Елена Щетинина «Вы поедете на бал?»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Классический мистический хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Оставленный на попечение Светы шестилетний племянник принёс со двора дорогую игрушку. Говорит, купил. В остатках древнего сооружения на детской площадке. Причем купить там можно что угодно, только плата какая-то странная.
Входит в:
— антологию «Самая страшная книга 2024», 2023 г.
Номинации на премии:
номинант |
Чёртова дюжина, 2022 // (8 место) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
drevolaz, 29 апреля 2024 г.
Рассказ начавшийся в стиле городского фэнтэзи закончился не пойми чем. Какие-то вдруг тени, духи, дементоры... И вдвойне обидно от того, что написано то увлекательно!
Елена Щетинина — талантливый рассказчик, у её работ приятный ровный слог и она умеет обыденную повседневную бытовую вещь сделать до жути странной и пугающей при ближайшем рассмотрении. Но произведения из под её пера частенько грешат абсурдностью в развязках, когда последовательное повествование скатывается в полный хаос.
Обсуждаемая здесь вещь — очередной тому пример, увы.
majj-s, 3 марта 2024 г.
Молодая тетушка чересчур ревностно относится к моральному облику доверенного ее заботам племянника и влипает по самое не-хочу. Легкий флер кинговых «Необходимых вещей»
nightwarden13, 21 февраля 2024 г.
Вот просто я и бал, ни дать, ни взять...
История схожа с «Луноходом», тоже тебе дадут шо хошь, но с условиями, которые придётся выполнять. В итоге всё закончилось каким-то балом сотоны, как у Булгакова, только на минималках, так как это русский хоррор, ееее...
Mo3k, 19 февраля 2024 г.
Начало хорошее, интересное с намеком на что-то большее. А конкретнее на такой бытовой ужастик, когда пугает что-то совершенно обыденное. Вещь или ситуация, которая происходит с обывателем каждый день. Но с середины развитие рассказа пошло не туда — опять СТРАШНЫЕ, НЕПОНЯТНЫЕ ТЕНИ, мистичная мистика и прочее.
К слову, название рассказа настраивает именно на бал, что-то историческое, а история крутится вокруг детской площадки. Потом это конечно раскроется, но диссонанс был.
Написано складно, легко и быстро читается, по-началу даже с интересом. Во время чтения закралась мысль, что Света — главная героиня — это образ автора, хотя с автором я и не знаком. Но это так лирика.
После смены тона и кульминации ощущение, что к одному рассказу прилепили конец другого. Это разрушило погружение, но и это можно было бы простить, если бы концовка и развязка не была бы такой банальной, скучной, жеванной-пережёванной и СТРАШНЫЕ, НЕПОНЯТНЫЕ ТЕНИ!
В итоге: размах на рубль, а удар на копейку. Это не просто проходной, слабый рассказ для сборника, но и для автора. Заинтриговали, но после прочтения сплошное разочарование и СТРАШНЫЕ, НЕПОНЯТНЫЕ ТЕНИ! БУ!
Nord, 20 января 2024 г.
Бывает, в голове крутится хорошая идея, но не получается развить ее во что-то полноценное. Ты садишься за написание, рассчитывая, что придумаешь оставшееся в процессе – и все идет прахом. Ярчайший пример такого подхода “Вы поедете на бал?” Елены Щетининой.
Автор умеет писать: быстро разворачивает экспозицию, намечает конфликт. Четким шагом Елена ведет своего читателя вперед, ровно до середины текста – потом она теряется на незнакомой территории, заводя вместе с собой и читателей в тупик. Известный сценарист Сид Филд – дядечка, популяризовавший трех актовую структуру – всегда говорил: “Не знаешь каким будет финал – не пиши!”. Елена этим золотым правилом пренебрегла: конец рассказа скоротечен и сумбурен донельзя; уверенный хоррор с четкой структурой вдруг скатывается до “вирда” самого низкого пошиба. Намеки на эльфов, подменыши и похищения детей, «Дикая охота» на русской земле, старинная детская игра из названия? Чиво? Как это все связано?
Никогда не имел ничего против недосказанности, открытых финалов и прочих типичных фишек современного “вирда”, однако все эти вещи должны работать на художественную задачу, как минимум хороший “вирд” несет в себе какую-то важную идею, центральный смысл. Прочитанный мной рассказ не опирается на видимую тему и не касается актуальной проблематики. Что хотела донести до нас автор: халява – зло; не стоит играть с дьяволом? Страх потери детей? Вероятно, но смущает одно: героиня только присматривает за пацаном, а мать появляется в одном абзаце и ее ничего не смутило. Смысл рассказа от меня укрылся.
Текст делится на две части: ясный сюжет и попытки довести рассказ до логического финала, когда идеи иссякли. Автор замаскировала безыдейность второй половины текста атмосферными красивостями – особого смысла этот ход не привнес, скорее добавил еще больше вопросов. Впрочем, финал мы в итоге получили — разочаровывающий, шитый белыми нитками, – но какой есть.
Реклама опять обманула: лучшее за год? Ха! Определенно нет, менее опытные авторы предлагали более интересные и – главное! – цельные работы. Чем думала таргет-группа, когда отбирала этот текст – клюнула на красивости и богатый язык? Если этими двумя критериями определяется лучшее за год, то я – пас!
UPD: Оказалось, что текст — финалист «Чертовой Дюжины 22». Снимаю претензии с таргет-группы и перевожу недоуменный взгляд на участников конкурса (водя пальцем у виска) и составителя.
sergej210477, 11 января 2024 г.
Старый как мир сюжет про договор с нечистой силой. Все знают, что за все в жизни нужно платить, что честной сделки с лукавым не бывает, но...
Увлекательное начало.
Наивная детская игра превращается в нечто серьезное и опасное, когда место ребенка занимает взрослый.
Ну а потом — не знаю, но, по-моему, сюжет становится предсказуемым, интрига пропадает. Кроме того, к чему здесь почти булгаковский сцены?
Такое ощущение, что вторую половину рассказа писал другой автор. Жаль, начало истории мне понравилось.
Alfie, 29 декабря 2023 г.
Начиналось интересно. Первая треть рассказа здорово завлекла.
Вторая треть несколько просела. На мой взгляд, это случилось из-за рубленной структуры: разбивки текста на короткие эпизоды. Темп сбивался. Читать — все равно что ехать в плотной медленной колонне машин: вот вроде бы движение началось, но стоило проехать несколько метров, как вновь приходится жать по тормозам, опять проехал немного — и вновь остановка, и так далее. И чем ближе в развязке, тем более фрагментированным становился текст.
Появилось впечатление, будто автор начал рассказ с чувством, толком и т.д. а в последней трети уже мчался к финалу на всех порах, лишь бы (успеть?) поставить точку. Отсюда — нещадное дробление текста. Атмосфера и саспенс от этого сильно просели.
Последняя треть рассказа и вовсе как-то изгладилась из памяти на следующий же день. Помню только какой-то полет в небе над землёй в духе «Мастера и Маргариты» и упоминание дикой охоты. Все.
URRRiy, 30 ноября 2023 г.
Сказка о бесплатном сыре в условиях современного города. Не особо сложная, в меру увлекательная, как и положено сказке, с недоговоренностью.
В общем, нормальный элемент тематического сборника, но как то маловато для отдельного произведения.
Wolf94, 28 октября 2023 г.
Елена — одна из сторожил ССК. Мне кажется ни один сборник не обошелся без ее рассказа, и вполне объяснимо. Есть в творчестве Щетининой что-то такое, что выделяет ее среди других. Правда «Вы поедете на бал?» все же выделился даже среди работа автора. Начиналось все складно, а потом будто выдрали кусок текста, и перешли в черновую версию Булгакова, сцена где Маргарита летает, с Баркеровскими отголосками.
Тетя подозревает племянника, что он ворует и начинает выяснять откуда у него машинка. Тот отвечает, что купил в домике и повел показывать.
Ладно бы была какая-нибудь предыстория этого дома, или что хотя бы дети пропадают, легенды местные и т.п., но ведь читателю остается только догадываться, как так вышло.
Как по мне, так рассказ недоработан.
КокаКлюшкин, 18 октября 2023 г.
Вот до того, как началась эта фантасмагория с полётами и балами, было хорошо. А потом стало непонятно. Зачем она тут, эта фантасмагория? Не пришей к кой-чему рукав, как говорится. Такое ощущение, что авторка не знала, как закончить рассказ, и решила: а пусть так как-то.
misslidell, 18 октября 2023 г.
Рассказ о том, как детские игры оборачиваются воротами в хтоническую вселенную. Занятная тошнотворненькая вещица. Читается на одном дыхании.