fantlab ru

Сергей Лукьяненко «Диптаун»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.65
Оценок:
6088
Моя оценка:
-

подробнее

Диптаун

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 205
Аннотация:

Диптаун – это виртуальный город, созданный скорее волей случая, нежели гением человечества. Тем не менее, он живёт и развивается, обрастая собственными кафе и ресторанами. Здесь даже без труда можно найти работу, а уж о высочайшей степени развития развлекательной индустрии можно даже умолчать, столь высок её уровень…

С этим произведением связаны термины:

Содержание цикла:


8.55 (9866)
-
195 отз.
8.40 (7634)
-
85 отз.
7.66 (5099)
-
49 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Лабиринт отражений
1997 г.
Фальшивые зеркала
1999 г.
Лабиринт отражений
2000 г.
Атомный сон
2002 г.
Фантастика 2001
2002 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2003 г.
Лабиринт отражений
2006 г.
Лабиринт отражений
2007 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2007 г.
Фальшивые зеркала
2008 г.
Фальшивые зеркала
2011 г.
Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2011 г.
Лабиринт отражений
2012 г.
Фальшивые зеркала
2012 г.
Глубина
2014 г.
Лабиринт отражений
2017 г.
Глубина: Лабиринт отражений. Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2021 г.
Фальшивые зеркала
2022 г.

Аудиокниги:

Лабиринт отражений
2002 г.
Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2003 г.
Лабиринт отражений
2005 г.
Лабиринт отражений
2005 г.
Фальшивые зеркала. Прозрачные витражи
2005 г.

Электронные издания:

Labyrinth of Reflections
(английский)
Странники
2000 г.

Издания на иностранных языках:

Labirynt odbić
2002 г.
(польский)
Лабиринтът на отраженията
2002 г.
(болгарский)
Фалшивите огледала
2002 г.
(болгарский)
Fałszywe lustra
2002 г.
(польский)
Atomowy sen
2005 г.
(польский)
Peegelduste labürint
2005 г.
(эстонский)
Bludiště odrazů
2007 г.
(чешский)
Lživá zrcadla
2008 г.
(чешский)
Fałszywe lustra
2009 г.
(польский)
Labirynt odbić
2009 г.
(польский)
Лабиринтът на отраженията
2009 г.
(болгарский)
Фалшивите огледала. Прозрачните витражи
2009 г.
(болгарский)
Labyrinth der Spiegel
2011 г.
(немецкий)
Der falsche Spiegel
2011 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения цикл «Диптаун» не оставляет впечатления чего-то цельного, одномоментно задуманного и воплощённого. уж больно разные части его составляют. «Лабиринт отражений» — наивный приключенческий боевик, начавший устаревать ещё до выхода на бумаге. Что в нём хорошо, так это передача того энтузиазма, которым сопровождалось приобщение людей к миру IT, когда каждый пользователь ПК твёрдо знал, что за процессор стоит у него в разъёме матплаты, сколько оперативки в неё воткнуто, и недели не проходило без поездки на Митинский радиорынок за новыми железками и программами. Но при всём при этом прямо таки культовый статус романа вызывает скорее недоумение.

Роман «Фальшивые зеркала» и написан мастеровитей и вопросы поднимает гораздо более глубокие. Хотя надо признать, что и здесь революции не получилось, вопросы эти поднимались задолго до Сергея Лукьяненко, и в пионеры жанра его не запишешь при всём желании.

Если же подводить черту. то прочитать «Диптаун», конечно, стоит. Ибо без этой книги большой фрагмент картины русской фантастики останется закрытым от наблюдателя.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

20 лет спустя... что-то дёрнуло перечитать. скорее стало любопытно как изменилось восприятие. Уже не очень помню как читалось в первый раз... кажется словесные рющечки с описанием визуализации «под русскую сказку» итп не впечатляли, но в целом понравилось.

теперь:

как гуманитарию написать киберпанк? поговорить с «компьютерщиками» нахватавшись сленга, но не понимания и выяснив тенденции на год-другой получаем стилизацию. В конце 90-х был хайп по поводу 3D виртуальности — казалось, что уже есть виртуальные музеи где на стенах висят картины и далее будут улицы итп. видимо так появился «диптаун». Это сейчас понятно, что очередной виток хайпа — VRML не сменил, а даже совсем не так популярен как HTML и даже игрушки хоть и доступны со стереоскопическим 3D играются большиством таки на плоских экранах.

Кто-то может понастальгировать по невзлетевшим концептам или от сленга старых технологий — магнитооптика и бернули, старые 386 и апофегей крутизны «прототип 8ки», но мне стало понятней идиотизм рекламы нового процессора «ускоряющего интернет» — в представлении гуманитария более быстрая машина «по сети» передвигается быстрее. В каком-то другом произведении гнрои буквально рассекали в виртуальности на «фаерболах» и «максторах», но там это был стёб или стилизация.. у Лукашенко это его представления заложенные в виде физики его мира.

С идеологией-то у гуманитария должно быть проще.. но тут он слышал про «информация должна быть свободной» — видимо кто-то из продвинутых россиян почитал написанную Леви в 1984 «Хакеры: Герои компьютерной революции»... но вынес только оправдание ГГем воровства — мол «кому плохо если шампунь или лекарство чуть раньше выпустит кто-то другой» (забыв про расходы на разработку) и тут-же противоречиво интересуется не сильно ли пострадала компания от его кражи... вообще эти противоречия многочисленны и автора видимо не заботят.. ну противоречивый ГГ — автор «так видит».

примерно как в самой идее «дипа» воображение дорисовывает пикселы в реальность, читатели должны забить на нестыковки и чего-нибудь себе нафантазировать на обрывках компьютерного сленга, технологических тенденций и идеологий.

Возможно мне стоило пречитывать не Диптаун, а «Мэри Шелли»

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

На первые две книги, потому что прочитались они влет, одна за другой, «Лабиринт отражений» (1997) и «Фальшивые зеркала» (1999), а третья часть, повесть «Прозрачные витражи» (2000), уже с иными персонажами, с другим замыслом, оставим за кадром.

Как обычно у автора, написано очень увлекательно, главный герой и его окружение прописаны достаточно подробно и разнообразно, чтобы начать испытывать к ним определенные эмоции, чтобы следить за их действиями, за развитием характеров.

И тот факт, что главный герой этой книги похож на многих других героев из книг автора, поведением, «метаниями», «самокопаниями», воспитанием и моралью, особой роли не играет. Можно считать, что это прощупывание почвы для выписывания героев из «Дозоров», из «Работы над ошибками», из «Звезд — холодных игрушек», навскидку.

Не хуже и второстепенные персонажи, к тому же, более уникальные из книги к книге.

Сюжет, с одной стороны, выгодно отличается от западных образцов киберпанка. Там целью служит личное благополучие чаще всего, максимум — благополучие ближнего (исключения, само собой, есть). Здесь же, целью является помощь нуждающемуся. Неважно, какому, и откуда взявшемуся, все это выяснено будет по ходу дела. Главное — локальное самопожертвование, плавно переходящее в устойчивое желание спасти всех, потому что никак иначе нельзя. Менталитет тому виной, или еще что — в любом случае, именно такое поведение больше по душе, ближе в какой-то степени, чем низменная погоня за деньгами/властью.

С другой, подробности используемой техники, с «невероятными» мегабайтами оперативной памяти и прочими технологиями, которые уже спустя пять лет после написания трилогии, не говоря уже про нынешние двадцать с лишним кажутся смешными, и здорово так отвлекают, дают трещину в убедительности происходящего. Ведь в том же «Нейроманте» технических описаний минимум — и потому тот текст не устареет никогда.

Как бы то ни было, и первая книга, приключенческий боевик в антураже путешествий из реальности в киберпространство и обратно с морально-этическими вопросами в основе, и вторая, более мрачный техно-триллер на почти что обломках цифровой системы их прошлой книги, с новыми, не менее серьезными, и даже более глобальными вопросами — что есть реальность? Та или иная, и кто в ней люди — опять же, те или другие, достойны того, чтобы не только быть в списке «киберпанк», но и находиться на первых его строчках, уверенно расталкивая многих других жанровых представителей.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот что отличает качественный фантастический шедевр от произведения попроще? Факторов много. Один из них — проверка временем. Если через 10-20 лет предположения, выдвинутые автором не потеряли актуальности и не стали вызывать улыбку вместо восхищения, значит проверка пройдена. Я считаю, что этот цикл проверку не прошёл.

Представьте. За окном 1997 год. Компьютеры есть лишь у немногих. Интернет — у единиц. В моде киберпанк. На наших экранах появляются «Газонокосильщик» и «Виртуальная реальность». Ну как тут не воспользоваться моментом? Надо творить! Надо разрабатывать жилу!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Куплю новенькую «семёрку», бранднейм, с лицензионным софтом, сотней-другой мегабайт оперативной памяти, или попросту — «мозгов». Голографический винчестер на тысячу терабайт, радиомодем, сверхчувствительный микрофон от «Сименса»... цветной принтер, не знаю зачем, но пусть будет, нормальный сканер вместо ручной лабуды, выделенную телефонную линию от новой АТС...

В 97-м это вызывало трепет. Ещё бы, ведь если на компьютере было 32 МБ оперативки, то это было круто, а выделенка была заветной мечтой. Объём винчестера и сейчас восхищает. Во как мастер масштабно мыслил! Соотношение же величин забавляет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Прямоугольная комната, сумрачное освещение. Стены, пол, потолок — все из каких-то маленьких квадратиков... присматриваюсь.

Дискеты.

Надо же, как стильно.

...

Мне начинает тут нравиться.

Вы серьёзно? Это уже в 2000 году было верхом безвкусицы.

Конъюнктурное произведение получилось.

А сюжет? Имеется заказ от влиятельного лица, которому требуется провести некоего мальчика из точки А в точку Б. Мальчик имеет странную особенность. В процессе транспортировки он постоянно необъяснимо мрёт. Раз за разом. Но воскресает. И если его довести до пункта Б, то светят проводнику сказочные блага.

Минуточку... Где-то это было... Буквально годом ранее... Где же?

Оценка: 6
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Киберпанк как стиль родился в 70-х, и сейчас вызывает интерес, на порядок больший, и продолжает свое шествие по просторам фантастический литературы. И Лукьяненко в этом романе 1997-го года достойный его продолжатель. Довольно простенький, но тем не менее, очень динамичный роман о виртуальных героях «нашего времени» )))

ГГ — дайвер, человек, один из немногих, кто умеет погружаться и выныривать из виртуального пространства без применения специальных программных выходов. Точнее, он их использует, но это для него скорее удобство/маскировка, он имеет возможность оборвать сигнал по своему желанию, что не может сделать большинство людей, им нужен специальный выход. И используя свое качество, он достаточно беспрепятственно ломает чужие сети, ворует информацию, но при этом у него свои понятия о морали и совести, и вообще, он считает себя честным и порядочным, потому как «информация не имеет права быть засекреченной...». Очень спорный тезис, но и на этом тоже построен сюжет — не было бы дайвера-вора, сюжетная линия бы поломалась, а так он заинтересовывает «сильных мира сего», они дают ему задание, которое может выполнить только он. И загадку виртуальной сети согласно сюжета и по закону жанра решить придется исключительно ему. ГГ сопутсвует удача, у него есть умение быстро ориентироваться в сложной обстановке. Как у каждого рыцаря без страха и упрека, у него есть «оруженосец» — хакер по прозвищу Маньяк. Но помощь придет не только от него, ГГ еще надо влюбиться в виртуальную девушку, чтобы она «в двух словах», сама того не ведая, помогла разрешить хитроумную головоломку и морально-этическую проблему самого ГГ. А также ему надо разозлить пару-тройку воротил вирт-города Диптаун, спровоцировать разрушение вирт-борделя «Всякие забавы», победить в вирт-игре «Doom», и вообще, разнообразно наследить и оставить после себя неоднозначную славу... Сюжет наивен и прост — добро побеждает зло, все это уже было, есть и будет...

Самое интересное в романе — это вопросы. Которые, кстати, по большей части остаются без ответов. Ясно, что каждый сам для себя решает, почему он посещается виртуальный мир, в какой личине, сколько он там проводит времени, и главное, что он себе может позволить. Иными словами, СВОБОДА в подпространстве, которое мы привыкли называть виртуальный мир, и ее последствия — вот главная тема романа. Не ясно другое. Во-первых, Автор не дает самостоятельную оценку, из текста непонятно, как Лукьяненко сам относится к этому, но это можно отнести к нежеланию навязывания мнения и притягательной литературой недосказанности. А во-вторых, Автор усиленно поддерживает мнение, что это два разных мира...

По идее, в сети ты можешь быть кем угодно — эльфом, пришельцем, Бэтменом, кроликом Роджером. Да хоть министром Икс-министерства )) Актуальность романа в том, что мы до сих пор сталкиваемся с этими вопросами, а ведь с момента написания прошло без малого 20 лет — солидный возраст для уже совершеннолетнего лукьяненского виртуального мира ))) Маскарад образов, всякого рода переодевания, разговоры по интересам, игры и забавы. А также истерики на форумах, наказания за виртуальные провинности, и прочее, и прочее, имитирующее привычный нам мир все больше и больше. И сигнал цифровой, но эмоции-то настоящие, влияющие на наш физический мир самым непосредственным образом. Вроде нули-единицы, а радость и боль вполне ощутимые. Тогда как можно эти два мира вообще разделять, если они настолько сплетены между собой. И зачастую простое выключение компьютера не решает задачи.

По оценкам современных (видимо, и британских тоже))) ученых, наш мозг на физическом уровне не разделяет фантазию, сон или реальность (как мы привыкли ее называть). У мозга задействованы одни и те же центры обработки информации не только при фантазировании, но и во время сна, а также, когда мы видим глазами. Для нашего мозга даже не важно, приятно нам в этот момент, или больно, для него это просто разность потенциалов, отклонение, вызванное химической реакцией... Так о какой из вышеперечисленных «реальностей» мы говорим, когда ссылаемся на виртуальную? Когда книга воодушевляет на подвиги, это виртуальная реальность? Вообще, «мир книг» это разве не аналог «мир виртуальный»? Когда мы повторяем затертую фразу «задним умом мы все крепки», не создаем ли мы в этот момент виртуальную альтернативную реальность, где мы победители всех и вся, где у нас получилось сломать все препоны? И любой вымышленный мир оказывается гораздо ближе, только благодаря тому, что там проще? Отражение человека в зеркале это виртуальная реальность? ...

Так может этот вирт был с нами всегда, просто мы наконец-то его увидели со стороны, он обрел, хоть и странную, но форму, серверов, хостов, IP-адресов, может, это и есть наш реальный мир, просто еще одно ответвление, еще одно длительное погружение...

Всем приятного прочтения ))) 8/10

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сергей Лукьяненко мне уже успел продемонстрировать факт того, что он автор неглупый, нелинейный и способен не только развлекать своего читателя, но и просвещать, давая пищу для ума. Здесь правда я закрываю глаза на неудачный роман «Танцы на снегу» и несколько неудачных в целом рассказов. Киберпанк я люблю, поэтому прикоснуться к «Диптауну» мне было интересно вдвойне, и даже втройне после несколько разочаровавшего меня цикла Вадима Панова «Анклавы», в котором настоящего киберпанка кот наплакал. Итак, на дворе стоял 1997 год от Рождества Христова, когда мир увидел «Лабиринт отражений», хардкорный киберпанк повлиявший на умы сотен и тысяч любителей фантастики. И кажется, это удалось.

Первая книга выстрелила у меня на ура. Несколько смущали компьютерные подробности и как люди уходят в виртуальную реальность, при таком-то виртуальном железе (автору стоило бы конечно кинуть событие на несколько десятков лед вперед для убедительности), но идея и задумка хороша. Хорош и образ главного героя, его чувствуешь, переживаешь, словно сам уходишь в этот нервный, сколоченный досками и пришитыми блоками Диптаун. Забавно конечно и идея внедрения монорельсового боевика, вот это смотрится убойно, интересно, легко и придает первому роману динамики на все максимальные проценты обаяния. Лукьяненко чувствуется не стал раздувать из мухи слона, а просто решил рассказать проблемы виртуальной реальности в обертке приключенческого боевика. История первая о Стрелке, читается влет благодаря легкому стилю автора, незамысловатому, но увлекательному сюжету и ненавязчивой идеи опасности ухода в виртуальную реальность. Однозначно произведение целиково оцениваю на девятку, не шедевр вроде «Осенние визиты» или «Императоры иллюзий», но мощно и интересно.

Вторая книга продолжение первой, «Фальшивые зеркала», смотрится скорее фантастическим триллером. И книга мне явно бросилась тем, что она слабее первой части, а уж повтор с монорельсовым шутером, ни в какие ворота не лезет. Что в наличии? Более закрученный сюжет, больше тайн и интриг, но как-то не хватает, концентрации. Если первая книга могла удержать харизмой и каплей оригинальности, то вторая уже набивает эту оскомину, а сюжетная канва, к концу попахивает выносом мозга. И пусть вторая часть несколько хуже, плохой это её не делает. Это все тот же Диптаун, экшен, и опасность застрять благодаря дип-программе. Суровая восьмерка.

Третья история, повесть со знакомыми с прошлой части. Интересно? Вполне себе. Оригинально? Ни черта. Такое ощущение, что эта история писалась для галочки о не совершенстве виртуального ограничения пространства. Читать разве что строго после романов, для полного удовлетворения от цикла «Диптаун», как самостоятельная часть, роль играет крошечную и неразборчивую.

Три истории о виртуальной реальности, три следа в нашем и без того уставшем мире. Опасность ухода в другой мир, забывчивость о реальности, вот оно наше будущее с активно скачущими ресурсами мирового процесса. Чего стоит бояться, человека или машины? Тут бы я ответил что человека, породившего машину, потому что только человек способен придумать как увести себя прочь и без того жестокой реальности в выдуманный мир. Мир Диптауна, лишь маленький виток фантазии, который привел к целой системе разрушительного хода человеческой личности. Личность главного героя стала лишь тенью настоящего Стрелка, породив в итоге свое темное альтер-эго.

Итог: история предупреждения завернутая в киберпанковский триллер и экшен от ведущего фантаста.

Оценка: 3
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот с этим циклом у меня получилось провести интересный эксперимент. А заключался он в том, что я просто сравнил свои мысли и впечатления от прочтения книги тогда и сейчас. «Тогда» — это ещё очень давно, в то время, когда я смотрел на компьютеры большими круглыми глазами и был совершеннейшим профаном во всех вопросах, их касающихся. А тут книга — надо же — про виртуальное пространство, про всякие разные дела, что там происходят, про людей, что там живут, да ещё к тому же и термИнов туда всяких мудрёных автор понапихивал. Ну что я вам скажу: никогда я в книгах не искал каких-то высших материй, недоступных разумению простого смертного, никогда не эстетствовал, упирая на свою интеллектуальную исключительность, и никогда в героях книг не пытался искать идеала в сияющих одеяниях. Больше того — пусть герой будет простым парнем из соседнего подъезда, с мыслями, проблемами, эмоциями, похожими на мои — тогда у него больше шансов заинтересовать меня, тогда я скорей стану отождествлять себя с ним, и впечатления от книги будут более полными и насыщенными. Серость? Ага, как и большинство народу вокруг. Но только можно пренебрежительно бросить это самое слово «серость» и проследовать дальше, высоко задрав свой незаурядный нос, а можно всмотреться в эту самую серость и увидеть, как она вдруг расцветёт разными яркими красками и цветами, потому что что-то прекрасное скрыто в каждом...

Так вот: «тогда» я, конечно, воспринял книги немного иначе — больше как захватывающие приключенческие романы (читал подряд), но даже и при этом я был в достаточной мере увлечён. Техническая сторона книг меня мало волновала (правда, некоторые моменты остались непонятыми), но зато подкупал как всегда у автора простой, можно даже сказать — нехитрый стиль изложения, язык без изысков, который, однако же, прекрасно воспринимался, логичность повествования. Подкупали и герои, характеры которых проработаны ровно в той мере, как нужно для повествования — автор не загружает читателя ненужной тому информацией о всей подноготной персонажей, всё само откроется, тогда и столько, когда и сколько надо будет для целостности и даже в чём-то красоты сюжета. И ещё: есть у автора умение подчеркнуть некую деталь в повествовании, расставить акцент, причём очень точно и всего несколькими словами или фразами, не растекаясь мыслию по древу. Вот из чего сложилось моё положительное мнение о книге «тогда».

А что же «сейчас»? А сейчас я сам стал частью «Глубины». За полтора года она накрепко вросла в меня и не отпускает. Волшебный новый мир — вот про что были эти книги! Мир, где каждый сможет найти что-то по себе, где мы мгновенно обмениваемся информацией и общаемся, где к нашим услугам почти всё — игра, музыка, кино, книги — что угодно! Мир, где мы можем носить добрые или злые маски, где выходит наружу скрытое в нас, хорошее или плохое. Да, пусть пока ещё нет Глубины, описанной в книге, виртуальности в полным эффектом присутствия, но почему-то мне кажется, что её создание не является чем-то невозможным.

Но ведь тут скрыта и огромная опасность. Даже сейчас немало людей посвящают большую часть своего времени пребыванию в мире виртуальном, лишая своей заботы и внимания настоящий мир и людей вокруг, искренне считая, что именно картинка на мониторе и есть тем, что только и достойно внимания в их жизни; а что будет, если появится книжная Глубина и Дип-программа? Это ли не огромная опасность для человечества? Ведь ТАМ всё будет ярче и красивей, проще и доступней, чем в реальном мире. Как же удержаться от соблазна?

Как зародилась жизнь и как обрела разум? Возможно ли, что это снова произойдёт, только уже не в химической лаборатории молодой Земли, а рядом с нами, в недрах могучих вычислительных машин? Какова будет эта жизнь и каков будет разум, если их составляющими станут наши мысли, наши знания, наши желания, наши эмоции? Чему научится у нас этот Голем, если будет создан из наших образов и подобий? Вы не верите в возможность появления искусственного интеллекта? Нет, не такого, что побивает в шахматы Каспарова с Крамником, а такого, что способен осознать себя и задать главный вопрос: «кто я?»? Не верите? А я — не знаю.

Да, волшебный новый мир. Но как любой — полон опасностей и соблазнов. Поставим ли мы его его на службу или сами станем его рабами? А вы судите по себе.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Возможно это прозвучит громко, но всё же — это классика, классика русского киберпанка. Нельзя называть себя фанатом этого жанра будучи русскоговорящим и не проитав этого цикла. Возможно кто-то будет заранье плеваться прост потому что это Лукьяненко, но не стоит забывать, что это изначально новая для автора тема и писать он старался по новому, да и не успел он тогда ещё стать тем кто он сейчас, даже первый дозор вышел только через год после первой книги цикла. В общем отказываюсь писать подробный разбор просто чтобы кто-то на его основе чего-то там ждал от произведения — просто идите и читайте, это один из циклов который обязан прочесть каждый любитель фантастики и особенно киберпанка.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда эта книга только вышла, я читал ее как откровение или как гимн, если хотите. Упоминания родных модемов, 586-ых, всяких железок, присутствующая не у всех звуковая карта — все это было знакомо, близко и очень родственно. Над хакерами, конечно, мы с коллегами посмеялись вдоволь, но тем не менее. Лукьяненко же не технарь, но он умудрился написать «свое» произведение для этого круга людей. Я не буду ничего писать про отношение обывателей к виртуальности, но за одни тапочки Лукьяненко надо поставить самыю высшую оценку. Ведь посмотрите, в других произведениях про ВР, что там виртуальная реальность? Обязательная иллюзия трехмерного пространства, причем чем «быстрее» дека оператора, тем быстрее мы по ней движемся. И законы просто какого-то реального мира — тяжесть, полеты, падения. Ни Гибсон, ни Стерлинг этого не избежали. А вот Лукьяненко смог понять, что правила — они формальны, как сам компьютер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Тапочки должны касатся пола — ну так прибейте к ним кусок пола и ходите по воздуху аки посуху.

Сейчас, к сожалению, такого же щенячьего восторга книга не вызывает, но ведь читал я ее уже не один десяток раз, что же я хочу. Но тем не менее, перечитать приятно. Конечно, упоминания тех же технических деталей, которые уже не отвечают существующим реалиям, будут непонятны большинству читателей, но вызовут приятную ностальгию у тех, кто этим жил. Закономерный итог сиюминутных деталей. Кстати, один мой хороший знакомый, профессор ядерной физики, утверждал, что именно поэтому, например, та же библия написана иносказаниями — третьим, четвертым смыслом слов, но не первым. Потому что первые, наиболее употребительные значения, очень быстро меняются, а вот редко используемые имеют тенденцию сохранятся дольше, и таким образом текст будет более точно понят очень далекими потомками.

Прочного коннекта вам, быстрого пинга и приятного чтения :)

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читатель любит виртуальные миры. Анонимная виртуальность, лишенная всех невзгод повседневной жизни, с иными представлениями о возможностях и потенциале заглянувшего в нее человека, манит и притягивает к себе, почище тяги к сильнодействующему наркотическому препарату. Эта тяга объясняется весьма просто: всем хочется пребывать в мире, где отсутствует само понятие социальной и любой другой несправедливости, однако никто из стремящихся в нее, не готов отдать свою жизнь за превращение реального для них мира в подлинный рай на Земле.... Эдакий современный «Город солнца» для компьютерного поколения «Некст», готовая мана небесная, да вдобавок на халяву. Для приобщения к ней не нужно приложить никаких видимых усилий, достаточно просто включить компьютер и запустить соответствующую программу.

Очевидно, именно за счет этого извечного стремления к бесплатному и простому в обращении «Богу внутри машины» и можно объяснить феноменальную популярность этого цикла. Идея Лукьяненко, мягко говоря не нова и совсем не оригинальна. О стремлении забыться в сладких виртуальных грезах, в разное время писали авторы уровня Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга, из свежих примеров можно припомнить цикл «Иноземье» Тэда Уильямса, а для людей, не дружащих с печатным словом, его окончательно культивировала голливудская «Матрица» братьев Вачовски. Увы и ах, но при всем желании, трилогию Лукьяненко адекватно сравнивать можно лишь с ней. Главный герой, согласно стилю и пристрастиям литературного творчества «позднего» Сергея Васильевича — эдакий простой, как разменная монета, образ парня из соседнего подъезда. Я прекрасно понимаю, что так гораздо проще заставить читателя само идентифицировать себя с персонажем, но при всей этой нарочитой простоте, герой слишком сливается со всей присутствующей в книгах серой массой, настолько, что его как бы нет вовсе. Стремление к унификации и простоте донесения идей до читателя, в итоге выливается в то, что со страниц книги ты наблюдаешь не за приключениями разума или даже тела, а скорее серой, интегрированной внутрь компьютера массы — микросхемы или просто кусочка бинарного программного кода. В результате, наблюдать за его драмами и открытиями, на практике не более интересно, чем рассматривать на компьютерном мониторе движущиеся образы внутри скринсейвера.

Вторая оплошность так же чересчур типична для позднего творчества автора. Ориентируясь на подростковую аудиторию, он слишком боится «переусложнить» свое произведение, дабы не отпугнуть потенциального читателя. Боясь оставить его наедине с собственной идеей Глубины, автор помещает ее в форму, фактически новеллизации компьютерной игры «ДУМ» с полностью линейным прохождением уровней — отстрелом рядовых мобов, боссов и т.д. В итоге, до главной идеи, приходится продираться через почти две сотни страниц, напоминающих затянувшееся прохождение особенно сложного уровня. Стилистика при этом остается выдержанной в нарочито примитивистском ключе, с вкраплением админских терминов, программистских баек и бородатых анекдотов третьей свежести. Увы, но в итоге получается всего-лишь зауряднейший приключенческий роман, который по манере творческой кухни напоминает стакан обезжиренного молока, где благополучно и растворяются все авторские претензии, вкупе с любыми намеками на интеллектуальность. Для молодого МТА это было бы несомненным прорывом, но по меркам одного из самых читаемых фантастов России, итог очень и очень средний, потенциал книги оказывается совершенно нереализованным. Одно непонятно: коммерция коммерцией, но как можно до такой степени не доверять собственному читателю?

Оценка: 6
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Давно читал (кроме Прозрачных витражей). Всё хотел перечитать. Вот, сподобился.

Снова понравилось.

Некоторые вещи, по нынешним временам, вызывают только умиление (компьютеры с объёмом памяти на гигабайт и частотой в гигагерц).

Но общие идеи по прежнему хороши. Всё таки, непонятно в деталях, чего ждать от этого ожидаемого виртуального мира будущего. Который будет, надеюсь, теперь уже относительно скоро.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пусть правы те, кто говорит, что идея далеко не нова. Пусть правы считающие, что произведение несколько примитивно и малоинтеллектуально. Пусть правы те, кто указывает на технические недоработки и непродумки. Зато никто еще не писал об этом так легко, интересно и захватывающе. Многогранный «инновационный и амбициозный» мир Диптауна совсем не аналог нашей жизни и не её отражение. Этот мир, в который многие совсем не прочь погрузиться прямо сейчас. Я бы не назвал это бегством от реальности — это жажда другой реальности — более гибкой, с гораздо большими возможностями. Жажда «фантастики в жизни» и скорейшего наступления будущего — всего того, о чем мечтается в детстве.

В этом цикле есть явный лидер — «Лабиринт отражений» и явный аутсайдер — «Прозрачные витражи». Если кто-то в восторге от Лабиринта, я бы порекомендовал ему не читатать продолжения (особенно Витражи), чтобы не портить впечатление от по-настоящему хорошей развлекательной фантастики. Именно из-за этого всему циклу я и поставил 8.

Из явных минусов продолжений: непростительные повторы

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(возвращение в лабиринт игры Doom)
, использование идей или блоков идей из других произведений, безосновательное (на мой взгляд) изменение характеров героев
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(Чингиз)
.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если сравнивать впечатления от первой и второй книги, «Фальшивые зеркала» впечатлили меня гораздо больше. Здесь гораздо меньше погонь и перестрелок, гораздо меньше внимания уделено «Лабиринту» — да и вообще, главы, посвященные ему – скорее, дань тем подросткам, которые взахлеб читали первую часть, проглатывая описания батальных сцен, как изысканное лакомство. Не спорю, мудро. Еще мудрее — ввести в повествование паренька по имени Пат пятнадцати лет, чтобы подобная аудитория получила возможность видеть происходящее от его лица, отождествляя себя и его – чем не Глубина?

Да только не это главное. Совсем не это. Лабиринт – всего лишь мишура, яркая оболочка, «клюнув» на которую, Читатель проглатывает и крючок: серьезную, скрытую в тексте, идею. Идею, которую Автор озвучивал еще тогда, в первой своей книге: что есть Глубина? Благо или величайшее проклятье человечества? А что будет, если мы будем способны делать слепки себя? И кто будет реальнее: мы – придатки собственных отражений – или они, живущие полноценной жизнью, которую мы не всегда можем себе позволить? Автор словно подводит нас к зеркалу, заставляя переосмыслить свои поступки. Чего ты сделал больше за свою жизнь – хорошего или плохого? Каким будет твое отражение в зеркале Глубины? А если ему дать пистолет с патронами третьего поколения, будет ли оно медлить, или сразу нажмет на спусковой крючок? Думай, Читатель, думай, пусть скрипят заржавевшие шарики в твоей голове.

Не могу принять претензии к Автору на нарочитый примитивизм изложения – ИМХО, наоборот, герои, в особенности ГГ, во второй книге приобрели рельефность, которой так порой не хватало в первой части. Может, потому, что здесь Леонид предстает перед нами не всемогущим дайвером, а простым человеком, которому не чужды бытовые проблемы? Да и вообще, сцены в реальной жизни уже не выглядят так серо и уныло, как в первой части и читаются даже интереснее виртуальных. Если это сознательный Авторский ход –я рукоплещу. Глубина-глубина. Отпусти нас. Мы просто хотим жить. СВОЕЙ жизнью.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Иногда читаешь книгу, и понимаешь, что автор полностью оправдывает твои ожидания. В данном случае он не только оправдал их, но еще и удивил своей изобретательностью в некоторых моментах, которые как уже показалось позже просто напрашивались в теме «виртуалки\киберпанка». Но на самом деле он просто изложил и обыграл некоторые идеи с такой легкостью, что создалось впечатление будто это само собой разумеющееся. В данном случае я например имею ввиду

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
изобретение виртуального оружия, которое способно убивать в реале
. Может конечно некоторые идеи не новы, но они не выглядят как посредственная банальщина. Например идея с аналогом игры Doom меня весьма порадовала. Возможно из-за того, что представляя себе мир наподобие Диптауна подобные вещи там просто необходимы? Для меня например необходимы. И еще, было бы не очень разумно, и гуманно (а гуманизм — это просто неотъемлемый элемент всех книг Лукьяненко) создать продуманный и интересный мир, и на его примере не показать нашу собственную жизнь, провести некоторые параллели, внести любовную линию, которая тоже способствует тому, чтобы цикл не превратился просто в рядовой экшн. В общем для меня в этом произведении есть все, и все меня полностью устраивает! Очень жаль, что провалилась экранизация... хотя, может это и к лучшему. Наверное перечитывание будет более приятным, кстати надо перечитать :)

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательное, немного наивное, но вместе с тем легкое и чистое произведение. Очень напоминает старую добрую советскую фантастику (с учетом изменившихся реалий). У Лукьяненко — одно из лучших, а на момент написания лучшее в российском киберпанке. Может быть немного натянуто, немного растянуто, но с сериалами практически всегда так. Плюс с языком у Лукьяненко всегда все было в порядке. Отдых от повседневности в Глубине читающему обеспечен.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх