Сергей Лукьяненко «Фальшивые зеркала»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Виртуальная реальность
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В виртуальном мире возможно все — невозможно только умереть. Так было раньше — теперь не так. Где-то в лабиринтах Глубины объявился таинственный Некто, обладающий умением убивать по-настоящему. Но смерть людей в Глубине — это смерть и самой Глубины.
И тогда на улицы Диптауна выходят дайверы...
Входит в:
— цикл «Диптаун»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 320
Активный словарный запас: средний (2737 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 41 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 1999 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 2 место | |
лауреат |
Интерпресскон, 2000 // Крупная форма (роман) |
Номинации на премии:
номинант |
Бронзовая Улитка, 2000 // Крупная форма | |
номинант |
Сигма-Ф, 2000 // Крупная форма, романы |
- /языки:
- русский (14), немецкий (1), чешский (1), польский (2), болгарский (2)
- /тип:
- книги (17), самиздат (1), аудиокниги (2)
- /перевод:
- П. Вейгел (1), В. Велчев (2), К. Пёльман (1), Э. Скурская (2)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Batareev, 22 декабря 2023 г.
Неплохой роман, чувствуется развитие автора. Герой стал более проработан, живой, а не просто набор функций. Неплохо описано его новое окружение, забавные вышли персонажи. Однако совершенно не чувствуется их жизнь за пределами диалогов с Леонидом.
Мир Диптауна описывается уже скупо, по сравнению с первым романом, без его прочтения будет мало что понятно. А вот экшена заметно прибавилось.
Финал книги немного разочаровывает, много пространных рассуждений, а сюжет возвращается к первому роману. А ведь можно было придумать что то новое, оригинальное, не наступать повторно на одни и теже грабли. В цикле «Дозоры», это так же хорошо прослеживается, видимо такова манера письма Лукьяненко.
Darth_Veter, 10 декабря 2021 г.
Сразу скажу, что роман меня не впечатлил и совсем не запомнился, из-за чего был вынужден перечитать его непосредственно перед составлением данной аннотации. Если говорить кратко, то весь его сюжет представляет собой альтернативный вариант «Лабиринта отражений». Автор ничего нового не придумал, а просто решил вторично войти в одну и ту же реку. Не совсем честный прием, если говорить откровенно. Так и хотелось поставить ему «шестерку», но я постарался быть более объективным и всё же прибавил роману лишний балл «за иносказание». Кратко опишу свои претензии.
1. Заезженный сюжет. Действительно, он во многом походит на «уже пройденное»: тот же Диптаун, в котором практически ничего не изменилось (если не считать исчезновения дайверов), та же «неявная угроза», исходящая, на этот раз, не от загадочного Человека-без-лица, а от некоего Темного дайвера (так и хочется сказать: Темного Иного), та же необходимость в прохождении Лабиринта (с иными целями, конечно), тот же самый метод этого прохождения (использование хорошо знакомой читателю троянской программы Warlock), во многом похожий финал, в котором автор просто до предела прояснил ситуацию, раскрыв истинную сущность антагониста (в первом романе сущность Неудачника раскрыта не была). Чтобы ситуация смогла повториться в деталях, главный персонаж был лишен всех своих сверхспособностей: умения видеть исходный код программы и изменять его «на ходу», через связь с реальностью, подавление способностей других дайверов и проч.. Таким образом, всё опять вернулось на исходные позиции, и история повторилась по новой.
2. Излишне экзальтированный стиль. Не секрет, что все произведения Лукьяненко слишком эмоциональны (ключевое слово — «слишком»). От этого возвышенного и фальшивого пафоса мозги съезжают набекрень и начинают болеть зубы. Героям банально перестаешь сочувствовать и появляется острое желание заткнуть Леониду рот (к сожалению, несбыточное). Без его мысленных размышлений и нравоучений роман оказался бы вчетверо короче, не потеряв при этом ровным счетом ничего. Я вот лично никак не могу поверить, что настоящий герой стал бы вот так убиваться по поводу гибели совершенно незнакомого ему человека и организовывать некое подобие «второго фронта». Современный мир жесток в своих проявлениях и не располагает к подобным сентенциям. Кого в России волнует проблема детской смертности в Африке? или бесправное положение женщин в арабском мире? Все описанные автором эмоции и угрызения совести насквозь фальшивы и вызывают только обратный эффект.
3. Надуманная проблема искусственного интеллекта. Его НЕЛЬЗЯ создать простым копированием личности: интеллект — это не какой-то набор данных, а особая организация нейронных связей мозга во всей ее полноте и динамике (как правило, нелинейной). Ее нельзя скопировать, но можно сформировать, создав МОДЕЛЬ поведения оригинала. Так же не удастся «привить» интеллект какому-то игровому персонажу, заставляя его каждодневно повторять одни и те же действия (как это было в случае с Императором). Мне кажется, что идея с Неудачником из первой части была куда интереснее и правдоподобнее.
4. «Мертвые» и неубедительные персонажи. Вспомним, как интересен и оригинален был образ Стрелка в «Лабиринте...», как необычна и трогательна была его любовь к Мадам, как странен и необъясним был в своих поступках Неудачник. Им действительно сочувствовали, ибо они этого заслуживали своими поступками. Ничего от этого во втором романе не осталось. Стрелок потерял свои способности и скис, заработав дип-психоз. Мадам стала его женой и обрела другое имя, делающее ее таким же проходным персонажем, как и ее тезку — компьютерную Вику. Их совместное чувство куда-то пропало и больше не восхищает читателя. Другие образы еще хуже. Чингиз — наглый и богатый нувориш, торгующий «паленым» софтом и разбрасывающийся своим богатством налево и направо. Пат — своевольный и капризный парнишка, чьи отношения с Чингизом нам так и не раскрыли. Падла — закоренелый хакер с характерным сленгом, добавленный в повествование только для «прикола». Маньяк переехал в США, а CrazyTosser и вообще негром оказался... Кому тут симпатизировать?? Разве что Темному дайверу...
5. Унылая сцена прохождения Лабиринта. Даже самый первый Doom из приснопамятных 90-х был куда круче и интересней. Лабиринт не имеет какого-то внятного сценария и настолько тривиален, что не привлек бы такого ажиотажа к себе, будь это на самом деле. Похоже, автор не играл в настоящие ролевые игры типа Neverwinter nights, Dungeon siege или Diablo. Мог бы на худой случай использовать часть их сюжета для своего Лабиринта. А так вышла какая-то унылая «бродилка», совершенно лишенная «драйва».
Единственное, за что следует похвалить роман — так это за его название. У Лукьяненко с этим полный порядок: название символично и выражает истинную суть произведения. Фальшивое зеркало в данном контексте — это электронный слепок с души посетителя Диптауна. Почему он фальшив, читатель поймет с оглядкой на прошлое и сумеет заново пережить финал «Лабиринта отражений» с учетом упущенных в повествовании данных. Такая неожиданная развязка неплоха по своей задумке и частично компенсирует все несуразности сюжета. Именно из-за нее я и не поставил роману 6 баллов. Читать его сложно, но всё же стоит только ради финальной развязки. Хотя одно ясно точно: тема Диптауна изжила себя и в продолжениях уже не нуждается. Потому что автору больше нечего сказать своему читателю.
-------------
РЕЗЮМЕ: история очередного ЧП в Диптауне, по сюжету представляющая собой иной вариант «Лабиринта отражений» — только немного хуже по реализации. Читать или нет — пусть каждый решает сам.
Адажио, 15 сентября 2018 г.
Пять звёзд — это не потому, что меня ностальгия замучила по времени, когда банты были большими и коленки ободранными, а потому что реально — большая книга с важными вопросами. 20 лет ей уже, а она все ещё в тренде.
Что помнила: что у дайверов настали черные деньки и нужно было опять пройти «Лабиринт смерти», чтобы настало им счастье. В общем, мозг подростка фокусировался на одних местах, а мозг подрощенного подростка увидел чуть другое. Сейчас мне показалось, что книга эта о проблеме бога-демиурга и возможно ли человекам занять эту позицию.
Создание своих душевных слепков в виртуальном мире — идея блестящая, но финальный разговор Леонида с Темным Дайвером показывает, что нет. Полностью все качества мы не передалим, а даже с минимальными отличиями — это уже не мы.
Задумалась, хотела бы я себе такого двойника или своим родственникам, пусть даже преждевревременно ушедших — нет. З-зависть и П-психоз. Вот это бы мне досталось, будь у меня такая возможность, а не радость общения и фонтан счастья.
Оценила пасхалочки, заботливо разложенные Лукьяненко по тексту. И «скрытую» рекламу. «Московская кофейня на паях»... Интересно, это автор сам догадался сделать книксен любимому производителю, или кто-то из редакторов посоветовал? И хорошо, что эта компания до сих пор существует, и долгих лет ей! А то и не объяснишь ребенку — к чему эти ноги выросли.
Коммуна пиратствующего бизнесмена меня как-то в прошлый раз не озадачила... Был у меня один одноклассник, у которого так же жили его друзья, который так же был хорошо образован (помимо школы), красив как принц, и имел довольно состоятельных родителей... В общем, очень похож на Чингиза. И вся эта компашка была для меня довольно органичной. А теперь мне не понятен этот момент. О подростке Пате он говорит «пусть родители воспитывают». А кто он ему тогда? И где родители? И могли бы хотя бы Нике-Вике эту историю поведать, а через нее нам. Она ж психолог. Интеллигент Падла, хакер, байкер (в старой нутриевой шапке), мне кажется рыжий и мохнатый (или это уже моя фантазия), в безразмерных сатиновых трусах — нелепица какая-то. С одной стороны он, что Мать! Печется о тонкой душевной организации ребенка, с другой — фига ли он «до весны» у Чена поживет? Не понятно, что их собрало вместе и как их это удерживает... Хотя это хороший пример того, что дружба это не про карман и возраст, это состояние души.
В начале двухтысячных мне казалось, что вот, еще чуть-чуть, еще немного, и Глубина появится! И хоть бы именно в таком виде! Ведь как же круто не просто по чатикам тусить (привет чату оф сайта ДДТ и Павла Кашина выдержки 2002-2004), а вот прямо в виртуальном пространстве и жить! Но прошло 20 лет, а ее все нет... и как бы мне не нравился этот цикл, пусть он будет как можно дольше на бумаге. Мы значительно быстрее соединим его с реальным миром, наводним его жестокостью и одиночеством.
Тем, кто не читал — читайте обязательно! Лично я ещё собираюсь несколько раз перечитать... Не от тоски по детству, хотя кого я обманываю, и поэтому тоже.
Р. S. Еще советую попробовать в жизни как можно больше всякого разнообразного. Зачем — ответ найдется в этой книге.
lammik, 29 января 2020 г.
В конце прошлого века я прочитал «Лабиринт отражений», книга не настолько впечатлила, чтобы тратиться на продолжение. Теперь вот добрался-таки до «Фальшивых зеркал» и вынужден признать, что ошибся тогда. Вторая книга цикла гораздо лучше первой. Сюжет внятнее, персонажи объёмнее, стиль глаже, идеи глубже. За эти несколько лет Сергей Лукьяненко качественно вырос как литератор, что становится более очевидным в рамках одного цикла.
В отзыве на первый роман я сетовал, что книге не хватает вневременных якорей, что устарела она как те «Пентиумы». Так вот, «Фальшивые зеркала» и сейчас читаются прекрасно и будут так читаться хотя бы до тех пор, пока ИИ и виртуальное бессмертие не станут элементами обыденности.
Теперь о том, что не понравилось. Реклама коньяка и кофе конкретных марок. Я всё понимаю, но нельзя ли от неё избавляться хотя бы в последующих изданиях?
Когда Сергей Лукьяненко шутит, подтрунивает, уж не знаю, издевается над своими знакомыми по тусовке, это одно. Но Гибсона со Стерлингом всё же было лучше не трогать. Крыловская какая-то ситуация.
saranac, 25 июня 2020 г.
Если в первом романе Леонид был супергероем — дайвером, которому удавалось практически одному выполнять задания и справляться с монстрами в «лабиринте смерти» спасая неудачника, то спустя 2 года дайверы в глубине уже редкость, модемы уходят в прошлое, появляются оптоволоконные каналы, да и Ленька потерял способность видеть дыры в программах и у него развиваются признаки дип-психоза, в связи с чем он начинает путать виртуальность с реальностью и не всегда может покинуть ее вовремя. Но все таки ему удается собрать команду безбашенных, но верных товарищей из хакеров и отправиться с большой миссией в усовершенствованный за 2 года «лабиринт смерти» на 100 уровень, в храм дайверов за загадочным письмом, которое успел отправить перед смертельным заданием дайвер Ромка — партнер Леонида из первого романа, а так же узнать тайны этого храма, письма Ромки и загадку мифического оружия третьего поколения, которое способно убить человека не только в виртуале, но и с большой вероятностью в реальности.
Oreon, 16 сентября 2018 г.
После достаточно оригинального Лабиринта отражений, взялся за чтение следующей части. С самого начала она выглядит как изрядный самоповтор, при чём с весьма оторванным (от первой части) сюжетом. Леонид, приобретший в конце Лабиринта даже не медаль вседозволенности, а скромный такой режим Бога, теперь оказывается был просто болен, у него развился дип-психоз, или Неудачник ушёл и забрал свои подарки с собой. Тут даже с Викой, женой, тоже не понял я: то ли они таки встретились, то ли это ему потом тоже привиделось.
Всего два года прошло с тех пор и легендарный дайвер теперь в виртуальности таскает виртуальные пианинЫ, он теперь виртуальный грузчик. Честно говоря глубиной от этой идеи не пахнет вовсе, скорее попахивает маразмом. Жена же якобы забросила глубину и пашет в реале, за себя и за любимого муженька, пока он тащится с пианиноМ. (мда, может она тоже виртуальный персонаж, перенесённый психозным мозгом Леонида в реал?)
Остальные дайверы теперь тоже не у дел. Эх не та стала глубина, не та. А дальше начинается сплошное повторение, Леониду опять шепнут на ушко, какая бЯда ждёт глубину, спасать надобно. И снова прохождение всё того же лабиринта, вместо таинственного Неудачника, таинственный же Тёмный дайвер и так далее по накатанному. Если первой частью я был приятно удивлён в целом, то теперь ожидаемо несколько разочарован — хотя бы игру уже можно было заменить на другую. И после Лабиринта уже можно было осознать прокольчик и не приводить детальные конфигурации компов в Зеркалах.
Хотя, с другой стороны, если сравнивать общую тенденцию вторичности и «похужести» продолжений относительно стартовых книг, то у Лукьяненко его Зеркала вышли ещё ничего. Просто объективно продолжение вобрало в себя все минусы первого произведения, плюс привнесло минусы свои, но при этом утратило уже ореол оригинальности первого произведения, потому и оценка похуже.
Отмечу ещё, хотя некоторые лаборанты уже отметили до меня, нереальность персонажа жены Леонида — Вики, да и Чингиз в этом плане тоже весьма сомнителен, а по большому кругу и со всей своей компанией, как рояль из кустов оказавшихся под рукой, как только понадобились Леониду.
Элдери, 7 марта 2018 г.
Потрясающе! Первый раз прочла 15 лет назад) На днях перечитала, книга просто супер! Я пишу на эмоциях, логический разбор текста в моем отзыве отсутствует вообще. Сразил Чингиз) Великолепен, шикарен) Сам дайвер Леня почему-то вообще не зацепил. Лабиринт даже не перечитывала. Развязки в книгах Лукьяненко меня всегда слегка разочаровывали, хотелось чего-то более яркого! Но в целом книга очень хорошая. я росла в эпоху модемов, когда пентиум был действительно крутой машиной) Столько родного компьютерного сленга) Еще ни раз перечитаю эту книгу!
tapok, 7 мая 2017 г.
Если взглянуть на творчество Сергея Лукьяненко, то становится понятно, что этот автор не любит единичные самостоятельные романы, он склонен к франшизам 2-3 книги, а то и больше («Дозоры»). Иногда это хорошо («Геном», «Звёзды – холодные игрушки»), иногда не очень («Дозоры»). Куда каждый из вас отнесет «Диптаун» — ваше дело, я отнесу скорее ко второму, нежели к первому.
«Лабиринт отражений» — самостоятельный роман, у него есть собственный сюжет и логичная концовка. Однако Лукьяненко посчитал иначе и написал продолжение», которое назвал «Фальшивыми зеркалами». После событий первого романа прошло несколько лет, Диптаун сильно изменился, как и изменилась жизнь Леонида и Вики. Правда, автор не думает, что читателю так важно знать о ходе этих изменений, уделяя внимание последствиям. «Лабиринт» выдавал информацию постепенно, но уже к трети произведения было понятно, что есть что. Сейчас же приходится ломать голову. Я бы предпочел другой стиль повествования, но пишет-то автор, а не читатель.
Сюжет развивается вокруг нонсенса – смерти дайвера в сети. В Диптауне случилось нечто, что непременно испугает любого пользователя ВР. Леонид, конечно же, принимает всё на свой счёт и начинает вести расследование. Правда, это действительно имеет к нему отношение, что становится понятно почти сразу.
Не понравилось вот что. В конце «Лабиринта» Леонид становится чуть ли не
Заключение: неплохое продолжение, но Лукьяненко может (мог?) лучше. Намного лучше. Знал бы заранее, что «Зеркала» будут такими, не читал бы, ограничившись одним лишь «Лабиринтом». Может, я многого жду от Сергея, но планку-то он сам поднял.
ekerlostw, 20 мая 2016 г.
В своё время знакомство с циклом начал именно с этой книги, с тех пор зарёкся так делать, однако ни разу не пожалел что лабиринт отражений прочитал сильно потом, вероятно причиной тому моя любовь именно к таким книгам как вторая часть цикла:
1) Атмосфера. Пожалуй не вспомню сейчас произведения с более сильной ностальгической атмосферой, возможно в какой-то степени можно бы сравнить эту составляющую с таковой у Понедельника Стругатских или Приключений Алисы Булычёва, но в советские времена я осознанно не жил, а вот бурный рост компьютеров я застал и всегда очень жалел, что мимо меня прошли времена, когда не было IT-индустрии в России, были лишь «кружки по интересам» и именно тогда складывался айтишный фольклор...
2) Очень живые персонажи. Хотя сюжет и крутится вокруг Леонида, но зачастую намного интереснее истории персонажей вокруг, чего стоят только первые визиты Леонида к Чингизу...
3) Редкий, не очень яркий, но запоминающийся юмор. Я наверное никогда не забуду фразу «40 000 обезьян в жопу сунули банан», да — сейчас это уже не кажется супер смешным, но улыбнуться заставляет;)
4) Романтичность. сейчас я говорю не о какой-то там неземной любви, а о стиле — все эти стихи, вся эта ситуаицонная драма — это ближе к театру чем к книге и это классно.
- именно таким стал для меня эталон книги и именно поэтому Лабиринт отражений понравился мне меньше: там слишком много внимания уделялось сюжету, интересному надо признать, на много более интересному и сложному чем в Фальшивых зеркалах, но мне это всё же не очень нравится.
В общем прекрасная книга, перечитывал её раза 3 и ещё раз 5 переслушивал, благо есть очень достойная начитка.
Советую всем кроме любителей непрерывного экшена и столь же непрерывных любовных соплей.
Deliann, 17 февраля 2015 г.
Мало читал в своей жизни киберпанка, как-то не сложились у меня отношения с этим жанром. Весь мой культурный багаж в этом плане составляют лишь несколько рассказов и фильмов. Поэтому, читая «Фальшивые зеркала», я был свободен от предрассудков и клише и намеревался просто неплохо провести время. Все-таки фамилия Лукьяненко на обложке книги настраивает на определенный лад. Книга меня приятно удивила: не перегруженная философией, довольно увлекательная история с детективными и приключенческими мотивами. Читается влет, усваивается также. Плюс, при желании, может подарить пищу для размышлений. Перед тем как перейти непосредственно к сюжету, стоит еще упомянуть, что я не читал первую часть цикла, а значит, не все моменты мог истолковать верно, так что отзыв на объективность не претендует.
Итак, некий компьютерный гений Дмитрий Дибенко создал довольно интересную альтернативу Интернету и назвал ее Глубина. Глубина – смесь Сумрака и MMORPG, напоминающая уровни сна из «Начала» Нолана. Эдакое подпространство, попасть в которое можно при помощи компьютера и специального костюма. Люди переносились в виртуальность и жили там, работая, играя, созидая. Глубина действовала как наркотик, даруя удовольствие и вызывая чудовищное привыкание. Люди могли уйти на неделю, и потом их находили сидящими перед мониторами, улыбающимися глупыми, счастливыми улыбками, среди собственных испражнений, в крайне истощенном состоянии. Глубина дарила иллюзию счастья, забирая настоящую жизнь, и многим этот обмен казался приемлемым.
Но в каждой действующей системе есть противостоящие ей элементы, которые толкают систему к развитию. Очень быстро в Глубине появились хакеры и дайверы. И если с первыми все более-менее понятно (компьютерщики, которые ради своей выгоды ищут и/или создают изъяны в коде Глубины), то дайверы – это люди, способные в глубине на такие же действия, что и Нео в Матрице. Супергерои виртуального мира, иногда кажется, что они почти что боги. В основном дайверы занимались тем, что вытаскивали утонувших в Глубине на поверхность и помогали вернуться к реальности. Однако после изобретения автоматического выброса юзера из виртуальности спустя 24 часа погружения, необходимость в дайверах быстро отпала. Вскоре они подрастеряли свои способности и разошлись кто куда.
Перед нами разворачивается история Леонида, бывшего дайвера, который так и не смог найти своего места в жизни без Глубины. Все, что его держит в реальности, — это жена Вика (которая получилась какой-то слишком идеальной). Жизнь Леонида обретает краски лишь тогда, когда на Глубине объявляется таинственный и могущественный Темный Дайвер, когда убивают Ромку, старого друга главного героя, когда появляются загадки и риск там, где бывший дайвер желает быть больше всего на свете, даже в ущерб себе и своей семье, – на Глубине.
Роман хорошо написан, читается быстро и с удовольствием. В нем намечено много интересных идей, но не все они получили должное развитие. В нем много аллюзий на Кинга, Хайнлайна, окружающую действительность и виртуальность времен написания романа. Книга особенно понравится тем, кто застал зарю Интернета в России с диким доступом и низкой скоростью, «Думом» по сетке, чатами и форумами. В целом роман получился очень лукьяненковским, со всеми его типичными персонажами и как будто неожиданными концовками. И хотя умом я понимаю, что книга заслуживает не более восьми баллов, за доставленное мне удовольствие ставлю ей твердую девятку.
UPD. Спустя год перечитал цикл в хронологическом порядке и остался разочарован. Очень много в романах несостыковок...
Профессор, 15 июля 2016 г.
Фальшивые зеркала являются прямым продолжением Лабиринта отражений. В данной книге автор рассматривает «глубину» еще глубже (извиняюсь за каламбур). Что нового мы узнаем о «глубине»? А то, что она прочна вошла в человеческую жизнь, и уже становится непонятно, а где она та жизнь, которая нужна. Может быть реальная жизнь это то, что позволяет отвлечься от «глубины», а сама жизнь там в «глубине». Но это все философия, за которую мне и полюбились книги Сергея Васильевича. Что касается сюжета, то отмечается, что дайверы потеряли свои способности, соответственно пропала некая романтика, между тем появляется слух, что можно убивать в «глубине», так что умираешь в реальности. А с этой проблемой могут справиться только дайверы, которым для этого необходимо пройти лабиринт смерти (где-то уже это было).
Как итог ничего нового в плане идей книга не дала, все те же рассуждения, что дает «глубина» и где грань между реальностью и виртуальностью. В остальном «глубина» уже утратила свой интерес, спасает книгу только новая интрига.
ilovecores_62, 9 марта 2012 г.
«Лишь стоит по прозрачности стекла
серебряной ладонью провести...
Искусство так рождает зеркала —
чтоб каждый мог себя в них обрести...»
Дочитано. Добито. Прожито?
В первую очередь говорю, что этот отзыв — не призвание прочесть, а даже скорее не читать книгу. Некоторые нетерпеливые, уже посмотревшие оценку, могут удивленно спросить:«А почему так?». Все просто — легко обмануться. Как в фальшивом зеркале...
Виртуальность не такова, как прежде... После ухода Неудачника дайверы утратили свои способности. Не все — но главное. Прежние спасатели более не могут видеть бреши в защите противника, теперь каждый человек может после 24 часов, проведенных во второй реальности, выныривать из глубины сам. Дайверов больше нет. Они стали просто красивой легендой.
Леонид, известный под прозвищем Стрелок, не может избежать такой же участи, как и его собратья по ремеслу. Он все еще умеет выныривать из глубины, но не видит в этом смысла. Ему все надоело. Два года проходит бесследно. Леня подрабатывает грузчиком там, в глубине, ну а в реальности не видит ничего привлекательного, кроме жены Виктории. Если не она, вряд-ли бы он выдержал все это. Но приходится существовать, жить. Хоть как-то.
Глубина меняется. Но не снова, а опять. Придумано оружие третьего поколения — теперь можно убивать людей оттуда, из виртуальности. Конечно же, Леонид не может не встать на защиту смысла своей жизни, тем более, если жертвой сего оружия пал его близкий друг.
Если подумать формально, «Лабиринт Отражений» и «Фальшивые Зеркала» — одно целое, одна дилогия. На самом же деле единое в книгах — мир и главный герой. Все остальное — ничуть.
Самое броское, и, замечу, главное различие — Сергей Васильевич писал не продолжение. «Лабиринт...» — развлекалово, которое в свое время так потрясло читателей, боевик. Люди, которые хотели такого же веселья и ураганных приключений, разочаровываются в «Зеркалах» прежде всего, потому что ФЗ — повзрослевшее, сложное и красивое произведение. Сергей Васильевич хотел написать мрачную, серьезную книгу — ему это удалось на 100% с лишним. Здесь идет повествование об человеке, который застрял между любимой половинкой и образом жизни, долгом и местью, который потерял все, что имел в виртуальности, но горюющий так, будто это реальность. По сути, это произведение о том, как человек встает перед выбором: спасать остальных людей или себя? уничтожать ли наркотик, на котором сидишь, выпивать ли болото, в котором живешь? Здесь смешалось все, что угодно: детектив, психология, немного киберпанк, но никак не боевик. В этом и главная суть.
Итог: если вы сердечно полюбили «Лабиринт Отражений» из-за перестрелок, погонь и динамичности, то не надо ни в коем случае надеяться на повторение этого всего в «Фальшивых Зеркалах». И, более того, не надо плеваться в сторону книги из-за того, что она попросту не похожа на предшественницу. Зато в ней есть яркие персонажи — причем новые — и стремительные, крутые сюжетные повороты. Драма, трагедия, юмор — все на месте. И все это образует прекрасную красоту...
Дописано. Прочитано. Прожито!
«И вырвется на волю легион
фальшиво отраженных ими душ,
и мир наполнит звон... Стеклянный звон...
Кто победит? Оркестр, сыграйте туш...»
armitura, 2 декабря 2010 г.
Второй роман диптаунского цикла, на мой взгляд, изрядно уступает первому. Сам Диптаун здесь уже не в новинку, более того, изображен даже более тускло и бесцветно, чем в «Лабиринте отражений». Чистому экшену пришли на смену бесконечные рефлексии, однако ожидаемого психологизма не прибавилось, просто стало довольно скучно.
Итак, в этот раз страсти в Диптауне крутятся вокруг того, что в Глубине появилось оружие, способное убивать в реальности, более того, имеется какой-то файл со сверхсекретной разработкой, чтобы прочитать который, нужно пройти некий суровый квест. А всякие палки в колеса вставляет всесильный Темный Дайвер. В общем, нормальный приключенческий сюжет, который при хорошей реализации должен был вылиться в отличный роман. Однако не сложилось. Большинство заряженных ружей (таинственный файл, загадка Темного Дайвера) выстрелили довольно слабо, а немногочисленный экшен (большинство которого опять крутится вокруг Лабиринта Смерти, и это – лучший эпизод книги) просто не может скрасить общую картину. В итоге получилась невнятная пережеванная жвачка, весь вкус которой вышел еще на «Лабиринте отражений».
Глубина уже не так манит, как в первой книге, эффект новизны ушел, а новых красок Лукьяненко найти не удалось. Да, появилось много новых эффектных персонажей, только харизма Падлы, Пата, Маньяка и Чингиза уходит в никуда, потому что нет ей применения в этом романе.
В общем, местами неплохо, но в целом вторично и скучновато. Далеко не лучший роман Лукьяненко.
Trewila, 8 января 2016 г.
Первая книга понравилась больше.. Она же и одна из самых любимых книг. Наверное, потому, что в
первой части главный герой — это уверенный в себе человек. А во второй — разуверенный нытик, который по любому поводу находит причины для самобичевания. Это слегка напрягает. Вытянула себя книга в конце. Неожиданная развязка, как и всегда, это огромный плюс. Что скрывает за собой любые неприятности от предыдущих впечатлений.
Kobold-wizard, 25 января 2012 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/469398.html
«Лабиринт отражений» я привез себе в подарок из Смоленска в 2010. Это была первая прочитанная книга этого автора. Из нее я вынес два суждения: 1) Лукьяненко может вызвать ностальгию по ушедшему; 2) Лукьяненко пишет далеко не хорошо. Вторую книгу мне подкинули знакомые. По прочтении я вынес одно суждение: за два года разницы Лукьяненко лучше писать не стал.
В первом романе был свежий мир, полный отметин игромана. От этого всплывали воспоминания о, не столь далеком, но все же прошлом, где игры еще не были лакомым кусочком рынка, а количество оригинальных конструкций, доходивших до широкого потребителя было выше. Второй роман — рассказ человека, уже переболевшего игроманией, но при этом старающегося скакать как молодой джейранчик.
По общим ощущениям похоже на отечественные детективы формата 90-х годов. Старый вор вышел на покой и пытается устроиться в тихой жизни. Однажды он узнает о гибели своего напарника и решает наказать убийц. Конечно, все это приправлено детальками конкретного сеттинга, но костяк истории таков. Плюс есть ломка, жизненная неустроенность главного героя, новые русские и алкоголь.
Финальный прогноз романа все-таки кажется мне неправдоподобным. Как всегда киберпанк-общество выставляют весьма самодостаточным, словно промышленность, сельское хозяйство и прочее уже полностью роботизировано. Для Матрицы необходимо, чтобы люди по большей части могли не задумываться о происходящем вокруг, а так, это не более, чем маргинальные страхи.
Итого: После Скоренко и Рыбакова читать было очень легко. Книга практически не затрагивает мозг: действия и стоны болезненного главного героя. Все-таки лучше остановиться на первом романе.