так и веет соцреализмом в описании воинов без страха и упрека и бескорыстных политиков.

От души прошелся автор и по тыловым бездельникам, никчемным литераторам и продажным великим князьям. Кое-где очевидны отсылки авторов к современным реалиям.

Несмотря на то, что действие романа происходит полторы сотни лет тому назад, он крайне злободневен. Именно сейчас, в дни надвигающейся очередной смуты, авторы не стесняются воспевать сильную Россию, подлинных храбрецов и настоящих патриотов. Безусловно, позиция авторов вызовет немало споров среди читателей, но лично мне она близка.

Стоит отметить, что «Млава красная» не является самостоятельным произведением. В ней нет даже промежуточного финала и действие эпопеи обрывается буквально на самом интересном месте, как сказал бы попугай Кеша. Посмотрим, как авторы закончат этот роман. Надеюсь, им удастся удержать и высокий накал событий и реалистичность описаний и не переусердствовать с морализаторством. Однако пока по необычности замысла, тщательности проработки альтернативной истории, мастерству исполнения, наконец, мощному идейному посылу «Млава красная» на голову превосходит подавляющее большинство современных фантастических произведений.

P.S. Этот роман подходит не всякому читателю. Его не стоит читать, во-первых, рьяным фантам фэнтези Перумова. Они не найдут там привычных магов и некромантов и очень расстроятся по этому поводу. Во-вторых, его не стоит читать тем поклонникам и поклонницам Камши, кто в первую очередь балдеет от душки Роке Алвы. Полковник Росский, конечно тоже хорошо, но главное в романе отнюдь не это. В-третьих, его не стоит читать тем, кто считает хорошей военно-исторической фантастикой байки о том, как очередной студент-недоучка учить товарища Сталина громить немцев. Здесь все гораздо серьезней. В-четвертых, десятой дорогой стоит обойти эту книгу убежденных либералов. Они будут крайне возмущены позицией авторов.

Тем же, кто хочет прочесть умную, неординарную, честную книгу — весьма рекомендую этот роман

Оценка: 9
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Признаться, когда Вера Камша в далёком 2007 году написала на своём Форуме о том, что хочет создать роман, посвящённый альтернативному XIX веку, я отнёсся к этой идее с довольно большим скептицизмом. Ну не вязалась у меня в сознании Камша с её Таррой/Этерной и Россия XIX века. Всё-таки вымышленные миры и страны это одно, а наш мир (путь даже и альтернативный) – это совсем другое.

Прошло более четырёх лет. Увидели свет «К вящей славе человеческой» с альтернативной Испанией, «Данник Небельринга» с альтернативной священной Римской Империей, «Vive le basilic!» с альтернативной Францией. Что из перечисленного мне понравилось больше, что-то меньше, однако откровенно слабых произведений в этом списке не оказалось, а значит сочетание слов «Вера Камша» и «альтернативная история» перестало вызывать у меня удивление. А тут подоспела и «Млава Красная».

Права для «Млавы» был другой повод для опасения и имя ему было Ник Перумов. Некогда любимейший писатель, чьи книги я проглатывал за пару дней, с течением лет перестал вызывать сначала восторг, потом радость, а в итоге и удовольствие от прочитанного. Нет, я не считаю что «автор исписался». Просто, видимо, у меня изменились литературные вкусы и книги, вышедшие из-под пера Перумова после 2001 года, в лучшем случае оставляли меня равнодушным. И я боялся, что и «Млаву» постигнет та же судьба.

Опасался я напрасно. Интересный сюжет. Отличный язык. Хорошо прописанные герои. Впрочем, Aleks_MacLeod в своём отзыве сказал об этом гораздо лучше меня. Единственное, что хочу отметить особо: сцены сражений, на мой взгляд, получись бесподобными и два писателя–баталиста превзошли сами себя. Описание боя у деревни Заячьи Уши заставило меня почувствоваться себя на поле брани. Уже довольно давно со мной не было ничего подобного.

Специально для тех, кто не любит описание сражений и поэтому задаётся вопросом «читать или не читать?» сообщаю: боёв книге относительно не много (примерно как в «Красное на красном»). Но война ведь не состоит из одних сражений. Есть ещё марши и маневры, есть планы (удавшиеся и неудавшиеся), есть поиск виновных и кандидатов на роль козла отпущения. Так что читатели, которые равнодушны к военной прозе могут быть спокойны: это книга написана не для них.

Изрядно повеселили категорические утверждения некоторых читателей о недостоверной альтернативной истории и картонных декорациях мира «Млавы Красной». Мне, как человеку знакомого с изрядным количеством книг написанных в этом жанре, непонятна столь бурная реакция читательской аудитории, обычно склонной не замечать либо прощать всевозможные авторские допущения.

В «Млаве» Перумов и Камша использовали приём, который можно охарактеризовать как «сильно альтернативная Россия и менее альтернативная Европа». Почему Россия «сильно», а Европа «менее»? Так ведь это как раз и логично. Как и в нашем мире, Держава до XVIII века оказывала достаточно скромное влияние на европейскую политику, так случившаяся некогда развилка (если она вообще имела место, следует учитывать и такую возможность) затронула только Россию, оставив остальной мир практически неизменным.

Правда возможен и другой вариант: расхождение с нашей историей произошло столь давно, что к середине XIX века все существенные различия по сравнению с нашей реальностью нивелировались. Что характерно: Пола Андерсона, который в своём «Патруле времени» придерживался именно такой точки зрения никто халтурщиком не называет.

Как бы то ни было, и что бы не утверждали иное критики, альтернативная история выглядит достаточно правдоподобно. Так что довод в духе «что делает в этом мире Бонапарт?» выглядит не более чем придиркой.

Итог: сильный, оригинальный и крайне удачный роман в жанре альтернативной истории. Однозначный успех для обоих авторов.

P.S. Очень смеялся, когда увидел что средняя оценка, которую проставили лаборанты роману – 6,58! Лишний раз убедился, что средневзвешенная оценка не имеет никакого отношения к качеству произведения.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однажды, несколько лет назад, в одном из интервью Перумов сказал, что старается писать в традициях русского классического романа. Честно говоря, я действительно замечал нечто подобное во многих его романах, но классика и фэнтези казались мне мало совместимыми понятиями. Разные средства, цели, задачи, — различия слишком велики. Поэтому «Млава Красная» показалась мне отличной возможностью проверить, насколько истинны были слова Перумова.

Многие читатели сравнивали «Млаву» со знаменитым романом Льва Николаевича Толстого «Война и мир» и не безосновательно. Не вдаваясь в детали отмечу, длинные, необычные для современной фантастики, сложно сочиненные и сложно подчиненные предложения, манеры речи, стиль и слог. Разумеется, за прошедший век многое изменилось, как в нашей жизни, так и в русском языке, но сходство двух серьезных вещей показалось мне разительным.

Приятно порадовало, что соавторы умело управляют многими, не двумя или тремя, а пятью — шестью сюжетными линиями, не замыкаясь только на войне или только на мире, что безусловно пошло книге на пользу, расширив круг зрения. Особо стоит отметить пролог, который своей тяжеловесностью и громоздкостью отпугнул немало читателей, став своеобразным ситом, отделяющих тех, кому не стоит читать роман, от тех, кому он придется по вкусу. И хотя мне пару раз хотелось бросить книгу и не продираться через словоплетения пролога, я переборол себя и потом ничуть не пожалел об этом. Уже к его середине читать становится существенно проще.

Но кроме «Войны и мира» «Млаву красную» так и хочется сравнить с творчеством Пикуля. Как ни странно, но некоторые идеи и подходы у них совпали особенно в тех эпизодах, где описываются дипломаты и политические интриги. Возможно, прожженым либералам и западникам покажется, что авторы сгущают краски, но существуют исторические факты, подтверждающие эту точку зрения. Но лучше всего об этом свидетельствует разразившаяся в середине девятнадцатого столетия война, в которой большинство европейских государств так или иначе выступили против Российской империи.

Немало нареканий у читателей вызвали герои романа, в чем только их не обвиняли, и в шаблонности, и в безжизненности, и в надуманности. Спорить с этими утверждениями я не собираюсь, поскольку это пустое занятие. Но ни про Орлова и Тауберта, ни про Шуленберга, ни тем более про княжну, сказать такого нельзя — все они живые, чувствующие люди со своими эмоциями, слабостями и желаниями. А таких личностей, как генералы-интриганы, послы-шпионы, недовольная недостаточно высоким положением императорская родня хватало во все времена, достаточно полистать учебник истории или мемуары, что в общем-то авторы и сделали, причем неоднократно.

Ведь неспроста они создали альтернативную реальность, несколько отличающуюся от нашей. В противном случае каждый, мнящий себя знатоком истории, ставил бы им в вину, что тот или иной человек описан неверно, той встречи не было, не было и шпионов и тем более заговора. Но Перумов и Камша схитрили, создав другой мир, где они смогли отразить свой взгляд на давние события и их возможные изменения со всеми последствиями. Правда, сами последствия почти целиком остались на второй том, в котором должен произойти момент истины, когда станет ясно, к чему приведут действия героев, столь по разному заинтересованных в результате.

Единственное, что показалось мне не лишним и даже чужеродным, так эта «блазнения» солдат и офицера в снежную ночь. Все-таки эта линия плохо сочеталась с остальными сугубо материалистичными и рациональными. Видимо, совсем удержаться от искушения ввести что-то загадочное и необъяснимое соавторы не смогли.

Итог: альтернативное переложение истории России в середине девятнадцатого века в стиле русской классики.

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда работа сделана мастером своего дела это видно сразу. Эта книга служит безусловным подтверждением данного тезиса. Я не являюсь поклонником Камши и достаточно критичен к творчеству Перумова, но к данному роману это не относится. Он безусловно удался. Его можно по праву назвать литературным произведением. Это действительно литература и это действительно производная от богатой фантазии авторов, их безупречного стиля и стройной логики. Хорошо скроенное и ладно сшитое произведение читать которое приятно и интересно.

Роман не относится к классическим «попаданствам» и прогрессорству и это уже хорошо. Единственно, что напрягает, это большое число логических натяжек. Все же представляется, что при взятых авторами развилках мир получился слишком похожим на реальную историю. Но это легко списывается на авторских произвол и их же замысел и по большому счету не сильно мешает.

Общий вывод — любителям жанра АИ читать обязательно!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, как много параллелей с сегодняшним временем можно найти...

Современные доморощенные «либералы» твердят про «варварскую Россию», про «просвещённую Эуропу», про то, что мы должны «вежливо и тихонечко постучаться к ним в дверь, чтобы они нас научили прогрессу»...

Начало войны напомнило события 2008 года в Грузии... Только у нас понятно, кто стоял за Саакашвили, а здесь... Тоже американцы? Но которые, янки или конфедераты? Англия? Но ведь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
английский посол был удивлён началом конфликта? Или ему самому заранее не сказали «шефы»? Хотя это странно.

Хочется, наконец, прочитать продолжение.

Где-то прочёл, что это будет пенталогия. Однако.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень и очень сильное произведение. Отличные батальные сцены, чудесный язык. Из минусов только уж больно очень полярные герои, если хороший то прям до ангельских крыльев, а плохой так безпросветно, ну и то, что оборвали все буквально в воздухе!!!! Мне очень понравилось, надеюсь вторая часть романа будет на уровне.

Оценка: 9
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Купил книгу в декабре, а прочитал только вот сейчас — так уж сложилось. За это время много, много мнений высказывалось, как на этом сайте, так и за его пределами — часто весьма нелестные. Возможно, сказывается негативное отношение к авторам (ну как же, Перумов и Камша — литература для непритязательных натур...), или тщательно скрываемая многими неприязнь к стилистике литературы XIX в., и «военного романа» века XX (Пикуль, Степанов), в котором писали соавторы. Не буду гадать — у каждого причины разные — «Млава красная» — весьма специфическая вещь, подобные романы не издают тысячными тиражами, они предназначены больше на любителей. Но в чём же дело?

Перед нами — Россия, на дворе — 1849 год. Но правит страной вовсе не Николай Павлович, и страна не на пороге Крымской войны, по всей видимости, нет никаких признаков прошлогодних революционных потрясений в Европе... Чёрт, а ведь на карте даже нету Питера — столица высится на берегу Ладоги, и называется почему-то по гречески — Анассеполь. Даже Москвы нет! Владимир остаётся «сердцем Великороссии». Что за Россия? Откуда она такая? Авторы о развилках истории нашей замкнутой цивилизации предпочли умолчать. Рюрик не приходил княжить в Новгород- мы имеем династию Киевичей, не было татарского ига — земли объединялись вокруг Владимира, не было Ивана Грозного с его Ливонской войной, также отсутствует Петруша-бомбардир с его большими игрушками. Зато была некая Софья-воительница, которая считается величайшей царицей Богомольной. Последней весточкой от нашей реальности стал Суворов, Александр Василич, который, видимо, вездесущ. Оставим изыски альтернативных вывертов на совести авторов — не будем придираться к присутствию петровского «Табеля о рангах», к тому, что по неясной причине Наполеон третий раз сбежал со Святой Елены и даже сколотил новую армию — не в этом суть.

Само собой, «Млава красная» — прежде всего стилизация. Ей далеко до холодноватой безупречности «Войны и мира», она ближе к вещам Степанова и Пикуля. Присутствует сдержанный патриотизм — рядовые солдаты показаны простыми, но славными славянскими парнями, немало хорошего говорится и о Державе, о русском дворянстве. Но при этом один из главных героев — Росский — «лех», то бишь поляк, а главные «злодеи» — пруссаки — показаны благородными и сильными духом. Имперское общество показано несколько припудренным — нет, авторы сознают все его недостатки, они стараются их не выпячивать. Само собой, продажность и трусость генералитета показаны вполне натурально, также как и самодур-василевс, норов которого сдерживают мудрые министры.

Начало как-то не порадовало — обрывочное, смутное повествование о поражении Наполеона в Германии в 1824 году немного выбило из колеи. Позже сюжет выровнялся — сражение у Млавы и в Заячих Ушах описаны просто прекрасно. Вообще, линия Росского и Сажнева — самая интересная и содержательная. Линия Орлова, Тауберга и прусского посла раскрывают закулисье политических интриг, а Зинаиды — прежде всего показывает (хоть и очень бледно) великосветскую среду (здесь же раздаются болезненные тычки нигилистам).

Интересно? Местами, не всё удачно. Есть затянутости, есть свои логические неувязки (во время боя выговаривать выстрепенное «Фёдор Сигизмундович» — это как-то не совсем натурально). Это ни в коем случае не агитка, не манифест, не призыв к торжеству монархии — здесь этого нет и в помине. Это просто любопытный эксперимент (Ник ими занимается уже пять лет), стилизация, эстетически привлекательная, хотя и не очень яркая. Прежде всего «Млава красная» — книга умная, написанная мастерами, много передумавшими, много переспорившими. К сожалению, полного раскрытия персонажей и сюжета следует ждать только во второй части. Будем ждать.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

С бухты-барахты ухватился и не без удовольствия сей роман я прочитал. :) Наполеонику и все последующее, вплоть до ВОВ, я не очень то и люблю, и знаю, однако ж тут все легло на душу хорошо, ровненько. Кавалергарды, гусары, штуцеры, пехотные полки, штыковые атаки — красота! В сути своей книга — не сильно альтернативная альтернативка. :) С Наполеоном воевали три раза, вторая столица на Ладоге, Москвы нет, заместо неё Володимер и т.д. Ну и в сюжет намешано много чего. Мне угляделась и Крымская война, и Большая Игра, и кавказские войны, и русско-турецкие (и то, что этому предшествовало, пусть и угнетатель братушек нынче иной). Много чего. Пахнуло даже английским науськиванием в канун WWII. Узнаваемо.

Имперские души — Перумов-Камша — говорят просто и правильно. О многом: о мигрантах, о войнах на Кавказе, о том, что негоже провинциям давать воли больше, чем землям исконно русским (вспоминаем финку), о либералах (по этим знатно и по делу проехались), о реформах, о власти. Проблемы, вопросы — все на злобу дня, современные, о чем сегодня, как и полтора века назад, душа болит. Ответы же на оные — все правильные.

Хорошая книга.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Написано крепко. Достаточно продумано, если не вдаваться в мелочи. Но по большому счету это хорошая стилизация под 19й век, «а ля рус». Есть правда некоторые моменты, которые излишне затянуты и нудны.

Лучше всего, пожалуй, для подросткового или юношеского возраста. Роман показан для воспитания патриотизма. Хорошо и для тех, кто хочет почитать не очень обременительную приключенческую книгу о войне, не разбираясь глубоко в морально-этических дебрях. Враг указан, стратегия и тактика борьбы с ним рассмотрена и описана авторами достаточно подробно.

Оценка: 8
– [  28  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак, рискуя навлечь на себя гору негодующих возгласов и прочего в том же духе, всё-таки рискну написать достаточно критический отзыв на книгу.

Начну с достоинств, роман написан хорошим русским языком, какой редко встретишь, увы, в современной отечественной фантастике. И это главное достоинство данной книги.

Честно сказать эпика не привлекает меня, особенно романы без ярко выраженного главного героя. Однако в данном случае всё, сначала, вроде бы уместно – баталия под Зульбургом, показанная с разных сторон – не хватает только французской – весьма в стиле Веры Ивановны захватывает и не отпускает до конца. Вот только далее следует длинный предлинный ворох «преуготовлений к войне» — и снова несколько точек зрения на грядущий конфликт, на этот раз, включая и «супротивную», сиречь, прусскую. Периодически они сменяются бытописанием здешней правящей фамилии, в которой, как водится, есть и «принцесса на выданье», и «беспутный папенька», и «строгая маменька», и «любимый братик». Все эти образы столь стандартны, что даже имена как-то в голове не откладываются поначалу. Порадовал только «дядюшка-агломан», яростно ненавидящий Рассею, изо всей череды плоских шаблонных фигур он выделятся хотя бы этим, правда, снова не выходя за рамки стандартов.

Там же, местами откровенно раздражающий не то внутренний юмор писательских кругов, не то некое мнение о писателях описанной эпохи. Читать это местами даже не скучно, а просто неприятно. Особенно про некоего прототипа Константина Станюкевича.

Далее снова следует война, в которой полководцы отчаянно прибегают к новым тактическим приёмам, чтобы читатель не скучал, наверное. Ибо война в книгах временами может и наскучить, даже если описана она мастерски. Отважные русские герои раз за разом отбивают нападения злобных пруссаков, к тому же не признающих никаких законов войны, убивающих парламентёров, сшивая свои поступки «белыми нитками».

К самой войне, если честно, у меня, как у большого любителя военной гиштории есть ряд претензий, даже если исходить из канонов вымышленного мира. Книга полна штампов, авторы явно местами не удосуживались основательно погрузиться в тему военного дела, ограничившись вершками. Самым вопиющим является то, что гренадеры в авторском 1849 году всё ещё применяют ручные гранаты, более того, их зачет-то таскают с собой и стрелки подполковника Сажнева. А ведь от них, из-за почти полной непригодности в условиях современного на тот момент боя, отказались ещё в веке осьмнадцатом. Как раз из-за улучшения огнестрельных качеств тех же мушкетов. Странно даже, что докопавшиеся до первых револьверов и американских штуцеров, не почитались со столь простым историческим фактом.

Герои, которые так удавались Вере Ивановне, и вовсе не радовали в крайних романах Николая Даниловича, в этом романе откровенно плоские и неинтересные. Подполковник Сажнев – этакий royal rifleman Sharp, только с русским уклоном, ин е обременённый воистину дикенсианским детством, как герой Корнуэлла. Вообще, это относится ко всем героям книги. Они лишены прошлого, за исключением привычного и набившего оскомину к середине книги «детство, отрочество, юность, Буанопартовы войны, Зелёная линия». Всё, что я сказал относительно семья царя-василевса, относится и к остальным. Гвардионский полковник, Глупый командир, смеющийся Морально-устаревшим командиром, Ловкий начальник штаба, Вражеский генерал, Василевс, Удивительно симпатичный сатрап… И так далее, и тому подобное. Все они, не смотря даже на ряд очевидных недостатков, вроде лихости и вольнодумства военного министра Орлова, настолько иконописны, что хоть сейчас в Красный угол. Это касается «хороших» персонажей. «Плохие» же являют себя, как обычно, во всей красе – мерзости, предательства, корысти, подлости. Они готовы на всё, чтобы «хорошим» жилось как можно хуже.

Однако всё, сказанное мною выше, затмевается одним фактом. А именно тем, что вся альтернативность романа весьма половинчата. Полностью перекроенная, включая имена и часть фактов, история России, смотрится удивительно на фоне почти не тронутой истории остального мира. Алдасьевы-Серебряные на фоне французских Бурбонов и британских Тюдоров выглядят по меньшей мере странно. И во весь рост встаёт вопрос – зачем?

Частично менять имена, почти не трогая остальную историю страны? Перемещать и переименовывать столицы одной страны, не трогая остальные государства? Прилагать столько усилий, при этом оставляя альтернативность мира далеко не полной?

Ни на один из этих вопросов книга ответа не даёт, что весьма печально.

P.S. Что же касается мистики, то она мне лично показалось некой смесью из привычных по творчеству Веры Ивановны суеверий, столь фееричных в «Отблесках Этерны», и чего-то смутно отдающего творчеством Валентинова. Особенно все эти периодически проявляющиеся люди с шинелях и упыри, водящие хороводы вокруг Сажнева. В тех же «Отблесках» подобная мистика была куда уместней и интриговала намного больше, здесь же – маленькая рюшечка, которая хороша, но не более того.

Не хватает все безумных престидижитаторов и магов всех мастей, что наводняли Европу с описанные века. От графа Калиостро, который жил, правда, несколько раньше, до прославленного Александром Сергеевичем в «Пиковой даме» его современника – графа Сен-Жермена. Подражателей у них во все века хватало.

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мир «Млавы Красной» развивается по альтернативному пути не менее тысячелетия, и при этом строго синхронно реальной истории. В этом тоже есть своя логика. Что получится, если из русской истории устранить главных европеизаторов? Вместо Петра реформами занялись бы, вероятно, Софья с Голицыным, вместо Екатерины — Панины или Воронцовы, вместо Александра — Павел или Константин. Ход событий был бы, вероятно, совсем другим, результаты вполне сопоставимы. Здесь же и ход событий почти не отличается от реального. Наполеоновские войны закончились немного позже, Крымская война или ее аналог начинается немного раньше, декабристы выступили позже на год или два. Почти все исторические личности этого мира имеют реальных прототипов. Перечислять не буду, список займет не менее страницы. Притом, это увлекательный вид спорта — самому искать аналогии между мирами.

Для начала повествования авторы выбрали довольно тусклый период русской истории, соответствующий кануну Крымской войны. Тусклый, и при этом знаковый. Структурная отсталость России. Давление со стороны Запада. Копившийся десятилетиями груз нерешенных проблем. Слабая социальная опора власти. Сильный царь, неспособный подняться над сиюминутными задачами. Оппозиция в лице светских бездельников. Ох...

В первую очередь книга будет интересна тем, кто любит читать на темы войны и политики. Остальные сюжетные линии развиваются неторопливо. Элементы мистики присутствуют в самой минимальной дозе, что с моей точки зрения является плюсом. Книга написана ясным спокойным языком. Герои в массе своей выглядят, к сожалению, бледноватыми. Хотя и не безликими, что для фантастического романа уже хорошо.

В общем, прочитал книгу с удовольствием, жду второй части и надеюсь, что третьей не будет. Все-таки у Веры Викторовны законченные вещи получаются гораздо лучше сериалов.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

К чему и зачем эта книга? Без продолжения ответа нет, и не будет.

Причем тут альтернативная история? Зачем такой прием? Все. Буквально все, что несли авторы, можно было уместить и в рамках настоящей истории. Достаточно было напрячься поисками материала. Решили выдумать свое? Имеют право. Но, тогда могли бы обосновать такую вилку реальности.

Язык книги, не поспоришь — хорош. А вот герои... Плоские, нежизненные какие-то. Черно-белые. Впрочем, как и события. Развития сюжета не много.

Батальные сцены (скорее всего от Комши) не плохи. Пафос в отношении русской армии умеренный. Правда есть к чему придраться, к тем же пушкам, раскатывающим по полю сражения. Но, стоит ли? Может это альтернативная история?

У меня сложилось впечатление, что зря, вполне хорошую книгу, авторы разбили на две части. Ибо стало не понятно, зачем и что писали.

Тем, кто ещё не читал, посоветую читать сразу же со второй частью вместе. Иначе у Вас может появиться такое же недоумение, как и у меня.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх