fantlab ru

Джон Уиндем ««Избери путь её…»»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.57
Оценок:
298
Моя оценка:
-

подробнее

«Избери путь её…»

Consider Her Ways

Другие названия: Избери пути её; Посмотрим, как ей это удастся; Ступай к муравью; Будь мудрым, человек! Попробуй, пойми её!

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Одна из самых резких и язвительных «женских» утопий, фактически антиутопия. Изображена ситуация, когда все мужское население вымерло и представительницам прекрасного пола теперь никто не мешает устроить жизнь «правильно». Однако, взятая в качестве основы для нового общества модель пчелиного улья, на деле оборачивается еще большим кошмаром, чем при прошлой цивилизации, когда везде доминировали мужчины.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Впервые на русском: «Избери путь её…»: журнал «Смена», №№ 14-15, 1989 г. Перевод Ф. Сарнова.

Также повесть издавалась на русском в антологии «Избери путь её» Мельбурн, издательство Артол, 1990. Тираж 500 экземпляров. Других выходных данных нет (alex1970).

Название повести в оригинале (Consider Her Ways) — это ироническая, но точная цитата из Библии (Притчи Соломоновы, 6:6). В английской версии:

Go to the ant, thou sluggard; consider her ways, and be wise:

Which having no guide, overseer, or ruler,

Provideth her meat in the summer, and gathereth her food in the harvest.

(муравья автор по каким-то соображениям поставил в женском роде: Consider Her Ways).

В русском синодальном переводе:

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.–

То есть Уиндем не зря связал принципы устройства описанного им общества с муравейником или пчелиным ульем.


Входит в:

— сборник «The Infinite Moment», 1961 г.

— сборник «Ступай к муравью», 1961 г.

— антологию «Best SF Five», 1963 г.

— антологию «8 Science Fiction Stories», 1967 г.

— антологию «A Science Fiction Argosy», 1972 г.

— антологию «The Time Travelers», 1985 г.

— журнал «Смена № 14, 1989», 1989 г.

— журнал «Смена № 15, 1989», 1989 г.

— антологию «Крик дерева», 1991 г.

— антологию «The Science Fiction Century», 1997 г.


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Крик Дерева
1991 г.
К. Саймак, Д. Уиндем. Фантастика
1991 г.
Золотоглазые
1993 г.
Паутина
1993 г.
Миры Джона Уиндема. Том 5
1995 г.
Выживание
1996 г.
Во всем виноват лишайник. Избери пути ее
2021 г.
Избери пути ее
2022 г.

Периодика:

Смена № 14, июль 1989 г.
1989 г.
Смена № 15, август 1989 г.
1989 г.

Самиздат и фэнзины:

Зов пространства
2018 г.
Кракен пробуждается
2024 г.
Кракен пробуждается
2024 г.

Издания на иностранных языках:

Sometime, Never: Three Tales of Imagination
1956 г.
(английский)
The Infinite Moment
1961 г.
(английский)
Best SF 5
1963 г.
(английский)
8 Science Fiction Stories
1967 г.
(немецкий)
Best SF Five
1971 г.
(английский)
A Science Fiction Argosy
1972 г.
(английский)
The Time Travelers
1985 г.
(английский)
The Time Travelers
1986 г.
(английский)
The Science Fiction Century
1997 г.
(английский)
The Mammoth Book of 20th Century Science Fiction: Volume One
2003 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Антиутопия, это чьято утопия показанная нам не с той стороны) Мир где нет мужчин, думаю сейчас есть женщины мечтающие именно об этом. Но избавившись от гнета мужчин женщины этого мира вывели «специализированные породы» женщин которых начали угнетать. Конечно они считают что те счастливы, поэтому ничего страшного. Но ведь из них формируют неполноценные личности годные только для выполнение специфических обязанностей: работы по дому, тяжелой работе и родам. Как минимум к служанкам применяют физические наказания. Никто из этих «специализированных» не умеет даже читать. Но все при этом счастливы. Это либо самообман рассказывающей об этом, либо что еще хуже полное уничтожение личностей всех«неполноценных». Служанки и работницы к тому же лишены возможности иметь детей. Все права имеют только немногочисленные женщины-ученые, единственные полноценные люди. Повествование ведется о лица «попаданки» которая очень недолгое время провела в этом мире, поэтому многих интересных вещей мы просто не узнаем, что позволяет нарисовать мир общими мазками не вдаваясь в мелкие детали.

Очень странным кажется что оставшись без мужчин, женщины отказались от секса. Куда делись лезбиянки и бисексуалки? В таком обществе им нет нужды скрываться, и подобные отношения должны процветать. Еще более странно, что вместе с мужчинами пропали войны, попробуйте изучить замкнутые женские коллективы, там уровень насилия очень высок. Тем более что современные войны это следствие не чьих то агрессивных желаний, а банального расчета.

Тем не менее произведение интересное и на мой взгляд жуткое. Понравилось решение автором временного парадокса, когда героиня вернувшись в наш мир пытается недопустить того что произошло.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

:rev: Одно из самых неоднозначных произведений Джона Уиндема. Мир без мужчин, живущий по законам муравейника. За основу принята система состоящая из четырех классов — правящий докторат, 50% состовляют медики. Затем следуют мамаши, прислуга — женщины маленького роста и работницы. Все счастливы, счастливы по-своему. Общество стабильно, в нем нет войн, голода, насилия... женское общество. Но почему же ГГ оно не нравится? Почему она так хочет вернуться в свой неустроенный двадцатый век? Люблю, когда мужчины о женских делах рассуждают! Один Флобер с восклицанием — « Мадам Бобари — это я!», чего стоит. А теперь еще один вариант.

Произведению не повезло или повезло, как посмотреть — в нескольких разных переводах оно выглядит по-разному. Мне более симпатичен вариант М. Бирмана, впервые напечатанный в пятом томе Миров Джона Уиндема издательства Полярис, в 1995 году.

Оценка, между прочим — 10! Кто не согласен — перечитайте.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова шедевр от Уиндэма!

На этот раз история про мрачное будущее, где вымерли все мужчины и за дело взялись женщины. Причём общество построили на примере муравейника. Поделили всех на 4 класса: Толстые мамаши, малютки-обслуги, качки — работяги и правящий Докторат. Картина рисуется просто жуткая. Потрясающий монолог женщины-историка про дикий ХХ век, с угнетением женщины. И несмотря на утрирование ситуации, в её словах действительно много правды.

А концовка мне очень напомнила Терминатор: Судный день. Возможно Камерон почерпнул идею из этой повести:wink:.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как часто у Уиндэма в сюжета несколько уровней. Вымирание мужчин — и автор рисует однополое общество на определённом этапе его развития. Со всеми недостатками и преимуществами. Действие наркотика такого особенного, что проживаешь чужую жизнь. Возврат в своё время и попытка уничтожить предпосылки и причины появления определенной вероятности однополого будущего. Всего намешал. Получилось интересно.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бывает так: простая по форме и содержанию вещь, показавшаяся абсолютно рядовой при первом прочтении, спустя годы вдруг поражает. Своей точностью и актуальностью, странной мрачной аурой, горьким привкусом правды.

Я читала эту маленькую повесть, написанную так давно, и понимала, почему раньше она не находила отклика: все, что говорит в ней заведомо отрицательный персонаж, историк Лаура о нашем времени — правда. И эту правду о нас, женщинах, о том месте, которое мы определяем для себя под влиянием традиций, экономической целесообразности, рекламы и прочих ухищрений, о нашем нежелании что-либо менять в сложившейся социальной структуре, не очень хочется признавать.

Содержание повести знакомо, наверно, всем по тем фильмам, которые высмеивали такое будущее. Мир остался без мужчин и им правят женщины. Но если в знакомых фильмах это было забавно, то в этой истории — страшно. Жестко разделенное на четыре класса общество строго контролирует каждого своего члена и жестоко карает любые отклонения от «нормы».

Да, нет больше насилия, преступности и войн, зависти и ревности, но нет и искусства, свободы выбрать себе занятие по способностям и желанию, технологического прогресса. Собственно и желаний никаких нет, кроме тех, что дозволены для твоей социальной ниши. Развитие остановлено, но никто это не считает слишком большой ценой за покой и безопасность. И только историки еще хранят искаженную память о прошлом времени.

И удивительно, героиня, случайно угодившая в этот новый мир, не может привести ни одного аргумента, который мог бы убедительно оправдать наше время, и осудить выросшее из него жестокое, но, одновременно, обладающее мрачной притягательностью, будущее. И ей ничего не остается, как взять на себе ответственность за неприятное решение.

Будет ли ее жертва ненапрасной, мы так и не узнаем. Уиндэм оставляет этот и еще множество вопросов без ответов. Вообще, удивительно, что это произведение исключительно о женщинах написал – и как написал!- мужчина. Наверно, стоит нам, дамы, прислушаться к этому «голосу со стороны».

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма оригинальное произведение. Мне понравилось. Иногда, сравнивая сюжет из давно прочитанного с сегодняшней действительностью, кажется, будто автор «как в воду глядел». Вот и мне сдаётся, что наш мир потихоньку видоизменяется и может стать похожим на тот мир. И при наличии обоих полов. Уже сейчас на западе всё под тотальным электронным контролем. Расчёт в основном по карточкам. Т. е. всё прозрачно и видно, кто что покупает и чем питается. У всех мобила. Т.е. известноего точное местположение. Биометрические удостоверения. Т.е. отпечатки пальцев, отсканированное лицо и иногда глаз. Всё это находится в базе данных сразу нескольких государств. Сейчас говорят, что это всё очень хорошо, удобно и полезно, а завтра тотальный контроль над всеми людьми. Вот вам и улей.

Хотя может я и преувеличиваю. Да и от темы немного отклонился.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Нет ничего более страшного, чем неизвестность. «Избери путь её» окунает читателя в этот страх с головой. С первых строк мы сталкиваемся с чем-то психоделическим, разделяя эмоции героини, погружаемся в какой-то нереально-шизофренический мир, в котором она просыпается, и негодуем, боимся, плачем от бессилия вместе с ней. Ничего не понимаем и верим, что всё происходящее – сон. И ещё мы ничего не помним.

Потрясающе острое, на грани триллера повествование ведёт нас от полной бессознательности героини к пониманию ситуации и осознанию бедственности её положения. Оторваться от этого невозможно ни на миг. Странный и страшный мир, в котором она просыпается, оказывается ЕЁ миром – миром, в котором не осталось мужчин. Философия переплетается здесь с психологией так плотно, что читатель может поневоле сменить свою точку зрения относительно феминизма и полезности научных исследований.

Двойственный финал убивает. Резкий скачок в линейности повествования сначала сбивает с толку, а потом расставляет все точки над «и», и становится горько, и в какой-то степени страшно.

Очень реалистичная фантастическая антиутопия.

+9

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда женщина пишет о мужчинах, она пишет женским языком. Когда мужчина пишет о женщинах, он пишет мужским. Это бытность, с этим ничего не поделаешь, слишком сильнО различие в психологии и взглядах на жизнь между полами! Периодически появляются произведения, в которых писатели рисуют мир будущего без мужчин, но что поделать, если такова физиология H.sapiens. Автор умудрился написать унифицированным, бесполым языком, на мой взгляд, не обидев ни один из полов. Но написал очень ярко, жестко, реалистично! И от этого было немного не по себе!

Другое дело, что общество, показанное им, вызывает неприятие, отторжение и искреннее желание поблагодарить Бога за то, что этого нет на данном этапе.

Историки, пишущие о прошлых эпохах практически всегда верные псы у кормушки правящей элиты, поэтому так искажено описание «эпохи с мужчинами«!

Произведение великолепное, замечательное, заставляющее думать!

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Общественный строй плох именно тем, что роли для всех жестко определены, изменить ничего нельзя. И всем он кажется наиболее естественным! Осуждается порядок, существующий в наше время, при этом факты переиначиваются так, чтобы антиутопию можно было назвать вершиной эволюции.

И конечно, конец впечатляющий. Сначала автор показывает как реальный тот «муравьиный» мир, который героине кажется страшным сном; потом — привычную нам реальность; а в последних строках и вовсе дает намек на будущее... Одно из лучших произведений Уиндэма.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Подумал было, что меня ждёт динамичный гротеск вроде гербертовского «Улья Хельстрома». Но, в противоположность «Улью...», эта книга оказалась очень спокойной и размеренной. Ульевое человечество, описанное в ней, выглядит тихим и миролюбивым, почти что идиллическим по сравнению с жестоким и громыхающим миром хельстромитов. Но, тем не менее, в этот «женский мир» поверить труднее: он кажется какой-то имитацией, декорацией, или же экспериментом в ходу, исход которого совершенно неясен и непредсказуем.

Интересны и оригинальны описания нашего времени глазами человека из другого человечества. Я оказался во многом согласен... )

Очень примечателен безысходный финал: он даже не на хронооперу уже похож, а скорее на мистическую историю о неизбежности пророчества.

А еще мне совершенно непонятна истерика главной героини: почему она считает, что любовь — всенепременно должна быть половой?! Если жительницы человеческого улья лишены половых инстинктов — то почему они должны страдать от отсутствия любви к мужчинам?.. Разве крот страдает от отсутствия света? Разве в ульевом мире не может быть предостаточно своих вариантов любви: любви к работе, любви к матерям и сёстрам, любви к кошкам, наконец?.. (Конечно, если в этом мире есть кошки)

А может, я и сам какой-то ульевик?.. Не случайно же я, еще до прочтения и «Улья Хельстрома», и «Избери путь её», совершенно независимо написал рассказ об эусоциальных людях... И да, я действительно считаю, что человечество в конце концов придёт к искусственной репродукции, агендерности и эусоциальности, если только не самоуничтожится до этого.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почему-то никто ещё не отметил важную деталь: название повести в оригинале (Consider Her Ways) — это ироническая, но точная цитата из Библии (Притчи Соломоновы, 6:6). В английской версии:

Go to the ant, thou sluggard; consider her ways, and be wise:

Which having no guide, overseer, or ruler,

Provideth her meat in the summer, and gathereth her food in the harvest.

(муравья автор по каким-то соображениям поставил в женском роде: Consider Her Ways).

В русском синодальном переводе:

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым.

Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя;

но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою.–

То есть Уиндем не зря связал принципы устройства описанного им общества с муравейником или пчелиным ульем.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Оригинальное фантастическое произведение, чем-то напоминающее путешествия Гулливера. Согласитесь, что в этом есть что-то социальное и философское, что-то о важности или не важности полов, места женщины в обществе... В этом контексте, это путешествие превзошло бы все остальные по социальной остроте. Однако, автор выбрал просто фантастический сюжет, смотри концовку, чем окончательно испортил впечатление от первой основной части. Вероятен ли такой мир? Мне кажется автор доказал это, но его аргументы слишком мужские...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Любопытная повесть, транслирующая социальную повестку семидесятилетней давности. Хотя бы ради этого стоит прочитать. В целом выше среднего, особенно с учётом года написания. Традиционно для Уиндема самобытный интересный мир, насколько возможно раскрытый в рамках короткого произведения. Местами банально, но это терпимо.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вариант «дивного нового мира» без мужчин, полностью вымерших от крысиного вируса.

Интересно, читается даже с удовольствием, но... Вторично. Построение общества калькировано с мира Хаксли, вся разница лишь в том, что воцарился стопроцентный матриархат.

Остаётся на усмотрение читателя — было ли посещение героиней тела Матери Орчис галлюцинацией или действительно произошло переселение душ, но набивший оскомину «неожиданный» «вот это поворот!» в последнем абзаце любой вариант сводит к одинаковому итогу.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вывод — будущее изменить нельзя. Качество повести вариирует в зависимости от перевода, но в любом варианте описание концепта альтернативного мира хорошо удалось.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх