Наоми Новик «В семи годах от дома»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Антивоенное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами | Линейный
- Возраст читателя: Любой
Заселённая двумя народами планета, которую нужно освоить. Для этого надо убедить население её вступить во вселенское сообщество. Как это сделать проще всего? Втравить их в изматывающую войну друг с другом, оказывать помощь каждой стороне, а когда они окажутся на грани полного самоуничтожения — предложить услуги мирного посредничества. Но отработанная схема на этот раз даёт сбой. Руфь Патрона, очевидец и непосредственный участник разразившихся событий, подробно рассказывает о них в этой истории...
Входит в:
— антологию «Воины», 2010 г.
— антологию «Лучшая зарубежная научная фантастика. Император Марса», 2011 г.
— журнал «Clarkesworld. Issue 95, August 2014», 2014 г.
— антологию «Space Opera», 2014 г.
— антологию «Galactic Empires», 2017 г.
- /языки:
- русский (3), английский (9)
- /тип:
- книги (11), периодика (1)
- /перевод:
- А. Хромова (3)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 7 марта 2013 г.
Чудесная иллюстрация принципов внешней политики некоторых стран. Чтобы «освоить» общество, получить в его лице рынок сбыта и доступ к его ресурсам, сначала надо втравить его в братоубийственную войну, дополнительно нажиться на поставках вооружения обеим сторонам, а когда они будут измотаны и в принципе неспособны оказать сопротивление «цивилизатору» — разыграть из себя миролюбивого ангела и за ручку привести данные народы в мировое сообщество.
Главная героиня — как раз одна из «военных советников», сколько бы она это ни отрицала, задача которой состоит в помощи одной из воюющих сторон. Общество это довольно необычно — «зелёные», которые максимально сжились с природой, не загрязняют её, не добывают полезные ископаемые, все их технологии основаны на селекции живых организмов. Казалось бы — никаких шансов против прагматичной технократической цивилизации. Но сломить их оказалось не так просто, более того, своими радикальными действиями они рушат все планы космического сообщества.
Крайне интересный и поучительный рассказ.
Руфь Патрона — «воин-советник», воин-провокатор, чья задача не в непосредственных участиях в боевых действиях, а в раздувании войны. Ей ни в коем случае нельзя допустить, чтобы война закончилась слишком рано. Цинично, но результативно.
Prosto_Chitatel, 6 января 2024 г.
Забавный сплав из «Аватара» Кэмерона и «Неукротимой Планеты» Гаррисона. Ввиду того, что целую войну надо было запихнуть в относительно небольшой рассказ, получилось вполне толково и увлекательно. А выбранный стиль «сухого» докладческого изложения позволил соблюсти свобеобразный нейтралитет между теми, кто сразажлся в войне и был над схваткой (Конфедерации). Многим, как я смотрю по комментариям, очень захотелось увидеть в рассказе, что автор однозначно встала на сторону мелидян, хотя ее героиня неоднократно упоминала, что ее решение было ошибочным. Так же внимательный читатель заметит, что с самого начала было упомянуто, что ОБА народа были пришельцами на планете, и что просто мелидяне прибыли сюда первыми, а вовсе не были коренными жителями. Рассказ как раз тем и хорош, что тут нет правильной стороны, и каждый из читателей может выбрать себе решение сообразно своему восприятию действительности.
Отдельно хочется отметить шикарные описания природных технологий мелидян в исполнении Новик. Фантазия автора — на высоте. И если разъедающие механизмы бактерии — не новость и довольно банальны, то вживлающиеся с помощью паразитов крылья, живая одежда, паруса и лодки и многое другое очень оживляют созданный мир и заставляют думать, что автор даже ради коротенького рассказа не халтурила и прорабатывала окружение главной героини на совесть.
Но и тут нельзя не отметить эти нездоровые феминистские нотки, без которых на западе теперь просто хлебом не корми — дай только опустить сильный пол. И тут мужики малоразвивающиеся, не способные «ужиться с крыльями», сидят дома с детьми, и вообще женщины искусственно удерживают популяцию девять женщин к одному мужчине — так сказать, «грамотный балланс». Ладно бы все это имело бы хоть какое-то отношение к сюжету, но нет, вообще никакого. Если бы не эта маленькая ложка дегтя, то «В Семи Годах от Дома» вполне можно было бы считать почти эталлонным коротким антивоенным рассказом. К тому же, читающимся весьма легко и увлекательно.
igor_pantyuhov, 18 декабря 2012 г.
Довольно интересно. И захватывающе — как бы это не было удивительно. Лично у меня, аналогий с Аватаром не возникло, вместо него возникла аналогия с Гражданской войной в нашей стране. Ситуация схожа — два лагеря, враждующих между собой, сторона которая имела преимущество проигрывает, и третья сила которая помогает обеим сторонам. Один в один. Немного сбивало с толку манера изложения но это только сначала. Потом все устаканивается. Понравилось необычность биологического оружия. И интрига в общем-то присутствует и до самого конца неясен исход деле. Да и сама манера повествования, которая описывает события как произошедшие, довольно-таки неплоха. И к месту в этом рассказе. Оценка 7.
Seidhe, 12 ноября 2018 г.
Дабы определиться, стоит ли тратить время на чтение романа «Чаща» Наоми Новик, собравший пару лет назад внушительный букет престижных фантастических премий с разбросом от «Небьюлы» до «Мифопоэтики», решил познакомиться хоть с каким-то примером её творчества. Связываться с романами и рассказами из объёмного цикла «Temeraire» не хотелось, поэтому выбор пал на рассказ «В семи годах от дома».
Признаться честно — повёлся на сравнения с Ле Гуин. Впечатления по итогу — смешанные. С одной стороны, рассказанная история лично мне близка и понятна: очередное столкновение техногенной и биологической цивилизаций, спровоцированное более развитой Конфедерацией с целью ослабления обоих народов и последующая «помощь» им, ведущая к утрате независимости и самоидентичности. И не беда, что полвека назад Пол Андерсон всё уже сказал в своей «Руке помощи» — вариаций у темы может быть великое множество. С задачей автор, в целом справилась — интересным вышел и сам образ живущих в гармонии с природой мелидян, и пребывание главной героини в «сердце живого мира, чуждого, но не враждебного», и моральная дилемма, вставшая перед ней, и довольно оригинальная, хоть и предсказуемая, развязка противостояния. Да и «сухость стиля», за который ругают Новик в некоторых отзывах, вполне оправдана — ведь перед нами не более чем несколько уточнений к официальным данным, которые даёт очевидица всем известных событий.
Однако, у рассказа есть и другая сторона. Мне не совсем понятно, ради чего написан этот, в общем-то, неплохой, но целиком вторичный рассказ? Ведь все темы, затронутые в нём, уже неоднократно поднимались как в литературе, так и в кинематографе, достаточно вспомнить первое, что просится на ум — знаменитого кэмероновского «Аватара».
Как и после просмотра фильма, остаётся главный вопрос: «А дальше, дальше-то что?»
В целом, рассказ неплох, несмотря на некоторую вторичность. И чувствуется, что потенциал у Наоми Новик имеется.
Да и «Чащу» в ближайший заказ включу, так как роман успели посоветовать пара человек, мнению которых я доверяю.
AlisterOrm, 23 июня 2017 г.
А здесь мы имеем небольшой поклон в сторону Урсулы Ле Гуин. если Наоми Новак чуть-чуть сместила бы акценты, этот рассказ идеально вписался бы в цикл о Хайне и Экумене. Но не случилось. Произведения Ле Гуин пропитаны верой в людей, в торжество взаимопонимания и поиска соприкосновения.
Здесь же... Одни попытались уничтожить других, другие нанесли удар. Прогрессорство оказалось лишним, поскольку между двумя цивилизациями могло возникнуть только отчуждение и конфликт. Более ничего.
В принципе, Ле Гуин уже поднимала эту тему в «The Word for World Is Forest», но там всё же она была более глубоко проработана...
А так — стиль вполне приемлем, прописанность мира действительно неплоха. В целом, получилось.
Mezeh, 31 мая 2010 г.
Еще один рассказ в жанре космической научной фантастики. Некая планета колонизирована двумя весьма разными группами поселенцев. Одни, прибывшие первыми, стремятся жить вгармонии с природой, другие действуют обычными земными методами. Когда последние исчерпывают ресурсы своей части планеты, они пытаются захватить ее оставшуюся часть. Однако «индейцы» владеют биотехнилогиями и генной инженерией, а биологическое оружие может оказаться постражнее самолетов и танков. Да, все показано от лица посланницы некой космической Конфедерации, которая вместо того, чтобы быть наблюдателем, оказывается на стороне «индейцев/экологов».
В общем неоригинально и не слишком интересно, хотя конечно получше, чем сюжет «Аватара».
Эмгыр_вар_Эмрейс, 8 ноября 2013 г.
О сюжете могу сказать — он приемлим. Не плохо и не хорошо, но скучать не приходится.
Проблема в стиле написания. Повествование ведётся в стиле корпоративных (или военных) отчётов, и часто мне казалось что я и читаю те самые отчёты. Сухие факты, по минимуму эмоций и практически никаких диалогов. Я читал произведения написанные в стиле отчётов/записок, и действительно есть с чем сравнить. Повесть «Возвращение домой» автора Робин Хобб например. Такой стиль может быть удачным если автор умеет рассказать интересную историю с его помощью. К сожалению в «В семи годах от дома» такого не получилось.
Artem_Nochkin, 2 мая 2019 г.
«В семи годах от дома» — до ужаса актуальный для нашего времени рассказ. Он повествует о политических дрязгах и о том, как путем хитрого манипулирования можно столкнуть лбами две братские державы, а после, когда от обеих не осталось камня на камне, выступить в роли доброго соседа и взять ослабевших под свое мудрое руководство.
Итак, сюжет мы в общих чертах наметили. Он относительно неплох, хоть и ясен, как белый день. От автора потребовалось всего ничего — грамотно прописать персонажей и придумать логичную концовку. И что мы видим?
Повествование ведется от одного из агентов, которые в тылу врага по-тихому саботируют работу государственного аппарата. Это плюс. Но такие люди, как правило, настоящие профессионалы, развалившие не одно государство. А в рассказе на роль ультимативного агента нам дают девочку лет 16-18, которая тушуется от простых вопросов и постоянно жалуется на то, как трудно ей лгать.
Лгать, Карл! Трудно лгать человеку с многогодовым стажем, карьера которого строиться только на умении лгать. Автор о чем думал, когда это трэш сочинял?
Следом оказывается, что:
- других (важных для сюжета) персонажей в рассказе нет;
- текст неумело стилизован автором под лишенный всяких эмоций военный доклад, написанный сухим канцелярским языком;
- само развитие (неплохой) истории вышло до одури стандартным, а финал при желании можно даже предугадать.
По итогу можно сказать, что некоторым людям представленный рассказ способен открыть глаза и предоставить возможность посмотреть на нынешнюю политическую ситуацию с неизвестного доселе ракурса. И это хорошо. Но тем, кто хотя-бы минимально представляет какие шестерёнки вертятся в государственной машине, в данном рассказе ловить (увы) нечего.